Смерть с точки зрения буддизма

Здравствуйте, любознательные читатели!

Сегодня поговорим о таком, казалось бы, печальном событии в жизни человека, как его кончина. Отношение к смерти в буддизме оптимистичнее, чем у последователей других религий. Потому что буддисты считают, что смерть – это и конец жизни, и её начало.

Окончание существования

Как говорил Будда, душа после смерти распадается на несколько частей, сканд, которые затем соединяются. Та же душа, но в новом качестве и новом теле, не всегда человеческом, продолжает жить на следующем витке круга перерождений – сансары.

То, какой будет эта следующая жизнь, зависит от того, как человек готовился к ней в предыдущем воплощении. После смерти у послушника могут быть три варианта развития событий:

  • моментальное перевоплощение в сансаре,
  • временное пребывание в аду с последующим вселением в новую телесную оболочку,
  • перемещение в нирвану («угасание» с санскрита)
  • Следует заметить, что в прежние времена термин «угасание» имел не то значение, что у современного слова, и под угасанием понималось продолжение существования неизвестным никому способом.
  • Смерть с точки зрения буддизма
  • Буддист готов встретиться со смертью в любое мгновение и поэтому старательно накапливает благие заслуги, чтобы обеспечить себе лучшее перерождение.

Но заветным желанием буддийских верующих является достижение нирваны – трансцендентного (которое невозможно познать, так как оно находится за пределами чьего-либо опыта) состояния, которое обеспечивает выход за пределы сансары. В состоянии нирваны смерть отпускает человека навсегда, здесь её просто нет.

Адепт учения готовится к достойному завершению жизни, следуя путём, под названием восьмеричный. Среди его восьми положений есть обет не вредить обитателям живого мира, не быть причиной их гибели. Если нужно, адепт учения может отдать свою жизнь с целью защиты других.

Однако самоубийство, да и любая другая крайность, не приветствуется в буддийском учении. Оно бессмысленно, так как приведёт всего лишь к более быстрому перерождению послушника, но в этот раз в гораздо худших условиях.

К повторяющимся рождениям-смертям приводят три «яда», которые существуют в уме человека: неведение, гневливость и эгоизм. Они мешают постичь истинную природу ума.

Смерть с точки зрения буддизма

Как избавиться от страха смерти

Буддисты вкладывают свою энергию в духовное совершенствование, они знают, что эта жизнь не последняя. Они верят, что от их усилий зависит, в каком теле они родятся в следующий раз, будет ли оно настолько успешным, как им бы хотелось.

Ведь нет никакой гарантии, что верующий на новом витке жизни обретёт человеческое тело. С точки зрения буддистов, есть несколько разновидностей одушевлённых сущностей, в которые можно переродиться:

  • счастливые перерождения: Бог в раю, Асур (воинствующий бог в раю), человек
  • нежелательные перерождения: животное, голодный дух, грешник, попавший в ад
  1. Низшие перерождения не есть наказание, возмездие или кара, а являются всего лишь следствием поступков этого человека.
  2. Смерть с точки зрения буддизма
  3. Чтобы не бояться смерти, буддисты предпринимают такие шаги:
  • порицают свои ошибочные действия и дают обет воздерживаться от их совершения,
  • зарождают веру в способ избавления от страданий, указанный Буддой
  • идут по этому пути, совершая добрые поступки на благо других людей

И тогда встреча со смертью уже не страшна, ведь верующий знает, что он не теряет всё в этот момент, а продолжит идти к просветлению в следующей жизни.

Некоторые адепты учения проводят специальные практики, чтобы подготовиться к смерти. Это довольно опасно, и учитель должен руководить процессом. При неумелом проведении такая медитация приведёт к сокращению жизни адепта, поэтому параллельно медитируют на долголетие.

Во время выполнения визуализации Бардо Тёдол представляют себя в момент ухода. Проводится она ежедневно, и в результате вырабатывается спокойное отношение к смерти. Практикующему становятся известны все стадии, которые проходит умирающий человек, и это его больше не пугает. Ведь пугает обычно что-то неведомое.

Смерть с точки зрения буддизма

Наступление смерти

В момент смерти происходит перерождение, поэтому он очень ответственный. Если это не получилось с первого раза, то в течение 49 дней семь раз, то есть, каждую неделю, душа пытается переродиться.

По завершении этого срока, душа силой перерождается в ту форму, которую заслужила, если за неё никто не помолится. А это тоже зависит от поведения самого человека при жизни: какую память он о себе оставил, и возникнет ли желание молиться за него у других.

Если человек при жизни занимался очистительными практиками, совершил много благих дел, если он очень спокоен, то у него даже существует возможность выбрать своё следующее перерождение.

Обычно умирающего окружают духи, его враги, животные, смерти которых он способствовал, различные последствия его неблагих деяний. В такой обстановке неподготовленному человеку очень трудно. Он может не понимать, где он.

Смерть с точки зрения буддизма

В буддизме считают, что хорошо умирать в кругу своей семьи и при ясном состоянии сознания, чтобы была возможность правильно сделать свой выбор во время следующих 49 дней. Если кончина настигает человека во сне, его нужно разбудить по этой же причине.

При этом не приветствуются слёзы окружающих, они мешают умирающему спокойно уйти. Помогут уходящему их совместные молитвы. Сам он не должен беспокоиться, что кого-то из родных он не видит рядом. Так можно «привязать» этого родственника, и он тоже умрёт.

