Тихвинская церковь в Алексеевском / Православие.Ru
Великолепная приходская церковь во имя Тихвинской иконы находится поблизости от гостиницы «Космос» на возвышенности, названной красивым старомосковским именем «Церковная горка» – по храму. Своей архитектурой она напоминает знаменитую церковь Троицы в Никитниках близ Варварки, построенную в те же времена.
Эта местность вошла в черту города только в начале ХХ века, а до того была обыкновенной подмосковной окрестностью, окраиной, и называлась селом Алексеевским.
В далекую старину оно было любимым дворцовым селом царя Алексея Михайловича, где стоял его путевой дворец с церковью, в котором богомольный царь останавливался во время походов в Троицкую Лавру.
Однако название село получило не собственно от имени своего владельца, а от первой местной церкви, освященной по именинам царя в честь св. Алексия Человека Божия.
Прежде здесь было маленькое подмосковное село Копытово, названное по местной речке Копытовке, притоку Яузы. Близ него проходила древняя дорога в Троице-Сергиеву Лавру. Село переходило к разным знатным владельцам, а в первой половине четверти XVII века последним принадлежало князьям Трубецким.
Они и любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу, когда он пожелал поселиться в этих живописных краях. Царь очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и по легенде, однажды остановился в Копытове на отдых – в те времена здесь тоже шумел густой лес.
Место так понравилось царю, что он захотел иметь тут свой путевой дворец. И тогда последняя владелица села, вдова князя Трубецого, выстроила тут в 1646-1648 годах Алексеевскую церковь в честь тезоименитства своего высочайшего гостя, а с 1647 года и все село стало называться Алексеевским.
Судя по времени построения этой первой церкви, царь поселился в Копытове в середине 1640-х годов – то есть в самом начале своего правления.
И хотя со временем Алексеевский путевой дворец стал «остановкой» на Троицком пути, по которому богомольный царь ездил в Лавру, само село стало и новой охотничьей резиденцией государя.
«Тешиться», то есть охотиться в Алексеевское царь выезжал до самой смерти и со всей своей огромной семьей ездил отдыхать в Алексеевское, где согласно дворцовому этикету подавалось «раннее кушанье».
А с 1670 года село официально стало дворцовым.
И тогда в 1673 году царь Алексей Михайлович повелел заложить в селе новую церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Дожить до ее возведения царю не удалось – работы были завершены в 1680 году уже после его смерти.
Тихвинская церковь была выстроена рядом с Алексеевской на том же месте: обе церкви поначалу были соединены папертью. Только в 1824 году старую Алексеевскую церковь разобрали и выстроили из ее кирпича красивую стройную колокольню Тихвинского храма, которая дожила до наших дней.
А в самой Тихвинской церкви в конце XIX столетия устроили придел во имя св.Алексея, Человека Божия – в память о первой церкви села Алексеевского.
В 1680 года новая Тихвинская церковь была торжественно освящена: из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем. В день освящения храма царь подарил в него главную святыню – чудотворную Тихвинскую икону.
К тому времени эта икона уже прославилась на Руси многими великими чудесами. И не только на Руси. По преданию, образ был написан на заре веков христианства самим апостолом евангелистом Лукой и послан им вместе с Евангелием в Антиохию.
А уже в V веке икону торжественно перенесли в Константинополь, византийскую столицу Православия, где для нее был устроен Влахернский храм.
Однако в 1383 году икона таинственно исчезла оттуда – что потом сочли предзнаменованием грядущего конца Византийской империи, подписавшей в 1439 году Флорентийскую унию с католичеством и павшей под ударами турок-османов в 1453 году.
И в том же 1383 году исчезнувшая из Византии древняя икона вдруг чудесным образом появилась на Руси. В сияющих лучах она парила в воздухе над водами Ладожского озера близ Новгорода.
Первыми ее увидели местные рыбаки: они с радостью и со страхом смотрели на чудо, пока икона не удалилась от них. Потом она таким же чудесным образом явилась в другом месте и тоже неподалеку от Ладожского озера.
Там икона опустилась на землю, и обрадованные местные жители построили для нее часовню, где от образа совершились многие чудеса.
А потом икона исчезла и оттуда и вновь являлась в разных местах, даруя чудеса и исцеления, пока не избрала себе угодное место – близ будущего города Тихвина. Там она явилась также на воздухе, над местной горой.
Множество жителей и священников с хоругвями пали перед ней с мольбою о милости, помощи, прощении: «Прииди к нам, Царица! Прииди, Владычица!» И тогда икона опустилась на землю – для нее немедленно начали строить храм. Уже к вечеру деревянный сруб был готов, но наутро местные жители не нашли в том месте ни иконы, ни сруба.
Они бросились искать ее, слезно моля Царицу Небесную вернуть им бесценный дар. И вскоре в двух верстах от той горы, где накануне чудесно явилась святая икона, жители увидели необыкновенный, неземной свет.
Там, на другом берегу речки Тихвинки, в пустынном болотистом месте потрясенные люди нашли и икону, и свой исчезнувший сруб: святая икона находилась на стене сруба, ничем к нему не прикрепленная, и сияла, озаренная лучами исходящего от нее света. Здесь и был устроен ей храм. Он неоднократно горел, но образ оставался невредимым.
Икону назвали Тихвинской – по местности, в которой она явилась. Называют ее и Небосошественной, («сошедшей с небес») в честь образа ее чудесного явления и чудесной силы этой иконы, дарованной людям.
Великий князь Василий III выстроил для нее каменный храм, а его сын царь Иоанн Грозный устроил тут Тихвинский мужской монастырь, у стен которого в 1773 году вырос «славен город» Тихвин. По традиции, этот город ведет свою историю с 1383 года – от первого явления на Руси чудотворной Тихвинской иконы.
На его старинном гербе, утвержденном императрицей Екатериной II, запечатлен образ чудесного обретения его главной святыни: на голубой, цвета небес, верхней части щита изображено золотое сияние…
И впоследствии святая Тихвинская икона не раз являла чудеса. В 1613 году, в тяжелейшее для России время войны за свободу и национальную независимость, она спасла своим чудом саму Тихвинскую обитель. В Смутное лихолетье шведы заняли Новгород и Тихвинский монастырь.
Когда же Русь окрепла своими победами, и на царство был избран первый Романов, Михаил Федорович, из Москвы пришел на помощь вооруженный отряд и освободил Новгородские окрестности и обитель. Шведы решили взять реванш и трижды пытались захватить Тихвинский монастырь и уничтожить его святыню. Народ слезно молился перед иконой о спасении.
