Что это такое епитимья на кого она накладывается за какой грех епитимья в православии и других религиях

grehi-k-ispovedi

Смотрите также

  • Еще раз про исповедьЯ всегда исповедовалась по книжечке — выписывала себе «список грехов» на листочек, попервой подходила на исповедь и просто протягивала его батюшке. Потом решила, что это не очень честно, наверное. Для первых разов подходит, но потом…
  • Исповедь врача: улыбнуло))Статейка с одного из сайтов, афффтор не известен:-) «Сегодня, уважаемые виртуатели, мы поговорим о пациентках. Вернее, о роженицах, потому что, кроме них, ко мне никто не приходит. Пожалейте меня. Ко мне приходит много рожениц. Некоторые из них приходят…
  • Еще раз про исповедь)Подскажите, пожалуйста, как вы исповедуетесь? Своими словами или конкретно называя грех ( например: согрешила: гордостью, неблагодарностью, не почитанием родителей и тд.). Записываете ли Вы свои грехи и читаете по бумажке или говорите по памяти? Я…
  • Где-то было, но очень нравится. Исповедь гинеколога)Мой светлый вагинальный путь   Сегодня, уважаемые виртуатели, мы поговорим о пациентках. Вернее, о роженицах, потому что, кроме них, ко мне никто не приходит.   Ко мне приходит много рожениц. Некоторые из них приходят делать…
  • Исповедь…Готовлюсь. Нашла в интернете список около 500 грехов. Многое там повторяется конечно. Но очень много про меня. Допустим 250 пунктов (за мои 26 лет это первая исповедь). Многое конечно удивляет — использование душистого мыла, румян,…
  • Исповедь гинекологаМой светлый вагинальный путьСегодня, уважаемые виртуатели, мы поговорим о пациентках. Вернее, о роженицах, потому что, кроме них, ко мне никто не приходит.Ко мне приходит много рожениц. Некоторые из них приходят делать то, для чего они…
  • Таинство Исповеди (Покаяния)Под катом- ответы на часто задаваемые вопросы о Таинстве Исповеди (Покаяния) Что собой представляет Таинство Исповеди? Исповедь (Таинство покаяния) – одно из таинств Православной Церкви, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо…
  • Исповедь мамы.простите, если не туда запостила… нашла в интернете. Очень трудно быть взрослой и невозмутимо гнуть свою линию, когда окружающие тычут в вас с ребенком пальцами и рассказывают вам, как плохо ведет себя твой ребенок и как…
  • Вопрос про Исповедь.Всем доброго времени суток. начну с того что никогда на исповедовалась, стыдно , но врать не хочу грехов много и есть сташные. и я не знаю как то у меня не хватаеь силы на Исповедь,…

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/pravoslav/1705351

Что такое епитимья?

Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может наложить на тебя какую-то епитимью, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» — спрашивает читатель «Нескучного сада».<\p>

Текст: Кирилл МИЛОВИДОВ

Показания к применению

Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти. Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимия, с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание.

Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась. Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью.

«Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось его прошлое,— объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев. — Помните евангельский эпизод с мытарем Закхеем? Господь сказал ему: «…

Обратите внимание

сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Л к. 19:5). Мы­тарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом.

И вот понимая, как он облагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посетил его, а в мытаре родилось ответное чувство.

Потому что он посмотрел на свое прошлое — да, действительно, оно достойно осуждения. Действительно, с таким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и в нем естественно возникло святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епитимью, и он сам ее себе провозглашает.

Епитимья — это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и понимая свою неправду пред Ним, дополнительно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хочет дополнительно понести некое праведное воздаяние по своим делам».

Душа томится и страдает от нанесенной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение.

Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возникает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епитимью существует с древности, — объясняете Георгий.

— На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправляло его. Святые отцы говорили, что со вершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием.

То есть если ты был скупой — прояви милосердие, если не был целомудренным, то оставь прежний образ жизни и живи целомудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».

Особые указания

Так же как и обычное лекарство, лекарство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходимой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимью, должен «плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком», в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее.

Важно

Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состоянием кающегося, его духовник, — поясняет старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий Пашков. — Если незнакомый священник наложил на вас епитимью, то нужно рассказать о ней своему духовнику.

Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесообразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую очередь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату.

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и на­лево людям, которых видят первый раз в жизни, — это просто дикость», — считает батюшка.

Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поездку в монастырь и вернулся оттуда в унынии и растерянности. Он хотел причаститься, но исповедовавший иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью — 300 поклонов ежедневно.

