Задонск – город христианских духовных традиций, его называют «Русским Иерусалимом». Закрепление за городом такой славы совпало с прославлением великого молитвенника, епископа Воронежского и Задонского чудотворца – святителя Тихона Задонского, соединившего с городом свою судьбу. Сюда ежедневно стекаются тысячи паломников со всей земли русской. Люди приезжают, чтобы поклониться православным святыням, мощам святителя Тихона Задонского и чудотворным иконам.
Одну из таких поездок по святым местам организовало предприятие «Курский агрохолдинг». От предприятия были выделены автобусы, и все желающие, жители Старого Оскола и поселка Горшечное, смогли побывать в Задонске.
Дорога от Старого Оскола до Задонска превышает двести с лишним километров и пересекает Курскую, Воронежскую и Липецкую области.
Она проходит мимо необъятных полей с наливающейся живым колосом пшеницы, ярко-желтыми шапками подсолнечника, лесов с кряжистыми дубами и тоненькими белесо-черными березками. Мимо больших городов со строящимися многоэтажками, заводов, деревень, больших и малых рек и озер.
Едешь и не перестаешь удивляться, как необъятна русская страна с ее землями – удел Пресвятой Богородицы…
Задонск встречает издалека сверкающими золотом куполами храмов и монастырских колокольных шпилей, которые видно почти в каждой точке города. В Задонске свой уклад жизни, размеренный, благочестивый, на который, несомненно, откладывают духовный отпечаток монастыри.
Рождество-Богородицкий монастырь
Задонский Рождество-Богородичный мужской монастырь
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь стал первым местом нашего паломничества. Здесь проживает более 500 человек, монашеская братия составляет около 180 человек. Этот монастырь был основан двумя старцами Московского Сретенского мужского монастыря Кириллом и Герасимом еще в начале XVII века. Обитель поражает своим простором.
На центральной площади монастыря находится памятник святителю Тихону Задонскому. Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери возвышает свои купола на несколько десятков метров. Остроконечный шпиль монастырской колокольни, увенчанный крестом, устремлен в небо на 81 метр.
На маленьких башенках нижней части колокольни, словно отлитые из золота, стоят фигуры ангелов, которые трубят во славу Божию. Выше над колоннами – более величественные статуи херувимов. В советское время храм и колокольня были разрушены, здесь было культпросветучилище. Колокольню возводили уже в 90-х годах прошлого века.
К небесного цвета Владимирскому собору ведут множество ступеней. Когда стоишь на нижней и смотришь на купола собора, кажется, что они теряются своим золотом где-то в облаках. Находясь рядом с этим храмом, чувствуешь, что внутри душа наливается каким-то благодатным теплом.
Экскурсовод – инок Петр ведет за собой по храмовым ступеням и начинает рассказ об этой обители:
– Первые монахи пришли сюда с иконой Владимирской Божией Матери, – рассказывает он. – Построили первый храм. Случился пожар, все сгорело, лишь чудесным образом сохранилась икона Владимирской Божией Матери. Ее извлекли из пепелища без опалин. Вскоре сюда потянулись паломники.
За тридцать лет обитель прославилась и возросла от часовни до большой обители. Начали строиться каменные храмы: Владимирский, храм Рождества Богородицы. В советское время церкви разрушали, здесь располагались цеха овощесушильного завода. В 1929 году мощи Тихона Задонского, которые хранились в обители, увезли в орловский краеведческий музей.
В 1991 году они были возвращены в лоно Православной Церкви и доставлены во Владимирский собор нашей обители. Также были обретены в нетлении мощи задонских старцев. В 20-е годы прошлого века их вывезли из монастыря. В НКВД испугались, что это вызовет смуту среди верущих. Они разрубили мощи старцев на части и вывезли на городское кладбище, захоронили в общей могиле.
Могила получила народное название – святая могилка. В 2003 году эти мощи были обретены и находятся во Владимирском храме.
Рядом с Владимирским – маленький храм во имя святителя Тихона Задонского на месте кельи, где жил и молился святитель более 14 лет. Келья была разрушена, но на этом месте установили памятную плиту и построили храм.
– В XIX веке храм обветшал, – продолжил инок, – на его месте возвели новый. Во время разборки старого храма были обнаружены нетленные мощи святителя Тихона, пролежавшие в сыром склепе более 70 лет. Но не только тело, но и даже облачение, которое было на святителе Тихоне, также не поддалось тлению. Нетленной были и нижняя часть гроба, и гробовая доска.
На ней была написана икона святителя во весь рост, которую разместили после канонизации за ракой с мощами. Рака сейчас находится во Владимирском соборе.
Инок ведет нас по храму к святыням обители. За правым клиросом в соборном киоте – чудотворная Владимирская икона Богоматери, по преданию, благословенная от Сретенского Московского монастыря старцам Кириллу и Герасиму. От нее совершилось много чудес. Святой Тихон при жизни питал к ней особое благоговение.
За левым клиросом между столбами, поддерживающими церковный свод, находятся мощи святителя Тихона.
На крышке раки вычеканено изображение святителя Тихона во весь рост; по бокам раки – изображения: кончина святого Тихона, первое обретение его мощей, освидетельствование их перед торжественным открытием.
Очередь к мощам никогда не ослабевает, к ней идут все – дети, старики. Каждый благовейно прикладывается к ним.
Свято-Тихоновская Преображенская обитель
Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь славится своим источником святителя Тихона Задонского. Чтобы набрать святой воды и окунуться в источнике, сюда едут со всех концов страны. Вода считается чудотворной, существует предание, что источник обустраивал в XVIII веке сам святитель Тихон Задонский.
Каждый окунается трижды в воду. Температура ее не выше десяти градусов, но когда в святой источник окунаешься с молитвой, холод и не замечаешь. А когда выходишь, необычная благодать и бодрость духа разливается по телу. Ощущаешь себя другим человеком.