И одной женщине по имени Мария, прежде исцелившейся у иконы от слепоты, было чудо. Во сне ей явилась сама Пресвятая Богородица и велела объявить всем Ее Волю: «Да возьмут икону мою и обойдут по стенам вокруг и узрят милость Божию».
Когда обрадованные жители пошли с иконой по стенам обители, неприятельские войска увидели это шествие, и вдруг их охватил такой панический страх, что они без боя обратились в бегство.
И когда вскоре шведы вновь осадили Тихвинский монастырь и стали рыть подкопы, собираясь его взорвать, они вдруг увидели огромное русское войско, идущее прямо на них из стен обители, а с другой стороны подходившие к монастырю из Москвы отряды – и вновь бежали в страхе прочь.
Видение повторилось дважды– во второй раз, когда неприятельские войска под командованием взбешенного шведского полководца Делагарди пытались занять Тихвинский монастырь с тем только, чтобы разорить его, уничтожить его святыню, а соборную церковь «разметать по полю».
Тогда уже защитники обители испугались за свою икону и решили увезти ее в Москву, но не смогли сдвинуть икону с места – она будто приросла к стене. Это сочли за знамение и стали горячо молиться перед образом.
И вновь увидел неприятель огромное русское войско и вновь в великом страхе бежал от обители – теперь уже навсегда.
И через год именно в Тихвинском монастыре был подписан договор о мире со шведами – перед чудотворной Тихвинской иконой, которая была главной порукой со стороны русских.
В память о чудесном явлении иконы, ее чудесной помощи и победы над врагами праздник ей установили 26 июня (9 июля), и все века чтили ее как Заступницу России.
А с чудотворного образа сняли несколько списков – один из них и был передан в новоустроенный храм московского села Алексеевского.
В Тихвинском храме сохранились моленные комнаты царской семьи, летняя и зимняя, отапливаемая изразцовой печкой – справа царя, слева царицы. В нем, как и в прежней Алексеевской церкви, обязательно останавливались на богослужения по дороге в Лавру – путевым был не только дворец, но и его храм.
Это дворцовое владение перешло к наследникам царя Алексея Михайловича.
Здесь юный Петр I, вернувшийся из Лавры, где спасался от летнего восстания 1689 года, встречал повинившихся стрельцов, пришедших к нему в отдаленный подмосковный дворец – в знак раскаяния они сами принесли ему плахи с топорами, и все получили помилование.
Однако церковь, построенная позже дворца, пережила его. Всю свою историю Алексеевский путевой дворец так и оставался деревянным. В начале XIX века он был разобран за ветхостью. Сам Н.М.
Карамзин, лично осмотревший дворец, свидетельствовал о его опасности для жизни – в любую минуту стены могли просто обрушиться на вошедшего человека. Все, что осталось от путевого дворца, сожгли французские солдаты в 1812 году. Больше он не восстанавливался – в отличие от Тихвинского храма.
В начале XIX столетия храм стоял таким же обветшалым, как и путевой дворец. Затем он был осквернен наполеоновскими полчищами: сама церковь была превращена в продовольственный склад, а трапезная – как обычно водилось, в конюшню.
Император Александр I выдал из казны 18 тысяч рублей на ремонт Тихвинской церкви. И только в 1836 году ее стены были покрыты росписью – по мнению современных реставраторов, их автором был Д.Скотти. В целом, сейчас до нас дошло внутреннее убранство храма позапрошлого столетия.
И еще в Тихвинском храме была устроена особо чтимая святыня – точная копия пещеры Гроба Господня.
4 ноября 1917 года, в страшные для Москвы дни разрушительных революционных боев, в Тихвинском храме был освящен придел во имя св. Трифона.
А в 1922 году в подклете храма была устроена Воскресенская церковь, точнее – придел в память о Воскресенской церкви соседнего села Ростокино.
После упразднения этого придела именно там, в подклете Тихвинского храма на Церковной горке, до 1980 года действовал свечной завод Патриархии, ныне находящийся в Софрино.
После Великой Отечественной войны чудотворная Тихвинская икона как главная святыня храма была с почетом помещена в иконостасе справа от образа Спасителя.
Раз в году, в престольный праздник, ее извлекают для торжественного богослужения и по обычаю, благоговейно обносят с крестным ходом вокруг храма.
По легенде, именно отсюда, из Тихвинской церкви села Алексеева накануне битвы за Москву Сталин взял эту чудотворную икону и приказал облететь с ней столицу на самолете – а иногда в других преданиях об этом упоминаются еще и Тихвин, и даже Ленинград.
И 5 декабря 1941 года состоялась знаменитая битва за Москву, и началось наступление Красной Армии, вскоре освободившей Тихвин – так, что не только не взятую Гитлером Москву, но и «дорогу жизни» на Ладожском озере относят к помощи чудотворной Тихвинской иконы.
В московском Тихвинском храме есть еще одна чтимая икона Пресвятой Богородицы, к которой века притекают за помощью люди. «Прибавление ума» – под таким именем она известна в России. История этой иконы сложна и удивительна.
По преданию, ее написал в трудном для Русской Православной Церкви XVII столетии один иконописец, который во время раскола никак не мог уразуметь для себя смысла никоновской реформы и определить, какие же богослужебные книги истинны – старые или новые.
Он так долго мучился в этом выборе, что боялся потерять рассудок и стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении.
Во сне ли или в видении наяву он получил ответ на свою молитву – обещание исцелить его, если он даст обет написать икону Царицы Небесной в том образе, в котором Она ему явится. Иконописец исполнил свой обет и изобразил увиденное в иконографическом типе образа «Прибавление ума».
Другой вариант этой легенды гласит, что икону написал психически больной человек: однажды в видении он узрел образ Царицы Небесной, нигде им раньше не виданный, и решил изобразить его наяву, хотя раньше никогда ничего не писал и не рисовал. Когда он закончил работу, то помолился новому образу об исцелении – и выздоровел. С тех пор икона и стала именоваться «Прибавление ума». Но все обошлось еще более чудесным образом.
Говорят, что ее прообразом явилась Лоретанская (или Лорецкая) статуя Богоматери, изваянная из кедра, по преданию, тоже Апостолом Лукой, и хранившаяся в маленьком домике в итальянском городе Лорето.
Этот святой домик раньше стоял в Назарете и был связан с земной жизнью Пресвятой Богородицы: в нем она родилась и жила в молодости.
А когда в XIII веке турки стали захватывать восточные земли, христиане увезли святыню в Европу, и епископу Лорето было видение Царицы Небесной, Которая молвила ему: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега».
