Молитва игнатия брянчанинова

  • Святитель Игнатий Брянчанинов 
  • называет молитву главным подвигом христианина. 
  • Но как молиться правильно? 
  • Давайте разбираться, с помощью изречений святителя Игнатия.
  • Сретенская семинария

Молитва Игнатия Брянчанинова

Что есть молитва

Молитва Игнатия Брянчанинова

 Значение молитвы для спасения

«Путь к Богу – молитва. Молись постоянно, – и удобно наследуешь спасение».

«Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Все прочие подвиги – подвиги служебные этому подвигу; предприемлются они для того, чтоб подвиг молитвы совершался успешнее, чтоб плоды молитвы были обильнее».

  1. Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как чистая совесть
  2. Как быть готовым к молитве
  3. «Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как чистая совесть».

  4. «Умеренное, благоразумное, постоянное воздержание от пищи и пития делает тело легким, очищает ум, дает ему бодрость и потому служит также приготовлением к молитве».

«Когда от души простишь всем ближним согрешения их, тогда откроются тебе твои собственные согрешения.

Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нем все человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве».

Перед молитвой

«Отвергни помышления и попечения земные».

«Покади в сердце твоем фимиамом страха Божия и святого благоговения. Помысли, что ты прогневал Бога бесчисленными согрешениями, которые Ему явнее, нежели самой совести твоей. Ты возбудишь плач сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления».

Молитва Игнатия Брянчанинова

Как стоять на молитве

«Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом. Точно ты стоишь пред Ним!»

«Давай при молитве самое благоговейное положение телу. Стой, как осужденный, с поникшею главою, не смея воззреть на небо, с опущенными вниз руками или сложив их сзади, как бы от связания веревками, как обыкновенно бывают связаны схваченные на месте преступления преступники».

«Звук голоса твоего да будет жалостным звуком плача, стоном уязвленного смертоносным орудием или терзаемого лютою болезнию».

О чем нужно молиться

«Начало молитвы должно состоять из славословия Бога, из благодарения Богу за бесчисленные благодеяния Его. Потом мы должны принести Богу искреннее исповедание грехов наших, в сокрушении духа. В заключение можем предложить, впрочем, с великим смирением, прошения Господу о наших нуждах, душевных и телесных, предоставляя благоговейно исполнение и неисполнение этих прошений Его воле».

«Приноси Богу прошения, сообразные величию Его. Просил у Него Соломон премудрости и получил ее, и с нею множество других благ: потому что просил благоразумно».

  • Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом
  • Как произносить слова молитвы
  • «Произноси слова молитвы неспешно».

«Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Огнь нечистый – слепое, вещественное разгорячение крови – воспрещено приносить пред всесвятого Бога».

Как добиться внимательной молитвы

«Душа молитвы – внимание. Научись молиться от всего помышления твоего, от всей души твоей, от всей крепости твоей. Спросишь: что это значит? Этого нельзя иначе узнать, как опытом. Старайся постоянно заниматься внимательною молитвою: внимательная молитва доставит тебе разрешение вопроса блаженным опытом».

«Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном. Благодатному вниманию должно предшествовать собственное усилие ко вниманию. Последнее должно быть деятельным свидетельством искреннего желания получить первое».

  1. «Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силой веры, ударяй в сердце страхом Божиим и удобно приучишься ко вниманию».
  2. Молитва Игнатия Брянчанинова
  3. Безвидность ума
  4. «Ум во время молитвы должно иметь и со всей тщательностию сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения».

«Если бы во время молитвы твоей представился тебе вид Христа или Ангела, или какого святого, никак не принимай этого явления за истинное, не вступи с ним в беседу. Иначе подвергнешься обману и повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению со святыми духами».

«Святые иконы приняты Святою Церковию для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом. Ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и воображать Господа».

  • Величайшая разница быть в присутствии Господа и воображать Господа
  • Ощущение присутствия Божия
  • «Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения».

«Высокое состояние ощущение присутствия Божия! Им удерживается ум от беседы с чуждыми помыслами, наветующими молитву; по причине его обильно ощущается ничтожество человека; по причине его является особенная бдительность над собой, хранящая человека от согрешений, даже самомалейших».

«Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние перед святыми иконами».

  1. Признаки правильной молитвы
  2. «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва – без души».
  3. «Истинный плод молитвы – истинное покаяние».
  4. «Ощущения, порождаемые молитвой и покаянием, состоят в облегчении совести, в мире душевном, в примирении к ближним и к обстоятельствам жизни, в милости и сострадании к человечеству, в воздержании от страстей, в хладности к миру, в покорности Богу, в силе при борьбе с греховными помыслами и влечениями».

«Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть самообольщение».

  • Молитва Игнатия Брянчанинова
  • Количество молитвы
  • «Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим: законно и по совести проходимое служение приготовляет человека к усердной молитве и заменяет качеством количество».
  • «Помни премудрое наставление великого наставника подвижников: “Если ты понудишь тело немощное на дела, превышающие силы его, то этим влагаешь в душу твою помрачение и приносишь ей смущение, а не пользу”».

«Многоглаголание, осужденное Господом, заключается в многочисленных прошениях о временных благах. Но Господь отнюдь не осудил продолжительных молитв. Он сам освятил продолжительную молитву, пребывая подолгу в ней».

Синергия Бога и человека

«Молитва – дар человеку от Бога. Сам Бог, даяй молитву молящемуся, соделается нашим учителем молитвы».

«Победа в брани с демонами – дар Бога. Поражение – попущение Божие для смирения».

  1. «Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, то есть нескоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения».
  2. Душа молитвы – внимание
  3. Жизнь в молитве

«Заповедует Господь: Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам.Здесь указано не однократное действие, но постоянное; повеление распространяется на всю земную жизнь человека».

«Глава добродетелей – молитва; их основание – пост. Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва».

«Когда восстанешь от сна, первая мысль твоя да будет о Боге. Когда отходишь ко сну – последние твои мысли да будут о вечности».

«Возлюбив подвиг молитвы, возлюби молчание: оно сохраняет силы души способными к постоянной молитве».

Иисусова молитва

«Путь умной молитвы есть путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее и изящнее всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела: он возводит из земли и пепла в усыновление Богу».

«Моление именем Господа Иисуса Христа требует трезвенной, строго нравственной жизни, жизни странника, требует оставления пристрастий. Должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские во всех видах».

