Правила подготовки к причастию в православной церкви

Причастие в церкви называется Таинством Евхаристии. Оно является главным событием Божественной Литургии и целью участия каждого христианина. Духовное значение Причастия – соприкасание с Богом, через принятие Священных Даров, символизирующих Тело и Кровь Иисуса Христа.

Для взрослых христиан Причастие в церкви, правила, и подготовка требуют исторических знаний и понимания духовного смысла таинства. Без этого причащаться не рекомендуется, за исключением младенцев.

Правила подготовки к причастию в православной церкви

Причастие в церкви называется Таинством Евхаристии

История Таинства Евхаристии

Причастие в церкви правила и подготовка в современном храме формировались на протяжении многих веков, но без изменений сути и правил, оставленных Господом нашим Иисусом Христом, Который и совершил первое Причастие на Тайной Вечере в присутствии своих учеников (апостолов).

Собравшись вместе на трапезе, Господь преломил хлеб и налил в чашу вина со словами: сие есть Тело моё и Кровь моя. Таинственным, непостижимым для человека образом эти вещества содержат в себе Христа и называются Священными Дарами.

Правила подготовки к причастию в православной церкви

Господь сказал: кто не вкушает Священные Дары – тот не наследует Царствия Божьего

Таинство Евхаристии (Причастия) проникая внутрь нас попаляет, избавляет и не допускает греховного падения. Зажигает сердце верой и любовью Христовой. Господь сказал: кто не вкушает Священные Дары – тот не наследует Царствия Божьего.Принимающий Их пребывает во Мне, и Я в нём.

Так сообразуется для человеческого восприятие соединение через Причастие Бога и человека. Причащаться может только крещеный человек!

Правила подготовки к причастию в православной церкви

Принимающий Их пребывает во Мне, и Я в нём

 Молитвы ребенку на сон грядущий

Подготовка и правила Причастия

К Причастию необходима определённая подготовка, без неё батюшка не допустит к Чаше.

Причастие в церкви правила и подготовка, что можно есть, существуют ли запреты и исключения лучше всего объясняет священник, поэтому в идеале, в его лице, иметь духовного наставника.

Чтобы не упустить возможные детали конкретной жизни верующего. Но общие основы доступны любому христианину. Таинство совершается на божественной Литургии по воскресеньям или большим праздникам.

В кафедральных соборах Таинство Причастия может совершаться каждый день.

В кафедральных соборах Таинство Причастия может совершаться каждый день

Допуском к Таинству Причастия является ещё одно Таинство – исповедь. Без неё к Причастию подходить нельзя. Не пытайтесь хитрить, мало того, что это нарушение Заповедей, это небезопасно.

 Загрузка …

Духовная жизнь, её законы работают не так как человеческие, которые можно обойти, объехать. Подойдите ответственно к подготовке, это залог благодатных отношений с Богом.

Правила подготовки к причастию в православной церкви

Допуском к Таинству Причастия является ещё одно Таинство – исповедь

Таинство исповеди заключается в раскаяние своих грехов в присутствии священника. Он является свидетелем между Богом и христианином. Беря на себя посредническую  миссию в таинствах.

Если вы уже взрослый, зрелого возраста христианин, но никогда не исповедовались — изучению этого вопроса поможет специальная литература.

Правила подготовки к причастию в православной церкви

Если вы уже взрослый, зрелого возраста христианин, но никогда не исповедовались — изучению этого вопроса поможет специальная литература

Сегодня можно встретить христиан по крещению, но по духу ни разу не причастившихся. Опыт таких верующих во внимание не берите. Полноты понимания духовной жизни в них пока недостаточно.

Для подготовки к исповеди возьмите листочек, разбирая, сверяясь с Заповедями Божьими, вспомните и запишите все содеянные вами грехи. Эта запись называется хартия. Она поможет не забыть на исповеди грехи.

Правила подготовки к причастию в православной церкви

Хартия поможет не забыть на исповеди грехи.

Только после разрешительной (прощающей) молитвы, читаемой священником над вашей головой, накрытой епитрахилью (элемент одежды священника) на исповеди. Вы получаете  благословение и допуск к Таинству Причастия, но это ещё не вся подготовка.

Причастие в церкви правила и подготовка может занимать не один день. Рекомендуется проводить её в течении 3-х дней. До литургии необходимо соблюдать пост и читать специальные молитвы – «Последование ко Причастию».

Они есть в каждом молитвослове. В ночь перед Причастием, после 24-х часов, запрещается вкушать еду и питьё до принятия Святых Даров. Если по забывчивости это случилось, то причащаться нельзя.

Можно молиться непосредственно перед Причастием, но объём молитв немаленький, внимание будет рассеянным и спешка противопоказана. В молитвослове можно найти памятку по подготовке к Причастию (зависит от издания).

 Молитва о снятии родового проклятия

Дети и Причастие

Причастие в церкви правила и подготовка для детей имеют некоторые отличия. Таинство исповеди для детей необходимо, начиная с 7-ми летнего возраста, когда они становятся отроками. До этого детям разрешено причащаться без исповеди.

Правила подготовки к причастию в православной церкви

Причастие в церкви правила и подготовка для детей имеют некоторые отличия

В православии дети от рождения до 7 – лет считаются младенцами, следовательно, осознания своих неправильных поступков ещё не имеют. Но это не значит, что их не надо подготавливать к Причастию. К молитве, посту приучать нужно с малолетства.

Как только ребёнок научился читать, начинайте его знакомить с молитвами. Читайте вместе с ним. Пусть ребёнок видит, как вы готовитесь к Причастию. Легко, когда вся семья воцерковлёная и все её члены стремятся к Христу.

Правила подготовки к причастию в православной церкви

Причастие в церкви правила и подготовка после крещения младенцев больше лежит на родителях и крёстных

Причастие в церкви правила и подготовка после крещения младенцев больше лежит на родителях и крёстных. Если крещеный ребёнок уже в отроческом возрасте, то подготовка к Причастию происходит на общих основаниях.

Значение и особенности Причастия

Причастие в церкви правила и подготовка беременных женщин такое же, как для всех православных христиан. Но вопросы питания, например, могут иметь некоторую корректировку. Общее состояние, самочувствие в период беременности может влиять на подготовку к Причастию, но правила неизменны для всех.

Будущая мама должна знать, что Причастие благотворно влияет не только на неё, но и на малыша. Младенцы помнят Бога. У причащающихся беременных женщин гораздо легче протекает беременность и роды.

Правила подготовки к причастию в православной церкви

У причащающихся беременных женщин гораздо легче протекает беременность и роды

Причастие это единственный, вещественный, божественный Дар от невидимых и видимых опасностей. Оно является обезоруживающим, высшим средством против всех уровней нечести.

Если христианин регулярно причащается, он находится под покровительством светлых духовных сил. Необходимо как можно чаще причащаться, стремиться к соединению с Богом, к достижению цели христианской жизни — спасению телесному в будущем воскресении и духовному после смерти.

Источник: https://Molitvy.online/prazdnik/prichastie-v-tserkvi/

Причастие в церкви: подготовка и правила проведения обряда в храме + особенности причащения детей и больных верующих

Смысл Причастия – соединение с Господом через вкушение его плоти и крови, тем самым становясь ближе к Царствию Небесному. Это очень важный ритуал для человека, который живет по Законам Божьим. Евхаристией завершаются практически все церковные священнодействия: ектении, проповеди, требы, преклонения.

Правила подготовки к причастию в православной церквиПричастие является главным православным ритуалом

Предыстория Таинства

Обряд, который сегодня является одним из важнейших священнодействий, установил Иисус Христос во время Тайной Вечери, накануне Своей мученической казни. Собрав учеников, Он преломил хлеб, назвав его «Плоть Моя» и раздал вино – «Кровь Моя». Так, Мессия заповедал апостолам впредь всегда причащаться, вспоминая Спасителя.

Важность Евхаристии описывается в библейской притче. Среди монахов древнеегипетского города Диолке был один наиболее набожный – Аммон.

Во время Таинства пресвитер узрел ангела, который вычеркивал имена тех иноков, кого на обряде не было, а спустя три дня отсутствующие священники умерли.

Подобное говорил и апостол Павел, который утверждал, что все смерти или болезни от неправильного причащения.

Видео «О необходимости Причастия»

В этом видеосюжете рассказывается о необходимости проведения православного обряда.

Для чего нужно причащаться

Те, кто проходит Таинство Евхаристии регулярно, сближаются с Господом и обретают надежду на вечную жизнь. Правильно проведенное священнодействие благоприятно влияет на человека:

  • отступают болезни;
  • укрепляется вера;
  • очищается душа;
  • разрешаются сложные жизненные ситуации;
  • появляется стойкость к соблазнам.

Практика причащения в православной церкви

К причащению нужно подходить с высокой долей ответственности, ведь это главное церковное Таинство.

Подготовка

Вкушая плоть и кровь Христа, верующий мирянин впускает в свою душу Спасителя, который очищает ее от грехов. Чтобы не выказать неуважение к Мессии, перед Евхаристией нужно обязательно исповедаться.

При этом правильно будет не просто бездумно выполнить все требования, а осознать свои прегрешения, признать их, раскаяться. Прежде чем приступить к обряду, нужно уладить все конфликты, простить обидчиков или врагов, обрести душевное спокойствие.

Усмирить страсти хорошо помогает усиленная молитва и строгий пост.

Молитвенное правило

Смысл молитвенных текстов – ведение диалога со Всевышним. Правило, которое необходимо прочесть перед причащением, можно найти в молитвослове. Состоит оно из:

  • Последования ко Святой Евхаристии;
  • канонов;
  • акафистов.

Правила подготовки к причастию в православной церквиМолитва перед святым Причастием

Если у человека это первое причастие, лучше заранее прочитать все молитвы, подробно изучив их суть. Читать их нужно вдумчиво, проникаясь каждой фразой, пропуская ее через свое сердце.

Соблюдение поста

Воздержание помогает верующему мирянину подготовить душу для воссоединения с Господом. Постясь, человек усмиряет свой нрав, тренирует силу воли, отказываясь от мирских соблазнов. Во время говенья нельзя есть пищу животного происхождения, пить алкоголь, сквернословить, ругаться, вступать в интимную близость. А с вечера перед Евхаристией вообще запрещено есть и пить воду.

Обычно подготовительный пост длится от 3 дней до недели. Если человек регулярно проходит Таинство и соблюдает Законы Божьи, говеть можно всего пару дней, а вот новичкам лучше посоветоваться со священником.

Проскомидия

Во время проскомидии на специальный стол возле алтаря выставляется пять просфор. Попросив у Бога благословения, духовное лицо трижды осеняет крестным знамением первую просвиру, а затем вырезает середину (Агнец). Снизу на ней батюшка делает крестовидный надрез, после чего прокалывает кусок с правого бока. Далее он наполняет потир красным вином, разбавленным водой.

Из второй просфоры также достают серединку, посвящая ее Божьей Матери. Третья делиться на 9 частей, во имя библейских святых. Четвертая символизирует живых, пятая – усопших. Из них тоже вырезают сердцевину, расположив в самом низу от Агнца. Затем церковник проделывает аналогичные действия с просвирами, принесенными прихожанами, зачитывая имена для поминания.

