Житие святой блаженной матроны московской

Святая Матрона › Статьи › Житие

На сегодняшний день среди православных едва ли найдется человек, который не знает имени Святой Матроны и ни разу за всю жизнь не слышал о ее божественном даре.

Ежедневно за помощью Матроны в молитвах обращаются тысячи страждущих, и все они обретают, кто исцеление, кто душевный покой, кто решение трудных проблем. Матрона помогала людям всю свою жизнь, продолжает помогать и после смерти, недаром многие называют ее уважительно и ласково Святая Матронушка.

Матрона Московская (Никонова Матрона Дмитриевна) – святая Русской православной церкви. Родилась она 10 (22) ноября 1881 года в деревне Себино, расположенной в Епифанском уезде Тульской губернии (в настоящие дни это месечко находится в Тульской области Кимовского района).

Житие святой блаженной Матроны МосковскойФотография блаженной Матроны была сделана для паспорта

Мать Матроны (Наталья) и отец (Дмитрий) были обычными крестьянами и на момент рождения девочки были уже совсем не молодыми. В их семье уже было 4 детей (2 сына и 2 дочери), поэтому еще один ребенок казался непосильной ношей для родителей. Именно поэтому мать еще до рождения решила оставить ребенка в приюте князя Голицына, который располагался в соседнем поселении Бучалки.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойДом в селе Себино Тульской области, в котором родилась блаженная Матронушка

Однако незадолго до появления девочки на свет, Наталья увидела сон, как ей показалось, вещий. В этом сне к ней прилетела белоснежная птица удивительной красоты и села на грудь женщине.

Птица была слепой – ее веки были плотно сомкнуты. После этого происшествия Наталья решила оставить ребенка себе. Сон, действительно, оказался вещим – новорожденная девочка оказалась слепой.

Однако у нее не просто не было зрения – у нее отсутствовали глазные яблоки.

Удивительные вещи стали происходить еще в младенчестве. Когда Матрону крестили, опуская в чан со святой водой, священник заметил благоухающий дым, столбом поднимающийся над ребенком.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойКрещение святой блаженной Матроны

Батюшка крайне удивился такому явлению, ведь за всю свою жизнь не видел ничего подобного. Он также добавил, что «Ребенок будет святым». Несколько позже мать Наталья говорила, что малышка «постится» по средам и пятницам, отказываясь от груди.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойКупель, в которой приняла Таинство крещения блаженная Матрона

Матрона не играла с другими детьми, напротив, они часто обижали слепую девочку, хлестали крапивой и смеялись над ней, зная, что она все равно не узнает обидчика. Ее игрушками были иконы, хранившиеся в «красном» углу дома.

Ее родители были очень набожными, часто вместе ходили в храм и брали с собой Матрону. Когда девочка стала чуть старше, она сама приходила в храм при любой возможности.

Здесь она стояла неподалеку от входной двери, слушала проповеди и подпевала церковному хору.

Уже с 7-8 лет стало понятно, что Матрона была наделена огромной божественной силой. Она могла предчувствовать события и лечить людей.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойМатронушка

Слухи об этом быстро распространились за пределы села и к небольшому бедному домику семьи Матроны потянулись десятки нуждающихся. Люди приходили пешком, приезжали на телегах и привозили «лежачих». Мощь девочки была настолько велика, что даже совсем больные люди уходили от нее на своих ногах.

Желая выразить свою благодарность, они оставляли продукты и подарки. Таким образом, из обузы для своей семьи Матронушку превратилась в кормилицу. Ее благочестивая подруга брала Матрону в путешествия к святым местам. Так ей удалось побывать в Киевско-Печерской Лавре, Троице-Сергиевской Лавре и многих других местах с православными реликвиями.

Однажды во время службы в Андреевском соборе отец Иоанн Кронштадский заметил 14-летнюю девочку в толпе, велел людям расступиться перед ней. Он сказал, что Матрона – его смена, назвав ее «восьмым столпом России».

В 17 лет жизнь Матроны круто изменилась – она потеряла способность ходить, ее ноги отнялись. Однако это были далеко не все лишения, которые были уготованы ей. Произошла революция, предсказанная Матроной, и она лишилась дома.

В то время верующие люди подвергались жесточайшим гонениям, которые Матронушка переживала в постоянных молитвах.

Однако даже в это тяжелое для себя время, слепая, парализованная без семьи и крыши над головой, она не роптала, а продолжала принимать многочисленных посетителей, лечить и утешать их.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойМатрона исцеляет больных людей молитвами

В 1925 году Матрона перебралась в сердце России, Москву, где и провела 30 лет своей жизни. Своего жилья у нее никогда не было. Она жила там, куда ее пригласят и приютят. Ее существование было полностью однообразным: днем она принимала большое количество посетителей, а ночью молилась.

Свою смерть Святая Матрона Московская предсказала за 3 дня, однако и в эти последние часы своей жизни она продолжала принимать людей, утешать и лечить их. Она также предсказала и то, что к ее могилке будут ходить только близкие ей люди, а после их смерти тропа к ее могилке и вовсе зарастет. Вспомнят о ней лишь через много лет, после чего там всегда будет людно.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойПреставление блаженной старицы Матроны

Так и случилось. Умерла она 2 мая 1952 года в Сходне и похоронена по своему завету на Даниловском кладбище 4 мая.

Кладбище это было выбрано не случайно: на нем располагалась одна из немногих церквей, действующих в то время в Москве. Матрона объяснила свой выбор тем, что там она сможет «слышать службу».

Отпевание прошло под руководством протоиерея Николая Голубцова в храме Ризоположения на Донской улице.

В первые годы на могиле старицы, действительно, было много посетителей, однако все они с годами умерли, разъехались или попросту забыли о Матроне.

В годы перестройки религиозная жизнь русского народа стала возрождаться, а вместе с этим появились публикации о слепой провидице. Верующие говорили: «Если случилась беда — иди к Матроне, она поможет».

Именно с этих пор и была начата канонизация святой.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойРака со святыми мощами Матроны Московской

Специальная комиссия несколько лет вела работу по проверке сведений, касающихся жизни святой, а летописцы составляли ее жизнеописание. В 1998 году останки Матроны были эксгумированы и перенесены в Покровский монастырь. В 1999 году, а именно 2 мая, Матрона была канонизирована. Сейчас прикоснуться к ее мощам приходят сотни людей, а очередь часто растягивается на несколько часов ожидания.

Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!

Источник: https://omatrone.ru/zhitie.html

Биография и история жизни святой блаженной Матроны Московской

XX-XXI век — время высоких технологий, когда исчезает вера в современные чудеса Божии, Его помазанников и целителей. Блаженная Матрона, современная целительница подтвердила, что Бог всесилен дарить чудеса и сейчас, как и 2000 тысячи лет назад во время земной жизни Иисуса.

