Елена Лебедева. Московская церковь Девяти мучеников Кизических / Православие.Ru
Храм Девяти мучеников Кизических в Девятинском переулкеВо имя св. Девяти мучеников Кизических в старой Москве было освящено два храма. Один – приходской, стоял на Пресне, в патриаршей слободе близ Новинского бульвара, ныне вновь действующий.
Другой, домовый, находился в усадьбе Орловых на Большой Никитской, где ныне работает издательство МГУ. Церковь Девяти мучеников на Пресне, давшая название местного Девятинского переулка, интересна тем, что была основана последним русским патриархом петровского времени, Адрианом незадолго до его смерти.
Основание и посвящение церкви было связано с событиями в его жизни.
Святые Девять мучеников Кизических пострадали за христианскую веру в конце III века от Рождества Христова в малоазийском городе Кизик на берегу Дарданелльского пролива.
Население Кизика было большей частью языческим, так как из-за гонений многие христиане покинули город, а оставшиеся скрывали свою веру. Это огорчало приверженцев Христа. Девять мучеников, оказавшиеся в Кизике из разных областей, были убежденными христианами и ревностно исповедовали истинную религию, обличая язычество.
По приказу местного правителя проповедников заточили в темницу и пытками заставляли отречься от Христа, обещая взамен свободу. Ничего не добившись, власти приговорили их к смертной казни, которая состоялась около 284–292 г.г. – всем мученикам отсекли головы и похоронили близ города.
Их звали Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. И только при императоре св. Константине Великом, признавшем христианство государственной религией Римской империи, нетленные тела девяти мучеников упокоили в новоустроенном, посвященном им храме. От их святых мощей верующие получали исцеление тел и разума.
По народному поверью святые мученики Кизические оказывают чудесную помощь при телесных болезнях и эпидемиях. В1686 году, когда бывший архимандрит кремлевского Чудова монастыря Адриан был поставлен митрополитом Казани и приехал в вверенный ему город, там началась эпидемия тяжелой болезни, косившая людей тысячами и прозванной в документах тех лет «горячкой».
Митрополит Адриан дал свой первый обет – если эпидемия оставит город, он устроит местную обитель во имя Девяти мучеников Кизических. Эпидемия внезапно кончилась, и Адриан исполнил обет. Он основал под Казанью Девятинский монастырь, а с Востока были торжественно привезены в него частицы святых мощей мучеников. И после поставления патриархом Адриан продолжал обустраивать обитель.
Он заказал царскому иконописцу Петру Золотому, ученику Симона Ушакова написать образ Девяти мучеников, а святителю Димитрию Ростовскому – составить им церковную службу. А в 1696 году самого патриарха Адриана вдруг разбил паралич. Оказавшись на пороге смерти, он стал горячо молиться святым мученикам об исцелении и вновь дал обет выстроить им храм – теперь в Москве.
И снова получил просимое, прожив еще несколько лет.
Исцелившись, патриарх начал немедленно исполнять свой обет. Место для нового храма он выбрал на Пресне близ своего любимого Новинского монастыря, упраздненного в XVIII столетии.
Этот монастырь был домовым митрополичьим, а потом патриаршим, – его основал еще в первой половине XV века митрополит Фотий в живописном местечке близ устья реки Пресни, где она впадала в Москву-реку. В далекие времена здесь проходила древняя Волоцкая дорога в Новгород.
У дороги раскинулось село Кудрино, принадлежавшее участнику Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Дмитрия Донского. Вдова князя пожаловала новому монастырю обширные угодья, и его владениями стали будущие Патриаршии пруды на Козихе, где была устроена Патриаршая Козья слобода (см. 8 августа).
А на Пресне образовалась другая патриаршая слобода, где разводили дорогие породы рыб, хранили хлеб и вели огромное огородное хозяйство – отсюда явилось старомосковское прозвание Девятинской церкви – «что на Кочерыжке». Вокруг монастыря со временем устроилась слобода, в которой жили монастырские слуги, крестьяне и ремесленники.
Ее приходская церковь была освящена во имя св. Иисуса Навина, отчего и могло явиться название местности Новинское, но это наименее вероятно. Имя местности, возможно, произошло от ее характера – новых, только что осваиваемых окраинных земель, «выселок», или от местного села Новинки, с тем же происхождением его названия.
Новинский монастырь мог иметь и значение сторожи, ибо еще в XVIII веке его по старой памяти называли «осадным».
Здесь же находился патриарший житный двор, для которого в конце XVII столетия, незадолго до построения Девятинской церкви, патриарху передали бывшее владение опального князя В.В.
Голицына (теперь часть этой территории занимает комплекс Американского посольства). Тут же расположились монастырские конюшенные дворы, оставшиеся в названии Конюшковских переулков.
Новая красавица-церковь во имя Девяти мучеников Кизических появилась здесь уже в 1698 году и строилась патриаршими служителями по личному указу Петра I, очень уважавшего патриарха Адриана.
Деревянная петровская церковь сгорела при Анне Иоанновне и была выстроена каменной в 1735 году, в общих чертах обретя свой современный вид. Именно в то время появился ее первый придел во имя св. Архангела Михаила, а спустя сто лет – второй придел во имя св.
мученицы Варвары, освященный по именинам Варвары Челищевой и Варвары Нерской, на чьи средства была выстроена новая трапезная с приделом. В середине XIX века появилась и колокольня.
В тот же 1698 год, когда была выстроена первая деревянная церковь, Петр вернулся из Великого посольства и сразу же навестил больного патриарха. Адриана даже называли «наперсником царя», настолько близкими были их отношения.
Петр часто бывал у патриарха, принимал щедрые угощения наливными яблоками, вином, медом, отправляясь в Азовский поход и в Европу, получал благословение образами Владимирской Богоматери, Успения и Спаса, писал ему с дороги письма и, более того, советовался о реформах.