Свято-Тихоновский монастырь утопает в зелени. Кругом цветущие клумбы, вокруг зданий, где располагаются кельи монахинь, растет множество деревьев и кустарников. Здесь какая-то особая благодать и умиротворение. На территории монастыря три храма. Верхняя церковь действующая, здесь совершаются основные богослужения. Она освящена в честь Пресвятой Троицы. Нижний храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Рядом с ним высится стройная надвратная колокольня с Преображенским храмом. Отсюда обитель и получила наименование – Свято-Тихоновский Преображенский монастырь.
По рассказам инокини-экскурсовода, в 2000 году в монастырском храме произошло чудо – закровоточило Распятие. Это произошло в День празднования всех святых.
Неожиданно на глазах паломницы тело Спасителя на кресте покрылось испариной, из-под самого венца показались капельки крови – на лбу, волосах и висках… Чудо произошло во время Богослужения.
Женщина позвала сестер и матушку-настоятельницу. Сейчас Распятие находится в крестном приделе Успенского храма.
Судьба чудотворной Иверской иконы Божией Матери
Здесь есть и чудотворная Иверская икона Богоматери. Она была написана на святой горе Афон в 1870 году. В 20-х годах прошлого века шло разорение монастыря. После этого судьба иконы Богородицы долгое время оставалась неизвестна.
Позже монастырю ее подарила благочестивая семья Шматовых из Воронежа. Ее обнаружил покойный отец Шматовых на скотном дворе, где она служила дверью. Во время крестного хода, когда эту икону несли в монастырский храм, были видны облака кадильного дыма.
Об этом чуде тоже рассказала инокиня-экскурсовод. От Иверской иконы Божией матери, которая располагается в киоте справа от входа, исходит необычная благодать, это отмечали многие, кто к ней прикладывался.
«Первый раз в этом святом месте, несказанные эмоции, – делится впечатлениями Надежда Тетерева из села Сосновка Горшеченского района. – Здесь хорошо и красиво, душа просто радуется».
«Здесь необычно умиротворенно, вся обыденная суета покинула нас, мы помолились, каждый попросил о своем Богородицу, святых, – добавляет оскольчанка Оксана Герботова. – Когда окуналась в воду, сначала было холодно, но я окуналась с молитвой. Когда вышла из источника, почувствовала необычайное облегчение».
Вячеслав Ведьманов
Фото автора
Источник: http://stal-nevsky.ru/?p=12078
Как удалось сохранить мощи Тихона Задонского?
Обветшалый Владимирский собор (постройки 1741 года) разбирали буквально по кирпичикам. Пришлось, стало быть, потревожить и склеп.
И вот при его разборке выяснилось, что мощи святителя Тихона не подверглись тлению. Что было одним из признаков, согласно которому (в православной традиции) покойный мог быть причислен к лику святых.
После длительного сбора свидетельств о жизни святителя и опроса людей, знавших его лично, Святейший Синод в 1861 году решил причислить Тихона к лику святых. День его памяти отныне стал праздноваться 13 августа.
Так как почитателей духовной жизни старца было немало, то на собранные деньги жертвователей (среди которых были и представители императорской семьи) удалось изготовить дорогую серебряную раку для упокоения мощей Тихона Задонского.
Вообще-то, раки сделали две. Одна из них находилась в тёплое время года в неотапливаемом храме, другая (осенью-зимой) — в отапливаемом.
И всё было ничего до 1917 года, когда произошла революция. Поначалу новая власть в пылу других забот не обращала внимания на раку святителя. Однако в 1919 году решила создать специальную комиссию по освидетельствованию останков святого. Делалось это, скорее всего, в русле борьбы с церковью и верующими, но, осмотрев останки и дав им определённое заключение, комиссия удалилась.
Почти три года после этого всё было более-менее спокойно.
Стенд на территории Рождество-Богородицкого монастыря Максим Мищенко, личный архив
А в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья обе раки изъяли.
Впрочем, мощи святителя оставили для верующих в Задонске. Там они находились до 1929 года, то есть до того года, когда Задонский Богородицкий монастырь закрыли.
Мощи Тихона переправили в Елец, в недавно созданный антирелигиозный музей. По злой иронии судьбы сей музей расположился в (на тот момент уже бывшей) Великокняжеской церкви Ельца.
В Ельце мощи пробыли недолго. Вскоре их отправили в Орловский краеведческий музей.
Во время Великой Отечественной войны город Орёл основательно пострадал, но сами мощи святого удалось сберечь. Так как к моменту окончания войны антирелигиозная борьба утихла, то сохранённую святыню из Задонска удалось выставить для всеобщего почитания в Богоявленском кафедральном соборе города Орла.
В 1959 году, во время хрущёвской оттепели, из представителей церкви и авторитетных врачей создали ещё одну комиссию для детального освидетельствования мощей святителя. Она подтвердила факт нетления.
Скелет сохранился хорошо, в отдельных местах явно виднелись мумифицированная кожа и сухожилия. Тление не тронуло кисть левой руки великого подвижника.
Кстати, кисть эта затем была оставлена навсегда в кафедральном соборе Орла.
Однако с 1959 года понадобилось ждать ещё 32 года, прежде чем мощи великого православного святого в торжественной обстановке удалось перевезти обратно в Задонск.
Святитель Тихон Задонский ru.wikipedia.org
Случилось это 26 (13-го по старому стилю) августа 1991 года. Перенесение мощей происходило при большом стечении верующих и духовенства. Разумеется, при этом присутствовали представители Воронежской и Орловской епархий.
Мощи святителя в тот год торжественно перенесли во Владимирский собор монастыря, где они покоятся и ныне.
Памятник св. Тихону перед собором Виноградова У. Е., ru.wikipedia.org
А в 2005 году на территории Задонского Рождество-Богородицкого монастыря открыли величественный памятник прославленному русскому святому работы известного воронежского скульптора Дикунова.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/99052/
Мощи Святителя Тихона Задонского — Где Находятся
Паломники, желающие поклониться нетленным останкам и попросить исцеления от разных недугов, хотят знать, где покоятся мощи святителя Тихона Задонского. Прежде нужно доехать до Задонска — небольшого города Липецкой области.