У Ивана больное сердце, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться положить все 300, сердце просто не выдержит. Сам отец Димитрий дает иногда такую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.

С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недавно. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего греха? — говорит о. Георгий Бреев. — Ему нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он и как верит, нужно вы­работать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться.

И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик — «я хочу потрудиться». Некоторые, по прошествии десяти лет, вдруг говорят: «Я все-таки хочу пойти в монастырь поработать». Они созрели, они увидели. Это всегда очень радостно, и самому человеку на пользу.

А те, кто еще не приобщился к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о.

Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе».

Передозировка

«Понятие «я грешен» может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в падшую природу, — считает о. Георгий.

— Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое само­познание, рождается добродетель и отклик в душе: мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в состоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние.

Это, собственно, и есть конечная цель покаянных молитв и епитимий — привести человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина».

Но даже если человек сам ищет себе епитимьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, убежден отец Георгий. «Я таких «энтузиастов» обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять себя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное».

Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации врача, даже когда те ему не очень нравятся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить. Снять же ее может только сам духовник.

«Если епитимья вам не по силам, обсудите это с духовником, — говорит о. Георгий. — В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу.

Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником».

Совет

В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться.

В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века.

Они предусматривают в основном один вид воздействия — отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается.

Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.

Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен».

Читайте также:  Епитрахиль и поручи: описание, выкройка, значение в одеянии и где купить

На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник — каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой — различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей.

Обратите внимание

Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлуче­ния от причастия и появление новых форм епитимьи.

Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.

«В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, — говорит Альберт Бондач, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ. — Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи.

Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и отлучению от причастия на небольшой срок.

А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».

Нескучный сад № 1 (48) январь 2010 год

Источник: http://hramkgu.ru/publ/dushepoleznoe_chtenie/chto_takoe_epitimja/6-1-0-58

Епитимья — это что? За какие грехи могут наложить епитимью?

Духовное развитие 28 октября 2014

Епитимья – это способ врачевания, попытка исправления человека или Божественное наказание? В чем состоит цель епитимьи, и кто вправе ее наложить? Попробуем разобраться в этом.

Епитимья: что это?

Епитимья (в переводе с греческого «епитимион» – «наказание по закону») – это добровольное исполнение верующим человеком тех или иных исправительных действий. Это может быть длительный пост, продолжительная молитва, милостыня нуждающимся и т.д.

Наложить епитимью может духовник, она не несет за собой какого-либо усечения прав верующего. Она является духовным врачеванием, иными словами, это урок, назначаемый с целью избавления от греха, который зарождает стремление к подвигу во имя Бога.

Молитвы и добрые дела, которые назначаются в виде епитимьи, должны быть полностью противоположны совершенному греху. Невоздержанному человеку может быть назначен более длительный пост, тому, кто увлекается мирскими делами – частое хождение в храм, усиленные молитвы, подверженному страсти сребролюбия назначаются милосердные дела.

Епитимья – не наказание

По словам священнослужителей, епитимья – это особое послушание, способное излечить душу грешника, но не наказание. К сожалению, на сегодняшний день у нас не проводится единой епитимийной практики.

Многие священники либо не дают епитимью вообще, либо назначают слишком тяжелую, подчас непосильную для человека, что вместо созидания приводит к подавлению и разрушению человека как христианина. Не существует единого правила определения «размера» епитимьи.

Порой в церковь приходят люди, которые очень далеки от духовной жизни, однако они искренне каются в совершенных грехах и утверждают, что им жизненно необходима епитимья за прелюбодеяние либо за какое-то другое греховное деяние.

Игумен Нектарий утверждает, что неправильно было бы назначить такому человеку ежедневно читать Покаянный канон, ведь он не поймет в нем ни слова. Гораздо действеннее будет предложить ему самую простую епитимью, например ежедневные молитвы с поклонами дадут куда больший результат.

Видео по теме

Виды епитимьи

Так как епитимья – это переданная через священника воля Божья, то относиться к ней надо серьезно. В установленные временные рамки (обычно 40 дней) нужно выполнить все назначенное, по возможности придерживаясь твердого распорядка. Возможны такие виды епитимьи:

  • милостыня;
  • длительный пост;
  • чтение домашних молитв;
  • воздержание от исполнения супружеского долга;
  • поклоны во время богослужения и др.

Если кающийся по каким-либо причинам не может выполнить епитимью, он должен обратиться к наложившему ее священнику за советом, как лучше поступить в этом случае, получить его благословение. Если грех кающегося очень серьезный (убийство, измена супругу), то помимо основных правил дополнительно может назначаться запрет на причащение на определенный промежуток времени.

Епитимья за детоубийство

Аборт – это тяжелый грех, ответственность за который ложится на обоих супругов, особенно если они считают себя верующими и осознают всю тяжесть этого поступка. Епитимья за абортированных детей, как правило, посылается самим Господом.

Этот грех может быть прощен, если человек готов через всю жизнь смиренно понести наказание за свершенное действие. За это могут быть посланы проблемы с детьми, болезни или сложности в семейной жизни.

Человеку, понесшему епитимью, важно понимать, что все происходящее с ним послано за сделанные ранее аборты, все это нужно беспрекословно принимать, каяться, просить прощения у Бога и, конечно же, больше никогда в жизни не повторять подобного.

Сказать к слову, епитимья – это то, что может быть наложено лишь духовным наставником.

Ни один посторонний священник не сможет полностью вникнуть в ситуацию человека, как тот, который на протяжении длительного времени наблюдает за верующим, знает все тонкости его жизни.

Поэтому на исповедях в паломнических поездках не стоит просить у монаха назначения епитимьи, ведь при всем его духовном опыте и адекватности он не сможет полноценно вникнуть в сложившуюся ситуацию.

Грех блудодеяния

Седьмая заповедь слова Божьего гласит о запрете всякого прелюбодеяния, то есть любого нарушения супружеской верности и других незаконных, блудливых связей. Нельзя заранее с точностью сказать, какого вида епитимья может быть наложена, все зависит от конкретного случая, воли человека к искуплению греха и решения самого наставника.

Так какие же действия являются грехами против седьмой заповеди? Это интимные отношения между мужчинами и женщинами, не состоящими в законном союзе, одобренном церковью.

Епитимья за блуд может быть наложена с отлучением от причастия сроком на 7 лет.

Прелюбодеяние (измена законному мужу или супруге), разврат, гомосексуализм и лесбиянство, искушение во сне – все это большие грехи, но это далеко не полный их перечень.

Важно

Стоит прислушаться к словам священников, которые говорят, что если епитимью не дает духовный наставник – ее назначает сам Господь. Если человек понимает это и принимает – результат, безусловно, будет действенным. Однако это куда более трудный путь, чем чтение канона в течение определенного времени, назначенного священником.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/49986/

Епитимья: почему её не нужно бояться

Это слово пришло к нам с греческого языка, на котором оно звучит как епитимия (ἐπιτιμία) с ударением на последнем «и», и означает наказание, кара. Но церковная епитимья не столько наказание за грехи, сколько лекарство, способ врачевания душевных ран, нанесенных грехом, возможность восстановить потерянную связь с Богом и согласие с самим собой.

Не наказание, но лекарство

В Русской православной церкви епитимью накладывают с великой осторожностью и любовью, чтобы согрешивший ни в коем случае не впал в ещё большее уныние и не накладывают вовсе, если христианин, осознав свою греховность, искренне раскаивается и решительно настроен больше не грешить. Епитимью, как правило, накладывают только в том случае, если верующий упорствует в грехе, – для вразумления. При этом священнослужитель должен хорошо знать самого человека и пребывать в уверенности, что епитимья пойдет ему во благо.

Поэтому обычно священнослужители внимательно относятся к новообращенным и не дают им никаких особенных молитвенных упражнений, из которых, как правило, состоит епитимья. Задача священника в приближении согрешившего к Христу, помочь осознать грехи и справиться. Поэтому епитимья накладывается только в исключительных случаях.

Епитимья — как справедливость

Кающемуся стоит вспомнить эпизод из Евангелия, в котором Христос посещает дом мытаря Закхея. Мытарь — это сборщик податей в Древнем Риме (на современном языке его бы назвали «коллектором»), человек без совести, который отвержен всеми и Богом тоже. И вот Иисус говорит такому «коллектору»: «…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19: 5).

И неожиданно осознав, что он, отверженный, сегодня прощен и и возвышен Христом, Закхей сам накладывает на себя епитимью за совершенные грехи: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо!» В этом случае епитимья — чувство справедливости, возникшее в сердце кающегося, как возможность хоть как-то исправить то, что он наделал.

Православие понимает епитимью, как средство, которое человек, осознав свою неправоту перед Богом, принимает на себя, доказывая свое раскаяние. При этом само по себе наказание не снимает грех (любой грех прощается Богом, если человек искренне раскаивается и настроен изменить свою жизнь), это не индульгенция, это лекарство для души страждущей исправления.

Раньше было строже

Раньше в России накладывались весьма суровые епитимьи, например, существовала ссылка в монастырь на несколько лет, пока человек не осознавал глубины своего падения. В такую ссылку можно было попасть, упорствуя в ереси либо не соблюдая супружескую верность.