Нужно позволить уходящему испытать в полной мере выпавшие на его долю предсмертные страдания, не облегчать их, чтобы в следующей жизни они не преследовали его. С умирающего нужно снять всё золото, оно отрицательно сказывается на нужном состоянии сознания.

В буддизме верят, что хороший человек начинает остывать с ног, а плохой – с головы.

Созерцание белого света в момент ухода знаменует одно из высших перерождений.

Заключение

Любую карму можно изменить, всегда есть такой шанс. Просто раздавая подаяния, можно очиститься и надеяться на лучшую судьбу в следующий раз.

Смерть с точки зрения буддизма

Очень важно, с каким намерением это делается. Стремиться очиститься – это мотивация низкого уровня.

Желание просветления возводит верующих на уровень выше. А на высшем уровне находятся те люди, которые, вообще не думая о себе, все свои добрые поступки посвящают другим.

В ночь перед обретением просветления Будду искушал бог смерти Мара. Таким образом, просветление можно считать победой над смертью, почти бессмертием.

Друзья, на этом мы сегодня прощаемся с вами! Будем благодарны, если вы дадите ссылку на статью в социальных сетях, и таким образом поддержите блог!

До скорых встреч!

Источник: http://o-buddizme.ru/filosofiya-buddizma/otnoshenie-k-smerti-v-buddizme

Невозможность бессмертия с точки зрения буддизма

28.10.2012
Смерть с точки зрения буддизма Оценка: 5.0    5717 3 Гипотезы

17:32

С точки зрения буддизма, а в частности буддизма Тхеравады, самой древней из сохранившихся буддийских традиций, всё существующее подвержено разрушению, если оно не живое, или старению и смерти, если живое. Это заключение выводится из первой Благородной Истины буддизма – о существовании дукха, или страдании, неудовлетворенности, обеспокоенности. Суть его, заключается в том, что всё подвержено изменениям, ничто не пребывает в покое, все движется, а все, что изменяется – приводит к страданию. В канонических текстах, например в Палийском Каноне и «Вопросах Милинды», внимание не раз обращается на то, что единственная неизменная и, следовательно, бессмертная вещь – нирвана. Но пребывание в нирване нельзя назвать существованием, а потому в правиле, что лишь неизменное может быть бессмертным, нет исключения.Смерть с точки зрения буддизмаЗнакомые с буддизмом люди знают, что все существа в сансаре, круговороте жизни, могут обитать в одном из пяти миров: мир людей, богов, ад, мир животных и мир духов. В каждом из этих миров продолжительность жизни своя. Она может исчисляться часами, днями, годами, сотнями лет, даже миллионами и миллиардами лет! Но даже боги, несмотря на своё долголетие, однажды умирают, перерождаясь в одном из миров. Длительность их жизни, также как и длительность мучений существ в аду, определяется их заслугами или злыми деяниями в предыдущих жизнях.Как говорил Будда, начало существования сансары, начало существования всех миров, углядеть невозможно, существование циклично, а один такой цикл называется кальпой, впрочем, это слово может переводиться и как «продолжительность жизни, отведенный срок». Этот цикл длится невероятно большое количество времени, а срок жизни некоторых существ, сотворивших при жизни сверхвеликие дела, бывших не привязанными к существованию и чему-либо мирскому, может измеряться несколькими мировыми циклами. Также и люди, совершившие одно, или несколько из пяти самых ужасных неблагих деяний, к числу которых относится: пролитие крови будды, убийство архата, то есть просветленного существа, раскол сангхи, буддийской монашеской общины, а также убийство отца и убийство матери, могут оказаться заключены в самый долгий ад, ад Авичи до конца кальпы. Смерть с точки зрения буддизмаВ канонической литературе, указывается на случай совершения нескольких подобных поступков. Двоюродный брат Будды Шакьямуни, Девадатта, добившись получения некоторых сверхобычных сил, сам пожелал стать предводителей монашеской общины и своими действиями расколол сангху, для чего подговорил одного из принцев, в стране, где пользовался уважением, убить своего отца. Кроме того, Девадатта пытался убить Будду, сбросив со скалы камень, сколок от которого поранил Благословенному ногу. В произведении «Вопросы Милинды», в котором царь Милинда задает вопросы почтенному Нагасене, чтобы рассеять сомнения в понимании Дхаммы, Учения, о судьбе Девадатты говорится, что оставшуюся часть кальпы он проведет в аду, однако благодаря своему монашескому постригу, после мучений, переродившись, сможет добиться просветления.Смерть с точки зрения буддизмаВ тех же «Вопросах Милинды», встречается вопрос по поводу изречения из Палийского Канона, где Будда говорит о том, что если захочет, то может прожить до конца кальпы, но так как его ученик, почтенный Ананда, не попросил об этом, то паринирвана Будды, окончательное освобождение или попросту смерть, наступила спустя три месяца, после сказанных им слов. Монах Нагасена, объясняя это изречение, указывал на то, что слово кальпа употреблено здесь именно в значении срока до естественной смерти, в то время как Будда умер из-за болезни, что считается преждевременной смертью. Таким образом, если бы Ананда попросил Учителя остаться до конца кальпы, то смерть наступила бы не через три месяца, но позже, когда тело восьмидесятилетнего Будды окончательно бы состарилось.Величие смерти неоспоримо, любое существо боится умереть, лишь просветленные избавлены от этого страха. Ведь в чем главный страх смерти? Неопределенность, боязнь полностью прекратить существование, основанная на неведении. Но просветленные лишены неведения, они знают все о природе жизни и смерти, не привязаны к жизни, ни в мире богов, ни в мире людей, а потому нет страха прекратить существование.Что примечательно, даже мучающиеся в адах создания боятся смерти, хотя она должна прекратить их страдания, позволив переродится в более благополучном мире. Почтенный Нагасена приводил пример, описывая этот парадокс. Допустим, в глубоком подземелье одного царского дворца уже долгое время томится узник, совершивший злодеяние. И вот, во время одного праздника, правитель страны решает, что этот узник достаточно пробыл в тюрьме и искупил свои действия. И царь посылает в темницу стражу, чтобы они привели заключенного к нему. Хоть узнику это и несет спасение, когда к нему в камеру являются вооруженные охранники, он все равно дрожит и трясется от страха, думая, что сейчас его либо начнут пытать, колотить палками, либо отведут на казнь.Кто-то может заявить, что раз существа перерождаются, значит, существует душа, которая то и живет вечно. Но, во-первых, существо после смерти – уже не то же самое существо, хоть и не другое, а во-вторых, перерождение обусловлено не существованием души или сознания, но желанием существования, привязанностью. Миф о вечной душе был придуман людьми, боящимися прекратить свое существование.Смерть с точки зрения буддизмаС точки зрения всех последователей Будды, человеческая жизнь замечательна именно тем, что баланс страданий, неудовлетворенности и наслаждений относительно равен, что помогает человеческому уму оставаться свободным от переживания постоянного большого страдания, которое испытывают духи и существа в аду, но также и отмечать непродолжительность и бренность всего радостного, мотивируя человека идти по пути поиска окончательного спокойствия, которым является нирвана. Оттого, путь буддизма называется срединным. Избегая совершения дел, плодами которых будет неудовлетворенность и страдание, не привязываясь к наслаждениям, истинный ученик Просветленных способен за одну человеческую жизнь достичь нирваны, окончательного спокойствия.

