Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994) — один из самых почитаемых греческих старцев, монах Святой Горы Афон.
Старец Паисий широко известен своими духовными наставлениями, ценными советами и своей подвижнической жизнью. В 2015 году Священный Синод Вселенского Патриархата причислил преподобного Паисия Святогорца к лику святых.
В день памяти старца Паисия «Фома» рассказывает о новых изданиях духовного наследия преподобного.
Шеститомное издание «Слов» старца Паисия Святогорца — собрание духовного наследия преподобного. Оно состоит из записей его бесед, поучений и писем. Материал систематизирован так, что каждый том посвящен отдельной проблематике.
В первом томе издания «Слов» Паисия Святогорца раскрываются многие духовные грани жизни людей. Книга состоит из нескольких частей: «О грехе и диаволе», «О современной культуре», «О духе Божием и духе мира сего», «О церкви в нашу эпоху». Старец Паисий говорит о борьбе с искушениями, касается тем воспитания, образования и культуры, а также дает мудрые советы.
Цитаты:
«Смирение обладает великой силой. От смирения диавол рассыпается в прах. Оно — самый сильный шоковый удар по диаволу. Там, где есть смирение, диаволу не находится места. А если нет места диаволу, следовательно, нет и искушений»
«Культура — это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо “окультурить” еще и душу»
«Безмолвие есть таинственная молитва»
«Люди сегодня не живут просто. Поэтому они сильно отвлекаются. Они хватаются за многое и тонут во множестве попечений. А я сперва заканчиваю с каким-то одним или двумя делами — и только потом думаю о других. Я никогда не берусь за много дел сразу.
Сейчас думаю о чем-то одном. Закончив первое, начинаю обдумывать второе. Потому что я не имею покоя, если берусь за второе, еще не закончив первое. Хватаясь за много дел, человек теряет голову.
Даже просто думать обо всех этих делах одновременно — уже приведет к шизофрении»
Второй том собрания «Слов» преподобного Паисия Святогорца — о том, как важно освободиться от духовного глубокого сна, в котором находятся люди. Книга состоит из пяти частей: «Ответственность любви», «О подвижничестве и благоговении», «О духовной отваге», «Зависимость от неба», «О духовном оружии». Своими советами старец Паисий помогает человеку не свернуть с истинного добродетельного пути.
Цитаты:
«Ты зажигаешь свечу — куда ты ее посылаешь? Разве ты не посылаешь ее куда-то? Свечой мы что-то просим у Бога.
Когда ты возжигаешь ее и говоришь: “За тех, кто страдает телесно и душевно, и за тех, кому это нужно больше всего”, то среди этих людей есть и живые и усопшие.
Знаешь, какое упокоение испытывают усопшие, когда мы ставим за них свечу? Так мы находимся в духовной связи с живыми и усопшими. Одним словом, свечка — это “антенна„, с помощью которой мы вступаем в контакт с Богом, с больными, с усопшими и так далее»
«Наивысшая радость происходит от жертвы. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, ибо Христос есть Жертва»
В третьем томе «Слов» Паисия Святогорца речь идет об опасности греха, о том, как выйти из греховной тьмы, об испытании совести. Книга состоит из пяти частей: «О брани помыслов», «О справедливости и несправедливости», «О грехе и покаянии», «Черные силы тьмы», где старец рассуждает о колдунах, экстрасенсах, ясновидящих, а также большая часть, посвященная Таинству исповеди.
Цитаты:
- «Люди мучаются от переживаний, бессониц, душевных болезней, а причина тому ― их суетные, испорченные, ложные помыслы, которым они доверяют»
- «О, если бы все люди поступали со мной несправедливо! Говорю вам со всею искренностью: самая сладкая духовная радость была испытана мною среди несправедливости»
- «Во время любого духовного зимнего ненастья будем с терпением и надеждой ждать духовной весны»
- «Покаяние — это крещение слезами. Каясь, человек проходит через новое крещение, возрождается»
- «Духовник — врач души»
Четвертый том «Слов» старца Паисия Святогорца посвящен семейной жизни. Преподобный рассуждает об отношениях детей и родителей, мужа и жены, а также дает ценные практические советы о духовной жизни в семье.
В книге шесть частей: «Как создать крепкую семью», «О родителях и их обязанностях», «Дети и их обязанности», «Духовная жизнь», «Об испытаниях в нашей жизни», «О смерти и будущей жизни».
Цитаты:
«Родители, которые рожают детей и дают им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению»
«В уважении присутствует любовь. То, что я люблю, я одновременно и чту. То, что я чту, я люблю. То есть любовь и почтение — это не разные вещи: это одно и то же»
В пятом томе издания «Слов» Паисия Святогорца речь идет о страстях и борьбе с ними, а также об их противоположности — добродетели. Старец считает матерью всех страстей самолюбие и рассуждает о его последствиях. Преподобный говорит о вреде гордости, о пагубе осуждений, зависти, гневе и унынии. В разделе «О добродетели» старец утверждает, что добродетель всего одна, и имя ей — смирение.
Многие рассуждения Паисия Святогорца посвящены феномену духовной любви. Любовь должна правильно распределяться между Богом, ближними и всем творением.
Цитаты:
«Человеку самолюбивому нет покоя. У такого человека нет душевного мира, потому что он несвободен внутренне»
«Расскажу тебе одну историю, которую я когда-то слышал. Как-то раз один простой человек попросил Бога показать ему рай и ад. И вот однажды ночью во сне этот человек услышал голос: “Пойдем, я покажу тебе ад”. Тогда он оказался в комнате.
Посередине ее стоял стол, за ним сидело много людей. На столе была кастрюля, полная еды. Но люди были голодны: они черпали длинными ложками из кастрюли, но не могли поднести ложки ко рту.