Схиархимандрит Иоанн Маслов своей книге «Об епитимьях» рассказывает случай, когда 1554 году поместный Собор епископов наложил на некоего дьяка Висковатого епитимью за ересь об иконопочитании.

В течение года дьяку пришлось плакать на паперти и рассказывать о своих грехах всем, входящим в храм, на второй год он мог присутствовать на службе только до литургии верных, а на третий — стоять вместе со всеми, но без права причаститься Святых Даров. Только через три года Висковатый был допущен до Евхаристии.

Епитимьи накладывались даже на царствующих особ. Известно, что решением Собора в 1575 году епитимья была наложена за четвёртый брак на Ивана Грозного.

Самым суровым наказанием для христианина всегда было и есть отлучение от Евхаристии. Такая епитимья назначалась только за тяжелые грехи.

Читайте также:  Как правильно читать акафист и молебен ксении петербургской, в чём помогает, как добраться да часовни

Было специальное указание относительно длительности отлучения, например, раскольников и еретиков не допускали к причастию до тех пор, пока не раскаются и не отрекутся от заблуждения.

Совет

Прелюбодеев отлучали на 9–15 лет, убийц, колдунов и волшебников — на 25, гомосексуалистов — на 15, клятвопреступников и осквернителей могил — на 10 лет.

Кроме этого, в Российской империи епитимью мог наложить и гражданский суд – за вероотступничество, кощунство и клятвопреступление. В таких случаях решение суда передавалось в епархию, и за его исполнением следили священники.

С любовью к человеку

Сейчас, когда верующие живут среди искушений, священники накладывают епитимьи с осторожностью, чтобы ни в коем случае не оттолкнуть человека от Христа.

Епитимьей может быть молитва, которую надо читать каждый день, дополнительные постные дни, оказание помощи и милостыни нуждающимся.

Философ и богослов Иоанн Лествичник писал, что каждый из грехов побеждается противной ему добродетелью, то есть епитимья — одно из средств победы над грехом.

Епитимья накладывается на разные сроки, и верующий по большей части сам контролирует её выполнение, ведь это нужно прежде всего ему самому.

Строгая епитимья, такая, как отлучение от причастия или запрет на вхождение в храм сейчас употребляется крайне редко в особых случаях.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/51673-epitimya-pochemu-eyo-ne-nuzhno-boyatsya.html

Что такое Епитимья и за какие грехи могут её наложить

Все люди хорошо понимают, что жить без греха очень трудно, и у многих из нас имеется огромный послужной список, которым не стоит гордиться. Для того, чтобы очистить душу от большинства пороков, достаточно прийти в церковь на исповедь и чистосердечно покаяться.

Впрочем, в отдельных случаях даже этого ритуала будет мало, поэтому на человека накладывается епитимья. Одни считают, что это серьезное церковное наказание и очень боятся его, для других же это — духовная таблетка, горькая, но необходимая.

Давайте же разберемся, действительно ли верующий человек должен бояться такого способа искупления прегрешений, и всем ли грозит епитимия?

Что это такое?

С греческого языка это слово переводится как наказание по закону. Но священники объясняют: на самом деле нельзя проводить аналогии с мирскими судами. Епитимья — это добровольное очищение человеческой души от ран, оставленных действительно тяжким проступком.

Иногда даже после самой честной исповеди человек очищается не полностью. Поэтому ему назначается свершение определенных подвигов, то есть заданий, исполняя которые, он будет очищаться и становиться выше грешной жизни.

Если человек болен телесно, врач выписывает ему лекарство — нельзя вылечиться, не выпив его. Так же и с епитимией: христианин должен относиться к ней максимально серьезно и обязательно исполнить все, что ему выписали.

Какими бывают епитимьи?

Если сравнивать с мирской судовой системой (штрафы, тюрьма), церковные наказания менее строги: это может быть прочтение определенных молитв, раздача милостыни бедным людям, пост. Священник старается выбрать подвиг, исходя из личностных качеств и прегрешения определенного человека. Скажем:

  • сребролюбец (вор, взяточник, жадный человек) должен будет раздавать милостыню;
  • человеку, виновному в смертном грехе обжорства, могут выписать строгий пост;
  • слишком праздному христианину прикажут почаще посещать храм Божий.

Чаще всего время такого духовного лечения — около 40 дней.

Если за это время обстоятельства жизни человека изменились и он больше не может выполнять указания батюшки, ему следует посетить своего духовного наставника или иное церковное лицо и получить другие наставления. Ну, а если испытание оказалось не по силам верующего, он может обратиться к батюшке или епископу, чтобы его сняли.

Самые распространенные примеры епитимьи:

  • чтение молитв (скажем, 10 раз в день Отче наш);
  • серьезное изучение духовной литературы;
  • земные поклоны при домашней молитве или в церкви;
  • исключение половой близости (такой запрет часто накладывается на пары, которые не смогли воздержаться от близости перед венчанием),
  • временное отлучение от Причастия.

Кто может наложить это церковное наказание?

Духовник. Важно, чтобы прихожанин часто общался с этим духовным лицом, исповедался ему. В таком случае батюшка сможет подобрать таблетку по его силам, и в то же время не слишком слабую, ведь выполнять епитимью нужно не играючись, а превозмогая что-то злое и недостойное в себе.

После того, как подвиг окажется исполненным, верующий должен опять придти к батюшке. Священник прочтет разрешительную молитву (это называется разрешить запрещенного). Если батюшка в долгом отъезде, серьезно болен или умер, эту молитву может прочесть иное духовное лицо.

Иногда епитимью накладывает другой представитель церкви — например, инок (так может случиться, если человек отправляется в паломничество в святой монастырь, и там при общении с монахом кается ему в грехах).

Правда, в таких обстоятельствах испрашивать епитимью не рекомендуется, ведь этот человек плохо знает все ваши качества, и назначенное им лекарство может оказаться не действительным, а то и вовсе непосильным.

Как выглядело покаяние в ранней церкви: история появления эпитимьи

В прошлом человек, кающийся в большом грехе, проходил несколько покаянных стадий, прежде чем допускался к церковной общине:

  1. Плач. Такие христиане не имели права входить в Обитель Божью. Они стояли у ее стен, громко плакали, публично каялись в свершенном ими (тайная исповедь появилась только в конце 4 века) и просили входящих в храм людей помолиться за их грешные души.
  2. Слушание. Таких людей уже пускали за церковный порог, но недалеко — им можно было тихо стоять в притворе (по сути, коридоре, где вешали верхнюю одежду). Они имели право слушать проповеди и службу Божью, но во время Евхаристии выходили на улицу.
  3. Припадание (коленопреклонение). Эти христиане могли стоять даже возле самого алтаря. Перед началом Евхаристии они становились на колени, чтобы священник прочел над ними специальную молитву с накладыванием рук. После этого ритуала они уходили.
  4. Раскаяние. Эти люди не выходили из церкви до конца службы, но не причащались.

Кроме всего прочего, кающимся грешникам запрещалось приносить в церковь жертвенные дары.

Как долго могло длиться раскаяние? Это зависело от вины человека, то есть греха.

  • Еретичество, раскольничество: тут все зависело от веры человека. Если он решал вернуться в церковь, его тут же принимали.
  • Клятвонарушение: до 10 лет.
  • Блуд (разгульный образ жизни, отношения с многими партнерами без брака): от 10 до 15 лет.
  • Кровосмешение (браки или отношения между близкими родственниками): до 12 лет.
  • Мужеложество: до 15 лет.
  • Занятие магией, чародейством: от 20 до 25 лет.
  • Убийство: это самый тяжкий грех, за него наказывали отказом от Причастия до 25 лет.

За какие грехи ее могут наложить в наши дни?

  • За детоубийство. В целом, в этом случае чаще всего подразумевается аборт. Этот грех церковь тоже считает детоубийством. Причем если его совершила замужняя женщина, виновными считаются оба супруга. Считается, что за этот тяжкий грех кару посылает сам Господь. Это может быть бесплодие, болезни, семейные проблемы. Если случается что-то из перечисленного, эти проблемы могут быть признаны Божьей епитимьей, которую человек (или пара) вынужден нести по жизни, поэтому батюшка уже не будет назначать ничего больше от себя.
  • За блуд и прелюбодеяние (этот перечень можно продолжить грехами лесбиянства, гомосексуализма и другими нарушениями 7 заповеди). Даже в наши дни за разгульный образ жизни и супружескую неверность могут на 7 лет отлучить от Причастия.
  • За богохульство. Сюда относятся и проклятия, которыми без раздумий сыплют во все стороны некоторые несдержанные люди.
  • За клятвопреступление. Очень тяжким грехом считается побожиться, сказать неправду перед иконами (пытаясь именем Божьим добавить своей лжи побольше авторитетности), лгать с рукой на Библии. Ложь сама по себе зло, но когда в свои фантазии человек еще и Господа как свидетеля приплетает, это плохо вдвойне.
  • За воровство. Просто помолиться в церкви мало. Если по вине человека кто-то понес серьезные убытки, эти убытки надо ему восстановить.
  • За лживые слова, свидетельства. Конечно, если люди с утра при звонке на работу врут, что застряли в пробке, а сами дальше отсыпаются, это грех. Но куда хуже, если чья-то ложь ломает человеческие судьбы. Такие прегрешения должны повлечь за собой серьезное душевное лечение.
  • За магию (например, гадание на картах). Конечно, батюшка не будет сильно ругать молоденьких девочек, в шутку вызывающих в летнем лагере черную руку. Но взрослых женщин, промышляющих ведьмовством (даже с молитвами перед иконами), назвать праведницами нельзя даже с натяжкой.
  • За алкоголизм, наркоманию. Это двойной грех. Во-первых, пагубные привычки разрушают данное человеку тело (поэтому алкоголизм сравним даже с самоубийством). А во-вторых, они заставляют страдать родных такого человека. Но церковь может помочь не только замолить грехи, но и избавиться от убивающей привычки, нужно всего лишь поверить в это.

Всем ли ее назначают?

Нет. Дело в том, что для очищения от греха человек должен четко понимать, что это именно грех. Если прихожанин только недавно навернулся в лоно церкви, знакомится со многими аспектами веры и обдумывает их, то епитимья может показаться ему малопонятным ритуалом. Который, ко всему прочему, может отвернуть его от веры.

Священники хорошо понимают это, и, подобно отцу, радующемуся приходу блудного сына в притче, не судят очень строго. Они могут просто исповедовать таких людей, давая им советы и комментарии.

Если же человек давно посещает храм и священник стал ему настоящим духовным отцом, хорошо понимающим его мысли; если этот верующий пришел к глубокому пониманию смысла служения Господу, значит, он дорос и до более осознанного искупления собственных грехов.

Итак, вы поняли, что эпитимия — это не строгое наказание, а просто ваша добровольная плата за грехи. Но грехи иногда бывают настолько тяжкими для души, что даже если священник отпустит их, человеку хочется каяться снова и снова… Можно ли по просьбе верующего (верующей) получить епитимью за уже отпущенный в церкви грех? Отвечает священник:

Источник: http://alldiete.ru/otnoshenija-2/chto-takoe-epitimya-i-za-kakie-grexi-mogut-eyo-nalozhit

Может ли священник снимать епитимию, наложенную другим священником? — ХРАМ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ

Если незнакомый человек приходит на исповедь, священник в первую очередь должен выяснить, не было ли у него тяжких грехов. Если есть какой-то тяжкий смертный грех, то священник не может дать ему какую-то тяжелую епитимью и отправить восвояси. Но он так же и не может просто его отпустить, тут важно как-то инициировать процесс его исцеления.

Это похоже на то, как пациент с тяжелым заболеванием приходит к врачу. Если у врача нет в данной ситуации средств (возможности) его сейчас лечить, то тогда он должен отправить его в какую-то больницу. Но он не может его просто бросить.

Так и здесь, больного необходимо отправить к какому-то духовнику и сказать, что тебе необходимо пройти «курс лечения».

Обратите внимание

Если паломник, имевший на совести смертный грех, возвращается из монастыря, где ему назначили серьезную епитимью и с ней отправили из монастыря на все четыре стороны, — это похоже на случай, когда у человека сломался позвоночник, а проходившая мимо медицинская сестра сделала ему обезболивающий укол морфия и оставила лежать без памяти у дороги. Серьезно это воспринимать нельзя. Следуя 102-му правилу Трулльского Собора, священник может налагать епитимью только в том случае, если он имеет возможность и собирается в дальнейшем следить за её исполнением и духовной пользой и, при необходимости, корректировать.

Читайте также:  Можно ли крестить ребенка в пост, родительскую субботу или другие церковные дни

Если священник не взял на себя руководство над этим человеком, он может только сказать, что причащаться ему сейчас нельзя. Кроме того, он должен настоятельно рекомендовать такому человеку найти духовника, с которым он сможет регулярно общаться (например, по месту жительства), и уже с ним пройти необходимый «курс лечения».

Если епитимья наложена на человека священником, который заведомо не мог следить за её исполнением, её можно считать недействительной. Т. е.если к священнику на исповедь пришел человек, регулярно у него исповедающийся, но получивший от другого священника такую епитимью, то батюшка, разобравшись в обстоятельствах, может разрешить эту епитимью не исполнять полностью или частично.