Матрона Московская является российской святой. Жившая и канонизированная в XX веке матушка поныне дарует верующим через свои мощи чудеса исцеления, оставаясь примером смирения и веры в великую силу Творца.

Святая XX столетия. Житие святой Матроны

История святой блаженной Матроны Московской — пример христианской жизни слепой целительницы, причисленной к лику святых за чудеса, которые не прекращаются и после ее смерти.

Житие святой блаженной Матроны Московской Икона святой Матроны Московской

Детство

Житие блаженной Матронушки началось в 1881 году в Епифановском уезде, селе Себино.

Бедные, благочестивы родители, Дмитрий и Наталия Никоновы, перед рождением четвертого ребенка уже воспитывали двух сыновей и дочь.

Бедность не позволяла семье принять еще одного ребенка, поэтому еще до рождения малыша родители решили отдать его в приют.

 В то время про аборты никто не думал, а незаконнорожденные и малообеспеченные дети воспитывались в сиротинцах, казенных приютах, содержащихся на средства богатых покровителей.

Родители не родившегося малыша уже выбрали приют в соседнем селе, но случилось непредвиденное. Наталии Никоновой приснился сон, в нем женщина увидела белоснежную птицу, у которой было человеческое лицо, но глаза были закрыты. Во сне птица сидела на руке Наталии.

Приняв сон, как Божье знамение, богобоязненная женщина отказалась от предыдущих планов и родила девочку, у которой отсутствовали глазные яблоки. Несмотря на увечье, малышка стала любимым ребенком в семье. Во время крещения ей было дано имя Матрона, ангелом-хранителем стала греческая святая Матрона Константинопольская.

Житие святой блаженной Матроны Московской Крещение блаженной Матроны Московской

Творец избрал Матронушку еще до ее рождения, явив Свое присутствие при крещении малютки в столбе благоухающего дыма.

Сразу после рождения на ее маленькой грудке был виден выступ в виде креста, поэтому Матронушка не носила нательного крестика. Другим знаком богоизбранности был отказ девочки от грудного молока по средам и пятницам. В эти дни она спала целыми сутками, порой пугая мать.

Отец Василий, крестивший девочку, с удивлением произнес, что эта малютка призвана быть святой, и именно она предскажет время его кончины. Впоследствии так и случилось, проснувшись ночью, девочка позвала мать и сказала о смерти священника.

Любимыми игрушками для малышки были иконы, которые она сама снимала со стен, видя их духовными глазами. Из-за жестокости детей, которые любили поиздеваться над слепой, Матрона основное время проводила дома.

Дар прозорливости и исцеления

Подрастая, девочка много времени пребывала в церкви Успения Божьей Матери, постепенно наполняясь благодатью находиться в непрестанной молитве. Будучи совсем ребенком, в возрасте семи лет Матрона начала предсказывать события и исцелять больных.

Она никогда не считала себя несчастной, Бог даровал ей множество даров:

  • духовно рассуждать;
  • прозорливость;
  • чудотворение;
  • исцеления.

Постепенно родители стали замечать, что девочка предвидит стихийное бедствие, ощущает приближение беды, ей ведомы не только грехи людей, а порой и их мысли. К маленькой целительнице ехали со всей губернии, всем помогала Матронушка, за это люди оставляли для нее и семьи подарки в виде продуктов и вещей.

Творец вознаградил родителей за их послушание. Ребенок, от которого хотели избавиться, как от лишнего рта, с детства стал кормилицей семьи. По мере взросления росла и слава прозорливицы.

Однажды она сказала, чтобы готовились к свадьбе. Мать испугалась за рассудок ребенка, пригласила священника, который всегда причащал девочку на дому, но и он не смог объяснить заявление ребенка.

 Вскоре повозка за повозкой начали приезжать на подворье Никоновых.

Больные ехали непрестанным потоком, на что целительница сказала, что это и есть ее свадьба, молитвами исцеляя немощных, поднимая на ноги давно лежащих.

Отроческие годы

Это невозможно объяснить, но Матрона была лучшей подругой дочери помещика, Лиды Яньковой. Обе девушки отличались благочестием и добротой. Лидия часто совершала паломнические поездки и брала с собой слепую подружку. Они побывали в Киево-Печерской лавре, посетили Троице — Сергиевский монастырь и многие другие святые места.

В своих воспоминаниях Лидия Янькова описывала встречу подруги со святым Иоанном Кронштадтским, настоятелем Андреевского собора в городе Кронштадте.

Увидев идущую четырнадцатилетнюю Матрону, святой Иоанн попросил подойти ее поближе и на весь храм объявил слепую девушку восьмым столпом России.

Житие святой блаженной Матроны Московской Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Возможно, прозорливый святой увидел в ней будущую служительницу людям и Богу во время запрета христианства на Руси. Через три года Матронушка перестала чувствовать ноги, навеки осталась неходячей. Хотя и об этом она говорила незадолго до новой болезни, после встречи в храме со странной женщиной, предсказавшей новую беду.

Полвека провела в кресле святая двадцатого столетия, но никто никогда не слышал от нее недовольства или ропота на Творца. Матрона предсказала революционный переворот, задолго до него девушка видела:

  • грабежи;
  • закрытие храмов;
  • раздел земель;
  • разорение и бегство помещиков.

Некоторым из них задолго до революционных событий девушка советовала распродать имение и бежать, но никто не хотел слушать пророчеств слепой целительницы.

Интересно о святой:

  • О блаженной Матроне 
  • Чудеса по молитвам старицы

Необычная история написания иконы

По мере взросления росла и популярность слепой девушки, как провидицы. Ее просьбы воспринимались, как благословение, и никто не стал возражать, когда Матрона попросила благословение для написания иконы «Взыскание погибших», которую планировала подарить в церковь Успения Богородицы.

Житие святой блаженной Матроны Московской Икона Богородицы «Взыскание погибших»

Не стоит забывать, что девушка была незрячей и не могла прежде видеть эту икону.

Мало того, она через мать попросила священника передать книгу из церковной библиотеки, указать ряд, в котором находится издание.

Нужную книгу нашли, там действительно была фотография иконы «Взыскание погибших». Матронушка начала просить мать помочь ей найти художника для написания списка иконы для церкви Успения Божьей Матери.

Деньги для благого дела начали собирать всем миром, при этом слепая провидица возвращала рубли и копейки, сданные без особого желания или на смех, чтобы они «не портили остальные деньги».

