Роль женщины в буддизме, как должна себя вести

Роль женщины в буддизме, как должна себя вести

Карма Лекше Тсомо, президент Сакьядхиты (международной организации женщин-буддисток, объединяющей представителей из более чем 50 стран), доктор буддийской философии, профессор кафедры теологии и религиозных учений университета Сан-Диего (США, штат Калифорния)

Является президентом Фонда «Жамьянг», который курирует женский монастырь «Жамьянг Чойлинг», расположенный в г. Дхарамсале (Индия). Одна из 100 ярких личностей, признанных организацией Women Deliver за вклад в улучшение положения женщин в мире.

– Поясните, пожалуйста, почему так мало женщин – буддийских монахинь? Не принижается ли в буддизме роль женщины? Ведь считается, что, прежде чем попасть в нирвану, женщине нужно родиться мужчиной, потом стать монахом…

– Общество и традиции оказывают влияние на трактовку буддизма. Будда всегда говорил, что у женщин и мужчин равные возможности для достижения просветления и освобождения из круга перерождений. Важен не пол, а сознание.

Очистить сознание от омрачений – задача, на которую способны и женщины, и мужчины. Будда никогда не говорил о том, что мужчина ближе к нирване. Это ошибка. В буддийских текстах сказано, что во времена Будды тысячи женщин достигли просветления.

Есть баллады, сложенные об этом. У Миларепы (учитель тибетского буддизма, знаменитый йог-практик, поэт, автор многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете, один из основателей школы кагью. – Прим. авт.) есть поэма об этих женщинах.

Будда хвалил их, называя каждую по имени. Приемная мать Будды стала первой женщиной, достигшей просветления.

– Буддисты считают, что только одна женщина на миллион может стать ламой. Как вы пришли к этому?

– Будда учил не верить всему, что мы слышим и видим. (улыбается). С начала истории буддизма известны великие духовные учителя-женщины. Лама – не что иное, как духовный учитель. И женщина, работая над собой и совершенствуясь духовно, может стать таким же учителем. Прийти к истине мы можем только путем опыта и осмысления. Высокая духовность не зависит от половой принадлежности.

Будда всегда подчеркивал некоторые черты женского характера. Далай-лама также отмечает присущие женщинам доброту, сострадание, готовность помочь и служить людям. Я пришла в буддизм довольно рано. Уже в 11 лет я знала, что хочу посвятить себя этому. Я родилась в богатой семье по фамилии Зен. Стала изучать историю этой фамилии и столкнулась с дзен-буддизмом.

Став старше, я поехала в Японию, чтобы изучать дзен-буддизм. Но в те годы женщине-иностранке найти учителя в Японии было невозможно. Но буддизм привлекал меня своей логичностью. Мне нравилась идея буддийского мироздания, идея мира, нравилось медитировать. Это не была дань моде. Я видела, какой свет и миролюбие источают Далай-лама и его последователи, и мне захотелось стать, как они.

Научиться настоящей любви, настоящей доброте и мудрости.

– Согласно буддизму, наша жизнь – страдание. Причина его в желаниях. А вы страдаете?

– Наша жизнь не только страдание. Жизнь человека – это возможность найти выход из сансары. Этой возможности нет у животных. Когда я была молода, страдала от того, что живу в обществе потребления. Всё в этом обществе было направлено на утоление своих желаний.

Я выросла в очень обеспеченной среде и видела, что потребление не приносит счастья. Только благодаря буддийскому учению я поняла, откуда идет неудовлетворенное состояние жизнью. Постоянная жажда потребления и желание удовлетворения – то, из чего мы должны найти выход – проснуться и понять ситуацию. Так произошло со мной.

Я поняла, что мы должны быть удовлетворены всем, что происходит, и ко всему относиться спокойно.

– В начале 20-х годов прошлого века в Бурятии существовало обновленческое движение, возглавляемое знаменитым ламой Агваном Доржиевым. Он выступал против стяжательства, против того, чтобы ламы обрастали имуществом, скотом, семьями. На ваш взгляд, каким должен быть буддийский монах?

– Ламы могут вести жизнь мирян и в то же время практиковать буддизм. Ламы, имеющие семью, встречаются в каждом буддийском обществе.

Но, согласно изначальному буддизму, ламы должны глубоко заниматься духовной практикой с полной отдачей, а для этого, конечно, необходим обет безбрачия. Это путь избавления от желаний и привязанностей. Семья требует внимания, а для духовной практики необходимы время и свобода.

Вспомните, ведь и Христос не был женат. Тем не менее миряне тоже имеют возможность изучать дхарму и практиковать буддизм. Это очень большая благодетель.

– Как вы относитесь к тому, что многие исполняют обряды без понимания сути, пребывая в состоянии, далеком от духовного? Многие ведь просто выполняют ряд заученных действий, которые никак не способствуют духовному росту.

– Будда никогда не учил ритуалам. Он учил чистой жизни и развитию сознания. Согласно текстам, творить добродетель, избегать плохих дел, очищать сознание. Вот Учение Будды. Для очищения сознания нужно больше медитировать. Каждый может делать это независимо от пола и религии.

Ламы должны направлять людей в этом. Индуисты уделяли много внимания ритуалам, и Будда критиковал это. Он говорил: «Не важно, сколько раз вы омыли кувшин с нечистотами в Ганге, важно то, очистили ли вы его». Можно много раз безрезультатно ходить омывать кувшин.

А можно сделать это один раз, но по-настоящему очистить его. Когда вы совершаете ритуал, вы словно омываетесь в водах Ганга. Если ваше сознание не очищено, совершенно неважно, сколько вы совершили ритуалов. Ламы – учителя, а не посредники между людьми и высшими силами.

Их задача – учить людей очищению сознания.

– Некоторые считают, что женщина не должна посещать дацан во время менструаций, не должна носить одежду, привлекающую внимание мужчин. Как вы относитесь к этому?

– В буддизме нет запрета на посещение дацана женщинами во время менструаций. Такой запрет есть в индуизме. Что касается одежды, то одеваться нужно соответственно.

– В начале XX века знаменитый дипломат и публицист Иван Майский, долгое время работавший в Монголии, охарактеризовал буддизм как «законченную философию отчаяния». Что вы можете сказать на это?

– Многие неверно понимают буддизм, рассматривая его пессимистично. Когда Будда говорил, что жизнь – страдание, это не значит, что только страдание. Буддизм – это путь к просветлению и счастью. Он помогает преодолеть страх. Буддизм сложен в некоторых деталях, глубок и широк, но основные моменты очень просты.

Если человек отказывается от желания, скажем, стать кем-то, кем быть не может, ему тут же становится легче. Чувство гнева делает людей несчастными. Гася в себе гнев, мы тут же чувствуем результат. Буддийский рай и ад относятся к шести формам нашего существования. Мы можем испытывать их каждый день в этой жизни.

Но в буддизме нет ничего постоянного. Даже если вы оказались в аду, это не значит, что вы там навсегда. И ад, и рай в буддизме конечны. Мы можем много раз родиться на небесах, но то, что мы родились людьми, дает нам шанс выйти из круговорота перерождений.

Я думаю, буддизм дает надежду и повод для оптимизма и бесстрашия.

– Как вы относитесь к идее искупления грехов с помощью строительства храмов, субурганов, подношений дацанам?

– Карма – вещь сложная. Делая плохое, мы будем страдать в следующей жизни. Творя добро, будем испытывать счастье в будущем. Но мы не знаем, как все это происходит в точности. Нет смысла строить храм, имея корысть и желание прославиться. Лампада от всего сердца или еда голодающему станут гораздо большим благодеянием. Все кроется в нашем сознании.

Приходить в дацан просто потому, что так принято, чтобы просто написать свое имя на бумажке – значит, следовать омраченному сознанию. Дать деньги бедняку или в дацан – заслуга большая. Но только в случае, если вы делаете это без ожидания воздаяния за это. Следите за своей мотивацией.

И не следуйте суеверным представлениям о том, что от вас убудет, если вы отдадите свое тому, кто в этом нуждается. Это не по-буддийски. Будда говорил о том, что мы должны практиковать щедрость, развивать в себе мудрость. Важно то, что вы делаете на пути к смерти. После смерти ваши родственники могут делать подношения храмам, желая улучшить ваше перерождение.

Но это только желание. Хотя карма взаимосвязана, лучше творить свою карму самим.

– Бурятия стабильно лидирует по количеству самоубийств. Люди часто задумываются: а справедливо ли нести наказание за грехи неведомых прошлых жизней? Разве не легче принять наказание, зная за что?

– Это результат омраченного сознания и невежества. Буддийское учение говорит о драгоценности человеческой жизни. Нельзя причинять вред живому существу, в том числе и себе самому. Нам кажется, что мы страдаем. Но, совершив самоубийство, проблемы не решить. Наоборот, трудностей не избежать.

Человек может вспомнить свои прошлые жизни. Для этого нужна медитация. Будда вспомнил все свои прошлые жизни, сидя под деревом Бодхи. Когда случается плохое, это результат плохой кармы. Если у вас украли кошелек, значит, когда-то вы тоже сделали это.

И в этот момент надо порадоваться тому, что это уже прошло.

– Что вас больше всего поразило в Бурятии в хорошем и плохом смысле?

– Бурятия уникальна. Весь мир стремится к единообразию в еде, одежде, а Бурятия имеет свое лицо. Чистая природа и миролюбивое общество – то, что очень ценно. Я хотела бы призвать жителей Бурятии ценить это.

Где-нибудь в Нью-Йорке люди работают целый год для того, чтобы неделю отдохнуть в подобном месте. Но поиск лучшей доли заложен в человеческой природе. И это неплохо. Будда говорил: приходите и смотрите.

По этой причине человеку имеет смысл искать – приходить и смотреть самостоятельно. В Бурятии я счастлива видеть процветание буддизма. И мне грустно, когда я вижу, что молодое поколение не говорит на бурятском языке и не интересуется буддизмом.

Но меня радует, что в Бурятии так много образованных женщин, способных принести пользу обществу. Совсем иная картина в Индии, Бангладеш или Гималаях. Вам есть чем гордиться.

Диляра Батудаева

Источник: https://wcu-network.org.ua/ua/possessing-equal-rights/article/Buddiiskaja_monaxinja_iz_SShA_o_zhenxhinax_v_buddizme

Г.ДОНИРОВА "ИНСТИТУТ СЕМЬИ В БУДДИЗМЕ"

Роль женщины в буддизме, как должна себя вестиГалсана ДОНИРОВА

Положение женщины и мужчины в буддизме

Существуют различные, порой полярные мнения об интеллектуальном и духовном потенциале женщины и мужчины: от возвышения, даже обожествления женщины, до низведения ее до уровня детородной машины.

Такое различие во взглядах в первую очередь, обусловлено разным отношением к женщине в ведущих мировых религиях: христианстве, исламе и буддизме. Рассмотрим подробнее данный аспект в буддизме. В рассматриваемом ракурсе буддизм предполагает равенство возможностей в «просветлении» и «спасении» для мужчины и женщины.

Этим он и отличается от христианства, где вина за первородный грех в большей степени лежит на женщине – Еве и переносится на ее сестер по полу.

Если обратиться к более древним индийским (брахманическим) источникам, привязанность к женщине в буддизме считается одним из важнейших препятствий на пути к спасению, т.е. семья – узы, не разорвав которые нельзя спастись, а женщина – одно из худших зол на пути к спасению. Индийское общество времен складывания палийского канона (4-2 вв. до н. э.

) было крайне патриархальным, склонным во всем подчеркивать превосходство мужчин. Одно из известных изречений Ману: «День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин… Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности»[i].

Религиозные потребности женщины в ортодоксальном брахманизме также не принимались во внимание. Женщинам запрещалось слушать и изучать Веды, самостоятельно выполнять какие-либо обряды, посты и обеты.

Главный религиозный долг женщины – это служение мужу: «Муж, даже чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем как бог»[ii].

Конечно, образ жизни монахов-буддистов и мирян-буддистов различен. В первом случае не имеет смысла говорить об институте семьи и брака потому, что его как такового  у монахов не существует.

Будда признавал, что для достижения просветления – конечной цели учения – не существует никакой разницы между мужчинами и женщинами, при условии, что и те и другие станут монахами и монашками).

В соответствии с этим Будда, после некоторых колебаний, основал женскую монашескую общину, во главе которой стала Махапраджапати, тетя Будды, в детстве заменившая ему мать. Однако вступление женщин в сангху (общину) было обозначено несколькими дополнительными условиями, которые известны под названием «Восьми правил»[iii].

Соответственно, согласно учению раннего буддизма, полное безбрачие являлось непременным условием к тому, чтобы становится на «путь добродетели». Будда учил, что в жизни мы постоянно испытываем страдания, причиной которых являются довлеющие над нами желания.

Обрести внутренний покой можно, следуя восьмеричному пути, который приведет нас к достижению нирваны – состоянию сознания, в котором человек не испытывает алчности, ненависти и невежества, но находится в состоянии внутренней гармонии, чувствует глубокое сострадание ко всему живому. Согласно учению Будды, чтобы следовать по этому пути, человек должен стать монахом или монахиней, дав обет безбрачия.

Будда обращался к людям, независимо от их возраста и пола, давая им возможность самостоятельно выбора своего пути.  Буддизм предоставляет каждому человеку свободу самостоятельно решать все вопросы, связанные с браком.

Почему же буддийские монахи не вступают в брак? Причина в том, что монахи избирают образ жизни, направленный на служение людям. Безбрачие является частью этого образа жизни.

Читайте также:  Какие правила применяются при проведении поминок в первый год после смерти, как заказывать молитвы

Те, кто отрешился от мирской жизни, добровольно отказываются от семейных уз, чтобы избежать мирских обязанностей и тем самым поддерживать «спокойствие ума». Они хотят полностью посвятить жизнь служению другим  в целях достижения духовного освобождения.

Следовательно, институт семьи и брака в буддизме может рассматриваться только в отношении буддистов-мирян. Многие буддисты не ощущают в себе призвания принять монашеский сан, и в этом случае если они вступают в брак.

Будда проповедовал социальные этические нормы для мирян, обращаясь к молодому человеку по имени Силья, где раскрывал обязанности родителей и детей, мужей и жен, учителей и друзей. Проповедь Будды была записана под названием «Сигалавада Сутта»[iv].

Будда придавал большое значение семейным отношениям, считая, что они могут стать для человека источником огромного счастья или привести к страданиям.

Для рассмотрения положения женщины и мужчины в обществе, в семье обратимся к важнейшей категории буддизма и других религий Индии – понятию «кармы». Карма человека — это не только наказание за грехи прошлых воплощений, это еще и предоставленные в этой жизни возможности выбора.

Мужчины и женщины, абсолютно непохожие друг на друга существа, которые живут и мыслят по-разному. Им тяжело быть вместе, но жизнь без любви приносит им страдания. В момент сближения они , как правило, хотят стать равноправными партнерами.

Встает правомерный вопрос, а возможны ли единые правила, права для столь разных существ? Согласно учению о карме, у мужчины и женщины совершенно разные кармические задачи.

Карма мужчины заключается в возможности и обязанности быть строителем, созидателем и двигателем человечества; быть активным захватчиком нового пространства, новых знаний и нового совершенства. Кармическая задача мужчины — это освоение мира, божественное проникновение души в самую плотную материю Вселенной.

Мужчина, осваивая новые земли и пространства, изучая неизведанное, строит дома и взращивает ростки, которые будут питать новые поколения строителей и исследователей. В нем деятельное и созидательное начало.

И не важно, что делает мужчина: сеет хлеб, строит города и корабли, открывает новые законы физического мира или тонкого мира человеческой психики, совершенствует технологии, обеспечивает людям комфорт земного существования и т. д. — главное в том, чтобы он делал это основательно. Созидательность проявляется в силе его разума и логики, познании законов природы, наведении порядка в жизни. Считается, что все, что строит мужчина, должно служить гармонии мира и в этом случае, мужчина свою основную кармическую задачу выполняет.

Карма женщины — быть всем тем, что обеспечивает человечеству движение, развитие, строительство и совершенство. По всей видимости, это задача чуть более сложная, поэтому женщине изначально дано больше возможностей и больше обязанностей, больше потенциальных сил, больше интуиции, больше испытаний для души[v].

Женский принцип в буддизме весьма многосложен. Всякое обсуждение женского начала должно начинаться с Великой Матери, или Супруги. Основа всего сущего считается женским началом по причине своей способности давать рождение.

Трунгпа Ринпоче так описывает Великую Мать: «В любом феноменальном опыте, будь то наслаждение или боль, рождение или смерть, добро или зло, всегда необходимо найти основную суть. Это основание известно в буддийской литературе как материнский принцип»[vi].

«Мудрая женщина является проводником, помогающим проникнуть мужскому лучику света в самые глубины материи. Она как линза, которая может рассеивать слишком жесткий луч, смягчать его сияние, а может, наоборот, собирать, концентрировать лучик мужского света для более тонкой и точной работы.

Можно сказать, что женщина — это клеточка тела Изначального Божества. Она интуитивна и чувствительна. Мужчина — искра Божественного Разума, стремящегося осознать свое тело[vii].

С точки зрения Будды, ценность семьи как социального института  заключается  в гармоничном союзе мужчины и женщины, составляет основу человеческого развития и обретения полноты жизни. Поэтому положение женщины, как и мужчины в буддизме определено их кармой, избежать которой невозможно.

Специфические особенности семьи и брака в буддизме

Прежде всего, будем исходить из того, что брак в буддизме считается общественным институтом, а не долгом, налагаемым религией на человека. Это уже первое важное отличие отношения к семье и браку в буддизме от ислама, где состоять в браке является священной обязанностью мужчины, а безбрачие считается греховным состоянием.

Отношение к браку как к общественному соглашению или институту, созданныму людьми для собственного благополучия и счастья является более демокрастическим.

Институт брака и семьи служит для поддержания порядка и гармонии в процессе продолжения рода и, тем самым, отличает человеческое общество от мира животных.

В буддизме нет правил, требующих от человека вступать в брак, оставаться холостым или жить в полном безбрачии. Нет таких правил, которые обязывают буддистов рожать детей или ограничивают рождаемость.

Будда учил, что существует пять способов проявления родителями любви к своим детям:

  • уводить их от зла;
  • побуждать их делать добро;
  • обеспечить их образование;
  • устроить им подходящий брак;
  • передать им в своё время наследство[viii].

Первые несколько лет жизни очень важны для формирования мировоззрения, и в этот период самую важную роль играют родители. Дети впитывают не только то, что они говорят, но и их поступки. Дитя, будучи созданными ими, входит в мир, наследуя их моральные ценности.

Отсюда острая  необходимость хорошего примера, достойного подражания, стремления к подобию их отношения для своих детей. Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха.

Существует много традиций проявления взаимоуважения и любви, среди которых хорошо известна древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. При это дарящий получает от своих действий большее удовольствие.

Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Важно отметить, что порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением.

В свою очередь Будда прописал и обязанности детей, благодаря которым онимогут выражать свою  любовь и уважение к родителям:

  • поддерживать своих родителей;
  • исполнять свои обязанности по отношению к ним;
  • поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции;
  • вести себя так, чтобы быть достойным наследства;
  • исполнять свой религиозный долг и приносить религиозные дары родителям даже после их смерти.

Таким образом, мирской последователь буддизма должен все время служить отцу и матери, своей семье, самому себе и Будде. Следуя путем родителей и детей, прежде всего, соблюдая обоюдные обязанности, можно достичь в семье мира и покоя, не допуская разлада между родителями и детьми.

Учение Будды о браке основано на главном принципе – каждая мысль, действие и слово должны быть направлены на благо супруга. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке.

Поэтому важно в первую очередь понимать, что брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих. Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь каждому стать лучше.

В супружестве есть хорошая возможность развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости и супруг на этом пути к просвещению является главным попутчиком и наставником.

Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен играть различные роли, с помощью которых он сможет дополнять другого. Иначе говоря, у каждого из супругов свои кармические задачи, и, соответственно, не может иметь место превосходство одного над другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя праведному пути.

Также в основном своде правил для мирянина-буддиста прописаны как обязанности мужа, так и жены.

Обязанности мужа по отношению к жене:

  • почитание ее;
  • уважительное к ней отношение;
  • верность;
  • признание ее авторитета;
  • проявление своей любви к ней с помощью подарков.

Выделяется пять способов, с помощью которых хорошая жена проявляет свою любовь к мужу:

  • хорошее ведение домашнего хозяйства;
  • гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи.
  • верность;
  • забота об имуществе семьи;
  • мастерство и трудолюбие в исполнении своих обязанностей.

Также Будда говорил, что хорошая жена:

  • относится к мужу с любящей симпатией, как мать;
  • проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;
  • рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;
  • послушна и верна ему, как верный слуга семьи.

Хотя в буддийских текстах ничего не говорится о моногамии и полигамии, мирским последователям рекомендовано ограничиваться одним супругом или супругой. Примечательным считаем, что верность в браке признается абсолютной истиной.

В проповедях Будды есть немало указаний на то, что лучше и мудрее быть верным одной супруге или супругу, не злоупотреблять чувствами и не ухаживать за другими партнерами. Будда учил, что одна из основных причин падения мужчины – любовные отношения с другими женщинами.

Здесь, без сомнения, подразумевается, что и женщине, если она вступает в любовные связи с несколькими мужчинами, придется страдать. Человек должен осознать трудности, испытания и страдания, через которые приходится проходить, чтобы просто поддерживать семейную жизнь.

Они могут усилиться в несколько раз, если он сталкивается с ними на фоне дополнительных трудностей, созданных им самим. Понимая человеческую слабость, Будда в одном из правил учил последователей воздерживаться от распутства или недозволенных половых отношений.

Брак – это узы содружества, в которое мужчина и женщина вступают на всю жизнь. Тремя основными принципами, которые следует развивать семейной паре, являются терпение, терпимость и понимание. В то время как любовь должна быть узлом, связывающим партнеров друг с другом, для поддержания счастливой семьи  необходимы и материальные условия.

Подобающим считается в семейной паре открытость сердец и душ, где нет места секретам и т.п. Появление секретов порождает подозрение, а подозрение – это элемент, способный уничтожить любовь в брачном союзе.

Подозрение порождает ревность, что в свою очередь, порождает злость, злость создает ненависть, ненависть переходит во враждебность, а враждебность может повлечь за собой большие страдания, включая кровопролитие, самоубийство или даже убийство.

Таким образом, самыми главными условиями семейного счастья являются:

  • Умение понимать;
  • Умение отступать (прислушиваться мнения мужа / жены);
  • Умение находить общее (единые цели, стремления и т.п.).

Сегодня буддизм весьма популярен не только в Юго-Восточной Азии, но и в западных странах. Особенностью современного буддизма является превращение его в своеобразную систему нравственности, способную стать ориентиром для ищущих семейного счастья людей.

Галсана Аюржанаевна ДОНИРОВА – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва, Россия)

[i] Законы Ману. М., 1992. С. 115,185.

[ii] Законы Ману. М., 1992. С. 154.

[iii] U. Ko Lay. Guide to Tipitaka. P. 33.

[v] Эль Тат. Карма женщины. Карма мужчины. СПб, 2002. Ч. 1. С.7.

[vi] Chogyam Trungpa, The Tantric View of Life. Maitreya IV. Berkley – London,1984. P.23-24.

[vii] Эль Тат Карма женщины. Карма мужчины. СПб, 2002. Ч.1. С.156.

Источник: http://religiopolis.org/documents/7527-institut-semi-v-buddizme-moskva-2014.html

«Не взирает Бог на твое внешнее» (женщина в буддизме). Часть 1

ЖЕНЩИНА В РЕЛИГИИ. Woman in buddhism. Part 1

 Вопрос поиска религиозной духовности никогда не стоял на первом мести в эпоху атеизма и богоборчества советского времени, не зазвучал он и в «новорусскую» эпоху, невзирая на заметно активизировавшиеся конфессии разного вида и толка, появившиеся в нашей стране на волне перемен.

Кто или что в этом виновато? Утрата источников – живых носителей культуры и материальных первоисточников (литературы, храмов, школ)? Прыжок нашей культуры из неторопливого феодального прошлого в светлый технократический капитализм? Или все можно объяснить зигзагами судьбы непонятной русской души? Верить ли в то, что рано или поздно эта душа «воспрянет ото сна» и вернется к тому, чем всегда выделялся и славился русский народ – к тонкой духовности, связи с небесными космическими законами и к правде души?

Что мы знаем о сущности религии, религий, о роли человеческого и божественного в каждой из них? Почему в Азии возник Ислам, удел Востока – буддизм, даосизм и индуизм в разных формах, а мы, европейцы, знаем лишь своего Бога – Иисуса Христа? А как трактует каждая религия понятие мужчины и женщины, ведь мы такие разные? Есть ли отличия внутри одной и той же религия для представителей разных полов?

В нашей стране таких исследований практически нет, вероятно, актуальность темы еще не очевидна. Мы привыкли пользоваться тем, к чему привыкли, не задавая вопросов. А давайте попробуем взглянуть на основные религиозные течения с позиции исследования роли и места женского образа в них.

Рассматривать этот вопрос можно с разных точек: в контексте исторического развития или анализируя современную действительность, в рамках и терминах самого направления или в критической оценке других конфессий.

Однако давайте попробуем обратиться к первоисточникам и фактическим свидетельствам ранней истории каждой из религиозной культур.

Читайте также:  Красная нитка - оберег от порчи и сглаза

Вдруг это поможет взглянуть на эти традиции по другому и переоценить себя и свою жизнь, нащупав некую путеводную тропу к своей собственной духовности.

Итак, первое направление исследования – буддизм.

 ЖЕНЩИНА В БУДДИЗМЕ

В то время как в некоторых религиозных направления женщинах зачастую рассматривается как более неполноценное существо, чем мужчина (например, она создана из части тела мужчины, именно она повинна в совращении мужчины и т.д.), в Буддизме нельзя найти развития подобных положений.

Говоря о происхождении человечества и развитии нашей мировой системы, Будда указывал, что изначально люди не были сексуально дифференцированы. Только позже, когда появилось разделение труда во время сбора урожая риса, появилось различие полов.

С этой самой поры и до наших времен существует лишь половое размножение, однако в начале времен существа воплощались на нашей планете духовными средствами.

В Буддизме самой высокой и реальной целью человечества — идеалом жизни — считается достижение абсолютной свободы, то есть достижение состояния, где человек перестает быть обусловленным и контролируемым проявлениями своей природы.

Независимость от всех преходящих и пустых вещей может быть обретена только в нирване, которую можно достичь уже в этой жизни. Это путь к обретению природы Бодхи (bodhi, просветления или совершенства). Данное спасение может быть обретено одинаково и мужчинами, и женщинами.

Сложно найти даже малейшие различия в этом вопросе — ни в методах, ни в качестве конечной цели достижения.

Будда обнаружил, что пол не имеет никакого значения на пути обретения свободы. Женщина-святая, архат (Arahat), или женщина, посвятившая себя обретению святости, никоим образом не может рассматривать как менее полноценная, чем мужчина-святой или мужской последователь Будды.

В соответствии с учением Будды, не существует практического различия между полами. Мужчина и женщина равны в своей зависимости друг от друга, которую они должны преодолеть. Они имеют одинаковые права и обязанности в своем партнерстве (как Будда описал это для своих мирских последователей в известной проповеди к Singalako (Digha-nikaya No.31)).

Для тех же людей, чаянием которых являлось обретение самых высоких ступеней духовной жизни уже в этом воплощении, Будда основал Орден (Sangha) — орден для монахов и орден для монахинь.

Основание женского ордена было поистине революционным шагом для древней Индии, так как до этого не существовало ни одной общины для женщин. Организуя Орден монахинь, Будде пришлось принять во внимание специфику социального положения женщин в традиции Брахманизма (Brahmanism) того времени.

В индийском обществе шестого века до н.э. женщины не имели никакой подготовки или образования, достаточного  для того, чтобы суметь принять жизнь в религиозном сообществе аскетического типа. Поэтому Будда сформулировал для монахинь восемь специальных правил, которые приравнивали их к ордену монахов.

Эти правила можно рассматривать как защиту и помощь монахиням на этапе образования и становления женской монашеской общины (Anguttara-Nikaya VIII, 51).

К сожалению, позже, на многие столетия Орден женщин-монахинь (the Bhikkhuni Sangha) исчез в Южной и Юго-восточной Азии. Как религиозный институт он сохранился лишь в некоторых странах, достаточно закрытых в политическом, экономическом и культурном аспектах для влияния извне (например, Корея, Тибет).

РАЗЛИЧИЯ

Однако сам факт того, что в его учении появлялись как мужчины, так и женщины-последователи, вынудил Будду сформулировать свое отношение к вопросам о биологической, социальной и экзистенциальной разнице между мужчиной и женщиной.

Биологические различия

В Samyutta-Nikaya (37,3) Будда перечислил пять особых страданий женщины. Первые три страдания связаны с телом женщины, это менструация, беременность и рождение ребенка. Эти страдания существуют только для некоторых животных и людей; уже на уровне женских божеств низших уровней женщины свободны от них.

Страдания четыре и пять имеют социальную природу и связаны с особенностями индийского общества того времени. В Индии женщина, выходя замуж, была вынуждена оставить родительский дом и жить, прислуживая мужу и во всем ему подчиняясь.

Будда не называл эти страдания необходимыми или божественным, он относился к ним как к некой реальности женского существования (страдания 1-3), либо как к особенности уклада индийского общества (страдания 4 и 5).

Он не считал необходимым говорить об относительно меньшей физической силе женщины как об «особом страдании женщин». Это имеет значение только в том случае, если женщина собирается конкурировать с мужчинами в спорте или бизнесе.

Однако индийские женщины всегда были больше заинтересованы духовными вопросами, чем спортом.

Терминологические различия

В языке средней части Индии во времена Будды существовало два имени для женщины:  нейтральный термин itthi (женщина) и уничижительный термин matugama. Буквально, matugama означает «мать (matar) в деревне (gama)» и описывает женщину, которая не видит дальше горизонта и не имеет более высокого идеала, чем материнство.

Каждый matugama — itthi, но не, каждый itthi — matugama. Когда тексты говорят о примитивных женщинах и женских кознях, тогда женщины называются matugama, но не itthi.

Только в пост-канонической литературе контуры этих понятий размоются и станут неясными, так как возникла тенденция обобщать всех женщин как matugama, описывая их как опасность для аскетической жизни монахов, особенно в рассказах о перерождении (Jataka).

Экзистенциальные различия

Высказывание Будды о том, что женщины не способны занять пять ведущих положений, может быть, наиболее трудный момент для понимания. В частности, Будда говорит, что женщина не может получить власть над адом, небесами, браминами, что она не может управлять миром людей и что она не может стать полностью Просветленной (Samma-Sambuddha).

Однако можно считать, что Шакьямуни ни изобрел эти ограничения, ни защищал их; он только сообщал, что в своем космическом ясновидении он никогда не видел женщину в этих пяти положениях ни в одной из неисчислимых вечностях, в которые он смотрел. Будда также полагает, что это невозможно.

Мы можем только попробовать понять, почему мудрость Пробужденного пришла к такому заключению.

То, что женщина не может управлять адом и злыми духами, ни в коем случае не является недостатком женщины, а скорее наоборот, может считаться ее достоинством.

Управление чувственными богами, браминами и миром людей — также нечто преходящее и суетное и не имеет никакой ценности для духовного подвижника.

Женщина, которая обладает необходимыми добродетелями и следует по пути к обретению нирваны, имеет во много раз больше, чем может дать любая власть в нижнем, нашем или верхнем мирах.

Будда говорит, что женщина не может обрести «Sakkatta», то есть положение Sakka, властителя 33 богов в чувственных небесах. Однако он не утверждает, что женщина не может взаимодействовать с другими, более высокими небесами. Каждая женщина может стать Брамином, жителем мира вне чувственности, как и любой мужчина. Брамины не являются мужчинами или женщинами, ибо они вне половых различий и условностей.

Женщина может стать архатом (Arahat) (святым) и Pecceka-Buddha (Pratyekabuddha, тихий Будда), но ей недоступно состояние Samma-Sambuddha. Почему? Будда говорит, что существуют только четыре вещи, которые не могут быть поняты разумом, и одна из них — область способностей Полностью Просвещенного (Anguttara-Nikaya IV, 77).

