Череповецкая и Белозерская Епархия — 1 Православный.ру
- История становления епархии
- Современная церковная жизнь
- Паломническая служба
История Русской православной церкви в России имеет множество печальных страниц.
Одна из них — это время красного террора и социализма, когда храмы разрушались. Святыни попирались, а духовенство отправлялось в ссылку или расстреливалось. Такая же судьба постигла и Череповецкую и Белозерскую епархию, которая до 2014 года пустовала.
Лишь с недавнего времени ее восстановили. Сегодня это активно развивающаяся церковь.
Паломническая служба Череповецкой епархии занимает особое место и активно развивается наряду с прочими благочиниями и служениями.
Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких
История становления епархии
Ныне епархия располагается в Вологодской области, но относительно церковного разделения она не раз переходила от одной юрисдикции к другой:
- до 1657 года — ею управляли ростовские архиереи;
- до 1788 года — управлялась Вологодской епархией;
- до 1918 года — отошла под управление Новгорода.
Только в 1918 года, вместе с красной революцией, к епархии пришла самостоятельность и главный ее город Череповец стали рассматривать как самостоятельный орган управления областью. Это произошло по причине массовых репрессий относительно духовенства, поскольку большая часть была репрессирована или расстреляна, а требовалось все больше служителей.
К концу 1920 года в Череповце открыли кафедру викариев и стали выпускать священнослужителей. Однако это не прошло гладко — тогда же развернулась борьба истинного духовенства с обновленчеством.
И только в конце 191 года Церковь признала Череповецкую епархию полностью самостоятельной.
Однако просуществовала она не долго, именно в 30-е годы прошлого века все ее епископы были расстреляны, что привело к общему запустению и прекращению служб во всех храмах области.
Было принято решение об упразднении епархии в 1945 году и до 90-х годов 20 века она не существовала.
Современная церковная жизнь
С начала 2000-х годов церковная жизнь в области стала налаживаться: открывались новые храмы, восстанавливались разрушенные, возобновлялись службы.
Обновленный храм Афанасия и Феодосия Череповецких
В 2014 году Церковным указом была восстановлена Череповецкая и Белозерская епархия как самостоятельная единица. И только за этот год было возобновлено служение в 30 (!) приходах.
Октябрь 2014 года также ознаменовался важным событием — Священный синод включил отделение в Вологодскую митрополию и назначил правящего архиерея — иеромонаха Флавиана (Митрофанов).
Важно! Официальной датой образования епархии считается 23 октября 2014 года.
На данный момент в ее составе находится:
- Иоанно-Предтеченский Новолеушинский женский монастырь (открыт в декабре 2016 г.);
- Архиерейское подворье с 2 мужскими обителями;
- около 20 недействующих монастырей.
Епархия объединяет храмы в городском округе Череповце, а также нескольких районах Вологодской области:
- Череповецкого;
- Бабаевского;
- Кадуйского;
- Устюженского;
- Белозерского;
- Вытегорского;
- Чагодощенского;
- Вашкинского.
Епископ области — Флавиан, был избран 23 октября 2014 года по указу Священного Синода. А уже 25 октября 2014 года получил сан архимандрита с благословения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан
Паломническая служба
Паломническую службу до ноября 2017 года возглавлял иеромонах Нестор, однако 28 числа он отошел в Божий покой. Сегодня его должность занимает иерей Максим Бакулин. Несмотря на то, что Миссионерский отдел пережил утрату, он продолжает активно развиваться и на 2018 год уже запланирована масса поездок по святым местам.
Паломническая служба занимается организацией паломнических поездок по святым местам РФ и ближнего Зарубежья. Особенное внимание уделяется святым местам именно Череповецкой области, которая богата на святыни, ведь тут сохранено несколько святых мощей:
- Афанасия и Феодосия Череповецких;
- Филиппа Ирапского;
- братьев Ломских;
- Даниила Шужгорского;
- Филарета Устюженского;
- преподобных мучеников Евфросина и Ионы Синозерских.
Кроме того, в области есть храмы и монастыри, чудодейственные источники и чудотворные иконы. В 2018 году запланированы поездки в:
- Ростов;
- Варницы;
- Тутаев;
- Толгу;
- Великий Новгород;
- Павло-Обнорский и Спасо-Прилуцкий монастыри;
- Троице-Сергиеву лавру.
Для сведения! Планируются поездки по всей Вологодской, Московской и Новгородской области. Также запланированы поездки за рубеж: Чехия, Израиль, Грузия.
Епархия была восстановлена только несколько лет назад, но Господь укрепил ею и ныне развивает, так что это уже не умирающий приход, а активная часть Вселенской Церкви.
