Серафим Саровский: «Cтяжание Духа Святого»
Через преподобного Серафима Саровского Господь открыл православным, что цель жизни любого верующего – стяжание Духа Святого.
Что значит «стяжать Дух Святой», каково значение понятия «стяжание» в творениях Святых Отцов? Обо всем подробнее в данной статье!
Через преподобного Серафима Саровского Господь открыл православным, что цель жизни любого верующего – стяжание Духа Святого.
Так же, как мирские люди стремятся к стяжанию материальных благ, истинный верующий должен заботиться об обретении Благодати Духа Святого.
У каждого православного человека свой путь, которым он идет к служению Богу и стяжанию Благодати. В этом ему, как правило, помогает «духовник».
Молитва, исповедь, причастите Святых Христовы Тайн, добрые дела – все это средства, с помощью которых все христиане стяжают Благодать Духа Святого.
Скачать: Стяжание Духа Святого. Серафим Саровский.
Живое общение с Господом – это и есть стяжание Духа Святого.
Происхождение выражения «стяжание Духа Святого»
Это выражение в обращение ввел Серафим Саровский. Беседуя с Мотовиловым на темы, которые касались сути веры и того, что происходит с человеком, когда он молиться, Святой подвижник сказал, что молящийся действует подобно человеку, который мечтает достичь славы и богатства. Только цель верующего лежит в иной плоскости. Он стремится объединиться с Господом через стяжание Духа Святого.
Преподобный сравнивал работу верующего с той, которую мы выполняем в повседневной жизни. Чтобы получить материальные блага для себя и своей семьи, человек должен много трудиться. Работа души – это приобретение или получение Благодати Святого Духа, чтобы соединиться с Господом. Это и является для верующего человека наивысшей ценностью.
Святой проповедник подробно объяснил эту фразу. У человека существует три источника воли, желаний:
- Духовная, подталкивает к объединению с Богом.
- Собственная.
- Бесовская.
Руководствуясь третьей, человек работает, чтобы удовлетворить свою гордыню, тщеславие и корысть. Она присутствует у каждого и представляет большую опасность. Вторая позволяет самостоятельно сделать выбор. Он сам решает чем будет руководствоваться. Одни воруют, другие делают добрые дела. При этом все они преследуют мирской результат.
Делают ближнему добро ради удовлетворения собственной гордыни. От Господа только первая воля. Руководствуясь ею, человек совершает добро ради Святого Духа. Слушая ее, он собирает не материальное, а вечное богатство. Преподобный говорил, что накапливать этого «капитала» нужно как можно больше, стремиться к стяжанию.
В этом должен быть смысл всего, что делает верующий в стяжании Святого Духа.
Серафим Саровский о молитве
Святой говорил, что во время молитвы разум и сердце должны быть одним целым, а помыслы не рассеяны. Только в этом случае «сердце согревается теплотою духовной, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека».
Часто, во время молитвы святой погружался в длительное умное созерцание Господа: он стоял перед святым образом, не читал никаких молитв и не клал поклоны, а лишь умом в сердце созерцая Бога.
Поэтому верующие должны стараться, чтобы во время молитвы мысли не рассеивались, так как из-за этого душа, по дьявольскому действию, уклоняется от любви Божьей.
Что значит стяжать Дух Святой?
Материальные богатства приобрести легко, сложнее – стяжать добродетели. Святые считали высшей ступенью духовного роста – стяжание Духа Святого и Божией Благодати.
Серафим Саровский постоянно напоминал о необходимости стяжания Духа Святого, так как сам пережил это блаженное состояние. В беседе с Мотовиловым он сравнивал жизнь человека с площадью, где торгуют.
Каждый купец старается продать свой товар подороже. Вначале продавец много работает, чтобы накопить много вещей, полезных в хозяйстве. Изучив спрос, он везет на рынок то, что принесет больше прибыли.
Если купец возвращался домой без товара и с деньгами – торговля считалась успешной.
Преподобный серафим придавал этой притчей духовный смысл, сравнивая накопление товара для торговли со стяжанием добродетелей: любви, скромности и милосердия.
Это хорошие качества, но для человека не имеют пользы, пока он не «продаст» их Господу, получив за это «деньги» — Благодать Духа Святого.