Епифанский художник, к сожалению, его имя не сохранилось, согласился взяться за привычную для него работу. Перед началом работы Матрона настоятельно советовала художнику совершить искреннее покаяние, исповедание и причащение Святой Крови Иисуса. Несколько раз блаженная спрашивала мастера, способен ли он выполнить заказ, и каждый раз получала утвердительный ответ.

Через довольно длительный период художник пришел с покаянием к матушке, не понимая, почему у него ничего не выходит. Ответ провидицы потряс мастера, она сказала покаяться в тайном грехе, о котором никто не знал, но Матрона увидела его духовным зрением. Пройдя снова путь от покаяния к причащению Святым Дарам, попросив у целительницы прощение, художник приступил к работе.

Для сведения! Ныне московский Покровский женский монастырь гордится обладанием святыней, написанной по наставлению святой блаженной епифановским художником.

В то же время люди по просьбе матушки начали собирать деньги еще на одну икону Богоматери, которая писалась впоследствии в Богородицке.

Готовую икону освятили и для перенесения в храм Себино организовали крестный ход, возглавляемый хоругвями.

Матушка, ведомая под руки, вышла навстречу процессии. Пройдя 4 километра, она остановилась и сказала, что дальше идти не стоит, через 30 минут появится крестный ход. Никто из зрячих не видел и намека на приближение людей, но через полчаса показалась торжественная процессия. Далее блаженная шла, держась около иконы, которая впоследствии прославилась чудотворениями.

Читайте также:  В чем помогает икона феодоровской божьей матери и какова молитва ей

Интересно! Где бы ни жила святая, ее комната всегда была наполнена святыми образами.

Чудеса, сотворенные блаженной в Себино

Про целительницу слава распространилась по всей округе, но не все верили в ее способности.

Там в 4 км от дома Никоновых жил мужчина, у которого отказали ноги. Его матушка увидела внутренним зрением и передала, чтобы он приполз к ней. Начав свой путь с утра, к 3 часам дня больной дополз до дома блаженной, откуда вышел на здоровых ногах.

Несладко было тем, кто занимался обманом людей, то ли продавая людям разбавленное молоко, то ли обвешивая других. Все видела Божья представительница на земле, говорила вначале покаяться, а потом приходить к ней.

Житие святой блаженной Матроны Московской Исцеление Матроной болящего Икона

Другой случай произошел с человеком, который привселюдно говорил, что не верит в целительную силу Матронушки, пока у него не отнялись руки, ноги, речь. Скорее всего, это был инсульт. Сестра больного привезла его в Себино, как колоду, а увезла спящего, как дитя. После пробуждения мужчина оказался полностью здоровым. Святая матушка сказала, что по вере сестры он получил исцеление.

Важно! Свою целительную силу блаженная черпала в молитвах, постах, чтении Слова Божьего. Это была не магия или экстрасенсорика, а дар исцеления, который даровал ей Господь.

Скитания в Москве

Боясь навлечь репрессии на семью, когда всякая христианская деятельность преследовалась властями, Матрона переезжает в столицу. С 1925 года и до конца своей жизни блаженная жила в Москве, спасая людей физически и духовно, а сама скиталась по углам с хожалками — женщинами, которые ухаживали за ней.

Живя в голоде и холоде, она полностью отдавалась воле Божьей, никого ни о чем не просила, всегда с благодарностью принимала помощь. Так она прожила до войны, пока ее не приютила Зинаида Жданова, живущая с матерью. Многие люди, помогавшие слепой целительнице, потом были арестованы, а сама она всегда предвидела свой арест и съезжала с квартиры накануне него.

Предсказала Матронушка и войну, и победу. В военное время она принимала целыми сутками, по ночам молилась. Люди шли с физическими и душевными болями, ни от кого не требовала платы целительница, отдавая всю славу спасения и исцеления Богу.

По словам Зинаиды Ждановой, сам Сталин приезжал тайно к прозорливой узнать о ходе войны. Неоднократно к ней обращались высокопоставленные люди, генералы, когда в их дом приходила беда.

Житие святой блаженной Матроны Московской Встреч Сталина с Матроной

Так был исцелен от сумасшествия сын государственного деятеля, а из дочери генерала святая изгоняла бесов.

Не было для посланной Богом женщины важных или неважных вопросов, помогала она наладить семейные отношения, возвращала детей к родителям. Все делала с любовью и пониманием. Ее ласковый голос, светящееся добротой лицо располагал людей к откровенности и доверию с первой минуты.

Важно! Рекомендации, советы, указания от святой и поныне наставляют людей на путь Божий.

Последнее пристанище на земле

С 1949 года и до самой смерти 1952 года блаженная прожила на станции Сходня, продолжая помогать людям, но при этом сама постоянно каялась и исповедалась перед приходящими к ней священниками. Изначально похоронена была на Даниловском кладбище, как и заповедовала сама.

Житие святой блаженной Матроны Московской Преставление Матроны Московской

За 3 дня до смерти Матрона начала подготовку к уходу в другой мир. Она дала наставления насчет одежды и попросила на похороны всех прийти с живыми цветами. Как все люди, Матронушка боялась смерти, волновалась.

О святыне:

  • Мощи блаженной старицы
  • Как добраться к мощам Матроны Московской

Для сведения! Ее мощи хранятся в Покровском монастыре в Москве. Люди с живыми цветами и поныне идут за советом к Святой Блаженной Матроне Московской.Документальный фильм о Святой Блаженной Матроне Московской

Источник: https://svyataya-matrona.ru/biografiya-i-istoriya-zhizni-svyatoj-blazhennoj-matrony-moskovskoj.html

Житие блаженной старицы Матроны Московской

История Русской Православной Церкви, как и Вселенской, полна чудесными историями святых и монахов, целителей и просто служителей, которых Господь избрал. И, вопреки злым словам гонителей церкви, эти истории относятся не к началу веков, но и к совсем недавнему времени.

Хорошим примером является житие святой Матроны Московской, которая жила в XX веке на территории СССР.

Житие святой Матроны

Житие матушки Матроны полно чудесных историй и свидетельств. Святую многие знают, некоторые даже застали ее при жизни.

Статьи о святой:

Ее жизнь является примером полного отречения для Господа и полноценной духовной жизни верующего. Писание говорит о том, что Бог задолго до рождения человека выбирает его для Своей службы и вся будущая жизнь будет предопределена. Так и Матрона была избрана Господом задолго до своего рождения и вся ее жизнь была лишь служением Богу.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойИкона блаженной Матроны Московской

Рождение и детство

Имя Матрона девочка получила при рождении в честь святой Матроны Константинопольской. Это известная греческая святая, день памяти которой пришелся как раз на день рождения девочки — 9 ноября. При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 10 (22 по старому стилю) ноября.

