Понятие души в буддизме

Здравствуйте, уважаемый читатель. Сегодня мы побеседуем о том, существует ли душа в буддизме. Предлагаем вашему вниманию материал о том, как приверженцы древнейшего религиозного течения понимают сущность этого феномена, духа, духовности, духовного мира.

Теория об индивидуальном «я» в учении о духовном пробуждении трактуется неоднозначно. Единого мнения по этому поводу у представителей различных направлений нет.

Содержание:Различные взгляды на феномен душиМнение БуддыБесполезность рассужденийПоложение о безличностиСовременная трактовкаЗаключение

Различные взгляды на феномен души

Наставник Тхеравады (одной из школ буддизма) Валпола Рахула говорил о том, что это религиозное течение отрицает существование души, и в этом заключается одна из его особенностей. Идея о том, что она присутствует в человеке, ошибочна и порождает различные вредные мысли, вызывает эгоистические желания, тщеславие и страсть.

Понятие души в буддизме

В других направлениях — Махаяне и Ваджраяне — благосклонно относятся к версии о реальности духовного мира. В трактате, написанным древнекитайским философом-буддистом Мо-Цзы, утверждается, что жители Поднебесной с давних времен верили в существование духа.

В процессе великого освобождения, когда лама читает перед умирающим ритуальные тексты, он заботится о душе человека.

В время похорон его проводят через все фазы бардо (промежуточного состояния) – от момента, когда дыхание останавливается, и до того времени, когда начнется перерождение души усопшего заново.

После перевоплощения она продолжает вращаться в круговороте рождений и смертей.

Таким образом, понятие души в буддизме следует рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от того, какой теории о духовном мире придерживается и что проповедует тот или иной адепт в духовной сфере, учителей разделяют на такие категории:

  1. Наставник, верующий в вечность. По его мнению, душа вечна, она существует и после смерти.
  2. Наставник, выступающий материалистом. Он уверен в том, что душа временна и уничтожается после смерти человека.
  3. Наставник, отрицающий существование как постоянного, так и временного духа. Этот учитель – Будда.

Мнение Будды

Согласно учению легендарного основателя религиозно-философского течения, нет оснований питать иллюзии относительно вечной души (атмана). Причина этого заключается в том, что слова «я», «душа» и «личность» на самом деле играют роль терминов, прямо не обозначающих независимую сущность.

Таким образом, не имеет смысла культивировать веру в духовный мир, создавший самого себя и способный на переселение в другую телесную оболочку. Мысль о том, что в нашем (или каком-либо другом мире) может быть что-то незыблемое, не находит понимания у буддистов.

Понятие души в буддизме

До наших дней дошла история о том, как Будда реагировал на слова Ваччаготты. Этот бродячий отшельник прямо спросил учителя, существует ли атман. Духовный наставник промолчал.

Ваччаготта расценил это как отрицание существования души и вновь обратился к нему с просьбой подтвердить это. Но Будда оставался безмолвным. Ваччаготте не оставалось ничего другого, как уйти, не получив никаких ответов на свои вопросы.

Тогда Ананда, один из главных учеников Будды, поинтересовался, почему Ваччаготта не услышал от него ни слова. Наставник пояснил, что он не мог ответить ни «да», ни «нет» по одной простой причине.

В случае любого из ответов он автоматически становился на сторону тех, кто либо верит, либо не верит в вечность духовного мира. Поскольку Ваччаготта запутался в своих умозаключениях, слова Будды могли еще больше дезориентировать его.

Бесполезность рассуждений

Искать духовность в самом человеке – все равно, что пытаться обнаружить некий виртуальный предмет в темной комнате. Так как принимающие участие в поисках не понимают, что его там нет, все их попытки не принесут желаемого результата. Тем более, что они четко не представляют себе объект поисков.

Таким людям Будда рекомендовал прекратить заниматься заведомо бесполезным делом, сосредоточив свои усилия на постижении того, что происходит в окружающей действительности.

Необходимо работать над собой, полагал он. Только в случае достижения совершенства можно обрести способность осознать существование духовного мира или признать факт его отсутствия.

Понятие души в буддизме

Будда считал иллюзорными рассуждения о духовности. Он понимал людей, верящих в существование какого-нибудь отдельного духа, однако объяснял их веру неведением. А также тем, что им очень хочется оказаться после своей кончины в раю и там получать неземное удовольствие.

По его мнению, заблуждение человека состоит в том, что он занят поисками в себе отдельной личности и не обращает внимания как на «блаженство праведности», так и на «бессмертие истины».

Положение о безличности

Сам же Будда продолжал придерживаться мысли о том, что материальные тела (дхаммы) лишены духа. Это в полной мере относится и к такому явлению, как ниббана, представляющему собой состояние «угасания огня».

Просветленный противопоставлял разным теориям учение, которое называл «anattā». Термин означает «лишенный духа, эго», то есть безличный.

Для лучшего понимания учения следует учитывать, что на пути к самореализации существуют определенные препятствия. Речь идет как о теории, гласящей о существовании духовного мира, так и о системе идей, которая отрицает дух. Обе они основаны на ошибочном положении «Я есть».

Осознать, что такое учение безличности, можно путем объективного рассмотрения вещей. При этом следует игнорировать совокупность существующих теоретических положений о духовном мире. Нужно представлять своё «эго» частью личности, находящейся в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

Понятие души в буддизме

В соответствии с учением, якобы вечная сущность, которая есть внутри человека, представляет собой сочетание таких сил и явлений, как:

  • сознание;
  • чувство;
  • физическое тело;
  • распознавание;
  • конструирование с помощью разума.

В процессе анализа психофизической жизни Учителю удалось обнаружить эти совокупности, однако он не сумел отыскать вечную душу. Согласно его представлению, дух не может являться сознанием.

Современная трактовка

Свое учение о безличности основоположник буддийской философии открыл миру свыше 2500 лет назад. С тех пор не прекращаются споры относительно того, есть ли душа на самом деле или это плод фантазии желающих бессмертия.

Интересно отметить, что сейчас многие ученые склоняются ко второму варианту. Другими словами, они фактически соглашаются с Буддой. Большинство нынешних представителей научных кругов рассматривают хомо сапиенса (человека разумного) как средоточие ощущений, которые постоянно меняются.

