Душа после смерти человека в православии

Мы часто задаемся вопросом о том, как прощается душа умершего человека с близкими. Куда она уходит и какой путь проделывает. Ведь не зря так важны дни поминания ушедших в мир иной.

Кто-то не верит в существование души после смерти человека, кто-то, наоборот, усердно к этому готовится и стремится, чтобы его душа жила в раю.

В статье мы попробуем разобраться с интересующими вопросами и понять, есть ли на самом деле жизнь после смерти и как душа прощается с родными.

Что происходит с душой после смерти тела

В нашей жизни все важно и в том числе смерть. Наверняка не раз каждый задумывался о том, что же будет потом.

Кто-то боится наступления этого момента, кто-то с нетерпением его ждет, а некоторые просто живут и не вспоминают о том, что рано или поздно жизнь подойдет к концу.

Но следует сказать, что все наши мысли о смерти имеют огромное влияние на нашу жизнь, на ее течение, на наши цели и желания, действия.

Большинство христиан уверены, что смерть физическая не приводит к полному исчезновению человека.

Вспомните, что наше вероучение и приводит к тому, что человек должен стремиться жить вечно, но поскольку это невозможно, то мы истинно верим в то, что наше тело умирает, но душа выходит из него и вселяется в нового, только что рожденного человека и продолжает свое существование на этой планете.

Однако, прежде чем попасть в новое тело, душа должна прийти к Отцу, чтобы там «отчитаться» за пройденный путь, рассказать о своей земной жизни. Именно в этот момент мы привыкли говорить о том, что на небе решается, куда попадет душа после смерти: в ад или в рай.

Душа после смерти человека в православии

Душа после смерти по дням

Сложно сказать о том, какой именно путь проходит душа, пока движется навстречу Богу. Православие ничего об этом не говорит. Но мы привыкли выделять поминальные дни, после смерти человека. Традиционно, это третий, девятый и сороковой день. Некоторые авторы церковных писаний уверяют, что именно в эти дни происходят какие-то знаковые события на пути души к Отцу.

Церковь не оспаривает такие мнения, но и не признает их официально. Но существует особое учение, где рассказывается обо всем, что происходит после смерти и почему именно эти дни выбраны, как особые.

Третий день после смерти

Третий день – это день, когда совершается обряд погребения умершего. Почему именно третий? Это связано с Воскресением Христа, которое произошло именно на третий день после крестной смерти, а также в этот день произошел праздник победы Жизни над смертью.

Однако некоторые авторы понимают этот день по-своему и говорят об этом. В качестве примера можно взять свт.

Симеона Солунского, который говорит о том, что третий день является символом того, что усопший, а также все его близкие верят в Святую Троицу, а потому стремятся, чтобы умерший попал к трем евангельским добродетелям.

Вы спросите, что это за добродетели? А все очень просто: это знакомые всем вера, надежда и любовь. Если при жизни человек не мог обрести этого, то после смерти у него есть возможность, наконец, встретиться со всеми тремя.

Душа после смерти человека в православии

Также с третьим днем связывают то, что человек на протяжении жизни совершает какие-то действия и имеет свои определенные мысли. Все это выражается при помощи трех составляющих: разума, воли и чувства. Вспомните, что на похоронах мы просим о том, чтобы Бог отпустил умершему все его грехи, которые совершались помышлением, делом и словом.

Есть также мнение о том, что третий день выбран потому, что в этот день в молитве собираются тех, кто не отрицает памятство тридневного Воскресения Христова.

Девять дней после смерти

Следующий день, в который принято поминать усопших, — девятый. Свт. Симеон Солунский говорит о том, что этот день связан с девятью ангельскими чинами. Усопший близкий мог бы быть причислен к этим чинам в качестве нематериального духа.

А вот Святой Паисий Святогорец напоминает о том, что дни поминовения существуют для того, чтобы мы молились о своих умерших близких. Смерть грешника он приводит в качестве сравнения с отрезвевшим человеком.

Он говорит о том, что, живя на земле, люди совершают грехи, подобно пьяным, они просто не понимают того, что делают. Но, когда они попадают на небо, то словно отрезвляются и, наконец, понимают, что же было совершено при жизни. А помочь им можем именно мы, своей молитвой.

Таким образом мы можем спасти их от наказания и обеспечить нормальное существование в мире ином.

Сорок дней после смерти

Еще один день, когда принято совершать поминовение ушедшего близкого. В церковной традиции этот день появился для «вознесения Спасителя». Вознесение это произошло как раз на сороковой день после его Воскресения.

Также упоминание об этом дне можно найти в «Апостольских постановлениях». Здесь также рекомендуется поминать усопшего на третий, девятый и сороковой день после его смерти.

На сороковой день израильский народ поминал Моисея и так гласит древний обычай.

Разлучить любящих друг друга людей не может ничего, даже смерть. На сороковой день принято молиться о близких, любимых людях, просить Бога, чтобы он простил близкому нашему все его грехи, совершенные при жизни, и подарить ему рай. Именно эта молитва прокладывает некий мост между миром живых и мертвых и позволяет нам «связаться» со своими любимыми.

