Описание храма в гольяново: история зосимы и савватия, архитектура и расписание богослужений

История храма

Первое упоминание о селе, получившем название от рыбки «гольян», в изобилии водившейся в местных водоемах, относится к 60-м годам XVII столетия, когда Гольяново было вотчиной царя Алексия Михайловича Романова. Через него проходила древняя Хомутовская дорога, идущая из Москвы к «великокняжеским бортням» на реке Клязьме.

Его точное именование было: «Покровское, Васильцова уезда, стана Радонежской десятины». Близко к этому времени в Гольянове была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев[1]. Видимо, застройщиком ее являлся сам царь Алексей Михайлович. Храм получал «хлебную ругу» (содержание) из села Покровского.

Еще свидетельствуется, что храм наделен был «десятиной пахотной земли и десятиной покосов»[2], на эти доходы содержался храм и его причт. Царем Алексеем Михайловичем в Гольянове был построен еще и свечной завод.
В 60-е годы ХVII века (1662 г.

) приход состоял из 58 дворов, причем, входили сюда не только жители Гольянова, но и крестьяне соседних деревень — Черницыно, Абрамцево, Кобылино.

С 1765 года…
…Гольяново с окрестными деревнями находилось уже в ведении Главной дворцовой канцелярии. Но поскольку доходным имением оно не было, то к началу XIX века село оказалось в руках частных владельцев.

В 1805 году Гольяново приобрел некий Сергеев, а с 1811 года оно значится уже за надворным советником[3] князем И.Н. Трубецким[4].

Обратите внимание

В имение последнего входили также и окрестные селения: Абрамцево, Лукино, Суково и бывший дворцовый приселок — Никольское.

После Отечественной войны 1812 года и разграбления французами основной усадьбы князей Трубецких в Говорове, Иван Николаевич Трубецкой и его жена — Наталья Сергеевна (урожденная княжна Мещерская)[5], перебрались в тихое Гольяново. С переездом князей Трубецких в Гольянове забурлила жизнь.

Вокруг имения в Гольянове был разбит парк и создан огромный водоем. К 1816 году Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится церковь кирпичная, которая освящается в 1842 году.

Помещики Трубецкие были не только основными вкладчиками, но и строителями храма. Церковь имел две части – холодная часть храма, или летняя церковь (четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), и зимний придел — трапезная часть храма, с престолом в честь свв. мучеников Адриана и Натальи.

На месте старой деревянной церкви была возведена каменная часовня. Церковь построена в стиле ампир — позднего классицизма. Трапезная часть храма имела пока только один придел в честь святых мучеников Адриана и Натальи; там, где ныне находится алтарь «Живоносный Источник», струился живой ключ.

К концу XIX века усадьба Трубецких значилась уже за Товариществом Балашихинской мануфактуры. В 1872 году огромный надел размером 2653 десятины, в который входили села: Гольяново, Никольское и другие окрестные деревни, был продан купцу А.Н. Прибылову.

Рядом с Гольяновом находился кирпичный завод Венедикта Веденеева и ткацко-красильное заведение. Здесь же продолжал работать бывший царский свечной завод, только уже под началом Московского Епархиального ведомства.

«Славное» Советское время…
В 30-х годах XX века в Гольянове был создан свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября.

Советские преобразования этого времени коснулись и церкви: храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику, со всеми вытекающими из этого последствиями.

В 1960 году Гольяново вошло в состав Москвы, а к началу 70-х годов попало в зону массовой жилищной застройки. Здание храма до последнего момента остается в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX в.

Возрождение – “оживут ли кости сия?”

31 марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернений, храм преподобных Зосимы и Савватия был возвращен Русской Православной Церкви. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней.

Важно

От хранения и использования для опытов над кроликами и крысами химикатов на стенах не только не сохранилось росписи, не было самой штукатурки, сам кирпич пришлось стесывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нем не могли.

Когда храм был приспособлен под макаронную фабрику, то, чтобы не ставить фабричной трубы, колокольню храма приспособили для вытяжки дыма, предварительно разобрав у нее купол. Кроме того, шлак из печей в течение десятилетий не вывозился, а высыпался прямо на территории.

И когда храм был отдан Церкви, то пришлось вывезти с территории храма (и это в Москве-то!), ни много ни мало, сто двадцать вагонов «культурного грунта».

Храм представлял неописуемое зрелище. Входить в него можно было только через окно, которое ныне в алтаре придела святых мучеников Адриана и Наталии; там же, где ныне престол «Живоносный Источник», никакого алтаря в храме никогда ни в какие времена не существовало.

На его месте была выемка от бившего источника, который снабжен был своеобразным кирпичным перекрытием, и вход к источнику представлял собою лаз: всякий желающий почерпнуть из источника, мог сделать это только подобравшись к нему на коленях. (На месте источника впоследствии был возведен баптистерий.

) На месте четверика, вместо купола красовался небесный свод, вместо пола зиял кратер. С самого верха, откуда должен был бы начинаться купол, до дна вырытой в полу воронки, спускалась немыслимая по величине железная конструкция, которую и поднять-то можно было только мощным краном.

Алтарная апсида главного алтаря была разрушена.

На 31 марта 1990 г. (день принятия ключей) был назначен субботник. О субботнике население было заранее оповещено. В течение двух дней и трех ночей соорудили временный иконостас. Народная помощь не иссякала всю неделю, но и результаты налицо: не взирая на невыразимую, даже ужасающую разруху за одну неделю руины храма были приспособлены к Богослужению.

31 марта были приняты ключи, шестого же апреля вечером уже была отслужена первая Всенощная, под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. На самый день праздника утром, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, было совершено малое (священническое) освящение престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и совершена первая Божественная Литургия.

Примечания
[1] Писцовая книга 1646 г. и Расходная книга приказа Большого дворца 1685 г.

[2] Там же.

[3] Надворный советник – в царской России гражданский чин 7-го класса. (Словарь русского языка. Ожегов С.И.)

[4] Княжеский род Трубецких происходил от великого князя литовского Гедимина – от внука его, князя Дмитрия Ольгердовича старшего, участника Куликовской битвы(1380).

Потомки князя Дмитрия Ольгердовича, князья Трубчевские, а затем князья Трубечкие, сохраняли свой удел в Великом княжестве Литовском до 1500 г., когда последний удельный князь Андре Иванович (ум. 1546 г.) перешел в подданство великих князей московских.

Род князей Трубецких внесен в 5-ю часть дворянских родословных книг 7-ми губерний.

[5] Род князей Мещерских внесен в 5-ю часть дворянских родословных книг 8-ми губерний.

Источник: http://hramgolyanovo.ru/o-hrame/istorija-hrama/

Церковь Зосимы и Савватия: история святыни

Впервые о селе Гольяново упоминается в документах, датированных 60-ми годами XVII века.

Свое название поселение получило благодаря небольшой рыбке гольян, которая в те времена в изобилии водилась в здешних водоемах. Тогда Гольяново принадлежало царю Алексею Михайловичу Романову.

Через село пролегала старинная Хомутовская дорога, которая вела из Москвы прямо к великокняжеской пасеке, находившейся на берегу реки Клязьмы.

Строительство

Примерно в это же время и была возведена деревянная церковь Зосима и Савватия, чудотворцев Соловецких. Предположительно ее строительство началось по приказу самого царя Алексея Михайловича.

После его завершения храм сразу же стал получать содержание из соседнего села Покровского, а также в его владение поступили десятина покосов и столько же пахотной земли. Именно на эти доходы содержался храм и его причт.

Кроме того, вскоре в Гольяново построили еще и свечной завод.

После того как здесь возвели церковь Зосимы и Савватия, к этому населенному пункту больше нельзя было относиться как к приселку. С этого момента Гольяново стало полноправным селом. Известно, что эта церковь пользовалась популярностью у прихожан, так как ее посещали не только местные жители, но и крестьяне из близлежащих деревень: Абрамцево, Черницыно и Кобылино.

Возведение нового храма

С 1765 года село Гальяново вместе с соседними деревнями уже принадлежало Дворцовой канцелярии. Так как это имение не приносило никакого дохода, в начале XIX столетия оно было передано в частное владение.