Череповецкая и Белозерская Епархия
- Ставропольская и Невинномысская Епархия
- Горловская и Славянская Епархия
Источник: http://1pravoslavnyi.ru/cherepoveckaya-i-belozerskaya-eparhiya/
Белая М. Область разделили на три епархии : в Череповецкую епархию вошли 9 районов и городской округ/ М. Белая // Речь. – Череповец, 2014. – 28 октября. – С. 1
Священный синод принял решение образовать Вологодскую Митрополию, главой которой назначен епископ Вологодский и Кирилловский Игнатий.
Митрополия включает в себя вновь образованные Череповецкую, Великоустюжскую и Вологодскую епархии.
С предложением образовать две новые епархии в Вологодской области выступил епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий.
Соответствующий рапорт был заслушан на заседании Священного синода Русской православной церкви в прошлый четверг, 23 октября.
Предложение было одобрено.
Священный синод постановил создать Череповецкую епархию, выделив ее из Вологодской. В границы епархии определены городской округ Череповец, Череповецкий, Бабаевский, Кадуйский, Устюженский, Белозерский, Вытегорский, Чагодощенский, Вашкинский районы.
Правящему архиерею Череповецкой епархии присвоен титул «Череповецкий и Белозерский». Епископом Череповецким и Белозерским избран иеромонах Флавиан (Митрофанов), клирик Вологодской епархии. Место наречения и хиротонии иеромонаха Флавиана во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставлено на усмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Кроме того, принято решение создать Великоустюжскую епархию, также выделив из состава Вологодской. Правящему архиерею присвоен титул «Великоустюжский и Тотемский». Временное управление этой епархией поручено преосвященному Вологодскому и Кирилловскому Игнатию. В состав определены Великоустюгский, Бабушкинский, Кичменгско-Городецкий, Никольский, Тотемский, Нюксенский, Тарногский районы.
Также постановлено создать Вологодскую епархию, в состав которой входят оставшиеся 11 районов и городской округ Вологда. Правящему архиерею присвоен титул «Вологодский и Кирилловский».
Таким образом, три епархии образуют Вологодскую митрополию, главой которой назначен преосвященный Вологодский и Кирилловский Игнатий.
Напомним, решение о переводе бывшего епископа Шахтинского и Миллеровского (с 2011 года) Игнатия в Вологодскую епархию Священный синод РПЦ принял 30 мая текущего года.
Тогда новых руководителей по результатам очередного заседания летней сессии Священного синода получили девять епархиальных кафедр. Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан был переведен в Песоченскую и Юхновскую епархию (Калужская митрополия).
С приходом епископа Игнатия общее количество приходов в Вологодской епархии увеличилось со 100 до 160.
Источник: https://www.booksite.ru/civk/7_st-263.html
Метрические книги в архивах России, Украины, Беларуси. Как узнать приход церкви?
Справочники по церковно-приходскому делению епархий Российской империи
Как узнать, в какой церковный приход входила та или иная деревня?
Определение приходской принадлежности населенного пункта — важнейшая часть архивного поиска: без однозначного понимания, в приход какой церкви входил тот или иной населенный пункт, генеалогическое исследование может быть крайне затруднено.
В случае с городом или селом ситуация обычно более-менее ясна, основные трудности возникают при определении принадлежности деревни, хутора или другого мелкого населенного пункта.
В Российской империи было издано несколько сотен разного рода справочных книжек, адрес-календарей, расписаний церковных приходов по разным епархиям, однако лишь очень небольшая часть из них содержит сведения о составе церковных приходов.На этой странице собраны справочные издания, где указывается не просто село с действующей церковью, но и перечисляются входящие в приход населенные пункты.
В таблице приведены сведения по большинству епархий Русской православной церкви по состоянию на 1910-ые гг. (более 50). Те епархии, по которым существует издание со списками приходских селений, даны в общем списке на сером фоне, те же, по которым подобных изданий не выходило, или по которым не удалось найти электронную версию издания — на белом.
Сведения о составе приходов даны по 30 из 55-57 существовавших епархий. Издавались, но не найдены справочные издания по Воронежской, Донской, Кишиневской и Орловской епархий — при обнаружении их электронной версии они будут добавлены.
Подробных справочных изданий о церквях Астраханской епархии не выходило, в изданном в 1870-ые гг. «Расписании городских и сельских приходов…» сведений о приписных населенных пунктах нет.
Частично списки населенных пунктов, входящих в приходы церквей Вологодской епархии, есть в НСА Государственного архива Кировской области (только по территориям, относящимся к Вятской губернии) — https://yadi.
sk/d/clOSRe7b3N8tEm
В 1888 году издана справочная книжка «Список церквей и приходов Воронежской епархии», содержащая сведения о составе церковных приходов, однако найти ее в электронном виде не удалось.
Подробных справочных изданий о церквях Грузинской епархии не выходило.
Сведения о составе приходов Донской и Новочеркасской епархий есть в книге А.А.Кириллова «Донская епархия в ее настоящем положении» (1896 год), однако найти ее в электронном виде пока не удалось.