Поэтому одни из них ворчали, другие кричали, третьи плакали… Потом он услышал тот же голос: “Пойдем, теперь я покажу тебе рай”. Тогда он оказался в другой комнате, где стоял такой же стол с кастрюлей, и также вокруг него сидели люди с длинными ложками.
Однако все были сыты и веселы, потому что каждый из них, черпая из кастрюли еду, кормил своей ложкой другого. Теперь ты понимаешь, как можешь еще в этой жизни ощутить рай?»
«Гордость — это генштаб страстей»
«Терпение — это самое сильное лекарство, которое лечит тяжкие беды, затянувшиеся на много лет. Большинство испытаний можно перенести только имея терпение. Великое терпение решает самые запутанные задачи и приводит к божественному итогу: сложную ситуацию, из которой ты не видел никакого выхода, Бог разрешает наилучшим образом»
Шестой том «Слов» преподобного Паисия полностью посвящен молитве.
Старец много говорит об общении с Богом, о том, что молиться необходимо, и дает советы, как это правильно делать, чтобы Господь нас услышал. Многие рассуждения старца посвящены молитвенному деланию.
В одной из частей тома («Богослужебная жизнь») рассказывается о периодах церковного года, об общей молитве и о таинстве Божественной Евхаристии.
Цитаты:
«Не молясь человек удаляется от Бога и становится как вол: поработает, потом поест, потом поспит, опять поест, снова поработает… И чем дальше он отходит об Бога, тем сложнее ему вернуться. Сердце охладевает, и наступает момент, когда оно совсем не может молиться. Чтобы такой человек пришел в себя, его сердце должно умягчиться, обратиться к покаянию»
- «Очень полезно делить молитву на три части: первая — молитва о себе, вторая — о живых и третья — об усопших. Но даже в этом случае о себе мы молимся больше, чем обо всех остальных, потому что я один, а живых и усопших бесчисленное множество»
- «Молитва становится сердечной, когда ум соединяется с сердцем»
- Другие издания:
В этой небольшой книжке собраны наставления и советы Паисия Святогорца, посвященные жизни человека в современном обществе. Преподобный приводит примеры проявления Божьего Промысла в судьбах людей. Все это для того, чтобы мы обратились к самим себе, прислушались к своим душам.
Одна из историй старца Паисия:
Проповедь для донора
Как-то раз один богослов в своей проповеди призвал людей идти сдавать кровь, потому что в этом была необходимость. И действительно: многие были побуждены его проповедью и сдали много крови. Сам он, однако, не сдал ни капли, хотя крови у него, прямо скажем, хватало с избытком.
Люди соблазнились. «Я, — сказал им тогда богослов, — своей проповедью побудил народ к сдаче крови, и это все равно как если бы я сдал крови больше всех!» Так он успокаивал свой помысел.
Да лучше бы ему было не проповедь произносить, а пойти и без шума сдать немного крови самому!
- В этой книге собраны яркие цитаты, истории, советы из духовного наследия преподобного Паисия Святогорца, посвященные теме христианского брака и воспитания детей в семье.
- Предлагаем прочесть одно из размышлений преподобного:
- В равновесии
Имея разные характеры, супруги могут большего достичь и в воспитании детей. Один из супругов станет их немножко притормаживать, а другой будет говорить: «Ну дай ты детям немножко свободы».
Если и муж, и жена закрутят все гайки своим детям, то потеряют их. Но они потеряют детей и в том случае, если оба будут позволять им делать что вздумается.
Если же мать и отец обладают разными характерами, то дети их пребывают в равновесии.
Эта книга содержит избранные притчи преподобного Паисия Святогорца. Долгое время старец собирал истории, которые рассказывали ему разные люди, приходящие за советом.
Патерик — один из древних жанров аскетической литературы. Это собрание небольших нравоучительных изречений христианских подвижников. Истории старца Паисия вводят читателя в атмосферу литературы патериков, показывают примеры благочестивой жизни и дают возможность читающим эту книгу поразмышлять о собственном пути.
Предлагаем прочесть небольшую историю из жизни старца Паисия:
Сколько весит песок
Маленькие грешки тоже имеют свою тяжесть. Когда, не имея каких-то серьезных грехов, я приходил на исповедь к батюшке Тихону, то он говорил: «Песочек, сынок, песочек!» Маленькие грешки собираются в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень.
Духовные советы Паисия Святогорца отличаются не только своей мудростью, но добрым юмором. Истории, изложенные в этой книге, обязательно вызовут улыбку на лице читателя.
Вот один из советов преподобного Паисия:
О ветхом и новом
Наш ветхий человек — это живущий в нас злобный «квартиросъемщик». Для того чтобы он ушел, мы должны разрушить его жилище и начать возводить новое здание — строить нового человека.
Практически все 600 страниц этой книги посвящены описанию подвижнической жизни преподобного Паисия Святогорца. Здесь рассказывается о молитвенных трудах, чудесах, служении ближним благочестивого старца и многом другом.
Книга представляет собой перевод греческого издания «Ὁ Ἅγιος Παΐσιος ὁ Ἁγιορείτης» 2015 года. Перевод на русский язык выполнен братией Свято-Преображенского скита Данилова монастыря в Москве.
В этой книге собраны избранные письма старца Паисия Святогорца, его советы и наставления. Это духовное завещание преподобного обязательно поможет читателям обратить взор на самих себя.
Тексты впервые публикуются на русском языке. Перевод с новогреческого выполнен Татьяной Самойленко.
Подготовила Ася Занегина
7 наставлений старца Паисия
7 наставлений старца Паисия. Выпуск 2
Святой Паисий шутит
Источник: https://foma.ru/12-knig-startsa-paisiya.html
Жизнь и пророчества афонского старца: 25 лет памяти преподобного Паисия Святогорца
Русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что одна треть турок станет христианами, одна треть погибнет и одна треть – направится в Месопотамию.
