Святитель Митрофан Воронежский почитаем сегодня в православном мире как хранитель веры и чудотворец, чьё милосердие к каждому человеку было безгранично, а любовь к Отечеству беспримерна.
День памяти свт. Митрофана – 23 ноября в день преставления; 7 августа – день празднования прославления святого.
Святитель Митрофан Воронежский 1830-е годы Оклад — 1837 год, Санкт-Петербург, мастер А. З. Дерево, левкас, темпера. Одна доска. Оклад: серебро, чеканка, канфарение, золочение. 16.8 × 13.2 см Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Инв. КП 4601/1-2
Жизнеописание
В миру
Первый епископ Воронежский свт. Митрофан родился в ноябре 1623 года в с. Антилохово Владимирской губернии. Точных свидетельств о том, кем были его родные, нет. Предположительно отец его был священником. Сам святитель так говорил о воспитании, которые дали ему родители:
До сорока лет будущий святитель жил в миру с именем Михаил и служил в церкви села Сидоровское. У отца Михаила была семья: жена и дети. Сохранились свидетельства о том, как трепетно он относился к воспитанию сына Ивана, прививая ему послушание и смирение. И даже приняв постриг, продолжал думать о сыне и общаться с ним посредством писем, продолжая наставление его в христианской вере.
Начало иноческого пути
После смерти супруги, отец Михаил посвятил себя служению Богу. В 1663 г. в Золотниковском Успенском монастыре он принял постриг с именем Митрофан. Там он вёл аскетический образ жизни, пребывая в усердных молитвах и соблюдая строгие посты. И хотя удалился он от мира, желая отшельнической жизни, духовные подвиги прославили его имя.
После трёх лет монашеского подвижничества по просьбе иноков Косьмо-Яхромского монастыря, свт. Митрофан был рукоположен в сан иерея и затем возведён в игумены этой обители, настоятелем которой прослужил более девяти лет. Его стараниями обитель приросла храмом в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.
Весть о беспримерном служении святителя Митрофана дошла до патриарха Московского и всея Руси Иоакима, который в 1675 году возвел его в чин архимандрита.
В этом же году он поручил заботам игумена Митрофана Макарьево-Унженский монастырь – большую обитель на берегу реки Унжи, и управление Унженской десятиной, состоящей из девяноста четырёх храмов.
Нередким гостем в Унженском монастыре был царь Фёдор Алексеевич, который любил беседы с настоятелем Митрофаном. В 1681 году Московский Церковный Собор принял решение об образовании Воронежской епархии. По предложению государя её епископом был назначен игумен Митрофан.
Епископ Воронежский
В самом городе жизнь была очень сложной. Ранее этот край опустошили монголо-татарские нашествия, но и после восстановления город продолжал подвергаться новым разорениям. Жители стремились уйти из города, чтобы не стать добычей разбойников, которые промышляли грабежами и захватывали в плен горожан, чтобы затем продать их в рабство.
В центре города стояла единственная уцелевшая церковь Благовещения. Неспокойное смутное время, а также отсутствие храмов и монастырей, стали причиной расцвета бездуховности и безнравственности среди населения. Многие местные жители относились к религии без должного уважения, а пастыри, в большинстве своём, были малообразованны. Монастырская жизнь была в сильном упадке.
В таком плачевном состоянии свт. Митрофан принял кафедру. Приехав в Воронеж, он остановился на постоялом дворе и вначале испытывал крайнюю нужду в средствах. Лишения касались не только его келейного обихода.
Богослужения также проходили в бедной обстановке – деревянная соборная церковь совсем не соответствовала названию кафедрального собора. Свт.
Митрофан не только позаботился о её украшении, но и о постройке нового, каменного собора.
Воронежский святитель поражал современников своей личной простотой и непритязательностью. Его стол ничем не отличался от обычного стола, готовившегося для служивших при архиерейском доме. Сам он ел из обычной оловянной посуды. Только для приёма гостей, особенно для угощения царя, он покупал сравнительно изысканные продукты вроде икры и вина.
Одежду он носил простую. Его архиерейская мантия, от которой многие получали исцеление, была сшита из грубого крашеного полотна, а на одеяло архиерею шла обычная старая овчина. Основная часть архиерейских доходов отправлялась на нужды паствы.
