Фарисейство: значение слова из википедии
Фарисейство – слово, которое нередко употребляется в отношении людей, обладающих не лучшими качествами характера – лицемерных и притворяющихся. Давайте подробно поговорим о значении слова фарисейство и его происхождении, узнаем синонимы к слову.
Значение по Википедии
Значение слова «фарисейство» сама Википедия не содержит, но зато в интернет-энциклопедии присутствует подробная статья о фарисействе, как о религиозном течении.
Толкование значения слова «фарисейство» можно обнаружить в Викисловаре и там определение слову дается следующее: фарисейство – это строгое, но показное, на публику выполнение каких-либо обязанностей, правил, предписаний морали или религии. Поэтому самое простое значение слову фарисейство – это лицемерие.
Но как слово, изначально обозначающее религиозное течение приобрело такой негативный смысл? Разобраться в этом вопросе поможет экскурс в историю происхождения слова.
Происхождение слова
Что значит фарисейство – знают многие, но не все знают, откуда и как появилось это слово. Родина слова – Древняя Иудея, именно на территории этого государства во втором веке до нашей эры возникла секта фарисеев. Фарисеи были не согласны с некоторыми ключевыми положениями иудаизма и основали свои собственные школы.
Поначалу слово «фарисей» имело исключительно оскорбительное значение, так приверженцы традиций пренебрежительно называли людей, проповедующих новое течение, однако спустя некоторое время фарисеям все же удалось завоевать уважение не только у народа, но и у видных религиозных деятелей. И слово фарисей стали произносить уже без уничижительного оттенка. Фарисеи проповедовали идею о том, что духовное спасение человека возможно исключительно при почитании заветов и традиций, строгом соблюдении всех религиозных обрядов и передаче знаний о вере и Боге устным законом.
Ко времени рождения Христа течение фарисеев превратилось в могущественную секту, однако при этом его последователи давно отступили от собственных заветов и исполняли их больше для публики, нежели по собственному желанию.
Христос обличал фарисеев в лицемерии и говорил им о том, что они учат людей тому, о чем сами забыли и не желают исполнять своих же заветов.
Эти беседы Христа с фарисеями и дали слову «фарисейство» его современные значения: лицемерие, ханжество, показушность.
Основные синонимы
Теперь, когда вы знаете, какое определение имеет слово фарисейство, можно узнать, какие синонимы есть у этого слова. Основные синонимы к слову фарисейство: ханжество, лицемерие, показушность, двоедушие, двойственность, неискренность, двуличие, лживость.
Источник: http://otzivak.ru/interesnoe/farisejstvo/
Что такое фарисейство, откуда пришел этот термин и его значение в современном мире
Фарисейство – это свойство и вследствие этого поведение личности, при котором наблюдается двойной стандарт в моральной оценке окружающей действительности и поступков других людей.
Буква закона или догмы морали ставятся выше их социальной и человеческой ценности. Ханжество и лицемерие — вот что такое фарисейство в современном понимании.
Но слово это изначально имело другое значение и появилось на рубеже новой эры.
Термин «фарисейство» возник в Древней Иудее около 2 вв. до н.э. и означал секту истовых праведников, которые отличались крайним религиозным фанатизмом, дотошностью в исполнении предписаний Торы. Последователи этого течения откололись от основного религиозного течения иудаизма, а термин «фарисей» буквально означал «отделившийся».
Эта секта или даже религиозная каста была достаточно влиятельной в период своего расцвета. Фарисеи трактовали по-своему Тору и, по сведениям философа и историка Иосифа Флавия, отказались присягать Ироду. Флавий также сравнивал их с греческим течением стоиков.
Но, если в начале своего существования это течение пропагандировало неукоснительное соблюдение всех требований иудейской религии для спасения своего народа, то впоследствии оно выродилось, оставив лишь фанатизм и казуистику.
Это произошло ко времени появления Иисуса Христа.
Фарисеи — группа, которая упорствовала в своей праведности и соблюдении религиозных норм. Другими словами, фарисеи использовали праведность как основу и оправдание снобизму, проявлявшемуся в их деятельности.
Иисус Христос и фарисеи
В Евангелии часто упоминаются споры фарисеев и Иисуса Христа. В них Иисус обличал в проповедовании несоблюдаемых ими же самими законов и догм. Среди известных слов Христа своим ученикам следующие: «Берегитесь закваски фарисейской, что есть лицемерие».
Одним из случаев, описываемых в Евангелии, стал известный инцидент с блудницей.
Группа фарисеев, поймав блудную женщину с поличным, привели ее к Иисусу, проповедавшему на площади перед народом. Они требовали поступить с ней по закону Моисея, то есть забить камнями. Фарисеи хотели посмотреть, что сделает Учитель в такой ситуации.
Иисус не мог позволить совершить это с грешницей, так как следовало поступать согласно его словам «Возлюби ближнего, как самого себя». Но, с другой стороны, она была виновна и оправдать ее, – значит, попрать религиозные законы. Иисус, наклонившись, к земле, что-то долго писал пальцем, и фарисеи вновь повторили свой вопрос.
Тогда Иисус сказал фразу, ставшую впоследствии широко известной: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». И снова наклонился к земле, продолжая что-то писать. Когда он поднялся, никого не было вокруг, лишь блудница осталась на месте.
Не нашлось желающих назвать себя безгрешными, все предпочли тихо покинуть площадь.
Среди других конфликтов с фарисеями, описанных в Евангелиях, следующие:
- Фарисеи возмущались тем, что Иисус не соблюдал субботу;
- они негодовали из-за совместных трапез сына Божьего и грешников; спрашивали Иисуса, почему его ученики нарушают завет старцев и едят хлеб немытыми руками;
- обвиняли Иисуса, то он исцеляет силой бесовского князя;
- требовали от Иисуса знамения.