В Константинополе произойдёт великая война между русскими и европейцами, и прольётся много крови.
Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения.
В конце ноября 2015-го, когда турецкая авиация сбила российский военный самолёт Су-24 и мир оказался на грани чудовищного конфликта, многие православные христиане вспомнили эти слова, пророческие предостережения афонского старца Паисия Святогорца, произнесённые им несколько десятилетий назад. В те дни в России и Турции, а также в Греции и многих других странах мира сотни миллионов людей осознали шаткость и лёгкость наших временных «царств», которые ещё ветхозаветный пророк Даниил предсказал вавилонскому царю Валтасару.
Но четыре года назад мудрость русского и турецкого лидеров оказалась выше военно-политических провокаций.
Подобно тому, как жители древней Ниневии, услышав предсказания пророка Ионы о скором разрушении их города, раскаялись, и эти пророчества не сбылись, так и в наше время серьёзного конфликта между Россией и Турцией удалось избежать. Конфликта, который вполне мог привести к самым страшным последствиям на всём евразийском континенте.
Преподобный Паисий Святогорец. www.pravoslavie.ru
Но кто же был тот современный Иона, чьи предостережения современному миру не теряют актуальности и сегодня? Особенно, когда пагубные либерально-обновленческие тенденции начали всё шире распространяться не только в западном христианстве, но и в Православии. О чём, к слову, этот афонский старец тоже предупреждал:
К сожалению, сегодня в богословие проталкиваются люди, не имеющие отношения к Церкви и с абсолютно мирским мудрованием, которые говорят разные вещи и совершают непозволительные действия, с целью сознательно удалить своей позицией христиан от веры.
Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако не так, как хотят те, кто махинациями устраивает всемирное объединение церквей, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Объединится, потому что при создавшемся положении пройдёт отделение овец от козлов.
Каждая овца будет стремиться быть рядом с другой овцой и тогда осуществится на деле «едино стадо и един Пастырь».
Всё это – преподобный Паисий Святогорец, наш современник.
Со дня его блаженной кончины, наступившей в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля 1994 года, прошло всего 25 лет, но уже в январе 2015-го старец Паисий был причислен к лику святых и очень скоро был внесён в святцы (православный календарь) Русской Церкви. Исключительный случай.
Обычно от кончины христианского подвижника до его прославления проходит по меньшей мере несколько десятилетий, но здесь святость преподобного была несомненна для всех, кто знал его лично, и тех, кто не знал, но по его молитвам получал помощь и исцеления.
Так, ещё задолго до земной кончины отца Паисия знали и почитали во всём православном мире. И особенно в России, которую этот афонский подвижник особенно любил.
И русские православные христиане всегда отвечали ему тем же: ещё до канонизации старца во многих домашних иконостасах можно было встретить его изображение.
Обычную фотографию монаха в простой иноческой скуфейке с пронзительным, немного строгим, но лучащимся особой теплотой и лёгкой грустью взглядом.
Особенно почитают старца Паисия в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Исследователь и популяризатор наследия преподобного игумен Киприан (Ященко) вот уже несколько лет осуществляет программу «Преподобный Паисий Святогорец: прославление и просвещение», в рамках которой вышли 7 серий фильма о святом, его житии, деяниях и наследии. Наследии, актуальном как в духовно-нравственном, так и в политическом отношениях, а потому требующем внимательнейшего изучения.
Путь на Святую гору
Жизненный путь будущего старца начался в 1924 году в малоазийской Каппадокии.
Эта местность в древности прославилась тем, что именно отсюда в первые христианские века вышло множество святых, включая Великих каппадокийцев – Святителей Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова.
Уже в XI столетии от Рождества Христова сюда проникли сельджуки и началась исламизация этих земель, однако вплоть до первой четверти XX века в Каппадокии проживало немало христиан: греков и армян.
До активизации националистов-младотурков в Османской империи сохранялись относительная веротерпимость и отсутствие межэтнической вражды.
Всё радикально изменилось с началом Первой мировой войны: геноцид армян 1915 года – лишь самая яркая, кроваво-алая страница этнической истории тех лет.
Пострадали и турки, в итоге лишившиеся своей многовековой империи, и греки, также подвергшиеся, хотя и в меньшей степени, геноциду.
Более того, в результате греко-турецкой войны 1919 – 1922 годов состоялся принудительный обмен населением Греции, Турции и Болгарии. Миллионы людей, как христиан, так и мусульман покинули места, где жили десятки поколений их предков.
Так, практически все греки были вынуждены покинуть Малую Азию, включая колыбель восточного христианства Каппадокию (после 1924 года на территории Турции православным грекам разрешалось проживать только в границах старого Константинополя и на эгейских островах Имброс и Тенедос). В греческой историографии эти события именуются «Малоазийской катастрофой».
Итогом этой катастрофы для простой греческой семьи Евлампии и Продромоса Эзнепидисов, у которых 7 августа (по новостильному гражданскому календарю) 1924 года родился сын Арсениос (Арсений), будущий старец Паисий, стало их вынужденное переселение в маленький городок Коницу на Севере Греции близ албанской границы. А вместе со своей паствой отправился и известный старец тех лет, ныне также прославленный в лике святых преподобный Арсений Каппадокийский. Именно он крестил младенца Арсения и предсказал ему монашеское будущее. Вот как описывает эти годы Житие преподобного Паисия:
Уже с детских лет Арсений жил как подвижник. Он наслаждался чтением Житий Святых, усердно, с чрезвычайной ревностью и с удивительной бескомпромиссностью стремясь подражать их подвигам. Он отдавался непрестанной молитве и одновременно с этим старался развить в себе любовь и смирение. В юношеском возрасте будущий Старец выучился ремеслу плотника, желая и в этом быть похожим на Христа.
