*
![]() |
СВ. РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ |
*
Преподобный
Роман Сладкопевец
(ок. 556 г.)
День преподобного Романа Сладкопевца
Преподобного Романа Сладкопевца (VI).
Ὁ Ὅσιος Ῥωμανὸς ὁ Μελῳδὸς
*
*
![]() |
Минея — Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. |
==========
Православные праздники → День преподобного Романа Сладкопевца 14 октября Преподобный Роман Сладкопевец родился в сирийском городе Емесе в конце V века. С юных лет он проводил благочестивую и целомудренную жизнь. В царствование византийского императора Анастасия (491-518) святой переселился в Константинополь, где служил при храме во имя Богородицы в Кирах. Он проводил жизнь в посте и молитве, утруждая свое тело многочисленными подвигами и всенощными бодрствованиями. Вскоре святой Роман был поставлен пономарем в храме Святой Софии. Преподобный не имел дара пения и чтения, но вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание святого Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий (490-504), что вызывало зависть у других клириков.
Однажды в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили святого Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими святой Роман не ушел из храма после окончания службы, а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился.
Ночью в сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица. Она подала святому Роману свиток и повелела его съесть. Так преподобный получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. На всенощном бдении в день праздника Рождества Христова преподобный взошел на амвон и пропел свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго рождает…».
Вскоре святой Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения.
Преподобный Роман составил более тысячи кондаков на праздники Господские и Богородичные, многими из которых Святая Церковь доныне прославляет Бога.
http://www.calend.ru/
*
=============
![]() |
Св. Роман. Фреска. Kavalariana. Храм арх. Михаила. Крит. |
=============
Преподобный Роман Сладкопевец Преподобный Роман, прозванный «Сладкопевцем», был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенс-ком храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».
На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.
Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
*
================
![]() |
Ὁ Ὅσιος Ῥωμανὸς ὁ Μελῳδὸς |
===============
Ὁ Ὅσιος Ῥωμανὸς ὁ Μελῳδὸς Οἱ πληροφορίες γιὰ τὸν βίο τοῦ Ὁσίου Ῥωμανοῦ δυστυχῶς εἶναι λίγες. Ἔζησε, κατὰ μία ἐκδοχὴ τὸν 8ο αἰῶνα ἐπὶ τοῦ βασιλέως Ἀναστασίου τοῦ Β’. Ἀρχικὰ εἶχε χρηματίσει διάκονος στὴν ἐκκλησία τῆς Βηρυτοῦ. Κατόπιν μετέβη στὴν Κωνσταντινούπολη καὶ ἔμεινε στὰ κελιὰ τοῦ Ναοῦ τῆς Θεοτόκου. Ὁ Ῥωμανὸς εἶχε μέτρια παιδεία καὶ τὸ ποιητικὸ ταλέντο του ἦταν ἀκόμα ἄγνωστο. Διεκατέχετο ὅμως ἀπὸ μία βαθιὰ πίστη στὴν σεπτὴ μνήμη τῆς Παναγίας τῆς Παρθένου καὶ τακτικὰ παρακολουθοῦσε στὸν Ναὸ τῆς Παναγίας τῶν Βλαχερνῶν τὶς κατανυκτικὲς ὁλονυκτίες. Σὲ μία τέτοια, στὴν γιορτὴ τῶν Χριστουγέννων ποὺ παραβρέθηκε, ἡ ψυχὴ του γέμισε μὲ κατάνυξη καὶ ὅταν γύρισε στὸ κελί του εἶδε ὄνειρο τὴν Παναγία νὰ τοῦ προσφέρει ἕνα βιβλίο καὶ νὰ τοῦ λέει νὰ τὸ καταφάει. Ὁ Ῥωμανὸς ἀπὸ τὴν ἐπίδραση τοῦ ὀνείρου συνέθεσε γιὰ τὴν γέννηση τοῦ Χριστοῦ τὸ τροπάριο «Ἡ Παρθένος σήμερον τὸν ὑπερούσιον τίκτει».
Ἀπὸ τὴν στιγμὴ αὐτὴ ἡ ποιητικὴ ἐπιφοίτηση τοῦ Ὁσίου Ῥωμανοῦ ἔμεινε ἄσβεστη καὶ ἀναδείχτηκε ὁ ἐξωχότερος καὶ μεγαλύτερος μελῳδὸς τῆς Ἐκκλησίας μας. *
========
![]() |
Св. Роман. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. |
========
Тропарь преподобному Роману Сладкопевцу
- Тропарь, глас 8:
- Кондак, глас 8:
- Величание
- *
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.
Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре, Церкви Христове пречестное украшение был еси, пением прекрасным украсив ю, блаженне. Тем молим тя, подаждь желающим Божественнаго дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото церковная.