ИСТОРИЯ

Последователями Буддизма на ранних этапах его формирования становились представительницы самых верхних слоев общества и самых удаленных уголков. Так, например, когда в 290 г. до н.э.

король Асока Великий разослал мисси на девять сторон света с целью распространения буддизма, то Принцесса Анула, невестка Короля Деванампииа Тиссы на Шри-Ланке, выражала желание принять Буддизм и стать биггуни (bhikkhuni, женщина-монах).

Принцесса приняла посвящение и организовала на Шри-Ланке орден женщин-монахов.

В Китае Чин Чьен (Ching Chien) была первой китайской женщиной, ходатайствовавшей о посвящении и получившей ее от мужчины-монаха Sangha. Позже, приблизительно в 430 году н.э., Бигуни Девасара (Bhikkhuni Devasara) из Шри-Ланки была приглашена наряду с группой из 10 биггуни в Нанкин (Nanking), где они дали посвящение 300 китайским женщинам.

Из китайского буддистского Ордена отделилась ветвь, которая принесла и основала Орден Биггуни  в Корее и Восточной Азии. Там эта традиция сохранилась наиболее полно в наши дни.

Маха Пажапати Готами, основатель Ордена Монахинь

Пажапати Готами была приемной матерью Будды, а также его тетей по линии матери. Она чувствовала себя несчастной и одинокой, когда Принц Сиддхарта, Рахула, его сын, и ее собственный сын Нанда отказались от мирской жизни для более возвышенной жизни в благородном монашеском ордене.

Посвящение стало занимать основное место в ее мыслях.
Она приблизилась к Будде во время его посещения Капилаватху и попросила о милости позволить ей создать Орден Монахинь. Но три раза Будда отвергал ее просьбу. Удрученная, Пажапати Готами вернулась домой.

Дома ее окружили 500 девушек, которые в силу разных причин тоже искали монашества и посвящения. Поэтому Ражапати Готами решила еще раз испытать судьбу.
Она обрила голову и выкрасила одежду в желтое. Ее примеру последовали и 500 девушек.

Капилаватху был отделен от монастыря Джетевана расстоянием в 357 миль. Все это расстояние Ражапати Готами прошла пешком босая. В конце пути ее ноги были сбиты и истерты.


У входа в монастырь Ражапати Готами посчастливилось встретить Ананду, который в силу доброты своего сердца и сострадания выступил посредником для делегации.
Снова и снова Почтенный Ананда просил Будду, но тот вновь и вновь давал отказ.


Наконец Почтенный Ананда спросил Будду, а может ли женщина достичь состояния святости. На что Будда ответил, что женщине это доступно так же, как и мужчине. В конце концов он дал согласие на основание женского буддистского ордена, но женщинам было заповедано 8 условий, которые они должны были неуклонно выполнять.

1. Биггуни, даже если она состоит в Ордене 100 лет, должна уважать мужчину-монаха, даже если он пробыл в Ордене всего лишь день.

2. Биггунидолжна проживать на расстоянии 6 часов путешествия до монастыря, где живет мужчина-монах, способный консультировать ее в ее вопросах.

3. В дни Почитания Биггуни должна консультироваться с мужчиной-монахом.

4. Биггуни должна проводить ретрит во время дождей, следуя указаниям и мужчины-монаха (биггу) и  женщины-монахини (биггуни).

5. Биггуни должна строить свою жизнь, следуя указаниям обоих Орденов.

6. Биггунидолжна получить посвящение более высокого порядка (Upasampatha) от обоих Орденов через два года своего посвящения.

7. Биггунине может повышать голос на Биггу.

8. Биггунине может давать советы Биггу, скорее, она сама должна стараться искать совета у Биггу.

Когда Почтенный Ананда передал эту новость Маха Пажапати Готами, она искренне и с радостью приняла условия, поставленные Буддой. Следуя этому пути, она в скором времени достигла состояния Араханта.
Маха Пажапати Готами прожила 120 лет, но возраст никак не отразился на ней. Ее волосы и зубы походили на волосы и зубы 16-тилетней девушки.

В конце своей жизни Маха Пажапати Готами и ее последовательницы прошли через ритуал великого освобождения. Эта церемония была освящена Буддой, на ней присутствовали и люди и божества. Когда погребальный костер угас, на возвышении, как жемчуг, светились останки Преподобной Маха Пажапати Готами.

Они были собраны в горшок и переданы Будде, который объявил Маха Пажапати Готами святой и своей ученицей.

Будда никогда не избегал женщин. Он принимал их и беседовал с ними в любое подходящее время, ибо он обрел просветление и перешагнул границы человеческого. В одной из своих бесед он рекомендовал монахам относится к женщинам преклонного возраста так, как они относились бы к своим матерям.

Позволив женщинам присоединиться к учению и начать создавать монашеские общины, Будда ясно указал, что отныне женщины должны в основном изучать и практиковать его обучение, отказавшись от роли домохозяйки, привязанной только к домашним хозяйственным работам.

И мужчины-монахи, и женщины оставили свои домашние жизни позади ради стремления обрести духовное знание.

Каждый посвященный человек должен научиться заботиться о себе сам и организовывать свое расписание так, чтобы уделять больше времени своей духовной цели, а именно поиску просветления.

Ольга Ерухова

14 ноября 2007

Источник: http://www.d-vinci.ru/materials/articles_da_vinci/woman_in_buddhism/

Женщины в буддизме – Women in Buddhism

Гуань Инь Южного моря Санья является крупнейшим статуя женщины в мире.

Женщины в буддизме является темой , которую можно рассматривать с различных точек зрения в том числе теологии , истории , антропологии и феминизм . Актуальные интересы включают богословский статус женщин, лечение женщин в буддийских обществах дома и в общественных местах, история женщин в буддизме, и сравнение опыта женщин в различных формах буддизма. Как и в других религиях , опыт буддийских женщин значительно различались.

Читайте также:  Храм архангела михаила в тропареве, история, расписание, адрес

Такие ученые, как Бернард Форе и Миранда Шоу согласны , что буддологии находится в зачаточном состоянии с точки зрения решения гендерных проблем . Шоу дал обзор ситуации в 1994 году:

В случае индо-тибетского буддизма определенный прогресс был достигнут в области женщин в раннем буддизме, монашество и буддизма Махаяны. Две статьи серьезно затронули тему женщин в индийском тантрическом буддизме, в то время как несколько больше внимания уделялось тибетских монахинь и лежал йогини.

Однако Кхандро Ринпоче , женщина – лама в тибетском буддизме , преуменьшает значимость растущего внимания к этой теме:

Когда есть разговор о женщинах и буддизме, я заметил, что люди часто рассматривают эту тему как нечто новое и необычное.

Они считают, что женщины в буддизме стали важной темой, потому что мы живем в современном мире, и поэтому многие женщины практикуют Дхарму прямо сейчас. Однако, это не так.

Самка сангха была здесь на протяжении многих веков. Мы не чего-то нового в 2500-летней традиции. Корни есть, и мы просто заново включени их.

В настоящую оценке женщин (и равенства) в буддизме, Masatoshi Ueki дал диахроническую текстовую интерпретацию буддийских текстов из раннего буддизма к Сутре Лотоса .

Ueki изучили термины «мужской» и «женский» не только на физических характеристиках каждого пола биологически но с упором на их функциональной роли в соответствующем обществе, а именно «мужской принцип» и «женский принцип» и пришел к выводу , что никакой разницы нет проповедовал в учении Шакьямуни относительно просвещения женщины.

Создание мужского принципа в равной мере с женским принципом является естественным порядком вещей. Они никогда не должны существовать в взаимоисключающих отношениях. Они не должны быть акцент на один за счет другого, как для незаменимы. … будет установление истинной сущности является факт реальности для мужчин, так и женщин.

Женщины в раннем буддизме

Основатель буддизма Гаутама Будда , разрешил женщинам присоединиться к его монашеской общины и в полной мере участвовать в нем, хотя были некоторые оговорки или garudhammas . Как замечает Сьюзан Муркот, «сангха монахини был радикальный эксперимент для своего времени.»

По словам Дианы Пола, традиционный вид женщин в раннем буддизме является то , что они хуже. Рита Гросс соглашается , что «женоненавистник деформации найдены в начале индийского буддизма.

Но наличие некоторых четко женоненавистник доктрины вовсе не означает , что весь древний индийский буддизм был женоненавистник.

» Хотя, есть высказывания в буддийском писании , которые кажутся женоненавистник, такие как презентации женщин в качестве obstructers мужского духовного прогресса или понятия , что рождение женщины является низшая один меньше возможностей для духовного прогресса.

Тем не менее, в тех обществах , где мужчины всегда сохранили доступ к власти и более широкому выбору, отрицательное суждение о судьбе женщин может рассматриваться как просто отражает эмпирическую политическую реальность.

Кроме того, религиозная литература, скорее всего, обращаются к мужчинам, и , следовательно , мы находим буддийский акцент на отказе от чувственных желаний , выраженных в терминах мужской привязанности к женщинам чаще , чем мы видим обратное. Сочетание позитивного отношения к женственности с откровенно негативными настроениями привели многие авторами , чтобы охарактеризовать отношение раннего буддизма к женщинам как глубоко двойственные.

Женское духовное постижение

Различные школы и традиция в рамках буддизма придерживаются различных взглядов в отношении возможностей женских духовных достижений.

Одним из важных прядь подчеркивает , что с точки зрения духовного достижения, женщины и мужчины имеют равные возможности и духовные , что женщины не только могут, но и во многих случаях, достиг духовного освобождения.

Такая перспектива встречаются в ряде источников разных периодов, в том числе ранней буддийской литературы в традиции Тхеравадов, Махаяна сутр и тантрических писаний. Есть истории женщин и даже детей, достигших просветления во время Будды.

Кроме того, буддийские доктрины не делают различия между мужчинами и женщинами , так как все, независимо от пола, статуса или возраста, подлежит старости, болезни и смерти, таким образом , страдания и непостоянства , что отмечаете кондиционированной существование относится ко всем.

Феминистские ученые также отметили, чем даже тогда, когда потенциал женщин для духовного достижения признается, учет таких достижений не может быть или может быть скрыт гендерно-нейтральным языком или неправильного переводом оригинальных источников западных учеными.

Ограничения на достижениа женщин в буддизме

По словам Бернара Форы, «Как и большинство канцелярских дискурсов, буддизм действительно неумолимо женоненавистник , но, насколько женоненавистник дискурсов идти, это один из наиболее гибких и открытых к множественности и противоречивости.»

В буддийской традиции, позиция , по- видимому мирской власти часто является отражением духовных достижений человека. Например, любые боги живут в высших мирах , чем человеческое существо , и , следовательно , имеют определенный уровень духовного достижения. Cakravartins и Будд также более духовно развиты , чем обычный человек.

Однако, как тайваньский монахини Heng-Ching Shih говорится, женщины в буддизме говорят, есть пять препятствий, а именно в неспособности стать Брахма Царю, Индра , король Мара , чакравартин или Будду.

Это основано на заявлении Гаутамы Будды в Bahudhātuka-Сутта из Majjhima Никае в Каноне Пали , что это невозможно , что женщина должна быть «совершенно справедливо Просветленный», «Всеобщая Монарх», «Царь богов »,„Король смерти“или„Brahmaa“.

Ранее ограничения на достижении Буддовости женщин были упразднены в Сутре Лотоса , который открылся прямым путем к просветлению для женщин в равной степени к мужчинам. По Нитирэна “„Только в Сутре Лотоса мы читаем , что женщина , которая охватывает эту сутру не только превосходит все другие женщины , но превосходит все мужчины“.

Женщины и будды

Хотя ранние буддийские тексты , такие как Cullavagga секция Vinaya Питака в Каноне Пали содержат заявление от Гаутамы Будды , основателя буддизма, говоря о том , что женщина может достичь просветления, он также четко указан в Bahudhātuka-Сутте , что никогда не может быть женщиной Будды .

В Тхеравадах буддизме, современная школа на основе буддийской философии из самых ранних датированных текстов, будды является редким событием. В центре внимания практики в первую очередь на достижение Архат и Pali Canon имеют примеры как мужские и женских архатов , которые достигли нирваны .

Яшодхара , бывшая жена Будды Шакьямуни , мать его сына Рахула , как говорят, стал Архат после того , как вступил в бхикшуни порядок буддийских монахинь. В Махаяны школах, будды является универсальной целью для практиков Махаяны.

В сутрах Махаяны утверждает , что женщина может стать просветленным, но только не в женской форме. Например, Bodhisattvabhūmi , приуроченный к 4 – м века, говорится о том , что женщина собирается достичь просветления будет возродиться в мужской форме.

По словам Миранды Шоу, «эта вера имела негативные последствия для женщин , поскольку сообщалось о недостаточности женского тела как место просветления».

Некоторый Тхеравад сутта утверждают, что это невозможно для женщины быть бодхисаттвыми, что кто-то на их пути к будде. Бодхисаттва может быть человек, животное, змея, или бог, но никогда не женщина. Эти сутры не отказывают женщинам стать пробужденным, но они не в состоянии вести буддистской общины.

