История церкви николая чудотворца в хамовниках, адрес в москве и расписание богослужений

Достопримечательности и святыни Храма Николая Чудотворца в Хамовниках

Из всех храмов, посвященных Николаю Чудотворцу, самым оригинальным является, пожалуй, храм, расположенный в московском районе Хамовники. Своим обликом он сразу бросается в глаза и надолго остается в памяти. Более того, одно только его созерцание сразу улучшает настроение и настраивает на позитивные мысли.

Между тем, храм имеет очень долгую историю, за время которой он верно служил службу своей общине, не на миг не прекращая своей духовной миссии.

Я поделюсь с вами знаниями о Храме Николая Чудотворца в Хамовниках, расскажу о расписании служб и о некоторых интересных фактах из его прошлого и настоящего.

Где находится Храм Николая Чудотворца

  • Храм Святителя Николая Чудотворца в Хамовниках расположен по адресу: город Москва, улица Льва Толстого, 2.
  • Телефон +7499246708.
  1. Чтобы добраться до Храма Николая Чудотворца в Хамовниках, нужно по кольцевой ветке метрополитена доехать до станции «Парк культуры», откуда до места назначения несколько минут пешего хода.

  2. Нужно проследовать по Комсомольскому проспекту в южном направлении, пройти мимо сада им. Травникова и свернуть на улицу Льва Толстого.
  3. Вас также устроит автобус 28-го маршрута, его остановка «Улица Льва Толстого» находится возле храма.

  4. Если вы едете на автомобиле, с Ленинского проспекта сверните на улицу Крымский Вал, затем через Крымский мост на Зубовский бульвар, с которого нужно свернуть на Комсомольский проспект и добраться до улицы Льва Толстого.

Храм открыт для посетителей ежедневно с восьми до двадцати часов.

Расписание богослужений в Храме Николая Чудотворца в Хамовниках

  • С понедельника по субботу в 8 часов начинается утренняя литургия, в 17 часов – вечерняя служба.
  • В воскресенье в 7 часов начинается ранняя литургия, в 10 часов – поздняя литургия, в 17 часов вечерняя служба.

Интересные факты из истории Храма Николая Чудотворца в Хамовниках

  1. Известно, что в 1625 году в Московской слободе Хамовники, где жили зажиточные ткачи, уже стояла деревянная церковь.
  2. Как каменный храм упоминается в 1657 году. А в документах 1677 году назван под своим нынешним именем. Что случилось с первоначальным храмом, неизвестно, но в 1679 году был заложен тот, который мы знаем на его месте.

  3. Следующие полтора века храм миновали серьезные потрясения, и лишь во время нашествия наполеоновской армии он подвергся частичным разрушениям, которые устранили к средине века. В это же время строится ограда, ворота, внутренний интерьер здания украшают росписями.

  4. Возможно, сыграло свою роль заступничество небесного покровителя, но Храм Николая Чудотворца относительно спокойно пережил лихие революционные годы, массовую антирелигиозную истерию 1920-х годов. Никоим образом не пострадал в Великую Отечественную войну. После ее завершения дважды реставрировался. Богослужения в храме никогда не прекращались.

  5. В 1992 году на храмовую колокольню установлен новый колокол массой в 1700 кг.
  6. Храм обладает особо почитаемой святыней – чудотворной иконой Божьей Матери «Споручница грешных», 160-летие перенесения которой под своды торжественно отпраздновал в 2008 году.
  7. Великий писатель и мыслитель Л. Н.

    Толстой проживал недалеко от храма, часто заходил сюда и оставил память о нем в своих сочинениях.

  8. Среди почитателей Храма Николая Чудотворца – всемирно известная исполнительница Мирей Матье. Она оказалась настолько поражена красотой и величием храма, что старается приходить сюда каждый раз, во время приездов в Москву.

  9. На настоящий момент, помимо богослужений, храм ведет активную общественную жизнь. При нем открыта воскресная школа и молодежный центр.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках на фото

Храм имеет очень оригинальный и причудливый внешний вид.

Так выглядит главный вход в Храм Николая Чудотворца.Фрагмент иконостаса Храма Николая Чудотворца.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках в ночное время выглядит восхитительно.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках на видео

Невозможно покинуть Храм Николая Чудотворца в Хамовниках в недобром расположении духа. С чем бы ты сюда не пришел, уйдешь обязательно со светлыми мыслями. Приятного просмотра!

Что касается архитектуры храма, таких построек, наверное, единицы по всей России. Обязательно советую побывать и почувствовать на себе все великолепие этого места. А тем, кто уже успел прикоснуться к этой святыне, предлагаю дополнить сказанное в комментариях.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/nikolaya-chudotvorca-v-xamovnikax.html

История храма Святителя Николая в Хамовниках . Храм Святителя Николая в Хамовниках

Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625, в 1657 он был уже каменный, а в 1677 церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».

Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее.

В 1812 во время Отечественной войны 1812 года частично был разрушен интерьер здания, но был восстановлен к 1849. В 1845 в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота.

Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим.

В 1992 на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.

