Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама или будда Шакьямуни родился около 500-600 года до нашей эры на севере Индии в семье царя Шуддходана. История просветленного будды начинется когда жене царя Маха Майе приснился сон, в котором она очутилась высоко в горах на ложе из лепестков, а с небес спустился слон, державший в хоботе цветок лотоса. Брахманы трактовали это сновидение как приход великого правителя или мудреца, который принесет миру новое учение.
Рождение будды Сиддхартхи Гаутамы
В майское полнолуние Майя рожает младенца и вскоре умирает. Легенда гласит будто грудной ребенок говорит матери что пришел освободить мир от страданий. Он идет по траве, а вокруг распускаются цветы.
Так же на теле младенца находят знаки в доказательство его избранности богами. Так начинается история просветления будды Сиддхартха Гаутама — одного из величайших учителей древнего мира.
Здесь автор полагает, что вышеописанные сверхъестественные качества не более чем преувеличение, попытка приукрасить историю (дальше вы поймете почему).
Мальчика называют Сиддхартха (идущий к цели), он растет в стенах дворца, в изобилии, в достатке и взаперти… Раджа Шуддходана знает о пророчестве и намеревается сделать из принца достойного наследника — великого воина и правителя.
Побаиваясь как бы принц не ударился в духовные поиски, царь ограждает Сиддхартху от внешнего мира так, что он не знает что такое болезнь, старость и смерть.
Так же он не знает о монахах и духовных учителях (здесь очевиден парадокс — если Гаутама является просветленным с момента рождения, он должен знать о старости, болезни, и тем более о смерти).
Детство будды Шакьямуни
С раннего детства мальчика посвящают в тайны воинского искусства где он проявляет особый талант. В 16 лет юный принц побеждает на воинском турнире и женится на принцессе Яшодхаре, через год у них рождается сын Рахулу.
Раджа видит, что мирские заботы и ратное дело мало волнуют Гаутаму. Больше всего пытливый ум принца жаждет исследовать и познать природу вещей в мире.
Будущий будда Сиддхартха Гаутама любит наблюдать и мыслить и часто ненамеренно погружается в медитативные состояния.
Он мечтает о мире вне стен отцовского дворца и однажды у него оказывается такая возможность. Кстати о дворце, в истории жизни Гаутамы Будды описывается величайшая роскошь, в которой буквально «купался» принц.
Говорится об озерах с лотосами, богатом убранстве и трех дворцах в которых жила королевская семья во время смены сезонов.
На самом деле, когда археологи нашли один из таких дворцов, они обнаружили всего лишь остатки небольшого дома.
Вернемся к истории просветления будды. Жизнь принца меняется, когда он покидает отчий дом и погружается в настоящий мир. Сиддхартха понимает, что люди рождаются, проживают жизнь, их тела стареют, они болеют, и вскоре приходит смерть.
Он осознает, что все существа страдают, а после смерти рождаются вновь, чтобы продолжить страдание. Эта мысль поражает Гаутаму до самой глубины души.
В этот момент Сиддхартха Гаутама постигает свое предназначение, он осознает цель своей жизни — выйти за пределы Колеса Сансары и достичь просветления будды.
Учение будды Гаутамы
Будущий будда Шакьямуни навсегда уходит из дворца, срезает свои волосы, снимает украшения и богатое одеяние. В простой одежде он пускается в странствие по Индии. Тогда основной религией был брахманизм — ранняя форма индуизма, и принц-монах начинает постигать это учение. В то время существовало несколько медитативных техник. Одна из них представляла собой аскетизм, частичное или полное голодание для погружения в измененные состояния сознания. Будущий будда Сиддхартха Гаутама выбирает второй путь и в течение продолжительного времени практикует аскезу. У него появляются первые последователи. Вскоре Гаутама доводит свое тело до грани между жизнью и смертью и осознает, что самоограничение разрушает человека, так же как и чрезмерность. Так в нем рождается мысль о Срединном Пути. Его сподвижники разочаровываются и покидают учителя, когда узнают, что он оставил аскезу.
Сиддхартха Гаутама находит в лесу дерево и дает себе обет, он будет пребывать под его тенью пока не достигнет просветления. Принц-монах следит за дыханием концентрируясь на кончике носа при вдохе, наблюдая как воздух наполняет легкие и так же внимательно провожает выдох.
Такая медитация успокаивает дух и предшествует состоянию, когда разум чист и очень силен в процессе познания. Возможно, он вспоминает свои предыдущие жизни, смотрит на свое рождение, детство, жизнь во дворце, жизнь бродячего монаха.
Вскоре он мысленно приходит к давно забытому состоянию из детства, когда спонтанно погружался в медитацию.
Здесь стоит заметить, когда человек заново проживает ситуации из прошлого, он возвращает себе затраченную энергию. В учении дона Хуана Карлоса Кастанеды эта техника вспоминания называется перепросмотром.
Вернемся к истории просветления будды Сиддхартхи. Под кроной дерева Бодхи к нему приходит демон Мара, который олицетворяет темную сторону человека.
Он пытается заставить принца испытать страх, вожделение или отвращение, но Шакьямуни остается безмятежен. Он безразлично принимает все как часть себя и страсти утихают.
Вскоре будда Сиддхартха Гаутама постигает Четыре Благородные Истины и достигает просветления. Он называет свое учение Восьмеричный или Срединный Путь. Эти истины звучат примерно так:
- В жизни есть место страданию
- Желание обладать есть причина страдания
- Пагубные желания можно усмирить
- Следование Срединному Пути ведет к просветлению будды
Это смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия, самоконтроль и отказ от крайностей. Он узнает, что если устранить желание можно избавиться от страдания. Стремление обладать — прямая дорога к разочарованию и страданию. Это состояние сознания свободное от невежества, алчности, ненависти и заблуждений.
Это возможность выйти за пределы сансары — бесконечного цикла перерождений. Путь к просветлению будды начинается из сосредоточения разума и следованию нескольким заповедям: нравственности, медитации и мудрости.
Это так же значит не убивать, не красть, контролировать свою сексуальную жизнь (но не отказываться от нее), не лгать и не опьянять ум.
Возвышение Сиддхартхи Гаутамы
Будда Шакьямуни начинает проповедовать Четыре Благородных Истины для всех кто желает достигнуть просветления. После восьми лет скитаний будда Сиддхартха Гаутама возвращается во дворец к покинутой семье. Отец прощает его от всего сердца, а его мачеха молит о принятии в ученики.
Сиддхартха соглашается, она становится первой в истории монахиней, а его сын — монахом. Вскоре Гаутама снова покидает свою землю и продолжает проповедовать истину, которую постиг под деревом Бодхи.
Сиддхартха основывает школу медитации Сангха, где обучает всех желающих медитации и помогает встать на путь просветления.
Он умирает в майское полнолуние в возрасте 80 лет, возможно от болезни или отравления, доподлинно неизвестно. Перед уходом будда Шакьямуни погружается в глубокий транс на пути к нирване — вечному блаженству, свободе от новых рождений, от страданий и смерти… Тело будды Сиддхартхи Гаутамы кремируют, а его прах сохраняют. Так заканчивается история просветления будды, но не его учение.
После смерти, буддизм массово распространяется с помощью царя Индии Ашока, но больше всего благодаря странствующим монахам. Созывается совет, чтобы сохранить наследие будды, таким образом, священные тексты были увековечены и частично дошли до наших дней в первозданном виде. Современный буддизм насчитывает около 400 млн. последователей по всему миру.
Это единственная в мире религия без насилия и крови.
Символ буддизма
Символ Гаутамы будды — лотос, прекрасный цветок, который произрастает из грязи, но при этом всегда остается чистым и благоухающим. Так и сознание каждого человека, способно раскрыться и стать таким же прекрасным и чистым как лотос.
Смыкаясь на закате лотос укрывается в самом себе — источник просветления и чистоты, недоступный скверне земного мира. Будда Шакьямуни искал и нашел свой путь. Он постиг Знание, которое противоположно обладанию вещами и удовлетворению желаний.
Буддизм — это единственная религия, которая не содержит в себе поклонение богу. Посредством учения будды человек учится контролировать свой ум, он может стать хозяином своего ума и достичь нирваны.
Сиддхартха был человеком, он учил, что каждый человек при должном усердии может достигнуть просветления и освободится от бесконечного цикла перерождений.
История просветления будды Сиддхартха Гаутама учит что жизнь — это единение тела и разума, продолжается до тех пор, пока существует неудовлетворенное желание. Желание — причина перерождений.
Жажда удовольствий, власти, богатства, ввергает нас в круг сансары. Чтобы обрести избавление от этого страшного мира полного скорби нужно избавиться от своих желаний.
Только тогда душа просветленного войдет в нирвану, сладость вечного молчания.
Источник: https://EzoPort.ru/religii/istoriya-prosvetleniya-buddy-siddharthi-gautamy.html
Пути буддизма
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
Совершенство философии буддизма всегда поражает глубиной мысли и красотой слова.
Но познать его суждено, увы, не многим, ибо в этом кроется сложный духовный путь, который таит в себе множество сложностей, страхов, нераскрытых истин.
Пути спасения буддизма – это величайшее знание, данное человечеству, дабы познать самого себя и свою роль в мире, имя которому – Жизнь. О том, какой Путь освобождения от страданий предлагает буддизм, далее в статье.
Основа учения
4 Пути буддизма – одно из основ учений, которого строго придерживаются все школы. Эти философские мысли были сформированы великим Буддой в далёкой древности следующим образом:
- существует страдание (дуккха): своеобразная совокупность “болезненных страстей”, которые доставляют человеческому разуму неприятные чувства и ощущения на протяжение всей жизни;
- причина страдания – желание: их осуществление – процесс скоротечный и цикличный, при этом каждое новое желание выше и серьёзнее прежнего. Так образуется замкнутый цикл: и чем большее количество желаний не будет удовлетворено, тем больше возрастают в душе страдания по этому поводу;
- прекращение страдания – нирвана: устранение “грязи” ума есть истина о состоянии человека за пределами такого состояния; дабы понять её, нужно прибегнуть к медитации, которая “очищает” разум, наполняя свободой и лёгкостью;
- Восьмеричный Путь в буддизме (или известный как “Срединный Путь” в буддизме).
Последний этап становления духовности – это самая главная из засад учения великого Учителя, суть которой – Путь к постижению самопознания, собственного “Я”, самоопределению.
Он развивает способность к прозрению, что помогает вникнуть в настоящую природу существующих вещей, которая кроется в реальности.
Познать её – значить побороть “три корня порока”, присутствующие в умах всех не просветлённых.
Начало всех элементов Восьмеричного пути – слово “правильный”, что в более полном объяснении означает “совершенный”. В символических знаниях буддизма Путь изображается в образе “колеса Дхаммы”, 8 спиц которого символизируют все его элементы.
Древние писания гласят, что он был открыт Буддой по-новому в тот период, который он искал Путь Просветления в буддизме. Подобное действие ведёт к духовному освобождению – основе для новых свершений в процессе познание себя и окружающего мира.
Благородный Путь можно разделить на три основных категории:
- Мудрость – Правильные Воззрения, Устремления – Правильное Знание, Освобождение: понимание в начале Пути, которое и есть направление в сущность реальности. Это даёт возможность понять окружающий мир в его истинном свете, что в результате приведёт к изучению высшего мира выше, чем его видят и понимают другие, и осознанию своих целей и стремлений;
- Нравственность – Правильная Речь, Действия, Средства к жизни: воздержание от порочности для объединения в Сосредоточении. Подобное поведение служит единственно верным средством для “очищения” и “просветления” разума;
- Сосредоточение – Правильные Усилия, Осознанность: состояние ума, которое достигается путём медитативной практики. Её идея – обретение покоя и собирание ума воедино, а это очень важно для развития мудрости, возникающей через переживания.
В идеальном варианте все части Восьмеричного Пути должны развиваться в одно и то же время и отвечая всей глубине духовного начала того или иного человека, обратившегося в философское знание.
Все они тесно связаны между собой и определяют “цепочку” развития, каждое “звено” которой напрямую зависит от предыдущего.
И если такой уровень самопознания достигнуть не представляется возможным, в развитии всегда будет присутствовать неправильная последовательность, а значит – человек не сможет стать “совершенным”.
Буддизм Алмазного Пути, Карма Кагью
Особое место в данной философии занимает традиция Карма Кагью – уровень Алмазного пути. Это одна из основополагающих школ тибетского буддизма, смысл которой заключается в устной форме передачи поучений на практическом обосновании. При этом передаваемое “слово” может быть как более давним, так и абсолютно новым – в зависимости от времени, сферы и категории развития Учения.
Одним из главных критериев здесь является медитация – познание природы ума и окружающего мира под чутким и строгим руководством учителя. В истории буддизма её называют “устной школой” или “линией нашептывания”, что заключается в непрерывной устной передаче Учения наиболее одарённым ученикам на их Пути к совершенству.
Буддизм – путь познания истины. И это не вызывает сомнений. Он очень тяжёлый и сложный. Осилить его сможет далеко не каждый, но смысл, дарованный в конце, – самое дорогое, что может получить человек от жизни – познание самого себя в Идеальности мира, находящегося внутри и видимого вокруг. А это – высшее призвание человечества.
Смотрите еще видео рассказ о том, что такое духовный путь:
- Основатель буддизма, кто является, имя
- Просветление в буддизме
Источник: https://tolkovanie.info/puti-buddizma/
Малый путь — Четыре благородные истины
Буддизм Малого пути (Хинаяна) распространен в странах Южной Азии
Первые поучения людям Будда дал через семь недель после Просветления в Оленьем парке у Сарнатха. Этот город находится в одиннадцати километрах от Бенареса – места, которому индуисты приписывают исключительную святость. Там они сжигают трупы, а прах сбрасывают в Ганг.
Индуистское паломничество считается удачным, если искупаешься в реке и отведаешь ее «вкусной» воды. Сюда-то и пришли пятеро ищущих – из той категории, что мы сегодня назвали бы эгоистами.
Эти люди достигли извращенной святости: они стали не целостными и сильными, что является значением слова «святой» (Лама Оле указывает на общее происхождение немецких слов heilig – «святой», и heil – «целый», «целостный». – Прим. переводчика.), а негибкими и ограниченными.
Это был тот особый род клиентов без чувства юмора, которых сегодня любой учитель, заботящийся о здоровом развитии своих групп, старается как можно скорее спровадить куда-нибудь подальше.
Думали они только о себе, и их целью было самим освободиться от страданий.
Какое-то время назад, еще в период аскезы, Будда произвел на них мощное впечатление, но стоило ему вернуть себе сильное тело, как они тут же объявили его излишне «мирским» и удалились.
Итак, аскеты увидели, что их бывший коллега сидит себе, лучась светом, – и эта его сила совсем не пришлась им по нраву.
Они даже попытались сделать вид, что ничего не замечают, но силовое поле Будды оказалось настолько мощным, что у них не оставалось выбора – они просто не могли не спросить: «Почему ты светишься? Как ты стал таким?» В ответ прозвучали Четыре благородные истины. Современные школы буддизма дают немного разные формулировки, но смысл их сводится примерно к следующему:
- Обусловленная жизнь является страданием.
- У этого страдания имеется причина.
- Есть окончание страдания.
- И есть путь, ведущий к этому окончанию.
И по сей день живой буддизм испытывает на себе последствия того, что для первых учеников Будды мотивацией вступления на путь была боль, а не радость, а также того, что эти четыре фразы оказались такими запоминающимися.
И хотя на всех изображениях, будь то картины или статуи, Будда улыбается, из-за этого высказывания образованные люди ждут от Учения в первую очередь логически обоснованного пессимизма.
Держателям живой передачи приходится постоянно бороться с этими отрицающими жизнь интерпретациями, чтобы открывать жизнерадостным людям путь к Учению Будды.
Например, ученые перевели название достижения высшей цели – «нирвана» – как «сдувание», «угасание» и дали комментарий: буддисты после смерти хотят провалиться в «ничто».
На фоне сотен миллионов радостных и активных последователей Учения Будды, которые руководствуются в жизни причинно-следственными закономерностями и считают перерождение чем-то само собой разумеющимся, подобная трактовка выглядит не очень убедительной.
Если принимать нирвану за простое исчезновение, тогда ступень опыта, на которой воспринимающий оказывается вневременным безграничным блаженством, остается недостижимой.
Вот почему так важно не переносить слова в двойственную картину мира с привычным разделением на «хорошо» и «плохо», «бытие» и «небытие», но открыться целостному принципу мышления «и то и другое».
При правильном понимании Четыре благородные истины образуют полезную рамку для буддийского Учения.
Известны различные толкования, которые принимались за основу в возникавших на протяжении последних двух с половиной тысяч лет многочисленных направлениях буддизма. Пусть изначально Четыре истины были даны тем, кто думал только о личном Освобождении, но эти поучения помогают найти верные ориентиры в жизни.
Итак, первые слова Будды: «Существует страдание».
Когда слышишь это впервые, можно подумать: «Надо же, что за мировая скорбь?» Или: «И кому он это продаст?» Ведь склонные к излишнему драматизму религии поступают иначе, провозглашая: «Мой бог единственный», «Мой бог самый сильный», «Месть Аллаха неотвратима и беспощадна», вселяя в слабых чувство причастности к чему-то большому.
Однако фактически первое высказывание Будды, содержащее общее утверждение о том, что у жизни есть болезненные стороны, прежде всего указывает на огромные возможности. И на безграничное счастье. Почти все забывают про обусловленность всего, что мы воспринимаем, о том, что наш опыт зависит от уровня, на котором он переживается.
Вряд ли кому-то понадобится Будда для того, чтобы осознать, что дни делятся на счастливые и несчастливые. Взлеты и падения даже у буддистов исчезают лишь спустя годы практики.
К тому же наверняка каждый человек всегда сам точно знает, как он себя чувствует. Похоже, эта способность не зависит от наличия прочих талантов, так что здесь нам едва ли требуется помощь.
Будда необходим только там, где люди не могут чего-то понять сами.
Без него они не замечают вневременный и необусловленный уровень сознания – присущую уму высшую радость, которая все знает и не отделена от Просветления. Таким образом, у фразы «Существует страдание» имеется еще одно значение: мы можем доверять воспринимающему уму. Рядом с непрерывной свежестью Просветления любые меняющиеся переживания выглядят довольно бледными.
По сравнению с сияющей силой открытого, неограниченного и осознающего пространства все остальное является страданием – даже лучшие мгновения восторга и любви.
И самая прекрасная волна – еще не весь океан! Вот почему эти первые Четыре благородные истины Будды вовсе не пессимизм, как кажется при поверхностном рассмотрении и как считают даже многие образованные буддисты сегодня.
В действительности Четыре благородные истины нас возвышают: тот, кто показывает нам, что наш вневременный ум сам по себе гораздо совершеннее, чем все его преходящие игры, делает нас безгранично богатыми.
Вторая благородная истина Будды гласит: «У страдания есть причина». И что это за причина? Здесь Будда знает только одного разбойника – базовое неведение всякого непросветленного ума.
Оно оказывает определенное влияние на тело и речь, отдаляя существ от счастья, к которому они изо всех сил стремятся.
И как Будда объясняет изменчивость наших состояний ума? Из-за неспособности неразвитого ума осознавать, что видящий, видимое и непосредственно акт видения взаимно обусловленны и являются разными аспектами единого целого, возникает переживание двойственности (дуальности). Смысл всех поучений Будды, цель всех буддийских медитаций – в том, чтобы эту иллюзию растворить.
До Просветления сознание функционирует подобно глазу: замечает внешние и внутренние события, но не осознает себя.
В принципе это странно: мы все можем осознавать очень много вещей (воспринимать объем, длину, форму, вкус, цвет или вес всех предметов) и крайне серьезно относиться к изменчивым мыслям и чувствам, однако среди нас совсем немного тех, кто ищет воспринимающего все это.
Если начать исследовать ум, то станет ясно, что он не имеет практически никакого представления о самом себе. Мы много знаем о происходящем, но ничего не знаем о том, кто все это переживает.
Эта извечная, а точнее безначальная неспособность осознавать себя является основой обусловленного мира, первопричиной любой боли. До Просветления сознание функционирует подобно глазу: замечает внешние и внутренние события, но не осознает себя.
Такая ограниченность неизбежно порождает дуалистический взгляд, когда уже не переживается целостность ума и его основные свойства воспринимаются отдельно друг от друга.
В этом случае мы интерпретируем подобную пространству способность к восприятию как «я», а воспринимаемое (то, что возникает в этом пространстве) в результате превращается в «ты», или во «внешний мир». И хотя все так или иначе постоянно меняется и существует лишь в зависимости от условий, мы верим, что преходящие явления реальны и отделены от воспринимающего.
Эта ошибка, влекущая за собой тяжелые последствия, называется в Учении Будды изначальным неведением. В нем причина всех несовершенных состояний.
Переживаемое разделение на «я» и «ты», «здесь» и «там» рождает два чувства: привязанность как попытку удержать приятное и отвращение как стремление оттолкнуть неприятное. Но и этим все не заканчивается.
С привязанностью появляется жадность: тем, что нам нравится, мы хотим обладать и в будущем. Из отвращения развивается зависть, поскольку нам не хочется видеть счастливыми тех, кого мы не любим.
И наконец, неведение приводит к исключающей гордости, потому что такие условия, как слава, молодость, богатство или красота, с которыми у нас в данный момент, возможно, дела обстоят лучше, чем у других, мы воспринимаем реальными, не осознавая их непостоянства.
Эти шесть чувств, порождаемых основополагающим неведением ума, в различных комбинациях могут давать 84 000 непросветленных состояний ума. И хотя они постоянно меняются, человек, не знакомый с медитацией, воспринимает их всерьез.
Нетренированный ум неспособен осознавать, что мешающих чувств не было до этого и не будет позже, что они даже прямо сейчас непрерывно меняются, а значит, было бы глупо следовать им.
И мы опять и опять попадаемся на эту удочку, отдавая потоку чувств ум, речь и тело, и тем самым постоянно засеваем новые семена страданий и запутанности в сознание-хранилище, а также в мир.
Даже если мешающие чувства не сразу распознаются как таковые, но кажутся справедливыми и естественными, в любом случае они приводят к проблемам. В то же время мощные и даже жесткие ранящие действия, совершенные с ясным умом и желанием помочь другим, приносят уверенность и хорошую карму.
Но пока не достигнуто спокойствие ума, лучше не вынимать рук из карманов. Когда в результате поступков, окрашенных мешающими чувствами, возникают внутренние и внешние препятствия, почти каждый из нас склонен винить других.
Мы забываем, что сами создали для этого причину, – и опять делаем, говорим и думаем что-нибудь вредное, что ведет к очередным трудностям.
Этот круг неправильно понятых причин и следствий, в котором вертятся существа, не видящие за всем происходящим вневременного осознавания, называется «кхорва» по-тибетски и «сансара» на санскрите, что означает «колесо». Колесо обусловленного существования.
На этот счет религии веры не дают ясного объяснения, поскольку, согласно их подходу, судьбу человека определяют внешние боги, которых никто никогда не видел.
Или же причиной страданий объявляется некий принцип зла – эдакий мегареактивный дьявол, распространяющий повсюду запах серы.
Для Будды абсолютное зло просто невозможно. Поскольку все, что исходит от нас, к нам же в конце и возвращается, нечто абсолютно плохое обязательно уничтожило бы само себя.
В религиях опыта, и прежде всего в буддизме, каждое существо несет за себя ответственность.
Нет ни персонального, ни морального давления: поскольку каждый хочет счастья, вредные поступки вместе с их последствиями возникают скорее по причине глупости и недостаточной зрелости, нежели из-за подлости.
И человек в религиях опыта не цепенеет от страха, ожидая расплаты, – он просто сознательно занимается решением проблемы.
Именно потому, что карма – это естественный ход причин и следствий, а не рок или неотвратимая судьба, причины, которые еще не успели превратиться во что-то мешающее, можно изменить. Для Будды абсолютное зло просто невозможно.
Поскольку все, что исходит от нас, к нам же в конце и возвращается, нечто абсолютно плохое обязательно уничтожило бы само себя.
Нужно лишь научиться «растягивать» мгновение перед поступком настолько, чтобы оставалась возможность осознанно выбирать полезное действие, не приводящее к страданию. И здесь Будда всегда готов нас подстраховать.
Его поучения – это искусные средства познания ума, помогающие вовремя обнаружить причины страдания и воспрепятствовать его проявлению. Третья истина Будды, провозглашенная 2500 лет назад, больше всего вдохновляет современный Запад. Она открывает нам сердца.
Смело и с полным сознанием собственной силы Будда подтвердил, что достиг высшей цели – Просветления. Те пятеро ищущих услышали от своего бывшего собрата скромное заверение: «Есть окончание страданий» – совершенное состояние, которое беспрерывно переживает он сам.
Впервые в истории появилось нечто настоящее и доступное для восприятия, к чему можно было стремиться, – вневременное и истинное Прибежище для всех.
И Будда не собирался оставаться единственным, кто переживает это счастье.
С тех пор и до наших дней люди, которые жили согласно его Учению и узнавали свой ум, опираясь на данные им советы по медитации и следуя его взгляду на вещи, частично или полностью подтверждают это высшее знание.
С самого момента Просветления Будда непрерывно демонстрировал абсолютный опыт ума, природа которого – всеведущее бесстрашное пространство, а проявление – постоянная высшая радость.
На этом уровне любое действие выражается как неразделяющее, дальновидное активное сочувствие, нацеленное на причины, а не на сиюминутные следствия.
Без раскалывающего действительность представления о «ком-то», делающем «что-то» с «кем-то другим», ум подобен солнцу, которое сияет само по себе.
В Сарнатхе, где огромная, но, к сожалению, весьма обветшавшая от времени Ступа доныне величественно возвещает об этом событии, Будда вместе со своей Четвертой благородной истиной принес в мир путь к Просветлению.
Он задал общее направление своего Учения в том виде, как оно передается с той поры многочисленными учителями, которые его представляют: «Есть путь к прекращению страданий».
Этот путь состоит в применении вневременных эффективных средств, находящих высшее выражение в медитациях, которые полностью раскрывают и используют все качества тела, речи и ума.
Окруженный талантливыми учениками, Будда в течение 45 лет передал 84 000 поучений, которые стали затем доступны людям в соответствии с их желаниями и способностями.
Из книги Ламы Оле Нидала «Каким все является: психология свободы – опыт буддизма»
Источник: https://www.buddhism.ru/o-buddizme/zhizn-i-uchenie-buddy/malyy-put/
Буддизм. Четыре благородные истины и восьмеричный путь. Статья. Буддизм. Самопознание.ру
С позиции секулярного, то есть практичного буддизма.
- Зачем мы всё это делаем: медитируем, практикуем осознанность, изучаем каноническую литературу, ищем просветления?
- Почему стремимся к любви, поиску себя и осознанному образу жизни?
- Ну, или совсем приземлённо, зачем нам кофе, кино, музыка, походы в кафе и т.д.?
В качестве догадки: затем, чтобы почувствовать себя счастливее или, если наоборот, устранить неудовлетворённость, страдание из жизни, как говорят буддисты.
Согласно буддизму, абсолютное устранение страданий из жизни возможно, и оно осуществляется через реализацию опытов просветления. Поэтапно, пошагово, до полного просветления.
Инструментами, ведущими к просветлению, являются практики медитации, учение и наставники — в качестве переводчиков учения.
Весь комплекс современных практик развития осознанности и медитаций по большей части имеют буддийские корни. А сами буддийские практики неразрывно связаны с тремя ключевыми буддийскими темами:
- Четыре Благородных Истины.
- Восьмеричный Путь.
- Зависимое Возникновение.
О первых двух в этой статье.
4 благородные истины
- Или 4 истины благородных, то есть тех, кто эти истины осознал.
- Буддизм — очень практичная религия, ставящая во главе угла устранение из жизни страдания.
- 4 истины звучат так:
- Есть страдание.
- Есть причина возникновения страданий.
- Истина о прекращении страданий.
- Практический путь к прекращению страданий.
Вся наша жизнь пронизана эдакой гонкой за деньгами, безопасностью, лучшей жизнью, знаниями, духовностью, просветлением, развлечениями, и можно продолжать до бесконечности.
Главное в этой гонке, что объекты устремления находятся где-то «там», а не в «здесь и сейчас».
- В этой нескончаемой гонке за счастьем «завтра», в водовороте мыслей о прошлом, будущем, о себе, мы упускаем реальное счастье, которое находится прямо у нас под носом, в этом самом моменте.
- При этом, каждый раз теряя что-то, не получая что-то, получая что-то нежелательное, мы испытываем страдание и его более лёгкие формы в виде неудовлетворённости.
- В канонических текстах это сформулировано так:
- Утрата желаемого;
- Неполучение желаемого;
- Получение не желаемого.
Всё это ведёт к страданию.
Причём получение «желаемого» впоследствие также ведёт к страданиям, так как мы рано или поздно утрачиваем «желаемое», да и само наслаждение им мимолётно. Это относится и к радости от новой машины, поездки в отпуск, к новым отношениям и т.д. Само непостоянство уже содержит в себе зерно страдания.
С понимания этой истины начинается поиск, начинается Путь. Мы прозреваем к тому, что новая машина, новая работа, новый партнёр, поход в ресторан, деньги и всё подобное к «счастью» не ведут.
Причина страданий — страстное желание. Это наше извечное стремление к чему-то либо форма отталкивания чего-либо. Можно назвать это неприятием реальности, непринятием самих себя такими какими мы являемся.
С каждым опытом просветления происходит лавинообразное ослабление силы страстного желания. Это феноменально меняет жизнь носителя такого опыта. Буддизм разделяет просветление на поэтапный процесс, состоящий из 4 ступеней. Последняя ступень являет собой полное освобождение от страдания.
В этой истине говориться о том, что возможно бытие вне страданий. То есть жизнь без страстного желания.
- Путь к устранению страданий.
Восьмеричный путь. Так называемый срединный путь, путь без крайностей доступный любому человеку.
Восьмеричный путь
Весь путь сформулирован в 8 пунктах.
-
Правильные Воззрения;
- Правильное Устремление;
- Правильная Речь;
- Правильные Действия;
- Правильные Средства к жизни;
- Правильное Усилие;
- Правильная Осознанность;
- Правильная Собранность Ума.
Часть пунктов относится к нравственности, часть к практикам работы с умом и сознанием и часть к пониманию учения.
«…И что такое, друзья, правильные воззрения? Знание страдания, знание источника страдания, знание прекращения страдания, знание пути, ведущего к прекращению страдания. Это называется правильными воззрениями» (текст из буддийских сутт).
То есть знание и понимание четырёх благородных истин, — главного движителя на пути к пробуждению.
«…И что такое, друзья, правильное устремление? Устремление к отречению, устремление к не-недоброжелательности, устремление к не-жестокости. Это называется правильным устремлением» (текст из буддийских сутт).
Имеется ввиду стремление к сокращению суеты, материальному накоплению и к увеличению внимания к духовному пути.
Идея восьмеричного пути — приведение ума и сознания в состояние равностности, не-цепляния, к сдаче контроля.
Недоброжелательность и жестокость — это состояния, при которых возможность движения по духовному пути практически исключена, прежде всего в части практики.
Если говорить «техническим» языком, то опыту пробуждения предшествует состояние, называемое ниродхой, прекращением, и пока ум человека не придёт в состояние равностности и безмятежности в это состояние просто невозможно войти. Поэтому говорят, что опыт просветления Ниббану (Нирвану) невозможно получить или достичь, но можно создать условия, при которых этот опыт станет возможным.
Человек, испытывающий в жизни недоброжелательность и жестокость, просто не сможет успокоить свой ум и перейти в состояние остановки ума, в ниродху.
«…И что такое, друзья, правильная речь? Воздержание от лжи, воздержание от злонамеренной речи, воздержание от грубой речи, воздержание от пустой болтовни. Это называется правильной речью» (текст из буддийских сутт).
Этот и следующие два пункта относятся к нравственности. Этот пункт также имеет вполне практичную цель — держать ум в покое. Самое значительное влияние на состояние ума оказывают наши контакты с другими людьми. Ложь, ссоры — всё это очень долго резонирует в нашем уме и оказывает негативное влияние на практику.
А если разговоры праздные, то они так или иначе связаны со страстным желанием. Разжигание страстного желания, согласно Зависимому Возникновению, и приводит в последствии к страданию (не получению желаемого, утрате желаемого и получению не-желаемого). А как минимум просто всплывает в медитациях в качестве беспокойства, помех и отвлечений.
«…И что такое, друзья, правильные действия? Воздержание от убийства живых существ, воздержание от взятия того, что не дано, воздержание от неблагого поведения в чувственных удовольствиях. Это называется правильными действиями» (текст из буддийских сутт).
В буддийском учении для простых людей предполагается кодекс из 5 предписаний, которые по сути и есть содержание 3,4,5 пунктов раздела нравственности. Подобные же предписания есть и во многих других конфессиях, и за ними стоит глубокий и важный для жизни смысл.
Предписания:
- Не лишать жизни живое существо;
- Не брать то, что не было дано;
- Не совершать прелюбодейства (имеется ввиду такого действия сексуального характера, которое может причинить кому-либо боль);
- Не лгать и не злословить;
- Не принимать затуманивающих сознание веществ.
Предписания — это своего рода инструкция к счастливой жизни. Даже без опыта просветления простое соблюдение этих правил ведёт к значительному улучшению взаимоотношений с собой, окружающими людьми и улучшению качества жизни в целом.
Однако цель у соблюдения предписаний — прежде всего в гигиене ума. Соблюдение предписаний в значительной степени влияет на состояние ума, а значит и на саму формальную практику.
- Правильные средства к жизни.
«… И что такое, друзья, правильные средства к жизни? Вот ученик Благородных, отбросив неправильные средства к жизни, зарабатывает на жизнь правильными средствами. Это называется правильными средствами к жизни» (текст из буддийских сутт).
В буддизме есть сформулированный список профессий, которыми не стоит заниматься, но давайте посмотрим на это с позиции практики и продвижения по Пути. Опыт пробуждения становиться возможным, когда сознание находится в состоянии безмятежности, в состоянии сдачи контроля, в полном покое.
Если наш способ зарабатывания на жизнь удовлетворяет нас, не причиняет никому того, за что мы можем себя корить, мы быстро продвигаемся по Пути.
Если наши отношения, работа и другие наиболее важные жизненные сферы наводняют ум беспокойством и самоукорением, то мы можем годами практиковать, но продвижение будет очень медленным.
Если вы в такой ситуации, то выходом может стать поездка на ретрит, где в полном безмолвии и отрыве от жизненных проблем становится возможным пойти максимально вглубь себя.
«…И что такое, друзья, правильное усилие? Вот монах прилагает старание ради невозникновения невозникших злотворных состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается. Он прилагает старание ради прекращения возникших злотворных состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.
Он прилагает старание ради возникновения невозникших благотворных состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается. Он прилагает старание ради поддержания возникших благотворных состояний, их неугасания, увеличения, разрастания, осуществления посредством развития.
Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается» (текст из буддийских сутт).
- Этот пункт реализован технически буддийским монахом Бханте Вималарамси в виде инструмента 6Р.
- К этому же пункту можно отнести практику метты, которая в значительной степени перепрограммирует наш ум помогая всё больше времени проводить в «благотворных» состояниях сознания и в «здесь и сейчас».
«…И что такое, друзья, правильная осознанность? Вот монах пребывает в созерцании тела как тела, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность к миру и печаль о его соблазнах. Он пребывает в созерцании чувств как чувств, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность к миру и печаль о его соблазнах.
Он пребывает в созерцании ума как ума, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность к миру и печаль о его соблазнах. Он пребывает в созерцании умственных объектов как умственных объектов, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность к миру и печаль о его соблазнах.
Это называется правильной осознанностью» (текст из буддийских сутт).
- Осознанность — ключевой фактор на пути к счастливой и осознанной жизни.
- Изначальная формулировка звучит так:
Осознанность — это памятование о наблюдении за перемещениями внимания ума с объекта на объект.
Там, где заканчивается формальная практика медитации сидя, начинается практика осознанности. По сути это один и тот же процесс.
Пребывание даже всего десятка минут в день в «здесь и сейчас» значительно развивает осознанность.
Однако пока этот фактор развит слабо, успевать замечать, как ум уводит внимание в прошлое, будущее, бесконечные размышления о себе является весьма затруднительным. Инструмент 6Р в помощь.
- Правильная собранность ума.
«…И что такое, монахи, благородная правильная собранность ума с её опорами и вспомогательными средствами, а именно: с правильными воззрениями, правильным устремлением, правильной речью, правильным действием, правильным образом жизни, правильным усилием и правильной осознанностью? Единение ума, наделённое этими семью факторами, называется благородной правильной собранностью ума с её опорами и вспомогательными средствами» (текст из буддийских сутт).
Обычно этот пункт переводят как «Правильное сосредоточение», однако практика показывает, что ближе значение собранность, а не сосредоточение. Это своего рода плод от следования предыдущим пунктам восьмеричного пути.
В медитации собранность ума выражается как особо чистое состояние сознания, на фоне которого видны даже самые тонкие движения и напряжения ума. Их наблюдение и использование инструмента «7 факторов просветления» в конечном счёте приводит к полной остановке ума, ниродхе. Это ещё не Ниббана но уже «предбанник».
Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь и их следствие — прозрение в Зависимое Возникновение, являются тремя китами буддийского учения.
Но мы тут про практические шаги к счастливой и осознанной жизни, к пробуждению, тогда перефразирую: Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь и, их следствие, — прозрение в Зависимое Возникновение — являются дорожной картой на пути к опыту пробуждения. Причём совсем не обязательно становиться для этого буддистом. То есть не важно кто вы, какого вероисповедания и в какой точке сейчас находитесь.
И такой ещё важный момент, стремление к духовности, к благам, которые даёт просветление — это тоже форма страстного желания, тот же материализм, только духовный. Всё это хорошо для того чтобы убедить свой ум и начать Идти по Пути, но далее про это важно просто забыть.
- В статье отражён частный взгляд на главные буддийские темы, пропущенный через призму практического опыта.
- В тексте использованы фрагменты сутт Палийского Канона Маджхима Никая в переводе Олега Павлова.
- Светлого Пути всем!
- Эта статья связана со статьёй «Зависимое Возникновение и причины страданий».
Источник: https://samopoznanie.ru/articles/chetyre_blagorodnye_istiny_i_vosmerichnyy_put/
Настоящая правда про учение, суть и историю Буддизма
друзья на портале обучения и саморазвития, сегодня мы будем говорить о Буддизме, изначальной сути этого учения, а также об истории буддизма, ведь как многие знают, Буддизм это одно из древнейших религиозных и нравственных учений на земле, которое имеет невероятно длинную историю и несет в себе мудрость, любовь и сострадание.
И да, это именно учение, хотя многие сегодня называют его религией, что не совсем верно, но об этом мы еще поговорим подробнее, а основано оно было по легендам самим Буддой Шакьямуни на территории Индии в 6 веке до нашей эры или около 2500 лет тому назад.
История Буддизма
Официальная история Буддизма начинается с того, что Будда Шакьямуни или как еще его называют Божественный Мудрец из рода Шакьев, родился в Северной Индии, в царской семье. Еще при рождении ему дали имя Сиддхартха Гаутама и было предсказано, что он станет либо всемирно известным царем или отшельником и просветленным, если увидит в своей жизни болезни, старость и смерть.
Естественно его оберегали от таких факторов, чтобы он случайно не увидел больных, старых или тем более смерть. Но как можно было скрыть такие вещи от принца, это было практически невозможно. И конечно в один «прекрасный» день, когда он уже стал взрослым юношей, ему случайно довелось увидеть и больного человека и старого и как провожают в последний путь умершего человека.
И вот, увидев непостоянную природу всего, и столкнувшись со страданиями этого мира, в возрасте 29 лет принц Гаутама тайно покинул королевство Шакьев.
В течение 6 лет он занимался аскетической практикой, медитацией и сосредоточенным созерцанием. И затем под деревом Бодхи в Бодхгае он достиг окончательной Мудрости и Просветления.
Первый поворот колеса Дхармы (Колесо Закона Будды)
В 35 лет достигнув Наивысшего Просветления и познав Абсолютное Счастье, Будда Шакьямуни, конечно же, очень хотел поделиться знанием абсолютной истины со всеми людьми. Так в истории и учении буддизма начинается повествование о первом повороте колеса Дхармы (Закона), о котором говорится в Сутре о Начале Вращения Колеса Закона.
В этой сутре говорится о том, что Будда Шакьямуни начал свою первую лекцию о Законе или Дхарме в Оленьем парке около города Варанаси, что на севере Индии.
Эта первая лекция была всего для 5 монахов, в последствии его первых учеников.
C этими монахами он в свое время практиковал совершенный аскетизм, но, не увидев результата, Будда Шакьямуни ушел от них, чтобы практиковать свой путь, чтобы достичь Просветления.
И вот спустя 5 лет он вернулся Просветленным и именно эти 5 монахов ведущих безрезультатную аскетическую практику и стали его первыми учениками.
Мастер Будда причем никогда в своей жизни не говорил о буддизме, как и Мастер Христос не говорил о христианстве. Последователи данных Мастеров просто обозначили направление той практики, которую они ведут. То, чему учил Будда Шакьямуни, была Истина, или Закон об Истине, которые обычно обозначаются как Дхарма.
Первая проповедь Будды
Итак, первая проповедь Будды Шакьямуни была именно для монахов, в которой он обращается к ним, суть этой проповеди сводиться к тому что:
«Монахи, есть две крайности, которых не следует придерживаться тому, кто покинул мирскую жизнь. Какие две крайности? Это предаваться страстям, привязываться к объектам чувственных наслаждений, что присуще низменному, заурядному человеку, что не является благородным и не приносит пользы.
А также это предаваться самоистязанию, что есть страдания, а главное не является благородным и не приносит особой пользы.
Монахи, свободен от этих двух крайностей Срединный Путь, открытый Татхагатой, достигшим Высшего Совершенного Пробуждения, — раскрывая глаза, раскрывая понимание, он ведет к спокойствию, к высшим мудростям, к Совершенному Пробуждению, к достижению Нирваны».
Что такое срединный путь Буддизма?
- «Монахи, а что собой представляет Срединный Путь, который открыт Татхагатой, достигшим Высшего Совершенного Пробуждения, и который, раскрывая глаза, раскрывая понимание, ведёт к спокойствию, к высшим мудростям, к Совершенному Пробуждению, к достижению Нирваны?
- Это есть Благородный Восьмеричный Путь, а именно: Правильный Взгляд, Правильное Размышление, Правильная Речь, Правильные Действия, Правильная Жизнь, Правильные Усилия, Правильная Фиксация в Памяти, Правильное Самадхи.
- Вот что собой представляет Срединный Путь, который открыт Татхагатой, достигшим Высшего Совершенного Пробуждения, и который, раскрывая глаза, раскрывая понимание, ведёт к спокойствию, к высшим мудростям, к Совершенному Пробуждению, к достижению Нирваны».
Восьмеричный Святой Путь в Буддизме
Здесь проповедуя монахам, Будда Шакьямуни указывает, что аскетический путь для просветления не годиться, а нужен именно Восьмеричный Святой Путь.
Сегодня в учении Буддизма восьмеричный Святой Путь включает в себя изучение учения Будды и на основе него умение «Правильно» Размышлять о страдании, например, и как разрушить и устранить данное страдание.
Вести правильную речь означает, не лгать, не пустословить, не сквернословить и другие. Правильные Действия и Жизнь – это действия, направленные на практику, на устранение страданий.
А Правильные Фиксация Памяти и Самадхи – это возможность с помощью размышления, основанного на Истине, понять, что весь мир есть страдание, тело не есть я, ум не есть я и на основе другой правильной информации войти в правильную медитацию и самадхи для обретения Просветления.
Суть учения Будды
Почему первыми учениками Будды были именно эти 5 монахов возможно спросите вы. А дело в том, что у них была определенная кармическая связь с Буддой, а во-вторых, они очень хотели достичь просветления. И конечно, это не значит, что не было проповедей или практик для мирских последователей, их было за всю жизнь Будды, также предостаточно.
Здесь же Будда Шакьямуни продолжает свою проповедь учением о страдании и его прекращении — это уже известные сейчас всему миру Буддистское Учение о Четырех Благородных Истинах, которые составляют основу сути учения Будды и всего Буддизма. В этом учении Будда Шакьямуни раскрывает суть страдания этого мира, а также пути и способы избавления от страданий. [adrotate group=»4″]
Учение о Четырех Благородных Истинах Буддизма
Здесь же в Оленьем парке Будда Шакьямуни проповедует монахам одно из важнейших своих учений – это Учение о Четырех Благородных Истинах.
Первая Благородная Истина – Истина о Страдании
«Вот монахи, Благородная Истина о Страдании: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание. Горе, скорбь, физическая и душевная боль, а также отчаяние – все это есть страдание. Быть с не любимым страдание, разлука с любимым страдание, не получать желаемого — страдание. Говоря кратко, Пять Накоплений Захваченностей есть страдание».
Мир основан на непостоянстве
И в чем же здесь заключена истина или святая «Дхарма» Будды? А суть учения Будды здесь в том, что этот мир основан на непостоянстве.
Непостоянство означает, что все, что было создано обязательно разрушится. Родившись, например, человек должен непременно умереть. Или же нам приходится расставаться с тем, кого мы любим из-за смерти или по другим условиям. Или же нам приходится жить с теми, кого мы ненавидим.
Например, вы кого-то полюбили и вышли замуж, но вам приходится жить с родителями мужа. Бывает, что свекровь или свекр с вами плохо обращаются, но вам жалко своего мужа, вы его любите или же не хотите уходить из этой семьи из-за ребенка.
Другими словами получается, что избежать страдания невозможно. И сам Будда говорит, что весь мир есть страдание.
Что такое Пять Накоплений Захваченностей?
А что же такое Пять Накоплений Захваченностей – это тело, чувства, образы, наш опыт и различение. Как вы видите – все они есть страдание. Наше тело болеет, стареет и умирает. А наш ум и чувства постоянно меняются. И у нас могут быть приятные образы или представление о чем-то, либо негативное, чего мы пытаемся избежать.
- Наш опыт — это то, что мы знаем о чем-то, но ведь вещи могут и не соответствовать нашему опыту и тому, что мы желаем испытать исходя из опыта.
- Ну а различение – это наши глубокие данные или знания о чем-то, когда мы всегда все делим на то, что нравиться и не нравится.
- Рождение в мире людей мы ошибочно считаем радостью, конечно если выхватывать отдельные моменты может это и так, но все же сущностью этих радостей изначально является страдание и попытки его избежать.
Наше молодое тело меняется, те, кого мы любим, тоже меняются. Так же нам приходится испытывать физическую боль или же неприятные чувства от того, что кто-то нас изругал или несправедливо обвинил. Поэтому и говорится, что основа этого мира есть непостоянство и страдание.
- Выпадает росой,
- И подобно росе исчезает,
- Жизнь моя,
- Еще один сон среди сна.
- ( Известное стихотворение Тайко Хидэси)
Вторая Благородная Истина – Истина о Причине Страдания
Далее Будда сказал: «Монахи, вот Благородная Истина о Причине Страдания: это есть Жажда, ведущая к перерождению, которая сопровождается удовольствием и привязанностью, направленная на получение наслаждений то здесь, то там. Это жажда чувственных удовольствий, существования и не существования».
И здесь Будда Шакьямуни указывает на то, что корень наших страданий – это привязанность к удовольствиям, из-за которых мы не видим страданий. И если бы желания и удовольствия носили постоянный характер, тогда и страданий не существовало бы. Однако все меняется да еще и постоянно в конце концов разрушается.
Третья Благородная Истина в учении Буддизма – Истина о Прекращении Страдания
«А вот монахи Истина о Прекращении Страдания: это прекращение жажды, путем прекращения привязанностей, это отказ от жажды, отдаление и освобождение от нее, отдаление от пристрастий».
Как освободиться от страданий?
Будда Шакьямуни тут говорит, что даже если страдания и существуют, мы можем от них отдалиться или освободится. Такой процесс освобождения от страданий посредством анализа, размышлений и медитации называется просветлением, когда полностью прекращаются все причины страдания.
Будда Шакьямуни в свою очередь долго медитировал на непостоянной природе всех вещей и достиг полной реализации и просветления. Поскольку он пережил это на собственном опыте, то и говорит с полной уверенностью, что от страданий можно отъединиться, отдалиться.
Четвертая Благородная Истина – Истина о Пути, Ведущему к Прекращению Страданий
- «А вот монахи Благородная Истина о Пути, Ведущему к Прекращению Страдания: это Восьмеричный Святой Путь: Правильный Взгляд, Правильное Мышление, Правильная Речь, Правильные Действия, Правильная Жизнь, Правильные Усилия, Правильная Фиксация Памяти и Правильное Самадхи».
- Вот такой путь и предлагает Будда Шакьямуни в учении и истории буддизма пройти для избавления от страданий и достижения Освобождения и Просветления.
- Как мы можем понять, он начинается с осознания того, что этот мир есть страдание, которые уже существуют вместе с нашим рождением.
На основе этого мы правильно размышляем, мы осознаем непостоянство всего в нашей жизни и начинаем вести соответствующую практику нашими телом, речью и мыслями. И мы не тратим время даром, а ведем правильную медитацию, основываясь на фактах непостоянной природы и страдания.
На основе этой правильной медитации мы входим в правильное самадхи, что переводится как состояние подобное просветлению.
Будда стоит на перекрестке путей
Это кстати вовсе и не означает, что данный путь единственный, который предлагал Будда Шакьямуни для достижения просветления и избавления от страданий. Как говорят буддисты: «Будда стоит на перекрестке дорог и множество путей ведет к просветлению»
Да и нет единственного способа его достичь, ведь как говориться у каждого разные возможности и способности, поэтому существуют в Буддизме учения и для монахов и более простые учения для мирских последователей для просветления и избавления от страданий. Существует множество сутр и текстов записанных учениками Будды, в которых более подробно изложены различные законы или дхармы для обретения свободного состояния души или для обычного мирского счастья.
Ведь в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с различными трудностями и страданиями, а буддизм как наука и практика может нам помочь в разрешении наших проблем, связанных с грустью душевной болью и одиночеством.
Поэтому Буддизм как одно из самых великих и кстати говоря популярных религиозных учений планеты изучать просто обязательно, для любого, кто хочет добиться действительно счастливой жизни и успеха, не говоря уже о просветлении…
Но это уже материал для отдельных статей и видео, так что оставайтесь с нами на Портале Обучения И Саморазвития , развивайтесь духовно, самосовершенствуйтесь, смотрите и читайте продолжение о сути учения Буддизм о великих мудрых уроках великого просветленного мудреца — Будды. А также о десятках других интересных учений и религий вроде Православия, Ислама, Индуизма и многих многих других.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d11bc3199e81f00af59edbf/5dc5ec2ff5a25e6c5ca71b56