Подготовил Алексей Мигальников

Источник

Источник: https://religiya.temaretik.com/1258613944978770612/-molitva-glavnyj-podvig-hristianina-40-izrechenij-svyatitelya-ignatiya-bryanchaninova-o-molitve/

Молитва святителю Игнатию (Брянчанинову)

Молитва Игнатия Брянчанинова

Тропарь, глас 8*

Правосла́вия побо́рниче,/ покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный,/ архиере́ев богодухнове́нное украше́ние,/ мона́шествующих сла́во и похвало́:/ писа́нии твои́ми вся ны уцелому́дрил еси́./ Цевни́це духо́вная, Игна́тие богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га,/ Его́же носи́л еси́ в се́рдце твое́м,// дарова́ти нам пре́жде конца́ покая́ние.

Перевод: Ревностный защитник православия, покаяния и молитвы деятель и учитель особенный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих слава и честь: твоими писаниями ты всех нас привел к целомудрию. Лира духовная, Игнатий богомудрый, моли Слово Христа Бога, Его же ты носил в сердце своем, даровать нам покаяние, прежде нашей смерти.

Кондак, глас 8*

А́ще и соверша́л еси́ стезю́ жития́ земна́го, святи́телю Игна́тие,/ оба́че непреста́нно зрел еси́ зако́ны бытия́ ве́чнаго,/ сему́ поуча́я ученики́ словесы́ мно́гими,// и́мже после́довати и нам, свя́тче, помоли́ся.

Перевод: Хотя и совершал ты путь земной жизни, святитель Игнатий, но не переставая видел законы вечной жизни, поучая тому учеников многими делами, помолись, чтобы и мы последовали им, святой.

Молитва**

О, вели́кий и пречу́дный уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче Игна́тие! Ми́лостиво приими́ моли́твы на́ша, с любо́вию и благодаре́нием тебе́ приноси́мыя! Услы́ши нас си́рых и безпо́мощных (имена), к тебе́ с ве́рою и любо́вию припа́дающих и твоего́ те́плаго предста́тельства о нас пред Престо́лом Го́спода Сла́вы прося́щих.

Ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́ведника, Влады́ку умилостивля́ющая. Ты от лет младе́нческих Го́спода пла́менно возлюби́л еси́ и Ему́ Еди́ному служи́ти восхоте́в, вся кра́сная ми́ра сего́ ни во что́же вмени́л еси́. Ты отве́ргся себе́ и взем крест твой, Христу́ после́довал еси́.

Ты путь у́зкий и приско́рбный жития́ и́ноческаго во́лею себе́ избра́л еси́ и на сем пути́ доброде́тели вели́кия стяжа́л еси́.

Ты писа́ньми твои́ми сердца́ челове́ков глубоча́йшаго благогове́ния и поко́рности пред Всемогу́щим Творцо́м исполня́л еси́, гре́шников же па́дших му́дрыми словесы́ твои́ми в созна́нии своего́ ничто́жества и своея́ грехо́вности, в покая́нии и смире́нии прибега́ти к Бо́гу наставля́л еси́, ободря́я их упова́нием на Его́ милосе́рдие.

Ты николи́же притека́вших к тебе́ отверга́л еси́, но всем оте́ц чадолюби́вый и па́стырь до́брый был еси́. И ны́не не оста́ви нас, усе́рдно тебе́ моля́щихся и твоея́ по́мощи и предста́тельства прося́щих.

Испроси́ нам у человеколюби́ваго Го́спода на́шего здра́вие душе́вное и теле́сное, утверди́ ве́ру на́шу, укрепи́ си́лы на́ша, изнемога́ющия во искуше́ниих и скорбе́х ве́ка сего́, согре́й огне́м моли́твы охладе́вшая сердца́ на́ша, помоги́ нам, покая́нием очи́стившимся, христиа́нскую кончи́ну живота́ сего́ получи́ти и в черто́г Спа́сов преукраше́нный вни́ти со все́ми избра́нными и та́мо ку́пно с тобо́ю покланя́тися Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Краткое житие

День памяти 30 апреля/13 мая

Имел блестящее образование и благоволение при царском дворе, однако отказался от мирских почестей и вступил на путь иночества. Много потрудился для благоустроения монашеских обителей.

Известен как духовный писатель, исследователь и продолжатель традиции святых отцов. Оставил большое число аскетических сочинений. Свт.

Игнатию молятся о даровании покаянного чувства, при излишней привязанности к благам мира, о ревности к исполнению христианского служения за священноначалие церковное, о твердом стоянии в Православии.

*Минея дополнительная. 30-е апреля.**Акафист святителю Игнатию (Брянчанинову).

  • Глас в Словаре.
  • Канон святителю Игнатию (Брянчанинову).

Источник: https://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-svyatitelyu-ignatiyu-bryanchaninovu.html

Роль Иисусовой молитвы в процессе христианского самопознания по учению святителя Игнатия (Брянчанинова)

Иеромонах Серафим (Лопухов)

Молитва Игнатия Брянчанинова

Доклад иеромонаха Серафима (Лопухова), благочинного Успенского мужского монастыря г.

Иванова, преподавателя кафедры Священного Писания Ветхого и Нового Завета Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководителя курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих РПЦ, на конференции «Иисусова молитва.

Еще раз о главном (школа духовной жизни)» («Зосимовские чтения – 2019», Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь, 7 декабря 2019 года)

Тему самопознания обычно связывают с философией или психологией, а вопрос религиозного самопознания всегда остается где-то в стороне.

Действительно, многие древние философы и мыслители считали самопознание важным делом в жизни человека, но мало кто из них отмечал роль молитвы в этом процессе.

Поэтому для нашего исследования был выбран святитель Игнатий (Брянчанинов) как истинный учитель молитвенного делания и знаток человеческой души.

Для полноты раскрытия темы необходимо совершить краткий экскурс в книгу Бытия. Молитва, как открывает нам эта Книга – есть живое, непосредственное общение человека с Богом. Такое общение имел сотворенный Адам до грехопадения, оно постепенно открывало человеку познание себя как личности, как творения.

Именно богообщение сообщало человеку способность возрастать в процессе самопознания. Мы видим, что после преступления Божией заповеди Адам уже совершенно не понимает себя, на воззвание Господа Бога: Адам где ты? – он отвечает: голос Твой я слышал в раю, и убоялся, потому что я наг и скрылся.

И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? (Быт. 3:10–11). Из этого диалога видно, что видение себя человеком после грехопадения приобретает совершенно другой характер, Адам боится Бога и не понимает себя.

В грехопадении человек утрачивает истинное богообщение [1], и как следствие – истинное самопознание.

Отметим, что грехопадение Адама – это следствие недостаточного или неправильного самопознания. Например, святитель Димитрий Ростовский в своей книге «Алфавит Духовный» отмечал, что первой причиной падения Адама было совершенное непознание себя, причем отсутствие самопознания в человеке он называл – неразумием [2].

