-
Амитабха
-
Авалокитешвара
-
Акшобья
-
Амитаюс
-
Амогасиддхи
-
Белая Тара
-
Белый Старец
-
Будда Медицины
-
Будда Шакьямуни
-
Бхавачакра
- Ваджраварахи
- Ваджрадхара
- Ваджрайогини
- Ваджрапани
- Ваджрасаттва
- Вайрочана
- Васундхара
- Гаруда
- Гуанинь
- Губилха
- Гухьясамаджа
- Дзамбала
- Зеленая Тара
- Калачакра
- Майтрея
- Манджушри
- Марпа
- Махакала
- Миларепа
- Нагаканья
- Падмасамбхава
- Палден Лхамо
- Пехар
- Ратнасамбхава
- Самантабхадра
- Смеющийся Будда Хотей
- Ушнишавиджая
- Хаягрива
- Цонкапа
- Чакрасамвара
- Читипати
- Ямантака
Боги или божества Буддизма составляют очень большой пантеон. Буддизм как религия, а также как философия признает существование божеств как отдельного класса существ, подчиняющихся, как и все остальные, закону кармы. Но существует важное отличие от других религий, в Буддизме категорически отрицается существование верховного бога, который являлся бы творцом и управителем этим миром, и который бы мог помогать живым существам в решении их проблем.
Если мы зайдем в любой буддийский храм, поразимся обилию изображений различных божеств.
Исследователи Буддизма так и не смогли подсчитать точное количество различных Будд, Бодхисаттв, божеств и святых, почитаемых в Тибете, Непале, Бутане и некоторых других странах центральной Азии.
Было установлено только, что общее число буддийских богов превышает три тысячи, а каталоги изображений буддийского пантеона занимают многие тома.
Вот только некоторая основная классификация божеств буддийского пантеона: Ади-Будды, Дхьяни-будды, Восемь Бодхисаттв, Мирные и гневные божества бардо, Будды трёх времён, Архаты. Ученики Будды Шакьямуни, Йидамы — покровительствующие божества, Божества долгой жизни, Божества внутренних тантр, Дхармапалы — защитники Учения.
В Монголии, Бурятии, Туве буддийских божеств часто именуют как бурхан, буркан, бурган, пуркан, пурган (в переводе тюрко-монгольского некоторая модификация слова «будда», а точнее словосочетания «будда-хан»).
Наша коллекция постоянно пополняется изображениями, скульптурами и статуэтками богов северного Буддизма. В нашем магазине вы всегда можете купить почти всех популярных и достаточно известных богов Буддизма. Мы готовы рассмотреть индивидуальные заказы и попытаться найти редкие статуэтки или тханки богов буддийского пантеона.
Источник: http://laxmi.ru/catalog/bozhestva-buddizma/
Буддийские боги: символы буддизма, фото
Буддийские боги сторонниками этой религии признаются как существа отдельного класса, которые подчиняются законам кармы.
Примечательно, что при этом данная религия категорически отрицает существование верховного творца-владыки, который бы создал этот мир и управлял им. Каждый, кто оказывается в буддийском храме, просто поражается количеству изображений всевозможных божеств.
Удивительно, но их общее число так и остается неизвестным. По меньшей мере, их более трех тысяч, а каталоги с их изображениями занимают несколько томов.
Сущность
Для сторонников этой веры буддийские боги — отражение их собственного ума, которое соответствует различным аспектам их мышления и восприятия внешнего мира. В действительности они не имеют никакой конкретной формы, существуя независимо друг от друга.
При этом за каждым образом буддийского бога стоит разработанный до мелочей символизм. Смыслом наделена каждая деталь — цвет, форма божеств, жесты рук, поза, имеющиеся атрибуты и украшения.
Интересно, что общепризнанной классификации пантеона буддийских богов попросту не существует. При этом большинство образов условно делятся на три Тела Будды.
Особенности буддизма
К особенностям этой религии стоит отнести тот факт, что понятия бога, в привычном нам смысле, здесь не существует. Поэтому буддисты, как правило, не молятся — у них нет всемогущей личности, у которой можно что-то попросить, как в большинстве других религий. Многие напоминают, что даже сам Будда делал на этом акцент и учил ему не поклоняться и не обожествлять его.
Упоминания об этом есть в старинных текстах, которые датированы примерно первым веком нашей эры. Вся сущность этой религии содержится в данных буддийских свитках. Бог, т. е.
я — эти понятия во многом отождествляются. Сам человек сравнивается с семенем и сердцевиной всего сущего, а также причиной основой и стволом.
Буддисты уверены, что ответвление любого происшествия или события произрастает из конкретного индивидуума.
Намсарэй
Распространенным символом в этой религии считается буддийский бог богатства — Намсарэй. Его традиционно изображают восседающим на белоснежном льве. У него желто-золотое тело и гневное выражение лица. В правой руке он держит знамя победы, а в левой — мангуста, который ассоциируется с богатством и благосостоянием.
Часто его изображают на внешних стенах храмов и монастырей, как защитника от негативных сил. Считается, что этот буддийский бог один из самых популярных среди верующих.
Символы бога
Символы, с которыми изображается Намсарэй, имеют большое значение, как и у любого другого буддийского божества.
Намсарэя, как правило, сопровождают:
- Две золотые рыбки, которые символизируют освобождение из сансары;
- Белая раковина (при этом ее спираль завернута в правую сторону, символизируя звуком о просветлении Будды).
- Драгоценная ваза, из которой проливается дождь долгой и здоровой жизни, процветания и здоровья.
- Цветок лотоса как символ духовной чистоты и безупречного тела.
