Схима — что это: определение термина в православии, как её принять, постриг в схиму

Как происходит пострижение в великую схиму

Принятие великого ангельского образа (греч. – «το μεγα αγγελικον σχημα», великая схима) – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1:23).

Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов. С вечера в алтарь вносятся одеяния желающего принять святой образ и полагаются у подножия престола, дабы они освятились от близости трапезы Господней.

 На утрене в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ. Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа Литургии, снимает с главы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно.

Обратите внимание

После входа с Евангелием поется тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: «Хотех слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и вземлет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!«.

 «Кто обуреваем и притек?яй к пристанищу сему не спасется? или кто, бол?знуя и прип?дая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и Врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!«.»Овча есмь словеснаго Твоего стада, и к Тебе прибег?ю, Пастырю Доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя«.

Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются и в чине малой схимы: «Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу?» и т. д. и при этом вопрошает: «Отрицаешися ли мира и яже в мире, по заповеди Господней?»

После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Затем следует облачение.

Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: «Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа«.

При облачении в мантию говорит: «Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа«. Вместо клобука великосхимник надевает к?к?ль (греч. «то кук?лион» – шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает главу и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

При надевании его настоятель произносит: «Облачится в кук?ль беззлобия, в шлем спасительнаго упования». Затем возлагается аналав (от греч. – «аналамванин» – воспринимать) – такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами.

При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на р?мех и следует Владыке Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира – братским приветствием.

Если пострижение совершается не за Литургией, то после облачения нового схимника следует краткая ектения диакона о его благостоянии духовном и пение крещального стиха: «Ели?цы во Христа крести?стеся, во Христа облек?стеся, аллилуиа«, после чего читается Апостол, где святой апостол Павел (Еф. 6:10-17) учит, какова наша духовная брань и как мы должны сражаться. Затем следует евангельское чтение (Мф. 10, 37, 38; 11, 28-30), где Спаситель проповедует самоотвержение и отвержение от плотских привязанностей.

Важно

Братия, приветствуя нового сподвижника целованием мира, поют: «Познаим, братие, Таинства силу: от греха бо по Отческому дому востекшаго блуднаго сына, Преблагий Отец, предусрет, лобызает и паки Своея славы д?рует познание, и таи?нственное горними совершает веселие, закалая тельц? упит?ннаго, да мы достойно жительствуем Заклавшему Человеколюбивому Отцу и славному Заколению – Спасу душ наших«.

В последовании великого ангельского образа находится еще молитва «во еже сняти кукуль». Как новопросвещенные, после Крещения, в продолжении семи дней должны пребывать при всех богослужениях в белой одежде, так и монахи после пострижения семь дней должны присутствовать в храме в своих одеждах.

На восьмой день они всенародно в церкви с молитвою слагают с себя кукуль как принадлежность, отличительную от прочих монашеских степеней, чтобы обратиться к телесному подвигу послушания и ежедневному рукоделию.

Потом схимник может по собственному усмотрению надевать кукуль и слагать его с себя по необходимости.

В Большом Требнике сказано, что монах после пострижения (малого и великого) должен пребывать в церкви дней пять, упражняясь в чтении, и на это время освобождается от прочих послушаний.

Монах-священник, принявший великую схиму, может литургисать. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом) (Номоканон, гл. 90).

Источник

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kak-proisxodit-postrizhenie-v-velikuyu-sximu/

Схима: монах и «схема» ангела — Православный журнал «Фома»

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ.

Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру.

То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника.

Совет

Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени.

Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений.

Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку.

Читайте также:  Молитва от злого начальника на работе

Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнуты воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Постригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя.

Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией.

Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Обратите внимание

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества.

Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей.

Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы.

По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Важно

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Источник: https://foma.ru/shima-vid-obraz-ili-shema-angela.html

Что такое схима у монахов? — База ответов на любые вопросы

Схимой называют обет православного монаха соблюдать чрезвычайную строгость в своём образе, поведении.

Символом данного обета становится монашеское облачение, которое, в зависимости от степени посвящения, имеет три вида — рясофор («носящий рясу»), малую схиму (малый ангельский образ, мантия) и великую схиму (великий ангельский образ).

Когда человек посвящается в рясофоры, он не приносит перед лицом Господа обета и становится рясофорным монахом. Его облачением становятся рясы (верхнее одеяние, не предназначенное к богослужению), камилавки (головные уборы), подрясник (нижнее одеяние, предназначенное и к богослужению, и к прочему ношению).

Рясофорный монах проживает трёхлетний искус, испытывая себя — может ли он отказаться от всякого соблазна, от родных, от себя во имя служения Богу?

Пострижение в малую схиму

Постригаемый в малую схиму должен дать обеты девства (отказ от женитьбы и детей), послушания, нестяжания (отказ от материального богатства), непрестанной молитвы. Такому монаху позволено надевать паллий, или мантию — длинную, до пола, безрукавую накидку, покрывающую рясу.

Другими символами малосхимника становятся параман — четырёхугольный плат; клобук — особая шапка, символизирующая терновый венец; чётки и сандалии.

Став малосхимником, монах выбирает путь строгого, всестороннего аскетизма. Он обязательно, в отличие от рясофора, изменяет своё имя. Обет послушания монах исполняет, подчиняясь воле старца — своего духовного руководителя.

Пострижение в великую схиму

Пострижение в великую схиму — вступление в высшую степень монашества, где — предельно полное отчуждение от мирского, отвержение от себя даже ради единения с Господом. Таких монахов называют схимниками, схимонахами.

При пострижении схимонахи дают те же обеты, что и малосхимники, но в более категорической и доведённой до предела форме. Они ещё раз меняют имя, тем самым не просто обретая нового небесного водителя и заступника, но и окончательно порывая со своим происхождением, человеческими связями.

Нередко схимник поселяется отдельно от другой братии и не совершает обычных послушаний: его дело отныне — духовничество и служение литургии.

По внешнему виду схимники определяются аналавом — крестовидной перевязью, возлагаемой на грудь, плечи и спину и имеющей форму Андреевского креста; куколем — островерхим капюшоном с длинными полосами материи, свисающими на грудь и спину, с нашитыми крестами, серафимами и текстом Трисвятой песни; хитоном и поясом. Всё одеяние будущего схимника вечером перед пострижением вносят в алтарь и кладут у подножия его, чтобы одежда освятилась у трапезы Господней.

Читайте также:  Сильная молитва святому иоанну сочавскому на успешную торговлю

Настоящее великое схимничество настолько трудно, настолько должно быть вызвано чрезвычайными внутренними устремлениями и глубочайшей верой, что в современной церкви схимников мало. Часто в схимники постригают тех, кто находится при смерти, очень стар, немощен. Если же ещё молодой, полный сил монах принимает схимонашество, он совершает настоящий подвиг.

Происхождение схимы и схимонашества

Схимонашество появилось в IV веке, а чин пострижения дал Пахомий Великий. Упорядочение системы монашества произошло на Четвёртом Вселенском Соборе, где пустынники, проживавшие в монастырях, стали называться схимонахами, затворниками.

Первоначально схимники почти ни с кем не общались, творя молитву вместо речей. Однако в XIX – XX веках произошли перемены.

Многие из схимников в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости, и по этой причине правящий архиерей благословил их на утешение приходящего народа.

Люди потянулись к схимникам в Оптину Пустынь, Лавру Преподобного Сергия, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-sxima-u-monaxov/

Великая схима

Уходят, к сожалению, старцы.

07.04.2017 Трудами братии монастыря  11 264

Великий пост 2017 года в монастыре ознаменован еще одним событием – проведением пострига в великую схиму начальника подворья Валаамского монастыря игумена Ефрема с наречением имени схиигумен Гавриил. По традиции чин пострига совершил игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий.

Великая схима, которая иначе называется великим ангельским образом – высшая ступень монашества, это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Ее принимают монашествующие, немалое время проведшие в духовном делании и преуспевшие в добродетелях, а главное – всем сердцем возлюбившие молитву, стяжавшие навык в ней, способные молиться не только за себя, но и за ближних.

Иноческие постриги на Валааме

Принятие великой схимы похоже на пострижение в малую схиму. Принимающий пострижение снимает обувь и головной убор, так же подходит к игумену монастыря, и тот задает ему те же вопросы.

Совет

Трижды подает ему ножницы, но вместо клобука схимник получает кукуль – остроконечный капюшон, расшитый образами креста, херувимов и текстами молитв.

Кроме этого, на рясу схимника надевается еще «аналав» – специальная накидка с крестами, покрывающая грудь, плечи и спину подвижника.

Все эти одежды призывают монаха к неустанной борьбе с внутренним духовным врагом с целью достижения спасения во Христе и молитвы за весь мир.

Обращаясь к новопостриженнему, Владыка Панкратий дал напутственное слово:

«Дорогой наш брат схиигумен Гавриил! Нечасто в нашей обители совершаются постриги в великую схиму. А здесь, на Московском подворье, я думаю, что со времен восстановления этого подворья впервые совершён постриг в великую схиму. И, конечно, это большое событие для всех нас. В первую очередь для тебя.

Потому что ты слышал те слова, которые в последовании произносятся.

Те обетования великие, которые ты давал, которые ожидает, что исполнишь ты и вся братия: не только которая здесь присутствует, но и вся братия валаамская и все те, которые здесь несут послушание, и те, которые блаженствуют в Вечности – все ожидают от тебя исполнения тех обетов, которые были даны тобою на этом постриге в великую схиму.

И в первую очередь, конечно же, ожидаем мы того, что в соответствии с нашей русской древней традицией в схиме посвящаем себя, главным образом, молитве. Уже стараемся, насколько возможно, избегать суетных попечений и всяких забот, и всяких дел, которые отвлекают от молитв.

«Чин пострига древний. По строгости даваемых обетов различают три степени монашеского восхождения: иночество, малая схима и великая схима. Иночество – первая ступень, малая схима – это обычный монашеский постриг. Великая схима – полное отвержение мира, схимник – молитвенник за весь мир.»

Наверное, тебе это будет сложно, поскольку то послушание, которое ты исполняешь, возглавляя скит в горах Кавказа, хотя и вдали от мира, но все равно требует определенных забот и попечений. Конечно, не сможешь ты оставить и своих многочисленных духовных чад.

Но все же надо. Теперь отныне главное стремление, главное попечение, главное усилие всего существа своего направить на молитву, стяжание молитвы Иисусовой, на молитву обо всем мире, потому что сейчас, наверное, как никогда нуждаемся в усиленной молитве.

Уходят, к сожалению, старцы. И, конечно же, с их уходом оскудевает молитва тех, кто остается здесь, всякого воинствующего.

И поэтому, когда происходит постриг в схиму, то все мы надеемся на то, что будет хоть в какой-то части восполнена молитва тех старцев, которые уже ушли ко Господу, которые молятся о нас, но уже на Небе.

Поэтому просим тебя и благословляем тебя в первую очередь заботиться о стяжании дара молитв, молиться о нас, о всем мире. И в этом назидать ту братию, которая подчинена твоему попечению.

Да благословит тебя Господь!».

Источник: https://valaam.ru/publishing/24740/

Совершен чин пострижения в великую схиму иеромонаха Киприана (Хайнриха) — Берлинско-Германская епархия

Берлинско-Германская епархия > Новости епархии > Совершен чин пострижения в великую схиму иеромонаха Киприана (Хайнриха)

30 марта в храме во имя преподобного Сергия Радонежского архиерейской резиденции в Карлсхорсте (г.

Берлин) по окончании вечернего богослужения был совершен чин пострига в великую схиму настоятеля прихода в честь иконы Божией Матери «Жировицкая» г.

Обратите внимание

Гиссена, иеромонаха Киприана (Хайнриха) с наречением имени Корнилий. Чин пострига совершил архиепископ Подольский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией.

Владыка Тихон обратился к новопостриженному с напутственным словом:

Возлюбленный во Христе схииеромонах Корнилий!

Поздравляю тебя с воспринятием Великого ангельского образа. Господь услышал твои усердные молитвы. Исполнилось желание твоего сердца всецело посвятить теперь жизнь твою сугубым монашеским подвигам.

Великая схима – высшая ступень монашества. Это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Она под силу тем, которые немалое время провели в духовном делании и преуспели в добродетелях, а главное – всем сердцем возлюбили молитву, стяжали навык в ней, способны молиться не только за себя, но и за ближних.

Читайте также:  Молитва от порчи николаю чудотворцу и сглаза, текст

По словам богоносных Отцов, монашество есть второе рождение. Именно поэтому ты воспринял в этом, как называет монашество свт. Василий Великий, «восьмом таинстве Церкви», новое имя для жизни во Христе. Твоя мысль должна быть всегда обращена к твоему небесному покровителю, прмч. Корнилию, игумену Псково-Печерскому.

Это имя тебе дано не случайно.

После полученного тобою приглашения Святейшего Патриарха Пимена, в течение многих лет ты имел возможность посещать ставший дорогим твоему сердцу Псково-Печерский монастырь, молиться у раки с мощами преподобномученика, общаться с духоносными старцами, своими подвигами молитвы, послушания, нелицемерной любви, утвердивших тебя в спасительной вере и решимости следовать Богу путём возлюбленного монашества. Всегда с благодарностью вспоминай их имена в молитве, руководствуйся их советами и подражай им.

Преп. Корнилий, святое имя которого ты воспринял, своими трудами украсил монастырь, поставил на должную высоту внутреннюю сторону жизни монахов, и сам явился светильником нравственного совершенства, примером исключительной честности и усердия, молитвенником пред Богом, помощником и покровителем всех притекающих к нему.

Он старался личным примером возбудить в подчинённых ему иноках ревность к подвижничеству: был твёрдым, правдивым и строгим блюстителем монашеских обетов и порядков в обители. Жизнь иноков протекала при нём в духе первых христианских подвижников – в строгом исполнении монашеских уставов, трудах, смирении, молитве и посте.

Бескорыстие, благотворительность, кроткие наставления к христианскому образу жизни, строгий порядок в обители, благолепие церковных служб и крестных ходов, нравственно-высокая жизнь насельников монастыря не могли не произвести огромного изменения в душах языческих племен. Он обращался к ним со словом спасительной Истины, и они принимали Православие.

Важно

Свой подвиг он запечатлел такой любовью к святому монашеству, что, мученически окончив свою жизнь, воспринял от Бога венец неувядаемой славы монаха и мученика.

Вот, в кратких чертах я описал тебе жизнь и подвиги преп. Корнилия. Подражай ему во всём.

Будь, по подвижническому слову, игуменом своего сердца, помня слова Господа и Спасителя нашего: «из сердца бо исходят злая..» (Мф. 15, 27), старайся возделывать его покаянием.

Исповедуйся ежедневно пред Богом в своих согрешениях. Как можно чаще, приноси Богу покаяние через твоего, Богом тебе вручённого, духовного отца.

Молитва да будет на устах твоих всегда. По слову Апостола, «непрестанно молитесь» (1Сол. 5, 17). Молись о своем вечном спасении, о тех, кому ты обязан жизнью, воспитанием, духовным возрастанием, о любящих и ненавидящих тебя, молись о всех, и никому в молитве не отказывай.

В молитве – царице всех добродетелей (преп. Иоанн Лествичник) – черпай силы, ищи просвещение ума, испрашивай всё потребное для вечного спасения и твоего духовного совершенства. Помни всегда, что молитва есть проявление любви к Богу.

Навсегда запомни высказывание о молитве одного святой жизни афонского подвижника: «Если хочешь узнать насколько человек любит Бога, не спрашивай его об этом прямо. Спроси косвенным образом: сколько он молится? Из его ответа ты поймёшь, насколько он любит Бога».

Молитва для тебя да будет равно дыханием. По слову свт. Григория Богослова, молиться необходимо более, нежели дышать.

Совет

Дорогой во Христе, схииеромонах Корнилий. Ты будешь нести своё послушание и проводить жизнь вне стен монастыря. Это требует особого внимания к себе и сосредоточенности. Пусть жизнь твоя, по примеру преп. Корнилия, будет святой и богоугодной.

Следи за своими чувствами и мыслями, отгоняй сразу же приходящие греховные помыслы, молитва Иисусова да не сходит с уст твоих. Помни о том, что монах призван не только ко спасению, но и к духовному совершенству. Углубляйся в Святое Писание, стремись жизнью своей исполнять слово Божие.

Черпай наставления у святых отцов, руководствуйся советами твоего духовного отца, поручившегося за тебя пред Богом дать ответ.

Свидетельствуй окружающему тебя миру о красоте и святости Православия строгим и ревностным исполнителем церковных и монашеских уставов.

Да укрепит тебя Сам Господь на выбранном тобою пути, и да поможет тебе и всем нам удостоиться войти в Его небесный чертог и славу молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех в иночестве просиявших. Аминь.

Великая схима — высшая степень монашества. Посвященные в схиму дают обеты выполнения более суровых монашеских правил.

Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенский собор прав. 4).

В монастырях бывшие отшельники образовали особую «степень», «чин», «образ», которому стало усвояться наименование «великого» в отличие от киновиатов, т.е. общежитийных иноков, получивших название малого ангельского образа.

Для иноков великого ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство.

В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года — VI Вселенский собор прав. 41).

К началу IX века деление монашествующих на три степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в.

содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в схиму, или великий ангельский образ. Чинопоследование малой схимы отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой схимы — большою торжественностью. Уподобление св.

Обратите внимание

отцами и учителями церкви пострижения в великую схиму, с одной стороны, таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями и молитвами.

Источник: https://rokmp.de/sovershen-chin-postrizhenija-v-velikuju-shimu-ieromonaha-kipriana-hajnriha/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector