Мшелоимство — неизвестное слово, что за грех оно означает, в чём состоит опасность мшелоимства?

Мшелоимство

Мшелои́мство  – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей, болезненное вещелюбие. Разновидность страсти сребролюбия.

Из литературных героев был заражён этой страстью помещик Плюшкин из «Мёртвых душ» Гоголя. В современном языке людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками (ониоманами).

Мшелоимство есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия», – учит св. преподобный Лев Оптинский.

Мшелоимство, по слову св. Игнатия Брянчанинова – это заведение различных предметов прихоти и роскоши. Виды мшелоимства разнообразны – от взяток вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама.

Обратите внимание

В любом случае человек подверженный страсти порабощается вещам (от древнерусского мшель – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль), то есть временному и преходящему в ущерб заботе о своей участи в вечности. Человеку надо помнить, что «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Исповедник). Все вещи преходящи, и только блаженное соединение с Богом вечно.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:
Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Священник Павел Гумеров:
Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве.

Обратите внимание

Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом.

Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Св. Тихон Задонский (Плоть и дух, 27):
«Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Важно

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен.

Важно

Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил.

А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».

***

В молитвослове в “Исповедании грехов повседневных” именуются грехи – мшелоимство, скверноприбытчество. Опишите, пожалуйста, что под этим подразумевается?        Оба эти греха связаны с обогащением,  накоплением материальных ценностей.

   Скверноприбытчество, (скверное приобретение) – это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана.

Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся  домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe» (Тит. 1, 10 – 13).

Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.

   Мшелоимство – это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”.

Совет

   Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» – прибыль (словарь прот. Г. Дьяченко). В Толковом словаре В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.

   Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.    Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).

   Святые отцы-подвижники довольно строго высказываются об этом греховном состоянии. Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) говорит: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия».

А преподобный старец Паисий Святогорец (1924-1994) так объясняет пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро.

Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа»?

   Это говорят монахи. А как же быть простым Православным? Нужно всегда помнить,  что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех – и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее.

Читайте также:  Что привезти с собой из дивеево: фото и землю со святой канавки богородицы в дивеевском монастыре

Иеромонах Серафим (Калугин)

См. ЛИХОИМСТВО, ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

Источник: https://azbyka.ru/msheloimstvo

МШЕЛОИМСТВО

Мшелоимство  – это вид страсти сребролюбия, страсть к собиранию имущества, стяжание и накопительство излишних, ненужных вещей, а также мздоимство, корыстолюбие.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Мшелоимство привлекает к себе ум и сердце

Новоначальным не должно заводить в келлии мшелоимства, то есть различных предметов прихоти и роскоши. Келейное мшелоимство привлекает к себе ум и сердце новоначального: таким образом, отвлекает их от Бога. Кроме того, оно возбуждает мечтательность, противодействующую преуспеянию духовному.  

Преподобный Паисий Святогорец

Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа?

Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца?

Преподобный Лев Оптинский

Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия. 

Протоиерей Сергий Правдолюбов 

Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного

Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина.

Священник Павел Гумеров

Что такое мшелоимство?

Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве.

Обратите внимание

Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом.

Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/msheloimstvo.html

Знакомьтесь: мшелоимство – это грех, причем очень небезобидный

Духовное развитие 27 мая 2014

Даже неверующие люди обычно вполне осведомлены о смертных грехах. В конце концов, литература и кинематограф часто упоминают о них. Однако народ склонен забывать, что грехи не ограничиваются смертными – их гораздо больше семи, и грешными такие деяния считаются вполне обосновано.

Другое дело, что вред, наносимый ими, куда меньше и обычно наносится грешником самому себе, поэтому эти проступки считаются менее «важными». При этом все же такие провинности осуждаются церковью, и очень не зря.

Среди них фигурирует некое «мшелоимство» – это опять же грех, причем такой, который в первую очередь опасен для самого человека и его ближайшего окружения.

Что же значит это слово?

Происхождение его связано со старославянским словом “мшель”. Толкований оно имеет несколько. Самое распространенное – вещь, но иногда трактуется и более широко, тогда оно обозначает имущество. Церковь подразумевает под этим словом в основном выгоду, корысть и прибыль.

Соответственно, можно сказать, что мшелоимство – это вещизм, зависимость от предметов, стремление их накапливать, собирать и ни в коем случае их не лишаться (любым образом: ни продажа, ни дарение, ни даже использование не подразумевается, ведь от последнего предмет приходит в негодность, и мшелоимец ею больше не обладает).

Разновидности греха

Самая простая и относительно безобидная церковью определяется как мздоимство. В этом варианте грешник берет взятки вещами (классические пример – «борзые щенки»). Дальше идет коллекционирование подарков, причем они хранятся, даже если абсолютно не нужны.

Человек начинает даже клянчить или вымогать сувениры у дарителей, пусть даже и получит какую-нибудь откровенную ерунду. Однако самый тяжелый вариант, когда мшелоимство – это тупое собирательство всего подряд, стаскивание в дом и хранение в нем всего, до чего человек может дотянуться.

В советские времена такое поведение носило название «синдром Плюшкина».

Изначально мшелоимство – грех, который ставился в вину монахам, собиравшим в кельях вещи, никак не соответствовавшие монастырскому уставу. Особенно это касалось объектов, не несущих прикладного значения, или излишне украшенных, вычурных предметов обихода. Однако с тех пор понятие мшелоимства несколько развилось и получило новые толкования.

А почему это грешно?

Духовные отцы приводят несколько причин, по которым такой порок причислен к грехам. Главной из них считается неупотребление вещей по прямому назначению. Ведь мшелоимство – это просто хранение собранных, купленных или подаренных предметов, которые были созданы с целью служения людям. Нарушение предназначения – это пренебрежение Господними указаниями.

Далее: вещи должны приобретаться в случае необходимости, а не ради удовлетворения болезненной склонности. А самое главное – человек привязывается к предметам, начинает служить им и своему пристрастию, хотя должен служить Богу.

Здесь уместно вспомнить про «не создай себе кумира», а такое безудержное накопление уже вполне подобно поклонению искусственно созданному идолу.

Порок или болезнь?

Современная медицина склонна считать, что мшелоимство – это одна из разновидностей психических заболеваний. Причем оно разделено на несколько подтипов. Один из них получил название патологического накопительства (силлогомания).

Пораженные этим заболеванием люди накапливают огромное количество вещей, которыми никогда не пользуются. Причем захламление помещения доходит до того, что его обитатели не могут ни передвигаться по дому, ни вести нормальную жизнь: все пространство забито какими-то предметами.

Дополнительным признаком этого ответвления патологии является бессистемное сваливание находок в кучу.

Однако это не единственная форма, которую приобретает мшелоимство. Значение этого термина несколько меняется, когда человек не собирает хлам, а покупает его. Болезненная тяга к постоянным покупкам получила в современном мире наименование “шопоголизм”.

В медицине такой вариант мшелоимства называется “ониомания”. При ней человеку уже неважно, что, где и зачем покупать, лишь бы это делать. Зачастую покупки потом и не используются.

Зато шопоголики могут говорить о них часами, при этом знают, в каких магазинах и в какое время бывают распродажи, а сами периодически удивляются, зачем они купили какую-то безделушку.

Обратите внимание

Понятно, мшелоимство – это не воровство, не убийство, не прелюбодеяние… Однако жить с человеком, отягощенным таким грехом, и некомфортно, и неспокойно, и очень накладно.

Так что если вас тянет бессмысленно потратить деньги или притащить домой что-нибудь, без чего вы вполне можете обойтись, задумайтесь: хотите ли вы стать мшелоимцем? Как и от любой зависимости, от этой потом будет трудно избавиться.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/50189/

Шопоголизм или мшелоимство

Поделиться с друзьями в социальных сетях.

Раздел сайта: Религиозная жизнь человека.

Мшелоимство, или Бушующие волны шопоголизма.

Мы живем в эпоху всеохватного маркетинга. Наши материальные возможности ограничены (у автора этих строк, по крайней мере, они ограничены довольно жестко, Вера может передвигаться только на коляске.?—Ред.). Но тем не менее! Потребительский ажиотаж так и норовит столкнуть нас в бушующие волны шопоголизма. И я не исключение — пришлось мне недавно констатировать сей факт.

Читайте также:  Пост перед причастием: как поститься ребёнку, беременным и больным, что можно и что нельзя употреблять в пищу

Случилось это после очередного похода в супермаркет, где, поймавшись на крючок вездесущих акций каждого дня, я накупила массу ненужной бытовой мелочевки. Позже, вечером, я с чувством вины прочла молитву о даровании вразумления и сил на борьбу с этой напастью. И сразу же уловила внутри себя шепот — оправдание: мол, это все нормально.

Ты где родилась, в какой стране, разве ты не дитя тотального дефицита? А сейчас дефицита нет, все есть — вот и хочется «пожить по-людски». Податливый ум тотчас же с радостью соглашается. Но тут уже с другой стороны тихий голос: на самом деле человек нуждается лишь в самом необходимом, а не в двадцатом комплекте постельного белья и в дюжине зубных щеток на запас. Сейчас не война.

То есть не война на уровне внешнем. А иная борьба, и в ней уж точно не имеет значения, сколько у тебя материальных запасов в закромах. Тем более что эти закрома редкая мышь не посетит. В общем, вышло как всегда. Укорила себя, попеняла, пообещала, что больше не повторю сей грех. И, вполне умиротворенная, улеглась спать. А наутро мы с моей приходской знакомой пошли на рынок за продуктами.

Вот толкает она мою коляску и параллельно сетует на тот же шопоголизм общества, на глэм-атаку, на маркетинговые аферы. Мол, негоже христианам скупать все подряд, даже про запас. Мысленно соглашаюсь с ней. А сама гляжу на отнюдь не уцененные овощи… Снова в тот же грех впала! Еще даже не купив ничего! Короче, с рынка мы ушли, отоваренные по максимуму.

Естественно, свежими овощами и фруктами. Посидев и передохнув немного в парке, обсудив последние новости нашего прихода, решили зайти в храм. Там было тихо и величественно. Все как всегда. Помолились. Поставили свечи. Постояли немного. И, выйдя на улицу, направились прямиком в иконную лавку. А там уже очередь собралась. Одним нужен образ Николы Летнего, потому что Зимний у них уже есть.

Другим зачем-то непременно требуется икона Божией Матери без Младенца. Третьим именно византийский образ Архангела Михаила. Настала и наша очередь. Знакомая вытащила довольно приличную сумму и начала по бумажке, по списку покупать иконы. Купила штук пять. Все в окладах.

Важно

На мой вопрос: «Зачем столько?» — последовал ответ: это очень сильные святые (Церковь вообще-то не делит святых на сильных и слабых!..) и эти иконы редко бывают в продаже. У этой моей знакомой дома целый мини-музей уже… Но дальше — еще хуже, потому что дальше речь обо мне самой. Накупила и я — книг, святоотеческих и художественных.

Причем прекрасно зная, что острой нужды в пополнении домашней духовной библиотеки у меня сейчас нет. Зачем? Домой в тот день я вернулась с чувством духовного неудовлетворения, недовольства собой — несмотря на внушительный вес купленных книг, каждая из которых была о едином на потребу. И не сразу смогла понять, что и почему так тревожит мою душу.

Лишь когда села в зале на диван и подняла свои глаза к иконам, стало до меня все доходить.

Я обвела взглядом свою духовную библиотеку, иконы, которых не так уж и мало, а киота нет до сих пор! И к своему вящему стыду признала: уж чего-чего, а духовной пищи у меня в преизбытке! Тут мне и «Толкования» на Евангелия святителя Иоанна Златоуста, и полное собрание святителя Игнатия Брянчанинова, и «Лествица», и все книги старца Паисия Святогорца, и «Добротолюбие» для мирян в пяти томах… И что, разве я вкушала всю эту пищу духовную с должным вниманием? Ничуть. Многое так и пылилось на полках, красуясь корешками. А что-то было прочитано кое-как, бегло, фрагментами. И почти ничего — с толком, с расстановкой и рассуждением. Кроме разве что Паисия Святогорца и самого Евангелия. А уж про иконы и говорить нечего. Наставлены, как в магазине, повсюду. И сосредоточиться в молитве трудно от такого количества образов. Меня поразило: как же я деградировала в своей гордыне… Собирала внешние жемчуга, позабыв об одной-единственной бесценной Жемчужине. Насколько сильна самона­деянность души, которая ленится внимать творениям святых отцов, а лишь собирает их тома для коллекции. Горько мне очень стало. Помолилась. А на следующий день просто взяла да и подарила многие иконы верующим знакомым, их деткам. С книгами тоже разобралась. Оставила на своем ночном столике одну из выбранных книг отца Валентина Свенцицкого. А «Толкование на Евангелие от Луки» Феофилакта Болгарского положила тоже рядом и стала его читать — вместе с Евангелием. Прочту главу — сверю с «Толкованием». И сразу как-то легче мне стало. А позже, читая творения Иоанна Златоуста, я узнала название тому, что мучило меня — грех мшелоимства. Пресловутый шопоголизм или шопомания — проявление этого греха. Оказывается, может преследовать нас не только в супермаркете или на рынке, но и в храме, и в церковной лавке. Теперь я надеюсь, что прежнее не повторится. Хотя как увижу новое издание святых отцов, так ненадолго, но остановлюсь, чтобы подержать книгу в руках. Но потом кладу ее обратно. Ведь для человека главное молитва и Писание. К тому же меня дома ожидают еще неоткрытые мной творения преподобного Ефрема Сирина, лучше я их сейчас прочитаю. На все ведь воля Божия и всему свой час. Газета «Православная вера» № 17 (493)

Вера Евтухова

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе – Добринский храм

ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

Источник: http://pravera.ru/index/shopogolizm_bolezn_lechenie_grekha_msheloimstva/0-2714

МШЕЛОИМСТВО. НЕНУЖНЫЕ ВЕЩИ

У всех нас появляются ненужное: старые вещи, сувениры, посуда, книги и диски, одежда, и даже продукты…

Люди, пережившие годы лишений или дефицита, хранят ненужные вещи “на черный день” с мыслью, что когда-нибудь это им обязательно пригодится.

Велика вероятность, что это “когда-нибудь” никогда не наступит, а барахло между тем скапливается в доме, квартире, офисе, гараже или сарае годами, ежедневно поглощая жизненный ресурс хозяев

Можно, конечно, убрать завалы ненужных вещей с глаз долой, распихать их по углам, шкафам и полкам. Однако, когда в доме слишком много вещей, в нем невозможно по-настоящему навести порядок.

На поиск нужной вещи среди залежей ненужных вещей могут уйти часы. Знакома вам ситуация, когда шкаф забит одеждой, а “надеть нечего”?

В доме, заваленном барахлом и ненужными вещами, никогда не бывает по-настоящему чисто, сколько ни убирай. Ведь загромождения ненужных вещей собирают пыль и препятствует хорошей уборке. При этом на уборку тратится намного больше времени и усилий.

Читайте также:  Жизнь святой великомученицы варвары, кому и в чем может помочь молитва варваре

Беспорядок имет странную особенность разрастаться “сам по себе”, как магнитом притягивая к себе больше и больше хлама.

Найдите 1-2 часа свободного времени:

Выберите проблемную зону. Например, заваленный ненужными вещами шкаф.

Запаситесь 2-мя большими полиэтиленовыми пакетами для мусора. И сортируйте:

1. Выбросить.

Совет

2. Отдать. Некоторые жалуются мол некому отдать…. А вы оглянитесь вокруг. Несчастье нашего времени – мы живем зачастую как селедки в бочке, но при этом не видим друг друга в упор!

Отдаем не жалея нищим, бедным соседям, одиноким старушкам, пенсионерам, многодетным, в благотворительность, в библиотеку, в школу, дом престарелых, психиатрический интернат, в тюрьму и т.п.

Еще помните старую поговорку: что для одного барахло, то для другого сокровище.

Отдавайте с молитвой и то, что вы отдаете будет принято Господом как МИЛОСТЫНЯ. Можно отдавать за живых и усопших. Недопустимо отдавать в качестве милостыне то, что может принести вред.

—☦У наших ПРАВОСЛАВНЫХ часто тоже имеется страсть к собирательству. Собирают иконы, книги, святыни. Это конечно хорошо все иметь, но иногда бывает всего уж очень много. Переберите.

Духовные книги например. Вы прочитали, Вам принесло пользу, отдайте другому то, что лежит мертвым грузом и Вами уже не читается!

☦Духовная книга которую вы дали ближнему тоже может быть ДУХОВНОЙ МИЛОСТЫНЕЙ❗ОЧЕНЬ ХОРОШО подавать за усопших духовные книги. Это ДУХОВНАЯ МИЛОСТЫНЯ и она настолько ценнее в глазах Божиих, насколько душа дороже тела.

Когда даешь такую милостыню надо смотреть кому даете, чтоб святыня не была поругана.

—☦ МШЕЛОИМСТВО.

Мшелоимство – страсть к собиранию имущества, стяжание и накопительство излишних, ненужных вещей, а также мздоимство, корыстолюбие (от мшель – (др.-рус.) – прибыль, вещь, имущество; и от мшел – корысть).

Мшелоимство – это вид страсти сребролюбия, в статье о котором и описаны причины возникновения, гибельные последствия и методы борьбы с этой страстью, общие для всех её отраслей.

Священник Павел Гумеров:

Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве.

Обратите внимание

Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом.

Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Преподобный Лев Оптинский:

«Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия».

Св. Игнатий Брянчанинов:

Новоначальным не должно заводить в келлии мшелоимства, то есть различных предметов прихоти и роскоши. Келейное мшелоимство привлекает к себе ум и сердце новоначального: таким образом отвлекает их от Бога. Кроме того, оно возбуждает мечтательность, противодействующую преуспеянию духовному.

О пагубности мшелоимства

Преп. Максим Исповедник:

«чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога».

Старец Паисий Святогорец так объясняет пагубность пристрастия к вещам:

“Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа”?

Св. Тихон Задонский:

«Великое безумие — любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, — ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, — употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Важно

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен.

Важно

Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил.

А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».

Иеромонах Серафим (Калугин):

«Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.
Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства.

Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока.

Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).

… А как же быть простым православным? Нужно всегда помнить, что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех – и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей.

Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову.

Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее».

Источник: https://elitsy.ru/profile/41489/283195/

Ссылка на основную публикацию