Серафим Саровский называл стяжание Святого духа истинной целью жизни христианина, а добрые дела – средство, с помощью которого достигается Божественная Сила.
Так же, как за вырученные деньги купец может купить все, что захочет, так и с помощью Духа Святого человек получит силы творить чудеса, легко справляться с собственными страстями, наполняться здоровьем и силами, какими обладали в раю наши праотцы, а душа верующего всегда наполнена покоем и радостью.
Когда Мотовилов спросил, как достичь такого блаженства, святой напоминает о купце, который несет на рынок только тот товар, за который можно получить больше денег. Так и православный, чтобы стяжать больше благодати, должен делать такие добрые дела, которые наиболее утешат его душу. При этом стоит помнить, что добрые дела совершают не ради похвалы, а во Славу Божью.
https://www.youtube.com/watch?v=e9JCebI0yck
Чтобы пояснения не остались для Николая пустыми словами, преподобный попросил Господа на мгновение показать, что ощущает человек, который находится в силе Духа Святого. Мотовилов ощутил тишину, необыкновенную радость и теплоту. Позже ученик написал книгу, в которой подробно описал явление, которое с ним произошло.
Что подразумевают под стяжанием Духа Святого?
Под этим выражением подразумевается стяжание Божьей благодати. Термин «стяжание», по смысловому значению означает: накопление, приобретение.
Нельзя выражение «стяжание Благодати» понимать так, что Божественную благодать можно складировать и хранить в своем сердце наподобие стяжателя, который накапливает золото и серебро.
Благодать Божия, почивающая на человеке, не является его собственностью. Материальные ценности человек может использовать на свое усмотрение, Благодать же действует только тогда, когда все поступки человека направлены на добро.
По мере возрастания верующего в святости и добродетели возрастает степень его единения с Господом. Человек постепенно возрастает в нравственно-религиозном аспекте, поэтому этот процесс получил название «стяжание».
Значение понятия «стяжание» в творениях Святых Отцов
Епископов древности называют Святыми Отцами Церкви. Они составили толкования Евангелия и основные правила, придерживаясь которых живут современные христиане. Величайшие из них – епископы Византии Василий Великий и Иоанн Златоуст.
Знаменитый проповедник и обличитель немилосердных и неправедных богачей святой Иоанн Златоуст, объяснил доступным языком для простых людей, что такое стяжание неправедное.
В значении порока, накоплению состояния путем лжи и насилия он употреблял слова «стяжательство» и «любостяжение». Любостяжателями называют воров и взяточников.
Василий Великий отмечал, что нет более страшного любостяжательства, чем то, если человек не делиться с неимущими тем, что может со временем испортиться.
Если говорить современным языком, то результатом нашего служения и молитв, Господь все больше проявляется в нас и через нас, мы это ощущаем как наполнение Духом Святым. Чтобы наполняться Святым Духом, мы должны молиться, соблюдать пост, быть милосердными и делать добрые дела.
Источник: https://pravgolos.ru/serafim-sarovskiy-ctyazhanie-duha-svyatogo/
Стяжание
Стяжа́ние – приобретение, накопление.
Бог открыл нам через преподобного Серафима Саровского, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого. Подобно тому как люди мира сего стремятся к стяжанию земных богатств, истинный христианин стремится стяжать Благодать Святого Духа.
Каждый христианин индивидуально под руководством своего «духовника» идёт тем или иным путём служения Богу и стяжания Благодати. Но один путь, общий для всех христиан, – это молитва, покаяние, причащение Святых Христовых Тайн, дела милосердия.
Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (прп. Иоанн Лествичник).
«Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрел Христа, и у кого одно стяжание – крест, который и несет он высоко» (свт. Григорий Богослов).
Что значит: стяжать Святого Духа?
Под стяжанием Святого Духа подразумевается стяжание благодати Божьей. В этом состоит одна из целей христианского делания, христианской жизни.
По своему ближайшему смысловому значению, термин «стяжание» подразумевает: «приобретение», «накопление».
Несмотря на сказанное, содержание выражения «стяжание благодати» нельзя интерпретировать в том смысле, будто Божественную благодать можно аккумулировать, складировать и хранить в своём сердце так, как поступает стяжатель, наполняя кубышку золотом и серебром.
Кроме того, благодать Божья, почивающая на человеке, не становится его собственностью в том же отношении, в каком становятся собственностью накапливаемые стяжателем материальные ценности. Материальными ценностями человек может пользоваться, как ему заблагорассудится. Благодать же содействует человеку только тогда, когда его усилия направлены на Добро.
Под стяжанием Святого Духа понимается благодатное единение человека и Бога. Как же оно осуществляется в действительности?
По мере возрастания человека в добродетели и святости возрастает степень его единения с Вседержителем.
Именование этого процесса стяжанием связано с тем, что, во-первых, возрастание человека в религиозно-нравственном аспекте, как и накопление стяжателем материальных богатств, осуществляется постепенно.
Во-вторых, преподаваемые человеку благодатные дары Святого Духа, нередко уподобляются (аллегорически) материальным сокровищам (золоту, жемчугу (Мф.13:45-46)).
По мере духовного восхождения человека по лестнице добродетелей, в нём возрастает способность к восприятию благодати; увеличивается степень его благодатного единения с Богом. И, с другой стороны, чем ближе человек к Богу, тем эффективнее реализуются его усилия, направленные на дальнейшее стяжание Святого Духа.
Источник: https://azbyka.ru/styazhanie
«Стяжание Духа Святого начинается уже здесь, на земле»
1 августа – день памяти и 110-летие канонизации одного из самых почитаемых русских святых – преподобного Серафима Саровского.
Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, 19 июля 1754 (или 1759), Курск – 2 января 1833, Саровский монастырь) – иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II.
Сегодня мы публикуем отрывок из проповеди доктора богословия, историка церкви, протопресвитера Виталия Борового о преподобном Серафиме Саровском, произнесенной в Богоявленском соборе г. Москвы на вечерне в Неделю перед Богоявлением (15 января 1978).
Дорогие братья и сестры! …воцерковление, это освящение, эта христианизация всей жизни данной культуры, данного общества, данной страны, народа и государства, никогда не удается, если не бывает связано с преображением, изменением, освящением, воцерковлением, христианизацией каждой отдельной личности человеческой, каждого отдельного человека.
В этом и есть трагедия исторического христианства, в том, что оно провозгласило высокие общественные идеалы – создание идеального христианского общества, идеальной христианской культуры – и вместе с тем не сумело преобразовать, воспитать, христианизировать каждого отдельно взятого христианина.
И поэтому христианство как общественная сила, образующая все человечество в единое святое христианское идеальное общество и культуру, в сущности говоря, не удалось. И оно трагически не удалось. Ибо оно не сумело скомбинировать, соединить два элемента: общественный идеал и личную святость.
У нас всегда было так: или люди в личном порядке старались быть святыми, жить святой богоугодной жизнью, и тогда уходили от общественных идеалов, или люди предавались общественному идеалу и тогда забывали про личную святость.
А вот примером такого призыва церковного, Христова зова к личной святости во имя общественных идеалов, к личной святости, которая является необходимым условием всякого христианского успеха в общественном делании, является преподобный Серафим Саровский.
Вот он был удивительным святым, святым, которого трудно даже представить, трудно даже живописать другим, потому что он, пройдя весь подвиг монашеского делания, все виды монашеского отшельничества – столпничество, затворничество, все виды христианской возвышенной совершенной устремленности к Богу, и потом – духовничество, когда он был открыт для советов, для воздействия на людей, пройдя все это, он всю свою жизнь был удивительно ровен, удивительно одинаков, несмотря на разнообразие его подвигов. Всегда он был необычайно благостный, необычайно ласковый, необычайно радостный, необычайно веселый. Это удивительно! Со всеми, с кем он говорил, к кому он обращался, у него не находилось других слов, как «радость моя»: «Христос воскресе, радость моя!» Всем он говорил: «Стяжи умиление» и молился перед иконой Божией Матери, которая называется «Умиление». А что такое умиление? Умиление, дорогие братья и сестры, – это такое чувство, которое, к сожалению, редко у нас бывает. Радость бывает часто, веселие бывает часто, а умиление… Умиление – это способность радоваться, ликовать, способность быть в необычайно благостном настроении тогда, когда нет основания к этому. Человек радуется, когда имеет причины для радости, человек веселится, когда случается что-то веселое. А умиление – это способность, это особенность души, когда человек постоянно радуется, постоянно благостен, постоянно как бы по-пасхальному настроен, тогда, когда нет оснований, когда видимых причин для этого нет, когда, наоборот, все видимые причины и обстоятельства жизни противоречат этому, толкают к горю, к отчаянию, к плачу, к раздражению, к гневу, – а человек способен умиляться.