Ублажаем тя, преподобне отче Романе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
![]() |
Миниатюра из Менология Василия II gr. 1613. Константинополь. Около 985 г. Библиотека Ватикана. Рим. |
*
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’. Ταχὺ προκατάλαβε.
Ὡς σάλπιγξ θεόληπτος, τῶν οὐρανίων ᾠδῶν, ἐνθέως ἐφαίδρυνας, τὴν Ἐκκλησίαν Χριστοῦ, τοῖς θείοις σου ᾄσμασι· σὺ γὰρ τῆς Θεοτόκου, ἐμπνευσθεὶς τῇ ἐλλάμψει, ἔνθεος ὑμνηπόλος, ἐγνωρίσθης ἐν κόσμῳ· διό σε πόθῳ τιμῶμεν, Ῥωμανὲ Ὅσιε.
Κοντάκιον. Ἦχος πλ. δ’. Τῇ ὑπερμάχῳ.
Ὤσπερ κιθάραν τῆς σοφίας παναρμόνιον
Καὶ ὑποφήτην θεοπνεύστων ἀναβάσεων
Εὐφημοῦμεν Ῥωμανέ σε ᾀσμάτων ὕμνοις.
Ἀλλ’ ὡς φόρμιγξ δωρεῶν τῶν ὑπὲρ ἔννοιαν
Πρὸς ἐγρήγορσιν ἡμᾶς θείαν διέγειρον
Τοὺς βοῶντάς σοι, χαίροις Πάτερ Θεόληπτε.
Μεγαλυνάριον.
Ἄνωθεν τὸ δῶρον ἀπειληφῶς, ἐκ τῆς Θεοτόκου, παμμακάριστε Ῥωμανέ, ὕμνησας πανσόφως, τὰ θεῖα μεγαλεῖα, κενώσεως τοῦ Λόγου, ὡς ἔμπνουν ὄργανον.
*
==========
![]() |
ЯВЛЕНИЕ БОГОМАТЕРИ РОМАНУ СЛАДКОПЕВЦУ ВО СНЕ Миниатюра Минология Василия II, 1 октября Кон. 10 — нач. 11 века Библиотека Ватикана |
===========
Молитва
Преподобному Роману
Об этом святом сказано: Многи жены неплодныя молитвою чада родити сотвори. Этот святой при жизни вкушал только хлеб, соль и воду, никогда не употреблял светильника. При жизни он уврачевал недуги многих. Ему молятся о разрешении бесчадия.
- Молитва всем святым и бесплотным небесным силам
- Молитва преподобному
- Тропарь преподобному, глас 8
- Кондак преподобному, глас 2
- Величание преподобному
- ===============================
Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.
— О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
*
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.
Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Романе, моли непрестанно о всех нас.
Ублажаем тя, преподобне отче Романе, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов. *
![]() |
Минологий. 1 октября /фрагмент/ (прп. Роман и ап. Анания). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. |
***
Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/10/blog-post_4951.html
Роман Сладкопевец: преподобный, получивший дар из рук Богородицы
К именам многих великих христианских святых обычно присоединяется указание на то место, откуда были родом или где жили и подвизались эти святые: скажем, Амвросий Оптинский, Ксения Петербургская, Андрей Критский или Мария Египетская… Но в некоторых случаях к имени святого вместо топонима добавляется эпитет, подчеркивающий его характерную особенность: Василий Великий или Иоанн Златоуст. Сегодня «Прихожанин» решил напомнить своим читателям некоторые моменты жития уникального христианского поэта и певца, гимнографа, создателя многочисленных церковных песнопений преподобного Романа Сладкопевца, память которого Церковь отмечает 14 октября.
![]() |
Матерь Божия протягивает преподобному Роману свиток |
Константинополь, начало VI века. В знаменитой Влахернской церкви Богородицы шло всенощное бдение накануне праздника Рождества Христова. Молитвы, песнопения… Но их почти не слышал униженный и опечаленный клирик Роман. Он отошел за хоры и преклонил колени перед иконой Божией Матери. Долго-долго молился, изливая перед иконой свою скорбь.
Из головы у него никак не выходил тот момент, когда во время всенощного бдения он страшно опозорился. Ему поручили читать кафизмы Псалтыри, но он делал это так плохо, так косноязычно, что настоятель поручил другому клирику сменить Романа. В ушах продолжал стоять смех окружающих – смеялись и клир, и певчие, и находившиеся в храме прихожане.
Во время молитвы Роман вдруг забылся коротким и тревожным сном. И было ему видение. Предстала перед ним Пресвятая Богородица, которая несколькими ласковыми словами успокоила опечаленного клирика и протянула ему бумажный свиток (по-гречески он называется «кондакион») со словами: «Съешь его, Роман! И не печалься более. Твои молитвы услышаны».