В 2008 году Храм Св. Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».

Древний храм в новой истории

Хамовники – это один из самых старых районов современной Москвы. Несколько веков назад здесь располагалась слобода ткачей. Зарабатывали ремесленники себе на жизнь тем, что продавали сукно.

Ткачей прозвали хамовниками, по наименованию производимого ими дешевого шелка «хамьян».

Отсюда и получила слобода свое название – Хамовная, а совсем не от слова хам (как некоторые думают), которым мы награждаем невежественных людей.

Обратите внимание

Еще до революции в Хамовниках располагалось много известных храмов и монастырей. Некоторым из них не удалось избежать участи разрушения в годы безудержного гонения. Эта беда обошла стороной древний храм Николая Чудотворца, и по сегодняшний день он остается украшением старинного района.

Храм этот был построен на личные средства ремесленников-ткачей. Своим покровителем они считали святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского. В честь этого великого святого и была освящена церковь в Хамовниках.

С начала своей истории она была деревянной постройки, упоминание о которой относится к 1625 году. А уже в 1757 году в летописи говорится о каменном храме. Архитектура напоминает корабль – такая схема строительства православных храмов была принята во второй половине 17 века.

Стоит отметить, что шатровая колокольня Николо-Хамовнической церкви является одной из самых больших в столице.

В 1812 году, когда в Москве недолго хозяйничали французы, храм был частично разрушен и полностью восстановлен только к 1849 году. А несколькими годами ранее в нем появилась настенная роспись, которую современники могут увидеть и поныне.

Никольская церковь никогда не закрывалась. И даже в годы воинствующего безбожия люди могли придти и помолиться о тех, кому нужна была помощь в то нелегкое время. Как тогда, так и сегодня, люди, пришедшие в храм, обязательно преклоняют свои колени перед храмовой святыней – иконой Божией Матери «Споручница грешных».

Четыре года назад приход отметил памятную дату: 160 лет назад под своды храма был принесен и прославлен чудотворный образ Божией Матери.

Обретение храмом своей главной святыни

История этого события такова. Хранился образ в Николо-Одрином монастыре, что в Орловской губернии.

Важно

Икона эта была всеми забыта, пока жена одного купца, чей сын был подвержен сильнейшим припадкам, не пришла в монастырь и не попросила отслужить молебен перед образом «Споручницы грешных». Молебен был отслужен, после чего двухлетний больной ребенок выздоровел.

После произошедшего икона была перенесена в монастырский храм, где в дальнейшем еще не раз являла свою чудодейственную силу молящимся, и поныне она хранится в Николо-Одрином монастыре.

А в Николо-Хамовническом храме оказался другой образ. В 1846 году из орловского монастыря в Москву был отправлен иеромонах, чтобы сделать в столице ризу для чудотворной иконы. Его приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческул.

Желая отблагодарить хозяина за оказанное гостеприимство, иеромонах прислал ему список с чудотворного образа, который был помещен в домашнем киоте вместе с другими иконами.

Вскоре к этому списку отовсюду стали стекаться люди и получали от чудесного образа исцеление.

На иконе был замечен необыкновенный блеск и капли масляной влаги. Миром этим стали помазывать больных, после чего они становились здоровыми. Видя чудеса, которые происходили от образа, Дмитрий Бонческул пожертвовал икону «Споручница грешных» Никольскому храму в Хамовниках. Вот так и оказался чудотворный образ в нашем храме и по сегодняшний день остается главной его святыней.

Настоятель храма и приходская активность

Сегодня настоятелем храма является протоиерей Андрей Овчинников. На сегодняшний день при храме действуют воскресная школа и молодежная группа, которая было организована весной 2010 года, по благословению настоятеля.

Встречи проводятся еженедельно по субботам в 15:00 в помещении при храме. После окончания встреч члены молодежной группы принимают участие в вечернем богослужении в храме, а также в Божественной Литургии в воскресные и праздничные дни.

Совет

Для неформального общения, обсуждения и координации работы была создана группа в социальной сети «В контакте» — «Молодежная группа храма святителя Николая в Хамовниках» (http://vkontakte.ru/club19982954).

В ней проводятся интерактивные обсуждения планов работы, времени встреч и других актуальных вопросов, связанных с деятельностью молодежной группы на приходе, выкладываются фотографии с различных мероприятий, паломничеств и экскурсий

В рамках встреч молодежной группы проводятся совместные чаепития, обсуждения различных проблем церковной и общественной жизни, просмотры и обсуждение художественных кинофильмов актуальных вопросов церковной и общественной жизни. Участники группы принимают участие в социальном служении, осуществляемым приходом.

Источник: http://nikola-khamovniki.ru/hram/istoriya/

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках Москва

На фото: интерьер храма Николая Чудотворца в Хамовниках, Москва.

«Внутри храма почти не осталось старины», — сетовали дореволюционные путеводители по Москве. Неудивительно, если вспомнить, что в пожар 1812 года церковь практически полностью выгорела.

Впрочем, к нашим временам старины не то чтобы прибавилось, просто роспись, утварь и иконы, казавшиеся «новыми» в 1910-х годах, в 2010-х представляются вполне «старыми».

А учитывая, что церковь Николы Чудотворца в Хамовниках не закрывалась в советскую эпоху, перед нами — интересный пример оформления храма в середине XIX века.

Вход в храм Николая Чудотворца в Хамовниках — традиционно через подколокольное помещение. Из трапезной раскрывается внутреннее пространство, которое, впрочем, не кажется столь же высоким внутри, сколь и снаружи.

Наверное, дело в относительно низком расположении оконного ряда второго света — все окна храма располагаются визуально ближе к полу, нежели к потолку.

Возможно, это оптическая иллюзия, создаваемая кривизной свода и тем, что свод этот — глухой: находясь внутри, понимаешь, что барабаны главы церкви — чисто декоративные, участия в организации внутреннего объема они не принимают.

Сформированный в силу этого конструктивного решения сплошной купол, как и стены, необыкновенно богато расписан.

Росписи в храме встречаются везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым резным орнаментом (ею украшены декоративные подкарнизные пояса и оттенены внутренние ниши окон и порталов).

Обратите внимание

Это и сцены из земной жизни Иисуса Христа, и различные ветхозаветные сюжеты, и выполняющие орнаментальную роль изображения серафимов, и, конечно, центр композиции — Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.

Настенная роспись датируется 1840-ми годами.

Она характерна для XIX века, когда индивидуальные особенности различных русских иконописно-художественных школ уже ушли в прошлое, а храмы расписывались по единому «академическому» канону.

Фигуры и пейзажи выглядят скорее как картины, изображения весьма реалистичны, хотя и кажутся упрощенными и, возможно, даже несколько наивными по сравнению, например, с росписями ведущих изографов XVII века.

Позолоченный иконостас храма — четырехъярусный (без праотеческого чина). Он современен росписям и золотисто-голубыми тонами прекрасно гармонируете ними. Венчает иконостас Распятие.

Приделы храма Николая Чудотворца в Хамовниках освящены во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и в честь хранящейся в храме чтимой иконы Божией Матери «Споручница грешных». Они достаточно просторны и светлы, их стены также сплошь украшены яркими фресками.

Источник: http://posmotrim.by/article/cerkov-nikolaya-chudotvorca-hamovniki.html

История и знаменитые иконы храма Николая Чудотворца в Хамовниках

Главная > Россия > Москва > Описание храма Николая Чудотворца в Хамовниках

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках – один из красивейших храмов, прославляющий православие. В Москве церковь располагается неподалёку от живописной набережной имени Фрунзе. Самая близкая к ней станция метрополитена – «Парк Культуры».

Начало существования храма датируется 1625-26 годами. Тогда появились первые упоминания о деревянном строении. К 1650-м годам дерево было заменено на камень, а к концу 1670-х годов храму присвоили имя «Николая Чудотворца».

В месте, где воздвигли строение, в те времена располагались царские ткачи, которых называли хамовниками.

История храма святителя Николая в Хамовниках

Церковь является историческим и архитектурным памятником XVII века. При пожаре в Москве во время нашествия Наполеона храм уцелел, но разрушения коснулись стен. Храм решено было восстановить и уже к 1850-м годам у церкви возникла новая жизнь.

В строении появилась великолепная роспись на стенах. В XIX веке в храме воздвигли ограждение и красивые ворота. В дальнейшем церковь Николая Чудотворца неоднократно подвергалась реставрации, но храм не переставал быть открытым для прихожан.

В 1992 году храм пополнился чудо-колоколом весом около 1800 килограмм.

Икона Божией Матери

Одной из важнейших достопримечательностей храма в Москве является святая чудотворная икона Божией Матери «Споручница Грешных». В 2008 году в соборе Святого Никола отмечали дату – 160 лет со дня появления в нём иконы Божией Матери «Споручница грешных», творящей чудеса. Как возникла данная икона Богоматери неизвестно.

Историками предполагается, что прообразом для иконы стала фраза из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в получении о нас Богу приносящая!». Значительный промежуток времени икона была ничем не примечательна и находилась в ряду таких же безымянных икон, даже лик Богородицы стал практически неразличим.

Чудеса иконы

В середине 1840-х годов супруга Почепина, бывшего в то время купца, утратившая надежду излечить сына от припадков, попросила провести молебен перед непримечательной иконой Богоматери.

По прошествии службы произошло чудо и мальчик вдруг чудесным образом избавился от болезни. Об иконе узнали, заговорили, и она заняла достойное место в храме.

К иконе стали обращаться страждущие и получать просимое.

Молва быстро разнесла весть о появлении чудотворной иконы. В 1840-х годах Бонческул, бывший в то время полковником, приобрёл икону в личное владение.

Важно

Он первый увидел, как с иконой происходят изменения: она становится блестящей и остекленевшей, а когда читается молитва, то исходят отблески, появляются благоухающие капли масла.

Если больные пользуются этими каплями, то происходит избавление от заболеваний.