Недалеко от архиерейского дома стояла тюрьма, в которую свт. Митрофан посылал милостыню. Тысячам рабочих, согнанным в Воронеж на верфи, он покупал одежду. Многих, умерших от непосильной работы и болезней, он хоронил за свой счёт. И за всех молился.
Значительные суммы из архиерейской казны свт. Митрофан раздавал неимущим. Им же шла и часть хлебных урожаев с архиерейских вотчин. А если оставались хоть какие-то излишки от домовых доходов, то и они жертвовались на государственные нужды.
В тех непростых условиях жизни такая «живая проповедь» оказала на людей неотразимое влияние. Они почувствовали, как мир приходит в их края.
Появился нравственный центр тяготения, к которому устремились истерзанные бедами сердца.
И люди пошли за святителем Митрофаном, пошли за своим пастырем, который преподал им вместо возвышенных размышлений живой урок общения и неоценимую помощь, в которой они так остро нуждались.
За двадцатилетний период епископства свт. Митрофана количество храмов в епархии со 182 увеличилось до 239. Появились два новых монастыря, один староверческий скит был реорганизован в монастырь.
Епископ неустанно работал над повышением нравственности монахов и всего духовенства, поднимая их авторитет в обществе. Это был строгий, но справедливый архипастырь.
Святитель Митрофан Воронежский1830-е годыДерево, смешанная техника.36 × 31 смЦентральный музей древнерусской культуры и искусстваим. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 4923
Святитель и царь Пётр I
Когда царь Пётр I стал строить в Воронеже корабли, то епископ Митрофан оказывал ему всестороннюю поддержку не только в проповедях, но и материально, жертвуя крупные суммы на строительство морских судов.
Святитель Митрофан с пониманием относился к политике заимствования технических знаний у Запада. Однако повсеместное внедрение европейских обычаев в жизнь патриархальной России считал неприемлемым.
А в вопросах веры и вовсе был непримирим, и не боялся говорить об этом царю.
Широко известен случай, когда царь пригласил в свой воронежский дворец свт. Митрофана и тот, увидев статуи греческих богов, украшавших двор, развернулся и пошёл обратно. Императору доложили об этом, и он велел послать гонца с приказом к святителю вернуться, на что получил ответ:
Это разгневало вспыльчивого царя, и он приказал передать владыке, что если тот не вернётся, то за невыполнение приказа будет казнён. Смиренный святитель ответил:
Царь Пётр осознал всю глубину веры праведного человека и велел убрать статуи. Когда свт. Митрофан узнал об этом, то сразу пришёл во дворец и поблагодарил императора.
До конца жизни он так и не поддержал внедрение в русский быт европейских обычаев.
Несмотря на это, святитель пользовался уважением и почитанием царя, поскольку основные преобразовательные реформы, которые проводились в государстве, он поддерживал.
Свт. Митрофан любил родную землю и заботился о её благе. Он понимал, что царь ведёт страну в нужном направлении, и этим сильно отличался от других духовников, принявших царские реформы «в штыки».
Болезнь и кончина
Первое упоминание о недомогании святителя относится ко 2 августа 1703 года – в этот день над ним было совершено Таинство Елеосвящения, которое совершалось затем ещё трижды.
Недуг усиливался, и 10 августа святитель почувствовал себя уже близким к смерти — после Соборования в этот же день он был пострижен в схиму, с именем Макарий в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Скончался схимонах Макарий 23 ноября 1703 года.
Царь Пётр, отдавая дань почтения свт. Митрофану, нёс его гроб до места захоронения в Благовещенский собор.
Святитель Митрофан Воронежский, с житиемШкола или худ. центр: Центральная Россия1855 г.Дерево, грунт, масло.103 × 57 см (средник 31 × 26,5 см)Ярославский художественный музей, Ярославль, РоссияИнв. И-1817
Из церкви Благовещения в Ярославле.
Духовное завещание
Св. Митрофан был искусным проповедником, послушать его приходило много людей. Последующим поколениям православных христиан он оставил духовное завещание. В нём свт. говорит:
Обретение мощей. Канонизация
В 1717 г. Благовещенский собор был снесён. При строительстве нового собора в 1718 году были обретены мощи святителя, которые оказались нетленными. В 1831 г. во время ремонтных работ в храме был обнаружен склеп с находящимися в нём нетленными мощами.
На время ремонта мощи были перенесены в Архангельский собор, а после помещены на место. Со всей страны к ним стали стекаться паломники. У мощей святого, по молитве его перед Господом, стали исцеляться больные.
И только спустя 60 лет – в 1989 г. мощи святого были возвращены Церкви и находятся сегодня в Благовещенском кафедральном соборе в Воронеже (адрес: г. Воронеж, пр-кт Революции 14в.).
Поклонение мощам святителя Митрофана ВоронежскогоВторая четверть XIX в. (после 1832 года)Дерево, темпера.
Частное собрание
Храмы, в честь святого
Имя святителя Митрофана в России широко известно и чтимо. О благоговейном почитании святого свидетельствуют и храмы в его честь. Храм Митрофана Воронежского в Москве сегодня посещают тысячи верующих. Самыми крупными храмами, в честь свт. Митрофана Воронежского являются:
- Митрофаниевская пустынь Петрозаводской и Карельской епархии в Карелии, основанная в 1904 г. Из Воронежа туда была привезена частичка святых мощей свт. Митрофана.
- Храм Митрофана Воронежского в Псковской епархии в селе Лосицы, освящённый в 1856г.
- Церковь во имя святителя на территории Воронежского института Министерства внутренних дел России, построенный в 2003г.
В 2003 году в Воронеже был установлен памятник святителю. В городе действует Православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского.
Иконография
Иконография святого очень обширна. И это не только иконы, но и мозаичные его изображения и изображения в виде фрески. К таким изображениям относятся:
- мозаичный храмовый образ над входом в московскую церковь Митрофана Воронежского в Петровском парке;
- мозаичный образ свт. Митрофана Воронежского на восточном фасаде Казанской церкви в г. Воронеже;
- роспись в Успенской церкви в Троицком Макариевом Желтоводском монастыре в Нижегородской области;
- мозаичная икона святителя Митрофана Воронежского на южном портале собора Николая Чудотворца в Кронштадте (Санкт-Петербург);
- фрагмент росписи свода Воскресенского собора в Сретенском монастыре в Москве, Барельеф на старом доме причта Благовещенской церкви в Петровском парке в Москве;
- роспись в притворе церкви Елецкой иконы Божией Матери в г. Ельце Липецкой области.
Это далеко не весь перечень святых изображений такого плана. Что касается иконописных образов святителя, то на них он изображён в тёмно-синем или чёрном священническом облачении, с архиерейским жезлом в левой руке. Правой же рукою свт. Митрофан благословляет всех молящихся у его святого образа. Существуют иконы, где свт. Митрофан изображён вместе со свт. Тихоном Задонским.
Верующие обращаются к святителю с молитвами об исцелении душевных и физических заболеваний, о помощи близким людям, о благополучии детей, о материальном благополучии семьи, о работе, об укреплении веры.
Тропарь, глас 4:
Правило веры и образ кротости словом и житием, пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. Темже и во светлостех святых солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаемь, моли Христа Бога всей стране нашей и граду твоему в мире спастися.
- Кондак, глас 8:
- Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворив, святительскою одеялся еси одеждою, яко венец священства, и ныне, всех Владыце предстоя, моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.
- Величание
- Величаем тя, святителю отче Митрофане, и чтим святую память твою, ибо ты молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва
Святителю отце Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас (имена) Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим, богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Духе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих. Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведующих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от Православныя Церкве обратят в святые недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в святости жизни: и тако всех введут указанным от Него путем в уготованное вечное Царство святых Его. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим: да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-mitrofan-voronezhskij-zhitie-pochitanie-v-chjom-pomogaet.html
Святитель Митрофан Воронежский. Православный календарь на 20 августа
20 августа (7 августа по «старому стилю»– церковному юлианскому календарю). Вторник 10-й седмицы по Пятидесятнице (десятой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Седьмой день Успенского поста.
Попразднство Преображения Господня. На трапезе, согласно церковному Уставу, благословляется пища без растительного масла. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 22 известных нам поимённо угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.
***
Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского. Владыка Митрофан прославился как талантливый проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем – жестокий гонитель старообрядцев.
Авторитетный архипастырь, почитаемый самим царём, и в то же время – бессребреник, святитель Митрофан Воронежский вошёл в церковную историю как одна из самых противоречивых фигур русской церковной истории второй половины XVII века.
До сорокалетнего возраста будущий святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском близ города Шуи. Овдовев, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни.
В 70-х годах XVII столетия от Рождества Христова будущий архиерей активно включился в дело церковной реформы, начатой двумя десятилетиями ранее патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем.
