Житие святой екатерины

Первые христиане, уверовавшие в Силу Его, горячо отстаивали свою Веру. Несмотря на гонения, мучения и издевательства, многие из них открыто заявляли о своих убеждениях и активно проповедовали их окружающим. Именно такой путь избрала молодая дева Екатерина из Александрии Египетской, день памяти которой празднуется православными христианами 7 декабря.

Дочь правителя

На исходе III столетия от Рождества Христова в 287 г. в семье египетского правителя Конста родилась девочка, получившая при рождении имя Доротея. Благородное происхождение позволило ей получить всестороннее образование, которое включало в себя:

  • изучение сочинений античных мудрецов и философов;
  • ознакомление с трудами древних медиков;
  • глубокие познания многих языков;
  • ораторское и диалектическое искусство.

Житие святой ЕкатериныСвятая великомученица Екатерина

Живя в Александрии — одном из культурных центров античного мира — Доротея слушала публичные выступления виднейших учёных мужей своего времени и читать сочинения древних авторов, собранные в александрийской библиотеке.

Жизнеописания других святых мучениц:

Она была не только мудрой и образованной девушкой, но и богатой и красивой наследницей александрийского правителя. Боясь, что наследие семьи уйдёт в чужие руки, родители настаивали на скорейшем замужестве Доротеи.

Девушка понимала, что семейная жизнь с одним из множества достойных, но уступающих ей в мудрости мужчин не принесёт ей счастья.

Она поставила условие, что станет супругой того человека, который будет превосходить её умом, богатством, красотой и знатностью.

Обращение к христианству

Мать Доротеи тайно исповедовала преследуемое в то время христианство. Она решила спросить совета у своего духовного отца — почтенного благочестивого старца, жившего в уединенной пещере недалеко от города.

Молодая дева поразила святого мужа не только своей красотой и мудрыми речами, но и кротостью нрава. Он решил приобщить её к вере Христовой, рассказав, что знает человека, равного которому не найти на всём свете.

Его красота затмевает солнечный свет; мудрость управляет всем сущим на земле; щедро раздаваемое страждущим богатство никогда не иссякает, а только приумножается; а род его стоит выше всех земных правителей. У этого юноши нет земного отца, а его мать, святая и Пречистая Дева, пребывает ныне душой и телом в Царстве Небесном, и преклоняются перед ней и всякое телесное создание, и бесплотные ангелы.

Дева, выслушав слова старца о чудесном юноше, захотела увидеть его. Святой отшельник дал её образ Богоматери Марии с младенцем Иисусом на руках и повелел вознести к ней усердную молитву с просьбой показать своего сына.

Мудрая дева пришла домой и, дождавшись ночи, начала усердно молится Богородице, как научил её наставник матери.

С молитвой на устах она уснула и увидела прекрасное видение — Пречистую Деву Марию с божественным младенцем на руках.

Интересно! Богомладенец отворачивал лик свой от девушки, и она не могла разглядеть лица его. Трижды он отворачивался Иисус от неё, и трижды просила Богородица за александрийскую деву. Но Спаситель отвечал Матери, что дева эта безобразна, безумна, бедна и худородна в глазах его, так как живет в нечестии. Повелел Он Доротее вернуться в пещеру к святому старцу и выполнить все его наставления.

Утром воодушевленная дева отправилась к святому отшельнику, просила помочь ей увидеть лик Небесного Жениха. Преподобный муж научил её основам веры, познакомил со Святым Писанием и рассказал, что каждому человеку после окончания земного пути воздастся по деяниям его.

Мудрая девушка всем сердцем уверовала в учение Христа и приняла крещение от старца, который нарёк её христианским именем Екатерина.

Чудо обручения

Духовный наставник повелел Екатерине снова вознести к Пречистой Деве усердную молитву. Долго молилась Богородице молодая христианка, отказываясь от еды и питья, пока не уснула. И во сне вновь явилась ей Царица Небесная со Своим Сыном. С радостью смотрел Божественный отрок на Екатерину, признавая её душевную красоту, богатство и мудрость.

Христос обручил Екатерину как нетленную невесту Свою, надел ей на палец красивое кольцо и заповедовал не брать себе земного жениха.

Пробудившись, дева увидела на руке обручальное кольцо Спасителя и наполнилось её сердце любовью и радостью, забыв все суетные дела и печали земные.

Проповедница веры

Через некоторое время в Александрии состоялось большое языческое празднество, посвященное божествам римского пантеона. В честь этого в египетской столице собрались люди со всей провинции, а праздничные жертвоприношения возглавил римский правитель Максимин, который жестоко преследовал христиан в своих владениях.

Житие святой ЕкатериныИкона святой Екатерины

Видя, что многие люди губят бессмертные души свои, поклоняясь идолам, Екатерина решила пойти во дворец, где пировал властитель и аристократы, и обличить их заблуждения.

Она рассказала Максимину об Истинном Едином Боге, который не требует от детей своих кровавых жертв, а призывает жить по строгим заповедям Его.

Не найдя, что ответить на слова мудрой девы, правитель решил отложить разговор с ней до окончания празднеств.

Собрав 50 мудрейших мужей, правитель приказал им доказать красавице, что боги языческие сильны и всевластны. Пообещали мудрецы нечестивому царю переубедить деву и снова склонить её к язычеству.

В это время явился Екатерине Архангел Михаил и возвестил ей, что по вере её придаст Господь ей часть мудрости своей, чтобы победить в споре учёных мужей. Победа её обратит в истинную Веру не только её противников, которые примут мученическую смерть, но и многих людей.

Екатерину привели во дворец, где она мудрыми и кроткими словами убедила мудрецов в правоте о своей и величии Единого Бога Иисуса Христа.