Вернувшись из Европы, Петр получил благословение патриарха на реформу образования в России и создание школ для борьбы с невежеством, в том числе и для священнослужителей, что преследовало цель повысить их образовательный уровень и расширить кругозор.
А в Девятинской церкви Петр любил слушать замечательных патриарших певчих.
Адриану не довелось дожить до эпохи петровских реформ – он умер в 1700 году, застав лишь их начало.
Современники говорили, что неслучайно Петр устроил новую русскую столицу после смерти патриарха, который непременно уговорил бы государя не делать этого и не создавать главный город России без московских святынь.
После кончины Адриана царь отменил патриаршество, но оставил патриарших певчих в церкви Девяти мучеников, а потом перевез их с собой в Петербург. И в том же столетии бывший патриарший храм стал приходским.
Ему достался замечательный приход. Самым знаменитым прихожанином много лет был А.С. Грибоедов. В 1801 году мать писателя купила здесь маленький деревянный домик у своего брата – говорили, что он и стал прототипом Фамусова.
Ныне дом точно восстановлен в камне и стоит на углу Большого Девятинского переулка (№1/17). Здесь Грибоедов жил, когда учился в Благородном пансионе, а потом в Московском университете, и в церкви Девяти мучеников родные писателя служили молебен перед его уходом в ополчение.
Как говорят исследователи, именно церковные книги Девятинского храма являются ныне единственным источником биографии поэта до 1812 года. В этой же церкви отпевали мать Грибоедова и похоронили ее на близлежащем Ваганьковском кладбище.
Приезжая в Москву, Грибоедов останавливался в этом доме, – как и в свой последний приезд в 1828 году. Из фамильного владения дом ушел после гибели поэта.
А в середине XIX века прихожанином Девятинского храма стал русский композитор А.Алябьев, автор романсов «Соловей» и «Нищая». На Новинском бульваре, 7 стоял дом его жены, где Алябьев жил тайно, когда ему было запрещено проживать в столицах, и умер здесь в 1851 году.
Позднее поблизости от храма жили и Федор Шаляпин, и А.Н. Толстой, причем великий певец расположился в собственном особняке на Новинском бульваре, 25, а знаменитый писатель – в элегантном доме Щербатова на Новинском, 11.
Этот причудливый дом был построен в аналогичное с нашей эпохой время строительной лихорадки дореволюционной капиталистической Москвы, когда возводили во множестве на любой вкус и лад доходные дома для сдачи квартир в наем.
Князь Сергей Щербатов решил выстроить нечто новое: собственный особняк и доходный дом, объединенные в один комплекс, который хотел завещать городу для создания музей частных коллекций. У входа стояли непременные каменные львы, а также подлинные, «изысканного рисунка», железные фонари Московского университета, стоявшие в день его открытия на парадной лестнице и потом отданные «на слом».
Дом Щербатова получил премию на конкурсе городских фасадов, хотя его построил никому тогда не известный, но талантливый архитектор А. Таманян. Квартиры в нем были крайне удобными, – архитектор изучал заграничные интерьеры стиля модерн как самые комфортные для человеческого жилья, и неудивительно, что одну из них перед I Мировой войной занял Алексей Толстой.
Только в XIX веке появилось название Новинского бульвара, устроенного на месте древнего Земляного вала. После того, как средневековое укрепление срыли за ненадобностью, на его отрезках стали разбивать бульвары, а часть решили застроить домами с обязательными палисадниками, отчего и произошло имя Садового кольца.
После пожара 1812 года из Петербурга был прислан «регулярный» план устроить в Москве кольцевую зеленую улицу для гуляния и назвать ее Садовой. Однако протяженность ее составила 15 км, что создало огромную трудность для образования церковных приходов и полицейских участков.
Тогда улицу разбили на 29 самостоятельных улиц-отрезков, для обозначения которых к общему имени Садовая прибавляли местное название: Садово-Кудринская, Садово-Спасская и т.д.
На тех участках кольца, где палисадники появились позже, остались старые названия от бывшего Земляного вала, как Крымский вал, или от прежних бульваров, как Зубовский и Новинский. В старину «под Новинском», рядом с монастырем проходили самые обширные народные гуляния.
Произошли они от традиции всемосковских празднований Рождества, Масленицы, Пасхи, но считается, что в новом виде завел их Петр I для «полирования» народа.
Ставились торговые палатки со всякими гостинцами, карусели, качели, театральные балаганы для развлекательных представлений актеров и акробатов, и целых «батальных» пантомим, вроде демонстрации эпизодов из Крымской войны. Там же выставлялись на обозрение восковые фигуры «диких людей» и даже «пойманная» в Атлантическом океане сирена. Билетик стоил 10–20 копеек и составлял заработок выступающих в балагане. На Новинском лихое московское купечество устраивало катание на тройках.
После революции замечательная Девятинская церковь была закрыта и ограблена. По сведениям, здание храма перешло в ведение ЧК, и там, возможно, совершались расстрелы по приговорам. Потом там разместились какие-то учреждения, вроде Гипробытпрома, но уцелевшее старинное здание поставили на государственную охрану и в 1970-е годы отреставрировали, – даже поставили кресты на главах.
А в конце 1920-х годов у храма появился новый сосед – экспериментальный «коммунальный дом» (или «дом переходного типа»), явленный в эпоху утопистских экспериментов по созданию коммунистического обобществленного жилья «будущего», в соответствии с идеологическим постулатом марксизма о ликвидации семьи и брака при коммунизме.
Чтобы облегчить гражданам переход от индивидуального жилища к обобществленному, был предложен проект «дома переходного типа».
В отличие от дома-коммуны с полным обобществлением быта, в нем еще предполагались изолированные квартиры («ячейки для семьи»), которые сочетались с «коммунальным центром» – общественным помещением, где предполагалось питание и проведение активного досуга.
