17 (4 ст. ст.) декабря Церковь совершает память великомученицы Варвары Илиопольской. Святую почитают защитницей от внезапной и насильственной смерти без покаяния.
Содержание
Житие святой великомученицы Варвары
Святая великомученица Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Ее отец Диоскор являлся представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане (ок. 250-310 гг.).
Варвара была очень хороша собой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть девицу от посторонних глаз. Во время своего заточения Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя всего живого.
Желая выдать дочь замуж, Диоскор разрешил Варваре выходить из башни. Тогда она познакомилась с христианами Илиополя и крестилась.
Когда Диоскор узнал о христианском крещении дочери, он разгневался и отвел дочь к Максимиану. Уговорами Варвару пытались склонить к отречению от христианской веры. Но она была непреклонна. Тогда ее подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнем.
Максимиан дал отцу право совершить суд над дочерью. Язычник Диоскор стал палачом своей дочери: он обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскора и Максимиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.
Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, которая объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары.
Библиотека Русской веры Житие святой великомученицы Варвары. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Почитание святой великомученицы Варвары
Некий благочестивый муж Валентиниан взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии. На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвященный Варваре, находился в Едессе.
В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого (390–461 гг.), был построен в ее честь в храм. В VI веке мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме.
Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти.
В Константинополе известны еще несколько храмов в честь великомученицы Варвары, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина. Другой храм находился в Манганах, около ворот святой Варвары.
Из «Хроникона» Андреа Дандоло (1305–1354 гг.) известно, что большая часть мощей великомученицы Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы (958–1025 гг.
) и сестрой императора Романа III Аргира (968–1034 гг.). В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно преданию, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 – 1118 гг.
) и жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (1050–1113 гг.), перед отъездом на Русь попросила в дар у своего отца мощи святой великомученицы Варвары.
Великий князь Святополк Изяславич, выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место.
Рака с мощами святой Великомученицы Варвары в Златоверхом монастыре. Фотография 1872 года
В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле (1596/1597 – 1647 гг.) часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В тот же период левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня.
В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл (1612–1655 гг.), взяв приступом Киев, получил две частицы мощей от перстов и от ребра. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому (ум. 1675 г.
), а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь святителя Николы, где мощи почитались как источающие чудесные исцеления. В 1656 году киевский митрополит Сильвестр (Коссов; кон. XVI / нач. XVII века – 1657 гг.) передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию III (ум. 1675 г.).
При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой великомученицы Варвары были изъяты и переданы в музей. В настоящее время они покоятся во Владимирском соборе в Киеве, который принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Левая стопа святой великомученицы Варвары находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада), поскольку она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык; 1898 – 1968 гг.), который с 1952 года служил в Канаде.
Кондак и тропарь святой великомученице Варваре
Тропарь, глас 4
Агница всеблаженная, божественне озарившися светом Святыя Троицы. Трисолнечное утвердивши в купели, в побежение льсти отеческия. И веру исповедавши Христову. Тем ти честная Варваро, свыше благодать даровася, сцеляти болезни и недуги вся. Тоя молитвами Христе Боже, спаси душа наша.
Кондак, глас 4
Иже в Троице благочестно певаемому присно, последовавши Богу страстотерпице, еллинския оставила еси жертвы. Посреде же судища страждущи Варваро, мучителей не убояся прещения богомудрая. Велегласно поющи присно. Троицу чту едино Божество.
Библиотека Русской веры Канон святой великомученице Варваре →
Читать онлайн
Святая великомученица Варвара. Иконы
Один из первых сохранившихся образов святой великомученицы Варвары представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена в рост, с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат.
![]() |
![]() |
В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X веку. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке.
Встречаются изображения без плата, только с диадемой или без венца и плата, с покрытой головой.
В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории, а иногда с непокрытой головой.
Святая великомученица Варвара. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.
Святые Симеон Столпник и Варвара. XIII в. Синай, Египет, монастырь св. Екатерины
В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам.
Святая великомученица Варвара. 1199 г. Новгород, Церковь Спаса на Нередице. Фреска на склоне арки у южной стены
Святая великомученица Варвара. Икона. Русь. Вторая половина XIV в. Москва, ГТГ
Святые Варвара, Параскева, Иулиания. Икона. Псков, последняя четверть XIV в. Москва, ГТГ
Святая великомученица Варвара. Икона. Псков, XIV век
Святая великомученица Варвара. Икона. Москва, конец XV века. СПГИХМЗ, «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»
Деисус со святыми Варварой и Параскевой. Псков, первая четверть XV в. Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Параскева Пятница, Варвара и Ульяна с житием. Псков, первая половина XVI в. Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Пророк Иеремия, Параскева, Екатерина и Варвара; Богоматерь Одигитрия и Иоанн Златоуст. Первая половина XVI в. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Храмы во имя святой великомученицы Варвары
Во имя святой великомученицы Варвары освящена церковь в Пскове. Храм был построен в 1618 году. Ныне это единственная в Пскове деревянная срубная клетская церковь трехсотлетнего возраста.
Церковь святой великомученицы Варвары в Пскове
Во имя святой великомученицы Варвары освящен придел Кирилло-Белозерской церкви в Рощенье (середина XVII века). В советское время храм был закрыт. Сейчас в церкви Кирилла Белозерского находится Вологодская обойная фабрика. Колокольня и купол храма утрачены.
Во имя святой Варвары имеется придел в соборе Сошествия Святого Духа в Минске. Собор построен между 1633 и 1642 гг.
Собор Сошествия Святого Духа в Минске
Во имя святой великомученицы Варвары освящены церкви в Болгарии (г. Асеновград Пловдивской обл., храм построен между приблизительно 1000 и приблизительно 1100 гг.), Грузии (с.
Лагами, церковь построена между приблизительно 800 и приблизительно 900 гг.; с. Хе, храм датируется приблизительно 1000 и приблизительно 1050 гг.
) и Турции (Гёреме; датируется приблизительно 600 и приблизительно 900 гг.).
Старообрядческие храмы во имя святой великомученицы Варвары
Во имя святой великомученицы Варвары освящен храм РПсЦ в Новосибирске и часовня РДЦ в Улан-Удэ в Республики Бурятия.
Церковь святой великомученицы Варвары в Новосибирске. Фото с сайта sobory.ru
Часовня святой великомученицы Варвары в Улан-Удэ
Образ святой великомученицы Варвары в искусстве
В западно-христианском искусстве святая великомученица Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок, страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка. Были распространены сцены ее мучений.
Многие мировые живописцы изображали великомученицу на своих полотнах, среди них Ян ван Эйк (ок. 1385/1390 – 1441 гг.), Джованни Антонио Больтраффио (1466/1467 – 1516 гг.), Джироламо Франческо Мария Маццола (1503–1540 гг.), Лукас Кранах Старший (1472–1553 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942 гг.
) и многие другие.
Святая Варвара. Ян ван Эйк, 1437 г., Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Святая Варвара. Джованни Антонио Больтраффио. 1502 год
Святая Варвара. Франческо Пармиджанино. 1522 год, Музей Прадо
Мученичество святой Варвары. Лукас Кранах Старший. Ок. 1510 года
Святая Варвара. М.В. Нестеров
Народные традиции в день святой великомученицы Варвары
Близость к большому годовому празднику — Николе зимнему — предопределила отношение к Варвариному дню как началу праздничного периода, как времени гуляний и праздности. «Варвара мосты мостит (на юге) — домащивает (на севере)!».
«На Варвару зима дорогу доваривает!», «Все тепло да тепло, погоди — придет Варвара: заварварят и морозцы!», «Трещит Варюха — береги нос да ухо!» — можно услышать в народе в эту пору. Имя этой домащивающей, по народному представлению, зимние ледяные мосты святой также тесно связано с памятуемым в следующий день преподобным Саввою. По записанным В. И.
Далем поговоркам, «Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит!», «Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует!»
Перед Николиным днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служили Никольщину: приносили в дома свои образа из церкви, служили молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, св. Власию, св. Николе Чудотворцу, освящали воду и вместе с тем служили панихиды по умершим родственникам.
Восточные славяне в этот день молятся святой Варваре о защите от внезапной, скоропостижной смерти, чтобы не умереть без исповеди и причастия, за умерших без принятия причастия и исповеди, за детей и об исцелении от различных болезней, а также об умягчении родительского гнева и своеволия, об избавлении от уныния и печали.
Существовали запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день как нерабочее время, что вытекало из осмысления святой Варвары как покровительницы женских ремёсел, строгой святой, наказывающей за непочтение к ней. В Сибири этот день почитался беременными женщинами, которые молились и давали обет Варваре при трудных родах.
Чтобы лучше плодился домашний скот, в одних местах пеклись пироги с маком, которые называли «варенье», в других уголках лепили из пшеничного теста головы, рога, ноги, копыта, уши и кормили печеньем скот. Здесь просматривается культ Варвары как покровительницы домашнего скота.
Восточные славяне на Варварин, Савин и Николин дни варили кутью и компот. Чешские девушки в день Варвары ставили дома веточку вишни в воду, а словацкие ставили в землю и каждый день поливали изо рта, чтоб она к Рождеству распустилась.
Существовало поверье, что если веточка ещё и зацветёт — в наступающем году быть свадьбе. В Словении срезали и ставили в воду вишнёвые веточки по числу членов семьи, и если какая-либо веточка к Рождеству не распускалась, это было дурной приметой для того, кому она предназначалась.
В некоторых местах Хорватии в блюдце проращивают пшеницу, чтобы она зазеленела травкой к Рождеству.
У южных славян как православное, так и католическое население довольно широко отмечало этот день.
В большинстве сербских и хорватских областей в этот день или накануне специально варили обрядовое блюдо, сходное с коливом сочельника, — из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, бобов, сушеных слив, яблок, орехов и т. д. — варица.
Воду для приготовления варицы брали из разных источников; опускали туда различные сухие травы и цветы, а потом вынимали их и добавляли туда святую воду. В этот день за водой шли тщательно причесанными и чисто одетыми, здоровались с ней, как с одушевленным существом.
Варицу ели холодной на второй или чаще третий день; бытовала даже особая поговорка: «Варварица варит, Савица студит, Николица ест». Сваренную кашу оставляли в котле на ночь и по застывшей поверхности определяли, урожайным ли будет год.
Слагатели русских народных духовных стихов посвятили великомученице Варваре целый ряд своих песенных сказаний.
В разных местах поются разные стихи: в одном именуется она «красной невестой небесна чертога», в другом — «красною девой», которую «кровь (пролитая за Христа) украшает»; третий заканчивается возгласом: «Царствуй, девице, со Христом вовеки, Варваро прекрасная!»; по словам четвертого, она — «закон благодати». Большую ценность также имеет сочиненное народом повествовательное сказание, в котором пересказывается все житие великомученицы, приукрашенное цветами простонародной цветистой речи.
Скульптуры святой великомученицы Варвары
- Скульптурные изображения святой великомученицы Варвары установлены в Челябинской области, Новокузнецке и Кемерове.