И тогда в Лорето были привезены и святой домик, и кедровая статуя: чудесным образом она и явилась иконографическим прототипом православной иконы «Прибавление ума». Иногда считают, что ее видели в Италии русские послы великого князя Василия III в 1528 году, и по этому образу была написана русская икона. Молятся ей и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разумения.
Чудотворные святые иконы хранили московский храм. В 1922 году он был ограблен, но не закрывался все советское время, и даже колокола продолжали висеть на колокольне, только не звонили. Чудесно уцелел храм и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности – а подобные мероприятия обычно не оставляли за собой храмов.
А уже в наше время, в сентябре 2001 года, Святейший Патриарх Алексий II освятил на ВВЦ новую часовню Василия Великого, сооруженную по инициативе самих работников выставки – к 60-летию со дня ее основания. Эта часовня была приписана к Тихвинскому храму, и в него были переданы списки благотворителей и жертвователей для поминания на богослужениях в храме.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/36021.html
Храм иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском
Храм Тихвинской иконы в Алексеевском почитается у всего православного народа с давних пор. Первое место нахождение образа Тихвинской иконы — в церкви Успения Богородицы, которая страдала трижды от пожара, но образ остался невредимым.
История строения
Русский государь Алексей Михайлович славился в народе добротой, харизматичностью, набожностью, стойким характером и дипломатичностью. Он любил охотиться в Скольниках и останавливался в селе Копытове, которое в начале семнадцатого столетия принадлежало княгине Трубецкой. Она в честь великого гостя построила церковь, и село стали называть Алексеевским.
Позже государь распорядился построить в селе собор для почтения Тихвинской иконы Божьей Матери. В строении сохранились молельные помещения царственных особ.
В девятнадцатом столетии после вторжения Наполеона строение осталось покинутым и заброшенным. Император Александр выделил много денежных средств на восстановление собора, и он был оформлен великим художником Скотти.
После октябрьской революции церковь не прекращала работы, однако было изъято имущество серебром и бриллиантами, часть помещения отдали под овощехранилище. В послевоенное время были проведены ремонтные и реставрационные работы и православные люди увидели великое творение итальянского художника.
Легенда
Существует легенда о чудодейственной силе иконы. Она была написана апостолом Лукой и послана в Антихонию.
С пятого столетия икона находилась в Константинополе, но в четырнадцатом столетии она исчезла, что восприняли как знамение падения Византийской империи.
Появилась икона в городе Тихвине в воздухе и спустилась на землю, называют ее «сошедшая с небес». Царь Василий построил для нее храм, а Иван Грозный открыл мужской монастырь.
Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов.
Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.
Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!
Чудеса
С Алексеевским храмом и Тихвинской Божьей Матерью связано много чудес в истории русского народа. В начале семнадцатого века во время шведской интервенции образ Богоматери не раз спасал обитель.
Шведы заняли город Новгород и Тихвин. Московское войско освободило города, но шведы решили захватить монастырь и уничтожить икону.
Тогда одной женщине приснился сон, в котором Богоматерь велела ходить с образом по стенам обители.
Когда шведские солдаты увидели такое видение, их охватил ужас, они бежали. Видение русского войска со стен монастыря не дало захватчикам взорвать стены.
С тех пор образ Тихвинской Богоматери почитают как заступницу Руси. Даже сам Сталин в 1941 году отдал приказ летать над Москвой с Тихвинским образом Богоматери.
Наступление фашистской армии у столицы было остановлено и освобожден город Тихвин.
Стиль строения
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском — это пятиглавное строение художественного возрождения «узорочье». Шесть столпов, поддерживают хоры, которые декорированы картинами святых и апостолов. Внутреннее помещение строения оформлено картинами Ветхого и Нового завета, образами Сергия Радонежского и Святого Николая.
В царском молельном помещении осталась печь выложенная русскими умельцами семнадцатого столетия и декорированная чудесными плитками, как прообраз следующего «аммосовского» отопления.
Святыни:
- Тихвинский образ Божией Матери;
- копия пещеры Гроба Господня;
- Образ Божией Матери »Прибавление ума»;
- останки святых.
Расписание богослужений храма в Алексеевском
В храме ежедневно песнопение в 08:00, а по воскресным и праздничным дням песнопение 07:00 и 10:00, всенощное бдение в 17:00.
Адрес обители: ул. Церковная горка, 26а
Как добраться: остановка метро ВДНХ, новый Южный выход, ориентир «К Тихвинскому храму » дальше пять, десять минут пешего хода.
Господь всегда с Вами!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/xram-ikony-tixvinskoj-bozhiej-materi-v-alekseevskom/
Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, г.Москва
Великий русский царь Алексей Михайлович, который прославился добротою, сильным характером, дипломатичностью, отличался большой живостью ума и яркой харизмой, как бы сейчас сказали, очень любил во времена походов в Троицкой Лавре останавливаться в своем любимом селе Алексеевское.
Человеком он был очень набожным, поэтому в его гостевом дворце была церковь. Вопреки расхожим мнениям, село Алексеево получило свое название не от имени владельца Алексея Михайловича. Имя пошло от самой первой церкви, которая была освящена по именинам царя в честь св.
Алексия Человека Божия.
Как гласит история, Великий царь Алексей очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и, как говорит легенда, однажды он решил остановиться на отдых в Копытове. Даже в те далекие времена здесь был огромный и очень дремучий лес. Царь Алексей искренне влюбился в эти места.
Настолько он был поражен красотой и очарованием природы, что, не раздумывая, захотел в этих местах путевой дворец для себя.
Село это было у разных знатных владельцев, но в начале 17 века принадлежало князьям Трубецким. И вскоре вдова князя Трубецкого, которая на тот момент являлась последней владелицей села, построила здесь Алексеевскую церковь (1646 — 1648 гг.
) в честь имени своего самого величайшего гостя. Уже с 1647 года все село называлось Алексеевским.
Чуть позже, в 1673 году, Великий царь Алексей Михайлович издал указ о построении новой церкви в селе. Повелевал он построить ее во имя чтимой на Руси Тихвинской иконы Божией Матери.
Из Кремля в 1680 году шел крестный ход с Патриархом и царем всея Руси Феодором Алексеевичем.
И новая церковь была празднично освящена, и в честь такого великого события царь презентовал церкви святыню — чудотворную Тихвинскую икону. Своими безмерными чудесами и помощью людям эта икона уже была прославлена на весь мир.