«Ячейки для семьи» были соединены длинной лентой общего коридора — архитекторы таких домов отказывались от изолированных лестничных клеток и предлагали размещение множества квартир на одном этаже, поэтому эти дома были необычайно длинными.
Коридор был местом общественного пребывания – в хорошую погоду его раздвижные окна открывались, и он превращался в террасу, где ставились столы и стулья для отдыха.
Кроме того, этот коридор связывал отдельные квартиры и их жильцов не только между собой, но и с коммунальным центром, – там была общественная столовая, читальня, детская. Квартиры делились на несколько категорий, от просторных трехкомнатных, рассчитанных на многочисленные семьи, с кухней и ванной, до малометражных с душевой кабиной и «кухонным элементом», для быстрого домашнего приготовления пищи. В условиях жесточайшего жилищного кризиса, который свирепствовал тогда в советской России, эти квартиры казались раем.
Такой дом и был построен в 1928 году на Новинском бульваре, 25а, архитектором М. Гинзбургом, одним из теоретиков «революционного» советского конструктивизма и идеологов домов переходного типа.
Грязно-бежевого цвета, с выбитыми окнами и треснувшей повсюду штукатуркой, ныне большей частью выселенный, дом поражает своим удивительным убожеством. «Лента жилых ячеек …
в виде длинного однообразного объема с ритмически повторяющимися элементами», как замечательно описывают его искусствоведы, резко противостоит всей традиции жилища старой Москвы и является подлинным историческим символом своей эпохи.
Еще с одним творением Михаила Гинзбурга, правда, не столь выразительным, как коммунальный дом, можно ознакомиться на Малой Бронной, где он построил жилой дом для служащих Госстраха. А коммуна Трехгорной мануфактуры заняла в те же годы и бывший дом князя Щербатова.
Девятинский храм был возвращен верующим в 1992 году. Через несколько месяцев он попал под обстрел во время октябрьских событий 1993 года, но снова уцелел чудесным образом. А в 1994 году его настоятелем стал священник Антоний Серов, внук знаменитого художника Валентина Серова. Не столь давно случилось важнейшее событие в новой истории Девятинского храма.
В декабре 2000 года в нем более суток находилась кровоточащая икона Спаса, явленная незадолго до того в селе Державино Оренбургской области. Кровь точилась из-под нимба, покрывая Лик Спасителя.
Икону на несколько дней привезли в Москву, и около храма пришлось расставить заграждения, дабы избежать давки – столько верующих пришли поклониться святому чуду и приложиться к образу.
Вторая церковь во имя Девяти мучеников находилась в усадьбе Орловых на Б. Никитской. Интересно, что и эта домовая церковь была освящена во второй половине XVIII столетия по тому же поверию – в связи с эпидемией чумы, охватившей Москву в 1771 году. Усадьба тогда принадлежала графу В.Г.
Орлову, а его старший брат участвовал в подавлении московских волнений и организации борьбы с эпидемией. Октябрьская революция покончила с домовыми церквями в Москве, и от Девятинского храма ныне осталось лишь помещение в историческом доме, построенном, кстати, Матвеем Казаковым.
В мае 1934 года именно в этом здании впервые открылся исторический факультет МГУ, ныне располагающийся в 1-м Гуманитарном корпусе на Воробьевых горах. Сейчас он торжественно празднует свой 70-летний юбилей.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/129.html
Церковь Девяти мучеников Кизических в Москве — 1 Православный.ру
- История храма
- Современное состояние святыни
- Святыни храма
- Духовенство
- Контакты и расписание богослужений
В Москве на Краснопресненской набережной возведен изящный внутри и снаружи храм, необычного для города посвящения. Он возведен в честь Девяти мучеников Кизических, которые в III веке погибли за веру от рук язычников в Азиатском городе Кизике.
История храма
Первое здание церкви было построено в 1698 году, благодаря патриарху Адриану, который глубоко почитал святых мучеников и верил в их способность к исцелению тел человеческих.
Владыка был парализован и по случаю своей немощи пообещал возвести храм Девяти мучеников Кизических в Москве, что и воплотил в жизнь после своего чудесного выздоровления. К деревянному зданию, которое погибло во время пожара в 1736 году, вскоре начали пристраивать каменный храм, возведение которого закончилось в 1738 году.
Храм Девяти мучеников Кизических в Москве
Строительство здания спонсировал купец Андрей Семенов. Здание трапезной при храме появилось лишь в 1838 году, в ней возвели придел святой великомученице Варваре. Все это время церковь простояла без колокольного звона, высокую утонченную колокольню пристроили в 1844 году.
Интересно! Колокольня церкви была построена в стиле ампир. Это отличает ее от стиля всей постройки, поэтому имеет интерес у историков, архитекторов и просто путешественников, интересующихся тем временем.
В послереволюционное время многие церкви были закрыты, а имущество и святое убранство «конфисковано» в пользу государства. Грабеж не обошел храм Девяти мучеников в Москве, он был варварски разграблен и закрыт.
Икону святых мучеников сохранили, так как верующие прихожане успели перенести святыню в церковь Рождества Иоанна Предтечи в Москве.
Потом в здании находились многочисленные государственные учреждения. В некоторой документации можно найти записи о совершенных расстрелах в здании церкви.
В 1992 году здание вернули православной церкви. В 1994 году во главу прихода пришел священник Антоний Серов.
Внимание! Девятинский храм находится рядов с мэрией и Белым домом, поэтому в октябре 1993 года приход попал под обстрел, до сих пор можно найти следы от тех пуль в стенах. С высоты колокольни работал снайпер, который оставил там жестокую надпись «я убил пять человек и очень рад этому», которую навсегда замазали толстым слоем штукатурки.
Современное состояние святыни
В сегодняшнее время ведутся реставрационные работы. Недавно было закончено частичное восстановление росписи XIX века, сейчас ее можно посмотреть любому желающему.
