Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
- в предпраздничную Пасхальную ночь (трижды);
- все 40 дней от Пасхи до Вознесения (первую неделю поется трижды);
- на Утрене перед воскресением в течение года (кроме Вербного Воскресения);
- накануне Лазаревой субботы;
- в день Воздвижения Креста Господня.
Если происходит отпевание человека, умершего на Пасху, гимн включается в чинопоследование. Существует предание, что в эти дни двери Рая открыты, впрочем, настаивать на этом не можем. Смерть христианина не так мрачна, как людей, не имеющих надежды на Господа. Что же произошло, почему мы веселимся в этот праздник?
Смертью смерть поправ
Как понять радостный возглас на Пасхальном богослужении: «Христос воскреси из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробе живот (жизнь) даровав».
Тем, кто читал Библию известно, что Иисус Христос воскресил трех человек, в том числе, своего друга Лазаря, который уже начал разлагаться.
Но их воскресение не вызывает радостного ликования, хотя они тоже ожили чудесным образом. Разница между этими воскресеньями огромна.
- избавляет от адских мучений за грехи;
- ибо прощает;
- очищает;
- освещает человека.
Примечание: Этому событию посвящен гимн «Воскресение Христово видевши». Как в Символе веры заключено догматическое учение Православной Церкви, так в данной песне освещены обстоятельства, послужившие нашему бессмертию, которым поклоняемся, славословя их.
Крещение – билет в жизнь вечную
Господь сказал, что в Царствие Божие войдет только тот, кто веру имеет и крестится от воды и Святого Духа. В этот момент человек полностью очищается от первородного греха Адама (несущего смерть), и рождается новый – сонаследник Христа и Его Воскресения. Как происходил процесс преображения мертвого тела Господа никто не видел. Но мы поем «видевши», ибо можем:
- Общаться с Ним в молитве.
- Чувствовать и видеть Его помощь.
- Соединяться с Ним в Причастии, приступая к Евхаристической Чаше.
- Очищаться от греховной составляющей в Таинствах, подаваемых Церковью.
- Воспринимать Благодать, стяжать Святой Дух.
- Видеть Его Силу, которая присуща святым.
Свидетелями вознесения Христа были около 150 человек, в том числе 11 апостолов, которые жизнь положили на то, чтобы нести благую весть о Воскресении всем народам. Будет ли человек (и не один) умирать за Истину, проповедуя ее, если не видел Того своими глазами? Нет. Поэтому мы им верим, в правдивости их слов многие убеждаются опытно и бесповоротно.
Прп. Максим Исповедник:«Тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существенный смысл всех вещей…Тот, кто проникнет ещё глубже креста и гроба, и будет посвящён в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи означала».
Почему христиане чествуют Крест?
В гимне есть слова «Кресту Твоему поклоняемся, Христе». Казалось бы зачем так возвышать позорное орудие казни? Таковым оно было до Воскресения Христа. Потом же претворилось на символ победы над смертью. Христиане носят крестик, как:
- знак принадлежности к вере в Сына Божия;
- символ и орудие защиты от дьявольских козней;
- свидетельство проповеди.
Во времена гонений на христиан, в Риме существовал своеобразный вид казни: заключенных, на арене цирка, отдавали на съедение голодным львам.
Находясь на пороге смерти, они безбоязненно проповедовали веру во Христа, Воскресение и вечную жизнь. Идя на мучения, свидетельствовали, что умирают за Истину, не страшась смерти, ибо все равно оживут.
Видя такую решимость, многие язычники следовали их примеру, становясь христианами.
Тогда обреченным на жуткую казнь стали отрезать языки. Исповедники Христовы, дабы их не путали с убийцами, которых подвергали такому же наказанию, не имея возможности говорить, показывали знаками, за что идут на смерть. Они изображали символ Креста: скрещивая руки на груди или над головой; изображали его из палочек, которые находили под ногами. Таким образом проповедь все равно «звучала».
Примечание: Чудо с обретением Животворящего Креста Господня матерью римского императора Константина св. Еленой, когда воскрес умерший, не оставляет сомнения, что христиане поклоняются не орудию смерти, а торжеству победы над ней.
Источник: https://pravgolos.ru/voskresenie-hristovo-videvshie-tekst-molitvyi/
Воскресение христово текст молитвы
Молитва «Воскресение Христово видевше» – духовный гимн в честь самого великого события в истории человечества – славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Новозаветная Пасха – избавление от власти греха, смерти и диавола через жертву Христа и Его Воскресение – основная весть евангельских текстов.
Молитвенная стихира тесно связана с традициями празднования пасхального дня и является одной из древнейших молитв, включенных в современное богослужение. Она отображает уникальный духовный опыт сопричастности Воскресшему Христу.
Настроение молитвы наиболее полно можно почувствовать, если перечитать те главы Евангелия, которые говорят о встрече апостолов и жен-мироносиц с воскресшим Христом. Дух молитвы ощущается на иконах «Воскресения Христова» и «Схождение во ад». На этих священных изображениях показано торжество, безусловная победа.
Христос, победивший смерть, Христос, разрушающий врата ада, повергающий в бегство его привратников. Исполнились ожидания праведных людей всех поколений, начиная от Адама. Есть ли большее величие Божие, есть ли большая радость для человека, который страшится смерти?
Это песнопение один из самых значимых текстов:
- пасхальной службы;
- богослужения Светлой Седьмицы;
- воскресных дней;
- дней от Пасхи до Вознесения;
- некоторых других богослужений Церкви.
История написания
Наиболее полно чудо Воскресения ощущается на Святой Земле. Именно там Иисус произнес свои наставления и проповеди, собрал вокруг себя круг учеников. Именно там произошли важнейшие события Его земной жизни.
В иерусалимском храме Воскресения Христова особенно остро переживалось это великое евангельское событие. Эта церковь была построена по распоряжению царицы Елены в IV веке на месте Голгофы и гробницы, где было положено тело Иисуса после смерти на Кресте. Там начал формироваться особо величественный и торжественный чин богослужения.
Лучшие христианские поэты, вдохновленные Духом Божиим, составили стихиры, которые наполняют светом Воскресения. Они приносят особое чувство, возвращающее душу человека к жизни с Богом. Неудивительно, что песнопение «Воскресение Христово видевше» известно как древняя часть Святогробского устава.
В IX веке стихира звучит уже не только во время чтения Пасхальных часов и канона, но и после чтения Евангелия на бденных службах. Со временем молитва становится неизменяемой частью воскресного богослужения, а затем приходит и в сборники домашних молитв. Торжественная и радостная весть о Воскресшем Христе в наше время звучит и в храмах, и в домах верующих людей.
Богомыслие на воскресную песнь «Воскресение Христово видевше»
О, дивный Господь мой, и Бог мой – благослови!
Эта дивная Воскресная
песнь – гимн Воскресению Христову
– поется на всенощном бдении под Воскресение
после прочтения воскресного Евангелия
на Утрени. У нас в Церкви установлен добрый
обычай петь ее и после окончания Воскресной
Литургии, после отпуста и перед целованием
Креста Господнего.
Господь мой
пробуждает меня ночью. Я лежу в постели
и ясным, чистым умом произношу благословенную
молитву со сладчайшим и божественным
именем Иисуса Христа: «Господи,
Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй нас». У меня нет никакой
другой цели, как только повторять Его
всемогущее и любезное моему сердцу имя.
Я благоговейно и тихо повторяю его мыслью
своею, всматриваюсь в него и зрю его. Нет
никаких посторонних помыслов и никаких
лишних ощущений. Мне не надо прилагать
никаких усилий, чтобы ум мой стоял в словах
этой неизреченной и таинственной по своему
воздействию молитвы. Ничто не рассеивает
мой ум и никто не колеблет его.
Тихо и
благостно.
В простоте сердца я повторяю
дорогие для меня слова этой чудной молитвы,
вся суть и сила которой в имени именуемого
Иисуса Христа! Так я, внимая словам молитвы,
незримо напитываюсь ее благодатной силой,
ничего не ища и никуда не склоняясь. Я
предстою умом перед моим Богом с одним
осознанием, что есть Он и я, да дети мои
духовные, которых я поминаю пред Ним в
словах «помилуй нас».
Мне тихо, спокойно,
мирно, хорошо! Что еще надо? Но, нежданно
приходит Тот, Кто есть Господин мой и
всего Им сотворенного! Он властно, но
очень нежно берет мой ум и открывает ему
очередное разумение.
Противиться этому
нет никакой возможности и никакого желания!
Ум мой, как послушный слуга, увлекается
вслед Своего Господина и зрит то, что
Он благоволит ему показать.
В этот раз
Ему угодно было показать мне то, что сокрыто
в воскресной песни «Воскресение Христово
видевше».
Я много раз
пел эту прекрасную и весьма любимую
мной песнь и на службах церковных, и сам
для себя. Необыкновенная сила вливается
в душу с ее пением или молением! Но я и
представить себе не мог, что в этом гимне
Воскресению Христову, где, казалось бы,
все так прямо и однозначно написано, есть
- место для работы ума и тайна.
- Вот текст этой
чудной песни, который я разобью на пункты
соответственно тому, как они будут толковаться - мной:
-
Воскресение Христово видевше
-
Поклонимся Святому Господу Иисусу
- Кресту Твоему поклоняемся,
Христе
- и святое воскресение Твое поем и славим
-
Ты бо еси Бог наш
-
разве Тебе иного не знаем
-
имя Твое именуем
-
Приидите вси вернии
- Поклонимся святому
Христову воскресению
- се бо прииде Крестом
радость всему миру
- всегда благословяще
Господа
-
поем воскресение Его
-
распятие бо претерпев
-
смертию смерть разруши.
-
Воскресение Христово видевше
Произнося или
читая эту строку, мы осознаем то,
что никто из нас не был свидетелем того
величайшего и спасительнейшого события
в истории человечества, когда Господь
наш Иисус Христос, умерший на кресте и
погребенный в каменной пещере, воскрес
силой Своего Божества. Мы узнаем об этом
событии из чтения Евангелия, а принимаем
верой.
Речь здесь
идет о том воскресении, которое каждый
из нас может видеть в себе самом, во внутреннем
своем человеке! Воскресение это проявляется
у нас двояко. С одной стороны – как избавление
от власти сатаны и его бесов, от силы пленявшего
нас и умерщвлявшего до того греха. Ведь
в купели крещения мы умерли для греха
и отреклись от сатаны и всего того, что
связано с ним.
С другой стороны – как
ощущение качественно новой, неизведанной
ранее и истинной жизни, жизни с Богом,
жизни Его благодатью! Ведь для этого мы
восстаем (совоскресаем) со Христом в купели
крещения, чтобы отселе жить только с Ним
и ради Него! Это наше воскресение, вместе
с тем, есть и наше рождение свыше, от Бога.
- Таким образом, выходя из купели, мы становимся
детьми Божьими и по человеческой природе
малыми христами. Однако это наше воскресение,
которое мы в себе видим и чувствуем, доставлено
нам заслугами нашего Спасителя Иисуса
Христа, которые видимо, ярче всего и полнее
проявились в Его воскресении из мертвых.
- Поклонимся Святому Господу
Иисусу
- Видя в себе
эти дивные изменения, которые мы наблюдаем
в своем воскресении для жизни с Богом,
мы преисполняемся благими помышлениями
и чувствами к нашему Воскресителю, Спасителю
и Благодетелю Иисусу Христу, которые
и выражаем своим поклонением Ему, как - Господу Богу, поклонением в духе и истине.
- Неизреченная
Святость Святого и недостижимого
для нас Бога через достижимого
верой Христа переходит по Его
неизмеримым заслугам посредством
Духа Святого и на каждого верного,
благоговеющего пред Святостью Его.
Получая даром эту святость, наблюдая
и ощущая ее в себе, мы изумляемся ее действиям,
и прежде всего вкушению жизни и наслаждению - сердечным миром.
Святость делает нас
светлыми, чистыми и светящимися! Ведь
Бог есть Свет! И в этом Свете, который
в нас проявляется как наш духовный свет,
мы ясно зрим всю нашу недостаточность,
немощь и несовершенство. Более того, мы
зрим непонятное нам сочетание в нас святости
и греха. Увы, грех все еще остается в нас,
но уже как ненавидимая и нежелательная
грязь, болезнь и немощь.
Чем больше мы
освящаемся, тем больше и яснее зрим в
себе и грех, который всячески цепляется
за нас и ожесточенно сопротивляется постепенно
побеждающей его святости. И в этой борьбе
мы опять и опять взираем на нашего Первенца
и безгрешного победителя нашего греха
Господа Иисуса Христа.
Вот почему на этом
контрасте мы и исповедуем от всего нашего
сердца, что Он и в Своей человеческой
природе единственный
безгрешный! Безгрешный не как несоделавший
грех или боровшийся с ним в Себе и победивший,
а как нисколько непричастный ему! Абсолютно
безгрешный во всех частях и проявлениях
человеческого естества!- И для нас, находящих
в себе другое, это является чудом и вместе
стимулом к борьбе с остатками живущего
в нас греха. Так в словах «единому безгрешному»
мы и исповедуем Его уникальную безгрешность,
и нашу ненависть к греху, и нашу ревность
бороться с ним до полного от него избавления,
чтобы по благодати уподобиться нашему - Первенцу и Образцу Иисусу Христу!
- Кресту Твоему поклоняемся,
Христе
Возненавидев
грех и решившись бороться с ним,ы
мы нуждаемся в опоре для этой
борьбы и помощи для победы. И
здесь мы, обращая свой взор к Победителю
греха, видим, что совершил Он эту победу
Своим Крестом и на Своем Кресте. Нам открывается
Крест Христов как великое освященное
Богом оружие на диавола, его бесов и грех
во всех его проявлениях.
Вместе с этим
Крест Христов открывается нам как Великий
Божий Жертвенник, на котором нашего ради
спасения изволил пострадать и умереть
воплотившийся Сын Божий. За всех нас, людей,
и за каждого из нас в отдельности Бог
Отец принес в Жертву Своего Единственного
Сына и Сам принял эту Жертву, примирившись
Ею с людьми! С осознанием этого открытого
нам Богом Таинства Креста мы и покланяемся
ему как Кресту Христову!
- и святое воскресение Твое поем и славим
Но Жертва, принесенная
на Кресте Христом, не была уничтожением
Христа, и Смерть Его не была потерей Его!
Он вернулся к нам Своим Божественным
воскресением! Радость этого возвращения
и паче всякой нашей надежды обретения
Христа мы и выражаем своим пением и славословием
Его радостного для нас воскресения. Ура!
Мы спасены, искуплены, но мы не одни! Христос
вернулся к нам воскресением Своим! И поэтому
это Его воскресение для нас великая Святыня!
Оно для нас святое
воскресение! И мы с радостью поем его
и славим каждый седьмой день каждой недели!
Это день нашего праздника, отдыха от трудов,
покоя от борений. Это для нас самый радостный
день!
Прославляя Христово
воскресение и радуясь как
дети Его к нам возвращению,
мы делаем это для себя. Но справедливо
радуясь и торжествуя Его славную победу
над смертью и грехом, мы не можем удовлетвориться
одной этой радостью. Нам хочется устремиться
к Источнику и Виновнику этой ни с чем
не сравнимой радости, к воскресшему Христу!
-
разве Тебе иного не знаем
В радости этого
осознания и исповедывания мы
не знаем, чем нам воздать Ему
за все то, что Он сделал для нас.
Его дары столь велики, столь чудесны,
столь неизреченны, что мы недоумеваем
в выборе выражения объявших нас чувств.
Здесь мы находим в себе лишь одно, что
мы можем исповедать Ему в знак великой
благодарности за все Его к нам милости
и благодеяния – это верность и преданность
Ему навсегда! Вот почему мы неустанно
возносим песнь «Разве Тебе иного Бога,
Царя и Владыку не знаем и знать не хотим»!
Но и исповедания
верности нам недостаточно, ибо мы хотим
выразить не только чувство благодарности,
но и любви к воскресшему Христу. Для выражения
своей к Нему любви мы не находим ничего
лучше, чем неустанно повторять имя Любимого:
«Иисусе Христе… Иисусе Христе… Иисусе
Христе».
Толкование и значение молитвы
Молящийся свидетельствует, что увидел своим духовным взором момент Воскрешения Господа Иисуса. Удивительно об этом говорить нам, людям XXI века, однако, христианину надлежит за молитвами богослужения ощутить причастность ко всем наиболее значимым событиям земного служения Господа нашего.
В молитве исповедуется Божество Христа, залог Его всепобеждающего могущества. Своей Силой Христос разрушает твердыни ада и выводит праведников в полноту жизни Царствия Божия. В великой радости совершается поклонение Спасительной Жертве Христовой на Кресте. Господни страдания и смерть – свидетельство Его Любви к человечеству.
В молитве христианин славит победу над смертью. Плоды этой победы мы призваны разделить со Христом. Стихира свидетельствует о главной евангельской радости: Христос взошел на Крест, претерпел распятие и победил смертью смерть. Она призыв осознать себя последователем Воскресшего, благодарить и славить Господа.
Воскресший Христос – центр миропонимания христианина. Молитвы, которые касаются этой темы, закладывают базовую основу для светлой духовности. Осознанная практика их произношения – свидетельство здоровых духовных начал в человеке.
Весь круг годовых богослужений храма начинается Светлой Пасхальной радостью и заканчивается ей. По своему типу «Воскресение Христово видевше» – славословная молитва. В ней ничего не испрашивается у Бога. Начала покаяния в нее вносит прославление силы Христова Воскресения, которая побеждает человеческий грех и неправду.
В молитве обращает на себя внимание игра слов: «смертью смерть разрушил». У Отцов и Учителей Церкви много говорится о том, что воплощенный Сын Божий уловил диавола его же оружием.
Когда-то на заре бытия мира диавол обрек наших прародителей на умирание. Смерть вошла в мир и умножила скорби богооставленности. Она стала диктовать свои законы: каждый живущий должен умереть. После того как Христос, умер и воскрес, в мир вошло новое правило: каждый умерший воскреснет.
Как часть Пасхального богослужебного чина стихира способна:
- принести в сердце молящегося светлую радость;
- отогнать ощущение печали и скорби;
- вдохновить на благие перемены в жизни;
- пробудить желание регулярно посещать храм;
- призвать разделить плоды жертвы и Воскресения Христа через участие в Таинствах Церкви;
- принести утешение в сердце скорбящих об усопших сродниках и близких.
Текст молитвы «Воскресение Христово видевше» на русском языке с ударениями
“Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим.
Ты бо еси Бог наш, ра́зве Тебе ино́го не зна́ем, Имя Твое имену́ем.
Приидите, вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению; се бо прии́де Кресто́м радость всему миру; всегда́ благословя́ще Господа, пое́м Воскресение Его, распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши́”.
Стихира за богослужением в храме поется особым напевом. Интересно, что в традициях церковной службы установилась практика пения этой молитвы не только хором, но и всеми присутствующими в храме. Это создает особое чувство единства верующих. Музыкальный мотив песнопения легко запоминается и снова возвращает в наши души радость Святой Пасхи.
Когда и как правильно читать молитву
Для радости о Пасхе Господней нет временных или пространственных пределов. Церковь обновляет в душах верных это чувство в течение всего богослужебного года. Значит, прославлять дома Воскресшего Христа можно в любой день.
Апогей пасхальной радости – дни празднования Пасхи. Они длятся до Вознесения Господнего. Наверное, не нужно ограничивать христианина жесткими рамками в формировании личного молитвенного правила, но полезно, чтобы домашнее молитва входила в соответствии с богослужебным кругом Церкви.
Читать молитву рекомендуется:
- единожды, утром каждое воскресенье;
- трижды, утром в день Светлого Христова Воскресения;
- трижды, утром в каждый из дней Светлой недели;
- трижды со дня Пасхи и до празднования Вознесения Господнего;
- в любое время при внутренней потребности.
воскресение , молитва , текст , христов
Источник: https://xn--1001—8ven1c0ajw4c.xn--p1ai/voskresenie-khristovo-tekst-molitvy/
Воскресение Христово видевше: текст молитвы с ударением, на русском языке
Пасхальная радость – особое состояние души. Это чувство вдохновляет все верующих на протяжении всего года до следующего Праздника праздников. В день Светлого Христова Воскресения человек духовно обновляется. Ощутить настроение христианского торжества позволяет текст молитвы «Воскресение Христово видевше».
Открывая для себя смысл и значение этой молитвы, человек дает возможность благодати Божьей наполнить его душу.
Пасхальная молитва «Воскресение Христово видевше»
Молитва «Воскресение Христово видевше» – духовный гимн в честь самого великого события в истории человечества – славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Новозаветная Пасха – избавление от власти греха, смерти и диавола через жертву Христа и Его Воскресение – основная весть евангельских текстов.
Молитвенная стихира тесно связана с традициями празднования пасхального дня и является одной из древнейших молитв, включенных в современное богослужение. Она отображает уникальный духовный опыт сопричастности Воскресшему Христу.
Настроение молитвы наиболее полно можно почувствовать, если перечитать те главы Евангелия, которые говорят о встрече апостолов и жен-мироносиц с воскресшим Христом. Дух молитвы ощущается на иконах «Воскресения Христова» и «Схождение во ад». На этих священных изображениях показано торжество, безусловная победа.
Христос, победивший смерть, Христос, разрушающий врата ада, повергающий в бегство его привратников. Исполнились ожидания праведных людей всех поколений, начиная от Адама. Есть ли большее величие Божие, есть ли большая радость для человека, который страшится смерти?
Это песнопение один из самых значимых текстов:
- пасхальной службы;
- богослужения Светлой Седьмицы;
- воскресных дней;
- дней от Пасхи до Вознесения;
- некоторых других богослужений Церкви.
История написания
Наиболее полно чудо Воскресения ощущается на Святой Земле. Именно там Иисус произнес свои наставления и проповеди, собрал вокруг себя круг учеников. Именно там произошли важнейшие события Его земной жизни.
В иерусалимском храме Воскресения Христова особенно остро переживалось это великое евангельское событие. Эта церковь была построена по распоряжению царицы Елены в IV веке на месте Голгофы и гробницы, где было положено тело Иисуса после смерти на Кресте. Там начал формироваться особо величественный и торжественный чин богослужения.
Лучшие христианские поэты, вдохновленные Духом Божиим, составили стихиры, которые наполняют светом Воскресения. Они приносят особое чувство, возвращающее душу человека к жизни с Богом. Неудивительно, что песнопение «Воскресение Христово видевше» известно как древняя часть Святогробского устава.
В IX веке стихира звучит уже не только во время чтения Пасхальных часов и канона, но и после чтения Евангелия на бденных службах. Со временем молитва становится неизменяемой частью воскресного богослужения, а затем приходит и в сборники домашних молитв. Торжественная и радостная весть о Воскресшем Христе в наше время звучит и в храмах, и в домах верующих людей.
- Интересное на сайте:
- Текст и толкование молитвы «Верую во единого Бога»
- Молитвы в праздник Воздвижения креста Господня
- В чем помогает молитва «Взыскание погибших»
Толкование и значение молитвы
Молящийся свидетельствует, что увидел своим духовным взором момент Воскрешения Господа Иисуса. Удивительно об этом говорить нам, людям XXI века, однако, христианину надлежит за молитвами богослужения ощутить причастность ко всем наиболее значимым событиям земного служения Господа нашего.
В молитве исповедуется Божество Христа, залог Его всепобеждающего могущества. Своей Силой Христос разрушает твердыни ада и выводит праведников в полноту жизни Царствия Божия. В великой радости совершается поклонение Спасительной Жертве Христовой на Кресте. Господни страдания и смерть – свидетельство Его Любви к человечеству.
В молитве христианин славит победу над смертью. Плоды этой победы мы призваны разделить со Христом. Стихира свидетельствует о главной евангельской радости: Христос взошел на Крест, претерпел распятие и победил смертью смерть. Она призыв осознать себя последователем Воскресшего, благодарить и славить Господа.
Воскресший Христос – центр миропонимания христианина. Молитвы, которые касаются этой темы, закладывают базовую основу для светлой духовности. Осознанная практика их произношения – свидетельство здоровых духовных начал в человеке.
Весь круг годовых богослужений храма начинается Светлой Пасхальной радостью и заканчивается ей. По своему типу «Воскресение Христово видевше» – славословная молитва. В ней ничего не испрашивается у Бога. Начала покаяния в нее вносит прославление силы Христова Воскресения, которая побеждает человеческий грех и неправду.
В молитве обращает на себя внимание игра слов: «смертью смерть разрушил». У Отцов и Учителей Церкви много говорится о том, что воплощенный Сын Божий уловил диавола его же оружием.
Когда-то на заре бытия мира диавол обрек наших прародителей на умирание. Смерть вошла в мир и умножила скорби богооставленности. Она стала диктовать свои законы: каждый живущий должен умереть. После того как Христос, умер и воскрес, в мир вошло новое правило: каждый умерший воскреснет.
Как часть Пасхального богослужебного чина стихира способна:
- принести в сердце молящегося светлую радость;
- отогнать ощущение печали и скорби;
- вдохновить на благие перемены в жизни;
- пробудить желание регулярно посещать храм;
- призвать разделить плоды жертвы и Воскресения Христа через участие в Таинствах Церкви;
- принести утешение в сердце скорбящих об усопших сродниках и близких.
Текст молитвы «Воскресение Христово видевше» на русском языке с ударениями
Правильно расставленные ударения в тексте молитвы помогают не только внимательно уловить глубокий богословский смысл молитвы, но и ощутить ритмику стиха:
“Воскресе́ние Христо́во ви́девше,
поклони́мся Святому Господу Иисусу,
единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе,
и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим.
Ты бо еси Бог наш, ра́зве Тебе ино́го не зна́ем,
Имя Твое имену́ем.
Приидите, вси ве́рнии,
поклони́мся святому Христову Воскресению;
се бо прии́де Кресто́м радость всему миру;
всегда́ благословя́ще Господа,
пое́м Воскресение Его,
распятие бо претерпе́в,
смертию смерть разруши́”.
Стихира за богослужением в храме поется особым напевом. Интересно, что в традициях церковной службы установилась практика пения этой молитвы не только хором, но и всеми присутствующими в храме. Это создает особое чувство единства верующих. Музыкальный мотив песнопения легко запоминается и снова возвращает в наши души радость Святой Пасхи.
Для более полного осмысления молитвы полезно знать перевод ее слов с церковнославянского языка:
“Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному.
Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим, ибо Ты — Бог наш, кроме Тебя иного не знаем, имя Твое призываем.
Придите, все верные, поклонимся святому Христову Воскресению, ибо вот, пришла через Крест радость всему миру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил”.
- Как правильно читать молитву Иоанну Воину
- Как читать молитву Честному Кресту «Да воскреснет Бог»
Когда и как правильно читать молитву
Для радости о Пасхе Господней нет временных или пространственных пределов. Церковь обновляет в душах верных это чувство в течение всего богослужебного года. Значит, прославлять дома Воскресшего Христа можно в любой день.
Апогей пасхальной радости – дни празднования Пасхи. Они длятся до Вознесения Господнего. Наверное, не нужно ограничивать христианина жесткими рамками в формировании личного молитвенного правила, но полезно, чтобы домашнее молитва входила в соответствии с богослужебным кругом Церкви.
Читать молитву рекомендуется:
- единожды, утром каждое воскресенье;
- трижды, утром в день Светлого Христова Воскресения;
- трижды, утром в каждый из дней Светлой недели;
- трижды со дня Пасхи и до празднования Вознесения Господнего;
- в любое время при внутренней потребности.
Заключение
Молитвы пасхального цикла помогают нам снова и снова возродить в нашей душе ощущение всепобеждающей силы Воскресения Христова. Текст молитвы «Воскресение Христово видевше» на русском языке делает эту радость доступной большему кругу людей. Сердце верующего человека не может не просиять небесной надеждой и неземной радостью, когда звучит весть о Воскресшем Христе.
Источник: https://liveinorthodoxy.com/molitva-voskresenie-hristovo-videvshe/
Храм Илии пророка — <
- Священник Олег Моленко
- Богомыслие на воскресную песнь: «Воскресение Христово видевше»
- Вот текст этой чудной песни, который я разобью на пункты соответственно тому, как они будут толковаться мной:
- Воскресение Христово видевше
- Поклонимся Святому Господу Иисусу
- единому безгрешному
- Кресту Твоему поклоняемся, Христе
- и святое воскресение Твое поем и славим
- Ты бо еси Бог наш
- разве Тебе иного не знаем
- имя Твое именуем
- Приидите вси вернии
- Поклонимся святому Христову воскресению
- се бо прииде Крестом радость всему миру
- всегда благословяще Господа
- поем воскресение Его
- распятие бо претерпев
- смертию смерть разруши.
- Воскресение Христово видевше
Произнося или читая эту строку, мы осознаем то, что никто из нас не был свидетелем того величайшего и спасительнейшого события в истории человечества, когда Господь наш Иисус Христос, умерший на кресте и погребенный в каменной пещере, воскрес силой Своего Божества. Мы узнаем об этом событии из чтения Евангелия, а принимаем верой. Почему же мы в отношении этого воскресения поем «видевше», а не «слышавше» или «веровавше»? Какое воскресение Христово мы лично могли видеть? Ведь не случайно Церковь употребила в этой песни именно слово «видевше».
Речь здесь идет о том воскресении, которое каждый из нас может видеть в себе самом, во внутреннем своем человеке! Воскресение это проявляется у нас двояко. С одной стороны – как избавление от власти сатаны и его бесов, от силы пленявшего нас и умерщвлявшего до того греха.
Ведь в купели крещения мы умерли для греха и отреклись от сатаны и всего того, что связано с ним.
С другой стороны – как ощущение качественно новой, неизведанной ранее и истинной жизни, жизни с Богом, жизни Его благодатью! Ведь для этого мы восстаем (совоскресаем) со Христом в купели крещения, чтобы отселе жить только с Ним и ради Него! Это наше воскресение, вместе с тем, есть и наше рождение свыше, от Бога.
Таким образом, выходя из купели, мы становимся детьми Божьими и по человеческой природе малыми христами. Однако это наше воскресение, которое мы в себе видим и чувствуем, доставлено нам заслугами нашего Спасителя Иисуса Христа, которые видимо, ярче всего и полнее проявились в Его воскресении из мертвых.
Поклонимся Святому Господу Иисусу
Видя в себе эти дивные изменения, которые мы наблюдаем в своем воскресении для жизни с Богом, мы преисполняемся благими помышлениями и чувствами к нашему Воскресителю, Спасителю и Благодетелю Иисусу Христу, которые и выражаем своим поклонением Ему, как Господу Богу, поклонением в духе и истине. Но в этом поклонении мы не только воздаем Ему достодолжную честь и благодарение за избавление от смерти, но и исповедуем ни с чем не сравнимую Святость Его, от которой берет начало и силу всякая прочая святость в Церкви и людях Божьих.
единому безгрешному
Неизреченная Святость Святого и недостижимого для нас Бога через достижимого верой Христа переходит по Его неизмеримым заслугам посредством Духа Святого и на каждого верного, благоговеющего пред Святостью Его.
Получая даром эту святость, наблюдая и ощущая ее в себе, мы изумляемся ее действиям, и прежде всего вкушению жизни и наслаждению сердечным миром.
Святость делает нас светлыми, чистыми и светящимися! Ведь Бог есть Свет! И в этом Свете, который в нас проявляется как наш духовный свет, мы ясно зрим всю нашу недостаточность, немощь и несовершенство. Более того, мы зрим непонятное нам сочетание в нас святости и греха.
Увы, грех все еще остается в нас, но уже как ненавидимая и нежелательная грязь, болезнь и немощь. Чем больше мы освящаемся, тем больше и яснее зрим в себе и грех, который всячески цепляется за нас и ожесточенно сопротивляется постепенно побеждающей его святости.
И в этой борьбе мы опять и опять взираем на нашего Первенца и безгрешного победителя нашего греха Господа Иисуса Христа.
Вот почему на этом контрасте мы и исповедуем от всего нашего сердца, что Он и в Своей человеческой природе единственный безгрешный! Безгрешный не как несоделавший грех или боровшийся с ним в Себе и победивший, а как нисколько непричастный ему! Абсолютно безгрешный во всех частях и проявлениях человеческого естества! И для нас, находящих в себе другое, это является чудом и вместе стимулом к борьбе с остатками живущего в нас греха. Так в словах «единому безгрешному» мы и исповедуем Его уникальную безгрешность, и нашу ненависть к греху, и нашу ревность бороться с ним до полного от него избавления, чтобы по благодати уподобиться нашему Первенцу и Образцу Иисусу Христу!
Кресту Твоему поклоняемся, Христе
Возненавидев грех и решившись бороться с ним,ы мы нуждаемся в опоре для этой борьбы и помощи для победы. И здесь мы, обращая свой взор к Победителю греха, видим, что совершил Он эту победу Своим Крестом и на Своем Кресте. Нам открывается Крест Христов как великое освященное Богом оружие на диавола, его бесов и грех во всех его проявлениях.
Вместе с этим Крест Христов открывается нам как Великий Божий Жертвенник, на котором нашего ради спасения изволил пострадать и умереть воплотившийся Сын Божий.
За всех нас, людей, и за каждого из нас в отдельности Бог Отец принес в Жертву Своего Единственного Сына и Сам принял эту Жертву, примирившись Ею с людьми! С осознанием этого открытого нам Богом Таинства Креста мы и покланяемся ему как Кресту Христову!
и святое воскресение Твое поем и славим
Но Жертва, принесенная на Кресте Христом, не была уничтожением Христа, и Смерть Его не была потерей Его! Он вернулся к нам Своим Божественным воскресением! Радость этого возвращения и паче всякой нашей надежды обретения Христа мы и выражаем своим пением и славословием Его радостного для нас воскресения.
Ура! Мы спасены, искуплены, но мы не одни! Христос вернулся к нам воскресением Своим! И поэтому это Его воскресение для нас великая Святыня! Оно для нас святое воскресение! И мы с радостью поем его и славим каждый седьмой день каждой недели! Это день нашего праздника, отдыха от трудов, покоя от борений.
Это для нас самый радостный день!
Ты бо еси Бог наш
Прославляя Христово воскресение и радуясь как дети Его к нам возвращению, мы делаем это для себя. Но справедливо радуясь и торжествуя Его славную победу над смертью и грехом, мы не можем удовлетвориться одной этой радостью.
Нам хочется устремиться к Источнику и Виновнику этой ни с чем не сравнимой радости, к воскресшему Христу! Обращаясь к Нему, мы дивимся явленному нам величайшему чуду Его воскресения, разумея, что Он Сам Своим Божеством воскресил Свое человечество! При этом мы осознаем, что сделал Он это для нас и что Он теперь навсегда наш! Поэтому мы и исповедуем Его нашим Богом!
разве Тебе иного не знаем
В радости этого осознания и исповедывания мы не знаем, чем нам воздать Ему за все то, что Он сделал для нас. Его дары столь велики, столь чудесны, столь неизреченны, что мы недоумеваем в выборе выражения объявших нас чувств.
Здесь мы находим в себе лишь одно, что мы можем исповедать Ему в знак великой благодарности за все Его к нам милости и благодеяния – это верность и преданность Ему навсегда! Вот почему мы неустанно возносим песнь «Разве Тебе иного Бога, Царя и Владыку не знаем и знать не хотим»!
имя Твое именуем
Но и исповедания верности нам недостаточно, ибо мы хотим выразить не только чувство благодарности, но и любви к воскресшему Христу. Для выражения своей к Нему любви мы не находим ничего лучше, чем неустанно повторять имя Любимого: «Иисусе Христе… Иисусе Христе… Иисусе Христе».
Приидите вси вернии
Именуя Его сладчайшее для нас имя, мы хотим поделиться этим блаженством и радостью Его воскресения с другими верными Ему людьми. Вот почему мы и призываем всех верных собраться на прославление воскресшего Христа и имени Его!
Поклонимся святому Христову воскресению
Призывая всех верных порадоваться с нами обретенному в Его воскресении Христу Богу нашему, мы опять желаем выразить свои чувства нашим общим поклонением святому воскресению Христову, к чему и призываем всех верных.
Но это повторяемое и наполненное наше поклонение дополнено у нас новым осознанием! Святой наш Бог Христос вернулся к нам в нашей человеческой природе в еще лучшем и совершеннейшем ее качестве – воскресшим! Но это Его воскресение было не тем простым возвращением ушедшей из тела жизни, как это было, например, с Его другом Лазарем.
Воскресение Христа довело человеческую природу до высшего возможного для нее совершенства! Это совершенство достигло того неизреченного состояния, что воскресший Христос вернулся в воскресшей Своей плоти на Небо и сел по правую руку Отца Своего Небесного! О, чудо неизглаголанное! О, слава изумительная! Вот куда мы вознесены воскресшим Христом!
се бо прииде Крестом радость всему миру
С этой небесной высоты мы вновь спускаемся на землю, взираем на весь сотворенный Богом мир и исповедуем основу радости, принесенной воскресением Христовым всему миру – Крест Христов! О, диво дивное! О, тайна великая! Орудие смерти и печали стало орудием жизни и радости!
- всегда благословяще Господа
- От осознания и переживания всего этого, что нам еще делать, как не всегда благословлять нашего Господа Иисуса Христа!
- поем воскресение Его
- И петь Его славное и нужнейшее нам воскресение, которым Он отнял нас у смерти и ада, открыл нам Царство Небесное и даровал наше воскресение, делающее нас способными для вечной и блаженной жизни с Ним и Пресвятой Троицей!
- распятие бо претерпев
- Ибо ради этого Он вечноблаженный смирился ради нас до того, что претерпел смерть через позорное у людей распятие, ставшее высшею славою Его домостроительства!
- смертию смерть разруши.
- Но и это вкушение смерти Он принял добровольно и только ради нас, ради окончательного и полного разрушения нашего главного врага – смерти!
- Избавление от смерти и дарование вечной жизни с Богом – вот величайшее дело Христа и величайший Его для нас дар!
- 2010 г.
Назад к списку
Источник: http://ilynka.prihod.ru/zhurnal/view/id/32572
Пасха — Светлое Христово Воскресение
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Кондак, глас 8:
А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й воскресе́ние.
Стихира:
Воскресе́ние Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному, / Кресту Твоему покланяемся, Христе́, / и святое Воскресе́ние Твое́ поем и славим: / Ты бо еси́ Бог наш, / разве Тебе́ иного не знаем, / имя Твое́ именуем. / Приидите вси вернии, / поклонимся Святому Христову Воскресе́нию: / се бо прииде Крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / поем Воскресе́ние Его́: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши. [Трижды.]
Воскрес Иисус от гроба, / якоже прорече, / даде нам живот вечный / и велию милость. [Трижды.]
Задостойник
А́нгел вопия́ше Благода́тней: / Чи́стая Де́во, ра́дуйся! / И па́ки реку́: ра́дуйся! / Твой Сын воскре́се / тридне́вен от гро́ба, / и ме́ртвыя воздви́гнувый: / лю́дие, весели́теся.
Свети́ся, свети́ся, / но́вый Иерусали́ме, / сла́ва бо Госпо́дня / на тебе́ возсия́. / Лику́й ны́не / и весели́ся, Сио́не. / Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, / о воста́нии Рождества́ Твоего́.
Моли́тва ко Го́споду Иису́су воскре́сшему
Сла́ва Тебе́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мо́й, я́ко па́ки сподо́бил мя́ еси́ недосто́йнаго, преше́дши по́прище свята́го поста́, поклони́тися Боже́ственным Страсте́м Твои́м и ви́дети всера́достный де́нь пресла́внаго из гро́ба Воскресе́ния Твоего́, в о́ньже свободи́л еси́ су́щия во а́де от ве́к свя́занныя ду́ши пра́ведных.
Тоя́ Боже́ственныя свобо́ды ду́ха и пло́ти, дража́йший Спаси́телю мо́й, и а́з жела́ю, да разреши́ши мя́, свя́зана су́ща мно́гими грехи́, и да сотвори́ши возсия́ти живоно́сному све́ту Воскресе́ния Твоего́ во мра́чней души́ мое́й.
Ви́жду бо безчи́сленныя щедро́ты и неизрече́нное человеколю́бие Твое́, я́ко не то́чию от небытия́ в бытие́ мя́ приве́л еси́, и о́браза Твоего́ подо́бием украси́в, всея́ до́льней тва́ри влады́ку поста́вил мя́ еси́, но и посе́м па́дша с высоты́ и врагу́ порабо́тившася, не оста́вил еси́, но, искупи́в мя́ безце́нною Кро́вию Твое́ю, благода́тию креще́ния снабди́л мя́ еси́, да востеку́ на пе́рвое достоя́ние. А́з же, окая́нный, запя́т бы́в умо́м плотски́м, обрати́хся вспя́ть и па́ки ра́б сотвори́хся греха́ и страсте́й, доне́леже еди́н по еди́ному погуби́х все́ да́ры благода́ти Твоея́. И ны́не у́бо, что́ сотворю́, не ве́м; оба́че помяну́в глаго́лы пречи́стых у́ст Твои́х, я́ко не прише́л еси́ призва́ти пра́ведники, но гре́шники в покая́ние, и а́з, я́ко еди́н от си́х, с ве́рою и смире́нием прихожду́ к живоно́сному гро́бу Твоему́, не арома́ты и воню́ ми́ра нося́й, (на́г бо е́смь и пу́ст благи́х де́л,) но па́че наде́жду имы́й обрести́ в не́м проще́ние греха́м мои́м и обновле́ние нечи́стому житию́ моему́. При́зри у́бо на мя́, ка́ющася и служи́ти Тебе́ хотя́ща, и не отри́ни от благода́ти Воскресе́ния Твоего́! Живоно́сною сме́ртию Твое́ю и погребе́нием умертви́ моя́ лю́тыя стра́сти, да, я́ко ме́ртв и погребе́н, живу́ в ми́ре се́м. Пресла́вным воста́нием Твои́м воздви́гни мою́ ду́шу, умерщвле́нную грехми́, и оживи́ со́весть, ея́же ничто́же в ми́ре ну́жнейши е́сть. Вознесе́нием Твои́м отто́ргни мя́ от су́етных и душетле́нных бла́г земны́х, и сотвори́ мя́ го́рняя му́дрствовати, я́ко да не ктому́ себе́ живя́ и угожда́я, но Тебе́, Го́споду и Бо́гу моему́, служа́ и рабо́тая, я́коже сподо́бихся поклони́тися Воскресе́нию Твоему́ на земли́, та́ко сподо́блен бу́ду ви́дети Тебе́, дража́йшаго Искупи́теля моего́, и на небеси́, за прия́тие сме́рти кре́стныя сла́вою и че́стию венча́нна, и ста́в одесну́ю вели́чествия Твоего́, со арха́нгелы и а́нгелы, и со все́ми искупле́нными Тобо́ю бра́тиями мои́ми, во ве́ки веко́в пою́ Тебе́: Аллилу́ия! Ами́нь.
Источник: https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/molitvi/12prazd/013.html