Преподобный Серафим Саровский очень любим в народе, но если попытаться выяснить, за что именно его так высоко чтут, то суть ответа большинства людей будет сводиться к фразе: «за чудеса».
И действительно, читаешь житие этого удивительного человека – и тут же перед тобою возникает образ доброго старичка, который лично беседует с небожителями, дружит с пчелами, кормит медведей, исцеляет больных, дает наставления… Такая вот, трогательная картина.
Однако на самом деле история христианского подвига батюшки Серафима гораздо богаче и многогранней, чем это кажется на первый взгляд…
…Будущий подвижник родился 19 июля 1759 года в благочестивой семье курского купца Сидора Мошнина и его жены Агафьи. При Крещении мальчика нарекли Прохором.
Поначалу его жизнь мало чем отличалась от жизни купеческих детей того времени, особенно учитывая тот факт, что семейное дело Мошниных было налажено очень хорошо – Сидор владел несколькими кирпичными заводами и брал подряды на строительство крупных каменных зданий.
Старший брат Прохора – Алексий – уже вырос и тоже пошел по стопам отца, занявшись торговлей. К этому планировали приобщить и Прошу, но Господь чудесным образом указал, что мальчику уготован совсем иной путь.
В семью Мошниных внезапно пришла беда: скончался отец. У купеческой семьи остались подряды, которые пришлось выполнять его вдове. Однажды, Агафья, взяла маленького Прошу с собою на строительство Сергиевского собора Курска.
И вот, она вместе с сыном забралась на недостроенную колокольню, проверяя качество работ. Отвлекшись, женщина не заметила, как ребенок перевесился через строительные леса и рухнул вниз с огромной высоты.
Мать, уже не надеясь увидеть сына живым, в считанные секунды сбежала по лестнице на улицу. Вся в слезах, она вылетела из храма и тут же застыла на месте – то ли от радости, то ли от шока.
Проша был жив! Он стоял посреди двора – целый и невредимый! Его уже успели окружить люди, которые тоже видели эту трагедию и ее счастливую развязку. Все поняли, что ребенок – необычный, и что его ожидает особая судьба.
Шли месяцы, и подробности того тревожного дня потихоньку стали забываться. Но в 9 лет от роду Проша снова сподобился Божьего посещения. На этот раз мальчик заболел. Причем, так сильно, что доктора не могли сказать матери ничего утешительного. Ребенок угасал на глазах.
Но в самый критический момент Проше во сне явилась Богородица и пообещала исцелить его. Слова Пречистой Девы сбылись – состояние мальчика стабилизировалось, а спустя несколько дней через двор Мошниных проходил крестный ход с чудотворной иконой «Знамение». Прошу вынесли на улицу, и он приложился к святыне.
Вскоре болезнь отступила окончательно.
После этого случая жизнь потекла своим чередом. Молодой купчина осваивал грамоту, часто бывал в конторе матери и брата, посещал церковные службы. Обычное детство. Но проницательный взгляд в поведении мальчика нечто особенное – уже в раннем возрасте Прохор часто уединялся, молился, позже всех уходил из храма после богослужения.
День сменялся ночью, месяц сменялся годом, ребенок становился юношей. Все чаще и дольше оставался в храме, все больше молился, все проникновеннее становился его взгляд. А в 17 лет Прохор попросил у матери благословение уйти в монастырь.
Агафья давно уже понимала, что ее сын избран Богом, что Господь зовет юношу к Себе, и не стала препятствовать этому избранию – она благословила сына и подарила медный крест. Этот бесценный дар подвижник носил на себе до самой своей кончины. Но одно дело – иметь желание, а другое дело – это желание исполнить.
И Прохор решает пойти в Киев на богомолье, чтобы там, на месте подвига первых русских монахов Антония и Феодосия, сделать окончательный выбор.
Император Николай II с Великими Князьями и свитой при посещении источника прп. Серафима. Фото 1913 г.
Казалось бы – чего проще? Найди подходящий монастырь и принимай там постриг! Но XVIII век был временем кризиса и упадка русского монашества. Оно рассматривалось обществом как чисто утилитарный институт, который должен был нести, прежде всего, социальную и просветительскую функцию.
Монашество как путь личного спасения и как молитвенное стояние за весь мир оказалось на грани преследования – для государства иноки-молитвенники стали, по сути, тунеядцами, обители массово распускались, число монахов и послушников сокращалось, количество новых пострижений жестко регламентировалось.
В итоге человеку, жаждущему духовного подвига, было трудно найти себе наставника. Прохор это знал. Поэтому он горячо взмолился Богу и печерским подвижникам, чтобы они указали ему нужную дорогу. И Господь послал юному Мошнину человека, который сказал ему, что под Киевом живет отшельник, славящийся прозорливостью и высокими духовными дарами.