По истории, она был написана в начале веков христианской религии, самим апостолом евангелистом Лукой и послан им вместе с Евангелием в Антиохию. Ее назвали Тихвинской – по местности, в которой она появилась.
Но это не единственная достопримечательность этого храма. В нем есть еще одна, но также не маловажная святыня — икона пресвятой Богородицы «Прибавление ума» (так называется эта икона). Уже много веков со всего мира к ней идут за помощью люди. В 19 веке храм был запущен, наполеоновские войска использовали храм в качестве конюшни и складов.
Александр I выделил много средств на ремонт и возобновление храма, на украшение и роспись стен (1836 г.). Так храм начал воскресать. Настолько чудесное место, даже в советские годы (а все помнят политику коммунизма) не прекращал работать и принимал людей. Даже были сохранены купола и колокола, хотя многие годы никто не слышал их величественный звон.
Святейший Патриарх Алексий II уже в нашем веке, в 2001 году, торжественно освятил новую часовню в честь Василия Великого. Эта небольшая часовня была прикреплена к Тихвинскому храму. Еще на территории Тихвинского храма есть Алексеевское кладбище, на котором упокоено много святых и праведных людей.
Все прихожане Тихвинского храма знают о традиции, которая появилась относительно недавно, в 1962 году.
Каждый год, 30 апреля, в день Ангела, в честь и память своего небесного покровителя Алексея, Человека Божия, здесь служит литургию сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Очень много людей получили помощь, благословение и поддержку здесь, в этом святом месте. Храм одновременно не большой – но при этом величественный.
Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/khramy/139-khram-v-chest-tikhvinskoj-ikony-bozhiej-materi-v-alekseevskom
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском — Портрет прихода — Татьянин День
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском |
Храм в Алексеевском был построен в конце XVII века.
Сначала он был освящен в честь Алексия человека Божия и принадлежал Трубецком. Но вскоре после постройки имение и церковь перешли в собственность государя.
Храм был построен на дороге в Троице-Сергиеву Лавру, и царь часто останавливался там передохнуть на пути к преподобному Сергию Радонежскому.
По воле царя на месте Алексеевского храма был заложен новый — в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор спустя почти два столетия в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия.
В советское время Тихвинский храм никогда не закрывался. По современному преданию, в 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, Сталин именно отсюда взял чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, с которой, по его приказу, облетели на самолете вокруг города. А вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина.
Многие знают Тихвинский храм еще из-за одной совсем недавней традиции. С 1962 года 30 марта, в день Ангела, Патриарх Московский и Всея Руси Алексей II (если на этот день не выпадали важные поездки и неотложные дела), служил в храме литургию в память своего небесного покровителя — Алексия, Человека Божия.
Сегодня прихожане храма ведут активную деятельность: занимаются восстановлением храмов Русского Севера, в последнюю субботу месяца организуют молебны для беременных или желающих иметь ребенка женщин; совместными усилиями они организовывали первый студенческий форум «Вера и дело», разработали несколько православных сайтов и подготовили информационный листовки о крещенской воде.
Татьяна Грудина, студентка 5 курса социологического факультет МГУ
Татьяна Грудина |
В храм я ходила время от времени, прихожанкой не была, молитв многих не знала. Помню, когда все пели «Верую», молчала, потому что не знала слова. А потом на первом курсе социологического факультета МГУ пошла на спецкурс «Основы православной культуры», который вел священник Алексий Яковлев.
Потом в рамках этого спецкурса мы организовывали круглый столу. Для нас это было очень важно и ответственно. Когда готовили доклады, отец Алексий пригласил нас приехать в гости в храм и в воскресную школу.
Мне было интересно, но немного боязно, поэтому приехала я не сразу. А потом отец Алексий дал мне задание подготовить доклад про святую мученицу Татиану, и это поручение, доверие священника были очень важным шагом.
Конечно, в храм ты приходишь к Богу, к вере, но «вера без дел мертва». И воскресная школа помогает людям реализовать свои благие устремления в делах. Неплохо прийти в храм, чтобы помолиться, но не хватает духа общности. А школа дает понимание того, что такое община, что такое приход.
Ты приходишь в храм, видишь улыбающиеся добрые лица, священников, которые тебя знают, рады выслушать и помочь. Это люди, которые растут вместе собой. Например, у нас есть маленькая девочка Злата, которой было всего 7 месяцев, когда я пришла в храм.
Помню, раньше на причастии я легко держала ее на руках, а сейчас, когда она просит меня взять её на ручки, я горю ей, что она уже взрослая и самостоятельная. И это действительно так! Я понимаю, что эти почти пять лет мы прожили вместе. Она училась ходить — я делала первые шаги в храме.
Параллельно шло ее становление как человека и мое — как христианина.
Когда есть минутки искушения, уныния, понимаешь, что есть люди, которые помогут, поддержат. Это особые воспоминания — когда на именины приходит смс-поздравление или ты уходишь из храма, надеваешь куртку, а в кармане — конфетка. Подаренная кем-то из наших прихожан. Школа — это для меня некий тыл.
А еще важно собрать всех во имя чего-то хорошего и доброго. Это и первый студенческий форум «Вера и дело», на котором мы организовали целую секцию по патриотизму, и наши листочки о Крещенской воде, и, конечно, проект восстановления храмов Севера — это то, ради чего мы все ждем лета.
Очень интересно, когда приходят разные отголоски о нашей деятельности, откуда не ждешь.
Недавно я пришла на социологический факультет, чтобы обсудить с научным руководителем диплом, а заместитель декана по информационным технологиям позвал меня в кабинет и говорит: «А мне звонили из патриархии. Благодарили за студентов».
Это шутки у него такие… Просто он узнал о нашем проекте про листочки о Крещенской воде и решил таким образом поддержать нас. Что скажешь: приятно!
Когда человек приходит в храм, спрашивает: «Чем могу помочь?». У кого-то есть финансы, у кого-то — силы. И вместе мы можем сделать очень многое. Для человека важно не скупиться, не только накапливать, но и отдавать. В рамках всех наших проектов люди отдают другим и, конечно Богу, частичку своей жизни. И это прекрасно!
Ольга Соловьева с детьми |
Ольга Соловьева, психолог, инструктор по подготовке к родам, мама троих детей.
В храм меня привела молитва мамы. Было время, когда я отказывалась воспринимать все, что она пыталась рассказать мне о Церкви, о Вере. И ей оставалось только молиться, чтобы Господь меня вразумил.
Наверное, мама очень горячо молилась, потому что в моей жизни вдруг «грянул гром». И я не просто пришла — я прибежала в храм. Было тяжело, жила буквально «от Причастия до Причастия».
