Буддизм, учение и основные направления

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Вопреки устоявшемуся у европейского человека мнению о том, что буддизм является цельным течением, это не совсем так. Так же как христианство или ислам, он имеет несколько направлений. Одни зародились в глубокой древности, другие появились позднее и немного иначе трактуют древние тексты. В этой статье мы попробуем разобраться этих тонкостях.

Содержание:

Направления Тхеравада Махаяна Ваджраяна Тибетский буддизм Основные идеи Заключение

Буддизм – одна из мировых религий, которая зародилась в IV в. до н.э. на северо-востоке нынешней Индии, поэтому в ней прослеживается тесная связь с древнеиндийской философией.

Приверженцев насчитывается более 450 миллионов, и основная их масса сосредоточена в азиатских странах – Вьетнаме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Монголии, Мьянме, Бутане и Шри-Ланке.

Стать буддистом можно независимо от предыдущего вероисповедания, а также разреза глаз, цвета кожи и классовой принадлежности.

Направления

Вероучение распадается на множество школ – в среднем их насчитывается 18. Итак, кратко об основных направлениях буддизма:

  • Тхеравада. Старейшее направление, второе по численности. В XXI веке насчитывает почти 40% приверженцев.
  • Махаяна или «Великая колесница». Приверженцы составляют основную массу – более 50% всех буддистов мира. Центры сосредоточены в Японии, Монголии, Китае, Корее, Тибете.
  • Ваджраяна – «Алмазная колесница». Тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны (тантра – древнейшая система самосовершенствования, помогающая оздоровлению организма, продлению жизни, развитию духовности).
  • Тибетская ветка (сформирована на основе махаяны и ваджраяны), самая малочисленная – 6%. Центры находятся в Монголии, Бурятии, Тыве, Калмыкии, Манчжурии и Северном Китае.

Некоторые исследователи считают, что у буддизма всего три ветви, другие же говорят о двух основных — Тхераваде и Махаяне. 

Тхеравада

Учение старейших. Тхеравада основана на текстах, которые были составлены после ухода Будды в нирвану. Приверженцы этого направления считает, что многое более поздних направлениях — нововведения, которые искажают суть учения Будды Шакьямуни, а в некоторых случаях и полностью ему противоречат.

Некоторые применяют к Тхераваде название Хинаянаили Малая колесница. Это не совсем корректно. Понятие Хинаяна зародилось внутри Махаяны и означает буквально «низший», «узкий», «презренный». Однако применять такие «эпитеты» к Учению старейших – одной из самых древнейших школ, согласитесь, не совсем правильно.

Тхеравада – аскетическое направление. Оно учит повторять путь Будды, чтобы достичь нирваны. А это значит, что нужно отказаться от всего земного, разорвать семейные связи. В идеале по учению нужно стать монахом — только так можно достичь истинного просветления.

Тхеравада не является целостным учением. Ее последователей одолевают сомнения по поводу правильности трактовок текстов Будды. В связи с этим направление в процессе своего существования разделилось на несколько религиозно-философских течений:

Тхеравада существенно отличается от Махаяны – «Великой колесницы». Если первая акцентирует внимание на том, что сам человек должен пройти путь Будды и достичь нирваны, то вторая говорит, что нужно помогать другим людям в достижении просветления, а о себе думать в последнюю очередь, так как помощь другим уже сама по себе является частью пути к пробуждению.

Буддизм, учение и основные направления

Истинный буддизм отличается от остальных мировых религий – здесь нет такого понятия как «Бог». Его основатель – Сиддхартха Гаутама – реальный человек. С помощью духовных практик он дошёл до состояния, называемого нирваной. Считается, что если обычный человек будет следовать его пути, то он сможет повторить его в точности.

Махаяна

Часто ее называют северным буддизмом. Истоки махаяны находятся в Индии, откуда она и распространилась по азиатским странам – в Непал, Тибет, Корею, Вьетнам, Монголию, Китай, отдельные регионы России. Возникновение ее относят к концу I века до н.э.

Махаяна – противоположность Тхераваде. В ней прослеживается обожествление Будды, а также теория триединства, немного напоминающая христианскую религию: Отец, Сын, Святой дух, только в Махаяне это называется иначе:

  • Реальный человек – Сиддхартха Гаутама – это проекция Бога на земле (Самбхогакая).
  • Земное тело может иметь множество форм. Одна из них – Амитаба, которую люди видят, уважают, поклоняются.
  • Нирваны достигает сущность или Дхармакая – то, что является первоисточником во вселенной.

Основа восточного вероучения – личный опыт реального человека. Познавая себя и мир, Сиддхартха Гаутама отталкивался не от религиозных догматов, которые ничем не доказаны и принимаются только на веру, не от мифических сказаний, а от того, что «рассказывают» его собственные органы чувств. Те, кто глубоко изучают буддизм, часто называют его не вероучением, а философией.

Ваджраяна

Тантрическое направление или Тантраяна (путь Результата) – самое молодое из основных в буддизме. Образовалось в V веке н.э. как часть Махаяны. Сейчас наиболее распространено в Тибете, Монголии, Непале, Японии, некоторых районах России (Тыва, Бурятия, Калмыкия). Последователи Ваджраяны многое позаимствовали из вероучений коренных народов Тибета (Бон).

Для последователей Ваджраяны очень важна личность Учителя. Только он может правильно подобрать практику для ученика.

Буддизм, учение и основные направления

Тибетский буддизм

Другое название – Ламаизм. Основан на учениях махаяны и ваджраяны, а также тхеравады (монашеские обеты). Здесь наблюдается полное сохранение позднеиндийского буддизма.

В Тибете это религиозное учение начало утверждаться и развиваться не раньше VII века н.э. Основное отличие от традиционного буддизма заключается в способе передачи власти, как светской, так и духовной.

На Тибете это происходило как перерождение (тулку) одной и той же личности, в то время как в других странах, исповедовавших эту же религию – по наследству либо через организацию выборов.

В конце концов, это привело к тому, что духовенство и светская власть объединились. Единым правителем Тибета стал Далай-лама.

Буддизм, учение и основные направления

Основные идеи

В отличие от других мировых религий, где личность как таковая не важна – рассматривается лишь абстрактное поклонение Богу (самостоятельное мышление не поощряется, все принимается на веру, доказательства отсутствуют), буддизм основан на личностном аспекте. Это значит, что если индивидуум сам не захочет измениться, никто за него этого не сделает.

Всего основных идей четыре:

  • средний путь;
  • 4 благородные истины;
  • восьмеричный путь;
  • 5 заповедей.

Средний путь – понятие, которое означает отсечение крайностей. Не нужно ударяться в полный аскетизм либо опускаться в пучину удовольствий.

Буддизм, учение и основные направления

4 истины есть не что иное, как констатация следующих фактов:

  • земной мир полон страданий;
  • причины страданий – страстное желание удовольствий;
  • возможность избавления от страданий есть – это путь ограничения себя в удовольствиях;
  • достижение нирваны.

Восьмеричный путь – возможность пройти семь взаимосвязанных между собой ступеней собственного совершенствования, где наградой будет нирвана (восьмая ступень). Здесь все подчинено логике. Поэтапное прохождение ступеней невозможно – все работает в комплексе, центр которого – человеческий разум.

Заповеди таковы:

  • не убивать;
  • не лгать;
  • не красть;
  • не прелюбодействовать;
  • не употребляй «адское зелье» (наркотики, алкоголь, табак).

Заключение

Уважаемые читатели, информация в этой статье – мизерная часть тех знаний, которые может подарить восточное вероучение. Однако мы надеемся, что он поможет вам глубже разобраться в интересующей вас теме.

Если материал оказался для вас полезным, поделитесь им в соцсетях.

А мы прощаемся с вами до следующей встречи!

Источник: http://o-buddizme.ru/napravleniya-buddizma/kratko-ob-osnovnykh-napravleniyakh

Философия буддизма

«Спаси, Господи!».  Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в  Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее.  Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Буддийское вероучение как одна из основ жизненного миропонимания приносит с собой свет понимания и притягивает к себе внимание с каждым годом все большее количество приверженцев. В этом религиозном учении сторонники пытаются отыскать знания о людях, о собственных возможностях и о мире.

Таким образом вероучение повествует людям о них же самих и поэтому и вызывает к себе такой интерес, будоража человеческий разум.

Узнать об учении о сознании, учении о страдании в буддизме, его основах, понятии вероучения, истории появления, об особенностях и не только — вы сможете в этой статье.

Читайте также:  Молитва на лад в семье

Буддизм, учение и основные направления

Понятие философии буддизма

Буддизм представляет собой философско-религиозное учение, мировое верование, указывающее на личность мудреца в качестве просветленного человека и затрагивает его переворотный подход к отношению между Господом и человеком в сравнении с существовавшей в тот период религиозной системой.

