Сведенья о храме покрова пресвятой богородицы в медведкове: история и расписание

История храма

Главная / Храм / История храма

Село Медведково в сохранившихся источниках впервые упоминается в писцовой книге 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина».

Название «Медведево» (именно так первоначально называлось село) происходит от первого его владельца, князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского, который жил в 1-й пол. XVI в.

(для рода Пожарских были характерны прозвища, добавляемые к родовому имени.).

Он умер бездетным, и село перешло к его ближайшему родственнику, князю Феодору Ивановичу Немому Пожарскому, деду князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

Знаменитый внук родился 1 ноября 1578 г. Его военная карьера началась в 1608 г. По просьбе купца Козьмы Минина князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил ополчение против поляков, которое выступило в марте 1612 г. из Нижнего Новгорода по направлению к Москве.

Обратите внимание

В августе 1612 г. отряды Дмитрия Пожарского встали лагерем у села Медведково (по преданию, именно там, где находится сейчас храм), а спустя несколько дней нанесли первое поражение полякам. В день празднования иконы Казанской Божией Матери (4 ноября по н.ст.) был взят Китай-город, и через несколько дней сдался польский гарнизон в Кремле.

После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г.

, согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св.

Петра Александрийского,который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.).

В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница.

Из книг Патриаршего приказа следует, что к 1635 г. количество приделов, расположенных в храме, увеличилось до пяти. Помимо прежних престолов появились новые — Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря), прп. Варлаама Хутынского (6/19 ноября) и прп. Антония Римлянина (3/16 августа).

Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: икона Знамения — главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники, основавшие на окраине города монастыри, существующие и по сей день. К десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, в 1652 г., был освящен престол нового придела в честь Девяти мучеников Кизических. Появление редко почитаемого на Руси престола Девяти мучеников Кизических связано, вероятно, с датой смерти князя Д.М.Пожарского. «Обращает на себя внимание, — писал Николай Феодосьевич Гуляницкий,известный историк архитек туры и градостроительства, — совпадение календарного числа праздника девяти мучеников (29 апреля по ст.стилю) с датой девятого дня по истечении смерти Д.М.Пожарского (20 апреля 1642 г.)»*.

После смерти Дмитрия Пожарского (1642 г.) село Медведково досталось его сыновьям, Петру и Ивану Дмитриевичам. Старший сын Петр умер в 1647 г., а после смерти Ивана вотчина перешла во владение к его вдове и детям, сыну Юрию и дочерям Аграфене и Анне. Боярин Юрий Иванович Пожарский дослужился до стольника и умер в 1685 г. бездетным, а вместе с ним угас в мужском колене и знаменитый род князей Пожарских.

Вымороченное (т.е. конфискованное имущество, право на которое передается государству) имение досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи князю Василию Васильевичу Голицыну (1633-1713), одному из образованнейших и влиятельнейших людей своего времени.

Важно

Когда Софья потеряла власть, В.В. Голицын оказался в опале. В 1689 г. он лишился всех своих имений, боярского титула и был отправлен в ссылку в далекий Пустозерский острог в низовьях реки Печоры.

Но даже за тот незначительный срок, в течение которого князь В.В. Голицын владел селом Медведково, он успел очень многое. Именно В.В.Голицын предпринял перестановку приделов и сократил их количество до трех (в честь Покрова, Знамения и Девяти мучеников Кизических). Четвертый (южный) придел в честь прп. Сергия Радонежского был основан в 1690 г.

Считается, что именно по заказу князя был сделан иконостас главного храма. Иконы для иконостаса были написаны в 1686-1687 гг. известным живописцем Оружейной палаты Карпом Золотаревым. Были сняты колокола, напоминавшие о прежнем владельце Дмитрии Михайловиче Пожарском, и повешены новые, отлитые Дмитрием Моториным. Надпись на одном из колоколов утверждала права нового хозяина Медведкова.

Именно тогда вкладом в храм было дано знаменитое Медведковское напрестольное евангелие с миниатюрами, которые, согласно легенде, были выполнены рукой самой царевны Софьи. Евангелие хранилось в алтаре, по крайней мере, еще в 1919 г. Следы Евангелия утеряны. Возможно, оно находится в Государственном Историческом Музее, данные проверяются.

Спустя два года после отправки В.В. Голицына в ссылку, в 1691 г., село Медведково было передано во владение новому хозяину — родному дяде Петра I, Федору Кирилловичу Нарышкину, который был женат на правнучке Д.М. Пожарского. В 1698 г. Федор Кириллович умер, и имение перешло к его родному брату, знаменитому Льву Кирилловичу Нарышкину.

После его смерти, в 1705 г., село перешло по наследству его детям, сыновьям Ивану и Александру и дочери Аграфене. В 1707 г. Аграфена получила село в качестве приданого, но в 1710 г.

она скончалась, и село вернулось во владение братьев Нарышкиных. До 1721 г. Иван и Александр жили за границей, изучая по приказу Петра I морское дело. После раздела имущества в 1732 г.

село перешло во владение старшего брата — Александра.

После его смерти в 1746 г. селом владела его вдова, княгиня Елена Александровна, а в 1763 г. село перешло во владение к её сыну — Льву Александровичу Нарышкину (1733-1799).

Так как главным местом пребывания Л.А. Нарышкина был Петербург, а основным местом летнего отдыха служила усадьба в Кунцево, на село Медведково он обращал немного внимания. Тем не менее, он начинает переустройство усадьбы, строит новый дом и разбивает парк, спускающийся террасами к Яузе. К сожалению, сведений о храме того времени не сохранилось.

Согласно отчету ре­ставраторов, составленному в 1969 г., именно в XVIII веке, т.е.

Совет

когда Медведково на­ходилось во владении семьи Нарышкиных, была проведена существенная реконструкция церк­ви, изменившая облик храма: обходные галереи — гульбища — были превращены в кры­тые переходы; срублены все изразцы с шатра; растесаны или прорублены заново оконные проемы в шатре, восьмерике и четверике; круглые барабаны четырех декоративных главок отесаны на 8 граней; переделаны все кровли; перестроена колокольня. Есть сведения, что в 1787 году священником Петром Воздвиженским шатер был покрыт железом. Вероятно, что основные переделки церкви относятся к 1787-1795 гг., так как в метрике 1827 г. уже описываются большие (растесанные) окна и закрытая паперть.