Уже с рождения малышка была отмечена перстом Божьим — на груди у нее была небольшая выпуклость, в форме нательного крестика. Вся ее жизнь — это череда не только испытаний, но и великих чудес.

Семья Никоновых проживала в Тульской области, селе Себино и была обычной бедной крестьянской семьей. Когда у них родилась в 1881 году младшая дочка Матрона Димитриевна в семье уже были сыновья Иван и Михаил, и девочка Мария. Рождение четвертого ребенка не принесло родителям его должной радости — времена были голодные и лишний рот был никому не нужен.

Сама святая рассказывала, что ее мать еще до ее рождения хотела избавиться от ребенка, но поскольку семья была патриархальной, мать не посмела даже заикнуться об этом. После рождения родители решили отдать своего ребенка в приют, где о нем бы позаботилась империя.

Однако накануне поездки туда, мать девочки Наталья увидела во сне белую птицу с человеческим лицом и приняла это за знамение, поэтому наотрез отказалась утром ехать отдавать свою кровиночку.

Решение отдать ребенка было обусловлено и тем, что девочка родилась полностью слепой — у нее полностью отсутствовали глазные яблоки, а глазные впадины плотно прикрывались веками.

 Родители отчетливо понимали, что этот ребенок станет им большой обузой, но после вещего сна боялись ее оставлять.

Ее жизнь с самого рождения была наполнена чудесами: во время крещения купель стала благоухать, что позволило сделать священнику вывод о том, что крестит он необыкновенного ребенка. Он высказал пророческое слово о необычной пророческой судьбе ребенка, что впоследствии и сбылось — отсутствие земного зрения не могло затуманить отчетливый духовный взгляд Матроны.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойКрещение Матроны

Священник Василий не только предсказал судьбу ребенка, но и оказал родителям его посильную помощь во всем. Пророческая судьба девочки коснулась и того самого священника Василия — она предрекла его кончину. Спустя несколько лет, ночью девочка сказала родителям, что отец Василий умер, когда люди вошли в его дом, он и правда уже отошел к Господу.

Младенцем Матрона была удивительным — ее мать рассказывала, что она наотрез не хотела кушать грудное молоко по пятницам и средам — дням, которые считаются особенными у церкви.

В это время она крепко спала так, что ее нельзя было разбудить. По мере взросления ребенок почти все время проводил дома. Росла девочка доброй и ласковой.

Несмотря на свое увечье, она стала отрадой матери и отцу — всегда ластилась к ним и поддерживала.

В детстве Матрона проявляла особое увлечение церковью, по ночам она часто пробиралась на ощупь в красный угол и молилась образам, играла с ними.

Но вот в детских компаниях девочка страдала — дети жестоко издевались над слепой и часто били ее. Часто они стегали ее жгучей крапивой, толкали в ямы и смеялись. Именно жестокость детей мешала ребенку социализироваться, но в то же время стала толкать девочку к Господу.

Проявление дара

Отрочество Матроны стало временем ее духовного возрастания и открытием пророческого и целительного дара.

Это было доброе время для нее — дочь местного помещика Янькова часто отправлялась в паломнические поездки по святым местам и брала с собой слепую, чтобы та также могла приобщиться к Церкви. Вместе они посетили:

Житие святой блаженной Матроны МосковскойМатрона перед образом Пресвятой Богородицы

В родном селе дом семьи Никоновых находился недалеко от красивого местного храма, который регулярно посещали родители и куда брали с собой младшую дочь. Так ребенок возрастал при церкви и впитывал в себя ее атмосферу, ее духовную жизнь.

У нее там даже было свое место — сразу возле входной двери с западной стороны. Когда девочка посещала церковь сама, ее всегда там могли с легкостью отыскать родители. Ребенок знал наизусть все церковные песнопения и почти непрестанно молился.

В возрасте 8 лет у Матроны открылся дар — она стала исцелять людей и предсказывать разные события. Духовное зрение и понимание будущего заменили ей мирские глаза. Ее близкие стали замечать, что ребенок видит их проступки, а порой и читает мысли. Неоднократно она предсказывала стихийные бедствия и опасности. Молясь за родных, она способствовала их исцелению.

Слава о чудесной девочке стала выходить за пределы родного села и распространяться. К дому Никоновых стали приезжать и приходить люди, нуждающиеся в духовном и физическом исцелении. Девочка разговаривала с каждым, молилась и совершала чудеса.

Множество людей покинули ее дом утешенные или исцеленные.

Молитва чистого, непорочного ребенка имела большую силу так, несколько раз она даже исцелила по молитве парализованного. Люди благодарили ее и хотели заплатить, но она отказывалась от всего, кроме продуктов питания.

Так подросток перестал быть обузой своим родителям, а принял участие в формировании семейного благосостояния.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойМатрона исцеляет больного

В 17 лет у Матроны парализовало ноги, как будто от удара. Она стала вести сидячий образ жизни, но при этом не унывала — рассматривала это как духовное испытание. На причитания матери отвечала, что той надобно более жалеть старших детей, понимая, что ее жизнь с Господом правильная и благословенная, а старшие братья в своем увлечении коммунизмом претерпят множество скорбей.

Помимо духовного дара, девушка выросла удивительно рассудительной, иногда она давала советы, которые не имели под собой духовного значения, но были следствием наблюдений самой Матроны. Советы, данные слепой всегда были дельные, а несоблюдение их приводило к серьезным последствиям.

Так она посоветовала местному помещику бежать, как только началась зарождаться революция, но он ослушался девушку и решил переждать беспокойства на родине, в глухой деревушке. Однако коммунистическая волна докатилась и туда, помещик был казнен, а его имущество забрали власти.

Сама девушка относилась к своей миссии просто — она говорила, что заслуга всего есть Господь, и Ему одному следует кланяться. Такой своей позицией она заняла нишу евангельского целителя и прославляла Господа каждым своим поступком.

Революция и жизнь при СССР

Революция разделила не только страну, но и семью Никоновых — старшие братья Матроны вступили в партию и стали притеснять сестру, которую считали блаженной.

Чтобы не навлекать на родителей беду, в 1925 году Матрона стала бездомной странницей и отправилась в Москву, где начались ее скитания по чужим домам и обителям.

Условием ее пребывания в родном доме было полное отречение от веры во Христа и отказ всем людям в помощи. Святая предпочла лишиться дома, но не Господа.

В довоенное время слепая целительница проживала в доме священника, в Сергиевом Посаде, в Царицыно и в доме у своей племянницы. Знала она каждый подвал и закуток Москвы, где ей пришлось обитать.

Сопровождали ее мытарства келейницы, которые помогали безногой девушке передвигаться.

Отсутствие московской прописки заставляло постоянно бежать от милицейских патрулей и не задерживаться нигде надолго.