Стоит заметить, что буддийское учение сконцентрировано на человеческой точке зрения то бишь главных положениях вероисповедания. В котором, в частности в нынешнем его веянии идет речь о том, что человек сам должен быть в ответе за собственную судьбу, причем не только в данном бытие, но и во всех последующих воплощениях незабвенной души.

Интересна история возникновения буддизма. Считается, что Сиддхартха Гаутама является первым человеком, кто смог погрузиться в нирвану.

После чего отправившись в город близ Бенареса Сарнатх, просветленный окружил себя пятью монахами, которые в свою очередь и стали его первыми учениками и изложил им свои наставления. Сама проповедь содержала кратко изложенные четыре мысли, которые составляли основу его учения.

Такого рода «символ верования» стал именоваться «арья сатьи», то есть возвышенные истины. По Индии довольно быстро стало распространять известие о новом пророке.

Высказываемые им идеи на деле оказались очень привлекательными.

Согласно же красочной легенде пророческий путь мудреца был победным шествием, в особенности в тот период, когда он смог обратить в свое вероучение известного затворника и пророка Кашьяпу, а также его 600 последователей.

Примечательно, что даже большое количество популярным брахманов отступили от собственного вероучения, становясь проповедниками буддийского учения. Однако, все же большее количество приверженцев пророк имел в вайшьев, варнах и кшатриев.

Истины и основы буддийского вероучения

Прежде чем приступить к познанию истин вероучения следует разобраться в таком вопросе, как буддизм это религия или философия? Философские буддийские убеждения, как и сама практика несут в себе цель прояснить помыслы и необратимую личностную перемену. Помимо этого, учение дает возможность получить осмысление сущности большинства явлений, происходящих в сознании человека и окружающей его реальности.

Что касается религиозной части учения, то он имеет очень мало общего с монотеистическими японскими и китайскими верованиями, из чего следует что в полной мере причислять его к такому направлению будет неверно.

Основы учения буддизма лишены привычной религиозной атрибутики в виде священного писания, Господа, грехосвершений, догм и т. д.

Как бы то ни было, но внешней учение в действительности чем-то напоминает верование, но исключительно благодаря своей ритуальности, возникающей в нем в течении последних веков.

Из этого следует, что учение можно отнести к верованию опыта, приводящее к просветлению и осмыслению, но только после постижения воздействия на человека от той или иной практики.

Существуют некие особенности философии буддизма. Представленное верование трактуется не столько в мистическом плане, а в философском включая в себя всего три базовые концепции:

  • Дхарма является мудростью и истиной, являя саму основу трансцендентного буддийского учения.
  • Карма – это причинно-следственная взаимосвязь действий, закладывающих, как нынешние, так и будущие условия жизни.
  • Нирвана – считается великой завершающей концепцией вероучения и представляет собой лучший способ поощрения за все свершенные благие деяния не только по отношению к самому себе, но и другим людям, миру что вокруг и жизни в целом.

Моральное же и этическое учение буддизма основываются на принципах не причинения умеренности и вреда. На ряду с этим в человеке начинает формироваться и развиваться мудрость, концентрация и чувство морали. А при проведении медитаций алохань узнают механизм действия ума и каковы причинно-следственные соединения между психологическими, физическими и душевными процессами.

Буддийское учение является основой для большинства школ, связывающее то, что каждая достигается своей точки осмысления жизненного уклада и вероисповедания мудреца. В буддизме учение о сознании использования своего ума, речей и тела, направляется как раз-таки на развитие человека всесторонне.

Но так как верование всесторонне и формируется не на самом веровании, а на приобретенных уменьях, то недостаточно обходиться лишь воссозданием его сути.

В этом духовном пути отличительные черты становятся заметны лишь по сравнению с иными миросозерцаниями и верованиями.

Присоединяться же к буддийскому вероисповеданию нужно только после того, как энергия сознания высвободится от навязываемых нравственных норм.

Философские идеи буддизма: в чем заключается суть практики? Алохань устремлены к освобождению затуманенного разума, искажающего действительность. То бишь ужас, гневность, безделье, необразованность, самолюбие, алчность, ревностность, недовольство и не только. Такое вероисповедание помогает приобрести и развить благотворные и незапятнанные способности разума, такие как:

  • добросердечность;
  • великодушие;
  • старательность;
  • разумность;
  • милосердие;
  • признательность и т.д.