Наверняка многие слышали о существовании сорокоуста – это Божественная литургия, которая заключается в том, что усопшего поминают ежедневно на протяжении сорока дней.

Это время имеет большое значение не только для души усопшего, но и для его близких. В это время они должны смириться с мыслью о том, что любимого и близкого человека больше нет рядом и отпустить его.

С момента его смерти его судьба должна находиться в руках Бога.

Уход души после смерти

Наверное, еще не скоро люди получат ответ на вопрос о том, куда попадает душа после смерти. Ведь она не прекращает жить, но находится уже в ином состоянии. Да и как можно указать на то место, которого не существует в нашем мире.

Однако можно дать ответ на вопрос относительно того, к кому отправится душа умершего человека.

Церковь утверждает, что она попадает к самому Господу и Его святым, там же она встречается со всеми близкими и родными, которые были любимы при жизни и ушли раньше.

Душа после смерти человека в православии

Местонахождения души после смерти

Как уже говорилось, после смерти человека его душа попадает к Господу. Он решает, куда отправить ее до того момента, как она отправится на Страшный суд. Итак, душа попадает в Рай или в Ад.

Церковь говорит, что Бог принимает это решение самостоятельно и выбирает место пребывания души в зависимости от того, что она выбирала чаще при жизни: тьму или свет, добрые дела или греховные.

Рай и Ад сложно назвать какими-то определенными местами, куда приходят души, скорее, это некое состояние души, когда она находится в согласии с Отцом или же, наоборот, выступает против Него. Также у христиан есть мнение относительно того, что прежде чем предстать пред страшным судом, мертвые воскрешаются Богом и душа воссоединяется с телом.

Мытарства души после смерти

Пока душа идет к Господу, ее сопровождают различные мытарства и испытания. Мытарства, по мнению церкви, — это обличение злыми духами тех или иных согрешений, которым предавался человек при жизни.

Вдумайтесь, слово «мытарства» явно имеет соприкосновения с давним словом «мытня». На мытне раньше собирали налоги и платили штрафы.

Что касается мытарств души, то здесь вместо налогов и штрафов берутся добродетели души, а также в качестве платы необходимы молитвы близких, которые они совершают в поминальные дни, о которых говорилось ранее.

Но не стоит называть мытарства платой Господу за все то, что человек совершал при жизни.

Лучше это назвать признанием души того, что ее отягощало при жизни человека, того, чего он не мог почувствовать по каким-либо причинам. Каждый человек имеет возможность избежать этих мытарства.

Об этом гласят строки из Евангелия. Там говорится о том, что нужно лишь верить в Бога, слушать Его слово и тогда Страшного суда удастся избежать.

Жизнь после смерти

Следует запомнить одну лишь мысль, что для Бога мертвых не существует. В одинаковом положении у Него находятся те, кто живет земной жизнью и те, кто живет загробной. Однако есть и одно «но».

Жизнь души после смерти, а точнее, место ее нахождения, зависит от того, как человек проживет свою жизнь земную, насколько грешен он будет, с какими помыслами пройдет свой путь.

У души тоже есть своя судьба, посмертная, вот она то и зависит от того, какие отношения сложатся у человека с Богом при жизни.

Страшный суд

В учениях церкви говорится о том, что после смерти человека душа попадает на некий частный суд, откуда отправляется в рай или ад, а там уже ожидает Страшного суда. После него все мертвые воскресают и возвращаются в тела.

Очень важно, чтобы в тот самый период между этими двумя судами близкие не забывали о молитвах об усопшем, об обращениях к Господу о помиловании его, прощении ему его грехов.

Также следует совершать различные добрые дела в его воспоминание, поминать во время Божественной литургии.

Душа после смерти человека в православии

Дни поминок

«Поминки» — это слово известно каждому, но каждый ли знает его точное значение. Следует обратить внимание, что эти дни нужны для молитвы об усопшем близком человеке.

Родственники должны просить Господа о прощении и помиловании, просить о том, чтобы Он даровал ему Царствие небесное и даровал жизнь подле Себя.

Как уже говорилось, особенно эта молитва важна в третий, девятый и сороковой дни, которые считаются особыми.

Каждый христианин, который потерял близкого человека, в эти дни должен являться в церковь на молитву, также следует просить церковь о том, чтобы она молилась вместе с ним, можно заказать заупокойное богослужение.

Кроме этого, на девятый и сороковой день нужно посетить кладбище и организовать поминальную трапезу для всех близких людей. Также к особым дням для поминовения молитвой относится первая годовщина после смерти человека.

Последующие также имеют значение, но уже не такое сильное, как первая.

Святые отцы говорят о том, что одной только молитвы в определенный день недостаточно. Родственникам, оставшимся в мире земном, следует вершить добрые дела, во славу усопшего. Это считается проявлением любви к ушедшему.

Путь после жизни

Не стоит относиться к понятию «путь» души к Господу, как к некой дороге, по которой движется душа. Земным людям сложно познать загробную жизнь.

Один греческий автор утверждает, что наш ум не способен познать вечности, даже если он будет всесильным и всеведущим. Это связано с тем, что природа наш разум, по своей природе, ограничен.

Мы устанавливаем определенный предел во времени, устанавливая себе конец. Однако всем нам известно, что в вечности нет конца.

Душа после смерти человека в православии

Застряли между мирами

Иногда происходит так, что в доме происходят необъяснимые вещи: вода начинает идти из закрытого крана, сама собой открывается дверь шкафа, падает какая-нибудь вещь с полки и многое другое. Большинство людей такие события довольно сильно пугают. Кто-то скорее бежит в церковь, кто-то вообще вызывает священника домой, а некоторые вовсе не обращают на происходящее внимания.

Скорее всего, это умершие родственники пытаются выйти на связь со своими родными. Здесь можно говорить о том, что душа покойного в доме и хочет что-то сказать своим близким. Но прежде чем выяснять, зачем она пришла, следует узнать, что же происходит с ней в потустороннем мире.

Чаще всего такие визиты наносят души, которые застряли между этим миром и потусторонним. Некоторые души вообще не понимают где находятся и куда им стоит двигаться дальше. Такая душа стремиться вернуться в свое физическое тело, но сделать это уже не может, поэтому «зависает» между двумя мирами.

Такая душа продолжает все осознавать, мыслить, она видит и слышит живых людей, но вот они ее увидеть уже не могут. Такие души принято называть привидениями, или призраками.

Сложно сказать о том, сколько такая душа будет пребывать в этом мире. Это может продлиться несколько дней, а может затянуться не на один век. Чаще всего призраки нуждаются в помощи.

Им нужно помочь добраться до Творца и, наконец, обрести покой.

Души умерших приходят к родным во сне

Это нередкое явление, пожалуй, одно из самых распространенных. Часто можно услышать о том, что к кому-то душа пришла прощаться во сне. Такие явления в отдельных случаях имеют разное значение.

Подобные встречи радуют не всех, а точнее сказать, подавляющее большинство сновидцев пугают. Другие же вообще не обращают внимания на то, кто и при каких обстоятельствах им снится.

Читайте также:  Житие чудотворца митрофана воронежского по святой молитве и просьбе помогающего всем

Давайте же выясним, о чем могут рассказать сны, в которых души умерших видят родных, и наоборот. Толкования обычно такие:

  • Сон может быть предупреждением о приближении каких-то событий в жизни.
  • Возможно, душа приходит просить прощения за все то, что было совершено при жизни.
  • Во сне душа умершего родного человека может рассказать о том, как он там «устроился».
  • Через сновидца, к которому душа явилась, она может передать послание другому человеку.
  • Душа умершего человека может просить своих родственников и близких о помощи, являясь во сне.

Это не все причины, по которым умершие приходят к живым. Более точно определить значение такого сна может только сам сновидец.

Совсем неважно, как душа умершего прощается с родными, когда уходит из тела, важно то, что она пытается что-то сказать, чего не было сказано при жизни, или же помочь. Ведь каждый знает, что душа не погибает, а наблюдает за нами и пытается всячески помогать и оберегать.

Странные звонки

Сложно однозначно ответить на вопрос о том, помнит ли душа умершего своих родных, однако по происходящим событиям можно предположить, что помнит. Ведь многие видят эти знаки, чувствуют присутствие близкого человека рядом, видят сны с его участием.

Но это далеко не все. Некоторые души пытаются связаться со своими родными посредством телефонной связи. Люди могут получать сообщения с неизвестных номеров со странным содержанием, принимать звонки.

Но если попытаться перезвонить на эти номера, то оказывается, что их вовсе не существует.

Обычно такие сообщения и звонки сопровождаются странным шумом и другими звуками. Именно треск и шум является некой связью между мирами. Это может быть одним из ответов на вопрос о том, как душа умершего прощается с родными и близкими людьми. Ведь звонки поступают лишь в первые дни после смерти, потом все реже, а после и вовсе пропадают.

Душа после смерти человека в православии

Души могут «звонить» по разным причинам, возможно, душа умершего прощается с родными, хочет что-то сообщить или о чем-то предупредить. Не стоит бояться этих звонков и игнорировать их. Наоборот, попытайтесь понять их смысл, возможно, они смогут помочь вам, а может быть, кто-то нуждается в вашей помощи. Умершие не станут звонить просто так, с целью развлечения.

Отражение в зеркале

Как прощается душа умершего человека с близкими через зеркала? Все очень просто. Некоторым людям умершие родственники являются в зеркалах, экранах телевизоров и мониторах компьютеров.

Это один из способов попрощаться со своими любимыми людьми, увидеть их в последний раз. Наверняка не зря именно зеркала часто используются для различных гаданий.

Ведь они считаются коридором между нашим миром и потусторонним.

Душа после смерти человека в православии

Кроме зеркала, умершего также можно увидеть в воде. Это тоже довольно распространенное явление.