По мнению физиков, вселенная вовсе не является твердой материей, как считали ранее, а представляет собой энергетический поток. Бесконечный мир космоса ими понимается как процесс преобразования различных сил, в нем существующих. Человек – лишь малая его частица. Первым пришел к осознанию этого никто иной, как Будда.

Понятие души в буддизме

Эти исследователи благосклонно относятся к идее о том, что под так называемым духовным миром следует понимать настроения, чувства, эмоции, имеющие отношение к физическому опыту. Сам термин вовсе не обозначает какую-либо существующую реальность, а является обычным словом.

А ведь именно об этом и говорится в учении Будды. Таким образом, оно выступает в качестве исходного исследования, и от него отталкиваются современные ученые.

Вера в собственное «Я» и Бога, создавшего все вокруг, достаточно сильно укоренилась в умах многих людей. Настолько прочно, что понять, почему Будда критически относился к существованию и того, и другого, крайне тяжело. В этом и состоит главное объяснение тому, почему буддизм называется уникальной религией.

С другой стороны, находятся исследователи, которые полагают, что было бы неплохо дополнить учение Просветленного идеей о реальности духовного мира. Для этого, по их мнению, необходимо несколько по-другому интерпретировать слово «атман».

Понятие души в буддизме

Ведь, как указывают эти ученые, вера человека в бессмертие души берет свое начало из глубины веков. В дошедших до нас текстах из раннего периода буддизма можно обнаружить характерную притчу.

Однажды некий странник увидел змею, стремительно передвигавшуюся рядом с ним. Он испугался не на шутку и не знал, что ему делать. Но тут он понял, что принял за опасное пресмыкающееся обыкновенную веревку.

Путник пришел в себя, страх его исчез, а ум стал спокойным. Веревка, которую удалось ему разглядеть, символизирует собой вечную нематериальную сущность.

Заключение

  • На этом мы сегодня прощаемся с вами, уважаемый читатель.
  • Поддержите блог — рекомендуйте статью друзьям в социальных сетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
  • До скорых встреч!

Источник: http://o-buddizme.ru/filosofiya-buddizma/dusha-v-buddizme

Душа в Буддизме. Неужели ее нет?

Будда, далай-лама, дхарма, карма, Тибет… Обсуждение вопросов о буддизме
Аленький_цветочек Понятие души в буддизме Ветеран Сообщения: 4990 Зарегистрирован: 07 окт 2017, 17:22 Репутация: 1420 Пол: Забанен: Бессрочно

Сообщение Аленький_цветочек » 10 июл 2018, 12:25

Наткнулась на статью о Буддизме, в которой прочитала представления о душе в разные направлениях Буддизма. То, что сам Будда отрицал наличие души, стало для меня откровением. Честно говоря, настолько привыкла думать, что не только у человека, но и у всего живого есть душа, что меня это ввергло в какой-то ступор. Может, я что-то не так поняла? Статью выкладываю здесь.

Различные взгляды на феномен души

Наставник Тхеравады (одной из школ буддизма) Валпола Рахула говорил о том, что это религиозное течение отрицает существование души, и в этом заключается одна из его особенностей. Идея о том, что она присутствует в человеке, ошибочна и порождает различные вредные мысли, вызывает эгоистические желания, тщеславие и страсть. В других направлениях — Махаяне и Ваджраяне — благосклонно относятся к версии о реальности духовного мира. В трактате, написанным древнекитайским философом-буддистом Мо-Цзы, утверждается, что жители Поднебесной с давних времен верили в существование духа.

В процессе великого освобождения, когда лама читает перед умирающим ритуальные тексты, он заботится о душе человека. В время похорон его проводят через все фазы бардо (промежуточного состояния) – от момента, когда дыхание останавливается, и до того времени, когда начнется перерождение души усопшего заново. После перевоплощения она продолжает вращаться в круговороте рождений и смертей.

Таким образом, понятие души в буддизме следует рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от того, какой теории о духовном мире придерживается и что проповедует тот или иной адепт в духовной сфере, учителей разделяют на такие категории:

  • Наставник, верующий в вечность. По его мнению, душа вечна, она существует и после смерти.
  • Наставник, выступающий материалистом. Он уверен в том, что душа временна и уничтожается после смерти человека.
  • Наставник, отрицающий существование как постоянного, так и временного духа. Этот учитель – Будда.

Мнение Будды Согласно учению легендарного основателя религиозно-философского течения, нет оснований питать иллюзии относительно вечной души (атмана). Причина этого заключается в том, что слова «я», «душа» и «личность» на самом деле играют роль терминов, прямо не обозначающих независимую сущность. Таким образом, не имеет смысла культивировать веру в духовный мир, создавший самого себя и способный на переселение в другую телесную оболочку. Мысль о том, что в нашем (или каком-либо другом мире) может быть что-то незыблемое, не находит понимания у буддистов. До наших дней дошла история о том, как Будда реагировал на слова Ваччаготты. Этот бродячий отшельник прямо спросил учителя, существует ли атман. Духовный наставник промолчал. Ваччаготта расценил это как отрицание существования души и вновь обратился к нему с просьбой подтвердить это. Но Будда оставался безмолвным. Ваччаготте не оставалось ничего другого, как уйти, не получив никаких ответов на свои вопросы. Тогда Ананда, один из главных учеников Будды, поинтересовался, почему Ваччаготта не услышал от него ни слова. Наставник пояснил, что он не мог ответить ни «да», ни «нет» по одной простой причине. В случае любого из ответов он автоматически становился на сторону тех, кто либо верит, либо не верит в вечность духовного мира. Поскольку Ваччаготта запутался в своих умозаключениях, слова Будды могли еще больше дезориентировать его.