А между тем как итог Второй мировой войны началась кровопролитная гражданская война между просоветскими повстанцами и прозападными правительственными войсками. Будущего старца призвали в действующую армию, где он три с половиной года служил радистом, не проливая братской крови, но учась смирению и послушанию, проявить которые ему в полной мере довелось уже совсем скоро.
Вскоре после демобилизации, в 1950 году, Арсений Эзнепидис ушёл на Святую гору Афон, где стал послушником геронды Кирилла, будущего игумена афонского монастыря Кутлумуш. Начался путь к старчеству.
Отец Паисий в молодости. www.pravoslavie.ru
Через испытания к спасению
Житие монаха – не биография политического деятеля. Оно не изобилует множеством публичных встреч и заявлений. Того, что мы именуем «мероприятиями». Но оно поистине «событийно», подлинно сопричастно дарованному Богом бытию. В ежеминутном молитвенном общении с Господом, в несении чужих тягот, в смирении и послушании.
Таково Житие и старца Паисия Святогорца, в 1954 году постриженного в рясофор, а в 1957 году принявшего малую схиму с именем в честь Святителя Паисия Кесарийского в известном своим консерватизмом афонском монастыре Эсфигмен. А в 1958-м вернулся в места своего детства, где возродил монастырь Рождества Богородицы, также известный как Стомион.
Здесь он активно проповедовал, успешно противопоставив православную проповедь активно распространявшейся в то время протестантской пропаганде. А с 1962 по 1964 год – подвизался на Синае.
Как впоследствии вспоминал старец Паисий, Сама Богородица указала ему этот путь:
Я попросил Матерь Божию, чтобы Она Сама показала мне место, куда идти. И Она сказала мне: «Иди на Синай».
Здесь, в египетской пустыне старцу довелось сразиться с бесовскими силами. Не именуя имени нечистого вслух, он шутя называл его «тангалашкой». Но смешного было мало, это только многим из нас кажется, что враг рода человеческого – это нечто из голливудских «страшилок». В реальности всё куда страшнее, неописуемо страшнее.
Так, в Житии преподобного Паисия есть рассказ о том, как одна девушка, впоследствии ставшая монахиней, спросила старца:
– Дедушка, а вы его видели?
– Да! Знаешь, какой он «красивый»! Насколько велика любовь Господа, не позволяющая увидеть дьявола! Умерло бы всё человечество со страха!
А о своей духовной борьбе с врагом рода человеческого говорил так:
Диавол действительно преображается в человека, в животное и тому подобное. Он действительно осязаем. Это некая иная сущность, которой мы не знаем. Ты видишь его, осязаешь его, связываешь его молитвой, и он тут же исчезает прямо на твоих глазах.
Прожив два года в знаменитом синайском монастыре Святой Екатерины, ещё относительно молодой отец Паисий проявил высочайшую аскезу. Поселившись в маленькой келье в башне, в которую ранее селили ссыльных, он тут же выкрутил электрическую лампочку и убрал с кровати матрас. А затем ушёл в пещерную келью святой Епистимии, где питался только чаем с сухарями.
Монашеское служение преподобного Паисия на Синае. www.pravoslavie.ru
В 1964 году отец Паисий вернулся на Афон и поселился в скиту Иверского монастыря. Тяжело больным: открылась астма, приведшая к тяжелейшей лёгочной болезни и страшным мучениям. Мучениям, которые привели к подлинному старчеству и чудотворению.
Широко известны евангельские слова Спасителя о том, что «Царство Небесное нудится», то есть – добывается с трудом, с усилиями, потом, а порой и кровью. Об этом же нередко говорили и светские мыслители.
Так, французский философ румынского происхождения Эмиль Чоран утверждал, что только страдание по-настоящему изменяет человека. Но есть одно существенное добавление: страдание, перенесённое с христианским смирением.
В случае со старцем Паисием физические страдания стали вечным спутником его земной жизни. В 1966-м после тяжелейшей операции он лишился значительной части лёгких. Но Господь даровал ему ещё 28 лет монашеского служения.
Служения, исполненного страданий и… подлинно христианской любви. Старец, превозмогая боль, постоянно принимал в своей келье паломников и каждому помогал в его беде. В том числе – в буквальном смысле перенимая их мучения на себя.
Вот как просто и мудро это описывается в его Житии:
Он проводил свою жизнь в безвестности, всецело вручив себя Богу, Который, в Свою очередь, явил и отдал его людям. Многие и многие приходили к Старцу и находили руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам.
Божественная любовь преизливалась из освященной души Старца, сияние Божественной Благодати исходило от его преподобнического облика.
Целыми днями без устали Старец Паисий Святогорец забирал у людей их боль, расточая вокруг себя божественное утешение.
Старец Паисий на Святой Горе Афон. www.pravoslavie.ru
Скончался старец Паисий, как уже было сказано, 12 июля 1994 года в монастыре апостола Иоанна Богослова в греческом селении Суроти близ Салоник. Здесь же и был погребён, после чего к его могиле сразу же стали стягиваться многие и многие тысячи паломников.
И сегодня, когда Православный мир, в первую очередь, Константинопольская и Русская Церковь, пребывает в разделении, молитвы этому великому старцу могут помочь исцелить эту рану. Ну и, конечно, не стоит забывать о его пророчествах – важнейшем предупреждении всему миру.
Преподобный отче Паисие, моли Бога о нас!
Источник: https://tsargrad.tv/articles/zhizn-i-prorochestva-afonskogo-starca-25-let-pamjati-prepodobnogo-paisija-svjatogorca_207841
Житие Паисия Святогорца: биография, фото и дата смерти
В 2015 году к лику святых был причислен великий подвижник православия, схимонах Афонского монастыря Паисий Святогорец, житие которого, составленное близко знавшим его иеромонахом Исааком, легло в основу этой статьи.