Москва стала обиталищем для множества людей, чья душа была полна смятения, а жизнь — страданий. Несчастным потерянным и отпавшим от веры духовно больным людям и стала помогать Матрона. Почти тридцать лет она прожила в столице, и все это время отвращала многих от гибели и привлекала к Господу.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойМатрона исцеляет бесноватую старицу

Жизнь ее в Москве была полной трудности. Она жила в самых неприметных местах: в холодных подвалах, фанерных домиках, которые нельзя было даже топить.

Часто ее находили полузамерзший, с отмороженными ногами и покрытыми инеем волосами. Женщина никогда не жаловалась и все принимала со смирением.

Она продолжала принимать людей, изредка бывала в своей родной деревне, но все делала кротко и непрестанно молилась.

Читайте о молитве к Матроне Московской:

Вторая мировая и смерть

Предсказала Матрона и Вторую Мировую. Сохранились множества свидетельств, когда она советовала людям сходить в отпуск, потому что «долго-долго отдыхать не будешь, война будет» или советовала помириться с близкими, ведь «скоро начнется война и русские победят, но многие погибнут».

Все пророчества святой сбылись, в том числе и те, которые говорили, что Москва лишь немного пострадает от фашистов.

Всю войну и несколько лет после (1942-1949 года) старица прожила у своей односельчанки Е. Ждановой и ее дочери, который проживали на Арбате в деревянном особняке.

Однако в 50-х годах Жданову репрессировали, а Матрона вновь переехала. В этот раз это был последний переезд — на подмосковную Сходню, где ее приняла дальняя родственница.

И там старица вновь начала принимать всех нуждающихся людей и молиться за них.

Матрона перестала служить лишь за три дня перед смертью — она почувствовала свою кончину и заранее попросила близких похоронить ее на Даниловском кладбище, а предварительно отпеть в церкви Ризоположения. Близкие исполнили все указания страдалицы и передали записку 3 мая в Троице-Сергиеву лавру о заказе панихиды.

Житие святой блаженной Матроны МосковскойПреставление Матроны

Лаврские монахи знали старицу и уважали ее, поэтому все они посетили ее похороны.

Жизнь после смерти

Через тридцать лет после смерти страдалицы Матроны Московской ее могила на Даниловском кладбище стала целью многих паломников.

Кто-то приезжал посетить могилу в качестве почтения, кто-то приходил помолиться, веря, что и после смерти святая сможет помочь. Люди стекались со всех областей России, приезжали и из-за рубежа.

Блаженная при жизни была глубоко верующей, истинной православной служительницей. Ее сердце было полно сострадания к людям и любви. Добрая слава о ней не умерла вместе с ней, но живет уже более сорока лет после ее смерти, точно так же, как и подвиг ее христианской веры в благочестии и целомудрии.

Житие преподобной Матроны Московской

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-blazhennoj-staritsy-matrony-moskovskoj.html

Святая Матрона Московская блаженная. «Сила моя в немощи совершается»

Святая Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых в России святых. Где поклониться мощам чудотворицы Матроны? Подробности в статье!

Святая Матрона Московская. 1885 – 02.05.1952 г

Одна из самых известных и почитаемых в России святых – святая Матрона Московская. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.

Читайте также:  Описание храма в гольяново: история зосимы и савватия, архитектура и расписание богослужений

Житие святой блаженной Матроны Московской

Рака с мощами святой Матроны

Святая Матрона Московская будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой.

Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»…

Житие святой блаженной Матроны Московской

В Покровском монастыре

Традиционные, от ворот, очереди, ворохи записок, цветы, которые она любила, и радость от сознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее, бывает, что и с целым букетом роз, облагодатствованный, обласканный, а впереди – главное чудо: помощь, так же просто, как если бы говорили лицом к лицу.

Вот это и есть матушка Матрона Московская. Сколько бы ни подтрунивали богословы над этим неиссякаемым народным обожанием, в нем есть своя правда. Истосковавшиеся по сердечности люди утешаются тем, что здесь все «по-оптински»: «На молитве не лукавь, а веди дело проще».

А за этой простотой и «народностью» – исповеднический подвиг, история послушливой, по-детски преданной любви к Богу.

Слепая девочка. Святая Матрона Московская

Сиротство было уготовано ей еще до рождения. Обычная крестьянская семья из села под Тулой, где едва сводили концы с концами. До ее появления на свет в 1885 г. мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить нежеланного младенца в приют.

А новорожденная девочка, маленькая, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, никому он не будет нужен, и Матронушку оставили в семье.

Со временем же та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. Девочка росла ласковой, доброй. Кроха, сама немощная, а мать свою старалась поддержать, будто это и не она нуждалась в помощи.

Когда же матушка жалела о ней, о будущей ее участи, Матрона только и отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Слов ее не понимали тогда, но стали примечать, что ребенок этот необычен.

Видно было, что ей дано зрение, хотя и отличающееся от обыкновенного: она пробиралась к иконам, любила держать образы на руках, различала…

…Невысокая, с короткими ручками и ножками, Матрона Никонова с самого детства оказалась «обособлена» от обычной жизни.

Общение со сверстниками порой приносило ей страдание: над ее немощью потешались, и она приняла свой недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера была у нее крепкая, как у взрослого.

Любимым ее уголком стало уединенное место в Успенском храме, поблизости от дома, слева, за входной дверью, где она часами неподвижно стояла в молитве.

Житие святой блаженной Матроны Московской
Один случай открыл необычность ее внутренней жизни, когда Матронушка среди ночи сказала вдруг о том, что скончался крестивший ее священник, отец Василий, и слова ее оказались правдой. Тогда родные припомнили и важный эпизод: когда о. Василий крестил Матрону, во время совершения таинства над купелью поднялось легкое благоухающее облако, и священник предсказал, что их ребенок будет свят.

Духовное зрение, которым девочка была наделена от Бога, стало проявляться все более явно.

Она предсказывала будущие события, часто уберегая людей от опасности, предвидела она и стихийные бедствия, за много лет предсказывала революцию и гонения на Церковь.

По ее молитве люди стали получать исцеление и помощь в скорбях. О маленькой молитвеннице узнали: к дому Никоновых стал стекаться народ не только из окрестных сел, но и из других губерний.

Были в тот период и радости в жизни Матроны Московской: паломничества в Киево-Печерскую лавру, к Троице-Сергию.

Послал Господь добрую душу: дочь местного помещика Лидия приняла Матрону как спутницу в своих путешествиях по святым местам, заботясь о ней.

Сохранилось предание и о том, что в Кронштадте, среди толпы, выделил и особым образом благословил Матронушку сам о. Иоанн Сергиев. Назвав прежде с ним незнакомую девушку по имени, о. Иоанн прибавил: «Смена мне, восьмой столп России».

