Люди, родные и близкие которых добровольно ушли из жизни, в силу своего незнания, всегда спрашивают, а как молиться за самоубиенного после смерти. Ведь для каждого это тяжелейшее испытание и большое горе. Верующие знают, что молиться о душе самоубийцы – это очень смелый и опасный шаг.
Ведь человек, самостоятельно лишивший себя жизни, совершил большой грех, а, значит, замолить его он не сможет, как и получить прощения свыше. Значит ли это, что молитвы за самоубиенных после смерти не читаются?
Можно ли молиться за самоубийц
Православная Церковь запрещает молиться за человека, который осознанно лишил себя жизни, ровно, как и за тех, кто отрёкся от Бога (атеистов). Актуальность этого запрета доказана уже давно. Многие святые отцы, которые брали на себя ответственность замаливания греха самоубиения, чувствовали себя ужасно.
При этом всё время присутствовало на душе ощущение тяжести, часто посещали искушаемые мысли.
Указанное ниже правило Александрийского Тимофея было написано для тех, кто покончил жизнь самоубийством и служил Церкви. Однако в последнее время всё больше крещённых людей, не получавших в процессе жизни церковных знаний, не проходивших священных таинств и не молившихся Господу, убивают себя.
Большинство совершает тяжелейший грех, будучи вне ума, хотя в медицинских заключениях об этом практически не говорится.
Священнику, которого просят помолиться за самоубиенного, очень непросто сделать выбор, ведь он не знал этого человека и не ведал того, как он провёл свою жизнь. Поэтому родные и близкие часто слышат от святых отцов ответ «нет».
Люди, не получившие согласия, ещё больше не доверяют церкви и отдаляются от неё.
Поэтому Русская Православная Церковь разрешила читать утешительные молитвы, но не совершать отпевание и подаяния о людях, решивших уйти из жизни.
Также родные и близкие могут принять на себя ответственность и взяться за келейное (домашнее) чтение молитвословий.
А как молиться за самоубиенного после смерти, чтобы его душа попала в рай? Сначала следует получить благословение от батюшки. Читается прошение к старцу Льву Оптинскому. Поможет самоубиенному подача милостыни, а также праведный образ жизни его родных и близких.
Ещё раз повторимся: нельзя самостоятельно браться за чтение молитв Льва Оптинского.
Прежде, нужно получить благословение от святого отца. До этого следует несколько раз пройти таинство причащения и исповедь перед лицом батюшки.
- Ни в коем случае не следует приступать к молитвам за людей, наложивших на себя руки, детям, беременным женщинам, больным людям, девушкам, недавно ставшим мамами, так как велика вероятность искушений.
- Если всё же искушения возникают, то лучше прекратить чтение молитв и довериться воле Божьей.
Текст Иисусовой молитвы: с чем связана мощь молитвы
Молитвы
Вот молитва Льву Оптинскому для самоубийц:
«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
- Вот слова чина молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
- Благословен Бог наш:
- Трисвятое по Отче наш:
Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.
- Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:
- Слава: Господи, помилуй нас:
- И ныне: Милосердия двери:
- И абие антифон, глас 3:
Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).
Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).
Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).
Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий!
Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон. Чт., п. 8, тр. 4).
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом.
Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- Пресвятая Богородице спаси нас.
- Именем Господним благослови, отче.
- Обычный (малый) отпуст.
Каковы причины запрета
Каковы же причины того, что Церковь запрещает молиться за тех, кто убил себя? Дело в том, что Православие вообще не признаёт саму идею самоубиения. Интересен тот факт, что Иуда, который предал Иисуса перед распятием, был возненавиден не за это, а за то, что решил самостоятельно уйти из жизни.
Согласно правилам, установленным Церковью, молиться за самоубийц запрещено, так же, как и отпевать их.
Даже в стенах храма нельзя произносить имя человека, который покончил с собой. Церковь считает, что люди, уйдя из жизни добровольно, слишком сильно были привязаны к земле, и предпочли отказаться жить в Господе.
Полагать, что Церковь отворачивается от самоубийц, было бы неправильно. Просто святые отцы предоставляют самому Богу принять решение о прощении или непрощении его грешной души.
Молитва, когда всего плохо и ничего не получается (текст)
А существуют ли исключения
Исключения из правил существуют. Они распространяются на тех, кто покончил жизнь самоубийством, находясь в невменяемом состоянии. При этом все церковные обряды совершаются в полной мере. За таких людей разрешено молиться в церкви, подавать записки об упокоении их душ.
Однако эти случаи должны рассматриваться священниками отдельно. Также желательно предоставить справку о том, что самоубийца находился вне ума.
Нельзя поминать самоубиенных и в Родительские дни, как полагаю многие. Для таких людей нет особенных дней поминовения.
К кому нужно обращаться
Молятся об упокоении душ самоубиенных нужно Уару. Правило чтения одно – в домашних условиях (ни в коем случае не в храме). Он однажды явился во сне Клеопатре и сообщил о прощении грехов её родственников, которые поклонялись языческим богам.
Поэтому к нему обращаются родные и близкие тех, кто наложил на себя руки и не успел принять крещение.
Стоит отметить, что старцы советовали молиться за самоубийцу на чётках. Перебирая каждую, нужно проговаривать «Богородице Дево, радуйся…».
В начале обращения к Богоматери и в конце следует произнести свою просьбу.
Скачать текст молитвы
Источник: https://Molitvy.online/molitva/za-samoubiennogo/
Последствия молитв о самоубиенном
Молитвы, церковь, библия, таинства, заветы… Обсуждение вопросов о христианстве
Анелем Иногда заходит Сообщения: 5 Зарегистрирован: 20 авг 2016, 09:51 Репутация: 0 Пол:
Сообщение Анелем » 23 авг 2016, 15:15
Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос : Можно ли молиться за родного человека (в моём случае мать), который покончил собой? Знаю, что есть молитва келейная Льва Оптинского, которую можно читать с благословления священника. Но некоторые священники утверждают, что если даже родственники и отмолят спасение для души самоубийцы, то тогда кого нибудь из рода постигнет та же судьба.
Правда ли это?
Я обязана перед матерью, должна попытаться спасти её душу, но как можно рисковать судьбами потомков?
Анелем
Плюшевый медведь Старожил Сообщения: 2234 Зарегистрирован: 20 янв 2015, 10:07 Репутация: 122 Пол: Забанен: Бессрочно
Сообщение Плюшевый медведь » 23 авг 2016, 15:19
Собой скорее рискуете, чем потомками. Просто молиться о прощении заблудшей души вам можно, отмаливать — нет. Ну вот разве что только с благословением, никуда тут не денешься. Иначе от собственного эгрегора по загривку и получите.
Если мать не была христианкой, как вы — может, есть возможность ее в какой-то другой традиции упокоить.
Всем пока! Мне стала тесна плюшевая шкурка.
Плюшевый медведь
Анелем
Viktor_Malcev Новичок Сообщения: 96 Зарегистрирован: 06 авг 2015, 14:12 Репутация: 6 Пол:
Сообщение Viktor_Malcev » 25 авг 2016, 17:44
Анелем писал(а):Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос : Можно ли молиться за родного человека (в моём случае мать), который покончил собой? Знаю, что есть молитва келейная Льва Оптинского, которую можно читать с благословления священника. Но некоторые священники утверждают, что если даже родственники и отмолят спасение для души самоубийцы, то тогда кого нибудь из рода постигнет та же судьба.
Правда ли это?
Я обязана перед матерью, должна попытаться спасти её душу, но как можно рисковать судьбами потомков?
Это не правда. Как вы узнаете что отмолили спасение души?! Хотя были случаи, когда являлись усопшие родственники и давали знать, что после поминовения в молитве их загробная учесть улучшилась и они уже в другом месте, где мучения не столь сильные, как были ранее до молитв родных. Искушения на самоубийство возможны и не молящимся, и не чего искушений бояться. Бог может попустить влияние бесов на такого рода искушения, если человек грешит. То, что есть мнения по поводу судьбы, эти мнения не истинные, любой христианин, который верит в судьбу, -отклоняется в ересь от христианства. Судьбой потомков вы не рискуете. И даже если случится, что кто-либо из потомков повторит этот тяжкий грех, вашей вины в этом не будет. Возьмите благословление на келейную молитву и просите у Бога спасения души вашей матери.
Добавлено спустя 4 минуты 32 секунды:
Плюшевый медведь писал(а):Собой скорее рискуете, чем потомками. Просто молиться о прощении заблудшей души вам можно, отмаливать — нет. Ну вот разве что только с благословением, никуда тут не денешься. Иначе от собственного эгрегора по загривку и получите.
Если мать не была христианкой, как вы — может, есть возможность ее в какой-то другой традиции упокоить.
А в чем разница между » молится» и «отмаливать»? Как и в какой традиции человек сам может упокоить душу усопшего?
Просветите!
Viktor_Malcev
Zuzana Иногда заходит Сообщения: 15 Зарегистрирован: 02 июн 2015, 20:07 Репутация: 0 Пол:
Сообщение Zuzana » 13 сен 2016, 19:59
Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря: «Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно — об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой, ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!». «Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий. О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание».
Добавлено спустя 6 минут 41 секунду:
Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,
для облегчения их состояния в аду, а то и спасения их из ада НЕТ В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ. «В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: «нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника». Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли.
А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле».
Добавлено спустя 4 минуты 36 секунд:
Анелем писал(а):Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос : Можно ли молиться за родного человека (в моём случае мать), который покончил собой? Знаю, что есть молитва келейная Льва Оптинского, которую можно читать с благословления священника.
Но некоторые священники утверждают, что если даже родственники и отмолят спасение для души самоубийцы, то тогда кого нибудь из рода постигнет та же судьба.
Правда ли это?
Я обязана перед матерью, должна попытаться спасти её душу, но как можно рисковать судьбами потомков?
Молясь, готовься к серьезным искушениям Настоящая молитва — это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников — это тяжкий труд! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи. Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии. Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев. Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами «спасать» дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.
Добавлено спустя 4 минуты 38 секунд:
Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещеных, тем более за некрещеных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин. Если все выше указанные условия к Вам не относятся, конечно, Вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте – это добром не закончится, и помните «послушание больше поста и молитвы».
Добавлено спустя 3 минуты 1 секунду:
Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека. «Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно» — мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа-Спасителя, так чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце, молитесь уже будучи в Царствие Божием усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду? Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи – не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского. Господи, помилуй и спаси нас! Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви
Уфимские епархиальные ведомости, № 2-3, 2006. –С. 8-9.
Миссионерско-апологетический проект «К Истине» — 03.06.2007.
Zuzana
Кирилл The Magus Ветеран Сообщения: 5245 Зарегистрирован: 25 апр 2010, 14:44 Репутация: 53 Забанен: Бессрочно
Сообщение Кирилл The Magus » 21 сен 2016, 16:34
Анелем писал(а):Можно ли молиться за родного человека (в моём случае мать), который покончил собой?
Конечно, можно. И не только можно, но и нужно. Келейная молитва в таком случае очень важна, ведь по церковным правилам самоубийц не отпевают, если самоубийство не являлось результатом психической болезни. А молиться очень важно.
Анелем писал(а):Но некоторые священники утверждают, что если даже родственники и отмолят спасение для души самоубийцы, то тогда кого нибудь из рода постигнет та же судьба.
Правда ли это?
Нет, это не правда, чистой воды вымысел и суеверие, любой священник подтвердит Вам это. Тем более, что только одному Богу известно, когда душа самоубийцы получит прощение, Ваше дело молиться о прощении грехов своей матери.
Кирилл The Magus
[email protected]
sz45 Посетитель Сообщения: 116 Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 18:40 Репутация: 0 Пол:
Сообщение sz45 » 07 ноя 2016, 10:54
Вы тут говорите, много про молитвы, а если вы такая праведная, то что вы на таком форуме делаете? Это не меньший грех.
sz45
Плюшевый медведь Старожил Сообщения: 2234 Зарегистрирован: 20 янв 2015, 10:07 Репутация: 122 Пол: Забанен: Бессрочно
Сообщение Плюшевый медведь » 07 ноя 2016, 11:30
Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали.
Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: «нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника». Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли.
А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле».
Не для шуток, конечно, тема, но сам процесс напомнил: «вся королевская конница, вся королевская рать, не может Шалтая, Шалтая-Болтая, собрать».
Самоубийцы, говорят, все-таки перевоплощаются, хоть и очень сложно все. Поскольку христианство отрицает возможность таких процессов, ситуация, конечно, выглядит однозначно тупиковой — но только с этой точки зрения. Не теряйте веры в хорошее, все-таки природа мудра.
[email protected], почему вы не спросите об этом батюшку в церкви? Это самое элементарное, даже самый недоученный батюшка должен бы знать. Если по логике — то ничего церковь не может сделать для самоубийцы, ни еду передать, ни свечу за упокой, вне сферы влияния они.
Всем пока! Мне стала тесна плюшевая шкурка.
Плюшевый медведь
Кирилл The Magus Ветеран Сообщения: 5245 Зарегистрирован: 25 апр 2010, 14:44 Репутация: 53 Забанен: Бессрочно
Сообщение Кирилл The Magus » 14 ноя 2016, 11:12
[email protected] писал(а):Ушел сын.могу ли я ставить свечи в церкви и оставлять еду на поминальном столе.?не подавая записки на панихиду. Помогите,что можно? Он самоубийца? Есть специальный канон, который читается за самоубийц, читайте его обязательно.
В домашних молитвах Вы не только можете, но и должны за него молиться.
Ставить свечи и оставлять еду на поминальном столе можно, а церковные службы за самоубийц заказывают на Троицу.
Кирилл The Magus
Ирина Лунева Старожил Сообщения: 1960 Зарегистрирован: 30 окт 2011, 18:12 Репутация: 20 Пол:
Сообщение Ирина Лунева » 18 ноя 2016, 12:37
Анелем писал(а):Можно ли молиться за родного человека (в моём случае мать), который покончил собой?
Святому Уару. Почитайте о нем. Только уже не за человека молитесь а о Душе человека. Собсно это делаете всегда. Но разница в том, что поминальные молитвы, сорокоусты имеют предназначение отмаливания Души при мытарствах и дальнейшем пребывании человека на небесах. Посоветуйтесь с батюшкой. И помните. У Бога все живы..Ну согрешил, лишил себя жизни..смалодушничал..Душа то жива и мучается. Ей все в помощь. А Уару дано право на это..Почитаете, узнаете почему. Только это долгий процесс.
Добавлено спустя 1 минуту 42 секунды:
Анелем писал(а):Я обязана перед матерью, должна попытаться спасти её душу, но как можно рисковать судьбами потомков?
Спасете. Не сомневайтесь. Только это большой труд. Удачи Вам и терпения.
Все будет правильно. На этом построен мир. (с)
Источник: https://tonkiimir.ru/viewtopic.php?t=140200
Молитвы о самоубийцах
На заседании Священного Синода от 27 июля было принято решение одобрить Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго — частную молитву для родственников самоубийц.
Источник: Патриархия.ru
Предисловие
Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.
Источник: PhotoSight.ru
Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления.
Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами.
Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.
Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.
Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
Благословен Бог наш:
Трисвятое по Отче наш:
Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.
- Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим, помилуй нас.
- Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.
- И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да на погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского.
- Псалом 50-й.
- И абие антифон, глас 3:
Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).
Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!
Слава:
Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).
- И ныне:
- Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
- Господу помолимся.
- Господи, помилуй.
Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом.
Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- Премудрость.
- Пресвятая Богородице спаси нас.
- Честнейшую Херувим:
- Именем Господним благослови, отче.
- Обычный (малый) отпуст.
Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.
Самоубийца: грешник или жертва?
Призвавшие смерть
Источник: https://www.pravmir.ru/chin-molitvennago-utesheniya-srodnikov-zhivot-svoj-samovolne-skonchavshago-isceli-serdechnuyu-skorb-nashu/
О молитве за самоубийц или как показать фак нечистому
?
Category: Недавно ко мне обратилась женщина с просьбой помочь. У неё покончил жизнь самоубийством младший брат. У брата была семья, но случились некоторые сложности и затруднения в жизни, которые, видимо, и заставили принять такое решение. Причём, как бывает у людей, совершающих самоубийство всерьёз, а не на показ, как некоторые, он сделал это с первой попытки, никому из близких не дав понять о том, что собирается сделать.Женщина хотела ему помочь, но боялась молиться, поскольку слышала, что молитва за самоубийц это грех и церковь это запрещает. А поскольку она прочла мой пост об умершем соседе, она решила спросить моего совета.Я ответила ей в личку, но тема столь запутанная, что я решила написать пост.
О молитвах за самоубийц ходит много всяких легенд и жути. Единого мнения среди священства нет, что уж говорить о прихожанах.Но священники тоже люди, как врачи. Не полагаете же вы всерьёз, что все врачи сугубые профессионалы, соблюдающие дословно клятву Гиппократа? Хороший врач – редкость. Или не думаете же вы, что у них существует единое мнение относительно запутанных проблем медицины?
То же самое касается едва ли не каждого второго религиозного предписания по одной причине. Истинно верующих среди позиционирующих себя таковыми 2-3% (по исследованиям социологического института Великобритании, название не вспомню, источник – цикл передач ВВС). Всё правильно, прямо по кривой Гаусса — так и есть.
Что значит истинно верующий? Тот, кто живёт своими убеждениями, причём вопреки социуму. То есть реально за свои убеждения готов пострадать и имеет решимость противопоставить их общественному мнению. Готов, к примеру, потерять работу, привилегии и т.д.Но поскольку у большинство не готово жертвовать ради своих убеждений чем бы то ни было, люди обращаются к внешней, формальной стороне ритуала.
Они окружают себя массой правильных правил вроде того, какой рукой и через какое плечо нужно ставить свечу. Они регулярно ходят в храм и соблюдают праздники. При этом спокойно врут, изменяют, предают, мошенничают с друзьями и клиентами. И не замечают этого, потому, что замечать – это больно, с этим потом придётся что-то делать.
Именно поэтому они стараются бессознательно привлечь на свою сторону единомышленников, которые точно так же стараются заместить истинную веру исполнением церковных ритуалов, которые без веры просто театр. О моральном и духовном аспекте какого бы то ни было поступка нельзя судить по его внешней, формальной составляющей.
Но именно потому, что совести всё-таки иногда тихим голосом удаётся достучаться до разума и глубокое внутреннее ощущение, что я делаю что-то не так, живёт в душе, такие люди создают перевёртыши, которые обосновывают их позицию с точки зрения религии.Теперь я задам энное количество провокационных вопросов.
Любить человека – это грех?Помогать человеку – это грех?Как думаете, Бог справедлив и милосерден?А вы справедливее и милосерднее Бога?Как думаете, Бог умеет любить?Как думаете, способны ли вы любить сильнее, чем Бог?Как думаете, Бог видит ваши мысли и побуждения, или вы способны его обмануть?Чтобы долго не ходить вокруг да около, подытожу: искренне помогать ближнему и молиться за ближнего это не грех.Если уж мы начинаем оперировать понятием греха, то грех это оставить ближнего без помощи, когда в твоих силах было ему помочь.Поэтому молитва за самоубийц – не грех. Скорее грех не молиться.И если вы сомневаетесь и просите священника благословить вас, а он не даёт вам благословение на келейную (домашнюю) молитву за самоубийц, то если он знает, что молиться можно, он совершает грех. А если он не знает, что молиться можно, то он двоечник и неуч.Некоторым людям нужно разрешение сделать добрый поступок потому, что социум внушил им, что этот добрый поступок есть грех.Что касается самоубийства как такового, тово-первых, Архимандрит Рафаил говорил:Молитва за самоубийц (церковная) допустима в двух случаях:1. Если самоубийца был душевнобольным и покончил жизнь в невменяемом состоянии. Здесь нужно медицинское свидетельство и архиерейское разрешение.2. Если человек умер не сразу, а успел принести покаяние в своем грехе.
В ином случае, если говорить об истории вопроса, то келейную молитву за самоубийц разрешали Оптинские старцы Леонид и иеросхимонах Амвросий , Дивеевская блаженная Пелагея Ивановна.
Однако лучше это делать с благословения священнослужителя, т. к. молитва за самоубийц вызывает нападки демонов. Попросту говоря, тяжело будет.Во вторых,из современных авторитетов приведу слова Осипова А.И.
Алексе́й Ильи́ч О́сипов — советский и российский богослов, педагог и публицист, доктор богословия honoris causa. Профессор Московской духовной академии, крупный апологет, видный православный катехизатор современности. Действительный член РАЕН.
Вот что он говорит по поводу молитв за самоубийц: «Молиться за самоубийц не можно, а нужно….За него надо не только молиться, а усиленно молиться. Вот как молиться – к сожалению это вопрос, который оказывается в большом тумане. Мы не можем Бога разжалобить, не потому, что он жестокий, а потому, что Он есть абсолютная любовь.
И Он не может быть большей любовью, чем Он есть. Поэтому существо нашей молитвы сводится не к тому, чтобы Его разжалобить. Существо нашей молитвы сводится к тому, что своим подвигом и очищением мы можем помочь самоубийце исцелиться. Только исцеляя себя духовно мы можем помочь ближнему….
Единственный способ помочь человеку заключается в подвиге самоочищения».
Не зря самоочищение названо подвигом, это действительно так. Поэтому многим проще сказать, что молитва за самоубийцу грех и не делать этого.
Вот ещё один отрывок, где Осипов говорит о самоубийцах и отпевании, а также о том, для кого и почему самоубийство есть грех
Вот ещё несколько высказываний на эту тему с православного форума.
«Преп. Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц.Оптинские старцы разрешали на келейной молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви.
Так, старец Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай, как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали.
Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней,— по духу добродетельных и мудрых так: „Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя“.
Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго.Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит.
При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: „Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно“. Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его.
Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?».
Другой Оптинский старец, иеросхимонах Амвросий писал одной монахине: По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом.
О нашей отечественной подвижнице схимонахине Афанасии? повествуется, что она, по совету Дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны, трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву Богородице Дево радуйся за своего в пьяном виде повесившегося брата и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений.
Как отметил архиерей, «дважды в году — во Вселенскую и родительскую субботы, Церковь молится за «змеями угрызенных, волнами поглощенных, с высоты упадших» и так далее». «Но упоминания самоубиенных там нет.
Помочь здесь могут только родственники, но с благословения священнослужителя, т. к. молитва за самоубийц вызывает нападки демонов. Если человек духовно слаб, священник не даст благословения.
Знаю лично людей, которые, самовольно молясь за самоубийц, впадали во многие грехи — пьянство, игроманию, наркоманию», — подчеркнул владыка Игнатий.»
Священник Алексей Колосов пишет:
Людмила!Глупость Вам сказали – если Вы испытываете по отношению к нему искреннее участие, то ничто не мешает Вам молиться о упокоении его души тогда, когда захотите: Бог милосерден. Что касается перезахоронения, то вряд ли удастся совершить какой-нибудь сопутствующий заупокойный обряд, поскольку, судя по всему, самоубийство его несомненно.
С уважением, священник Алексий Колосов.
Также:
«Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.
В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как.
На что старец ответил: 'Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:'Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои.
Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя'.
Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг».
И наконец, игумен Александр пишет:
«Несмотря на то, что многие причисляют себя к Церкви, воцерковлённых, т.е. живущих церковной жизнью, достаточно мало.
Счастье для семьи, когда хотя бы один из родственников более-менее регулярно поминает всех перед Богом, а не просто расставляет свечи «на здоровье и удачу». Если эта молитва имеет в себе хотя бы частицу божественной любви, то повредиться от неё невозможно.
От неё получат пользу и те, за кого она совершается, и сам молящийся, потому что через это мы стараемся в какой-то мере исполнить Евангелие.
Самоубийцы — это боль семьи и если человек стремиться как-то её ослабить и помочь близким, смиренно беря благословение помолиться о наложивших на себя руки, то принимает подвиг очень высокий и трудный.
Дьявол прихватил человека тёпленьким и самовольно отступившим от Бога и, конечно сделает всё, чтобы такой лакомый кусочек остался у него. Чтобы повредиться во время поминовения этих несчастных, достаточно принять помысл о ценности своей молитвы. Впрочем, это относится и ко всем всем другим жизненным ситуациям.
К сожалению таких людей подстерегает ещё одна опасность — непонимание окружающих. Оправдывая собственную лень, они начинают рассуждать об опасности и даже бесполезности молитвы. Да, духовная опасность существует и замалчивать её нельзя, но мы с Вами — войны Христовы и наша война в первую очередь против духов злобы.
Бог всегда готов помочь нам, если мы не слишком высоко оцениваем свои попытки приблизиться к исполнению Его заповедей.»
Источник: https://aleforion.livejournal.com/167499.html
Молитвы о самоубийцах
Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления.
Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами.
Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения духовника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.
Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения
В основу молитвы за самоубийц положен случай, происшедший в Оптиной пустыни.
Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как.
На что старец ответил: Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.
Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго.
Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит.
При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться.
Ты скажешь: „Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно“. Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?». Другой Оптинский старец, иеросхимонах Амвросий писал одной монахине: По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом. О нашей отечественной подвижнице схимонахине Афанасии повествуется, что она, по совету Дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны, трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву Богородице Дево радуйся за своего в пьяном виде повесившегося брата и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений. Такие молитвы следует творить только с благословения духовника, т. к. молитва за самоубийц вызывает нападки демонов. Если человек духовно слаб, священник не даст благословения. Были случаи, когда, самовольно молясь за самоубийц, впадали во многие грехи — пьянство, игроманию, наркоманию» Есть история, записанная со слов архимандрита Кирилла Бородина:
Один молодой человек, духовное чадо батюшки, из-за личной драмы кончил жизнь самоубийством. Случилось это в Риге накануне Нового года. Старец, провидя духовное состояние своего пасомого, не хотел отпускать его от себя, но тот ослушался и поспешил на праздник, где увидел свою подругу в объятьях другого, после чего, поддавшись чувствам, повесился на заборе.
Отец Кирилл в разговоре с отцом Виталием Кондратовым рассказал об этом случае следующее: — Вижу петлю, и часы показывают одиннадцать. Я понял, что случится беда. Сколько я ни упрашивал этого молодого человека побыть со мной до одиннадцати часов, он не соглашался. Придя в ресторан, он увидел свою возлюбленную с другим, после чего произошло страшное…
Отец Кирилл говорил, что если бы юноша не пошел на праздник и задержался хотя бы на один час, все могло быть иначе. Сокрушаясь о несчастном, старец вспоминал сказанные когда-то митрополитом Иосифом слова о молитве за самоубийцу.
Крепкий духом и опытный в духовной брани владыка не советовал даже и дерзать на подобную молитву: «Можно попробовать, но месть будет страшная — весь ад подымется. Я, например, как-то сам дерзал на это, да и то еле-еле двадцать дней продержался. Больше никогда не буду этого делать».
Но отец Кирилл все же дерзнул вымолить свое духовное чадо. Чтобы бесы не ударяли его по лицу, он клал на него крест, а для смягчения ударов даже надевал ватники, в которых и проводил всю ночь, молясь за самоубийцу и с великим трудом сдерживая натиск бесовский.
Месть действительно была страшной: никогда еще так сильно враг не нападал на батюшку. Но отец Кирилл держался и на двадцатый день в тонком сне увидел свое чадо с белым пятнышком на лбу. Это был духовный знак свыше, чтобы продолжать молитву за несчастного юношу.
На сороковой день юноша явился старцу уже весь светлый, благодаря его, а отец Кирилл был к тому времени ни жив ни мертв. «Больше я никогда не буду молиться за самоубийцу, — сказал старец, — и никому из священства этого делать не советую!»
- Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
- Благословен Бог наш:
- Трисвятое по Отче наш:
Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.
- Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:
- Слава: Господи, помилуй нас:
- И ныне: Милосердия двери:
- И абие антифон, глас 3:
Псалом 50-й.
Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).
Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!
Слава:
Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).
- И ныне:
- Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
- Господу помолимся.
- Господи, помилуй.
Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом.
Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Премудрость. Пресвятая Богородице спаси нас. Честнейшую Херувим:
- Именем Господним благослови, отче.
- Обычный (малый) отпуст.
Источник: https://www.SunHome.ru/religion/19873