У каждого христианина есть свой особо почитаемый угодник Божий, к которому он обращается с молитвами о заступничестве перед Престолом Всевышнего. Для многих людей сегодня святой Паисий стал именно таким небесным покровителем.
Первый религиозный опыт будущего подвижника
Как явствует из «Жития Паисия Святогорца», родился он 25 июля 1924 года в Фарасах – греческом поселении, расположенном на территории современной Турции.
Будущий святой стал шестым ребенком в семье уважаемых и благочестивых родителей – Евлампия и Продромоса Езнепидес, давших ему во святом крещении имя Арсений.
Весьма примечательно, что это таинство совершал над ним другой его прославленный земляк, причисленный впоследствии к лику святых под именем Арсения Каппадокийского.
В силу ряда политических причин родители младенца Арсения были вынуждены покинуть обжитое место, когда ему едва исполнилось два месяца, и перебраться в город Коницу, находившийся на границе Греции и Албании. Там и прошло его детство.
Как рассказывается в «Житие преподобного Паисия Святогорца», сильное влияние в ранние годы оказывала на него мать – глубоко набожная женщина, в течение дня непрестанно творившая Иисусову молитву, что обычно делают люди, принявшие монашеский постриг.
Эта ее особенность глубоко запала в душу ребенка и постепенно стала его собственной чертой.
Как вспоминали потом люди, близко знавшие его семью, в детстве Арсений отличался живым умом и прекрасной памятью, благодаря чему практически без посторонней помощи к шести годам уже научился читать, а чуть позже и писать.
С этого времени его постоянными спутниками сделались книги, среди которых главное место занимала Библия, в особенности же Святое Евангелие. Кроме них Арсений самозабвенно читал жития святых, печатавшихся небольшими дешевыми изданиями, которых у него в комнате было великое множество.
Неудивительно, что с ранних лет он приобрел склонность к уединенным молитвам, столь усилившуюся со временем, что она начала вызывать беспокойство у окружающих.
Трудовая жизнь и первые помыслы о монашестве
Далее в «Житие преподобного Паисия Святогорца» рассказывается, что, окончив начальную школу и не имея возможности продолжить образование, он овладел профессией плотника и стал помогать семье, зарабатывая на хлеб в одной из местных артелей.
Способный и трудолюбивый юноша весьма преуспел в этом поистине евангельском ремесле, которым во дни Своей земной жизни занимался Спаситель наш – Иисус Христос. Заказчики с неизменной похвалой отзывались о сделанных его руками иконостасах, полках для икон, а также всевозможной мебели.
Приходилось Арсению делать и гробы, но за них он никогда не взимал плату, проявляя тем самым сочувствие к человеческому горю.
В «Житие святого Паисия Святогорца» весьма ярко повествуется о том, как в 15-летнем возрасте Господь помог ему с честью преодолеть искушение в вере.
Случилось так, что один из сверстников стал объяснять Арсению модную в те годы теорию эволюции Дарвина, пытаясь при этом доказать ее превосходство перед библейской догмой о сотворении мира.
Не находя аргументов для опровержения его слов, но сердцем чувствуя их ошибочность, юноша провел несколько дней в глубоком размышлении и молитве, пока не сподобился узреть Самого Иисуса Христа, представшего перед ним в ослепительном сиянии. Это видение помогло будущему подвижнику отбросить сомнения и навсегда укрепиться в вере.
Именно тогда Арсений начал задумываться о принятии монашеского пострига и даже обратился с этой просьбой к настоятелю одной из ближайших обителей, но тот отказал ему по причине слишком юного возраста, однако дал все необходимые наставления для подготовки к вступлению в будущем на эту нелегкую стезю.
Закалка духа и плоти
Как написано в «Житии Паисия Святогорца», с этих пор боголюбивый юноша начал готовить свои тело и душу к будущим аскетическим подвигам.
Необычайно строго выполняя требования, связанные с православными постами, он и в скоромные дни вкушал лишь простую грубую пищу без соли, довольствуясь минимально необходимым для поддержания сил количеством.
Чрезмерное же усердие приводило порой к голодным обморокам.
Кроме того, работая в поле, Арсений никогда не надевал обувь, отчего в кровь ранил босые ноги об острые стебли скошенной травы.
Этим, как писал иеромонах Исаак в «Житие Паисия Святогорца», будущий святой укреплял свой дух и учился стойко переносить страдания плоти. Пример столь пылкой веры не мог не повлиять на окружающих.
Особенно чутко он воспринимался детьми и подростками, многие из которых тогда же обратили свои сердца к Богу, а повзрослев, отринули от себя мирские соблазны и встали на путь монашеской жизни.
Время тяжких испытаний
Вслед за мирными юношескими годами, проведенными в молитвах и углубленном богомыслии, для будущего подвижника наступила пора испытаний – греко-итальянская война, обрушившая на Коницу, где по-прежнему жила его семья, все тяготы вражеской оккупации. В этот тяжелый период он и его родители делились с голодными земляками последними крохами хлеба, тогда как сами порой не имели средств к пропитанию.
Однако жизненные тяготы значительно усугубились после того, как в июле 1936 года разразилась в стране гражданская война. Об этом жестоком времени также повествуется в «Житие Паисия Святогорца».
По подозрению в помощи, оказываемой сторонникам генерала Франко, будущий святой был брошен в тюрьму и там во всей полноте познал тягость мучений, которые испытывает человек, запертый длительное время в тесной душной камере, до предела наполненной такими же, как и он, узниками.
Искушение будущего святого
Этот период в жизни святого связан с одним весьма характерным происшествием, ярко показывающим аскетический настрой его души.