Звали отшельника Досифеем. Он-то и благословил Прохора идти в глухие нижегородские леса: «Место это тебе будет во спасение, с помощью Господа. Тут окончишь ты и земное странствие твое… И вселится в тебя Дух Святой, источник всяких благ…».
Досифей рассказал, что в Саровской обители подвизается монах Пахомий – воспитанник Киево-Печерского монастыря. К нему и направился Прохор, перед тем несколько месяцев погостив напоследок у матери в Курске.
Оказалось, Пахомий хорошо знал Мошниных. Он принял Прохора с любовью, и начались годы его послушничества – подготовки к постригу. Здесь он обрел то, что искал – место было дикое, мало обустроенное, приходилось много работать.
Прохору очень пригодились те навыки, которые он приобрел в детстве – основным его занятием в обители стали столярные работы. А в короткие минуты отдыха любил юный послушник вырезать кресты. Потом эти ручные распятия раздавались верующим на память о посещении монастыря.
Но важнее всего была молитва – ее Прохор творил ежеминутно, боря в себе лень, уныние, рассеянность и другие душевные страсти. Здесь, вдали от цивилизации, шума и гонки за материальными благами душа подвижника наполнялась миром и спокойствием.
Казалось бы – что еще нужно – живи и молись! Но Господь уготовал новое испытание своему угоднику, и оно последовало на второй год послушничества.
Прохор тяжко заболел, его тело распухло до неузнаваемости. Ни один местный доктор не мог ни диагноз точный поставить, ни лекарство подобрать. Три года продолжался недуг, и более половины этого срока Прохор провел в постели. Болезнь его не озлобила, а, наоборот, сделала еще более мягким и внимательным к себе и окружающим.
Подвижник все переносил с радостью и терпением, а когда игумен Пахомий предложил пригласить высококлассного врача, сказал: «Я предал себя Истинному Врачу, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же хотите мне помочь – просто причастите меня». Больного причастили. И через пару суток он стал совершенно здоровым! Все только удивлялись.
И лишь спустя несколько лет батюшка Серафим открыл тайну – в день причастия к нему приходила Богородица, коснулась своим посохом его бедра, и оттуда вылилась вся жидкость, столько месяцев не дававшая покоя молодому послушнику. Богородица была не одна – с нею стояли апостолы Петр и Иоанн Богослов.
Указывая на Прохора, она сказала им: «Этот – нашего рода!», намекая на особое избранничество будущего святого.
Послушничество Прохора длилось до 1786 года, когда, наконец, Синод издал указ постричь его в первую степень монашества – в иноки. Имя новоиспеченному подвижнику дали соответствующее – Серафим, что в переводе с ближневосточных языков означает «пламенный».
А пламя любви Христовой в душе Серафима с каждым днем разгоралось все сильнее, и все крепче становилась эта любовь к Богу и к людям. В 27 лет его рукоположили в дьяконы, а в 34 года он стал священником. Еще будучи дьяконом, батюшка сподобился видения самого Господа, который стоял посредине храма во время Литургии и благословлял молящихся.
Это явление Христа еще больше укрепило веру подвижника, и его служение стало ревностнее. Апогеем подвига отца Серафима было пустынножительство, длившееся 15 лет – с 1794 по 1810 год). Батюшка построил себе келью в глухом лесу, редко появляясь на людях, проводя все время в трудах и молитве.
Многие братия пытались жить вместе с ним, но тех экстремальных условий, в которых протекала жизнь старца, не мог выдержать никто. Только Серафиму Господь давал силы для несения этого креста. Но и дьявол не дремал. Он хотел вывести подвижника из леса, лишить его возможности продолжать путь духовного совершенствования. Для этого бесы насылали на монаха разные страхи.
Простой человек наверняка сбежал бы подальше от кошмаров, которые посещали отца Серафима. Но тот действительно был не от мира сего, потому что отгонял бесовские видения, невзирая на нагнетаемый бесами страх. И тогда темные духи решили применить к подвижнику физическую силу.
В 1804 году трое местных крестьян решили, что у подвижника в избушке хранятся деньги. Грабители пришли к старцу и, не сказав ни слова, избили его до беспамятства, оставив умирать. У батюшки был при себе топор, но обороняться он не стал – во всем полагаясь на волю Божью. Естественно, денег в избушке не оказалось.
Посещение грабителей сильно отразилось на здоровье старца – он всю оставшуюся жизнь ходил полусогнутым… Однако преступники не остались безнаказанными – их дома и имущество через несколько лет полностью уничтожил огонь. Сами же они раскаялись в содеянном, а заступничество батюшки спасло их от уголовного преследования.
Отец Серафим их простил от сердца и других всегда учил прощать всех и за все.
Оправившись от страшного удара, старец освоил новую форму подвига – молчание. Вообще-то, эту форму аскезы монахи знали всегда, и все же батюшка внес в нее свое – неповторимое.
Он тысячу ночей провел на небольшом валуне под сосенкой, молясь Богу с воздетыми руками. С камня Серафим сходил только по естественной нужде и в минуты редкого непродолжительного отдыха.
В избушке у него тоже был камень, и днем старец также не упускал возможности проводить так свое уединение.
Все святые, которые несли подвиг молчания, говорят о том, что этот подвиг самый трудный, ведь он предполагает контроль не только над словами, но и над мыслями.
Постоянно держать в бодрствовании свой ум – такое под силу только тем, кто полностью открыл свою душуГосподу, очистив ее от зла и страстей.
Зато и плоды этого подвига огромны – молчание дарит человеку подлинное видение мира и людей, а в очищенное от греха сердце поселяется Дух Святой, и сам человек становится сосудом Божьим.
Таким сосудом и стал батюшка Серафим. Он запросто мог продолжать подвиг молчания до самой смерти, не выставляя наружу своих благодатных даров. Однако старец хотел поделиться с каждым человеком той великой любовью, которая наполняла его сердце.
В 1810 году батюшка снова пришел в монастырь, но еще 5 лет находился в молчании. И, наконец, в 1815 году, по повелению Богородицы, старец распахнул двери своей кельи.
Не гнал он от себя никого – наоборот, для каждого находилось у него нужное слово, которое выражало самое сокровенное, касающееся конкретного посетителя.
Ко всем старец обращался «радость моя», и действительно, наивысшей радостью для Серафима был именно человек, потому что в нем батюшка видел не генерала или крестьянку, богача или бедняка, а, прежде всего, образ Божий, который нужно было очистить от копоти греха.
Любимым выражением преподобного были слова: «Стяжай (приобретай) Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Дух мирен – когда все свои мысли ты растворяешь любовью, когда тебя не угнетают никакие греховные заботы, когда твоей единственной надеждой и упованием является Бог. Дух мирен – когда воспринимаешь мир целостным, как его и задумал Господь.
Дух мирен – когда в твоей душе поселяется благодать Христова, и любовь, наполняющая твое сердце, изливается с избытком на всех, с кем бы ты ни общался.
Перенесение мощей, 1991 год
Таким был батюшка Серафим – чистым ребенком, с возрастом не утратившим своей детской чистоты, но, наоборот, умножившим ее во много раз.
Даже претерпев от людей осмеяние и побои, он продолжал верить человеку и в человека – ибо понимал, что зло несвойственно нам, что оно – мираж, разогнать который нам попросту не хватает сил.
У нас не хватает, а у Бога – хватает! И старец всегда подчеркивал это и буквально со слезами на глазах просил своих чад всегда быть с Богом и доверять Ему всем сердцем. Всегда.
Отец Серафим мирно отошел ко Господу 2 января 1833 года. Его нашли стоящим на коленях в молитве, со сложенными крестообразно руками. Мощи старца были обретаемы дважды – в 1903 и в 1991 годах.
Первое обретение и канонизация были ознаменованы небольшими прениями в Синоде: обер-прокурор Константин Победоносцев был против канонизации. В то же время народное почитание старца было уже очевидным для всех фактом.
В рассмотрение этого дела включилась сама императорская чета, которая и настояла на канонизации Серафима Саровского. Второе обретение мощей состоялось уже в самом конце советской эпохи.
Около 70 лет они пролежали в запасниках ленинградского музея истории религии без каких-либо сопроводительных документов. Только серьезное расследование и медицинская экспертиза позволила подтвердить, что найденные останки – действительно великая святыня, утраченная в годы безбожия.
Батюшка Серафим вошел народную память как чудотворец. Но самое главное чудо его жизни состояло не в тех необычных событиях, которые происходили с ним, а в той встрече Бога и человека, которая произошла в сердце подвижника! Господь зовет к себе каждого, вопрос лишь в том – каким образом мы откликнемся на этот призыв.
Можно отозваться, но не пойти. Можно пойти, но не дойти. А можно и вовсе не услышать зова Божьего, заглушив его другими звуками.
Батюшка Серафим этот зов услышал, отозвался, и пошел! И пришел к Богу, преодолев все трудности и оставшись до самого конца верен своему принципу – «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Век серафима: житие и время
Преподобный серафим саровский: афоризмы
Преподобный серафим саровский: история в картинках
Карта памятных мест преподобного серафима саровского
Письма о серафиме саровском
Радость моя
Три книги о преподобном серафиме саровском
Источник: https://foma.ru/glavnoe-chudo-batyushki-serafima.html
15 января — преставление и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского / Статьи / Патриархия.ru
15 января 2009 г. 00:00
Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией.
Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его.
Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился.
В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни.
Старец Киево-Печерской Лавры Досифей (преподобная Досифея) благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников.
После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его.
18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона.
Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил.
В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келье, на берегу реки Саровки. Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества.
Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его.
Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину.
Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца.
За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных.
Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.
В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя.
Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора.
1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».
Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».
Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.
Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.
Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 г. при деятельном участии и даже по настоянию св. царя Николая II, лично весьма почитавшего Саровского старца. К моменту прославления почитание преподобного Серафима уже было широко распространено по всей России.
Сведения о случаях его благодатной помощи, рассказы о его чудотворениях, воспоминания лично его знавших людей, душеполезные поучения старца — всё это передавалось в православном народе от поколения к поколению, сохранялось для потомков и сообщалось церковному священноначалию.
Известно было и предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.
Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение на Православие, причём началось это гонение не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников, прославленных во святых.
Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со св. мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили св.
мощи в неизвестном направлении.
Немалое смущение верующих, возникавшее при виде такого безнаказанного святотатства, было непередаваемо. Утешать могло только то, что, как свидетельствовал один из очевидцев тех событий профессор И.М.
Андреев, «издевательства над мощами святых нельзя рассматривать иначе, как соучастие святых в общенародных страданиях и пытках: страдает весь русский народ, и с ним страдают русские святые».
Правоту этих слов подтверждали неоднократные явления русских святых почитавшим их православным людям со словами утешения, ободрения и благословения на подвиг верности Христу.
Иногда частицы св. мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые из св. мощей тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию.
Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он сам предсказал, канули в неизвестность. Документально подтвержденными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г.
закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.
Последующая история стала проясняться только в 1990 г. и наиболее полно эту историю передаёт Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в слове, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви.
«Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, — говорил Святейший Патриарх, — мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви.
История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса — в Донской монастырь. Далее след теряется», — продолжает Святейший Патриарх.
Вспоминая, как трудно было верующему народу смириться с тем, что мощи утрачены, Предстоятель Русской Церкви свидетельствует: «Во многих местах находили какие-то предметы, которые приписывались преподобному: его топорик, части одежды, мантии, рукавички».
Святейший Патриарх Алексий начал поиски акта о вскрытии мощей преп. Серафима, который вскоре был найден. «И, сопоставив два акта — о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, — говорит Его Святейшество, — я направил в Ленинград двух архипастырей — епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи…
Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней.
Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви».
Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось продолжительное странствие св.
мощей по городам и весям — по пути из Москвы в Дивеево.
Этот своеобразный всероссийский «крестный ход на колёсах» (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха) останавливался в городах и монастырях по пути следования, где Его Святейшество служил Литургию и совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму.
1 августа 1991 г., в день памяти преп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.
С использованием материалов сайта Православие.ru
Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/182687.html
Обретение мощей Серафима Саровского: молитвы и чудеса Святого
Святого Серафима Саровского православная церковь считает чудотворцем, которого избрал для своих дел сам Господь – преподобного причислили к лику Святых через 70 лет после его кончины, в 1903 году.
И если просить у Святого заступничества, он обязательно поможет и жизнь изменится к лучшему.
Промысел Божий
Вся жизнь преподобного Серафима Саровского, великого подвижника Русской церкви, который в миру носил имя Прохор, была отмечена знамениями милости Божией.
Родился будущий Святой 19 июля 1754 года (по некоторым источникам 1759 года) в семье курского купца Исидора Мошнина, который занимался строительными подрядами, в числе которых был собор в Курске.
Отец Прохора рано умер, дела стала вести его мать — Агафия Мошнина, воспитывая двух сыновей в глубокой вере. Чудеса с ним начали происходить еще в детстве — однажды мать, продолжавшая постройку собора, взяла с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз, но остался невредим.
© photo: Sputnik / Dmitry Korobeynikov
На выставка «Преподобный Серафим Саровский» в Москве
На десятом году Прохор тяжело заболел – во сне ему явилась Божия Матерь, обещая исцелить его от болезни.
Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы — мать вынесла Прохора приложиться к Святой иконе, после чего он быстро поправился.
Обладая прекрасной памятью, юный Прохор, вскоре выучился грамоте.
Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития Святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.
Прохор решил посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь еще в юности. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди.
Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь. Простившись с матерью и родными, он пришел в Саров 20 ноября 1778 года, где восемь лет был послушником.