После смерти Л.А.Нарышкина 9 ноября 1799 г. Медведково досталось его сыну, Александру Львовичу Нарышкину. Но недостаток средств заставил его в 1809 г. продать имение Карлу Якоби Шмидту.

В тот же год село было перепродано надворному советнику А.Р. Сунгурову (предки его были крепостными семейства Голицыных) и Н.М. Гусятникову (купеческого происхождения). В 1812 г.

оба владельца имения снарядили на свои средства 21 ополченца. Французы до Медведкова не дошли, и село не постигла страшная участь разоренной Москвы. В 1842 г. Медведково с несколькими деревеньками досталось вдове А.П. Сунгурова.

В 1851 г. оно перешло к ее внучке Н.В. Бланк.

Оставшиеся в имении 475 десятин земли были проданы в 1881 г. московской мещанке Т.К. Капыриной. В 1886 г. владения Т.К. Капыриной унаследовал Н.М. Шурупенков, купец 1-й гильдии, разбогатевший на торговле лесом. Часть земли он продал К.В.Третьякову, а часть оставил себе.

К этому времени Медведково стало пользоваться любовью московских дачников среднего достатка. Здесь жил молодой художник Константин Коровин, тогда еще студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в гости к нему часто приезжал другой художник — впоследствии знаменитый Михаил Врубель. Посе­щал эти места еще ребенком знаменитый поэт Валерий Брюсов. 

В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными.

Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века.

Обратите внимание

Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге.

Автор «Путеводителя по московской окружной железной дороге» за 1912 год Н.П. Останкович отмечал, что на колокольне храма Покрова Пресвятой Богородицы еще сохранялась надпись о том, что это село принадлежало князю Д.М. Пожарскому.

С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме.

Примерно в то же время настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Савельев).

История духовной семьи отца Сергия началась с поездки в Саров в середине 1920-х годов. Обретенное тогда единство духа с наследием преподобного Серафима возрастало и укреплялось десятилетиями. В ХIX веке преп.

Серафим напоминал христианам, в чем состоит истинная цель их жизни: «В стяжании Духа Святаго Божьего!» В ХХ веке архимандрит Сергий (Савельев) вместе со своими родными жизнью выстрадал и углубил наше представление о том, что это значит на практике: «Нужно достигать единения наших жизней во Христе с теми, кого нам посылает Бог». «Свято любя друг друга, мы не замыкались в себе. Мы были неразрывно связаны со всеми людьми всего мира, и со всяким дыханием Божиим. Со всею природой. Со всею вселенной. Она открылась нам храмом Божиим, а человек в ней — лучшим его созданием», пишет архимандрит Сергий в своей книге «Далекий путь», переизданной в 1998 году «Даниловским благовестником».

Земной путь архимандрита Сергия (Савельева) завершился у Престола Божьего в Рождественскую ночь 1977 года. Похоронен он в Москве на Введенском кладбище.

При о. Сергии среди остатков медведковского кладбища был найден безымянный мраморный крест, на котором архимандрит указал сделать надпись: «КРЕСТ — ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ», после чего крест был водружен у самого входа на паперть. Ныне крест находится на храмовой площади.

При архимандрите Сергии была написана большая икона с изображением Покрова Пресвятой Богородицы. Икона относится к поздней традиции написания Покрова (фрагментарное, поясное изображение Богоматери), сложившейся уже после войны.

Существует предположение, что икона Пресвятой Богородицы написана монахиней Иулианией Соколовой, которая в то время преподавала в Троице-Сергиевой Лавре на отделении иконописи. Икона помещена в киот, увенчанный сенью; находится она справа от центрального иконостаса. В это же время (вторая пол. XX в.

) была создана и плащаница Успения Пресвятой Богородицы, которая расположена в западной галерее над главным входом в храм.

Важно

Несохранившаяся усадьба в Медведкове находилась восточнее церкви, вблизи нынешней Полярной улицы, тогда — просёлочной дороги, продолжавшейся за Яузой нынешней Кольской улицей. Главный дом стоял над склоном к Яузе, по которому спускался террасный парк.

По литературным сведениям, представленный здесь дом выстроен в середине XIX века. Однако уже на плане окрестностей Москвы 1821 г. на этом месте показан дом с парой флигелей по сторонам, и гораздо вероятнее, что в дальнейшем сохранялся именно он, лишь его декор был частично изменен.

Действительно, мезонин с глубокими арочными лоджиями на обоих фасадах и террасы с шестиколонными тосканскими портиками более характерны для начала XIX в. По склону в парк спускается каменная лестница с промежуточной площадкой.В 1930-х гг. дом использовался для детского санатория.

Читайте также:  Эта статья описывает историю и быт храма всемилостивого спаса, расположенного в митино

Дальнейшая судьба его неизвестна. На снимке — фасад, обращенный к реке (парковый).

С1970-х гг. село Медведково постепенно сносилось и к 1990 г. было окончательно уничтожено.

При архимандрите Сергии в храм Покрова Пресвятой Богородицы был направлен клирик о. Порфирий Дьячек, впоследствии назначенный настоятелем.

При отце Порфирии была основана детская воскресная школа, осуществлена реставрация храма и начато строительство дома причта. Протоиерей Порфирий прослужил в Покровском храме около четверти века, в 2002 году был переведен в храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище.

С 2002 года настоятелем храма является прот. Валентин Тимаков.

Здание церкви Покрова числится на государственной охране под № 405.

См.Н.Ф.Гуляницкий, «Храм Покрова в Медведкове и русское зодчество XV-XVIIв.»//Архитектурное наследство №28(М.,1980г.),стр 54.

«В Медведкове было дачников очень немного, — вспоминает он в автобиографической повести «Моя жизнь», — особенно на селе, где жили мы — пять-шесть, не больше. У дач даже не было отг­ороженных садиков. Единственным общественным местом были бревна, сложенные под старой елью, и вечером все мы шли посидеть «на бревнушках».

Неудивительно поэтому, что все мы меж собой перезнакомились, а мы, дети, стали играть вместе».

Позже Брюсов подчеркивал, что Мед­ведково дало ему много в смысле воспитательном и познавательном: «Эта жизнь, среди полудиких лесов, и крытых соломою изб, в постоянном общении с мальчишками «с деревни» дала мне, конечно, больше, чем дали бы ребенку впечатления какого-нибудь Мариенбада или Спа».

Совет

Свои детские впечатления от отдыха в Медведково мальчик описал в письме, адресованном в детский журнал «Задушевное слово» («Почтовый ящик», 1884, № 16): «Позвольте мне вам описать, как мы провели лето в селе Медведкове, в котором мы в 1883 г. жили на даче. Расположено оно на гористой местности, покрытой молодым лесом.

Направо от нашей дачи был большой запущенный парк. Налево склон к речке Чермянке; на другой стороне этой реки густой лес. Позади нас лес: тут стояла совершенно высохшая сосна, под которой, по преданию, зарыт клад. Прямо перед нами стояла церковь, позади ее склон к Яузе, в которую впадает Чермянка. На другой стороне Яузы лес.

Время проводили мы очень весело: гуляли, купались, играли, учились только 1 час в день. Часто во время прогулки мы видели зайца или лисицу, но они убегали при нашем приближении. В Москву ездили мы редко, да мы не любили этого, в Москве нам было скучно». Медведкову В. Брюсов посвятил стихотворение «И снова давние картины…», написанное в 1910 г.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной (М., 1980).

Источник: http://pokrovchram.ru/istoriya_hrama

Достопримечательности и святыни Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Бывают старинные храмы, которых коснулась печать истории и стены которых помнят молитвы многих и многих поколений. Бывают храмы новые, только что построенные и освященные, которые идут в ногу со временем и со своей паствой. Но не все так просто: в Медведково есть уникальный храм Покрова Пресвятой Богородицы, в котором прошлое и настоящее действительно не разделимы!

Где находится храм?

Много лет назад Медведково было обычным селом, приютившимся неподалеку от стен белокаменной столицы.

  • Сегодня же – это один из районов Москвы, поэтому адрес храма Покрова Пресвятой Богородицы вполне себе столичный: г. Москва, улица Заповедная, 52А.
  • В случае, если вам нужно что-либо узнать или уточнить о храме, звоните по телефону +7 499 186-86-47.

Как добраться до храма?

Медведково – район северный, достаточно отдаленный от центра столицы, так что придется немного напрячься, чтоб достичь цели.

  • Можно доехать метро до станции «Отрадное», а далее воспользоваться наземным транспортом: автобус №605 довезет вас до остановки «Проезд Дежнева», а оттуда до храма уже и рукой подать (правда, все-таки можно обойтись без пятиминутной пешей прогулки и подъехать на маршрутке №280до остановки «Улица Заповедная»).
  • Второй маршрут приведет вас к станции метро «Свиблово», откуда до остановки «Улица Заповедная» вас домчит либо автобус №628, либо уже знакомая маршрутка №280.

Расписание служб храма Покрова Пресвятой Богородицы

  • В храме утреня и Литургия служатся ежедневно, как правило, в 8:00.
  • По воскресным дням и великим праздникам Литургия начинается в 7:00.
  • Накануне великих праздников в храме совершается Всенощное бдение, начало в 18:00.

История создания храма

Село Медведково не всегда было простой деревенькой на север от столицы.

Оно вошло в историю прежде всего как вотчина князя Дмитрия Пожарского, предводителя народного ополчения и одного из знаменитых освободителей Москвы от польско-литовской интервенции.

Именно в честь памятной победы на реке Яузе, в результате которой поляки с позором бежали прочь, князь Дмитрий и заложил в своем родовом гнезде храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Сперва церковь была деревянной, затем на ее месте князь велел выстроить новый храм из камня, который надолго пережил самого Пожарского и застал немало правителей русской земли – как набожных, так и не слишком.

Говорят, здесь хранилось знаменитое Медведковское евангелие, миниатюры которого будто бы принадлежат кисти царевны Софьи (к сожалению, сейчас это евангелие считается утерянным).

В свое время селом Медведково, а стало быть, и храмом владели Голицыны и Нарышкины, здесь бывали Михаил Врубель и Валерий Брюсов. За все время своего существования и по сей день храм в Медведково ни на один день не закрыл свои двери для прихожан (даже в 1930-е годы в малом храме регулярно проводились богослужения).

Достопримечательности храма

  • Храм в Медведково – один из уникальных примеров так называемого шатрового зодчества, характерного для храмов России в XVI-XVII веках (вместо главного купола строение завершается шатром с несколькими гранями). Двухъярусная колокольня, примыкающая к храму, была построена значительно позже, в середине XIX столетия.
  • Наибольшей популярностью пользуются икона Покрова Пресвятой Богородицыикона пророка Илии с житиемикона Божией Матери «Неопалимая купина» и многие другие.
  • К храму относятся также деревянная часовня «Утоли моя печали» (улица Широкая, 14, недалеко от станции метро «Медведково»).
  • Часовня пророка Илии (улица Декабристов, 22Б, станция метро «Отрадное»).

Святыни храма

Среди святынь храма наиболее чтимы иконы Покрова Божией МатериБожией Матери «Знамение»Девяти мучеников Кизических и преподобного Сергия Радонежского, в честь которых и освящены престолы храма.

Условия посещения храма

По храму проводятся бесплатные двухчасовые экскурсии (периодичность – примерно один раз в месяц). Предварительно записываться на экскурсии не нужно, стоит лишь следить за объявлениями на официальном сайте храма. Кроме того, можно договориться об экскурсии по храму для детских и школьных групп. Организацией экскурсий занимается паломнический сектор храма.

Фото

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково зимой.

Таким видят свой храм прихожане летом.Храм Покрова Пресвятой Богородицы прекрасен в любое время года.
Внутреннее убранство храма.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове — видео

Сегодня жизнь храма в Медведково необычайно насыщена. Здесь регулярно проводятся репетиции народного хора прихожан, функционирует паломнический отдел, есть воскресная школа, где рады и детям, и взрослым, постоянно организовываются благотворительные ярмарки. Жители Медведково могут гордиться как памятным прошлым, так и достойным настоящим своего храма!

