Храм вознесения господня за серпуховскими воротами: история, современное состояние и контакты

Церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Строительство нижнего храма церкви (во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия, Человека Божия было начато в 1714 году на земельном участке Данилова монастыря, на средства царевича Алексия, сына Петра I. После казни царевича в 1718 году строительство было приостановлено. Верхняя церковь была временно перекрыта деревянной крышей.

Строительство было возобновлено по просьбе прихожан в 1756 году, в 1762 году завершилось. Участие известного архитектора Трезини в возведении храма представляется историкам наиболее вероятным, однако окончательно не подтверждено.

В 1757 году у храма была построена одноэтажная каменная богадельня. Также приходу принадлежали дома и дворы причта.

Обратите внимание

В 1830 – 1840 годы храм был значительно перестроен, в частности, в 1832 году была построена новая двухэтажная трапезная, сделана надстройка над храмовой лестницей

В 1842 году на 2 яруса была надстроена колокольня, а в 1845 году в трапезной устроены два придела: Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

Роспись в церкви также неоднократно подвергалась переделкам, последний раз в конце XIX века.

Службы в храме были прекращены в 1929 году, сам храм был закрыт, и его собирались снести, однако были разрушены только колокольня и богадельня. разрушена богадельня и ограда, Оставшиеся постройки подверглись значительным перестройкам и отданы под госучреждения.

Возрождение храма началось в 1990 году с регистрации церковной общины. В 1991 году была начата реставрация храма. Первоначально считалось, что интерьер церкви утрачен, однако под штукатуркой были обнаружены росписи. В церковь была возвращен образ Божией матери Иерусалимской, находившийся в Даниловом монастыре.

В настоящий момент реставрация храма практически завершена, в нем освящены престолы:

Вознесения Господня, Иерусалимской иконы Божией Матери. Преподобного Алексия, человека Божия, Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Николая.

При храме работает детский приют с новопостроенным домовым храмом во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

Важно

Также на территории, относящейся к церкви построен храм-часовня во имя равноапостольной княгини Ольги.

Среди святынь храма: образ Иерусалимской иконы Божией Матери, образа «Ветхозаветной Троицы» и «Новозаветной Троицы» с частицей коры Мамврийского дуба (дерева, под которым Авраам встретил Господа); икона Петра и Февронии Муромских с частицами их мощей.

Источник: http://rublev.com/hramy/tserkov-vozneseniia-gospodnia-za-serpukhovskimi-vorotami

Москва. Церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Статью добавил(а): Игорь Демин,  1 мая 2010

Храм строился в 1714-1718 годах на средства царевича Алексея Петровича. Нижняя церковь Иерусалимской иконы Божией Матери была освящена в 1714 году. После казни Алексея в 1718 году строительство приостановилось, недостроенная верхняя церковь была перекрыта временной деревянной крышей.

По ходатайствам прихожан строительство было возобновлено в 1756 году, и к 1762 году здание церкви было достроено. В 1839 году к верхней церкви пристроили трапезную, в 1842 возведена колокольня.

Храм закрыт в 1929 году, в 1930 году его стали разбирать, начав с колокольни. Все верхние ярусы колокольни, начиная со второго, были уничтожены, на самой церкви разрушили восьмигранный барабан с главой.

Возвращен верующим в 1990 году.

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  21 апреля 2014
В 1696 г. Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки здесь церкви. Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом 9-ти мучеников Кизических был вскоре выстроен, освящен придел, а главный храм освящен лишь в 1700 г. Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича. Указ на строительство церкви был выдан 12 сентября 1709 г. (по другим источникам — в 1708 г.), в период запрещения каменного строительства в Москве. 9 октября 1714 г. был освящен нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. После казни Царевича Алексия и прекращением поступления средств, строительство было приостановлено.Верхний храм был возведен до верхних окон и покрыт временной кровлей. Отдельно стоящая колокольня тоже была не достроена. В переходе между колокольней и храмом располагалась лестница на второй ярус, окруженный гульбищем. В 1730-х гг. прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь 18 мая 1756 г. В июле 1762 г. церковь была окончена и освящена. Барабан храма был первоначально световым. Зодчие, строившие храм, неизвестны. Высказывались предположения об авторстве Д. Трезини, а также участии И. Ф. Мичурина и В. Д. Ухтомского в достройке храма.Вознесенский храм имел значительную территорию, выходящую на Большую и Малую Серпуховские улицы, а также на переулок впоследствии названным в честь храма Вознесенским.В 1757 г. рядом с храмом была построена одноэтажная каменная богадельня. Дворы причта, а позднее несколько каменных двухэтажных домов располагались по другую сторону переулка. В 1830-х – 40-х гг. храм подвергся значительным перестройкам. В 1832 г. на средства старосты церкви Ремизова была построена новая двухэтажная трапезная, а над открытой прежде лестницей надстроен переход.В 1845 г. в новых приделах нижней трапезной, посвященных Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому, были установлены иконостасы. Два новых верхних яруса в стиле ампир были надстроены над колокольней в 1842 г. В этот период были также заменены кровли, решетки в восьми окнах, исправлен цоколь, сделана новаяштукатурка фасадов, заменена столярка, решетка вокруг алтаря верхней церкви, вновь вызолочен крест. Над новыми приделами поставлены купола с крестами. В церкви неоднократно переписывалась живопись. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу ХIХ века. В 1929 г. храм был закрыт, в 1930 г. разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения. Дома по другую сторону переулка сохранились. Разобрана глава храма, сильно перестроен нижний ярус (расширены окна, пробиты проемы).1 февраля 1995 года из канцелярии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси получена резолюция с благословением на освящение камня по закладке колокольни.5 декабря 1994 г вышло Распоряжение «Об утверждении акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию приюта для детей на территории храма Вознесения Господня», а 15 декабря 1994 г. было выдано Свидетельство о регистрации Православного детского Дома-приюта при Храме Вознесения Господня.

http://voznesenie.ru/history/

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  21 апреля 2014
Один из «долгостроев» своей эпохи, тесно связанный с русской историей: опалой царевича Алексея Петровича, строительством Петербурга, эпохами атеизма и церковного возрождения.В конце XVII в. территория возле Серпуховских ворот активно заселялась ремесленниками и торговцами. Со временем потребовалось строительство отдельного храма для новых жителей. В 1696 г. На пожертвованном Даниловым монастырем участке земли появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Но и этот храм оказался недостаточно вместительным: в 1708 г. было выдано разрешение на строительство большого каменного здания, причем храмоздателем стал сам царевич Алексей Петрович. Строительство шло успешно: в 1714 г. был освящен нижний храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с двумя приделами — Девяти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия (в честь царевича Алексея). Верхняя Вознесенская церковь была построена от сводов до половины окон. Однако вскоре работы оказались прерваны: в 1714 г. вышел указ, запрещавший каменное строительство везде, кроме Санкт-Петербурга. В 1716 г. царевич Алексей тайно бежал в Вену и занял враждебную позицию по отношению к Петру I, в 1718 г. — обманом вывезен в Россию, приговорен к казни и скончался в Петропавловской крепости. Все эти обстоятельства остановили строительство. Чтобы сохранить построенную часть, прихожане покрыли ее временной деревянной крышей. Лишь в 1762 г. храм был освящен в облике, с изменениями сохранившемся до наших дней. Зодчим, видимо, был Д. Трезини (Петропавловский собор, Петербург). Называются также имена И.Ф. Мичурина и Д.В. Ухтомского, достраивавших храм. Главный верхний храм на широком гульбище в плане представляет собой крест, завершенный в центре восьмериком с одной главой сложной формы (в эстетике барокко). Фасады оформлены вытянутыми в длину большими окнами, круглыми окошками и пилястрами. Фасады нижнего яруса почти лишены декора. В 1839 г. была сооружена трапезная и при верхнем храме. В 1842 г. над западным входом появилась четырехярусная колокольня с завершением в виде шпиля.Богослужения здесь продолжались до 1929 г. Храм был закрыт и назначен к сносу. Но разобрали только колокольню и ограду, остальную часть приспособили под склад-холодильник. При этом храм лишился главы с барабаном, был перестроен нижний ярус. Позже здесь было общежитие, конторы, вычислительный центр одного из министерств. Интерьеры были утрачены. Реставрация началась в 1991 г. одновременно с возобновлением богослужений. Специалисты обнаружили под штукатуркой прежние церковные росписи, а из Данилова монастыря доставили Иерусалимскую икону Божией Матери, принадлежавшую церкви. Сегодня храму возвращен облик начала ХХ в., воссозданы глава, колокольня, интерьеры. Рядом построено здание детского приюта с домовым храмом во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Чуть поодаль возведен храм-часовня во имя равноапостольной княгини Ольги.Автор статьи Никита Брусиловскийhttp://um.mos.ru/houses/7353/

Читайте также:  Икона чудотворной силы святого мученика пантелеймона, в чём она помогает людям

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02160

4. Спасский храм города Серпухова

Исторические достопримечательности родного края (Волгоград)

Летом 1589 года на берегу Волги был заложен храм Иоанна Предтечи (Волгоград), строительством которой была заложена крепость Царицын. В строительстве церкви приняли участие по одной из версий астраханские, по другой — донские казаки…

История и современное состояние духовной культуры города Серпухов

3. Никольский Собор г. Серпухова

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает, бесспорно, первое место, как по художественным достоинствам…

2. ИСТОРИЯ ГОРОДА

3. Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой « Знамение»

Обет возвести Знаменскую церковь дал еще дед писателя — Степан Михайлович Аксаков в те времена, когда переселялся из Симбирской губернии со своим семейством и крепостными крестьянами в «неизвестную басурманскую сторону»…

Культурное наследие Гомеля

2. Достопримечательности города

Общественно-политическая жизнь Красноярска в годы Перестройки

2. Развитие города

В 1980-е гг. Красноярск украсился прекрасными зданиями, площадями и проспектами. Появились новые микрорайоны и жилые массивы: Ветлужанка, Солнечный, Иннокентьевский, Верхние Черемушки, Пашенный, Западный, Северный и другие…

Основание Благовещенска Амурской области

Основание города

21 мая (2 июня по новому стилю) 1856 года вблизи устья Зеи на левом берегу Амура был размещен военный отряд численностью около 500 человек под началом командира 2-й Забайкальской казачьей конной бригады Н. А. Хилковского…

Основание Самары (население города и его окрестностей)

4. «Расцвет» города

«Новый русский Орлеан» (как назвал Самару путешествующий по Волге Тарас Шевченко) бурно разрастался — раздвигал свои границы, обзаводился промышленностью. Появились крупные заводчики, «отцы города»…

Особенности Алупки как курортной зоны

1. История города

Алупка — небольшой город на Южном берегу Крыма, который территориально входит в Ялтинскую курортную зону. Расстояние от нее до Ялты — 17 километров. Весь город протянулся вдоль побережья на 4,5 километра…

Пешеходная экскурсия по Балаклаве

Храм Двенадцать Апостолов

Здание храма 15 мин. Создание храма. Восстановление храма. Основные события. Освящение. Группу поставить у входа в храм, напомнить правила повещения храма. Показ и рас сказ…

Храмы и мечети города Петропавловск

Храм Пресвятого Сердца Иисуса

Католический храм относится к римско-католическому приходу «Святой Троицы». Первоначально костел (часовня, 1911 год) размещался в деревянном здании. Там же по воскресным дням работала воскресная школа для обучения грамоте детей-католиков…