Сведения о составе приходов Енисейской епархии есть в книге «Краткое описание приходов Енисейской епархии» (1916 год), однако найти ее в электронном виде пока не удалось. Частично сведения из этого издания размещены на сайте http://www.krskr.ru/
Подробных справочных изданий о церквях Иркутской епархии не выходило.
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Кавказской епархии, не выходило.
— Справочная книга Казанской епархии (1904 год)
Разбитые по уездам описания церквей епархии с указанием входящих в приход деревень.
Сведения о составе приходов Казанской епархии есть также в «Справочных книгах…» за 1900 и 1909 гг.», но найти их электронные версии не удалось.
Справочных изданий, содержащих подробные сведения о составе приходов Калужской епархии, не выходило.
В Государственном архиве Калужской области есть копия «Описания церквей Калужской епархии«, где содержатся сведения о составе церковных приходов.
Частично восполняет сведения о составе сельских приходов Калужской епархии страница http://kaluga-genealogia.ru/katalog/dokumenty, где даны списки приходов по уездам Калужской губернии.
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Камчатской епархии, не выходило.
Сведения о составе приходов Кишиневской епархии содержатся в «Справочных книгах Кишиневской епархии» на 1907, 1911 и 1915 гг., однако в электронном виде эти издания не обнаружены.
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Костромской епархии, не выходило.
Сведения о составе приходов церквей Курской епархии содержатся в «Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 год», однако в электронном виде эта книга не найдена.
В 2011 году была издана книга «Ойконимы Курщины», где в сводном виде представлена информация из «Справочной книги…
» — ей можно пользоваться для определения прихода того или иного населенного пункта Курской епархии.
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Литовской епархии, не выходило.
Справочных изданий, содержащих подробные сведения о составе приходов Могилевской епархии, не выходило.Существует отдельный общий список населенных мест губернии с указанием церковного прихода для каждого населенного пункта.
Список населенных мест Могилевской губернии (1910 год)
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Московской епархии, не выходило.
В читальном зале ЦГА г. Москвы (бывший ЦИАМ) имеется самиздатный список населенных пунктов Московской губернии с указанием их приходской принадлежности.
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Олонецкой епархии, не выходило.
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Оренбургской епархии, не выходило.
Сведения о составе приходов Орловской епархии содержатся в «Справочных книжках Орловской епархии» на 1903 и 1905 гг., однако в электронном виде эти издания не обнаружены.
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Пермской епархии, не выходило.
Разбитые по губерниям и уездам описания церквей епархии с указанием входящих в приход деревень.
Также сведения о составе приходов епархии содержатся в издании «Подольская епархия: Сборник статистических и справочных сведений за 1891-1892 гг.», а также в «Справочных книжках Подольской епархии» на 1901-1916 гг., но электронные версии этого издания не найдены.
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Полоцкой епархии, не выходило.
Справочных изданий, содержащих подробные сведения о составе приходов Псковской епархии, не выходило, однако в августе 2018 г.
силами сотрудников Государственного архива Псковской области была создана подробная карта приходов Псковской епархии, содержащая в том числе и сведения по входящим в приход отдельным деревням.
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Самарской епархии, не выходило.
— Указатель приходов православных церквей
На сайте «Архивы Санкт-Петербурга» выложен список православных церквей Санкт-Петербургской и других епархий с указанием состава прихода. Учтены только те церкви, по которым в ЦГИА имеются метрические книги.
— Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии (1899 год)
Разбитые по уездам описания церквей епархии с указанием входящих в приход деревень.- Соборы и церкви
На странице А.А.Бовкало приведены сведения из клировых ведомостей большинства церквей Санкт-Петербургской епархии, где даны сведения в том числе и о входящих в приход деревнях.
— Карты приходов г. Санкт-Петербурга
На сайте Центрального государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) выложены карты отдельных частей города, на которых обозначены границы церковных приходов.
— Справочник Ставропольской епархии (1910 год)
Разбитые по уездам описания церквей епархии с указанием входящих в приход деревень.
Также сведения о составе приходов епархии содержатся в книге «Справочная книга для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии», но ее электронная версия не обнаружена.
— Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии (1886 год)
Разбитые по уездам описания церквей епархии с указанием входящих в приход деревень.
Также сведения о составе приходов епархии содержатся в «Справочных книгах для Таврической епархии» на 1907 и 1910 гг., но их электронные версии не обнаружены.
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Уфимской епархии, не выходило.
— Справочная книжка для Харьковской епархии на 1904 год
Разбитые по уездам описания церквей епархии с указанием входящих в приход деревень.
Сведения о составе церковных приходов также содержатся в «Справочной книжке для Харьковской епархии» на 1908 год, но найти электронную версию этого издания не удалось.
— Справочная книга Херсонской епархии на 1906 год
Разбитые по уездам описания церквей епархии с указанием входящих в приход деревень.