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-velikomuchenitsy-ekateriny.html

Великомученица Екатерина Александрийская, дева

Житие святой Екатерины

  • Аудио:
  • Избра́нную и венча́нную де́ву му́ченицу, неве́сту Христо́ву Екатери́ну, похва́льными пе́снь­ми вос­по­и́м, я́ко пресла́вную мучи́теля победи́тельницу и прему́друю филосо́фов наста́вницу: ты же, великому́ченице Екатери́но, иму́­щи дерз­но­ве́­ние ко Го́с­по­ду, приклони́ся ми́лостивне к благопотре́бным проше́ниям зо­ву́­щих ти:
  • Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Икос 1

  1. А́н­ге­лом ра́вную чис­то­ту́ иму́­щи, свя­та́я де́­во Екатери́но, с А́н­ге­лы Бо­же́ст­вен­на­го озаре́ния сподо́билася еси́, с ни́­ми же вос­пе­ва́ющи Трисвяту́ю песнь, услы́­ши нас, пою́щих те­бе́ на зем­ли́ сия́:
  2. Ра́­дуй­ся, чест­но́е свя­ты́­ни жи­ли́­ще; ра́­дуй­ся, чуде́сное зна́­ме­ние сбы́вшагося на те­бе́ Бо́­жия Про́мысла.
  3. Ра́­дуй­ся, бла­го­во­ле́­ния О́тча со­су́­де; ра́­дуй­ся, страда́ний Хри­сто́­вых ис­пол­не́­ние.
  4. Ра́­дуй­ся, чи́с­тое Ду́­ха Свя­та́­го обита́лище; ра́­дуй­ся, све́­том благочести́выя ве́­ры просвети́вшаяся.
  5. Ра́­дуй­ся, свя­тою купе́лию отрожде́нная; ра́­дуй­ся, измы́вшая ри́зы своя́ в Кро́ви А́гнчей на зем­ли́.
  6. Ра́­дуй­ся, лику́ющая с свяще́нными де́вами на Не­бе­си́.
  7. Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 2

Ви́­дя­щи Екатери́на се­бе́ виде́ния сподо́бльшуюся, те­че́ к свя­то́­му ста́рцу, ико́­ну ей Бо­го­ма́­те­ре пре́ж­де того́ вручи́вшему, и пове́да ему́, ка́­ко отвраща́ше лице́ Свое́ ей яви́­вый­ся с Пре­чи́с­тою Свое́ю Ма́терию Хрис­то́с, ка́­ко безу́мну, и ни́щу, и худоро́дну ю наре́к, до́ндеже не оста́вит и́дольскаго не­че́с­тия. Преподо́бный же, слы́шав сия́, наста́ви ю в та́инствах ве́­ры и крести́ ю. Она́ же во обновле́нии ду́­ха бла­го­да́р­но поя́ше Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 2

Ра́­зум бла­ги́й, благоро́дство и́с­тин­ное, бо­га́т­ство неги́блющее стяжа́вши в духо́вном отрожде́нии, свя­та́я Екатери́на досто́йна яви́­ся Не­бе́с­на­го Жениха́ Хри­ста́, И́же, па́­ки яви́вся ей, воз­лю­би́ ю и дарова́нным пе́рстнем в неве́сту Се­бе́ обручи́. Она́ же, позна́вши тако́е к ней благоволе́ние Бо́­жие, та́­ко уязви́ся лю­бо́­вию Его́, я́ко не му́дрствоваше бо́лее о зем­ны́х веща́х, но о Возлю́бленном сво­е́м непреста́нно мы́сляше. Таково́й бла­го­да́­ти сподо́бльшаяся, слы́ши от нас:

  • Ра́­дуй­ся, злово́ние мирско́е возненави́девшая; ра́­дуй­ся, в воню́ ми́­ра Хри­сто́­ва теку́щая.
  • Ра́­дуй­ся, до́б­рая люби́тельнице Жениха́ Безсме́ртнаго; ра́­дуй­ся, со­кро́­ви­ще бла­го­во­ле́­ния Вы́ш­ня­го.
  • Ра́­дуй­ся, денни́це пре­све́т­лая; ра́­дуй­ся, луно́ соверше́нная.
  • Ра́­дуй­ся, ма́слино, в до́­му Бо́жии насажде́нная; ра́­дуй­ся, ке́дре, в Лива́не высокора́сленный.
  • Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 3

Си́­ла Вы́ш­ня­го даде́ тог­да́ свя­те́й Екатери́не дерз­но­ве́­ние, е́же нече́ствующаго ца­ря́ Максими́на о принесе́нии и́долом жертв обличи́ти небоя́зненно, и той пребы́сть без­гла́­сен на мног час, не моги́й проти́витися ея́ глаго́лом. Она́ же, благодаря́щи Бо́­га, воспева́ше: Алли­лу́иа.

Икос 3

  1. Иму́­щи свя­та́я Екатери́на свы́­ше да́н­ную ей прему́дрость, ег­да́ не­чес­ти́­вый царь, поста́вив пред со­бо́ю, вопроша́ше ю о ро́де ея́ и са́не, она́ ис­по­ве́да се­бе́ бы­ти дщерь ца́рскую, филосо́фския и ри́торския нау́ки до́б­ре изучи́вшую, па́­че же Христо́ву неве́сту се­бе́ наименова́, в я́вное отверже́ние и́дольскаго слу­же́­ния.

    Се­го́ ра́­ди вос­пе­ва́­ем ей си́­це:

  2. Ра́­дуй­ся у́бо, Екатери́но пре­сла́в­ная; ра́­дуй­ся, ца́рское свяще́ние.
  3. Ра́­дуй­ся, пчело́, ды́ма и́дольскаго отлете́вшая, ра́­дуй­ся, голуби́це, зла́ты крила́ иму́щая.
  4. Ра́­дуй­ся, ка­ди́­ло Хри­сто́­ва благоуха́ния.
  5. Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 4

Бу́­рею я́рости вознеи́стовився царь на свя­ту́ю де́ву, ре­че́ к ней: «Не глаго́ли зле о бо́зех на́­ших».

Свя­та́я же Екатери́на отвеща́: «А́ще восхо́щеши отрясти́ мрак пре́­лес­ти от ду­ше́в­ных ти оче́й, уразуме́еши бого́в тво­и́х ху́дость и позна́еши и́с­тин­на­го Бо́­га, Его́­же и́мя, то́кмо глаго́лемое, или́ крест, изобразу́емый на возду́се, прогоня́ет бо́­ги твоя́ и погубля́ет. И а́ще повели́ши, явлю́ те­бе́ и́с­ти­ну, пою́щи Бо́­гу моему́: Алли­лу́иа».

Икос 4

Слы́шав не­чес­ти́­вый царь свобо́дный и му́д­рый отве́т твой о ве́­ре Хри­сто́­вой, убо­я́в­ся, да не бу́дет побежде́н от те­бе́, собра́ от преде́лов держа́вы своея́ мудрецо́в, число́м пятьдеся́т, на пре́ние. Ты же, Арха́нгелом Михаи́лом утвержде́нная и о побе́де уве́ренная, возра́довалася еси́ вступи́ти в пре́ние с ни́­ми. При­ими́ у́бо, де́­во, от нас по­хва­лу́ сию́:

  • Ра́­дуй­ся, изъяви́тельнице ума́ Хри­сто́­ва; ра́­дуй­ся, херуви́мское стяжа́вшая Бо­го­позна́ние.
  • Ра́­дуй­ся, серафи́мскою воспале́нная к Бо́­гу лю­бо́­вию; ра́­дуй­ся, му́д­рых мудре́йшая.
  • Ра́­дуй­ся, духо́вный меч на неве́рие изостри́вшая; ра́­дуй­ся, не­че́с­тия прогони́тельнице.
  • Ра́­дуй­ся, ве́р­ных нас­та́в­ни­це.
  • Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 5

Боготе́чной звез­де́ была́ еси́ подо́бна, Екатери́но, препре́вши пятьдеся́т вити́й и наста́вивши их на путь христиа́нский, веду́щий к пра́­вед­но­му Со́лн­цу, от Де́­вы возсия́вшему Хри­сту́ Бо́­гу, свои́ми му́дрыми гла­го́­лы, и́же и осужде́ни бы́вше за Хри­ста́ на сожже́ние и напу́тствовани мо­ли́т­вою твое́ю, с ра́­дос­тию идо́ша в огнь, пою́­ще: Алли­лу́иа.

Икос 5

Ви́­дев царю́ющий повеле́ния своя́ в те­бе́ пренебреженны и увеща́ния презре́нны, обрати́ся к лука́вству, е́же ласка́нием прельсти́ти тя, обеща́я полца́рства те­бе́ да́­ти.

Ты же ве́­ру сокро́вищам земны́м предпоче́тши и Жениха́ Хри­ста́ возлюби́вши па́­че зем­на́­го ца́рст­ва и оде́жду му́ченичества па́­че багряни́цы, отве́ргла еси́ его́ суесло́вие.

Се­го́ ра́­ди воспису́ем ти сия́ по­хва́ль­ная:

  1. Ра́­дуй­ся, де́­во, лесть обличи́вшая; ра́­дуй­ся, запина́теля зми́я попра́вшая.
  2. Ра́­дуй­ся, дщерь ца­ре́­ва; ра́­дуй­ся, де́­во, ря́сны златы́ми оде́янная.
  3. Ра́­дуй­ся, вся́­кое вещество́ превозше́дшая; ра́­дуй­ся, на гору́ богови́дения восте́кшая.
  4. Ра́­дуй­ся, све́­том бо­го­поз­на́­ния просвеще́нная; ра́­дуй­ся, труба́ ду́­ха, воспе́вшая глас и́с­тин­на­го бо­го­сло́вия.
  5. Ра́­дуй­ся, до́б­рое ве́­ры ис­по­ве́­да­ние; ра́­дуй­ся, све́­та ева́нгельскаго сия́ние.
  6. Ра́­дуй­ся, зако́нов ве́ч­ных хра­ни́­тель­ни­це; ра́­дуй­ся, на́­ша по­мо́щ­ни­це.
  7. Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 6

Пропове́дником богоно́сным, апо́с­то­лом поревнова́вши, дерз­но­ве́н­но пред ли­це́м мучи́теля пропове́дала еси́ Хри­ста́, и́с­тин­на­го Бо́­га, Ему́­же в ра́нах и в темни́це пе́ла еси́: Алли­лу́иа.

Икос 6

  • Возсия́вый в се́рд­це тво­е́м свет и́с­тин­на­го богоразу́мия отгна́л есть мрак скор­бе́й, и́же не оста́­ви тя алка́ти, голуби́цею пи́щу ти посыла́я, ни­же́ стужа́ти о бо­ле́з­ни, посети́л бо Сам тя в темни́це, обод­ря́я и мно́ги вен­цы́ обещава́я. Ты же, терпеливоду́шная, сим па́­че укрепи́лася еси́ и цари́цу А́вгусту и воево́ду Порфи́риа, с во́ины прите́кших к те­бе́, обрати́ла еси́ к све́­ту ве́­ры Хри­сто́­вой и научи́ла пе́­ти те­бе́ сия́:
  • Ра́­дуй­ся, мирополо́жнице Бо­же́ст­вен­ныя люб­ве́; ра́­дуй­ся, ада­ма́н­те кре́пкий.
  • Ра́­дуй­ся, вино́ чу­де́с неизрече́нных; ра́­дуй­ся, вра­га́ тер­пе́­ни­ем уби́вшая.
  • Ра́­дуй­ся, я́з­вы Го́с­по­да на те́ле сво­е́м носи́вшая; ра́­дуй­ся, ца­ри́­це А́вгусте с прише́дшими к му́ченическому по́двигу путенаста́внице.
  • Ра́­дуй­ся, я́ко во тьме свет была́ еси́; ра́­дуй­ся, я́ко Сам Гос­по́дь, Свет ми́­ра, те­бе́, в темни́це бы́вшей, Се­бе́ яви́л есть.
  • Ра́­дуй­ся, уз гре­хо́в­ных ско́­рая реши́тельнице; ра́­дуй­ся, боле́знующих ско́­рая целе́бнице.
  • Ра́­дуй­ся, по­мо́щ­ни­це на́­ше­го спа­се́­ния.
  • Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 7

Хо­тя́­щу безбо́жному ца­рю́ при­вес­ти́ тя к ме́рзкому идолослуже́нию, па́­ки се́­ти подстила́ет те­бе́, прему́драя, е́же улови́ти тя ле́стно похвало́ю красоты́ твоея́; ты же красоту́ вещь привре́менну и скоропрехо́дну именова́ла еси́, Хри­ста́ же испове́дала еси́ Бо́­га жи́ва и и́стинна и пе́ла Ему́: Алли­лу́иа.

Икос 7

  1. Но́вую по­ка­за́ царь я́рость и безчелове́чие, повеле́в епа́рху коле́сами растерза́ти де́вственное, чи́с­тое и свято́е те́­ло твое́, но чу­де́с­но ру­ко́ю А́н­ге­ла а́бие разреше́на была́ еси́ безвре́дна и ко­ле­са́ на ча́сти сокруше́ны, и́ми­же мно́ги от не­ве́р­ных убие́ны, я́ко уди­ви́­ся сам царь и предстоя́щий наро́д, и́же и взыва́ше: «Вели́к Бог христиа́нский».

    Мы же, чудя́­щеся се­му́, взы­ва́­ем те­бе́:

  2. Ра́­дуй­ся, му́ченице, А́н­ге­лом честна́я и гове́йная; ра́­дуй­ся, сла́­во полко́в страда́льческих.
  3. Ра́­дуй­ся, све́т­лая на вра­ги́ побе́да; ра́­дуй­ся, страх не­ве́р­ных.
  4. Ра́­дуй­ся, со­су́­де мно́жайшия си́­лы Бо́­жия; ра́­дуй­ся, ра́­до­ва­ние ве́р­ных.
  5. Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 8

Стра́н­ное сла́­вы измене́ние и за Хри­ста́ страда́ние ца­ри́­цы и воево́ды с во́ины ви́­дев­ше, устра­ни́м­ся люб­ве́ ми́­ра и пло́­ти и впери́м се­бе́ к разуме́нию Бо́­га, Сей бо есть красота́, и сла́­ва, и ве­не́ц нам, пою́­щим: Алли­лу́иа.

Икос 8

  • Весь сла́­дость, весь же­ла́­ние те­бе́, свя­та́я Екатери́но, бысть Иису́с: сла́дце бо Его́ ра́­ди го́рькия му́­ки терпе́ла еси́ и ски́петр, предлага́емый те­бе́, попра́ла еси́, предзря́щи бу́дущее воз­дая́­ние. От нас же при­ими́ по­хва́ль­ная сия́:
  • Ра́­дуй­ся, чи́с­тая, чи́сте Чи́стаго возлюби́вшая; ра́­дуй­ся, го́рлице, Кра́снаго Жениха́ в пусты́не до́льнаго ми́­ра вожделе́вшая.
  • Ра́­дуй­ся, воню́ риз Его́ благоуха́вшая; ра́­дуй­ся, я́ко се́рна на гора́х арома́тских иска́вшая Рож­де́н­на­го пре́ж­де холмо́в ве́ч­ных.
  • Ра́­дуй­ся, по́двиг страда́льческий ра́­ди люб­ве́ Хри­сто́­вы соверши́вшая; ра́­дуй­ся, лик му́ченический Бо́­гу приве́дшая.
  • Ра́­дуй­ся, я́ко вити́и то­бо́ю получи́ша Ца́рст­во Не­бе́с­ное; ра́­дуй­ся, я́ко то́еже то­бо́ю получи́ти ча́ем.
  • Ра́­дуй­ся, по­кро́­ве и за­бра́­ло на́­ше.
  • Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 9

Все ес­тес­тво́ а́н­гель­ское возра́довася ра́­дос­тию, зря тя, Екатери́но, победи́вши мироде́ржца, ше́ствующую к преми́рным я́ко победоно́сную воево́ду, в после́довании полка́ страда́льческаго, и воспе́ по­бе́д­ная, взы­ва́я: Алли­лу́иа.

Икос 9

  1. Вити́и мно­го­ве­ща́н­нии заусти́шася: не возмо́гше бо противовеща́ти богодухнове́нным словесе́м тво­и́м, молча́нием почита́ют дарова́ния твоя́; мы же, немощни́и, ка́­ко мо́жем отве́рсти ус­та́ на хвалы́ твоя́? Одна́ко дерза́ем и мо́­лим, спо­до́­би, бла­га́я, безбе́дно при­нес­ти́ те­бе́ песнь сию́:
  2. Ра́­дуй­ся, орга́не Ду́­ха Свя­та́­го; ра́­дуй­ся, заре́ не­из­ре­че́н­наго осия́ния.
  3. Ра́­дуй­ся, догма́тов Бо­же́ст­вен­ных пучи́но; ра́­дуй­ся, хи́тросте, препре́вшая филосо́фов.
  4. Ра́­дуй­ся, ча́ше пре­му́д­ро­сти; ра́­дуй­ся, плете́ния вити́й растерза́вшая.
  5. Ра́­дуй­ся, плени́цы гре­хо́в­ныя разреша́ющая.
  6. Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 10

Спас­ти́ хо­тя́­щи ду́­шу твою́, о те́ле тво­е́м неради́ла еси́, Екатери́но, и на ме́ч­ное усе­че́­ние, мучи́телю да́вшу на то изрече́ние, ты ра́­дост­но потекла́ еси́, пою́щи Свя­то́­му Безсме́ртному: Алли­лу́иа.

Икос 10

  • Сте­на́ тве́рда и непреодоли́ма яви́­ла­ся еси́ жена́м, те­бе́ на ме́сто усече́ния провожда́ющим и с рыда́нием тя жестокосе́рду к се­бе́ и безразсу́дну бы­ти имену́ющим: я́ко не пощади́ла еси́ сла́дкаго жи­во­та́ в цве́­те ю́нос­ти, я́ко презре́ла еси́ земно́е предлага́емое ца́рст­во и бла­же́н­ство. Ты же воспрети́ла еси́ неполе́зный плач их и суесло́вие, теку́щи скоре́йше соедини́тися чрез смерть со сво­и́м Возлю́бленным, того́ ра́­ди слы́­ши­ши:
  • Ра́­дуй­ся, ра́­дост­но за Гла­ву́ Це́рк­ве Хри­ста́ под меч гла­ву́ свою́ приклони́вшая; ра́­дуй­ся, до кон­ца́ претерпе́вшая.
  • Ра́­дуй­ся, те­че́­ние до́б­ре сконча́вшая; ра́­дуй­ся, я́ко ни ско́рбию, ни ра́­на­ми, ни ме­че́м с пу­ти́ Хри­сто́­ва испове́дания не соврати́лася еси́.
  • Ра́­дуй­ся, я́ко пла́мень люб­ве́ в исто́чнице кро́­ве неугаси́м соблю́дшая; ра́­дуй­ся, му́­че­ни­ков кра­со­то́.
  • Ра́­дуй­ся, кре́п­кое хри­сти­а́н при­бе́­жи­ще.
  • Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 11

Пе́­ние похва́льное дерзну́хом при­нес­ти́ те­бе́, но оскудева́ет сло́­во на́­ше и недоумева́ет ум, ка́­ко гла­го́­ла­ти; оба́­че сло́­во твое́ прему́дрое, мно́гих исхити́вшее от неве́жества и идолонече́стия, возставля́ет нас. Даждь нам сло́­во твое́, во е́же пе́­ти уди́вльшему на те­бе́ ве­ли́­чия Своя́ Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 11

  1. Све­то­при­е́м­ную тя све­щу́, ме́чным усече́нием погаше́нную, но на све́щнице Небе́снем пред Пре­сто́­лом Свя­ты́я Тро́ицы поста́вленную, ви́­дев­ше Святи́и А́нгели, поклони́шася Живу́щему во ве́­ки и, по­лу­чи́в­ше от Влады́ки повеле́ние, де́вственное те́­ло твое́ на го­ре́ Сина́йстей погребо́ша, да не ви́димо бу́дет, я́ко­же сама́ хоте́ла еси́, враго́м Госпо́дним.

    Мы же песнь сию́ возсыла́ем ти:

  2. Ра́­дуй­ся, солнцеобра́зная де́­во, на Не­бе­са́ ду́­хом возше́дшая; ра́­дуй­ся, Сио́на Го́р­ня­го дости́гшая.
  3. Ра́­дуй­ся, ве́н­че добро́ты в ру́­це Госпо́дни; ра́­дуй­ся, ча́ше, от оби́­лия до́­му Бо́­жия че́рплющая ра́­дость.

  4. Ра́­дуй­ся, к ски́нии нерукотворе́нней, ве́чней прибли́жившаяся; ра́­дуй­ся, на го­ре́ зако́нней почива́ющая те́­лом.
  5. Ра́­дуй­ся, я́ко та́­мо ви́дена бы́ша ше́ствия Бо́­га Сина́ина, Бо́­га Иа́ковля; ра́­дуй­ся, ме́ста богови́дения Моисе́ева одержа́ние.
  6. Ра́­дуй­ся, ре́вности Илиины́ указа́ние; ра́­дуй­ся, купины́ несгора́емой яв­ле́­ние.

  7. Ра́­дуй­ся, де́­во, Де́ве Ца­ри́­це, в ри́зы позлаще́нны оде́янной, преиспещре́нной всле́дствующая; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю Сый воспева́ется посреде́ дев тимпа́нниц.
  8. Ра́­дуй­ся, я́ко на те­бе́ велеле́пота Его́; ра́­дуй­ся, Пре­сто́­ла Ве́ч­на­го предстоя́тельнице.

  9. Ра́­дуй­ся, от хра́ма вселе́нныя моли́твенники к те­бе́ назира́ющая; ра́­дуй­ся, ка­ди́­ло мо­ли́тв Вы́шнему о нас благоприя́тное.
  10. Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 12

Бла­го­да́ть дана́ те­бе́ от Бо́­га руково́дствовати к позна́нию и́с­ти­ны Его́, в та́й­не сокрове́нней, и дая́ти всем я́же к по́льзе про­ше́­ния. Те́м­же мы, помраче́ннии, умиле́нно про́­сим тя, му́д­рая де́­во: про­све­ти́ у́мныя на́ши о́чи и по­ло­жи́ нам к Не­бе­си́ стезю́ прохо́дну, да по­е́м с то­бо́ю ны́­не и во вся ве́­ки Еди́­но­му Прему́дрому: Алли­лу́иа.

Икос 12

  • Пою́­ще кре́пкия твоя́ му́ченическия по́д­ви­ги, хва́­лим тя, я́ко оду­шев­ле́н­ный со­су́д спа­се́­ния че­ло­ве́­ков: тво­и́м бо ра́­зу­мом Бог прему́дрость прему́дрых ве́­ка се­го́ по­гу­би́; то­бо́ю вити́й при­зва́ в язы́к свят, в лю́­ди обновле́ния, я́ко тем страда́ти за Хри­ста́. Про­све­ти́ и нас, бла­га́я де́­во, помраче́нных, да зо­ве́м ти:
  • Ра́­дуй­ся, зер­ца́­ло Бо́­жия му́дрости; ра́­дуй­ся, си́­лою Вы́ш­ня­го оде́янная.
  • Ра́­дуй­ся, подви́жнице, еле́ем ра́дования умаще́нная; ра́­дуй­ся, вое­во́­до, полк Бо́­жий к ве́ч­но­му вели́честву предпосла́вшая.
  • Ра́­дуй­ся, во све́тлости свя­ты́я вше́дшая; ра́­дуй­ся, во све́­те непристу́пнем Живу́щему в ли́це пла́менных слуг предста́вшая.
  • Ра́­дуй­ся, гром трисвята́го пе́­ния гла́сом сво­и́м умножа́ющая; ра́­дуй­ся, неизрече́нную сла́­дость добро́ты вкуша́ющая.
  • Ра́­дуй­ся, я́ко хвала́ и ра́­до­ва­ние над гла­во́ю твое́ю; ра́­дуй­ся, я́ко ве́ч­ная сла́­ва те­бе́ объе́млет.
  • Ра́­дуй­ся, от Триипоста́снаго Бо­же­ства́ вен­це́м Не­бе́с­на­го Ца́рст­вия увенча́нная; ра́­дуй­ся, бла­го­да́­ти и безконе́чной сла́­вы нам хо­да́­таи­це.
  • Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 13

О свя­та́я великому́ченице Екатери́но! При­ими́ сие́ похва́льное пе́­ние и из­ба́­ви нас от враг ви́­ди­мых и не­ви́­ди­мых и от ве́ч­на­го му­че́­ния тво­и́м бла­го­при­я́т­ным хо­да́­тай­ством со­хра­ни́, да с то­бо́ю при́с­но по­е́м Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Этот кондак чи­та­ет­ся трижды, за­те́м 1-й икос «А́н­ге­лом ра́вную…» и 1-й кондак «Избра́нную и венча́нную де́ву…».

Мо­ли́т­ва

О свя­та́я Екатери́но, де́­во и му́ченице, и́стинная Хри­сто́­ва не­ве́с­то! Мо́­лим тя чрез особли́вую бла­го­да́ть, е́ю­же предвари́ тя Жени́х твой, Сладча́йший Иису́с: я́ко­же посрами́вши пре́­лес­ти мучи́теля, му́дростию твое́ю пятьдеся́т вити́й победи́ла еси́ и, напои́вши их Не­бе́с­ным уче́нием, к све́­ту и́с­тин­ныя ве́­ры наста́вила еси́, та́­ко ис­про­си́ и нам о́ную Бо́­жию му́дрость, да и мы, расто́ргнувше вся ко́з­ни а́дскаго мучи́теля и пре­зре́в ми́­ра и пло́­ти собла́зны, досто́йны яви́мся Бо­же́ст­вен­ныя сла́­вы и к разшире́нию свя­ты́я на́шея пра­во­сла́вныя ве́­ры сосу́ды досто́йны соде́лаемся, и с то­бо́ю в Небе́сной ски́нии Го́с­по­да и Вла­ды́­ку на́­ше­го Иису́­са Хри­ста́ хва́­лим и про­сла­вля­ем во вся ве́­ки. Ами́нь.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-ekaterina-aleksandrijskaja

Житие святой Екатерины

«Спаси, Господи!».  Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в  Инстаграм “Господи, Спаси и Сохрани †” – ссылка  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее.  Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Житие святой Екатерины

Детские годы и юность Екатерины

Екатерина появилась на свет в третьем столетия в городе Александрии Египет. Ее семья была царского происхождения, и детские годы прошли в богатстве. Девушку не привлекали игрушки и детские игры. Она любила учиться. В  Александрии в те времена находилась большая библиотека великих мыслителей.

До 18 лет она изучила:

  • книги Гомера, Платона, Аристотеля;
  • труды о естествознании Асклепия, Гиппократа и Галена;
  • училась ораторству и с легкостью вела дискуссии на многих языках.

Изучая прочитанное, она пришла к выводу, что творец мира всемогущий разум, а не идолы, которым в те времена поклонялись.

Кроме знаний и большого ума, она обладала необычайной красотой. Она была одной из желанных невест и получала предложения от знатных и богатых женихов.

Гордая красавица отказывала всем молодым людям, и родители, обеспокоенные, что трон останется без наследника, настаивали на ее  выборе.

В ответ она сказала, что выйдет замуж за мужчину знатного, богатого, умного, красивого и не уступал ей по всем этим качествам. Если такого претендента не найдется, то она будет оставаться в старых девах до конца жизни.

Ее мать решила обратиться за помощью к отшельнику. Мудрый старец выслушал Екатерину и сказал, что есть на свете юноша, красота которого ни с кем не сравнится. Его богатства простираются на видимый и невидимый мир. Он раздает его со щедростью, но от этого оно только растет. Его ум непостижимый для разума человека. Святая Екатерина ушла от старца с образом Богоматери и младенца.

Рассказ взволновал александрийскую красавицу, и когда она уснула, то увидела во сне Богоматерь с дитем, которая ей велела вернуться в пещеру и постичь учение Христа. Утром, окрыленная желанием получить просвещение, которое приведет к Господу, она направилась к отшельнику.

Здесь Екатерина слушала рассказы о блаженной жизни святых в раю и мучениях грешников в аду. Она открыла для себя величие православной веры. Божественный огонь озарил ее душу. Придя домой, она молилась. Когда наступил сон, она увидела Спасителя, который надел ей на палец руки кольцо и просил не выходить замуж на земле.

Проснувшись утром, она увидела перстень на руке и поняла, что обручилась со Спасителем.

Житие Святой Екатерины Александрийской

В Александрию прибыл жестокий император Максимиан известный гонениями на приверженцев православной религии и преданный поклонник языческой веры. Он велел организовать большой пир и потребовал всех знатных особ прибыть на жертвоприношение.

Когда Екатерина прибыла в языческий храм, она не испугалась и обратилась к Максимиану с речью, в которой изобличала идолопоклонство и проповедовала новое учение несущее свет. Разгневанный правитель приказал посадить красавицу в темницу, но не стал применять крайние меры. Он послал жрецов, которые должны были вразумить Екатерину и вернуть на правильный путь.

Святая мудро отвечала на красноречивые изощрения посланцев, они ушли опозоренные. Тогда правитель Максимиан стал обещать ей неземные блага за отказ от христианской веры. Это не подействовало.

Святую Екатерину решили подвергнуть мучениям и истязаниям палача. Но все орудия пыток разрушались и превращались в прах, она находилась под защитой высших сил. Тогда Максимиан приказал казнить девушку отсечением головы.

Мощи святой Екатерины хранятся на Синае в монастыре, названном в ее честь.

Смотрите еще видео рассказ о житие великомученицы:

Источник: https://tolkovanie.info/zhitie-svyatoj-ekateriny/

Великомученица Екатерина

празднование 24 ноября/7 декабря

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Девушка получила блестящее эллинское образование.

Юноши из самых именитых семейств империи искали руки святой Екатерины, которая обладала редкой красотой и умом, но ни один из них не стал ее избранником.

Она объявила родителям, что согласится выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовному отцу, святому старцу, который творил молитвенный подвиг в уединенной пещере недалеко от города.

Старец выслушал святую Екатерину и сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его — неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Святой Екатерине открылась Истина, к которой рвалась ее душа. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.

Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не может смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого.

В глубокой печали святая Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью научил ее тайнам веры Христовой, заповедал хранить целомудрие, непрестанно молиться, и совершил над Екатериной таинство святого Крещения.

И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе.

Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо — дар Небесного Жениха.

В то время в Александрию на пышное языческое празднество прибыл сам император Максимин (305—313). Крики жертвенных животных, дым и смрад непрестанно пылавших жертвенников, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы — на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками.

Святая Екатерина пошла к главному жрецу— императору Максимину, исповедала веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, император созвал 50 ученейших мужей империи. Но святая взяла верх над мудрецами.

Они уверовали во Христа и были сожжены.

Максимин попытался соблазнить святую Екатерину богатством и славой. Получив гневный отказ, император подвергнул святую жестоким мучениям, а затем бросил в темницу. Императрица Августа в сопровождении воеводы Порфирия с отрядом воинов пришла в темницу.

Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они уверовали. На следующий день мученицу вновь привели на судилище. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву богам. Святая исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни.

Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь предложил святой мученице супружество, но получил отказ.

Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху — Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача.

Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря, построенного святым императором Иустинианом (527—565; память 14 ноября).

Источник: https://akafist.ru/saints/velikomuchenica-ekaterina/

Святая великомученица Екатерина

В честь святой великомученицы Екатерины освящен нижний предел храма преподобного Сергия Радонежского. Память святой празднуется 7 декабря. Суемудренные философы говорили: «Возможно, противница наша и необыкновенно умна, но как женщина она не может обладать мудростью в полном совершенстве…» Господь же благоволил и женскому естеству даровать совершенную премудрость. Ангелы положили тело Святой на самой высокой горе Синая, быть может, потому, что ей было присуще устремление горе’ — к абсолютному совершенству, к Богу.

Вмч. Екатерина. Икона, написанная для храма прп. Сергия Радонежского г.Челябинск

Краткое житие

Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой.

Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак.

Но Екатерина медлила с ответом и говорила своим близким: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености».

Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного».

Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха. В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце.

Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. «Не презирай Твоего создания, — молила Божия Матерь своего Сына, — скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик». «Пусть она вернется к старцу и узнает от него», — ответил Отрок.

Чудный сон глубоко поразил девушку.

Как только настало утро, она поспешила к старцу, припала к ногам его и попросила у него совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру, рассказал о райском блаженстве праведников и о гибели грешников. Мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой, поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое крещение.

После крещения Божественный свет проник в нее и наполнил ее великой радостью. Когда Екатерина с обновленной душой возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость, оказанную ей. Заснув во время молитвы, она снова увидела Матерь Божию. Теперь Божественный Отрок милостиво взирал на нее.

Пресвятая Дева взяла правую руку девицы, а Отрок надел ей чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». Екатерина поняла, что с этого момента она обручена Христу и проснулась с еще большей радостью на сердце. После этого она совершенно переменилась: стала скромной, кроткой и милостивой. Она стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи.

Одна цель воодушевляла ее: жить для Христа.

Великомученица Екатерина с житием. Середина XVII в. Ярославль

В скором времени в Александрию прибыл Максимиан (280-305 гг.), соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов.

Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия.

Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно сказала царю: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего».

Максимиан разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить ее в темницу. Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в истинности языческой религии. В течение нескольких дней они излагали перед девицей различные доводы в пользу языческой религии, но Екатерина своей логикой и разумными доводами разбивала их в прах.

Она доказывала им, что может существовать только один премудрый Создатель всего, который своими совершенствами бесконечно возвышается над языческими божествами. В конце концов языческие мудрецы признали себя побежденными всесокрушающей логикой Екатерины, так что они сами уверовали во Христа.

Святая Екатерина осенила мучеников крестным знамением, и они мужественно приняли смерть за Христа и были сожжены по повелению императора.

Потерпев неудачу, Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить Екатерину. Призвав ее, он старался прельстить ее подарками, обещаниями почестей и славы. Но Екатерина оставалась неподкупной. Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города.

Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов сопровождать ее, Августа пришла в темницу. Императрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью.

Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу.

Св.Екатерина с житием. Икона. Начало XIII в. Монастырь святой Екатерины на горе Синай

Когда Максимиан возвратился в Александрию, он снова послал за Екатериной. На этот раз он снял маску доброжелательности и стал грозить Екатерине пытками и смертью. Потом он велел принести колеса с острыми зубцами и велел предать ее этой ужасной казни.

Но едва только начались мучения, как невидимая сила сокрушила орудие муки, святая Екатерина осталась невредима. Царица Августа, узнав о случившемся, предстала перед своим мужем и стала укорять его, как он дерзает восставать против Самого Бога.

Царь пришел в ярость от вмешательств своей жены и повелел тут же умертвить ее. На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела.

Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти.

Когда святую привели на место казни, она стала молиться своему небесному Жениху такими словами: «Господи Иисусе Христе, Боже мой! Благодарю Тебя за то, что Ты поставил на камне терпения ноги мои, и направил стопы мои.

Простри ныне пречистые длани Твои, некогда уязвленные на кресте, и приими душу мою, приносимую в жертву ради любви к Тебе.

Вспомни, Господи, что я — плоть и кровь, и не попусти, чтобы лютые истязатели на страшном суде соделали явными согрешения мои, в неведении соделанные; но омой их кровию, которую я изливаю за Тебя, и соделай, чтобы тело сие, израненное в муках ради Тебя и усекаемое мечом, было бы невидимо для врагов и гонителей моих. Призри с высоты Твоей, Господи, и на предстоящих людей сих, и наставь их светом Твоего познания; и прошения тех, которые призовут чрез меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всеми воспевалось величие Твое во веки».

Окончив молитву, Екатерина сказала исполнителю казни: «Оканчивай приказанное». Тогда воин отсек честную главу мученицы, причем из раны вместо крови истекло молоко. Честные ее мощи были тотчас взяты ангелами и перенесены на гору Синайскую, где они почивают и доныне, хранимые в мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня.

Житие и страдания святой великомученицы Екатерины в изложении свт. Димитрия Ростовского на сайте Азбука веры

Иконография образа святой Екатерины

Иконографических типов изображения святой великомученицы Екатерины Александрийской несколько. Вариации обусловлены тем, что святая почитается и в Восточной и в Западной Церквях, где возникают различные особенности этой иконографии. Читать далее… Надежда Нефёдова. Интернет-журнал «Татьянин день» от 06/12/2010

Тропарь

Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы.

И, якоже пресветлая луна ходящим в нощи, неверия тьму отгнала еси и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, Богозванная невесто, блаженная Екатерино, желанием востекла еси в Небесный чертог к прекрасному Жениху, Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Ему же, со Ангелы предстоящи, за ны молися, творящия пречестную память твою.

Кондак

Лик честный божественне, мучениколюбцы, воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину, сия бо в тризнищи Христа проповеда и змия попра, риторов разумы укротивши.

Житие великомученицы Екатерины аудио и видео

в изложении Е.Поселянина для детей

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Икона, написанная для храма прп. Сергия Радонежского г.Челябинск

Проповедь

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О святой великомученице Екатерине

Почему именуется она великомученицей? Потому ли, как многие думают, что этим наименованием святая Церковь награждает тех святых мучеников и мучениц, которые претерпели особенно тяжкие и ужасные истязания и пытки и лютейшую смерть за Господа нашего Иисуса Христа? Нет, не потому.

Святая Екатерина была только усечена мечом, как десятки тысяч других мучеников, и не переносила невообразимо лютых пыток и истязаний, какие были уделом тех великих страдальцев за Христа, которые названия великомучеников не получили, а только имя рядовых мучеников.

Правда, для святой Екатерины мучитель император Максимин назначил ужасную казнь колесования, при которой тело ее должно было быть привязано к страшному колесу, вращающемуся над острыми ножами, но ангел Господень сокрушил это дьявольское колесо.

Она была брошена в темницу, испытала многодневное мучение голодом, после чего была отрублена святая голова Екатерины, получившей от Самого Господа Иисуса Христа название Его невесты.

Кто же получает святое имя великомучеников и великомучениц? Прежде всего те великие христиане, о которых Господь Иисус Христос сказал: «..

Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5,19).

Пламенная вера во Христа святой Екатерины и исповедание Его имени пред всем народом послужили спасительным примером для двухсот римских солдат и их начальника Порфирия и даже для супруги императора Максимиана Августы, которые все были усечены мечом вместе с великомученицей Екатериной.

Приведу еще один-два примера в подтверждение моей мысли, что имена святых великомучеников получали те герои духа, которые своим примером научили язычников веровать в Господа Иисуса Христа и жизнь свою отдавать за Него. Таковы были великомученики Димитрий Солунский и Феодор Стратилат Гераклейский.

Димитрий был начальником великого города Солуни или Фессалоник, назначенным на эту должность по выбору императора Максимилиана с приказанием истребить всех христиан этого великого города, ибо император считал Димитрия язычником.

Но своей пламенной проповедью о Христе Димитрий обратил к вере в Него большинство жителей Фессалоник. Он сотворил и научил по слову Христову и получил за то великое воздаяние на небесах.

Ужасных страданий, как и святая Екатерина, он не испытал, а был только заколот копьями.

Подобным великомученику Димитрию был и святой великомученик Феодор Стратилат, правитель города Гераклеи, своею: проповедью о Христе обративший к Нему сердца не только жителей Гераклеи, но и своего родного города Евхаиты. И он также сам сотворил и других научил.

Не только это слово Христово исполнила великомученица Екатерина, но и другую великую заповедь Его: «..Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35).

Что значит душу свою оберечь? Что значит душу свою погубить?

Своя душа — это все желания, стремления, достижения собственной воли. Сберечь свою душу — это значит все в жизни своей устраивать соответственно своим собственным желаниям.

У Екатерины были необыкновенно велики такие возможности. Жизнь ее была устроена как нельзя более благоприятно. Она была дочерью богатейшего князя, была необыкновенно красива и очень умна.

В восемнадцатилетнем возрасте она в совершенстве знала несколько иностранных языков, основательно изучила все науки и философию своего времени, и не только очень многие богатые и знатные люди хотели жениться на ней, но ее красотой и умом пленился сам император Римский Максимиан, когда приехал в столицу Египта Александрию, на родину Екатерины, и сам хотел жениться на ней. И велика была для Екатерины опасность возлюбить свою богатейшую и счастливейшую, казалось бы, душу.

  • Но Господь наш Иисус Всеведущий, глубоко знавший тайники ее сердца, такие же глубокие, как и ум ее, сохранил ее от погибели в соблазнах мира через ее собственную мать, тайную христианку, и духовника матери, неведомого нам святого пустынножителя.
  • Они сумели в очень короткое время открыть пред умом и сердцем Екатерины неизмеримо большие богатства познания Сына Божия и даров Святого Духа, чем все сокровища и наслаждения земной жизни.
  • Возненавидела и погубила она свою самодовлеющую душу и спасла ее, пламенно возлюбив Христа и путь, указанный Им в Евангелии.
  • Возлюбил ее и Сам Христос и назвал Своей невестой.
  • Будем же и все мы, грешные, всегда помнить те слова Господа Иисуса Христа, исполнением которых стяжала святая Екатерина славное имя великомученицы. Аминь
  • 1958г. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) «Проповеди годового круга»

План монастыря Святой Екатерины, Синай

Священник Геннадий Фаст. С Библией в руках по Святой Земле

Мы стоим на том месте, где ел, пил и играл народ перед золотым тельцом, заменившим ему Бога. Того тельца давно уже нет. Его уничтожил сам Моисей. А мир все пляшет и пляшет вокруг золота и не сомневается, что это и есть бог, который выведет из рабства и нищеты Египта.

Разве не золотом решаются все проблемы в мире?! Того золотого идола нет, но на скале мы видим четко отпечатавшийся каменный рельеф, напоминающий тельца.

То ли время и ветры его изобразили, то ли человеческая рука посодействовала — мы того так и не поняли, но напоминание об этом грехе людей Израиля видели своими глазами.

И вот монастырь святой Екатерины. По преданию, ангелы схоронили тело пострадавшей в городе Александрии святой мученицы на вершине самой высокой горы Синайского полуострова, видной с горы Божией Хорив, с Джебель Муса. Там эти мощи были обретены монахами, и теперь они в святом монастыре, ее честная глава и кисть левой руки с перстнем.

Когда мы были в храме за богослужением, где все причастились святых Тайн Христовых, эта драгоценная святыня была изнесена, что происходит не всегда, и мы имели радость и счастье приложиться к ней. Так невеста Христова Екатерина и нас уневестила своему Небесному Жениху.

На память все, конечно, закупили себе освященные перстни в благословение от монастыря святой Екатерины.

У этого монастыря есть интересная особенность. Внутри него находится мечеть. А история ее такова. Конец VII века, по пустыням через всю Святую Землю несутся воины Аллаха, неся смерть и разрушение.

Монахи Екатерининского монастыря, предуведомленные о скором нападении измаильтян, быстро строят у себя в обители мечеть. И когда воины-арабы прибывают, они их встречают хлебом-солью и приглашают помолиться в мечеть.

Это так расположило к ним пришельцев, что через некоторое время сам пророк Мухаммед дал собственноручно фирман монастырю, на все времена обеспечивающий его безопасность и неприкосновенность.

В мечети, кроме того единственного раза, так никогда и не было мусульманской службы, а обитель выстояла во всех перипетиях истории и является с некоторыми другими синайскими обителями автономной Православной Архиепископией.

Источник: https://hramsergiy74.ru/slayd/pamyat-velikomuchenitsyi-ekaterinyi-7-dekabrya.htm

Ссылка на основную публикацию