- Золотое колесо с восемью спицами, которые символизируют восьмичленный путь любого буддиста. Он состоит из верного размышления, видения, действия, правильной речи, путей к достижению средств существования, усилия, тренировки ума и концентрации.
- Знамя победы, установленное на вершине священной горы Меру, расположенной в центре Вселенной.
- Зонтик — символ власти короля, оберегающий от злого влияния, которое даруется всем сострадательным Буддам.
- Вечный узел (или узел удачи), одним из его значений является сложная связь между состраданием и мудростью, а также гармония и бесконечная любовь.
Символы в буддизме имеют большое значение, поэтому так важно их знать и в них разбираться.
Курукулла — буддийская богиня любви. Она считается одним из воплощений Красной Тары, одной из главных бодхисаттв этой религии.
Считается, что Курукулла покровительствует любви, магии, чародейству и целительству (ее аналоги в других религиях — это Рати в индуизме, также у нее много общих черт с Кали).
Ее основной атрибут — стрела и натянутый лук, выполненные из цветов. В традиционной иконографии тело богини изображают красным цветом, она носит корону, составленную из человеческих черепов, а волосы всегда распростерты вверх. Вокруг талии накинута тигриная шкура, а с плеч спускается гирлянда из отрубленных людских голов. Курукулла четырехрукая.
В буддизме описывают четыре ее активности. Белая — способна умиротворять, успокаивать и исцелять. Желтая — содействует увеличению богатства, изобилию, процветанию и мудрости. Красная — способна подчинять людей своей власти, околдовывать и очаровывать их. Черная — препятствует духовному пути, разрушает зло, способствует гневным проявлениям.
В некоторых районах, где распространен буддизм, Курукуллу считают главной покровительницей секса и любви. Это и выделяет на фоне других так называемых существ (в статье есть лишь некоторые их имена и фото) Буддийскую богиню. Такой статус роднит ее еще и с греческой Афродитой.
В этом случае изображения с покровительницей любви носят достаточно откровенный характер — ее рисуют обнаженной 16-летней девушкой, соблазнительной и чувственной. Особенно почитают это божество тибетцы.
В частности, за ее магические способности околдовывать людей, получая власть над ними.
Манджушри
В списке буддийских богов находит свое место такой символ как Манджушри, который нельзя обойти стороной. Это один из древнейших буддистских образов, его называют ближайшим сподвижником и соратником Будды Гаутамы.
Первые упоминания о нем встречаются в самых ранних текстах Махаяны, то есть в источниках, датируемых до нашей эры. Считается, что он олицетворяет собой волю, разум и мудрость. Культ его особенно популярен на Тибете и в Китае.
По сути, Манджушри — это учитель и проводник, считающийся одним из немногих, кто обладает высшей степенью мудрости. Именно по этой причине молитвы, обращенные к нему, помогают достичь истинного просветления. Те, кто ему поклоняется, обладают отлично развитой интуицией, а также ясновидением и всевозможными другими мистическими способностями.
На Тибете и в Китае упоминание Манджушри можно встретить в различных легендах и источниках. Одним из воплощений этого божества себя считал китайский император Нурхаци, основатель маньчжурской империи, правивший на рубеже XVI-XVII веков.
Будда Шакьямуни
Среди имен буддийских богов вам обязательно встретится Будда Шакьямуни. Считается, что это тот самый Гаутама, известный большинству из нас. Именно он стал первым человеком, как считают его поклонники, который достиг просветления. Но для этого ему пришлось преодолеть несколько сотен жизней в колесе Сансары. Только после этого он сумел выбраться и прервать этот цикл перерождений.
Будда — мудрый и сильный правитель, считается, что, в первую очередь, он покровительствует ученым, философам, людям творческих и интеллектуальных профессий. Всем им он помогает отыскать свой путь к истинному просветлению.
Будда Медицины
В списке буддийских богов есть Будда Медицины. Интересно, что он предстает сразу в семи обличьях. Считается, что если регулярно к нему обращаться, то это поможет избавиться от большинства существующих болезней. Причем не только в физическом, но и в духовном плане.
Своим подопечным, которых он оберегает, Будда Медицины дарит жизненную силу и мощную энергетику, помогая добиться успехов во врачевании и других областях.
Специально для него существует особенная Мантра Медицины, которую истинно верующие буддисты ежедневно произносят ровно по 108 раз.
Традиционно его изображают в позе лотоса и в монашеских одеждах. В левой руке у него чаша для подаяний, в которой растут целебные растения, а в правой — стебель мироблана. При этом он сидит на цветке лотоса или львином троне.
Среди атрибутов и символов Будды Медицины часто можно встретить коробки с лекарствами, а также глиняный кувшин.
Ваджрапани
Изображение буддийского бога Ваджрапани можно часто встретить в иконографии этой религии. Он считается одним из трех защитников Гаутамы, символизируя могущество истинного учения. Он олицетворяет собой как гневные, так и благостные черты, по этой причине может покровительствовать даже самым обычным людям, которые ведут между собой борьбу за светлое и темное начало.
Стоит отметить, что это крайне решительное божество, которое обладает способностью наделять этой же чертой других людей. Также считается, что оно может подталкивать человека к совершению благостных дел и поступков. Поэтому те, кто рождаются под его покровительством, часто обращаются к нему за помощью в крайне сложных ситуациях.
На самых первых изображениях в иконографии, Ваджрапани связывают с богом грома. Когда в Центральной Азии стало распространяться влияние греческой культуры, что привело к появлению греко-буддизма, его стали олицетворять с Гераклом.
Как правило, бога рисуют мускулистым и величественным атлетом, который держит в руках алмазную дубинку.