Если стремление к Буддовости было сделано и Будда времени это подтверждает, что это невозможно, чтобы возродиться как женщина. Соответствующая цель состоит в том, чтобы женщины стремятся быть возрожден как мужской. Они могут стать мужским моральными действиями и искренним стремлением к мужественности.

Родиться самкой является результатом плохой кармы.

Однако, рассказы Jātaka (истории прошлых жизней Будды как бодхисаттвы в Теравадах канона) упоминают о том, что Будда провел одну из своих прошлых жизней, как принцесса. Это прямо противоречит утверждению о том, что Бодхисаттва не может родиться самкой.

Появление будды женского пола могут быть найдены в тантрической иконографии ваджраяны практики пути буддизма. Иногда они являются консортами главного йидама из медитации мандалы , но Будд , такие как Ваджрайогини , Тара и Simhamukha появляются как центральные фигуры тантрической садханы в их собственном праве.

Ваджраяна Буддизм признает также много женщин Yogini практиков как достижения полного просветления в Будде , Миранда Шоу в качестве примера приводит источники со ссылкой на «Среди студентов адепта Наропы , по сообщениям двухсот мужчин и одна тысячи женщин достигли полного просветления».

Еше Цогьял , один из пяти тантрических супруг из Падмасамбхавы является примером женщин ( Йогини ) признаются в качестве женского Будды в традиции Ваджраяны. По словам Кармапы линии , однако Tsogyel достиг будды в этой самой жизни.

На сайте Кармапы , глава Карма Кагью школы тибетского буддизма , он заявил , что еше Цогьял-тридцать лет , прежде чем превосходя мирское существование, наконец , вышел из изолированной медитации отступление , (c.796-805 н.э.), как «полностью просветленного Будды» (самйак-Самбудде).

Есть прогнозы от Будды Шакьямуни можно найти в тринадцатой главе Махаяны Сутры Лотоса , относящиеся к будущим достижениям в Mahapajapati и Яшодхар .

В 20 – м века Тензин Palmo , тибетские буддийская монахиня в Друкпа родословной Кагью школы, заявила : «Я дал обет не достичь Просветления в женской форме, независимо от того , сколько жизней он принимает».

Женский Тулку родословных

В пятнадцатом веке н.э., принцесса Чки-dronme (Уайли: Chos-кый sgron-я ) был признан в качестве варианта осуществления божеств медитации и женского Будды в Ваджраяны традициях, Ваджраварахи .

Чоки-dronme стал известен как Samding Дордже Памо (Вайли: BSAM-lding РДУ-Дорже phag-мо ) и начал линию женской тулку , перевоплощаться лам . В настоящее время двенадцатое этой линии живет в Тибете.

Еще одна женщина тулку родословная, что из Shugseb Джецуна Ринпоче (Вайли: Shug-GSEB Дорже-btsun Rin-ро-че ) (. С 1865 – 1951), началась в конце девятнадцатого века CE.

В то время как она получила учение всех тибетских школ, Shugseb Джецун Ринпоче был особенно известен для проведения родословную из Чода , медитация практики , предлагая свое собственное тело на благо других.

В начале двадцатого века, Shugsheb Джецун Ринпоче-также называют Ани Lochen Chönyi Зангмо основателей Shuksep или Shugsep (Уайли: Shug GSEB ) монахини находится в тридцати километрах от Лхасы на склонах горы Гангрий Thökar.

Он стал одним из самых крупных и известных монастырей в Тибете. Shugsep Nunnery, часть Ньингма школы, был воссоздан в ссылке в Gambhir Ганч, Индия. Монахини Shugsep продолжают свою практику, в том числе Лонгчен Nyingtig и Чод .

Буддийское Рукоположение женщин

Гаутам Будда первым посвящены женщины как монахини через пять лет после его просветления и пять лет после того, как первый рукоположив мужчина в сангх . Первая буддийская монахиня была его тетка и приемная мать Махападжапати Готами .

Бхикшуни должны следовать восемь правил , уважения, которые обеты называются Восемь Garudhammas .

По словам Питера Харви «кажущаяся нерешительность Будды по этому вопросу напоминает его колебания на том , чтобы преподавать все,» то , что он только делает после убеждения из различных полубогов .

Рукоположение женщин в буддизме и всегда практиковалось в некоторых буддийских регионах, таких как Восточная Азия, возрождается в некоторых странах , таких как Шри – Ланка , и вновь начинают в некоторых западных странах , в которых буддизм в последнее время распространилась, такие как Соединенные Штаты.

Семейная жизнь в буддизме

В Ангуттара Никае (5:33), Будда говорит будущих жен , что они должны быть послушными своим мужьям, пожалуйста их, и не разозлить их через свои собственные желания.

Кроме того, Будда дает советы замужним женщинам в Ангуттара Никае (7:59; IV 91-94), из Pali (Тхеравады) канон, где он говорит о семи типов жен -Первый три типа предназначены для несчастий, в то время как последние четыре, как они проникнут долгосрочный самоконтроль, предназначены , чтобы быть счастливыми.

Эти последние жены характеризуются как смотрители (материнская-жена), компаньоны (друг-жена) и сабмиссивы (сестра-жена и рабыня-жена) , таким образом , -The Будда одобренными различных типов жен в браке.

По словам Дианы Пола, буддизм унаследовал представление женщин согласно которому, если они не представлены как мать, то они изображаются либо как похотливые искусительницы или воплощение зла.

материнство

Статус материнства в буддизме также традиционно отражает буддийскую перспективу, дуккха , или страдание, является одной из основных характеристик человеческого существования.

В своей книге о тхеригатхе сборника рассказов женщин архатов от Пали Canon , Сьюзан Муркот говорится: «Хотя эта глава о материнстве, все рассказов и стихов разделяет другую тему-горе Матери этой главы была мотивирована стать.

буддийские монахини от горя в связи со смертью своих детей «.

Однако материнство в раннем буддизме также может быть оценена деятельность в своем собственном праве. Королева Майя , мать Будды Гаутамы , основателя буддизма, имел определенный следующий, особенно в Лумбини , где она родила его.

Так как Майя умерла несколько дней после его рождения, Гаутама Будда был воспитан fostermother, сестра его матери Mahapajapati , который также имел два собственных детей. Она стала первой буддийской монахиней. Оба ее детей, ее сын Нанда и ее дочь Сундари Нанда вступил буддийской сангхи монашествующих.

Жена Гаутамы Будды, Яшодхара , была матерью одного сына по имени Рахула , что означает «оковы», который стал буддийским монахом в возрасте семи лет и Яшодхара также в конечном счете , стала монахиней.

Источник: https://ru.qwe.wiki/wiki/Women_in_Buddhism

Ссылка на основную публикацию