Постепенно все это дает возможность постигать, а также очищать ум свой, что дает начало для появления стойкого чувства благополучия.

Делая сознание красочным и сильным алохань снижают проявление недовольства и встревоженности, приводящих к неурядицам и депрессивному состоянию.

В результате вероучение считается просто необходимым условием для достижения глубокого просветления, приводящих к конечному освобождению сознания.

Древняя философия буддизма является довольно простой и опирается на такие классические принципы:

  1. Жизнь – это страдание.
  2. Такая истина дает разъяснение того каково происхождение и причины страданий.
  3. Этот принцип учения говорит о выходе из-под влияния страданий и искоренении истоков его появления.
  4. Последнее правило является своего рода подробной инструкций, в которой приведены возможные пути прекращения страданий.

Основы буддизма простым языком. Завершающим этапом практики вероучения считается достижение окончательного просветления или как его еще называют состояние Будды, другими словами достижение вне зависимости от интеллектуальных и физических целей духовного совершенства.

Смотрите еще видео рассказ о краткой сути буддизма:

  • Заповеди буддизма
  • Дзен буддизм

Источник: https://tolkovanie.info/filosofiya-buddizma/

Основные направления в буддизме

В Индии сформировались основы вероучения, культа и организаций буддизма. В ходе исторического развития он претерпел там стадии расцвета и постепенной утраты своего влияния. Брахманизм и индуизм оказались сильнее, они вытеснили буддизм за пределы Индии.

Но это вытеснение вместе с тем означало начало массового распрост­ранения буддизма по всему земному шару. Уже в IV—III вв. до н. э.

буддизм распространяется за пределы Индии в южном и юго-восточном направлении, а на рубеже новой эры начинается его дви­жение на север, северо-запад, а затем на северо-восток.

Одним из первых центров буддизма за пределами Индии стал остров Цейлон — территория нынешнего государства Шри-Ланка. Уже в III в. до н. э. буддизм укрепляется на Цейлоне в качестве госу­дарственной религии.

В Шри-Ланке возникает множество монасты­рей, вокруг них формируются общины буддистов-мирян и на основе их объединения возникает централизованная религиозная органи­зация — сангха, под руководством Сантараджи.

В настоящее время буддийская сангха Шри-Ланки состоит из трех основных направле­ний (Сиам-никая, Амарапура-никая, Раманшия-никая).

Другим важным направлением распространения буддизма являлся Индокитайский полуостров, где сосредоточено свыше 94% буддистов юго-восточной Азии. Крупные общины буддистов нахо­дятся в Таиланде, Вьетнаме, Мьяме, Камбодже, Лаосе. В Таиланде и Камбодже буддизм является государственной религией.

Монастыри в этих странах являются центрами общественной жизни, особенно в сельских районах. Монашество пользуется большим уважением и влиянием. Монах служит и идеалом для подражания, и человеком, с помощью которого верующий-мирянин накапливает заслуги для своих будущих перерождений, и учителем религии.

Как правило, буддийские общины в этих странах имеют централизованную бюро­кратическую организацию, в значительной мере копирующую госу­дарственный аппарат.

Одним из крупнейших регионов распространения буддизма является Китай. Буддизм проник в Китай в I в. н. э. Период наивыс­шего расцвета буддизма в Китае приходится на VI—Х вв. н. э. Буд­дизм в Китае получает свое распространение в виде махаяны.

Ма­хаяна была гораздо доступнее для понимания простого человека и содержала в своем учении ряд моментов, которые оказались более привлекательны для широких масс. Так, если в учении хинояны нир­вана выступает как субъективное переживание, внутренняя реаль­ность, то в махаяне вводится представление о мировой нирване, ко­торая называется мировым телом Будды или просто природой Буд-ДЫ.

Эта природа Будды представляется как великая пустота (шуньята). Махаянская вера в просветляющую пустоту и стала од­ним из краеугольных камней китайского буддизма.

Китайский буддизм получил название чань-буддизм. Слово «чань» (японский вариант «дзен» произошло от индийского «дхъя-на» — сосредоточение, медитация). По преданию чань-буддизм при нес в Китай буддийский проповедник Бодхидхарма в VI в. н. э. Свое развитие чань-буддизм получил в работах Хуанженя (605—675), Хуан-Нэня(638—713),Мадзу(709—788).

