Статья об общей концепции теории закона кармы, в которой будет рассказано, откуда произошло само понятие кармы, и каким образом его интерпретируют в различных духовных школах и религиозных учениях.
Закон кармы. 12 законов кармы
Для начала давайте рассмотрим, откуда произошло само понятие «закон кармы».
Некоторые люди думают, что происхождение этого закона связано с ведизмом, другие приписывают его буддизму, третьи вообще к новым течениям, сформировавшимся в современных духовных практиках.
И те и другие отчасти правы, но для того чтобы узнать, откуда в действительности пришёл закон кармы, мы должны обратиться вглубь веков.
Само слово «карма» ведёт своё происхождение от слова kamma, что в переводе с языка пали означает 'причина-следствие', 'воздаяние', 'деяние'.
Понятие кармы не может рассматриваться отдельно от таких краеугольных концепций, как реинкарнация и сансара. Обо всём этом мы сейчас и поговорим. Впервые слово «карма» встречается в Упанишадах. Это, как мы знаем, один из текстов, относящихся к веданте, или учению вед.
Поэтому если говорить правильно, то все последующие применения понятия кармы в других учениях и религиях происходят непосредственно из веданты. Буддизм также позаимствовал его оттуда, т. к.
сам Будда был рожден в Индии, где господствовали правила древних учений Вед и веданты.
Что же такое закон кармы? Это вселенский причинно-следственный закон, согласно которому все наши действия — праведные и греховные — будут иметь последствия. Причём эти последствия могут проявиться не только в текущем воплощении, если мы принимаем на веру концепцию о реинкарнации сущности и переселении душ, а также в последующих.
Однако, по мнению автора статьи, этот подход слишком линеен и применим только в том случае, если мы рассматриваем время как линейное, двигающееся строго вперёд. Существуют другие концепции движения времени, когда все три его составляющие, условно называемые «прошлое», «настоящее» и «будущее», развиваются одновременно.
Но это уже тема другого разговора, однако, желательно, чтобы читатель понимал, что не всё так однозначно, как этого хотелось бы.
Выбор
Таким образом получается, что от наших поступков и мыслей, совершаемых сейчас или совершенных в прошлом, будет напрямую зависеть и наше будущее. Этот вывод интересен тем, что, в отличие от идей христианства или ислама, в ведантизме гораздо больше подчёркивается индивидуальная ответственность человека за то, что им совершается.
Одновременно с этим ему предоставляется большая степень свободы выбора: он вправе выбирать свою судьбу, т. к. от чистоты его мыслей и поступков будет зависеть и его будущее.
С другой стороны, прошлая, накопленная человеком карма на протяжении его предыдущих воплощений оказывает влияние на то, как он живет сейчас, в особенности на такой фактор, как условия, в которых человек родился.
Что такое реинкарнация и закон кармы
Как мы уже сказали, без концепции реинкарнации практически невозможно было бы объяснить и сам закон кармы. Реинкарнация — это идея о перерождении сущности. Сущность можно назвать душой или духом, но суть состоит в том, что душа постоянно перерождается в разных телах и не всегда человеческих.
Идея о реинкарнации пришла к нам не из Индии или, вернее, не только оттуда. До нашей эры, в античную эпоху, эллины дали этому понятию другое название — метемпсихоз. Но суть реинкарнации и метемпсихоза одна. Известно, что Сократ, Платон и неоплатоники разделяли идеи метемпсихоза, что видно из «Диалогов» Платона.
Таким образом, зная, что реинкарнация — это неотъемлемая часть нашей жизни, мы понимаем, что закон кармы работает в полную силу.
То, как вы (ваша сущность) вели себя в прошлых воплощениях, непременно скажется на том, что происходит в настоящем, а, быть может, и в других перерождениях.
Также в течение этой жизни у человека существует возможность улучшить свою карму за счёт благих действий и мыслей так, что уже в текущем воплощении можно развернуть направление своей жизни в благоприятное русло.
Почему у христиан нет концепции реинкарнации?
В древних направлениях христианства, таких, как секты катаров или альбигойцев, вера в реинкарнацию существовала, но в традиционном христианстве эта идея полностью отсутствует, т. к.
считается, что душа пришла сюда единожды и после физической смерти тела она предстанет перед Богом, где будет решено, что произойдёт дальше, в жизни после смерти, — рай или ад. Таким образом, у человека нет других попыток, что в какой-то мере обделяет и уменьшает количество возможностей для совершения добрых дел.
С другой стороны, он избавлен от пребывания в сансаре, на которую обречены живые существа согласно концепциям веданты и буддизма.
Прочитайте статью «Реинкарнация в Православии».
Важно отметить следующий аспект понятия кармы: она не является наказанием или воздаянием, хотя может так переводиться. Карма — это последствия, которые человек получает, исходя из того, как он жил.
Здесь нет влияния провидения, поэтому человек решает, что будет лучше для него, и он сам может решить, каким образом вести себя, чтобы максимально повлиять на судьбу в этом и последующих воплощениях.
12 законов кармы, которые изменят вашу жизнь. Закон кармы кратко
- Первый закон — великий. Закон причины и следствия. Что посеешь, то и пожнёшь.
- Второй закон — закон создания. Жизнь возникла давно, но она требует от нас участия. Мы — её часть. Отсюда можно сделать вывод, что накапливаемая карма членов общества также влияет и на развитие всего общества.
- Третий — закон смирения. Принятие ситуации.
Это один из наиболее популярных законов, который в настоящее время попросту эксплуатируется по поводу и без повода различными духовными учителями. Суть его состоит в том, что, только приняв ситуацию, человек сможет её изменить. В целом здесь говорится даже больше, чем о самом принятии: скорее, речь идёт об осознании.
Как скоро вы осознаете ситуацию или состояние, в котором вы находитесь, вы сможете на это повлиять.
- Четвёртый — это закон роста. Человек должен что-то менять в первую очередь в самом себе. Изменяя себя изнутри, он меняет свою жизнь и снаружи, таким образом воздействуя и на окружающее.
- Пятый — закон ответственности.