Храмы и мечети города Петропавловск

Вознесенский собор, позже Храм вознесения господня

Храм вознесения господня- это Вознесенский кафедральный собор. Заложен он был летом 1865 года. Собор стоял в самом центре города на Соборной (ныне Театральной) площади. Первоначальный цвет собора был красным…

Храмы и мечети города Петропавловск

Храм святой Марии Магдалины

церковь мечеть собор храм Мариинская железнодорожная церковь (Святой равноапостольной Марии Магдалины) была построена в 1899-1900 годах на средства Сибирской железной дороги и фонда императора Александра III, по ул. Сатпаева…

I. Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца

Коротко о главном Тип постройки: Церковь. Престолы: Георгия Победоносца Дата постройки: Между 1895 и 1903. Адрес: г. Краснодар, ул. Седина, 170 (угол ул. Северная) История этого дивного храма…

Экологические проблемы Астрахани

1.3. Проблемы города

В Астраханскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило обращение астраханцев, возмущенных захламленностью улиц нашего города и тем, что муниципальные органы власти не принимают мер по санитарной очистке города от разных отходов…

Источник: http://etno.bobrodobro.ru/694

Партнеры

Отслужить панихиду в день гибели лётчика дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца попросил вице-президент «Фонда по увековечению памяти Героев Отечества имени первого дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца «ПОБЕДИТЕЛЬ» и руководитель целевых программ Аппарата Общественной Палаты Союзного государства Пётр Николаевич Чуйко.  

Печально, но до сих пор нет точных сведений о месте захоронения прославленного аса.

Место проведения панихиды было выбрано с особым смыслом.

Участники панихиды:

Бикеев Т.Р. — выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1975 года;

Бодрихин Н.Г. – писатель, автор 30 книг по истории авиации;

Галимжанов Н.М. – член президиума «Совета генералов» Республики Казахстана, генерал-майор;

Грешников А.В. – сотрудник Министерства иностранных дел, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1988 года;

Захаренко Н.Б. – ветеран Троицкого и Новомосковского административного округа города Москвы;

Кузнецов Д.А. – президент фонда «Набат Родины»;

Миронова Г.Г. – Иркутское землячество «Байкал»;

Нечёса Я.В. – Российский Союз ветеранов;

Петухов В.И. – ветеран Военно-воздушных сил;

Политучий И.В. – выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1984 года;

Прядко В.В. – выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1973 года;

Путятин С.И. – генеральный директор фонда «Победитель» имени С.И. Грицевца, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1979 года;

Скворцова Г.И. – руководитель музыкально-творческого ансамбля «Смородина»;

Тараненко П.И. – член правления общественной организации «Лётное братство» имени С.И. Грицевца, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1970 года и др.

Трифонов А.А. — депутат Совета депутатов поселения Внуковское города Москвы;

Филатов И.А. – заместитель председателя Совета депутатов поселения Внуковское города Москвы;

Чайка И.Б. – заслуженный военный летчик РФ, начальник лётно-испытательной станции Кубинского авиаремонтного завода, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1974 года;

Чуйко П.Н. – вице-президент фонда «Победитель» имени С.И. Грицевца, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1970 года;

Шевченко Е.Г. — Иркутское Землячество «Байкал»;

Яскевич А.Н. – представитель ГК ВКС;

Совет

Служил панихиду настоятель храма протоиерей Константин, человек удивительной судьбы. Кое-что он рассказал о себе сам. Но, желая узнать больше, я нашёл в интернете о нём статью Дениса Тыкулова «Протоиерей Константин Татаринцев: священник, учивший Джохара Дудаева управлять самолётом»:

В кабинете отца Константина, настоятеля храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, помимо икон висят фотографии реактивных истребителей, а на книжной полке требник соседствует с книгой о военной системе Суворова «Не числом, а уменьем»…

Отец Константин родился в семье кадрового военного, учился в английской спецшколе на Кутузовском проспекте.

Когда пришло время выбирать институт, детские мечты о том о профессии лётчика забылись, и он, увлёкшись точными науками, поступил в Московский энергетический институт. Впрочем, летать Константину Татаринцеву всё равно довелось. Более того, во время службы в армии жизнь его столкнула с Джохаром Дудаевым, в то время полковником Советской Армии.

После окончания вуза, получив специальность инженера-физика, Константин Татаринцев остался работать в институте на кафедре низких температур, а параллельно поступил в аспирантуру мехмата Московского университета.

Но учёбу пришлось прервать в связи с призывом в Вооружённые силы.

Читайте также:  Церкви анапы: достопримечательности храма святого серафима саровского

Лейтенант Константин Татаринцев попал в 840-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк. «Я попал служить на аэродром, расположенный в местечке Сальцы Новгородской области, — рассказывает отец Константин.

 — К этому времени у меня в активе уже были достаточно серьёзные научные работы, и в армии я продолжил заниматься наукой, параллельно работая на тренажёрном системном комплексе..

Сначала я сам на нём летать научился, а потом стал помогать осваивать тренажёр другим лётчикам».

Примерно в это же время из Полтавы в дивизию, где служил Татаринцев, был переведён новый комдив, полковник Джохар Дудаев, у которого на тот момент был немалый лётный опыт, но сводился он к управлению устаревающей техникой — самолётами Ту-22 и ТУ-16. Между тем в 840-м полку уже появился относительно новый бомбардировщик Ту-22М2. Естественно, для полковника Дудаева делом престижа было освоить управление этой машиной, а учёба, разумеется, начиналась со знакомства с тренажёром-имитатором.

Обратите внимание

Стоит заметить, что виртуальный полёт на порядок сложнее настоящего, поскольку при работе на тренажёре у лётчика отсутствуют реальные ощущения. Обычно пилот чувствует, что его ведёт вниз или вверх, и соответственно тянет штурвал на себя или утапливает. На имитаторе этого нет, и все» управление машиной основано на показаниях приборов.

«Когда Дудаев стал сажать самолёт, — рассказывает священник, — то при снижении выпустил закрылки на 40 градусов, в результате чего вертикальная скорость была сильно завышена. Самолет разболтало, и он свалился на крыло». Резюме раздосадованного комдива было однозначным: тренажёр никуда не годится.

Заступаясь за своё детище, лейтенант Татаринцев указал командиру на его ошибки в технике пилотирования, но в ответ услышал лишь короткое: «Молод ты ещё, старший лейтенант, чтобы меня учить».

Однако Татаринцев не стушевался и пообещал, что наглядно покажет, какие именно неточности допустил полковник Дудаев.

«Мы запустили тренажёр, — продолжил отец Константин. — Он сел на правую чашу, я — на левую (место командира. — Прим. авт.). Взлетели. Сделали несколько разворотов, после чего Дудаев передал управление мне. Заходя на посадку, я выдержал все необходимые параметры, и самолёт сел мягко и красиво — опытный полковник был потрясён.

Честно говоря, я не знаю, как сложились отношения у лётчика Дудаева с настоящим бомбардировщиком Ту-22М2, но наши отношения с ним перешли из разряда служебных в дружеские. После этого случая мы много общались, ходили вместе в столовую. У меня о нём и как о человеке, и как об офицере сложилось очень хорошее впечатление.

Что же касается последующих событий, связанных с Дудаевым, то, наверное, попав в высокую политику, он был вынужден играть по чужим правилам».

В семье Константина Татаринцева никто не имел никакого отношения к религии: мать и брат крестились уже после того, как о. Константин принял сан, а отец не крещён до сих пор.

 «Никаких революционных моментов — потрясений или трагедий — в моей жизни не было, — говорит священник. — С детства я увлекался историей, особенно отечественной, много читал, думал о религии.

Решающий шаг — крещение — был сделан мною в армии, 21 сентября 1986 года. 

А через неделю на мою долю выпило испытание: в офицерском общежитии, где я жил в то время, мы раз в неделю меняли постельное бельё. Я отдал старый комплект, получил свежее, и тут выяснилось, что в сданном белье не хватает полотенца. Когда я его принёс, то бабушка-кастелянша протянули мне крестик: «Это вы потеряли?»

Надо сказать, что отношение к верующим в армии в то время было очень негативное. Буквально за три дня до этого случая на общеполковом собрании клеймили позором прапорщика только за то, что он не знал, что жена с тёщей тайно крестили его ребёнка.

Важно

Я не был кадровым военным, но этот случай мог отразиться на карьере отца, который в то время служил в Генштабе. Но ответить «нет» значило предать Господа. Я не колеблясь взял крест.

Несмотря на то что было множество свидетелей, до замполита этот случай не дошёл».

В 1987 году, когда служба подходили к концу, капитану Татаринцеву предложили остаться в армии: сулили неплохую карьеру, место преподавателя в Военно-воздушной академии имени Юрия Гагарина. Но он решил уволиться, окончить аспирантуру и мехмат. Кстати, по разработкам Татаринцева до сих пор ведутся боевые действия.

«Вернувшись домой, я занялся своими делами: сдал кандидатский минимум, окончил университет, — вспоминает отец Константин. — Но параллельно был звонарём в храме Тихвинской Божьей Матери. А через некоторое время отец Фёдор, который там служил, предложил мне готовиться к рукоположению в сан диакона.

После принятия сана я служил в храме Преображения Господня. Сначала было очень тяжело: вроде за спиной два высших образования, ядерное оружие, сверхзвуковые скорости и квантовая физики, но даже молитву прочитать хорошо не получилось…

Когда крестился, рука свинцом наливалась. Но со временем привык. Через полгода стал священником, а в 2004 году — настоятелем храма Вознесения Господня».

А вот какую историю хранит семейное предание семьи Татаринцевых.

В начале 1960-х годов отец Константина Татаринцева, капитан регулярной армии, получил приказ перевести боеголовки ракет класса «земля— воздух» из здания храма Преображения Господня в новый, недавно построенный склад, после чего находящуюся в аварийном состоянии церковь необходимо было взорвать.

С вывозом никаких проблем не возникло, но когда капитан приступил ко второй части задания, у него защемило сердце, и неверующий советский офицер отказался выполнять приказ. Он обратился к вышестоящему начальству с просьбой не уничтожать это здание. Впрочем, написание рапортов не возымело никакого воздействия.

Помогла хорошая знакомая семьи, родственница маршала Батицкого Глафира Михайловна, которая устроила встречу капитана Татаринцева с Главнокомандующим войск ПВО. В результате церковь была спасена.

Спустя много лет, осенью 1992 года, полковник Генштаба Татаринцев, проезжая по Новорижскому шоссе, похвастался супруге: «Вон видишь тот храм? я лет тридцать назад спас его от уничтожения». «А ты знаешь, что теперь там твой сын служит?» — ответила супруга. Ошарашены были оба: отец атеист до этого момента не интересовался церковью, куда поступил его сын.

Денис Тыкулов

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, в котором отец Константин служит настоятелем, имеет почти двухвековую историю. Вот, что о Храме говорится в интернете:

Совет

В 1696 году Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки церкви.

Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом Девяти мучеников Кизических вскоре был выстроен, освящён придел, а главный храм освящён лишь в 1700 году.

В 1709 году (по другой версии — в 1708) появился указ о возведении на месте старого храма новой постройки в камне.

Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича по проекту Трезини, Мичурина и Ухтомского (по некоторым версиям в разное время и на завершающем этапе). Но храм был отстроен лишь до половины окон, когда вышел указ Петра I о запрете каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга. Однако есть версия, что строительство остановили из-за казни царевича Алексея.

9 октября 1714 года был освящён нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. Верхний храм накрыли временной кровлей. Колокольня также оказалась недостроенной. В 1730-х гг.

прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь 18 мая 1756 года. Строительство церкви была завершено уже в стиле зрелого барокко лишь в 1756-1762 гг.

Читайте также:  Молитва перед отправлением в воздушное путешествие: как молиться если предстоит путешествовать на самолете

и храм был освящен.

Центрическая композиция поднятого на высоком подклете крестообразного в плане храма, окружённого открытой галереей, была рассчитана на восприятие главным образом как с площади перед Серпуховскими воротами, так и с двух сходящихся на ней дорог — ныне Большой Серпуховской и Люсиновской улиц.

Над двухсветным четвериком его основного объёма поднимается крупный световой восьмерик, завершённый чашеобразной главой на небольшом барабане.

Обратите внимание

В подклете — находится тёплая церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, в верхней холодной церкви размещены престолы Вознесения Господня, Алексия Человека Божия и Девяти Мучеников Кизических.

Вознесенский храм имел значительную территорию, выходящую на Большую и Малую Серпуховские улицы, а также на переулок впоследствии названным в честь храма Вознесенским. В 1757 году рядом с храмом была построена одноэтажная каменная богадельня. Дворы причта, а позднее несколько каменных двухэтажных домов располагались по другую сторону переулка.

В 1830-х — 1840-х гг. храм подвергся значительным перестройкам.

В 1832 году на средства старосты церкви Ремизова была построена новая двухэтажная трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, а над открытой прежде лестницей надстроен переход.

В этом же году была пристроена и высокая трехъярусная колокольня в стиле классицизма. Позже в храме появились новые иконостасы, а над колокольней надстраиваются несколько ярусов в стиле ампир.

В 1845 году в новых приделах нижней трапезной, посвящённых Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому, были установлены иконостасы.

В этот период были также заменены кровли, решетки в восьми окнах, исправлен цоколь, сделана новая штукатурка фасадов, заменена столярка, решетка вокруг алтаря верхней церкви, вновь вызолочен крест. Над новыми приделами поставлены купола с крестами.

В церкви неоднократно переписывалась настенная живопись. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу ХIХ века.

В 1929 году храм был закрыт. В 1930 году разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения.

В 1990 году храм вернули Православной Церкви. Через год было получено разрешение на проведение ремонтных работ в здании..

Ценой огромных усилий и материальных затрат памятнику истории вернули его первоначальный вид, обновлены колокольня, ограда, дом причта. Церковь освящена в 1991 году.

Важно

В трапезной Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами состоялся поминальный обед в память первого дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца.

 В этот же день состоялось рабочее совещание на котором присутствующие были проинформированы о постановлении Правительства Республики Беларусь от 23.08.2017 по проведении дня памяти первого дважды Героя Советского Союза С.И.

Грицевца в Республике Беларусь 10-12 ноября в городе Минске, городе Барановичи, посёлке городского типа Болбасово..

Организаторы мероприятия: Общественная Палата Союзного государства, Российский Союз ветеранов, Фонд «Победитель» имени С.И. Грицевца, Минский аэроклуб имени С.И. Грицевца.

От имени потомков С.И. Грицевца и фонда «Победитель» протоиерею Константину, настоятелю Храма Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами, вручена юбилейную медаль фонда «Первый дважды Герой Советского Союза Грицевец Сергей Иванович» и грамота фонда «Победитель» за активную работу по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями РФ

Я. Н.

Чуйко Петр Николаевич, руководитель целевых программ Аппарата Общественной Палаты Союзного государства, вице-президент «Фонда по увековечению памяти Героев Отечества имени первого дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца «Победитель»

Фото Ярослава Нечёса

Источник: http://soyuzveteranov.ru/content/nastoyatel-hrama-vozneseniya-gospodnya-chto-za-serpuhovskimi-vorotami-protoierey-konstantin

Храм Вознесения Господня (утрачен)

Пилипенко А. Д. – старший научный сотрудник СИХМ

Московская обл., г. Серпухов — территория ситценабивной фабрики

В центре древнего серпуховского Посада издавна стояла церковь святых мучеников Флора и Лавра, в древней Руси — покровителей коневодства, что, возможно, и вызвало появление такого храма здесь — на самой окраине города, возле большой дороги, ведущей из Москвы на юг, а в середине XVI в. — в непосредственном соседстве с Ямским двором(1).

В момент переписи серпуховского посада в 1552 г. храм свв. мчч. Флора и Лавра был центром Фроловской улицы — одной из первостатейных в городе. В районе её князем Фуниковым были записаны не менее 16 зажиточных дворов торговых людей, 44 двора горожан меньшего достатка — извозчиков, мясников, калачников, портных и 9 пустовавших дворовых мест.

Поблизости в то время располагался серпуховской торг. От храма свв. Флора и Лавра к храму Рождества Богородицы параллельно р. Наре проходили три его ряда.

Совет

145 лавок и ещё 11 пустых лавочных мест находились вблизи Флоролаврского храма(2 )- причём на его церковной земле стояли три лавки, одна из которых принадлежала самому священнику — попу Фёдору, а другая — его сыну Ивану(3).

Во 2-й половине XVI в. церковь свв. Флора и Лавра вошла в зону городских деревянных укреплений, Острога, одна из башен которого и называлась Фроловской. К 1620 г. на земле Флоролаврского храма проживали трое городовых пушкарей с семьями – его прихожане(4). В 1667 г.

храм при возобновлении его после пожара был переосвящен во имя Вознесения Господня с сохранением придела свв. Флора и Лавра(5). Вознесенская церковь была перестроена в камне на средства серпуховского купца Григория Тимофеевича Кишкина и освящена 22 июля 1748 г. (6)В 1767 или 1769 г.

«тщанием прихожан» с северной её стороны был пристроен тёплый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери(7).

Здание Вознесенской церкви 1748 г. представляло собою типичный посадский храм с центральным объёмом «восьмерик на четверике», пристроенной к нему с запада протяжённой трапезной и, наконец, шатровой колокольней.

Храм был интересен своеобразным силуэтом своего «двухъярусного» восьмерика, рельефным декором в виде оконных наличников, угловых пилястров и карнизов.

Здание, построенное из кирпича, было побелено; его кровли, луковичные главы и шатёр колокольни – покрашены(8).

С 1806 г. церковь эта приписана к городскому Троицкому собору. В 1820-е гг. службы в ней совершались «дни 3 и 4 в неделю»(9), но к 1917 г. они сделались намного реже, что видно из суммы кружечных сборов по храму за этот год — всего 2 руб. 50 коп.(10)

Храм был разрушен в советские годы; сохранились только его фундамент и нижняя часть стен.

Престольные праздники:

Вознесение — 40-й день после Пасхи.

Владимирской иконы Божией Матери — 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Свв. мучеников Флора и Лавра — 31 августа.

Примечания:

  1.         Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 146, 329.
  2.        Там же. С. 311, 314, 316-317, 324, 329, 331-333.
  3.        Там же. С. 322.
  4.        Холмогоровы В. и К. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 100.
  5.        Там же.
  6.        ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 9.
  7.        Там же. Ф. 203. Оп. 452. Д. 23 Л. 10об.: 1764 г., но по другим данным: Ф. 737. Оп. 1 Д. 4086. Л. 3 – 1769.
  8.        Храм зафиксирован на фотоснимках: в альбоме видов г. Серпухова издания И.И. Улитина 1910 г. и в фототеке ГНИМА им. А. В. Щусева – Коллекция II. Негатив 416. 
  9.        ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 1079. Л. 43об.
  10.      Там же. Д. 4086. Л. 3. 

 

Источник: http://tsobor.ru/?p=982

Ссылка на основную публикацию