Сведения о составе церковных приходов также содержатся в «Памятной книжке для духовенства Херсонской епархии» (1902 год), но найти электронную версию этого издания не удалось.
Справочных изданий, содержажих подробные сведения о составе приходов Черниговской епархии, не выходило.
- Россия (А-М)
- Россия (Н-Я)
Источник: http://metrics.tilda.ws/kak_uznat_prihod
Говоря об истории церквей, мы говорим об истории города
Реализация проекта «Храмы, монастыри и часовни Вологды: создание информационной системы с использованием интернет-технологий» ведется совместно со специалистами Научно-издательского центра «Древности Севера».
О сути проекта мы беседуем с его директором Мариной Васильевой и заместителем директора Александром Суворовым.
Вологодский край недаром называют Северной Фиваидой: даже после политических катаклизмов, которыми был полон ХХ век, достаточно много храмов уцелело; строятся сегодня и новые.
Старинные церкви составляют неотъемлемую черту вологодского пейзажа, который так любят жители города; это важнейшая часть исторической городской среды – для того чтобы окунуться в нее, к нам едут туристы.
Поэтому вопрос о доступе к систематизированной, научно выверенной и легко воспринимаемой информации о вологодских храмах столь актуален.
— Этот ресурс станет составной частью проекта, начатого в 2014 году, когда на стенах ряда архитектурных памятников в Вологде и других городах области появились таблички с QR-кодами, ведущими на сайт, где подробно рассказано о каждом из этих зданий. В чем особенность нового массива информации, который будет подготовлен в рамках нынешнего проекта?
— Да, проект «Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области» развивается.
Осенью 2014 года он пополнился материалами о тотемских церквях, подготовленными по проекту Тотемского музейного объединения «Кольцо исторической памяти».
Тотьмичи разместили на стенах ряда зданий таблички, а на улицах города установили стенды с информацией об утраченных памятниках и с QR-кодами, ведущими на наш сайт qr35.ru.
С инициативой подготовить такую же информацию о вологодских церквях к нам обратился настоятель вологодского Лазаревской храма протоиерей Алексей Сорокин, который стал руководителем этого проекта.
Сегодня церковь считает необходимым расширять свое присутствие в интернете, и развитие подобных проектов приветствуется.
У «Древностей Севера» есть опыт сотрудничества с отцом Алексеем: он выступил инициатором издания Церковно-исторического атласа Вологодской области, который вышел в 2007 году, и сделал ряд ценных замечаний в ходе работы над подготовленной «Древностями Севера» книгой «История православных храмов и монастырей Вологды».
К слову, атлас признан лучшим справочным изданием по России на конкурсе Издательского Совета Русской Православной Церкви «Просвещение через книгу» (2008 год), а книга о храмах – второй в номинации «Краеведческие и справочные издания» (2015 год).
Книга «История православных храмов и монастырей Вологды» как раз и стала той базой, на которую мы опираемся в работе над проектом: здесь собран огромный объем информации. Историю вологодских церквей мы старались отследить с момента первого их упоминания в письменных источниках – для этого был поднят большой архивный материал.
Удалось в значительной мере выверить даты постройки вологодских храмов: более десятка церквей при этом было передатировано.
Отмечены не только основные вехи истории каждого церковного здания, рассказано также и о вологодских святых, связанных с тем или иным храмом, о наиболее ярких личностях из числа служивших там священников, о некоторых чтимых иконах и других святынях.
Такой подход будет сохранен и в интернет-проекте, но, естественно, появится и много нового – работа над темой не останавливалась после выхода книги.
Добавятся материалы по архитектуре церквей, о жизни приходов действующих храмов, информация о перестройках и реставрациях, если они проводились на конкретном здании.
Любые фактические данные как в печатном издании, так и на сайте, сопровождаются ссылками на их источники, а даты, которые мы не смогли установить точно, приводятся в версиях разных авторов.
Иллюстративный материал интернет-проекта будет значительно богаче, чем в книге, объем которой не позволил разместить больше одной-двух фотографий каждого здания.
Мы нашли в собраниях музеев и архивов и «отреставрировали» старые негативы, в том числе такие, фотографии с которых никогда не публиковались, так как казались непригодными для воспроизведения.
Огромную помощь в подборе фотографий оказал издательству Вологодский государственный музей-заповедник.
— Таблички с QR-кодами появятся на всех зданиях, независимо от степени их сохранности?
Среди вологодских храмов есть как недавно отреставрированные, так и находящиеся в руинированном состоянии.
— Мало того, есть и такие объекты, в которых сегодня трудно узнать храм – например, церковь Леонтия Ростовского середины XVIII века, от которой остался только сильно перестроенный четверик, перекрытый грубой двускатной крышей.