Вот это – удивительная способность преподобного Серафима. И недаром он молился перед иконой «Умиление» и всегда говорил всем, часто повторял: «Радость моя, стяжи, т.е. приобрети, умиление».
Или говорил также: «Стяжи мирный дух, стяжи умиление, – и тысячи вокруг тебя спасутся».
Потому что умиление, этот мирный дух, это радостное восприятие даже несчастья, даже боли, даже безобразия, даже зла – это действует на других, как бы сообщается другим.
Я хочу, дорогие братья и сестры, вам прочитать один раздел из воспоминаний о прп. Серафиме, прочитать его собственные слова, потому что если я скажу вам, то у многих из вас возникнет сомнение, насколько верно я воспроизвел их. Ибо это будет звучать очень необычайно, а между тем, это прп. Серафим говорил.
Он говорил: «Веселость – не грех, она отгоняет усталость. А от усталости ведь уныние бывает. А хуже уныния ничего нет. Оно все приводит с собой, уныние. Вот и я, как поступил в монастырь, на клиросе тоже бывало, и такой-то веселый был, радость моя».
На клиросе был веселый, в монастыре! «Бывало, как приду на клирос-то, братия устанут, ну, уныние и нападет на них. А я и веселю их, они и усталости не чувствуют. Ведь дурное что говорить ли, делать ли – нехорошо. А в храме Божием не подобает делать дурное.
А сказать слово ласковое, приветливое, веселое слово, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда веселел, а не был бы унылый, – вовсе не грешно. Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву освободил, смерть умертвил!»
Это удивительные слова, дорогие братья и сестры, слова, которые показывают, что прп. Серафим имел этот первохристианский дух радости, постоянного веселия, постоянного умиления, постоянной ласковости.
Оттого он и призывал всех стяжать это умиление, стяжать, приобрести эту радость, потому что этим приобретается самое важное, как он говорил, – стяжание Духа Святого.
Вот, я прочитаю вам еще его собственные слова: «Молитва, пост, бдение и всяческие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее.
Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого, Духа Божия. Добро, ради Христа делаемое, не только в жизни будущего века правду подательствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодати Святого Духа».
Дорогие братья и сестры, вот этот идеал, эту конечную цель выдвигал прп. Серафим перед каждым христианином, перед каждым человеком. Радость, ласковость, умиротворенность, одухотворенность, умиление, веселие, – с тем, чтобы стяжать Духа Святого. И при этом, он говорил, стяжание Духа Святого – это не там, на небе, где оно будет полным, а оно начинается уже здесь, на земле.
Он звал людей к преображению уже здесь, на земле, к преображению, которое начинается в жизни каждого человека силою и действием Святого Духа.
Тот теосис, то обожение, которое, по учению древневосточных отцов и учителей церкви, является целью, конечным итогом всякого человека, всякой человеческой святости, уподобление Богу – оно уже здесь начинается, уже в жизни каждого человека должно начинаться.
И мы знаем, как это проявлялось у прп. Серафима. Мы имеем записи Мотовилова, человека, который общался с прп. Серафимом много лет и был исцелен им, человека интеллигентного, знающего духовную жизнь, который дословно, доподлинно записал эти переживания. И Мотовилов записал нам, как он прошел с прп. Серафимом этот путь стяжания Святого Духа.
Он не понимал, что это значит – «стяжание Святого Духа», в чем оно проявляется. И тогда прп. Серафим показал ему – взял его за плечи и сказал: «Что ты сейчас чувствуешь? Мы уже сейчас с тобой в Духе Святом!» И посмотрел Мотовилов на лицо прп. Серафима – и оно светится необычайно.