- Скульптура великомученицы Варвары в Пласте Челябинской области
- Скульптурная композиция святой великомученицы Варвары в Новокузнецке
- Скульптурная композиция святой великомученицы Варвары в Кемерово
Источник: https://ruvera.ru/velikomuchenica_varvara
Cвятая Варвара великомученица — история подвижницы
Наша статья поведает Вам о том, чем прославилась праведница, когда отмечают её день памяти и какие традиции связаны с этим торжеством. А ещё Вы узнаете, в каких случаях взывают к небесной заступнице и кому она покровительствует.
Варвара Илиопольская — история подвижницы
Точных данных о житие святой Варвары Великомученицы почти не сохранилось. Все сведения учёные черпают из текстов IX-XIII ст. – трактата византийского писателя Симеона Метафраста, книги доминиканского монаха Винсента из Бове «Speculum historiale» и труда Иакова Ворагинского «Legenda Aurea».
Согласно этим легендам, праведница родилась в III ст. то ли в городе Илиополь (современный Ливан), то ли в Никомедии – восточной столице Римской империи. Мать девочки рано умерла, и заботился о дочери отец, знатный язычник Диоскор.
Однако его привязанность стала пагубной – когда Варвара подросла, её заточили в высокой башне, чтобы никто не посмел покуситься на честь красавицы.
Строение располагалось в уединённом месте, и компанию девушке составляли только седовласые наставники-философы.
Варвара прилежно изучала всё, что ей преподавали. Но ни старинные рукописи, ни мудрые учителя не могли ответить, откуда и как возник окружающий мир. Девушка принялась размышлять над этим вопросом, и наконец решила, что Вселенную создал Бог – не те идолы, которым поклонялся Диоскор, а гораздо более могущественный Творец. Однако кем же Он мог быть?..
Духовные искания юной аристократки заметили её служанки – и одна из них, оказавшаяся христианкой, поведала госпоже об Иисусе и Его жертве. Предание ошеломило Варвару, и она стала расспрашивать наперсницу о других постулатах удивительной религии. Подруга с радостью посвящала неофитку в свою веру, и та глубоко прониклась Божьим словом, решив окреститься.
Икона из янтаря Святая Варвара великомученица
В то время Диоскор находился в отъезде. Вернувшись, он поразился тому, как изменилась Варвара.
Икона в комнате дочери, многочисленные отказы от выгодных предложений замужества, новшества в поместье (молодая хозяйка распорядилась проделать в стене купальни три окна как олицетворение Святой Троицы и вырезать над входом крест) – всё это свидетельствовало, что девушка полностью пересмотрела своё жизненное предназначение. А узнав, что праведница отныне поклоняется истинному Господу, мужчина и вовсе пришёл в ярость.
Разгневанный Диоскор едва не убил Варвару, но она убежала от него и скрылась в пещере на склоне горы.
Однако благодаря пастуху, указавшему на тайник, отец всё же отыскал дочь, избил её, посадил в темницу, морил голодом и жаждой, а потом отвёл к Мартиану – городскому наместнику.
Тот сначала попробовал переубедить подвижницу, а когда уговоры не возымели желаемого эффекта, распорядился её пытать.
Варвару и её подругу Иуланию терзали острыми крючьями, бичевали и опаляли огнём. А однажды жестокие палачи замыслили раздеть девушек и провести их по городу, чтобы язычники могли вдоволь поиздеваться над подвижницами. Но Господь защитил своих последовательниц – внезапно перед распалённой толпой предстал ангел, который прикрыл тела праведниц сияющими ризами.
Устрашённый чудесным знамением Мартиан убедился, что подвижниц не сломить никакими испытаниями, и повелел их казнить. Диоскор собственными руками отрубил дочери голову (этот миг увековечивает католическая картина-икона Варвары Великомученицы, созданная фламандским живописцем Теодором ван Тюльденом). Впрочем, вскоре мужчин постигла заслуженная кара – их убило молнией.
Святая великомученица Варвара Илиопольская на иконе из янтаря
Почитание праведницы: икона святая Варвара
Достоверно неизвестно, где друзья-христиане захоронили тело подвижницы, но в VI ст. её мощи уже пребывали в Константинополе. В ІХ ст. император Лев VI возвёл в их честь церковь святой великомученицы Варвары. В 1108 г.
частица останков попала в Украину – реликвию привезла с собой дочь могущественного правителя Алексея Комнина, когда её выдали замуж за киевского князя Святополка Изяславича. Духовное сокровище поместили в Михайловский златоверхий собор. Однако в 1240 г.
, опасаясь набега монголов, настоятель спрятал чудодейственные мощи под одной из колонн у алтаря, и нашли их только в XV ст.
В ХХ ст. останки вновь оказались в опасности. В 1922 г. большевики изъяли серебряную раку, в которой хранилась реликвия. В 1935 г. был разрушен и сам собор.
Частицу тела праведницы перенесли в Андреевскую церковь, а в 1960-тых гг. – во Владимирский храм, где она находится и сейчас.
У святыни еженедельно проводят торжественную литургию и читают акафист Варваре-мученице, составленный в XVIII ст. киевским митрополитом Иоасафом.
Подвижницу поминают 17 декабря. В Украине этот день является традиционным женским праздником, которому сопутствует обрядовое угощение – вареники с маком или сыром. Девушки гадают, ставя в воду вишнёвые веточки – если до Рождества они расцветали, следовало готовиться к скорому замужеству.
Рака со святыми мощами великомученицы Варвары во Владимирском соборе в Киеве
Святая Варвара великомученица – в чём помогает Божья угодница?
К праведнице обращаются в самых разных ситуациях.
Так, она оберегает от несчастных случаев, трагедий, стихийных катастроф, насилия и внезапной смерти без покаяния, избавляет от душевных терзаний, лени, депрессии, физических и психических недугов.