Ваджрасаттва
Это божество также называют Буддой Самантабхадра или Просветленным. Оно является символом трансцендентной мудрости, которая существует за пределами понимания обычного человека.
Считается, что обращение к нему за покровительством может принести просящему очищение, прогнать мрачные мысли и даже очистить карму. Стоит подчеркнуть, что именно это божество имеет особое значение в буддизме.
Ему адресована особая мантра, которую произносят в ходе традиционных подготовительных практик. Люди, которые появляются на свет под знаком этого покровителя, имеют способности к целительству. Буддисты верят, что в будущем они становятся врачами, получая уникальный дар — излечивать душевные и физические раны человека исключительно словом.
Имя Ваджрасаттва всплыло после атак террористов на США 11 сентября 2001 года. Тогда было предложено организовать всемирный проект, в рамках которого начать по всему миру чтение шестислоговой мантры, посвященной этому божеству. Таким образом, предлагалось накопить миллиард начитываний, чтобы восстановить покой и порядок на планете.
На изображениях божество держит в левой руке колокол, а в правой — ваджру. Это мифологическое и ритуальное оружие, которое по преданию было создано из костей индийского мудреца Дадхичи. Оно сочетает в себе свойства булавы, меча и копья.
Авалокитешвара
Авалокитешвара олицетворяет в себе сострадание, и даже любовь ко всем человеческим существам. Буддисты верят, что именно его воплощение и является Далай-ламой. При этом он может предстать в 108 всевозможных обличьях, стремясь помочь каждому без исключения, кто пытается найти просветление и вырваться из колеса Сансары.
Верующие считают, что это божество внимательно следит за всем, что происходит на Земле, подмечая любую несправедливость. Оно сразу направляет всю свою энергию и силы на ее исправление. Особая мантра, почитаемая в буддизме, помогает не только достучаться до этого покровителя, но и смирить собственный гнев, отыскать в себе пути к умиротворению.
По легенде, Авалокитешвара когда-то дал монашеский обет, обещая спасти всех живых существ на планете от пут сансары. Поняв, что никогда не сможет выполнить эту непосильную миссию, его голова разорвалась на 11 частей. Тогда Будда восстановил его тело, придав новую форму, с 11 головами и тысячью руками.
Источник: https://FB.ru/article/413471/buddiyskie-bogi-simvolyi-buddizma-foto
Гневные божества
Многие из приезжающих в Тибет, кто не очень знаком с тибетским буддизмом, сильно удивляются, впервые увидев гневные изображения различных божеств.
Спрятанные в темных храмах, окруженные тяжелыми пьянящими ароматами, эти изображения могут показаться неискушенному человеку полной противоположностью тому, как на Западе изображают буддизм.
С этих пугающих статуй и картин божества глядят на нас выпученными глазами, скалят зубы в зловещих гримасах и высовывают языки. Одетые в человеческую кожу и кости, украшенные черепами и отрубленными головами, они сжимают огненные мечи.
Гневные божества совсем не похожи на мирных будд и бодхисаттв, которых представляет себе обычный человек при слове «буддизм». В итоге незнакомый с тибетским буддизмом человек может подумать, что ему присущи жестокость и демонические черты.
Буддизм к тому же часто изображается на западе как атеистическая религия, сосредоточенная на медитации. Из-за этого многие удивляются, узнав, как много усилий тратится ежедневно тибетцами на поклонение местным богам и попытки умиротворить их.
Ритуальный барабан с изображением гневного божества
Многие из этих божеств с их разъяренным видом пришли в Тибет из индуистского пантеона. Другие же, например, божества гор, – это изначально местные тибетские божества, вошедшие в буддийский пантеон с приходом буддизма в Тибет.
При этом разгневанный вид этих богов – вовсе не свидетельство их злобы и демонической природы. Напротив, этот гнев направлен против врагов буддизма и тех аспектов человеческой натуры, которые ведут к продолжению страдания.
Очень важно понимать, что божества в буддизме – это не боги в христианском или древнегреческом смыслах. Все трансцендентальные или «божественные» существа в буддизме – это воплощение различных состояний ума.
Среди гневных божеств в тибетском буддизме есть защитники учения, божества медитаций и гневные мирские божества-хранители местности.
Статуя Палден Лхамо в Храме Джоканг в Лхасе
Гневные йидамы или божества медитаций (тиб.: ཡིད་དམ་ yid dam)
За их свирепым видом на самом деле скрывается великодушие и сострадание просветленных существ.
Эти яростные фигуры – на самом деле Будды, принявшие такой вид, чтобы противостоять невежеству и желаниям, которые являются основополагающими препятствиями на пути к просветлению.
Из-за того, что эти Будды пребывают в такой манифестации, участие в обрядах, посвященных им, возможно только для тех, кто развил в себе истинное понимание базовых принципов, лежащих в основе тибетского буддизма, а именно, мудрости и сострадания.
Буддисты, встающие на путь тантры, медитируют на этих божеств с целью умственного слияния с ними во время медитации, с помощью чего происходит трансформация ума медитирующего и последующее достижение просветления. К таким божествам относятся Ваджрабхайрава, Херука, Хеваджра, Чакрасамвара и другие.
Чакрасамвара и Дордже Пакмо
Дхармапалы – Защитники Учения (тиб.: ཆོས་སྐྱོང chos skyong)
Дхармапалы – гневные божества, которые защищают Учение Будды и каждого практикующего буддиста. Группа дхармапал в буддийском пантеоне разграничена нечётко, поэтому среди них есть йидамы, дакини, а также местные божества- хранители местности.