С 30-х годов прошлого века он используется под складские помещения и столовую военного и силовых ведомств; территория эта обнесена забором, доступ туда закрыт. Но даже в этом случае мы планируем разместить табличку рядом со зданием – разумеется, при согласовании с его собственником. Б
удут таблички и на тех церквях, состояние которых на сегодняшний день плачевно, и на тех светских зданиях, где раньше располагались домóвые церкви.
К сожалению, за рамками этого проекта окажутся утраченные храмы: установка стендов на их месте требует гораздо более серьезных затрат, нежели изготовление и размещение табличек, да и разместить, например, три информационных стенда посреди современной площади Революции было бы непросто.
— В ходе научных изысканий по проекту обнаружились ранее неизвестные факты?
— Бывает, что из ошибочного понимания, неправильного прочтения или банальной опечатки образуются устойчивые историографические мифы, которые десятилетиями кочуют по краеведческой литературе. Иногда такой стереотип удается сломать в результате анализа архивных документов.
Показательный пример – история с авторством проекта колокольни Софийского собора. Она была введена в строй при губернском архитекторе Владимире Шильдкнехте, и сложилась традиция приписывать авторство ему, так как на чертежах стояли его согласующие подписи.
Но еще в 1988 году московским исследователем Михаилом Кудрявцевым были найдены чертежи и финансовые документы с подписями Александра Иваницкого, «предыдущего» губернского архитектора: он, в частности, расписался в получении платы за авторский надзор при строительстве колокольни. Шильдкнехт же только визировал документы с точки зрения строительного надзора.
К сожалению, на публикацию Кудрявцева тогда не обратили внимания, и вводя эти данные в активный научный оборот, мы до сих пор делаем специальную оговорку о бытовавшей долгое время ошибочной версии авторства.
— В чем состоит, по вашему замыслу, главная просветительская цель проекта?
Говоря об истории церквей, мы одновременно говорим об истории города: о его планировке, о важнейших событиях в его жизни.
Церкви – это не только богослужебные здания, они на протяжении столетий составляли устойчивую основу городской топографии.
Первые каменные церкви возникли еще при прежней нерегулярной застройке, и проектировщик екатерининских времен, планируя в конце XVIII века сетку новых прямых улиц, проделал очень непростую работу.
Церкви должны были быть сохранены на достойном месте – в итоге они оказались либо на углах вновь проложенных кварталов, либо на площадях, остались видны в перспективе улиц, главные из которых были ориентированы на крупнейшие храмы.
Приходские церкви организовывали своеобразный «каркас», на котором держалась вся городская застройка.
Значительная часть улиц и площадей в Вологде была названа по храмам, что стало неотъемлемой частью «вологодского языка», «вологодской ментальности».
Это был не просто звук, а четкая ассоциация с местом, сохранявшаяся порой на протяжении столетий. Отдельные местности по 200–300 лет оказывались прочно спаяны с посвящениями храмов, которые там стояли.
В советскую эпоху многое было утрачено. Взять улицу Кирилловскую, названную по церкви Кирилла Белозерского: сначала она была переименована в Советскую, а потом – в улицу Ленина. Так она и называется до сих пор, и семинарской Кирилловской церкви на ней уже нет – этот участок города в сознании вологжан изменился безвозвратно.
Многие другие улицы переименовали в 90-е годы, хотя не всегда переименование было полностью корректным. Например, исторические названия были возвращены Пречистенской набережной и улице Зóсимовской, хотя в действительности так называлась только часть этих нынешних улиц. Но в целом память о церковной истории многих местностей до сих пор хорошо отражена в вологодской топографии.
Ценную информацию об истории города дают и названия престолов и приделов ныне существующих церквей. Когда старая церковь по каким-то причинам разрушалась, строили новую, иногда уже с другим посвящением, но в память о прежнем храме называли придел.
Например, в церкви Казанской иконы Божией Матери на Торгу (Казанской на Торгу) до самого ее закрытия в 1929 году сохранялся придел в честь Иасона и Сосипатра.
Известно, что 28 апреля 1566 года в ознаменование закладки Иваном Грозным каменной крепости на этом месте был заложен также по царской воле деревянный храм с посвящением святым апостолам, память которых отмечается в этот день.
Эта скромная деревянная церковь впоследствии оказалась в окружении лавок гостиного двора, очень тесно застроенного, и немного изменила свое местоположение. И даже когда она перестала существовать, память о знаковом для города событии сохранялась в названии придела нового каменного храма.
Соседняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу также долгое время – до закрытия в 1926 году – сохраняла придельный престол Богоотец Иоакима и Анны.
Он также связан с грозненским временем – изначально это посвящение имела домовая церковь при дворце Ивана Грозного, предположительно находившегося как раз там, где сейчас улица Орлова выходит с Торговой площади.
Именно долго сохранявшееся название этой церкви («что у государя на сенях») позволяет обоснованно предполагать, что такое здание существовало.
— Кто выступил партнерами этого проекта?
Готовность софинансировать проект подтвердило Вологодское отделение Русского географического общества.
В качестве информационных партнеров выступили Вологодский музей-заповедник, Комитет по охране объектов историко-культурного наследия Вологодской области, который предоставит доступ к охранно-учетной документации, поскольку часть церквей является объектами культурного наследия.
Вологодская митрополия оказывает информационную поддержку на телеканале «София», в журнале «Благовестник», на сайте. И, конечно, готовой интернет-площадкой этого проекта станет сайт qr35.ru.
Источник: http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/5247-govorya-ob-istorii-tserkvej-my-govorim-ob-istorii-goroda
Бесплатный поиск людей | поиск предков в архивах на FamilySpace
FamilySpace помогает упростить поиск людей.
В разделе архивы собраны уникальные генеалогические источники. Значительная часть материалов, появляющаяся на этом разделе становится публично доступной впервые. На сегодняшний день эта библиотека является крупнейшей и постоянно пополняемой в Рунете. Бесплатный поиск людей доступен всем зарегистрированным пользователям.
Все материалы представлены в сканированном виде. Большинство архивов оцифрованы – это значит, что в них распознаны фамилии. Для поиска человека введите его фамилию в графе поиска в шапке или непосредственно на главной странице в разделе «Архивы».
Вам станет доступна страница с результатами поиска людей и ссылками на соответствующие страницы в найденных архивах. Если во время проверки Вы нашли кого-либо из своих предков, пожалуйста, отметьте это в комментариях.
В случае если Вы построили свое генеалогическое древо, система автоматически проверит совпадения фамилий в базе и предложит Вам просмотреть страницы, где находятся упоминания о возможных предках.
А в случае, если просматривая страницы, Вы увидели знакомых или родственников знакомых, пожалуйста, оставьте комментарии об этом на страницах сети.
В настоящий момент наибольшее количество архивов собраны по России, со временем они будут дополнены архивами СНГ. В этой связи поиск людей в России будет проще, чем в СНГ.
Помимо архивов, поиск людей доступен среди пользователей семейной социальной сети FamilySpace. Для этого Вам нужно выбрать вкладку «Люди и профили». Если Вам известно имя и отчество человека, их можно дополнительно здесь указать.
Если поиск людей не дает результатов, проверьте различные написания фамилии, с опечатками, а также девичью фамилию.
Особое внимание стоит обратить на раздел «Объявления о поиске», где Вы можете оставить подробную информацию о разыскиваемом.Этот раздел особенно полезен, если Вас интересует поиск людей в Украине и странах СНГ. В дальнейшем, если Вам будет необходимо продолжить поиск в государственных архивах подробную информацию об этих учреждениях Вы сможете найти в разделе «Госархивы».
К вашим услугам также платные консультации от наших экспертов по генеалогии. Для получения консультации, Вам нужно подробно описать, куда Вы уже обращались и какие ответы получали.
Если же решите продолжить исследовать свою родословную самостоятельно, детальная информация о методах поиска людей, запросах в государственные учреждения, советы и примеры успеха разбираются на наших вебинарах по генеалогии, их обязательно стоит просмотреть.
Источник: https://www.FamilySpace.ru/sector/poisk_predkov_v_arhivah
Издательская служба
В Воскресенском соборе работает собственная издательская служба, усилиями которой печатаются книги, буклеты, брошюры, открытки с видами Воскресенского собора, местночтимые иконы, жития и службы особо почитаемым святым.
«Синозерский пустынник»
Дурягина С. В.© Православная религиозная организация Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца Вологодской епархии РПЦ (Московский Патриархат) 2013год. Редактор – Елена Булатова, оформление Любови Маликовой, духовный цензор – протоиерей Роман Лыпко.
Формат А4.
Автор в художественной форме, используя жанр рассказа, повествует о подвиге преподобномученика Евфросина Синозерского, погибшего от рук польских интервентов в 1612 году.
События происходят в основанной им Троице-Синозерской пустыни, которая в то время находилась в Новгородской губернии недалеко от Устюжны Железнопольской (современный адрес: Вологодская область, Чагодощенский район, деревня Пустынь).
Сборник статей «Преподобный Евфросин Синозерский»
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца, ООО «Бионт», Санкт-Петербург, 2012
Формат А5.
Издание посвящено 400-летию кончины преподобномученика Евфросина Синозерского (+ 1612) – основателя Синозерской Троицкой пустыни (современный Чагодощенский район Вологодской области).
В него включены: адаптированный текст статьи священника Григория Яковцевского из газеты «Новгородские Епархиальные ведомости» за 1894 год о житии преподобного и обретению его мощей, материалы по истории и современному положению Синозерской пустыни.
Сборник детских сочинений «Нам завещано помнить»
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца, 2010
Формат А5.
Брошюра, приложение к приходской газете «Колокольчик», в котором собраны рассказы учеников воскресной школы о своих родственниках, переживших Великую Отечественную войну. Выпущена к 65-летию Великой Победы.