Бесполезность рассуждений

Искать духовность в самом человеке – все равно, что пытаться обнаружить некий виртуальный предмет в темной комнате. Так как принимающие участие в поисках не понимают, что его там нет, все их попытки не принесут желаемого результата. Тем более, что они четко не представляют себе объект поисков. Таким людям Будда рекомендовал прекратить заниматься заведомо бесполезным делом, сосредоточив свои усилия на постижении того, что происходит в окружающей действительности. Необходимо работать над собой, полагал он. Только в случае достижения совершенства можно обрести способность осознать существование духовного мира или признать факт его отсутствия. Будда считал иллюзорными рассуждения о духовности. Он понимал людей, верящих в существование какого-нибудь отдельного духа, однако объяснял их веру неведением. А также тем, что им очень хочется оказаться после своей кончины в раю и там получать неземное удовольствие. По его мнению, заблуждение человека состоит в том, что он занят поисками в себе отдельной личности и не обращает внимания как на «блаженство праведности», так и на «бессмертие истины».

Читайте также:  Икона святой елены

Положение о безличности

Сам же Будда продолжал придерживаться мысли о том, что материальные тела (дхаммы) лишены духа. Это в полной мере относится и к такому явлению, как ниббана, представляющему собой состояние «угасания огня». Просветленный противопоставлял разным теориям учение, которое называл «anattā». Термин означает «лишенный духа, эго», то есть безличный.

Для лучшего понимания учения следует учитывать, что на пути к самореализации существуют определенные препятствия. Речь идет как о теории, гласящей о существовании духовного мира, так и о системе идей, которая отрицает дух. Обе они основаны на ошибочном положении «Я есть».

Осознать, что такое учение безличности, можно путем объективного рассмотрения вещей. При этом следует игнорировать совокупность существующих теоретических положений о духовном мире. Нужно представлять своё «эго» частью личности, находящейся в контакте с окружающим миром посредством восприятия. В соответствии с учением, якобы вечная сущность, которая есть внутри человека, представляет собой сочетание таких сил и явлений, как:

  • конструирование с помощью разума.

В процессе анализа психофизической жизни Учителю удалось обнаружить эти совокупности, однако он не сумел отыскать вечную душу. Согласно его представлению, дух не может являться сознанием.

Современная трактовка

Свое учение о безличности основоположник буддийской философии открыл миру свыше 2500 лет назад. С тех пор не прекращаются споры относительно того, есть ли душа на самом деле или это плод фантазии желающих бессмертия. Интересно отметить, что сейчас многие ученые склоняются ко второму варианту. Другими словами, они фактически соглашаются с Буддой. Большинство нынешних представителей научных кругов рассматривают хомо сапиенса (человека разумного) как средоточие ощущений, которые постоянно меняются. По мнению физиков, вселенная вовсе не является твердой материей, как считали ранее, а представляет собой энергетический поток. Бесконечный мир космоса ими понимается как процесс преобразования различных сил, в нем существующих. Человек – лишь малая его частица. Первым пришел к осознанию этого никто иной, как Будда. Эти исследователи благосклонно относятся к идее о том, что под так называемым духовным миром следует понимать настроения, чувства, эмоции, имеющие отношение к физическому опыту. Сам термин вовсе не обозначает какую-либо существующую реальность, а является обычным словом. А ведь именно об этом и говорится в учении Будды. Таким образом, оно выступает в качестве исходного исследования, и от него отталкиваются современные ученые. Вера в собственное «Я» и Бога, создавшего все вокруг, достаточно сильно укоренилась в умах многих людей. Настолько прочно, что понять, почему Будда критически относился к существованию и того, и другого, крайне тяжело. В этом и состоит главное объяснение тому, почему буддизм называется уникальной религией. С другой стороны, находятся исследователи, которые полагают, что было бы неплохо дополнить учение Просветленного идеей о реальности духовного мира. Для этого, по их мнению, необходимо несколько по-другому интерпретировать слово «атман». Ведь, как указывают эти ученые, вера человека в бессмертие души берет свое начало из глубины веков. В дошедших до нас текстах из раннего периода буддизма можно обнаружить характерную притчу. Однажды некий странник увидел змею, стремительно передвигавшуюся рядом с ним. Он испугался не на шутку и не знал, что ему делать. Но тут он понял, что принял за опасное пресмыкающееся обыкновенную веревку.

Путник пришел в себя, страх его исчез, а ум стал спокойным. Веревка, которую удалось ему разглядеть, символизирует собой вечную нематериальную сущность.

Альтернатива привороту. Как вернуть отношения здоровым способом
Аленький_цветочек
zemleroika Ветеран Сообщения: 4314 Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21 Репутация: 357 Пол: Забанен: Бессрочно

Сообщение zemleroika » 03 сен 2018, 18:27

Насколько я понимаю, там просто не признаётся неизменная вечная душа. Т.е. то что перевоплощается это по сути комплект кармы, который сам постоянно изменяется. И является тонкой материей.

zemleroika
Марс_Пламенный Ветеран Сообщения: 5692 Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14 Репутация: 2082 Пол:

Сообщение Марс_Пламенный » 16 окт 2018, 03:59

В буддизме есть разные уровни, которые по христиански можно было бы отнести к уровню души. Но из-за того, что буддизм по сути выводит из состояния эгоистического-личностного восприятия в другое, внеличностное и объединенное восприятие внешней и внутренней реальности, у него другое восприятие души, а точнее уровней активности сознания относящихся к душе. Буддизм не признает самосущность души, не признает ее вечность так как это в христианстве, что после создания души вечно существуют и сами по себе самосущи. Буддизм представляет душу и сознание человека как некое стечение обстоятельств и условий, как феномен, который может быть прекращен по кармическим причинам. Самое главное, что в буддизме иметь свою индивидуальность – это не круто, а что-то вроде ограниченного восприятия реальности, некий мешающий фрагмент произвести правильное осмысление внешнего и внутреннего. Поэтому душа как фундаментальная единица индивидуальности в буддизме не приветствуется. Бодхисаттва существует для мира и для людей. В христианстве человек существует как сын Бога, которому что-то там дозволяется из благ по заслугам, и он искупляет грехи перед Богом, и существует для своей семьи. И тут категория души как объект, который отражает внутреннюю чистоту, права на блага от Бога, как некий эталон качества.

Нужно понимать так. Все концепции – это умственные построения. Нет ни одной истинной среди них. Они все выражают искусственное восприятие и затачивают разум и действия человека под определенные действия и состояния.

Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Марс_Пламенный
Jack
Marianna_ Понятие души в буддизме Site Admin Сообщения: 29681 Зарегистрирован: 25 фев 2009, 01:22 Репутация: 10478 Пол:

Сообщение Marianna_ » 02 дек 2018, 14:48

Марс_Пламенный писал(а): ↑
Буддизм представляет душу и сознание человека как некое стечение обстоятельств и условий

Буддизм это глубочашая духовная философия, и низводить его видение космогонии человека на уровень банального материалистической интерпретации, по-моему, слишком поверхностно.

Марс_Пламенный писал(а): ↑
Самое главное, что в буддизме иметь свою индивидуальность – это не круто, а что-то вроде ограниченного восприятия реальности, некий мешающий фрагмент произвести правильное осмысление внешнего и внутреннего. Поэтому душа как фундаментальная единица индивидуальности в буддизме не приветствуется.

Индивидуальность это широкое понятие, предусматривающее полную осознанность и неповторимое духовное развитие монады, выводящее ее из лабиринтов персональности эго. Именно поэтому каждый Будда уникален и неповторим.
Marianna_
germopol-magic Иногда заходит Сообщения: 48 Зарегистрирован: 21 окт 2015, 14:40 Репутация: 14 Пол:

Сообщение germopol-magic » 02 дек 2018, 16:02

Да как бы сам буддизм не однороден, в нем свои течения с разными взглядами. В хинаяне души, в нашем понимании, и правда нет, а ламы при этом могут обнаружить, что человек потерял душу и провести ритуал, который должен ее найти, призвать и вернуть в тело, и о душе говорят без сомнений, как о факте.

Тут, большому счету, сперва было бы не плохо дать четкое определение, что вообще такое “душа”.

Магия и прорицания Западной традиции.

germopol-magic
Marianna_ Понятие души в буддизме Site Admin Сообщения: 29681 Зарегистрирован: 25 фев 2009, 01:22 Репутация: 10478 Пол:

Сообщение Marianna_ » 23 дек 2018, 19:51

germopol-magic писал(а): ↑
В хинаяне души, в нашем понимании, и правда нет, а ламы при этом могут обнаружить, что человек потерял душу и провести ритуал, который должен ее найти

Совершенно верно. Прежде чем утверждать, что Буддизм отрицает душу, не плохо бы ознакомиться с его притчами, и тогда, думаю, вопрос упразднится сам собой.
Marianna_
Хекс Участник Сообщения: 255 Зарегистрирован: 04 ноя 2018, 17:53 Репутация: 157 Пол:

  • Сообщение Хекс » 02 янв 2019, 00:10
  • Ну вот, чтоб подойти к этой теме не плохо было бы почитать, допустим, “Вопросы Милинды”
  • Судьба дает в лоб, если не понимаешь ее пинков под зад.

Хекс

  • 6 Ответы 265 Просмотры Последнее сообщение Марс_Пламенный 13 фев 2019, 10:29
  • 0 Ответы 1119 Просмотры Последнее сообщение ДЫЙ 25 ноя 2010, 17:37
  • 2 Ответы 249 Просмотры Последнее сообщение Diving 13 июн 2018, 23:01
  • 8 Ответы 322 Просмотры Последнее сообщение Марс_Пламенный 17 окт 2018, 02:41
  • 5 Ответы 348 Просмотры Последнее сообщение Green T. 19 ноя 2018, 20:48

Источник: https://tonkiimir.ru/viewtopic.php?t=157409

Буддийское учение о Душе

Спрашивающий. Что говорит буддизм о душе?

Теософ. Это зависит от того, имеется ли в виду экзотерический, популярный буддизм, или его эзотерические учения. Учение первого раскрывается в «Буддийском катехизисе» таким образом: «Душа рассматривается как наименование, используемое невеждами для выражения ложного представления.

Если всё подвержено изменениям, то не является исключением и человек, и каждая материальная часть его должна меняться. То, что подлежит переменам, непостоянно, так что не может быть бессмертия для переменчивой вещи». Это кажется простым и определенным.

Но когда мы подходим к вопросу о том, что новая личность в каждом последующем рождении представляет собой совокупность скандх, или принадлежностей старой личности, и спрашиваем, является ли она новым существом, в котором ничего не осталось от старого, мы читаем: «В одном смысле это – новое существо, в другом – нет.

В течение жизни скандхи постоянно изменяются, и тогда как сорокалетний мужчина А. Б. считается тождественен по своей личности восемнадцатилетнему юноше А. Б., всё же в силу постоянного разрушения и восстановления тела и изменения ума и характера, он уже другое существо.

Тем не менее, человек в пожилом возрасте справедливо пожинает плоды, награды или страдания, последовавшие из его мыслей и поступков на всех предыдущих стадиях его жизни.

Так и новое существо нового воплощения, будучи той же самой индивидуальностью, что и раньше (но не той же личностью), но в изменённой форме, или с новой суммой скандх, справедливо пожинает последствия своих действий и мыслей в прошлом существовании». Это трудная для понимания метафизика, но она, никоим образом, прямо не выражает неверия в душу.

Спрашивающий. Разве не говорится подобного и в «Эзотерическом буддизме»?

Теософ. Говорится, поскольку это учение принадлежит и эзотерическому буддизму или Тайной Мудрости, и экзотерическому буддизму, или религиозной философии Гаутамы Будды.

Спрашивающий. Но нам ясно сказали, что большинство буддистов не верят в бессмертие души?

Теософ. И мы тоже, если под душой вы подразумеваете личное эго, или жизненную душу – нэфеш. Но каждый учёный буддист верит в индивидуальное или божественное Я. Те, кто не верят в него, ошибаются в своих суждениях.

Здесь они так же заблуждаются, как и те христиане, которые путают богословские вставки более поздних редакторов Евангелий о преисподней и адском огне, с дословными высказываниями Иисуса. Ни Будда, ни даже «Христос» никогда ничего не писали сами, но оба говорили аллегориями и «притчами», как делали настоящие посвященные и будут делать ещё долго.

Читайте также:  Буддизм: молитвы и мантры на удачу, перед едой

Оба Писания очень осторожно трактуют эти сложные метафизические вопросы; и буддийские и христианские записи грешат избытком экзотеризма, и в обоих случаях мёртвая буква в своём значении хватает через край.

Спрашивающий. Вы хотите сказать, что ни учение Будды, ни учение Христа до сих пор не были правильно поняты?

Теософ. Именно это я и имею в виду. Оба благовествования, и буддийское и христианское, проповедовались с одной и той же целью. Оба реформатора были горячими филантропами и практическими альтруистами, несомненно проповедовавшими социализм благороднейшего и высочайшего типа, самопожертвование до самого, пусть скорбного, конца.

«Пусть грехи всего мира падут на меня, чтобы я мог облегчить беды и страдания человека!» – взывает Будда… «Я не допущу, чтобы плакал кто-либо, кого я мог уберечь!» – восклицает принц-нищий, облачённый в кладбищенские лохмотья отречения.

«Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас» – таков был призыв к бедным и обездоленным «Человека Скорбей», которому негде было преклонить голову.

Учение обоих составляют безграничная любовь к человечеству, милосердие, прощение обид, забвение себя, сострадание к заблуждающимся массам, оба проявляют одинаковое презрение к богатым и не делают никакого различия между своими и чужими.

Их стремлением было, не открывая святых мистерий посвящения всем, дать невежественным и введенным в заблуждение, чьё бремя в жизни было слишком тяжелым для них, веру и намёк на истину, достаточные, чтобы поддержать их в тяжелые часы. Но цели обоих реформаторов не были достигнуты из-за избытка рвения их позднейших последователей. Слова Учителей неверно поняты и истолкованы – взгляните на последствия!

Спрашивающий. Но Будда уж точно должен был отрицать бессмертие души, если так говорят все востоковеды и его собственные жрецы!

Теософ. Архаты начали, следуя политике своего Учителя, а большинство последующих священнослужителей не были посвящены, в точности как и в христианстве; и так, мало-помалу, эзотерические истины были почти утрачены.

Доказательство этому – то, что из двух существующих шри-ланкийских сект «сиамцы» верят, что смерть – это абсолютное уничтожение индивидуальности и личности, а другие объясняют нирвану так же, как и мы, теософы.

Спрашивающий. Но почему, в таком случае, в вопросе веры в душу буддизм и христианство представляют два противоположных полюса?

Теософ. Потому что условия, в которых они проповедовались, не были одинаковыми. В Индии брахманы, ревнители своего высшего знания и отлучавшие от него все касты, кроме собственной, повергли миллионы людей в идолопоклонство и почти фетишизм.

Будда должен был нанести смертельный удар избытку нездоровой фантазии и фанатичных предрассудков, проистекающих из такого невежества, какое редко наблюдалось и до, и после. Для «тех, кто взывает к своим богам, но остаётся неуслышанным или не удостаивается внимания», кто живёт и умирает в умственном отчаянии, уж лучше философский атеизм, чем это невежественное поклонение.

Ему первым делом пришлось пресечь этот грязный поток предрассудков и искоренить заблуждения, прежде чем он мог давать истину. А поскольку он не мог дать всего, по той же самой причине, что и Иисус, который напоминал своим ученикам, что Тайны Царствия Небесного – не для необразованных толп, но только для избранных, и потому «говорил с ними притчами» (Матф.

XIII, 11), предосторожность заставила Будду сокрыть слишком многое. Он даже отказался сказать монаху Ваччхаготте, есть ли в человеке «я». Принуждаемый к ответу, «Возвышенный хранил молчание».[20]

Спрашивающий. Это относится к Гаутаме, но каким образом это касается Евангелий?

Теософ. Читайте историю и размышляйте над ней. В те времена, к которым относят евангельские повествования, во всём цивилизованном мире имело место похожее интеллектуальное брожение, но на Востоке и на Западе оно дало противоположные результаты. Старые боги умирали.

В то время, как в Палестине цивилизованные классы дрейфовали за неверующими саддукеями к материалистическому отрицанию и мёртвой букве закона Моисея, а в Риме – к моральному разложению, низшие и беднейшие классы бросились в колдовство и устремились за чужими богами, или становились лицемерами и фарисеями.

Снова пришло время для духовной реформы. Жестокий, антропоморфный, и ревнивый Бог иудеев со своими кровавыми законами типа «око за око, зуб за зуб», с кровопролитиями и жертвоприношениями животных, должен был быть отодвинут на второе место и заменен милосердным «Отцом, который в тайне».

Последнего нужно было показать не как внекосмического Бога, но как божественного Спасителя обычного, плотского человека, скрытого в его собственном сердце и душе – у бедного, как и у богатого.

Здесь тайны посвящения могли быть разглашены не более, чем в Индии, дабы не бросать святыни псам и не метать бисер перед свиньями, ибо и Открывающий, и его откровения неизбежно будут попраны ногами.

Таким образом, сдержанность Будды и Иисуса – вне зависимости от того, жил последний в приписываемый ему исторический период, или нет – которые равно воздерживались от раскрытия Таинств Жизни и Смерти – привела в одном случае к полному отрицанию в южном буддизме, а в другом – к трём ссорящимся конфессиям христианской церкви и 300 сектам в одной только протестантской Англии.

Следующая глава

Источник: https://esoterics.wikireading.ru/50168

8.Учение о сущности индивидуальной души в буддизме

Некоторые исследователи
считают, что “буддизм отрицает
существование тела, но и душа как
самостоятельный субъект тоже отрицается.
Ей придается лишь назывательная функция,
функция обозначения.

В буддийских священных
книгах душа исчезала, делясь на четыре
элемента: ощущения, представления,
желания и познание (или сознание). Исчезал
в целом человек, в его сущность включалась
помимо указанных элементов и телесность,
но это не помогло целому возникнуть в
качестве реально существующего явления.

Существуют и такие
высказывания Будды, где прямо отрицается
реальность личности и, следовательно,
души. С разрушением тела, оказывается,
гибнет не только несуществующее целое,
исчезают и те элементы, которые составляют
его действительное содержание. Смерть
не просто естественна, она желанна.

Познающий истину, стремящийся к Абсолюту
должен, по учению Будды, подавлять в
себе все чувственные ощущения, все
краски и запахи земли. Вот почему смерть
– необходимая ступень к Идеалу. Однако
смерть еще не гарантирует достижения
Абсолюта, ибо посмертная судьба человека
зависит от его земной жизни.

После смерти человека
могут ожидать три варианта судьбы:
мгновенное перерождение (так называемое
переселение душ, сансара), попадание в
ад (до вселения в новое тело), уход в
нирвану.

Учение о переселении душ, еще
до Будды существовавшее в брахманизме,
говорит о том, что душа человека, согласно
закону кармы, проходит бесконечный ряд
переселений, причем воплощается не
только в людях, но и в растениях, животных.

Умирая, личность
(душа) распадается на сканды (составные
элементы), но при следующем воплощении
сканды вновь собираются определенным
образом, сохраняя единство души.
Правильная ее “сборка” обеспечивает
непрерывность сущностного бытия
личности, независимо от того, в какую
материальную оболочку попадет душа
после очередного перевоплощения.

Человек должен
стремиться прервать цепь переселений,
дабы слиться с богом-творцом Брахмой
(в брахманизме), уйти в нирвану (в
буддизме). Сделать “то можно только
вступлением на “восьмеричный путь”
праведной жизни.

В промежутке между
смертью и новым воплощением души
грешников ждут суровые наказания в
адских пещерах.

Но и отбыв наказание в
аду, душа не облегчает себе жизнь, ибо
новые рождения – это не избавление от
мук, а новые страдания.

Смерть и нирвана в
учении Будды имеют двойственный характер.
С одной стороны, нирвана – это такое
качество мира, при котором исчезает вся
привычная нам система координат и
сенсорики бытия.

Поскольку нирвана
– это конечная цель бытия, то и уходят в
нее навсегда. Такая своеобразная черная
дыра. С другой стороны, нирвана имеет
информационную связь с вашим земным,
чувственным миром;

Но еще парадоксальнее
тот факт, что из нирваны можно вернуться
в наш мир,- так делает сам Будда, возвращаясь
из Махапаринирваны (великой совершенной
нирваны) для нового воплощения на земле.

9.Основные положения буддизма как психотерапевтической системы

Буддистская
психология –
изучение человеческого сознания,
поведения и культуры психической
деятельности для
достижения высших состояний сознания
на основе
буддийского учения.

Несмотря на то, что
буддийское учение отрицает
существование души, и поэтому классическое
определение психологии как изучения
«психе» (душа)
к нему неприменимо, учёные используют
термин «буддистская психология», исходя
из современного понимания психологии
как научной дисциплины, исследующей
умственную деятельность и поведение.
В настоящее время буддийская психология
и буддийские психотерапевтические
практики получили широкое распространение
в различных направлениях академической
и клинической психологии Запада.
Буддистская психология включает в себя
эпистемологические
принципы, исследовательские методологии
и психотехнические практики.

Как
самостоятельная область академических
исследований буддийская психология
впервые в мире была выделена в учебной
программе курса сравнительного
религиоведения в Университете
Махидол
(Таиланд) в 1975 году.

Изучение
психологического наследия буддизма
имеет как теоретическое, так и практическое
значение, так как в буддизме были
выработаны эффективные методы
психотренинга и психической саморегуляции.

Особый интерес к психологическим
аспектам буддизма обусловлен тем, что
психология является ключевым функциональным
элементом буддийского религиозного
комплекса.

Психология, а именно теория
сознания, составляла главный предмет
буддийского религиозно-философского
учения с самых начальных этапов его
развития, тогда как онтологическая
проблематика либо целиком определялась
сотериологическими целями и задачами,
либо рассматривалась через призму
психологии.

С другой стороны, сама
психология носила в буддизме
онтологизированный характер и буддисты
не рассуждали о мире как внеположном
сознанию, рассматривая его исключительно
как психокосм, т.е. в качестве присутствующего
в сознании, “отраженного” в нем.

Обзор
Абхидхаммы

Свод
самых ранних буддийских текстов, дошедших
до нас, известен под названием Трипитака.
Он состоит из трёх частей, последняя из
которых носит название Абхидхамма-питака.

Лама
Анагарика Говинда выделяет
два типа психологии – психология как
«чистая наука» и практическая психология.
К первому
типу
он относит создание системы, построенной
на основе фактов переживания, но выходящей
за пределы начальных данных и целиком
зависящей от логических выводов и
абстрактных принципов.

Ко второму
типу
он относит психологию, которая остаётся
в границах исходных данных, при этом
логика служит только для придания формы
и расположения материала.

По мнению
Ламы Анагарики Говинды, буддистская
психология относится ко второму типу,
причём размах указанных границ в ней
чрезвычайно широк: они охватывают не
только переживания обычного человека,
но и такие уровни высочайших переживаний,
на которые наука Запада в первой половине
XX века не обращала внимания.

Теория
личности в буддистской психологии

Представления
о личности в буддистской психологии
коренным образом отличаются как от
индуистских
представлений, так и от современных
западных концепций. Питер Дж.

Джиордано
(заведующий кафедрой психологии
Белмонтского
университета ),
выделив доминирующие в западной
психологии теории личности –
психоаналитическую,
бихевиористскую,
гуманистически-экзистенциальную,
когнитивную
и теорию
черт характера ,
– указал на их общее расхождение с
буддистской традицией, которая считает
идею о существовании независимого эго
иллюзией, порождающей психические
страдания. Йозан
Дирк Мозиг 
(профессор психологии Университета
Небраски)
отметил, что подавляющему большинству
направлений западной психологии присуще
представление о некоем гомункулусе,
обитающем внутри индивида и являющемся
носителем мыслей, действий и ощущений
(исключение составляет радикальный
бихевиоризм, который рассматривает
внутреннюю личность как пояснительную
фикцию). Буддистская
психология, в отличие от западной,
базируется на представлении о
несуществовании независимого
индивидуального я.
В
соответствии с этим подходом, мысль
существует без мыслителя, действие –
без деятеля, ощущение – без того, кто
ощущает.

Немаловажный
момент состоит в том, что буддистская
психология отрицает не только существование
души или самости у человека, но и
декларирует подобную позицию в отношении
любого существа или вещи, будь то реки,
горы, книги или автомобили. Буддистская
психология разработала различные
подходы к анализу личности, которые
могут быть названы «моделями личности».

Агрегатная
модель личности

Читайте также:  Молитва о ненавидящих и обидящих нас, толкование епископа брянчанинова, в чём важность молитвы за врагов

Согласно
агрегатной модели, индивид (пудгала)
рассматривается как континуум (сантана)
или цепь мгновенных комбинаций элементов
— дхарм, конституирующих личность.
Термин «сантана» является синонимом
выражений «живое существо», «поток
сознательной жизни», «поток сознания
и его содержания».
Дхармы объединяются в пять групп
(скандх): рупа, ведана, самджня, санскара
и виджняна.

  • Рупа (форма) — это телесная масса индивидов, состоящая из четырёх стихий (земли, воды, воздуха и огня) и обладающая примитивной сенсорикой. Эти стихии буддистская психология рассматривает как характеристики, определяемые на основе той чувственной реакции, которую они производят на органы чувств (индрии). Рупа противопоставляется всем остальным скандхам как нементальное (ачетасика) — ментальному (четасика). Она является аналогом бессознательного или, точнее, досознательного опыта.
  • Ведана (ощущение) в широком смысле понимается как любая психическая реакция на внешний раздражитель. Ощущение может быть приятным, неприятным или нейтральным, но, вместе с тем, ведана — это не просто приятное или неприятное ощущение, а то, что осознаётся как таковое и обусловливает привязанность человека к чувственному миру.
  • Самджня (восприятие) представляет собой более высокую ступень сознательности, связанную с процедурой, в современной психологии называемой распознаванием и включающей подведение под определённое понятие (нечто есть «длинное», а не «короткое», «синее», а не «белое» и т. д.) На самджне основана возможность сознательной жизни, так как иначе всё казалось бы одинаковым.
  • Санскара (формирующий фактор) служит элементом инерционного механизма, состоящего из бессознательных отпечатков-остатков предшествующих действий и программирующего психику человека по определённой схеме.
  • Виджняна (сознание) занимает высшее место в системе пяти скандх, определяя наличие объекта, субъекта и познание объекта субъектом.

Индивид
не распадается на отдельные фрагменты,
поскольку скандхи связаны в единое
целое упаданой (привязанностью),
являющейся главным фактором омрачённости
индивида.

Источник: https://studfile.net/preview/3284907/page:5/

Существует ли вечная душа?

Вера в вечную душу является ошибочным представлением, порождённым человеческим сознанием.

Теории о душе

Каждого духовного учителя можно отнести к одной из трёх категорий, в зависимости от того, какую теорию о душе он проповедует:

  • Учитель, который говорит о вечной душе, продолжающей существование после смерти. Он – верующий в вечность.
  • Учитель, который проповедует существование временной души или духа, который уничтожается в момент смерти. Он – материалист.
  • Учитель, который говорит о том, что какой бы то ни было души (вечной или временной) не существует. Он – Будда.

Будда учит, что слова “Я”, “эго”, “душа”, “личность” и т.п. – это всего лишь обычные термины, которые не указывают на какую-то подлинную и независимую сущность. В соответствии с этим учением нет причин верить в вечную душу, приходящую с небес.

Также безосновательно верить в душу, которая сама себя создала и которая переселится [в другое тело] или сразу попадёт в рай или ад после смерти. Буддисты не принимают идею о том, что в этом или в других мирах есть что-то, что вечно или неизменно.

Мы всего лишь привязаны к самим себе и надеемся найти что-то бессмертное. Мы подобны детям, которые хотят ухватить радугу рукой. Для детей радуга – это нечто яркое и настоящее, но взрослые-то знают, что это всего лишь иллюзия, вызванная определёнными лучами света и каплями воды.

Свет – это всего лишь последовательность волн или колебаний, реальность которых не больше реальности самой радуги.

Хотя душа не была до сих пор обнаружена, этот факт не мешает человечеству прогрессировать. Не видно никаких знаков утомления или вырождения из-за того, что душу до сих пор не открыли.

Нет такого человека, который поспособствовал бы продвижению человечества через постулирование существования души и её воображаемой деятельности. Поиск души в человеке подобен поиску предмета в тёмной пустой комнате.

Но бедняга никогда не поймёт, что того самого предмета, который он ищет, в комнате нет. Такому трудно объяснить бесплодность его поиска.

Те, кто верят в существование души, не способны объяснить, что она такое и где находится.

Будда советовал не тратить время на эти бесполезные умозаключения, а посвятить своё время упорным усилиям, направленным на постижение реальности.

Когда мы достигнем совершенства, то станем способны осознать, есть ли душа или нет. Однажды бродячий отшельник Ваччаготта спросил Будду, есть ли душа (Атман) или нет. Эта история такова:

Ваччаготта подходит к Будде и спрашивает: – Досточтимый Готама, есть ли Атман? Будда молчит. – Значит, досточтимый Готама, Атмана не существует? Будда опять молчит. Ваччагота встаёт и уходит.

Когда отшельник ушёл, Ананда спросил Будду, почему он не ответил на вопрос Ваччаготты.

Будда объяснил свою позицию: “Ананда, если бы я ответил на вопрос Ваччаготты-странника “Существует ли Атман?” словами “Атман существует”, то это означало бы, что я согласен с мнением тех отшельников и брахманов, которые придерживаются теории вечности (sassata-vada).”

И, Ананда, если бы на вопрос странника “Атман не существует?” я ответил “Атман не существует”, то это означало бы, что я согласен с мнением тех отшельников и брахманов, которые придерживаются теории об уничтожении (uccedavada). Далее, Ананда, если бы на вопрос странника “Существует ли Атман” я ответил “Атман существует”, то было бы это в соответствии с моим учением о том, что все Дхаммы [все объекты и явления, включая Ниббану] безличны (не содержат души)? – Конечно нет, почтенный. – Снова, Ананда, если бы на вопрос странника “Атман не существует?” я ответил “Атман не существует”, то это ещё больше запутало бы и так запутавшегося Ваччаготту. Он тогда мог подумать: “Раньше у меня был Атман, а теперь его нет”.

(Ананда сутта, CH 44.10)

Будда считал умозрительные рассуждения о душе бесполезными и иллюзорными. Однажды он сказал: “Только благодаря неведению и заблуждениям люди погружаются в мечты о том, что их души – это отдельные и независимо существующие сущности. Они от всего сердца привязаны к идее о душе.

Людям не терпится попасть в рай, и они стремятся к удовольствиям для себя в этом раю. Поэтому они не замечают блаженство праведности и бессмертие истины.” Эгоистичные мысли появляются у людей благодаря идее о душе и жажде к существованию.

Учение о безличности (anattā)

Будда противопоставил всем теориям и умозрительным рассуждениям о душе своё учение о безличности (anattā). Слово аnattā переводится по-разному: безличный, лишённый души или духа, лишённый эго.

Чтобы понять учение Будды о безличности, нужно осознать, что теория о вечной душе “У меня есть душа” и материалистическая теория “У меня нет души” являются препятствием к самореализации или спасению. Они появляются из-за ошибочного представления “Я есть”.

Поэтому, чтобы понять доктрину безличности, человек не должен привязываться к мнениям и взглядам на теорию души, он должен постараться посмотреть на вещи объективно, так, как они есть на самом деле, без всяких умственных проекций.

Нужно научиться видеть своё “Я” или эго тем, чем оно является – обычным сочетанием изменяющихся сил. Это требует аналитического объяснения.

Будда учил, что тот объект, который мы считаем вечной сущностью внутри себя – это просто сочетание физических и умственных сил, называемых Пятью Совокупностями (pañcakkhandha): физическое тело (rūpakhandha), чувства (vedanākhandha), распознавание (saññākhandha)[1], умственное конструирование (saṅkhārakhandha) и сознание (viññānakhandha). Эти силы работают вместе в потоке непрерывного изменения, их состояние различно в любых двух последовательных моментах времени. Они являются составляющими факторами психофизической жизни. Когда Будда проводил её анализ, то обнаружил только эти пять совокупностей или сил. Он не обнаружил никакой вечной души. Однако многие люди до сих пор имеют ошибочный взгляд, что душа – это сознание. Будда чётко заявил, что сознание зависит от формы, чувств, распознавания и конструирования и не может существовать независимо от них.

Будда сказал: “Тело, о монахи, безлично (не “Я”). Чувство безлично. Распознавание безлично. Умственное конструирование безлично. И сознание тоже безлично. Осознав это, о монахи, ученик пресыщается телом, чувствами, распознаванием, конструированием и сознанием. Пресытившись, он становится бесстрастным.

Благодаря бесстрастию, он полностью освобождается. Освободившись, у него появляется знание: “я освобождён”. Он понимает: “Исчерпано перерождение, доведена до совершенства праведная жизнь, сделано то, что надлежало сделать, больше не последует здешнее существование” (Анатта-Лаккхана сутта, СН 22.59).

Учению Будды о безличности уже более 2500 лет. Современная научная мысль движется в этом же направлении. В глазах современных учёных человек – это просто совокупность постоянно изменяющихся ощущений.

Современные физики утверждают, что вселенная, с первого взгляда состоящая из твёрдой материи, на самом деле является не твёрдой материей, а потоком энергии.

Они считают, что вся Вселенная – это процесс трансформации различных сил, среди которых человек – лишь небольшая частичка. Будда был первым, кто осознал это.

Писатель В.С. Вили (W.S. Wily) однажды сказал: “Существование бессмертного в человеке всё больше и больше ставится под сомнение из-за влияния преобладающих ныне школ мышления”. Вера в бессмертие души – это догма, которой противопоставлены результаты наиболее ясного, эмпирического исследования.

Сама по себе вера в бессмертную душу, или убеждённость в том, что что-то продолжает существовать после смерти, не делает нас бессмертными, пока мы не поймём, что это за сущность, которая выживает и с чем мы способны себя отождествлять.

Большинство людей выбирают не бессмертие, а смерть путём отождествления себя с тем, что подвержено разрушению и непостоянно.

Это происходит из-за упрямой привязанности к телу или к мимолётным элементам нынешней личности, которую они ошибочно принимают за душу или неотъемлемое свойство жизни.

Современные учёные в настоящее время всё больше склоняются к принятию идеи о том, что так называемая душа – это не что иное, как собрание чувств, эмоций, настроений, относящихся к физическому опыту. Об их исследованиях проф. Уильям Джеймс говорит, что термин “душа” – это всего лишь слово, которое не обозначает какую-то существующую реальность.

Именно это учение Будды о безличности было представлено в буддизме Махаяны под именем Шуньяты или пустоты. Хотя это понятие было разработано великим махаянским учёным Нагарждуной путём придачи ему различных интерпретаций, в теории Шуньяты нет никакой необычной идеи, отличной от исходного учения Будды о безличности.

Вера в душу или в собственное Я и Бога-создателя настолько крепко коренится в умах людей, что они не могут себе представить, почему Будда отрицал существование и того и другого, хотя оба эти понятия являются ключевыми для многих религий.

Известно, что некоторые люди испытывали шок, волнение и беспокойство, когда слышали, что Будда отверг эти два понятия. Это главная причина, по которой для многих непредвзятых учёных и психологов буддизм считается уникальным в сравнении со всеми другими религиями.

В то же время, некоторые другие учёные, которые принимают определённые аспекты буддизма, считают, что эту религию можно обогатить, если намеренно перевести сказанное Буддой слово “Атта” таким образом, чтобы добавить в учение идею о душе или Я.

Будда знал об этой неудовлетворённости человека и об идейном перевороте в отношении данной теории:

Всё конструированное (saṅkhārā) – непостоянно, Всё конструированное имеет неудовлетворяющую природу (dukkha), Все дхаммы [т.е. всё конструированное и Ниббана] безличны.

(Дхаммапада 277,278,279)

В буддийских текстах есть притча о вере в бессмертную душу. Некий человек, который принял движущуюся верёвку за змею, страшно испугался. Когда приходит понимание, что это всего лишь кусок верёвки, то страх стихает и ум становится спокойным. Вера в вечную душу сравнивается с верёвкой в воображении этого человека.

Примечание переводчика

1. Процесс распознавания, категоризации и обозначения впечатлений, получаемых от органов чувств.

Редакция перевода от 03.07.2015 12:57

Источник: https://www.theravada.su/node/633

Ссылка на основную публикацию