Московский знаменский храм у рижского вокзала — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе |
Московский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе (Сретенское благочиние Московской епархии)
Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек».
Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих.
А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы». Причину переименования история не сохранила.
Московский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, 1882 год. Фото из альбома Найденова |
В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день. Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию.
В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня.
Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое.
Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.
Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI-XVII веков. Роспись храма выполнена в 1899 году художником Я. Е. Епаничковым. В начале XX века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа.
В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола. Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.
Святыни
- распятие из разрушенного Страстного монастыря, в южном приделе
- икона «Знамение» (список XVI в. с новгородского подлинника)
- икона святого Иоанна Предтечи (XVII в.)
- икона святителя Николая (XVIII в.)
- икона мучеников Адриана и Наталии из снесенной церкви XVII века во имя этих святых, находившейся на 1-ой Мещанской улице
- икона святого Феодосия Черниговского с частицей его облачения
- икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба
- икона святого праведного Филарета Милостивого
Приписные храмы
- Александра Хотовицкого, крестильный
- Воздвижения Креста Господня, часовня
Настоятели
Использованные материалы
[1] Ростислав Ярема, прот., «Север Москвы вокруг Ярославской дороги», М., 2013. — 340 с. С. 106. [2] Владимир Ригин, прот., «Образ буди верным», Портал Воскресение, http://www.voskres.ru/podvizhniki/rigin.htm [3] Страница сайта «Русское Православие«, http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_2140 [4] Ростислав Ярема, прот., «Север Москвы вокруг Ярославской дороги», М., 2013. — 340 с. С. 112. Отчество на старом сайте Сретенского благочиния, http://old.moseparh.ru/klir/sretenskoe/index.htmlИсточник: https://drevo-info.ru/articles/13673799.html
Расписание богослужений в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на февраль 2019 г
|
Расписание на месяц Вы можете узнать
на сайте Прихода: http://prihod-znamenie.ru
Источник: http://prihod-znamenie.ru/znamenie/raspisanie-bogosluzheniy-v-hrame-v-chest-ikony-bozhiey-materi-znamenie-na
Расписание — храм иконы божией матери «знамение» в ховрино
Расписание богослужений
СНПЧ А7 Череповец, обзоры принтеров и МФУ
Порядок совершения треб: — Каждую субботу после Литургии совершается Молебен с акафистом перед образом иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», — Водосвятные молебны в нашем храме служатся по пятницам и воскресеньям после ранней Литургии, — Исповедь в нашем храме совершается на вечернем богослужении, согласно расписанию (см. ниже)
— ПАНИХИДА ПЕРЕД УТРЕННИМ БОГОСЛУЖЕНИЕМ В 7:20, ЕСЛИ НЕ УКАЗАНО ИНОГО. ПО ВОСКРЕСНЫМ ДНЯМ ПАНИХИДА НЕ СЛУЖИТСЯ.
ФЕВРАЛЬ
Праздник | Богослужения | Кто служит | ||
1пт | Прп. Макария Великого. Свт. Марка, архиеп. Ефесского. | Литургия, Молебен | 8:00 | прот. Сергий Ванюков |
Исповедь, Вечерня, утреня с полиелеем | 17:00 | прот. Георгий Полозов | ||
2сб | Прп. Евфимия Великого. | Литургия, Молебен с акафистом ик. Б.М. «Неупиваемая Чаша» | 8:00 | прот. Георгий Полозовпрот. Сергий Ванюков |
Исповедь, Всенощное бдение | 17:00 | Все духовенство | ||
3вс | Неделя 36-я по Пятидесятнице.Прп. Максима Грека. | Литургия ранняя, Молебен | 7:00 | прот. Сергий Ванюковпрот. Георгий Изай |
Литургия поздняя | 10:00 | иер. Димитрий Туркинпрот. Георгий Полозов | ||
Акафист ик. Б.М. «Знамение» | 17:00 | прот. Георгий Изай | ||
4пн | Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Георгий Изай | |
5вт | Сщмч. Климента, еп. Анкирского. | Литургия | 8:00 | прот. Георгий Изай |
Исповедь, Вечерня, утреня с полиелеем | 17:00 | иер. Димитрий Туркин | ||
6ср | Прп. Ксении. Блж. Ксении Петербургской. | Литургия | 8:00 | иер. Димитрий Туркин |
Исповедь, Вечерня, утреня с полиелеем | 17:00 | прот. Георгий Полозов | ||
7чт | Свт. Григория Богослова. Сщмч. Владимира, митр. Киевского. | Литургия | 8:00 | прот. Георгий Полозов |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Георгий Изай | ||
8пт | Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна. | Литургия, Молебен | 8:00 | прот. Георгий Изай |
Исповедь, Вечерня, утреня с полиелеем | 17:00 | прот. Сергий Ванюков | ||
9сб | Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста. | Литургия, Молебен с акафистом ик. Б.М. «Неупиваемая Чаша» | 8:00 | прот. Сергий Ванюковпрот. Георгий Изай |
Исповедь, Всенощное бдение | 17:00 | Все духовенство | ||
10вс | Неделя 37-я по Пятидесятнице.Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. | Литургия ранняя, Молебен | 7:00 | прот. Георгий Изайпрот. Георгий Полозов |
Литургия поздняя | 10:00 | иер. Димитрий Туркинпрот. Сергий Ванюков | ||
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Сергий Ванюков | ||
11пн | Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца. | Литургия | 8:00 | прот. Сергий Ванюков |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | иер. Димитрий Туркин | ||
12вт | Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. | Литургия | 8:00 | иер. Димитрий Туркин |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Георгий Изай | ||
13ср | Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними. Свт. Никиты, еп. Новгородского. | Литургия | 8:00 | прот. Георгий Изай |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Георгий Полозов | ||
14чт | Предпразднство Сретения Господня.Мч. Трифона. | Литургия | 8:00 | прот. Георгий Полозов |
Исповедь, Всенощное бдение | 17:00 | Все духовенство | ||
15пт | СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА и СПАСА нашего ИИСУСА ХРИСТА. | Литургия ранняя | 7:00 | иер. Димитрий Туркинпрот. Георгий Изай |
Литургия поздняя | 10:00 | прот. Георгий Полозовпрот. Сергий Ванюков | ||
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Сергий Ванюков | ||
16сб | Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. | Литургия, Молебен с акафистом ик. Б.М. «Неупиваемая Чаша» | 8:00 | прот. Сергий Ванюковпрот. Георгий Изай |
Исповедь, Всенощное бдение | 17:00 | Все духовенство | ||
17вс | Неделя о мытаре и фарисее.Прп. Исидора Пелусиотского | Литургия ранняя, Молебен | 7:00 | прот. Сергий Ванюковпрот. Георгий Полозов |
Литургия поздняя | 10:00 | иер. Димитрий Туркинпрот. Георгий Полозов | ||
Исповедь, Вечерня, утреня с полиелеем | 17:00 | иер. Димитрий Туркин | ||
18пн | Мц. Агафии.Иконы Божией Матери «Взыскание погибших». | Литургия | 8:00 | иер. Димитрий Туркин |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Георгий Полозов | ||
19вт | Прп. Вукола, еп. Смирнского. | Литургия | 8:00 | прот. Георгий Полозов |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Георгий Полозов | ||
20ср | Прп. Парфения, еп. Лампсакийского. | Литургия | 8:00 | прот. Георгий Полозов |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Георгий Изай | ||
21чт | Вмч. Феодора Стратилата. | Литургия | 8:00 | прот. Георгий Изай |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Сергий Ванюков | ||
22пт | Мч. Никифора, из Антиохии Сирской. Обретение мощей свт. Тихона, патр. Московского. | Литургия, Молебен | 8:00 | прот. Сергий Ванюков |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Сергий Ванюков | ||
23сб | Сщмч. Харалампия и с ним. | Литургия, Молебен с акафистом ик. Б.М. «Неупиваемая Чаша» | 8:00 | прот. Сергий Ванюковпрот. Георгий Изай |
Исповедь, Всенощное бдение | 17:00 | Все духовенство | ||
24вс | Неделя о блудном сыне.Прп. Димитрия Прилуцкого. | Литургия ранняя, Молебен | 7:00 | прот. Георгий Изайпрот. Сергий Ванюков |
Литургия поздняя | 10:00 | иер. Димитрий Туркинпрот. Георгий Полозов | ||
Исповедь, Вечерня, утреня с полиелеем | 17:00 | прот. Сергий Ванюков | ||
25пн | Иверской иконы Божией Матери.Свт. Алексия, вся России чудотворца. | Литургия | 8:00 | прот. Сергий Ванюков |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Сергий Ванюков | ||
26вт | Прп. Мартиниана. | Литургия | 8:00 | прот. Сергий Ванюков |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Георгий Полозов | ||
27ср | Прп. Авксентия. | Литургия | 8:00 | прот. Георгий Полозов |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Георгий Изай | ||
28чт | Ап. от 70-ти Онисима. | Литургия | 8:00 | прот. Георгий Изай |
Исповедь, Вечерня, утреня | 17:00 | прот. Георгий Изай |
* Внимание! В расписание могут быть внесены изменения
Прикольные СМС
Недорогой планшет Android
Источник: https://znamenie-hovrino.ru/index.php/raspisanie-bogosluzhenij
О храме
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Приход храма Знамения Божией Матери в Переяславской слободе известен с конца XVI века. Современное здание трёхпрестольного храма построено в 1765 году. Архитектор неизвестен. Главный престол освящён во имя иконы Божией Матери Знамение (Новгородской), боковые приделы — в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи и святителя Николая Мирликийского. В 1980 году освящен приставной престол в честь святого мученика Трифона. Освящение совершено малым иерейским чином. В приходе имеется Крестильный храм в честь священномученика Александра Хотовицкого. Храм построен в 1998 году. Архитектор В.С. Васильев.10 декабря 1999 года Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение храма. |
СВЯТЫНИ ХРАМА
Икона Божией Матери Знамение, список с древней новгородской иконы. Икона Иоанна Предтечи. Чудотворная икона мученика Трифона с частицами его мощей. Резное Распятие из Страстного монастыря. Чтимый Крест, прежде стоявший в часовне у Крестовской заставы. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба. Мощевик с мощами многих святых.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
Богослужение в храме совершается ежедневно – утром в 8.00, вечером в 17.00. В воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников совершается две Божественных литургии в 7.00 и в 10.00. В праздники Пасхи и Рождества Христова совершается три Божественных литургии в 1.00, в 7.00 и в 9.30.
Ежедневно после утреннего богослужения совершается молебен с акафистом мученику Трифону и панихида. В воскресенье после вечернего богослужения совершается водосвятный молебен с акафистом Знамению Божией Матери. В среду после вечернего богослужения совершается акафист мученику Трифону, который поется прихожанами нараспев.
В пятницу после вечернего богослужения совершается акафист Кресту Господню.
ДУХОВЕНСТВО
Протоиерей Феодор Семенович РОЖИК, настоятель. Родился 25 мая 1956 года.Образование: Московская Духовная Академия, кандидат богословия.27 сентября 1982 года рукоположен в сан диакона, 14 октября 1986 года рукоположен в сан пресвитера.Назначен настоятелем храма в 1990 года. | |
Протоиерей Николай Михайлович ПУШКИН. Родился 9 апреля 1963 года.Образование: МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Московская Духовная Академия.27 ноября 1990 года рукоположен в сан диакона.10 августа 1991 года рукоположен в сан пресвитера. | |
Протоиерей Павел Вадимович КОНЮХОВ. Родился 13 сентября 1956 года.Образование: МВТУ им. Баумана. Московская Духовная Семинария.14 февраля 1992 года рукоположен в сан диакона.3 июля 1996 года рукоположен в сан пресвитера. | |
Протоиерей Максим Викторович БАТУРИН. Родился 9 августа 1974 года.Образование: Московская Духовная Академия. Кандидат богословия.6 февраля 2000 года рукоположен в сан диакона.15 октября 2000 года рукоположен в сан пресвитера | |
Священник Дмитрий Дмитриевич ПРИВЕЗЕНЦЕВ. Родился 16 декабря 1974 года.Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.22 декабря 2005 года рукоположен в сан диакона.23 июля 2010 года рукоположен в сан пресвитера. | |
Протодиакон Дионисий Владимирович ГУСЕВ. Родился 31 октября 1970 года.Образование: МГПИ им. Ленина. Московская Духовная Семинария.21 июля 1991 года рукоположен в сан диакона. |
СХЕМА ПРОЕЗДА
Проезд до ст. метро «Рижская».
В приходе храма действует детская Воскресная школа, Воскресная школа для взрослых, школа иконописи, народный хор, библиотека, группа милосердия (помощь инвалидам и детям-сиротам).
Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/sretenskoe/znamene.htm
Как доехать / добраться до Храм Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской Слободе с Крестильным Храмом Священномученика Александра Хотовицкого ближайшие остановки и маршруты гор. транспорта
Раскрыть карту / проложить маршрут
Остановка Улица сущёвский вал; больница
Улица Сущёвский Вал; Больница, рядом, меньше минуты
—
Остановка Улица павла корчагина, 5
Улица Павла Корчагина, 5, рядом, меньше минуты
—
Остановка Никитские ворота; тасс
Никитские ворота; ТАСС, рядом, меньше минуты
Автобусов:
А (бывш. Т31), Т15
—
Остановка Малая грузинская улица
Малая Грузинская улица, рядом, меньше минуты
—
Остановка Красногвардейский бульвар
Красногвардейский бульвар, рядом, меньше минуты
Автобусов:
243, 328, 66, 152, 4, 18
—
Если вы хотите посмотреть, как добраться на автомобиле до организации, перейдите в раздел: На картеДоехав до м.
Рижская вы идите на остановку: Рижский вокзал и садитесь на маршрут: Автобус: 18 (Рижский вокзал — Стрельбищенский переулок), доезжаете до Остановки: Малая Грузинская улица и идёте пешком 95 мин.
(4 800м.).
Это займет по времени ~ 00 ч. 00 минут, после того, как вы окажетесь на станции.
Доехав до м. Проспект Мира вы идите на остановку: Рижский вокзал и садитесь на маршрут: Автобус: 18 (Рижский вокзал — Стрельбищенский переулок), доезжаете до Остановки: Малая Грузинская улица и идёте пешком 95 мин. (4 800м.).
Это займет по времени ~ 00 ч. 00 минут, после того, как вы окажетесь на станции.
6
Рижская (оранжевая линия) ( 250 метрах / 5 мин. пешком )
6
Проспект Мира (оранжевая линия) ( 1 200 метров / 23 мин. пешком )
5
Проспект Мира (коричневая линия) ( 1 400 метров / 28 мин. пешком )
10
Марьина роща (салатовая линия) ( 1 500 метров / 30 мин. пешком )
6
Алексеевская (оранжевая линия) ( 1 800 метров / 35 мин. пешком )
Улица Сущёвский Вал; Больница
, 2 500 метров, 50 мин. пешком
Улица Павла Корчагина, 5
, 2 800 метров, 55 мин. пешком
Никитские ворота; ТАСС
, 4 600 метров, 91 мин. пешком
Автобусов:
А (бывш. Т31), Т15
Малая Грузинская улица
, 4 800 метров, 95 мин. пешком
Красногвардейский бульвар
, 7 км. 0 м., 141 мин. пешком
Автобусов:
243, 328, 66, 152, 4, 18
21 Января 2019 05:17 238
Мужчина расстрелял в центре Москвы своих похитителей Все новости
Ещё<\p>
Все акции
Ещё<\p>
Источник: http://organizacii.mwmoskva.ru/hram-ikony-bozhiej-materi-znamenie-v-pereyaslavskoj-slobode-s-krestilnym-hramom-svyashhennomuchenika-aleksandra-hotovickogo-krestovskij-2-j-pereulok-17-st1/kak-dobratsja.html
Москва. Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе
Строительство каменного храма в стиле барокко началось в 1757 году, освящение состоялось в 1766 году. В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение.
При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня, и здание приобрело тот вид, который имеет сегодня. Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве.
Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI–XVII веков.
Роспись храма выполнена в 1899 году художником Я.Е. Епаничковым. В начале ХХ века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа. В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола. Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.
В южном приделе сегодня находится распятие из разрушенного Страстного монастыря. Среди чтимых святынь храма – икона «Знамение» (список XVI в. с новгородского подлинника). Почитаются также образа святого Иоанна Предтечи (XVII в.); святителя Николая (XVIII в.
); мучеников Адриана и Наталии из снесенной церкви XVII века во имя этих святых, находившейся на 1-ой Мещанской улице; святого Феодосия Черниговского с частицей его облачения; преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба; святого праведного Филарета Милостивого.
Больше всего в храме Богородичных икон.
znamene.ru
Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек».
Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих.
А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы». Причину переименования история не сохранила.
В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день.Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 году.
Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.
http://www.znamene.ru/
«Знамение» иконы Божией Матери в Переяславской слободе часовня (уничтожена).
Часовня на углу 1-й Мещанской улицы и Среднего Переяславского переулка была возведена, вероятно, в середине XVIII века для сбора средств на строительство каменного Знаменского храма в Переяславской слободе, и позже она не раз перестраивалась. Ее разобрали в 1928 или 1929 г. На месте часовни выстроили семиэтажный жилой дом № 70 по проспекту Мира.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-moskva-pravoslavnaya-vse-hramy-i-chasovni-mihail-vostryshev/read/page-46.html
Старинная Переяславская слобода возникла в ХVI веке, как следует из документов, недалеко от села Напрудного, на Поклонной горе, рядом с большой Троицкой дорогой, ведущей в Переславль и далее на север. Известно, что в слободе насчитывалось около полусотни ямщицких дворов.
По другую сторону дороги жителям выделили пашню. Также известно, что в конце ХVI века приход храма в Переяславской слободе уже существовал. А сам храм был сначала деревянным. Потом, почти через сто лет, стал каменным, постепенно обрастал приделами и приобретал новое посвящение..
.
Деревянный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству Ивана Грозного). Вскоре у него появился придел особенно почитаемого ямщиками Николая Чудотворца.
Церковь сгорела в 1712 году, но очень быстро была отстроена заново, благо нашлись состоятельные жертвователи, да и сами прихожане не остались в стороне от столь важного и богоугодного дела. Вот только освятили новый храм по-новому. Почему — неизвестно.
Как бы то ни было, в Переписной книге 1638 года уже значилось: «В Переславской в Гонной слободе во имя Знамения Пречистыя Богородицы».
В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» в Переяславской слободе начинают возводить каменный храм, тот самый, что мы видим сегодня; однако его окончательная композиция сформировалась только через век с небольшим. Строительство длилось 10 лет.
В 1766 году церковь освятили снова во имя новгородской иконы Божией Матери Знамение. Боковые приделы получили посвящения Усекновению главы Иоанна Предтечи и святителю Николаю Мирликийскому. Прошло сто лет, приход разросся, храм перестал вмещать всех молящихся. И вот, в 1888 году, церковь перестроили по проекту епархиального архитектора С.В.
Крыгина, увеличив её внутреннее пространство. У колокольни появились пристройки. Также возвели переход между вторым ярусом и хорами, а сам храм обнесли оградой. С тех пор и по сей день внешний вид Знаменской церкви не менялся. А вот отделкой интерьеров занялись годом позже. Стены храма украсили росписи, выполненные художником Я. Е. Епаничковым.
Среди них — фреска «Битва за Новгород», рассказывающая историю, связанную с иконой Божией Матери «Знамение». Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, в нём сохранилось всё его убранство. Это и иконы, и росписи, и резной позолоченный иконостас работы конца ХIХ века — пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, и даже колокола.
После 1917 года в Переяславскую слободу стали свозить святыни из окрестных храмов: распятие из уничтоженного Страстного монастыря, храмовую икону мучеников Адриана и Наталии из снесённой церкви на 1-й Мещанской улице, а также чудотворный образ мученика Трифона и многие другие.
В 1979 году прошёл внешний ремонт храма. Через год освятили приставной Трифоновский престол. Его изготовил из 250-летнего дуба прихожанин Знаменской церкви краснодеревщик В.И. Кудинов. К середине 1980-х гг.
построили новый церковный дом, а через десять лет с небольшим — каменный крестильный храм, который освятили в честь священномученика Александра Хотовицкого. Крестильню возводили на пожертвования верующих. Проект разработал архитектор В.С. Васильев, росписи выполнил художник А.А.
Шишкин. Великое освящение храма совершил в 1999 году патриарх Алексий II.
По количеству святынь Знаменскую церковь можно назвать своего рода музеем иконописи. Здесь большое количество Богородичных икон, а также образов других святых.
Среди них икона мученика Трифона, икона новомучеников Знаменского храма — Иоанна Смирнова и Аполинария Тупицына, образ княгини Ольги из Ольгинской детской больницы, построенной графом Орловым-Давыдовым в память о своей матери Ольге Ивановне, Озерянская икона Божией Матери, образ Иосафа Белгородского и другие святыни.
Архитектурное исполнение церкви характерно для церковного зодчества Мрсквы 18 века. Храм обладает несомненной индивидуальностью. Мастера «елизаветинского стиля» хорошо ориентировались в приёмах «русского национального барокко» — так называемого московского.
Сочная пластика форм, криволинейные кровли, мажорная, контрастная раскраска фасадов — цвет имеет значение! Но, конечно, от московского барокко отталкивались, но не подражали.
Это уже новый век с новой эстетикой: кубоватая, чуть-чуть тяжеловесная форма, упрощённый, дробный декор, отход от идеи «храма-башни» в пользу «храма-корабля» с продольно-осевой композицией, обязательная симметрия…
Знаменская церковь как раз из таких, можно сказать, програмное произведение «средней формы»! Строители отказались от схемы «восьмерик на четверике». Эта композиция долгое время считалась в Москве мейнстримом, однако параллельно развивалась новая схема, получившая воплощение в Знаменском храме. Здесь заметно стилистическое единство.
Несмотря на то, что храм неоднократно достраивался и облик его окончательно сформировался только к концу 19 века, авторы переделок старались действовать в канве, заданной барочным проектом.
Довольно редкое, к сожалению, явление, чаще приходится видеть как раз обратное: старинные, ценные с архитектурной точки зрения храмовые здания обстраивались типовыми или вовсе сомнительными пристройками в каком-нибудь «псевдорусском» стиле. По счастью, со Знаменской церковью поступили тактично и профессионально.
Глядя на храм, нетрудно заметить, что высокие, криволинейные, как бы «вспарушенные» кровли — характерный, легко узнаваемый элемент стиля барокко. Казалось бы, при всей простоте форм… Но даже к перекрытию обычного четверика можно подойти творчески.
Кровля алтаря — многогранник: сложней в плане, но выглядит гораздо проще объёмной, выпуклой кровли основного объёма. Барабаны-фонарики храма и колокольни перекликаются по форме. Во-первых, они четырёхгранные, как и сами сооружения, ими увенчанные.
Во-вторых, они выдержаны в одном стиле, их декор фактически повторяется, с той лишь разницей, что у барабана колокольни он чуть поскупей. Оформление оконных проёмов — простое до бесхитростности, но с красиво выделенным замковым камнем.
Обратим внимание, что у храма и у колокольни завершение выполнено по-разному: в первом случае на квадратном в плане фонарике поднимается многогранная конструкция главы, выдержанной в эстетике барокко; во втором — традиционная «луковица» покоится на специально установленном четырёхгранном основании.
И да, цвет имеет значение! Яркие, контрастные, мажорные цвета — непременный атрибут барокко, и в особенности елизаветинского. Сочетание красного и белого — дань традициям барокко московского. Декор на стенах церкви значительно упрощён по сравнению с феерией 17 века. При том, что барокко тяготеет к пышному оформлению — этого никто не отменял; однако в эстетике скромного приходского храма пышность неуместна; нарядный вид достигается дробностью простого в принципе декора, частым чередованием пилястр, наличников.
С первых шагов посетитель, зашедший внутрь Знаменского храма диву даётся, с каким высоким художественным вкусом оформлены его интерьеры! Они выдержаны в мягких, тёплых пастельных тонах: охра-бежевый-цвет слоновой кости.
Тут есть белый, но нет вызывающего белого, напоминающего о евроремонте и финских лакокрасочных покрытиях; есть золотой, но нет повсеместной, всеохватной позолоты — позолоты до безвкусицы. Сразу чуствуешь любовь к храму тех, кто его оформлял, и тех, кто его в таком состоянии поддерживал.
Основной объём компактен и хорошо освещён за счёт шести больших окон в верхнем ярусе; на контрасте с ним в приделах, под сводами и в особенности в трапезной с низкими потолками, где царит полумрак. Получается так, что основной объём — своего рода всплеск света в приглушённом, спокойном храмовом пространстве, располагающем к вдумчивой, умиротворённой молитве.
Хоры расположены на втором этаже трапезной, в восточной части, и раскрываются внутрь основного объёма. Иконостас — в русских традициях, высокий (почти во всю высоту восточной стены), четырёхъярусный; его золочение и затейливый, но опять-таки без вычурности, орнамент прекрасно гармонируют с мягкими пастельными тонами стенописи.
Даже не сразу замечаешь, что исполнение росписей соответствует скорее европейской, а не традиционной русской школе. Особенно впечатляют изображения в потолочных плафонах. В трапезной — сцены из земной жизни Христа и евангелисты, их традиционное место — в парусах при переходе от четверика к восьмерику, но в этом храме в отсутствие восьмерика их перенесли на потолок.
В основном объёме — Воскресение Христово над иконостасом. В церкви три придела и четыре престола: главный освящён в честь иконы Богоматери «Знамение», придельные — во имя Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Четвёртый престол, во имя святого мученика Трифона — приставной.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №195, 2016 г.
Источник: http://sobory.ru/article/?object=03724
Знаменская церковь
О храме:
Придворная Знаменская церковь имеет богатую историю. На сегодняшний день, церковь отреставрирована и в ней каждый день проходят Богослужения.
Так же Вы можете ознакомиться на нашем сайте как с историей церкви, там и с расписанием богослужений проводящихся в ней.
Придворная Знаменская церковь была заложена по повелению Цесаревны Елизаветы Петровны 13 Мая 1734 г. недалеко от дворца, на месте сгоревшей в 1728 г. Благовещенской церкви, в присутствии самой Цесаревны и множества гостей.
Церковь строилась по проекту архитектора Михаила Григорьевича Земцова, наблюдение за строительными работами вёл его ближайший помощник Иван Яковлевич Бланк.
Первоначально церковь имела четыре придела. Главный придел — во имя иконы Божией Матери Знамение был освящён полным чином лишь по завершении отделки храма, которая продолжалась довольно долго и была окончена лишь в 1747 году. Правый придел св. великомученицы Екатерины был освящён намного раньше — 6 Июня 1736 года. Левый придел свв. прав.
Захария и Елизаветы освящён, по всей видимости, в эти же годы. Ещё один, верхний придел Свт. Николая Чудотворца, находившийся на хорах, был освящён 6 Июня 1736 года, одновременно с приделом св. великомученицы Екатерины.
Согласно архивным документам, происходившие в храме многократные освящения приделов (до завершения его полной отделки) были вызваны продолжавшимися работами по устройству и украшению иконостосов, переписки икон и т. п.4
Перед началом Великой Отечественной войны Знаменская церковь оставалась единственной действующей в Царском Селе, и даже во время оккупации в ней продолжали совершаться Богослужения. С Марта 1938 г.
на протяжении четырёх лет её настоятелем являлся протоиерей Феодор Феодорович Забелин (1868–1949), в Августе 1942 г. эвакуированный в г. Гатчину, которого на этом посту сменил протоиерей Иоанн Лаврентьевич Коляденко (1873–…). В Октябре 1942 г.
утварь Знаменской церкви была перенесена во дворец Кочубея в Софию, где, с этого времени и стала совершаться Божественная литургия.
Судя по всему, Богослужения в Царском Селе прекратились уже в 1943 г. О судьбе протоиерей Иоанна Коляденко, служившего в эти годы одновременно и в нескольких павловских
храмах, с Сентября 1944 г. ничего не известно.
Перед отступлением немецкими захватчиками из храма были похищены большинство оставшихся в ней икон и церковной утвари, однако само здание в целом не пострадало, внутри даже сохранился иконостас без икон14 (о судьбе иконы Божией Матери «Знамение» подробнее см. Приложение VI в конце книги).
В Июле 1944 г. группа жителей г. Пушкина образовала инициативную группу и направило ходатайство митрополиту Алексию (Симанскому) с просьбой посодействовать открытию храма, однако, как явствует из архивных документов, в Октябре 1946 г.
Ленгорсовет отклонил это ходатайство (направленное следом ещё одно ходатайство тоже было отклонено 4 Апреля 1947 г.). Территория Лицейского садика, вокруг Знаменской церкви, была превращена в кладбище, на котором были захоронены как немецкие солдаты, так и местные жители, скончавшиеся в годы войны.
В 1960–1962 годах церковь была отреставрирована, шпиль колокольни, видоизменённый в XIX веке, был в 1960 г. восстановлен в первоначальном виде архитектором Михаилом Михайловичем Плотниковым. Вплоть до начала 1990-х годов в Знаменской церкви размещалась контора 2-й мастерской объединения «Реставратор», находившаяся в ведении Екатерининского дворца музея.
В 1991 г. Знаменская церковь, после многочисленных ходатайств, была возвращена Русской Православной Церкви, и 10 Декабря 1991 г. (в день престольного праздника) была открыта для Богослужений. После проведённого в 1995–1999 годах реставрации внутреннего убранства и завершившейся к осени 2005 г.
реставрации фасадов Знаменская церковь приятно радует глаз как своих прихожан, так и гостей Царского Села, впервые её увидевших. Указом Президента Российской Федерации от 20 Марта 1995 г.
Знаменская церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения.
Источник: http://soborekaterina.ru/ascribed_temples/detail.php?ID=180
Храм иконы Божией Матери «Знамение» при Государственном научном центре РФ — Институте теоретической и экспериментальной физики (приписной к храму Храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках)
сайт: http://znamenie-itef.cerkov.ru/
Адрес: г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, дом 25, строение 9
(Церковь расположена на закрытой территории Института Теоретической и Экспериментальной Физики.)
История
Это старинный красивый однокупольный храм основан 10 декабря (новый стиль) 1747 г. князем Голицыным. На месте будущей церкви в Смутное время было явление Богородицы, Которая сказала местным жителям, что с этого места начнется изгнание «супостата» из России. Спустя несколько лет именно из этой деревни был выстрелен из пушки в сторону Польши прах Лжедмитрия I.
Приобретая эти земли в свои владения, князь Голицын узнал о чудесном предании, и повелел заложить церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». С тех пор и до 20-х годов ХХ века в храме совершались богослужения как для княжеской семьи, так и для жителей окрестных деревень и сел. А в годы первой мировой войны, сюда приходили воины, пострадавшие на полях сражений.
В советский период храм был закрыт и забыт. В 1946 году его передали вновь созданному Институту теоретической и экспериментальной физики в качестве научной лаборатории.
Весной 2003 по инициативе Московской Патриархии начались переговоры Русской Православной Церкви в лице настоятеля строящегося храма преп. Евфросинии, Великой княгини Московской в Котловке священника Алексий Ладыгина с Дирекцией Института теоретической и экспериментальной физики о возобновлении богослужений в храме «Знамения» иконы Божией Матери на территории ГНЦ РФ ИТЭФ.
В ходе переговоров было предложено придать храму статус ведомственной церкви Федерального агентства по атомной энергии. В итоге был подписан Договор о сотрудничестве между приходом храма преп. Евфросинии Московской и Институтом теоретической и экспериментальной физики.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Знаменская церковь в Церковном отношении получила статус приписного храма к храму преп.
Евфросинии Московской, а протоиерей Алексий Ладыгин был назначен куратором реставрационных работ в храме «Знамения» иконы Божией Матери.
18 февраля 2004 года состоялось малое освящение Знаменской церкви. Предварительно из храма были демонтированы многотонные установки, которые ранее использовались располагавшейся здесь лабораторией. С этого времени в храме еженедельно стали совершаться богослужения силами прихода храма преп. Евфросинии Московской.
Стоит отметить, что в храме частично сохранились старинные фрески ориентировочно начала XIX века.
После вступления в должность руководителя Росатома С.В. Кириенко лично посетил ГНЦ РФ ИТЭФ. В том числе он осмотрел храм «Знамения» иконы Божией Матери. Сергей Владиленович поддержал идею реставрации церкви и приданию ей статуса ведомственной церкви.
Зимой 2007 года началась реставрация Знаменской церкви. К настоящему моменту выполнен ряд работ: снят лишний грунт, выведены коммуникации из-под фундамента храма, укреплен фундамент, отбита старая штукатурка.
За 2008 год нам удалось восстановить древний цоколь из белого камня, утраченный световой барабан и купольную часть церкви, а так же установить позолоченный крест.
В 2009 году была укреплена внутренняя сторона цоколя, произведена замена всей кровли и покрыта медью, вставлены новые окна – полностью завершить внешние реставрационные работы.
За 2010 -2011 завершены внутренние реставрационные работы, восстановлена лепнина, художественная реставрация фресок XVIII века.
Директором ФГУП «ГНЦ РФ — ИТЭФ» является профессор, доктор технических наук Козлов Юрий Федорович.
27.10.2016 к храму Живоначальной Троицы в Черемушках приписан храм иконы Божией Матери «Знамение» при ФГУП «ГНЦ РФ — ИТЭФ» (Распоряжение Святейшего Патриарха № 02/2303 от 27.10.16)
Источник: http://uzvikariatstvo.ru/hramdatanew.php?id=49