Сегодня, 2 июля, Церковь чтит память дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца (+1966 г.).
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан- Францисский
18 лет назад в этот день Русская Православная Церковь за границей причислила святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского к лику святых. Однако с особым почитанием ко святителю Иоанну Шанхайскому относятся и в Донецкой области.
Здесь, в селе Адамовка, всего в 10 км от Святогорской Лавры, в семье дворян Максимовичей родился и воспитывался будущий святитель Иоанн Сан-Францисский, в святом Крещении названный Михаилом.
Его предком был известный просветитель Сибири, святитель Иоанн Тобольский.
Родители Михаила, Борис и Глафира, воспитывали своего сына в благочестии, возгревая в нем стремление стоять за истину, и в горячей любви к своему Отечеству.
С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они.
Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие. А еще он часто бывал в Святогорской Лавре, где на Святых горах игрался в монастырь, а его солдатики были не воинами, а монахами.
В день памяти святителя на его родине, где наместник Святогорской Лавры архиепископ Святогорский Арсений ежегодно возглавляет праздничную Литургию, всегда собирается много верующих, которые съезжаются сюда отовсюду.
В 2007 г. в селе Адамовка святогорскими монахами была совершена закладка и начато строительство церкви и скита в честь святителя Иоанна Сан-Францисского на месте его родительского дома. Кроме храма в лаврском скиту построен целый комплекс: братский корпус, трапезная, гостиница для паломников на 150 мест.
А спустя два года на родину святителя Иоанна шанхайского из Сиэтла были переданы вещи святого. Среди святынь, переданных Святогорской Лавре, было кресло, в котором отошел ко Господу святитель, а также предметы его облачения.
Все эти святыни сохранялись в семье духовных чад святителя. Многие годы их хранителем был чтец, в доме которого святой Иоанн Шанхайский и отошел ко Господу.
После его смерти их продолжал сохранять в своей семье его сын Сергей, который теперь и передал их в дар монастырю.
Также протоиереем Петром Перекрестовым, настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Сан-Франциско в дар Свято-Успенской Лавре была передана частица мощей святителя Иоанна.
Послереволюционный период
Российская трагедия 1917–18 гг. окончательно убедила Михаила в слабости человеческой, непрочности всего земного, и он решил отречься от мира земного и полностью посвятить себя служению Богу.
Во время гражданской войны семья Максимовичей эвакуировалась в Югославию, где Михаил поступил на богословский факультет Белградского университета.
Его семья, как и очень многие русские семьи в изгнании, жила очень бедно, и Михаилу, чтобы помочь ей и иметь возможность учиться, приходилось продавать газеты. Горячо им любимый архипастырь, митрополит Антоний (Храповицкий) тоже оказался за границей – Владыка Антоний продолжал быть руководителем духовной жизни Михаила.
В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет.
В 1926 году в Мильковской обители митрополитом Антонием святитель Михаил Максимович был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка святителя Иоанна Тобольского.
Первые годы своей монашеской жизни иеромонах Иоанн особенно посвящает юношеству — с 1929 года он преподаёт и является воспитателем в духовной семинарии города Битоля. Уже в то время святитель епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».
В этот период по просьбе местных греков и македонян он начал служить для них на греческом языке. Тогда же иеромонах Иоанн стал посещать больницы и отыскивать больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении.
В мае 1934 года иеромонах Иоанн был хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинского и отбыл ко своей пастве. Здесь он сразу же взялся за восстановление церковного единства, установив связь с местными православными сербами, греками и украинцами.
Довершил возведение нового кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», возвёл величественную Свято-Николаевскую церковь – «Храм-Памятник Царю Мученику Императору Николаю II и Его Августейшей Семье», основал дом для престарелых и детский приют в честь святого Тихона Задонского.
Приют владыка населил брошенными детьми, которых сам бесстрашно собирал с улиц и трущоб Шанхая. Однако после прихода коммунистов к власти, он вынужден был покинуть кафедру.
В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В 1962 году, в связи с трудностями с постройкой нового собора в Сан-Франциско святитель Иоанн, по просьбе тысяч бывших шанхайских пасомых владыки ныне проживавших там, был назначен на Западно-Американскую кафедру.
Немало скорбей перенёс здесь святой, был даже принуждён появиться в гражданском суде и давать ответ на нелепые обвинения в недочётах приходского совета.
Но любовью и долготерпением святитель довёл дело до конца и в 1964 году собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» был возведён.
И в последние годы земной жизни, не смотря на вражду, святой продолжал творить чудеса своими неусыпными молитвами.