Тактильные ощущения

Это явление тоже можно назвать распространенным и вполне реальным. мы можем чувствовать присутствие умершего родственника через ветерок, проходящий рядом или некое прикосновение. Кто-то просто ощущает его присутствие без какого-либо контакта.

Многие в моменты сильной печали ощущают, что их кто-то обнимает, пытается прижать к себе в тот момент, когда рядом никого нет.

Это душа родного человека приходит успокоить своего любимого или родного, который находится в непростой ситуации и нуждается в помощи.

Заключение

Как видим, есть множество способов того, как душа умершего прощается с родными. Кто-то верит во все эти тонкости, многие побаиваются, а некоторые вовсе отрицают существование подобных явлений.

Точно ответить на вопрос о том, сколько душа умершего находится с родными и каким образом она с ними прощается, нельзя. Здесь многое зависит от нашей веры и желания еще хоть разок встретиться с любимым человеком, который ушел из жизни.

В любом случае нельзя забывать об умерших, в дни поминовения нужно молиться, просить Бога о прощении для них. Также помните, что души умерших видят родных и всегда о них заботятся.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1553748940708382955/kak-dusha-umershego-proschaetsya-s-rodnymi-kogda-uhodit-iz-tela/

Мытарства души после смерти: что происходит после смерти

Загробная жизнь и ее неопределенность — это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека — бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Душа после смерти человека в православииДуша после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни — ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Читайте о загробной жизни в православии:

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей — это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни — ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело.

Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно.

 Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной, и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» — постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Душа после смерти человека в православииСмерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий — это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый — еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой — это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.

Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких — они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно — переход духа человеческого от одного состояния к другому — от мирского тела к вечному духу.

Душа после смерти человека в православииТолько Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания — небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю.

 Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки.

Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда — индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира.

Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» — места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Душа после смерти человека в православииИкона Мытарства блаженной Феодоры

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово — оно может исцелить или убить, оно — начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая — грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман — любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие — это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство — любой поступок, следствие которого — присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость — это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть — зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев — они разрушают душу;
  • убийство — как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание — обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние — это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.

Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Читайте о молитве за усопших:

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь — это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном.

К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Что такое мытарства? Протоиерей Владимир Головин

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/mytarstva-dushi-posle-smerti.html

9 вопросов о смерти — Православный журнал "Фома"

 Все мы обязательно умрем, раньше или позже. Это, пожалуй, единственное, что уравнивает абсолютно всех людей, живущих на Земле, независимо от их национальности, социального положения и материального достатка.

Но что же происходит после смерти с душой человека? Рассказать о православном понимании этого непростого и важного вопроса мы попросили профессора Московской духовной академии А. И. Осипова.Душа после смерти человека в православии

Что такое смерть?

О, если бы кто мог ответить на это! Помню еще с детства, у нас дома над дверью в комнату висела картина «Сего никто не избежит», на которой была изображена она, костлявая с косой. Это было и интересно, и страшновато. Но уже тогда этот незамысловатый сюжет закладывал в подсознание ребенка важнейшие для человека вопросы: что такое смерть, зачем я живу?

Читайте также:  Молитва пресвятой богородице о любви

Как христианство отвечает на них? Оно говорит о двухсоставности человека. Важнейшей его частью, тонко материальной, как об этом пишут наши святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (признавший это в конце жизни), является душа, имеющая три уровня.

Высший уровень, присущий только человеку — дух (или ум), носитель самосознания, личности. Он бессмертен.

Другие два уровня — чувствующий и растительно-питающий — общие с животным и растительным миром и часто вместе с телом именуемые плотью, или душевным телом, как писал апостол Павел: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор 15:42—44). Это душевное тело, или плоть, умирает и разлагается вместе с телом биологическим.

Смерть есть разрыв между духом и плотью, или проще — между душой и телом. И только вера в бессмертие дает полноценный ответ на вопрос: зачем я живу? Достоевский особенно подчеркивал значение для человека веры в бессмертие: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле».

2. Что происходит с душой человека в первые сорок дней после смерти?

По смерти плоти душа человека переходит в мир вечности. Но категория вечности неопределима в понятиях времени, она относится к тем простым вещам, о которых еще древнегреческий философ Платон писал, что «простые вещи не поддаются определению».

Поэтому на данный вопрос церковная традиция вынуждена отвечать на языке применительно к нашему сознанию, погруженному в поток времени. В церковном предании есть интересный ответ ангела прп. Макарию Александрийскому (IV в.) о происходящем с душой в эти дни: «… в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет..

, как птица, ища гнезда себе… В третий же день… вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих.

После повелевается от Него показать душе… красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней… По рассмотрении… она опять возносится ангелами на поклонение Богу.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим различным местам мук душа носится тридцать дней… В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

В эти дни душа как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.

3. Мытарства — что это такое, и почему они так называются?