Однако cвятитель Игнатий (Брянчанинов) в своем труде «Слово о человеке» говорит, что падение праотцев совершилось из-за неправильности самопознания, человек устремился к познанию себя и творения без участия Бога, такое познание привело человека к погибели.

Владыка Игнатий писал: «Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества? Прекрасно созерцание себя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Бога оно гибельно, ведет к превозношению и самомнению» [3].

Созерцание есть наивысшая форма молитвенного делания; оставление молитвы, тесного общения с Богом, и рассматривание себя без этого делания приводит человека к падению.

Таким образом, если самопознание было необходимо для сотворенного, то, несомненно, оно должно быть теперь главной задачей человека падшего.

Святитель Димитрий Ростовский отмечал, что возвращение к Богу после грехопадения возможно только через самопознание и познание творений, причем необходим последовательный порядок в процессе познания: сначала познание творений, далее самопознание и как венец – познание Бога [4].

А святитель Игнатий видит процесс самопознания падшего человека в Боге или вместе с Богом; без Бога он носит совершенно пагубный характер.

Следует отметить, что падение Денницы совершилось в результате неосторожного самопознания: оставив созерцание Бога, он увлекся созерцанием и рассматриванием самого себя; увидев свою красоту, свою светоносность, впал в превозношение и гордость; возгордившись, ощутил себя самодостаточным и равным Богу. Поэтому диавол тем же самым приемом увлекает человека, предлагая ему совершить акт самопознания без Бога: в день в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло (Быт. 3:5).

Результатом преступления заповеди человек потерял истинное общение с Богом и вступил в тесное общение с диаволом [5], в подчинение ему и рабство [6]. По объяснению святителя, человечеству возвращено было истинное общение с Богом в лице Иисуса Христа [7]. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12).

Призвание имени Иисуса Христа подразумевает собой истинное богообщение, при котором совершается познание себя. Поэтому святитель Игнатий в молитве Иисусовой видит главное средство самопознания.

По его мнению, она доставляет особые познания о внутреннем человеке, раскрывает глубину сердца человека, открывая его гордость, позволяет увидеть душу, убитую грехом, открывает в полноте падение и греховность [8], а также действие демонов, жаждущих погибели человека, – обличает их цепи и оковы [9].

Таким образом, Иисусова молитва раскрывает человеку его греховную природу и зависимость этой природы от падших духов, показывая его общение с ними, которое он приобрел в грехопадении.

Святитель Игнатий писал, что главное свойство Иисусовой молитвы состоит в том, что она производит в человеке особое волнение или «вскипание» страстей. Именно это действие, по мнению преосвященного, является характерным признаком правильно совершаемой молитвы, потому что выявление страстей в человеке – свойственное ей действие [10].

Об этом писали многие святые отцы. Например, преподобный Варсонофий Оптинский писал, что правильно и постоянно совершаемая молитва Иисусова открывает человеку все его недостатки [11]. «Обнаружение душевного устроения» [12] – так характеризует действие Иисусовой молитвы опытно познавший ее преподобный Иоанн Лествичник.

Таким образом, Иисусова молитва, по мысли святителя Игнатия и других отцов, является одним из самых важных духовных подвигов в процессе самопознания, открывающих человеку его внутреннее пленение грехом, а также диаволом, – пленение, которое явным образом проявляется в особой брани помыслов, чувств и ощущений.

По замечанию владыки Игнатия, только внимательная молитва приносит обильные плоды самопознания, рассеянная молитва бесплодна – она никогда не доставит человеку познания самого себя.

Святитель Игнатий писал: «…

внимательная молитва, особенно молитва именем Господа нашего Иисуса Христа, при усилии соединяет сердце с умом, обличает гнездящегося в сердечной глубине змея и, уязвляя его, побуждает к движению» [13].

Святитель утверждает, что само имя Господа нашего Иисуса Христа имеет невероятную силу – оно способно не только выявить жительство демонов в человеке, но и изгнать их из него.

«Между непостижимыми, чудными свойствами имени Иисуса находится свойство и сила изгонять бесов» [14], – писал владыка Игнатий.

Сила диавола, пребывающая в человеке, лишь услышав имя Иисуса Христа, правильно призываемое молящимся, приходит в неистовство и смятение.

Сущность духовного молитвенного подвига в том, чтобы творить молитву внутренно, скрывая это делание от людей, творить ее с усиленным вниманием и покаянным чувством, непрестанно или хотя бы часто.

Именно против такой молитвы падшие духи тайным образом воздвигают трудно понимаемую человеком сильную брань помыслов и сердечных ощущений, особым образом возбуждают в душе тревогу неведомых страстей, которых человек не видел в себе ранее.

Святитель Игнатий предостерегает, что прессинг от помыслов бывает очень сильным, может даже выходить за пределы мысленной области и одновременно сопровождать собою действия чувств человека, которые открываются «призрачными представлениями и необыкновенными телесными болезнями» [15].

Такое нападение падших духов через греховные помышления попускается Богом для полноты опытного познания нашего падения и греховности. Усиленное нашествие греховных помыслов при занятии молитвой Иисусовой есть хороший признак правильности ее совершения.

Человеку только необходимо научиться правильной борьбе с греховными помышлениями, обогащающей его духовным разумом, который, в свою очередь, способствует правильному самопознанию [16].

Святитель Игнатий предлагает самый простой образ борьбы: «греховным помыслам дóлжно противиться, а увлечения ими немедленно врачевать покаянием» [17].

Необходимо отметить, что существует тонкая опасность в этой брани, потому что падшие духи невидимы для человека и действия их ему непонятны, поэтому человек легко может быть обманут и обольщен ими. Правильно же совершаемая молитва обильно обогащает человека светлыми мыслями и благими чувствованиями.

Но святитель Игнатий вновь предостерегает: познание этих мыслей и чувствований необходимо строго исследовать и проверять чтением святоотеческих писаний и советом опытного духовника, чтобы не впасть в обольщение и прелесть.

Потому что под видом добрых чувствований и ощущений можно принять демонические мысли или усладиться мнимыми духовными состояниями, возбуждаемыми падшими духами [18].

Поэтому святитель убежден в том, что необходимо искать в молитве не возвышенных мыслей и благодатных состояний, которые принадлежат области святых людей, а раскрывать в себе молитвой процесс самопознания: видение и осознание греховности и падения.

Святитель Игнатий утверждает, что истинная молитва непременно откроет эту греховность, будет способствовать покаянию, ибо истинное покаяние есть ее плод [19].