Мгновенно проснувшись и увидев у себя в руках пергамент, Роман немедля и не раздумывая съел кондакион. И свершилось чудо!
…Но давайте отмотаем пленку на некоторое время назад.
Читатель, ты удивляешься, почему видишь перед собой фотографии сирийского города Хомса? Кстати, на первой – Хомс до начала гражданской войны в Сирии; вторая, напоминающая Сталинград после гитлеровских бомбежек, это Хомс сегодня, когда гражданская война в Сирии превратила некогда цветущий город в руины.
Просто две тысячи лет назад на месте Хомса находился город Эмеса (или Эмеза). Именно здесь в конце V века (историки называют разные цифры между 480 и 490 годами) родился будущий знаменитый певец, поэт-создатель церковных гимнов преподобный Роман Сладкопевец.
![]() |
![]() |
Хомс до начала гражданской войны | Хомс разрушенный |
Он вырос в еврейской семье (хотя нам ничего неизвестно о его родителях), получил прекрасное классическое образование, в юности крестился и стал горячим последователем Христа. Некоторые исследователи полагают, что Роман рос в семье врачей и сам в юности некоторое время занимался врачеванием до момента, пока у него не случился конфликт с эмесскими врачами.
Роман считал, что врач не имеет права требовать у больного за лечение много денег, как это делали другие врачи. Он брал за лечение невысокую плату, как сказали бы сегодня бизнесмены, демпингуя цены, и этим вызывал сильное возмущение других врачей города. Считается, что именно по этой причине Роман был вынужден оставить родной город и перебраться в Бейрут.
Там он уже не занимается врачебной деятельностью, а целиком отдает себя служению Господу, участвуя в богослужениях в бейрутском храме Воскресения. Через короткое время его посвящают в сан диакона. Впрочем, в Бейруте Роман пробыл недолго и вскоре переехал в Константинополь, где и прожил до конца своих дней.
![]() |
Храм святой Софии в Константинополе |
В Константинополе Роман стал клириком в Патриаршем храме святой Софии.
Как указывают все исторические и богословские источники, на тот момент юноша не отличался ни слухом, ни голосом: Роман не мог красиво петь, не мог четко и громко читать, зато усердно помогал в храме и брался за любую работу. Тогдашнему Константинопольскому Патриарху Евфимию очень понравился старательный и искренне верующий юноша, и он взял его под свою опеку.
…На другое утро, в праздник Рождества Христова, Роман пришел в храм святой Софии и повел себя совершенно неожиданным образом: он обратился к Патриарху Евфимию с просьбой исполнить гимн собственного сочинения, который он написал этой ночью.
Благоволивший к юноше Патриарх удивился, но решил поддержать молодого клирика.
Роман поднялся на кафедру и вдруг запел необычайно красивым голосом сочиненный им кондак: «Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо Превечный Бог».
Император Анастасий I, Патриарх Евфимий, весь клир, все прихожане, заполнившие храм святой Софии, потрясенные, слушали этот первый написанный Романом и самый знаменитый его кондак. На их глазах происходило великое чудо! В праздник Рождества Христова по воле Божией рождался гениальный христианский поэт и певец, которого народ в храме в тот же день окрестил Сладкопевцем.
![]() |
Роман Сладкопевец |
С тех пор преподобный Роман был любим и почитаем всеми в Константинополе и далеко за его пределами. Он стал учителем пения и занял особое место среди церковных песнописцев. Причем писал он не только на церковные темы, но не раз откликался и на иные события, которые происходили в Константинополе.
Но каждое воскресное утро Роман Сладкопевец поднимался на амвон церкви святой Софии и пел новый написанный им церковный гимн. Известно, что в последующие годы он написал свыше 1000 (!) молитв, гимнов, поэм, песнопений, многие из которых известны верующим и поныне.
За уникальный поэтический талант Романа Сладкопевца по праву ставят в один ряд с древнегреческими поэтами Гомером и Пиндаром и великим Данте.
Среди самых знаменитых его поэм обычно называют: «На крещение Христа», «О десяти девах», «На отречение Петра», «Мария у креста», «Мария и волхвы», «На землетрясения и пожары», «О жизни монашеской».
К слову сказать, всем верующим знакомы такие богослужебные, но непривычные русскому слуху слова, как «кондак» и «икос».
Тому, что мы их используем, мы обязаны преподобному Роману Сладкопевцу: «кондаком» назывался бумажный свиток, на котором он записывал церковные песнопения, а «икосом» (в переводе с греческого «дом») –те дома, в которых, сочиняя свои великие церковные гимны, проводил ночи сладкоголосый певец, получивший свой дар из рук Самой Богородицы.