Игумен Митрофан объезжал села, выявлял старообрядцев и уничтожал древние богослужебные книги. Однако для борьбы с расколом он использовал не столько казни и пытки, сколько просвещение в западнорусском духе.
Организовывая сельские школы, в которых грамоту преподавали переселенцы из Малороссии, у которых, в отличие от великороссов, не было симпатий к старообрядчеству.
Святитель Митрофан Воронежский и обретение его святых мощей. pravoslavie.ru
На Московском Соборе 1681-1682 годов от Рождества Христова для борьбы с русским старообрядчеством и для улучшения христианского просвещения было решено увеличить число епархий. Игумен Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен во епископа Воронежского.
С воцарением Петра I святитель Митрофан стал поддерживать царя в его реформах, хотя и не одобрял столь активной вестернизации. На Воронежской кафедре святитель трудился вплоть до своей кончины в 1703 году. Его мощи были обретены в 1832 году.
Именно это торжественное событие и празднуется сегодня.
Поклонение императора Николая I мощам святителя Митрофана. pravoslavie.ru
Преподобномученик Дометий Персиянин, Сирийский, иеродиакон.
Святой страдалец за Христа и Его Церковь, принявший мученическую смерть вместе с двумя своими учениками в 363 году от Рождества Христова.
Родом святой Дометий был перс, крещение же принял в Месопотамии в городе Низибии (территория современной Турции), который относительно незадолго до этого был подчинён римлянами после их победы над Персией.
Позднее Дометий принял монашеский постриг и диаконский сан, но сам всегда стремился к иноческому молитвенному уединению и часто уходил отшельничать в Сирийскую пустыню. Однажды в места, где совершал монашеские подвиги святой Дометий с учениками, прибыл, направляясь в поход против персов, император Юлиан Отступник. По его приказу воины забросали святых мучеников камнями.
Священномученик Дометий Персиянин. pravoslavie.ru
Преподобный Антоний Оптинский. Один из числа особо почитаемых в Русской Православной Церкви преподобных оптинских старцев – старцев легендарной Введенской Оптиной пустыни – древнего мужского монастыря Калужской земли.
Святой Антоний (в миру – Александр Иванович Путилов) родился в купеческой семье в 1795 году в ярославском Романове.
В 1820 году принял монашеский постриг, а годом спустя стал насельником Оптиной пустыни и до конца своих земных дней совершал монашеские подвиги в этой обители, с годами став одним из самых почитаемых её духовников. Скончался старец в 1865 году от Рождества Христова.
Мученики Марин и Астерий Кесарийские (Палестинские). Святые страдальцы, мученически погибшие в 260 году от Рождества Христова.
Марин был обезглавлен за то, что разрушал языческие капища.
Астерий же, римский сенатор, принявший христианство, после этого снял с себя сенаторскую одежду, завернул в неё голову и тело святого Марина и по-христиански предал земле. За что был судим и также обезглавлен.
Преподобный Ор Фиваидский. Монах-пустынник, с юных лет совершавший духовные подвиги в отшельническом уединении в Фиваидской пустыне. Сподобился дара прозорливости, за долгую жизнь стал духовным наставником тысячи монахов, основал несколько монастырей. Почил в 90-летнем возрасте около 390 года от Рождества Христова.
Преподобномученица Потамия чудотворица. Святая страдалица за Христа и Его Церковь, усечённая мечом в IV веке.
Преподобный Феодосий Новый. Святой IX-X веков от Рождества Христова, о котором известно то, что в мирской жизни он был врачом, впоследствии принявшим монашеский постриг.
Святитель Иерофей Венгерский и святой Стефан I, король Венгрии. Великие христианские просветители X—XI веков от Рождества Христова, просветившие венгерский народ Светом Христовой Истины.
Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский в Ближних пещерах почивающий.
Русский святой XI—XII веков от Рождества Христова, совершавший монашеские подвиги в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре.
С детства был очень болезненным, претерпел многие страдания, но никогда не роптал, а славил Бога за всё. За это сам получил дар исцелений, но до последних дней смиренно претерпевал муки. Почил около 1110 года от Рождества Христова.
Священномученик Меркурий Смоленский, Печерский. В описании Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры об этом святом XIV века от Рождества Христова говорится следующее: «Святой Меркурий, епископ Смоленский, убит Батыем в 1347 году».
Преподобный Пимен, постник Печерский. Ещё один святой Киево-Печерской Лавры, чья память совершается сегодня. Святой Пимен был игуменом этой первой русской обители в 1132-1141 годах от Рождества Христова. Прославился своим строгим постничеством, пищу вкушал лишь один раз в сутки.
Судьба пастыря: 20 августа – память священномученика Александра Хотовицкого
Священномученики Александр Хотовицкий, Пётр Токарев, Михаил Плышевский, Иоанн Воронец, Димитрий Миловидов и Алексий Воробьёв, пресвитеры, Елисей Штопьдер, диакон, преподобномученик Афанасий (Егоров) и священномученик Василий Аменицкий, пресвитер.
Русские святые XX века, принявшие мученическую смерть во времена советских богоборческих гонений в период так называемого Большого террора – все, кроме отца Василия Аменицкого, в 1937 году, а отец Василий – в 1938-м. Все эти страдальцы прославлены в лике святых в числе многотысячного сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Об одном из этих святых новомучеников, отце Александре Хотовицком, вы можете подробнее узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.
***
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Источник: https://tsargrad.tv/articles/svjatitel-mitrofan-voronezhskij-pravoslavnyj-kalendar-na-20-avgusta_153106
Святитель Митрофан Воронежский | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Святитель Митрофан Воронежский
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан. Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители. Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.
Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением.
Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана.
Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.
Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах.
Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.
Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально.
Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским».
В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй.
Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Рака с мощами Святителя Митрофана Воронежского
Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.
Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой — молитва об умерших. Не будучи знаком с распространенной в XVII в.
латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды.
В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь».
Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».
С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя.
От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.
Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофана (в схиме Макария) свято чтима была в Воронеже со времени его кончины († 23 ноября 1703). Преемники его, Воронежские Преосвященные, считали священным долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителе своей паствы и его родителях, иерее Василии и Марии.
Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Побуждением к усиленному поминовению святителя Митрофана было и предсмертное завещание его – совершать о нем молитвы.
Для этого еще при жизни святитель устроил в соборе придел в честь святого Архистратига Михаила (небесного покровителя святителя в миру); и в нем особый причт совершал ранние заупокойные литургии. Впоследствии новое поколение хотя и не знало святителя, но также благоговейно почитало его память.
Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой.
Так, в 1718 году Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь Неопалимой Купины; в 1735 году тело святителя было перенесено в новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей.
На месте погребения святителя обыкновенно совершались панихиды о нем. С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний II неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя.
Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана. В 1831 г. по освидетельствовании нетленного тела святителя Преосвященный Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном убедились в чудодейственном ходатайстве святителя Митрофана у Престола Божия. Святейший Синод вынес решение о причтении святителя Митрофана к лику святых. С тех пор Русская Церковь совершает память святителя дважды в год: 23 ноября – в день преставления, 7 августа (1832) – в день прославления.
Святитель Митрофан ВоронежскийВ Воронежской епархии архиепископом Антонием II (1827-1846 гг.
) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, – день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля – день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря – по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 г.).
Святитель Митрофан оставил духовное завещание. Подлинник его хранится в Государственном Историческом Музее (N 820/Син. 669). На завещании собственноручная скрепа-автограф святителя: “Сия изустная духовная потпи(сал) я… епископ Митрофан Воронежский”.
На нижней доске (внутри) находится запись скорописью ХVIII века: “Сия книга тестамент или завет Преосвященного епископа Воронежского схимонаха Макария, писан в Богоспасаемом граде Воронеже, в доме его Преосвященства, соборныя церкви диаконом Афанасием Евфимовым.
Преставися сей Преосвященный епископ, схимонах Макарий, ноемврия месяца 23 дня 703-го года. а погребен декабря 4-го дня (Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. Составила Т. Н. Протасьева.
Часть II NN 820-1051, М., 1973, с. 6).
В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келлии. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: “Не нарушай моего завещания”. Не тотчас понял он это, но, думая о своем намерении, собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение, там он обнаружил схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, вручившей ему со словами, что она скоро понадобится. Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова “не нарушай моего завещания” есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме, свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем преподобным Макарием Унженским и своем крайнем смирении.
Источник: https://sobor-vrn.ru/o-sobore/svyatyni-sobora.php/svyatitel-mitrofan-voronezhskiy/
Святитель Митрофан Воронежский. Аудио / Православие.Ru
Память 23 ноября / 6 декабря
Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:15 мин. Размер 3.8 Mb) Читает иеромонах Зосима (Мельник)
![]() |
Святитель Митрофан (в схиме Макарий), епископ Воронежский, и царь Петр I |
Святитель Митрофан родился в 1623 году на Владимирской земле. Он начал служение Церкви в числе белого духовенства на сельском приходе. Овдовев в 39 лет, Митрофан поступил в Успенский Золотниковский монастырь под Псковом. Спустя всего три года он был призван игуменом в соседнюю обитель. Ведя строгую подвижническую жизнь, Митрофан стал заботливым и снисходительным отцом для монахов, отвечавших ему уважением и послушанием.
Через десять лет, узнав о достоинствах игумена Митрофана, патриарх Иоаким поставил его во главе большого монастыря под Москвой. И на новом месте святой был столь успешен в начинаниях, что ему поручили управление несколькими монастырями, а затем рукоположили в епископа новой Воронежской епархии – через несколько недель после смерти царя Феодора.
В бурный период смены власти старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона[1] и подвергавшиеся суровым преследованиям, устроили публичный спор с патриархом и несколькими епископами, одним из которых был Митрофан.
Диспут проходил в присутствии правительницы царевны Софии и двух юных царей.
Спор вылился в обмен оскорблениями, что привело к возмущениям, охватившим многие земли, в частности Воронежскую епархию, среди населения которой были лихие казаки, старообрядцы-раскольники и некоторое число беглых.
В епархии не хватало священнослужителей, особенно просвещенных, способных противостоять раскольническим настроениям и языческим суевериям, по-прежнему живущим в народе. Однако новый пастырь смело принялся за дело, желая прежде всего призвать священнослужителей к их духовному предназначению.
«Вы – ангелы, – говорил он, – которых Бог послал в пустыню, чтобы раздавать народу манну Господню. В своих молитвах вы должны подражать пророку Моисею и святому Павлу, которые ревностно просили за народ Божий».
Епископ посетил все монастыри своей епархии и восстановил в них традиции святых отцов, напомнив монахам об их долге подвижничества и непрестанной молитвы за Церковь.
Святитель Митрофан боролся с народными суевериями, безнравственностью, влиянием старообрядцев, наставляя паству в верности учению Единой Святой Апостольской Церкви. Его труды были вознаграждены быстрым усилением авторитета Церкви, символом чего стало строительство величественной Благовещенской церкви в Воронеже.
Молодой царь Петр I часто навещал иерарха и выражал ему свое восхищение. Но когда Митрофан понял, насколько опасно влияние на Петра западной культуры и античного язычества, он отказался ехать к царю. Придя в ярость, тот под угрозой смерти приказал святому явиться во дворец.
«Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (Флп. 1: 21), – велел передать ему святой. Затем, готовясь к смерти, он велел звонить в колокола к торжественной вечерне.
Царь одумался и убрал статуи языческих богов, бывшие причиной этой ссоры, но не отказался от своих реформ, имевших столь серьезные последствия для истории Церкви и русского народа.
В 1703 году святитель Митрофан заболел и принял схиму с именем Макарий. Он почил в мире 23 ноября, произнеся перед народом проповедь, в которую вложил всю свою любовь и величие души. Царь лично присутствовал на похоронах епископа и произнес: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память».
Вскоре в народе возникло его почитание, но официально он был прославлен лишь в 1832 году, когда были обретены нетленными его честные мощи.
Источник: https://pravoslavie.ru/57890.html
Каким святыням можно поклониться в Воронежской области
Многие воронежцы до сих пор помнят, какие огромные очереди выстраивались к Поясу Богородицы — святыне, которую привозили в нашу страну в конце 2011 года. Прикоснуться к ней тогда отправились и многие воронежцы.
Между тем в нашей области тоже есть немало святынь, экскурсии к которым предлагает Паломнический отдел Воронежской и Борисоглебской епархии.
Главная святыня нашего региона — мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, которые находятся в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа.
С его именем связано очень много паломнических маршрутов. Так, верующие могут посетить Адмиралтейский храм, построенный в честь Успения Божией Матери, в котором совершалось богослужение еще при первом епископе Воронежском Митрофане. В этом храме Петр Первый читал «Апостол» за богослужением.
В Благовещенском кафедральном соборе находятся мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.
— Святителя Митрофана почитают не только воронежцы.
Еще когда я был студентом духовной семинарии и паломничал на остров Валаам, то там, в монастыре, в иконостасе, видел икону святителя, — рассказал «Комсомолке» отец Сергий Моздор, настоятель Покровского собора, председатель Паломнического отдела Воронежской и Борисоглебской епархии.
— Очень почитается он и на Афоне. Во многих областях нашей страны есть храмы, посвященные этому святому. Долгие годы мощи святителя находились в Покровском соборе. Мне до сих пор приходят письма от почитателей святителя с просьбами помолиться за них у мощей первого епископа Воронежского.
Также в Благовещенском соборе находится часть мощей святителей Тихона, епископа Воронежского и Задонского, чудотворца и священномученика Петра (Зверева), который был воронежским архиепископом в тяжелые советские времена.
Потом его взяли под стражу, депортировали на Соловки, где он умер мученической смертью.
Несколько лет назад по благословению Патриарха Кирилла делегация Воронежской и Борисоглебской епархии ездила на Соловки, откуда и привезла мощи священномученика.
Есть в кафедральном соборе и святыни вселенского масштаба.
Среди них — ковчежец с частицами мощей святых апостолов, учеников Христовых, часть мощей мученицы Наталии, преподобных отцов Киево-Печерских, а также иконы с мощами святителей преподобного Силуана Афонского и священномученика Власия. В икону святителя Спиридона Тримифунтского вложена частица облачения (башмачок), бывшая на его святых мощах.
Алексиево-Акатов монастырь во время своего визита в Воронеж в сентябре 2011 года посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
— Мы предлагаем нашим землякам посетить Акатов монастырь, где сохранилось первое каменное строение — колокольня. Скоро будет 300 лет Никольскому храму, — продолжает отец Сергий.
— Мы хотим рассказать нашим землякам об их истории. Например, в упомянутых храмах есть намоленные иконы.
Так, в Акатовом монастыре находится очень почитаемая икона Божией Матери «Живоносный Источник» и икона целителя Пантелеймона.
Паломнический отдел также предлагает воронежцам познакомиться с храмовым архитектурным разнообразием, посмотреть прекрасные росписи наших храмов.
Среди них — великолепно расписанный Никольский храм, Покровский собор, в котором сейчас завершается ремонт.
В соборе находится часть мощей святителя Митрофана, икона с мощами святителя Николая, которые привезли из итальянского города Бари, а также преподобного Серафима Саровского.
Воронежцы могут посетить и святыни нашей области. Самая значимая достопримечательность — пещерные монастыри. Это Дивногорский мужской и Костомаровский женский монастыри. Сейчас возрождается Белогорский монастырь.
О возрасте пещерных монастырей спорят до сих пор.
Есть разные версии о дате их основания. Одни говорят, что речь идет о годах гонения на христиан. Здесь можно вспомнить римские катакомбы, в которых молились верующие, скрываясь от преследования первые три века нашей эры. Другие считают, что наши монастыри похожи на каппадокийские храмы (современная Турция), где жили и совершали богослужения христиане, убегавшие от преследователей.
— Правда, некоторые считают, что их построили в более позднее время — когда на рубежи Руси с юга нападали кочевники. В паломнических поездках мы стремимся показать также красоту и глубину православия.
Также паломнический отдел советует посетить воронежские источники. Пожалуй, самый известный из них — источник святителя Митрофана. По преданию, он возник по молитвам первого епископа Воронежского. Долгое время это место было завалено мусором, однако люди приходили туда, набирали воду.
— Сейчас там строится храм, есть купель, где можно совершить омовение и получить не только духовную поддержку, но и исцеление от физических недугов, — говорит отец Сергий Моздор.
— В Острогожске есть источник в честь Казанской иконы Божьей Матери. Воронежцам он мало известен, а вот у местных очень почитается.
Когда мы везем туда верующих, то останавливаемся около него, чтобы они могли набрать воду.
Костомаровский женский монастырь — одно из излюбленных паломнических мест воронежцев.
ЗНАЙ!
Паломнический отдел находится во дворе Покровского собора. Работает в будни с 9.00 до 17.00, в воскресенье с 9.00 до 15.00. Выходные дни там только в великие церковные праздники.
Справки можно получить по телефонам: (473) 255-40-05 (факс) и 220-89-37. Принимаются как индивидуальные, так и групповые заявки.