Читайте также:  Молитва мученику уару

Чань-буддизм в какой-то мере созвучен даосизму.

Их объеди­няет понимание главной цели религиозной жизни — освобождения как процесса внутреннего слияния человека с миром, вплоть до отка­за от своего собственного «Я», а формой осуществления такого слия­ния выступает недеяние, в котором, по мнению этих двух религиозно-философских учений, реализуется истинная природа человека. На основе восприятия идей даосизма учение махаяны в форме чань-буддизма значительно меняет трактовку медитации. Медитация ос­мысливается как внутреннее сосредоточение, погружение в мир соб­ственного «Я». «Если вы не ищите Будду в самих себе, а ищите вовне, значит вы уподобились заблудшим людям. Если внутри вашей при­роды вы отрешитесь от ваших страстей, то вы сразу же узрите собст­венную природу, а это и есть истинный Будда», — учил Хуан-Нэнь (Алмазная сутра шестого партиарха Хуан-Нзня. /Цит. по Завад-ская Е. В. Эстетические проблемы старого Китая. М., 1975, С. 334).

Таким образом, с точки зрения чань-буддизма, достичь про­светления — значит воссоединиться с изначальной и всеобъемлю­щей природой Будды, а для этого вовсе не требуется изнурительная сидячая медитация, или бесконечное повторение священных текс­тов. Последователь чань-буддизма исходит из установки: Если Буд­да уже есть внутри нас и тогда нужны не специальные усилия, или в нас нет Будды, и тогда все усилия бесполезны. Поэтому главной фор­мой обретения Будды является недеяние.

Еще одна важная особенность чань-буддизма состоит в том, что его последователи не рассматривают в качестве конечной цели религиозной жизни достижение нирваны в том смысле, как это име­ет в виду Сиддхартха Гаутама и его последователи — сторонники хинаяны. Главной целью чань-буддиста является достижение про­светления в форме озарения.

В хинаяне это лишь подготовительная стадия в нирване, одна из ступеней на пути к абсолютному покою. Для чань-буддиста это конечная стадия религиозной жизни, тот идеал, к которому он стремится.

Просветление — это путь внутрен­него самоизменения человека, в процессе которого происходит пере­стройка не только интеллектуальной цели, но всей глубины его пси­хического и духовного «Я». Просветление несет человеку внутрен­нее освобождение от власти обстоятельств и пробуждает полноту творческой интуиции.

Сознание просветленного человека как бы сливается со всем миром, начинает работать в его ритме. Сознатель­ный контроль уступает место бессознательной регуляции поведения человека и нужный результат достигается как бы без усилий, в ходе осуществления человеком своей внутренней сущности.

Еще одной разновидностью буддизма является ламаизм. На­звание этого особого направления в буддизме, бытующее в европей­ских языках произошло от слова «лама» названия монаха или жре­ца. Ламаизм сформировался в VII в. н. э. На территорию Монголии проник в конце XVI в. На территорию России ламаизм проник в XVIII веке и получил распространение среди бурят, тувинцев и калмыков.

В ламаизме наиболее ярко проявилась одна из главных зако­номерностей формирования мировых религий.

Чем дальше от места возникновения проникает то или иное религиозное течение, тем больше оно удаляется от первоначального, исходного варианта и на­сыщается элементами местных религиозных верований, культов, обычаев и традиций.

Ламаизм представляет собой довольно при­чудливый синтез махаяны, тибетского буддизма — ваджраяны и добуддийских архаичных верований народов, населяющих эти тер­ритории.

Вероучение ламаизма содержит довольно примитивную кос­мологию. Согласно вероучению ламаизма, Земля является плоским кругом (мандалой), на которой расположены четыре материка, омы­ваемых океаном. Эти материки имеют различную форму: круг, полу­круг или трапецию, треугольник и квадрат.

Посреди круга возвыша­ется гора Сумеру, вокруг которой движутся Солнце и Луна, от чего происходит смена дня и ночи. Земля лежит на слоне, слон стоит на черепахе, черепаха плавает в море. Когда на земле накапливается много грехов, черепаха начинает шевелиться, от чего происходят землетрясения.

Любой факт землетрясения — это сигнал неблагопо­лучия и, следовательно, необходимо усиление культовой деятельно­сти, обращения за помощью к богам.