В мае 1848 года произошло знаменательное событие: Бонческул передал в дар икону «Споручница грешных» в церковь Святителя Николая в Хамовниках, в которой её поместили на аналое, близ клироса.

После этого в ночное время суток на алтаре появились необычайные свечения, которые представляли собой мерцающие звёздочки. Это явление видело очень много людей.

Диакон, которого приставили к иконе, собирал чудесную жидкость с иконы и отдавал её страждущим, которые в огромном количестве стали посещать храм. Известно, что икона исцеляла от холеры и припадков.

Другие особенности собора святителя Николая

Церковные прихожане добились переименования одного из приделов в честь Божией Матери «Споручница грешных». Преосвященный Леонид, епископ Дмитровский освятил его в 1872 году.

Списки с чудотворной иконы «Споручница грешных» распространены по всей стране. И даже иноверцы избавляются от своих заболеваний, прикладываясь к ним.

Также в соборе святого Николая в Москве имеются ещё следующие святыни:

  • икона святого Алексия (конец 1680-х годов, изограф Иван Максимов);
  • Смоленская икона Божией Матери (XVII в.);
  • икона великомученика Иоанна Воина.

Воскресная школа

При храме Святителя в Москве существует воскресная школа и православная гимназия. Воскресная школа в своей деятельности ориентируется на рекомендации Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Школа функционирует уже 25 лет, и в ней обучаются дети от 6 до 16 лет. Все обучающиеся поделены на 4 группы по возрастам:

  • 6-8 лет;
  • 8-9 лет;
  • 10-11 лет;
  • 12-16 лет.

Учащихся принимают в школу каждую осень, в начале учебного года, после проведения разговора с родителями и по благословению настоятеля храма. Занятия проходят в воскресенье. Первым уроком идёт Божественная литургия. А по субботам желающие прихожане могут посетить взрослые группы по изучению религиозной лексики на английском языке. Также по субботам работает факультатив для детей.

В воскресной школе Святителя существует традиция ежемесячного участия родителей и учеников в Таинстве Исповеди и Причащения. Учащимся читаются молитвы. Обучение проводится клириками храма и профессиональными педагогами. Задача учителей воспитать полноценных граждан, почитающих Закон Божий.

Социальная служба храма

Социальная служба храма Святителя помогает людям оказавшихся в трудных обстоятельствах: людям, оказавшимся без крова, документов, у которых нет денег на оплату срочного лечения, на содержание детей и родственников. Храм присматривает за обществом инвалидов, которое называется «Хамовники». Для членов общества проводятся следующие мероприятия:

  • организуются частные и общие беседы;
  • проводятся поездки по святым местам.

Ещё служба занимается центром социального обслуживания «Хамовники», где оказывается психологическая и материальная помощь социально не защищённым слоям населения:

  • семьям с низким доходом;
  • матерям, оставшимся одним;
  • семьям, в которых много детей;
  • одиноким старикам.

В церкви Чудотворца на постоянной основе происходят беседы по разнообразным жизненным проблемам и вопросам, относящимся к православной религии:

  • подготовка к принятию церковных Таинств, в том числе Таинства Крещения;
  • требования к крёстным;
  • духовно-нравственная ответственность жениха и невесты, собирающихся принять Таинство Брака и др.

Любой человек может поговорить со служителем храма по самым разнообразным вопросам: воспитание детей и подростков, супружеские проблемы, взаимоотношения на работе, конфликты с друзьями и другое.

Расписание богослужений в Москве, указанные на сайте:

  • вторник – 13:00-14:00;
  • воскресенье – 12:00-14:00.

Также при необходимости, в храме или на сайте можно взять номер телефона служителя, отвечающего за миссионерскую деятельность. Расписание собеседований перед прохождением обряда Крещения:

  • суббота – 15:30-16:30;
  • воскресенье – 8:30-9:30.

Источник: https://turisti.guru/rossiya/moskva/opisanie-hrama-nikolaya-chudotvortsa-v-hamovnikah.html

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках

Николай Чудотворец один из самых сильных святых в православной вере, заступник и помощник в житейских делах. Иконы с его образом присутствуют в каждом доме верущих людей.

В честь Чудотворца воздвигнуты многие строения — это храм Николая Чудотворца в Хамовниках, церковь святого Николая в Демре Турция и в Афинах Греция, женский монастырь Святого Николая на острове Кипр.

Мощи Святого хранятся в итальянском городе Бари.

История появления храма

Иностранцы называют Москву столицей златоглавых куполов и белых церквей. Красивое строение в Москве сохранилось чудом, его по генеральному плану в тридцатые годы прошлого столетия должны были снести и проложить проспект.

В конце 16 века из деревни Константиновской на современную улицу Толстого переселили ремесленников ткацкого дела. Так была создана Хамовская слобода, в которой жили мастера ткацкого ремесла. Наименование образовалось от слова «хам», что значит лён. Первоначальное строение было деревянным. Каменную церковь возвели с вычурным и нарядным стилем при царе Федорове Романове в 17 веке.

Храм понес существенные убытки во времена отечественной войны 1812 года. Когда армия Наполеона вошла в Москву, то церковь практически сгорела. Не прошло стороной время советской власти для здания, особенно в тридцатые годы прошлого столетия. Строение лишилось колоколов. Уникальный ладыгинский колокол удалось спасти. Он хранился в коллекции Государственного исторического музея.

Что представляет собой обитель Божья

Храм типичное строение московских церквей из кирпича с белым камнем. Трапезная и шатровая колокольня расположены по одной оси. Московское барокко сочетается с узорами ярославских мастеров. Ярко-зеленая окраска на фоне белой штукатурки.

Войти в здание можно через под колокольное помещение. Из трапезной открывается пространство, которое не кажется большим. Все окна церкви располагаются ближе к полу. Поэтому создается впечатление не очень высокого строения. Стены имеют очень богатую роспись, которая встречаются везде, где нет карнизов, икон.

Так же читайте:  Молитва о путешествующих Николаю Чудотворцу

Лепнина с оригинальным орнаментом. Это изображения из жизни Христа, изображения серафимов, сюжеты Ветхого Завета, центром композиции служит Святая Троица с ангелами над алтарем. Роспись датируется серединой 19 века, когда церкви расписывали по единому канону. Фигуры и пейзажи выглядят реалистично и упрощенно.

Позолоченный иконостас имеет четыре яруса, который венчает Распятие. Церковь Николая Чудотворца это комплекс, который включает пятиглавую церковь, трапезную, шатровую и восьмиугольную колокольню.

Здание прошло реставрации в 1970 году, восстановили керамику и раскраску фасада.

Расписание богослужений храма Николая Чудотворца в Хамовниках

Главные примечательности, которые имеет храм это икона «Споручница грешных», святого Алексия, Иоанна Воина и Смоленская икона пречистой богородицы.

Службы проводят каждый день:

  • 07:00 божественная служба;
  • 17:00 вечерняя литургия.

В воскресные и праздничные дни служба проводится дважды в 07:00 и 10:00.

Во вторник перед образом Божьей Матери «Споручницы грешных» проводится вечерняя служба с акафистным пением, в четверг с акафистом Николаю Чудотворцу.

Храм Святого Угодника Божьего — одно из самых известных и посещаемых мест в России. Возможно, храму действительно покровительствует Николай Чудотворец, обители удалось избежать закрытия в нелепые советские времена и ее даже реставрировали. Посетители могут наблюдать оформление здания середины девятнадцатого века.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках

Источник: https://tolkovanie.info/hram-nikolaya-chudotvortsa-v-hamovnikah/

О храме

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма Святителя Чудотворца Николая в Хамовниках известен с ХIV века. Современное здание было построено в 1679 году. Главный придел в честь святителя Николая Мирликийского. Правый придел святителя Алексия Московского. Левый придел иконы Божией Матери «Споручница грешных».В 1812 году храм был осквернен и разграблен, но после оставление Москвы французами, богослужения возобновились.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Образ Божией Матери «Споручница грешных», Ковчег с мощами Святителя Николая Мирликийского подаренный Его Святейшеством Патриархом КИРИЛЛОМ в 2010 году. Так же в храме много чтимых икон и большей мощивик в главном приделе храма

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Ежедневно: в будни и субботу литургия в 8:00, вечернее богослужение в 17:00, в воскресные и двунадесятые праздники, а так же в родительские субботы: литургия в 7:00 и 10:00, богослужение в 17:00. Во вторник вечером Акафист иконе Божией Матери «Споручницы грешных»,в четверг вечером Акафист свт. Николаю Чудотворцу, в воскресение вечером Акафист Иисусу Сладчайшему

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Андрей Александрович ОВЧИННИКОВ, настоятель Родился 24 февраля 1970 года.Образование: Московская Духовная Академия. Кандидат богословия.6 июня 1998 года рукоположен в сан диакона. 6 января 1999 года – в сан пресвитера.5 февраля 2018 года — назначен настоятелем храма
Протоиерей Владимир Игоревич БЫСТРЫЙ Родился: 1 июня 1965 года.Образование: Московский институт Стали и Сплавов; Московская Духовная Семинария.14 октября 1990 года, был рукоположен в сан диакона.3 сентября 1991 года был рукоположен в сан священника.
Протоиерей Михаил Анатольевич ЖУКОВ. Родился: 4 декабря 1959 года.Образование: Московский Энергетический институт на кафедре Автоматики и Вычислительной техники; Московская Духовная Семинария и Академия.12 мая 1991 г. рукоположен в сан диакона.4 декабря 1991 г. рукоположен в сан иерея.
Иеромонах НИКОДИМ (Колесников Вадим Валентинович) Родился: 19 апреля 1974 года.Образование: Московский Педагогический Государственный Университет им. Ленина; Томская Духовная Семинария.29 сентября 2002 года рукоположен в сан иеродиакона.24 декабря 2006 года рукоположен в сан иеромонаха.
Священник Илия Анатольевич ВОРОНКОВ Родился: 14 ноября 1979 года.Образование: Московская Духовная Семинария.4 декабря 2002г. был рукоположен в сан диакона.20 апреля 2003г. был рукоположен в сан священника.
Священник Александр Владиславович ШУМСКИЙ Родился: 25 мая 1954 года.Образование: МГПИ им. В. И. Ленина, Московская Духовная Семинария.

Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/centroblag/nikolakhamovniki.htm

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Первое упоминание о деревянном храме, находившемся в слободе ткачей, относится к 1625 г. Известно, что в 1657 г. он был уже каменный, а в 1677 г. церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».

Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 г. при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682 г. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее. Население Хамовной слободы росло.

Это требовало расширения церкви очень чтимого святого. Поэтому церковь была расширена пристройкой придела Димитрия Ростовского.

Во время нашествия французов в 1812 году пострадал интерьер церкви, но к 1849 г. он был восстановлен с заменой значительной части внутреннего убранства. В 1872 году был устроен и 5 ноября этого года освящен придел во имя Божией Матери — «Споручницы грешных». Тогда же были обновлены паникадила и иконостас. Настенная роспись в интерьере церкви датируется 1845 г.

Храм не закрывался. В 1949 г. производился ремонт церкви, а в 1972 г. — ее реставрация с восстановлением всего керамического убранства и подлинной раскраски фасадов.

Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Споручница Грешных». В 1847-1848 гг. в России свирепствовала эпидемия холеры. В г.Одрине в монастыре находилась чудотворная икона «Споручница Грешных», к ней то и стекались верующие, моля об избавлении от заразы.

Совет

Молва об иконе дошла и до Москвы, список с нее и привез в Хамовнический храм один из богатых купцов. Вскоре народ стал замечать каждое утро исходящий от иконы свет. Чудеса множились: исцелялись слепые, глухие, страдающие пьянством и другими болезнями. В 1872 г. левый придел храма в Хамовниках, где на аналое пребывала чудотворная икона, был переосвящен в ее честь.

По желанию дарителя образ никогда не украшался ризами, чтобы не скрывать истечение благодати.

Местность, где сейчас стоит храм Николая Чудотворца, изначально принадлежала кремлёвскому Чудову монастырю. Здесь за границами Земляного города, располагались митрополичьи конюшни, а соседствующая с ним слобода называлась Чудовкой. Но в начале ХVII века вместо конюшен появляется хамовная слобода.

Хамовников, то есть ткачей, выделывающих хамовное (а попросту белое) полотно и скатерти для царского двора, перевели сюда из тверской деревни Константиново — поближе к заказчику.

Новое поселение росло очень быстро: уже через двенадцать лет после этого основания, в 1638 году, в нём, согласно переписи, насчитывалось 38 дворов, а ещё через пятнадцать лет — почти сто. Объяснить столь бурный рост несложно — у ткачей было множество льгот, ведь слобода являлась одним из центров текстильного производства.

К концу столетия здесь обосновался также царский Суконный двор, а к началу ХVIII века появилась казённая полотняная фабрика, ещё позже голландский предприниматель Тамес открыл весьма крупное по тем временам предприятие на 77 станков — фабрику «парусиных, лентовых и прочих» материалов.

Но это потом. А пока, в 1625 году, в окладных книгах Патриаршего казённого приказа упоминается деревянная церковь Николая Чудотворца. Спустя четверть века о храме уже пишут как о каменном, а в 1677 году его называют храмом «Николая Чудотворца у митропольичьих конюшен».

По данным, которые приводит в своей книге «Сорок сороков» известный исследователь Пётр Паламарчук, «нынешнее здание строилось при царе Фёдоре Алексеевиче, заложено 21 мая 1679 года, освящено 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с подклетом и колокольнею пристроены несколько позднее: антиминс на престол св. Алексия выдан 17 декабря 1694 года.

Обратите внимание

15 сентября 1757 года дозволено слева в трапезной устроить придел Дмитрия Ростовского. 5 ноября 1872 года на его месте устроен придел Богоматери «Споручница грешных». Среди изографов, писавших иконы для храма, известно имя мастера Ивана Максимова.

Он — автор иконы святителя Алексия, митрополита Московского, которая датируется 1686 годом, на ней есть изображение Московского Кремля со Спасскими воротами.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, с одной стороны, вполне типичен для московских посадских церквей — построен из кирпича, с применением белого камня, украшен поливными изразцами, основной объём с трапезной и шатровой колокольней расположены по одной оси… Московское барокко, да не совсем. Очень многое здешние зодчие заимствовали у ярославских мастеров узорочья: яркие россыпи уже упоминавшихся изразцов, жизнерадостная красно-зелёная раскраска самой церкви на фоне белой штукатурки…

Неоднозначно оценивают исследователи древней архитектуры и сам храм и колокольню. Так Михаил Красовский высказывался в несколько неожиданном ключе. Он считал, что «в это время начинает уже чувствоваться упадок самобытного стиля…

Первый признак — вычурность и излишнее богатство деталей — виден на колокольне церкви Николы в Хамовниках… остаются прежние прекрасные пропорции, но от былого спокойствия и благородства мотивов не осталось почти ничего».

С другой стороны, есть и версия, «оправдывающая» эту «вычурность», — согласно ей, под яркой раскраской колокольни и храма мастера просто решили «спрятать» некоторые промахи ремонтников, допущенные во время одного из поновлений, или использовать её просто для выделения архитектурных деталей, как предполагал автор путеводителя начала двадцатого века «По Москве».

Отдельно хочется сказать про колокола Никольского храма. Ещё в описаниях ХIХ века приводились сведения о надписях на двух из них. Первая гласила: «Лета 1685 году вылит сей колокол, лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин».

Вторая надпись сообщала, что «общим старанием и рачением приходских людей 1784 году мая 1 дня вылит сей колокол к церкви Николая Чудотворца, что в Хамовниках, лит на заводе Никифора Калинина, весу 300 пуд, лил мастер Яков Завьялов».

Важно

Кроме того, отмечался и интересный подбор других колоколов и «необычность» храмовой колокольни. В дореволюционном путеводителе, в главе «По дворянской Москве», можно познакомиться с вот таким наблюдением: «Мы недаром в государевой хамовной слободе. Напоминанием о ХVII веке служит прелестнейший храм св.

Николая Чудотворца в Хамовниках. Великолепна его высокая шатровая колокольня… Под «звоном» введён лишний этаж; это повышает саму колокольню и очень важно для распространения колокольного звука…».

Никольская церковь в Хамовниках принадлежит к числу тех «счастливых» московских храмов, которые избежали в ХХ веке закрытия. Более того, её регулярно реставрировали. Даже далёкая от религии власть признала в этом храме как минимум ценный памятник архитектуры. Церковь всегда оставалась действующей.

Впрочем, потери храм всё-таки понёс — в безбожные 1930-е годы его лишили колоколов. Уникальный ладыгинский колокол чудом удалось спасти — долгое время он оставался в коллекции Государственного Исторического музея. Среди колоколов церковной звонницы он был вторым по весу — весил более ста пудов.

Потом, в 1990-е годы, когда Церкви стали возвращать её святыни, колокол снова занял своё прежнее место. В советское время храм реставрировали, при этом никаких архитектурных изменений не вносили, только ограду передвинули немного ближе к зданию самой церкви, когда расширяли Комсомольский проспект.

Кроме того, тогда же, в 1970-е годы, специалисты востановили керамическое убранство храма и подлинную раскраску фасада. В последний раз церковь поновляли совсем недавно — заново побелили, а яркие элементы декора покрыли новым слоем краски.

Нельзя не отметить, что одним из знаменитых прихожан хамовнической церкви святителя Николая Мирликийского был писатель Лев Толстой. Он жил по соседству и нередко заходил в храм.

Другим знаменитым человеком, который бывал в храме, был Патриарх Алексий II.

Известно, что на следующий же день после своей интронизации Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приехал в Хамовники, чтобы помолиться перед главной святыней храма — иконой Божией Матери «Споручница грешных».

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках — выдающийся памятник русской архитектуры, находящейся на стыке двух стилей: уходящего русского узорочья и набирающего обороты так называемого «нарышкинского» (или «московского») барокко.

Совет

Композиция храма традиционна для церквей того времени и соотносится с известной концепцией храма-корабля, выстроенного с запада на восток по линии: колокольня — трапезная — основной объём — алтарь. Необычным и запоминающимся храм делает его яркая раскраска. По белым стенам стелется пёстрый ковёр красно-зелёных декоративных элементов.

Белый цвет смотрится необычно, в остальном же «буйство красок» — это художественный приём узорочья, «нарышкинское барокко» играло больше белокаменной резьбой на красном фоне стен. А такой резьбы, кстати, на церкви Николы в Хамовниках почти и нет.

Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, аркатурно-колончатые пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной — всё тут геометрически правильно. Наличники хамовнического храма попроще тех, что делали мастера узорочья, и главное в них — не столько изящество белокаменной резьбы, сколько цвет.

Центральные наличники второго света на южном и северных фасадах, в отличие от всех остальных, выполнены в виде короны. Поливные изразцы Никольской церкви не образуют сплошные фризы, а как бы разбросаны по фасадам отдельными акцентами. Маленькие плитки под кокошниками выступают за линию стен. На колокольне, напротив, изразцы образуют фактически сплошной орнамент восьмерика, расчленены его гранями и глубоко утоплены в стены.

Построенная чуть позднее шатровая колокольня — тоже, казалось бы, дань традициям: восьмерик на четверике, увенчанный шатром.

Но как выполнен этот четверик! Как дерзко он поднимается над землёй! Мало того, что он выше восьмерика, ещё и крыльца, лепестками расходящиеся в разные стороны, как бы сообщают сооружению дополнительный ярус.

Кстати, и восьмерик-то удваивается, на самом деле мы видим два больших восьмерика, объединённых между собой.

В отличие от конструтивно упрощённой церкви, зодчие, работая над колокольней, явно не искали лёгких путей и создавали сложную вертикаль — провозвестницу изощрённых силуэтов барокко! На примере яруса слуха видно, что зодчие старались максимально усложнить колокольню.