С другой стороны, Иисус призывал своих учеников и последователей слушать фарисеев и книжников, как тех, кто знает букву Закона Моисея, ее проводников, но не учителей.
Таким образом, согласно евангелию, Иисус часто изобличает фарисеев в демонстративности их благочестия, и это привело к тому, что понятие «фарисейство» в современной жизни и христианстве, соответствует лицемерию.
Современный нарицательный смысл понятия «фарисейство»
Слово «фарисейство» давно из названия религиозного течения превратилось в нарицательное, довольно негативно окрашенное понятие.
Как уже отмечалось выше, это одно из отрицательных свойств личности, моральный фанатизм ради самой морали, сопровождающийся двуличием в поступках и ханжеством.
Чистые высоконравственные помыслы, исходящие от сердца, не столь важны, как внешняя видимость соблюдения морали и ритуалов.
В обществе, не имеющем никакого отношения к религии, например, социалистическом, фарисейство – это:
- карьеризм,
- безнравственность,
- приспособленчество под маской нравственной чистоты.
Моральные принципы выдаются за прописные истины и являются средством внешнего надзора, обретают официальный и бюрократический характер.
Фарисеи в современном христианстве
В настоящее время фарисейство проявляется и в христианских общностях, это нередко можно наблюдать. Человек приходит в Церковь, с надеждой обратиться к Богу, но встречает массу препон.
Находятся те, кто с удовольствием укажет, как нужно одеваться, приходя в храм, как бить поклоны, как стоять, куда смотреть. Возможно, это не является проявлением фарисейства, как лицемерия, но как слепого фанатичного следования ритуалам, — да.
И эти навязанные правила могут надолго отбить желание у человека искать путь к Богу.
По словам философа Олега Торсунова, в христианстве фарисейство проявляется и в сухой формальной молитве, но по всем правилам. Это искусственное, театральное поклонение осуждается в духовных традициях. Искренняя молитва — это отдавание, жертва, взамен которой приходит благодать. Так происходит процесс развития личности в духовном плане.
Фарисей совершает молитву формально, но при этом они высокомерно полагает, что делают все как нужно, а остальные, не такие высокоморальные люди – грешники, оттеняющие его праведность.
Подводя итог, можно сказать, что когда-то фарисейство было течением иудаизма, но изменив свой первоначальный смысл, это слово стало означать негативное свойство личности. Фарисеем называют того, кто через призму двойной морали, ханжества и лицемерия смотрит на мир и поступки других людей.
Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/fariseystvo-istoricheskoe-i-sovremennoe-znachenie-termina.html
Фарисейство
Вы фарисеи и лицемеры! Вы, как Исав, готовы за горшок
чечевицы продать все так называемые основы ваши!
Салтыков. Благонамеренные речи. Переписка.
…Как он страдал душою,
Когда, уча любви враждующих людей,
Он слышал, как кричал, ломаясь пред толпою,
С ним рядом о любви — корыстный фарисей?..
Надсон. Памяти Ф.М. Достоевского (1881 г.).
Фарисейство как качество личности – склонность ставить букву закона выше собственного духа, проявлять одновременно лицемерие с ханжеством, продажность с двойной моралью.
Один брат в разговоре постоянно говорил о том, что он три раза в неделю постился. Другой брат не выдержал и спросил с любопытством: — А почему именно три? На что тот ответил: — Чтобы превзойти праведность книжников и фарисеев, те постились два раза в неделю…
Иисус учил тому, что каждый человек достоин уважения. Даже если кто-нибудь согрешил, он не перестает после этого быть человеком.
Однажды утром, когда Иисус читал людям проповеди, книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди площади, сказали ему: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в своем законе заповедал нам забрасывать таких камнями. Что ты скажешь?» Иисус попал в трудное положение.
Оправдать женщину — значит нарушить религиозные законы, дать повод обвинить себя в богохульстве. Отдать женщину на расправу — значит нарушить собственные слова «Возлюби ближнего, как самого себя». Иисус, наклонившись низко, писал что-то пальцем на земле, не обращая ни на кого внимания.
Когда книжники повторили свой вопрос, Иисус встал и сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». И опять, наклонившись низко, стал что-то писать на земле. Среди книжников и фарисеев наступило смятение. Никто из них не рискнул назвать себя безгрешным. Каждый постарался незаметно покинуть место суда. Вскоре Иисус остался с блудницей в полном одиночестве.
Иисус встал и, не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И я не осуждаю тебя. Иди».
Фарисейство многие века поражает честных людей своей лицемерно-ханжеской моралью, шокирует своей мелочностью, формализмом, продажностью и начетничеством.
Фарисей всегда чисто внешне, показушно и формально исполняет определённые нравственные правила.
Даже нарочитая демонстративность набожности, нравственности и моральности идёт не от чистого сердца, а только потому, что они получили официальную санкцию или закрепились в традиции.
Фарисейство – есть формализм в морали, изрядно приперченный лицемерием и ханжеством. В Библии сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь». В словаре по этике И.
Кона читаем: «Фарисейством принято называть попытки отдельных лиц представить мораль как набор прописных истин, придать ей бюрократический характер официальной установки, стремление подменить личные убеждения внешним надзором, а также исполнение нравственных требований не из личных убеждений, а для показа, скрывая под маской нравственности карьеризм, приспособленчество и безнравственность в личной жизни».
Фарисейство – ревностное служение букве закона, уничтожающее собственный дух этого закона. Философ А.К. Драгилёв: «Глава государства говорит, нельзя проезжать на красный свет, и если вы не нарушаете этого закона, то вы по сути, подчиняетесь главе государства, в нашем случае, совести.
Но есть такие случаи, когда нужно нарушить красный свет, если ты за рулем скорой помощи, у тебя пациент умирает, ты обязан нарушить красный свет. Если включены проблесковые маячки.
Ну, да, или например, у тебя не включены, но у тебя человек умирает на заднем сиденье, а у тебя их нет, ты едешь на частной машине. Или ты увидел преступление, ты должен нарушить и догнать преступника. Вот я о том и говорю, что писание и случаи не причиняй зла, боль другим, они единогласны, в основном.
Соблюдая этот закон, мы подчиняемся воле Бога, другими словами воле совести. Но иногда требуется пойти против закона, который он и дал. А если мы в эти моменты, когда нужно нарушить закон Божий, продолжаем соблюдать формально этот закон, соблюдать букву этого закона, то это называется фарисейство.
Для нас буква важнее, чем дух. Это и есть суть фарисейства. Как бы там не было, я должен поступать вот так, как написано, а не по духу».
Формально-лицемерным служением фарисейство вместе с водой выплёскивает ребёнка. Для фарисея буква закона – главное, а собственный дух – второстепенное. Добавьте к этому лицемерие и ханжество – вот вам и психологический портрет фарисея.
Фарисейство – это всегда ловкое увиливание, чтобы не попасть под раздачу, не стать крайним. Оно всегда театрально и искусственно. Философ Олег Торсунов в контексте этой мысли утверждает: «Есть разница: бывает, человек как пономарь читает молитву, а бывает, он ее с чувством читает.
Чтение с чувством молитвы означает, что человек читает ее отдавая, потому что иногда человек очень сухо молится. Это называется искусственное поклонение, искусственное служение, и это искусственное осуждается во всех традициях духовных.
Например, в христианстве это осуждается как фарисейство, то есть человек делает что-то искусственно, не от души. Отдавание, или жертва – это основа развития любой личности, потому что всегда, когда мы жертвуем, жертва возвращается, приходит назад, и происходит обмен.
И естественно, что мы жертвуем свою искренность, а получаем взамен нетленное счастье высшее, что гораздо имеет более высокую природу, чем просто наша искренность».
Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Источник: https://podskazki.info/farisejstvo/
Фарисеи кто
Христос, придя на Землю, показал неприглядность и мерзость множества человеческих грехов и пороков. Но пожалуй, наибольшего количества обличений от Господа получили фарисеи. В каждом из Евангелий можно увидеть строки о том, как неугодны Богу были эти люди. Так что такое фарисейство и почему оно так осуждаемо Христом?
Кто такие фарисеи
Фарисеями назвались сторонники значительного и влиятельного иудейского течения, которые целью человеческой жизни считали четкое и детальное исполнение закона, прописанного в Торе. В повседневной жизни это выливалось в мелочное, внешнее и формальное исполнение заповедей. Фарисеи буквально наизусть знали и скрупулезно по пунктам выполняли даже самые мелкие предписания Торы.
Такая зацикленность исключительно на форме привела к практически полной потере внутреннего смысла. Закон воспринимался как четкое руководство к практическому действию, при этом совершенно не учитывались духовные аспекты вероучения.
Особо чтимой у фарисеев была суббота. В этот день не делались абсолютно никакие дела, поэтому даже Христос, исцеливший больного, попал под осуждение за нарушение субботы. Получается, что даже делание добрых дел порицалось под благовидным предлогом соблюдения заповеди о почитании субботы.
Внешне эти люди часто выглядели неопрятно, неухоженно и даже неряшливо. Такое нарочитое пренебрежение элементарными правилами ухода за собой как бы подчеркивало полное отречение от мира, от всего тленного, незначимого.
Обманчивая внешность часто приводила к тому, что их считали истинными праведниками, достигшими святости. Их значимость в иудейском обществе была велика, а мнение весомым. Так почему же их так сильно обличает Христос?
Притча о мытаре и фарисее
Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Кратко ее суть в следующем: в одном из иудейских храмов молились два человека.
Один из них был мытарем — сборщиком местных налогов. Таких людей в обществе часто не любили, поскольку налоги были огромными, и мытари зачастую отбирали в уплату чуть ли не все пропитание семьи.
Поэтому мытари имели славу людей бессердечных, злых и немилостивых.
Другим молящимся был праведный, соблюдающий все предписания фарисей. Его молитва была преисполнена чувства собственного достоинства — он благодарил Бога за то, какой он хороший.
Заметив мытаря, он стал благодарить и за то, что он «не таков, как тот мытарь».
Иудей ставил себя и свои заслуги выше всех остальных людей и считал себя великим праведником, поскольку он соблюдал посты, отдавал десятину в храм, чтил субботу и выполнял множество других предписаний Торы.
Молитва мытаря же носила совершенно иной характер. Он, напротив, не смел поднять глаз своих, стоял с повинной головой. Просил он у Господ одного — милости. Понимая всю сущность своего падения, осознавая свою глубочайшую греховность, этот мытарь просил Бога быть милостивым к нему. На большее он не смел и надеяться.
И вот Святое Евангелие повествует нам об исходе этих двух молитв. Фарисей, окончив положенное правило, вышел из храма довольный собой, с чувством собственной праведности.
Что такое фарисейство
Он был абсолютно уверен, что сделал все хорошо и правильно, и что его молитва обязательно будет услышана Богом. И несмотря на это он вышел осужденным.
Мытарь же, который даже не надеялся на прощение от Господа, а только лишь молил о помиловании, вышел со слезами на глазах и с чувством осознания своей полнейшей ничтожности. И при этом Евангелие нам говорит, что этот мытарь вышел из храма оправданный.
Чем же так угодил Господу мытарь и чем так разгневал фарисей? Основной грех последнего в том, что он дает себя право судить. Он судит несчастного мытаря, сразу делая вывод о нем, как о человеке павшем.
Он судит и себя, но себе приписывает личину праведности. Однако фарисею никто не давал права суда — это удел одного лишь Бога. Одному Господу известно, кто из нас поистине праведен, а кто грешен.
Следующая погрешность фарисея — свое самодовольство. Мы знаем и из Евангелия, и из творений любых святых отцов, что матерью всех добродетелей является смирение.
Смиренный человек не упивается собственной хорошестью, но видит в себе множество недостатков, с которыми старается бороться.
Человек же, который считает, что поборол в себе страсти и достиг состояния праведности находится в глубокой духовной прелести. Именно таков и был фарисей из притчи.
Мытарь же, напротив, считал себя ниже и хуже любых других людей. Он возненавидел себя за те грехи, которые совершил в жизни и искренне в них покаялся. Его чувство было настолько острым, что он стоял в храме опущенной головой и только лишь повторял — Боже, милостив буди мне, грешному.
Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе. Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так — если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет.
Это означает, что по мере духовного возрастания перед человеком открываются все новые и новые духовные горизонты, пределов у которых нет, поскольку Господь — бесконечен. Исполнив одно правило, искоренив один грех, истинно верующий человек найдет в себе еще десяток. Как жив Бог, так жив и подвижен Его Закон. И невозможно Господа поместить в формальные рамки и правила.
Фарисеи в современном мире
Сейчас слово «фарисей» уже совсем не означает причастность к какому-либо иудейскому течению. Так называют людей, которые внешне пытаются выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Это лицемеры, люди, которые постоянно носят маски. К сожалению, очень много таких и в православной среде.
Христианство — это религия постоянной и кропотливой работы над собой, над очищением собственной души. Это сложный и тернистый путь, и не каждый может его пройти. Очень часто человек не хочет реально трудиться над собой, но при этом очень стремится, чтобы окружающие считали его праведником, ставили в пример, почитали.
Такое горделивое стремление показать себя лучше других и есть фарисейством. Совершенно не обязательно сегодня исповедовать иудаизм, чтобы быть фарисеем.
Можно считать себя очень православным, ходить каждое воскресенье в храм, соблюдать посты и раздавать милостыню.
Но если при этом в сердце будет зреть злоба на людей, виденье чужих грехов на фоне собственной праведности — это и есть самое настоящее фарисейство.
Администратор
Фарисе́и (Перушим, Прушим, англ.Pharisees, ивр.פְּרוּשִׁים) — еврейская религиозная секта в Иудейском царстве.
Общие сведения
Название является производным от корня פרש, означающего «отделяться» и «обособляться».
Иосиф Флавий рассказывал о фарисеях как об одной из трёх, наряду с саддукеями и ессеями, еврейских сект или «философских школ», проводя при этом аналогию между фарисеями и стоиками; в своём изложении Иосиф Флавий уделяет первостепенное внимание теологическим разногласиям между этими тремя «школами».
Кроме того, Иосиф утверждает, что фарисеи и две другие вышеупомянутые секты сложились в правление Ионатана Хасмонея, но столь ранняя датировка представляется сомнительной; сам историк пишет об участии этих сект в политической и общественной жизни начиная лишь с эпохи правления Гиркана I.
В то же время, современные историки склонны рассматривать фарисеев как идейных наследников более раннего движения хасидеев, упоминаемых в Маккавейских книгах. Иосиф говорит о симпатиях народа к фарисеям.
Законоучители Талмуда в основном описывают галахические дискуссии фарисеев.
Отношение Нового Завета к фарисеям противоречиво: Иисус Христос обвиняет фарисеев в лицемерии и тщеславии, но его критика направлена не против учения фарисеев, а против их поступков, не соответствующих проповедуемому ими учению.
Значение слова фарисейство: что это такое
Текст Нового Завета свидетельствует о связи раннего христианства с учением фарисеев, особенно с тем из них, которые признавали примат этических норм в религии. Подобно фарисеям, Иисус Христос утверждал веру в воскресение из мёртвых. В Новом Завете вместе с критикой фарисеев содержатся и положительные высказывания о некоторых из них. Апостол Павел называл себя фарисеем, сыном фарисея.
Фарисеям противостояли саддукеи, причём предметом спора в основном был Устный Закон. Иосиф писал, что «Фарисеи обнародовали несколько халахот, основанных на неписаной традиции, и потому секта саддукеев отвергла эти халахот, поскольку они полагали, что следует считать законом лишь то, что написано в Торе».
Но из дискуссий законоучителей Талмуда видно, что саддукеи не отрицали необходимости интерпретировать законы Торы, но настаивали, чтобы эти толкования были записаны. Фарисеи же выступали против, говоря, что «халахот не записывают в книгу», и поэтому объявили праздничной датой день упразднения саддукейской «Книги наказаний».
По доктрине фарисеев, Тора, согласно Библии данная Богом Моисею, включала и Письменный и Устный Закон: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополненные и разъясненные пророками и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения.
Поэтому, законы Торы необходимо понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых, согласно мнению фарисеев, Всевышний наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы.
В отличие от саддукеев, полностью отрицавших предопределение и веривших, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, и ессеев, веривших в абсолютное Божественное предопределение, фарисеи полагали, что все предначертано Всевышним, но добродетель и порок — во власти человека.
Всевышний любит свои создания, требует исполнять данный ему закон и вложил в человека два разных импульса — благой и дурной — и, заповедовав ему творить добро, дал Тору как руководство в жизни. «Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему.
Если же он творит зло, они предоставляют ему идти своим путем».
Фарисеи, в отличие от саддукеев, верили в бессмертие души, посмертное воздаяние и в воскресение из мёртвых перед наступлением царства Божия. Они считали, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы.
Выступали против смертной казни.
Еретическое учение фарисеев является основой Галахи и современного иудаизма.
Источники
- ↑КЕЭ, том 8, кол. 1326–1329
- ↑Матф., 23:4–7, 14, 25–29
- ↑Матф., 23:3
- ↑Лука, 13:31
- ↑Деян., 5:34–40
- ↑Деян, 23:6
- ↑Шаб., 10а
Фарисеи значит «отделившиеся»
Фарисеи — политическая партия в древней Иудее. Образовалась примерно во втором веке до нашей эры.
Фарисеи настаивали на том, что обществом должны руководить религиозные законы, причем не только писанные, зафиксированные в библии, но и обычаи и установления, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме. Однако они допускали и корректировку законодательства, данного богом, с учетом реалий современности.
Фарисеи были уверены в том, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, и хотя все предначертано Богом, однако добродетель и порок — во власти человека, ибо «и предначертание помогает ему во всяком деле».
Википедия указывает: «Признавая неизменяемость Божественного закона, фарисеи считали, что закон существует для того, чтобы его добросовестно исполняли, однако, основная цель законодательства — служить благу людей. Лозунгом фарисеев было: «закон для народа, а не народ для закона»
.
Так же фарисеи были уверенны в воздаянии богом человеку по делам его.
Фарисейство: значение и определение этого слова
Душа человека не умирает вместе с телом, и хорошие люди получают блаженство в высших мирах, а плохие мучаются за грехи. Естественно, не все фарисеи ревностно и, главное, искренне следовали постулатам своего учения. Были среди них и приспособленцы, использующие веру в корыстных целях.
Фарисеи в христианской традиции
В Евангелие от Матфея говорится, что Иисус обвинял фарисеев в лицемерии и тщеславии (Матф. 23:4–7, 14, 25–29).
И, хотя его критика была направлена не против учения фарисеев, а против их поступков, не соответствующих проповедуемому ими учению (Матф.
23:3), в христианском мире понятия «Фарисей, фарисейский, фарисейство» приобрели негативный оттенок, означающий лицемерие, буквоедство, ханжество, мелочность, святошество, преобладание формы над чувством.
«Остров фарисеев»
Роман Дж. Голсуорси
Это роман английского писателя начала ХХ века Джона Голсуорси, в котором автор как раз и обличает неискренность, лицемерие, двуличие современного ему английского общества. «Остров фарисеев» — первая книга Голсуорси, изданная им под своим именем. Создавал он её с 1901 по 1904 годы.
Полностью переписывал трижды, а в 1908 году — в четвертый раз, хотя литературоведы считают, что это уже было лишне. Напечатать роман тоже удалось не сразу. Издатели не отрицали его художественных достоинств, но опасались прогореть.
Впервые книга сочинение увидело свет 28 января 1904 года тиражом совсем маленьким — 1500 экземпляров.
Источник: https://kanal21.ru/farisei-kto/
Значение слова фарисей: кто это такой
Сейчас не часто можно услышать такое слово, как «фарисей». Под этим словом подразумевается «лицемер». Но так было не всегда.
Слово «фарисей» происходит из древнееврейского языка. Именно в религии впервые начали упоминать фарисейство и фарисеев. Узнать подробно о фарисействе, прочесть статью о таком явлении в церковном мире можно на новом сайте Religiya.Guru, который полностью посвящен тематике современной христианской религии.
Фарисеи относят себя к набожным людям. Но это только внешне так кажется. Поведение такого человека ничем не отличается от поведения верующих христиан. Так же, как и православные, фарисеи ходят в церковь, исповедуются, молятся и держат пост в дни воздержания. Именно так может показаться на первый взгляд.
Но что же отличает фарисея от обычного православного христианина? Обычный верующий христианин доверяет Богу своему, он знает, что и душа и жизнь его принадлежат Создателю.
Фарисеи же, в свою очередь, выказывают только внешнюю преданность и веру, при этом глубоко в душе они абсолютно равнодушны к религии.
Такие люди, часто посещающие церковь, проводя время за молитвами, берут себе право осуждать других, обеляя себя. Бог не позволяет своему народу осуждения. Христианин не должен осуждать ближнего своего.
Но фарисеи, считая себя самыми набожными людьми, могли, к примеру, указать верующему, что тот недостаточно набожен, не держит пост.
При этом фарисей довольно-таки часто позволяет себе грехи, за которые с немыслимым рвением осуждает остальных верующих христиан.
Во втором веке нашей эры, когда верующие наблюдали огромные изменения и становление веры в Бога, из всех существовавших тогда учений было выделено отдельное направление — фарисейство.
Прежде всего, в фарисействе не существовало четкого отделения зла от добра. Священники, проповедовавшие фарисейство, со временем переиначивали правильное толкование многих учений православия.
Фарисеи пытались возвысить себя над другими верующими, чего Бог никогда не разрешал.
Как же определить фарисея среди тех, кто рядом с нами в обыденной жизни?
Если верующий человек в церкви видит, как рядом с ним другой православный стоит службу, молится, ставит свечи, а во время Великого поста разрешает себе пить алкоголь и блудить с разными женщинами, то становится понятно, что это самый настоящий фарисей.
Чем же опасен фарисей в обычной жизни? Такие люди, любящие пространно рассуждать о грехах, их искуплении и о том, как правильно жить, не способны помочь в беде ближнему своему. Вместо реальной поддержки или помощи от фарисея вы получите только отписку или отговорку. В качестве настоящего друга фарисея держать никогда не нужно, он предаст самый первый.
Источник: http://www.1variant.ru/partners-articles/195-articles/5983-2018-08-17-15-55-29.html
Фарисеи
одно из главных религиозно-политических течений в Иудее во 2 в. до н.э.- 2 в. н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоев населения. В Евангелиях фарисеи называются лицемерами. Отсюда переносное значение слова — лицемер, ханжа.
Источник: Исторический словарь
греч. pharisaioi – отделившиеся) – представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н.э. – II в н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоев населения, в Евангелиях фарисеев называют лицемерами. Отсюда переносное значение слова – лицемер, ханжа.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов
не вполне ясное назв. участников одного из обществ.-религ. теч. в Иудее во 2 в. до н.э. — 2 в. н.э. (наряду с саддукеями, ессеями, зелотами, сикариями). Сами Ф. в разное время называли себя: «товарищи» (орг-ции Ф.
назыв. — «товарищества»), а также «мудрецы», «писцы». Теч. Ф. — противореч. и недостаточно еще изученное явление. По соц. составу Ф. были ср. и мелкими земледельцами, торговцами, ремесленниками, учеными-книжниками.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
древнееврейское «нерушим» — отделившиеся — представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н. э. Выражали интересы преимущественно средних слоев населения.
Настаивали на строгом соблюдении писаний религии, проповедовали учение о загробной жизни, занимали враждебные позиции в отношении эллинистической культуры, отличались показным благочестием. В евангелиях Ф. называют лицемерами.
Отсюда переносное значение слова – лицемер, ханжа.
Источник: Словарь исторических терминов
Фарисеи (Pharisees), представители религ. течения в Др. Израиле, придававшие большое значение соблюдению мельчайших требований иудейского закона. Держались изолированно от др.
евреев и выступили противИисуса Христа, чье сострадание часто противоречило их бездушной приверженности букве закона, как следует из Нового завета Библии.
Среди евреев были более популярны, чем консервативные аристократичныесаддукеи; сыграли важную роль в развитии иудаизма после разрушения Иерусалима в 70 г.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
(отделившиеся), политич. — религиозная группировка в Иудее, представляла интересы ср. слоев населения, возникла в период народного восстания во 2 в. до н. э. под предводительством Иуды Маккавея. Ф.
выступали как против саддукеев, так и против чужеземных властителей, не отказываясь при этом от некоторых компромиссов. Ф. видели защиту от духовного отчуждения в приверженности религиозным традициям.
Одновременно проповедовали религиозные новшества; среди прочего в противоположность саддукеям признавали бессмертие души и присутствие судьбы в человеч. деяниях.
Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.
религиозные фанатики и самая влиятельная во времена Христа партия (прослойка) еврейского народа. Секта фарисеев возникла в Иудее примерно в середине 2 в. до РХ и вначале проповедовала строгую жизнь, чистоту и точнейшее исполнение закона (Деян 26.
5), что привлекло к этому учению массу простого народа. Фарисеи стояли за независимость от других государств и несмешиваемость с другими народами. Позже, однако, это учение, делающее упор на исполнение внешних обрядов (см.
например, хранилища), выродилось в лицемерие и гордость, что в свою очередь превратило фарисеев в самых неистовых врагов Христа (Ин 7.32; 11.47,53,57). Господь обличал и порицал сам дух фарисейства-высокомерие, самодовольство и двуличие (Лк 18.11; 12.1).
Как секта, фарисеи исчезли с разрушением Иерусалима, но дух их учения ясно виден еще и в современном иудаизме. (См. иродиане, саддукеи)
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)
греч. popisaioi, от арамейского перишайя, др.-евр. перушим, букв. — отделившиеся, по-видимому, от ритуальной нечистоты) — не вполне ясное название участников одного из обществ.-религ. течений в Иудее во 2 в. до н. э. — 2 в. н. э. (наряду с саддукеями, ессеями, зелотами, сикариями). Сами Ф. в разное время называли себя: haberim — «товарищи» (орг-ции Ф. наз.
haburot — «товарищества»), а также hakamim — «мудрецы», soierim — «писцы». Течение Ф. — противоречивое и недостаточно еще изученное явление. По социальному составу Ф. были средними и мелкими землевладельцами, торговцами, ремесленниками, учеными-книжниками. Ф. выражали интересы преим. средних слоев населения. Согласно Флавию, Ф. оказывали большое влияние на нар.
массы и временами возглавляли нар. восстания. Вместе с тем имеются данные о взаимной вражде Ф. и простого люда. Ф. — создатели т. н. «Устного учения», письменно зафиксированного в Мишне (см. в статье Талмуд) в нач. 3 в. н. э. В своем истолковании Торы (Пятикнижия) Ф. стремились приспособить «отеческие законы» к новым социально-экономич. условиям. Ф. заложили идеологич.
основы дальнейшего развития иудаизма.
Лит.: Finkelstein L., The Pharisees, v. 1-2, Phil., 1962; Meyer R., Tradition und Neusch?pfung im antiken Judentum. Dargestellt an der Geschichte des Pharis?ismus. Mit einem Beitrag von H. Fr. Weiss.
Der Pharis?ismus im Lichte der ?berlieferung des Neuen Testaments, В., 1965. И. Д. Амусин. Ленинград.
Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.
: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.
Перушим, т. е. толкователи), самая многочисленная и могущественная партия между евреями. Иосиф Флавий, написавший историю еврейского народа, впервые упоминает о фарисеях при первосвященнике Ионафане (около 145 г. до Р.Хр.
) и говорит о них следующее: Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьезно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те не утверждали — фарисеи не противоречат им.
Думая, что все совершается по ранее намеченным планам, они все же не отрицают свободы выбора со стороны человека. По их мнению, Бог ставит события в такой порядок, чтобы исполнилось то, что Он хочет, и в то же время воля человека свободна в выборе между добродетелью и пороком.
Они также верят, что души бессмертны и заслужат в преисподней награду или наказание, смотря по тому, как люди жили в этой жизни — добродетельно или порочно; последние будут содержаться в вечной темнице, первые же получат силу пробудиться и жить снова.