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/pokrova-presvyatoj-bogorodicy-v-medvedkove.html

Покровская церковь в Медведково

sergeyurich    Оригинал взят у sergeyurich в Покровская церковь в Медведково
    Район Медведково, расположенный на северо-востоке Москвы, у многих вызывает не самые лучшие ассоциации (далекая окраина столицы, сплошные хрущевки и т д.).

Между тем, мало кому известно, что у этой местности (правда, задолго до того, как она вошла в состав Москвы) очень богатая и интересная история.

    Разумеется, главной достопримечательностью Медведкова, сохранившейся до нашего времени, является храм Покрова Пресвятой Богородицы – одна из немногих каменных московских церквей шатрового типа, оставшихся практически в неприкосновенности после того как патриарх Никон запретил сооружение шатровых храмов.

    Но прежде чем рассказать о Покровской церкви, хотелось бы предложить вашему вниманию небольшой исторический очерк об истории Медведково.

    Медведково было известно под этим названием с начала XVI века, но вовсе не потому, что в его округе в изобилии водились медведи, как многие думают до сих пор, а потому, что его владельцем был боярин князь Василий Федорович Пожарский по прозвищу «Медведь» (а в просторечии – «Медведок»).

    К началу XVII века село унаследовал праправнук «Медведки», знаменитый полководец, князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Обратите внимание

    Во времена Смуты, Медведково, как и многие другие деревни и села в окрестностях Москвы, было разорено интервентами — поляками и «тушинцами» Лжедмитрия II.

    После изгнания интервентов и заключения в 1618 году перемирия с Польшей медведковская усадьба была восстановлена, а герою-полководцу дали еще две пустоши на берегу Яузы: Филино и Поповскую, которые он населил крестьянами, переведенными из других своих вотчин.

  По писцовой книге за 1623 – 1624 гг. следует, что около Яузы находилось село Медведково во владении «за боярином Дмитрием Михайловичем Пожарским, как старинная отца его вотчина; а в селе храм Покрова Пресвятой Богородицы… да в селе двор вотчинников, двор людской, а в нем живут конюхи и деловые люди; под селом мельница в одно колесо, мелет про боярский обиход; да другая мельница на реке Черменке…».
Это, конечно не те самые мельницы, но того же типа:

    Князь Д. М. Пожарский скончался в 1642 году. Его сыновья – Петр и Федор не пережили отца, а младший – Иван, служивший начальником Челобитного приказа, умер в 1668 году. В 1682 году род Пожарских пресекся окончательно.

    Но именно при Пожарских (в 1635 – 1640 годах)  в Медведково была построена великолепная Покровская церковь.

    При строительстве этого храма был использован новый конструкционный прием перехода от основного четверика здания к восьмерику путем устройства ступенчатых арок по сторонам четверика.

Это позволило уменьшить восьмерик, а центр сделать более высоким и стройным по сравнению с шатровыми покрытиями XVI века. Так, высота шатра в медведковской церкви в два с половиной раза больше диаметра его основания.

    Фактически выморочная вотчина Пожарских в 1687 году была подарена царевной Софьей ее фавориту Василию Васильевичу Голицыну.

    Но долго владеть медведсковской усадьбой ему не пришлось, поскольку после падения Софьи Петр I сослал ее фаворита в далекую северную Пинегу, а его вотчины были конфискованы и отданы Федору Кирилловичу Нарышкину, во владении потомков которого Медведково находилось до 1809 года.

    Во второй половине XIX века Медведково стало дачной местностью, которой и оставалось почти до того времени, когда уже в 1960 году вошло в состав Москвы.

Важно

    Кстати, в Покровской церкви и в советские времена не прекращались богослужения. Видимо, это объясняется еще и тем, что Медведково в основные годы богоборчества находилось за пределами Москвы.

    Благодарю за внимание.
   
Сергей Воробьев.

Источник: https://architectstyle.livejournal.com/53568.html

История – Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Деревянный храм

История храма в селе Недельном насчитывает не менее четырех веков.

Первое упоминание о нем встречается еще в писцовых книгах Оболенского уезда 1627-1629 гг. Эта поземельная опись свидетельствует, что Недельное (писец указывает и второе его название – Горнево или Горнее) было вотчиной Новодевичьего монастыря. Само Недельное впервые упоминается еще в XVI веке. Возможно, храм на холме в центре села тогда уже был построен.

Кроме этих упоминаний, документальных свидетельств о древней деревянной церкви практически нет. Но народные предания и общие исторические сведения позволяют воссоздать образ зажиточной местной общины.

В селе процветали ремесленники – гончары, вышивальщицы, ткачи, мастера по сусальному золоту, половики. Известно, что через Недельное проходил мощеный булыжником важный торговый тракт, который соединял Москву и Калугу.

По всей видимости, церковь не имела недостатка в прихожанах, и заботились о ней хорошо.

Каменная церковь

К концу XVIІІ века деревянное сооружение, которое не раз подвергалось ремонту, изжило себя.

По преданию, императрица Екатерина Вторая по дороге в Крым остановилась в Недельном. Увидев ветхость храма, она приказала соорудить на его месте новый, каменный.

На самом деле маршрут легендарного путешествия 1787 года пролегал намного западнее Недельного – через города Луга, Великие Луки, Смоленск, Новгород-Северский. Если императрица и останавливалась в Недельном, то на обратном пути через Серпухов в Москву.

Совет

Достоверно известно, что Покровская каменная церковь в селе Недельном была сооружена в 1804 году, уже при Александре І. Скорее всего, на деньги местной общины и благодетелей. Дату постройки нового храма указывает Николай Иванович де Рошефор в Описи церковных памятников Калужской губернии 1882 года.

Читайте также:  Что привезти с собой из дивеево: фото и землю со святой канавки богородицы в дивеевском монастыре

Покровская церковь создана в стиле ампир, который пришел из наполеоновской Франции и стал необычайно популярным в России первой трети ХІХ века. Ей присущи стройные классические линии, монументальность и торжественность.

Церковь построили с высокой колокольней и двумя башнями с восточной стороны, в которых находилась церковная библиотека и свечная лавка. Известно, что в 1848 году башен было уже четыре – с западной стороны пристроили еще две двухэтажные.