В классической классификации есть 8 основных дхармапал: Ямантака, Хаягрива, Махакала, Палден Лхамо, Джамсаран, Кубера, Яма и Пехар. Также к Дхармапалам относятся Экаджати и Дордже Легпа. Это защитники буддийского учения и его последователей.
И они выполняют свои обязанности не с ненавистью, как может показаться, но с побеждающей мудростью, приходящей вместе с просветлением.
Практикующий буддист может установить связь с одним из этих божеств в качестве своего личного защитника, который уничтожит препятствия и поможет не сбиться с пути обретения просветления. Буддийские институты, например, монастыри, также могут иметь одного из таких защитников.
Обычно это защитник, с которым имел отношения лама-основатель монастыря. Практики-садханы, посвященные такому защитнику, проводятся в особой части монастыря, называемой гонканг. Это, как правило, затемненные святилища, украшенные антикварным оружием и шкурами животных: тигриными, змеиными и другими. И вход туда может быть разрешен далеко не всем посетителям.
Ямантака – йидам и дхармапала
Гневные мирские божества (тиб.: འཇིག་རྟེན་པའི་ལྷ ‘jig rten pai lha)
Неровности Тибетского горного ландшафта служат домами местным божествам и духам. Эти божества имеют свою иерархию, подобную человеческому обществу. “Юллха” – божества местности. Подношения этим божествам местности часто оставляют на вершинах горных перевалов.
Ниже этих божеств в иерархии находятся божества, живущие в деревьях и скалах, которые могут взаимодействовать с человеком. И наконец, «лу» или наги, водные духи, населяющие родники и озера. Тибетцы верят, что эти духи охраняют сокровища. Мирские божества и духи не достигли просветления и поэтому не могут предоставить буддисту духовного убежища.
Однако этим божествам также необходимо выказывать уважение, поэтому в местах их обитания часто устраивают небольшие святилища. К этой категории божеств относятся также духи гор, например, Мийо Лансангма – одна из пяти сестер долгой жизни, божество горы Эверест или Мачен Помра – дух горы Амнье Мачен в Восточном Тибете и другие.
Далеко не все мирские духи-защитники местности представлены в гневной форме. В то же время уже достигшие просветления дхармапалы также могут выступать в роли защитника той или иной территории.
Дверь в гонканг в монастыре Пелкор Чоде, г. Гьянце
Четкой и единой иерархии гневных божеств в тибетском буддизме не существует. Большинство будд, божеств и бодхисаттв буддийского пантеона находятся на уровне Самбхогакаи («божественное тело будды») и недоступны непосредственному восприятию обычного человека.
Их изображения являются символическими и несут определенные воспитательные функции. Они воплощают собой духовные идеалы, способствуют развитию более высокой медитативной концентрации, указывают на негативные стороны человеческой натуры, с которыми следует бороться.
Все изображения трансцендентных божеств – это не объекты для поклонения, а инструменты для медитации и саморазвития, которые выступают в роли моста между обыденным состоянием сознания практикующего и высшим, просветленным состоянием, которого практикующий желает достичь.
Источник: https://snowliontours.ru/buddhism/gnevnye-bozhestva
Основные боги буддизма
Очень многих людей, которые только начинают изучать буддизм или интересуются, проникаются его идеями, поражает отсутствие самой идеи бога. Пожалуй, это единственная в мире религия, основанная на том, что бога нет. Для многих исследователей это дает возможность утверждать, что буддизм не является религиозным течением, а это медитативно-философская практика.
Сложно давать какие-то точные определения столь аморфному понятию, ведь Будда четко дал понять, что саму идею Творца всего сущего он отрицает полностью. Впоследствии в буддизме, особенно махаянском, появились тенденции некоторого обожествления самого Будды как воплощения некоей высшей духовной сущности.
В учении о трех телах Будды можно найти параллели с христианской троицей, хотя логика здесь совершенно иная. Но, видимо, люди все-таки одинаковы по своей природе, какими бы они ни были по цвету кожи и месту рождения. Им нравятся одни и те же вещи, их головы посещают похожие идеи.
А еще люди упорно хотят верить, что где-то там, в недостижимой дали есть нечто, неважно, кто это — Бог, Будда, Создатель Вселенной, инопланетяне или жители параллельных миров — кто позаботится о них, ответит на мучающие сложные вопросы, поможет с тяжелый момент. Так рождаются религии. Тем более отличным от них кажется учение Будды.
Но на деле, если хорошо в нем разобраться, оказывается, что теистические чаяния человечества все-таки наложили на него свой отпечаток, только немного не в том понимании, которое мы привыкли вкладывать в определение бога.
Будда и его неприятие божественной идеи
На самых ранних этапах, при жизни Будды и в ближайшие столетия после его смерти, буддизм был, так сказать, в «чистом виде».
Сам Будда категорически отвергал наличие Бога, так как божественная доктрина противоречила самой его идее о возможности избежать колеса сансары и подняться на более высокую ступень развития, стать более духовной сущностью.
Зачем такие испытания, если есть Бог? Он вездесущий, всемогущий и всевидящий, он заступится за верующего человека, если он будет поклоняться богу и приносить ему определенные приношения. В буддизме же все строится на совершенно другой основе.
Нет бога, который сделает что-то за тебя, есть только ты и твое желание стать лучше, измениться на духовном уровне. То есть в буддизме раннего периода полностью отсутствуют отношения сделки, столь характерные для других религий. Там связь с богом — типичная сделка по принципу «ты — мне, я — тебе».
Человек верит в бога, делает ему приношения и молится — одна часть сделки, бог следит за благополучием верующего и прощает ему грехи — вторая ее составляющая. Такая простейшая «философия» лежит в основе всех религий, от самых древних до христианства, а также современных мессианских и космогонических сект.