Читайте также:  Молитва за сына николаю чудотворцу на победу, о женитьбе

Источник:  earth-chronicles.ru

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

 
Kerslim 28.10.2012 19:00
Алексей, то что процесс переселения признается, в этой статье и не опровергается. Отвергается лишь идея о ВЕЧНОЙ душе, это основная мысль. Мир асуров – мир богов, но рождение в нем также считается неблагоприятным, но по сути – это мир богов, который в статье и упоминается
 
Alexei2012 28.10.2012 18:45
Странно. В буддизме хотя и нет «прямой» реинкарнации, как в индуизме. Но, по сути, процесс «переселения» признается. В понимании буддистов сознание блуждает по шести мирам – сансары – адских существ, голодных духов, животных, людей, асуров и богов), а также мирам сферы форм и не-форм, которые разделены на многие зоны местопребывания. Эти блуждания происходят как на протяжении жизни, так и после смерти, пребывание в том или ином мире определяется психическим состоянием. Местопребывание определяется предыдущими деяниями, т.е. кармой В момент смерти происходит переход в другое местопребывание в зависимости от предыдущих деяний.
 
dimenev 28.10.2012 18:25
так, где веганы? где фанатики религии? где само провозглашённые отцы мироздания? где всезнайки? устраивайте пир словоблудия и споров. пусть каждый будет считает своё мнение – единственно верным.

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2012-10-28-33407

Жизнь после смерти в буддизме и Ведах

Жизнь после смерти в буддизме. Каковы особенности? О том, какой видит жизнь после смерти христианство можете узнать в этой статье.

Жизнь вечна. Жизнь души вечна. И так было всегда.

Наш мозг ничего не создает, он лишь трансформирует и преображает то, что уже существует в пространстве. Наш ум – это не результат деятельности мозга, нет. Ум есть сам по себе. Мозг лишь преобразует его. И умирая, умирает мозг, но не ум, не сознание, не душа.

Душа в буддизме

У нас есть два тела: тонкое и грубое, оно же физическое. Мы осознаем и четко ощущаем реальность лишь грубого тела. Но у души есть и тонкая оболочка, которая связана невидимой нитью с физическим телом. (но есть еще и третье тело, подробно о трех телах в статье)

  • Аджна чакра — чакра, связывающая нас с Богом.
  • Работа с аджной.

Душа – это чистый дух, чистое и вечное сознание. Она бессмертна. Душа имеет две оболочки: тонкое тело и физическое тело. Каждая из этих оболочек имеет продолжительность жизни, они умирают и исчезают. Каждая из них ограничивает душу. Тонкая оболочка — в меньшей степени, физическая — в большей.

В тонкой оболочке, например, мы гуляем по своим сновидениям. Тонкое и грубое тело сами по себе существовать не могут. Это лишь одежда души. Жива только душа, а не тело, как многим кажется. Тела без души нет.

Одежда, которую вы носите каждый день, не жива, живы в ней вы. Без вас она просто упадет на землю и будет там валяться.

Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

Смерть в буддизме. Какой она представляется?

Буддизм и Веды говорят о существовании реинкарнации. (А вот мой взгляд на эту тему)

Реинкарнация – это переселение вашей души из одного грубого физического тела в другое. При смене физического тела, тонкое тело не изменяется. Душа воспринимает все именно через тонкое тело, в котором скапливается вся информация и опыт предыдущих рождений.

Также могут сохраниться самые сокровенные мечты и желания. Иногда мы очень глубоко ощущаем непреодолимые стремления, не понимая, почему они случаются. Сердце хочет и плачет, тянет нас в неизведанные места и дали. Мы терзаемся и впадаем в уныние, когда не можем реализовать свои глубокие сокровенные мечты.