Главный престол храма был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, правый придел – свт. Николаю Чудотворцу, а левый — святым мученикам Флору и Лавру.

В 1887 году возле храма построили часовенку. Ее посвятили коронованию Александра ІІІ и его супруги Марии Федоровны, состоявшемуся в 1881 году.

Существуют сведения, что в 1908 году церковного старосту Федора Ивановича Глазунова наградили медалью за заботу о храме. Он на свои средства позолотил кресты, иконостас, расписал главный престол и построил новую ограду с двумя башнями.

Священники церкви, как было заведено, преподавали в церковно-приходских и земских школах Недельного и соседних деревень.

Антицерковные репрессии

С приходом советской власти начались репрессии против духовенства. Террор не обошел стороной и Покровскую церковь.

Обратите внимание

20 января 1932 года служившего в храме священника Василия Михайловича Чугаева (родился в 1910 году в селе Крылово Осиновского района Уральской области) приговорили к трем годам концлагерей. Приговор вынесла тройка при ПП ОГПУ по Московской области по статье 58 УК РСФСР – за «контрреволюционную деятельность». Дальнейшая его судьба неизвестна. Службы в храме пока еще совершались.

Пик антицерковного террора пришелся на 1937-1938 годы. 4 июля 1938 года на Бутовском полигоне по приговору тройки УНКВД Московской области был расстрелян священник Покровской церкви Иван Сергеевич Лебедев (родился в 1890 году). Его имя внесено в месяцеслов-синодик и упоминается среди других новомучеников, пострадавших в Бутове за веру, в 4-ю субботу по Пасхе.

С этого времени храм перестал действовать и использовался как склад. На сохранившемся в немецком архиве снимке, сделанном зимой 1941 года (скорее всего, еще до кровопролитных боев за Недельное), видно масштаб разрушений храма – снесены верхушка колокольни и купола, башенки полуразрушены.

Судьба храма в Великую отечественную войну

Во время наступления на Москву немецкие войска восстановили древний, забытый тракт, проходивший через Недельное. По нему перебрасывались транспорт, техника, люди.

«В Недельном разместились крупная база снабжения и службы тыла 13-го армейского корпуса фашистов. Под ударами перешедших в контрнаступление войск Западного фронта гитлеровцы спешили вывести из Подмосковья в Калугу тяжелое вооружение, склады и штабы», – пишет в мемуарах Василий Юлианович Волков.

Освободить Недельное от захватчиков было первоочередной задачей. Только так советская 49-я армия могла планировать дальнейшее наступление на Малоярославец и выход на Варшавское шоссе.

Битва за село разгорелась в конце декабря 1941 года. Здание храма оказалось в эпицентре событий. Возле церкви заняли огневые позиции наша артиллерия и минометчики. На помощь противнику к площади у церкви спешили танки. Здание оказалось под сильнейшим обстрелом.

«Решили сосредоточить огонь по церкви: там на колокольне засели фашистские пулеметчики и наблюдатели. Прямые попадания снарядов в колокольню поднимали тучи красной пыли от разбитых кирпичей», – вспоминает Василий Волков.

Церковь, которая использовалась как укрепление, несколько раз переходила из рук в руки. «Я умираю за Родину, но не сдаюсь», – можно было прочесть на стене внутри колокольни до реставрации. Только в конце 1970-х годов с колокольни сняли пулемет.

С нескольких попыток воины 49-й армии освободили Недельное. С наступлением 1942 оно было уже под контролем советских войск.

Возрождение

В послевоенное время здание церкви медленно разрушалось. Полностью обсыпалась штукатурка, обнажился красный кирпич. Стены поросли травой и мхом, на куполе начали расти деревья. Отсутствовали окна, протекала крыша.

23 апреля 1993 года президент России дал распоряжение о передаче религиозным организациям культовых зданий, находящихся в собственности государства. Спустя год правительство утвердило необходимый механизм, и возвращение церквей началось. 25 мая 1995 года Покровская церковь была передана Калужской епархии. Однако, из-за отсутствия средств, к ее восстановлению не приступали еще долго.

Важно

Строительные и реставрационные работы начались только в январе 2001 года. Вопросом занялся Николай Гуслистый (1933-2007), заместитель председателя Правления ОАО “Газпром”.

Он активно занимался благотворительной деятельностью в городе Малоярославец и районе.

Средства на храм пожертвовали ОАО «Газпром», организации и предприятия Калужской области, Москвы и других городов в России и за ее пределами.

Покровскую церковь восстанавливали реставраторы и художники из Мос­ковского государственного НИИ архитектуры и реставрации.

По данным епархии, такой масштаб работ по восстановлению храма был выполнен за столь короткий срок (8 месяцев) в России впервые. Был восстановлен не только собор, но и создан целый храмовый комплекс.

В него вошли воскресная школа, приходской дом, часовня, мини-парк и озеро.

28 февраля 2001 года был назначен первый настоятель храма – Виктор Шишкин. С марта и до освящения храма в августе богослужения проводились во временном помещении.

13 июня 2001 года на собрании в Недельном было принято решение об образовании прихода. Председательствовал на собрании епископ Георгий (Грязнов).

Торжественное открытие восстановленного храма состоялось 25 августа 2001 года. Церковь освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он же провел литургию и подарил приходу Казанскую икону Божией Матери.

С 27 мая 2002 года настоятелем церкви стал священник Роман Горелов.

Совет

Собор отмечает престольные праздники 14 октября – Покрова Пресвятой Богородицы, 22 мая и 19 декабря – память святого Николая и 31 августа – память мучеников Флора и Лавра.

3-d тур по храму и окрестностям

Источник: https://pokrova-nedelnoe.ru/istoriya/

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в Медведкове

Статью добавил(а): Михалыч,  20 января 2006

Село Медведково являлось родовой вотчиной князей Пожарских и название свое вероятно получило от прозвища первого владельца села — Василия Федоровича Пожарского — Медведь (Медведко).

Осенью 1612 года в разоренном в Смутное Время селе отслужили войсковой молебен перед решающей битвой с поляками за Москву под предводительством Дмитрия Михайловича Пожарского и Кузьмы Минина.