Лифлет «Купол»
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца, 2009
Формат А4.
Выпущен лифлет о жизни и работе молодежного объединения Купол.
Последование молебна преподобному Филиппу Ирапскому
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца, 2009
Формат А5.
В брошюре представлено последование молебна преподобному, совершаемое ежедневно в часовне Филиппа Ирапского.
Буклет по паломническому маршруту
«Святыни Череповца»
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца, 2009
Формат А3, цветные фотографии.
Красочное, хорошо иллюстрированное издание рассказывает о храмах и часовнях города, об экспозиции «Мир русской иконы» в художественном музее Череповецкого Музейного объединения. Также в буклете представлены жития святых, имена которых связаны с нашим городом: преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие, Макарий Желтоводский, Унженский, Сергий Шухтовский, Севастиан Сохотский.
От сердца к сердцу
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца, 2008
140 страниц, черно-белые иллюстрации.
Брошюра представляет собой сборник методических разработок, в котором собран педагогический опыт работы школы за 15 лет. В брошюру вошли конспекты уроков, сценарии праздников, литературно-музыкальные композиции, составленные преподавателями воскресной школы.
Преподобный Филипп Ирапский
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца, 2008
16 страниц, цветные иллюстрации.
В брошюру входит житие преподобного Филиппа Ирапского, история Филиппо-Ирапской пустыни, история обретения мощей преподобного, рассказывается о восстановлении часовни в его честь, где сегодня пребывают его мощи святого, а также о храме преподобного в п. Кадуй. В брошюре представлены современные и старинные фотографии, а также протокол обретения мощей преподобного.
Воскресенский собор г. Череповца
История и современность
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца, 2008
40 страниц, цветные и ч/б иллюстрации.
По благословению Архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, Череповецким Архиерейским Воскресенским подворьем издан буклет «Воскресенский собор г. Череповца. История и современность». Авторы текста буклета: кандидат исторических наук М. Ю. Хрусталев и Е. Ф.
Булатова – в настоящем издании собрали воедино материалы летописи Воскресенского мужского монастыря и Воскресенского собора; сведения о святынях Воскресенского собора, о приписных часовнях и о современном состоянии подворья.
Издание изобилует уникальными фотографиями из архива Архиерейского Воскресенского подворья, которые, наряду с современными фотографиями, наглядно и живо иллюстрируют прошлое и настоящее храма, от которого и началось строительство города Череповца.
Очерки по истории
Череповецкого Воскресенского собора. 1780-1961 годы
Шалашов Е. В. © Череповец, 2007
Твёрдый переплёт, 147 страниц, цветные и ч/б иллюстрации.
Издание включает в себя непосредственно историю Воскресенского собора за период, указанный в заглавии, разделенную на 6 глав, а также, в качестве дополнений, такие статьи как: «Библиотека Воскресенского собора», «Дореволюционные исследования и исследователи истории Воскресенского монастыря», «Духовное образование и церковно-приходские школы Череповца и Череповецкого района XIX-XX вв.», «Миссионерская деятельность на территории Череповецкого уезда». Издание изобилует уникальными старинными и современными фотографиями, снимками гравюр, таблицами, наглядно иллюстрирующими историю Воскресенского собора. Многое из представленного в издании, публикуется впервые.
Буклет по паломническому маршруту
«По святым местам Череповецкого края. Преподобный Сергий Шухтовский»
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца, 2008
Формат А3, цветные фотографии.
В буклете представлены фотографии и описание основных пунктов паломнического маршрута, а также житие и тропарь святому.
Репродукции храмовых икон
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца, 2008
Иконы: Воскресение Христово, Божия Матерь «Скоропослушница», Божия Матерь «Печерская», свв. Иоаким и Анна, Святитель Николай чудотворец, Святитель Спиридон Тримифунтский, прпп. Афанасий и Феодосий Череповецкие, прп.Филипп Ирапский.
Открытки
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г. Череповца, 2008
Формат 10 Х 15.
Открытки с видами Воскресенского собора, как современными, так и дореволюционными.
DVD «Школа, где учат быть добрым»
© Архиерейское подворье Воскресенского собора г.
Череповца, 2008 Фильм создан журналистами Вологодского телевидения к 15-летнему юбилею воскресной школы Архиерейского Воскресенского подворья. Он рассказывает о становлении школы и ее сегодняшнем дне.
Священники, педагоги, родители и сами дети говорят о том, какое место занимает воскресная школа в жизни прихода и каждого из нас.
В 2008 году фильм участвовал во Всероссийском кинофестивале короткометражных фильмов «Семья России» (г. Кострома) и получил хорошие отзывы жюри и зрителей, а в 2009 году он вошел в DVD-сборник «Дороги русской педагогики», выпущенный оргкомитетом фестиваля.