Итак, что же есть жизнь после смерти в буддизме? По учению буддизма, наша душа после смерти перерождается в другом теле. И, как говорят Веды, это может быть как тело человека, так и тело другого живого существа. Это могут быть как животные, так и высшие существа, которые живут на высших планетах.

То есть смерти как таковой нет

Смерть с точки зрения буддизма

Это просто момент перехода из одного тела в другое. Или же, возможно, освобождение души от нового рождения и переход ее в духовный мир (есть астральный, причинный, но сейчас не об этом). В этот момент душа освобождается от тонкого тела и идет в духовный мир в чистом виде, без оболочек.

Смерть в буддизме

От момента смерти до момента нового рождения проходит три этапа.

  1. Это непосредственно смерть.
  2. Время между смертью и рождением.
  3. И новая жизнь, рождение в новом теле.

Это как сон, сновидение и явь. Сон как смерть, сновидение – время между смертью и новым рождением, и момент нового рождения – явь.

Не всегда можно простыми словами объяснить то, что происходит за гранью привычного нам мира. Многое оттуда не может быть описано терминами и понятиями этого мира, словами нашего миропонимания.

Но главные этапы и моменты объяснены Ведами в той степени, насколько это может быть понятно нам.

Жизнь после смерти в буддизме или в чем смысл реинкарнации?

Я для себя, даже с точки зрения обычной логики и чувства справедливости, решил, что реинкарнация – это есть хорошо.

Одна жизнь – этого мало для духовного совершенствования. Я могу родиться в глубоко религиозной семье, либо в где-нибудь в Индии, недалеко от священных мест и храмов. Но могу оказаться сыном главы мафии, либо отъявленного атеиста, либо миллиардера и всю мою жизнь буду думать только о деньгах.

Условия для духовного развития абсолютно различны. И сам ли человек в этом виноват? Далеко не всегда.

Реинкарнация дает нам несколько возможностей и шансов.

Веды говорят о двух основных целях реинкарнации

Это реализация наших сокровенных мечт и желаний. И мы далеко не всегда осознаем их. Или просто боимся их принимать. Если вы грезите морем, но живете очень далеко от него, то в следующем воплощении вы можете стать моряком, либо капитаном корабля, либо просто будете жить на берегу моря.

Но это второстепенная цель.

Главная цель – это духовная реализация.

Смерть с точки зрения буддизма

В конце пути постоянных перерождений, наша душа должна освободиться и войти в духовный мир сама по себе, без физической и тонкой оболочки. Это главная цель жизни. В духовном развитии и стремлении к Богу. И достичь ее с помощью одной жизни не представляется возможным.

Живя доброй жизнью, заботясь о своей душе, о других живых существах, вы получаете новые жизни в человеческом теле и со временем сможете обрести высшую форму жизни –духовную.

Но, живя низкой жизнью, основанной на низменных чувствах и качествах в постоянном удовлетворении бесконечных телесных потребностей и желаний, человеку может достаться жизнь в теле животного. Ему просто не хватит осознанности перед новым рождением выбрать новую жизнь «получше», и он бессознательно будет перенесен в более низкие формы жизни.

Вследствие привязанности к материальному телу, человек не понимает того, что он умер. Он не был к этому готов и все еще ассоциирует себя с телом. Это может стать большим препятствием лучшего рождения.

Главное — это духовное развитие на протяжении всей жизни

Ответ на вопрос «Почему?» в этой статье. Поэтому очень важно развивать осознанность себя как духовного существа, понимать свой главный духовный путь.

Смерть в буддизме, да и вообще — это часть жизни, ее нельзя избежать, от нее нельзя укрыться. И не стоит прятаться и бояться, и по этой причине не думать о ней.

Эта мысль постоянно должна быть в голове, тогда вы никогда не забудете о духовном совершенствовании.

Если человеческой душе удается после выхода из тела перед новым рождением вспомнить о своей духовной сущности, о смерти, то к ней может прийти осознанность, что поможет выбрать лучшее для себя рождение.

Утренние продышки

Мощные продышки на каждый день, чтобы взять жизнь в свои руки, поставить эмоции под контроль и стать мастером своего настроения.

Главный экзамен

Проживая жизнь, мы учимся путем страданий и лишений, через боль. Жизнь есть страдание (а возможна ли жизнь без страданий?). А конечным этапом уроков всегда является экзамен. Вот так и мы готовимся к главному экзамену, духовному экзамену. Но чтобы хорошо подготовиться необходимо множество новых и новых перерождений.

Если сможем сдать экзамен успешно – попадем в духовное Царство, где вечная жизнь, без страданий, болезней и боли. Там только счастье и любовь.

Смерть с точки зрения буддизма

Но в основном душа оказывается застигнутой врасплох и после смерти тела просто не понимает того, что та жизнь уже окончена. Это может быть по причине большого количества грехов, а, может, потому что человек во время жизни был атеистом.

Смертью все не заканчивается. Так считают буддисты и об этом пишут Веды.

Об этом говорят, в общем-то, все религии, но каждая видит это по-своему.

Смерть – это лишь изменение, перемещение. А также это шанс навсегда вернуться к Богу, навсегда освободиться от страданий телесной жизни. Иначе мы будем постоянно крутиться в колесе реинкарнации.

Бхагавадгита гласит, что очень важным моментом является то, о чем мы думаем в момент смерти. Это влияет на ту новую жизнь, которую мы обретем в новом теле. А думаем мы в большей степени о том, что происходило в жизни, о чем мы больше всего размышляли и чем больше всего занимались.

Читайте также:  Молитва для примирения в семье иконе пресвятой богородицы

Как жить?

Поэтому так важно жить хорошей жизнью, занимаясь своим духовным развитием, а не думать только о плотских потребностях и желаниях. А что значит жить для меня я говорю вот здесь.

Для этого необходимо осознать и принять тот факт, что смерть неизбежна. И то, что она далеко не всегда наступает в глубокой старости, до которой, многим кажется, еще очень и очень далеко.

Это поможет в какой-то степени отмагнититься от привязанности к телу и больше думать о душе, что будет благоприятно влиять на вашу карму и создаст условия для лучшего перерождения. Человек может повлиять на свою судьбу после смерти, но он должен знать, КАК это сделать. Должен принять и осознать факт души и смерти тела.

Это приходит только с духовной практикой.

Обратите внимание внутрь себя, а не наружу, и там вы найдете все, что вам нужно. То, что там внутри — будет с вами тогда, когда вашего тела уже не станет. Если же вы слишком сильно привязаны к физической оболочке, то вы не сможете осознать того момента, когда окажетесь вне этой оболочки.

Очень советую невероятно нужную статью о том, что счастье внутри и искать его нужно там, почему нужно быть собой. Также о том, как там, внутри себя найти и почувствовать свою душу, почему мы не верим в Бога (это тоже связано с тем. что внутри)

Принятие факта смерти, которая может настать в любое мгновение, очищает голову от лишних бесполезных и суетных мыслей, выделяя только главное и самое важное.

Найдите время для своей души, для изучения литературы о духовных вещах. Читайте священные писания, познавайте себя, как божественное духовное существо, а не только как гражданина, специалиста и семьянина.

Бхагавадгита и Веды говорят четко о том, что мы живем множество жизней, самых разных, в разных мирах, на разных планетах, в разных воплощениях. Существует высший духовный мир, куда может попасть только душа, без оболочек.

И также они говорят о том, что у человека есть выбор, всегда.

Все зависит от нас. Закон кармы никто не отменял.

Смерть с точки зрения буддизма

Подумайте, что для вас на самом деле важно, а что нет?

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет – не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель – сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Подписаться на рассылку

Vdushu.ru

Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо! 

Источник: https://vdushu.ru/zhizn-posle-smerti-v-buddizme.html

Глава 3 Смерть в буддизме

Глава 3

Смерть в буддизме

Многие исследователи (например, Г. Ольденберг), считают, что «буддизм опровергает существование тела». «В буддийских божественных книгах душа исчезала, делясь на 4 элемента: ощущения, представления, желания и познания (или понимания), – отмечает историк религии И.

Крывелев. – Исчезал в целом человек, в его сути содержалась кроме отмеченных компонентов и телесность, но это не помогло целостному появиться в качестве реально существующего явления.

Для религиозного сознания этот эгоизм, настолько противопоказан, что сам Будда смущался его».

Существуют и такие высказывания Будды, где откровенно отрицается действительность фигуры и, следственно, души.

Смерть одного из своих воспитанников Будда так объяснял: «Если исчезают жизненные позывы, стимулирующие силы, пропадает сознание; если пропадает сознание, пропадает имя и образ… гибнет часть органов чувств… пропадает соприкосновение».

Дальше идет указание того, что еще пропадает: ощущение, восприятие, охват (умственный), бытие, рождение, старость, смерть, мучения, печаль.

С разрушением туловища умирает не только несуществующее целое, но гибнут и те составляющие, которые определяют его настоящее содержание.

Есть и другой эпизод такового же стиля, повторяющийся во многих книгах. Около праха отшельника Годгики вилось темное облако. Когда воспитанники задали вопрос, что оно означает, Будда дал ответ: «Это злой Мара разыскивает сознание порядочного Годгики… но порядочный Годгнка вступил в нирвану, его познание не живет нигде».

Что же это за загадочная нирвана, куда ускользает сознание после, смерти? Отчего оно пребывает там, если душа есть ничто? И как быть с безграничной цепью смертей и рождений, на что по наставлению Будды, обречено все живое?

Причина этих возражений скрывается в том, что жившая до Будды сильная индийская религиозно-философская традиция наложилась на его учение и потихоньку поглотила его, вводя собственные составляющие и вытесняя многие элементы, далекие от нее.

Смерть согласно буддизму не просто естественна, она – желанна. Испытывающий истину, стремящийся к Абсолюту вынужден, по наставлению Будды, уничтожать в себе все эмоциональные чувства, все цвета и запахи земли. Вот поэтому смерть – нужная ступень к Идеалу.

Однако смерть еще не обеспечивает достижения Абсолюта, потому как посмертная участь человека подчиняется его земной жизни.

После гибели человека могут ждать три вида судьбы: скорое перерождение (так называемое переселение душ, сансара), попадание в ад (до вселения в новое тело), уход в нирвану.

Умирая, душа распадается на составные элементы, но при дальнейшем воплощении опять соединяются определенным образом, сберегая единство души. Верная ее «сборка» обеспечивает постоянство существования личности, независимо от того, какая физическая оболочка достается после очередного превращения.

Человек обязан стремиться прекратить цепь переселений, чтобы соединиться с богом-творцом Брахмой (в брахманизме), уйти в нирвану (в буддизме). Сделать это можно только вступлением на «восьмеричный путь» праведного существования.