Подвижница особо защищает женщин: поддерживает их в трудные минуты и способствует тому, чтобы беременность, роды и материнство были благополучными и счастливыми. А молодые девушки просят у святой о любящем и верном супруге.
Мученица покровительствует всем, кто работает с огнём или взрывчатыми веществами – от артиллеристов и сапёров до кузнецов и металлургов. Кроме того, она является небесной заступницей альпинистов, огородников и садоводов.
Теперь Вы знаете, какими свойствами обладает и что символизирует икона «Святая Варвара». А значит, образ из полесского янтаря, приобретённый в нашем интернет-магазине, будет для Вас настоящим семейным сокровищем, а обращённые к нему молитвы станут истовыми и прочувствованными!
![]() |
Популярные товары | ![]() |
Молитва святой Варваре
Молитва первая: Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая: Премудрая и всекрасная святая великомученице Христова Варваро! Блаженна еси, яко Премирная мудрость Божия плоть и кровь не яви тебе, но Сам Бог, Отец Небесный, Иже тебе, веры ради от невернаго отца оставленную, изгнанную и умерщвленную, в дщерь Себе возлюбленную прият; за тленное земнаго имения наследие плоти нетление дарова; труды мученическия упокоением Небеснаго измени Царствия; временное твое житие, смертию Его ради пресеченное, сицевою воспрослави почестию, яко душу с лики Небесных вчини духов, тело же, на земли в храме их ангельском положенное, Ангелом заповеда сохранити цело, честно и многочудесно. Блаженна еси, Христу Сыну Божию, Жениху Небесному, уневещанная дево, Егоже доброты твоея Рачителя имети желающи, всю себе страданием, ранами, удов резанием и самыя главы усечением, аки утварьми дражайшими, потщалася еси украсити: да тако, яко жена, верна главе своей — мужу, Христу духом и телом соединишися неразлучно, глаголющи: «Обретох, Егоже возлюби душа моя, удержах Его и не оставих Его». Блаженна еси, яко Святый Дух на тебе почил есть, имже духовными духовная разсуждати научена, вся духи лукавствия во идолех яко пагубныя отринула еси и Единаго Бога Духа познавши, яко истинная поклонница, духом и истиною кланятися изволила еси, проповеднически глаголющи: «Троицу чту, Едино Божество». Сию Святую Троицу, Юже в животе и смерти исповеданием и страданием своим прославила еси, умоли о мне, предстательнице моя, яко да и аз всегда тройственною веры, любве и надежды добродетелию, Туюжде Святую Троицу почитаю. Имам светильник веры, но празден благих дел елеа; ты, мудрая дево, страдальческую плоть твою, крове исполненную и ранами преливающуюся, аки светильник имущая, даждь от елеа твоего, да тем душевную мою свещу украсивши, сподоблюся по тебе в Чертог Небесный внити. Пресельник аз есмь на земли и пришлец, якоже вси отцы мои; благ вечных наследнице и блаженныя вечери в Царствии Небеснем причастнице, яко в странствии жития, Трапезы Божественныя угодения, сице и во исходе от мира желаемаго сподоби мя напутствования; и егда в конец сном смерти начну усыпати, коснися тогда изнемогающия плоти моея, яко иногда Ангел Илии, глаголющи: востани, яждь и пий; яко да благодатию Божественных Тела и Крове Тайн укреплен, преиду в крепости яди тоя далекий путь смерти, даже до Горы Небесныя: и тамо, Егоже ты чрез три окна банныя прежде верою Бога Троицу узрела еси, Сего купно с тобою лицем к лицу да удостоюся видети и славити Его в некончаемыя веки. Аминь.
Источник: https://UkrBurshtyn.com/blog/vse-o-svyatoj-varvare.html
Святая великомученица Варвара. Память длиной в семнадцать столетий
Среди всех почитаемых в Церкви святых есть наиболее известные, и о них знают все христиане. Есть даже такие, которые почитаются не только православными, но и католиками, армянами, коптами, англиканами.
Одной из таких святых является великомученица Варвара, память о ней сохраняется уже более 1700 лет, а ее мощи девять столетий пребывают в славном городе Киеве.
Именно поэтому на Руси она была и остается одной из самых почитаемых святых, наряду со святителем Николаем.
Существовал традиционный маршрут богомольцев по Киеву, в который включено было и посещение мощей святой Варвары. Маршрут этот впервые описал писатель Николай Лесков в одном из своих произведений:
«Богомолец идет по Киеву определенным путем, как сельдь у берегов Шотландии. Прежде наклоняется всем святым печерским, потом до Варвары, а потом к Макарию Софийскому, а потом уже просто до Андрея и Десятинного на Подол».
17 декабря – день памяти великомученицы Варвары
Великомученица Варвара. Михаил Нестеров. 1924 г. Фрагмент. art-catalog.ru
Кто же такая эта великая девушка, что ее знает и почитает весь христианский мир?
Иногда в агиографии святую называют еще Варварой Гелиопольской, по названию местности, в которой она проживала. Тогда это была земля древней Финикии, часть Римской империи, а сейчас территория современного Ливана и города Баальбек.
Древний город Гелиополь был языческим центром с целыми храмовыми комплексами, остатки некоторых сохранились до наших дней. При императоре Максимиане христиане были вне закона и язычество отчаянно сопротивлялась появлению новой религии.
Именно в такой период истории жила девушка с именем Варвара (Βαρβάρα), что на греческом означает «чужеземка».
Возможно, ее предки были пришлыми в этих землях, но определенно известно, что была она из достаточно влиятельного аристократического рода.
Всю свою юность девушка провела в изоляции от внешнего мира, она отличалась красотой и родитель, согласно своим представлениям о лучшем будущем своей дочери, закрыл ее в башне подальше от посторонних глаз.
Мать Варвары умерла, когда девочка была в детском возрасте.
Руины древнего города Гелиополя. skilly-do.ru
Уединенный образ жизни девушки сказался и на образе мышления. Вдали от мирской суеты она часто раздумывала о красоте окружающего внешнего мира, о смысле и возникновении жизни на Земле, и о том, что же в действительности является истиной.
При наступлении возраста, когда она могла бы выйти замуж, отец знакомил ее с потенциальными кандидатами, но всегда получал ее отказ.
Тревожась за внутреннее состояние девушки и желая ее «социализировать», он все же позволил ей выходить в мир и общаться.
В какой-то момент Варвара познакомилась с девушками христианками, которые и рассказали ей о своей вере в Иисуса Христа, о Едином Создателе всего, о существовании которого она догадывалась ранее.
Вскоре Варвара принимает Крещение. Узнав о крещении дочери, отец Варвары Диоскур пришел в ярость и сначала пытался самостоятельно переубедить свою дочь отречься от своей веры и вернуть ее к традициям предков. После этого дошел до побоев и видя твердую стойкость девушки отправил ее на суд к правителю города.
Её подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнём, водили обнаженной по городу, а позже опять приступали к более изощренным пыткам.
Стоит упомянуть еще об одной мученице – святой Иуалинии, она обличила мучителей и сама открыто объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары. Девушка также была подвержена пыткам и умерщвлена палачом.
Правитель Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью и язычник Диоскур обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскура и правителя Мартиана постигло возмездие – оба они были поражены молнией.
Может ли быть такое, чтобы собственный отец издевался, мучил и лично убил свою дочь? Судя по тому, как это бывает и сейчас на Востоке в исламских странах, когда родственники и дети не просто проклинаются за отказ от своей веры и принятие Христа, но часто бывают убиты, то это вполне реальная и одновременно ужасная история о безумии одних и святости других.
Святая Варвара жила в конце III века – начале IV века и погибла в 306 г.
Мощи святой Варвары
Святая великомученица Варвара. Икона. Русь. Вторая половина XIV в. Фрагмент. wikipedia.org
Некий благочестивый муж Галентиан взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (Малая Азия). На этом месте позже был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой.
В VI в. при византийском императоре Юстине мощи Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви известно о торжественных ежегодных празднованиях памяти святой. По свидетельствам, в храме св.
Варвары спасались, как в месте убежища, обличенные в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св.
Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.
На Русь мощи святой Варвары попали с 1108 года, их привезла в Киев греческая царевна Варвара, ставшая женой князя Святополка-Михаила.
В те времена христианство у славян только укреплялось, в связи с этим им была необходима духовная поддержка древних церквей.
Хранившиеся в Михайловском монастыре мощи святой Варвары были у нас единственной реликвией с древнего христианского Востока и почитались особо.
Святая великомученица Варвара. Середина VII в. Рим, Италия, Церковь Санта Мария Антиква. Фреска на западной стене пресбитерия.
В 1654 г. монастырь посетил патриарх Антиохийский Макарий, а его сын и спутник архидиакон Павел Алеппский записал, что в северном нефе храма стоит «красивая рака с мощами св. Варвары Баальбекской (Илиопольской)». «Здесь мы присутствовали за обедней в приделе св. Варвары…
Когда в первый раз мы прикладывались к мощам этой святой, то думали, что она – одна из новых святых Московии, но теперь, услышав чтение ее синаксаря, поняли, что она здесь именно св. Варвара мученица Баальбекская.
В моей патриархии, недалеко от Антиохии, есть город Илиополь, в котором пострадала святая великомученица Варвара.
Когда я там расспрашивал о ее святых мощах, то мне сказали, что с глубокой древности их нет не только там, но и ни в другом каком-либо месте на востоке, но что они пребывают в Русской земле, которая некоторыми называется страною варварскою. Ныне несомненно верую, что здесь почивают истинные мощи святой великомученицы».
Патриарх усердно просил, чтобы ему дана была часть от сих святых мощей. Его просьба была исполнена Киевским митрополитом Сильвестром, и патриарх принял часть святых мощей с великою радостью и благодарением.
Святая Варвара. Фреска монастыря Грачаница. Сербия. Косово. 14 век.
Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями.
Киевское предание гласит, что мощи святой Варвары спасали от язв и холеры, случавшихся в городе в 1710, 1770, 1830, 1848, 1853 и 1855 годах.
Смертельная болезнь не коснулась только Михайловской Златоверхой обители, где почивали чудотворные мощи святой великомученицы Варвары, и ни один из живущих в ней братьев не умер, невзирая на то, что святая обитель была открыта для всех, притекавших на поклонение святым мощам великомученицы.
Целительная сила мощей святой Варвары простиралась далеко за пределы монастырских стен. Достаточно было во время эпидемии вынести нетленные останки святой за ворота и обнести вокруг обители, как «язва каждый раз по обнесении умалялась во всем городе».
Рака с мощами св. Варвары в Михайловском Златоверхом монастыре, фото 1872 года. wikipedia.org
После революции в 30-х гг. XX в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывали мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников.
Во время оккупации города нацистами, в связи с открытием храмов и монастырей, святыню перенесли в малый храм на территорию Златоверхой обители, в 1949 г.
– в церковь апостола Андрея Первозванного на Андреевском спуске, а позже – в Свято-Владимирский собор, где они пребывают и сейчас.
Почитание в Украине и в мире
Святая великомученица Варвара. Коптская икона.