Мощи святителя Тихона Задонского — история святого
В миру Тимофей родился в крестьянской многодетной семье. Вскоре стал грамотным и обучался в духовной семинарии. Был одним из лучших учеников. Принял постриг и получил имя Тихона. Его жизненный путь тесно связан с Богом и служением людям — сначала он преподавал богословие и греческий язык, стал ректором духовной семинарии.
Служение на посту
Когда пришло время выбрать епископа Воронежской епархии, жребий трижды пал на Тихона. Он принял и успешно пребывал на этом посте. На службе он писал богословские книги, заботился о распространении православной веры, улучшал богослужения. О нем всегда положительно отзывались коллеги и простые люди.
Известны случаи исцеления беснования, тяжелых болезней и паралича. Из-за плохого здоровья Тихон ушел на покой и переехал жить в скит в Задонске. Будущий святой не брезговал тяжелой работой и неустанно молился. К нему в келью часто приезжали прошане, моля об исцелении. Собранные деньги от дворян он тратил на подаяние нищим и нуждающимся.
На любимом месте отдыха Тихона установлена купальня и действует женский монастырь. Есть и местная легенда, которая наделяет чудодейственной силой дуб, под которым отдыхал святой. Увы, находится на территории частного владения, и доступ к нему закрыт.
Там деятель скончался. При свидетельствовании почетных служителей тело Тихона признано нетленным. Входит в перечень православных святых, хотя внесен туда со значительным опозданием: царствующий тогда Николай І опасался любых общественных собраний, усматривая в них возможность бунта.
Где находятся мощи Тихона Задонского
Мощи святого Тихона Задонского были официально освидетельствованы 19 мая 1860 г. Гроб вскрыли и обнаружили, что сами доски прогнили и стали трухлявыми, а тело сохранилось практически полностью. Были зафиксированы допустимые изменения:
- кожные покровы стали коричневыми;
- немного разошлись суставы рук и ног, но не отделились от тела.
Открытие произошло 13 августа — сегодня это день памяти святого. При царской власти мощи почитались и опочивали в разных монастырях в зависимости от времени года. Во времена большевизма мощи были вывезены из города в специальный антирелигиозный музей. После Второй Мировой войны их выставили в Орле в кафедральном Богоявленском соборе.
В октябре 1961 г. останки снова спрятали подальше от человеческих глаз в комнаты краеведческого музей. В конце 1990-х гг. начались прошения о возврате бывших зданий ныне действующим церквям. Тело ссохлось и мумифицировалось, а левая рука осталась почти нетленной.
Сегодня мощи Тихона Задонского находятся в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре. Над ними установлена прекрасно убранная сень. Мощи исцеляют от душевных, телесных и нравственных недугов.
Как прикладываться к нетленным останкам
По традиции соблюдают ритуал:
- Возле раки делают два земных поклона так, чтобы не мешать другим прихожанам.
- Далее прикладываются к ней головой или рукой.
- Отходя, отпускают еще один поклон.
Во время прикладывания допускается молиться и мысленно просить об исцелении конкретного недуга. Не стоит долго задерживаться у раки, а дать возможность прислониться другим прихожанам.
Мощи Тихона Задонского
Источник: https://zadonsk-monastir.ru/moshhi-tihona-zadonskogo-istorija-kanonizacii-gde-pokojatsja/
Чудотворные мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского
Дни почитания 7 апреля, 9 октября, 18 октября.
Обращаются в молитве за помощью в различных искушения и гонениях, приобретения твердости веры, для вразумления неверующих и сектантов, дарования разумения в учебе.
Патриарха Московского и всея Руси в миру звали Василий Иванович Белавин. В небольшом селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в правоверной семье священника был рожден сын. Случилось это событие 19 января в 1865 году. В этой семье, все дети с детства помогали по хозяйству, ухаживали за скотом и многое умели делать собственноручно.
Когда Василию исполнилось девять лет, он принял решение поступить в Торопецкое Духовное училище. После его окончания в 1878 году, будущий патриарх покидает отчий дом, для того чтобы учится в Псковской семинарии. Учеба давалась ему очень легко, и он с радостью помогал своим однокурсникам в учебе.
Став одним из лучших выпускников семинарии, Василий решил идти дальше и сдал экзамены в Духовную академию в Петербурге(1884 г.). Друзья шуточно звали его Патриархом, не осознавая насколько это было верным в будущем.
В 23 года он стал кандидатом богословия и решил вернуться на Родину и преподавать в родной семинарии. После долгих размышлений Василий решил принять три обета — безбрачие, нищету и смиренность. На тот момент ему исполнилось 26 лет.
Позже 14 декабря 1891 года, он принимает постриг и становится Тихоном, в честь святого Тихона Задонского и очень скоро он уже получил назначение иеромонахом.
Когда святой Тихон получил сан архимандрита, его перевели в Холмскую Духовную семинарию и назначили ректором. Через 7 лет (19 октября 1899 г.), состоялась торжественная хиротония его во епископа Люблинского и его назначили новым викарием Холмско-Варшавской епархии. Всего лишь год святой Тихон пробыл на своей новой должности, когда пришла бумага о его переводе.
Быстро разлетелась весточка о его уходе. Вокруг поезда собралось множество верующих разных религий. Люди плакали и просили не оставлять их, некоторые даже ложись на рельсы, чтобы перекрыть дорогу. Прихожане за короткое время очень полюбили Тихона. Чище и светлее человека они не встречали. Архиерей долго беседовал с народом и все-таки успокоил их, и они его отпустили.
Такое отношение к святому Тихону не удивительно. Где бы он ни был, за ним тянулись тысячи людей. Даже в Америке у него собралось тысячи последователей, которые величали его Апостолом Православия. Тихон семь лет был настоятелем паствы в Америке. Он ездил в дальние деревни и села, наставляя людей на православный путь, помогал строить их духовную жизнь и основывал храмы.
Один из них — это Свято-Никольский храм в Нью-Йорке.