Обратите внимание

Окошек-слухов на ней тридцать два, каждое со своим наличником, и расположены они тремя ярусами (попарно в нижнем и среднем, по одному в верхнем). Бросается в глаза большой, богато украшенный крест центральной главы. Здесь мы видим целый набор символов: традиционная косая перекладина (подножие, чаша весов Страшного Суда), сильно развитые трилистники как напоминание о Святой Троицы, венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа) и полумесяц у основания, символизирующий чашу.

«Внутри храма почти не осталось старины», — сетовали дореволюционные путеводители по Москве. Неудивительно, если вспомнить, что в пожар 1812 года церковь практически полностью выгорела. Вход в храм — традиционно через подколокольное помещение. Из трапезной раскрывается внутреннее пространство, которое, впрочем, не кажется столь же высоким внутри, сколь и снаружи.

Наверное, дело в относительно низком расположении оконного ряда второго света — все окна храма располагаются визуально ближе к полу, нежели к потолку. Возможно, это оптическая иллюзия, создаваемая кривизной свода и тем, что свод этот — глухой: находясь внутри понимаешь, что барабаны главы церкви — чисто декоративные, участия в организации внутреннего объёма они не принимают.

Сформированный в силу этого конструктивного решения сплошной купол, как и стены, необыкновенно богато расписаны. Росписи в храме встречаются везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым резным орнаментом. Позолоченнный иконостас храма — четырёхъярусный (без праотеческого чина). Он современен росписям и золотисто-голубыми тонами прекрасно гармонирует с ними.

Венчает иконостас Распятие.

Приделы храма освящены во имя святителя Алексия митрополита Московского, и в честь хранящейся в храме чтимой иконы Божией Матери «Споручицы грешных». Они достаточно просторны и светлы, их стены также сплошь украшены яркими фресками. Храм реставрировался в 1896 (не вполне удачно), 1949 и 1972 годах. Советские реставраторы вернули церкви её первоначальный внешний вид.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №61, 2013 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01942

Описание Храма Николая Чудотворца в Хамовниках в г. Москва | Православные паломничества

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках была построена в 1679-1682гг. несколько в стороне от старой каменной церкви в ткацкой (хамовной) слободе, поставлявшей белое (хамовное) полотно для царского двора.

Эта слобода принадлежала Чудову монастырю и населена была тверскими мастерами, переселенными сюда в конце XVI века. После 1694г. к церкви были пристроены трапезная и шатровая колокольня. Перестройки почти не затронули этот необычный яркий храм — только в 1757г. к трапезной слева был пристроен придел св.

Димитрия Ростовского (позднее, в 1872г., переосвященный в честь иконы Богоматери «Споручница грешных»).

Храм — кирпичный, отделан белым камнем и красно-зелеными поливными изразцами. Исследователи относят его к стилю московского барокко конца XVII века.

При этом храм сохраняет черты древнерусской архитектуры, но уже несколько стилизованные: фасады не разделены лопатками, а по углам украшены колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными.

Южный и северный фасады венчает ряд из трех ложных закомар с килевидными завершениями, а восточный и западный — из пяти ложных закомар меньшего размера. Над ними поставлен ряд кокошников — переход к кровле с пятью главами. Кокошники окружают и каждый барабан.

Необычайно красивы окна храма — обрамленные резными разноцветными наличниками, близкими скорее к стилю русского узорочья. Примечательно и то, что под нижними закомарами не проведен карниз, отчего стены храма выглядят выше и кажутся устремленными ввысь. Барабаны украшены в соответствии с остальным зданием цветными аркатурно-колончатыми поясами и фризом.

Важно

Шатровая двухъярусная колокольня — одна из самых высоких шатровых колоколен в Москве, с глухим первым ярусом-четвериком.

Второй ярус восьмигранный, состоящий из ряда арочных проемов, завершающихся кокошниками с килевидным верхом, перекликающимся с основным объемом церкви.

Сам шатер — с тремя рядами отверстий-слухов (всего 32 отверстия), увенчанный маленькой главкой. Каждое отверстие в шатре колокольни обрамлено узорчатыми наличниками.

Интерьер храма значительно пострадал во время войны 1812 года, но к 1849г. был восстановлен. В 1848г. в храм была пожертвована чудотворная икона «Споручница грешных», скопированная с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии.

В советское время храм не закрывался; сохранились колокола на колокольне, а в 1949 и 1972 гг. была проведена реставрация здания. Ограда храма, относящаяся к 1880-м гг., также сохранилась и только была передвинута ближе к церкви при расширении Комсомольского проспекта.

Храм Николы в Хамовниках — один из редких сохранившихся почти без перестроек с момента возведения, и по праву может называться одним из красивейших московских храмов.

Источник:   http://www.hramy.ru/regions/r77/cao/hamovniki/nikham.htm

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g14/moscow/hram-nc-v-hamovnikah.htm

Ссылка на основную публикацию