Можно также попросить составить специальный маршрут.
Святые места Воронежской области.«Комсомолка» публикует самые популярные паломнические маршруты
Источник: https://www.kp.by/daily/25860.5/2827955/
Память обретения мощей святителя Митрофана Воронежского. Справка
Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан был рукоположен в иерейский сан, затем был возведен в игумены Яхромской обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.
В 1675 г. Митрофан был возведен в сан архимандрита Макариево-Унженского монастыря, где будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии.
Когда в 1682 г., по решению Московского Церковного Собора 1681 г., была образована новая Воронежская епархия, первым ее епископом был назначен игумен Митрофан. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Историки свидетельствуют, что за свою патриотическую деятельность он пользовался особенным уважением со стороны Петра I.
Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 г.
русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским».
Все, что было полезным в деятельности Петра I, Святитель принимал, но в то же время в своих отношениях с императором он никогда не поступался интересами Церкви и православия.
На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.
Святитель Митрофан скончался в 1703 г. в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был 4 декабря в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы.
Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание, подлинник которого хранится в Государственном Историческом Музее.
В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь».
Со дня его смерти память о святителе Митрофане (в схиме Макария) была свято чтима в Воронеже. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой.
Так, в 1718 г. Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь Неопалимой Купины. В 1735 г. тело святителя было перенесено в новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей.
С 1820 г. число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице, которые свидетельствовали о том, что от святых мощей происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных.
В 1831 г. последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 г. состоялось торжественное открытие гроба. Перед этим была прочитана особая молитва, составленная архиепископом Антонием (Смирницким), в которой испрашивается благословение угодника Божиего на перенесение его священных останков.
Затем последовала канонизация святителя; Святейший Синод вынес решение о причислении святителя Митрофана к лику святых.
С тех пор Русская церковь совершает память святителя дважды в год: 23 ноября – в день преставления, 7 августа (1832) – в день прославления.
В 1836 г. при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь, в котором хранились нетленные мощи святителя Митрофана.
3 февраля 1919 г. мощи воронежского епископа Митрофана были вскрыты особой комиссией. Особую остроту вопрос о мощах принял в августе 1929 г., когда в Воронеж на поклонение мощам пришло очень много паломников. В связи с этим президиум горсовета Воронежа 20 августа 1929 г.
принял постановление о закрытии церкви Митрофановского монастыря и изъятии мощей. Во второй половине ХХ века высокопоставленные священнослужители неоднократно обращались к властям с просьбой о возвращении Церкви мощей св.
Митрофана Воронежского и возобновлении монастырей в епархии.
4 сентября 1946 г. архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) возбудил ходатайство перед гражданскими властями о возвращении верующим находящихся в музее мощей святителя, но от властей последовал отказ.
И только в сентябре 1989 г. мощи святителя и чудотворца Воронежского Митрофана были возвращены Русской Православной Церкви. Так состоялось второе обретение мощей св. Митрофана.
После торжественного молебна была прочитана особая молитва, составленная архиепископом Антонием (Смирницким) перед обретением мощей святителя Митрофана в 1832 г. Раку с мощами святителя торжественно установили на уготованное место.
С тех пор мощи святителя Митрофана пребывают в Покровском кафедральном соборе Воронежа. Каждое воскресенье перед мощами совершается водосвятный молебен с пением всем народом акафиста великому святителю Церкви Христовой и небесному покровителю града Воронежа.
В мае 2003 г. при проведении в Воронеже Дней славянской письменности и культуры был открыт памятник св. Митрофану, а в ноябре-декабре 2003 г. в епархии прошли торжества по случаю 300-летия преставления св. Митрофана; с августа по декабрь мощи святителя с крестным ходом побывали в храмах и монастырях всех благочиний епархии.
В Воронежской епархии архиепископом Антонием II (1827-1846) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, – день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля – день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря – по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 г.). По благословению Патриарха Алексия II был определен день памяти второго обретения мощей святителя Митрофана – 17 сентября (4 сентября по старому стилю).
Сохранилось множество храмов, посвященных святому (от Москвы до Афона), церковных росписей и мозаик (храм Христа Спасителя, Исаакиевский собор, храм Спаса на Крови), многочисленные иконы, гравюры и литографии, памятники шитья, эмали, паломнические реликвии, посвященные святителю Митрофану.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник: https://ria.ru/20100820/267143084.html