То, что происходит с человеком в его жизни, зависит от его поступков в прошлых и настоящей жизнях.
- Шестой закон — о связи. Всё, что бы мы ни делали в настоящем или прошлом, оказывает влияние на окружающее и будущее. Здесь будет уместным вспомнить эффект бабочки. Любое, казалось бы несущественное, действие или мысль оказывает влияние на нас и на других.
- Седьмой — закон фокуса. Нельзя думать о двух вещах одновременно.
- Восьмой — закон благодарения. Здесь речь идёт не о благодарности кому-то конкретному и даже не о благодарности божеству, а в целом — миру. То, что вы выучили, вы должны будете однажды применить. Это и будет вашей благодарностью по отношению ко Вселенной.
- Девятый закон — здесь и сейчас.
Опять же, один из наиболее популярных законов, позаимствованных многими духовными школами. Концентрация мысли на настоящем моменте, потому что, находясь в настоящем, но думая о прошлом или будущем, мы пропускаем настоящий момент, лишая его первозданности. Он пролетает перед нами, но мы его не замечаем.
- Десятый — закон об изменении.
Ситуация не изменится и будет повторяться в разных видах до тех пор, пока вы не извлечёте из неё нужный урок.
- Одиннадцатый — закон о терпении и вознаграждении. Для того чтобы получить желаемое, нужно прилагать усердие, и тогда желаемая награда станет доступной. Но самая большая награда — это та радость, которую человек получает от выполнения правильных действий.
- Двенадцатый — закон значения и вдохновения. То, во что вы вложили много энергии, играет в вашей жизни большое значение, и наоборот.
Существуют и так называемые 9 законов кармы, но они по большей части дублируют уже имеющиеся 12 и относятся к дальнейшему углублению теории закона кармы. Вкратце закон кармы можно свести к следующему: всё то, что с человеком происходит в жизни, — это результат его действий в прошлом или настоящем и направлено на то, чтобы восстановить баланс между совершённым и совершаемым в настоящем и будущем.
Закон воздаяния — карма: закон кармы гласит, что человек ответственен за происходящее с ним
Как мы уже отметили выше, закон кармы — это не закон воздаяния. Вернее, он не должен пониматься как воздаяние извне, невидимой рукой господа или чего-то другого.
Этот закон можно понимать с позиции воздаяния только таким образом, что человек своими поступками формирует свою реальность, поэтому и воздаяние будет происходить в зависимости от того, сколько благих или неправильных поступков и мыслей было сгенерировано на протяжении прошлых жизней. Отсюда ведут начало такие понятия, как «тяжёлая» или «лёгкая» карма.
Если у человека «тяжёлая» карма, то её, быть может, придётся изживать на протяжении нескольких воплощений и она будет продолжать оказывать воздействие на человека в виде жизненных обстоятельств, его окружения и т. д.
Интересно посмотреть на трактовки понятия закона кармы в философских школах санкхьи и мимансы. Это древние философии, возникшие на основе учения Вед. Здесь закон кармы понимают исключительно как автономный. Он не связан никоим образом с воздействием свыше, т. е.
ответственность за происходящее всецело лежит на человеке. В других школах, признающих наличие Бога или верховного существа, которое управляет нашей жизнью, закон кармы объясняется уже по-другому.
Человек не ответственен за всё, что с ним происходит, потому что есть невидимые силы, от которых также зависит течение жизни во Вселенной, но закон кармы при этом действует.
Путь Будды и законы кармы
Одна из наиболее значимых для нас интерпретаций закона карма пришла к нам из учения буддизма. Будда, как мы знаем, признавал действие закона кармы, но его прочтение этого закона не было жёстким.
В буддизме наличие кармы не означает, что человек проживёт свою жизнь только так, как ему это предначертано в связи с накопленной им кармой из предыдущих воплощений.
Таким образом, Будда говорит, что человек властен над судьбой, у него есть свобода воли.
Согласно Будде карма делится на 2 части: накопленная в прошлом — пурана-камма, — и та, что формируется в настоящий момент — нава-камма. Прошлая карма определяет обстоятельства нашей жизни сейчас, а то, что мы делаем в настоящий момент, — нава-камма — будет формировать наше будущее.
По-другому это ещё называется «дайва», или судьба, детерминированность, а вторая часть — это пуруша-кара, или человеческое действие, т. е. человеческая инициатива, воля.
Благодаря этой второй части кармы — нава-камме или пуруша-каре — человек способен изменить своё будущее и даже настоящее.
Самым важным моментом пуруша-кары (человеческого действия) можно считать её высшее проявление — действие без желания получить результат. Это одна из основ учения Будды — исключить желание, т. к. желание есть основа страдания. Учение о страдании — это своего рода аксиома учения буддизма, известная как «4 Благородные Истины».
Только после освобождения от желания, любые совершённые действия перестанут быть привязанными к результату, т. к.
именно желание результата, каков бы он ни был — хороший или плохой, хорошим или плохим намерением он формировался, — продолжает работать на создание кармы.
Неудивительно, что Будда также говорит о том, что только действия, произведенные в результате намерения, а не просто любые действия, приводят к созданию кармы. Так мы видим опять же уклон в сферу осознанности.
Тем, кто стремится перейти в нирвану, нужно постепенно избавиться от желаний. Тогда вы обретёте мокшу, и закон кармы перестанет работать. Из изложенного выше понятно, что закон кармы будет работать там, где есть привязанность к результату, а она генерируется силой желания.
Нужно понизить стремление получить что-то, и тогда вы это получите. Это один из выводов, которые можно сделать, изучив закон кармы и его толкование Буддой. В теории его легко понять, но применять на практике бывает довольно сложно. Для того чтобы стать Буддой, не нужно стремиться им стать.
Это изложенная в одном предложении суть учения буддизма.
Источник: https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/zakon-karmy/
Карма и реинкарнация в буддизме
Карма — это закон причины и следствия, реинкарнация — это перевоплощение души, обременённой весом кармы. Представления о карме и реинкарнации являются центральными для всех индийских религий. Благодаря понятиям кармы и реинкарнации спасение в Индии, — это вовсе не жизнь на небесах, а возможность больше никогда не рождаться в физическом мире.
Вместе с тем, идея кармы и реинкарнации, являясь общей для индуизма и буддизма, в каждой из этих религий имеет свои характерные черты.
С точки зрения индуизма, в проблеме кармы и реинкарнации всё предельно ясно – душа, рождаясь в теле, создаёт своими поступками хорошую или плохую карму и, в зависимости от этой кармы, перерождается в той или иной форме жизни.
В буддизме с кармой и реинкарнацией всё немного сложнее, поскольку там вообще отсутствует понятие души.
Понятия кармы и реинкарнации в буддизме
Человек, согласно верованиям буддизма, — это просто набор дхарм (своеобразных единиц ментальной энергии, из которых состоит Вселенная), переходящих в то или иное состояние бытия. Мы не имеем души, но в нашем теле существует некая субстанция сознания, вечного и непрерывного. Как раз это сознание и может быть подвергнуто законам кармы и реинкарнации с точки зрения буддизма.
Будда Шакьямуни учил, что миром правит ненасытное стремление к благам и постоянное появление всё новых и новых желаний.
Человек страдает, потому что не может до конца удовлетворить все свои желания и потребности: удовлетворение одного стремления тут же порождает другое, этот бесконечный круговорот желаний и страданий создает карму и реинкарнацию.
Сознание, воплощённое в теле, становится зависимым от потока кармы и вынуждено перерождаться вновь и вновь в колесе сансары. Освобождение от кармы и реинкарнации может быть достигнуто только с помощью уничтожения желаний и стремлений. Достигнув этого состояния, субстанция сознания, наконец, сможет раствориться в извечной пустоте–нирване.
Закон кармы и реинкарнация в шести мирах буддизма
Согласно понятию реинкарнации в буддизме, сознание может освободиться от кармы только в человеческом воплощении, в то время как колесо рождения и смерти (сансара) действует в шести мирах: мире богов, полубогов, людей, животных, духов и адских существ.
В зависимости от характера желаний и намерений, карма может быть легче или тяжелее и именно от этого зависит, в каком из миров воплотится сознание. Самая удобная для просветления форма жизни во Вселенной – это человек.
Только в человеческом теле сознание может откинуть ненужные стремления и вырваться из власти кармы и реинкарнации. Вместе с тем, человеческое существование – далеко не самое комфортное из всех в бытовом плане.
Но даже мир богов имеет меньше преимуществ по сравнению с нашим миром, — наделённые властью воплощать все свои желания, боги ещё глубже погружаются в круговорот сансары и смогут освободиться от него, только воплотившись человеком.
Даже в том случае, если субстанция сознания во всех своих воплощениях совершала исключительно хорошие поступки и создала себе положительную карму, она всё равно не сможет в одночасье переродиться просветлённой.
Награда за хорошую карму – воплощение в мире богов, а обо всех каверзах этого воплощения уже было сказано выше.
Поэтому единственная возможность избавится от кармы и реинкарнации – осознать суть взаимосвязи желания-страдания в человеческом воплощении и откинуть все свои стремления как ненужные.
2014-11-19 15:46:13
Источник: https://www.astrostar.ru/articles/ezoterika/karma-i-reinkarnatsiya/karma-i-reinkarnaciya-v-buddizme.html
Что такое карма в буддизме и индуизме? — База ответов на любые вопросы
Понятие «карма» встречается в буддизме, индуизме и в некоторых оккультных науках. Оно используется как базовая идеология в этих религиях и считается одним из важнейших принципов восточной философии.
Толкование термина в разных религиозно-философских системах может несколько различаться, но суть везде остается одинаковой. Что же такое карма? Как она влияет на жизнь людей и определяет их судьбу?
Что значит слово «карма»?
Термин «карма» впервые появился в древнеиндийских трактатах Упанишады, написанных предположительно в VIII столетии до нашей эры. Согласно учению, любое живое существо на планете отвечает за свои поступки и испытывает на себе все последствия своих действий, то есть получает плоды кармы, называемые в индуизме «карма-пхала».
В переводе с санскрита слово «карма» означает «воздаяние» или «причина-следствие». Некоторые источники трактуют понятие как «труд, действие».
Что такое карма?
Восточные философы полагают, что ни один поступок не проходит бесследно. Каждое наше действие влияет на окружающий мир и приводит к его изменению. Многие понимают карму слишком буквально и думают, что если человек посмел сделать плохой поступок, то в будущем его ожидают те же проблемы.
На самом деле карма формируется на протяжении всего человеческого существования, а расплата наступает уже после перерождения в следующих жизнях.
Что означает карма в буддизме?
В буддизме карму подразделяют на плохую (акусала) и хорошую (кусала). Сторонники буддистской религии полагают, что судьба человека определяется только осознанными поступками и формируется исходя из двух видов кармы – нава-каммы, которая создается в текущей жизни и воздействует на будущее, и пурана-каммы, связанной с прошлыми жизнями.
Если пурана-камму изменить невозможно, то нава-камма считается свободной инициативой, то есть человек может самостоятельно принимать решения и действовать таким образом, чтобы в дальнейшем получать воздаяние.
Интересно, что в буддизме каждый поступок приводит к каким-то определенным последствиям. К примеру, жестокое отношение к другим людям повлечет за собой болезни, а совершенное убийство либо насилие станет причиной небольшой продолжительности жизни.
В целом же механизм кармы в буддизме довольно запутанный и тяжело поддающийся пониманию, поэтому, по утверждению Будды, осознать его может только тот человек, который достиг пробуждения.
В чем разница между кармой в буддизме и индуизме?
Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-karma-v-buddizme-i-induizme/
Путь будды и закон кармы
В переводе древнего литературного языка санскрита, слово «карма» переводится, как «содеянное».
В буддизме под кармой принято понимать намеренный поступок или деяние совершаемое человеком по определенным причинам.
Карма – это основа закона причинно-следственных связей, согласно которому, человеку возвращается все, сделанное им при жизни, чтобы определить дальнейшую судьбу при последующих перерождениях.
Карма это не наказание или награда, это общая информация и энергия действий, совершенных человеком при жизни на земле, а также в предыдущих рождениях. Карма – это не только хорошие или плохие поступки – это намерение, не определенная сущность, а энергия, сила.
Закон кармы
Основным законом кармы в буддизме является закон Вселенной, демонстрирующий людям те последствия, к которым приводят его мысли или действия. Закон причины-следствия очень прост: хочешь быть счастливым, будь им, хочешь жить в гармонии – поступай и думай должным образом. Каждая мысль отправляется во Вселенную, когда она вернется сторицей, является лишь вопросом времени.
Жизнь любого человека это его намерения. Кроме того мы является неотъемлемой частью Вселенной. Все, что окружает нас, становится частью нас. Поэтому каждую минуту нужно помнить об огромной ответственности, возложенной на плечи каждого за мысли, действия и желания. Согласно Закону Творения каждый является важной составляющей огромного мощного организма Вселенной.
Никто в мире не может нести ответственности за вашу жизнь, поскольку вы сами ответственные за нее.
Если происходят события, выбивающие из колеи, важно не поддаться минутам слабости, а собрав волю в кулак, изменить свое угнетенное настроение на позитивный настрой, постараться изменить свое окружение, место проживания. Изменить свою жизнь в лучшую сторону можете только вы сами, об этом говорит Закон Ответственности.
Будда говорил о том, что карма не является абсолютной предопределенностью. Если бы все было кем-то предопределено, не было бы понятий воли, нравственности и духовной практики. Если это было действительно так, люди оставались бы заложниками прошлого.
Но если бы все не было предопределено, тогда не было бы смысла придерживаться определенных правил поведения, стремиться к духовному просветлению. Будда провозгласил, что кармы нельзя считать неопределенностью или полной предопределенностью.
Это совокупность этих понятий.
В сборнике высказываний Будды (Дхаммападе) карма определяется, как поступок. В каждом живом организме есть сила, называемая по-разному: сознание, инстинкты и т.д.
Именно эта сила заставляет двигаться вперед не только на физическом, но и умственном уровне. Это движение и есть наши поступки.
Повторение поступков, постепенно превращает их в привычки, а привычки формирую характер.Карма и Крийя Йога
В одном из древних буддистских текстов говорит о том, что для того, чтобы понять причины, существовавшие в прошлом, нужно посмотреть на результаты, появившиеся в настоящем. Хотите понять, каких последствий стоит ожидать в будущем, посмотрите на причины, существующие в настоящем.
Карма, как и все в мире, находится в постоянном движении. Человек создает не только настоящее, но и творит свое будущее, делая выбор каждую минуту. В таком ключе учение о карме вдохновляет каждого стать главным действующим лицом в своей жизни, не становиться смиренным.
Согласно закону Кармы опыт прежних жизней определяет шаблоны жизненных ситуаций в настоящем. Часто мы задаемся вопросом, почему это происходит именно со мной? Ответ в Законе Кармы, поскольку ее сценарии переходят из одной жизни в другую, пока человек не вынесет из них правильный вывод, не приобретет опыт, чтобы принять важные решения.
- По всем вопросам пишите: +7 (968) 461 91 81 (ТОЛЬКО WHATSAPP)
- или свяжитесь по электронной почте: omdatta@mail.ru
- Полезные статьи:
- — Индивидуальные консультации;
- — Записаться на семинар;
- — Книги Святослава Дубянского;
- — Крия Йога Видео;
- — Йога для начинающих;
- — Йога для позвоночника;
- — Что такое Йога?;
- — Саи Баба;
- — Према Саи
Источник: https://dubyanskiy.ru/articles/put-buddhi-i-zakon-karmi
Карма в тибетском буддизме
В тибетском буддизме понятие кармы имеет весьма чёткие определения. Карма — это закон причины и следствия. Мяч бросили — мяч упал. Однако помимо этого существует и определённая оценочная градация. Говорится о том, что карма делится на позитивную, негативную и нейтральную.
Нейтральные результаты приносят такие же действия, эмоционально не окрашенные. Например походы за продуктами, приготовление еды и другие повседневные бытовые занятия. Позитивная карма связана с позитивными эмоциями, действиями, намерениями и побуждениями.
Ну и негативные кармические отпечатки остаются в потоке нашего сознания тогда, когда мы совершаем действия (физические, словестные или даже мысленные) под воздействием негативных эмоций. Таких как жадность, зависть, ревность, страх, злость, раздражение и прочее. Когда мы думаем в первую очередь о себе, а не о других.
В буддизме считается, что человек не может стать абсолютно счастливым до тех пор, пока те, кто его окружает, не станут счастливыми. А в глобальном смысле говорится, «пока все живые существа не обретут счастье». При этом не стоит понимать эту схему слишком поверхностно, она по своей структуре многослойна.
Так, например, если мы долго кому-то помогали, а потом этот человек подложил нам «свинью», это не значит, что причинно-следственные связи не работают. Во многих учениях такие примеры подробно разбираются и подчёркивается, что это лишь значит, что мы всё равно испытываем негативную карму, связанную с нашими действиями в прошлом.
Не важно от какого человека это исходит. И если мы кому-то действительно искренне помогаем, то это принесёт свои результаты в будущем, не обязательно от того же человека.
В буддизме говорится, что любое наше действие оставляет за собой кармическое «семя». Хотя образно мне больше нравится сравнение со «следом» или «отпечатком», поскольку, на мой взгляд, это наглаядней показывает что наше сознание непрерывно меняется. Как результат этих изменений и происходят различные дальнейшие события в жизни.
Однако, сравнение с семенем хорошо отражает другой аспект понятия кармы. Для того, чтоб семя проросло необходимы условия: солнце, вода, земля, отсутствие вредителей и тому подобное. Так же и для раскрытия кармических семян необходимы определённые условия. Отсутствие или наличае таких условий также связано с кармой.
Например, если в потоке нашего сознания есть кармическое семя быть обворованным потому что когда-то (может и в прошлой жизни) мы сами воровали, но в этой жизни мы давно поняли, что воровать нельзя и практикуем щедрость, кармическое семя воровства может долго не раскрыться, либо условия настолько смягчатся, что даже если нас обворуют, это ни на что особо не повлияет.
Карма в тибетском буддизме так же делится на «выбрасывающую» (throwing) и «завершённую» (compliting). Выбрасывающая карма обладает достаточной силой для того, чтоб перекинуться или даже повлиять на условия следующего перерождения.
Завершённая же карма не обладает такой силой и либо открывается в этой жизни, либо так и остаётся не раскрытой или несущественной.
Для того, чтоб карма обладала выбрасывающей силой, необходимо соблюдение черырёх условий:
— намерение совершить действие;
— должен присутствовать объект;
— совершение действия;
— результат совершённого действия, то есть действие должно быть завершено.
Например, мы задумали украсть книгу с учительского стола. Само намерение будет негативной завершённой кармой, у которой не будет достаточно энергии перекинуться или повлиять на условия в будущей жизни.
Для создания такой мощи одного намерения недостаточно, должна быть ещё и книга на столе (объект), действие (то есть кража) должно быть совершено и ещё так же говорится о том, что мы должны испытывать удовлетворение и радость от того, что нам это удалось.
Если хоть одно из условий не соблюдено, например мы украли книгу, но потом раскаялись, то карма остаётся «звершённой» и не становится «выбрасывающей».
Или другой пример. Мы случайно наступили на муравья и убили его. Даже если мы после заметили это действие и даже если мы не пожалели о нём, из-за отсутствия первого условия, то есть намерения, карма остаётся «завершённой», то есть не обладающей сверх силой «выбрасывания».
Интересно, что вера в карму является обязательным условием принятия Буддистского прибежища. То есть нельзя позиционировать себя как буддист, не разбираясь в точности понятия карма и не веря или сомневаясь в истинности этого понятия. Другим обязательным условием принятие прибежища является вера в существование сознания, которое не умирает после смерти физического тела.
Далай Лама как-то сказал, что если учёным удастся доказать несуществование сознания, буддисты будут вынуждены признать абсолютный крах всей своей философии.
В тибетском буддизме постоянно встречается понятие «карма в действии» и, на мой взгляд, разобравшись в этом понятии появляется более чёткое представление о таком фундаментальном понятии буддистской философии как причинно-следственные связи.
Попытаемся разобраться.
Насколько я понимаю, нельзя сказать, что что-то с нами случается, то есть сами события это и есть карма.
Например: «почему украли мой телефон?» или «почему мой ребёнок меня покинул?» Если углубиться в суть понятия кармы, то, согласно буддизму, нельзя просто сказать «потому что это следствие твоих собственных поступков в прошлом». То есть судя по всему такое умозаключение будет весьма поверхностным.
Нельзя сослаться на то, что «в прошлой жизни ты сам оставил своих родителей, потому в этой жизни испытываешь такое же». Особого практического смысла с психологической точки зрения в таких верованиях не будет.
Вспоминается история про одного маленького Ламу — перерожденца большого тибетского учителя.
Как-то к нему подошла пара европейцев и в экстазе, наперебой начали рассказывать мальчику про то, как они только что окончили курсы по раскрытию третьего глаза и теперь чувствуют себя превосходно.
Маленький Лама закричал: «И ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ С ВАШИМ ТРЕТЬИМ ГЛАЗОМ? ВЫ КАК-ТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЕГО, ЧТОБ ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ИЛИ ВЫ ПРОСТО ЧЕРЕЗ НЕГО СМОТРИТЕ НА МИР?»
По-сути весь буддистский путь и философия направлены на то, чтоб «стать лучше» (to became a better person). Именно такой ответ чаще всего дают люди, приезжающие в махаянские монастыри на ретриты. А потому, конечно, идея кармы не может быть аналогична наказанию за что-то, чего ты даже не помнишь, когда совершал.
Поэтому в буддизме поясняется, что не сам факт того, что у вас украли кошелёк это ваша карма, а то, что вы от этого ощущаете чувство потери. Именно это ощущение само по себе и есть кармический отпечаток на вашем сознании.
Итак, действие бывает трёх уровней: физический, вербальный и мысленный. Но, по-сути это всё можно свести к одному только ментальному виду, поскольку два других всё равно совершаются как результат мыслей. Таким образом главным ментальным фактором, определяющим мотивацию, является намеренье.
И как раз природа наших намерений и мотиваций и есть то, что называется кармой в действии. Когда мы говорим о причинах и следствиях мы всего лишь говорим о движении потока нашего сознания.
И этот поток становится позитивным или негативным не по определению, а лишь по тому, к каким движениям или к каким другим ментальным факторам этот поток нас приводит, что мы в итоге ощущаем. Негативные и позитивные окраски здесь всего лишь указывают на то, заставляют ли последствия нас страдать или испытывать счастье.
В учениях Шакьямуни Будды говорится, что такие ментальные факторы как злость, зависть, ревность, привязанность, вожделение и прочее приводят к страданиям, а значит определяются как «негативные». Доброта, щедрость, забота о других приводят к ощущению счастья, и определяются как «позитивные» для потока нашего сознания.
Те или другие факторы появляются только в случае, если они нам на данный момент действительно присущи. Если наше сознание нейтрально, то любое движение намерения будет приводить к нейтральным результатам. И карма, как говорится, будет нейтральной.
Итак, именно характер движения нашего сознания, проявляющийся как намерения и мотивации и провоцируемые ими проявления различных ментальных факторов и определяет карму в движении, согласно понятиям тибетского буддизма.
P.S. Упражнение: в течении недели постарайтесь отмечать все приходящие чувства.
Определяйте их суть — они физические или ментальные? Они приятные, неприятные или нейтральные? Постарайтесь различить причины возникновения ваших чувств.
Постарайтесь проследить связи между чувствами и ментальными факторами, к которым они ведут. Таким как, например, страдания, привязанность, отвращение, желание помочь, любовь и прочее.
Источник: http://ab-mag.ru/all_things/2016/02/karma/
Что такое Карма
Карма — в буддизме и индуизме это энергия или сила, сформированная сознательными действиями (через мысли, слова или поступки).
Всё, что мы делаем или думаем производит энергию, которая, в том или ином виде приходит к нам обратно.
Карма — это действие, это не судьба, и не результат. Т. е. изменить ход событий можно уже сейчас, если изменить свои преднамеренные, негативные для кармы, действия.
Карма человека оказывает влияние не его жизнь и на все его перерождения. Плохая карма заставляет человека идти назад по пути своей эволюции, а хорошая — перемещает его вперёд.
Трудные кармические испытания помогают ускорить обучение и рост души, что потом может помочь улучшить карму. Конечно, это произойдёт только если человек будет стремиться к позитивным изменениям.
Что такое закон кармы?
Это причинно-следственный закон, в соответствии с ним всё, что мы делаем (или не делаем) даст результат, в этой жизни или в следующей.
В книге «Брихадараньяка-упанишада» (древние санскритские тексты, 700 г. до н. э.) говорится о законе кармы таким образом:
«Вы — это то, что является вашим желанием. Каково ваше желание, такова и воля ваша. Какова воля ваша, таков и ваш поступок (карма). Каков ваш поступок, такова и судьба ваша».
Закон кармы гласит, что человек своими действиями и мыслями сам создаёт свою реальность, и на нём лежит ответственность за всё то, что с ним происходит в этой жизни.
Т. е. если на протяжении прошлых жизней он сделал много хороших поступков у него будет «лёгкая» карма, а «тяжёлая» карма его ждёт в случае с множеством плохих, которые он будет отрабатывать (возможно и в следующих воплощениях).
Карма в индуизме
«Карма» и «закон кармы» в индуизме являются понятиями, говорящими о том, что человеческая жизнь управляется системой причины и следствия, действия и реакции. Действия и мысли человека оказывают соответствующее влияние на его будущее.
Таким образом, если происходит что-то негативное, используются эти понятия, чтобы объяснить произошедшее с людьми, которые, кажется этого не заслуживают («они должно быть сделали что-то плохое в прошлой жизни, чем заслужили такое несчастье»).
Карма в буддизме
Теория кармы считается одной из самых главных в буддизме. Буддисты считают карму законом моральной причинности.
Они считают, что всё, что происходит с человеком он заслужил по тем или иным причинам (эти причины могли произойти в этой, прошлой или более отдалённой жизни).
В буддизме каждый ответственен за своё счастье и мучение. Люди сами создают свой рай и ад, человек — архитектор своей собственной судьбы.
Карма в исламе
В исламе не существует идеи реинкарнации, но в Коране и в хадисах Пророка Мухаммада есть связь между поступками человека и его будущим.
В Коране говорится о вознаграждении за добрые поступки и о наказании за плохие, при этом расплата может прийти не обязательно в земной жизни человека.
В исламе человек также несёт ответственность за свои поступки. За добрые дела человек получает благословения в земной жизни, но потом ещё больше после смерти.
Узнайте больше о Буддизме и Сансаре.
Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/karma/
Карма — это… Что такое Карма?
Ка́рма, Ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «причина-следствие, воздаяние», от санскр.
कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.
Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит.
Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала.[1] Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.
Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму — свои действия и их последствия — и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти сансары.
В веданте отводится определённая роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида. В общем, последователи буддизма и большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы.
[2][3][4] Согласно другой точке зрения, гуру, действуя как представитель Бога, может частично освободить ученика от его кармы.[5][6][7]Индуизм
Одно из первых драматических описаний закона кармы можно найти в «Бхагавад-гите», являющейся частью эпоса «Махабхарата». Один из главных героев эпоса, Арджуна, готовясь к битве осознаёт, что в рядах его противников находятся члены его семьи, его учителя и наставники. Впав в смятение, Арджуна решает не принимать участие в сражении.
Кришна, играя роль возницы его колесницы, среди других вещей разъясняет Арджуне понятие «долга» и убеждает его в том, что долгом для него является сражаться в предстоящей битве. Вся «Бхагавад-гита» представляет собой беседу между Кришной и Арджуной о различных аспектах жизни и философских темах.
Изначальная концепция кармы в индуизме получила своё дальнейшее развитие в различных традициях и философских школах, таких как веданта и тантра.
Карма означает «действие» или «деятельность» и в более широком смысле олицетворяет универсальные принципы причины и результата, деятельности и её последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Карма не является судьбой — люди действуют в соответствии со свободой воли, создавая свою собственную судьбу.
Согласно Ведам, если мы сеем добро — мы пожнём добро; если мы сеем зло — мы пожнём зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее.
Влияние кармы можно преодолеть путём разумной деятельности без привязанности к её плодам, осуществляемой в соответствии с предписаниями священных писаний.
Закон кармы имеет духовное происхождение. Многие индуисты видят прямое вмешательство Бога в кармические процессы, тогда как другие рассматривают естественные законы действий и их последствий как достаточное объяснение эффектов кармы[8][9][10]. Карма не является наказанием или воздаянием, а представляет собой естественные последствия деятельности индивидуума.
Кармические последствия также могут быть нейтрализованы с помощью определённых действий и не обязательно являются частью судьбы индивида, не поддающейся изменению.
То есть определённое действие, практикуемое в настоящем, не привязывает индивидуума к какому-то определённому будущему опыту или реакции — карма не является настолько простым соотношением между наградой и наказанием.
В священных писаниях индуизма карма делится на три вида: санчита (накопленная), прарабдха (приносящая плоды) и криямана (накапливаемая в настоящий момент). Вся криямана-карма в конце концов превращается в санчита-карму.
Из запаса санчита-кармы для каждого воплощения индивида берётся пригоршня — и эта пригоршня действий, которая уже начала приносить свои плоды, и которая истощится только после того, как её плод будет вкушён, называется прарабдха-кармой.
Таким образом, пока запас санчита-кармы ещё не истощился, его часть забирается как прарабдха-карма, давая индивиду кармические результаты в этой жизни, и удерживая его в круговороте рождения и смерти.
Джива не может достичь мокши до тех пор, пока весь накопленный запас санчита-кармы полностью не истощится[11].
Толкование кармы в разных философских школах индуизма
Последователи некоторых систем философии индуизма (таких как ньяя и вайшешика) считают, что закон кармы непосредственно контролируется Богом — Верховным Существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом.
Таким образом, утверждается, что адришта — добродетельная и греховная карма определённых живых существ — не может сама по себе принести надлежащие результаты, так как является неразумным, лишенным сознания началом.
Тот, кто контролирует адришту и распределяет все радости и печали жизни в соответствии с кармой, — это Бог.
В некоторых других системах — таких как санкхья и миманса — закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам, происхождение и устройство Вселенной можно объяснить с помощью одного закона кармы без признания бытия Бога.
Какой бы ни был статус закона кармы, сфера его применения ограничивается областью действий, совершаемых под влиянием обычных страстей и желаний. Все действия, производимые ради получения выгод и благ в настоящем или в будущем, управляются этим законом.
Подобно тому, как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия не приводят ни к каким — хорошим или плохим — результатам в жизни индивида.
Таким образом, под влиянием закона кармы находятся те индивиды, которые так или иначе зависят от окружающей среды, подчинены влиянию обычных страстей и импульсов жизни и стремятся получению определённых благ в следующей жизни.
Бескорыстные и лишенные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, а наоборот способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности или пристрастия, корыстных надежд или опасений, и тем самым ведёт нас к мокше. С достижением освобождения от зависимости наше «Я» выходит из подчинения закону кармы, живёт и действует в атмосфере свободы.
Буддизм
В буддийской теории карма создается только намеренным, то есть, осознанным действием, а не всяким действием вообще.
В буддийской терминологии карма никогда не обозначает свои последствия; её последствия известны как «плод» или «исход» кармы (камма-пхала или камма-випака; монг. үйлийн үр).
Намерение может быть хорошим или плохим, так же как и желание может быть хорошим или плохим. Хорошая карма (кусала) дает в дальнейшем хорошие последствия, а плохая карма (акусала) — плохие последствия.
Гностицизм и христианство
Христианские конфессии и Церкви, имеющие Апостольское преемство, отрицают веру в существование кармы.
Учение о переселении душ и карме исторически принимали такие гностические течения, как альбигойцы (катары), павликиане и богомилы.[12]
Гностические течения, а также современные течения, не принадлежащие к традиционным христианским конфессиям, трактуют некоторые отрывки из Библии как примеры кармического воздаяния.[13] В качестве аргументов ими приводятся толкования эпизодов Нового Завета об Иоанне Предтече и слов Иисуса Христа об Илии.
В учениях традиции эзотерического христианства карма нашла своё отражение как «закон причины и следствия».[14][15]
См. также
Примечания
- ↑ Часто карму путают с плодами кармы, что приводит к фатализму. Примером данной ошибки могут служить высказывания вида «Такова моя карма».
- ↑ Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0710086687
- ↑ Complete Works of Swami Vivekananda, Vol. II, at 217—225 (18th reprint 1995) ISBN 81-85301-75-1
- ↑ Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1
- ↑ Yogananda, Paramahansa, Autobiography of a Yogi, Chapter 21 ISBN 1-56589-212-7
- ↑ Swami Krishnananda on the Guru mitigating the karma of the disciple
- ↑ Swami B. V. Tripurari on grace of the Guru destroying karma
- ↑ E.g., Compare [1] with Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0710086687
- ↑ Complete Works of Swami Vivekananda, Vol. II, at 217—225 (18th reprint 1995) ISBN 81-85301-75-1
- ↑ Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1.
- ↑ Goyandaka J, The Secret of Karmayoga, Gita Press, Gorakhpur
- ↑ J. Lavrin «The Bogomils and Bogomilism» The Slavonic and East European Review (London, 1929, vol. VIII, p.270)
- ↑ Avi Rabinowitz Karma in the Bible: Jacob, Joseph, Moses, the Egyptians, and the Ten Commandments
- ↑ Max Heindel, The Rosicrucian Cosmo-Conception|The Rosicrucian Cosmo-Conception or Mystic Christianity (Part I, Chapter IV: Rebirth and the Law of Consequence), ISBN 0911274340,1909.
- ↑ Heindel, Max (1910s), The Rosicrucian Philosophy in Questions and Answers (Volume II, Section 7, Question nº89: The Essence of Christianity), ISBN 0-911274-90-1, www2
- Аюшеева Д. В. Интерпретация закона кармы современными тибетскими буддистами // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2010. — № 14. — С. 5—10. — ISSN 1994–0866.
- Донец А. М. О некоторых особенностях буддийской концепции кармы // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2011. — № 14. — С. 210—215. — ISSN 1994–0866.
- Rosen, Steven J. (1997), «The Reincarnation Controversy: Uncovering the Truth in the World Religions», Torchlight Publishing, ISBN 188708911X,
- Capel, Evelyn (1988), «Reincarnation Within Christianity», Rudolph Steiner College, ISBN 0904693082,
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/5414
Введение в карму
В этом контексте чувство вины – вне игры? Всё это не имеет ничего общего с чувством вины, так?
Правильно. Объяснение кармы в буддизме не имеет ничего общего с чувством вины. Вина основана на представлении о том, что сильное, прочное «я» – это отдельная сущность, а наше действие – это другая отдельная сущность, наподобие двух мячиков для пинг-понга.
А затем мы верим, что эта сущность «я» плохая и сущность «моё действие» тоже была плохой. То есть здесь также есть суждение об этих двух якобы прочных сущностях, и также мы не можем отпустить, и появляется чувство вины.
Это как если бы мы никогда не выбрасывали мусор из дома, а накапливали его внутри и говорили бы: «Как это ужасно, как плохо пахнет, как грязно», – и не могли бы с ним расстаться.
Всё это звучит очень понятно и логично, и я могу понять систему целиком и как избавиться от заблуждения, побуждений , склонностей и всего остального. Но мне кажется, что одного понимания недостаточно, чтобы прямо сейчас избавиться от навязчивых действий и импульсов к ним.
Правильно. И именно поэтому вначале важно практиковать этическую самодисциплину. Помните, мы говорили, что есть небольшой промежуток времени между тем, когда нам хочется сказать: «Какое на тебе сегодня ужасное платье», – и когда мы это действительно произносим.
Если мы сможем обнаружить этот промежуток, у нас будет возможность подумать, какие последствия будут у слов, что на этом человеке ужасное платье. И если мы увидим, что это не будет полезно, то промолчим.
Мы начинаем именно с этого – с этической дисциплины и самообладания.
Также мы можем проверить, какие эмоции испытываем, когда хотим что-либо сделать.
Основано ли моё желание сделать это на беспокоящей эмоции, такой как жадность, гнев или наивность? Думаю ли я, что если скажу про ужасное платье, то это не окажет никакого влияния на человека? Или же моё желание сделать что-либо основано на доброте или других положительных эмоциях? Поэтому столь полезно определение беспокоящей эмоции или состояния ума: возникая, они лишают нас спокойствия ума и самообладания.
Вы можете почувствовать, когда лишаетесь спокойствия ума: немного учащается сердцебиение, появляется неудобство.
Мы можем постараться замечать подобные тонкости: «Говорю ли я это из гордыни?» Например, другой человек сказал: «Я не понял этого.
– а мы говорим: – А я понял!» Вы почувствуете себя немного неуютно, и за этим прячется немного гордыни, немного высокомерия, и именно это вам нужно обнаружить.
Но понять действительность, то есть постичь пустотность и так далее, очень и очень сложно. И даже когда мы достигнем понимания, нам придётся привыкать к нему, чтобы оно было с нами всё время. Поэтому мы начинаем с этической самодисциплины, удерживая себя от разрушительных поступков.
Я немного запутался. Мне казалось, вы сказали, что есть два вида эмоций, которые увековечивают наше счастье и несчастье, эти колебания. Вы сказали, что одно это жажда, а что было вторым?
Я объяснял два фактора, которые активируют кармические склонности. Это из учения о двенадцати звеньях зависимого возникновения.
Один – это жажда, второй я несколько упростил, он на самом деле называется «состояние ума, или эмоция, получателя» и включает в себя примерно пять различных аспектов.
Это то, что получает результат и самый очевидный аспект – это когда мы отождествляем прочное «я» с тем, что мы переживаем, с происходящим.
Это когда мы отождествляем прочное «я» с чем-либо? Мне понятно, что здесь есть заблуждение и что нам надо обратить на него внимание и избавиться от него. Но в чём именно мы заблуждаемся и с чем мы что путаем?
Это сложный вопрос, и на него нельзя дать простой ответ. Мы путаем существующее обусловленное «я» с ложным «я», которого не существует. Мы представляем себе, что реальное, существующее «я» существует невозможным образом.
Это преувеличение, добавление того, чего нет. Например, когда я счастлив или несчастлив, это именно я несчастлив, а не вы. Когда возникает переживание счастья или несчастья, мы называем это «я счастлив». Счастлив именно я, а не вы или кто-либо другой.
Это обусловленное «я», которое существует.
Позвольте мне привести пример обусловленного «я». Допустим, мы смотрим фильм, «Унесённые ветром». Счастливая сцена сменяется несчастливой, потом опять следует счастливая сцена.
Что же происходит? Эта счастливая сцена – сцена из «Унесённых ветром», и та несчастливая сцена – тоже из «Унесённых ветром». «Унесённые ветром» – название всего фильма, всех сцен, счастливых и несчастливых. «Унесённые ветром» – это, однако, всего лишь название.
Но когда мы говорим об «Унесённых ветром», то говорим не просто о названии. Мы говорим о самом фильме, который подразумевается под этим названием. Это условно существующий фильм, он существует.
Фильм не отделен от любой из его сцен; отдельный и независимый от сцен фильм – это ложный, несуществующий фильм. Условно существующий фильм – это то, что можно обозначить, или назвать, на основе его сцен.
Так же и мы: у нас в жизни есть счастливые мгновения, за которыми следуют несчастливые и так далее. Как мы это называем? Мы называем это «я», обусловленное «я», которое существует: это не ты, это «я».
Таким же образом этот фильм – «Унесённые ветром», а не «Звёздные войны». Но нет «я», отдельного от счастливых и несчастливых моментов, которое их испытывает. Это было бы ложное «я», которого не существует.
И слово «я» – это просто слово; а «я» – это лишь то, к чему это слово относится, основанное на всех этих мгновениях счастья и несчастья.
Заблуждением было бы считать, что внутри этого тела есть отдельное «я», которое живёт в нём, как-то связано с ним, нажимает на кнопки; и сейчас это «я» чувствует боль в моей ноге, и я очень несчастен, мне это не нравится.
Как будто внутри этой чужеродной вещи, которая называется телом, есть «я», отдельное от всех этих переживаний.
И тогда, путая это отдельное «я», это ложное «я», с обусловленным «я» и отождествляя себя с ложным «я», мы чувствуем, жаждем: «Мне нужно освободиться от этого несчастья, от этой боли – от несчастья, которое я испытываю из-за физической боли».
Конечно, это не означает, что если в нас нет неправильного представления о прочном «я», то мы продолжаем сидеть и испытывать боль. Если мы попали ногой в огонь, конечно же, мы отдёрнем ногу, но представление о «я», которое скрывается за этим, другое: без паники.
Но понятие ложного и обусловленного «я» – это очень сложная, продвинутая тема. Давайте отложим её. Лучше закончим сегодняшний вечер посвящением положительной силы. Мы думаем: пусть всё понимание и положительная сила, которые появились в итоге, становятся всё глубже и сильнее и послужат причиной достижения просветления на благо всем.
Источник: https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/put-k-prosvetleniyu/karma-i-pererozhdenie/vvedenie-v-karmu