Иеромонах Исаак писал, что однажды тюремщики, случайно узнав о крайней религиозности Арсения и его монашеском образе жизни, решили поглумиться над ним.
Поместив молодого человека в одиночную камеру, они подсадили к нему двух девиц легкого поведения, мысленно предвкушая сцены его неизбежного, по их мнению, грехопадения.
Однако несмотря на то что, действуя по их наущению, блудницы сбросили с себя всю одежду, юноша, поборов искушение плоти, молитвенно призвал себе на помощь Небесные силы.
Более того, он обратил к этим падшим женщинам слова любви и сострадания, отчего те устыдились и в слезах покинули камеру.
На страницах «Жития святого Паисия Святогорца» немало описаний и других случаев, ярко характеризующих его непреклонную аскетическую натуру.
Вновь на свободе
Не имея доказательств его собственной причастности к какой-либо из боевых групп противника, тюремное начальство пыталось обвинить Арсения в том, что на стороне врага сражается его старший брат.
Но он вполне резонно возразил им, что по праву старшинства тот сам волен принимать решения и не обязан отчитываться перед ним в своих действиях.
На этот аргумент возразить было нечего, и Арсений вскоре оказался на свободе.
Еще одна характерная деталь, упоминаемая и в исторической биографии и в житие Паисия Святогорца: оказавшись на свободе после нескольких месяцев заключения, он с одинаковым усердием помогал как сторонникам прокоммунистических сил, так и их противникам. Эта позиция вытекала из его глубокого убеждения, что все люди, независимо от их политической ориентации, достойны христианского сострадания.
Служба в армии
Война и вызванные ей трудности на время помешали Арсению осуществить свою мечту об уходе в монастырь, поскольку семья крайне нуждалась в его помощи. Тем не менее духовная жизнь юноши по-прежнему была предельно насыщенной.
Свободные часы, остававшиеся от занятия плотницким ремеслом, он посвящал молитвам и чтению Священного Писания, обретая на его страницах силы для дальнейшей жизни.
В то же время строгое соблюдение всех постов и постоянная готовность оказать помощь ближнему готовили его душу к будущему монастырскому послушанию.
Война, как известно, требует от людей не только молитв, но и активного участия в ее разрушительном действии. В положенный срок получил призывную повестку и Арсений.
В связи с этим уместно вспомнить еще одну характерную деталь, упомянутую в «Житие Паисия Святогорца» иеромонахом Исааком: отправляясь на фронт, юноша молил Бога не о том, чтобы Он сохранил его жизнь, а о том, чтобы ему самому не довелось кого-то убить.
И Господь услышал его молитву: по прибытии в часть молодой человек был направлен на курсы радистов и, овладев этой специальностью, благополучно избежал необходимости убивать.
Находясь на службе, Арсений по своему душевному складу оставался таким же, каким был в гражданской жизни − искал случая помочь ближнему и всегда охотно выполнял любую, даже самую тяжелую и грязную работу.
Вначале сослуживцы подсмеивались над ним и нередко злоупотребляли его готовностью подменить любого из них в наряде. Однако со временем насмешки прекратились, уступив место всеобщему уважению.
Под конец службы, продлившейся три года, будущего святого настолько полюбили, что считали неким талисманом, ниспосланным свыше. В этом они были очень близки к истине, что не раз подтверждалось во время боев.
Сбывшаяся мечта
Далее в «Житие старца Паисия Святогорца» иеромонах Исаак пишет, что, едва демобилизовавшись и еще не успев снять с себя военную форму, Арсений отправился на Святую Гору Афон, куда влекла его заветная мечта.
Именно там он желал провести дальнейшие дни своей жизни, посвятив их служению Богу. Однако в этот раз ему не суждено было исполнить свои намерения, поскольку Господь послал будущему иноку еще одну, на этот раз последнюю проверку его смирения.
Находясь в одной из афонских обителей, Арсений неожиданно получил письмо от отца, в котором тот просил его немедленно возвратиться домой и оказать помощь семье в каком-то весьма важном для нее деле.
Восприняв его просьбу, как посланный свыше призыв к послушанию, молодой человек безропотно подчинился и, оставив на время обитель, направился домой.
Прожив в кругу своих родных почти два года и выполнив все, что просил отец, Арсений вновь отправился на Афон, чтобы начать там иноческую жизнь, к которой так долго и настойчиво готовился.
В этот раз Господь внял его молитвам и сподобил стать послушником того самого монастыря, из которого его когда-то позвало домой письмо, написанное отцом.
Так сбылась мечта всей жизни этого удивительного человека, непрестанным трудом стяжавшего венец святости.
В стенах обители
О начальном периоде монастырской жизни достаточно подробно рассказывается в «Житие Паисия Святогорца», а фото, приведенные в статье, могут послужить дополнительной иллюстрацией.
Читая строки, написанные иеромонахом Исааком, мы узнаем, что даже не имея еще достаточного опыта, послушник Арсений, по благословению настоятеля, вел столь суровую аскетическую жизнь, чем приводил в невольный трепет бывалых монахов.
Работая весь день плотником (это ремесло было весьма востребовано в обители), он выстаивал ночи напролет в молитвенном бдении, а то короткое время, которое по естеству человеческому все же необходимо для сна, проводил, лежа на голых камнях.
Наконец, по Божьему благословению, в марте 1954 года послушник Арсений принял монашеский постриг с новым именем – Аверкий. Вступив на путь иночества, будущий святой внешне не изменил прежнего образа жизни, но исполнился еще большим смирением.
Он, как и ранее, проводил дни в плотницкой мастерской, где выполнял послушания, налагаемые на него одним из старших монахов, который, к несчастью, оказался человеком грубым и жестокосердным.