И спрашивает Серафим: «Что ты у меня видишь?» – «Я вижу такой свет, который я не могу переносить». Спрашивает прп. Серафим: «А что ты сейчас чувствуешь?» (А это было зимой, был глубокий снег и мороз, они были в лесу). «Я чувствую, – он говорит, – необычайную умиротворенность, необычайный покой, тишину и радость в душе моей». И тогда прп.
Серафим спрашивает: «А что ты еще чувствуешь?» И Мотовилов здесь описывает все те чувства преображения, которые были испытаны им, человеком, таким, как и мы, но вознесенным, благодаря прп. Серафиму, действием Святого Духа до этой степени обожения, до этого теосиса, до этого стяжания Святого Духа.
И он описывает, что он чувствовал невыразимую сладость, невыразимую радость, теплоту невероятную. Тогда Серафим сказал: «Ну, как ты чувствуешь теплоту? Ведь кругом снег и мороз, и снег, который падает с неба, на нас не тает». «Да, но я чувствую себя так, как будто бы я в бане».
Серафим и говорит: «Так вот, это и есть внутреннее стяжание Святого Духа, это Царство Божие среди нас». «Ну, а запах какой ты чувствуешь, такой, как в бане?» «Нет, такого запаха я не чувствовал еще в моей жизни. Он наполняет меня необычайной радостью и наслаждением». «Вот это и есть, – сказал он, – чувство стяжания Святого Духа».
Дорогие братья и сестры! Это, конечно, чрезвычайное переживание, исключительный, может быть, опыт, которым прп. Серафим показал Мотовилову, что значит стяжание Святого Духа. Но это и есть то, что является целью каждого из нас: через внутреннее преображение достичь вот этого стяжания Святого Духа.
Источник: https://psmb.ru/a/styazhanie-duha-svyatogo-nachinaetsya-uzhe-zdes-na-zemle.html
О трудностях перевода | православный саров
15 июня 2011 года
Я программист с почти 20-летним стажем. Программировал на целом ряде языков (Pascal, C, C++, Fortran, Basic, Assembler, shell script и другие), а переводил и читал программы еще на дюжине языков.
Некоторые базовые принципы программирования не так уж отличаются от принципов построения обычных языков. В частности, поэтому я испытываю большой и все возрастающий интерес к языкознанию.
И все больше мне нравится мой родной, русский язык, равно как и церковно-славянский, язык моей церкви.
Естественный язык куда богаче, чем язык программирования. Каждое слово, как правило, многозначно, оно обязательно имеет свою историю, смысловые оттенки, однокоренные слова, синонимы и антонимы, также уточняющие его смысл. Каждое слово порождает вполне определенный ассоциативный ряд, целый «жгут» родственных понятий.
В каждом случае мы интуитивно понимаем, что в данном контексте уместно по смыслу выбрать именно такой синоним, а не другой. Математика – как часто говорят, язык науки, поэтому многие математики изучали свойства языков. Недаром такие важные понятия теории вероятности и математической статистики как «цепи Маркова» изучались их автором (А.А.Марковым) на примере анализа текста «Евгения Онегина».
Язык также является хранителем исторического и духовного опыта народа.
В либеральных кругах часто звучат упреки в сторону православных в том, что в церкви в качестве языка богослужений используются церковнославянский язык, а не современный русский.
Но чем дольше я нахожусь в церкви, тем больше понимаю, насколько это правильно и насколько преступным было бы от этого отказаться (как и католикам не следует отказываться от латыни). Дело в том, что язык является хранителем понятий и смыслов. Пока язык существует, люди эти смыслы могут уловить.
Забвение языка означает забвение смыслов – а вместе с ним и уничтожение исторического опыта. Именно поэтому, например, засилье «олбанского» языка в Интернете (то есть намеренно упрощенного и искаженного русского в стиле «превед, медвед») может рассматриваться как метод ведения информационной войны против России.
Потому что вместе с уничтожением литературного русского языка исчезнут многие очень важные слова и их смыслы. В «олбанском» языке многие понятия просто не могут быть выражены, за неимением подходящих слов. Точно так же забвение церковнославянского языка означает забвение и исчезновение многих важных понятий и смыслов.
Возникающая в результате немота порождает духовное рабство, а за ним и порабощение физическое. В чем и состоит истинная цель указанных выше либералов, несмотря на их громкое самоназвание.
В качестве учебного примера приведу совершенно конкретный случай из реальной жизни – известное изречение преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи душ спасутся около тебя». Переводить, я думаю, не надо – церковно-славянский язык русским людям еще пока понятен на генетическом уровне, даже когда точного значения слов человек не знает.
Этим изречением Серафим выразил суть христианского подвига.
В этом изречении дается, например, ответ тем людям (материалистам), которые сводят все содержание человеческой жизни только к производству и потреблению материальных предметов, а всех людей, не занятых материальным производством (например, музыкантов, писателей, актеров, ученых, учителей, священников или монахов) объявляют «дармоедами», «обслугой» и «лишними людьми», не имеющими права на жизнь. В этом изречении дается ответ и на вопрос «в чем состоит социальное служение христиан». Оказывается, что изменение состояния своего духа имеет не только личное значение, но играет и социальную роль – оно помогает другим людям в деле спасения души.
И вот я встречаю в газете Городской курьер, №21 от 25 мая 2011, статью «как учил преподобный» с описанием фотоконкурса «Православные святыни атомных городов». Там слова прп. Серафима передаются так: «Имей мир в своем сердце, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Это, конечно, перевод с церковно-славянского языка на русский язык. Перевод, по моему мнению полностью, профанирующий содержание изречения батюшки Серафима. Можно ведь сказать – подумаешь, фраза.
Но это не просто фраза, эти слова взяты как девиз, а девиз имеет особую значимость как отточенная формулировка какой-то идеи, как знамя.
Слово «стяжи» имеет очевидную активную, волевую окраску – стяжать что-то можно только усилием воли, трудом. Волевая окраска в этом слове даже более выражена, чем в родственном по смыслу слове «приобрети». В беседе с Мотовиловым Серафим говорит о «стяжании Духа Святого» как о цели христианской жизни.
Говоря о «стяжании», он приводит в пример купцов, которые трудом и смекалкой стяжают (собирают) богатство. Серафим был из рода курского купечества, этот пример был ему близок.
В советское время слово «стяжатель» имело негативный оттенок, но даже в этом случае оно означало человека энергичного, алчущего приобрести богатство.
Слово «стяжи» также однокоренное со словом «стяг» (знамя) и «стягивать» (собирать). То есть «стяжать» можно тогда, когда есть некий стяг, высокая цель, которая стягивает, собирает вокруг себя единомышленников или воинов. Стяг – воинский термин, поэтому «стяжать» ассоциируется также с битвой, в данном случае, с духовной бранью под стягом Спасителя.
Напротив, слово «имей» – пассивно и лишено волевой окраски. Иметь можно просто так, по наследству, в подарок или волей случая. Слово «имей» более грубо-вещественное, и оно никакого стягивания единомышленников не предполагает.
Напротив, оно ассоциируется с обособлением, использованием чего-то в своих личных целях. Недаром раньше барские усадьбы назывались «имениями».
А сейчас, когда нас обидели тем, что использовали как неодушевленную вещь, мы порой говорим: «Нас поимели».
Дальше, «стяжи дух мирен» и «имей мир в своем сердце» апеллируют к двум совершенно разным предметам – духу и сердцу. Видно, переводчику слово «дух» показалось несовременным. А ведь смысл слов совсем разный. Дух относится к сфере воли, разума, делания. Сердце – это сфера чувств, эмоций, симпатий.
Можно сказать «высокий воинский дух», но никто не скажет «высокое воинское сердце». Можно сказать «отзывчивое сердце», а «отзывчивый дух» звучит как-то неблагозвучно. Дух бывает крепким или слабым, неукротимым или сломленным. Сердце бывает добрым или злым, черствым или отзывчивым. Совсем разные смыслы.
Выражение «стяжи дух мирен» удивительно. Два активных, волевых слова характеризуются прилагательным «мирен», словом спокойным, сдержанным. Это кажется противоречием, но в этом-то и состоит нетривиальный смысл слов Серафима.
Активным деланием, волевым усилием мы должны усмирить свой дух, побороть его, сделать его мирным.
Человек, стяжавший дух мирен – это победитель, усмиривший бушующие страсти, и обретший в результате душевный мир, которым может поделиться с ближним.