Преподобный Роман Сладкопевец преставился в 556 году, и его похоронили в монастыре Пресвятой Богородицы, где он жил в последние годы. Этот монастырь (его еще называли Обрадованной, или Благодатной, Богородицы) был построен дочерью Андроника Дуки, супругой императора Алексия Комнина Ириною и находился близ Софийской пристани.
Об этом поведал архиепископ Антоний Новгородский в своем «Путешествии Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия». К сожалению, православный монастырь Пресвятой Богородицы был разрушен в 1453 году, когда Константинополь захватили турки.
В настоящее время могила преподобного Романа Сладкопевца затерялась, а его мощи жду второго обретения.
Петр Селинов
Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/2165-roman-sladkopevets-prepodobnyj-poluchivshij-dar-iz-ruk-bogoroditsy.html
Икона Преподобный Роман Сладкопевец
Преподобный Роман Сладкопе́вец — православный святой, величайший гимнограф византийского мира, прославившийся сладкоголосым пением и поэтическим даром.
О житии его осталось не так много свидетельств. Согласно Патмосскому кодексу, родился в Сирии в небольшом провинциальном городе Эмессе в середине V века (точная дата неизвестна, предположительно в 480−490 годы).
По некоторым источникам Роман был выходцем из греческой семьи, по другим — из еврейской православной. С раннего детства изучал Писание и жития святых.
Получил хорошее классическое образование, о чем свидетельствуют упоминания в его песнопениях таких исторических личностей, как Платон, Демосфен, Гомер, Пифагор. Есть также отсылки к познаниям в медицине и юридическом праве.
По некоторым источникам, Роман вырос в семье потомственных врачей и сам некоторое время практиковал медицину. Но вскоре вызвал недовольство местных лекарей тем, что почти не брал у больных денег, нарушая установленные в городе расценки. А иногда оказывал помощь и вовсе бесплатно.
Не найдя понимания в родном городе на поприще медицины, юноша отправляется в Бейрут и поступает в услужение диаконом в церковь святого Воскресения, которая являлась в то время одним из самых влиятельных собраний города.
Святой Роман исповедовал православные взгляды.
Когда православное духовенство Бейрута, находящееся в пределах Антиохийского Патриархата, подверглось преследованиям и притеснениям, Роман вынужден был покинуть город и отправиться в Константинополь.
Это было время правления Анастасия Дикора — императора Византии с 11 апреля 491 года. Преподобный Роман поселился в Кирах вблизи патриаршего храма Святой Богоматери Софии. В этом квартале жили монахи и духовенство. Благодаря своей образованности, Роман вскоре был замечен и принят пономарем в клир.
Кроме истинной веры, прилежания и послушания, юноша не отличался особыми талантами в песнопениях. Он усердно помогал при богослужениях, но отсутствием слуха и голоса вызывал лишь усмешки.
Однако патриарх Евфимий любил Романа и ставил в пример как образец добродетели, истинной веры, смирения и праведности.
Особое расположение патриарха к новому служке вызвало недовольство среди соборных клириков. Они решили подшутить и указать юноше его место.
Это случилось на одном из предрождественских вечерних богослужений, когда в храме присутствовал сам император Анастасий с семьей и придворной свитой. Клирики улучили момент, когда патриарх закончил песнопение и еще не успел перейти к другому, и вытолкнули юношу на амвон.
От растерянности и смущения молодой человек начал петь кафизм, да так плохо, что прилюдно осрамился и был осмеян богомольцами.
Вернувшись в монастырский покой опечаленным, юноша до поздней ночи молился пред иконой Божией Матери, рассказывая о своих бедах. Когда же он незаметно для себя задремал, явилась ему Богородица, подала пергаментный свиток (по-гречески — кондакион) и повелела съесть. И свершилось чудо: Роман обрел чистый мелодичный голос, поэтический дар и способность к сочинению прекрасной музыки.
В тот же день преподобный Роман сочинил свое первое песнопение — знаменитый кондак «Дева днесь Пресущественного рождает» и испросил дозволения патриарха прилюдно спеть его в храме за всенощной в канун Рождества Христова.
На этот раз красивое мелодичное пение вызвало всеобщее восхищение. Император был очарован дивным голосом юноши и возвышенным благодатным стихом.
С того дня преподобного Романа стали называть Сладкопевцем, а все последующие сочиненные им песнопения — именовать кондаками в честь чудотворного свитка, полученного от Богородицы.
- Чудесные слова кондака святого Романа Сладкопевца мы торжественно повторяем каждый год на Рождество Христово:
- Дева днесь Пресущественнаго раждает,и земля вертеп Неприступному приносит,Ангели с пастырьми славословят,волсви же со звездою путешествуют.Нас бо ради родися Отроча младо,
- Превечный Бог.
За усердное служение Роман Сладкопевец был рукоположен в сан диакона и стал учить других пению. За свою долгую жизнь преподобный Роман составил около тысячи песнопений и кондаков, многие из которых. Среди них молитвы и гимны к большим церковным праздникам, самым известным из которых является акафист Благовещению Божией Матери — поется в пятую субботу Великого поста.
Скончался преподобный Роман в мире предположительно между 555 и 562 годами и был погребен в Константинополе в том же храме, где служил и где сегодня совершается его память.
Православная церковь причислила Романа Сладкопевца к лику святых.
Иконе преподобного Романа Сладкопевца молятся о получении творческих способностей (в музыке, пении и стихосложении), о защите от завистников и козней недругов, о разрешении трудных жизненных ситуаций и обретении уверенности в себе.
День памяти преподобного Романа Сладкопевца:
14 октября (1 октября по старому стилю) – день кончины Романа Сладкопевца.
Источник: https://www.srednik.ru/product/ikona-prepodobnyy-roman-sladkopevets
Преподобный Роман Сладкопевец – покровитель творческих людей | Журнал Ярмарки Мастеров
«Роману Сладкопевцу» — ответил священник на мой вопрос «Какого святого можно просить о помощи в творчестве?». Так я впервые услышала имя этого святого и произошло это именно в день его памяти — 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Из жития преподобного Романа Сладкопевца я узнала, что от природы он не имел красивого голоса, никогда не участвовал в церковном пении и становился из-за этого жертвой насмешек, но обиду переносил молча, без злобы в сердце, за что был вознагражден теплым отношением к нему самого патриарха.
Однажды во время Рождественского богослужения, где присутствовал император, завистливые недруги силой спровадили Романа на амвон, дабы тот пел. Роман запел и, конечно же, опозорился, как и рассчитывали.
По окончании службы, Роман упал на колени и долго молился Деве Марии Пречистой, а ночью увидел он странный сон, в котором сама Богоматерь подошла к нему, сжимая в руках бумажный свиток, и велела съесть сей предмет.
Наутро преподобный Роман вдруг понял, что голова его полна книжных знаний, а к вечеру оказалось, что помимо дара книжного разумения Владычица наградила юношу также еще и даром песнопения: когда Роман пропел, стоя на амвоне, мгновенно составленный в уме кондак, текст которого сегодня известен всем православным христианам и его поют в храмах в ночь на Рождество Христово. Голос Романа, к удивлению его самого и особенно присутствующих на богослужении, был силен и красив.
Откуда же талант в человеке? От Бога?
Писательница Элизабет Гилберт, автор сенсационного международного бестселлера «Ешь, молись, люби», описывает две теории в отношении таланта человека, одна из которых зародилась еще в античные времена, так, в Древнем Риме и в Древней Греции, люди говорили «у него есть гений» и верили, что творческие способности — это дух и спутник божественного и что они приходят к человеку из далеких, неизвестных источников по неясным, неизвестным причинам. Позднее в эпоху Возрождения, когда стали говорить «он гений», появилась вторая теория, которая позволила людям думать, что они сами являются источником всего творческого, созидательного, неизвестного, божественного.
Элизабет считает, что вторая теория, позволяющая людям думать, что они является источником всего божественного, накладывает слишком большую ответственность и непосильна для хрупкой человеческой психики. Всё равно что попросить человека проглотить солнце.
Такой подход создает все эти сумасшедшие ожидания от результатов труда творческого человека, формирует страхи и сомнения». А вот античная концепция — находка для творческого человека, ведь такой подход защищает творцов от нарциссизма.
«Если работа была превосходна, они не могли целиком и полностью брать на себя лавры её создания, все знали, что им помог гений. Если их работа была плоха, все понимали, что просто гений-калека. Когда человек делает нечто непостижимое — это сияние Бога.
Но если человек вдруг обнаруживает, что он больше не искра Божья и больше никогда не поднимется на такую высоту — это одно из самых тяжелых признаний в творческой жизни.
Но такие моменты не будут столь болезненны, если вы с самого начала верили, что самое изумительное и волшебное в нас исходит не от нас самих, а из какого-то невообразимого источника и дано нам в долг на какой-то период вашей жизни. И, вы знаете, если мыслить так, то это меняет всё»
Похожей точки зрения придерживается и Джулия Кэмерон, в книге «Путь художника», она пишет: «Существует невидимая, неиссякаемая творческая сила, которая служит основой жизни, пронизывает и вдохновляет всех и вся, включая нас. Наши творческие мечты и желания зарождаются из священного источника.
Идя им навстречу, мы приближаемся к священному в самих себе. Мы лишь передатчики Божественного творчества, Творчество – это воля Творца, направленная через нас. Как только мы откроем Создателю свои творческие каналы, нас ожидают плавные, но существенные перемены. Нет опасности в том, чтобы открываться для творчества.
Помнить, что Великий Творец любит творчество».
И Элизабет, и Джулия считают, что человеку остается «лишь действовать, чтобы воплотить ранее не осуществленную мечту в реальность. Помнить, что моя задача – делать дело, а не критиковать сделанное. Повесить над рабочим столом надпись: «Великий Творец, я позабочусь о количестве. А ты – о качестве». Я сделаю все зависящее от меня…».
Пытаясь примерить две эти концепции, Джулия пишет: «И совершенно неважно, с чего начинать постижение этой истины – с божественной силы внутри нас или с Бога, обитающего вовне.
Если где-то рядом чуткая, отзывчивая творческая сила, которая слышит нас и помогает нам, значит, мы действительно на что-то способны. Важно доверять этой силе.
Внимательно относиться к присутствию в моей жизни Великого Творца, к его помощи и управлению моим внутренним художником. Просить у Великого Творца поддержки, смелости и скромности»
Вера в себя, свои способности дает силы и уверенность, а умноженная на веру в чуткую отзывчивую божественную силу, которая всегда рядом с тобой – это сила несокрушимая.
С творческой молитвы можно начинать каждый день или читать ее непосредственно перед или во время творческого действа, просить благословения на воплощение новых идей.
Можно обратиться к Преподобному Роману Сладкопевцу — покровителю творческих людей, который на себе ощутил божественное влияние чудесной творческой силы.
ТВОРЧЕСКАЯ МОЛИТВА (Д. Кэмерон «Путь художника»)
- О Великий Создатель,
- Я готова служить Тебе
- И нашим собратьям во имя Твое,
- Я готова быть Твоими инструментом.
- Я открыта Твоему творчеству в моей жизни.
- Я оставляю позади старые идеи.
- Я приглашаю новые и более широкие идеи.
- Я верю, что отныне Ты будешь указывать мне дорогу.
- Я верю, что следовать за Тобой безопасно.
- Я знаю, что Ты сотворил меня и что творчество –
- Это и Твоя природа, и моя.
- Я прошу раскрыть мою жизнь
- Согласно Твоему замыслу, а не своей заниженной самооценке.
- Помоги мне поверить, что ещё совсем не поздно
- И что я не слишком стара и не слишком плоха,
- Чтобы исцелиться
- Через Тебя и с помощью друзей – и быть здоровой.
- Помоги мне любить себя и других,
- Заботиться о раскрытии потенциала,
- Поддерживать рост
- И понимать свои страхи.
- Помоги мне понять, что я не одна,
- Что я люблю и достойна любви.
- Помоги мне творить и этим служить Тебе.
Р.S.
Думаю, что к каждому человеку приходили идеи из неведомого источника, который он затрудняется отчетливо объяснить. Что это за источник? И как нам всем работать с этим источником, а ещё лучше — сохранить его как можно дольше?
Источник: https://www.livemaster.ru/topic/2213567-prepodobnyj-roman-sladkopevets-pokrovitel-tvorcheskih-lyudej
Канон преподобному Роману Сладкопевецу, Константинопольскому
- Пе́снь 1.
- Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
- Светосия́нныя лучи́ от небе́с на́м низпосли́ моли́твами твои́ми, му́дре Рома́не боже́ственне, твою́ похвали́ти свяще́нную па́мять пе́сньми.
- От ю́ности ве́сь ты́ Христу́ тя́ сама́го предложи́в, после́довал еси́ Ему́, светоза́рными сия́ньми у́м с небесе́, Рома́не, облистава́я.
- Укра́шен добро́тою Вседе́тельнаго и Свята́го Ду́ха, я́ко звезда́ светосия́нная, доброде́телей све́тлостию, му́дре, яви́лся еси́, Рома́не, ми́ра конце́м.
- Богоро́дичен: Из Тебе́ про́йде неизрече́нно Бо́жие Сло́во Собезнача́льное в после́дняя времена́, и пе́рваго челове́ка Ада́ма, во тлю́ па́дшаго, Богоро́дице, возспасе́.
- Пе́снь 3.
- Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.
- У́м тво́й, Рома́не му́дре, бы́сть оби́телище Тро́ицы Святы́я, исполня́емь благоче́стно зна́ния и́стиннаго, источа́я боже́ственная пропове́дания.
- Струи́ искипе́ тече́ний честны́й тво́й язы́к, поя́ боже́ственная и уясня́я му́дростно Христо́во к на́м от Де́вы Рождество́ неизрече́нное.
- Се́ пита́еши оби́льно му́дрыми уче́ньми и кра́сными песнопе́нии по́мыслы на́ша и исполня́еши сла́дости Боже́ственнейшия, Рома́не богогла́се.
- Богоро́дичен: Все́х еси́ во́инств вы́шши, Де́во, те́х бо Соде́теля, Сы́на Бо́жия, зачала́ еси́ во утро́бе и, ро́ждши, пребыва́еши Присноде́ва.
- Седа́лен, гла́с 5.
Насажде́н, я́коже дре́во, о́тче блаже́нне, при исхо́дищих во́д по́стнических, Боже́ственным соде́йством плоды́ боле́зней твои́х во вре́мя я́вственно Садоде́лателю и Творцу́ отда́л еси́. Сего́ ра́ди святу́ю твою́ пое́м па́мять, честву́юще тя́, Рома́не преподо́бне.
- Богоро́дичен: Те́плая предста́тельнице и непобеди́мая, упова́ние изве́стное и непосты́дное, стено́, и покро́ве, и приста́нище прибега́ющим к Тебе́, Присноде́во Чи́стая, Сы́на Твоего́ и Бо́га моли́ со а́нгелы умире́ние да́ти ми́ру, и спасе́ние, и ве́лию ми́лость.
- Крестобогоро́дичен: На Кресте́ зря́щи Тя́, Христе́, Ма́ти Твоя́, во́льно посреде́ разбо́йников ви́сяща, растерза́ющися утро́бою, ма́терски глаго́лаше: безгре́шный Сы́не, ка́ко непра́ведно на Кресте́, я́коже злоде́й, пригвожде́н еси́, челове́ческий ро́д хотя́ оживи́ти, я́ко Благоутро́бен?
- Пе́снь 4.
- Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.
- Прия́телище бы́л еси́ Боже́ственнаго Ду́ха и огнедохнове́нная уста́, возглаша́ющая боже́ственная песнопе́ния и наслажда́ющая ду́ши, Рома́не, притека́ющих ти́.
- Я́ко цевни́ца ты́ бы́л еси́ небе́сная и гу́сль, вся́кую к себе́ влеку́щи мы́сль повестьми́ твои́ми и кра́сными твои́ми песнопе́нии.
- Благода́ть дхне́ и всели́ся в светоно́сную твою́ ду́шу, Вседе́тельнаго и Пресвята́го Ду́ха, прехва́льне, и тя́ прия́телище и му́дра боговеща́теля соде́ла.
- Богоро́дичен: Я́д излия́ в прама́терния у́бо слу́хи зми́й, но Ты́, Чи́стая, сего́ истрясла́ еси́, арха́нгеловым гла́сом заче́нши и ро́ждши Христа́.
- Пе́снь 5.
- Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
- Я́ко благоле́пнейшо святи́лище, сосу́д я́ко чисте́йший, Уте́шителева благода́ть обре́тши тя́, Рома́не богому́дре, хра́м соде́ла, све́том укра́шен, и всели́ся.
- Воплоще́ннаго Сы́на Бо́жия Ро́ждшая и́стинно твою́ ду́шу просвети́ и у́м боже́ственнаго зна́ния испо́лни, в нощи́ предста́вши тебе́, Присноде́ва.
- Списа́ньми твои́х свяще́нных слове́с, приснопа́мятне, яви́вся все́м вои́стинну сладча́йший, вся́ увеселя́еши, все́х просвеща́я у́м и вся́ науча́я зна́нию спаси́тельному.
- Богоро́дичен: Све́т ро́ждшая, О́тчее Сло́во Присносу́щное, Чи́стая, свеща́тельными моли́твами Твои́ми просвети́ у́м мо́й и отжени́ тму́ души́ моея́, Пречи́стая Влады́чице.
- Пе́снь 6.
- Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.
- Просвеще́ния исполня́емь и к высоте́ доброде́телей боже́ственно возводи́мь, небре́гл еси́ о все́х земны́х: и сто́лп небе́сный, и свети́льник благоче́стия бы́л еси́.
- Пло́ти увяди́л еси́ жела́ния и ду́шу твою́ украси́л еси́ светле́йшими чистоты́ озаре́ньми, и добро́ту рачи́тельную доброде́телей благоле́пием обложи́л еси́.
- Возненави́дев привре́менное и су́етное, и гнило́е, и те́чное наслажде́ние, к хра́му Богоро́дицы прилежа́, у́м освяти́л еси́, и ду́шу, и те́ло, достосла́вне.
- Богоро́дичен: Вси́ предзря́ще проро́цы све́тло бу́дущее по́слежди от Де́вы, Христе́ мо́й, Твое́ на земли́ пренепоро́чное Рождество́, я́вственно богови́дцы провеща́ша.
- Конда́к, гла́с 8:
Боже́ственными доброде́тельми ду́ха измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре, Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние бы́л еси́: пе́нием бо прекра́сным украси́в ю́, блаже́нне. Те́м мо́лим тя́: пода́ждь жела́ющим боже́ственнаго дарова́ния твоего́, я́ко да вопие́м ти́: ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.
- Пе́снь 7.
- Ирмо́с: О́троцы в Вавило́не пе́щнаго пла́мене не убоя́шася, но, посреде́ пла́мене вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
- Богоро́дицу Мари́ю богому́дра име́л еси́ Учи́теля, вразумля́ющую тя́, и науча́ющую, и пе́ти повелева́ющую: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
- Возсия́л еси́ в ми́ре, я́ко светле́йшее со́лнце, Рома́не богому́дре, и све́тло просвеща́я ве́рою зову́щия: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
- Твои́х глаго́л веща́ние вселе́нную испо́лни и красно́ песнопе́ти Христу́ челове́ки научи́: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
- Богоро́дичен: Ны́не блажа́т Тя́ вси́ ро́ди челове́честии, Богоро́дице Чи́стая, я́коже прорекла́ еси́, и ве́рою сла́вят: благослове́н, Пречи́стая, Пло́д чре́ва Твоего́.
- Пе́снь 8.
- Ирмо́с: За зако́ны оте́ческия блаже́ннии в Вавило́не ю́ноши, предбе́дствующе, царю́ющаго оплева́ша повеле́ние безу́мное, и совоку́плени, и́мже, не свари́шася огне́м, Держа́вствующему досто́йную воспева́ху пе́снь: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
- Всю́ ми́ра красоту́, и сла́дость, и сла́ву оттря́с, ду́шу твою́ впери́л еси́ к вы́шним лико́м, к та́мошним сла́вам и све́тлостям, му́дре, к добро́там неизрече́нным, к пребыва́нием та́мошним, к све́ту богонача́лия, зовя́: Тя́ превозно́сим, Христе́, во ве́ки.
Боже́ственным жела́нием распаля́емь, восхожде́ния положи́л еси́ в се́рдцы твое́м и безпло́тное во пло́ти житие́ стяжа́л еси́. А́нгельским чино́м подо́бяся, му́дре, та́мо су́щая возлюби́л еси́ в ми́ре песнопе́ния, ве́рою, Рома́не, взыва́я: Тя́ превозно́сим, Христе́, во ве́ки.
- Высоковеща́нием боже́ственных твои́х и сладча́йших слове́с, блаже́ннейше Рома́не, вся́к по́мысл весели́ши челове́ков и услажда́еши, я́коже не́кий пита́тель богатотво́рный, и просвеща́еши све́тло и науча́еши вопи́ти: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те во вся́ ве́ки.
- Богоро́дичен: Равнобо́жием прельсти́в мя́, человекоуби́йца, зми́й лука́внейший, я́ко пле́нника, исхити́ сла́дости ра́йския, но Влады́ка, естество́м Сы́н Бо́жий, вопло́щся, прии́де от Де́вы Мари́и, и взя́т мя́ на высоту́, обожи́в: Его́же превозно́сим во вся́ ве́ки.
- Пе́снь 9.
Ирмо́с: Безсе́меннаго зача́тия рождество́ несказа́нное, Ма́тере Безму́жныя нетле́нен Пло́д: Бо́жие бо рожде́ние обновля́ет естества́. Те́мже Тя́ вси́ ро́ди, я́ко Богоневе́стную Ма́терь, правосла́вно велича́ем.
- Го́рнейшим, сла́вне, лико́м совокупи́лся еси́ безпло́тным, иде́же неизрече́нная пребыва́ет ра́дость и всегда́шнее наслажде́ние, иде́же о́ный Богонача́лия све́т е́сть и весе́лие, иде́же неизглаго́ланная сла́ва, блаже́ннейше.
- С пра́ведными вну́трь Боже́ственныя сла́вы всели́вся, зри́ши красоту́ неизрече́нную о́ную, зри́ши сла́дость неконча́емую, зри́ши добро́ты небе́сныя, и́стинно жела́нныя, му́дре, ви́диши патриа́рхов ли́ки, Рома́не сла́вне.
- Твою́ светоно́сную па́мять ве́рно соверша́ющия от бе́д изба́ви моли́твами твои́ми, богому́дре, и от вся́каго вре́да, Рома́не, и ско́рби чужда́го и небе́сныя сла́вы получи́ти сподо́би и Ца́рствия го́рняго, блаже́ннейше.
- Богоро́дичен: От дре́вняго паде́ния челове́ческий ро́д первозда́ннаго бы́сть тле́нен, Де́во Богоро́дице, и порабоще́н страстьми́ грехо́вными, но из Тебе́ рожде́йся Преблаги́й Бо́г Свои́м благоутро́бием того́ воззва́.
Источник: https://www.akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-prepodobnomu-romanu-sladkopevetsu-konstantinopolskomu/