Как видно из этого обстоятельства, упомянутого в «Житие Паисия Святогорца», Господь порой попускает таким, далеким от истинного благочестия людям подвязаться в Его обителях. Подобным искушением Он укрепляет смирение Своих истинных служителей.
Безропотно перенося все грубости и придирки своего начальника, молодой монах Аверкий оставался у него в послушании два года, после чего был пострижен в мантию (вторую ступень монашества) с именем Паисий, под которым и получил всенародную известность, а позже прославился в лике святых.
Тяжкий, но почетный крест старчества
С этого времени, как писал в «Житие старца Паисия Святогорца» иеромонах Исаак, начался новый и наиболее важный период его земной жизни – старчество, определяющееся не возрастом, а присутствием в душе особой благодати, ниспосланной Богом.
Доподлинно известно, что подвижник, еще пребывая в тленном мире, неоднократно сподобился лицезреть Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, являвшихся ему и говоривших с ним.
В разные моменты жизни Они наполняли его душу Божественной благодатью и даровали силы для аскетических подвигов.
По мере того как молва о необычайном благочестии отца Паисия выходила за пределы монастыря, к нему стали съезжаться люди с просьбами о молитвенной помощи в различных жизненных обстоятельствах.
В монастырских книгах сохранилось много записей, свидетельствующих о чудесах, явленных Господом по молитвам старца.
Среди них и случаи исцелений безнадежно больных людей, и факты обретения людей, без вести пропавших много лет назад.
Весьма примечательно, что старец имел дар разговаривать не только с людьми, но и с животными, которые его охотно слушали и беспрекословно подчинялись.
Так, в «Житие Паисия Святогорца» иеромонах Исаак вспоминает случай, как однажды в присутствии множества паломников к нему в келью заползла крупная ядовитая змея. Успокоив перепуганных посетителей, старец взял чашу и, наполнив ее водой, напоил незваную гостью.
После этого он приказал ей удалиться, и змея послушно исчезла в расщелине стены, не причинив никому вреда.
Блаженная кончина и посмертное пророчество старца
Трудно перечислить все чудеса, явленные по молитвам старца как во дни его земной жизни, так и после блаженной кончины, последовавшей 12 июля 1994 года.
Великий старец отошел ко Господу после долгой и изнурительной болезни, но никто из тех, кому довелось быть рядом с ним в последние дни, не слышал из его уст ни стенаний, ни жалоб. Закат жизни он провел с тем же смирением и покорностью воле Божьей, что и все предшествующие годы, о которых мы узнаем из «Жития Паисия Святогорца».
Дату смерти этого великого подвижника, без сомнения, следует считать началом его пребывания во Царствии Небесном, путь к которому он себе прокладывал с раннего детства.
В завершение статьи хочется привести одно из пророчеств, оставленных старцем Паисием, который, как свидетельствуют знавшие его лично, обладал необычайным даром прозорливости. Оно касается взаимоотношений Греческого государства с его исконным политическим и военным противником – Турцией.
Между ними старец предрекал в будущем военный конфликт, исход которого во многом изменит нынешнее соотношение сил. Он говорил, что многовековой спор за приоритет на Босфоре будет, наконец, решен в пользу Греции, и над Константинополем воссияет православный крест.
Справедливости ради отметим, что иеромонах Исаак в «Житие старца Паисия Святогорца» не упоминает об этих его словах, и достоянием общественности они стали с подачи журналистов.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1464672358069700645/zhitie-paisiya-svyatogortsa-biografiya-foto-i-data-smerti/
Преподобный паисий святогорец
Трудно монаху стяжать Божественную любовь, если прежде не оторвать своей любви от своей родни — малой семьи, дабы войти в великую семью Адама — Бога. Прежде чем удалиться от мира, о будущий монах, сотвори сердечную молитву ко Христу и доверь Богу своих родителей, своих братьев и сестер и впоследствии не вспоминай о них, ибо уже Христос будет помогать им. Когда монах не думает о своих близких, тогда о них думает Господь. Мы, монахи, имеем особую харизму от Бога — принадлежать не к малой, но к великой семье Божией, в которой весь мир — наши родственники. Кто липнет к родителям и родственникам, остается духовно неразвитым…
- «О семье монаха»
- Житие старца Паисия Святогорца
- (25 июля 1924 – 12 июля 1994)
Паисий Святогорец с 13 января 2015 года преподобный Паисий Афонский, в миру Арсений Езнепидис, родился 25 июля 1924 в Фарасах.
Сразу после рождения будущего старца между Турцией и Грецией произошел обмен населением. Арсений был крещен святым Арсением Каппадокийским, который предсказал, что он будет монахом.
В сентябре семья переехала в город Коница. В нем Арсений закончил школу и выучился на плотника.
В 1945 Арсений был призван в армию на 3,5 года. На службе он отличился благонравием и мужеством. После армии Арсений сразу ушел на Святую Гору Афон. В 1950 году он стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш († 1968). Некоторое время спустя о.
Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений и принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Новый монах нес любые послушания, а, выполнив свои, помогал и другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы это не заметили окружающие, любил читать жития святых.
В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешел в обитель «Филофей» и стал там учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте о.
Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии. В 1958 году из Стомио Коницкой его просили придти помочь остановить распространение протестантов. Старец, получив внутреннее «извещение» воли Божией, пошел и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио.
Там он, с помощью благодати Божией, помог тысячам душ и оттуда отправился в 1962 году, по каким-то духовным причинам, на Синай.
Старец много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал ее бедуинам, которые его очень любили. В 1964 году Старец вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году Старец заболел и ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года о. Паисий поселился в келии Панагуда святой обители Кутлумуш. Сюда к Старцу потянулись тысячи людей.
Ежедневно, от восхода до заката он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Для всей Греции Старец стал духовным магнитом, вытягивающим скорбь болезнующих людей. Принимая тяготы притекающих людей, Старец мало-помалу, стал изнемогать телесно.
К 1993 году состояние Старца стало очень тяжелым. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Здоровье его катастрофически ухудшилось. 12 июля 1994 года Старец предал свою преподобную душу Господу. Старец почил и был погребен в монастыре св.
Иоанна Богослова в Суроти Солунской и место его погребения стало святыней для всего православного мира.
13 января 2015 года, Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно определил причислить Старца Паисия Святогорца к лику святых Православной Церкви.
Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/paisij-svyatogorec-zhitie.html
Паисий Святогорец
Паисий Святогорец — греческий схимонах, старец, по преданию, творивший чудеса. В начале 20-го века монах жил на горе Афон и считался духовным наставником своего народа. Он был подвижником и в 2015-м причислен к лику святых.
Судьба
Имя, полученное мальчиком при рождении, звучало так — Арсений Езнепидис. Ребенок появился на свет 25 июля 1924 года. Его родиной стала Каппадокия, жители которой переживали обмен, проводившийся между турками и греками. Езнепидисы перебрались в Конницу, и там Арсений провел отрочество. Получив среднее образование в школе, он изучил ремесло плотника.
Паисий Святогорец в молодости
В 1945-м молодой человек отправился служить в армию. В Греции велись военные действия, и он защищал родину, будучи радистом. В этой должности Арсений состоял 3 года.
Идея о принятии монашеского пострига приходила Езнепидису уже в молодости. Он планировал воплотить ее в жизнь по окончании войны.
Но первоначально пришлось помочь сестрам восстановить хозяйство и позаботиться о семейной жизни.
В 1950-м Арсений посетил Афон, стал послушником и был направлен в монастырь Эсфигмен. Там монах служил 4 года и в 1954-м прошел обряд облачения в рясу.
После него Арсений начал носить имя Аверкий и обосновался в обители Филофей в качестве ученика отца Симеона.
В 1956-м состоялся постриг в малую схиму, после чего Аверкий принял имя Паисий в честь митрополита Паисия II, родиной которого была Фарраса Каппадокийская.
10 звезд, которым не удалось победить рак
В 1958-м к монаху обратились с просьбой выступить против распространения протестантства в Стоимо-Конницкой, и он не смог отказать.
К 1962-му служитель Бога подался к Синаю, а в 1964-м вновь оказался на Афоне, в Иверском скиту. Спустя 2 года Паисий перенес тяжелую болезнь, результатом которой стала ампутация части легкого. В 1978-м он поселился в монастыре Кутлумуш.
Слухи о Паисии и его пророчествах постепенно стали распространяться в округе, и к нему начали приходить визитеры и просители.
В 1993-м Паисий обосновался в монастыре святого Иоанна Богослова, расположенном в Суроти. Жизнь монаха оборвалась спустя год вблизи Салоников. Причиной смерти старца стала злокачественная опухоль. Его могилу организовали за алтарем монастырского храма Арсения Каппадокийского.
Чудеса и канонизация
Житие Паисия Святогорца привлекает внимание верующих и любопытствующих. Монах исцелял людей, приводя их к вере, а его молитвы переполняла беззаветная любовь к Богу и людям. Чудеса начались в жизни Паисия еще до принятия пострига. На войне он спас двух солдат и избежал гибели, когда его голову задел осколок боевого снаряда. Так проявилась Божья милость.
Икона Паисия Святогорца
Занимаясь восстановлением обители в 1958 году, Паисий собирал пожертвования, но использовал их не по назначению, а передавал нуждающимся.
Строительные работы были затратными, монах молился Богородице о помощи. Благодаря этому недостаток материалов и рабочей силы сменился пожертвованиями от посторонних людей и их участием в восстановлении храма.
В результате даже появился остаток цемента, на который изначально не могли и рассчитывать.
Существуют свидетельства того, что старец помогает людям и после кончины. Просители, обращающиеся к иконе Паисия с мольбой о помощи, получали исцеление от тяжелых недугов, серьезных травм. Многие говорили, что в страшные моменты жизни видели перед собой образ монаха, который помогал пережить трудности и спасал от страшной участи.
7 звезд, которые завершили карьеру и живут отшельниками
Чудеса Паисия видели и дети. Известен случай, когда сын священника из Салоников упал в осветительную шахту, пролетев 4 этажа, но не покалечился и остался жив.
После спасения мальчик уверял: ему помог старец Паисий. То же говорил из сантехник из Пафоса, которому в глаз попал осколок проволоки. Монах якобы возник перед ним и вытолкнул проволоку.
Поврежденное место пострадавший вылечил простыми мазями, а о том, кто был его спасителем, узнал позднее, случайно увидев фото старца.
В 2015 году Паисия причислили к лику святых. Его житие можно прочитать в религиозных книгах. Составителем повествования выступил иеромонах Исаак. К могиле монаха и сегодня приезжают верующие, нуждающиеся в поддержке и помощи.
Память
Паисий Святогорец оставил после себя литературное наследие, в которое входит несколько книг.
Паисий Святогорец в последние годы жизни
Почитатели святого разбирают их на цитаты, заучивают псалмы, возносят молитвы и акафисты старцу. Биография святого стала предметом для рассуждений и легла в основу многосерийного фильма «Паисий Святогорец».
Библиография
- «Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке»
- «Слова. Том II. Духовное пробуждение»
- «Слова. Том III. Духовная борьба»
- «Слова. Том IV. Семейная жизнь»
- «Слова. Том V. Страсти и добродетели»
- «Слова. Том VI. О молитве»
- «Афонский старец Хаджи-Георгий»
- «Отцы святогорцы и святогорские истории»
- «Святой Арсений Каппадокийский»
Источник: https://24smi.org/celebrity/106090-paisii-sviatogorets.html