После того как святой Тихон вернулся на Родину, он возглавил древнюю Ярославскую кафедру. Все семь лет он ездил по самым далеким деревням, проводил службы и пытался сплотить народ верой. Позже в 1914 году он стал управляющим Виленской и Литовской кафедрой и был на посту три года.
Во время Первой мировой войны, он помогал вывозить в Москву мощи Виленских святых и вновь возвращался. Даже когда враги были почти на пороге, Тихон вел службы, обходил больницы и давал благословение тем, кто уходил на войну.15 августа 1917 года в Соборе Русской Православной церкви был поднят вопрос о возвращении патриаршества.
Крестьяне полностью поддержали идею. Случайным жребием на место патриарха был выбран святой Тихон.
Советские годы были очень сложными для Православной церкви. Безбожная власть запрещала верить во что-то другое, кроме них самих. Храмы закрывали, святыни из храмов и монастырей конфисковались. Людей заполонял хаос, они были голодны и шли на грабежи и убийства.
Святитель Тихон очень тяжело переживал этот период. Ему было жалко людей, которые опускались до грехопадения. Он не понимал, почему люди уступают этой власти.
Он не боялся за себя, он готов был пожертвовать своей жизнью, лишь бы от этого была какая-то польза для православного народа.
Патриарх Тихон неустанно молился Богу за людей. В беседах с народом, он пытался достучаться до них. Он рассказывал о том, что душа должна быть чистой, он призывал к покаянию. Пытаясь укрепить дух русского народа, он совершал крестные ходы, ездил по всем храмам в разные области и без страха служил в них службы. За его действия в 1922 году он был арестован.
Чуть больше года он пробыл в тюрьме, что сильнее укрепило его дух и веру. После освобождения на него было совершенно два покушения. Но Тихон продолжал следовать своему делу. Он принимал людей в Донском монастыре, которые ехали со всего мира к нему. Последний год для него был тяжелым. Он был болен, но, несмотря на это вел службы. На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 23 марта 1925 г.
святой Тихон отошел в мир иной.
9 октября 1989 года его прилучили к лику святых. В 1992 случайно во время ремонта Малого собора, были найдены мощи святого Патриарха Тихона Московского и всея Руси. Для прихожан это стало великим чудом.
В дни почитания 7 апреля, 9 октября и 18 октября люди просят его такой же твердой вере для себя и своих близких, для помощи отворота человека от сект и для хорошей учебы.
Чудотворные мощи Святителя Тихона находятся в Донском ставропигиальном мужском монастыре, г.Москва.
- Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси.
Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/chudotvornye-ikony/241-chudotvornye-moshchi-svyatitelya-tikhona-patriarkha-vserossijskogo
Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец — Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Обретение нетленных и святых мощей святителя Тихона
Прот. А. Лебедев
Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. Его жизнь, писания и прославление
Обретение мощей святителя Тихона, как и открытие мощей прп. Сергия, Радонежского чудотворца, или еще ближе, святителя Митрофана Воронежского, произошло при построении в Задонском монастыре нового храма.
В 1845 г. здесь была начата кладка нового обширного каменного собора по плану архитектора Тона, а прежний каменный собор, под алтарем которого покоилось тело святителя Тихона, должен был быть сломан.
Когда разобрали храм, перед тем, как разобрать ветхий алтарь, уже давший трещины и угрожавший падением, преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский, имея в виду двукратное, связанное с теми же обстоятельствами, перенесение гроба святителя и чудотворца Митрофана, признал необходимым снять надгробие, устроенное над склепом, разломать сам склеп, в котором находился гроб святителя Тихона, и, вынув его, без оглашения перенести в теплую монастырскую церковь и положить под спудом. Для этого, несмотря на свои старческие годы и недуги, преосвященный Антоний сам приехал в Задонск и после личного осмотра алтаря и усыпальницы святителя Тихона приказал настоятелю Задонской обители, архимандриту Серафиму, а также казначею и иеромонаху Паисию и ризничему иеромонаху Зосиме отправиться в усыпальницу и, заперев дверь изнутри, разломать надгробие и своды под ним.
Надгробие было высотой в аршин, а своды под ним — в аршин с четвертью толщиной, они были сделаны из большого соединения кирпичей, стоявших в два ряда. С большим трудом посланные разломали своды.
Нижняя, или внутренняя, их часть от сырости и влажности местами обвалилась, и кирпичи лежали на гробе Святителя.
После того, как кирпичи были убраны, к радости трудившихся, оказалось, что крышка и боковые доски гроба подверглись разрушению, нижняя же доска, состоящая из двух половинок, оставалась целой, тело Святителя — нетленно и невредимо, архиерейское облачение, в котором он был погребен, несмотря на шестидесятитрехлетнее пребывание в сырой могиле, сохранилось неповрежденным и целым, только от времени немного пожелтело. Положив под нижнюю доску три чистых полотна, мощи свт. Тихона с благоговением перенесли из склепа на поверхность земли. По всей усыпальнице распространилось неизъяснимое благоухание.
Это было первое обретение честных нетленных мощей святителя Тихона, Задонского и всея России чудотворца.
Когда дали знать о том преосвященному Антонию, он немедленно явился в усыпательницу и, спустившись в склеп, в чувстве радости, благоговения и умиления, припал к персям Святителя и, лобызая его руку, благодарил Господа за то, что Он исполнил желание его сердца, удостоил увидеть нетленные останки святого угодника и молитвенника Тихона, а потом, обратившись к присутствующим, произнес: «Мощи нетленны и подобны мощам святых угодников, почивающих в Киево-Печерской Лавре».
По распоряжению архиепископа Антония мощи были положены в новый гроб, перенесены в теплую церковь и поставлены посередине. Здесь в присутствии некоторых братии, которые с нетерпением ожидали радостного появления св. мощей, была совершена панихида.
Затем гроб, закрытый крышкой, в двух местах был обвязан тесьмой, запечатан печатью преосвященного Антония и поставлен на северной стороне храма, поверх пола.