Церковь Девяти Мучеников Кизических
На сегодняшний момент убранство храма и его внешний вид выглядит лаконично и закончено. Прихожан в церкви всегда очень много, в храме можно исповедоваться, причаститься, собороваться, крестить детей и взрослых, венчаться.
Внутри прихода ведется активная общественная жизнь:
- При храме работает семейная воскресная школа, которая открыта для детей вместе с родителями. Основание учебного учреждения приходится на 1996 год. В школе даются уроки Закона Божьего, старославянского языка, решаются семейные проблемы, налаживается межличностное общение между родителями и детьми, мужем и женой.
- Проводятся патриотические занятия по истории России, которые очень любят слушатели и проявляют заметный интерес. Педагоги школы пишут собственные сценарии Рождественских и Пасхальных праздников, в которых принимают участия ученики приходской школы и воспитанники подопечного детского сада. Уже 14 лет действует вечернее отделение воскресной школы для взрослых, которые хотят изучать Православие, как религию, через богословие.
- На территории прихода с 2010 года открыт православный Девятинский клуб, куда входят все желающие прихожане храма. Двери сообщества открыты для новых людей любого возраста. В обществе царит доверительная атмосфера, люди трудятся и вместе отдыхают, помогают морально друг другу в трудных психологических ситуациях. Члены клуба участвуют в паломнических поездках, посещают общественные мероприятия города, занимаются творчеством и спортом, помогают остальным прихожанам, обустраивают храм к праздникам. В объединение входит большое количество молодежи.
- Клуб трезвости был основан протоиереем Антонием Серовым, настоятелем прихода для оказания поддержки людям, в семьях которых имеется алкогольная или наркотическая зависимость или они зависимы сами, но хотят избавиться от пагубной привычки. Общество открывает свои двери для духовных бесед и помощи.
Существует поверье, что покровители храма мученики Кизические помогают тем, кто ищет работу, многие люди обращались к ним с молитвой и святые помогли.
Святыни храма
Еще до строительства московского храма Девяти мучеников патриарх Адриан приехал в Казань, где в это время бушевала смертельная эпидемия. Он стал молиться кизическим святым за спасение человечества и просил их остановить распространение смерти.
После дал обет построить в Казани монастырь в честь Девяти мучеников Кизических, что и сделал впоследствии. Произошло чудо, на следующий день не было зарегистрировано ни одного нового заражения, и эпидемия стала отступать.
Икона Девяти Мучеников Кизических
До конца своей жизни патриарх был предан святым покровителям и в 1698 году он преподнес икону святых Девяти мучеников Кизических, написанную рукой царского иконописца, на освящение Девятинского храма.
В стенах храма находится частичка мощей святых покровителей Кизических и великомученицы Варвары. Поклониться мощам и попросить у святых помощи приходит большое количество людей, каждый со своей проблемой, но помощь приходит всем.
Духовенство
Многие прихожане отмечают особенную доброту и уважительное отношение служителей церкви к любому прихожанину, пришедшему на службу.
Духовенство храма многочисленное, многие служат в нем еще с 90-х годов:
- с 1997 года настоятель — Серов Антоний Георгиевич, участвует в реставрационных работах и в жизни молодежного клуба;
- с 1990 года пресвитер протоиерей Коньков Игорь Дмитриевич;
- с 2003 года пресвитер протоиерей Валюженич Димитрий Валерьевич;
- с 2004 года пресвитер иерей Соколов Владимир Михайлович;
- с 2006 года пресвитер иерей Петраков Александр Владимирович;
- с 2010 года диакон Чинаев Николай Борисович;
- с 2014 года диакон Насанов Виталий Вагифович.
Контакты и расписание богослужений
Контактный телефон — 8 (495) 605-76-61.Посетить храм можно ежедневно по адресу: Москва, Большой Девятинский переулок, дом 15.
Богослужения проводятся ежедневно в 8:00 и в 17/18:00, подробное расписание можно просмотреть на официальном сайте прихода — http://www.kizik.ru/.
Клуб трезвости работает в среду каждую неделю, контактный телефон клуба — 8 (909) 692 98 01.
Престольный праздник Девяти мучеников Кизических — 29 апреля/12 мая.
- Житие девяти мучеников Кизических
- Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, Москва
- Храм святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве
- Церковь Святого великомученика Феодора Тирона в Ялте
Источник: http://1pravoslavnyi.ru/cerkov-devyati-muchenikov-kizicheskih-v-moskve/
Храм Святых Девяти Мучеников Кизических
Этот храм, по сравнению с остальными храмами нашей страны, обладает необычным посвящением девяти святым мученикам, которых казнили за Веру в Малой Азии, в городе Кизике, в конце 3 века.
В России, в казанском Кизическом монастыре, находилась часть святых мощей убиенных. Кизический монастырь был основан Патриархом Андрианом.
Патриарх Андриан глубоко почитал этих святых и верил в их целительский дар, дарованный за мучения при жизни. Видимо эти причины подтолкнули его к тому, что когда самого Андриана схватил паралич, он дал обет построить в Москве храм в честь девяти казненных в Кизике. Со временем патриарх поборол свою болезнь и стал воплощать в жизнь данный ему обет.
В итоге в 1698 году по указу императора Петра I был возведен деревянный храм, в котором частенько бывал и сам Петр, который наслаждался певчими патриархами храма.
В 1738 году закончилось возведение пристройки еще одного храма к деревянному, только уже каменный, который так же возводили в честь этих мучеников. Храм был построен на средства купца Андрея Семенова.
Возведение каменного храма, который стоит на этом месте, и по сей день, началось в 1732 году.
Однако в 1736 деревянная церковь была полностью уничтожена пожаром, в то время она находилась в правлении Анны Иоановны.