© photo: Sputnik / Andrey Zolotov
Икона Павла Бусалаева «Преподобный Серафим Саровский с житием»
Под руководством своего духовника — старца Иосифа, Прохор проходил многие монастырские послушания: был келейником, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием.
Через два года Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Болезнь продолжалась три года. Лечение, предложенное во время болезни, он отклонил, возложив все упование на милость Божию.
Когда положение Прохора было крайне опасное, ему явилась Пресвятая Богородица и исцелила его.
Вскоре келья, где произошло чудесное посещение, была снесена, и на том месте поставлен больничный корпус с храмом. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.
Великий подвижник церкви
Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, он принял иноческий постриг с именем Серафим (с древнееврейского означает пламенный), столь удачно выражающим его подлинно пламенную любовь к Богу и стремление ревностно Ему служить.
В 1787 он был рукоположен в иеродиакона, а в 1793 году — в иеромонаха. С этого времени он практически все время посвящал богослужению и молитве.
От непрестанных молитв в келье и стояния на службах в церкви у него распухли ноги, на них открылись раны, что лишило его возможности служить. И он просил благословения удалиться, в лесную келью, а не в больницу.
© photo: Sputnik / Dmitry Korobeynikov
Икона «Преподобный Серафим Саровский»
В конце 1794 года после кончины своего наставника, блаженного старца Пахомия, и приняв благословение нового настоятеля, старца Исаии, своего отца духовного, преподобный Серафим оставил обитель для безмолвных подвигов в пустыне.
Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки и состояла из одной деревянной комнатки с печкой.
В холодную пору преподобный собирал сучья и хворост и рубил своим топориком дрова для отопления своей кельи.
Все время преподобный проводил в непрестанных молитвах, чтении священных книг и телесных трудах. В начале своей отшельнической жизни он питался сухим хлебом, впоследствии преподобный Серафим еще более усугубил свой пост, отказавшись даже от хлеба и питаясь овощами своего огорода, который устроил подле кельи.
Одежду Святой носил всегда одну и туже, простую и даже убогую, на голове поношенную камилавку, а за плечами котомку, в которой подвижник неразлучно носил при себе Святое Евангелие.
В сентябре 1804 года на преподобного напали, требуя денег — его избили и изувечили так, что он на всю жизнь остался согбенным, но Святой простил преступников и просил не преследовать их.
В начала XIX века Святой принял обет молчания, который старался исполнять почти 20 лет. Последние годы жизни он исцелял болезни людей и принимал всех, кто желал его видеть. В числе гостей был даже царь Александр Первый.
© photo: Sputnik / Alexander Makarov
Церемония захоронения мощей Преподобного Серафима Саровского в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского женского монастыря
Приходившие к преподобному Серафиму Саровскому за назиданием чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям; «радость моя, сокровище мое».
Все знали и чтили преподобного Серафима Саровского как великого подвижника и чудотворца.
С 1831 года преподобный предсказал о предстоящем голоде, и, по его совету, в Саровской обители сделали запас хлеба на шесть лет, вследствие чего спаслись от голода.
Скончался он в 1833 году в возрасте 78 лет во время коленопреклоненной молитвы и был погребен на указанном им заранее месте.
Серафим Саровский почитается православными как один из Святых–чудотворцев. Люди уверены, что молитвы и просьбы, обращенные к Святому, способны исцелить от любых болезней, защитить от дурного влияния.
Чудеса
Много чудес связано с именем Серафима Саровского — известны случаи, когда люди прозревали, обретали слух и голос, излечивались от хромоты и других болезней, помолившись и умывшись из источника преподобного в Саровской обители.
В частности, исцелилась от тяжкой болезни у Святого источника 19-летняя дочь солдатки Ветлужского уезда Костромской губернии Параскевы Ершовой Матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания больная встала, конечности расправились, и она стала ходить.
Крестьянка Сарапульского уезда Вятской губернии Евфимия Ивановна Смольникова, которую разбил паралич шесть лет назад, полностью исцелилась выкупавшись в источнике.
Хромую девушку, которая на протяжении 18 лет она не могла встать с постели, принесли к Святому источнику в 1903 году. После того как родные три раза окунули ее в источник, больная нога окрепла, и девушка выздоровела.
После крестного ход, впереди которого несли чудотворную икону Умиления Божьей Матери и большой образ Святого, мать приложила к Святому лику глухонемую девочку. Выйдя из церкви, малышка воскликнула: «Мам!». Окружающие люди заволновались, со всех сторон посыпались деньги — девочку заставили держать подол, в который складывались двугривенные, полтинники и рубли.
© photo: Sputnik / Dmitry Korobeynikov
На выставке «Преподобный Серафим Саровский» в Москве
В часовне над могилой преподобного Серафима исцелилась от слепоты 25-летняя жительница села Коровенки Богородицкого уезда Тульской губернии Елена Никитична Куломзина, заболевшая пять лет назад.
Факты исцелений в Сарове тщательно записывались, их подтверждали дежурные офицеры и свидетели из народа.
Известны также случаи, когда после молитвы Святому люди исцелялись от сумасшествия, паралича и серьезных кожных заболеваний. Некоторые из таких историй записаны в летописи Дивеевского монастыря.
О чем молятся
Преподобный Серафим — скорый помощник всем, кто обращается к его помощи, поэтому в каждом доме должна стоять икона великого утешителя и целителя, которая принесет удачу всем верующим.
Святой Серафим помогает в облегчении страданий и в исцелении от тяжелых заболеваний. Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду, набранную из источника. Излечение совершается не только в физическом плане, но и духовном.
- Молодым девушкам, которые искренне молятся, образ поможет выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений.
- Молитвы перед иконой Серафиму Саровскому помогают справиться с отчаянием и гордыней, а также восстановить веру в Бога, поэтому часто к этой молитве прибегают матери детей, которые утратили веру в Бога.
- Помимо всего вышеперечисленного божественное изображение также способствует и продвижения в торговле и бизнесе.
Молитвы
Молитва первая
О великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих.
Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства.
Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския.
На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету Жизни Вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися.
Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бопо всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.
Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20170801/236827124/Obretenie-moshhej-Serafima-Sarovskogo-molitvy-i-chudesa-Svjatogo.html
Чудеса Серафима Саровского
15 января Церковь праздновала второе обретение мощей Серафима Саровского. Предлагаем вашему вниманию подборку чудес этого всенародно любимого праведника и чудотворца.
Один мой знакомый спивался. Запои были продолжительные. И в одну из пьянок дошел он до страшных мыслей о самоубийстве. Вышел в прихожую накануне задуманного и вдруг видит согбенного старичка с палкой, которой твердо и строго ему говорит: «Не делай это!» И исчез у него на глазах.
Хмель моментально выветрился из головы. Вышел знакомый на улицу и, как он сказал, вместо винного магазина ноги его сами повели в храм. Купил свечу и стал иконы обходит, думая, кому поставить.
И вдруг увидел того самого «старичка». Это был Серафим Саровский. Упал перед ним на колени, долго плакал. Молился, благодарил за вразумление и просил помочь бросить пить.
С тех пор его жизнь наладилась!
Вера
Дочка стала спокойно причащаться!
Моя дочушка, будучи младенцем, очень боялась причащаться. Я расстраивалась и в очередной раз, придя в храм, взмолилась: «Батюшка Серафим, помогите причастить дочку». Случилось маленькое чудо. Всё прошло хорошо, легко и без истерики. Девочка стала вести себя у Чаши спокойно! Святые слышат нас и помогают во всех нуждах: больших и малых. Слава Богу и батюшке Серафиму за всё!
Виктория
Отпустили боли
Несколько лет назад у моей жены болела спина. Были летом в Дивеево у мощей батюшки Серафима, молились. Неожиданно для жены дежурная в храме попросила ее помочь с уборкой в церкви.
Супруга убирала часть храма у мощей. А выйдя из церкви, почувствовала, что спина не болит. Боли ушли навсегда! Уже много лет прошло. Вот так Серафимушка отблагодарил за труд ради него.
Дивен Бог во святых Своих.
Алексей Гришин
Легко исповедалась!
Вспоминается история, очевидцем которой я стала. Назначили нам новую казначею в храм. А она была далека от веры. Но регулярно водила маленькую больную внучку причащаться, а сама к таинствам не готова была подойти.
Как-то прихожане храма собрались в паломничество в Дивеево. По дороге к Иверскому источнику вдруг казначея говорит: «Пока внучку ждала, так хорошо с батюшкой на исповеди побеседовала…» Вы помните свои первые исповеди? Они так непросты. А здесь новоначальной христианке так все легко далось – «поговорила хорошо».
Но окунаться в источнике отказалась. Однако подойдя к купальне, вдруг решительно направилась к воде. А потом сама удивлялась: я ведь не хотела, боялась – и как решилась?!
Дивны молитвы твои, отче Серафиме.
И.С.
Причастниц выписали домой
Декабрь 2017 года. Больница, послеоперационная палата. Появляется новенькая. А у нее с собой книга о чудесах преподобного Серафима Саровского в записях монахов. Эта женщина по вечерам тихо читала, никому не навязывая свою веру.
Только однажды спросила у соседок по палате: «Я позвала священника исповедаться и причаститься. Может, кто-то хочет со мной вместе?» Откликнулась лишь молодая девушка. Она сказала, что очень бы хотела причаститься, но не знает, как правильно исповедаться.
Рассказала, что месяц уже здесь лечится, и нет улучшения. Потом еще две соседки по палате изъявили желание. Стали мы готовиться, молитвы по молитвослову читать. Из соседней палаты к нам еще одна женщина присоединилась.
И бабушка одна заглянула: «Есть что почитать новенького?» Вот мы ей книжку о Серафиме Саровском и отдали.
Утром пришел священник из храма Софии Слуцкой. Исповедал и причастил всех желающих.
А после обеда причастниц всех выписали домой…
Неонила
Осталась в родном Православии
Моя история – возвращение блудной дочери. Стала я женой иностранца, да еще иной религии. Только, что называется, задним числом стала осознавать, насколько непродуманным было мое решение. К тому же нарушением апостольских правил о браках православных с иноверцами. Но тогда духовно я была слепа.
Очаровали в избраннике его доброжелательность, общительность, состоятельность, любовь к детям и желание их иметь. А после свадьбы новоявленный муж стал просить, а затем и требовать принять его веру. Противостоять было крайне тяжело, так как я была от него финансово зависима. В ход пошли угрозы, шантаж, устрашения, вплоть до рукоприкладства.
И я стала молиться мученику Евгению Родионову, который в чеченском плену не поддался на уговоры принять ислам ценой своей жизни. И получала силы и желание бороться за себя и веру.
- К слову, моя подруга накануне моей свадьбы и отъезда за границу вручила мне песочек с канавки Серафима Саровского. Меня согревали и утешали пророчества батюшки Серафима:
- «Везде пройдет враг, а у канавки остановится»
- А у меня была частичка канавки, и значит, «враг не пройдет».
Так и случилось по молитвам Царицы Небесной, преподобного Серафима Саровского, воина-мученика Евгения Родионова. С их помощью я стала прихожанкой храма Московского Патриархата.
Татьяна
Выжила при пожаре
Батюшка Серафим помогал мне многократно. Но один случай хотелось бы выделить особо.
Произошел он на святителя Василия Великого – 14 января. Из-за короткого замыкания в гирлянде вспыхнула елка. Возле нее иконы с рушниками, на мне пуховой платок. Я испугалась, растерялась, не знала, что предпринять. А огонь уже разгорелся до потолка. Хотела елку до ванной донести и потушить, но не донесла.
Вспыхнули на мне волосы, горели лицо и руки. Выронила на пороге в ванную. Рядом висела верхняя одежда, я схватила пальто и стала тушить им елку. Удивительно, что на мне не вспыхнула одежда, хотя я была объята огнем.
И целы остались иконы рядом с елкой – преподобного Серафима и Амфилохия Почаевского! Они и спасли меня!
Ирина
Исцеление женского недуга
Больше года я мучилась маточными кровотечениями. Была гинекологическая операция, но легче не становилось: кровотечения продолжались из-за эндометрия, который разросся до 27 мм. Врач назначила лекарства, но они не помогали.
Измучившись и отчаявшись, стала молиться к отцу Сарафиму Саровскому, хотя поначалу стыдилась просить святого о чисто женской проблеме. Помазалась святым маслом, прочитала молитву. И эндометрий стал отторгаться!
Потом, попав к более опытному гинекологу, я узнала, что еще при разрастании эндометрия до 17-19 мм лекарства помогают, а если более – нужна только операция. Когда я поведала о том, что произошло со мной, доктор была очень удивлена.
Так батюшка Серафим вылечил меня.
Ольга
Машину стали чинить сразу же
Святой Серафим Саровский помогает не только в духовных вопросах, но и в повседневных проблемах.
Однажды я попал в аварию. Столкновение со встречной машиной. Слава Богу, сработали подушки безопасности, и я остался невредим. А вот авто серьезно пострадало. Отдал в ремонтную мастерскую. Пообещали за 10 дней все починить.
Но прошел положенный срок, затем месяц, второй, а воз и ныне там! Тогда я читал о чудесах преподобного Серафима, помолился ему о своей проблеме.
И вдруг звонят через час из автосервиса и говорят, чтобы на днях за машиной заехал!
- Огромная благодарность святому Серафиму Саровскому!
- Никита
- «Благодарю тебя, отче Серафиме, за спасение от тоски!»
Батюшка Серафим, слава тебе за помощь! Ты избавил меня от уныния, вернул вкус к жизни. Я опять радуюсь всему. По утрам с энтузиазмом иду на работу. А до паломничества в Дивеево была невыносимая тяжесть внутри, упадок сил и апатия, равнодушие ко всему. Терзали мысли о самоубийстве. Благодарю тебя, милосердный заступник и человеколюбец!
Вера
Вразумление за неблагоговение
У моей свекрови долгое время стоял подаренный рулон с напечатанными, но не освященными бумажными иконками Серафима Саровского. Надо было его в храм отдать, да руки не доходили.
И как-то затеяла моя вторая мама ремонт: стала переклеивать обои. А под обои для намазывания на них клея на пол подстелила тот самый рулон с иконками Серафима Саровского. Мне бы вмешаться и сказать, что так делать нельзя – использовать для хозяйственных нужд бумагу с изображением святых, – но увы, смалодушничала тогда.
И тут вижу, бежит мой маленький сынишка к бабушке и ножками по рулону с ликами. Я его и подхватить на руки не успела. С тех пор начались у сына проблемы с ногами и боли. Обошли много врачей, долго лечились.
До трех лет я его в коляске возила. Люди не понимали, смеялись. А сынок не мог долго ходить – болели ножки. Осознала я всё. Много молилась, просила прощения у святого, и сыночку стало лучше.
Простил нас отец Серафим.
Для меня это наука на всю оставшуюся жизнь и детям-внукам назидание – благоговейно чтить любые лики Господа и святых, даже если это и не иконы, а просто их изображения.
Екатерина
Вы можете поаплодировать автору2
Источник: https://pravoslavie.fm/chudesa/chudesa-serafima-sarovskogo/
Преставление, второе обретение мощей прп. Серафима Саровского. Справка
2011-01-15T08:30+0300
2011-01-14T13:25+0300
https://ria.ru/20110115/321521248.html
Преставление, второе обретение мощей прп. Серафима Саровского. Справка
https://cdn25.img.ria.ru/images/15428/85/154288581_0:326:2502:1733_1036x0_80_0_0_b9620387f01b771f9130eecb17b857d0.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
15 января (по старому стилю 2 января) Православная Церковь отмечает день преставления, второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского, которого знают и чтят как великого подвижника и чудотворца.
15 января (по старому стилю 2 января) Православная Церковь отмечает день преставления, второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского.
Преподобный Серафим Саровский, которого все знали и чтили как великого подвижника и чудотворца преставился 2 января 1833 года.
В последний год жизни он стал заметно слабеть и многим говорил о своей близкой кончине. Он сам приготовил себе гроб и поставил его в сенях своей келии, где его часто видели незадолго до смерти. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, ‑ близ алтаря Успенского собора.
1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился.
2 января келейник преподобного почувствовал запах гари, исходивший из келии Серафима Саровского.
В келии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».
Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.
19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года состоялась канонизация преп. Серафима Саровского, он был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.
Известно было предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии и произошло.
17 декабря 1920 года мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 года закрыты и увезены. В конце 1920-х годов мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 года, когда Страстной монастырь был взорван.
В конце 1990 года было принято решение о переведении Ленинградского музея истории и религии из Казанского собора.
Сотрудники музея во время проверки запасников обнаружили зашитые в рогожу мощи, при вскрытии которых прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!» Об этом директор музея сообщил Патриарху Алексию II, который утвердил комиссию и благословил прежде всего найти в архивах все документы, связанные с мощами преп. Серафима. Из Российского центрального архива были получены копии документов канонизации Преподобного в 1903 году и очень подробный акт, составленный при вскрытии мощей в Темникове. При сопоставлении мощей, найденных в музее, с этими документами было установлено полное совпадение до мельчайших подробностей. Не оставалось сомнений, что обнаружены были мощи преп. Серафима Саровского.
В период освидетельствования святых мощей – с 25 декабря 1990 года по 10 января 1991 года – были оформлены все необходимые документы, получено разрешение Министерства культуры, была сделана рака и сшито новое облачение. В присутствии архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, архиепископа Истринского Арсения было совершено облачение и положение в раку честных мощей преп. Серафима.
11 января 1991 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда) состоялась торжественная церемония передачи святых мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви. После завершения акта передачи святые мощи были перевезены в Александро-Невскую Лавру.
Несколько недель мощи преподобного Серафима находились на поклонении в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Вечером 6 февраля мощи преподобного Серафима крестным ходом были перенесены из Александро-Невской Лавры на Московский вокзал. 7 февраля 1991 года мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения.
С февраля до июля 1991 года мощи преподобного пребывали в Богоявленском кафедральном соборе.
23 июля 1991 года рака со святыми мощами отбыла из Москвы в Дивеево. При переносе мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево состоялся грандиозный крестный ход во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви.
1 августа 1991 года, в день памяти преп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом Саровским.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник: https://ria.ru/20110115/321521248.html