- Владыка Иоанн предвидел свою кончину.
19 июня (2 июля) 1966 года, в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья в возрасте 71 года, отошёл ко Господу великий праведник- святитель Иоанн.
- Он отслужил Божественную Литургию и остался в алтаре наедине с иконой еще часа три, затем навестив с чудотворной иконой духовных детей около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где останавливался. Прислужники усадили Владыку в кресло и увидели, что он уже отходит…
После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься получишь».
Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом, храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого.
Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.
В Европе, Африке, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, где он служил потом, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.
Слава о владыке Иоанне распространялась как среди православных, так и среди инославного населения.
Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых.
Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».
А в Париже как-то диспетчер железнодорожной станции даже задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь…
Источник: http://www.brooklyn-church.org/svyatitel-ioann-shanxajskij-i-san-francisskij.html
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. Краткое житие
2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.
Архиепископ Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.
С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых.
Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они.
Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.
В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского.
Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». О.
Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси.
Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.
В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».
Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.
С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство — через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.
Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное.
Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку.
По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.
В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.
Слава Владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».
Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа».
Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь.
Его звали к одру тяжело больного — будь он католик, протестант, православный или кто другой — потому что, когда он молился Бог был милостив.
В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».
Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы.
Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить.
Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.
Блаженный Владыка, святой Русского Зарубежья, и вместе с тем русский святой поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.
Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали.
Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков ее путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию.
Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам».
Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.
Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтлла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник.
Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать.
То, о чем ты молишься получишь».
Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом, храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого.
Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.
Время показало, что святитель Иоанн Чудотворец — скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.
Источник: https://days.pravoslavie.ru/Life/life6630.htm
Икона и фото: http://www.pravoslavie.ru/4330.html
Подробное житие можно прочесть здесь.
Источник: http://mbrsm.ru/2019/07/01/svyatitel-ioann-shanxajskij-i-san-francisskij-chudotvorec-kratkoe-zhitie/
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский
Жизнь каждого человека во многом определяют встречи с людьми. И как важно, когда на жизненном пути встречается человек исключительной силы духа…
- Сегодня мы говорим о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском и книге игумена Германа (Подмошенского) «Цена святости».
- В 50-х годах 20 века Глеб Подмошенский, сын эмигрантов из России, учился в духовной семинарии при Свято-Троицком монастыре в американском городке Джорданвилле.
- Однажды семинаристы узнали, что в Свято-Троицкий монастырь, этот духовный центр Русской православной церкви заграницей, прибывает из Европы архиепископ Иоанн Шанхайский.
В общих чертах семинаристы знали необычную биографию святителя Иоанна (Максимовича). Он родился в России, в местечке Адамовка Харьковской губернии, учился в Харькове — во время гражданской войны вся его семья эмигрировала в Сербию. В Сербии принял монашеский с именем Иоанн, в честь своего святого предка, известного церковного деятеля XVIII века митрополита Иоанна Тобольского.
Маленького роста, подвижный, как ребенок, владыка Иоанн Шанхайский был совершенно не похож на величавого архипастыря, которого ожидал увидеть семинарист Глеб (в будущем — игумен Герман Подмошенский).
ГЕРМАН (ПОДМОШЕНСКИЙ):
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский
«…Передо мной стоял сгорбившийся монах невероятно маленького роста с растрепанными седыми волосами, в черном набок надетом клобуке и с довольно суровым выражением лица…
Я знал, что передо мной стоит святой, пришедший из другого мира, живой мученик из страдальческой России…
Я чувствовал, что что-то экстраординарное было сосредоточено в этом хрупком, согбенном, но энергичном таинственном старце».
Собор в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».Вид на собор с западной стороны в 1948 году
В 1937 году отец Иоанн был посвящен в епископа Шанхайского и отправился в Китай. В Шанхае он развернул бурную деятельность и стал духовным наставником для тысяч русских эмигрантов. Благодаря трудам епископа Иоанна Шанхайского, в городе был построен большой собор в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», открыт приют для детей-сирот.
Когда после Великой Отечественной войны к власти в Китае пришли коммунисты, большая колония русских эмигрантов нашла временное пристанище на Филиппинах. Архиепископ Иоанн Шанхайский вылетел в Америку и сумел добиться в Сенате, чтобы русских эмигрантов приняли в США. Большинство беженцев поселилось в Сан-Франциско.
Сам владыка Иоанн продолжил свое служение в Западной Европе, став епископом Брюссельским и Западноевропейским. Он нередко приезжал в Америку, где было много его духовных чад — эмигрантов из Шанхая.
- В 1962 году владыка Иоанн был назначен епископом Сан-Францисском и успел несколько лет потрудиться в Америке.
- Многим запомнился случай, как владыка Иоанн неожиданно явился в Русский центр в Сан-Франциско, где отмечался праздник Хэллоуин.
- ГЕРМАН (ПОДМОШЕНСКИЙ):
… С гневом владыка посохом распахнул дверь, вошел и увидел, что его паства, разряженная во всякие соответствующие костюмы, танцует, справляя Хэллоуин. Громко стуча посохом о пол, он обошел кругом всё помещение. Музыка прекратилась.
Некоторые дамы в смущении бросились к владыке Иоанну за благословением, но их отталкивал посохом и при полном смятении напряжённой толпы, не проронив ни одного слова, ушёл. На утро разразился гром: было им сказано сильное слово с амвона…
После принятия монашества отец Иоанн вел подвижническую жизнь: соблюдал строгие посты, даже зимой ходил в сандалиях на босу ногу, за что в Китае его называли Иоанн Святой Босой.
А еще он принял на себя редкий подвиг постоянного бодрствования и неусыпной молитвы — он никогда не ложился ночью в постель и лишь недолго дремал в кресле.
Игумен Герман стал свидетелем этого подвига, когда однажды обратился к владыке Иоанну за духовным советом и стал открывать ему свою душу. Отец Иоанн Шанхайский сидел в кресле с закрытыми глазами и даже слегка похрапывал — казалось, он крепко спит. Но как только собеседник замолкал, владыка тут же открывал глаза и требовал, чтобы монах Герман продолжал говорить.
ГЕРМАН (ПОДМОШЕНСКИЙ):
«Я высказал все основные вопросы, которые мне необходимо было разрешить. Когда я остановился, владыка спросил, закончил ли я. После утвердительного ответа он один за другим, пункт за пунктом ответил на все вопросы, которые я задавал, пока он спал. Я был поражен и понял, что он не спал — лишь его тело от изнеможения выглядело спящим».
Для семинариста Глеба Подмошенского встреча с епископом Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским определила всю его дальнейшую жизнь. После окончания семинарии он принял монашество с именем Герман и вместе со своим другом, иеромонахом Серафимом Роузом, основал в Калифорнии православное братство в честь преподобного Германа Аляскинского.
Книга игумена Германа (Подмошенского) «Цена святости» содержит уникальные воспоминания о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, причисленном в 2008 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви к лику святых.
Источник: https://radiovera.ru/svyatitel-ioann-shanhayskiy-i-san-frantsisskiy.html
Преставился свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец :: Издательство Русская Идея
19.06.1966 (2.07). – Преставился свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец
«Россия вновь восстанет, когда разгорится вера»
В этот день 19 июня (2 июля) 1966 г. преставился и в 1994 г. был причислен к лику святых Русской Православной Церковью за границей ее святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец (4.6.1896–19.6.1966), дивный угодник Божий XX века.
Он родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии в семье потомственных дворян Максимовичей (предки его отца были выходцами из Сербии). Один из предков был в XVIII веке миссионером и духовным писателем, причисленным в 1916 г.
к лику святых: свт. Иоанн, митрополит Тобольский. При святом крещении мальчик был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Архангела Михаила.
С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они.
Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла Православие.
Тем не менее на путь духовного служения Михаил встал не сразу. Родители определили его в Полтавский кадетский корпус, после чего он закончил юридический факультет Харьковского университета (1918).
В годы лихолетья семья Максимовичей эвакуировалась в Сербию, где Михаил поступил в Белградский университет на богословский факультет (закончил в 1925 г.). В 1926 г.
митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанн в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского.
Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».
О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился спать или отдыхать, иногда его находили утром задремавшим от изнемозжения во время земного поклона на полу перед иконами.
Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником.
Он так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.
По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого), епископ Иоанн стал «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».
В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего был послан в Шанхай викарным архиереем Китайской епархии.
Там владыка почти чудесным образом утихомирил бушевавшие юрисдикционные раздоры, завершил остановленное было строительство большого собора в честь Иконы Божией Матери «Споручницы грешных», преподавал Закон Божий в школах и Коммерческом училище, основал детский приют свт.
Тихона Задонского, в который сам собирал безпризорных, больных, голодающих детей. Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн.
Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Уже в эти годы святитель Иоанн прославился прозорливостью и чудотворением: известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.
Во время японской оккупации, после того, как два председателя Русского Эмигрантского Комитета были убиты и страх охватил русскую колонию, свт.
Иоанн, несмотря на грозившую опасность, объявил себя временным главой русской общины, взяв ее под защиту своего сана, который унизить японцы не посмели.
С возведением его в сан архиепископа он стал признанным властями главой Русской Православной Церкви в Китае.
Авторитетный голос святителя прозвучал и в 1938 г. на II Всезарубежном Соборе Русской Православной Церкви за границей. Эти слова имеют большое значение не только в истории РПЦЗ, но и сегодня для каждого ответственного православного человека:
«Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство.
Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до Его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал свершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним…
Совершилось нарушение присяги, … а кроме того, на главу совершивших это преступление пали клятвы предков – Земского Собора 1613 года…
Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них.
Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе…
Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно, когда отстаивают плоды революции». (Епископ Иоанн (Максимович). Доклад Всезарубежному Собору 1938 г. Духовное состояние русской эмиграции.)
После Второй міровой войны с приходом коммунистов к власти русские из Китая снова вынуждены были бежать, большинство – через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев высадилось примерно 5 тысяч русских из Китая.
Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только один раз угрожал тайфун, но и тогда он по молитвам свт. Иоанна изменил курс и обошел остров стороной.
Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон».
Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.
В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиреем Западноевропейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Зная европейские языки, святитель развил обширную миссионерскую деятельность и привел к Православию немало французов, бельгийцев, голландцев; собирал сведения о древних святых единой (до 1054 г.) Церкви, восстанавливая их православное почитание.
Слава русского владыки, который ходил босым, распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых.
Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой». В Париже диспетчер железно-дорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь, достигая исцеления.
Его звали к одру тяжело больного – будь он католик, протестант, православный или кто другой – потому что, когда он молился, Бог был милостив.
В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра, и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой.
Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются.
Мы зовем его святым».
Осенью 1962 г. владыку Иоанна перевели в Сан-Франциско, где он, несмотря на многочисленные препятствия, построил великолепный собор Пресвятой Богодицы «Всех Скорбящих Радости». За свою твердую верность церковным правилам, много ему пришлось претерпеть и от нечутких собратьев: клевету, унижения в суде. Дети же, несмотря на обычную строгость Владыки, очень любили его.
Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок, и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.
Он мог отвечать издалека на мысленные вопросы людей.
Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтла с Чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной, в возрасте 70 лет, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник.
Скорбь переполнила сердца многих людей во всем міре. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь».
Четырехдневное бдение венчала погребальная служба, при этом уже в течении шести дней после кончины тело святителя не имело признаков разложения. Удивительно, что при этом храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что, казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого.
Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.
Святитель Иоанн верил в восстановление православной России. В одной из проповедей в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, он говорил:
«Искание правды – основная нить жизни русского народа… Тяжкие страдания его есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию.
Но те тяжкие страдания, тоска жизни под властью лютых безбожников говорят, что русский народ не до конца утратил сознание правды, что ему духовно и нравственно тяжела неправда безбожного государства и безбожной власти.
Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера».
Источник: https://rusidea.org/25070203
Иоанн Шанхайский: святитель сан-францисский, чем помогает икона чудотворца, житие владыки
Святитель Иоанн Шанхайский, сан-францисский чудотворец входит в число великих святителей 20 века, ведь еще при жизни архипастыря многие называли святым. Молитвенник и человеколюбец, он старался помочь каждому, кто нуждался в поддержке. Владыка обладал неказистой внешностью и дефектом речи, но при этом имел огромную духовную силу, преображавщую людей вокруг.
Детство
Родина святителя — село Адамовка Харьковской губернии, где он появился на свет в 1896 г. Крестили младенца с именем Михаил. Родители мальчика, принадлежавшие к дворянскому роду Максимовичей, были верующими и благочестивыми людьми.
Михаил имел слабое здоровье, был тихим и спокойным ребенком. Его не привлекали шумные игры и развлечения сверстников, вместо этого он любил размышлять в одиночестве.
Склонность к монашеству у Михаила проявилась с раннего детства, когда он сооружал из игрушек монастырь, где солдатики служили иноками.
Позже мальчик начинает зачитываться христианской литературой, увлекаясь также историческими и патриотическими изданиями.
Сильное влияние на мировоззрение Михаила оказал Святогорский монастырь, находившийся вблизи загородного дома семейства. Максимовичи неоднократно посещали этот монастырь, оставляя щедрые пожертвования. Искренняя и горячая вера мальчика производила большое впечатление на окружающих: например, под его влиянием нанятая гувернантка-католичка приняла православную веру.
Юношеские годы и молодость
Родители мечтали дать мальчику хорошее образование, поэтому совсем еще в юном возрасте он стал учеником кадетского полтавского корпуса.
Однажды, проходя торжественным строем мимо собора, Михаил развернулся и перекрестился на храм. Этот поступок вызвал насмешки товарищей и недовольство начальства.
За юношу вступился великий князь Константин, похваливший его за искренность и религиозность.
Закончив учебу в корпусе, Михаил подумывает о духовной академии, так как чувствует призвание к служению церкви. Однако, будучи послушным сыном, он поступает в юридическую академию, чтобы выполнить родительскую волю. Благодаря высоким способностям юноши обучение проходит успешно, не забывает он и о духовной жизни: посещает храмы, читает христианские книги, размышляет о Боге.
Эмиграция в Югославию
Грянула февральская, а затем октябрьская революции. Религиозность и дворянское происхождение Максимовичей делали опасным их дальнейшее пребывание в России.
За антиреволюционные воззрения Михаила арестовывают, но через некоторое время отпускают. Семья вынуждена эмигрировать в Югославию.
Здесь, наконец, осуществилась давняя мечта юноши — он смог стать студентом богословского факультета в Белградском университете.
Монашество
Окончив заведение в 1825 г., через год Михаил принимает монашество с именем Иоанн. Это имя было выбрано неспроста, ведь будущий святитель приходился дальним родственником святому Иоанну Тобольскому. Постриг совершал владыка Антоний (Храповицкий).
После принятия монашеского сана святитель никогда не спал в кровати, предпочитая дремать, сидя в кресле.
Часто смешивал несколько видов еды и употреблял ее в таком виде, чтобы не услаждать себя вкусной пищей.
В сане иеромонаха отец Иоанн устраивается преподавателем в духовную семинарию города Битоль. Здесь в трудах и заботах пройдут 10 лет жизни святителя, который по-матерински заботился о каждом из студентов. Учащиеся любили и ценили отца Иоанна, всегда обращались к нему за советом и помощью.
Зная о добродетелях Иоанна, митрополит Антоний решает возвести его в сан епископа православной церкви, а затем назначить на кафедру в Шанхае. Святитель был настолько скромным человеком, что искренне посчитал свое назначение ошибкой. Он с недоумением рассказывал знакомой о неком отце Иоанне, вызванном к владыке для хиротонисания, решив, что письмо пришло не по адресу.
Зрелый возраст
По приезде в Шанхай святитель развернул активную деятельность в деле миссионерства, благотворительности и образования. Он опекал благотворительные общества, сам активно участвуя в их работе. Трудами владыки был устроен детский приют.
Часто он приводил туда беспризорных, нищих и голодных детей, подбирая их в трущобах Шанхая.
Святитель следил за должным уровнем духовного образования, старался посещать все экзамены по закону Божию в шанхайских православных учебных заведениях. Создал молодежное братство, где изучали Писание и проводили различные беседы.
Несмотря на многие заботы, владыка проводил настоящую монашескую жизнь. Много времени проводил в молитве, строго постился, иногда до изнеможения. На этой кафедре святитель провел около 20 лет, оставшись навсегда «шанхайским» по званию.
Бегство на Тубабао
В 1946 г. владыку возводят в архиепископский сан. В скором времени в Китай приходит коммунистический режим, над паствой отца Иоанна нависает опасность арестов.
Архипастырь принимает решение эвакуировать верующих на остров Тубабао в Филиппинах, где находился лагерь для беженцев.
Всего из Китая было вывезено около 5 тыс. человек.
Через Тубабао проходят сезонные тайфуны, способные принести большие разрушения. Лагерь существовал больше 2-х лет, оставаясь полностью невредимым по молитвам святителя, а после вывоза людей с острова все постройки были уничтожены страшным тайфуном. Владыка Иоанн благодаря настойчивости и упорству сумел добиться переселения большей части паствы в Америку.
Церковное служение в Европе
В 1951 г. святитель назначен архиепископом Брюссельским и Западноевропейским в Русской Зарубежной Церкви.
Местом жительства архипастыря становится Париж.
Здесь он активно занимается восстановлением памяти древних западных подвижников. Трудами и молитвами отца Иоанна церковь пополняется многими новообращенными из местного населения.
Практически вся Европа знала о необыкновенном русском архиепископе, который в любое время суток приезжал к тяжелобольному, чтобы всю ночь молиться о его выздоровлении. Многие говорили о владыке как о живом святом.
Западно-Американская кафедра
В 1962 г. святителя переводят в Америку по многочисленным просьбам бывшей шанхайской паствы. В это время в Сан-Франциско шла постройка православного собора, которая была заморожена из-за ухода бывшего архиепископа на покой. Разного рода проблемы со строительством привели общину к разобщенности и ссорам.
Дальнейшее пребывание на кафедре был омрачено для владыки бесконечными обвинениями и склоками.
Дошло до того, что архипастыря вызвали в суд, обвинив его в том, что он покрывал финансовые махинации причастных к постройке. Все это отец Иоанн перенес с присущей ему кротостью, и, в конце концов, собор был достроен.
Кончина
Летом 1966 г. архипастырь прибыл в Сиэтл вместе с Курско-Коренной иконой Богоматери. После проведения литургии владыка посетил духовных детей, живущих неподалеку, а затем направился в дом при храме, где остановился. Скончался святитель в этот же день — 2 июля — в возрасте 71 года.
При отпевании храм наполнился большим количеством народа и духовенства, многие плакали, как будто переживая смерть родного отца.
Но, несмотря на скорбь, по словам очевидцев, все ощущали прилив благодати и духовный подъем.
Целых шесть дней архипастырь лежал в гробу, при этом никто не ощущал абсолютно никаких запахов, хотя стояло жаркое лето. Приходившие попрощаться с дорогим пастырем отмечали, что руки его все эти дни оставались мягкими.
Канонизация и почитание
Святитель Иоанн был канонизирован Русской Православной Зарубежной Церковью в 1994 г. Дата общецерковного прославления архипастыря Архиерейским Собором РПЦ — 24 июня 2008 г.
Прославление владыки в Зарубежной Церкви собрало большое количество людей со всего мира. Канонизация была не совсем обычной, ведь со дня кончины старца прошло только 28 лет — довольно короткий срок. Однако почитание святителя было так велико, что мало кто сомневался в его святости.
Чудеса святого
Еще при жизни по молитвам святого происходили необыкновенные события. Существует большое количество устных и письменных свидетельств о чудесах святителя.
Православное братство св. Германа в Америке ежегодно получает десятки писем от людей, получивших помощь после молитвы к владыке.
Во время пребывания архипастыря на Тубабао его внимание привлекли странные крики.
Медсестра объяснила, что это кричит смертельно больная женщина, которую даже изолировали от других пациентов, чтобы не беспокоить их.
Владыка направился к страдалице, от которой к тому же исходил ужасный запах. Он исповедал и причастил больную женщину, а когда в следующий раз посещал больницу, она уже сама вышла к нему навстречу.
В 1948 г. в госпитале умирал больной, который очень хотел принять причастие из рук отца Иоанна. Он просил медсестер позвонить владыке, однако это было невозможно из-за поврежденной тайфуном линии. Спустя некоторое время раздался стук в ворота, приехал святитель, объяснив свой визит тем, что его здесь кто-то ждет.
Как-то в детском приюте закончился запас продуктов, так как дело происходило в военное время, достать еду было не так просто. Святитель Иоанн всю ночь провел в горячей молитве к Богу. Наутро в приют прислали крупное пожертвование от какой-то организации.
Отношение к Московскому Патриархату
Святитель в силу обстоятельств оказался членом Русской Зарубежной Церкви, административно отделенной от РПЦ, но всегда поминал московского патриарха и признавал евхаристическое единство двух Церквей. Не любил владыка, когда Церковь в России называли красной или советской, призывал уметь отличить Церковь Христову от отдельных людей с их немощами и недостатками.
Однако святитель понимал, что церковная власть в Москве не может принимать самостоятельные решения. По его словам, священнослужитель в России – это невольник в руках атеистической власти. Поэтому владыка поддерживал стремление некоторых обителей Русской Церкви в Палестине не переходить под юрисдикцию Москвы.
История мощей святого
В 1993 г. священнослужителями была снята крышка с гроба святителя: мощи оказались нетленными.
Все мышцы и сухожилия, даже волосы и ногти были хорошо сохранившимися.
После помазания тела елеем святитель был облачен в архиерейские одежды белого цвета.
В последний раз священнослужители пропели заупокойную литию, совершающуюся для обычных усопших. Затем был торжественно исполнен тропарь отцу Иоанну, к которому теперь обращались с молитвой как к святому подвижнику.
Святые мощи находятся в Сан-Францисском соборе, посвященном иконе Богоматери «Всех скорбящих Радость». Около раки теплеет неугасимая лампада, всегда горят свечи.
Мощи святителя имеют благодатную силу исцелять от болезней, многие, молящиеся у святыни, свидетельствуют о быстрой помощи в различных жизненных обстоятельствах.
Труды святителя
Находясь в Югославии, владыка пишет ряд богословских работ на тему почитания Богородицы. После кончины святителя издаются сборники, содержащие проповеди и поучения, беседы, исторические статьи.
Самый известный сборник носит название «Да обновится Русская земля». Все труды святителя лаконичны, написаны простым языком. Богословские работы основаны на личном молитвенном опыте.
В них чувствуется святоотеческий дух, лишенный мудрствования и витиеватости.
Догматическое богословие
В связи с распространением учения священника Сергия Булгакова, получившим название «софиология», святитель пишет несколько догматических работ о почитании Иоанна Крестителя и Божией Матери.
Архипастырь в своих очерках указывает на несоответствие нового учения с святоотеческим наследием, при этом он не пытается вести философские споры. Цель этих работ — показать расхождение софиологии с православным вероучением.
Очерк «Православное учение о Божией Матери» вышел как полемическое произведение против католического учения о непорочном зачатии Богоматери.
Нравственно-аскетические труды
Один из наиболее известных аскетических трудов святителя — очерк «О молитве», переведенный с сербского языка. Эта работа раскрывает смысл и цель христианской молитвы, здесь можно найти практические рекомендации по чтению молитв.
Письма
Эпистолярное наследие святителя издавалось отдельно в виде сборника, а также частично входило в различные издания. Сборник писем включает послания к духовенству, духовным чадам и пастве. Письма содержат духовные наставления и советы, часто отеческие слова утешения и ободрения, поздравления с праздниками.
Слова
Владыка имел дефект речи, из-за которого слушатели с трудом понимали его неразборчивую речь. Как полагают, этот недостаток развился вследствие изнурительных постов святителя. Лишь в письменном виде слова архипастыря раскрывались перед паствой во всем богатстве и красоте.
Издание «Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский» включает слова и проповеди архипастыря, куда вошли:
- послания, приуроченные к великим церковным праздникам;
- проповеди в дни Великого поста;
- рассуждения на евангельские темы;
- слова о России и ее пути;
- различные архипастырские указы.
Статьи
Среди статей, написанных владыкой, можно выделить работу «Материализм пред судом бытия и сознания» Этот очерк представляет собой размышления святителя о происхождении и природе материализма. В серии статей, посвященных последнему русскому царю, архипастырь рассуждает от трагедии царя-мученика и грехе цареубийства.
Святитель знал в совершенстве несколько иностранных языков, многие из его работ переведены с румынского или английского.
Как святой помогает
К святителю Иоанну обращаются в тяжелых болезнях и скорбях, при разладах в семье, длительных путешествиях, о благополучии в работе. Помогает святой тем, кто хочет укрепить веру и встать на путь борьбы с грехом. Архипастырь может помочь в любых неблагоприятных жизненных обстоятельствах, если молиться ему искренне и с глубокой верой.
Тропари и молитвы
Тропарь — это краткое молитвословие, которое раскрывает суть церковного праздника или подвиг святого, часто используется при Богослужении. Тропарь Иоанну Шанхайскому рассказывает о любви святого к своей пастве и чудесных исцелениях по молитвам святителя.
В молитве звучат прошения об избавлении от нерадения в духовной жизни, о помощи во всех начинаниях. Тропарь и молитву можно читать дома ежедневно, присоединяя их к вечернему или утреннему молитвенному правилу.
Каноны и акафисты
Канон — это особый жанр молитвы, имеющий древнее происхождение. Каноны используются в каждом вечернем Богослужении и состоят из 8 или 9 песней. Такие молитвословия могут быть посвящены Богу, Божией Матери или святым угодникам.
Канон святителю Иоанну повествует о событиях из его жития, в молитве звучат прошения о ходатайстве святого перед Богом.
Акафист — вид хвалебной молитвы, воспевающий земную жизнь и подвиги святого или Богоматери. Такая молитва практически не используется в Богослужении, часто ее поют на молебнах или читают дома. Состоит акафист из 12 икосов и 12 кондаков, читающихся попеременно.
В акафисте восхваляются христианские подвиги и добродетели святого Иоанна, его называют скорым помощником в бедах.
Видео
Из видео вы узнаете о мощах Иоанна Шанхайского.
Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/svyatye/ioann-shanhayskiy.html
Святитель Иоанн Сан-Францисский Шаховской
Святитель происходил из рода Максимовичей, отличавшимся благочестием. Из него происходил ряд священников, а особо выдающимся родственником святителя Иоанна был тезоименитый ему святитель Иоанн Тобольский.
Он жил в XVIII веке и просветил светом Православия Сибирь, затем направил первую православную миссию в Китай. Прославлен он был уже при жизни святителя Иоанна Шанхайского, в 1916 году.
Удивительно, что словно по его стопам следовал в Шанхай и владыка Иоанн.
Родился будущий святой в 1896 году в семье полтавских дворян. Еще в детстве «играл в монахов», одевая игрушечных солдатиков в монашескую одежду. Своим благочестием в 1911 году обратил в Православие собственную гувернантку. Поначалу по просьбе родителей закончил светские учебные заведения: кадетский корпус в Полтаве и юридический факультет в Харькове.
После эмиграции всей семьи в Белград в 1921 году будущий святой поступил в Белградский университет на богословский факультет и в 1926, после его окончания был пострижен в монахи и хиротонисан во священники, преподавал Закон Божий в Битольской семинарии. Его ученики вспоминают отца Иоанна как Ангела Божия: он заботился о каждом, осенял крестом ребят на ночь и даже подтыкал одеяла воспитанников.
Около 1929 года он начал писать богословские труды, среди которых известна работа «Учение о Софии – Премудрости Божией».
В 1934 году отца Иоанна пригласили на его епископскую хиротонию в Белград — но он был настолько скромен, что решил: митрополит ошибся и его пригласили как гостя на хиротонию какого-то другого отца Иоанна.
Тем не менее, его направили на служение в Шанхай, причем отправивший его епископ по имени Антоний писал, что отец Иоанн — «с виду почти ребенок, на деле зерцало (образец) аскетической твердости в наше время всеобщего духовного расслабления».
Действительно, по свидетельствам близких ему людей в Шанхае, он проводил жизнь в посте и молитве: вкушал пищу только в 23.00, вечером, а в дни постов — только церковный хлеб из алтаря; много молился, особенно по ночам, и спал, сидя в кресле. Кроватью он, по заветам древних Отцов Церкви, даже не пользовался — это редкий и тяжелый аскетический опыт.
Но такие подвиги не отнимали его сил целиком, напротив, он стремился и помогать другим людям: занимался благотворительностью, помогал нищим. С 1946 года он становится архиепископом, заботясь обо всем духовенстве и мирянах Православной Церкви Китая: здесь нашли приют многие эмигранты из России.
Вскоре после прихода коммунистической власти в Китай владыка Иоанн и многие русские люди вынуждены были бежать оттуда на на Филиппины, а затем в США.
Это было очень непросто: сам владыка поехал в Вашингтон и ходатайствовал обо всей русской диаспоре.
Говорят, он по несколько дней сидел на ступенях Белого дома, испросив, таким образом, разрешение на въезд в Соединенные Штаты для пяти тысяч православных эмигрантов.
В 1951 году владыка Иоанн был назначен архиепископом Брюссельским и Западно-Европейским: он жил во Франции, заботился об эвакуировавшейся женской Леснинской обители, храме-памятнике Брюсселя в честь Царской семьи и жертв революции (тогда еще не были прославлены в лике святых многие новомученики Российские), а также построил в одном из домов Парижа кафедральный собор Всех Русских Святых. К этому времени относятся первые свидетельства о его чудесах, молитве в сиянии Божьего Света и понятии в воздух при молитве (это видели двое служителей парижских православных храмов).
В 1962 году владыка Иоанн переселяется в Америку по благословению митрополита Русской Православной Церкви За рубежом: его назначают архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским.
Эта последняя кафедра стала местом многих испытаний святого, но и местом его славы. Там некоторые люди пытались обвинить его в растратах и воровстве — однако он опроверг эти обвинения даже в суде.
Здесь же владыка Иоанн помогал перенесению для молитв многих верующих чудотворной иконы Курской-Коренной Божией Матери, привезенной из России.
Это образ типа «Знамение», явленный в древности в Курске и почитавшийся чудотворным многие века, а после революции увезенный эмигрантами в Америку ради сохранности.
Перед этим образом в Сиэтле владыка Иоанн и скончался на молитве 2 июля 1966 года. Свидетельствуют, что перед похоронами его тело лежало в открытом гробу 6 дней, и руки оставались мягкими, не окоченевшими, также тело не издавало запаха разложения.
Источник: https://www.o-vere.ru/svjatitel-ioann-san-francisskij-shahovskoi.html