Человек «имеющий мир в сердце» – это просто старичок-добрячок, который то ли от природы, то ли от лени (гнев требует много энергии), то ли от черствости (отгородился от всех, и мне хорошо) имеет мирное, спокойное сердце. Совсем другой образ человека.
Далее, «и тысячи душ спасутся». Спасутся не тысячи тел, а тысячи душ. То есть заданный контекст предполагает, что 1)душа существует, 2)душа нуждается в спасении и 3)душа – именно та ценность, которую надо спасать. Слова Серафима не обещают спасать богатство, власть, тело. Спасется самое главное – душа.
«Вокруг тебя спасутся тысячи» – фраза как будто намеренно неопределенная. Спасутся тысячи кого – баранов, овец, кроликов? Спасутся от чего – от потопа, пожара, банкротства? Контекст потерян, поэтому фразу можно трактовать как угодно.
Можно по-разному относиться к преподобному Серафиму, можно соглашаться или не соглашаться с его словами. Но такой вот «перевод» очевидным образом грубо искажает смысл его высказывания. Вот так постепенно и теряются смыслы, убивается язык.
Либералы также говорят – дескать, церковно-славянский язык «мертвый», на нем в обычной жизни не разговаривают, а используют только для богослужений. Не знаю как вы, а я в этом вижу силу, а не слабость, пользу, а не вред.
Церковно-славянский, будучи языком священным, является неизменным «платиновым эталоном», подобно платиновому эталону метра в Палате мер и весов, по которому мы можем измерять состояние современного нам живого русского языка, который «дышит», развивается.
Если мы потеряем этот эталон, то мы окажемся совсем беззащитными перед «олбанским» языком, оглупляющим и унижающим нас. Живой разговорный русский язык должен жить, должен развиваться – и не стоит его насильно ограничивать.
Но чтобы житейские бури не разрушили его, он нуждается в таком прочном якоре, как церковно-славянский язык, священный язык богослужений, хранитель самых главных христианских смыслов.
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна
Алексей К., сотрудник ВНИИЭФ, к. ф.-м. н., прихожанин храма Иоанна Предтечи.
- Required fields are marked with *.
Источник: http://pravsarov.su/content/publication/752/962/1460.html
Читать онлайн «Стяжи дух мирен. Наставления прп. Серафима Саровского» автора Кабанов Илья — RuLit — Страница 4
* * *
Дух Святый вселяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывания с духом нашим Его Тройческого единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божеству всетворческому, по непреложному слову Божию: Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6: 16).
* * *
О, как желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием!
* * *
У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого.
* * *
Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу, и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: Покупайте, пока я возвращусь, искупающе время, потому что дни лукавы (ср. Лк. 19: 13; Еф. 5: 16), то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа.
* * *
Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег… Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный.
* * *
Воля Божия и всеспасительная – в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего.
* * *
Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12: 30).
* * *
Добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого и притом, как сказано: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин. 3: 34—35).
* * *
Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божия.
* * *
Сказано: Бдите и молитесь, да не внидете в напасть (Мф. 26: 41), то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа.
* * *
Если рассудите правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого.
Стяжавайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают.
Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных, и не по четыре или по шести на сто, но по сто на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное число раз больше.
Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение – бдите и молитесь; много дает Духа Божия пост – поститесь; более дает милостыня – милостыню творите и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.
* * *
Благодать Духа Святого есть Свет, просвещающий человека. Об этом говорит все Священное Писание.
* * *
Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого на тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской.
Люди не могли смотреть на него – так сиял он необыкновенным светом, окружавшим лицо его. Он даже принужден был являться народу не иначе как под покрывалом. Вспомните Преображение Господне на горе Фавор.
Великий свет объял Его, и одежды Его сделались блистающими, как снег, и ученики пали на лица свои от страха .
Когда же Моисей и Илия явились к Нему в том же свете, то, чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослеплявшей глаза учеников, облако, сказано, осенило их (см. Мк. 9: 2; Мф. 17: 1-9). И таким-то образом благодать Всесвятого Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие ее.
Источник: https://www.rulit.me/books/styazhi-duh-miren-nastavleniya-prp-serafima-sarovskogo-read-331684-4.html