Дар святой Матроны Московской

На семнадцатом году жизни Матрона Московская «обезножила», внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры и говорила, что ей был указан и человек, женщина, сознательно причинившая ей зло, по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как Крест Христов, не без воли Божией посылаемый.

В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти. Прозорливость ее поражала.

Одну посетительницу Матрона Московская обличала в утаенном грехе – та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой – приоткрыла, что задуманное ей дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, а помешает революция возведению новой колокольни, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу.

В редких случаях, когда ее советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть. Понадеялся помещик Яньков на то, что «пересидит» волнения в глубинке, и не избежал преждевременной смерти, оставив бесприютной сиротой единственную дочь.

К Матрюше везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и, казалось, неизлечимо больной человек, после продолжительного и глубокого сна, встает совершенно здоровым.

Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что, Матронушка Бог, что ли? Бог во всем помогает».

Это и возводило ее в ранг евангельского врача: не ради корысти лечила она людей и помогала, сама довольствуясь лишь необходимым, а для прославления Имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу.

За это Матрону ненавидели «целители» и ворожеи, колдуны и оккультисты, «соревновавшие» ей и бессильные. Матрона Московская упреждала людей от уклонения на путь «легкой помощи»: помочь – «помогут», да только временно, а цену поставят непомерную – душу, Богом сотворенную, бессмертную.

Молитва и Акафист Матроне Московской

От Арбата – до Посада

Революция произвела разделение и в ее семье: оба брата Матроны вступили в партию. Жить под одной крышей с блаженной, к которой люди по-прежнему шли и ехали отовсюду, было для них нестерпимо. Оба были «активистами», сельскими агитаторами.

Матронушка же не могла ни от Бога отступить, ни утаивать дар от Него полученный как «не свое», а для служения на пользу ближним ей данный, и, жалея престарелых родителей, перебралась в Москву.

С 1925 года Матрона Московская стала бездомной странницей: ни постоянного угла, ни прописки.

До войны жила она на Ульяновской улице в доме приютившего ее на время священника, а потом – на Пятницкой, в Сокольниках в летнем домике, где в холодное время стены покрывались пленкой льда, в подвале у племянницы жила в Вишняковском переулке и у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском и в Царицыно, гостила и в Сергиевом Посаде. «Безногая», всю Москву знала она по подвалам и закуткам.

Не раз она, как птица, срывалась с места перед самым приходом милиции и искала себе прибежище в другом конце города. Сопровождали ее «келейницы», разделявшие с ней ее скитания.

Житие святой блаженной Матроны Московской

Неудобств для себя Матрона Московская словно и не замечала. Не было ни жалоб, ни ропота, ни досады. Любила Москву, называла ее «святым городом» и, предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, утешала: «Москву враг не тронет. Из Москвы уезжать не надо».

С 1942 г. появился у Матроны Московской, наконец, «свой уголок» в Староконюшенном переулке, у женщины из одного с ней села, где задержалась она на пять лет.

Три угла в комнате от потолка до самого пола занимали иконы. Маленький «островок» прежней жизни за тяжелыми, дореволюционного пошива, шторами.

Здесь заботливо поддерживали огонь в лампадах, помнили праздники и дни великих святых и, по-прежнему, молились.

А народ, по-прежнему, шел за помощью, так, что в иные дни стекалось к ней и по сорок человек. Так и шла жизнь по заведенному распорядку: днем – посетители, ночь – для молитвы, краткие перерывы на сон, хотя она и не спала глубоко, а только дремала, по-монашески, положив голову на кулачок.

Матушке открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, она не отказывала в молитве за воинов и сама часто присутствовала в разных местах страны. Среди ее предсказаний запомнилось и относившееся к ее «малой родине»: «В Тулу немцы не войдут».

Бывало, что и приходившие к святой Матроне Московской в отчаянии, не надеясь уже ни на что, получали помощь за простое обещание твердо верить, что есть Бог и Его силой все совершится и уладится, за внимание к ее словам о том, что христианам нужно, не снимая, носить крест, читать молитвы, венчаться в церкви. И за этим следовали сотни свидетельств об исцелениях, избавлении от власти злых духов, разрешении запутанных, сложных обстоятельств. Утешала, ободряла, увещевала, обещая, что Господь не оставит Россию, а бедствия посылаются за оскудение веры.

И так до конца служила святая Матрона Московская Богу, не думая о себе высоко, держась всегда просто и скромно, не поощряя никаких внешних выделений и «обособлений в духовность». «Ни вида, ни величия», ни монашеского облачения.

Выглядела она как обычная, только очень немощная и утружденная болезнями и неустройством женщина, всегда благодушная, со светлым лицом и детской улыбкой.

Однако не только для мирян, но и для монахов Троице-Сергиевой лавры была она «Божиим человеком», «духовной матерью», которую знали многие и чьими молитвами дорожили.

В первые годы после ее кончины в 1952 г. о маленькой могилке Матроны Московской на Даниловском кладбище, выбранном потому, что там находился один из немногих действующих храмов, знало лишь ограниченное число людей.

Лишь спустя десятилетия совершилось ее прославление, мощи были перенесены в Покровский монастырь, и снова пошли люди со свечами, с букетами цветов, с пением акафиста новой московской и всероссийской святой – в удостоверение плодов ее земного подвига, пройденного смиренно в простом русском платьице в горошек.

Житие святой блаженной Матроны Московской
Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

1. Матрона Московская. Повесть о житии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. (Интернет-публикация: http://www.wco.ru/biblio/books/matrona1/Main.htm).

2. Блаженная Матрона Московская // Православный календарь. (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm).

Вы прочитали статью Святая Матрона Московская | Житие, храм, икона.

Видео о святой Матроне Московской:

Источник: https://www.pravmir.ru/matrona-moskovskaya/

Два жития Матроны Московской | Милосердие.ru

Икона святой блаженной Матроны Московской. Фото с сайта iakovzavedeev.ru

Блаженной Матроне (память 2 мая) выпал уникальный посмертный подвиг — ей катастрофически не повезло с житием.

Канонизация святой праведной Матроны Московской до сих пор вызывает споры. Несогласные цитируют житие святой, возмущаясь призывами Матроны хвататься за ее «пяточку», чтоб спастись, и встречей со Сталиным, которому святая Матрона якобы давала советы, как вести войну.

Откуда взялись такие фрагменты в житии канонизированной святой? Оказывается, житий было два: народное и каноническое.

Рассказывает историк Андрей Зайцев, специалист по древнерусским житиям, автор книг «Жития святых. Путеводитель» (М.: Эксмо, 2008) и «Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия» (М.: Эксмо, 2009).

