Тот, кто хотя бы раз побывал в церкви на богослужении, мог услышать священный текст «Трисвятое». Молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» получила такое название, потому что в ней слово «Святый» повторяется трижды. Молитвенные слова легко запоминаются, т. к. их всего несколько.
История священного обращения
В православном христианском мире молитву начали использовать после 400 года. Согласно сведениям Иоанна Златоуста ее происхождение корнями достигает древнехристианской церкви. Первый используемый текст был на греческом языке. Русская его версия появилась усилиями архиепископа Константинопольского.
По преданию, в 438 году незадолго до Пасхи улицами города шел крестный ход. Неожиданно началось землетрясение. И тут случилось чудо — к небесам подняло мальчика из толпы. В скором времени он вернулся на землю и рассказал, что слышал во время парения пение ангелов. Это были слова молитвы «Трисвятое».
Патриарх вместе с толпой начал петь ее и в конце добавил слова «помилуй нас». Стихия тут же прекратилась. Благодаря чудодейственной силе молитвы императрица Пульхерия со своим братом выдала указ о внесении текста в ежедневное богослужение.
Это постановление торжественно закрепил Хакидонский собор, который состоялся в 451 году.
Существуют другие версии происхождения молитвы. Некоторые церковные источники указывают на то, что она появилась после проведения IV Вселенского собора. Случилось это в V веке. Согласно мнению монахов, в числе которых был инок Иов, живший в XVI веке, Трисвятое — это результат упрощения церковных песнопений. Сегодня неизвестно, какая версия правдивая.
Толкование текста
«Трисвятое» — один из самых древних священных текстов, который дошел до наших времен в неизменном виде. Его произносят трижды, обращаясь к Святой Троицк. В прошении христиане называют:
- Бога Отца;
- Бога Сына — когда произносят Крепкий, потому что он такой же Всемогущий, хотя страдал и умер за человечество;
- Святого Духа — называя его Бессмертным. Он не только сам вечен, но и дает бессмертную жизнь людям.
Монах Иов говорит о том, что молитвенный текст представляет собой соединение песнопения серафимов в видении пророка Исаии:
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!
Слова «помилуй нас» — это прибавленное прошение.
«Трисвятое» как оберег
Молитва «Трисвятое» является мощным оберегом. Она оказывает такое действие:
- защищает от разных невзгод;
- помогает в любых недугах и тревогах;
Существует много сведений о том, что после прочтения святого текста случались чудеса. Много говорится о случаях исцеления.
Правила моления
Некоторые люди считают, что молитву «Ангельская песнь», как ее еще называют, следует проговаривать лишь после «Отче наш». Но это неверное утверждение. Разрешается произносить священные слова в конце любого прошения. Их нередко читают после произношения длинных псалмов, поэтому молитва «Трисвятое» широко известна христианам.
Ангельскую песнь лучше читать с другими короткими текстами. Предварительно нужно настроиться на моление, отбросив посторонние мысли.
Обращаться нужно к лику Святой Троицы. Если такой иконы нет, надо приобрести ее в церковной лавке. После одной прочитанной строки стоит креститься. По окончании моления необходимо сказать «Аминь». Священные слова следует добавить к ежедневным молитвенным словам.
Слова молитвы
Текст «Трисвятого» входит в состав богослужения. Особенно он важен в праздничных литургиях. Поется или читается трижды. Является одной из основных молитв, которые должен знать каждый верующий. В народе ее называют «Святый Боже».
Священный текст можно встретить в разной церковной литературе. Он содержит такие слова:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон) Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон) Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Есть такие дни, в которые вместо «Трисвятого» поются другие молитвы. Для примера, в праздники, посвященные Кресту Господнему, используется песнопение:
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Источник: https://duhmaga.ru/molitva/svyatyj-bozhe-svyatyj-krepkij.html
Православная молитва «Трисвятое» (текст на русском языке)
Молитва равно таинство. Это некое отношения человека к Богу. Молитва – человеческая связь с Господом, разговор с ним. Молитва «Трисвятое» текст которой вы можете прочесть ниже, это очень простая, но действенная молитва Господу которую можно читать по любому поводу в повседневной жизни.
Православная молитва «Трисвятое» текст на русском языке
Сила молитвы в жизни каждого
Молитва несет в себе очень глубокий смысл. С помощью неё мы можем поблагодарить Господа, восхвалить его, попросить о помощи либо о прощении. В момент просьбы о прощении мы таким образом признаемся в грехах, осознаем их и очищаем себя. Когда начинаем восхвалять Бога, то это обозначает, что мы радуемся жизни, миру, тому что имеем, то что дышим и живем.
Хотите найти нужную Вам Молитву? Воспользуйтесь поиском…
Не редко мы просим о желаниях. В этот момент мы проникаем в глубь себя и находим истинные потребности. С помощью молитвы человек может вернуться к себе настоящему, такому, каким он был создан изначально.
Но молитва, это не обычный пересказ по памяти или подбор слов, это то, что исходит от души. И ту молитву можно засчитать, которая произнеслась из глубины. Это возможно только, когда мы начнём понимать значение её в нашей жизни и только тогда мы серьезнее станем относиться к её прочтению.
Текст молитвы
ниже мы приводим полный текст молитвы «Трисвятое» на русском языке с ударениями:
- Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (делаем крестное знамение и поясной поклон)
- Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (делаем крестное знамение и поясной поклон)
- Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (делаем крестное знамение и поясной поклон)
- Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь
История Молитвы Трисвятое
Чем чаще мы будем пропускать через себя молитву, тем больше мы будем духовно наполняться и приобщаться к духовной жизни.
Каждый молящийся не должен думать о результате от молитвы. В этот момент нужно все свои мысли обратить и направить к Богу. Он для всех нас является источником всего. Силы, жизни и разного блага. Он сам знает, кому, когда и что давать. И забирает он тоже только тогда, когда по его мнение самое время.
Для того, чтобы быть христианином достаточно будет 5 минут утром и вечером, уделенных молитве. Но это возможно в том случае, если она произносится от души, с чувством и пониманием. Мысль во время молитвы должна соответствовать словам, глубинное понимание проговариваемых слов всегда будет услышано.
История Молитвы «Трисвятое»
- Эта молитва всегда читается трижды во имя всем известной Святой Троицы. «Ангельская песнь» вот ещё одно название этой молитвы.
- Трём святым христиане стали молиться после землетрясения в Константинополе , во время которого пострадало очень много домов и поселений.. Когда народ прибавил к молитве Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный» слова помилуй нас, то землетрясение в миг остановилось.
- Святой Боже – первое лицо Бог Отца. Святой Крепкий – Сын Бога. Он такой же, как и Отец – всемогущий. Святой Бессмертный – Святого Дух, который не только вечен сам по себе, а дает жизнь всем живым существам.
- Называется молитва Трисвятое, потому что каждое слово «святый» повторяется в ней трижды.
- Погадаем бесплатно
- Гадание онлайн
- Любима ли ты?
- Правдивое гадание
Положение тела при молитве
Во время молитвы используются разные позы и жесты. Молиться можно стоя, можно на коленях, можно с руками перед собой, иногда делаются поклоны. Вообще, очень важно, чтобы молящийся задействовал и тело. Можно, конечно молиться и лежа, но это в том случае, если Вы болеющий. Либо в путешествии, мы сидя про себя молимся.
Но в обычной жизни, необходимо придерживаться молитв стоя, а если Вы попали на службу в Храме, то там необходимо соответствовать прихожанам. Приучайте себя к Молитве и Ваша жизнь непременно станет налаживаться. Будьте благодарны за то, что имеете.
Источник: http://GadalkinDom.ru/molitvi/trisvyatoe-tekst.html
Трисвятое молитва текст
Детально: трисвятое молитва текст — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Трисвятая молитва, она же Трисвятая песнь, известна всем христианам, кто хоть раз побывал на службе в храме. Её часто произносят после чтения длинных молитв и псалмов, поэтому она всегда на слуху.
Данную молитву очень легко запомнить, поскольку состоит из небольшого количества слов.
Некоторые люди считают, что текст молитвы Трисвятое правильно произносить по Отче Наш, но это не совсем так, поскольку она используется как прямое обращение к Господу, а значит её можно произносить после каждого прошения.
Происхождения молитвы Трисвятое
Молитва Трисвятое является одной из самых древних молитв, дошедших до нашего времени практически в неизмененном варианте. Её происхождение приписывают древне-христианской церкви, согласно указаниям Иоанна Златоуста.
Первый пришедший в обиход вариант был на греческом языке, но вскоре текст молитвы Трисвятое на русском языке появился благодаря Архиепископу Константинопольскому святого Прокла в 437-447 годах, поэтому достоверно не известно, как долго использовался греческий перевод в русских православных церквях.
Согласно церковным преданиям, в 438 году за несколько недель до Пасхи в Константинополе произошло сильное землетрясение, прямо во время крестного хождения по улицам города. В этот момент, один маленький мальчик из толпы взмыл в небо и услышал пение ангелов.
Ангелы поведали ему молитву – Трисвятое, про которую он и рассказал всем, как только спустился на землю. Все люди, вместе с Патриархом, тут же начали петь её, добавив слова – «помилуй нас». После этого землетрясение тут же прекратилось.
Прознав про такое чудо и божественное избавление от землетрясения, императрица Пульхерия издала указ о том, чтобы молитва Трисвятое вошла в обиход ежедневного богослужения.
Но это не единственная версия происхождения молитвы, поскольку другие церковные источники гласят о том, что молитва произошла в V веке нашей эры, во время проведения четвертого Вселенского собора. По словам некоторых древних монахов, включая монаха Иова, жившего в 16 веке, молитва произошла благодаря упрощению распространенных церковных песнопений.
Достоверно не известно, какая из этих версий является реалистичной. Но как бы то ни было, текст молитвы несколько раз изменялся на протяжении долгих лет, пока не дошел в своем виде до нашего времени.
В чем помогает молитва Трисвятое
Молитва Трисвятое является мощным оберегом, который защищает человека от различных невзгод. Многие православные христиане предпочитают читать её вместе с другими ежедневными молитвами.
Согласно словам церковных деятелей, является одной из самых главных молитв, которые необходимо знать православному человеку. Поскольку молитва заключает в себе обращение к лику Святой Троицы, то она способна помочь от любых недугов и тревог.
В православных летописях датируется несколько случаев о том, как после прочтения данной молитвы происходили различные чудеса, в том числе и исцеление болезней.
В народе данная молитва известна как: «Святый Боже» и не раз упоминается в церковной литературе. В древние времена её часто использовали как напутствие в дальнюю дорогу. Также она используется во время всех церковных богослужений, особенно в праздничные дни, включая Пасху, Троицу и Рождество. Поэтому православные христиане произносят эту молитву ежедневно.
Как правильно читать молитву
Молитву Трисвятое лучше всего читать вместе с другими короткими молитвами, например с «Отче Наш». Также, согласно церковным заветам, перед чтением и во время него необходимо:
- Очистить голову от мирских забот.
- Обратиться к лику Троицы, если имеется такая икона.
- После каждой произнесенной строки нужно одарить себя крестным знамением.
- В конце добавить – «Аминь».
Текст молитвы Трисвятое
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон)
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон)
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- (
Источник: https://1000-molitv.ru/trisvyatoe-molitva-tekst/
Трисвятое текст молитва в Православии
По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения и от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял Трисвятую песнь и от уст нас, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли, души и телеса́ и дал силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни.
Боже Святый, Иже во святых почива́яй, Иже Трисвятым гласом от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, и от всякия небесныя силы поклоняемый: Иже от небытия во е́же быти приведы΄й всяческая, создавый человека по образу Твоему и по подобию и всяким Твоим дарованием украси΄вый: дая΄й просящему премудрость и разум и не презира́яй согрешающаго, но полага́яй на спасение покаяние: сподобивый нас, смиренных и недостойных раб Твоих, и в час сей стати пред славою Святаго Твоего Жертвенника и до́лжное Тебе поклонение и славословие приносити, Сам, Владыко, приими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею, прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти΄ наша ду́ши и телеса́ и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего, молитвами Святыя Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших.
Эта молитва Трисвятого читается и тогда, когда вместо Трисвятого поется «Ели΄цы во Христа крести΄стеся…» или «Кресту Твоему….»
- Когда певцы оканчивают пение последнего кондака на «И ныне», диакон, преклонив главу и держа, как обычно, тремя перстами орарь, обращается к священнику со словами: Благослови, владыко, время Трисвятаго.
- Священник, благословляя диакона, вслух произносит окончание молитвы Трисвятого пения: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.
- Диакон, испросив у священника благословение на время Трисвятого, становится на солее, лицом к иконе Спасителя, и, показуя орарем на икону Спасителя, возглашает: Господи, спаси благочестивыя.
- Хор повторяет эти слова.
- Диакон: И услыши ны.
- Хор повторяет.
- Диакон, поворачиваясь вправо, от иконы Спасителя к иконе Богоматери и далее к престолу, наводит орарем и возгласно произносит, доканчивая возглас священника: И во веки веков.
- Хор: Аминь.
- Далее диакон входит в царские врата и становится рядом со священником, с правой стороны его, около престола.
- Хор: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).
Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (За архиерейской службой Трисвятое поется семь раз.)
1. В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни пасхальной седмицы и в Пятидесятницу вместо Трисвятого поется: Елицы во Христа крести΄стеся, во Христа облеко́стеся, аллилуиа.
2. Этот стих вместе с «Аллилуиа» поется в воспоминание обычая Древней Церкви совершать таинство Крещения оглашенных в эти дни.
3. В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поется: Кресту Твоему покланя΄емся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
- Во время пения хором Трисвятого священнослужители также читают Трисвятое трижды (во время пения «Елицы» или «Кресту Твоему» читать надлежит эти песнопения), благоговейно совершая при этом троекратное поклонение пред престолом, после чего диакон, обращаясь к священнику, говорит ему: Повели, владыко; целует престол и отходит через южную (правую) сторону престола к горнему месту, становясь там лицом к молящимся.
- Священник также целует престол и отходит к горнему месту, произнося: Благословен Грядый во имя Господне.
- Диакон обращается к приходящему священнику с словами: Благослови, владыко, горний престол.
Священник, благословляя горнее место, говорит: Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седя΄й на херувимех, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И становится с южной стороны престола также лицом к молящимся.
© Михаил Чернов vsemolitva.ru
Источник: https://vsemolitva.ru/trisvyatoe-tekst-molitva-v-pravoslavii.html
Трисвято́е по Отче наш
Если взять в руки православный молитвенник, канонник или иную старопечатную богослужебную книгу, то можно встретить сокращенные обозначения тех или иных молитв, которые не всегда понятны начинающему.
Это связано, думается, не только с экономией бумаги: краткие и часто повторяющиеся молитвы в старину люди знали наизусть.
Более того, в самых древних служебниках не только основные молитвы, но и целые фрагменты Богослужения давались в краткой форме.
Одним из наиболее часто встречающихся в наши дни сокращением во время богослужения является молитвенное последование, известное как «Трисвято́е по Отче наш».
В него входит ряд кратких молитв, начинающихся с обращения к Пресвятой Троице — «Трисвято́е» и заканчивающихся молитвой Господней — «Отче наш», которая наиболее часто повторяется во время богослужения.
Трисвято́е по Отче наш. Текст, перевод и значение молитвы
«Трисвято́е и по Отче наш» читается в храме и дома, во время краткого молитвенного домашнего правила и на торжественных православных богослужениях.
Текст молитв | Перевод и значение |
С™hи б9е, с™hи крёпкіи, с™hи без8смeртныи, поми1луй нaсъ (трижды с поклонами). | Эта молитва называется «Трисвятое». Она составлена из ангельской песни и слов пророка Давыда. Ангелы всегда поют: «Свят, свят, свят» (Ис. 6, 3), а Псалмопевец говорит: «Возжада душа моя к Богу, Крепкому, Живому» (Пс. 41, 3) и «Помилуй мя Боже…» (Пс. 50,1). В этой краткой молитве ясно исповедуется троичность Лиц в Боге и единство существа и силы Троицы. Обращаясь к первому Лицу Святой Троицы, мы Отца называем Богом Святым; второе Лицо, Сына, называем Крепким, Всемогущим; третие же Лицо, Духа Святого, называем Живым, Безсмертным |
Слaва nц7у и3 сн7у и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 пrнw и3 в0 вэки вэк0мъ, ґми1нь. | Воздадим славу Отцу и Сыну и Святому Духу — теперь, всегда и вечно. Воистину так! |
Прес™az трbце поми1луй нaсъ, гDи њчи1сти грэхи2 нaша. вLко прости2 без8зак0ніz нaша. с™hи посэти2 и3 и3сцэли2 нeмощи нaша, и44мене твоегw2 рaди. | Эта молитва также учит о троичности лиц в Боге и единству существа Пресвятой Троицы: «Господи, очисти» указывает на Отца, «Владыко, прости» — на Сына, «Святыи, посети» — на Святого Духа; а слова «имене Твоего ради» указывают на нераздельность Их по существу. Мы просим Отца: «очисти», имея между Ним и нами Посредника (I Тим. 2, 5). К Сыну же говорим: «прости», так как Он снизошел к нам, пострадал за нас, а мы, часто гневаем и оскорбляем Его. А к Духу Святому говорим: «посети», потому что Он животворит, исцеляет и укрепляет нас. |
ГDи поми1луй, ГDи поми1луй, ГDи поми1луй. Слaва nц7у и3 сн7у и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 пrнw и3 в0 вэки вэк0мъ, ґми1нь. | Троекратное повторение «Господи помилуй» напоминает нам о Троице и призывает Ее милость к нам. Также и краткое славословие — это исповедание единой Троицы и слава, вечно Ей воздаваемая. |
Џ§е нaшъ, и4же є3си2 нa нб7сэхъ. да с™и1тсz и4мz твоE. да пріи1детъ цrтвіе твоE. да бyдетъ в0лz твоS, ћкw нa нб7си и3 на земли2. хлёбъ нaшъ насyщныи дaждь нaмъ днeсь. и њстaви нaмъ д0лги нaша, ћкоже и3 мы 2 њставлsемъ должник0мъ нaшимъ. и3 нев8веди2 нaсъ во и3скушeніе, но и3збaви нaсъ t лукaвагw. | Отец наш небесный, пусть прославляется имя Твое, пусть настанет Твое царство, пусть будет воля Твоя как на небе, так и на земле. Дай нам хлеба, необходимого для существования сегодня и на всякий день. Прости нам грехи наши, как и мы прощаем ближним нашим. Не допусти нас впасть в грех и всякие греховные соблазны; но избавь нас от лукавого, т.е. от диавола, и от всего дурного.Эта молитва называется Господней потому, что сам Господь Исус Христос научил так молиться своих учеников (Мф. 6:9 и Лк. 11:2). |
Во время чтения «Трисвятого по Отче наш» нельзя ходить и сидеть, в какой бы момент богослужения ни совершались эти молитвы. Несколько раз во время службы «Отче наш…» читается или поется отдельно от «Трисвята́го». Молитву Господню следует произносить и слушать с особенным вниманием, не отвлекая других молящихся ходьбой и разговорами.
Источник: https://ruvera.ru/trisvyatoe
Молитва Трисвятое текст на русском
Трисвятое используется как составная часть обычного начала; в связке Трисвятое→Пресвятая Троице→Отче наш в различных местах богослужения; в конце великого славословия; на Литургии оглашенных перед чтением прокимна и Апостола.
В конце отпевания, после пения Вечной памяти, когда гроб ногами вперед выносится из храма, поется Трисвятое.
На Литургии
На Литургии Трисвятое совершается в следующем порядке. Если служба не архиерейская, то клирос поёт трижды Трисвятое полностью, затем «Слава, и ныне», допевает «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас» и ещё раз поёт Трисвятое. Если служит архиерей, то порядок меняется:
- Сначала Трисвятое поют певчие.
- Затем его поют сослужащие архиерею и церковнослужители в алтаре. Архиерей, приняв от иподиакона дикирий, творит им крестное знамение над Евангелием. Приняв от второго иерея крест, архиерей с дикирием и крестом выходит на амвон.
- В это время Трисвятое поют речитативом певчие. Архиерей начинает благословлять на три стороны с молитвой «При́зри с небесе́, Бо́же, и виждь, и посети́ виногра́д сей, и утверди́ и, его́же насади́ десни́ца Твоя́».
- Когда архиерей осеняет молящихся (на запад), клирос поёт «Святы́й Бо́же», когда на юг — «Святы́й Кре́пкий», когда на север — «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас».
- Архиерей уходит в алтарь, Трисвятое поют певчие.
- Далее Трисвятое поют в алтаре, когда архиерей, благословив дикирием горнее место, отдаёт его, принимает трикирий и осеняет им с горнего места на запад, на юг и на север сослужащих.
- Певчие поют «Сла́ва, и ны́не», «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас» и ещё раз Трисвятое.
Таким образом, за архиерейской Литургией Трисвятое поётся семь с половиной раз.
В некоторые дни богослужебного года Трисвятое заменяется на другие песнопения.
В следующие дни, которые в прошлом традиционно отводились для крещения оглашенных, вместо Трисвятого поётся «Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся, аллилу́ия» (см. Гал. ):
- Рождество Христово;
- Богоявление;
- Лазарева суббота;
- Великая суббота;
- Пасха и Светлая седмица;
- Пятидесятница.
В праздники, посвящённые Кресту Христову, вместо Трисвятого используется песнопение «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим»:
- Воздвижение;
- Происхождение честных древ Животворящего Креста;
- Неделя крестопоклонная.
Трисвятое по Отче наш
В богослужении Православной церкви часто используется стандартный набор чтения (чтецом), или пения (хором), строго определённых кратких молитв, начинающийся с трисвятого:
- «Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Бессме́ртный, поми́луй нас.» (3 раза — собственно Трисвятое),
- «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.» (Краткое славословие),
- «Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.» (Молитва ко Пресвятой Троице),
- «Го́споди, поми́луй!» (3 раза),
- «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
- «О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.» (Молитва Господня),
- Священник возглашает:
- «Я́ко Твое́ есть Ца́рство и Си́ла и Сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.»
- Хор (или чтец):
- «Ами́нь.»
Этот неизменный блок молитв в Типиконе обозначается: «Трисвятое по Отче наш», или просто «Трисвятое». Он присутствует не только в начальных молитвах, но и в середине и в конце разных чинопоследований.
История возникновения молитвы согласно древневосточной, нехалкидонской церковной традиции код
Возникновение Трисвятой песни Древневосточными церквями возводится к молитве Иосифа Аримафейского, стоявшего под крестом распятого Иисуса Христа и молившегося словами, ставшими впоследствии Трисвятой песнью: «Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный, что распялся ради нас, помилуй нас».
В отличие от церквей халкидонской традиции, Трисвятая песнь поется не Троице, а Иисусу Христу — одному из трех Лиц Бога[источник не указан 1282 дня]. Это делает Трисвятую песнь выразительным антиарианским и христологическим, антинесторианским исповеданием, где Христос признаётся Богом крепким и бессмертным, а не иносущной Богу тварью или человеком, в котором поселился Бог.
В праздник Пятидесятницы Трисвятая песня поется Духу Святому, сошедшему на апостолов.
Апологеты нехалкидонского исповедания критикуют халкидонитов за их тринитарное толкование Трисвятой песни и “сказочную” историю о возникновении песни.
Разделение трёх частей песни по Лицам Троицы, а именно — Отец Боже, Сын крепкий, Дух Святой бессмертный, представляет дело в абсурдном, близком к еретизму свете, будто бы Сын и Дух Святой не Бог, Отец и Дух Святой не крепкий, а Отец и Сын не бессмертный. Впрочем, нельзя забывать, что св.
Апостолы, например, в своей проповеди нередко употребляли именование «Бог» именно по отношению к Богу Отцу, не всегда прямо употребляя его тут же по отношению к Богу Сыну (см., напр., 1Пет. , 1Кор. ); вместе с тем, разумеется, они почитали Христа Богом (напр., Ин. , Деян. ).
Источник: https://armij.ru/trisvatoe-molitva/
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах.
Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения.
Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
1.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
В н и м а н и е! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.(Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- 2.
- «Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
- 3.
- «Трисвятое по Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
- 4.
- Сокращение «Приидите, поклонимся… » следует читать:
- Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.(Поклон)
- Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
5.
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Источник: http://ioakimo-annovskiy.prihod.ru/2016/06/28/sokrashhennye-oboznacheniya-molitv-prinyatye-v-molitvoslovax/
Основная христианская молитва Трисвятое — Философия
Православная молитва Трисвятое это покаянное и в то же время хвалебное пение Святой Троице. Название свое она получила от троекратного упоминания в тексте молитвы обращения “святый” Моление это очень древнее, в богослужениях оно использовалось еще во времена становления раннего христианства.
Существует несколько версий происхождения сильная молитвы Трисвятое. Согласно первой и самой распространенной среди православных христиан, она была услышана во время ангельского пения. Произошло это в V веке в Константинополе (ориентировочно 438-439 гг.).
Тогда в городе началось сильное, разрушительное землетрясение, вызвавшее панику среди местных жителей. Перепуганные горожане вышли на улицы Константинополя и возносили Богу молитвы, умоляя просить их грехи и помиловать.
В то время среди людей находился мальчик, который внезапно на глазах у всех невидимой силой был подняи в воздух и через некоторое время опущен обратно. Он рассказал потрясенным людям, что услышал в воздухе ангельское пение и передал им текст их молитвы.
Жители города тут же начали молиться, прибавив в конце слова “помилуй нас”, и землетрясение прекратилось. В том же году христианская молитва Трисвятое была введена в богослужения, и сегодня ее можно услышать в каждом православном храме.
Чудотворная молитва Трисвятое – покаянная песнь Святой Троице
Согласно другим версиям, в основу святой молитвы Трисвятое легла архангельская песнь из видения пророка Самуила: “Свят, свят, свято Господь Саваоф”, к которой прибавили слова 41-го псалма “к Богу Крепкому, Бессмертному”.
В любом случае, первые документальные упоминания о молитве Трисвятое уводят нас в V век, когда собравшиеся на пятом Вселенском соборе отцы церкви пропели это песнопение.
С тех пор Трисвятое поется во время Божественной Литургии, как одно из самых главных и торжественных песнопений.
Как правильно читать ежедневную молитву Трисвятое?
Церковная молитва Трисвятое в обязательном порядке входит в состав утренних и вечерних молитв, которые ежедневно читают все православные христиане. Это предначинательная молитва, то есть с нее начинают все богослужения, как церковные, так и домашние.
Читают молитву Трисвятое три раза, каждый раз крестясь и кланяясь в пояс. После этого читается молитва Пресвятой Троице, потом Отче наш, а потом уже следуют все остальные молитвы, каноны и акафисты. Точную последовательность моления Трисвятое по Отче наш можно найти в любом православном молитвослове.
Читать православный текст ежедневной молитвы Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
(Читается три раза, с крестным знамением, а также поклоном).
Слушать на видео православную молитву Трисвятое
Источник: https://filosofia.ru/osnovnaya-xristianskaya-molitva-trisvyatoe/
Трисвятое — это… Что такое Трисвятое?
Трисвято́е или Трисвята́я песнь — молитва «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас» (прочитывается трижды), входящая в состав обычного начала церковных служб.
Эта молитва представляет собой соединение песни (славословия) серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.
6:3), наименований Лиц Пресвятой Троицы: «Боже, Крепкий и Безсмертный», взятых из Священного Писания, и прибавления слов прошения «помилуй нас».
Текст молитвы
Святы́й Бо́же, Святы́й крепкий, Святы́й безсмертный, помилуй нас (трижды)
Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος ἰσχυρός, Ἅγιος ἀθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς (τρίς)
Текст молитвы на разных языках см. также в Викитеке.
История возникновения молитвы согласно византийской, халкидонской церковной традиции
Трисвятое — молитва древнего происхождения, относящаяся ко временам древне-христианской церкви, на что указывает Иоанн Златоуст. В Православной церкви молитва начинает употребляться со времени служения архиепископа Константинопольского святого Прокла (434—447).
История введения в богослужение Трисвятого известна нам по преданию, рассказываемому в приводимых Зонарою (XII в.) посланиях патриарха Константинопольского Акакия (471—479) и других современных ему епископов к Халкидонскому пресвитеру Петру Кнафею (хотевшему внести в эту молитву прибавку «распныйся за ны» — «распявшийся за нас»).
За 20 дней до Пасхи около 3 часов дня во время сильного землетрясения бывшего в Константинополе в 438—439 гг.
, когда народ на улицах с крестными ходами и общественными богослужениями возносил покаянные молебствия о спасении, какой-то мальчик, присутствовавший в толпе, был неожиданно поднят на небо и услышал пение ангелов: греч. «Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος ἰσχυρός, Ἅγιος ἀθάνατος!».
Когда мальчик спустился на землю и рассказал о чуде, тотчас все вместе с патриархом начали петь Трисвятое, прибавив к нему «ἐλέησον ἡμᾶς», что значит «помилуй нас», после чего землетрясение тут же прекратилось.
В знак чудесного избавления императрица Пульхерия и её брат император Феодосий Младший императорским указом ввели употребление Трисвятого при богослужении, и это постановление торжественно закрепил Халкидонский собор 451 года.
Так говорит предание. Согласно другим источникам, происхождение Трисвятого относится к более раннему времени, в V же веке оно стало более известным и введено в богослужение. Так, например, монах Иов объяснял, что текст Трисвятого составлен из «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.
6:3) и стиха Псалма: «к Богу крепкому, живому» (Пс.41:3), где слово «живой» (ζών) заменяется более звучным словом «бессмертный» (ἀθάνατος). Николай Кавасила («Изложение Литургии», 20) принимает это объяснение Иова.
Как бы то ни было, во всяком случае исторически достоверно, что на первом заседании IV Вселенского Собора, после низвержения Диоскора, собравшимися отцами пропето было Трисвятое, и с тех пор, следовательно, с половины V века, эта песнь свято хранится в Православной церкви.
Священное происхождение Трисвятого признают и отцы Трулльского Собора в особом 81 правиле.
После Халкидонского Собора, когда монофизитство было торжественно осуждено, Трисвятое подверглось искажению. Прибавлены были, именно, упомянутые слова: «распныйся за ны» (греч. ὁ σταυρωθεὶς δι’ἡμᾶς), с целью противодействия православному учению и утверждения монофизитского учения о втором Лице Святой Троицы.
Это сделал Пётр Кнафей (иначе Фуллон) во второй половине V века. Кнафей — константинопольский монах, строгий последователь монофизитства. За это он был изгнан из Константинополя.
Снискавши благоволение Зенона, зятя царя, он вместе с ним отправился в Антиохию и здесь вступил в общение с некоторыми из аполлинаристов и образовал сильную партию против антиохийского православного патриарха Мартирия (456—468), которого в конце концов заставил уйти с кафедры, и, при содействии своих приверженцев, сам занял его место.
Став патриархом, Кнафей, в целях утверждения монофизитства в антиохийской церкви, приказал прибавить к Трисвятому упомянутые слова и с этой прибавкой его петь.
В православной редакции Трисвятое относится ко всем трем Лицам Святой Троицы, а Кнафей этой прибавкой хотел отнести его только ко второму Лицу Святой Троицы, к Богу-Сыну; хотел, именно, подкрепить монофизитское учение, согласно которому во Христе было только одно естество, Божеское, с которым, каким-то образом, слилось естество человеческое, так что Божество в Иисусе Христе и страдало и совершало все прочие человеческие деяния; тело же во Христе было каким-то призрачным явлением. Прибавкой к Трисвятому слов «распныйся за ны» и выражается, именно, монофизитская мысль, что во Христе распято было и пострадало Божество, а не человечество. Этим учением не только искажался догмат IV Вселенского Собора, но восстановлялись ереси II и III веков (патрипассианская, ноитианская и савеллианская), и следовательно, ниспровергалось все православное учение о Лицах Святой Троицы. Учение Кнафея уже в 471 году осуждено было на одном из антиохийских соборов, сам же Кнафей извержен и изгнан; осуждение это подтверждено было затем и на одном из римских соборов в 485 году. Этим своим (81) правилом отцы Трулльского собора подтвердили все, что до них установлено было относительно песни Трисвятое; осуждили, как противное благочестию, упомянутую прибавку, провозгласили еретиком Петра Кнафея, придумавшего прибавку и, по примеру прежних православных соборов, предали анафеме (греч. ἀναθεματίζομεν) всех, которые дерзнули бы принимать названную прибавку и читать с нею Трисвятое.
В Римско-католической Церкви Трисвятое также известно и входит в состав ряда молитвенных последований, в том числе Венчика к Милосердию Божию. Латинская форма звучит: «Sanctus Deus, Sanctus fortis, Sanctus immortális, miserére nobis». Трисвятое входит в чин мессы мосарабского обряда.
История возникновения молитвы согласно древневосточной, нехалкидонской церковной традиции
Возникновение Трисвятой песни церквями древневосточного Православия возводится к молитве Иосифа Аримафейского, стоявшего под крестом распятого Иисуса Христа и молившегося словами, ставшими впоследствии Трисвятой песнью: «Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный, что распялся ради нас, помилуй нас».
В отличие от церквей халкидонской традиции, Трисвятая песнь поется не Троице, а Иисусу Христу — одной из трех Ипостасей Бога. Это делает Трисвятое выразительным антиарианским и христологическим, антинесторианским исповеданием, где Христос признается Богом крепким и бессмертным, а не иносущной Богу тварью или человеком, в котором поселился Бог.
Однако, халкидонитская полемическая традиция по инерции, считая что и нехалкидониты тоже поют Трисвятое всей Троице, объявила, что в таком исповедании с «прибавлением» содержится целый набор тринитарных ересей, приписывающих всей Троице страдание или смешивающих Ипостаси Божества в одну Ипостась.
Подобные обвинения со всей наглядностью демонстрируют необъективность и конфессиональную предвзятость апологетов халкидонского исповедания.
Со своей стороны, апологеты нехалкидонского иповедания критикуют халкидонитов за их тринитарное толкование Трисвятого и их сказочную историю возникновения песни.
Разделение трех частей песни по Лицам Троицы, а именно — Отец Боже, Сын крепкий, Дух Святой бессмертный, представляет дело в абсурдном, близком к еретизму свете, будто бы Сын и Дух Святой не Бог, Отец и Дух Святой не крепкий, а Отец и Сын не бессмертный.
Богослужебное употребление в византийской церковной традиции
Трисвятое используется как составная часть обычного начала; в связке Трисвятое→Пресвятая Троице→Отче наш в различных местах богослужения; в конце великого славословия; на Литургии оглашенных перед чтением прокимна и Апостола.
В конце отпевания, после пения Вечной памяти, когда гроб ногами вперед выносится из храма, поется Трисвятое.
На Литургии
На Литургии Трисвятое совершается в следующем порядке. Если служба не архиерейская, то клирос поёт трижды Трисвятое полностью, затем «Слава, и ныне», допевает «Святый Безсмертный, помилуй нас» и ещё раз поёт Трисвятое. Если служит архиерей, то порядок меняется:
- Сначала Трисвятое поют певчие.
- Затем его поют сослужащие архиерею и церковнослужители в алтаре. Архиерей, приняв от иподиакона дикирий, творит им крестное знамение над Евангелием. Приняв от второго иерея крест, архиерей с дикирием и крестом выходит на амвон.
- В это время Трисвятое поют речитативом певчие. Архиерей начинает благословлять на три стороны с молитвой «При́зри с небесе́, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его́же насади десница Твоя».
- Когда архиерей осеняет молящихся (на запад), клирос поёт «Святый Боже», когда на юг — «Святый Крепкий», когда на север — «Святый Безсмертный, помилуй нас».
- Архиерей уходит в алтарь, Трисвятое поют певчие.
- Далее Трисвятое поют в алтаре, когда архиерей, благословив дикирием горнее место, отдаёт его, принимает трикирий и осеняет им с горнего места на запад, на юг и на север сослужащих.
- Певчие поют «Слава, и ныне», «Святый Безсмертный, помилуй нас» и ещё раз Трисвятое.
Таким образом, за архиерейской Литургией Трисвятое поётся семь с половиной раз.
В некоторые дни богослужебного года Трисвятое заменяется на другие песнопения. В следующие дни, которые в прошлом традиционно отводились для крещения оглашенных, вместо Трисвятого поётся «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия» (см. Гал.3:27):
В праздники, посвящённые Кресту Христову, вместо Трисвятого используется песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»:
Богослужебное употребление в древневосточной церковной традиции
- В богослужебной практике Древневосточных православных церквей, в частности Армянской апостольской церкви, сложилась традиция использования разных окончаний Трисвятой песни, в зависимости от празднуемого на Литургии события к «Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный» делается прибавление, указывающее на то или иное библейское событие.
- Так в воскресную Литургию и на Пасху прибавляется: «… что воскрес из мертвых, помилуй нас».
- В невоскресную Литургию и в праздники святого Креста: «… что распялся ради нас, …».
- В Благовещенье или Богоявление (Рождество и Крещение Господне): «… что явился ради нас, …».
- В Вознесение Христово: «… что вознесся во славе к Отцу, …».
- В Пятидесятницу (Сошествие Духа Святого): «… что пришел и почил на апостолах, …».
- И другие…
Литература
- Полный православный Богословский энциклопедический словарь. Изд. П. П. Сойкина. 1900, Стлб. 2175
- Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1913, с. 22-23.
- Иеромонах Михаил (Арранц). Евхаристия Востока и Запада. Москва, 1999, с. 41.
Ссылки
Источник: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/88047