Епитрахиль и поручи: описание, выкройка, значение в одеянии и где купить

Выкройка фелони. статьи компании «ооо “компания лента текс”»

Подкладочной ткани ― 6 м при ширине, ―  90см, ― 3, 5 метра подкладки необходимо при ширине подкладочной ткани ― 140 см. Галун широкий 11 м, Расход на фелонь узкого галуна (шириной 15-20мм)  составляет 16 метров. расход бахромы 2,3 метра

Шнур на поручи и петли ― 2 метра ― петли на поручи ― лучше металлические ― 16 штук, ― пуговицы для епитрахили ― 7 шт, набор крестов также можно изготовить самостоятельно, ― хотя готовые кресты продаются в специализированных магазинах.

При крое получается следующее количество деталей:  

фелонь ― одна деталь со сгибом;

епитрахиль ― 2 детали

поручи ― 2 детали

пояс ― 1 деталь

набедренник ― 1 деталь

палица ― 1 деталь

Детали кроя можно выкраивать без припусков на швы, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДВУХ ШВОВ, ―

это передний средний шов фелони и шейный шов епитрахили. На передний средний шов фелони и средний шов епитрахили необходимо сделать припуск на швы ― 2-3 см. Обе детали епитрахили также могут выкраиваться, как одна деталь со сгибом, ― при достаточной ширине ткани.

Обратите внимание

Верхнюю часть фелони до границы линии пришивания широкого галуна укрепляют прокладкой из  бортовки, которые выкраивают точно по контуру детали без припусков на швы. Бортовку предварительно необходимо увлажнить и отутюжить. Для верхней части фелони выкраивают жесткую прокладку из проклеенного холста с двумя слоями бортовки, проклеенными с обеих сторон.

Верхнюю часть фелони можно укрепить также плотной анти ― москитной сеткой, ― лучше из нейлона, ― главное свойство укрепляющего жесткого материала, ― это отсутствие или прочность окраски, чтобы при стирке фелони, ― материал жесткой прокладки не окрашивал ткань фелони. Подкладку для всех деталей необходимо выкраивать строго С ПРИПУСКОМ НА ШВЫ, ― 2-3 см.

 

Основными ориентирами для построения чертежа фелони являются ― передний средний шов фелони и шейный шов епитрахили. Обычно передний средний шов фелони на выкройках отмечают как систему точек –

  • “А” ― шейный шов епитрахили, как систему точек Б. Сначала строят основной прямоугольник. Расчёт и построение прямоугольника епитрахили построено на том, что АБ = рост человека минус 35 см.

А А 2=Б Б 1= 16 см. На выкройке обязательно необходимо отметить место пересечения вертикальной и горизонтальной линии, а также отстоящей точки А 2.

Точки соединения двух выпуклых линий шейного шва епитрахили отмечаются как место для притачивания широкого галуна. Узкий галун пристрачивается, отступив от края 2-3 мм. При пришивании галуна наружный контура галуна получается короче.

  Скомпенсировать эту разницу при пришивании галуна можно защипами или маленькими складочками 

на углах или оттяжкой  утюгом. При раскрое галун также подгоняется точно под крой детали, так как галуны Компании Лента текс, ― проходят финишную обработку на циркулярном утюге.

Галун проходя через две  вращающихся барабана, нагретых до температуры 170 градусов Цельсия одновременно оказывается проглаженным с двух сторон, при этом тканное переплетение мягкой краевой линии стабилизируется, галун выравнивается симметрично ЦЕНТРАЛЬНОЙ долевой нити, нить краевой кромки галуна Лента Текс, ― всегда идентична нитям основы, ― в процессе ткачества галунов не используется мононить, поэтому стабилизация кромки на циркулярном утюге позволяет при притачивании узкого галуна избежать необходимости закладывать складочки по наружному контуру галуна, который получается короче. Скомпенсировать эту разницу при пришивании узкого галуна можно без защипов или маленьких складочек на углах, ― простой оттяжкой  утюгом, при этом орнамент галуна не потеряет симметричности и читаемости.

Источниками знаний о том, каким может быть церковное облачение могут служить:

  • 1. Настольная книга священнослужителя. В 4-х томах, М., Издательство Московской Патриархии, 1983,т.4 ― С. 148.
  • 2. Богослужебные указания на 1998 год, М., Издательство Московской Патриархии, 1997, С. 88,С. 190.
  • 3. Сборник «Церковные одежды» М., Издательство «Лествица», 1997. 

ГАЛУНЫ на облачения производятся в четырёх ширинах:

  • ширина 20 мм 
  • ширина 30 мм 
  • ширина 40 мм 
  • ширина 55 мм 

Однако трёх ширин достаточно на:

  • -иерейские облачения
  • -дьяконские облачения
  • -митры
  • -подризники
  • -саккосы

Епитрахиль, поручи и фелонь ― это малое священническое облачение, в котором служат все вечерние и утренние службы, а также требы. При служении Литургии ― священник одевает полное облачение, основой которого является подризник. 
Поручи являются обязательным, как в полном, так и в малом облачении священника.

Поручи ― это узкие нарукавники, которые  стягиваются шнурками, в качестве которых используется шнур диаметром 3-4 мм, совпадающий по цвету в цветом облачения. Шнурки на поручах символизируют веревки на руках спасителя, которые были на его руках во время его крестных страданий.

Поручи напоминают священнослужителям о том, что они стоят на том месте, где только Христос может стоять, и что все таинства совершаются иереем не от своего имени, а силою и благодатью Божьей. 

Компания Лента Текс (Справочник ДСП)

Источник: https://lentatex.com/a164597-vykrojka-feloni.html

Облачения священника | Ризница

  Облачения священника: подризник, епитрахиль, пояс,

поручи и фелонь (или риза).

По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященники, священники и левиты, святые Апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: епископов, пресвитеров (т. е. священников)  и Диаконов.

   Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию)  и управлять церковными делами.

   Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями, т.е. начальниками иереев (священников).

Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы.

Это значит, что епископами принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.

Важно

   По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы,  называются патриархами.

   В периоде с 1721 года по 1917 год, Русская Православная Церковь управлялась Святейшим Синодом. В   1917 году собравшимся в Москве Священным Собором был избран снова для управления Русской Православной Церковью «Святейший патриарх Московский и вся России».

   В помощь епископу иногда дается другой епископ, кото­рый, в таком случае, называется викарием, т. е. наместником.

   Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чине после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу,  т. е. кроме  таинства священства и освящения мира и антиминсов.

   Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом.

   Более достойным и заслуженным священникам даётся звание протоиерея, т. е. главного иерея, или первенствующего священника, а главному между ними — звание протопресвитера.

   Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом, т.е.

священномонахом, иеромонахом, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.

   Диаконы составляют третий, низший, священный чин. «Диакон» слово греческое и означает: служитель.

   Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут.

Совет

   Участие Диакона в Богослужении не обязательно, а потому во  многих церквах служба   происходит без Диакона. Некоторые диаконы удостаиваются званая протодиакона,  т. е. перводиакона.

   Монах, получивший сан Диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон — архидиаконом.

   Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют ещё низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежат к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство Священства,   а только  по  архиерейскому  на  то  благословению.

   Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при Богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником  духовных треб в домах  прихожан.

   Пономари имеют своею  обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и так далее.

   Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.

   Священнослужители, для совершения  Богослужения, должны облачаться в особые священные одежды. Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого   материи  и  украшаются   крестами.

   Одежды Диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.

Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме Мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.

   Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится Диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую Диакон получил в таинстве Священства.

   Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они,  совершая   таинства   или   участвуя   в   совершении   таинств   веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатию  Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его  страданий.

Читайте также:  Акафист ангелу-хранителю: почему рекомендуют читать по понедельникам

Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

   Подризник есть стихарь в несколько изменённом виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой  белой  материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках.

Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь.

Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле  Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.

   Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою.

Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с Диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и Диакон — без ораря.

   Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотно, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

   Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук.

Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам.

Обратите внимание

Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.

   Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.

   За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть четырехугольный плат, пришиваемый на ленте через плечо в два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения — скуфья и камилавка.

  Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицей. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

   Саккос — верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.

Палица, это — четырехугольный плат, пришиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре.

В награду за отлично-усрдную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой.

У архимандритов же как и у архиереев палица  служит   необходимой   принадлежностью их   облачения.Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.

 На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор есть длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор — слово греческое и означает наплечник.

Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омо­фора епископ, как священник безе епитрахили, не может со­вершать никакой службы.

Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несёт ее домой на своих плечах.

Важно

   На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеет­ся еще и панагия, что значит «Всесвятая». Это — небольшой кру­глый образ Спасителя или  Божией Матери, украшенный   цветными  камнями.

   На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее, заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

   Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это — небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.

Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса. Поверх рясы, на груди  епископ носит крест и панагию, а священник — крест.

Источник: http://riza.ivankazakov.ru/oblacheniya-svyashhennika/

Греческий крой

Иерейское облачение – комплект специальных богослужебных одежд, которые священник одевает для совершения Божественной Литургии, вечерних богослужений, а также различных церковных таинств и треб. Каждый из предметов, входящих в облачение пресвитера, имеет свою историю и символическое значение.

Наиболее древние и известные из них – фелонь и епитрахиль. Епитрахиль, – в переводе с греческого буквально значит – «то, что находится вокруг шеи». Без этой одежды священник не имеет права совершать любое богослужение или таинство. Это символ той незримой благодати Святого Духа, которую иерей получил по время своего рукоположения в сан.

Фелонь – верхняя накидка без рукавов с отверстием для головы, которую священнослужители одевают поверх всех других облачений. Вплоть до Позднего Средневековья фелонь носили также и все епископы, независимо от титула.

По сути, прообразом фелони или ризы, является обычные плащ, распространенный в первохристианские времена. В раннем христианстве все фелони были исключительно белого цвета, затем их стали украшать нашитыми крестами, звездами и другими предметами.

Символически под ризой понимается то вретище и багряницу, в которой ходил Христос Спаситель во время своей земной жизни. С развитием христианского богослужебного культа появляются фелони других цветов, а также полиставрионы – ризы полностью покрытые крестами.

Классическая фелонь в наше время известна под названием греческой, поскольку распространена в православных церквях, получивших свое основание от древних патриархатов Византии.

На Руси с XVI века начинают шить фелони с высоким трапециевидным воротником, который возвышается над шеей священника. Причины такой формы покроя достоверно неизвестны. По одной версии, это делалось, чтобы лучше защитить священнослужителя от ветра и холода. По другой – что такая форма была заимствована из покроя католического плувиала (латинский аналог фелони).

В былые времена пошивом священнических облачений греческого кроя в нашей стране почти никто не занимался. Греческая фелонь была большой редкостью на территории Русской Православной Церкви. В ней служили обычно представители подворий различных греческих монастырей, которые привозили себе облачение из родного края.

Совет

Но сейчас греческий крой в облачении для пресвитера постепенно входит в повседневную практику среди украинского священства. Кому-то из пресвитеров больше нравится эстетика такого покроя, кто-то пытается наследовать традициям раннего христианства, кому-то просто удобнее служить в греческой фелони.

Потому многие мастерские теперь предлагают свои варианты греческого облачения для иереев.

Однако тут следует быть осторожным, поскольку далеко не все производители понимают специфику греческого кроя. Потому, если вы хотите купить священническое облачение греческого типа, необходимо обращать внимание на то, кто будет заниматься пошивом, какой опыт у данного мастера и из каких материалов будет производиться пошив.

В Интернет-магазине «Axios» Вы можете приобрести иерейское облачение греческого кроя, сшитое из качественных материалов и по приемлемой цене. Греческое облачение как правило имеет один размер, потому многие модели сразу есть в наличии на сайте.

К каждому варианту оформления и вышивки у Вас есть возможность самостоятельно выбрать необходимые цвета, а также материал основы – габардин, атлас или бархат. Все Ваши пожелания и предложения будут учтены нашими консультантами во время телефонного подтверждения заказа. В дополнение к облачению, на нашем сайте Вы можете приобрести подризник и митру.

Также обратите внимание на широкий выбор наперсных крестов, представленных в нашем каталоге. Приятных покупок!

Источник: https://axios.world/oblachenie/iereyskoe-oblachenie/grecheskiy-kroy

Пошив церковных облачений

Настоящее пособие является вторым, дополненным и переработанным изданием альбома «Пошив церковных облачений» изд. «Паломник», 2004 г.

В этом пособии даны конкретные рекомендации диаконских, иерейских и монашеских облачений с приложением выкроек, и также даны дополнительные материалы по расчету и построению выкроек, а также впервые приведено описание плетения четок.

Пособие рассчитано на непрофессиональных портных, умеющих пользоваться популярной литературой по пошиву одежды, выкройками и знакомых с терминологией по шитью.

Кроме того, в предлагаемом пособии приведены в приложениях некоторые виды крестов и кустодий для отделки облачений, изложены способы изготовления свечей в домашних условиях и пр., а также прилагается шесть листов выкроек.За консультациями можно обращаться по адресу: 142144, Московская обл., Подольский район, с. Ознобишино, Троицкий храм. Тел. (8-4967) 52-58-85, (8-4967) 65-48-16, 8-916-242-00-41

Адрес электронной почты: oznobishino@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Глава 1. Пошив церковных облаченийЦвета богослужебных облаченийОбщие рекомендации по пошиву облачений

Одежды диакона

СтихарьОрарьПоручи

Облачение иерея

ПодрясникПодрясник греческийРясаПодризникФелоньЕпитрахильПоручиПоясНабедренник и палица

Головные уборы священнослужителей

КамилавкаСкуфья

Глава 2. Монашеская одежда

Подрясник женскийРяса женскаяМантияПараманАпостольникСкуфья женскаяКлобук женскийКлобук мужской

Схимническая одежда

АналавКукольСкуфья (с приложением рисунков для вышивания)

Глава 3. Пошивочные изделия для службы и убранства храма

Обратите внимание

Облачение на престолЗавесаНакидки и покров для аналояПокровцы и воздухЗакладки для Евангелия и других богослужебных книгМешочек для дароносицыХоругвьЧехол для венчального венцаКрестильная рубашка (за 20 мин.

Читайте также:  Что такое тщеславие, кто такой тщеславный человек значение этого греха

)

Приложение 1. Некоторые виды крестов, изображаемых на облаченииПриложение 2. Плетение четокПриложение 3.

Изготовление свечей для приходских храмов в домашних условиях

Изготовление полуфабриката из воска

Изготовление полуфабриката из парафинаИзготовление свечей литьевым способомИзготовление свечей послойным наращиванием воска или парафина на фитильИзготовление ручных свечейИзготовление диаконских свечей

Приложение 4. Изготовление подарочной упаковки

Приложение 5. Адреса магазинов, где можно приобрести материалы для пошива облачений
Список литературы

Приложение 6. Шесть листов выкроек

Источник: http://www.hramislovo.ru/i_shop/orthodox_books/calendar_albums/goods_64782

Виды одежды священника

Виды священных облачений.

 Если для мирских дел, при важных торжественных случаях, одеваются не в обычные повседневные одежды, а в лучшие то тем более естественно, что при служении Господу Богу священно- и церковнослужители облачаются в особые одежды, назначение которых – отвлекать ум и сердце от всего земного и возносить их к Богу.

Особые богослужебные одежды были введены для священнослужителей еще в Ветхом Завете. Было строго запрещено входить в скинию и Иерусалимский храм для служения без особых риз, которые после служения должны были сниматься при выходе из храма.

И в настоящее время священно – церковно служители во время совершения церковных служб облачаются в особе священные одежды, которые, сообразно трем степеням церковной иерархии, разделяются на диаконские, священнические и епископские.

По учению Церкви, каждая высшая степень церковной иерархии заключает в себе благодать, а вместе с тем права и преимущество низших степеней. Это наглядно выражается тем, что священные одежды, свойственные низшим степеням, принадлежат и высшим.

Поэтому и порядок в облачении таков: сперва надевают одежды, принадлежащие низшему чину, а потом уже высшему. Так епископ облачается сперва в одежды диакона, потом в одежды иерея и затем уже в принадлежащие ему как епископу. Иерей тоже сначала облачается в одежды диаконские, а потом уже иерейские.

Одежды чтеца или певца. 

– это краткая фелонь (верхнее облачение священников для богослужения в виде парчового, вытканного золотом или серебром одеяния без рукавов), которая в теперешнее время надевается на чтеца лишь при его посвящении.

Она имеет вид фелони священнической, но отличается от нее тем, что весьма коротка, едва покрывая плечи. Ее надевают в знак посвящения на служение Богу. Ныне свое служение чтец совершает в одежде, которая называется стихарем.

Стихарь

– это длинная прямая одежда с широкими рукавами. Так как иереи и архиереи носят стихарь под другими ризами, то их стихарь немного изменен по форме и называется подризником.

Стихарь делают преимущественно из белой или светлой материи, чтобы напомнить носящему его о той чистоте жизни, какая требуется от него. Стихарь знаменует также «ризу спасения и одежду веселия», т. е.

спокойную совесть и исходящую из этого духовную радость.

 К одежде иподиакона и диакона, прилагается еще и орарь. Это длинная широкая лента, которой иподиакон опоясывается крестовидно, а диакон носит ее на левом плече. Опоясание орарем служит знаком того, что иподиакон смирением и чистотою сердца должен служить Богу и людям.

При посвящении иподиакона в диакона архиерей возлагает орарь на его левое плечо. Только на Литургии после молитвы «Отче наш», диакон препоясывается орарем крестовидно, приготавливая этим себя к приобщению Святых Таин Тела и Крови Господней.

Важно

Обычно при возглашениях ектений и других возгласах он поднимает конец ораря, держа его тремя пальцами правой руки. В древности диакон орарем вытирал уста причащающихся. Слово «орарь» происходит от латинского «ого» – прошу, или молюсь.

Орарь знаменует крылья ангельские, потому что диаконское служение символизирует собой служение ангелов у Престола Божия. Поэтому на ораре иногда вышивается ангельская песнь: «Свят, Свят, Свят». При возложении на себя ораря диакон не читает никакой молитвы.

 К одеждам диакона принадлежат поручи, или «нарукавницы». Они употребляются для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды – как бы укрепить руки, сделать их более способными для священнодействования. Поручи напоминают священнослужителю, что он должен надеяться не на свои силы, а на силу и помощь Господа. Поручи напоминают о тех узах, которыми были связаны пречистые руки Спасителя.

 К одеждам иерея принадлежат: подризник (стихарь), епитрахиль, поручи, пояс и фелонь. Есть также еще две принадлежности, не входящие в число обязательных одежд священника – это набедренник и палица. Они являются наградами, которые возлагает архиерей на заслуженных священников.

Епитрахиль

– это не что иное, как диаконский орарь, обернутый вокруг шеи так, чтобы оба конца его спускались спереди.

В древности при посвящении диакона в иереи епископ, вместо того чтобы возлагать на него епитрахиль, переносил только задний конец ораря на правое плечо так, чтобы оба конца свисали спереди. На это указывает и сама форма епитрахили представляющая как бы вдвое сложенный орарь.

Епитрахиль означает сугубую благодать священства, данную иерею. Иерей без епитрахили, как и диакон без ораря, не совершает ни одной службы. Менее торжественные службы он совершает в одной епитрахили.

Пояс

– лента, которой иерей препоясывается по вверх подризника и епитрахили для того, чтобы удобнее было священнодействовать. Пояс напоминает препоясание Господа Иисуса Христа перед Тайной Вечерей и символизирует силу Божию и одновременно готовность к священнослужению.

Набедренник и палица

– это одежды, которые иерей получает в качестве награды, причем набедренник – это первая иерейская награда, а палица принадлежит уже к архиерейским одеждам. Она дается также некоторым протоиереям, архимандритам и игуменам.

Набедренник представляет собой четырехугольный продолговатый плат, носимый на бедре священнослужителя на длинной ленте, перекидываемой через плечо, а палица – четырехугольный равносторонний плат, делаемый в виде ромба. Набедренник и палица символизируют собой меч духовный, духовное оружие, которое есть Слово Божие. Набедренник – награда введенная в Русской Церкви.

На Востоке известна только палица. Набедренник надевается на правое бедро, а когда дается палица, то набедренник перевешивается на левое бедро, а палица возлагается на правое.

Фелонь (риза)

– означает «всепокрывающая одежда». Это длинная широкая, покрывающая все тело одежда без рукавов с отверстием для головы. Фелонь надевают поверх других одежд и покрывает их. Украшенная многими крестами фелонь называлась еще «полиставрион» – «крещатая риза».

Фелонь символизирует собой ту одежду, в которую облекли Господа ругавшиеся над Ним воины, и напоминает иерею, что он в служении изображает Господа, принесшего Себя в жертву за оправдание людей. В фелонь иерей облачается при более торжественных богослужениях.

При этом по Уставу иерей во время богослужения несколько раз облачается и снова разоблачается, что в приходских храмах теперь далеко не всегда соблюдается по причине различных сокращений, введенных в богослужение.

 Монашествующие носят особые головные уборы – клобук, камилавку и скуфию – черного цвета, а священникам белого духовенства даются в виде отличия или награды скуфии, а затем и камилавки фиолетового цвета.

Название «скуфия» происходит от слова «скифос» – чаша, ибо формой своей она напоминает чашу.

«Камилавка» происходит от названия того материала, из которого раньше на Востоке ее делали и который изготовляли из шейной шерсти верблюда.

 Архиереи, кроме священнических одежд (епитрахили, подризника, пояса и поручей), имеют также одежды, свойственные их сану: саккос, омофор, митру и крест с панагией.

Саккос

– «одежда печали, смирения и покаяния». Это верхняя архиерейская одежда, похожая по форме на стихарь но короче его, несколько шире в объеме и украшена звонцами. Саккос имеет то же значение, что и фелонь. В древности только некоторые архиереи облачались в саккос, в основном все носили фелонь. Звонцы у саккоса символизируют благовествование Слово Божие, исходящие из уст епископа.

Омофор

– одежда, носимая архиереем на плечах. Это длинный и широкий плат, напоминающий собой диаконский орарь, но только шире и длиннее. Омофор возлагается по верх саккоса, одним концом спускаясь вперед на грудь, а другим назад, на спину епископа. Без омофора архиерей ни совершает ни одной службы. Омофор делали раньше из волны (шерсти), что знаменовало заблудшую овцу, т.е.

грешный род человеческий. Архиерей с омофором символизирует собою Доброго Пастыря – Христа Спасителя несущего заблудшую овцу на Своих плечах. В следствии такого значения омофора, его во время служения Литургии несколько раз снимали и снова надевали.

В те моменты, когда архиерей символизирует собою Христа, он бывает в омофоре; когда же читает Евангелие, совершает великий вход и пресушествление Святых Даров, омофор с архиерея снимают ибо в Евангелии и Святых Даров является молящимся Сам Христос.

Обыкновенно после первого снятия омофора с архиерея с нова на него надевают уже другой омофор, меньших размеров, поэтому его называют малым омофором. Малый омофор ниспадает обоими концами спереди на грудь архиерея, и он существенно короче первого великого омофора.

Митра

– (с греч.-«связываю»), означает «повязка», «диадема», «венец». В богослужебных книгах митра называется шапка. Это царское украшение даруется архиерею потому, что он в служении изображает Царя – Христа.

В месте с тем митра служит и знаком власти архиерейской.

Самому архиерею она должна напоминать о терновом венце, который воины возложили на главу Христа, а также о сударе, которым была обвита Его глава при погребении.

 В Русской Церкви митра дается архимандритам и некоторым протоиереям. В определенные моменты богослужения митру снимают.

Читайте также:  Святые места россии: описание территорий, исцеляющих людей, их геолокация и история становления

Архиерей снимает митру во время великого входа, перед Символом веры, на все время, когда веют над Святыми Дарами воздухом, от слов «Примите, ядите…» – до приложения Святых Даров, во время причащения, а также, когда он сам читает Евангелие (но не тогда, когда слушает чтение). Архимандриты и протоиерее снимают митру на все то время, когда Типикон предписывает стоять с непокрытыми головами.

Мантия

 – есть монашеская одежда, покрывающая собою все тело, кроме головы. Она изображает крылья ангелов, по тому называется ангельской одежды. Обнимая собой все тело, мантия символизирует всепокрывающую силу Божию, а также строгость благоговение и смирение монашеской жизни. Монашествующие при совершении богослужений должны быть в мантиях.

Обыкновенная монашеская мантия – черного цвета и не имеет на себе никаких украшений.

Архиерейская мантия

– лилового цвета, на ней нашиты так называемые скрижали и источники. Скрижали имеются также и на мантии архимандрита.

Скрижали

– это четырехугольные платы, обыкновенно темно – красного цвета (а у архимандритов – зеленого), которые нашиваются к верхним и нижним краям мантии. Они олицетворяют собой Ветхий и Новый Завет, откуда священнослужители должны почерпать свое учение.

На скрижалях нашиваются еще иногда кресты или иконы, вышитые золотом или цветными нитками. Источники – это ленты разных цветов, большей частью белого и красного, которые нашиваются вдоль мантии и изображают струи учения, вытекающего из уст архиерея.

На мантии архиерея есть и звонцы, как были они на верхней одежде иудейского первосвященника. По обычаю в некоторых Поместных Церквах высшие архиереи, например, патриархи и митрополиты, носят мантии зеленого и голубого цветов.

Все монашествующие, не исключая и архиереев, служат в мантии во всех тех случаях когда не положено по Уставу облачатся в полное облачение.

Орлецы

– небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом, символизирующим врученную епископу область управления.

Орел знаменует чистоту учения, сияние – свет богословских знаний и благодатное дарование.

Орлецы полагаются во время богослужения под ноги епископа и напоминают ему о том, что он должен своими помыслами и делами быть выше всего земного и стремится к небу подобно орлу.

Источник: http://cerkovtkani.com.ua/vidy-odezhdy-svyashchennika

Облачения – купить или заказать – Подмосковная мастерская церковных облачений

Стихарь изготавливается с открытыми боковинами на поуговицах без подкладки. Изготовление стихарей с зашитыми боковинами или на подкладке согласуется дополнительно.

Парча Шелк Телефон для заказа
5500 рублей 4700 рублей +7 (985) 72-555-27

Сделать заказ стихарь

Примеры наших работ

Белый с серебром стихарь

Белый с золотом стихарь
Желтый стихарь с бордовым галуном
Зеленый стихарь
Красный стихарь
Красный стихарь (вид сзади)
Голубой с золотом стихарь
Фиолетовый с золотом стихарь
Черный с серебром стихарь
Качество работы (крупный план)
Качество работы (крупный план)
Качество работы (крупный план)
Качество работы (крупный план)
Цены облачения для престола и жертвенника указаны для стандартного размера 100*100*100 см, для других размеров звоните для уточнения цены или пришлите нам запрос. При заказе пелены и покровов необходимо знать точные размеры.

Пелена, или как еще она называется – индития, это верхнее облачение на престол/жертвенник, которое одевается поверх льняной срачицы (еще она называется катасаркой). Пелены изготавливаются с пуговицами на западной стороне.

На восточной стороне нашивается крест-голгофа. В дополнение к индитии возможно заказать катасарку (срачицу) для престола и жертвенника из натурального льна, цена 3000 рублей.

Срачица (катасарка) изготавливается без застежек (завязок) на манер чехла с крестом на верхней грани.

Пелена (облачение) на престол/жертвенник

Парча Шелк
8800 рублей 6800 рублей

Покров (скатерть) для престола изготавливается с крестом в центре, по краю нашивается галун и бахрома, по углам кисти.

Парча Шелк
3500 рублей 3000 рублей

Покров (скатерть) для жертвенника изготавливается с крестом в центре, по краю нашивается галун и бахрома.

Парча Шелк
2700 рублей 2300 рублей

Примеры наших работ

Сделать заказ на облачение для престола или жертвенника.

Укажите размеры престола или жертвенника в примечании (длина-ширина-высота)

Закладки богослужебных книг весх цветов. Апостол – 8 см шириной, Евангелие – 15 см шириной.

С вышитой иконой и крестами Вышитые кресты без иконы На апостол с вышитыми крестами
2000 рублей 1000 рублей 800 рублей

Примеры наших работ

Закладки в богослужебные книги . Закладки в богослужебные книги . Закладки в богослужебные книги

Закладки могут быть любого цвета и отделки (золото или серебро). Икона подбирается под заказ.

Сделать заказ на облачение для престола или жертвенника.

Укажите требуемые размеры покрова в примечании (длина-ширина).

Подклады украшают Святой Престол и алтарь, а так же служат дополнительной защитой для облачения Престола или жертвенника, продлевают их срок службы, сохраняя от воска или масла.

Парча Вышивка
200 рублей 500 рублей

Примеры наших работ

Подклады на престол из парчи . Подклады на престол из парчи . Подклады на престол из парчи. Подклады могут быть любого цвета.

Подклады вышитые на престол . Подклады вышитые на престол круглые . Подклады вышитые на престол ромбы . Подклады вышитые на престол квадратные.

Сделать заказ на подклады.

Пример цен для изделий шириной до 50 см и длиной до 150 см

Парча Шелк
2100 рублей 1700 рублей

Пример цен для изделий шириной до 50 см и длиной от 150 см до 250 см

Парча Шелк
2800 рублей 2200 рублей

Стандартная отделка покрова – галун по краю, нашивной крест, бахрома поперек изделия с одной из сторон.

Размеры и отделка могут быть любые по Вашему желанию, и от этого будет меняться цена в меньшую или большую сторону.

Сделать заказ на покровы.

Укажите требуемые размеры покрова в примечании (длина-ширина).

Облачения шьются из жаккардовых тканей – церковного шелка или парчи. Оба типа тканей – Шелк и парча – могут иметь одинаковый рисунок, цвет, отделку. Парча отличается от шелка более высокой плотностью ткани за счет металлизированных нитей (метанита), использованных при изготовлении ткани. Парча примерно на 30% плотнее, отделка (серебро или золото) более яркие (по сравнению с шелком) и ткань интересно “играет” на свету. Парча является более “носким” материалом, но и более плотным. Поэтому облачения из парчи теплее, менее приспособлены к сгибанию. Не рекомендуем шить из парчи небольшие изделия – например маленькие покровы на аналой или детские стихари. Изделия изготавливаются из материалов с рисунками, имеющимися в наличии, но рисунок можно уточнить заранее. Для оформления используются кресты собственной вышивки, а так же жаккардовые российские галуны производства московской и ногинской фабрик самого высокого качества, которое доступно на рынке. Мы не используем дешевые галуны (разрезы ткани, индийский одноцветный галун, галуны кустарного производства низкого качества и т.д.). В отделке используется подкладка с оформлением крестами.В облачениях принято использование следующих цветов с отделкой:

Царский цвет – желтый цвет облачений используется в большинство дней года.

Божественный свет – белый цвет облачений используют при совершении Таинств Крещения и Священства (рукоположении духовенства), на праздники Рождества Христова, Святого Богоявления, Сретения, на Лазареву субботу, Вознесения, Преображения, в дни поминовения усопших и обряде отпевания.
Радость Воскресения и кровь мученичскую – облачения красного цвета используют от Пасхи до Вознесения, а в другое время в дни памяти мучеников, символизируя их близость в мученической кончине с Христом и Воскресением.
Цвет животворения и вечной жизни – облачения зеленого цвета используются в Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), в день Святой Пятидесятницы (Троицы), а так же на Праздники в память о преподобных, подвижниках, юродивых.
Высшая чистота и непорочность – облачения синего (голубого) цвета используют в праздники Пресвятой Богородицы.
Символизируют Крест и Страсти Христовы – облачения фиолетового цвета используют в Праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня 14 августа, Воздвижение Креста), а так же по воскрестным дням во время Великого поста, в Великий Четверг Страстной Седмицы.
Цвет поста и покаяния – постное облачение обычно черного цвета или очень темных оттенков синего, фиолетового, используется в дни седмиц Великого Поста, а в Неделю (Воскресение) обычно одеваются фиолетовые облачения.

Багряный цвет символизирует кровь и мученичество. Облачения бордового цвета используются очень не часто – в дни особого поминовения мучеников (еще используют облачения красного цвета) и в Великий Четверток, день установления Тайной Вечери (в этот день еще используют фиолетовые облачения).

Для заказа облачения священника, диакона и алтарника нужно знать рост и размер пальто (рубашки). Для заказа храмовых облачений нужно знать размеры жертвенника, престола или аналоя, на который вы покупаете облачение.

Для заказа Вы можете воспользоваться формой либо отправить письмо на наш адрес sp.oblachenie@gmail.com с заказом либо позвонить по телефону 8 (985) 72-555-27 и оставить заказ.

О времени и месте получения заказа нужно договорится с нашими референтами по телефону, мастерская не располагает магазином или демонстрационным залом.

Совет

Доставка заказов осуществляется по всей России, стоимость отправки почтой или транспортной компанией – приблизительно 10% от стоимости изделий (на заказ свыше 15 тысяч стоимость обычно ниже), но не менее 300 рублей. Все условия оплаты и доставки можно обсудить по телефону с референтами мастерской.

Про мастерскую

Источник: http://www.nitka-igolka.pro/

Ссылка на основную публикацию