В вероучении и культе ламаизма сильно выражены идеи тан-тризма (от лат. тантра — хитросплетения, сокровенный текст, ма­гия). Истоки тантризма находятся в ведической религии. В основе его лежит идея единства космоса и тела, составляющего энергетическое начало всего сущего.

Человек рассматривается как микрокосм, его тело устроено аналогично космосу и из того же материала. Харак­терным признаком тантризма является поклонение некоему полово­му энергетическому началу, чаще всего женскому. Поэтому с точки зрения тантризма щедрость природы вызывается или усиливается имитацией акта оплодотворения.

Имитация такого акта одна из форм проявления ламаистского культа.

С тантризмом тесно связана и йогическая практика, при помо-Щи которой стремятся освободить дремлющие энергетические по­тенции человека.

Проводником на этом пути (тантры) является наавник гуру, в качестве пособия выступают эзотерические закли-кания, тексты (мантры) или символы, образы (янтры), покровители и охранники последователя тантризма, антропоморфным символом его созерцания выступают идеалы — низшая категория божествен­ных существ, легендарные проповедники буддизма и бодхисаттвы.

Ламаизм располагает довольно обширным и разветвленным пантеоном богов, в который вошли, наряду с традиционным буддий­ским, чисто местные божества тибетцев, монголов, бурят, тувинцев, калмыков. На вершине этого пантеона располагается Будда Шакья-муни — будда современной космической эпохи.

Вместе с ним боль­шую роль играет Будда Майтрейя — будущий будда, своеобразный мессия. Покровителями вселенной выступают также изначальный, первичный будда, воплощающийся своими важнейшими качества­ми в будды Амитабке, Вайрогане, Акайбы. Наряду с почитанием будд в ламаизме сложился культ бодхисаттвов.

Наиболее почитае­мые бодхисаттвы: Авалокитехара, сын Амитабха, особенно в образе защитника Подменани, Ваджранани — великий маг и мудрец Манд-жушри. Развитие представления о первооснове энергетического на­чала повлияло на формирование образа Шакти — спутницы божест­ва, его женской ипостаси.

В результате исходные божества и бодхисаттвы образовали многотысячные «семьи» и свиты, куда включались: спутницы — шакти, духовные сыновья — бодхисаттвы, демоны, охранители и антиподы благих качеств будд — демоны-враги.

В этот пантеон также входили обожествленные реальные де­ятели буддизма, например, великий проповедник и маг Падмассомб-хава (Гуру Римноге VIII в.). С именем этого великого Гуру и его .учеников предание связывает распространение буддизма и станов­ление ламаизма в Тибете, Непале, Сиккиме.

Развитие ламаизма в Тибете сделали этот район организационным и духовным центром ламаизма. В столице Тибета —Лхаса до 1959 г. находилась резиден­ция главы ламаизма Далай-лама (монг. — Тибет букв. море. Лама, т. е. Лама великий как море)). Этот титул установлен в 1391 г. Первым Далай-ламой был Биндуидуб (1391—1475). В настоящее время гла­вой ламаистов является Далай-лама XIV Лозондантзен-джанцо-игвант (р.1935).

Далай-Лама рассматривается как высшее из всех переродив­шихся существ. Земное воплощение высокопочитаемого бодхисатт­вы Авалокитешвары, живой бог.

Смерть живого бога становится на­чалом его нового земного воплощения, поэтому специальная, наде­ленная высокими полномочиями, комиссия из высших Лам отыскивала среди младенцев, родившихся на протяжении года по­сле смерти Далай-ламы того, в ком воплотилась его божественная сущность. Младенец помещался в монастырь, где получал соответ­ствующее воспитание. До достижения совершеннолетия нового Далай-ламы, его функции выполнялись регентом. После подавления восстания в Тибетском районе Китая в 1959 году, носившего национально-религиозную одежду, Далай-лама и более ста тысяч его приверженцев покинули Китай и перебрались в соседнюю Ин­дию, Непал, Бутан. Сам Далай-лама проживает в Индии.

Центром религиозной жизни ламаизма являются монастыри, в которых осуществляют культовую, ритуальную, просветитель­скую и политическую деятельность иерархически организованные ламы, воплощенцы («живые боги»), настоятели, монахи, послушни­ки, ученики.

В монастырях накапливаются, демонстрируются раз­нообразные культовые принадлежности: Иконы — танка, реликва-рии, музыкальные инструменты, конлографированные каноничес­кие тексты Ганджур и Танджур, изображения наиболее почитаемых божеств: будды Шакьямуни, будда Майтрея, бодхисаттов, Падма-самбхава, лам-основателей.

В ламаизме большое развитие получила обрядовая сторона. Одной из ведущих форм ламаистского обряда является молитва. Молитва должна произноситься на тибетском языке.

Читайте также:  История и положение ставропольской и невинномысской епархии, ставшей основанием для митрополии

Буряты, тувин­цы, калмыки, как правило, не знают этого языка, Поэтому они меха­нически заучивают молитвы и произносят их, обращаясь к богам и бодхисаттвам.

Кроме молитв, ламаисты используют большое коли­чество заклинаний для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий.

Ламаизм ввел своеобразную механизацию молитв. В так назы­ваемые хурдэ — полые, обычно металлические цилиндры заклады­ваются молитвенные тексты. Через центр крышки и дна цилиндра пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться. Верующие подходят к этому цилиндру и запускают его вращение. Считается, что один оборот цилиндра равноценен прочтению всех заключенных в нем молитв.

Неотъемлемой принадлежностью жилища верующего-ламаиста является семейный алтарь. Это невысокий шкафчик, с по­лочкой перед ним.

Внутри него находятся металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств ламаистского пан­теона, висят небольшие, писанные на полотне, шелке или дереве иконы, лежат различные священные предметы.

На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цве­ты. К содержимому этого алтаря верующий-ламаист обращается во время проведения всевозможньгх культовых действий, в том числе и религиозных праздников.

Среди ламаистов широко распространена вера в талисманы — бу. Этот талисман состоит из куска бумаги или ткани, на который на­несены тексты молитв и заклинаний: для долгой жизни, для запрета от болезней или насильственной смерти и т. д. Сложенный текст об­шивается кожей и носится на шнурке на шее.

Более действенным считается гу — маленькая статуэтка Будды или часть одежды «живого бога», которую носят также на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике.

Как правило, талисман привязывают к шее, рукам и ногам ребенка, сразу после совершения Ламой обряда имянаречения над новорожденным.

Погребение умершего сопровождается также специальным обрядом напутствия — зурдайн-судур, во время которого Лама по­дробно рассказывает о том, что встретит на своем пути душа, рас­ставшись с телом.

В ламаистском культе существует относительно небольшое количество праздников. Среди них наиболее крупные — цанагган — т. е. белый месяц.

Он приурочен к началу нового года по старинному тибетскому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника проводится целая серия обрядов, посвященных так называемым «двенадцати чудесам Будды».

В середине лета празднуется кругов вращение майдары и т. д.



Источник: https://infopedia.su/4×4158.html

Основные направления буддизма

При жизни Гаутамы Шакьямуни буддизм не был оформлен как религиозное течение. Но, последователи Сиддхартхи создали разнообразные направления и школы буддизма и его священную литература.

  • Вообще, в буддизме сформировалось три основные школы:
  • ü Хинаяна (Малая колесница), или Тхеравада;
  • ü Махаяна (великая колесница);
  • ü Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм).

Специфика тхеравады сводится к правилам строгого следования нравственно-этическим нормам, обетам, заповедям для монахов и монахинь, поскольку только они входят в общину[58], а, следовательно, достигают просветления. Адептам этой школы не свойственны философские искания в отличие от других ветвей буддизма.

Махаяна серьезно трансформировала учение Будды. В самой природе Будды махаянисты видели божественное. Они разработали концепцию «космического Будды», который способен принимать разнообразные земные формы, чтобы спасать живых существ от страданий. Именно здесь верующие поклоняются огромному количеству бодхисатв (разным воплощениям Будд, просветленным существам)[59].

На базе махаяны в Китае и Японии в VI- XII вв. н.э. сформировалась школа чань-буддзима (дзен – в Японии).

Основателями Чань-буддизма были индийские учителя Бодхидхарма и Кумараджива в IV веке.

Чань впитал в себя рационализм Китая, его эволюция неотделима от истории патриархов данного направления. Каждый из них совершенствовал учение, придавая ему все более «китайские» акценты.

Китайские буддисты вели активную миссионерскую деятельность. Их стараниями буддизм был распространен в Корее, Вьетнаме. Но, пожалуй, самое значительное влияние Чань оказал на японское мировоззрение. Буддизм стал проникать в Японию в эпоху становления государственности, тогда китайские монахи становились учителями японских, для которых принципы буддизма оказались привлекательными.