В 1805 году его купил некий Сергеев, а через шесть лет его хозяином уже числился надворный советник князь И. Н. Трубецкой.

Кстати, в имение последнего входило не только село Гольяново, но и окрестные селения, такие как Суково, Абрамцево, Лукино и Никольское.

Совет

После окончания войны с Наполеоном и тотального разграбления французами усадьбы Трубецких в Говорове князь со своей супругой переехали в Гольяново. С их прибытием в селе началась новая жизнь. Имение Трубецких стало преображаться буквально на глазах: вокруг него разбили парк и создали большой водоем. С этого момента Гольяново стало считаться центральным имением Трубецких.

Эти преобразования задели и церковь Зосимы и Савватия. На месте старого деревянного храма возвели новый, из кирпича. Его освятили в 1842 году. Князья Трубецкие сыграли главную роль в возрождении церкви, так как являлись основными вкладчиками средств в строительство святыни.

Описание

Изначально новая церковь Зосимы и Савватия в Гольяново делилась на две части – зимнюю и летнюю.

Первая из них состояла из придела, куда входила трапезная и престол, посвященный святым великомученикам Наталье и Адриану.

Холодная же часть храма складывалась из четверика с престолом, организованным в честь преподобных Савватия и Зосимы Соловецких. Рядом с новой постройкой теперь возвышалась и каменная часовня.

Сама церковь Зосимы и Савватия была сооружена в очень модном в те времена стиле ампир, относящемся к позднему классицизму. Как уже было сказано выше, ее трапезная часть имела лишь один придел. А там, где сейчас находится «Живоносный источник», раньше бил живой ключ.

В конце XIX столетия усадьба Трубецких перешла в собственность Товарищества Балашихинской мануфактуры. В 1872 году большой надел размером более 2,5 тыс.

десятин, куда входили села Никольское, Гольяново и несколько других окрестных деревень, оказался в руках купца А. Н. Прибылова.

Читайте также:  Псалом 142: скажи мне господи путь воньже пойду - богословское толкование текста

Здесь же продолжал производить свою продукцию и бывший когда-то царским свечной завод, принадлежащий теперь Московскому Епархиальному ведомству.

Возрождение

После Октябрьской революции Гольяново, как и всю страну, ждали значительные преобразования, которые не могли не задеть и церковь Зосимы и Савватия.

В 30-х годах храм закрыли, а в его помещениях разместили макаронную фабрику. Только в конце марта 1990 года его наконец-то возвратили Православной Церкви после долгих лет осквернений и разрухи.

На тот момент она представляла собой полуразрушенную постройку.

За последние годы храм значительно преобразился. Сейчас церковь полностью отремонтирована. На территории святыни разбит красивый цветник, а в его центре бьет фонтан.

Обратите внимание

За церковью выстроили трехэтажную воскресную школу, где расположился также музей, в котором выставлены на всеобщее обозрение скульптуры и картины. Кроме того, в здании есть конференц-зал и работает библиотека.

Сейчас не осталось и следа от былых руин, а величавая колокольня как когда-то своим перезвоном снова приглашает прихожан в храм для прославления Всевышнего.

Церковь Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря

Известно, что святыня в Гольяново не единственная, посвященная этим Соловецким чудотворцам. Существует еще один храм, расположенный на территории Троице-Сергиева монастыря. Эта церковь была возведена в 1635-1637 годах.

Она сооружалась одновременно с каменными палатами, в которых позднее разместилась монастырская лечебница. Согласно старинной описи, изначально у храма имелось пять колоколов.

Его стройные и правильные пропорции, а также необычайное убранство фасада с довольно щедрым использованием поливных зеленых изразцов, сделало его одним из самых интересных памятников архитектуры начала XVII века.

Церковь Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря сооружалась при активном содействии Александра Булатникова, который был назначен троицким келарем из числа монахов Соловецкой обители. Сейчас она выполняет функцию домового храма наместничьих покоев. В остальном же комплексе зданий расположились соборные палаты, а также покои самого наместника лавры.

Источник

Источник: https://religiya.temaretik.com/1375480984222829425/tserkov-zosimy-i-savvatiya-istoriya-svyatyni/

Храм преподобных Зосимы и Савватия

Храм Преподобных Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев Воскресенского благочиния Московской епархии является объектом культурного наследия РФ. Это здание остаётся в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX века.

     Когда прогуливаешься сегодня по улицам Гольянова, с трудом веришь, что ему более трёх с половиной веков. Но вот средь многоэтажных новостроек встречаешь храм необычайной красоты. Пройти мимо? Ни в коем случае. Остановиться. Познакомиться. И он поведает свою историю, расскажет о жизни района и о людях, так или иначе влиявших на судьбу этой земли.

    Ныне существующий храм в стиле позднего классицизма с трехъярусной колокольней построен в 1842 г. До него был деревянный. Его застройщиком считается Алексей Михайлович Романов. Духовная атмосфера, в которой жил царь, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нём религиозность.

Известно, например, что во все установленные посты по понедельникам, средам и пятницам он ничего не ел и не пил. К почитанию внешнего обряда присоединялось внутреннее религиозное чувство и христианское смирение. «А мне грешному, — пишет он, — здешняя честь, аки прах». В зрелом возрасте он сочинял церковные песнопения.

Важно

Из них сохранилась стихира «Достойно есть», написанная в европейском или «венецианском» (в терминологии XVII века) стиле.

    Хоть и прозван Алексей Михайлович «Тишайшим», времена его правления можно охарактеризовать как бурные.

Чего стоят «соляной бунт» или воссоединение Украины с Россией! Наконец, церковный раскол из-за реформ патриарха Никона и его последствия.

Но ещё историческая память хранит связанное с именем монарха строительство и благоустройство дворцовых вотчин, возведение там православных церквей. Коих было немало – в Коломенском, в Измайлове, в Преображенском. И в Гольянове.

Зарождение и развитие Гольянова

     Первое упоминание о селе, получившем название от небольшой рыбки-вьюна гольян, в изобилии водившейся в местных водоёмах, относится к 60-м годам XVII столетия.

Само село находилось на важной транспортной артерии — Хомутовской дороге. Она соединяла Москву с ещё более важной «магистралью» — судоходной Клязьмой. В свою очередь, она вела к сёлам Хомутово, Сабурово, Богослово и прочим.

По этой дороге из Москвы долгое время ездили в Ярославль, Владимир, Суздаль.

     Близко к этому времени в Гольянове и была срублена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Храм получал «хлебную ругу», то есть содержание из села Покровское.

Ещё свидетельствуется, что он наделён был «десятиной пахотной земли и десятиной покосов». На эти доходы содержался храм и его причт. Алексеем Михайловичем здесь же был построен свечной завод. В 60-е годы ХVII века (1662 г.) присёлок состоял из 58 дворов.

Причём, входили сюда не только жители Гольянова, но и крестьяне соседних деревень — Черницыно, Абрамцево, Кобылино.

    С 1765 года Гольяново с окрестными деревнями находилось уже в ведении Главной дворцовой канцелярии. Но поскольку доходным имением оно не было, то к началу XIX века оказалось в руках частных владельцев.

В 1805 году Гольяново приобрёл некий Сергеев. С 1811 года оно значится уже за князьями Трубецкими. В их имение входили также окрестные селения Абрамцево, Лукино, Суково и бывший дворцовый присёлок — Никольское.

Гольяново изменилось после переезда князей Трубецких

     После разграбления французами основной усадьбы князей Трубецких в Говорове во время Отечественной войны 1812 года Иван Николаевич Трубецкой и его жена — Наталья Сергеевна (урожденная княжна Мещерская) перебрались в тихое Гольяново. С переездом князей Трубецких здесь закипела жизнь.

Вокруг имения был разбит парк и создан огромный водоём. К 1816 году оно стало центром владений Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится церковь кирпичная в стиле ампир, то есть позднего классицизма.

Она освящается в 1842 году. Помещики Трубецкие были не только основными вкладчиками, но и строителями храма. Церковь имела две части – холодную или летнюю — четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Совет

И зимний придел — трапезную с престолом в честь святых мучеников Адриана и Натальи.

    К концу XIX века усадьба Трубецких значилась уже за Товариществом Балашихинской мануфактуры. В 1872 году огромный надел размером 2653 десятины, в который входили села Гольяново, Никольское и другие, был продан купцу А.Н.

Прибылову. Рядом с Гольяновом находился кирпичный завод Венедикта Веденеева и ткацко-красильное заведение. Здесь же продолжал работать бывший царский свечной завод, только уже под началом Московского Епархиального ведомства.

Смерть и воскресение

   С приходом новой власти всё старое рушилось либо преобразовывалось, менялось. В начале 30-х годов ХХ века в Гольянове основали свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Церковь преподобных Зосимы и Савватия не стали ломать. Но службы, конечно, прекратили.

Духовенство и прихожан выгнали. Зданию нашли другое применение. Его отдали под макаронную фабрику. Колокольню обезглавили и использовали как фабричную трубу для вытяжки дыма. Десятилетиями шлак из печей никуда не вывозился, а складировался на территории.

Также в стенах храма долгое время располагалась химическая лаборатория. Там проводились опыты над крысами и кроликами. И химикаты хранили тут же. Со многими церквями после революции особо не церемонились, просто взрывали.

В случае с церковью преподобных Зосимы и Савватия варварская эксплуатация стала для строения бомбой замедленного действия.

   К концу марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернения, её вернули Русской Православной Церкви, но выглядела она ужасно. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней.

На стенах не только не сохранились росписи, не осталось даже штукатурки. Кирпич пришлось стёсывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нём не могли.

С территории храма вывезли сто двадцать вагонов всякого хлама.

Новая жизнь храма стала возможной

    31 марта 1990 в день принятия ключей провели первый субботник, в котором приняли участие простые верующие, желающие восстановить храм, возродить приходскую жизнь. За два дня и три ночи соорудили временный иконостас. Народная помощь не иссякала всю неделю. Руины были приспособлены к Богослужению.

И уже 6 апреля вечером под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы была отслужена первая Всенощная. На самый день праздника утром по благословению Святейшего Патриарха Пимена было совершено малое (священническое) освящение престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и совершена первая Божественная Литургия.

 Так началась новая жизнь храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.

    Осенью 1992 года изограф Николай Владимирович Гусев начал роспись купола и всего четверика – главной и центральной части храма.

Обратите внимание

Художник являлся одним из ведущих специалистов в области древне-русской настенной живописи, был членом Союза художников СССР и входил в состав Центрального Совета Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры.

Несмотря на крайнюю занятость, он находил время и для выступлений на конференциях, и для написания научных статей. С ним постоянно советовались ученые-искусствоведы, художники.

Смерть художника оборвала начатый труд

    Огромный купол храма позволил воспроизвести купольное изображение Вседержителя из Ферапонтова монастыря.

Шесть из восьми фигур архангелов в барабане и изображения четырех евангелистов в парусах также являются реконструкцией, адаптированной к архитектурным особенностям храма.

Материал ферапонтовских росписей использован и при разработке композиций «Рождество Христово» и «Сошествие во ад» расположенных, соответственно, на северной и южной стенах четверика.

    За основу Спаса-Судии в изображении «Страшного Суда» на западной стене четверика, полностью утраченного в ферапонтовской росписи, взято решение этого образа Андреем Рублёвым. Не законченный образ «Спаса-Судии» во фреске «Страшного Суда» принадлежит кисти Гусева. Смерть оборвала начатый грандиозный труд изографа.

После смерти художника какое-то время храм продолжала расписывать его дочь, а трапезную часть храма — семейство Брягиных. Помимо Гольяновского храма ими были завершены работы по росписи храма великомученика и целителя Пантелеимона клиники Российской Академии Наук в Ясенево — приписного храма к Гольяновскому приходу.

Читайте также:  Выбираем мальчику православное имя: редкие имена, красивые имена по месяцам

Святыни

    Полный Деисисный чин некогда принадлежал одному сельскому храму Костромской губернии. Помог приобрести его для храма бывший однокашник настоятеля Владимира Тимакова по семинарии, будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплёв).

   В храме есть древний образ святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца. Так же особо почитаемая икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» с двунадесятыми праздниками. На обратной стороне иконы – печать с годом и автором написания – 1691 год, Сильвестр. Особенно дорога эта икона для отца-настоятеля, так как именно в этот праздник в 1955 году он был рукоположен во иерея.

    Голгофский крест сделан по образцу того креста, который находится в старообрядческой часовне московского Преображенского кладбища. Исходник был изготовлен византийскими мастерами и относится к XIV веку. Сведений о том, как он попал в Россию, практически нет.

Важно

Стоит он у старообрядцев в часовне, которая так мала, что и обозреть его весь сразу можно только по частям. Из предания известно, что крест Христов был трёхсоставным: изготовлен из кедра, певка (сосны) и кипариса.

Следуя этому образцу и воспроизвели такой же трёхсоставный крест для храма Зосимы и Савватия. Изготовлялся он в Сергиевом Посаде.

    Вся рельефная часть креста (Пречистое Тело Спасителя) выполнена из кипариса, сам крест – из сосны, табличка же с надписью – из кедра. В оригинале на кресте у старообрядцев надпись: «Царь Славы».

На кресте гольяновского храма надпись изменили на упомянутую в Евангелии: «Иисус Назорей Царь Иудейский» — на еврейском, греческом и римском (латинском) языках. Крест расписала Татьяна Брягина, дочь знаменитых изографов Дмитрия и Евдокии.

Крест в Гольянове украшен басмой, в оригинале басмы нет.

Территория храма облагорожена

   В храме имеются два ковчега — на 50 и на 100 мощей – пророка Даниила, праведной Елисаветы, Иоанна Предтечи, святителя Николая Чудотворца, святителя Иоасафа Белгородского, преподобного Нила Столобенского, Иоанна Лествичника, Петра и Февронии Муромских, великомученика Пантелеймона и других известных и почитаемых верующими святых и даже тех святых, имена которых утрачены. Так что здесь и Афон, и Бари, и Муром с Иерусалимом!

   В день престольного праздника 1 августа 2008 года на территории храма был открыт памятник святому благоверному царевичу Димитрию Углическому. Вообще храмовый двор прекрасно облагорожен.

Тут установлены скульптуры по мотивам сказок, посажен прекрасный цветник, в центре которого бьёт фонтан.

Рядом с храмом располагается трёхэтажное здание, в котором находятся воскресная школа (взрослая и детская), музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.

Ангелы разрушенных церквей — Тихие Хранители Престола

    Говорят, что у алтаря освящённого храма всегда находится Ангел – Хранитель храма. Где хоть раз совершалась Божественная литургия и происходило причащение Святых Христовых Тайн, неколебимо, словно часовой, стоит Ангел Престола.

Если дом Божий осквернён, разрушен, превращён в склад или тюрьму, он всё равно не сходит со своего места. Если полностью разрушен и стёрт с лица земли, а на том месте построен дом, дворец спорта иль шоссе – всё равно стоит и будет пребывать вечно.

Пока не дождётся, когда на этом месте снова возведут храм и молитва вознесётся к небу.

Елена ЯЧМЕНЦЕВА

Источник: http://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/vao/hram-prepodobnyh-zosimy-i-savvatiya.html

Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, 2006 г. Источник: sobory.ru

Первая церковь в честь Зосимы и Савватия Соловецких строилась при Алексее Михайловиче Романове в 60-х гг. XVII ст., так как Гольяново было в то время его вотчиной. На 1662-й год приход храма был довольно внушительным (58 дворов) и состоял не только из местных, но и жителей соседних селений.

Позже Гольяново сменило нескольких владельцев, а в 1811 г. перешло в распоряжение князя И. Н. Трубецкого. Когда Иван Николаевич с женой перебрались туда жить, селение заметно преобразилось, в нём забурлила жизнь. Возле имения создали большой водоём и разбили прекрасный парк. В 1816 г. Гольяново получило статус села.

Именно при Трубецких (и с их непосредственной помощью) был построен новый кирпичный храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, который был освящён в 1842 г. Это было красивое строение в стиле ампир, состоявшее из холодной части и зимнего придела. Впрочем, позже оно было перестроено по проекту В. Ф. Баранова. А на месте старой церкви соорудили каменную часовню.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове. Источник: hramzis.ru

Совет

Церковь была действительно прекрасной, недаром ампир относят к королевским стилям. Массивные, монументальные формы, стройные колонны и пилястры, сложные элементы декора… Всё это выглядело величественно, но строго.