Слово «мытня» означает место, где взималась пошлина, брались налоги, штрафы. На церковном языке словом «мытарство» выражается производимое с девятого по сороковой день по кончине человека своего рода следствие по делу его земной жизни.

Мытарств обычно называют двадцать. Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов.

В житии, например, преподобного Василия Нового блаженная Феодора рассказывает о них в следующем порядке: 1) празднословие и сквернословие, 2) ложь, 3) осуждение и клевета, 4) объядение и пьянство, 5) леность, 6) воровство, 7) сребролюбие и скупость, 8) лихоимство (взяточничество, лесть), 9) неправда и тщеславие, 10) зависть, 11) гордость, 12) гнев, 13) злопамятство, 14) разбойничество (избиения, ударения, драки…), 15) колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания…), 16) блуд, 17) прелюбодеяние, 18) содомство, 19) идолослужение и ересь, 20) немилосердие, жестокосердие.

Все эти мытарства описываются в житии в ярких образах и выражениях, которые нередко принимаются за саму действительность, порождая искаженные представления не только о мытарствах, но и о рае и аде, о духовной жизни и спасении, о Самом Боге.

Потому схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания».

А иеромонах Серафим (Роуз) объясняет: «Всем, кроме детей, ясно, что понятие «мытарства» нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти… Но сами рассказы — это не «аллегории» и не «басни», а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке… В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни «восточной астрологии», ни «чистилища».

О причине столь неадекватного описания того мира свт. Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает: «…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”.

Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными».

Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров): «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим.

Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там.

Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать… душа сама бросается в ад».

Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю — Лк 23:43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых.

И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена».

Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24).

4. Зачем нужно молиться за умерших?

Апостол Павел написал удивительные слова: вы — тело Христово, а порознь — члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12:27, 26).

Все верующие, оказывается, составляют один живой организм, а не мешок гороха, в котором горошины толкаются между собой, да еще больно ударяют друг друга. Христиане — клетки (живые, полуживые, полумертвые) в Теле Христовом. И все человечество — одно тело.

Но как на всем организме и на любой его клеточке отзывается каждое изменение состояния отдельного органа или клетки, так и в человеческом обществе. Это универсальный закон нашего бытия, который открывает завесу и над тайной молитв за умерших.

Молитва по своему действию есть дверь для вхождения в душу благодати Христовой. Поэтому молитва, совершаемая с вниманием и благоговением (а не бессмысленным ее вычитыванием), очищая самого молящегося, оказывает исцеляющее действие и на усопшего.

Но одна внешняя форма поминовения, даже богослужебная, без молитвы самого молящегося, без его жизни по заповедям, является не более, как самообманом, и оставляет усопшего без помощи. Святитель Феофан откровенно писал об этом: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет.

То же и проскомидия, то же и обедня… Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?!»

Молитва особенно действенна, когда она сопрягается с подвигом. Господь ученикам, не сумевшим изгнать беса, ответил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф 17:21).

Этим Он указал на духовный закон, по которому освобождение человека от рабства страстям и демонам требует не только молитвы, но и поста, то есть подвига и тела, и души.

Святой Исаак Сирин писал об этом: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души».

То есть действенность молитвы за усопшего прямо обусловлена степенью жертвенности и борьбы со своими грехами самого молящегося, степенью чистоты его клеточки. Такая молитва способна спасти любимого человека. Ради этого, чтобы изменить посмертное состояние человека, она и совершается Церковью с самого начала своего существования!

5. Что такое — Божий суд, можно ли на нем оправдаться?

Вы спрашиваете о Последнем суде, который часто называется Страшным?

Это последний акт в истории человечества, открывающий начало его вечной жизни. Он последует за всеобщим воскресением, в котором произойдет восстановление всей духовно-телесной природы человека, в том числе и полноты воли, а, следовательно, ивозможности окончательного самоопределения человека — быть ему с Богом или навсегда уйти от Него. По этой причине Последний суд именуется Страшным.

Но Христос на этом суде не окажется греческой Фемидой — богиней правосудия с завязанными глазами. Напротив, перед каждым человеком во всей силе и очевидности откроется нравственное величие Его крестного подвига, Его неизменная любовь.

Поэтому, имея печальный опыт земной жизни и ее «счастья» без Бога, опыт «экзаменов» на мытарствах, трудно предположить, чтобы всё это не тронуло, точнее, не потрясло сердец воскресших людей и не определило положительного выбора падшего человечества.

В этом, по крайней мере, были убеждены многие Отцы Церкви: Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Амфилохий Иконийский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин и другие.

Они писали о том же, что слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Эта мысль повторяется во множестве богослужебных тестов Православной Церкви.

Но, возможно, найдутся и такие, ожесточение которых станет сущностью их духа, и тьма ада — атмосферой их жизни. Бог не нарушит и их свободы.

Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, находится «в глубине сердца человеческого».

Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не смог выйти.

Об этом я достаточно подробно пишу в своей книге «Из времени в вечность: посмертная жизнь души».

6. Что такое рай, в котором будут спасшиеся?