Эту же мысль мы находим и у преподобного Варсонофия Оптинского, который говорил, что молитва, особенно Иисусова, быстрее других подвигов приводит человека в покаянное чувство и открывает ему его греховность.

Поэтому человек быстро приходит в осознание, что он великий грешник [20].

Святитель Игнатий делает важное замечание, что основанием, на котором воздвигается храм Иисусовой молитвы, должны быть евангельские заповеди, без которых путь молитвенного делания будет совершенно бесплодным. Связь Иисусовой молитвы с евангельскими заповедями очевидна, без соблюдения заповедей молитва бессильна.

Подводя итог сказанному, мы видим, что молитва Иисусова играет главную роль в процессе христианского самопознания. Только духовный подвиг, состоящий из внимательной молитвы Иисусовой, может доставить человеку точное и полное самопознание, которое заключается в видении человеком своей греховности, страстей, личного падения и воздействия падших духов [21].

[1] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Слово о спасении и христианском совершенстве // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 2. – М.: Паломник, 2014. С. 299.

[2] Димитрий Ростовский, свт. Алфавит духовный. – М.: Сибирская благозвонница, 2012. С. 22–23.

[3] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Слово о человеке // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 2. С. 688.

[4] Димитрий Ростовский, свт. Алфавит духовный. С. 24.

[5] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Слово о спасении и христианском совершенстве // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 2. С. 299.

[6] Там же. С. 299.

[7] Там же. С. 300.

[8] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. Т. 1: Аскетические опыты. – М.: Ковчег, 2006. – С. 188.

[9] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты, 13. О молитве. Статья II // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 1. М.: Паломник, 2014. С.167.

[10] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты, 17. Слово о молитве Иисусовой // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 2. С. 179.

[11] Святые отцы об Иисусовой молитве / сост. Золотухина Н. Оптинские старцы, преподобный Варсонофий Оптинский. – М.: Благовест, 2014. С. 276.

[12] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908. С. 233.

[13] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты, 21. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. 4. О состоянии по падении человека // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 2. С. 337–339.

[14] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. Т. 2: Аскетические опыты. С. 275.

[15] Ищите всюду духа, а не буквы: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками. – М.: Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2011. С. 33.

[16] Игнатий (Брянчанинов), свт. Избранные письма.Письма к мирянам. Часть II. Письмо № 283 // Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. Т. 7. М.: «Ковчег», 2006. С. 439.

[17] Там же. С. 439.

[18] Ищите всюду духа, а не буквы… С. 33.

[19] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты, 12. О молитве. Статья I // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 1. С. 160.

[20] Варсонофий Оптинский, прп. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилку Батюшки». – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2012. С. 41.

[21] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты, 28. О молитве Иисусовой. Отдел III. О упражнении молитвой Иисусовой // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 1. С. 271.

Литература

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Киев: Изд. Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2009. – 1536 с.

  1. Варсонофий Оптинский, прп. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилку Батюшки». – Козельск: Издательство Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь, 2012. – 704 с.

  2. Димитрий Ростовский, свт. Алфавит духовный. – М.: Сибирская благозвонница, 2012. – 176 с.

  3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 1: Аскетические опыты. М.: Паломник, 2014. – 656 с.

  4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 2: Аскетические опыты М.: Паломник, 2014. – 704 с.

  5. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. Т. 7: Избранные Письма. – М.: Ковчег, 2006. – 720 с.

  6. Ищите всюду духа, а не буквы: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками. – М.: Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2011. – 544 с.

  7. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908. – 368 с.

  8. Святые отцы об Иисусовой молитве / сост. Золотухина Н. Оптинские старцы, преподобный Варсонофий Оптинский. – М.: Изд-во Благовест, 2014. – 416 с.

Источник: https://monasterium.ru/doklady/iisusova-molitva-eshche-raz-o-glavnom-shkola-dukhovnoy-zhizni-/rol-iisusovoy-molitvy-v-protsesse-khristianskogo-samopoznaniya-po-ucheniyu-svyatitelya-ignatiya-bryanchaninova/

Молитва преследуемого человеками святителя Игнатия Брянчанинова

 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимаяМудрова Анна Юрьевна

Молитва преследуемого человеками святителя Игнатия Брянчанинова

Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления изъязвленных грехами моих души и тела! Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их в этом и будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных твоих сокровищ обильные награды.

Что же я приносил Тебе? Какие благоугодные жертвы? Я приносил одни грехи, одни нарушения Твоих Божественнейших заповеданий. Прости меня.

Господи, прости виновного пред Тобою и пред человеками! Прости безответного! Даруй мне увериться и искренно сознаться, что я грешник! Даруй мне отвергнуть лукавые оправдания! Даруй мне покаяние! Даруй мне сокрушение сердца! Даруй мне кротость и смирение! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим и скорбляющим меня! Даруй мне терпение во всех скорбях моих! Умертви меня для мира! Отыми от меня мою греховную волю и насади в сердце мое Твою святую волю, да творю ее единую и делами, и словами, и помышлениями, и чувствованиями моими. Тебе за все подобает слава! Тебе единому принадлежит слава! Мое единственное достояние – стыдение лица и молчание уст. Предстоя Страшному суду Твоему в убогой молитве моей, не обретаю в себе ни единого доброго дела, ни единого достоинства и предстою, лишь объятый отвсюду безчисленным множеством грехов моих, как бы густым облаком и мглою, с единым утешением в душе моей: с упованием на неограниченную милость и благость Твою. Аминь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

О письмах святителя Игнатия Брянчанинова
Среди эпистолярного наследия русских старцев особо выделяются письма духовного писателя и аскета святителя Игнатия Брянчанинова177. Уже первое знакомство с ними показывает, что автор их сохраняет высокий стиль своих больших

МОЛИТВА ПРЕСЛЕДУЕМОГО ЧЕЛОВЕКАМИ МОЛИТВА ПРЕСЛЕДУЕМОГО ЧЕЛОВЕКАМИ (СОСТАВЛЕНА СВЯТИТЕЛЕМ ИГНАТИЕМ БРЯНЧАНИНОВЫМ)
Как молиться о собственном спасении, о даровании любви к БогуБлагодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною!Благодарю Тебя за все скорби

§ 1. Основы духовной жизни [1] (по творениям святителя Игнатия Брянчанинова) Существо любой религии заключено в духовной жизни, которая является наиболее сокровенной ее стороной. Вхождение в эту жизнь требует не только ревности от человека, но и знания законов духовной

Молитва преследуемого человеками
(Составлена святителем Игнатием Брянчаниновым)
Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления

Молитва преследуемого человеками
Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления изъязвленных грехами моих души и тела!Помилуй и спаси те

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ
святителя
ИГНАТИЯ
БРЯНЧАНИНОВА Том III Паломникъ
Москва2006 по Р. Х.{стр. 2}
По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ
Составление и общая редакция А. Н. СтрижевТретий том Полного собрания творений святителя Игнатия

К истории рода
Святителя Игнатия Брянчанинова [1234] Брянчаниновы принадлежали к тому среднему российскому дворянству, трудами которого на протяжении веков собиралось, обустраивалось, создавалось великое государство, носившее название Российской Империи.Древо рода

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ
святителя
ИГНАТИЯ
БРЯНЧАНИНОВА Том IV
МоскваПаломникъ2002 по Р. Х.{стр. 2}
По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ
Составление и общая редакцияА. Н. СтрижевНастоящий том Полного собрания творений святителя Игнатия

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ
святителя
ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА
Том V
2003 по Р. Х.{стр. 3}По благословениюархиепископа Тернопольского и КременецкогоСЕРГИЯСоставление и общая редакцияА. Н. СтрижевПятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит

Письма
святителя Игнатия Брянчанинова
к Н. Н.

Письма
святителя Игнатия Брянчанинова
к С. И.

ПОЛНОЕ
СОБРАНИЕ
ТВОРЕНИЙ
святителя
ИГНАТИЯ
БРЯНЧАНИНОВА Том VI
МоскваПаломникъ2004 по Р. Х.{стр. 2}По благословениюархиепископа Тернопольского и КременецкогоСЕРГИЯСоставление и общая редакцияА. Н. СтрижевШестой том Полного собрания творений святителя Игнатия

ПОЛНОЕ
СОБРАНИЕ
ТВОРЕНИЙ
святителя
ИГНАТИЯ
БРЯНЧАНИНОВА Том VII
ПаломникъМОСКВА2007 по Р. Х.{стр. 2}По благословениюархиепископа Тернопольского и КременецкогоСЕРГИЯСоставлениеО. И. ШафрановаОбщая редакцияА. Н. СтрижевСедьмой и восьмой тома Полного собрания творений

Переписка
святителя Игнатия Брянчанинова
с архиереями

Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова)
Источник — http://www.mpda.ru/site_pub/105753.htmlВ статье засл. проф. МДА А.И. Осипова раскрывается учение святителя Игнатия о молитве, сравниваемое с повествованием “Откровенных рассказов странника” и с состоянием героя этой

Источник: https://religion.wikireading.ru/202105

Письма святителя Игнатия (Брянчанинова) МОЛИТВА | Контрольный выстрел

МОЛИТВА Непосредственно с темой монашества связанно учение Святителя о молитве, об умном делании, о первостепенном значении которого в монашестве, он писал: «Без истинного умного делания монашество есть тело без души».

Говоря, что «молитва есть высшее упражнение для ума… Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей», Святитель раскрывает те условия, при соблюдении которых только она является таковой.

В противном случае, предупреждал он, она оказывается, по меньшей мере, бесплодной, а может привести и к впадению в глубокую прелесть: самомнение, мечтательность, искание и переживание ложных сладостных состояний, видений, прозрений и т.п.

Некоторые из этих условий правильной молитвы достаточно известны: прощение ближних, отсутствие вражды к кому-либо, милосердие и др. Но многие находятся вне поля зрения большинства верующих. Поэтому особенно необходимо услышать голос такого Учителя о правильной молитве.

За два года до своей кончины 29/1-1865 года он писал: “В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, (а) ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души.

Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она — существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет!”. Поэтому «научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно — и удобно наследуешь спасение». Святитель Игнатий указывает на виды молитвы.

Самая простая из них — устная, или гласная молитва, которая произносится вслух или шепотом. Но «устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко: потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвой Иисусовой». Помимо устной молитвы он говорит еще о трех ее видах.

«От молитвы гласной многой, — говорит священноинок (Дорофей, автор “Цветника”. — А.О.), — истекает молитва умная, а от умной молитвы является молитва сердечная. Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо вслух себе одному». «Молитва называется умной, когда произносится умом с глубоким вниманием при сочувствии сердца; сердечной, когда произносится соединенными умом и сердцем, причем ум как бы нисходит в сердце и из глубины сердца воссылает молитву; душевной, когда совершается от всей души, с участием самого тела, когда совершается из всего существа». Представим ещё некоторые важные положения учения Святителя о

молитве.

4. Молитва внешняя и внутренняя. «Не только в процессе дыхания, но и во всех движениях тела должно наблюдать спокойствие, тихость и скромность. Все это очень способствует к удержанию ума от рассеянности».

“Кто молится устами, — передает святитель Игнатий слова очень почитаемого им русского подвижника священноинока Дорофея, — а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию”. «…одна внешняя молитва недостаточна.

Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы со внутренней, не суть монахи (прп. Серафим Саровский)».  «Всякая молитва, — сказал великий Отец (св. Исаак Сирин. — А.О.), — при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом, потому что такая молитва — без души».

Он же сказал: “Молитвы памятозлобивых — посевы на камне”» (ср.: Мф. 6. 14–15).  «Количество молитвы определяется для каждого образом жизни его и количеством сил душевных и телесных». 2. Смирение в молитве. В одном из писем святитель Игнатий говорит об условии, при наличии которого лишь молитва принимается Богом.

«Сегодня, – пишет он, – я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари».

«Высокое занятие, — продолжает Святитель, — непрестанное памятование Бога! Но это высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения». «Для правильности молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного». 3. Внимание в молитве. «Душа молитвы — внимание.

Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божиевсуе» (Притч. 30: 9).

«Должно… совершать молитву со вниманием и благоговением с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве». «Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве… Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму».

«Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспешное произнесение слов молитвы». «…внимательная устная молитва сама собой переходит в умную и сердечную». «Без внимания молитва — не молитва. Она мертва! Она — бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие»! 4. Искание наслаждения в молитве. «Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить

наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило твое мертвое,

окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние».

«Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные… Огонь нечистый — слепое, вещественное разгорячение крови — воспрещено приносить пред всесвятого Бога». 5. Истинное наслаждение – в правильной молитве.

Как часто упрекают христианство в том, что оно, призывая человека к видению поврежденности человеческой природы и своей греховности, к покаянию, к плачу о грехах, борьбе со страстями и проч., будто бы делает жизнь верующего унылой и несчастной.

Но такие упреки проистекают, во-первых, из полного непонимания того, что причиной всех наших скорбей, внутренних и внешних, являются именно страсти: эгоизм, зависть, гордость, алчность, упрямство, пьянство и прочие, им же несть числа. Они отравляют личную и семейную жизнь человека, приносят неисчислимые беды.

И без борьбы с ними, без покаяния и молитвы ничего доброго ожидать в жизни невозможно. Это закон человеческой жизни! Во-вторых, эти критики не знают, что в человеке, живущем по Евангелию, по мере очищения от страстей открывается особый душевный мир, радость, человеколюбие – всё то, что, в действительности, и характеризует истинное счастье.

О том, что даёт человеку настоящая христианская жизнь, прекрасно сказал апостол Павел: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2. 9). История Церкви подтверждает это бесчисленными примерами жизни своих святых.

Святитель Игнатий пишет: «Радость и веселие свойственны душе, ощутившей оживление, ощутившей избавление из плена, в котором держали ее грех и падшие духи, ощутившей осенение Божественной благодати, ощутившей, что действием этой благодати она представлена лицу Божию, возведена в непорочное и блаженное служение Богу.

Радость и веселие так сильны, что Святой Дух приглашает ощутившего их к воскликновению. Как не воскликнуть от радости освободившемуся, ожившему, окрылившемуся, вознесшемуся с земли на небо?».

Так, например, пишет он о своей настоятельской жизни в Троице-Сергиевой пустыне: «Здесь я увидел врагов, дышащих непримиримою злобою и жаждою погибели моей; здесь милосердый Господь сподобил меня познать невыразимые словом радость и мир души; здесь сподобил Он меня вкусить духовную любовь и сладость в то время, как я встречал врага моего, искавшего головы моей, — и соделалось лице этого врага в глазах моих, как бы лицом светлого Ангела». Замечательны и разнообразны слова Святителя о той радости, которую испытывает верующий в разных состояниях своей души, когда живет действительно по-христиански: – в покаянии. «В слезах таинственно живет утешение, и в плаче — радость». «Утешение, радость, наслаждение, подаяние [других] даров суть

последствия примирения» души с Богом»;

– в скорбях. «Апостол заповедует при молитве благодарение… Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби»; – в любви евангельской. «Георгий, затворник Задонского монастыря, муж, достигший христианского совершенства, так говорит: «Хочу сказать несколько слов о сущности любви.

Это — самый тончайший огонь, превосходящий всякий ум и легчайший всякого ума. Действия этого огня быстры и чу'дны, они священны и изливаются на душу от Святого, Вездесущего Духа.

Этот огонь лишь коснется сердца, всякое помышление и чувство беспокойные мгновенно перелагаются в тишину, в смирение, в радость, в сладость, превосходящую все»; – во внутреннем состоянии своей души и в отношении к ближним.

«Плоды истинной молитвы: святой мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений, любовь к ближним, не разлучающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая обо всех перед Богом»; в – святости.

Святые переживают, оказывается, радость не только душевную, но и «несказанное наслаждение тела радостью духовною». «Говорит преподобный авва Исаия Отшельник в поучении: Бог наш есть огнь поядаяй (Евр. 12. 29).

Огнем растопляется воск и иссушается тина скверных нечистот: так и тайным поучением иссушаются скверные помыслы, и истребляются из души страсти, просвещается ум, уясняется и утончается мысль, изливается радость в сердце».

«Божии святые чудодействовали, воскрешали мертвых, предвозвещали будущее, упоены были духовною сладостью, и вместе, смирялись, трепетали, видя с недоумением, удивлением, страхом, что Бог благоволил ущедрить персть, — персти, брению вверил Святого Духа Своего. О ужас! Нападает от зрения этих таинств молчание на ум зрящий; объемлет сердце несказанная радость».

О чем и как должно молиться? Указания святителя Игнатия по этому вопросу чрезвычайно полезны и необходимы в практической жизни любого христианина. Прошения земных благ. Если мы верим, что Господь есть любовь и готов дать нам всё необходимое для нашей жизни, то молитва наша должна быть молитвой веры: «Господи, Ты знаешь, о чём я страдаю, чего я хочу, и я верю, что всё, что Ты даёшь каждому человеку, является самым полезным для него, для его спасения. Поэтому прошу Тебя, да будет Твоя благая воля, а не моя». Так молился Сам Господь Иисус Христос в Гефсиманском саду перед Своими страшными страданиями, дав образ правильной молитвы всем тем, кто действительно Ему верит. Потому преподобный Варсонофий Великий писал: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что́  тебе полезно». А

святой Исаак Сирин предупреждал настойчиво просящих о чём-либо земном:

«Если кто попросит у царя немного грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью просьбы и покажет себя глупцом, но и царю нанесёт оскорбление своею просьбой. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего- нибудь земного».

И святитель Игнатий писал: «Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтобы не прогневить Бога малоумием своим: просящий у Царя царей чего- нибудь ничтожного уничижает Его». «Ищущий в молитве своей тленных земных благ возбуждает против себя негодование Небесного Царя». Но, как правило, происходит противоположное.

Молимся не о причине всех наших бед – о засыхающих в страстях духовных корнях древа нашей души, и не поливаем их слезами покаяния, не удобряем их делами милосердия и исполнения заповедей Христовых, а просим сразу плодов, к тому же земных. Постоянно повторяем грех прародителей, пытаясь без труда над самими собой сорвать плод и стать как боги (Быт. 3, 5).

Святитель объясняет и известные слова Христа: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны (Мф. 6: 7). «Многоглаголание, осужденное Господом в молитвах языческих, заключается в многочисленных прошениях о временных благах». «Молитву соедини с благоразумным постом» и милосердием.

«Хочешь ли усвоиться Богу молитвой? Усвой сердцу милость… Принуждай сердце к милости и благости…доколе не ощутишь в себе человеколюбия, подобного тому, которое солнцем Своим сияет равно на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя» (Мф. 5. 45). Во время богослужения.

«Даже при Богослужении полезно повторять краткую молитву в душевной клети: она не только не препятствует вниманию читаемым и поемым в храме Божием молитвословиям, но и способствует особенно тщательному вниманию им, удерживая ум от рассеянности». «В церкви никаких особенных молитв не читайте, а внимайте Богослужению.

Хорошо приучиться к молитве мытаря, которая одобрена Господом и которую мытарь, как видно из Евангелия, произносил, находясь в церкви». «В церкви иногда внимайте Богослужению, а иногда умом произносите молитву, не преставая внимать и Богослужению. Можно вместе и молиться умом и внимать церковному молитвословию. Первое споспешествует второму, а второе первому». «Во время церковных служб полезно упражняться молитвой Иисусовой». О еретиках. «О еретиках воспрещено молиться, как бы о членах, принадлежащих к Церкви, почему и вынимать о них частицы, как изображения

участия в Церкви — не должно, молиться же об обращении их — можно».

Источник: https://kv-journal.su/content/pisma-svyatitelya-ignatiya-bryanchaninova-molitva

Игнатий (Брянчанинов) свт. Молитва болящего (текст)

Игнатий (Брянчанинов) святитель

Полное собрание творений

Т. 4

Молитва болящего 1

Славословлю Тебя, Господь Бог мой, за все благодеяния Твои, которые Ты непрестанно изливал на меня в течение всей жизни моей, за которые я платил Тебе одними увлечениями, одними согрешениями моими. В наказующей меня ныне деснице Твоей я признаю десницу благодетельствующую.

Ты посылаешь мне временные болезни предвестниками смерти и вечных болезней ада, которым должны подвергнуться подобные мне грешники; временными страданиями Ты отводишь меня от вечных мучений.

Ты ущедрил меня земными благами; но, пресыщаясь ими, я забыл о Тебе, Боге моем; я забыл о неизреченных благах, Тобою уготованных для меня в вечности; весь предался в служение суетному миру. Моим идолом сделались мои греховные похотения: этому кумиру я начал приносить в жертву все силы души и тела, ревностно нарабатывая мою погибель.

Ты, милосердный Господь мой, благоволил вспомянуть забывшего о Тебе! Ты отверз брением и плюновением очи слепорожденному: так ныне и мне временным, преходящим открыл очи сердца, и они узрели суету и ничтожность всего временного, узрели всю важность служения Тебе. Прости бесчисленные согрешения мои; хотя отныне даруй мне соделаться служителем Твоим.

Да престану творить волю мира, волю грехолюбивых сердца и тела моего! да начну творить волю Твою! Научи меня творить всесвятую волю Твою! Врачуй меня, врачуй божественными врачевствами – Твоим святейшим Словом и Твоими цельбоносными язвами; призывай и приводи меня ими в познание Тебя, в любовь к

__________

1 ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 284, 285.

– 481 –

Тебе! Ты бьешь всякого, кого приемлешь, и наказуешь всякого, кого возлюбишь! 1 Отдаюсь всецело в волю Твою: твори с созданием Твоим благоугодное Тебе.

Благодарю, славословлю Тебя, Боже мой, благодарю, славословлю Тебя, всемогущий Врач мой! Изливай на меня милость Твою и даруй исцеление немоществующей душе моей, с благодарением и славословием Тебе, с покорностию и преданностию воле Твоей несущей спасительное бремя временных страданий: Ты возлагаешь это бремя на тех рабов Твоих, которым Ты предназначил в удел спасение, вечные блаженства.

__________

1 Евр. 12. 6. || 2 ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 283 об.

– 482 –

Издание:

Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 4. – М.: Паломник, 2002.

Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

Последнее обновление файла: 01.02.2017.

Источник: https://www.xpa-spb.ru/libr/Ignatij-Bryanchaninov/pst-4-481-molitva-bolyashhego.html

Игнатий Брянчанинов о молитвенном правиле – МолитвослоВ

МолитвослоВ

Войдя в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно… (Мф. 6, 6).

Господь, заповедавший уединенную молитву, очень часто Сам, во время Своего земного странствования, как повествует Евангелие, пребывал в ней. Он не имел где главу подклонить: и потому часто заменяли для него безмолвную, спокойную келлию безмолвные вершины гор и тенистые виноградники.

Темнота ночи закрывает предметы от любопытных взоров, тишина безмолвия не развлекает слуха. В безмолвии и ночью можно молиться внимательнее.

Господь избирал для молитвы Своей преимущественное уединение и ночь, избирал их с тем, чтобы мы не только повиновались Его заповеди о молитве, но и следовали Его примеру.

Для Самого Господа нужна ли была молитва? Пребывая, как человек, с нами на Земле, Он, как Бог, неразлучно был с Отцом и Духом, имел с Ними единую Божественную волю и Божественную власть.

«Войдя в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне». Пусть о молитве твоей не знает никто: ни друг твой, ни родственник, ни само тщеславие, сожительствующее сердцу твоему и подстрекающее высказать кому-нибудь о молитвенном подвиге твоем, намекнуть о нем.

Затвори двери келлии твоей от людей приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений, которые предстанут, чтобы отвлечь тебя от молитвы; затвори двери сердца от ощущений греховных, которые будут покушаться смутить и осквернить тебя, и помолись.

Не дерзни приносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобой сочиненных, как бы они не казались тебе сильны и трогательны: они – произведение падшего разума и, будучи жертвой оскверненной, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий.

А ты, любуясь изящными выражениями сочиненных тобою молитв и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести, и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы; увлечешься далеко от молитвы в то самое время, когда тебе будет представляться, что ты молишься обильно и уже достиг некоторой степени богоугождения.

Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего Божественного и духовного, хотя бы она была и богата мудростию этого мира. По причине неведения она не знает, как и сколько надо ей молиться. Для вспомоществования младенчествующей душе Святая Церковь установила молитвенные правила.

Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных Боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени.

Цель правила – доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, истинно богоугодных. Такими мыслями и чувствами наполнены благодатные молитвы святых отцов.

Для молитвенного упражнения утром имеется особое собрание молитв, называемое утренними молитвами, или утренним правилом; для ночного моления пред отшествием ко сну – другое собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим, или вечерним правилом.

Особенное собрание молитв прочитывается готовящимися ко причащению Святых Христовых Таин и называется правилом ко Святому Причащению. Посвятившие большую часть своего времени благочестивым упражнениям (монахи) прочитывают около третьего часа пополудни особенное собрание молитв, называемое ежедневным, или иноческим правилом.

Иные прочитывают ежедневно по нескольку кафизм, по нескольку глав из Нового Завета, полагают несколько поклонов – все это называется правилом.

Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемым правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин.

4, 23) , между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы.

По причине своего повреждения и омрачения грехом,она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении смирения и покаяния, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовию к Богу и ближним.

Как возвышенны и глубоки молитвы ко Святому Причащению! Какое превосходное приготовление они доставляют приступающему к Святым Христовым Тайнам! Они убирают и украшают дом души чудными помышлениями и ощущениями, столь благоугодными Господу.

Величественно изображено и объяснено в этих молитвах величайшее из Таинств христианских; в противоположность этой высоте живо и верно исчислены недостатки человека, показаны его немощь и недостоинство.

Из них сияет, как солнце с неба, непостижимая благость Бога, по причине которой Он благоволит тесно соединяться с человеком, несмотря на ничтожность человека.

Утренние молитвы так и дышат бодростью, свежестью утра: увидевший свет чувственного солнца и свет земного дня научается желать зрения высшего, духовного Света и Дня бесконечного, производимых Солнцем Правды – Христом.

Краткое успокоение сном во время ночи – образ положительного сна во мраке могилы. И напоминают нам молитвы на сон грядущим о нашем переселении в вечность, обозревают всю нашу деятельность в течение дня, научают приносить Богу исповедание соделанных согрешений и покаяние в них.

Молитвенное чтение акафиста Сладчайшему Иисусу, кроме собственного своего достоинства, служит превосходным приготовлением к упражнению Молитвой Иисусовой, которая читается так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Эта молитва составляет почти единственно упражнение преуспевших подвижников, достигших (христианской) простоты и чистоты, для которых всякое многомышление и многословие служат обременительным развлечением.

Акафист показывает, какими мыслями может быть сопровождаема Молитва Иисусова, представляющаяся для новоначальных крайне сухой.

Он (акафист) изображает только прошение грешника о помиловании Господом Иисусом Христом, но этому прошению даны разноообразные формы, сообразно младенчественности ума новоначальных. Так младенцам дают пищу, предварительно размягченную.

В акафисте Божией Матери воспето воплощение Бога Слова и величие Божией Матери, Которую за рождение Ею вочеловечившегося Бога «ублажают все роды» (Лк. 1, 48). Как бы на большой картине бесчисленными дивными чертами, красками, оттенками изображено в акафисте великое Таинство вочеловечения Бога Слова.

Удачным освещением оживляется всякая картина – и необыкновенным светом благодати озарен акафист Божией Матери. Свет этот действует сугубо: им просвещается ум, он него сердце исполняется радости и извещения.

Непостижимое приемлется как вполне постигнутое, по чудному действию, производимому (словами акафиста) на ум и сердце.

Многие благоговейные христиане, особенно иноки, совершают очень продолжительное вечернее правило, пользуясь тишиной и мраком ночи.

К молитвам на сон грядущим они присоединяют чтение кафизм, чтение Евангелия, Апостола, чтение акафистов и поклоны с Молитвой Иисусовой… рабы Христовы плачут в тишине своих келлий, изливая усердные молитвы пред Господом… В веселии и бодрости духа, в сознании и ощущении необыкновенной способности к богомыслию и ко всем благим делам встречают рабы Божии тот день, которому предшествующую ночь они провели в молитвенном подвиге.

Господь повергался на колени во время молитвы Своей – и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их.

Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли – наше искупление (Слова св. Феолипта. Добротолюбие, ч.2).

Пред началом вечернего правила особенно полезно положить посильное число поклонов, чтобы приготовиться к усердному и внимательному чтению правила.

При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2, 27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правило.

Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу.

Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних.

Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своем спасении. Совершение его в положенные часы обращается в навык (от постоянства), в необходимую естественную потребность.

Стяжавший этот блаженный навык, как только приближается к обычному месту совершения правила, так душа его уже исполняется молитвенным настроением: он не успел еще произнести ни одного слова из читаемых им молитв, а уже сердце наполняется умилением, и весь ум углубляется во внутренюю клеть (сердце).

«Предпочитаю, — сказал великий отец Матой, — непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому».

А такую участь всегда имеют молитвенные правила, несоразмерные силам: при первом порыве горячности подвижник выполняет их, некоторое время, конечно, обращая больше внимания на количество, чем на качество, потом изнеможение, производимое подвигом, превосходящим силы, постепенно принуждает его сокращать и сокращать правило.

Часто подвижники, безрассудно установившие для себя обременительное правило, переходят от многотрудного правила к оставлению всякого правила. По оставлении правила, и даже при одном сокращении его, непремено нападает на подвижника смущение.

От смущения он начинает чувствовать душевное расстройство. От расстройства рождается уныние.

Усилившись, оно производит расслабление и исступление, а от действия их безрассудный подвижник предается праздной, рассеянной жизни, с равнодушием впадает в самые тяжкие согрешения.

Избрав для себя соразмерное силам и душевной потребности молитвенное правило, старайся тщательно и постоянно исполнять его: это нужно для поддержания нравственных сил души твоей, как нужно для поддержания телесных сил ежедневное, в известые часы, достаточное употребление здоровой пищи.

«Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день Суда Своего, — говорит святой Исаак Сирин, — не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов.

Бесы, когда найдут место, войдут и затворят двери очей наших, тогда исполняют нами, их орудиями, насильственно и нечисто, с лютейшим отмщением, все воспрещенное Богом.

И по причине оставления малого (правила), за которое (мы) сподобляемся заступления Христова, мы делаемся подвластными (бесам), как написано некоторым премудрым отцом: «Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему.

Эти (правила), кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совершение этих (правил) внутри келлии премудро установлено учредителями Церковного Устава, по откровению свыше, для хранения жития нашего» (Исаак Сирин, Слово 71).

Великие отцы, пребывавшие от обильного действия благодати Божией в непрестанной молитве, не оставляли и правил своих, которые навыкли они совершать в известные часы нощеденствия (ночных и дневных молитв).

Многие доказательства этого видим в их житиях: преподобный Антоний Великий, совершая правило девятого часа – церковный девятый час соответствует третьему часу пополудни, — сподобился Божественного откровения; когда Преподобный Сергий Радонежский занимался молитвенным чтением акафиста Божией Матери, явилась ему Пресвятая Дева в сопровождении апостолов Петра и Иоанна.

Возлюбленные! Покорим свою свободу правилу: оно, лишив нас свободы пагубной, свяжет нас только для того, чтоб доставить нам свободу духовную, свободу во Христе. Цепи сначала покажутся тягостными, потом сделаются драгоценными для связанного ими.

Все святые Божии приняли на себя и несли благое иго молитвенного правила; подражанием им и мы последуем в этом случае Господу нашему Иисусу Христу, Который вочеловечившись и указав нам Собой образ поведения, действовал так, как действовал Отец Его (Ин. 5, 19), говорил то, что заповедал Ему Отец (Ин. 12, 49), имел целью исполнить во всем волю Отца (Ин.

5, 30). Воля Отца и Сына и Святаго Духа – одна. По отношению к людям она заключается в спасении людей.

Всесвятая Троице, Боже наш! Слава Тебе! Аминь.

(Епископ Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Аскетические опыты.

СПб., 1865 т.2, с. 181-191. Публикуется в сокращении.)

Источник: http://www.molitvoslov.by/molitvi/o-molitve/ignatiy-bryanchaninov-o-molitvennom-pravile

Ссылка на основную публикацию