Правила подготовки к причастию в православной церквиВо время проскомидии на стол возле алтаря выставляется пять просфор

Литургия оглашенных

Церковное богослужение начинается с мирной ектении. Когда песнопение завершается, вступает хор, поющий антифоны. На последних строках батюшка с поднятым к небу Святым Писанием выходит из алтаря, после чего читаются:

  • тропари;
  • кондаки;
  • трисвятая песнь;
  • Апостол;
  • Евангелие;
  • усиленная ектения о живых и усопших;
  • ектения об оглашенных.

Оканчивается священнослужение просьбой выйти из храма: «Елицы оглашенные изыдите».

Читайте также:  Параскева пятница: о чем молятся, ее житие; обряды и гадания в праздник, храмы и мощи

Литургия верных

Служба крещеных делиться на шесть частей:

  1. Возложение Святых Даров. Сначала произносятся две небольшие ектении, после чего открываются Царские Врата. Церковник возносит молитву, сжигает ладан, а хор поет песнь Херувимов. Во время пения батюшка переносит Дары на престол, а затем накрывает их «воздухом».
  2. Подготовка мирян к освящению Даров. Первой читается молитва и просительная ектения, которая призывает верующих закрыть душу от ненужных раздумий. Царские Врата открываются, со Святой Жертвы снимается «воздух», а прихожане поют Символ веры.
  3. Преложение Даров. Во время освящения духовное лицо произносит благодарственные молитвы, после чего просит снизойти Святой Дух. Благословив Жертву, батюшка преклоняется перед Чашей. Он поминает всех святых, а хор воспевает славу Пресвятой Царице Небесной.
  4. Подготовка к причащению. Священнослужитель читает просительную ектению, а затем вместе с прихожанами поет «Отче Наш». После слов «Святая святым!» уже можно причаститься Святыми Дарами.
  5. Причащение. Преломив хлеб, первыми его вкушают духовные лица, запивая вином. Далее батюшка выносит Чашу мирянам и под пение хора произносит разрешительную фразу. Прихожане подходят к Жертве, называются, а затем прикладываются к Дарам. По окончании священнослужитель окунает в вино кусочки просфор, символизирующие усопших и живых, а после читает молитву за всех членов Церкви.
  6. Благодарение и отпуст. Духовник благословляет верующих, пришедших на Евхаристию. Миряне прикладываются к Кресту и выходят из храма.

Правила подготовки к причастию в православной церквиПреложение ДаровПравила подготовки к причастию в православной церквиПричащениеПравила подготовки к причастию в православной церквиБлагодарение

Причащение больных

Тяжелобольные и лежащие на смертном одре допускаются к причащению без подготовительного поста. Если ситуация не позволяет долго говорить или больной не способен связно произносить речь, ему разрешается не исповедоваться. Нередко после Таинства неизлечимые болезни отступают, а человек становится на ноги.

Причащение детей

Церковь рекомендует приучать детей к причастию с детства, подробно объясняя им суть ритуала. Святые Дары способны принести исцеление, укрепить здоровье, защитить ребенка от нечистой силы. До 7 лет разрешается не поститься и не исповедоваться.

Маленькие дети вкушают только красное вино, разбавленное водой, так как не способны еще употреблять твердую пищу.

Правила подготовки к причастию в православной церквиЦерковь рекомендует приучать детей к причастию с детства

Как часто можно причащаться

Церковью не установлена частота Евхаристии. Каждый верующий сам несет ответственность перед Богом за свои действия. Священнослужители разделяют две точки зрения. Одни говорят, что часто причащаться нельзя, а вот другие убеждают, что можно вкушать Святые Дары почти каждый день. Благоприятными для Таинства днями считают дни рождения или именины, венчание, юбилейные даты.

Что можно и нельзя делать после причастия

Вкусив Святые Дары, категорически воспрещается осенять себя крестным знамением, чтобы не опрокинуть Чашу. Также нельзя прикладываться к образам. После Евхаристии рекомендуется сделать следующее:

  • прополоскать рот, чтобы не осталось частичек просфоры;
  • прослушав благодарственные ектении, вознести благодарственные речи Всевышнему;
  • по окончании церемонии следует соблюдать спокойствие духа, не суетиться, стараться меньше разговаривать;
  • дома можно посвятить время чтению православной литературы.

К обряду Причастия нельзя подходить формально. Решившись воссоединиться с Господом, нужно хорошо подготовиться, чтобы прийти к Нему с чистой душой. Только тогда Всевышний дарует шанс на вечную жизнь.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/prichastie-v-tserkvi-3033/

Как подготовиться к Причастию

Правила подготовки к причастию в православной церквиЖелающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Время подготовки к Причастию называется говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае — три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища — мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов — и рыба.

Супруги воздерживаются от физической близости. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в храме.

Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

  • Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение (если оно назначено) или с утра к началу утреннего богослужения.
  • Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать на домашнем молитвенном правиле:
  •           три канона:
  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице
  • канон Ангелу Хранителю
  • Последование ко Святому Причащению
  1. Все это находится в Православном молитвослове.
  2. Прочитать названные выше молитвословия можно и даже желательно постепенно, добавляя к ежедневному молитвенному правилу (утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, Псалтири и святоотеческих творений) по канону в день, а накануне Причастия само Последование ко Святому Причащению.
  3. Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные (среда и пятница) посты, положен 7-ми дневный пост перед Причастием. При наличии определенных условий и необходимости с благословения священника можно поститься перед Причастием и иное время.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

  • Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).
  • Настроение и поведение
  • Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
  • Исповедь
  • Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди — найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие     Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказать (с письменной подготовкой) ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный или праздничный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать.

Необходимо подойти к священнику вне богослужения, побеседовать с ним и желательно отдельно специально поисповедоваться вне связи с Причастием, а потом уже по результатам этой исповеди, с благословения священника, готовиться и к Причастию.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии.

Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения.

Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Перед  Святым Причащением и во время Святого Причащения

Ещё до открытия Царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых.

Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её.

Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

Если ребенок шумит и плачет, следует выйти из храма и не мешать богослужению и молитве других, можно побыть в другом помещении (церковном магазине) или на улице и зайти к началу Причастия.

Маленьких детей до начала Причастия следует положить на правую руку. Придерживать их ручки и ножки от движений, помочь открыть их рот. После Причастия необходимо дать им выпить воды, а только после этого давать соску.

Детей повзрослей необходимо научить крестообразно складывать руки и называть свое полное имя. Вообще, для того чтобы ребенок не боялся и не шумел в храме необходимо чаще с ним быть в храме, даже во внебогослужебное время, приучать его к церкви и молитвам.

Необходимо помнить: духовное состояние ребенка зависит от духовного состояния родителей и близких, поведение ребенка вообще и в храме есть свидетельство церковности его семьи.

Так что первое и «золотое» правило воспитания человека: начни с себя, и второе правило: покажи пример! На этом зиждется воспитание и светское и, конечно, в первую очередь духовное.

После Святого Причащения

По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего не крестясь целуется край святой Чаши и причастник отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Святого Причащения — вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения.

Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

Источник: http://spirovo.ortox.ru/poleznaya-informaciya/kak-podgotovitsya-k-prichastiyu/

Причастие в церкви что это такое, как готовиться

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Читайте также:  Молитва иконе вифлеемской божьей матери: о чем молятся и в чем помогает

Также как много различных религий в мире, храмов и церковных санов, есть большое количество обрядов и ритуалов. Знать их всех не обязательно обычному верующему, но разбираться в основных желательно. Среди таких выделяют некоторые: таинство Исповеди и Причастия. О том, как проходит причастие в церкви и о других особенностях этого обряда, мы расскажем Вам в этой статье.

Правила подготовки к причастию в православной церкви

Что такое Причастие

История происхождения обряда Причастия в православной церкви берет свое начало еще с Тайной Вечери. Она была установлена самим Христом.

Именно он разломил и подавал хлеб своим ученикам, именуя его телом своим, а вино называл совей кровью.

Так при проведении таинства причастия происходит восстановление единства между творением и природой Творца, которое было еще до грехопадения. Результатом проведения причащения считают дарование зародышей будущей жизни в Небесном

Царстве. Мистика данного обряда заключается в жертве Спасителя. Он распял Свое Тело и пролил Свою Кровь на кресте. Иисус пожертвовал собой перед Творцом за нас, чтобы восстановить падшую человеческую натуру. И мы, принимая участие в данном обряде, также помогаем такому восстановлению. Вкушение Плоти и Крови во время Причастия вполне реально. Это символическое обрамление вина и крови.

Под внешней оболочкой тленной материи прячется нетленное средство Божественной природы. Причастием называют «питание» души, которое должно произойти после ее «рождения» в Таинстве Крещения. Крещение должно проводится одноразово в жизни, а вот Причастие необходимо проводить не реже раза в месяц. Минимально такой обряд можно проводить раз в год, но это может привести к выживанию души.

Как пройти Причастие в церкви

Многие слышали об этом обряде, но не все знают как подготовится к причастию в церкви. Данный обряд подразумевает преображение тела и потрясение души. Прежде всего:

  • необходимо трепетно и осознанно отнестись к этому событию,
  • искренне верить в Христа,
  • понимать смысл таинства,
  • нужно понимать свое недостоинство принятия такого великого дара,
  • в душе должно быть умиротворение ( простить всех и примериться),
  • желательно предварительно прочитать такие молитвы как «Последование к Святому Причащению»,
  • после проведения обряда необходимо читать «Благодарственные молитвы по Святому Причащению».

Кроме перечисленных пунктов необходимо помнить, что лучше всего перед принятием Тела и Крови Господних помогут очистить Ваше тело и душу пост и исповедь.

Само таинство совершается в церкви на богослужении, которое именуют литургией. В основном оно совершается в первой половине дня. Более точно о времени и дня проведения стоит осведомится в храме, который Вы выбрали.

Сколько длится Причастие

В основном литургия начинается в период с семи до десяти часов. Продолжительность зависит от характера службы, а также от количества причащающихся. Может продлиться от полутора часа и до 5 часов.

Те, кто готовится к причастию должны быть на службе с ее начала, а также рекомендуют присутствовать и на вечернем богослужении, которое принято считать подготовкой к литургии и самому обряду причастия.

По каким дням причастие? В соборах и монастырях литургии правят ежедневно, а вот в приходских храмах такое действие происходит в основном в воскресные дни или церковные праздники.

Как проходит таинство

Можно прийти накануне на вечернюю службу и прочитать определенные молитвы. В день проведения данного обряда стоит раньше прийти в храм. Во время проведения литургии не стоит покидать храм.

Участвуйте в чтении молитв до тех пор, пока священник не выйдет из-за алтаря с чашей и не призовет всех к причастию. После этого все должны выстроится в очередь.

Первыми идут дети, далее немощные, потом мужчины и за ними женщины.

Что нужно для Причастия в церкви

После того, как выстроилась очередь необходимо:

  • сложить руки крестообразно на груди,
  • перед чашей накладывать крестное знамение не принято,
  • после подхода Вашей очереди к священнику необходимо назвать свое имя и открыть рот, чтобы положить лжицу с частью Крови и Тела,
  • хорошо оближите лжицу губами,
  • после промакивания губ платком необходимо поцеловать край чаши,
  • не разговаривая и не прикладываясь к иконам нужно отойти от амвона и взять «запивку» (вино со святой водой и часть просфоры),
  • после обряда стоит прочитать или прослушать благодарственные молитвы.

После проведения такого таинства стоит хранить свою душу и тело от грехов и прочих негативных влияний. Многие священнослужители говорят о том, что проводить такой ритуал стоит хотя бы раз в месяц. Так мы помогаем нашей душе очистится. Ведь длительный отказ от него может привести к бедствию души.

Причащаться или нет – это выбор сугубо каждого. Помните только о том, что Вы должны осознанно подойти к данному процессу.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/prichastie-v-cerkvi-chto-eto-takoe-kak-gotovitsya/

Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей

?

священник Димитрий Карпенко otez_dimitriy ustav 2012-01-01 20:02:00 Category: Ваше Высокопреосвященство!Всечестные отцы, братья и сестры!

  • если не будете есть Плоти Сына Человеческогои пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
  • и Я воскрешу его в последний день

(Ин. 6, 53-54)Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что оно, казалось бы, не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству.

Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона “определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня”.

Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.

Сегодня мы можем наблюдать, что все большее количество наших прихожан стремятся к тому, чтобы приступать к святому причастию не от случая к случаю (раз в посту), а регулярно. Нередкими становятся случаи, когда миряне высказывают желание причащаться каждое воскресенье.

Вместе с этим возникают вполне законные вопросы о том, какова должна быть норма подготовки к таинству причащения.

Сложившаяся церковная практика говорит нам о необходимости соблюдения трех-дневного поста перед причастием, вычитывания последования состоящего из трех канонов и правила к святому причащению, вечерних и утренних молитв, обязательной исповеди накануне, либо в сам день причастия. Разумеется, причащаться возможно лишь натощак.

Данная практика, которая стала почти что церковным правилом, стала нормой для большинства приходов Русской Православной Церкви. При этом мы должны понимать, что данная практика не является древней и не имеет статуса соборного постановления.

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.

Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.

Подводя итог можно сказать, что согласно канонам Церкви православный христианин может приступать к причастию натощак (не вкушая пищи с полуночи), для тех православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо супружеское воздержание.

Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются.

Все это, конечно, не говорит о том, что молитвенное правило, постные дни и исповедь должны отсутствовать в жизни православных христиан.

Существующая в Русской Церкви практика подготовки к причастию, в том случае, если человек причащается лишь несколько раз в году, совершенно понятна и оправданна для тех, кто причащается редко. Действительно, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься. Вопросы возникают тогда, когда миряне, живущие полноценной церковной жизнью, посещающие регулярно богослужения, соблюдающие все установленные Церковью многодневные и однодневные посты, изъявляют желание причащаться на каждой воскресной литургии. Как быть в этом случае с обязательным трех-дневным постом, учитывая, что пост в субботу воспрещается 64 Апостольским правилом (Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен)?

Не думаю, что будет большим секретом сказать о том, что готовящийся к совершению литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись, но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян.

9 Апостольское правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн.

Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так — но всем предлагается одно Тело и одна Чаша… ».

Таким образом, мы видим, что возникает определенная коллизия – священник совершающий литургию освобождается от необходимости соблюдения дополнительных постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший желание причащаться каждый воскресный день вынужден помимо прочих постов соблюдать трех-дневный пост перед причастием, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.Как обстоит дело в других Поместных Церквах? Сразу следует сказать, что нам не удалось провести всеобъемлющего исследования в отношении практик всех Поместных Православных Церквей. В мировом православии нами условно были определены две основные традиции – условно греческая и условно русская. Греческая практика, к которой мы относим приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской Церквей предполагает возможность причащения мирян за литургией без обязательной исповеди. Прихожане стараются причащаться каждое воскресенье, при этом исповедь совершается в отдельное от литургии время и никак не связана с причастием. Более того, исповедовать может не всякий священнослужитель, а только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю, который уже имеет достаточный пастырский опыт. Сам факт рукоположения в священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный батюшка сразу получает власть «вязать и решить».В Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.Самая молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америки. Подготовкой к причастию является сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: «псалмы и чтения Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило.Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования, которые выполняют сами священники (цитату из Святителя Иоанна Златоуста на этот счет мы уже приводили).

Читайте также:  Зеркальная защита от порчи и сглаза

Исповедь требуется регулярная (по совету священника – раз в один-два месяца), по собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно поисповедываться до начала литургии или после вечерни), в случае если верный впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство – включая уход из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для всех.

Еще в 70-х годах прошлого столетия православные христиане Америки жили в традиции «нечастого» причастия.

Благодаря усилиям таких прославленных пастырей как протопресвитер Александр Шмеман и протопресвитер Иоанн Мейендорф сегодня посещаемость воскресных литургий и праздников в Православной Церкви в Америке (которая не имеет никаких других ресурсов кроме, собственно, церковных) – самая высокая среди всех православных юрисдикций США.

Увы, не во всех Поместных Православных Церквах ситуация столь благоприятная. Многим из нас знакома современная практика Болгарской Православной Церкви, в которой последование литургии почти повсеместно исключает возможность причащения мирян, т.к.

предъявляемые требования для причащения неоправданно строги – месяц поста перед причастием. Следствием этого стали полупустые храмы Болгарии.

Хочет ли Русская Церковь пойти по стопам православных Болгарии или нет – зависит от той позиции, которую будет отстаивать духовенство нашей Церкви.

Нам представляется, что существующее разнообразие богослужебных традиций в различных Поместных Церквах есть совершенно нормальное и объяснимое явление. Но отношение к таинствам, не может быть традицией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем говорить лишь о том, кто более, а кто менее соответствует тому, что называется Преданием Церкви.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы снять все возможные ограничения и причащать всех подряд без разбора. Как мы уже и говорили, для людей причащающихся редко существующая практика является вполне оправданной. Но задача пастыря в том, чтобы вдохновлять верных для постоянного участия в Таинствах и помочь выработать разумное и посильное правило подготовки.

В том случае, если сам верный хочет более полного участия в Таинствах, мы должны всячески поддерживать такое стремление и выработать разумные пастырские подходы. В этом вопросе нам весьма необходимо то, что в православном богословии называется consensus patrum, т.е. «согласием отцов».

И если святоотеческий consensus patrum по данной проблематике однозначен, согласие отцов ныне здравствующих не всегда очевидно.

Представляется целесообразным, опираясь на каноны Церкви, определить индивидуальный подход для каждого прихожанина, учитывая имеющийся у него опыт церковной жизни.

В том случае, если человек изъявляет желание регулярного причастия за каждой воскресной литургией (что идеале должно стать нормой для всех прихожан) возможно преподание благословления на причащение без дополнительного трех-дневного поста (разумеется, с обязательным соблюдением имеющихся в Церкви постов).

Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающее в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением. Чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к причастию.

Вопрос об обязательной исповеди, конечно, один из наиболее деликатных. Исповедь не является служебным таинством по отношению к причащению, и особенно печально, когда исповедь многими прихожанами по меткому замечанию о. Александра Шмемана воспринимается как «билет на причастие».

Разумеется, что и здесь возможен индивидуальный подход, особенно в тех случаях, если прихожане (согласно 66 правилу VI Вселенского собора) желают причащаться во все дни Светлой седмицы.

Пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия мы, по сути, формализуем таинство исповеди, которое из таинства «второго крещения» становится одним из условий для причастия.

В любом случае, пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать от пасомых того, что он сам не исполняет. Не лишним для нас было бы помнить слова Христа: «…Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46).

И завершить свое выступление хотелось бы словами архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы:

«Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».Спасибо за внимание!

Официальный портал Белгородской епархии

Источник: https://ustav.livejournal.com/1020830.html

Святое Причастие

Таинство Евхаристии, Причастия было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно — апостол Иоанн Богослов.

Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их.

Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью.

В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев.

Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.

Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

Именно опресноки — пресные хлеба — и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно.

Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово.

Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.

Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто — в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.

Источник: https://www.o-vere.ru/svjatoe-prichastie.html

Ссылка на основную публикацию