В память об этом событии в 1620 году на средства Пожарского была возведена первая деревянная шатровая церковь и для нее был отлит памятный колокол в честь освобождения Москвы. В 1634-1635 гг.

в память о безвременно усопшем любимом сыне Федоре Пожарский распорядился заменить деревянную церковь на ныне существующий каменный шатровый храм, один из последних образцов этого стиля, поскольку вскоре церковной реформой Никона этот тип культовых построек был запрещен, как «не соответствующий чину».

В церкви сохранились иконы XVII–XVIII веков: «Покров Пресвятой Богородицы», «Знамение», «Девять мучеников кизических».

Есть два придела конца 17 века — Преподобного Сергия Радонежского и Девяти мучеников Кизических.

В подклете располагается теплая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», которая не закрывалась и в годы Советской власти. Невысокая двухярусная колокольня пристроена в 19 веке.

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  14 июля 2015

Обратите внимание

В 1620-е годы в Медведкове на средства Д.М. Пожарского была выстроена шатровая деревянная церковь, для которой отлили памятный колокол в честь освобождения Москвы.

На его же средства был возведен существующий ныне каменный шатровый храм в 1635 г.

Это один из последних шатровых храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как «не соответствующих чину».

Высокий шатер, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах – отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки.

У храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна. Северный придел – Девяти мучеников Кизических, южный – Преподобного Сергия; оба придела были основаны в 1690г. В нижней части – высоком подклете, на который поставлен храм, устроен теплый храм во имя иконы Божией Матери Знамение. Храм не закрывался.

Из кн.: Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст.

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  27 ноября 2016

Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове церковь (Заповедная улица, дом № 52).

После изгнания поляков из Москвы князь Д.М. Пожарский в 1620 г. выстроил в своей родовой усадьбе Медведково (Медведево) деревянную Покровскую церковь. Каменный шатровый храм выстроен князем Пожарским в 1634–1635 гг.

и имел приделы во имя иконы Божией Матери «Знамение» (в подклете), преподобного Варлаама Хутынского и преподобного Антония Римлянина. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1 октября – был одним из наиболее почитаемых праздников на Руси.

Важно

Чудесное явление Божией Матери, защитившей своим Покровом, Константинополь во время нападения врагов, считали символом Ее заступничества и русские люди. Особое значение приобрел этот праздник Покрова в эпоху царя Михаила. В этот день 1 октября 1618 г. от стен Москвы был отбит приступ гетмана П.К. Сагайдачного.

Вполне возможно, что в честь этого события возвел церковь Покрова в подмосковном Медведкове и князь Д.М. Пожарский, бывший защитником Москвы от поляков в 1618 г.

Храм был построен очень высоким, он даже сейчас не потерялся среди современных построек, а в XVII в. был виден за несколько верст. Его подклет имеет четырехугольную форму и окружен арочными галереями.

Над ним стоит четверик, выше – восьмерик, завершающийся шатром, окруженным маленькими луковичными главками по углам четверика и над алтарем.

Ряды мелких кокошников дважды опоясывают основание восьмерика и основание шатра, что придает всему храму особую стройность и гармоничность.

При князе Пожарском и его сыновьях в Медведкове, кроме каменной церкви, стоял двор вотчинника, 11 дворов служителей, 5 дворов причта и только 4 крестьянских двора. На берегах Яузы стояли 2 мельницы «на боярский обиход».

В полях были устроены четыре копаных пруда, «а рыба в них всякая». Крестьянской пашни при селе не было.

В общем, Медведково являлось типичной загородной боярской усадьбой, в которой князь Дмитрий Михайлович отдыхал, когда не мог надолго покинуть царскую службу и уехать в свое любимое суздальское имение.

С 1690 г. в храме существуют престолы, которые сохраняются и доныне. Вверху – главный в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, северный придел Девяти мучеников Кизических и южный придел преподобного Сергия Радонежского. Внизу – иконы Божией Матери «Знамение». Иконостас главного храма, по-видимому, сделан в 1689 г. и несколько переделан в XIX веке.

Совет

Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы относится ко времени князя Д.М. Пожарского. Также в храме особо почитают икону Всех Святых. Большую ценность представляло вошедшее в историю русского искусства так называемое «Медведковское напрестольное Евангелие» 1681 г.

, с миниатюрами, согласно преданию, выполненными царевной Софьей, которое она пожертвовала храму в вотчину своего фаворита князя В.В. Голицына (ему в конце XVII века принадлежало Медведково). В XIX веке перестроили колокольню.

Вокруг церкви находилось небольшое сельское кладбище с могилами XVIII–XIX веков.

Храм в советское время не закрывался и сохранил свое убранство, святыни и колокола. Сейчас богослужения проводятся в верхнем храме, а в нижнем они транслируются. Таинство причастия проходит только верхнем храме.

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни». http://rutlib.com/book/21735/p/17

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  20 ноября 2017

Медведковский Покровский храм возводился ещё до запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов, то есть его заказчик Д.М. Пожарский не имел в виду «противостоять» патриарху, а просто избрал композицию, наиболее соответствовавшую его вкусам и потребностям. И нельзя не признать его правоты.

Шатровый силуэт именно в загородном ландшафте смотрелся очень выгодно — доминируя в пейзаже, но не подавляя, не подминая его под себя, шатёр плывёт над полями, деревами, жилищами поселян. Его «указательность» и строгость, стройность и белизна — категории не только эстетические, но и даже вероучительные. Не случайно же шатёр не ушёл из храмовой архитектуры и после Никонова «реприманда».

Он просто сместился с самого храма на колокольню. При этом внутри шатровый храм невелик (шатёр, опираясь на стены восьмерика, не может быть слишком большим без ущерба для прочности). И эта камерность, как нельзя более соответствует предназначению усадебной церкви — собирать на молитву ограниченное число «чад и домочадцев».

Читайте также:  Молебен — что это: отличия просительного и благодарственного молебна, как и когда заказать молебен

(Конечно, сейчас прихожане медведковского храма едва ли не сожалеют о том, что Дмитрий Пожарский не построил в своё время шестистолпный пятикупольный собор).