Если к священнику пришёл человек, исполняющий епитимью(наложенную в монастыре), а священник его впервые видит, то он должен объяснить ему важность регулярной исповеди у одного священника и то, что именно тот священник, у которого кающийся будет духовно окормляться, может помочь ему в решение вопроса с данной епитимьей.

Наложение епитимьи очень похоже на то, как врач прописывает лекарство. Если болезнь серьезная и требуется сильнодействующее лекарство, то врач должен позаботиться о том, чтобы больной был под наблюдением опытного и сведущего в данном заболевании доктора.

Если врач сам ведет больного, то, давая ему сильнодействующее лекарство, он сам следит за его применением и, оценивая его действие, корректирует его дальнейший прием. Дать же сильнодействующее лекарство и оставить больного без наблюдения преступно, т.к.

такое лекарство может стать даже причиной смерти.

Источник: http://spbhram.ru/2016/publ/15891

Что такое Епитимья и за какие грехи могут её наложить

x

Check Also

Православные Святые: список по годам жизни История становления православия на Руси неразрывно связана с рядом …

Правильный макияж без ошибок Каждый помнит народную поговорку о том, что не бывает некрасивых женщин. …

ДЕТАЛИ БЛОГА Правила при переезде в новую квартиру Ритуалы при переезде в новую квартиру Есть …

Важно

Маргарита Мураховская: узнайте — как сделать свою жизнь счастливой Маргарита Мураховская является профессиональным семейным консультантом, …

Правила венчания в православной церкви К числу семи основных церковных таинств относится венчание. Однако, далеко …

Почему на Пасху традиционно красят яйца В торжество Светлого Воскресенья Господнего по традиции принято выпекать …

Почему Пасха каждый год в разные дни Будучи великой почемучкой, стараюсь интересоваться всем на свете: …

Почему он не идёт на контакт со мной Добрый день. Решилась написать, так как не …

Почему нет результата? Часто люди, уставшие от нетрезвых выходок своего родственника, проводят обряды, чтобы ему …

Почему нельзя смотреться в зеркало ночью? Зеркало – древний предмет в быту человека, с ним …

Почему мне тяжело жить на свете? Здравствуйте! Меня зовут Полина, мне 32 года. Я родилась …

Совет

Почему дети лгут А почему врут люди всех возрастов? Цель: повысить своё благополучие (моральное, материальное, …

Почему все мои желания исполняются? Я очень часто ловлю себя на мысли, что это или …

Потерять обручальное кольцо — примета Вопрос о потере обручального кольца остается актуальным во все времена …

ООО ТрубПромСервис – крупный поставщик труб в Свердловской области. Мы поставляем продукцию от ведущих производителей. …

После смерти отца нахожусь в депрессии 6 лет назад умер отец от рака головного мозга, …

После расставания с любимой впал в депрессию Недавно расстался с любимой девушкой. Не знаю, как …

После кесарева боюсь врачей Что мне делать, как поступить со здоровьем, чтобы выздороветь, куда обратиться, …

Как быстро похудеть с помощью магии в домашних условиях Стройное и упругое тело — это …

Идеальный коврик для йоги: каким он должен быть Йога – это очень полезная и интересная …

Обратите внимание

Помогите отомстить подруге Здравствуйте. У меня вот такая проблема. Подруга оскорбляет мою семью, меня, в …

Помогите выйти замуж Здравствуйте! Меня зовут Мария. Проблема у меня следующая — я не могу …

Пользовательское соглашение Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта infoprivorot.ru (далее — …

Получила бракованную партию товара Здравствуйте! Пару месяцев назад открыла отдел с одеждой. В результате долгих …

Источник: https://2018-god.com/otnoshenija-2/chto-takoe-epitimya-i-za-kakie-grexi-mogut-eyo-nalozhit

Епитимья за блюд. (подробнее внутри)

Путник Путник Просветленный (35868) 8 лет назадС сокрушённым сердцем и с предстоянием перед Богом: «Боже буди милостив ко мне грешной»Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения. Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). Нужно помнить, что исповедь — это не только осознание собственных недостатков, но, прежде всего — жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя — это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои» . По словам святителя Феофана Затворника, покаяние есть: 1. Осознание своего греха перед Богом 2. Укорение себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на других людей или на обстоятельства 3. Решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему

Просите молитв св. преподобной Марии Египетской

Комментарий удален

Лариса Анастасия Искусственный Интеллект (108451) 8 лет назадЛюбовь не в том, что мы любим Бога, а в том, что Он возлюбил нас и послал к нам Сына Своего в жертву, искупляющую грехи наши. Если Бог так возлюбил нас, то и нам следует любить друг друга. Никто никогда не видел Бога, но если мы любим друг друга, то Бог живет в нас, и любовь Его в нас достигает совершенства. (1 Ин. 4,10-12) В Священном Писание читаем: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною… Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела… Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! … Избегайте блуда» (ср. 1 Кор 6, 12-18). Дар секса только тогда станет подлинным благом для тебя, если ты будешь использовать его согласно его предназначению, т. е. согласно Христову закону любви, в таинстве брака.