Но как я благодарна Богу за свое прозрение! И маме за ее молитвы! Это случилось 5 лет назад.
Вместе с Верой Господь подарил мне совершенно новый пласт жизни, который тихими глубинными подвижками изменил всю мою жизнь. Круг общения, досуг, книги и фильмы, взгляды на воспитание, родительство, дружбу, окружающий мир и саму себя. Все менялось. Что-то с треском и шумом, что-то — тихо и незаметно для меня самой…
И я очень благодарна Создателю, что Он привел меня именно в наш храм, в котором тогда начинала создаваться Воскресная Школа для взрослых..
(Кстати, ее возраст меряется по возрасту моей младшей дочки Златы, которая с самого своего рождения уже была одним из самых постоянных ее слушателей. Правда, на первых занятиях она спала после причастия в переносной люлечке.
Но уже в 4 месяца — бодрствовала в иконном зале Третьяковской галереи на экскурсии нашей ВШ, как и на всех последующих. 🙂
В нашей школе люди разных возрастов, призваний и занятий удивительным образом оказались объединены верой. И это просто замечательно. Это ощущение глубочайшей общности таких разных людей — никого не оставляет равнодушным, потому что оно очень теплое и родственное.
Вера сминает ощущение «экзистенциального одиночества», а община — дает понять, что ты не один, что Церковь — это не здание храма, а единый Богочеловеческий организм. Помогает почувствовать себя клеточкой чего-то большого и важного.
Когда вот так разом сродняешься с такими разными людьми, понимаешь, что у каждого можешь чему-то научиться — и у старших, и у младших. Знаю, что многим школа помогла пережить достаточно сложные моменты жизни — ведь, к сожалению, часто люди приходят к Богу в тяжелое для себя время. Человек начинает менять свою жизнь.
Меняется круг интересов и круг общения. Появляется желание как-то участвовать во внешней жизни, делать что-то полезное, доброе.. Тут-то воскресная школа нас и организовывает! Нам важно не просто собираться вместе, общаться, узнавать что-то новое, но и быть едиными в каком-то делании.
Два дня совместной работы сплачивают и знакомят лучше, чем два года совместных разговоров. Мы мощно прочувствовали это на опыте. И поэтому батюшка придумывает нам различные начинания.
За эти 5 лет родились занятия с курсантами, занятия для педагогов, занятия по подготовке к Крещению, миссионерские листочки на Праздники, детская Воскресная школа, молебны для беременных, цикл телепередач «Эта замечательная жизнь», различные субботники, помощь детским домам, большой проект по восстановлению Северных храмов «Общее дело»… И думаю, что обязательно еще что-нибудь добавится, потому что люди всегда с радостью откликаются. Когда человек приходит в храм, он хочет не только жить Литургической жизнью, узнавать свою Веру, но и участвовать в добрых делах, ведь «Вера без дел мертва».
Причем, каждый привносит в школу что-то свое (например, из моей работы с беременными родились наши молебны. На первом было человека 4, а сейчас — 300-400!). У нас есть юристы, педагоги, художники, операторы, полиграфисты, режиссеры, преподаватели.. и еще много кто есть! А батюшка всех нас организует. Встреча с ним для каждого — милость Божья и большая удача!
И когда я произношу в «Символе веры»: «Во едину, Святую, Соборную и апостольскую Церковь» — во мне возникает ощущение переживания чувства той общности, которое я испытываю здесь, в нашей школе. Это ощущение реальной, Живой Церкви. И даже когда я говорю о Церкви в целом — все равно переживаю Ее как опыт, который получила в нашей общине.
Никита Мелентьев, староста Воскресной школы для взрослых.
Никита Мелентьев |
Я являюсь прихожанином Тихвинского храма уже примерно пять лет. Так получилось, что стал ходить в храм, познакомился со священником Алексеем Яковлевым, и он пригласил меня в Воскресную школу для взрослых, которая тогда только начиналась. Первые занятия проходили в холодном недостроенном помещении рядом с храмом.
Помню, была осень, дождик капал прямо в комнате, где стояли стол, стулья и чайник. Было холодно, все сидели в верхней одежде. А батюшка рассказывал очень интересные вещи.
Воскресная школа учит избавляться от иллюзий. Допустим, придумал себе человек «свое» православие, и живет в нем. И старается всех убедить, что он живет правильно, а другие — нет.
Думаю, таких людей много в каждом приходе. И это очень часто происходит от того, что мы разучились общаться друг с другом.
Жизнь заставляет нас часто скрывать самые лучшие свои чувства от близких, чтобы не разочароваться и не быть выставленным на смех.
Так вот наша школа дает замечательный опыт общения. Простого человеческого общения с людьми, чьи базовые принципы совпадают.
И, стоя в храме на литургии, мы уже ощущаем себя не оторванными друг от друга одиночествами, просящими для себя у Творца каких-то благ, а единым организмом, каждый член которого молится за другого, как за себя самого. Занятия в Воскресной школе помогают понять, что же такое — это наша православная вера.
Ведь когда сто человек стоят в храме и каждый молится сам за себя, то перед Господом за тебя всего лишь один голос — твой. А если каждый будет молиться за другого, то получается, что из ста человек за тебя помолятся 99.
А самое главное — в школе четко расставлены приоритеты. Отец Алексей всегда говорит так : «Если будет выбор — идти в школу или идти на богослужение в Храм, то нужно идти в Храм».
Воскресная школа дает каждому желающему возможность направить свои таланты в хорошие, богоугодные дела.
Прихожане нашего храма, активно посещающие Воскресную школу, участвуют во многих ее начинаниях: проводят курсы для Православных педагогов, занятия для желающих принять Таинство крещения, приходское консультирование в храме, поддерживают и развивают несколько православных сайтов, помогают проводить занятия для детишек.
Из стен воскресной школы вышло несколько алтарников, есть и такие, кто поступил в духовные учебные заведения — в Сретинскую семинарию, на курсы в Свято-Троице Сергиеву Лавру, в Свято — Тихоновский Университет.
А недавно у нас образовалось, и с Божией помощью активно развивается еще одно направление — помощь в восстановлении деревянных Северных храмов. Прошлым летом мы совершили несколько поездок в Архангельскую область и работали в удивительных по красоте храмах и часовнях. Прихожане своими руками трудились на более чем 30 объектах.