В 1838 году в храме построили новую трапезную с приделом во имя Великомученицы Варвары. Именно на средства Варвары Нерской и Варвары Чащиной были произведены вышеперечисленные реконструкции. Через 6 лет к храму пристроили колокольню, состоящую из трех ярусов, в эти времена храм постоянно обновлялся.
После смерти патриарха храм существовал, но вскоре в 1929 году его закрыли. Сначала храм передали женской тюрьме, которая находилась вблизи храма, после его передали ОГПУ.
Теперь в здании храма приводили в силу приговоры высшей меры наказания, то есть расстреливали. Именно благодаря этому факту среди местных жителей храм называли «расстрельным храмом». После этого храм занимало еще несколько учреждений.
В 1979 году была выполнена реставрация купола церкви, на него был возвращен крест.
В 1992 году храм наконец-то возвратили верующим Русской православной церкви. В 1993 храм был частично разрушен, так как попал под обстрел, но на данный момент все реставрационные работы закончены и по сей день, в храме совершаются литургии.
В 2004 году в святыню был возвращен образ девяти святых кизических мучеников.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите
Источник: https://www.msmap.ru/temples/206
О храме
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Приход храма известен с 1698 года. Современное здание трехпрестольного храма построено в 1898 году. Главный престол освящён во имя девяти мучеников Кизических, боковые приделы – в честь архангела Михаила и великомученицы Варвары. В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году. В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, приходу было передано бывшее здание храма.С 1994 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы. |
СВЯТЫНИ ХРАМА
Крест-мощевик с мощами многих святых Вселенской Церкви. Чудотворная икона Девяти мучеников Кизических
БОГОСЛУЖЕНИЕ
Богослужения в храме совершаются ежедневно: вечером – начало в 17-00, утром – начало Божественной литургии в 8-00 (в будни). В воскресные дни и Двунадесятые праздники совершаются две Божественные литургии – в 7 и 10 часов утра.
В пятницу вечером на службе акафист Казанской иконе Божией Матери, а в воскресенье вечером на службе акафист Девяти мученикам Кизическим. (кроме дней Великого Поста и попразднства Двунадесятых Праздников).
ДУХОВЕНСТВО
Протоиерей Антоний Георгиевич СЕРОВ, настоятель. Родился 14 января 1957 года.Образование: Театральное училище (ВУЗ) им. М.С. Щепкина, ВГИК, Московская Духовная Семинария.24 ноября 1989 рукоположен в сан диакона. 3 декабря 1989 рукоположен в сан пресвитера. 13 апреля 1994 году назначен и. о. настоятеля храма.18 ноября 1997 утвержден в должности настоятеля храма. | |
Протоиерей Игорь Дмитриевич КОНЬКОВ Родился 28 ноября 1941 года.Образование: МВТУ им. Баумана, Московская Духовная Семинария.29 июня 1986 года рукоположен в сан диакона.12 августа 1990 г. рукоположен в сан пресвитера | |
Протоиерей Димитрий Валерьевич ВАЛЮЖЕНИЧ Родился 3 января 1962 года.Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская Духовная Семинария.10 декабря 1994 года рукоположен в сан диакона. 26 апреля 2003 года рукоположен в сан пресвитера15 апреля 2014 года возведен в сан протоиерея | |
Священник Владимир Михайлович СОКОЛОВ Родился 29 ноября 1947 года.Образование: ВГИК, Московская Духовная семинария.19 ноября 1998 года рукоположен в сан диакона.12 сентября 2004 года рукоположен в сан пресвитера | |
Священник Александр Владимирович ПЕТРАКОВ Родился 29 января 1974 года.Образование: Библиотечный техникум, Московская Духовная Семинария.27 октября 2002 года рукоположен в сан диакона.23 июня 2006 года рукоположен в сан пресвитера | |
Диакон Николай Борисович ЧИНАЕВ Родился 29 марта 1960 года.Образование: МГУ им. Ломоносова, музыкальное училище им. Октябрьской революции, Московский музыкальный колледж им. Шниттке, в настоящее время учится в Московской Духовной Семинарии.20 июня 2010 года рукоположен в сан диакона | |
Диакон Виталий Вагифович ГАСАНОВ |
СХЕМА ПРОЕЗДА Проезд до ст. метро «Краснопресненская» или «Баррикадная», далее по Конюшковской улице в сторону Дома Правительства (Белого дома). Дойти до красного забора посольства США и идти вдоль него (забор должен быть слева) до светофора. Повернуть налево.
Дойти до развилки. Повернуть направо и идти по дороге до храма.
В приходе храма действует детская и взрослая Воскресные школы, молодёжная организация «Девятинский клуб», певческая народная двухгодичная школа, спортивная молодежная секция, детская изостудия, социальная служба и служба помощи заключенным.
Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/centroblag/kizik.htm
Житие девяти мучеников Кизических | Жития святых на 4-women.ru
В истории и Предании святой православной церкви есть немало удивительных примеров стойкости в вере и исповедничества до конца. Недаром говорится, что церковь христова стоит на крови своих мучеников.
На первый взгляд, это может казаться страшным и даже жестоким, но каждый мученик — это святой, который удостоился великого венца славы от Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого человека святые мученики — это, прежде всего, молитвенные заступники перед Богом.
Обращаясь к ним со своими прошениями, мы часто получаем все необходимое, если оно не вредит нашей душе. Так, одними из таких небесных угодников Божьих являются девять мучеников Кизических.
История прославления угодников Божьих берет свое начало в ІІІ веке, в городе Кизик (Малая Азия).
Несмотря на то, что эта местность к тому времени уже была знакома с христианским вероучением, были открыты храмы, в большинстве своем население оставалось верно языческим культам и обрядам.
Проповедовал в этом городе сам Апостол Павел, но все равно христианство не стало преобладающим. Во многом этому способствовали суровые гонения на христиан тех лет. Многие сторонники истинной веры бежали из тех мест, остальные же держали веру свою в тайне и скрывались.
Икона девяти мучеников Кизических.Палех, конец XIX в.
Однако находились и настоящие исповедники веры христовой, которые видели целью своей жизни распространение христианства и его проповедь. К ним относятся и девять мучеников Кизических:
- Филимон;
- Феогнид;
- Фавмасий;
- Руф;
- Феодот;
- Антипатр;
- Магн;
- Артема;
- Феостих.
Изначально их мало что объединяло — все были разного возраста и происхождения, жили в разных местах. Кто-то был юн (Антипатр), кто-то стар (Руф), кто-то находился на воинской службе, кто-то был обычным горожанином. Но единая вера в Господа нашего Иисуса Христа объединила таких разных людей в одной цели — служить Богу и распространять Его веру.
Собравшись вместе в городе Кизик, они начали открытую проповедь христианства, не страшась никаких преследований и угроз. Дерзко обличая языческие культы, будущие святые всем пытались донести свет Истинной веры.
И многие уверовали, видя такое самоотверженное служение и искреннюю веру. За такие действия они были схвачены и поставлены на суд перед городским правителем.
Он пообещал им полную свободу взамен на публичное отречение от христианства и признание языческой веры с жертвоприношением языческому идолу.
Но святые не согласились, будучи готовы умереть за свою веру и своего Бога. Для них не было и не могло быть ничего страшнее, чем потерять Истинного Бога, поэтому они наотрез отказались кланяться языческим идолам, которые по сути своей являются бесами.
Тогда их заточили в темницу, где в течение нескольких дней подвергали жестоким испытаниям и мучениям. Ни один из святых не поколебался в своей вере и не предал Бога. Тогда все девять братьев во Христе были казнены мечом, а тела их похоронены на местном городском кладбище.
Их души вознеслись в лучший мир и пополнили сонм исповедников христианской веры.
Церковь девяти мучеников Кизических, Москва
Святые мощи и их чудеса
В начале IV века, когда правителем стал святой Константин, настала золотая пора христианства. Все гонения прекратились, вера была официально разрешена. Христиане впервые за три с лишним века вздохнули спокойно и могли не скрывать свою веру, а открыто ее исповедовать, не боясь наказания.
В это же самое время из земли были извлечены тела девяти замученных христиан из города Кизик. Оказалось, что останки сохранились полностью нетленными, превратившись в мощи. В городе, где они погибли за свою веру, был построен храм в их честь, а мощи со всеми почестями были положены в самом центре этого храма.
И для укрепления веры всех христиан, приходивших поклониться святым мощам, Господь щедро одарил верующих чудесами, исходящими от мощей. Множество больных получили исцеления, злые духи изгонялись, слепые прозревали, люди, много лет страдавшие неизлечимыми болезнями, выздоравливали.
Исцеления получали все, независимо от своего статуса. Так, сохранилось предание о том, что один из высокопоставленных мужей города Кизик много лет страдал водянкой, которая практически не поддавалась никакому лечению.
Но стоило ему посетить храм девяти мучеников Кизических и с искренней верою и слезными прошениями приложиться к святым мощам — многолетняя болезнь тут же отступила, и он ушел домой полностью исцеленный.
И так происходило с каждым, кто действительно веровал в Господа и в то, что обращение к Его святым поможет.
Одноименная икона в храме Святых Девяти Мучеников Кизических. Москва, конец 17 века.
Такие явные чудотворения не могли остаться незамеченными.
Множество язычников, видя неоспоримые доказательства истинности христианской веры и получив исцеления от собственных болезней, уверовали во Христа и перестали поклоняться идолам.
Рушились языческие храмы и капища, а на их месте воздвигали храмы христианские. Народ Кизика стал очень набожным и благочестивым, в чем также помогли молитвы девяти мучеников за судьбу города, в котором они проповедовали.
Однако после окончания правления Константина снова наступили тяжелые времена для христиан. К власти пришел Юлиан Отступник, который не открыл для себя свет христовой веры.
Оставшиеся в Кизике язычники тут же обратились к нему с жалобой на разорение своих языческих капищ и постройку новых христианских храмов.
Юлиан приказал языческие храмы восстановить, однако не осмелился ввести гонения на христиан, поскольку их было уже большинство и мог подняться народный бунт.
Но, несмотря на все попытки ярых язычников возобновить идолопоклонство, христианство в Кизике уже нельзя было победить. Под покровительством девяти мучеников Кизических, их святыми молитвами, христианская вера все более и более распространялась теми краями, все больше людей открывало для себя Истинного Бога.
Икона «Девять Кизических мучеников»
Почитание девяти мучеников Кизических в наши дни
Как правило, большей популярностью среди верующих христиан пользуются святые, которые более приближены к нам по времени. Но не нужно забывать, что Господь Бог один и тот же во все века, поэтому подвиги подвижников первых веков христианства не могут быть меньше подвигов новомучеников.
И наилучшее тому свидетельство — почитание древних подвижников в наши дни. Так, по всей России можно найти храмы, освященные в честь девяти мучеников Кизических. Сегодня, как и много веков до нас, множество христиан приходит со своими просьбами и мольбами к древним подвижникам.
Полезно. По свидетельству современников, молитва к девяти мученикам Кизическим помогает решить проблемы со здоровьем, вплоть до полного исцеления от тяжелых болезней. Также к ним сегодня молятся в сложных житейских обстоятельствах — при потере работы, в тяжелых материальных условиях жизни. Просят их помочь с жильем и вообще с любыми другими насущными житейскими проблемами.
Еще в конце XVII века в Москве патриархом Адрианом был освящен храм в честь девяти мучеников Кизических. Этот храм действует до сих пор, хотя в период советских репрессий долгое время был закрыт и изъят из собственности Русской православной церкви. Однако в 1992 году, ко всеобщей радости верующих столичных православных, храм был возвращен церкви.