Такое учение привлекло к ним широкие массы, и во всем, что относилось к богослужению, молитве и жертвоприношениям, люди стали поступать по их указаниям; и города давали хороший отзыв о их добродетельных поступках и словах».
Фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых (Деян. 23:6 и дал.; 24:15 и дал.), и Павел, который воспитывался в их среде, в некотором отношении выставляет и себя фарисеем.
Не только это характеризовало фарисеев, но также подчеркнуто строгое соблюдение всяких внешних установлений, как предписанных законом, так и множество других заповедей, которые они добавили к закону. Они были ревностными хранителями отеческих установлений, как церковных, так и общественных, добивались политической независимости еврейского народа. Фарисеи были ортодоксальными (т.е.
неуклонно соблюдающими признанные догматы) патриотами, в противоположность либеральной партии саддукеев, которая относилась к этим вопросам более свободно. Фарисеи пользовались уважением со стороны народа, и одна пословица гласила: «ели бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей».
Но Господь Иисус раскрыл лицемерие фарисеев, показав, что их внешняя святость прикрывает внутреннюю нечистоту. Со всеми своими благочестивыми правилами, они были подобны окрашенным гробам. Эти правила, которые впоследствии были собраны и развиты в Талмуде, второй Библии евреев, содержат иногда самые нелепые странности. Возьмем несколько примеров. Омывать руки до и после еды (Мат.
15:2), они считали религиозным обрядом, неисполнение которого являлось таким же грубым преступлением, как прелюбодеяние, и за нарушение этого правила исключали из своей общины: «кто берет пищу неумытыми руками», говорит один из раввинов, повинен смерти».
Далее, если сын определял в дар Богу те средства, которые должен был употребить на содержание отца или матери, то они считали его свободным от этой обязанности.
Таким образом, они своими постановлениями уничтожили слово Божие, оставив в стороне важнейшее в Законе: праведность, любовь и милосердие, а допустили лицемерие, сребролюбие, ложную праведность и презрительное отношение к прочим людям. На это указал Иисус в притче о фарисее и мытаре (Лук. 18:9 и дал.).
Фарисеи были самыми злобными противниками Христа, и Христос предвидел, что мытари и блудницы скорее войдут в Царство Божие (Мат. 21:31), чем они, хотя фарисеи часто постились, расширяли свои хранилища (повязки на руках и на лбу со словами закона), долго молились и давали десятину даже с самых незначительных огородных растений, как мята, анис и тмин (Мат. 23:23). Срав.
следующие места: Мат. 9:11,34; 15; 19: 23; Map . 10; Лук. 5; 7; 11; 14; 15:2; 16; Иоан. 7:32; 9:15; 11:47; 12:19. Надо заметить, что и со стороны фарисеев Иисусу Христу иногда оказывалось уважение и внимание. Многократно мы читаем, что фарисеи приглашали Его к себе в дома, и что Он шел и к ним, так же как и к мытарям. См. Лук. 7:36 и дал.; 11:37 и дал.; 14:1 и дал.
Может быть, такие приглашения были вызваны тайным желанием познать истину: по словам ев. Иоанна, многие из начальников веровали в Иисуса (Иоан. 12:42), а, может быть, это было по обычаю восточного гостеприимства. В известной степени, возможно, воспринял истину также и фарисей Гамалиил, который в синедрионе высказал свое мнение о деятельности апостолов (Деян. 5:34 и дал.).
Наконец, нужно прибавить, что усиленная ревность по нахождению приверженцев (прозелитов), побуждавшая их ездить по всем странам, чтобы обращать язычников (Мат. 23: 15), подготовила почву для проповеди Евангелия. Почти везде, куда приходили благовествовать апостолы, находились общины прозелитов, знакомых с учением фарисеев о мире духов и воскресении, и привыкших к богослужебному порядку в синагогах, который давал возможность излагать общине новое учение (Лук. 4:16; Деян. 17:2). Поэтому, когда величайший из миссионеров, родом еврей, по воспитанию и учению фарисей, по языку грек, рожденный римским гражданином, выступил с проповедью о воскресшем Христе, — он везде находил подготовленную почву для восприятия небесного семени.
Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)
отлученные; Мф 3:7, 23:26 и др.) — известная секта, возникшая между Иудеями, после долговременного их плена в Вавилоне. Название фарисеев произошло от Еврейского слова, значащего отлучать, отделять; но история их происхождения скрыта во мраке неизвестности. Гордость и лицемерие были их отличительные пороки.
Они имели притязание на необычную святость, и со строгою заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения и т.п. дошедшие до них по преданию (Мф 15:2), но во многих случаях своим чрезмерным исполнением преданий человеческих поступали вопреки закону Божию и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости.
За это и обличал их Господь Иисус Христос и особенно за то, что они выставляли на показ народу свои подвиги, как-то: молитвы и раздачу милостыни (Мф 6:2-5).
С особою силою и полнотою изобразил Иисус Христос ученикам и народу книжников и фарисеев — их гордость, лицемерие, наружное благочестие и внутреннюю нечистоту, пред Своими крестными страданиями, и тогда же изрек Свой страшный приговор над этими слепыми вождями народа.
В 23 главе Евангелия от Матфея содержится эта строго-обличительная речь Иисуса Христа в таких выражениях: “На Моисеевом седалище были книжники и фарисеи. И так все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их.
Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои (повязки на лбу и на руках с словами из закона), и увеличивают воскрилия одежд своих.
Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник, Христос.
Больший из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
Безумные и слепые! что больше, золото или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
Безумные и слепые! что больше, дар или жертвенник, освящающий дар? И так клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и сидящим на нем.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших.
Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников, и вы иных убьете, и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне.” Вследствие означенных обличений лицемерия и гордости фарисеев, они естественно были злейшими врагами Христа и, без сомнения, по своему влиянию на народ много содействовали возмущению народа против Господа во время суда над Ним у Пилата. Богословские понятия фарисеев были правильнее и вернее чем у саддукеев, так как они веровали в воскресение тела и в будущее воздаяние наград и наказаний, равно как в бытие ангелов и духов (Деян 23:8). Хотя секта фарисеев и была враждебно расположена к Господу Иисусу Христу, однако в первые годы Христианства некоторые из последователей оной сделались истинными последователями Христа, как например Никодим, Савл, Гамалиил и др.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора
Источник: http://interpretive.ru/termin/farisei.html
Кто такие фарисеи на самом деле
При слове «фарисей» на ум приходит образ лицемерного и лживого человека, ханжи, с весьма сомнительной репутацией, но при этом проповедующего духовные истины и правила, и требующего соблюдения внешней благопристойности. Однако подлинный облик истинных фарисеев изначально, конечно, был другим.
Законоучители народа
Название «фарисеи» происходит от еврейского «перушим», что значит «отделенные» или «обособленные». Это течение, которое легло в основание современного ортодоксального иудаизма, оформилось в Иудее ко II веку до н. э.
, наряду с двумя другими (течением ессеев и саддукеев). Фарисеи не принадлежали к церковной иерархии, считается, что большая часть из них была либо торговцами, либо принадлежали к сословию небогатых землевладельцев.
Многие из них полностью посвящали жизнь изучению Закона.
Фарисеи полагали, что израильский народ недостаточно строго соблюдает предписания Торы, что, по их мнению, безусловно вредит как духовному состоянию общества, так и его национальной идентичности, подверженной к тому времени влиянию эллинизма и зороастризма.
А потому одной из главных забот фарисеев была детальная проработка правил ветхозаветного Закона и проповедь неукоснительного их соблюдения.
В деле уточнения древних правил особое значение приобрели «предания старцев» — устные толкования Пятикнижия иудейских вероучителей.
В своих трудах иудео-римский историк Иосиф Флавий пишет: «Фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства».
Фарисеи полагали, что Бог предопределяет путь человека, однако выбор у него всегда есть, и если человек желает идти по пути добра, то должен руководствоваться тем законом, который даровал ему Бог – то есть, Торой и устным преданием вероучителей.
Видимо, именно желание руководствоваться Торой побудило к более подробной разработке и толкованию законоположений и сопроводило её сводом толкований и комментариев, бесчисленных правил, религиозно-этических норм, дополнений, как правило, связанных именно с регламентацией внешней обрядовой стороны жизни. Таким образом, фарисеи стали основоположниками Талмудического иудаизма.
Фарисеи пользовались уважением у простого народа как святые люди строгой праведной жизни, что заключалось, по их мнению, как раз в соблюдении многочисленных правил и предписаний, частых постах, молитве, строгом отношении к совершению ритуалов и в самоограничении. Большинство же простых иудеев не могло следовать бесчисленным предписаниями своих учителей, а потому, безусловно, фарисеи у народа были в авторитете, к тому же обычно они были на его стороне в спорах с власть имущими.
Христос и фарисейство
Со временем, вполне предсказуемо, среди фарисеев внешнее благочестие, необходимость которого жестко утверждалась, стало довлеть над внутренним, порождая во многих из них гордыню, тщеславие и уверенность в собственной праведности только за счёт соблюдения всех предписаний.
Именно это несоответствие внешнего с внутренним, косность и лицемерие обличает Христос. Хотя при этом Он не отрицает важности того, что они проповедуют – всё-таки, в основе их учения лежало именно Пятикнижие Моисея.
«Книжники и фарисеи заняли место Моисея и учат вас. Все, что они вам велят соблюдать – соблюдайте, но не следуйте их примеру, потому что они говорят, а сами не делают. Они возлагают на людей тяжёлое и неудобоносимое бремя, а сами и пальцем до него не дотронутся. Все дела свои делают, чтобы видели их люди» (Мф 23:2-5).
Он осуждает не учение, а поведение и внутренние мотивы. Весьма характерен в этом смысле спор Христа с фарисеями о соблюдении субботы: когда фарисеи стали пенять Ему, что апостолы, проголодавшись, срывают спелые колосья, нарушая тем самым священный субботний покой, Христос возразил им – «суббота для человека, а не человек для субботы», тем самым указав на то, что любовь превыше закона.
Потому же Он предостерегает апостолов «беречься закваски фарисейской» — то есть, духа лжи, лицемерия и формализма в вере. Обличал Он и сребролюбие фарисеев, полагавших, что богатство – это знак Божьего благоволения к человеку и вполне закономерный спутник праведности. Особенно яркую иллюстрацию такого явления как «фарисейство» мы видим в евангельской притче о мытаре и фарисее.
Однако среди фарисеев были и те, кто, сохранив стремление к подлинной, а не показной праведности, признали Христа. Таким человеком был Гамалиил — будущий святой христианской церкви и уважаемый иудейский законоучитель, изречения которого есть в Талмуде (хотя, самими иудеями его принадлежность к христианству, конечно, отрицается).
Он был осторожен и, как говорится в книге Деяний апостолов, предостерегал Синедрион от судилища, противного Богу, убеждая оставить в покое христиан: «ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его». Доподлинно неизвестно, как Гамалиил стал христианином — об этом говорит нам лишь предание.
Фарисеем был и Никодим — тайный ученик Христа, который, согласно Евангелию от Иоанна, участвовал в погребении Иисуса. Из среды фарисеев вышел и апостол Павел- ученик Гамалиила, однако, в отличие от своего учителя, он был сперва яростным гонителем христиан, а затем стал одним из главных проповедников Евангелия.
Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/67740-kto-takie-farisei-na-samom-dele.html