И, если Бог даст, потрудимся и еще — эта деятельность гораздо лучше, чем праздный отдых на берегу какого-нибудь теплого моря. Наш Русский Север — это жемчужина России, именно здесь ощущаешь величие и красоту души наших с вами дедушек и бабушек. Они оставили нам в наследство красивейший и богатейший край. И наша задача — передать это богатство нашим детям приумноженное трудами и Верой.
Такая активная приходская жизнь, работа на курсах, поездки, встречи с интересными людьми — все это благодаря стараниям бессменного руководителя Воскресной школы, отца Алексея, стали для многих очень важным делом в жизни.
Вообще Воскресная школа объединяет людей. Некоторым же посчастливилось найти здесь свою вторую половинку (в их числе и ваш покорный слуга).
И наш сын, которому всего 1 годик, уже с удовольствием посещает воскресные занятия, стараясь ничего не пропустить.
Источник: http://archive.taday.ru/text/371797.html
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском « Троицкое благочиние г. Москвы
Сайт: tihvinskiy.ru
Почтовый адрес: 129366, Москва, просп. Мира, 130.
Ст. метро: ВДНХ.
Телефон: (495) 683-43-44.
Смотреть расписание богослужений
Как проехать общественным транспортом: м. «ВДНХ», выход из последнего вагона из центра. 2 мин. Ходьбы до храма.
Престол: Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля).
Приделы: прп. Сергия Радонежского (18 июля, 8 октября, Собор Московских Святых), свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря), прп. Алексия, человека Божия (30 марта), мч. Трифона (14 февраля).
Святыни
История
Большой пятиглавый храм в стиле «русское узорочье» на высоком подклете построен в 1676–1682 гг. по указу царя Алексея Михайловича рядом с царским путевым дворцом на пути паломничества в Троице-Сергиеву Лавру.
В храме сохранились особые молельные комнаты царя и царицы. Колокольня построена в 1824 г. Храм не закрывался. В церковной ограде находится Алексеевское кладб.
, на котором покоятся многие праведники, среди которых благочестивая старица схимонахиня Никодима (Демина) и местночтимый подвижник иеросхимонах Иннокентий (Орешкин).
Настоятель: Протоиерей Георгий Гуторов
Причт:
Богослужение
Ежедневно – Литургия в 8 час., вечернее богослужение в 17 час., в воскресенье с акаф. Тихвинской иконе Божией Матери; в воскресные и праздничные дни – Литургия в 7 и 10 час., накануне – всенощное бдение в 17 час.
Воскресная школа
При храме действуют воскресная и хоровая школы для детей, проводятся огласительные беседы, действует проект по возрождению деревянных храмов Севера «Общее дело».
Почтовый адрес: 129223, Москва, просп. Мира, ВВЦ, стр. 500, в районе Мичуринского сада между павильонами «Цветоводство» и «Пчеловодство».
Телефон: (495) 181-38-05
Проезд
Как проехать общественным транспортом: ст. м. ВДНХ, идти через главный вход ВВЦ до павильона «Космос», затем налево или трамваи 11, 17 до конечной остановки «Останкино», затем через парк и по территории ВВЦ.
История
В 2001 году была построена часовня свт. Василия освящена 7 сентября 2001 года Святейшим Патриархом Алексием, в 2010 году к часовне была пристроена алтарная апсида. Храм освящен епископом Подольским Тихоном 24 сентября 2011 года.
Богослужение
Первое воскресенье каждого месяца Литургия в 9.00.
Карта проезда к храму Тихвинской иконы
Божией Матери в Алексеевском
Дата последнего изменения: 31.05.2018
Источник: http://troitse-paraskevo.ru/hram-tixvinskoj-ikony-bozhiej-materi-v-alekseevskom/
Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Алексеевском кладбище
Алексеевское кладбище (Проспект Мира, 132, метро ВДНХ) расположено на северо-востоке г. Москвы. Его название связано с именем св.
Алексея, человека Божия, в честь которого был построен храм владелицей села Копытово (бывшее название села Алексеевское), который затем перешел во владение царя Алексея Михайловича. По его распоряжению (с 1673 по 1680 г.
) Тихвинская церковь была выстроена рядом с Алексеевской на том же месте: обе церкви поначалу были соединены папертью. В день освящения храма царь подарил в него главную святыню — чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Тихвинский храм входил в состав комплекса одного из путевых дворцов царя Алексея Михайловича, расположенных на дороге в Троице-Сергиев монастырь. Считают, что широкая двухсветная трапезная первоначально была соединена переходом именно с этим царским дворцом, разобранным в XIX веке. В храме находится две небольшие двухэтажные молельни, устроенные в западных углах его интерьера. По преданию, в юго-западной молился царь, а в северо-западной — царица. Сохранились до нашего времени печь, деревянные подсвечники XVII века, расположенные в царской молельне.
В 1824 году погост, находившийся около храма, пришел в упадок, Алексеевская церковь сильно обветшала, поэтому ее разобрали, а кирпичи ушли на постройку колокольни перед Тихвинским храмом. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия.
В настоящее время главный престол освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери, другие приделы — в честь прп. Сергия Радонежского, свт. Николая, прп. Алексия, человека Божия, мч. Трифона.
В советское время храм не закрывался, но еще более чудным было то, что во время сталинской стройки ВДНХ храм не был снесен, ведь столь грандиозно возведенное народное хозяйство, казалось, не терпело ничего религиозного. Возможно это связано со следующим событием.
В 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, Сталин, выбрал чудотворную икону Тихвинской Божией Матери именно с этого храма. С этой иконой самолет облетел вокруг города , а вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина.
Это событие связывают со следующими чудными видениями.
Молитвеннику за Святую Русь, митрополиту Гор Ливанских Илии (Карама)
после многодневной пламенной молитвы от Самой Божией Матери были извещены условия спасения России, о которых он тут же сообщил советскому правительству. Одним из этих условий было открытие храмов. С иконой Божией Матери «Казанская», как и указал старец, совершались многочисленные крестные ходы. Возрождались молебны у чудотворных икон.
Святыни храма:
— копия пещеры Гроба Господня — икона Божьей Матери «Недреманное око» (на иконе изображен Отрок Христос, лежащий на одре, склонившаяся над ним Богоматерь и Ангелы с орудиями страстей , которые раскрывают истинный смысл сна, в котором пребывает Христос; под изображением обычно пишутся слова: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн. 5, 2). )- икона Божией Матери «Прибавление ума» (верующие чтут Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Богом и Своим Сыном о даровании людям благ духовных и вещественных, просвещении ума и сердца Божественной Истиной, поэтому перед этой иконой молятся о даровании мудрости, успешном обучении детей)
— икона Тихвинской Богоматери византийского письма — дар царя Фёдора Алексеевича (чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская» помещена в иконостасе рядом с местным образом Спасителя).
Перед серверными вратами находится еще одна святыня — мощевик.
В церковной ограде находится Алексеевское кладбище, на котором покоятся многие праведники, среди которых отмечались особым благочестием старица схимонахиня Никодима (Демина) и местночтимый подвижник иеросхимонах Иннокентий (Орешкин).
Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин, 1870–1949) похоронен за апсидой Тихвинской церкви. На его оградке прикреплена табличка с цитатой из батюшкиных заповедей пастве: «Умудряйтесь. Не скорбите прежде времени, предавайтесь воле Божией и просите помощи у Господа«.
Иеросхимонах Иннокентий- духовный сын старца Германа, духовник Зосимовой пустыни, помощник иеросхимонаха Алексия в деле старческого окормления.
Одна из его духовных дочерей – Анна – жаловалась, что ей не хочется утром подниматься с постели, – так бы все и лежала. Отец Иннокентий ответил ей: «Грех спать, когда люди молятся.
Когда трудно вставать, скажи себе: «Анна, Господь и Бог мой зовет меня к себе на беседу». С тех пор Анна стала по-другому относиться ко сну.
Рекомендуя Иннокентия его будущим подначальным, старец Алексей писал: «Он хороший монах, смиренный, рассудительный и умеет себя держать в вашем круге. По-моему, он для вас подходящий руководитель».
После закрытия пустыни Иннокентий жил в Московской области, окормляя монахинь московского женского Алексеевского монастыря, который был закрыт в 1922 г . Со всей страны к нему писали или приезжали спросить совета и получить благословение. Он всем отвечал, всех принимал, никому не отказывая. С 1934 по 1937 гг. находился в ссылке в Оренбурге.
Многие, знавшие отца Иннокентия, отмечали его дар пророчества. Некоторые откровения батюшки сбылись спустя многие годы после его смерти. Так, сразу после победы в Великой Отечественной войне, отец Иннокентий предсказал, что все завоевания, все успехи, стоившие русскому народу огромных жертв, будут бездарно, преступно, потеряны, а армия бесславно уйдет восвояси.
Последние годы жизни схимонах Иннокентий провел под Москвой, на станции Сходня, где скончался 10 марта (н. ст.) 1949 г . (Пыльнева Г. А. Воспоминания о старце Зосимовой пустыни иеросхимонахе Иннокентии. М., 1998).
Схимонахиня Никодима (Демина) скончалась в 1997 г. К ее могилке приходят, чтобы отслужить панихиду и попросить молитвенной помощи в делах.
Источник: http://vera-istina-3.blogspot.com/2010/01/blog-post.html
Описание Храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском | Православные паломничества
Наш храм находится на древней Троицкой дороге, ведущей в Троице-Сергиеву Лавру — к мощам глубоко почитаемого русским народом преподобного Сергия Радонежского. Как правило, совершали это паломничество пешком. Даже цари отказывались от удобств путешествия в карете.
Дорога занимала обычно 3-4 дня. За это время можно было поговеть, подумать над своей жизнью, приготовиться к таинствам исповеди и причастия. Первая остановка по выходе из Москвы как раз и находилась на месте, где ныне расположен наш храм.
Ранее оно называлось село Копытово, названное по местной речке Копытовке, притоку Яузы.
Возникновение церкви Тихвинской иконы Божией Матери относится к концу XVII века. Село переходило к разным знатным владельцам, а в 1621 году было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому за заслуги в спасении Отечества в годы «смуты». Его казаки оказали решающую помощь ополчению Минина и Пожарского — и Москва была освобождена от поляков.
До 1655 года селом владела вдова Трубецкого, Анна Васильевна. Трубецкие любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу (1645-1676 гг.), когда он пожелал поселиться в этих живописных краях. Царь очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и по легенде, однажды остановился в Копытове на отдых — в те времена здесь шумел густой лес.
Место так понравилось царю, что он захотел иметь тут свой путевой дворец.
Дворец был сооружен раньше храма, с восточной его стороны, обращенной к Сокольникам. А в 1646-1648 г.г последняя владелица села, Анна Васильевна, построила храм в честь Алексия, Человека Божия, — небесного покровителя царя. С 1647 года все село стало называться Алексеевским.
После ее кончины Алексеевское перешло во владение государя.
После посещения святынь Троице-Cергиевой лавры, Алексей Михайлович и его сын Феодор в Алексеевском дворце готовились к торжественному въезду в Москву — она встречала царя колокольным звоном, приветливыми нарядными горожанами.
К сожалению, дворец просуществовал недолго. В 1803 году известный историк Н. М. Карамзин нашел дворец настолько ветхим, что туда небезопасно было входить. А уже в 1817 году дворца не существовало: вероятно, его разрушили и сожгли французы. С 1670 года село официально стало дворцовым.
В 1673 году царь Алексей Михайлович повелел заложить в селе новую церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Дожить до ее возведения царю не удалось — работы были завершены в 1680 году уже после его смерти. Тихвинская церковь была выстроена рядом с Алексеевской на том же месте: обе церкви поначалу были соединены папертью.
Тихвинский храм строился с 1673 года. 31 октября 1680 года года новая Тихвинская церковь была торжественно освящена: из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем. В день освящения храма царь подарил в него главную святыню — чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери.
Устройство храма
Поскольку со времен Алексея Михайловича в храме непременно останавливались государи на пути в Троице-Сергиеву обитель, в юго-западной и северо-восточной частях храма были устроены небольшие помещения, которые являлись молельнями царя (направо) и царицы (налево). Все эти постройки сохранились доныне. Помещения имели самостоятельный вход с «гульбища» и окна, обращенные внутрь храма.
Часть царской молельни занимала круглая печь работы отечественных мастеров XVII века, украшенная великолепными изразцами цветной поливы. Печь прекрасно сохранилась и до сих пор вызывает восхищение знатоков своими причудливыми узорами.
К тому же она представляет собою прототип современного «аносовского» духового отопления. Котельная находилась в подвальном помещении, и печь со своим множеством внутренних ходов, по которым циркулировал горячий воздух, щедро давала тепло.
Сохранились до нашего времени и дивной красоты деревянные подсвечники XVII века, расположенные в царской молельне.
Представьте себе небольшую комнату, с прекрасными иконами древнего письма, слабо освещенную разноцветными огоньками лампад и язычками немногих свечей. Перед аналоем с раскрытым молитвословом — коленопреклоненная фигура 18-летнего юноши царя Феодора. На террасе, у входной двери застыли, опершись на алебарды, царские телохранители.
Не один раз судьбы царствующей династии пересекались с судьбой храма. Так, во время Стрелецкого бунта Петр I по дороге из Троице-Сергиевой Лавры в Москву остановился в храме Тихвинской Божией Матери. Узнав об этом, на церковный двор явился большой отряд стрельцов.
Петр вышел к ним и спросил, что они хотят. Стрельцы поставили перед собой плахи с топорами, встали перед царем на колени, склонили головы в знак раскаяния и прося милости. Петр простил всех, кто пришел в этот день на церковный двор.Участь остальных стрельцов была незавидна.
Зачинщиков бунта и многих рядовых стрельцов казнили.
Основные вехи
К началу XIX века храм был уже не так красив, как раньше. Осенью 1812 года в Москве расположилась наполеоновская армия.
В числе прочих святынь французы осквернили и Тихвинскую церковь, превратив главный храм в склад провианта, а трапезную — в конюшню. В 1824 году, по распоряжению императора Александра I, на восстановление церкви казна отпустила 18 тысяч рублей.
Лишь в 1836 году стены храма были впервые покрыты росписью — по мнению современных реставраторов, их автором был Д.Скотти.
В 1824 году разобрали Алексеевскую церковь, а ее кирпичи ушли на постройку колокольни перед храмом. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия.
В конце 40-х годов XIX века было решено разобрать потолок трапезной, и она стала одноярусной. От верхнего этажа уцелели хоры, идущие вдоль южной, западной и северной стен. На хорах, огороженных точеными столбиками перил, сохранились старинные люстры.
В трапезной на средства купца Константинова в углах под хорами поставлены были придельные алтари преподобного Сергия и святителя Николая. Автором алтарей был известный русский архитектор М.Д. Быковский, освящение их состоялось 23 мая 1848 года.
В ноябре 1917 года в симметрии с Алексеевским приделом под северным концом хор создан придел мученика Трифона.
А в 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего, иконостас которой взят из одной домовой церкви, а название выбрано в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI — XVIII веках. В середине XIX — начале ХХ века возведены были также дом причта и церковная ограда.
Несмотря на господствующее в стране безбожие и творящиеся репрессии, в советское время храм Тихвинской Божией Матери в Алексеевском не закрывался. Хотя 23 апреля 1922 года у храма изъяли 6 пудов 32 фунта 95 золотников серебра (114 кг.) и 58 бриллиантов.
Отобрали у него и нижний храм, где устроили овощную базу (позже, до 1998 года там находились мастерские Художественно-производственного предприятия «Софрино», а ныне храм восстановлен). Колокола на колокольне сохранялись, однако долгое время не звонили. Разросшиеся вокруг деревья почти скрыли церковь от обозрения.
Чудесно уцелел храм и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности — а подобные мероприятия обычно не оставляли за собой храмов.
По современному преданию, в 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, Сталин именно отсюда взял чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, с которой, по его приказу, облетели на самолете вокруг города.
А вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина. Символично, что в это же время ставка нашей армии находилась в стенах Троице-Сергиевой лавры.
Так, еще раз Тихвинский храм связал судьбу Москвы и Троице-Сергиевой лавры.
Храм сегодня
В 1945 году при настоятеле храма отце Владимире Подобедове был предпринят внутренний ремонт храма. С 1953 по 1984 годы настоятелем был известный протоиерей Александр Васильевич Солертовский.
Когда осуществлялась реставрация храма, проходившая в конце 70-х — начале 1980-х годов, под многочисленными слоями записей были открыты прекрасные настенные росписи. По мнению реставраторов, их автором мог быть известный Д.
Скотти — живописец, расписывавший Исаакиевский собор.
С 1982 года настоятелем храма является протоиерей Аркадий Тыщук. Храм имеет замечательную традицию.
Начиная с 1962 года 30 марта, если на этот день не выпадает каких-то поездок или неотложных дел, Патриарх Московский и Всея Руси Алексей II служит в храме литургию в память своего небесного покровителя, в честь которого получил имя при крещении — Алексия, Человека Божия.
Для всего прихода и служителей храма это большая честь: прихожане и причт заранее готовятся к такому радостному и торжественному событию. Часто, святейший Патриарх служит в храме и в день Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы — 9 июля.
В сентябре 2001 года, Святейший Патриарх Алексий II освятил на ВВЦ новую часовню Василия Великого, сооруженную по инициативе самих работников выставки — к 60-летию со дня ее основания. Эта часовня была приписана к Тихвинскому храму.
Убранство храма
Храм производит сильное впечатление своими размерами, прочностью кладки, выдержанностью стиля. Одна длина его (от притвора до стены горнего места) составляет почти 37 метров.
Два яруса окон византийского стиля прорезают стены храма почти до свода. Алтарь главного храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери необычайно высок и вместителен.
Его восточную сторону образуют три глубоких ниши, через окна которых свет падает тремя параллельными потоками.
Темная окраска стен и сводов в сочетании с высотой и объемом придает храму строгость и глубину. Главный иконостас относится к середине XVIII в., стенопись — к середине XIX века. Старые иконы в иконостасе записаны новыми образами.
Колокольня 1824 года имеет внутреннее убранство середины XIX века. Шесть круглых столбов трапезы, поддерживающих хоры, украшены медальонами — изображениями пророков и евангелистов. Стены храма украшают картинами из Ветхого и Нового завета, житий прп. Сергия и свт. Николая.
На одной картине великому молитвеннику земли Русской является Божия Матерь, на другой подвижник валит кряжистые деревья, окружавшие обитель. Из старинных икон примечателен образ прп. Алексия, Человека Божия: в рубище и с босыми ногами он воздел молитвенно руки и сподобился увидеть в небесах самого Господа.
По версии некоторых ученых, икона была перенесена из древней церкви 1646 года.
Святыни храма
Главная святыня храма — чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская» — помещена в иконостасе рядом с местным образом Спасителя. По одному убранству образа можно судить, сколь глубоко он почитается верующими.
Особо чтимой святыней храма является также точная копия пещеры Гроба Господня.
Среди почитаемых прихожанами образов храма надо отметить образ Божией Матери «Недремлющее око» и образ Божией Матери «Прибавление ума», а также мощевик, расположенный перед северными вратами.
Сайт: http://www.tihvinsky.ru
Паломнические поездки к Храму Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском
Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g14/moscow/hram-tihvinskoy-ikony-bm.htm