Будда же одним махом отмел все это, заявив, что бога нет, потому что вера в него несет вред. Она несовместима с идеей прекращения сансары и попадания в нирвану человеком, ведь любое божество может вмешаться в ход его действий.
В этом плане Будда предстает перед нами как скептик, который оценивает саму идею существования бога как несущую вред человечеству, заставляющую его быть инертным и надеяться не на свои силы и возможности, а перекладывать все на божественное провидение.
Следует оговориться, что отрицалось существование только бога как верховной сущности, единственного руководителя всего живого, который является венцом творения и может распоряжаться всем сущим по своему усмотрению, ибо «неисповедимы пути господни».
Сама идея его существования свела бы на нет все идеи Гаутамы, так как при наличии всемогущего бога человечеству просто незачем стремиться вырваться за пределы сансары и достичь просветления. Однако признание того факта, что боги (во множественном числе!) существуют, зафиксировано в речах самого Будды.
Следовательно, говорить стоит о том, что боги в буддийском пантеоне есть, но они не вмешиваются в жизнь людей, так как сами подвержены сансаре. Речь может идти только о том, что в буддийской практике нет такого понятия, как верховный властитель, как в других крупнейших мировых религиозных учениях, которые исповедуют монотеизм.
Рассуждая о буддийской традиции, следует помнить, что это очень древнее учение, с большим количеством разнообразных школ, направлений и ответвлений, поэтому существует множество трактовок и определений божественности. Разобраться во всем этом сразу, с налету, и вывести точные формулировки, понятные, как математические формулы, не удастся никому.
В этом состоит особая прелесть этого учения — здесь каждый может найти для себя подходящий ответ, так как имеются одновременно и твердые, устоявшиеся каноны, и зыбкое определение духовности, которое каждый волен понимать (и трактовать) по-своему.
Возможно, именно отсутствие довлеющей власти единого Бога так привлекает в буддизме современных жителей западных стран.
Изменения в буддизме после Будды
После смерти Будды человеческая природа, столь страстно желающая верить в высшего защитника и покровителя в лице бога, постепенно налагала отпечаток на буддистские теории и практики.
Начать надо с обожествления самого Будды. Надо сказать, что в сознании большинства западных жителей до недавнего времени, а может быть, и сейчас тоже, существовало мнение, что Будда — это бог буддизма.
Для многих сам факт существования верований без божества — верховного или же целого их сонма — кажется просто невероятным.
В этом плане европейцу более близок индуизм с его сотнями больших и малых божеств, нежели буддизм, отвергающий саму идею Бога.
В случае с буддизмом сознание цепляется за факт, что Будда был человеком, царевичем Гаутамой, который изменился духовно, достиг нирваны и стал Буддой, просветленным.
В нашем сознании, накрепко связанном с христианской теологией, это ассоциируется с воскресением и вознесением Иисуса Христа, сына божьего.
Такие ассоциации заставляют нас, пусть подсознательно, но считать Будду существом высшего порядка, значит, по крайней мере, ровней богам.
Примерно по этому же пути пошли последователи Махаяны. Они создали учение о трех телах Будды, высшее из которых — Дхармакая — считается абсолютным проявлением духовной сущности, суть самого мироздания, которую невозможно постичь умом или определить при помощи органов чувств. Для этого нужно достичь просветления.
Теоретически здесь все правильно с точки зрения буддизма, ведь сам Будда достиг просветления, значит, изменился и обрел-таки высшее тела, Дхармакаю.
Но, в то же время можно сказать, что появление этого учения стало началом обожествления самого Будды, противореча его изначальным постулатам. А еще в этой идее наше христианское сознание отчетливо видит параллели с идеей Троицы и Святого духа.
Пусть это все на другом уровне, как бы перенесенное в другую реальность, но сходство все равно имеется.
Боги в буддийском пантеоне
При том, что идея существования верховного божества категорически отвергалась, в буддизме признавалось существование других божественных существ, дэвов, которые обитали в высшем свете и бывших столь же подверженных действию кармы и сансары, как и обычные смертные жители Земли.
То есть в буддийской космогонии не отвергается сама идея существования созданий иного уровня, превосходящих человечество по многим аспектам, но утверждается, что существа эти живут по столь же универсальным космическим законам, что и люди. Никакого верховного бога, управляющего всеми делами и вершащего судьбы как человечества, так и других миров, попросту не существует.
Жители же «верхнего мира», как и земляне, могут достичь нирваны путем самосовершенствования.
Однако те, кому посчастливилось побывать в одном из храмов Тибета, где буддизм занимает лидирующие позиции, скажут, что священные места здесь буквально заполнены сонмами божеств. На первый взгляд, все это крайне плохо сочетается с идеей Будды об отсутствии главного, верховного бога.
На самом деле все эти многочисленные божества — на самом деле лишь символические изображения различных проявлений и аспектов умственной деятельности адептов будизма.
Именно поэтому многие сотни, если не тысячи вариантов изображения Будд в разных позах, с телами различного цвета, держащих многочисленные предметы, – это всего лишь воплощение отдельной части Будды, что вполне согласуется с идеей о трех телах.
Кроме различных воплощений и проявлений самого Будды, в храмах имеются изображения Бодхисаттв — особых существ, достигших просветления, но сознательно не направившихся в нирвану с целью спасения всех живых существ мира. Бодхисаттвы в Махаяне считаются существами, не стремящимися в нирвану, но и уже не подвластными сансаре.
Существует и более конкретное определение бодхисаттв. Это махасаттвы — великие существа из пантеона Махаяны, которые служат помощниками для людей при их начале пути к просветлению.
Но в сознании большинства верующих они воспринимаются как локальные божества, дарующие определенные жизненные блага. Таким бодхисаттвам поклоняются, делают их статуи, отличающиеся особой красотой и великолепием украшений.
Можно сказать, что для простого народа, исповедующего буддизм, бодхисаттвы являются аналогами христианских святых, иконам которых они молятся, прося для себя здоровья, счастья, успеха и прочих радостей жизни.
Так что «рядовые» боги в буддизме все-таки есть, хотя и с определенной натяжкой, ибо настоящие, глубокие исследователи этого направления обязательно найдут веские обоснования, почему бодхисаттв и святых нельзя считать божествами в полном смысле этого слова.
Не претендуя на роль истины в последней инстанции, можно сказать, что буддизм действительно считается религиозно-философским учением, отвергающим существование бога как верховной сущности, вершителя судеб людей, но наделенного рядом черт, характерных для религиозных практик.
Сам Будда признавал существование божеств, но утверждал, что и они страдают от сансары, только на своем уровне. Исконному учению чужда идея монотеизма, то есть существования единственного, верховного бога, что так характерно для трех главных мировых религий — христианства, ислама и иудаизма.
Но прослеживаются следы последовательного обожествления самого Будды, превращение его из создателя учения в его воплощение.
Эту мысль отвергают сами сторонники и исследователи буддизма, но для народного понимания так намного проще верить и поклоняться, очевидно, это стремление присутствует в человеке чуть ли не на генетическом уровне.
Так что однозначно говорить о том, есть или нет бога в буддизме нельзя. Если подойти только с точки зрения «правильных» определений и тех сведений, что лежат на поверхности, то да, в буддизме Бога, как такового, нет. Это заставляет говорить о буддизме не как о религии, а о «спиритуалистической философии», то есть о духовном учении.
С другой стороны, анализируя многочисленные источники и труды ученых, как восточного, так и западного происхождения, можно отметить, что здесь имеется множество признаков религиозного поклонениям и завуалированных форм веры в бога.
Видимо, все-таки человеческая природа с ее постоянным стремлением найти себе верховного защитника и покровителя начинает преобладать и борется даже с таким могучим разумом, каким обладал великий и непостижимый Будда.
Источник: https://yogarossia.ru/buddhism/filosofiya-buddisma/osnovnye-bogi-buddizma.html
Символы и боги буддизма
Буддизм, хоть и считается одной из мировых религий, является по своей сути не столько верой, сколько философией. Именно поэтому боги буддизма и символы буддизма – это не совсем предметы культового поклонения. С их помощью буддисты стараются выразить не веру в богов, а свои основные мировоззренческих позиций.
Символы буддизма
Главным и основным символом буддизма является изображение самого Будды Шакьямуни – основоположника этой религии.
Хотя историческая традиция сделала почитание изображения Будды схожим с поклонением образу бога, Будда остается только человеком, достигшим просветления.
Его изображение как символ буддизма в основном используется с целью проиллюстрировать возможность каждого достичь просветления собственными силами, а не благодаря милости богов.
Ещё одним символом буддизма является Дхаммачакра или Колесо закона. Этот символ буддизма представляет собой колесо с восемью спицами, каждая из которых выражает собой одну из ступеней Восьмеричного пути, — основного свода постулатов в буддизме. Центральная точка колеса символизирует точку в сознании, которая излучает свет истины.
Колесо жизни (Бхавачакра) – этот символ буддизма выражает собой основы буддийской космологии и онтологии. На нём изображены все существующие в буддийской мифологии миры, а также возможные состояния человека на пути к нирване. Этот символ буддизма самый сложный из всех — он включает в себя все элементы буддийского учения.
Также, очень важным символом буддизма является оранжевый цвет. Считается, что лучи именно такого цвета исходят от человека в случае обретения нирваны. Западным людям хорошо знаком это символ буддизма благодаря цвету одежды буддийских монахов.
Следует заметить, что все перечисленные символы буддизма начали своё существование вопреки завету самого Будды не создавать никаких священных образов. Но каждой религии, так или иначе, требуется визуальное выражение, — для этой цели и служат символы буддизма.
Боги буддизма
По своей сути, буддизм является религией без богов: в ней не существует понятия о высших существах, от которых зависит жизнь человека. Боги буддизма или «дэвы» – это такие же несчастные создания, как и люди, поскольку они также подвластны закону кармы и круговороту перерождений.
Единственное отличие между богами буддизма и людьми – существование в разных мирах. Боги буддизма живут в мирах, более удобных и красивых, нежели наш. Кроме того, боги буддизма обладают сверхъестественными силами и властью воплощать любую свою фантазию.
Но боги буддизма, также как и люди, вынуждены искать пути к просветлению, побеждая собственные тщетные стремления и желания. Среди богов буддизма не существует создателя мироздания, потому что буддийская Вселенная не имеет начала и конца. Хотя есть существа, способные творить новые измерения – это бодхисаттвы.
Не являясь богами буддизма в классическом религиозном понимании, бодхисаттвы, в то же время, занимают центральную часть буддийского пантеона, будучи существами, достигшими нирваны и отказавшимися от неё ради блага других существ.
Эта огромная альтруистическая жертва возвела бодхисаттв на самую вершину системы богов буддизма, сделав их образцом для каждого человека. Согласно буддийскому учению, любое разумное существо, будь то обычные люди или боги буддизма, может когда-нибудь стать Бодхисаттвой при условии искреннего соблюдения духовных ценностей этой великой философии.
автор: Валентина
2014-11-18 10:41:50
Источник: https://www.astrostar.ru/articles/drevnie-kultury/indiya/simvoly-i-bogi-buddizma.html
Боги тибетского буддизма — Весеннее настроение — Монастырские Хроники
Тибетские боги — это символы душевных состояний человека. Что интересно — на Тибете нет мифов о сотворении мира, нет бога-творца. Но тибетцам известно представление об Абсолюте — Ади-будде (Первоначальном будде), соединяющем в себе всю духовную силу будд, богов и духов.
Изображения Ади-будды синего цвета — в Индии этот цвет считается признаком небожителя. Ади-будда и другие подобные ему боги Ваджрадхара м Ваджрасаттва символизируют единство женского и мужского начал вселенной. Они совсем не являются буддами в том смысле, какой имело это слово в первоначальном буддизме — «человек, достигший Просветления».
Такие боги, как Ади-будда, — это чистые космические принципы, приближаясь к которым можно достичь Просветления. Буддист постигает абсолют постепенно, созерцая образы богов, являющихся тем или иным его проявлением. Система этих проявлений строго иерархична, т.е.
представляет собой лестницу, на высшей ступени которого находится Ади-будда; далее идут будды созерцания, земные будды, идамы, бодхисатвы, дакини, дхармапалы и духи.
Дхьяни-будды («будды созерцания»).
Изначальный Ади-будда порождает из себя будд пяти направлений, которых называют буддами созерцания. По легенде, в момент их возникновения, Ади-будда пребывал в состоянии созерцания и творил их своей мыслью. Пять дхьяни —будд — это вселенские сущности, воплощающие все мироздание. Каждый из них проявляется в мире, принимая форму богов и земных будд. Достичь самого дхьяни-будды (т.е достичь высочайшего мира, где он обитает, или, говоря точнее, того возвышенного состояния собственного духа, которое символизирует дхьяни-будда) могут только будды и великие святые в глубокой медитации.
Центральный дхьяни-будда — Вайрочана («Сверкающий»); его стихия — пространство, цвет — белый. Обычно он изображается с руками, поднятыми на уровень груди. Обитель Вайрочаны — Акаништха, высший и наиболее совершенный из миров. Некоторые школы буддизма отождествляют Вайрочану с Ади-буддой.
Восточный дхьяни-будда — Акшобья («Невозмутимый»). Его стихия — воздух, цвет — синий. Он — владыка восточного рая, мира, где благочестивый в земной жизни человек рождается полубогом и совершенствуется в постижении буддистского учения, приближаясь к Просветлению.
Южный дхьяни-будда — Ратнасамбхава («Тот, из которого возникают драгоценности»). Но при этом Ратнасамбхава — бог не материального богатства, а духовного, он дарит не дорогие вещи, а драгоценные знания. Его стихия — огонь, цвет — желтый.
Западный дхьяни-будда — Амитабха («Неизмеримый свет»). Его стихия — вода, цвет — красный (символ блага). Он сидит в позе созерцания (соединенные руки лежат на коленях).
Амитабха воплощался среди людей в образе основателя буддизма Будды Шакьямуни, в образе Авалокитешвары, а также в образе монгольского бога Аюши — божества здоровья и долголетия. Другое воплощение этого божества — Амитаюс («Неизмеримая жизнь»).
Амитаюс изображается в одеждах индийского принца — как бодхисаттва, а не как будда — и держит в руках чашу для подаяния, из которой растет Дерево Жизни.
Амитабха — владыка западного рая Сукхавати («Счастливая страна»), образ которого в последние несколько столетий очень популярен среди буддистов.
О Сукхавати говорится, что все там состоит из драгоценных камней, золота и серебра (они символизируют не богатство, а чистоту, красоту и совершенство), там нет ничего неприятного на вид, ничего дурного по сути, там всюду блистает свет Амитабхи.
Сукхавати может достичь благочестивый человек в своей следующей жизни — он рождается там, словно божество — из цветка лотоса.
Северный дхьяни-будда — Амогхасиддхи («Неизменно удачливый»). Его стихия — земля, цвет — зеленый; левая рука лежит на коленях, правая поднята на уровень груди (знак бесстрашия).
Воплощением Амогхасиддхи среди людей станет будда грядущего — Майтрейя, которого обычно изображают в одежде бодхисаттвы, сидящим на троне не в позе лотоса, а по-европейски, с опущенными ногами.
Это знак того, что он спешит к людям. Женская ипостась Амогхасиддхи — богиня Тара.
Земные будды.
Следующую ступень в иерархии богов Тибета занимают земные будды. Среди них первое место занимает Будда Шакьямуни и его ученики, а также великие философы — Нагарджуна, Падмасамбваха, Атиша, Цзонхаве, далай-ламы и другие.
Почитаются также и группы будд: тысяча будд, которые должны прийти в течение нынешнего мирового периода — кальпы, длящегося более 8 млрд. лет.
Будда Шакьямуни — четвертый из них, тысяча статуэток этих будд служит фоном статуям других богов в алтарях некоторых храмов; 35 будд сострадания; будды десяти сторон света (четырех основных, четырех промежуточных, зенита и надира). Основное место среди тысячи будд занимают Манле — покровитель медицины — и его спутники.
Буддисты верят, что если человек неустанно молится Манле, то в одной из ближайших жизней сможет достичь нирваны. Манле изображается в традиционно одежде будды; его тело — синее, в правой руке он держит листья целебной травы.
Идамы («желанные боги»).
Идамы — это боги-покровители тех или иных разделов тантрического учения. Могуществом они лишь немного уступают дхьяни-буддам. Различают идамов милостивых, полугневных и гневных. Милостивые, как правило, изображаются сидящими, у них за спиной в форме ровного круга разливается спокойное сияние (таков Гухьясашадха — владыка тайной мудрости). Полугневных идамов изображают стоящими, при этом внешняя часть их сияния полыхает языками пламени. Такими изображены Хеваджра, Самвара, Калачакра. Гневные идамы также стоят, их сияние — это сплошное пламя, волосы от ярости подняты дыбом — таков облик Ямантаки и Хаягривы. Гнев идамов направлен на то, что препятствует достижению Просветления — невежество, ложные устремления, негативные эмоции и людей, мешающих другим на пути совершенствования. Все идамы обычно изображаются с тремя головами и всегда с тремя глазами на каждой голове — они видят прошлое, настоящее и будущее. Идамы многоруки — это символ их могущества.
Бодхисаттвы.
Слово «бодхисаттва» буквально означает «тот, чья сущность Просветление». Так называют тех, кто достиг Просветления, но отказался уйти в нирвану, пока во вселенной остается хоть одно живое существо, нуждающееся в спасении.
Первое место среди бодхисаттв занимает Авалокитешвара («Бог, смотрящий вниз») — символ сострадания и милосердия. Он часто изображается одиннадцатиголовым. Согласно легенде, однажды бодхисаттва взглянул с небес на землю и увидел людские страдания, и от вида чужой боли его голова раскололась на одиннадцать частей. Земным воплощением Авалокитешвары считаются все далай-ламы.
Столь же чтимым изображением Авалокитешвары считается четырехрукий сидящий бодхисаттва: две его руки молитвенно сложены, в двух других он держит четки и лотос. Это изображение считается олицетворением самой известной у буддистов мантры — ом мани падме хум. Тот, кто произнесет эту мантру сто тысяч раз, обретет Просветление.
Среди других бодхисаттв почитают Манджушри. Его гневная ипостась — Ваджрапани («Рука, держащая ваджру»): символ силы, позволяющей преодолевать невежество. По легенде, Ваджрапани был одним из учеников Шакьямуни; он — покровитель змей-нагов, которые слушали первые проповеди Будды.
Тибетцы считают Ваджрапани владыкой погоды (змея — символ дождя).
Если Манджушри ведет к просветлению в основном через знания, через постепенное постижение обретение мудрости, то Ваджрапани связывается с идеей мгновенного озарения, практикой медитации, с предельным напряжением душевных сил, ведущим к внезапному.
Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани — сострадание, мудрость и сила духа — составляют как бы «буддистскую троицу».
Дакини («воздушные духи»).
Женские божества дакини являются то в образе прекрасных дев, то безобразными старухами, то полуженщинами-полуживотными. Многие дакини — это женские ипостаси мужских божеств. Например, дакини Ваджраварахи («Алмазная свинья») — женская сущность Самвары. Она — покровительница тибетского монастыря Ямдок, отличающегося строгим уставом. Ее часто изображают с двумя головами — человеческой и кабаньей. Все дакини изображаются обнаженными, их тело покрывают только бесчисленные драгоценности. В руке дакини держат жезл с несколькими нанизанными на него человеческими головами или черепами; на головах у них короны их черепов; в руках габала — чаша, сделанная из черепа и наполненная кровью, и ритуальный нож. Боги не случайно изображаются с таким количеством ужасной атрибутики. Во-первых, образ смерти должен постоянно напоминать буддисту о неотвратимости кончины, во-вторых, эти символы должны вызвать у человека отвращение к собственному телу, ибо привязанность к телесному, согласно учению Будды — препятствие на пути к Просветлению.
Дхармапалы — «хранители учения».
Иногда их называют докшитами — «ужасными палачами». На первый взгляд эти существа могут показаться демонами, но они враждебны только к тем, кто совершает дурные, греховные поступки. Для благочестивых людей докшиты — могучие защитники. Их облик символичен — оскаленные пасти, злобные лица, мощные мускулы. На шее у них висят несколько змей — символы зла и гордыни; дхармапалы изжили в себе эти качества и помогают людям избавиться о них. Список дхармапал включает в себя многих богов добуддистского происхождения, гневных идамов (Ямантаку и Хаягриву) и некоторых бодхисатв (Ваджрапани). Обычно говорят о восьми дхармапалах, но состав этой восьмерки может меняться. Кроме уже названных в нее входят Лхамо (хранительница тайн жизни и смерти), Джамсаран (добуддистский бог войны — пожирает легкие и сердце врага веры), Черный и Белый Махакала (помогают преодолевать препятствия на пути к вере), Кубера (иначе — Вайшравана — бог богатства) и Яма (индийский бог смерти).
Локапалы и другие духи.
Нижнюю ступень в лестнице богов занимают всевозможные духи, как правило добуддистского происхождения. Таковы локапалы (хранители сторон света — севера, юга, востока, запада), божества различных священных мест. На той же ступени стоят и наги (полулюди-полузмеи), которым проповедовал Будда Шакьямуни.
К этой же группе относится божественная птица Гаруда — орел, враг змей (враг гордыни и любого зла). Взлетающий Гаруда символизирует человеческий разум, стремящийся к Просветлению, поэтому троны богов и святых нередко украшены изображением Гаруды.
Таковы основные боги тибетского буддизма, хотя на самом деле их гораздо, гораздо больше. Вне монастырских стен нет четкой границы между буддистскими богами и местными духами-хранителями, их одинаково почитают и им одинаково молятся, желая достичь Просветления и достигнуть заветной нирваны.
Источник: http://TempleOfWisdom.ru/journals/21/p/200