Важно, что в школе дзен особое место занимает индивидуальное общение учителя с учеником, духовное совершенствование происходит через личное наставничество и уединение. Как правило, монастыри школы дзен располагались в отдаленных, уединенных местностях: в горах, в лесах.

  1. Суть учения школы Чань сводится к 4 принципам:
  2. v Не твори письменных поучений.
  3. v Передавай традицию вне наставлений.
  4. v Прямо указывай на человеческое сердце
  5. v Прозревай природу и становись Буддой.

Наконец, в основе третьего направления буддизма — ваджраяны, или алмазной колесницы лежит вера в мгновенное просветление, что отличает его от других направлений буддизма, для которых характерно постепенное накопление духовных совершенств. Идейным центром данной школы является Тибет.

К традициям ваджраяны восходит и тантрический буддизм. Для понимания тантрического направления рассмотрим сначала сутры. Они занимают важное место в буддийском богослужении.

Сутры, согласно приданию передавались самим Гаутамой ученикам в форме диалогов и были доступны широкой публике[60]. Сутра — название единицы текста Слова Будды[61].

Из них последователи махаяны создали популярные произведения «Лотосовая Сутра» и «Алмазная Сутра».

Сутры были первым видом учения Гаутамы для учеников, вторым стали Тантры. Они носят совершенно иной характер. Их Будда передал тайно только некоторым своим ученикам.

«Являясь высшими поучениями, Тантры предполагают достижения Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и дворцов-мандал.

А каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов…Ее можно «читать», изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации»[62].

Под влиянием Тантры сложился институт тантрических монастырей, в которых разработана специфическая система практик и ритуалов. В их основе лежит построение песочных мандал. Материалом для мандал служит измельченная горная порода, как правило, мрамор. Это своеобразный дворец Будды, в котором каждый элемент играет особую роль, несет специфическую символику.

Вообще символика занимает в буддистских ритуалах очень важное место. Каждое философское понятие имеет символическое значение. Вот только некоторые из них:

  • v единство всех вещей: бесконечный узел;
  • v духовное освобождение: золотые рыбки;
  • v чистота: цветок лотоса;
  • v знание: колокольчик;
  • v защита дхармы — зонтик и др.

Возвращаясь к мандалам, отметим, что ежегодно искусству построения этих домов Будды обучается 12 монахов. При этом, здесь нет места творческому самовыражению. Это кропотливый коллективный труд.

Построение мандалы не несет в себе эстетических функция, хотя они очень красивы.

Здесь монахами движет желание принести пользу как можно большему числу живых существ с помощью накопления положительной энергетики.

После завершения работы над дворцом, он разрушается. Почему, если безумного много труда вложено в это построение? Разрушение мандалы — это особый ритуал, смысл которого заключается в подчеркивании одного из важнейших постулатов буддизма.

Монахи говорят: «Все в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение. Ритуал разрушения — это редкая возможность задуматься о бренности бытия.

Прочувствовать это на глубоком уровне, мы не станем отвлекаться на красивые картинки, но будем стремиться к истинному знанию»[63].

Принципиально важно, что направления буддизма не враждуют между собой, поскольку буддизм не признает авторитета в вопросах учения о буддизме, считая, что познать Будду можно только на практике, на личном опыте. Поэтому в буддизме отсутствуют ереси[64].

Попыткой объединить все школы и направления буддизма стал тибето-монгольский ламаизм, возникший в V веке н.э. Основы теории ламаизма заложены Цзонхавой. 108-томное собрание «Ганджур» вобрал в себя и Хинаяну, и Махаяну, и Ваджраяну.

Несколько слов скажем о духовенстве. Буддийское духовенство — это монахи. Ламы и послушники дацанов (монастырей).

В тибетском буддизме особый статус имеет институт хубилганов (перерожденцев) различных Будд, выдающихся подвижников вероучения.

Именно с хубилганами связано происхождение высшего духовного авторитета — Далай-ламы, который считается воплощением одной из бодхитсатв — существо, достигшее просветления.

Таким образом, буддизм имеет разветвленную структуру. При этом все направления данной религии мирно сосуществуют и не борются друг с другом, так как Путь к просветлению для каждого индивидуален. В этой религии создана уникальная богослужебная практика, в основе которых лежит медитация.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/23373.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector