Любостяжание
«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение»
(Кол. 3:5)
Любостяжа́ние — 1) алчность к приобретению материальных благ; 2) чрезмерное попечение о богатстве; 3) забота о земных благах сверх необходимого для жизни в ущерб правильным отношениям с Богом и ближними. Разновидность страсти сребролюбия.
Грех любостяжания относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой.
Апостол Павел говорит: любостяжание есть идолопоклонство (Кол. 3:5), а также «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5).
Господь Иисус Христос предупреждает, что нельзя служить двум господам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24).
***
Слово πλεονεξία (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство (1Кор.6:10), корыстолюбие (Рим.1:29) и любостяжание (Кол.3:5). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом».
***
Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства. В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем.
святитель Василий Великий
Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть. Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду.
…Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости.
Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего.
святитель Григорий Нисский
Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело.
преподобный Антоний Великий
При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь…
Если идешь путем к Царству, ничем не обременяй себя, ибо не угодно Богу, чтобы ты вошел в Его чертог, обремененный ношей. Если идешь к Царству, сбрось с себя лишнее.
Разве будет чего-нибудь недоставать тебе в Царстве? Будь благоразумен. К Своей Трапезе призывает тебя Бог; сбрось всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы ты с Ним шел и с Ним вселился в Его чертог. Смотри, Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи там Царства и без труда найдешь его.
Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебрей лихоимства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине внутреннего, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди в себя самого и ищи там Царства Божия, оно действительно там, как Сам Господь научил нас в Евангелии.
В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17:21). Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать.
И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь учил нас: «Отче наш… да приидет Царствие Твое», и оно придёт, если будем об этом просить.
преподобный Ефрем Сирин
Если Сотворивший все единым Словом не имел «где приклонить голову» (Мф. 8:20), то ты, несчастный человек, зачем предаешься попечениям о суетном, зачем ослепляешься безумной несытостью? Рассмотри это и избери для себя благое. Любостяжание – злая мать всех зол. Душа не в состоянии преодолеть восстания духов, если не освободится от всех забот и попечении мира сего.
преподобный авва Исаия
Что возлюбил человек в этом мире, то и обременяет его мысль, влечет и пригибает к земле, не дает ей воспрянуть.
преподобный Макарий Египетский
Сильная и готовая на все любовь к стяжанию, не зная сытости, вынуждает плененную душу идти до крайнего предела зол. Будем отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой. Как не бывает моря без волн, так и души, погруженной в заботы, – без скорбей, без страха; за первыми следуют другие, их сменяют третьи и не успеют они утихнуть, вздымаются новые.
Ничто так не подчиняет нас диаволу, как желание большего и любостяжание. Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо.
Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи немного и ты увидишь, какая произойдет отсюда польза; пребудь твердой в настоящей жизни и ты получишь неизреченную свободу. Если таким образом будем беседовать с душою, если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем ее от всякого зла.
Человек, слишком занятый земными делами, не может должным образом усвоить небесного, но по необходимости, заботясь об одном, лишается другого.
Душа, однажды плененная любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать или не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она стала рабой другого господина, который повелевает ей все, противное Богу. Любовь к богатству – страсть не естественная… Отчего же она усилилась? От тщеславия и крайней беспечности.
Лихоимец отдаляется от Бога, как и идолослужитель. Проклят жертвенник любостяжания! Если придешь к жертвеннику идолов, чувствуешь от него запах крови козлов и крови быков; если же подойдешь к жертвеннику любостяжания, почувствуешь тяжелый запах человеческой крови.
А если остановишься здесь, то не увидишь ни сжигаемых птиц, ни запаха от них и поднимающегося дыма – увидишь принесенные в жертву человеческие жизни. Одни бросились с крутизны, другие накинули на себя петлю, третьи перерезали горло. Ты видел жертвы грубые и бесчеловечные.
Хочешь ли посмотреть на еще более жестокие? Я покажу тебе не только человеческие тела, но и закланные человеческие души. Заклание душ преимущественно и совершается на жертвеннике любостяжания .
До каких пор будет продолжаться это неистовство наживы? До каких пор будет сжигать неугасимая печь? Разве вы не знаете, что этот пламень переходит в вечный неугасимый огонь? Как погасить пламя любостяжания? Можно погасить, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть – и мы, без сомнения, одолеем это пламя.
Как оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, только пожелаем.
Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в Вечную Жизнь; что и здесь оно оставляет нас; что даже если оно пребывает здесь, раны от него идут с нами туда.
Если посмотрим, как велики богатства, уготованные там, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи.
Если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, то есть то, которое уготовано в Вечной Жизни, тогда будем иметь возможность презреть богатство земное. Если вникнем в то, что богатство нисколько не приумножает ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим, – если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье, и мы избавимся от этого тяжкого наказания. Насколько душа выше тела, настолько тяжелее раны, которые мы наносим себе каждый день заботами, соединенными со страхом и опасениями. Руки даны для того, чтобы ты простирал их на молитву, но если ты не ведешь себя трезвенно, ты простираешь их на любостяжание. Сбросим и мы бремя грехов, подобно Закхею… Перестанем похищать и начнем раздавать милостыню. Ибо если одно поднимает падающего, как милостыня, а другое тянет его на землю, как корыстолюбие, такое сражение противоположных сил разрывало бы человека. Итак, чтобы с нами этого не случилось, да не влечет нас к земле корыстолюбие и да не оставляет милостыня; так сделаемся мы легкими и взлетим.