А что ответили бы вы на вопрос: что такое семимерное пространство? Пикассо, например, попытался нарисовать скрипку в четырехмерном пространстве и получилась абракадабра. Так и все попытки изображения рая (и ада) всегда будут такой же скрипкой Пикассо.

О рае лишь одно подлинно известно: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Но это самая общая характеристика рая в передаче нашего трехмерного языка.

А по существу все его описания являются лишь самыми слабыми изображениями вещей небесных.

Можно лишь добавить, что скучно там не будет. Как влюбленные могут бесконечно общаться друг с другом, так в неизмеримо большей степени спасенные в раю будут пребывать в вечной радости, наслаждении, счастье. Ибо Бог есть Любовь!

7. Что такое ад, в который попадают погибшие?

Слава Богу, я его пока не знаю и знать не хочу, ибо на библейском языке знание означает единение с познаваемым. Но слышал, что в аду очень плохо, и что он тоже находится «в глубине сердца человеческого», если в нем нет рая.

С адом связан серьезный вопрос: конечны или бесконечны адские мучения? Сложность его заключается не только в том, что тот мир закрыт от нас непроницаемой завесой, но и в невозможности выразить нашим языком понятие вечности. Знаем, конечно, что вечность это не бесконечная продолжительность времени. Но как это понять?

Проблема усложняется еще тем, что Священное Писание, святые Отцы, литургические тексты говорят как о вечности, так и конечности мучений нераскаянных грешников. При этом Церковь на своих соборах никогда не осудила ни одного из Отцов ни той, ни другой точки зрения. Тем самым она оставила этот вопрос открытым, указав на его тайну.

Поэтому прав был Бердяев, когда сказал, что проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации».

Конечно, трудно не обратить внимание на мысль святого Исаака Сирина:

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там — такой человек думает невыразимо богохульно о Боге… Такой … клевещет на Него». Но он же и предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

Но одно бесспорно. Поскольку Бог есть любовь и премудрость, то очевидно, что для каждого человека вечность будет соответствовать его духовному состоянию, его свободному самоопределению, то есть будет для него наилучшей.

8. Может ли измениться посмертная участь человека?

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то Церковь не призывала бы с самого начала своего существования молиться за усопших.

9. Что такое — всеобщее воскресение?

Это воскресение всего человечества к вечной жизни. В последовании утрени Страстной Пятницы слышим: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим». Учение об этом является главнейшим в христианской религии, ибо только оно оправдывает смысл жизни человека и всей его деятельности.

Апостол Павел даже так пишет: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:13—14, 19).

Он сообщает и о том, как оно произойдет: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор 15:52).

А вот что пишет в своих знаменитых «Словах подвижнических» о силе воскресения святой Исаак Сирин: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего.

Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?… Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость — воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости — привести нас в бытие, когда мы не существовали».

Читайте также:  Как, где и когда освящать нательный крестик в домашних условиях?

Источник: https://foma.ru/zhizn-posle-smerti.html

Что происходит с душой после смерти — православный взгляд | Православиум

Рубрика: Мир иной

Тема смерти и «иной» жизни непопулярна в современном обществе и редко обсуждается публично за пределами Церкви. Но чем старше и более сознательной становится личность, тем больше она нуждается в ответах на различные вопросы о посмертном существовании. Например, учение христианства о загробной жизни, что происходит с душой после смерти.

Согласно православному вероучению, каждый человек имеет душу – нематериальную и бессмертную духовную сущность. Она сотворена Богом и дана человеку в момент его зарождения в материнской утробе.

Человек – это задуманный Богом таинственный союз души и тела. Святитель Григорий Нисский сравнивал душу с зеркалом, которое в чистом состоянии может отражать Божественный образ.

Что происходит с душой, погрязшей в грехах? Она больше не может являть образ Бога и превращается в подобие беса по своему состоянию.

Душа после смерти человека в православииПравославные надгробные кресты

Физическая смерть в Православии – это не тупик, а рождение в новую жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в “Слове о смерти” писал:

“Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной, временной, жизни в вечность”.

После смерти тела душа продолжает существовать в духовном мире. Праведные души пребывают с Богом, а грешные находятся под властью темных сил.

Спасение души, то есть очищение её от греха, подготовка к переходу в новую жизнь, – это смысл христианской жизни.

Взгляд на смерть как на великий переход в новую жизнь отражен в церковной традиции основного поминовения святых именно в день их кончины, а не земного рождения.

Что происходит с душой после смерти

Согласно Церковному Преданию, в течение первых трёх дней душа после смерти свободна. Она может пребывать возле мёртвого тела или посещать дорогие ей земные места. С третьего по девятый день душа созерцает райскую обитель, прикасается к радости вечной жизни с Богом.

С девятого по сороковой день душе показывается посмертная жизнь вдали от Бога – адские мучения. Между этими промежутками душа предстаёт перед Богом. На сороковой день душа вновь поклоняется Богу и происходит предварительный частный суд.

На нем определяется место пребывания души до всеобщего Страшного суда.