Сохранились интересные подробности празднования 800-летия Свято-Михайловского Златоверхого монастыря в 1908 году. Мощи святой великомученицы были главной святыней этих торжеств. Особенно умилительным было обнесение мощей святой великомученицы вокруг храма при стечении большого количества народа. Среди верующих того времени ходили сборники, которые назывались варварниками, в них повествовали о необыкновенной жизни великомученицы, наподобие сборников николайников про св.Николая. В этот день всегда освящали воду и служили панихиды по умершим. В Киеве есть традиция – всем, кто приходит поклониться великомученице Варваре, дарят цветные ленточки, освященные на ее мощах. В древности девушки вплетали их в косы, а путешественники брали с собой, что вернуться домой.
Грузинская церковь отмечает Барбароба – День Святой Варвары. В этот день в грузинских церквях и храмах на службе в честь праздника всегда присутствует много детей. В честь святой только в Тбилиси возведены четыре храма — первый из них был построен в восьмом веке.
В Ливане, на родине великой святой, праздник ее памяти отмечается большими семейными празднествами и называется «бурбара». В этот день после Литургии дети наряжаются в костюмы и маски, обходят дома, прославляя святую, и получают подарки. Такие торжества характерны не только для Ливана, но для верующих Сирии, Палестины, Иордании, Греции, Македонии, Болгарии и других стран.
Интересные факты
Рака с мощами св. Варвары во Владимирском соборе Киева. hram-troicy.prihod.ru
• Изначально «великомучениками» называли мучеников за веру среди знатных лиц и только потом понимание эпитета «великомученик» на православном Востоке трансформировалось: он стал восприниматься как знак особо тяжких мучений. Окончательно разделение святых по ликам святости сформировалось только в VII—VIII веках. Однако некоторые поместные Церкви (в частности, Грузинская, Сербская) сохранили наименование «великомучениками» именно мучеников из знатных родов.
• Часть руки св.Варвары находится на Афоне в монастыре Симонопетра, другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра.
• Великомученица Варвара иногда на иконах держит святой потир (чашу для Причастия), хотя по канонам Церкви этого священного сосуда не может касаться никто из мирян – только священник. В православной иконографии только святая Варвара изображается с потиром в руке, как исключение из правил.
• Святая Варвара изображена на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна», а также на картинах других европейских художников. Во Владимирском соборе г. Киева образ святой Варвары написан известным художником М. Нестеровым.
• Во время Российской империи на мощах освящали колечки и развозили по всем городам империи. Традиция пошла от существования перстня св.Варвары на ее руке. Для богатых богомольцев и путешественников делали массивные золотые кольца, для бедных – синенькие финифтяные.
О заветных киевских колечках мечтали даже венценосные особы. Царицы Анна Иоановна и Елизавета обменяли свои драгоценные перстни на простенькие серебряные кольца от святой Варвары. Эти колечки покупали и молодожены, считая, что они скрепляют союз любящих сердец.
С этой целью приобрели дешевенькие финифтяные кольца поэт Осип Мандельштам и его невеста Надежда. Их брак в самом деле выдержал все испытания судьбы. Заветное колечко от Варвары было и у гетмана Ивана Мазепы.
Он глубоко чтил великомученицу и даже построил для ее мощей великолепную серебряную раку и помост, обложенный позолоченными серебряными «досками».
• Левая стопа мученицы находится в Свято-Варваринском соборе города Эдмонтон (Канада), куда она была вывезена в 1943 году из Киева.
• В честь святой Варвары названо множество городов и областей по всему миру (самый известный Санта-Барбара), назван астероид, открытый в 1883 году (номер 234)
• Одна из самых древних улиц в Москве названа в честь церкви во имя великомученицы Варвары. Она проходит от Красной Площади до Варварских Ворот. Улицу называли «Варьской» уже в XV веке.
• В 1999 г. икона святой Варвары, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, побывала в космосе на борту орбитальной станции «Мир».
• В Киеве есть храм, посвященный святой великомученице Варваре (ул. Багговутовская, 1-а), при Киевской областной больнице, построенный братией Киево-Печерской лавры (2008 г.)
Источник: https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/67131-svyataja-velikomuchenica-varvara-pamyaty-dlinnoj-v-semnadcaty-stoletij
Мощи святой великомученицы Варвары
- Христианская мученица Варвара появилась на свет в городе Илиополе (в наше время страна называется Сирия) во время правления языческого правителя Максимина, в богатой семье язычников.
- Родитель Варе Диоскор, очень рано овдовел, и сильно оберегал и любил свою единственную дочь и поэтому с целью защитить свою прекрасную дочь от назойливых взглядов и оградить ее от общения с православными верующими, Диоскор возвел для Варвары отдельную крепость, которую ей разрешалось покидать лишь спросивши разрешение у отца.
- Смотря с высоты крепости на красоту Господнего мира, Варя постоянно ощущала потребность разузнать о настоящем Создателе мира.
В то время когда нанятые отцом учителя рассказывали, что творцами мира являются божества, которым поклоняется Варварин отче, то девушка про себя твердила: «Боги, которым поклоняется мой отче, созданные руками человека. Как сумели эти божества сотворить такую небесную гладь и такие красоты земли? Единственный истинный Творец этого мира, которого не сотворил своими руками человека, а Бог, который имел собственную жизнь». Таким образом великомученица Варвара пыталась от созданий окружающего мира узнать Создателя, и с ней сбылось пророчество провидца: «Поучаясь во всех делах твоих, в созданиях рук твоих поучаясь».
Спустя немного времени к отцу девушки всё чаще стали наносить визиты величественные и богатые парни, прося выдать за них Варвару.
Диоскор, который мечтал отдать дочь замуж, завел с ней беседу о замужестве, но, к своему сожалению, Варвара решительно отказала выполнять волю отца. Тогда отец подумал, что через время мнение Варвары поменяется и у неё возникнет желание создать семью.
С этой целью Диоскор даже больше не запрещал выходить из замка, в тайне уповая, на то, что пообщавшись с другими девушками она изменит свое решение.
Как то раз, вовремя длительного отсутствия Диоскора, Великомученица пообщавшись с православными верующими, узнала о Трисущном Господе, о неиссякаемой святости Всевышнего, о Его рождении от Пресвятой Девы Марии и о Его добровольных мучениях и о Воскрешении. Кроме того, произошло так, что в это время Илиополе приехал из Александрии преподобный отец, притворившись купцом, узнавши от христианок о священнике, девушка позвала святого отца к себе в замок, где просила провести с ней обряд Крещения.
Преподобный отец рассказал Варваре все основные догматы православной веры и после чего провел Крещение во имя Бога-отца и Божьего Сына и Святого Духа. Наполненная божьей благодатью таинства Крещения, девушка с еще большей усердностью и признательностью стала молится Иисусу Христу, обещавши принять обет монахини.
Перед тем как уехать отец Варвары отдал приказ построить каменную башню, в которой по задумке Диоскора должны были быть два окна, расположенных на южной стороне, но Варя, зашедшая как-то раз взглянуть как идет стройка, попросила соорудить три окна — как лик Троесущного Бога. По возвращению Диоскар, спросил у девушки о такой странной просьбе «Лучше три, нежели два, — отвечала Варя, — потому как у непобедимого, всемогущего Бога, Троесущного, Три Окна (Сущности либо Образа)».
Осознав, что дочь говорит православные религиозные догматы, отец сильно рассердился, Диоскар кинулся на Варвару со своим верным мечом, но Варя чудом смогла сбежать из дома. Девушка спряталась в горной пещере, которая чудесным образом оказалась возле нее.
Только вечером отец по наводке одного из пастухов всё же отыскал дочь и побивши затащил Варвару домой. Утром Диоскар отдал великомученицу городскому начальнику и промолвил: «Я отказываюсь от неё, потому как она отказывается от почитаемых мною богов, и если не поклонится им опять, то она мне не дочь вовсе.
Пусть она страдает и мучай ее, как ты того пожелаешь». Много времени просил городской глава девушку не отказываться от старых отцовских догматов и послушаться отеческому наказу.
Но Варвара мудрыми словами указывала на не истинность языческих богов и придерживалась Иисуса Христа.
После чего стали Варвару безжалостно хлестать бычьими хлестами, а затем натирать глубокие порезы жёсткой травой.
Вечером страдалицу бросили в подземелье, и во время молитвы пришел к ней Всевышний и промолвил: «Смелее, прекрасная Дева, и не волнуйся, потому что Я вместе с тобой . Я смотрю на великий поступок твой и исцеляю твои раны. Потерпи немного, чтобы скорее оказаться в Царстве Небесном».
На утро все очень были удивлены, посмотрев на мученицу: на теле Варвары не было никаких следов недавних пыток. Увидя это чудо, одна православная девушка Иулиания тоже выступила вперед и призналась что исповедует христианство свою веру.
Двоих девушек заставили пройтись нагими по улицам города, а потом казнили через повешения:на дереве их продолжали мучить, тыкали палками, жгли огнем, ударяли по головам камнем.
После таких мучений человек бы не выжил, но девушки были под защитой Господа, и до самого конца не отрекались от Христа и своей веры, тогда император приказал обезглавить девушек.
Великомученицу Варвару обезглавил ее отец, но через время жестокого Диоскара настигла небесная кара, его тело сожгла молния.
Источник: https://www.o-vere.ru/moshhi-svjatoj-velikomuchenici-varvari.html
17 ДЕКАБРЯ — СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА. — Познавательный сайт ,,1000 мелочей" — медиаплатформа МирТесен
Святая Варвара Илиопольская (умерла в 306 году) — христианская великомученица. Она считается покровительницей от внезапной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия. В католической церкви святая Варвара относится к 14 святым покровителям. Люди обращались к ним в самые тяжелые минуты: например, при эпидемиях чумы. В католическом литургическом календаре отмечается День святой Варвары (St. Barbara's Day) 4 декабря, в православной церкви память святой девы-мученицы совершается 17 декабря (4 декабря по старому стилю). Атрибуты святой — башня с тремя окнами, гора, потир и гостия. Города Санта-Барбара, названные в честь святой, имеются в странах Аргентина, Бразилия, Гондурас, Испания, Кабо-Верди, Коста-Рика, Мексика, Португалия, Сальвадор, США, Чили. Что говорит о глубоком почитании святой в разных регионах мира.
- Краткое житие:
Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Её отец — Диоскур (Диоскор) — был язычником и представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане.
Отличалась особенной красотой и была заперта отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о наличии единого Создателя.
Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение.
Когда отец узнал о религии дочери, Варвару жестоко пытали: бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей.
Правитель города Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью, который обезглавил святую Варвару. Диоскура и Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.
Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, открыто объявившая себя христианкой во время пыток святой Варвары.
История мощей святой Варвары:
В VI веке мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. Как гласит православное предание, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея Комнина, перед отъездом в Киевскую Русь попросила в дар у своего отца целебные мощи.
Муж её, великий князь Святополк Изяславич (в крещении — Михаил), выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там целебные мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь.
Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место (историки оспаривают некоторые факты: у Алексея Комнина не было дочери по имени Варвара, а женой Святополка, чьё имя неизвестно, скорее всего, была дочь чешского князя).
В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В те же времена левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в польский город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня.
В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл, взяв приступом Киев, получил две части мощей от перстов и от ребра.
Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому, а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь Николая Чудотворца, где мощи благоговейно почитались как источающие чудесные исцеления.
- В 1656 году киевский митрополит Сильвестр передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию.
- В начале XVIII века киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским) был составлен акафист святой великомученице Варваре, который и поныне поется пред её мощами.
При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой Варвары были изъяты в музей. Ныне они хранятся во Владимирском соборе в Киеве, принадлежащем Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Кафедральный собор святой великомученицы Варвары в Эдмонтоне. (Stt. Barbara’s Russian Orthodox Cathedral in Edmonton).О соборе
Левая стопа святой находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада) — она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык), который с 1952 года служил в Канаде.
- Роль святой Варвары в католицизме.
- (Материал взят с сайта, посвященного Чехии, и потому преимущественно относится к Чехии)
Не так давно 4-го декабря в Чехии традиционно отмечали праздник святой Варвары (Svátek svaté Barbory), который был предзнаменованием приближающегося Щедрого дня (сочельника).
Так как этот день праздновался всего за два дня перед святым Микулашем, то во многих областях Чехии эти два праздника слились в один, и победил более известный Микулаш.
В обоих случаях в эти дни люди в масках святых раздавали детям подарки.
Личность св. Варвары не была исторически документирована. Поэтому в 1969 г. ее исключили из списка католических святых. История девственницы-мученицы произошла, скорее всего, в VII веке. Именно в это время израненная девушка стала одной из самых почитаемых святых.
Примечание: самые ранние жития св. Варвары относятся к VII веку (подробнее в статье в Православной Энциклопедии), что и дало римскому папе, исключившему её из списка католических святых, имеющих общецерковное почитание, Павлу VI повод усомниться в реальности её существования.
Однако у католиков исключение того или иного праздника в честь святого из списка общецерковных, не мешает отдельным общинам чтить этого святого как местночтимого.
Поэтому до сих пор во многих католических странах (и протестантских кстати тоже) Варвару почитают как небесную покровительницу артиллерии и шахтёров.
Собор Святой Варвары (чеш. Chrám svaté Barbory — Храм Святой Барборы) — самый известный архитектурный памятник Кутной-Горы, второй по величине и значимости готический храм Чехии.
Св. Варвара является покровительницей ремесел и многих профессий, включая шахтеров, которые посвятили ей много костелов, часовен и алтарей. Самый известный в Чехии костел св. Варвары находится в Кутна-Горе, городе серебряных руд.
В Польше святая Варвара в основном связана с шахтерами. Ее изображения и статуи можно найти не только в часовнях шахт, но и в домах горняков и костелах. Для всех работников горной отрасли 4 декабря является выходным днем.
Кроме того, св. Варвара стала заступницей всех, кто имеет дело с оружием. Поэтому ее образ часто можно увидеть на флагах. Также святая считается защитницей от смерти от молнии, ураганов и пожаров, покровительницей умирающих.
Святая Варвара — покровительница артиллеристов.Австро-венгерская открытка времен Первой Мировой войны.
Святая покровительница артиллеристов:
Покровительницей артиллерии, оружия и прочих вещей, связанных с огнём, святая стала благодаря описанному её Житии чуду — её мучители, включая родного отца были испепелены молнией, обрушившейся с небес.
Шахтёры избрали её своей покровительницей по причине другого чуда из Жития — когда святая спасалась бегством от обезумевшего отца, то встретившаяся её на пути гора расступилась и укрыла мученицу в своих недрах. День св.
Варвары, 4 декабря, отмечается как день артиллерии в армиях Великобритании, Австралии, Канады, Норвегиии, США.
«Варварки» (czechfolks.com)
Обычаи на день святой Варвары:
В XIX веке в этот день в деревнях по домам ходили «Варварки» – женщины и девушки, закутанные в белые простыни. Лицо они могли прикрывать вуалью или фатой, чтобы нагнать страху. Белый цвет символизировал чистоту и невинность Варвары. В некоторых областях женщины посыпали себе лицо мукой и распускали волосы.
Две или три девушки ходили вместе. Одна из них несла в руке корзину с яблоками, орехами и сладостями: это были подарки для малышей. Другая несла метлу для наказания плохих детей. Перед домом они звонили в дверь или стучали в окно, тихо входили и пели песню о св. Варваре, угощали детей и шли дальше. Иногда дети должны были молиться, петь или рассказывать стихи для получения подарка.
Позже на день св. Варвары начали исполнять другой обычай: Варварки перестали надевать маски и ходить по домам, но традиция дарения подарков детям осталась. Ребенок оставлял вечером за окном тарелочку, а утром 4-го декабря на ней появлялись подарки от св. Варвары.
Теперь св. Варвару окончательно вытеснил св. Микулаш, а о старых обычаях уже мало знают даже сами чехи.
Миссия Санта-Барбары в Калифорнии.Скульптура святой Варвары.
- Интересные факты
- В честь святой Варвары названо множество географических пунктов (Санта-Барбара), а также астероид (234) Барбара, открытый в 1883 году.
- Сикстинская Мадонна
- Святая Варвара изображена на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
- Святая Варвара является небесной покровительницей немецкого города Форст, изображена на гербе этого города
- Святая Варвара изображена на гербе города Струмень в Польше.
- Святая Варвара изображена на флаге и гербе посёлка Власиха в Московской области.
- В Испании есть пословица Nadie se acuerda de santa Bárbara hasta que truena («Никто не вспомнит святую Варвару, пока не грянет гром», русский аналог — «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»).
Источник: https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43287462190/next