В советское время в Гольянове действовал свиноводческий совхоз. Преобразования коснулись и храма. Его закрыли и отдали под мануфактурную фабрику, колокольня же использовалась в качестве фабричной трубы. Какое-то время в храме также располагалась химлаборатория.

Когда по прошествии 75 лет разрухи здание вернули Православной Церкви, состояние его было крайне запущенным: войти в церковь можно было только через окно, вместо купола можно было наблюдать небосвод, а вместо пола – кратер. Невероятными усилиями всего за неделю церковь Зосимы и Савватия Соловецких привели в пригодный вид.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове. Источник: hramzis.ru

Весной, 1990-го храм был открыт, и с того момента начался кропотливый и долгий труд по его восстановлению. Внутренней росписью занимались талантливейшие мастера Е. Т. Брягина, Т. А. Солоимская, Н. В. Гусев, а также его дочь. Работы были закончены к 2005 году.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове – единственный православный центр района. На его территории разбит красивый цветник с фонтаном в центре, располагаются памятник царевичу Димитрию Угличскому и «сказочные» скульптуры. Кроме того, при храме действует воскресная школа, библиотека, музей картин и скульптур.

Источник: http://mos-churches.ru/blog/2015/04/10/hram-zosimyi-i-savvatiya-solovetskih-v-golyanove/

Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове / Фотоальбомы / Патриархия.ru

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Читайте также:  Фарисейство: кто такие фарисеи, значение этого слова, его определение

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове»

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/626268.html

Москва. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

Статью добавил(а): Анастасия,  11 декабря 2010

В середине XVII века в Гольянове была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. К 1816 году Гольяново стало центром имения князей Трубецких и официально получило статус села.

В это время вместо деревянной церкви возводится кирпичная, которая освящается в 1842 году. Церковь имела две части – холодная часть храма (четверик с престолом в честь Зосимы и Савватия Соловецких) и зимний придел (трапезная часть храма с престолом во имя свв. мучеников Адриана и Натальи).

На месте старой деревянной церкви была возведена каменная часовня.

Церковь была построена в стиле позднего классицизма с трехъярусной колокольней. Трапезная часть храма имела только один придел, там, где ныне находится алтарь “Живоносный источник”, струился живой ключ.

В 30-х годах прошлого века храм был закрыт и помещение отдано под макаронную фабрику, что крайне усугубило состояние здания церкви. 31 марта 1990 года, после 75-ти лет разрухи и осквернений, храм был возвращен Церкви. Руинированое здание храма представляло из себя неописуемое зрелище…

В день передачи ключей от храма (31 марта) был назначен субботник. В течении двух дней и трех ночей соорудили временный иконостас. Всю неделю добровольные помощники трудились на руинах храма. 6 апреля вечером была отслужена первая Всенощная под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

На самый день праздника, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, было совершено малое освящение престола в честь иконы Божией Матери “Живоносный источник” и совершена первая Божественная Литургия.

За последние годы храм преобразился на глазах: из руин возвысились стены храма, вновь устремилась ввысь величавая колокольня, благоустроена прилегающая к храму территория. Здание храма остается единственной ценной постройкой первой четверти ХIX века в районе Гольяново.

Информация в сокращенном виде взята с сайта храма

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  24 ноября 2016

Зосимы и Савватия Соловецких, преподобных, в Гольянове церковь (Байкальская улица, дом № 37а).

Гольяново известно с XVII века, когда оно было приселком дворцового села Покровское, которым владел Приказ Большого дворца, а с XVIII века – Главная дворцовая канцелярия. Сельская деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия упоминается в Гольянове 1660-х годов. С начала XIX века Гольяново принадлежало Трубецким, выстроившим в 1842 г.

новую церковь с тем же посвящением, колокольней и приделом святых Адриана и Натальи в трапезной. Храм является памятником эпохи позднего ампира, он имеет портики с ионическими колоннами и завершается ротондой, лепной декор прост и лаконичен; колокольня – трехъярусная. Во второй половине XIX в. в храме устроили второй придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 1889 г.

церковь перестраивали и обнесли оградой с четырьмя воротами.

Обратите внимание

Храм закрыли во второй половине 1930-х гг., разобрали купол, колокольню, почти всю ограду. Гольяново вошло в состав Москвы в 1960 г., и вскоре здесь началось жилищное строительство. В 1990 г.

храм передали общине верующих, и в нем начались ремонтно-восстановительные работы. Освящение храма состялось в день памяти преподобных Зосимы и Савватия – 21 августа 1999 г.

Среди святынь храма два инкрустированных ковчега из ценных пород дерева, один на 50 частиц именных святых, другой на 100 частиц именных святых.

Михаил Вострышев “Москва православная. Все храмы и часовни”.

http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-moskva-pravoslavnaya-vse-hramy-i-chasovni-mihail-vostryshev/read/page-46.html

Источник: http://sobory.ru/article/?object=03337

Архитектурный ансамбль

За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля.

К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Святого Духа на апостолов.

Успенский собор был возведен в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами семьи царя Бориса Годунова.

Напротив Успенского собора — комплекс казначейского корпуса и примыкающих к нему больничных палат с шатровой церковью Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638).

За ними располагаются Крепостная палата и комплекс Келарских палат (рубеж XVI-XVII вв.).

На месте древней надвратной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского (1513) у главного входа в монастырь был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1692-1699).

Важно

Декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского (1686-1692) выполнена в стиле «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей. До конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и уже упомянутая надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.

К памятникам XVIII века относится небольшая церковь во имя Преподобного Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году. Напротив больничных палат в 1746-1748 годах возведена изящная церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко. Здание Митрополичьих покоев расположено в юго-западной части монастыря, оно относится к XVI–XVII вв., а фасад обновлен в 1778 г.

Центральное место в архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой Лавры занимает великолепная пятиярусная колокольня, которая видна со всех сторон за несколько километров до подъезда к монастырю.

По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества XVIII века.

Недалеко от колокольни в 1792 году поставлен памятный четырехгранный памятный обелиск, сложенный из дикого камня.

Крепостные стены с одиннадцатью башнями (от двенадцатой сохранился лишь фундамент) (1540-1550 гг.) общей протяженностью 1370 м опоясали монастырь неправильным четырехугольником, сохраняя древнюю «четверообразную» планировку. Современный вид крепостные сооружения приобрели в середине XVIIв., когда велись работы по их усилению и совершенствованию.

За стенами юго-западной части монастыря, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни был разбит Пафнутьев сад. Здесь на территории, обнесенной в 1778 году невысокой каменной оградой, в 1895 году построен больнично-богадельный корпус с храмом Прп.

Иоанна Лествичника (в настоящее время — помещения Московской духовной семинарии).

Адрес Лавры: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Телефон монастырской проходной (496) 540-53-34 (круглосуточно справки по общим вопросам), канцелярии тел. (496) 540-59-42, тел.

/факс (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов по Московскому времени). Проезд от Ярославского вокзала г. Москвы на пригородном электропоезде до г. Сергиева Посада или автобусным маршрутом пригородного сообщения от Щелковского автовокзала (ст. метро “Щелковская”) или от ст. метро “ВДНХ”.

Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде – (496) 540-58-78, автостанции – (496) 540-62-90.


 (для пожертвований, счет в Сбербанке) :   

Получатель: ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

р/с 40703810440380101340 

в Сергиево-Посадском ОСБ 2578 Сбербанка РФ г. Москва 

к/с 30101810400000000225 БИК 044525225 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 

Пожертвование на требы (с именами поминаемых) 

 (для пожертвований, счет в ОАО “Промсвязьбанк”

Получатель: 

ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

ОГРН 1035000008262 

р/с 40703810230740484101 

в ОАО “Промсвязьбанк” г. Москва 

к/с 30101810400000000555 БИК 044525555 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 

Пожертвование на требы (с именами поминаемых) 

Источник: http://www.stsl.ru/about_lavra/all/khram-v-chest-prpp-zosimy-i-savvatiya-solovetskikh-1635-1637/

Ссылка на основную публикацию