Сегодня не только в Москве, но и по всей остальной России верующие православные имеют возможность ходить в храмы в честь девяти мучеников Кизических. Это лишний раз подтверждает, что подвиг мученичества и настоящего стояния в вере не теряет своей актуальности даже через многие столетия.
Девять мучеников Кизических с иконой Рождества БМ с иконой Рождества Богородицы Слобода Холуй, конец XVIII в.
Как правильно молиться девяти мученикам Кизическим
Поскольку святые мученики помогают верующим христианам практически в любой беде, многие задумываются, а как же правильно им молиться.
Важно. Правильная молитва — это не набор механических действий по вычитыванию текста, а живое общение с Богом.
Говорить о действенности молитвы можно тогда, когда она идет из самой глубины человеческого сердца. Для того чтобы достичь такого состояния, человеку нужно себя правильно подготовить. Именно для этого в православии существуют посты, церковные богослужения и таинства.
К сожалению, многие новоначальные христиане воспринимают православие как некий свод запретов и строгих правил. Это делать нельзя, этого не ешь, туда не ходи. И вместо радости от единения с Богом получают сплошную тоску и уныние.
Давайте представим себя на месте рассматриваемых нами девяти подвижников. Смогли бы они понести такие мучения и выстоять в вере, если бы только лишь следовали внешнему правилу, не имея внутренней духовной наполненности? Очевидно, что нет. Именно живая, тесная связь с Богом позволила им (как и многим другим подвижникам) противостоять тому злу, которое восстало на них.
Икона «Девять Кизических мучеников»Важно. Говоря о правильной молитве, нужно понимать, что она невозможна тогда, когда сердце человеческое не очищено от грехов и страстей. Невозможно вести духовную жизнь и при этом не посещать богослужений, не исповедоваться, не причащаться. Все таинства и вся деятельность церкви — это помощь каждому человеку стать лучше и познать Бога.
Поскольку Кизические мученики не самые распространенные у нас святые, далеко не в каждом храме можно найти их икону. Расстраиваться не стоит — придя в храм, можно поставить свечу на центральном подсвечнике. Именно там возносятся молитвы всем православным святым.
Молиться Божьим угодникам можно и самостоятельно дома. Для этого хорошо зажечь лампаду, свечи, настроиться на тихое молитвенное состояние. Если текст молитвы на церковнословянском языке кажется слишком сложным и непонятным, можно найти русский перевод или же вообще обратится к святым своими словами.
Девять мучеников Кизических, молите Бога о нас!
Посмотрите видео о девяти Кизических мучениках
Источник
Источник: https://4-women.ru/religiya/zhitiya-svyatyih/jitie-deviati-mychenikov-kizicheski.html
Икона девяти святых Кизических мучеников
Православная икона, написанная в честь великих Кизических мучеников, на протяжении веков помогает верующим справляться с самыми тяжкими испытаниями. Святыня глубоко почитается православными христианами.
Пресвятой образ Кизических мучеников — это одна из главных икон в русской православной церкви. Святыня пропитана храбростью и верностью святых, которые не побоялись умереть за свою веру, чем заслужили любовь и доверие всех христиан. Чудотворный образ не раз спасал жизнь тех, кто отступил от собственного предназначения, попав в плен грешных желаний.
История иконы девяти святых Кизических мучеников
Многие века назад в городе Кизик, где люди исповедовали язычество, началось гонение христиан. Большинство из них сбежали из города, прячась в лесах и горах, но не всем удалось спастись от казни и притеснения Римского Императора, который правил городом на тот момент.
Несмотря на это, большое количество местных жителей, кто не принимал языческое вероисповедание, будучи преданными Иисусу Христу, остались жить на своих землях, скрывая истинною веру и, в тайне проповедуя христианство.
В число таких людей как раз и входили девять святых, в честь которых и написан данный чудотворный образ: Феогнид, Руф, Фавмасий, Артёма, Магн, Феодот, Феостих, Антипатр и Илимон. Их имена известны и заслуживают особого почтения.
Все девять мучеников происходили из разных городов, но собрались вместе в Кизике, чтобы противостоять тирании и гонению правителя. Они изменили взгляд на веру многих язычников, впоследствии ставших христианами.
Святые праведники не боялись казни и до последнего боролись за свои истинные взгляды и веру. Когда император узнал о тайной проповеди, он приказал жестоко казнить их. Тогда они были преданы беспощадному кровопролитию.
Но и тогда, в момент их суда, мученики не побоялись смерти, ведь их сердца были пропитаны любовью к Господу.
Со временем девять храбрых проповедников обрели известность на весь мир. Иконописцы посвятили им множество икон, перед которыми молились тысячи христиан.
Не раз святой лик удивлял своей чудодейственной силой и творил божественные чудеса, исцеляя людей и помогая им в трудные минуты их жизни.
Где находится чудотворный образ и мощи святых
Самая главная почитаемая христианами святыня расположена в Московской святой обители, названной в честь святых, — в храме Девяти Мучеников Кизических.
Туда съезжаются люди со всего мира, чтобы помолиться перед великой иконой и прикоснуться к чудотворной святыне. Там же хранятся и мощи всех девяти божьих угодников.
Однако не менее прославленные и чудотворные образы можно встретить во многих церквях и храмах нашей страны.
Описание иконы
Прославленная святыня заключает в себе образ всех девяти божьих сторонников. Один из них расположен в центре: он сидит на повозке, два других — по обе стороны на коленях, остальные изображены стоя.
Кто-то держит в руках крест, кто-то — копья и огненные плетеные корзинки, знаменующие гонение и противостояние.
Некоторые мученики одеты в военные доспехи, другие — в обычные, непримечательные свободные одеяния, которые носили простые жители.
Сверху над угодниками Господа на облаке восседает Иисус, молясь за всех праведников и даруя им благословение. Их головы подняты вверх, взор обращен на Спасителя.
Иногда можно встретить православный образ мучеников, где они изображены в полный рост, в три ряда по трое. У всех в руках кресты, кто-то также держит меч, а другие направляют вперед открытую ладонь, символизируя праведность и откровенность по отношению к молящимся людям.
О чем молятся перед ликом святых
Перед великим образом девяти Кизических праведников христиане молятся:
- о помощи в любых проблемах и жизненных трудностях;
- об исцелении неизлечимых болезней и избавлении от болей и мучений;
- об укреплении веры и предании сил двигаться в правильном направлении, уготованном Господом;
- о наставлении на путь истинный, когда теряются верные ориентиры;
- о защите дома и семьи от врагов и ссор;
- о помощи в работе и увеличении материального состояния;
- об обретении внутренней гармонии и душевного просветления.
Так как праведники прославились своим мужеством, храбростью и твердостью духа, оказав достойное сопротивление язычникам и не боясь жестокой расправы беспощадного правителя, то перед их ликом молятся о бесстрашии, отваге, благородных помыслах и несгибаемой стойкости.
Дни празднования
Официальный день празднования и почтения великомучеников Божьих — 29 апреля (12 мая по новому стилю). В этот день во многих святых обителях собирается большое количество христиан, чтобы помолиться перед святейшим образом.
В Московском храме Девяти Кизических Мучеников проводится особое богослужение и литургия, посвященная чудотворным деяниям и праведным поступкам страдальцев. Обычно в этот праздник храм полон христиан, которые приезжают из разных уголков мира, чтобы прикоснуться к священным мощам и помолиться перед чтимой иконой.
Молитва святым мученикам перед их иконой
Так как мученики способны избавить от любого недуга и помочь с различного рода ситуациями, не стоит углубляться в проблему и произносить огромное количество ненужных слов. Главное, чтобы молитва исходила из добрых и чистых побуждений.
Святые способны прийти на помощь и исцелить каждого, кто непрестанно и искренне возносит молитвы перед их чудодейственным образом.
Помните, что необходимо не только просить поддержки у святых заступников, но и благодарить за все хорошее, что вы уже имеете, а также просить прощения за плохие поступки, грешные помыслы и деяния. Тогда вы непременно получите прощение, благословение и помощь от великих православных Кизических поборников.
Молитвы перед святейшим ликом:
«О, прославленные и великие Мученики Божьи! Я приношу свою молитву перед Вашей священной иконой! Прошу, услышьте меня и помогите преодолеть тяжкое бремя, что выпало на мои плечи. Исцелите от недугов, защитите дом от врагов, уберегите от ссор семью и наградите крепким здоровьем детей.
Избавьте страну от войн и разрушений, гоните прочь беды и несчастья! Да будет мир на земле и процветание! О, блаженные и верные прислужники Господа! Поклоняюсь пред Вами и вовек почитать и прославлять обещаю имена Ваши великие и благородные! Отныне и на века. Аминь. Аминь. Аминь».
На протяжении всей своей земной жизни девять благоверных Божьих подданных боролись за истинную веру во Христа.
Они пожертвовали своими жизнями, чтобы духовно просветить идолопоклонников и изменить их вероучение, познакомив с единственным Господом и открыв их сердца для Небесного Отца.
С помощью всех девяти православных поборников укреплялась вера жителей. Они не позволяли людям пасть духом и утратить любовь к Иисусу.
После смерти проповедники христианства не перестали помогать и поддерживать православных верующих. И по сей день чудотворные иконы, написанные в честь девяти благоверных, не перестают творить немыслимые чудеса.
Помните: лишь тот обретет настоящее счастье и заступничество святых мучеников, чья вера в Господа наполнена чистой преданностью и глубокой любовью.
Мы желаем вам крепкой веры, счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и
Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный …
Образ Богоматери особенно почитается всеми православными христианами. Владимирская икона примечательна особой силой: молитвы перед ней …
Икона «Покров Богородицы» — одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона …
Святая великомученица Маргарита почитается православными христианами всего мира. Икона этой святой может помочь вам изменить …
Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-devyati-svyatyih-kizicheskih-muchenikov/
Девять святых мучеников Кизических | Храм Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных
ДЕВЯТЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ КИЗИЧЕСКИХ: ФЕОГНИД, РУФ, АНТИПАТР, ФЕОСТИХ, АРТЕМА, МАГН, ФЕОДОТ, ФАВМАСИЙ И ФИЛИМОН
Девять мучеников Кизических
Город Кизик находится в Малой Азии на берегу Дарданельского пролива. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне.
Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и 9 святых мучеников — Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон.
Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф, занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики.
Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению Истинной веры.
Оказавшись в городе Кизике, святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города.
В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить Имя Христово.
Все девять мучеников были усечены мечом (+ ок. 284 — 292), и тела их погребли близ города.
Когда в 324 году Восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306 — 337; память 21 мая) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела 9-ти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь.
От святых мощей происходили различные чудеса: исцелялись больные, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство.
Когда воцарился Юлиан Отступник (361 — 363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы и заключить в темницу епископа Елевсия. После гибели Юлиана епископ Елевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.
В России недалеко от города Казани был устроен монастырь в честь 9-ти мучеников Кизических иеродиаконом Стефаном, который принес с собой из Палестины часть мощей святых.
Этот монастырь был основан в уповании избавления их предстательством и молитвами от различных недугов и болезней, особенно горячки, свирепствовавшей в Казани в 1687 году, «ибо, — пишет святитель Димитрий Ростовский (+ 1709; память 21 сентября), автор службы 9-ти мученикам, — этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней». Святитель Димитрий также описал страдания святых мучеников и составил слово на день их памяти.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/
Источник: http://www.sv-troitsa.ru/devyat-svyatyh-muchenikov-kizicheskih.html