святитель Иоанн Златоуст
Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, а другие и не знают, что грешат неисцелимо. Ибо неспособность чувствовать недуг, в котором находишься, – следствие усиления нечувствительности, которое заканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Поэтому таких людей более всего надо жалеть.
Делать зло – более достойно сожаления, чем терпеть зло. Тем, которые делают зло (обижая людей из-за любостяжания), угрожает крайняя опасность, а у тех, которые терпят, ущерб касается только имущества.
Притом первые не чувствуют своего сугубого омертвения… как дети, которые ни во что ставят то, что действительно страшно, и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, приходят в страх и трепет.
Подобное этому бывает и с любителями стяжания: боясь бедности, которая не страшна, но еще и хранит от многих зол и содействует скромному образу мыслей, принимают за нечто великое неправедное богатство, которое страшнее огня, потому что обращает в прах и мысли, и надежды обладающих им.
преподобный Исидор Пелусиот
Кто хочет предстать перед Богом с чистым умом, но смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему себе ноги и покушающемуся быстро идти.
преподобный Иоанн Лествичник
Брат спросил старца: «Благослови мне иметь у себя две златницы по немощи тела моего». Старец, видя, что он желает удержать их у себя, сказал: «Имей». Брат возвратился в келлию, и его начали тревожить помышления: «Как ты думаешь? Благословил ли тебя старец иметь деньги или нет?».
Встав, пришел он опять к старцу и так спросил его: «Ради Бога, скажи мне истину, потому что помышления смущают меня по поводу двух златниц». Старец отвечал: «Я видел твое произволение иметь их, потому и сказал тебе: имей их, хотя и неполезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две златницы составляют надежду твою, как если бы Бог не промышлял о нас.
Но может случиться, что ты потеряешь их, тогда погибнет и надежда твоя. Лучше возложи надежду на Бога, потому что Он печется о нас».
«Отечник»
Священное Писание называет сребролюбие идолослужением: сребролюбие переносит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к деньгам, делает деньги богом, истинного Бога уничтожает для человека… Нестяжание – один из обетов монашества; нестяжанием и девством или непорочным вдовством монах отличается от мирянина, обязанного соблюдать все заповеди Христовы наравне с монахом: отвержение нестяжания есть отвержение монашества, есть попрание обетов, данных при пострижении в монашество…
епископ Игнатий (Брянчанинов)
Иноки монастыря аввы Феодосия рассказали такой случай. По уставу основателя их обители у них был обычай в Великий Четверг всем приходящим к ним убогим, вдовам и сиротам выдавать по известной мере пшеницы, вина и меда и по пять медных монет.
Но однажды в окрестностях монастыря случился неурожай и хлеб стал продаваться по дорогой цене. Наступил пост, и братия сказали игумену: «Отче, не раздавай в этом году пшеницу, потому что у нас ее мало, придется покупать по дорогой цене и оскудеет наш монастырь».
Игумен отвечал: «Зачем нам оставлять благословение нашего отца? Он позаботится о нашем пропитании, а нам нехорошо преступать его заповедь». Иноки, однако, не переставали упорствовать и говорили: «Нам самим мало, не дадим!». Опечаленный игумен, видя, что увещания его ни к чему не ведут, сказал: «Ну, делайте как знаете».
Наступил день раздачи, и бедные ушли ни с чем. Но что же случилось? Когда после этого инок вошел в житницу, он к ужасу своему увидел, что вся пшеница заплесневела и испортилась. Все узнали об этом. А игумен сказал: «Кто преступает заповеди настоятеля, тот бывает наказан.
Раньше мы раздавали по пятьсот мер пшеницы, а теперь пять тысяч мер погубили и сделали двойное зло: преступили заповедь нашего отца и возложили надежду не на Бога, а на житницы наши».
«Пролог в поучениях»
См. также: МШЕЛОИМСТВО
Источник: https://azbyka.ru/lyubostyazhanie
Любостяжание в православии, значение слова, почему это качество считается грехом
Любостяжание считается одним из основных пороков, растлевающих человечество. Многие проповеди священников направлены против этого греха, они обличают его, указывая на обширность распространения в современном обществе.
Что это такое
Для более точного толкования следует обратиться к этимологии и тексту Священного Писания.
Происхождение слова
Термин взят из церковнославянского языка, образуется из двух слов: «любо» и «стяжать».
«Стяжать» по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой означает:
- Наживать, приобретать (деньги, имущество), проявляя корыстолюбие.
- Добиваться, достигать чего-либо (славы).
- Доставлять, приносить кому-либо ( уважение).
Словосочетанием «любовь к стяжательству» переведено греческое слово πλεονεξία (плеонексия), которое встречается в разных местах Нового Завета. Так термин появился в русском языке.
Значение понятия
В наше время это слово считается уже устаревшим, поэтому в большинстве современных словарей его толкование отсутствует. Несмотря на это, термин часто употребляют в быту. Он носит негативный характер и обозначает чрезмерную любовь к деньгам и любому имуществу. Основные религии, особенно православное христианство, осуждают страсть к богатству.
Значения слова «любостяжание»:
- сребролюбие;
- пристрастие к имуществу;
- корыстолюбие;
- страсть к наживе;
- любовь к деньгам;
- нездоровое потребительство.
Упоминания в Библии
Данная проблема многократно рассматривается в Священном Писании. Вопрос раскрывается на примере аналогичных пороков.
Некоторые из них:
- Сребролюбие. Всякий, кто является идолопоклонником (любит богатство и видит в нем смысл жизни), «не будет наследником Царства Божия».
- Лихоимство, мздоимство. Исходят из сердца человека и оскверняют его душу. Эти качества развиваются из чувства жадности. Такие люди нечестивы и неправедны.
- Алчность. Она способна отнимать жизненные силы у жаждущих «чужого добра».
- Скупость. «Кто сеет скупо», тому и пожинать придется скудный урожай. От жадности она отличается тем, что сохраняет и охраняет уже имеющееся собственное добро.
- Корыстолюбие. Грех, за который следует наказание. У всех служителей церкви отсутствие корыстолюбивых помыслов является обязательной чертой.
- Зависть. В Библии говорится, что если завистливый человек «спешит к богатству», то его обязательно настигнет бедность.
- Эгоизм. Чувство «не от мира сего», данное человеку не от Отца.
- Ненасытность. Постоянное желание обогащаться Библия называет суетой. Чрезмерная любовь к богатству не приводит к счастью.
В Библии сказано, что люди, не берущие взяток и презирающие любую корысть, будут «обитать на высотах», а в жизни у них всегда будет все необходимое.
Апостол Павел четко определяет страсть к стяжанию как идолопоклонство и сравнивает такого грешника с блудником и нечистым.
Об этом говорит и Христос в Евангелии от Матфея, что нельзя служить богатству и Господу одновременно, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть».
Связь с лихоимством
Страсть к наживе характеризуется не только желанием обладать богатством, но и многократно приумножать его, забывая о законности методов и моральной стороне поступков. Речь идет о ресурсах «сверх меры». Человек начинает «стягивать» к себе все подряд, а не только необходимые для жизни блага (одежда, обувь, продукты питания).
Проблема такого индивида состоит в том, что стяжательство окутывает все его мысли, заставляя страстно желать обогащения, доводя до невротических состояний или вовсе лишая рассудка. Человек начинает пренебрегать жизнью близких, их чувствами. Смысл жизни у него сводится к владению как можно большим количеством денег или имущества.
Несмотря на смысловое сходство, у этих двух терминов есть небольшое семантическое отличие: любовь к стяжательству — это страсть, а лихоимство — это конкретные действия в угоду собственному обогащению. Отличие в толковании невелико, поэтому слова можно использовать как синонимы.
В данном видеоролике дается более полное определение этого понятия.
Почему это — грех
Любостяжание в православии считается идолопоклонством. Деньги и богатство выступают как идолы, а поклонение им и есть грех. Проповедники называют страсть к стяжательству «злой матерью всех зол», они считают это омрачением души.
Такие люди не умеют вовремя остановиться, сказать себе «хватит», они не знают границ, рядом с ними не может быть любви.
В своей страсти идолопоклонник все дальше уходит от Бога, теряет свое лицо и способствует духовной деградации окружающих.
Как бороться с грехом
Решить проблему позволяет опыт православных святых, которые на практике помогают всем желающим избавиться от порока. Святитель Иоанн Златоуст считает, что самое главное — это захотеть избавления от греха, потому что все зависит от желания человека. Любой порок оставляется с трудом, но осознание ошибочности своего пути может сильно в этом помочь.
Необходимые действия для исцеления:
- Осознать, что эта страсть несет душе только разрушение.
- Принять свое падение и осознать беспомощность перед пороком.
- Просить у Господа милости и сил для оставления греховной страсти.
- Исправить свои ошибки и пути.
- Вернуть обманом полученные деньги тем, у кого они были взяты.
- Молиться о прощении.
Примеры в литературе
В художественной литературе существует множество персонажей, чьей главной страстью является стяжательство. Зачастую описано проявление крайней формы этого качества, когда полностью теряется и исчезает личность человека. Вместо нее рождается некое существо, отдаленно напоминающее изначальный образ Божий.
Одним из ярких примеров является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души»:
- Чичиков, главный герой романа, проворачивал аферу под прикрытием «благих намерений».
- Плюшкин собирал все подряд, был жаден по отношению к себе и родным.
- Манилов и его супруга отдались чревоугодию, они «прожигали жизнь», интересуясь только негой, телесными удовольствиями и вкусной едой.
- Помещица Коробочка вовсе не может говорить и думать ни о чем, кроме возможности что-то получить или продать.
Миф о царе Мидасе доносит до читателей мысль о том, как губительна может быть страсть к стяжательству. За свою услугу древнегреческому богу Дионисию повелитель пожелал обладать предметом, превращающим в золото все, к чему он прикоснется. Это и стало проклятием Мидаса, от которого царь едва не умер.
Видео о толковании понятия в Библии
Данное видео посвящено толкованию смысла понятия «любостяжание».
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/otvety/lyubostyazhanie-v-pravoslavii.html
Кто такой любостяжатель — Ефесянам 5:3, 6 — Любостяжатели не имеют наследия в Царстве Христа и Бога
Интересное слово, «любостяжатель». Это слово практически ничего не говорит современному человеку, более того, я думаю, что оно ничего не говорило и современникам Синодального перевода.
Это слово, скорее всего, было выдумано составителями этого перевода. Будучи переводчиком сам, я прекрасно понимаю, как часто появляется потребность в таких «выдуманных» словах.
Но сегодня не о том, почему нам приходится выдумывать новые слова, давайте разберёмся с тем, что это такое на самом деле «любостяжатель»?
Библейская энциклопедия Архимандрита Никифора даёт такое определение: «Любостяжание (Кол 3:5) — излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ. Сей грех, воспрещаемый второю заповедью относится к идолопоклонству. Ап. Павел именно говорит: любостяжание есть идолопоклонство, потому что любостяжательный человек работает более богатству, нежели Богу».
Толковый словарь русского языка говорит: «ЛЮБОСТЯЖАНИЕ ср. устар. Страсть к наживе; корыстолюбие».
Эти два толкования, с одной стороны, нам что-то объясняют, но не всё. Например, «излишнее попечение о богатстве» не определяет, когда такое попечение становится «излишним».
До какой меры оно уместно? В русскоязычном словарном пространстве мы видим только одно – слово в оригинале было довольно сложным, и пришлось выдумывать какой-то аналог.
Стоит посмотреть оригинал, и попробовать разобраться там.
Это – греческое слово «плеонексия», которое лексикон Стронга переводит как «завидовать, домогаться, жаждать», а также даёт ещё несколько определений: жадность, алчность, мошенничество, жульничество, вымогательство и… назначение грабительских цен.
Расширив свой «понятийный аппарат», мы, как ни странно, сузили определение! Плеонексия, или любостяжание, это когда человек настолько чему-то завидует, что способен пойти на мошенничество, вымогательство, задирание цен до грабительского уровня.
Здесь мне становится понятно, почему Апостол Павел говорит, что это – идолопоклонничество. Я уже много раз говорил, что первым признаком идолопоклонничества является способность человека ради предмета (в данном случае – наживы, денег), обидеть другого человека.
Я сейчас сижу, и задаюсь вопросом, «чем поклонение отличается от идолопоклонничества?» Разница здесь не только в объекте поклонения, потому что если вы попытаетесь объяснить неверующему человеку разницу между этими понятиями, то для него Бог – тоже идол, а мы – идолопоклонники. Следовательно ответ «мы поклоняемся Богу, а вы – идолам» — не прокатит. Я прихожу вот к каким мыслям: Заметьте, что поклонение требует, чтобы мы принесли в жертву себя, а идолопоклонничество чаще всего вынуждает нас приносить в жертву других. Это серьёзное отличие.
Когда человек способен на плеонексию, он готов принести в жертву (пусть даже и без крови) других людей в угоду своей страсти, страсти к наживе. С этим мы разобрались. Теперь вернёмся к исходному стиху, чтобы посмотреть, что именно говорится про любостяжателей:
«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым… …ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога».
Если мы устроим экзегетический разбор этих стихов, то вот что мы увидим: В первом стихе Апостол Павел увещевает нас подражать Богу как чада возлюбленные.
А в восьмом стихе Павел говорит Ефесянам, что они «были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это обозначает, что слова с первого стиха по восьмой обращены к верующим уже людям.
Почему это для нас важно заметить? Потому что Павел говорит, что любостяжатели не имеют наследия в Царстве Христа и Бога.
Вот это уже серьёзное заявление! Я не хочу опять вдаваться в споры кальвинистов и арминианцев, дискуссия «можем ли мы потерять спасение» длится уже много столетий. Однако, даже если здесь речь и не о потере спасения, хотим ли бы мы быть сиротами в Царстве Христовом? Хотим ли мы оказаться там без наследия?
Не думаю. Поэтому, сегодня нам увещевание, вспомнить, что мы созданы отдавать, а не отбирать.
Тем из нас, кто в бизнесе – стоит пересмотреть свою ценовую политику, и задуматься, мы делаем бизнес как для Господа, или для того, чтобы обобрать окружающих? Я не о том, что мы должны работать в убыток или без прибыли, я о том, что цены должны быть справедливыми. Даже если рынок позволяет их задрать.
Тем из нас, кто покупатели – задумайтесь, стоит ли искать самое дешёвое? В вечной погоне за дешевизной мы портим себе самим жизнь.
Сегодня все ругают производителей колбас за то, что там нет мяса, а кто-нибудь задумывался, что началось это всё с вечного желания покупателя урвать подешевле? Это ведь тоже – плеонексия, тоже – любостяжание. Сегодня мы говорим с вами о грехе, в котором замешаны мы все, и избавиться от него – это большая внутренняя работа. Но вот что вам скажу: С Божьей силой – мы можем! С Божьей помощью – это доступно. Иначе, Он бы не ожидал от нас этого, и не судил бы за это.
И в заключение, ещё несколько стихов о плеонексии:
Источник: http://v-Boge.org/dengi/2350-mest-pisaniya-o-dengah/item/3537-kto-takoj-lyubostyazhatel-efesyanam-5-3-6-lyubostyazhateli-ne-imeyut-naslediya-v-tsarstve-khrista-i-boga
ЛЮБОСТЯЖАНИЕ
Любостяжатель же преимущественно живет во тьме, и на всех распространяет великий мрак. Любостяжатель — вор и разбойник, даже хуже, потому что бесчеловечнее.
Святитель Иоанн Златоуст
ЕВАНГЕЛИЕ
Апостол Лука
Предостережение перед любостяжанием
Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк.12:13-15).
Святой Макарий Великий
Что возлюбил человек в настоящем мире сем, то и обременяет его мысль, как бы влечет и толкает вниз и не дает ей воспрянуть к Богу.
Преподобный Исаак Сирин
Кто связан любостяжательностию, тот раб страстей
Когда человек пребывает в нестяжательности, непрестанно приходит ему на мысль переселение из сей жизни, – и всегдашнее прилагает он попечение о приготовлении к тому, – бегает всякого покоя, помысел о пренебрежении мiра животрепещет в уме его, крепкое стяжает он сердце для встречи опасностей без страха, не боится смерти, потому что ежечасно устремляет на нее взор, скорби, если встретятся, принимает с веселием и радованием, зная, что они доставляют венцы. Если же случится ему приобрести что-либо преходящее, то в сей же самый час в душе его начинает пробуждаться любовь к телу, возникают помыслы о плотском покое, и о способах достать все служащее к тому, от сего далее отъемлется у него та твердость сердца, какую имел он, когда в своей нестяжательности был выше мiра, и душу его начинают обуревать мысли, наводящие страх за жизнь, потому отходит от него крепкое упование на Бога.
Кто с ведением убегает суетной славы, тот ощутил в душе своей будущий век
Кто говорит, что оставил мир, и препирается с людьми из-за какой-либо потребности, чтобы не было у него в чем-либо недостатка к упокоению его, тот совершенно слеп, потому что, хотя добровольно оставил целое тело, однако же, ратует и препирается об одном его члене.
Кто бегает покоя в настоящей жизни, у того ум соглядал уже будущий век. А кто связан любостяжательностию, тот раб страстей.
Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность, она есть приобретение чего бы то ни было, такого, к чему привязана воля твоя.
Как с корнем вырываются деревья сильным и постоянным потоком вод, так искореняется и любовь к миру в сердце притоком искушений, устремленных на тело.
Преподобный Иоанн Лествичник
Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий, любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти.
Святитель Василий Великий
В чем состоит любостяжание?
Как недостаток горючего вещества тушит пожар, так любостяжательное сердце и несытый глаз одним только останавливается, тем, чтобы не иметь ни одного соседа на рубеже своих владений.
Самый худший род любостяжательности — не уделять нуждающимся и того, что может повредиться.
Ад не скажет: довлеет (Притч. 30:16), и любостяжательный никогда не говорит: «довольно».
Море знает свои пределы, ночь не преступает издревле положенных ей границ, но любостяжательный не уважает времени: не знает предела… все захватывает, все пожирает.
В чем состоит любостяжание? Когда преступает кто предел закона. А сие по Ветхому Завету значит заботиться больше о себе, нежели о ближнем.
Святитель Григорий Нисский
Мучительство любостяжательности
Мучительство любостяжательности не превосходит ли меру всякой жестокости? Поработив бедную душу, всегда принуждает исполнять ненасытимые свои пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, у которого приобретение никогда не служит хотя малым насыщением, но всегда получаемое делается пищею и поджегою к пожеланию большего.
Авва Исайя
Любостяжание есть злая матерь всех зол. Кто любит мир сей, тот помрачает душу свою.
Преподобный Ефрем Сирин
Да не будет для нас сладостною любовь к земному, чтоб не соделался горьким плач наш там (по смерти)! Пренебрегая здесь любовию Божией и Царством Божиим, мы предпочли землю и все, что на ней.
Святитель Иоанн Златоуст
Ничто столько не подвергает нас власти диавола, как желание большего и любостяжание
Не так море воздымается волнами, как такая душа объятая любостяжанием обуревается помыслами и страстями и ко всем, своим и чужим, питает неприязнь.
И в настоящей жизни это дело (т.е. любостяжание) не может доставить никакого удовольствия, а сопровождается ежедневными тревогами и неприятностями.
Если кто из любостяжательных лишится хотя некоторой части своего богатства, вот тогда-то именно увидишь, что жизнь для них становится невыносимой.
Любостяжательным мы называем того, кто хочет присвоить чужое и не довольствуется своим.
Любовь к богатству противна любви к поучениям.
Представь любостяжание, когда бываешь чужд этой страсти. Нет ничего гнуснее, ничего отвратительнее хищения и любостяжания.
Любовь к богатству — страсть неестественная. Естественные пожелания вложены в нас с самого начала, а о золоте и серебре долгое время даже не было известно, существуют ли они. Отчего же усилилась эта страсть? От тщеславия и крайней беспечности.
Если приятною представится тебе любостяжательность, тогда подумай, что на это не соизволяет Христос, и она тотчас же покажется тебе противною.
Если мы не удержим рук от любостяжания и не прервем этого нечистого потока, то, хотя бы стали давать и милостыню, все будет напрасно.
Любостяжание в том и состоит, чтобы желать иметь больше надлежащего. Так бывает и с имуществом: когда мы хотим собрать его больше и больше, то, сами не замечая, питаем в себе дикого зверя, имея многое, нуждаемся во многом, навлекаем на себя бесчисленные заботы и представляем диаволу множество поводов.
Если бы ты и мало погряз в море этого безумия , с трудом можешь выйти из него и, как в водовороте, сколько бы ты ни старался, не преодолеешь легко (стремления воды), так и еще гораздо хуже, впавши в бездну этой страсти, погубишь себя со всем своим имуществом.
Любостяжатель же преимущественно живет во тьме, и на всех распространяет великий мрак.
Любостяжатель — вор и разбойник, даже хуже, потому что бесчеловечнее.
Вор не настолько, по крайней мере, дерзок, он таится и налагает руку ночью, как бы стыдясь и боясь греха, напротив, любостяжатель, поправ всякий стыд, с открытым лицом среди площади грабит всех, будучи в одно и то же время и вором, и мучителем.
Он не подкапывает стен, не гасит светильника, не открывает сундука, не разламывает печатей. Но что? Он поступает более дерзко, нежели те: на глазах обижаемых он выкидывает все вон, с дерзостью открывает все и заставляет их самих выкладывать свое имущество.
Это верх насилия! Он тем гнуснее воров и разбойников, чем бесстыднее и бесчеловечнее. Потерявший что-нибудь вследствие обмана хотя и скорбит, но немало утешается тем, что обидевший его, по крайней мере, боится его самого, а тот не только претерпел зло, но еще подвергся презрению, не имея возможности противиться наглости, так как возбудил бы только больший смех.
Порок любостяжания, как бы охватывая нашу душу своими, так сказать, бесстыдными руками и крепко держа ее, даже против нашей воли влечет и удаляет ее оттуда.
Любостяжание хуже всякой грязи, оно оскверняет не тело, но душу, так что трудно бывает очистить ее.
Доколе это неистовство наживы? Доколе эта неугасимая печь будет все наступать и пожигать? Разве вы не знаете, что этот пламень производит тот вечный неугасимый огонь, что это изнурение рождает того ядовитого червя?
Преподобный Исидор Пелусиот
Сильная и на все отваживающаяся любовь к многостяжательности, не зная сытости, нудит плененную душу идти до крайнего предела зол
Посему будем отражать ее от себя, наипаче в самом начале, потому что, возобладав, сделается неодолимою.
Всякая почти другая страсть имеет свою степень зрелости, знает и упадок сил, известно ей и пресыщение, сама собою приходит к концу: но страшная любовь к многостяжательности, будучи не врожденной, но привнесенной откуда-то совне, не знает упадка сил, не признает возможности пресыщения, и веселие ей неизвестно, и конца она не терпит, но всегда… усиливая свою зрелость, старается стать юнее и самоуправнее себя самой. Ибо не с другими только страстями, но и с собою ведет состязание, и усиливается сама себя препобедить. Скорее иной достигнет недостижимого, нежели она ощутит сытость, потому-то приращение, не знаю почему, почитая убавлением и умалением, больший и больший возжигает огонь, который, говорят иные, и твоей коснулся души. Поэтому угаси его скорее, а если не угасишь, то и здесь будешь вести жизнь, не похожую на жизнь, и там подвергнешься тяжкой ответственности.
Желающий большего, хотя бы у него были тьмы сокровищ, никогда не почувствует удовольствия, потому что не знает сытости. А кто соблюдает себя в пределах потребности, тот никогда не подвергнется этой неисцельной болезни, но будет в благодушии и радости и останется недоступным для других страстей, которым подвергается постоянно желающий богатства.
Страшная, неудобоизлечимая болезнь любостяжательности не кончится иначе, разве когда одержимый ею отступится от мысли найти выгоду, в чем думает, потому что в действительности найдет весьма великий ущерб.
Если же кто не верит сему, то справедливо будет поверить Божественному Судии, изрекшему: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16:26).
Если мало-помалу перестанет собирать и начнет раздавать другим, то возвратится в совершенное здравие.
Если хочешь угасить в себе пещь любостяжательности, будь надежен, удобно успеешь в этом отнятием, а не прибавлением у нее пищи, к угашению же сребролюбия служат милостыня и благотворение нуждающимся.
Поелику впадшему в любостяжательность трудно, т. е. нелегко изникнуть из этой страсти (такой делается не скажу неисправимым, но трудно исправимым), то надлежит сделать все, чтобы не быть уловлену этим злом. Ибо удобнее избежать плена, нежели плененному освободить себя.
Преподобный Нил Синайский
Горе любостяжательному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь.
Преподобный Григорий Синаит
Будучи отягощаем печалью о вещественных стяжаниях, страстный ум во глубину отчаяния погружается помыслами своими.
Святитель Григорий Палама
Где налицо это холодное слово «мое», там, как говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан, те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их.
Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/lyubostyazhanie.html
Miasin.Ru
Духовная библиотека
Любостяжание
Любостяжание — излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ. Любостяжание есть забота о земных благах сверх необходимого для жизни, когда человек больше заботится о себе, пренебрегая любовью к Богу и ближнему.
Грех любостяжания относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой.
Апостол Павел говорит: любостяжание есть идолопоклонство (Кол.
3:5), а также «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5).
Господь Иисус Христос предупреждает, что нельзя служить двум господам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24).
«Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства.
В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем». Святитель Василий Великий
«Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть.
Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду.
…
Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости.
Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего». Святитель Григорий Нисский
«Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело». Преподобный Антоний Великий
«При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь…
Если идешь путем к Царству, ничем не обременяй себя, ибо не угодно Богу, чтобы ты вошел в Его чертог, обремененный ношей. Если идешь к Царству, сбрось с себя лишнее.
Разве будет чего-нибудь недоставать тебе в Царстве? Будь благоразумен. К Своей Трапезе призывает тебя Бог; сбрось всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы ты с Ним шел и с Ним вселился в Его чертог. Смотри, Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи там Царства и без труда найдешь его.
Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебрей лихоимства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине внутреннего, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди в себя самого и ищи там Царства Божия, оно действительно там, как Сам Господь научил нас в Евангелии.
В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17:21). Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь учил нас: «Отче наш…
да приидет Царствие Твое», и оно придёт, если будем об этом просить». Преподобный Ефрем Сирин
«Сильная и готовая на все любовь к стяжанию, не зная сытости, вынуждает плененную душу идти до крайнего предела зол. Будем отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой.
Как не бывает моря без волн, так и души, погруженной в заботы, – без скорбей, без страха; за первыми следуют другие, их сменяют третьи и не успеют они утихнуть, вздымаются новые.
Ничто так не подчиняет нас диаволу, как желание большего и любостяжание.
Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо.
Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи немного и ты увидишь, какая произойдет отсюда польза; пребудь твердой в настоящей жизни и ты получишь неизреченную свободу. Если таким образом будем беседовать с душою, если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем ее от всякого зла.
Человек, слишком занятый земными делами, не может должным образом усвоить небесного, но по необходимости, заботясь об одном, лишается другого.
Душа, однажды плененная любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать или не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она стала рабой другого господина, который повелевает ей все, противное Богу.
Любовь к богатству – страсть не естественная… Отчего же она усилилась? От тщеславия и крайней беспечности.
Лихоимец отдаляется от Бога, как и идолослужитель.
Проклят жертвенник любостяжания! Если придешь к жертвеннику идолов, чувствуешь от него запах крови козлов и крови быков; если же подойдешь к жертвеннику любостяжания, почувствуешь тяжелый запах человеческой крови.
А если остановишься здесь, то не увидишь ни сжигаемых птиц, ни запаха от них и поднимающегося дыма – увидишь принесенные в жертву человеческие жизни. Одни бросились с крутизны, другие накинули на себя петлю, третьи перерезали горло. Ты видел жертвы грубые и бесчеловечные.
Хочешь ли посмотреть на еще более жестокие? Я покажу тебе не только человеческие тела, но и закланные человеческие души. Заклание душ преимущественно и совершается на жертвеннике любостяжания .
До каких пор будет продолжаться это неистовство наживы? До каких пор будет сжигать неугасимая печь? Разве вы не знаете, что этот пламень переходит в вечный неугасимый огонь?.
Как погасить пламя любостяжания? Можно погасить, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть – и мы, без сомнения, одолеем это пламя. Как оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, только пожелаем.
Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в Вечную Жизнь; что и здесь оно оставляет нас; что даже если оно пребывает здесь, раны от него идут с нами туда.
Если посмотрим, как велики богатства, уготованные там, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи. Если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, то есть то, которое уготовано в Вечной Жизни, тогда будем .
иметь возможность презреть богатство земное.
Если вникнем в то, что богатство нисколько не приумножает ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим, – если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье, и мы избавимся от этого тяжкого наказания.
Насколько душа выше тела, настолько тяжелее раны, которые мы наносим себе каждый день заботами, соединенными со страхом и опасениями.
Руки даны для того, чтобы ты простирал их на молитву, но если ты не ведешь себя трезвенно, ты простираешь их на любостяжание.
Сбросим и мы бремя грехов, подобно Закхею… Перестанем похищать и начнем раздавать милостыню. Ибо если одно поднимает падающего, как милостыня, а другое тянет его на землю, как корыстолюбие, такое сражение противоположных сил разрывало бы человека. Итак, чтобы с нами этого не случилось, да не влечет нас к земле корыстолюбие и да не оставляет милостыня; так сделаемся мы легкими и взлетим». Святитель Иоанн Златоуст
Азбука веры
Источник: http://miasin.ru/spiritlib/lubostyajanie.html
Любостяжание
Любостяжание
Любостяжание- это излишнее попечение о богатстве, и приобретение земных благ.
Любостяжание — есть забота о земных благах, сверх необходимого для жизни, когда человек больше заботится о себе, пренебрегая любовью к Богу, и ближнему. Страсть к наживе, корыстолюбие.
Люди, по- разному относятся к грехам. Одни боятся одного, другие другого. Одни утверждают: это грех, другие говорят: не грех. Есть выражение: это маленький грех, этот большой. И Сковорода писатель говорил: каждый имеет свой ум голова. И через это, сколько голов- столько и толку. Но самый правильный ответ, дает Библия.
И вот Библия, об одних грехах говорит: умертвите; о других- отложите; о иных- не приличны вам, и тд. Мы во свете Писания порассуждаем о любостяжании. Об этом грехе написано, что он не должен даже именоваться у вас… а тем более, что любостяжатель не имеет наследия в Царствии Божием.
Я думаю, что о таких вещах, стоит рассуждать, чтобы не оказаться вне Царствия Божия.
Сегодня, за такие грехи как: блуд, пьянство, бесчинство, прелюбодеяние- вылучают из Церкви.
Но за такие как любостяжание- не слыхано, но ведь Писание ставит этот грех на одном уровне с блудом, и нечистотой.
Но в наше время наоборот, такие люди считаются продвинутыми, умными, имеют почет, хвалятся друг перед другом. Но спросить: для чего тебе это? Зачем тебе столько? И вообще зачем оно тебе? …
В Писании был однажды случай — Лк 12:13- 21 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? 15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Возможно, что наследство было разделено несправедливо, и этот человек нуждался в помощи, но на большое удивление, Христос ответил: кто поставил Меня судить или делить вас? И дальше Он сказал: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
Другие переводы говорят: берегитесь жадности во всех ее проявлениях, остерігайтесь всякої зажерливості, користолюбія.
Христианам нужно быть осторожными, берегитесь любостяжания…
Я думаю, что Христос так ответил этому человеку потому что, душа человека очень драгоценна перед Богом, и душа больше пищи, и тело одежды. И жизнь человека не зависит от того, как богат человек, или какие у него нагромождения. Можно всю жизнь заботится о себе, для себя, а не думать о вечной жизни, о сокровище на небесах.
Можно думать просто о земном , но оно очень скоро пройдет. И такое состояние человека, есть опасным. Писание говорит: 1 Кор 15:19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
И по- этому надо думать о вечном, о вечной жизни , и собирать сукровища для вечности.
В этой притче Христос сказал: У одного богатого человека, был хороший урожай в поле… возможно это человек был: очень хороший хозяин, он был богат, он был способный и все очень розумно продумывал. И это была правда, но не в этом была его ошибка, не за это Христос говорит о нем. У него было одно но. Он не видел нужды ближнего.
Он заботился, только о себе, он думал только о себе.
Посмотрите что он говорит Лк 12:17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
И Христос об этом человеке так сказал: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? С нашей стороны, этот человек был умный, был хороший хозяин, но Бог говорит о нем: безумный.
В чем заключалось безумие этого богача? И Писание говорит: не в том безумие, что он был богат, не втом , что он сломал старые , и построил новые большие житницы, не в том, что хороший урожай был на поле, не в том, что он своевременно собрат этот урожай, это все было правильно. Проблема заключалась в ином.
Он собирал для себя , а не у Бога богател.
И Христос сказал: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Вот именно здесь, его безумие, — он собирал все для себя, собрал на многие годы, а не знал, что в эту ночь, его душу отнимут от него, и кому это достанется, что он заготовил. Он богател не у Бога.
Мы знаем одну историю из Библии, о Содоме и Гоморе. И знаем о том, что за грехи, за беззаконне, они были истреблены. Пророк Иезекииль раскрывает глубже эту тему Иез 16:49-Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.
Можно быть великим на счету у людей, чем- то даже блистать, иметь уважение, почет и славу. Но кто ты перед Богом, какой плод ты Ему принес? Не дары какие Он дал тебе, не талант, которым Он наделил тебя. Но плод, твой плод.
Итак Собирать сокровища для себя, а не в Бога богатеть. Все мы понимаем, что у каждого из нас есть семья, есть детки, есть много заботы.
Но Бог нас призвал не к тленному, не к земному,- но к вечному, к нетленному, к непреходящему, чтобы мы видели, бедного, мы видели нужду ближнего.
И мы спешили туда где нуждаются в нас, и от нас требуется только то что может наша рука, а что наша рука не может, этого делать не надо. Иак 4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Если мы это делаем, то мы богатеем у Бога. Но, чтобы так поступать, для этого нужно понимание этой истины и расположение сердца, тогда легко богатеть у Бога. 1Ин 3:17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Здесь нужно сердечное расположение.
А можно совсем по другому, можно и упрекнуть: раз у тебя такие дела,- значит ты такой хозяин, ты такой водитель, ты такой папа, ты такой мастер, или хозяйка. Ну а вот Я…
Если ты перестал замечать нужду ближнего, бедного- ты ослеплен собой, ты будешь думать только о себе, возможно что даже деньги с женой будут не общие, это твои, а это мои. – это значит собирать для себя. Это и есть зажерлив1сть, это и есть любостяжание.
Любостяжатель делается неуправляемым, он готов на непредсказуемое, лишь бы добиться своего, для себя. Он ни с кем не посчитается, он ни с кем не поделится. Он не посчитается: с седовласым, с другом, с братом , никому не уступит, и никого не пожалеет.
А попробуй зацепи такого умного, то убегай далеко, получишь и словами, и делами.
Возможно, у кого- то нужда больше, возможно кому- то оно нужнее, любостяжатель не уступит, первый выбор у него, первое право ему, как сказал, так сделал, и так должно быть, и это правильно. Возможно он так делает, ибо по истине у него, больше знакомства, больше способностей, возможно он ближе, он умнее.
Но мужья Божьи так не делали, мужья веры, так не поступали. Быт 13: 7 И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле.
8 И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; 9 не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.
10 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; 11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. Божьи мужья доверяли больше Богу.
Для кого- то эти вещи покажутся очень мелочными, кто- то улыбнется, а после посмеется, но Еф 5:3 написано А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7 итак, не будьте сообщниками их.
Кол 3:5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления.
2 Петр 2: 3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную.
Разве можно назвать, любостяжание мелочью, или мелочными вещами? Наверное нет. Стоит поразмышлять, стоит проверять себя, и если есть в чем- то и исправиться.
И пусть такие грехи даже и не упоминаются в христианстве, а на против Кол 3:12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 14 Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства.
И нужно всегда помнить Пр 19:17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
1 Тим 6:17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; 18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, 19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
Галл 2: 9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным, 10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
По- этому, пусть сохранит нас Господь, от любостяжания, а поможет нам иметь нетленную красоту, достигать вечной жизни, собирая себе сокровище на небесах.
Источник: http://tit.ucoz.ru/publ/propovedi/obychnye/ljubostjazhanie/7-1-0-360