В интервале между гибелью и новым олицетворением души безбожников ожидают суровые наказания в дьявольских пещерах.

Среди мук, предназначенных им, – проглатывание раскаленного железного шара, обжаривание, деление, замораживание, кипячение.

«Я прошел чрез сансару многих рождений, отыскивая строителя дома, но не замечая его, – произносит Будда. – Рождение опять и опять – горестно».

По точному примечанию Борхеса, превращение для западного понимания – представление в первую очередь поэтическое, в ту пору как для буддиста превращается не душа (в христианском понимании), а карма – специальная умственная конструкция, способная на многочисленное число трансформаций.

Итак, кроме ада безбожникам предназначен нерушимый цикл рождений. Праведники же после гибели отправятся в нирвану, поскольку, как произносит Будда, «кто, ища счастья для себя, не наваливает наказание на существа, жаждущие счастья, тот после гибели обретет счастье». Нирвана, что на санскрите обозначает «угасание», – малоопределенная область то ли бытия, то ли небытия души после кончины.

Сам Будда на вопросы о собственно уходе в нирвану отзывался очень туманно. Так, на колебания монаха Малункияпутты, будет ли после смерти жить идеальный, Будда отвечал серией вопросов, мало проясняющих дело: «Одинаково ли живое создание с туловищем или отличается от него? Не прекращает ли или перестает существовать идеальный мир после гибели?».

Смерть и нирвана в преподавании Будды имеют противоречивый характер, доказывая гегелевский закон единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, нирвана – это такое качество мира, при каком пропадает вся привычная нам система координат и сенсорики существования.

«Есть, о бхикшу, – говорит Будда, – состояние, где нет ни земли, ни воды, ни света, ни воздуха, ни бесконечного пространства, ни бесконечного разума, ни неопределенности, ни уничтожения представлений и непредставлений, ни этого мира, ни иного, ни солнца, ни луны.

Это, о бхикшу, не называю я ни возникновением, ни процессом, ни состоянием, ни смертью, ни рождением. Оно без основы, без продолжения, без остановки: это и есть конец страдания».

Поскольку нирвана – это финальная цель существования, то и уходят в нее навечно. С иной стороны, нирвана заключает информативную связь с вашим земным, эмоциональным миром; мало того, буддийский монах Нагасена характеризуют ее с использованием чисто земных терминов. «Как познать нирвану, – спрашиваешь ты.

Через отсутствие страданий, опасности, страха, через счастье, спокойствие, блаженство, совершенство, чистоту, свежесть…». Но еще парадоксальнее тот факт, что из нирваны можно вернуться в наш мир, – так делает сам Будда, возвращаясь из Махапаринирваны (великой совершенной нирваны) для нового воплощения на земле.

Судя по всему, нирвана не в состоянии уничтожить личность, растворив ее на составные элементы. Нирвана – не болото, засасывающее навсегда. Скорее, она представляет собой некий информационно-энергетический максимум, абсолютно самодостаточный, находящийся в статическом состоянии, но способный в любое мгновение воссоздать любое вероятное состояние бытия.

Говоря физическими определениями, нирвана – это пограничная область между энтропией и антиэнтропией, владеющая при том качествами собственных соседей. То есть нирвана есть Великое Ничто и одновременно Великое Все.

Знаменитый латиноамериканский писатель и мистик Хорхе Луи Борхес в отличной лекции о буддизме приводит примечания австрийского ориенталиста, подметившего, что «в своих рассуждениях Будда исходил из физических представлений своей эпохи, а идея угасания была тогда не такой, как сейчас: считалось, что огонь не пропадает, затухая. Считалось, что пламя не прекращает быть, что оно существует в иной ипостаси, поэтому выражение «нирвана» не обозначается в суровом смысле «угасание». Оно обозначает, что мы продолжаемся другим способом. Способом, нам непонятным».

Джавахарлал Неру в «Открытки Индии», споря с простыми трактовками буддизма, отмечает, что буддизм, по сути, избегает крайностей. Он заключает учение о золотой середине, о среднем пути.

Даже понятие нирваны никак не обозначает небытие, как изредка предполагают.

Это было положительное состояние, но от того, что оно уходило за границы человеческого мышления, для его изложения применялись отрицательные термины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://esoterics.wikireading.ru/2023

Смерть в буддизме: круговорот сансары и путь к просветлению

Смерть – неотъемлемая часть жизни, считают буддисты. Они готовятся к ней с самого рождения, надеясь праведными поступками и выбором пути осознанности обрести нирвану.

«Смерть подобна смене одежды. Одежда становится грязной и старой и наступает время ее сменить. То же самое и с телом человека», – говорит Далай-лама XIV.

Душа крутится в сансаре – круговороте рождения и смерти, стремясь обрести нирвану. Выход из сансары означает просветление и прекращение страданий, связанных с жизнью.

Согласно верованиям буддистов, из жизни в жизнь переходит постоянно изменяющийся поток сверхтонкого сознания. Этот поток после смерти прошлого «владельца» может переходить как в человека, так и в другую форму жизни.

Перед смертью

Настрой умирающего, его состояние ума очень важны перед смертью. Если он настроен на позитивный лад и умирает в спокойной обстановке, то это способствует хорошему перерождению.

Читайте также:  Житие сергия радонежского: краткое содержание, написать житие по главам, как написано описание

Доброе состояние ума помогает даже тем, кто накопил много негативной кармы. Момент смерти – это исключительно мощная возможность для очищения кармы. Для этого умирающий может прибегнуть, например, к молитвам или медитации.

Родственники умирающего могут читать ему «Тибетскую книгу мертвых». Задача книги – подготовить умирающего к путешествию в «бардо» (промежуточное состояние между жизнью и смертью), которое ему предстоит. Тексты посвящены тому, как правильно относиться к происходящему и на что обратить внимание.

Цитата из «Тибетской книги мертвых»: «О сын благородной семьи, пришло то, что называют смертью. Этот мир покидаешь не только ты, это происходит с каждым – так не испытывай желаний и тоски об этой жизни. Даже если тоска и желания охватят тебя, ты не сможешь остаться, ты сможешь только блуждать в сансаре. Не желай, не тоскуй».

Тексты из «Книги мертвых» направлены на осознание и принятие смерти.

Смерть

После смерти сознание человека находится в промежуточном состоянии, которое называется «бардо» (буквальный перевод – «между двумя»).

Если сознание не находит нового место для рождения за 7 дней, то оно переживает «маленькую смерть», и перерождается в другом промежуточном состоянии.

Всего сознание может находиться в «бардо» 49 дней, после этого оно обязательно должно переродиться. Те, кто не смог обрести новое место для жизни, становятся духами.

Перерождения

Многочисленные перерождения после смерти нужны, чтобы достичь просветления. Как считают буддисты, этого состояния невозможно достичь за одну жизнь.

После смерти сознание может принять одну из пяти форм:

  • обитатели ада;
  • животные;
  • духи;
  • люди;
  • небожители.

Причем форма обличия в следующей жизни определяется кармой и желанием. Достичь состояния нирваны можно только будучи человеком, поскольку только он может принять осознанное решение.

Возможно, вам будет интересно:

26 ноября 2018

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/smert-v-buddizme/

С точки зрения буддизма является ли грехом самоубийство? что ждёт такое существо в посмертном опыте?

В буддизме нет понятия греха. Есть путь к нирване. То есть, действие может приближать к счастью, свободе, реальности или наоборот отдалять. В буддизме невозможно самоубийство, потому что само- или эго, или Я – это проявление сансары, то есть – иллюзия. Человек может разрушить материальную форму, но это не убийство себя.

Это всего лишь разрушение одной из пяти групп элементов (скандх), составляющих иллюзию личного сознания. Последствием этого разрушения будет новая совокупность новых элементов, соберущихся в новые состояния потока сознания.

Как если бы человек снял одну маску, которую считал своим лицом, и надел новую маску, и стал бы думать, что теперь это – новое Я. Такие иллюзорные представления отдаляют от реальности – конечной цели буддистов. А приближает к реальности понимание, что Я в прошлом, в настоящем и в будущем – это разные люди, разные состояния ума.

Нет какого-то постоянного состояния, которое можно было бы сохранить или разрушить. Я меняется каждое новое мгновение.

Об этом действительно много говорили и Далай Лама, и множество других учителей, и все одинаково дали понять, что самоубиство – кармически не благой поступок, который не решает ни одной проблемы у человека, но лишь усугубляет его страдание и ведет к перерождению в нижних мирах, где уже труднее практиковать Дхарму. Любого человека, который страдает, и желает прекратить свою жизнь, необходимо отговаривать, и ему помогать, пытаться вразумить и изменить его решение. Подробнее можете почитать об этом тут. Самоубийство описано во многих сутрах, вопрос рассматривался с древних времен, и есть в том числе история о том, как один человек сильно страдал от болей и убил себя. Тогда ученики пришли к Будде и спросили – как он к этому относится. Будда сказал, что не осуждает этого человека, но так поступать не следует.

У буддизма есть много школ, кто-то верит в перерождение, кто-то нет, кто-то считает карму чем-то мистическим, а кто-то определяет её как действие – последствие.

Поэтому точки зрения буддизма не существует, есть точка зрения определённой школы. Но и это ложь, есть только точка зрения человека, основанная на его здравом смысле.

И моё мнение в том, что сама смерть уже является наказанием, никто пока не придумал ничего хуже неё.

Два ответа.

  1. Самоубийство, это нахождение удовлетворения в уходе из жизни по веским причинам: болезнь, неразрешимые проблемы, разочарование, утрата любимого, близкого человека, панический страх.

У буддистов все это практически не возможно. 

Они наслаждаются каждой прожитой минутой.  

  1. Самое смешное, что сам Будда технически покончил жизнь самоубийством. В возрасте 80 лет, придя к заключению, что его миссия на земле закончена, он просто лёг и умер.

Наказания не избежать. Будет воплощение в нижние миры или в неинтеллектуальную зверятку.Объясню причину: буддизм это массовая религия. (Не религия, а морально-философская система, ну, это детали.

) Если буддизм пропагандирует выход из жизни и всех последующих жизней, то есть, из колеса Сансары, чтобы прекратить страдания, то угадайте, что бы сделала паства, если бы за самоубийство ничего бы им плохого не было?

Читать ещё 6 ответов

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/505595/s_tochki_zreniia_buddizma_iavliaetsia_li_fa31e342

Жизнь после смерти. Тибетский взгляд на смерть Среднее время прочтения:

Тибетские монахи веками изучали человека и пришли к четкому пониманию того, что такое смерть и что происходит после смерти. Согласно буддизму, смерть — это разделение ума и тела. У каждого живого существа есть разум или сознание, которое продолжает существовать после смерти тела и принимает новое перерождение.