Источник: http://www.sobor-cherepovets.ru/index.php/2014-10-29-13-47-28/2014-10-29-14-30-31
Череповецкая епархия
череповецкая епархия саратов, череповецкая епархия калининград Воскресенский собор бывшего Череповецкого Воскресенского монастыря
Черепове́цкая и Белозе́рская епа́рхия — епархия Русской православной церкви на территории городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области. Входит в состав Вологодской митрополии.
Территория епархии — 47612 кв. км., население территории — 474792 чел. (на 01.01.2014 г.)
Содержание
- 1 История
- 2 Епископы
- 3 Приходы епархии
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
История
Возникло в 1924 году для противодействие обновленчеству.
В августе 1928 года на совещании инициативной группы, собравшейся в Сретенской церкви Череповца по благословению архиепископа Алексия (Симанского) был образован окружной викариатский совет.
Решение инициативной группы имело немалое значение для организации структур и легализации патриаршей Церкви. Демонстрировалось каноническое единство с Новгородской епархией.
Новая организация именовалась, как «Временный Череповецкий Окружной викариатский Совет Православной Церкви ведения Московской Патриархии, с правами полусамостоятельного викариатства».
В сентябре 1931 года окружной Викариатский совет Череповецкой епархии патриаршей Церкви был преобразован в Череповецкий епархиальный совет, который после ареста правящего епископа возглавил епископ Кирилловский Валериан (Рудич), викарий Новгородской епархии.
На 1935 год в состав Череповецкой епархии входили приходы Череповецкого, Кирилловского, Белозерского и ряда других районов. В ходе Большого террора карательные органы фальсифицировали раскрытие на территории епархии «контрреволюционной повстанческой организации церковников».
По делу этой мифической организации в Ленинграде 9 октября 1937 года было реально расстреляно 100 человек — священнослужителей, монахинь и мирян.
С образованием Вологодской области (23 сентября 1937), в которую вошли районы, составлявшие Череповецкую епархию, в Вологде 31 октября 1937 года была создана Тройка при областном управлении НКВД — она и завершила уничтожение духовенства Череповецкой епархии. После 1937 года кафедра не замещалась. Упразднена официально в 1943 году при изменении епархиального устройства.
23 октября 2014 года решением Священного Синода Русской православной церкви Череповецкая епархия была восстановлена, путём выделения её территории из Вологодской епархии. Одновременно была включена в состав новообразованной Вологодской митрополии.
Епископы
Череповецкое викариатство Новгородской епархии
- Макарий (Опоцкий) (март 1924—1925)
- Феодор (Яковцевский) (март 1928—1929) в/у, еп. Устюженский
- Тихон (Тихомиров) (1929) в/у, еп.
Кирилловский
- Нифонт (Фомин) (1929 — сентябрь 1931)
Череповецкая епархия
- Нифонт (Фомин) (сентябрь 1931—1932) арестован, дальнейшая судьба неизвестна
- Валериан (Рудич) (1932—1934) в/у, еп.
Кирилловский
- Тихон (Шарапов) (17 марта — 21 мая 1934) на епархии не был
- Тихон (Рождественский) (21 мая 1934 — 9 октября 1937)
- Флавиан (Митрофанов) (с 23 ноября 2014)
Приходы епархии
- Череповец — Воскресенский Собор (Череповецкий Воскресенский монастырь), Храм Рождества Христова, Храм Преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких
- Белозерск — Успенский Храм, Богоявленская Церковь
- Устюжна — Казанская Церковь
- Вытегра — Церковь Сретения Господня
- Бабаево — Церковь Петра и Павла
- Борисово-Судское — Церковь Покрова на Нижней Чужбойке
- Новая Старина — Церковь Николая Чудотворца
- Кадуй — Церковь Преподобного Филиппа Ирапского
Примечания
- ↑ 1 2 ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 23 октября 2014 года / Официальные документы / Патриархия.
ru
- ↑ Учреждение Череповецкого викариатства Новгородской епархии в 1919 году и назначение на кафедру епископа Нифонта (Фомина) не подтверждается документально.
- ↑ 1 2 Михаил Хрусталёв. «Русская Православная Церковь в центре и на периферии в 1918—1930-х годах». 2.
2.3. Внутренние расколы в патриаршей Церкви 1926—1927 годов и состояние церковного реформаторства в Череповецкой епархии
- ↑ Возвращённые имена
Ссылки
- http://cherepovets-eparhia.ru/ официальный сайт
- Череповецкая епархия на сайте patriarchia.ru
- БД ПСТГУ Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917—1955 гг.):
череповецкая епархия днепропетровск, череповецкая епархия калининград, череповецкая епархия саратов, череповецкая епархия харьков
Череповецкая епархия Информацию О
Череповецкая епархия
Череповецкая епархия
Череповецкая епархия Вы просматриваете субъект
Череповецкая епархия что, Череповецкая епархия кто, Череповецкая епархия описание
There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>
Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-34453.html