Гроб закрыли деревянным надгробием, обитым зеленым бархатом, сверху положили доску с металлическим рельефным изображением Святителя, которая лежала в усыпальнице.
Несмотря на то, что перенесение мощей свт. Тихона из склепа в теплую церковь было совершено без огласки, весть о нетлении их в округе распространялась быстро.
О том, насколько радостным было это удостоверение в нетлении тела всеми почитаемого Святителя для сынов Русской Православной Церкви, может свидетельствовать письмо преосвященного Антония к обер-прокурору Святейшего Синода, графу Протасову: «За приятное для себя дело считаю довести до сведения Вашего сиятельства известие о таковом обретении нетленного тела преосвященного Тихона, радостном для святой нашей Православной Церкви, в недрах которой только процветает нетление среди всеобщего разрушения. При сем не могу от Вас скрыть того сладостного, неземного восторга, которым исполнена была душа моя, при виде нетленного тела преосвященного Тихона. Я готов и рад бы был разрешиться от уз бренной и дряхлой моей плоти и с праведным Симеоном, удостоившимся принять на руки Христа Спасителя, воскликнуть: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему» (Лк. 2:29), известному мне.
Благодарю Господа, возвестившего в сердце Помазанника Своего, благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича115, да продлится мое пастырское служение воронежской Церкви, как бы нарочно для того, чтобы я, при исходе дней моих, удостоился первым узреть нетленное тело доброго пастыря Христова, светившего блеском своих добродетелей и учением Евангельским, как залог нашего всеобщего воскресения».
«От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34), — сказал Спаситель. Эти чувства преосвященного Антония разделяло большинство верующих. Потому, по перенесении мощей свт. Тихона в теплую церковь, в Задонск стало стекаться еще больше народа, и все выражали желание видеть их открытыми для всеобщего поклонения и чествования.
Начальник губернии, бывший в Задонске в день воспоминания преставления святителя Тихона (с 13 по 15 августа), когда Литургию совершал преосвященый Антоний, писал в донесении министру внутренних дел среди прочего о том, какое чествование воздавали верующие новоявленному Святителю: «В день памяти святителя Тихона всегда собиралось много народу, но в настоящее время со всех сторон стеклось такое множество богомольцев, а особенно высшего дворянства, даже из отдаленных губерний, что монастырь, довольно обширный, не мог вмещать паломников. При этом я увидел, что все сословия с великим благоговением чествуют преосвященного Тихона, призывают его в молитвах, как святого, на помощь при разных скорбных обстоятельствах жизни и воссылают ему благодарение за полученные от Господа благодеяния, веруя в его ходатайство пред Богом. Вообще религиозное движение всех сословий увеличивается в ожидании большого прославления преосвященного Тихона, как особенного благословения Божия к любимому народом благословенному Монарху и Его Августейшему дому».
Однако, несмотря на это общее чествование свт. Тихона и на общее ожидание открытия его мощей, признание его в лике святых и торжественное открытие его нетленного тела для общего поклонения последовало не сразу после первого обретения, а спустя шестнадцать лет.
Если можно иногда испытывать тайные пути Промысла Божия, все направляющего во благо наше, то в этом случае мы безошибочно можем сказать, что это замедление должно было послужить и послужило к тому, чтобы отнять у неверующих все поводы к неверию относительно чудесного нетления мощей святителя Тихона, чтобы не могли сказать, что оно оставалось нетленным оттого, что стояло в закрытом месте, куда не проникал воздух, ибо шестнадцать лет оно простояло почти на открытом теплом воздухе, особенно благоприятствующем разложению тела, и несмотря на это осталось так же непричастным тлению. Не ясное ли это свидетельство присущей этому телу благодати Божией!
Между тем чудотворения от гроба Святителя продолжались, желание того, чтобы были открыты его мощи, нисколько не ослабевало, а, напротив, высказывалось чаще и чаще.
Поэтому преосвященный Воронежский Иосиф снова обратился в Святейший Синод с донесением, в котором, полностью подтвердив все прежние донесения преосвященного Антония, вместе с тем засвидетельствовал, что еще в самое недавнее время при гробе святителя Тихона совершились чудесные исцеления и что многие лица неоднократно выражали ему, преосвященному Иосифу, всеобщее желание об открытии мощей сего иерарха Божия; причем им предоставлены были собственноручные показания иноков, находящихся в Задонском монастыре с 1846 г., и засвидетельствованные копии с записки и с подробного сказания о чудесах, исходивших от гроба святителя Тихона.
Святейший Синод, находя благовременным приступить к прославлению Святителя, с Высочайшего соизволения, сделав нужные распоряжения для удостоверения в истинности нетления его мощей и чудес, при гробе его совершающихся над верующими, и признав его в 1861 г.
в лике святых, благодатью Божией прославленных, назначил 13 день августа, день кончины свт. Тихона, днем торжественного открытия св.
его мощей, а совершить само торжество открытия поручил трем иерархам Русской Церкви: Исидору, митрополиту Санкт-Петербургскому, Иосифу, архиепископу Воронежскому, и Сергию, епископу Курскому, о чем православный народ был извещен особым указом.
В назначенный день это радостное торжество было совершено при чрезвычайном и многочисленном стечении народа в Задонск. Двенадцатого августа, после поздней Литургии с крестным ходом, мощи свт. Тихона были вынесены из теплой церкви, где стояли под спудом, перенесены в большой соборный храм и поставлены посреди церкви.
В шесть часов началось всенощное бдение. Во время пения: «Хвалите имя Господне», — предстоящие у закрытой еще гробницы иерархи отперли гробницу, вынули вложенный в нее гроб со св. мощами и оставили посреди храма для общего поклонения и лобызания.
На другой день, после Литургии, мощи были поставлены на уготованное им место на левой стороне храма.
День прославления святителя Тихона Милосердный Господь благоволил ознаменовать обильным излиянием благодати Своей на всех, с верой прибегавших ко гробу Его угодника и к его молитвам и ходатайству.
Множество больных тяжкими и неизлечимыми недугами получили совершенное выздоровление, некоторые слепые от рождения прозрели, немые получили дар слова. Обилие благодати Божией было зримо и осязательно для всех.
Нередко случалось видеть, как несколько человек несли расслабленного, бесноватого или болящего со сведенными руками, ногами или с другими поврежденными членами тела, к раке святителя Тихона, и лишь только страждущего прикладывали к св. мощам, ему свыше посылалось выздоровление.
Чудотворения совершались всенародно, на глазах у всех, и в действительности исцелений никто не мог усомниться — так они были явны и поразительны! Чувства радости, удивления и благодарения Господу были всеобщими у многочисленных свидетелей благодатных явлений.
Это событие — прославление свт.
Тихона от Господа чудотворениями и нетлением тела — да утвердит нас в святой православной вере как единой истинной и совершенной, которая являет таких великих угодников Божиих и низводит благодать Божию на всех прибегающих к их молитвам; да исполнит сердца наши упованием на великое к нам милосердие Господа, в явлении нетленного тела Святителя дающего нам верный залог Своей любви к русской державе. Да вразумит это событие и ревнителей мнимой старины, да поймут они, что не в букве сущность дела, но в святой и живой, сердечной вере, руководствуемой св. Церковью, что Церковь Русская, так прославляемая от Господа, принадлежит к составу единой Святой, Соборной, Апостольской Церкви, что, следовательно, вне ее или помимо нее нет нам спасения. Да привлечет оно к Православию взоры и сердца иноверцев и да научит их искать и видеть в восточном Православии дух и жизнь древнего христианства, которого они тщетно ищут в кладезях своей мудрости! Да будет это событие радостным не только для России, но и для всего Православия!
Источник: https://azbyka.ru/
Просмотры (45)
Источник: http://zachatevmon.ru/?p=47384
Исполняется 30 лет со дня возвращения Церкви мощей святого Тихона Задонского | Орловская митрополия
18 июня исполняется 30 лет со дня возвращения Русской Церкви мощей святителя Тихона Задонского, в годы гонений на Православие хранившихся в запасниках Орловского областного краеведческого музея. В 1988 году это событие стало одним из предвестников возрождения церковной жизни, начавшегося в дни празднования 1000-летия Крещения Руси.
Утром 18 июня в Ахтырском соборе Орла, где находятся частицы мощей святого, после Божественной литургии будет отслужен торжественный молебен.
«Российским Златоустом» и «собирателем сокровища духовной мудрости» называет Церковь святителя Тихона. Владыка Тихон (1724-1783 гг.) получил известность как духовный писатель, просветитель, благотворитель и молитвенник. Творения святителя издавались в дореволюционной России восемь раз.
Около пяти лет святитель возглавлял Воронежскую кафедру, а последние годы земной жизни провел в Задонском мужском монастыре, где и написал почти все свои произведения. В 1845 году, во время закладки нового собора, были обретены его нетленные мощи.
А 13/26 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей новоявленного святого.
В 1919 году мощи святителя Тихона были вскрыты безбожниками. В 1929 году — их изъяли и передали в Задонский краеведческий музей, затем — с 1932 года они находились в Елецком атеистическом музее, занимавшем Великокняжескую церковь.
После организации 27 сентября 1937 года Орловской области и вхождения в ее состав городов Задонска и Ельца, святыню перевезли в новый областной центр.
В 1939 году мощи святителя Тихона стали главным экспонатом Орловского антирелигиозного музея, располагавшегося в кафедральном Богоявленском соборе.
Вот что сообщает о пребывании святыни в Орле И. Барсукова, главный хранитель фондов Орловского краеведческого музея:
«В 1937 году в Орле, в Богоявленском храме, был открыт антирелигиозный музей. В этот музей в качестве главных экспонатов были доставлены мощи св. Тихона Задонского и фильм о „разоблачении“, то есть — вскрытии этих мощей. Музей просуществовал до 1941 года.
Как только немцы заняли Орел, городское духовенство обратилось к коменданту города Адольфу Гаману с просьбой об открытии храмов . И первым был открыт Богоявленский храм, самым главным достоянием которого стали мощи Тихона Задонского, стоявшие на горнем месте алтаря.
Настоятель этого храма, отец Александр Кутепов, первым провел в городе крестный ход 26 августа, в день памяти святителя Тихона. Вплоть до освобождения города Богоявленский храм был одной из самых посещаемых церквей в Орле».
С наступлением мира в Орле мощи св. Тихона Задонского вновь открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе. Произошло это в 1947 году. Тысячи людей, переживших ужасы войны, шли за утешением к раке, хранившей мощи Задонского Чудотворца.
А 19 июня — 2 июля 1959 года, по благословению архиепископа Орловского и Брянского Иеронима (Захарова), было проведено освидетельствование возвращенной святыни компетентной комиссией из служителей Церкви и врачей.
Сообщается, что «проводили это освидетельствование настоятель Богоявленского храма отец Николай Карасев, ключарь Алексий Беляев, настоятель Афанасьевского храма отец Владимир Отт, консультантом был известный орловский врач и тайный монах Владимир Иванович Турбин (монашеское имя Никон), ассистентами были монахини Августа и Евфросинья».
Согласно итогам этого освидетельствования, мощи представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированная кожа и сухожилия. Практически не тронута тлением оказалась кисть левой руки святого… Акт освидетельствования, полностью опровергающий итоги «разоблачительного вскрытия» 1919-го года, был предан огласке.
Такого удара воинствующие атеисты снести не могли. И, с началом очередных гонений на церковь при Н. С. Хрущеве, в октябре 1961 года, мощи Задонского Чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея.
Об этом периоде вспоминает один из клириков Богоявленского собора 1950-60-х годов — протоиерей Мефодий Борисёнок:
— Поклониться мощам Тихона Задонского, хранившимся в Богоявленском кафедральном соборе, приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть, — рассказывает о. Мефодий. — Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее.
Изымали святыню в полночь. Мне об этом рассказывали очевидцы тех событий: настоятель храма Игорь Базилевич и священники Иосиф Бычок и Василий Теляковский. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого. Было это в 1960 году.
Среди сотрудников музея нашлись верующие люди, от которых я и узнал, где находятся мощи, — продолжает рассказ о. Мефодий. — Сообщил об этом владыке Глебу. Он начал ходатайствовать о возвращении мощей.
Торжественная передача мощей состоялась в Орле 18 июня 1988 года. Историческое событие запечатлено на снимке известного орловского фотографа Леонида Тучнина.
Святыня была помещена в Ахтырском кафедральном соборе. В 1991 году мощи были переданы во вновь открытый Задонский мужской монастырь. Кисть руки святителя Тихона была оставлена в Ахтырском храме.
Вериги святителя Тихона переданы в Иоанно-Крестительский храм.
Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии
Источник: http://www.orel-eparhia.ru/news/2018/06172
Мощи святых
По постановлению Задонского Уездного Исполкома Советов Раб. и Кр. Депутатов от 27-го января 1919 года, председатель Чрезвычкома т. З. Шипулин в сопровождении тт. красноармейцев, представителей от Уездного Комитета Р.К.П.(большевиков) и представителей Советских учреждений явились около 4 час. дня 28-го января 1919 г.
в зимнюю церковь Задонского Богородицкого первоклассного монастыря, где находились мощи святителя Тихона, для установления нетленности мощей. В дверях церкви комиссия была встречена послушником Тимофеевым, которому было предложено пригласить архимандрита.
Вошли в церковь, где было около 10 молящихся, исключительно старые монахини, и несколько монахов, стоящих при гробнице Тихона. Гробница была открыта.
Председатель Чрезвычкома предложил молящимся удалиться и выставил снаружи церкви караул. К этому времени собрались монашествующие, во главе с архимандритом. Они были очень удивлены появлением комиссии и на предложение показать мощи стали ссылаться на то, что без разрешения воронежского архиерея не могут этого сделать.
По словам монахов, мощи были освидетельствованы при открытии их в 1861 году митрополитом Исидором, воронежским архиепископом Иосифом, тамбовским епископом Феофаном и др., и была удостоверена их нетленность.
По словам монашествующих, мощи с того времени оставались неприкосновенными; менялось на мощах только верхнее архиерейское облачение, а поэтому они ни в коем случае не могут их показать.
После повторных отказов монашествующих показать мощи председатель Чрезвычкома категорически предложил открыть мощи, добавляя, что в противном случае мощи будут открыты самой комиссией.
Монашествующие стали советоваться, кому по чину начать снимать дорогое облачение с Тихона. Гробовой иеромонах Иннокентий снял митру. Присутствующие увидели что-то наподобие головы; голова была забинтована. Распороли повязки — их было несколько рядов.
Снявши последнюю повязку, увидели вату слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его. Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся (т.е. рассыпавшийся при прикосновении).
Кожи, подкожной клетчатки, мускулов, волос головы, волос бороды, усов совершенно не оказалось.
После такой картины комиссия предложила открыть всего Тихона. Сняли дорогое верхнее облачение с довольно большими затруднениями, т.к. монашествующие все старались не показывать, как разоблачать его. Наконец, была снята верхняя часть облачения.
Взору присутствовавших представилось следующее.
Тихон лежал в подряснике, перепоясанный старым кожаным монашеским поясом. По заявлению монахов в таком виде и одеждах Tихон и был найден при открытии в 1861 году. По снятии пояса и подрясника присутствующие увидели одежду из ветхого материала.
Затем приступили к выяснению того, что находится под одеждой. Начали с ног Тихона. Сняли сандалию (туфлю) с правой ноги, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок (из материи), искусно пригнанный к ступне.
Когда сняли полуботинок, оказался картон телесного цвета, имеющий форму ступни, сшитый белыми нитками.
Внутри картона — вместо мощей оказалась вата.
Никакой ступни, даже костей ее не оказалось. Затем приступили к осмотру голени и бедра (правой ноги). Голень и бедро оказались сделанными из картона телесного цвета, сшитого белыми нитками, слегка обложенного ватой. Внутри картона была вата.
В средине ваты находилась кость (берцовая), которую можно было рукой растереть в порошок. Эта кость состояла из нескольких частей.
Бедренная кость была таким же образом упакована. Шейка бедренной кости была обращена коленной частью (т.е. кость была перевернута).
Вместо туловища оказалась горсть костей от таза, совершенно выветрившихся, несколько фунтов ваты и все возможных тряпок, увязанных бинтовой материей.
Костей позвоночника, грудной клетки (ребер) и внутренностей, конечно, не было. Руки были так же сделаны, как и ноги. Вместо кисти перчатка, в которую вложен картон, остальное пространство набито ватой. Кисть левой руки была так же составлена, но в ней было несколько перстяных костей.
Ни плеча, ни предплечья совершенно не было.
После этого все составные элементы мощей: кости, вата, тряпки, ризы, картон и т.п., были тщательно собраны, два раза сфотографированы в присутствии указанных в начале сего протокола лиц.
Затем была вскрыта нижняя часть гробницы (раки), в которой оказались сверху стружки в свежеотделанном ящике.
В присутствии всех подписавшихся гробница была закрыта, опечатана печатью управления милиции и выставлен караул.
Источник: https://tainadiveevo.ru/tihon-zadonskiy-akt-vskrjtiya-moshchey
Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, г. Задонск Второе обретение мощей
Трагична судьба мощей святителя после 1917 года.
Оскверненные 28 января 1919 года так называемой «специальной комиссией по освидетельствованию», действовавшей под эгидой ЧК, останки святого, после того как атеистическая кампания была вынужденно скоротечно завершена, вернулись в ту же серебряную раку, откуда были исторгнуты кощунственной рукой.
Негативное впечатление после инспирированного большевиками (и в изрядной степени ими же инсценированного, как позже выяснилось) вскрытия гробницы св. Тихона быстро стушевалось в народном сознании. Особенно способствовало этому явление нетленных мощей матушки Евфимии Григорьевны Поповой.
Впрочем, большинство верующих, по рассказам старожилов, изначально восприняло всю с историю с «разоблачительным вскрытием» как провокацию большевиков и не свернуло с натоптанной дороги к Храму.
Мощи святителя, возвращенные под опеку насельников Задонского Богородицкого монастыря пребывали непотревоженными вплоть до весны 1922 года, когда, под предлогом помощи голодающим Поволжья, обе раки вместе с навесами (малая – в теплой церкви Рождества Богородицы и большая – в летнем Владимирском соборе) были конфискованы. Но сама святыня была признана «не подлежащей изъятию» и оставлена «коллективу верующих». К сожалению, ненадолго. В том же году епископ Задонский Иоанн (Болховитинов) перешел в каноническое подчинение так называемым «обновленцам» – раскольнической группировке из числа духовенства, безоговорочно подчинявшейся требованиям новой власти и категорически настроенной против монашества. А потому, хотя мощи и оставались во Владимирском соборе, но хранителями их, вплоть до конца 20-х годов, были «красные попы», как именовали тогда обновленцев те, кто сохранял верность Святейшему Патриарху, а позднее – местоблюстителю Патриаршего престола. После окончательного разгрома Богородицкого монастыря в 1929 году, невдолге закрыты были и его храмы, где служили «обновленцы».
А в 1932 году мощи святителя Тихона покинули Задонск. Святыня была передана антирелигиозному музею, организованному в бывшей Великокняжеской церкви Ельца. Оттуда мощи св. Тихона перевезли в Орловский краеведческий музей, где они пребывали в запасниках до самой Великой Отечественной войны.
Во время боев, превративших Орел в руины, верующим удалось спасти и сохранить общероссийскую святыню. Позднее, с наступлением мира, мощи св. Тихона Задонского открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе города Орла. Произошло это в 1947 году.
А 19 июня – 2 июля 1959 года по благословению архиепископа Орловского и Брянского Иеронима (Захарова) было проведено освидетельствование возвращенной святыни компетентной комиссией из служителей Церкви и врачей.
Так вот, согласно итогам этого освидетельствования, мощи в 1959 году представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированнная кожа и сухожилия. Не тронута тлением осталась кисть левой руки святого и ныне сохраняемая в кафедральном соборе Орловской епархии.
Акт освидетельстивования, полностью опровергающий итоги «разоблачительного вскрытия» 1919-го года, был предан огласке. Такого удара воинствующие атеисты снести не могли. И с началом повторных гонений на церковь при Н. С. Хрущеве мощи Задонского Чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея.
Русская Православная Церковь не оставляла попыток вернуть утраченную святыню, но лишь в 1988 году (по случаю 1000-летия крещения Руси) чтимые чудотворные останки переданы были Орловской епархии.
Здесь, в кафедральном соборе города Орла, они и пребывали до 1991 года, когда попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) мощи святителя Тихона торжественно возвратились туда, откуда были в свое время исторгнуты безбожной властью – под своды Владимирского собора Задонского Богородицкого монастыря. Произошло это в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского, 26 (13 – по старому стилю) августа 1991 года. А накануне, 25 августа, Воронеж попрощался с мощами св. Тихона Задонского, которые с начала лета 1991 пребывали в кафедральном Покровском соборе рядом с усыпальницей святителя Митрофана Воронежского.
В Задонск на торжества съехалось около 3 тысяч паломников. Только автобусов типа «Икарус» было более 20. А вместе с горожанами, пришедшими на торжество, общее число побывавших в тот день в Богородицком монастыре превышало 5 тысяч.
Улица Коммуны, бывшая Монастырская, по которой двигался к обители крестный ход с мощами, была заполнена народом, желавшим соприкоснуться с таинством возвращения некогда отнятой святыни.
Почтили визитом город Задонск митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий и три архиерея: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) и епископ Орловский и Брянский Паисий (Самчук). Они и совершили в сослужении Божественную литургию.
А затем последовала прочувствованная проповедь, с которой обратился к верующим протоиерей Василий, настоятель Вознесенского собора города Ельца. Тема проповеди была созвучна дню ее произнесения – речь шла о жизненном и духовном подвиге святителя Тихона, благодаря которому он и был причислен к лику святых.
По завершении проповеди был отслужен благодарственный молебен по случаю возвращения мощей святителя Тихона в Задонск.
Затем к собравшимся обратился митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, сделав акцент на большом значении состоявшегося события и поблагодарив принявших участие в торжествах архиереев за проявленное внимание. Особые слова благодарности были обращены к епископу Орловскому и Брянскому Паисию, чьими стараниями к верующим вернулись мощи «Российского Златоуста».
В ответном слове преосвященный Паисий поблагодарил митрополита Воронежского и Липецкого за то, что было разрешено оставить в Орле частицу мощей святителя.
Как объявил епископ Орловский и Брянский, в кафедральном соборе города Орла, где осталась частица мощей святителя Тихона, еженедельно, по четвергам, отныне будет совершаться богослужение с чтением акафиста святителю Тихону Задонскому.
На этом торжества по случаю возвращения в Богородицкий монастырь мощей прославившего обитель угодника Божия были завершены. Святыня обрела покой в специально устроенной раке под балдахином, осеняемая сохраненной стараниями верующих и духовенства иконой с изображением святителя – единственной, оставшейся от прежнего иконного богатства церквей Задонского Богородицкого монастыря.
- С тех пор мощи Задонского чудотворца неотлучно пребывают во Владимирском соборе, как и встарь, являя неизбывную свою благодать прибегающим к помощи святителя с чистым сердцем, наполненным искренней верой.
- Ныне составляют эти святые цельбоносные мощи, почивающие в Задонске, славу созданной в 2003 году епархии Липецкой и Елецкой, являя собою нетленный духовный центр ее.
- Л. Морев, историк
Источник: http://zadonsk-skit.ru/svt_tihon_vtoroe_obret