Издалека шатёр Покровского храма кажется белоснежным. Подойдя поближе, мы видим, что по белому полю рассеяны небольшие зелёные и красные плитки изразцов. Это — плоды трудов реставраторов ХХ века. Изначальные изразцы были срублены с шатра в ХVIII веке. Здесь просматривается уникальная конструкция храма.

На четверик, завершённый трёхрядной горкой кокошников, поставлен сравнительно невысокий световой восьмерик. На восьмерике покоится основание шатра, также оформленное кокошниками.

Обратите внимание

По углам четверика расставлены декоративные главки, шеи которых первоначально были цилиндрическими (как над алтарной частью) и лишь в процессе позднейших поновлений стали восьмигранными.

Четверик с трёх сторон окружён галереей (первоначально открытой), в восточных оконечностях завершённой двумя приделами — преподобного Сергия (южный) и Девяточисленных мучеников (северный). Каждый из приделов увенчан маленькой декоративной главкой.

Выраженная ярусность апсид (апсиды нижнего храма сильно выдаются вперёд) придаёт восточному фасаду Покровского храма известную динамичность сообщая ему сходство с кораблём, плывущим по бурным водам житейского моря. Стоит отметить, что декор апсид — самый незатейливый. Кроме того, обращает на себя внимание отсутствие окон в средних апсидах.

Покровский храм уже по меньшей мере полтора века привлекает к себе заинтересованное внимание любителей русских церковных древностей. Довольно подробно рассмотрел его в 1850-е годы И.М. Снегирёв. Вот что он писал о тогдашних интерьерах храма: «В верхней церкви…

свод шпилевой на четырёх паддугах с железными связями; окна в четыре света во всю вышину здания, пол деревянной. Три входные двери, каждая с двумя деревянными створами; они не в старинном вкусе, обиты красным сукном с жестяными петлями и жуками. На алтарной солее, в три ступени, возвышается великолепный иконостас в четыре пояса.

..» Иконостас храма был создан в 1687 году по заказу князя В.В. Голицына, а большинство икон в нём исполнено Карпом Золотарёвым. К сожалению, праздничный (второй снизу) ряд иконостаса почти полностью утрачен. Лишь иконы «Рождество Пресвятой Богородицы», «Воскресение Христово», «Крещение» и «Вознесение» относятся к ХVII веку.

Выполнены они яичной темперой по левкасу, то есть в традиционной иконописной технике (в отличие от большинства икон работы Золотарёва, писанных маслом).

Рама иконостаса, в соответствии с барочной эстетикой, богато украшена позолоченной резьбой, которую в Московском государстве называли «флемской» или «белорусской» (потому что именно через белорусские земли, при посредстве белорусских же мастеров, проникло к нам это это западноевропейское новшество, быстро вытеснившее традиционные тябловые иконостасы). Но, согласно заключению реставраторов, лишь малое число резных деталей в иконостасе Покровского храма восходит к ХVII веку. Большая часть — к ХVIII-ХIХ векам. Иконостас вызолочен не полностью, фон его — тёмно-красный.

В храме Покрова Пресвятой Богородицы сохранилось много старинных икон, но главный интерес представляют образа местного ряда главного иконостаса.

Важно

О другой же реликвии церкви — напрестольном Евангелии с миниатюрами, выполненными царевной Софьей, — теперь остаётся лишь вспоминать. В 80-х гг. ХIХ века в Покровской церкви был произведён не самый лучший ремонт храма.

Помимо внешнего огрубления (крытый железом шатёр, не обусловленная историческим стилем самой церкви колокольня и т.п.), храм пережил огрубление и внутреннее. Был перестроен главный иконостас, в праздничном ряду появились новые иконы.

Пришлось заменить царские врата, поскольку прежние, работы ХVII века, из храма были взяты — предположительно, в петербургский дворец великого князя Сергея Александровича. Об этих утратах стоит, конечно, сожалеть.

Церковь никогда не закрывалась, хотя в 1920-1940-е годы богослужения совершались только в нижнем храме. После войны открылся вновь и верхний храм. Медведково в послевоенную пору постепенно впитывалось Москвой, и уже в 1970-е годы церковь Покрова обрела новое окружение — безликие окраинные многоэтажки. Впрочем, и по сию пору её видно издалека.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №82, 2014 г.

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина,  3 марта 2018

Село Медведково, что была пустошь Медведева, на реке Яузе, по писцовым книгам 1623-24 гг.

состояло во владении «за боярином князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, как старинная вотчина его отца, а в селе храм Покрова Пресвятой Богородицы, да придел Петра Александрийского древян, клетцки, шатром вверх; а в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола строение вотчинниково – боярина Д. М. Пожарского; у церкви во дворе поп Мирон, во дворе дьячок Пронка Васильев, во дворе пономарь Оска Прокофьев, во дворе просвирница Марьица; да в селе двор вотчинников, двор людской, а в нем живут конюхи и деловые люди; под селом мельница в одно колесо, мелит про боярский обиход, да другая мельница по конец полей того же села на речке Черменке, Чермянке тож, в одно колесо, мелит на боярский же обиход».

По приходным книгам Патриаршего казенного приказа за 1628 г.

: «церковь Покрова Святой Богородицы в вотчине князя Дмитрия Михайловича Пожарского, в селе Медведкове; дани 2 алтына, по наказу гривна»; за 1635 г.

при Покровской церкви упоминается: «в приделах Знамения Пресвятой Богородицы, Петра Александрийского, Варлаама Хотынского и Антония Римлянина, дани 4 алтына 4 деньги, десятильничих и заезда гривна».

По смерти князя Д. М. Пожарского село Медведково с каменною в нем церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы и приделами в 1646 г.

находилось во владении у его детей, князей Петра и Ивана; при церкви были два священника Назар и Фома, диакон Федор, дьячок Иван и просвирница Марфа. В записной книге печатных пошлин Патриаршего казенного приказа за 1652 г.

значится: «30 июня запечатана благословенная грамота в Московский уезд, в вотчину стольника князя Ивана Дмитриевича Пожарского, в село Медведково, на один престол Святых мучеников девяти, иже в Кижице».

Совет

В 1669 г. село Медведково досталось жене князя И. Д. Пожарского вдове княгине Прасковье Михайловне с детьми сыном Юрием и дочерьми Аграфеною и Анною и за ними было утверждено того же года отказною книгою. В 1678 г. в селе Медведкове, принадлежавшем князю Ю. И.

Пожарскому, находились: двор вотчинников, в котором жили деловые люди и конюхи, двор приказчика, 2 двора задворных и двор скотный, всего 17 человек. В 1680 г.

Покровскому попу Леонтию Иванову выдавалась с причетниками хлебная и денежная руга, церковной земли 4 десятины, сена по реке Яузе и по речке Чермянке 25 копен.

По смерти князя Юрия Пожарского и его жены княгини Настасьи селом владел в 1687 г. князь Василий Голицын, у которого оно было отписано на государя.

В описной книге указано: «отписано на великих государей князя Васильевы вотчины Голицына в Московском уезде, в Манатьине, Быкове и Коровине стану, село Медведково, а в селе церковь каменная, а в ней 4 службы, верхняя служба во имя Покрова Пресвятой Богородицы с паперти и со входы каменными, да у той же верхней церкви придел Сергия чудотворца, по другую сторону трапеза; да в нижней церкви придел Знамения Пресвятой Богородицы, да в той же церкви придел Девяти мучеников кизицких. В верхней церкви в нижнем ярусе 4 оконницы стеклянные, в другом ярусе в трех окнах три окончины стеклянные ж, а в окнах затворы железные, решетки железные купчатые; в третьем ярусе 4 окончины стеклянные, в четвертом ярусе 4 окончины стеклянные без затворов и без решеток; в алтаре в окнах три окончины стеклянных. В нижних церквях в алтаре, в трапезах 16 окон, а в них 11 окончин слюдяных, а 5 окончин стеклянных. В трапезе в приделе Девяти мучеников 3 окна слюдяных, да у тех церквей больших и малых 8 колоколов и из тех колоколов один колокол прорезной».

В 1691 г. село Медведково пожаловано Федору Кирилловичу Нарышкину, а от него перешло в 1698 г. к его родному брату Льву Кирилловичу. В 1704 г. в селе находились: двор вотчинников, дворы конюшенный и скотный, в них 8 чел., 3 двора солдатских, в них 9 солдат. По смерти Л. К.

Нарышкина Медведково досталось в 1707 г. его дочери Аграфене, которая с тем имением в 1708 г. вышла замуж за князя А. М. Черкасского, а после княгини Аграфены Львовны в 1710 г. селом владел ее родной брат Александр Львович по разделу с его родным братом Иваном, в 1768-95 гг.

село принадлежало Льву Александровичу Нарышкину.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01824

Храм Покрова в Медведкове

Одним из старинных храмов, построенных еще до реформ Патриарха Никона и дошедших до наших дней, является Храм Покрова в Медведкове. Благодаря тому, что село Медведково до 1960 г. не входило в городскую черту, Покровский храм никогда не закрывался, даже в сложное богоборческое время.

Медведково (первоначально называлось Медведево) было родовой вотчиной князей Пожарских. Один из первых владельцев села носил прозвище Медведь (Василий Федорович Медведь Пожарский), что и закрепилось в названии. После победы над поляками в 1612 г.

, князь Дмитрий Пожарский, возглавлявший ополчение вместе с Мининым, избрал Медведково своей постоянной резиденцией. В 1623 г.

в своем селе князь поставил деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в ознаменование победы, которая была достигнута, благодаря заступничеству Божией Матери (Казанской ее иконы).

Фото начала ХХ в.

Обратите внимание

Для этой церкви даже был отлит специальный колокол с посвящением освобождению Москвы. В храме имелся придел во имя Петра Александрийского, покровителя старшего сына князя Дмитрия.

В 1634 – 1635 гг. на месте деревянной церкви возвели каменную, восхитительный образчик одношатрового зодчества в стиле «узорочье», запрещенного позднее Патриархом Никоном как «не соответствующий церковному чину». Восьмерик на четверике служит основанием остроконечного шатра, украшенного рядами кокошников, подчеркивающими пирамидальность храма.

Иконостас

Высокий шатер, завершающийся небольшой главой, у основания окружен четырьмя небольшими главками на барабанах.

У храма было 4 придела – иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» (покровительницы Новгорода Великого) в подклете (это был фактически нижний храм), Варлаама Хутынского и Антония Римлянина (так князь почтил памятью святых любимой им Новгородской земли), ну, и Петра Александрийского, конечно. В 1652 г., через 10 лет после смерти князя Дмитрия, появился и пятый придел – Девяти мучеников Кизических.

Крест на храмовой площади

Когда село после смерти всех наследников Пожарского, стало владением князя Голицына, тот сразу же взялся за переустройство храма. Колокол с именем князя Пожарского был снят и заменен другим, с именем нового владельца, который оставил лишь 2 придела – «Знамения» и Кизических мучеников, а в 1690 г.

устроил придел Сергия Радонежского. Голицын заказал иконостас, иконы к которому писал Карп Золотарев, и передал храму знаменитое Евангелие с миниатюрами, выполненными самой царевной Софьей Алексеевной. Но в 1689 г.

фаворит сестры Петра I впал в немилость к царю и был сослан, а имение Медведково конфисковано.

В конце XVIII – начале XIX вв. Медведково принадлежало Нарышкиным, которые внесли свои изменения в облик храма. Гульбища (террасы) превратили в крытые переходы, растесали оконные проемы шатра, барабаны четырех нижних глав огранили (они были круглые).

Важно

XIX в. подарил храму новую двухъярусную колокольню (старая звонница, видимо, обветшала) в стиле классицизма.

Храм Покрова в Медведкове действовал постоянно, только после революции богослужения проводились в нижнем храме, но уже в 1945 г. верхняя часть была обновлена, и там тоже стали проходить службы. В 1970-е была предпринята реставрация и еще одна – в конце ХХ – начале XXI вв.

В 1970-х на медведковском погосте был найден мраморный Крест с надписью «Крест – победа над смертью». Его установили на площади возле храма. В церкви сегодня 2 придела – прп. Сергия Радонежского и девяти мчч. Кизических. В иконостасе до сих пор имеются иконы XVII – XVIII веков.

Источник: http://mos-churches.ru/blog/2012/11/26/hram-pokrova-v-medvedkove/

Ссылка на основную публикацию