вы исполняйте то, что наложено и избегайте искушений… постарайтесь все-таки принять участие в Евхаристии, соединитесь со Христом в борьбе против этого греха.

Источник: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. (1Иоан. 1:5)

Источник: https://otvet.mail.ru/question/42607569

Епитимья

епитимья это, епитимья
Епитимья́ (др.-греч. ἐπιτιμία, «особое послушание») — исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, принимавшего таинство покаяния, тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры.

Содержание

  • 1 В православной церкви
    • 1.1 Отлучение от причастия Святых Тайн
  • 2 В католической церкви
  • 3 Литература

В православной церкви

Так как епитимья не считается удовлетворением Бога за грехи, то можно ее не налагать на кающегося, который чистосердечно раскаивается и обещает не повторять грехи. В настоящее время в православии епитимья налагается редко и в основном на тех, кто «на всякую епитимию готовый», и если священник убеждён, что ни к отчаянию, ни к лености и нерадению епитимья не приведёт.

Наложенная епитимья не может быть сверх возможностей человека. Православное каноническое право определяет епитимью не как наказание или карательную меру за совершенные грехи, но как «врачевание духовное». При этом важно учитывать, что епитимья не составляет безусловной необходимости при совершении исповеди.

Степень и продолжительность епитимьи обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника. Суровые епитимьи, предусмотренные древними канонами (долговременное отлучение от причастия, даже предписание молиться не в храме, а на паперти и др.), в настоящее время не употребляются.

Над исполнившим епитимью читается особая «Молитва над разрешаемым от запрещения», через которую он полностью восстанавливается в своих «церковных правах». В дореволюционной России существовала, кроме того, епитимья, налагаемая гражданским судом на основании уголовных законов за вероотступничество, святотатство, ложную присягу и некоторые тяжкие моральные преступления.

В отличие от епитимьи, предписанной духовником, она имела определенное значение наказания. Способы ее исполнения и контроль осуществлялись епархиальными властями, получавшими решение суда.

Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком — на год или два, или неопределенным — «до указа», «донеже в чувствие прийдет». Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах.

Наиболее обычной и распространенной епитимьей первой половины XIX века, назначаемой консисторией, были поклоны. Количество поклонов было разным (от 150 до 1000), но за один раз необходимо было сделать не более 100.

Осужденный к поклонам должен был положить их на алтарь того собора или города, в уезде которого жил.

Отлучение от причастия Святых Тайн

В православии епитимья, состоящая в отлучении от причастия Святых Таин, назначалась за грехи явные и более важные. Существовало такое указание правил святых отцов относительно сроков отлучения:

  • еретикам и раскольникам — доколе не отрекутся от своих заблуждений,
  • кровосмесникам — на 12 лет,
  • прелюбодеям — от 9 до 15 лет,
  • убийцам — до 25 лет,
  • мужеложникам — до 15 лет,
  • скотоложникам — до 15 лет или до конца жизни,
  • клятвопреступникам — до 10 лет,
  • волшебникам — до 25 лет,
  • гробокопателям — на 10 лет.

В католической церкви

В латинском обряде Католической церкви епитимья назначается священником кающемуся, как правило, во время каждой исповеди. За исключением особых случаев епитимья заключается в прочтении определённого количества молитв.

Литература

  • Протоиерей Григорий Дьяченко, «Вопросы на исповеди взрослых христиан», изд. «Русскій Хронографъ», Москва, 1996.
  • Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителей. Москва, 1993. Т. II. С. 1106—1122.
  • Архиепископ Платон (Фивейский). О епитимии.
  • Протоиерей Геннадий Нефедов. Учебное пособие по литургике.

    О епитимиях

  • Грамота Сибирского и Тобольского митрополита Игнатия, о том, чтоб крестьянина Тимошку Пахорукова, изобличеннаго в блудодеянии со снохою, подвергнуть епитимии.
  • Марков Н. Ф. Епитимия // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. — Т. 5.

епитимья, епитимья это, что такое епитимья

Епитимья Информацию О

Епитимья

Епитимья
Епитимья Вы просматриваете субъект
Епитимья что, Епитимья кто, Епитимья описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-20179.html

Ссылка на основную публикацию