Казус

Житие святой блаженной Матроны Московской

Блаженная Матрона. Фото с сайта dishupravoslaviem.ru

В 2004 году состоялось общецерковное прославление блаженной Матроны Московской (в 1999 году она стала местночтимой святой Московской епархии). Блаженной Матроне выпал уникальный посмертный подвиг — ей катастрофически не повезло с житием.

В Русской Церкви исторически народное почитание праведника вместе с чудотворениями прижизненными и (или) посмертными считались достаточными для прославления. Причем чем больше фиксировалось посмертных чудес, тем меньше времени проходило от смерти подвижника до его канонизации.

Например, основатели русского монашества преподобные Антоний и Феодосий умерли, соответственно, в 1073 и 1074 году. Феодосия Печерского канонизировали в 1108 году — из-за большого почитания и обилия чудес. А его учитель Антоний Печерский был прославлен значительно позже, от 1132 до1231 года.

Кроме народного почитания и чудес для канонизации необходимо и житие подвижника, где факты его жизни были бы проверены с исторической и осмыслены с духовной с богословской точек зрения.

Читайте также:  Молебен спиридону тримифунтскому: благодарственный, о работе, как заказать

Народное почитание Матроны было огромным. Чудесные исцеления и помощь немало этому способствовали. А вот канонического жития с проверкой фактов жизни и объяснением духовного смысла подвига блаженной перед канонизацией составлено не было.

Зато в 1993 году огромным тиражом вышла книжка Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Сказанию, изданному Ново-Голутвинским монастырем, было суждено стать самой популярной народной версией рассказов о Матроне. Именно здесь читателю предлагались история встречи Матроны со Сталиным, упоминание о спасительной «пяточке», освящении св. Матроной воды и масла.

Этот текст подвергся резкой критике со стороны членов Комиссии по канонизации: митрополита Ювеналия (Пояркова), бывшего в то время председателем комиссии; епископа Тихона (Емельянова), бывшего председателем Издательского совета; игумена Дамаскина (Орловского), составителя житий новомучеников, секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых; протодиакона Андрея Кураева, посвятившего сборнику воспоминаний о Матроне под редакцией Ждановой немало страниц в книге «Оккультизм в Православии».
Жизнеописание св. Матроны в авторской редакции З. Ждановой было признано не соответствующим статусу жития.

Комиссией была назначена экспертная группа из преподавателей МДА, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав исторически не достоверные и богословски искаженные сведения о святой.

Эту версию жития сегодня можно увидеть на православных сайтах: «Православие.ру», «Седмица.ру», сайте Покровского монастыря.

Житийный материал

Фото с сайта pokrov-monastir.ru

Случай, когда к моменту канонизации святого не было составлено его официальное житие, не исключительный, в истории Церкви их было немало. После канонизации историки и богословы могут составить житие подвижника, опираясь на реально существующие тексты о святом.

Для жития преподобного Амвросия Оптинского таким источником стало прекрасное жизнеописание старца, составленное в 1900 году архимандритом Агапитом (Беловидовым); о преподобном Серафиме Саровском мы знаем из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», написанной митрополитом Серафимом (Чичаговым), и записок Николая Мотовилова.

Но как же вышло, что именно Зинаида Жданова, простая русская женщина, не сведущая в христианской догматике, становится, пусть и ненадолго, агиографом блаженной?

Сложность здесь в самом понятии канонического агиографического текста, в написании которого есть своя специфика. Жития делятся на две большие группы: мученические и преподобнические. В первом случае в основу агиографического текста ложится судебный протокол допроса мученика, а центральное место повествования занимает описание страданий за Христа.

Из древних мартириев (протоколов, свидетельств) читатель мог ничего не узнать о жизни святого до последних дней жизни и его мученической кончины. Они кратки, но почти всегда исторически достоверны.

Классическое преподобническое житие восходит к античному жанру биографий и представляет собой более или менее полный рассказ о жизни подвижника, который может начинаться до момента его рождения (с предсказаний о его рождении) и завершаться описанием посмертных чудес святого.

В зависимости от объема сведений о святом и времени, прошедшем с момента его кончины до написания агиографического текста, а также от компетентности составителя житие могло быть подробным и достоверным (как житие преподобного Феодосия Печерского), а могло и состоять из очень скудной биографической канвы с обилием не связанных между собой рассказов о чудесах праведника, его прижизненной и посмертной помощи, большого количества фольклорных элементов, исторически недостоверных сведений (как в случае с одной из версий жития первых русских святых Бориса и Глеба, написанной монахом Иаковом Черноризцем, или народной версией жития свв. Петра и Февронии Муромских).

Комиссия по канонизации может рассматривать в качестве «житийного материала» все версии текстов о святом, однако обязана дать свою оценку. Народные жития не запрещаются, но получают статус апокрифа

(произведения, не признанного Церковью в качестве достоверного исторического и богословского источника информации о святом), как это случилось с «Повестью о Петре и Февронии» или «Сказанием о Борисе и Глебе» в версии Иакова Черноризца.

Если текст, предложенный как житие, вызывает сомнения, комиссия проводит расследование и выносит свое суждение — что и произошло в случае с житием блаженной Матроны Московской в редакции З. Ждановой.

В акте о канонизации св. Матроны, подписанном патриархом Алексием II, отдельным пунктом указывалось на необходимость составления жития подвижницы, что подчеркивает непризнание Церковью версии «жития» св.

Матроны, написанной З. Ждановой.

Бабьи басни

Москва, Староконюшенный переулок, д. 30. Фото 1929 г. Здесь, в семье Ждановых, блаженная Матрона жила с 1942 по 1949 гг. Фото с сайта pokrov-monastir.ru

Степень достоверности жития всегда напрямую зависела от его авторства. Традиционно в Русской Церкви преподобническое житие писали ученики святого, лично его знавшие, по благословению игумена монастыря или епископа накануне канонизации праведника.

Они опрашивали очевидцев, поднимали монастырский архив, записывали истории паломников о чудесах, произошедших по молитвам подвижника. Если с момента кончины святого до момента написания жития проходило более 50 лет, то в распоряжении составителя жития оставались либо монастырские и церковные записи, либо устные рассказы, передававшиеся из поколения в поколение.

В этом случае агиограф становился историком и богословом, способным критически отобрать материал с учетом жанрового канона, соответствия воспоминаний исторической фактуре и христианской догматике. Ничего этого не было и не могло быть сделано Зинаидой Ждановой.

Вариант авторской редакции Ждановой «Сказания о Матроне» представляет собой набор очень кратких биографических сведений с обильными рассказами о чудесах. Жданова действительно знала Матрону лично — святая жила в ее квартире на Арбате в 1942-1949 годах.

Жданова видела фрагменты жизни блаженной, слышала обрывки ее разговоров с людьми и как могла постаралась записать это, не удерживаясь от попытки интерпретировать некоторые слова или «чудеса» святой так, как она их понимала.

Сборник «бабьих басен» дополняли истории, записанные со слов других людей, обозначенных в тексте только по именам. Они видели в св.

Матроне «целительницу», которая борется с колдунами и исцеляет людей с помощью «маслица» или «водички». Кстати, упор на целительскую практику святой, борьбу с колдунами характерен и для многих апокрифов.

В «Повести о Петре и Февронии» немало примеров того, как Феврония лечит князя от болезней с помощью своего «снадобья».

Жданова и другие соавторы «народного жития» Матроны были очень простые женщины, пережившие войну, личные трагедии. В Матроне они смогли увидеть лишь «простую веру», очевидно явленную в «чудесах», — как и многие нынешние почитатели святой.

Этот образ «народного Православия» всегда был распространен на Руси. Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал верующих в том, что они слишком мало заботятся об участии в таинствах и благочестивой жизни, но слишком много внимания уделяют чудесам, колдунам и нестандартным способам исцеления.

Известно, что языческий элемент «народной» веры крепнет во времена гонений: лишенная возможности открытого исповедания, открытого участия в таинствах, загнанная в подполье, она рождает новые апокрифы и мифы, как это было в начале XX века.

Характерно, что по популярности апокрифические жития нередко вытесняли канонические, отвечающие всем литературным и богословским требованиям.

И тому есть причины: например, агиографический текст жития о Борисе и Глебе, составленный Нестором, дошел до нас в меньшем количестве списков, чем Сказание о Борисе и Глебе Иакова Черноризца, где святые показаны как живые люди, которые боятся смерти, проявляют нормальные человеческие чувства; у Нестора же эпизоды убийства свв. Бориса и Глеба даны сухо, с опорой на традиционный житийный канон, а сами образы святых непоколебимо правильны и бескомпромиссны.

Народная «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем-Еразмом в середине XVI века, — с оборотнем-змием, забрызгавшим своей ядовитой слюной князя Петра, от чего князя и вылечила Феврония загадочной целебной мазью, — куда более известный древнерусский памятник, чем официальное житие муромских святых.

То же самое произошло и с текстом З. Ждановой. Основная проблема с почитанием св. Матроны в том, что именно апокрифический текст сегодня получил наибольшее распространение, вызвав у одной части православных отвержение, а у другой — горячее сочувствие.

Народное житие Матроны в полной мере отразило представления значительного числа современных верующих о том, как готовы они верить и каким должен быть «настоящий» православный святой. Но истинный образ блаженной Матроны этому народному образу не тождествен.

Чего со святой Матроной никогда не происходило

Прощание. Фото с сайта pokrov-monastir.ru

В тексте Ждановой содержится ряд сведений о св. Матроне, не имеющий никакого отношения к действительности:  Святая Матрона никогда не встречалась со Сталиным.

Жданова пишет о том, как в октябре 1941 года якобы Сталин приходил к блаженной Матроне и советовался с ней, как вести оборону Москвы. Историки МДА не смогли найти подтверждающих данных о том, что эта встреча действительно произошла.

Из канонического текста жития св. Матроны этот эпизод удален.
Святой Иоанн Кронштадтский никогда не грозил солдатам «утопить в крови и уморить голодом» Петербург за то, что они попытались вскрыть гробницу святого, как написано в «житии» З.

Ждановой будто бы со слов св. Матроны.

(При этом факт знакомства праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны и их встречи в Кронштадтском соборе в 1899 году признан действительным и вошел в каноническое житие.)

Рассказ об «утоплении в крови» полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в Новозаветный канон). Например, в «Евангелии детства Христа» есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним.

Святая Матрона никогда не давала советов избавляться «от беса с помощью рвоты после причастия», не собиралась в генеральском мундире идти «на доклад к Господу Саваофу» и не говорила о том, что спасутся те, кто «будут держатся за ее пяточку».

Последний совет в интерпретации З. Ждановой представляет святую Матрону сектанткой по типу царебожников, ставящей себя на место Спасителя. Это противоречит словам самой Матроны, которая всегда говорила приходящим к ней, что помогает не она, а Господь.

Что хотела сказать блаженная?

Фото с сайта glavtema.ru

Язык, способ общения блаженных с людьми часто бывает метафоричен, образен. Василий Блаженный кидался камнями в стены храма и обнимал углы блудилища (дома терпимости), вводя православных в соблазн. Но святой объяснял, что в храм заглядывал бес и он так его отгонял, а у дома терпимости плакал ангел и он так ему сочувствовал.

Как понять «трудные места» жития св. Матроны? Редакторский подход канонического варианта предложил аллегорическое объяснение в духе святоотеческой мысли. Например:

Из первой редакции жития З. Ждановой: «В дни демонстраций Матушка просила нас всех не выходить, закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей. Учила нас не забывать крестить еду, и особенно на ночь все убирать и накрывать, т. к. бесы полощутся, везде проникая. Силою Честнаго и Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь».

Из канонического жития: «В дни демонстраций матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери — полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей.

(Может быть, блаженная Матрона, часто говорившая иносказательно, хотела напомнить о необходимости держать закрытыми от духов злобы «окна души» — так святые отцы называют человеческие чувства.

А форточки для демонов – не препятствие.)».

Мы видим, что составители канонической версии жития попытались объяснить народную этимологию, которую использовала Жданова (созвучие слов демонстрация и демон, при отсутствии между ними реальных родственных связей), с помощью толкования слов подвижницы в согласии со святоотеческой традицией.

И все-таки она святая!

Житие святой блаженной Матроны Московской

В Покровском монастыре. Фото с сайта moscowwalks.ru

Пример блаженной Матроны показывает, что жития святых редко пишут святые, а потому нельзя ставить абсолютный знак равенства между самим праведником и тем, что о нем рассказывают его почитатели. По мнению митрополита Ювеналия,

«канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной».

Очевидно, что почитание св. Матроны у части верующих будет усиливаться, а кто-то не будет испытывать особенной близости и теплоты к этой праведнице. Но Церковь способна вместить и тех и других.

Канонизация святого — не принудительный акт, лишающий человека личного отношения к праведнику, а предложение верующим ориентира для спасения.

Блаженная Матрона не канонизирована в качестве учителя Церкви или богослова, она прославлена в чине праведных. Это означает, что она служила Христу и ближним, несмотря на свои тяжкие страдания и недуги, во времена, когда за веру убивали.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/dva-zhitiya-matrony-moskovskoj/

Ссылка на основную публикацию