Обычно имя Бардо используется для загробной жизни. Название Бардо означает «интервал между двумя вещами» и может использоваться для любого интервала. В контексте загробной жизни мы называем это Бардо Становления.

Поскольку больше нет физического мира, в котором душа могла бы взаимодействовать, желания индивидуума переносят в значительной степени беспомощную душу через множество эмоциональных состояний.

Поскольку внутреннее состояние души теперь немедленно проявляет себя, душа будет испытывать удовольствие, боль и другие эмоции в зависимости от внутренних качеств души. Ничто в Бардо не реально, все спроецировано душой, это похоже на состояние сна, в котором душа создает то, что она хочет испытать.

– Salik.biz

Тибетцы говорят, что сразу после смерти душа теряет сознание на какое-то время. Когда душа пробуждается, она сталкивается лицом к лицу с Дхармакайей, телом истины. Это всепроникающий свет, это чистое сознание.

С сознательным усилием душа должна раствориться в свете и, таким образом, войти в состояние света и блаженства за пределами непрерывных циклов рождения и смерти, которым подвергается большинство душ.

В этот момент все зависит от того, сможем ли мы осознать, что этот свет является истинной сущностью нашего существа. Однако немногие существа завершили необходимые приготовления, чтобы полностью осознавать это состояние.

Для большинства душ сияние этого света слишком велико, и они уклоняются от него. Возможность просветления будет потеряна, хотя позже она снова появится, но более фрагментарно и мимолетно.

Душа снова пробуждается и сталкивается с ярким светом царства просветленных существ, также называемым царством Мирных и Гневных Божеств. Все Боги, Богини и мифические образы становятся живыми в сознании.

Поскольку ЭГО приучено к дуалистическому восприятию, душа пытается цепляться за формы Мирных Божеств и отталкивается Гневными божествами. Когда ум воспринимает эти божества, он должен помнить, что у него все еще есть двойственное впечатление «я», переживающего «другое» (божества).

Следует воспользоваться этой возможностью, чтобы преодолеть иллюзию дуальности и признать божества как проекции своего собственного разума. По сути, они не являются ни мирными, ни гневными, это всего лишь восприятие ума. Но большинство душ запутываются и упускают возможность освободиться.

Привычные тенденции, такие как гнев, ненависть, привязанность, невежество и так далее, ведут душу к следующему этапу загробной жизни: шести сферам сансары, символизируемым хорошо известным Колесом Самсары или Рождением и смертью.

В нем мы видим Яму, бога смерти, держащего Колесо. В центре мы видим петуха, змею и свинью. Они символизируют «Три Яда»: невежество (свинья), которые вызывают отвращение (змея) и привязанность (петух).

Змея и петух иногда принимаются за жадность и гордость. Все трое держат человека в замкнутом круге страданий.

Вокруг него — существа, движущиеся вверх или вниз, символизирующие их прогресс или падение в их духовной жизни.

Когда человек умирает, он отправляется в загробную жизнь, которая делится на шесть сфер: царство богов (дэвов), царство полубогов (асуров или титанов), царство людей, царство голодных призраков, царство адских существ и царство животных.

Куда душа пойдет в загробной жизни, зависит от того, как человек прожил жизнь и, следовательно, от его душевного состояния. Другими словами, это зависит от созданной им кармы.

Поскольку все подсознательные вещи в душе поднимаются, и в зависимости от того, что является самой сильной тенденцией внутри нас, начинает преобладать одно из шести царств загробной жизни.

Рекламное видео:

Если душа прожила жизнь, в которой она сделала много хорошего для других людей, она отправится в царство богов (дэвов). Однако многие находятся в иллюзии, что достигли самого высокого уровня.

Они наполнены гордостью, снисходительностью и самодовольством. Когда ревность является сильнейшим чувством, душа отправляется в царство полубогов, поскольку они всегда сражаются за то, что имеют другие.

Они связаны конкурентной обусловленностью и лежащими в основе чувствами неадекватности.

Царство людей или голодных призраков занято теми существами, чей голод ненасытен, не только для твердой пищи, но и для тонкой пищи, такой как знания и все виды стимуляции.

Царство животных заполнено теми, кто настолько ограничен своими привычными тенденциями, что любая угроза их узкому и замороженному состоянию вызывает негодование. Царство существ ада отмечено катастрофической болью, паникой без отдыха.

Итак, вы видите, что шесть сфер представляют собой разделение шести основных психологических характеристик, которые удерживают человеческий разум связанным с его проекциями в материальном мире.

Хотя в каждом ЭГО может преобладать определенная психологическая характеристика, и он пребывает в одном конкретном царстве в определенные периоды времени, будет происходить движение из одного царства в другое, потому что мы, как люди, заключаем в себе все эти царства.

Находясь в Бардо, человек должен проснуться от этих состояний сна или проекций души и начать медитировать, чтобы установить связь с божественным. Всегда есть возможность испытать истинную природу ума и чистое осознание. Только тогда душа может избежать царства загробной жизни.

Однако большинство душ перевоплощается снова, поскольку их желания и страсти ведут их к новому физическому телу. Говорят, что в загробной жизни душа остается сорок девять дней, прежде чем снова перевоплощаться, но это число следует воспринимать символически.

Источник: https://salik.biz/articles/69549-zhizn-posle-smerti-tibetskii-vzgljad-na-smert.html

Ссылка на основную публикацию