То, куда попадает душа после смерти, зависит от духовного состояния, в котором она вошла в загробную жизнь. Один из этапов частного суда — прохождение души через мытарства (испытания).

Источником церковного учения о мытарствах являются откровения Святых Отцов. Впервые об испытаниях говорится в “Житии преподобного Василия Нового” 5 века.

Мытарства показывают, насколько различные страсти укоренились в душе.

Всего мытарств двадцать. Каждое соответствует одной из основных греховных страстей: гордыне, чревоугодию, блуду и так далее. Чем больше у души страстей и чем они сильнее, тем сложнее ангелам защитить её от демонов. Праведные души, ещё в земной жизни соединившиеся со Христом, проходят мытарства быстро и беспрепятственно. Бесы не имеют никакой власти над ними.

Свобода выбора дана нам лишь в земной жизни. Душа способна покаяться, лишь когда находиться в теле. После разлучения с телом она, в зависимости от своего состояния, соединяется либо с Богом, либо с тёмными духами.

Преподобный Исаак Сирин в «Словах подвижнических» излагает мысль, что грешники даже после смерти не лишаются Божественной любви. Однако эта любовь причиняет им страдания.

Ведь грешник при жизни не научился воспринимать её и идти навстречу Богу.

Поэтому для праведника быть с Богом – это утешение и радость, а для грешника – невыносимая мука. Следовательно, в раю ему будет ещё мучительнее, чем в аду. Поэтому ад нередко рассматривается как место особой милости Бога к грешникам.

Путь души после смерти

То, что происходит с душой после смерти – это закономерный итог её земной жизни. Однако частный суд над душой не является окончательным. Святитель Феофан Затворник в своём труде “Болезнь и смерть” писал:

“По смерти бывает частный суд, на котором определяется участь грешников… Но окончательное решение их участи последует на всеобщем Страшном Суде”.

Христиане ожидают Великого Второго Пришествия Христа и последнего всеобщего Страшного Суда над всеми жившими когда-либо людьми.

Произойдет воскресение всех мёртвых, и души вернутся в свои воскресшие тела, чтобы окончательно войти в вечность: либо с Богом, либо без Него. Восстановление человека и преображение мира после конца времён называют апокатастасисом.

Также этим термином именуют учение о конечности адских мук и всеобщем спасении людей, в том числе абсолютно всех грешников. Однако это учение не принято Православной Церковью.

Так как душа в загробном мире уже не способна ни на что влиять, помочь ей может только молитвенная забота живых людей. Она не только облегчит нынешнюю участь усопшего, но и может послужить оправданию его души на грядущем Страшном суде. Некоторые грешники всё же будут помилованы по молитвам их близких и по великому милосердию Божьему.

Итак, православному христианину не стоит подчиняться страху смерти и мытарств. Необходимо заранее позаботиться о жизни души после смерти тела, о спасении путём покаяния и совершения добрых дел.

Также следует помнить о наших усопших близких и поминать их как дома, так и в церкви, давать милостыню для спасения их душ.

Для праведного человека смерть – это не печаль и скорбь, а радость рождения в вечную жизнь во Христе.

“Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек” (Ин. 11: 25-26).

Источник: https://pravoslavium.ru/chto-proisxodit-s-dushoj-posle-smerti-pravoslavnyj-vzglyad/

Что происходит с душой человека после смерти по дням?

Рано или поздно человек прощается с мирской жизнью и уходит в мир иной на вечное служение Господу.

На земле остаются те, кто скорбит о нём, помнит и хочет верить, что душа близкого обретёт вечную благодать.

Но куда уходит душа после смерти человека, что делает душа после смерти? Ответы на эти вопросы помогут родным пережить тяжёлую утрату, а душе ушедшего – обрести верный путь к Великому Создателю.

Три дня после смерти

Часто можно встретить вопросы о том, когда душа покидает тело после смерти, на какой день. Она покидает свою телесную оболочку в первые дни после ухода душа человека и остаётся свободной в своих дальнейших действиях и перемещениях.Как правило, душа старается находиться рядом со своим телом, со своими близкими или в местах, где при жизни была очень счастлива.

И только на 3-й день, когда в большинстве случаев проводится обряд погребения и первое поминовение, она отправляется к Всевышнему для “знакомства” и проведения Верховного Суда.

В этот день родственники заказывают в храме поминальную службу, так как перед поклонение Богу душа проходит мытарства и очищается. Данный этап является достаточно сложным и важным для неё, ведь именно он определяет всё её дальнейшую судьбу. И здесь поддержка родных людей молитвами и добрыми словами – самая истинная и правдивая.

Также третий день имеет и прямое духовное отношение к Воскресению Христа и есть символом веры умершего и его близких в Святую Троицу, стремление к трём главным добродетелям:

Кроме этого, человек проявляет себя в словах, мыслях и делах. Поэтому панихиде третьего дня просят Господа отпустить грехи, совершённые усопшим при жизни каким-либо способом.

Шесть дней после смерти

Мытарства души после смерти в православии, происходящие с самого первого дня смерти человека, – это его путь к Богу, и он зависит как от него, так и от людей, любивших его при жизни. Их помощь неоспорима, она даёт силы для прохождения всех сложностей и становится важной частью его представления перед Богом.

Так, с третьего по 6 день после ухода душа попадает в рай, где знакомится с тамошними законами и правилами, далее – отправляется в ад, где и начинаются её мытарства. В православии их насчитывается двадцать: каждый из них разбирается индивидуально и по всей строгости.

Таким образом она просит прощения и кается за свои земные грехи. Примечательным остается и тот факт, что во время земной жизни у неё есть возможность сделать это, покаявшись от чистого сердца.

В загробном же мире такой возможности больше не будет.

И если во время исповеди человек может скрыть какие-либо свои грехи и пороки, свои пороки, то здесь этого права он не имеет вовсе, ибо предстаёт перед Создателем таким, каким есть на самом деле – со всеми стремлениями и тайнами.

20 мытарств души после смерти:

  • греховные слова(пустословие);
  • ложь во всех проявлениях;
  • клевета (осуждение, насмешки);
  • чревоугодие (пьянство, пресыщение);
  • лень (тунеядство, небрежение);
  • воровство;
  • скупость;
  • лихвы (присвоение чужого);
  • неправда (по отношению к другим людям, их словам, действиям);
  • зависть;
  • гордость (тщеславие, самомнение);
  • ярость, гнев;
  • злопамятность;
  • убийство (один из самых страшных грехов);
  • волхвования (чародейство, “общение” с бесами и нечистой силы);
  • всё блудное;
  • прелюбодеяние;
  • содомское (противоестественные грехи);
  • ереси (ложное повествование о мудром, сомнение в истинности веры);
  • отсутствие милосердия, жестокость.

После прохождения пути мытарств душа готовится увидеть весь тот духовный мир, в котором ей предстоит остаться навсегда и стать его вечной частью. А к этому с самого рождения стремиться каждый, кто верует.

Душа на 9 и 40 день

Следующим важным днём поминовения в церковной традиции является девятый. Он напоминает о девяти ангельских чинах, сопровождающих и защищающих усопшего на Суде Божьем.

В этот день родные и близкие с большей силой возносят молитвы Господу, поминают его добрыми словами и молятся о спасении его души. В таких случаях организовываются поминальные мероприятия в храме и дома в окружении самых близких людей.

40 дней после смерти – завершающий этап ухода души в мир иной. Тогда же совершается особое поминовение по усопшему – великой молитвой с любовью и благоговением.

С пониманием этого связана традиция прошения церкви о сорокоусте – ежедневном поминовении за Божественной Литургией.

Это время, когда близкие должны постараться примириться с вечной разлукой и передать судьбу родного человека в руки Бога.

После того душа человека во второй раз предстанет Великим Судом, на котором и решиться окончательная судьба истинного христианина. И поэтому в 40-й день родственники вновь молятся о душе покойного, прося Всевышнего принять его смиренную душу в Рай.

Таким есть православное видение дальнейшей жизни после смерти. Данные даты имеют большое историческое и религиозное значение для православного человека, ибо рай, прощение, честное служение Богу и вечная жизнь – то, к чему идёт и стремиться каждый верующий.

Через год

Нередко интересует многих вопрос о том,что происходит с душой через год после смерти.Этот этап также важен для загробной жизни безвременно ушедшего, он является показателем того, как человек жил и каким ушёл в мир вечности.

Смерть – это достойное завершение жизни. И годовщина – верный показатель тому. Для этого годовщину смерти отмечают в храме с присутствием родным и близких на Литургии или заранее заказанной литии. После родственники отправляются на кладбище, где совершают гражданскую панихиду или чтение 17 кафизмы. После:

  • готовят трапезу,
  • вспоминают покойного,
  • проводят уборку на могиле.

Но строго не рекомендуется распивать при этом алкоголь и производить другие неоправданные действия.

При этом часто родные именно в это время могут приходить к близким во снах и образах, рассказывать о своей тамошней жизни и о том, встречаются ли души родственников после смерти. Такое духовное открытие позволяет им с новой силой поверить в вечную жизнь и благодать Всевышнего.Такие факты имеют частое подтверждение в книгах по православию, исторических сведениях, личных примерах.

Душа после смерти человека в православии – серьёзная и очень важная тема. Её нужно изучить и осознать, дабы познать великое блаженство, силу и веру Бога в жизни, сердце и душе каждого христианина. Это путь велик и труден, но он не имеет конца.

Поэтому отпускать своих родных в вечное “путешествие”следует честно и праведно, с добром и милостью, радостью и благодатью.

Их путь к вечной жизни есть залогом милосердной жизни близких и родных здесь, на земле, верой и надеждой, что помогают всегда оставаться Человеком душевно богатым и преданным Господу.

Господь всегда с Вами!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d80b26f3d873600ad670ed4/5dc63ac90d78616983a834f3

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector