Мощи симеона верхотурского

Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь

Мощи Симеона Верхотурского

25 сентября Русская Православная Церковь совершает память перенесения (1704) святых мощей праведного Симеона Верхотурского  – небесного покровителя Уральской земли – в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь, где они пребывают поныне.  

Несостоявшееся паломничество

В монастырском музее, существующем уже четверть века,  хранится телеграмма последнего российского государя к братии обители с поздравлениями по случаю дней памяти святого праведного Симеона: «Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту.

От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днем освящения нового храма  дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Праведного».

Когда в 2014 году освящали Симеоновский придел Крестовоздвиженского собора, в монастырь привезли царский подарок – резную серебряную сень для раки с мощами святого Симеона, изготовленную в Москве по специальному заказу императорской семьи.

Святые Царственные страстотерпцы никогда не посещали Николаевский Верхотурский мужской монастырь, хотя в обители готовились к этому высокому паломничеству  – был даже построен за пределами монастыря домик в древнерусском стиле для пребывания почетных гостей. Но Господь распорядился иначе.

Из царской семьи в 1914 году в монастыре побывала только Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она молилась  у мощей праведного Симеона. Потом в обители получили телеграмму следующего содержания: «Верхотурье. Архимандриту Ксенофонту 06.09.1914 г. Сердечно благодарю Вас и братию за радушный прием. Сохраняю отрадное воспоминание о посещении Вашей обители. Храни Вас Господь. Елисавета».

 Третий по величине собор России

Мощи Симеона ВерхотурскогоИменно в год 300-летия дома Романовых совершилось освящение огромного Крестовоздвиженского собора Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря. Даже сейчас современных людей, чей глаз привык обозревать небоскребы,  размеры монастырского собора поражают. Ведь возведен храм далеко от столиц, можно сказать, в глуши (в городке Верхотурье проживает и ныне всего около пяти тысяч человек). А собор, построенный  по проекту архитектора  А.Б. Турчевича, по величине – третий в России после храма Христа Спасителя и Исаакиевского… Возводили его в расчете на несколько тысяч человек – по большой любви к  праведному Симеону Верхотурскому, так как в храме-предшественнике не вмещались все богомольцы. К нетленным и цельбоносным мощам святого Симеона –  испросить его небесного предстательства – шли со всех концов страны.

Утешитель Земли Русской

Мощи Симеона ВерхотурскогоПраведный Симеон был и остается печальником и молитвенником, утешителем русского народа. Он был тих и смирен при жизни. Родители его были людьми благочестивыми, заботились о воспитании сына в учении и наставлении Господнем. С раннего возраста праведный Симеон отвратился от житейских благ и треволнений, начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам. В период Смутного времени, ища уединения для более удобного исполнения подвигов благочестия, он решился покинуть родные места, почести, богатство и знатность. Выбор его пал на Сибирскую страну, незадолго до того присоединенную к России и малоизвестную тогда русским людям.  Добывал пропитание рыбной ловлей, шил крестьянам шубы, немного не доделывая работу, чтобы не брать за нее плату. Вера христианская в те времена в Сибири была слаба, число христиан невелико. Праведный Симеон нередко учил новообращенных христиан, как надо жить по Христову закону, дабы угодить Богу и спасти свою душу: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную». С большим удовольствием и вниманием слушали инородцы эти простые и задушевные назидания праведника, полюбив его за доброту,  кротость, ласковость, почтительность к окружающим.

Дорогой праведного Симеона

Мощи Симеона ВерхотурскогоУральская земля на протяжении веков хранит память о праведном Симеоне. В царской России существовал богомольный маршрут, который можно назвать Симеоновским. Начинался он в Меркушине, в том месте, где  подвизался Божий угодник, где он преставился, и где спустя пятьдесят лет после его кончины гроб поднялся из земли, и были обретены святые мощи (на месте могилы забил источник, за его чистой водой паломники ездят до сих пор). Продолжали маршрут  храмы, которыми были отмечены места остановок при перенесении святых мощей из Меркушина в Верхотурье. Сейчас это паломничество по святой земле праведного Симеона возрождается: как и раньше богомольцы едут со всех концов страны, и особенно большой их поток  стремится в обитель в памятные дни.  

Прошлое и настоящее Верхотурской обители

Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь был основан в самом начале ХVII века, в царствование Бориса Годунова. Иеромонах Иона родом из Пошехонья  занялся устройством обители вскоре после присоединения к Руси этих обширных земель.

Монастырь пользовался покровительством первых Романовых, но довольно быстро утратил известность. Всё изменилось спустя столетие, когда в 1704 году из Меркушино сюда были принесены святые мощи праведного Симеона, и люди потянулись к святыне.

Монахам, а число насельников в начале ХХ века достигало без малого двухсот, приходилось встречать паломников и заботиться о них. Строились монастырские гостиницы, перестраивались храмы, и непрерывно, невидимо для мира, совершалась молитва.

А мир тянулся к  простоте и чистоте праведника и к тем, кто избрал иноческий путь.

После установления советской власти, как и в другие святые места, сюда пришла мерзость запустения. Монастырь просуществовал до 1928 года, потом в его стенах была устроена колония. Когда обитель вернули Русской Православной Церкви – это произошло практически сразу после празднования тысячелетия Крещения Руси, – ужас разрушения и степень надругательства поражали.

Архимандрит Тихон (Затекин), первый наместник возобновленного Верхотурского мужского монастыря,  вспоминает, что почти уничтоженный собор, тем не менее, сохранял величие духа и производил сильнейшее впечатление.

  В только что оставленных колонией пространствах стали устраиваться первые монахи – молились, вывозили машинами мусор, одновременно искали сведения о монастыре и артефакты… Сейчас в обители создан удивительный музей, который посещают все приезжающие. Интересные, редкие экспонаты рассказывают  о жизни в этих святых местах.

  И в те далекие времена, когда строили храмы, и когда их сносили,  и затем вновь строили  по кирпичику – чтобы возвращаться к себе самим и созидать чистоту души по примеру праведного Симеона…  

Простота жизни

Мощи Симеона ВерхотурскогоСейчас число монашествующих в десять раз меньше, чем было сто лет назад. Нельзя сказать, что в Верхотурье подвизаться легко, но – радостно, потому что во всем  помогает праведный Симеон, и к тому же здесь еще сохранена простота жизни. Территория Свято-Николаевского Верхотурского монастыря больше, чем  пространство московского Кремля. Братии много приходится делать свои руками. Ими освоены многочисленные профессии. В стенах монастыря действует духовная школа. Здесь всё движется с благословенной провинциальной неспешностью и тишиной. Нет жизненной гонки,  и столь привычное нам «нет времени» – уходит на второй план. По молитвам праведного Симеона возрождается монастырь. Более года назад над ракой была устроена величественная сень. Обитель не так давно стараниями губернатора Свердловской области обрела голос: колокол в тысячу пудов теперь формирует колокольный ансамбль, густой, наполненный звон зовет всех к молитве в огромный Крестовоздвиженский собор. Николаевская церковь, главный храм обители, не сохранилась. Но всему свой черед.

Верхотурье именуют духовной столицей Урала. Власти стали обращать внимание на этот маленький городок,  который когда-то был рубежом нашего Отечества. Здесь самый молодой и самый маленький Кремль страны, возведенный по указу Петра I.

Список верхотурских святых состоит из пятнадцати имен. О Верхотурье знают далеко за пределами Урала. Например, на юго-востоке Москвы есть приход с посвящением святому праведному Симеону.

Прихожане этого храма во главе с настоятелем ежегодно совершают паломничество к цельбоносным мощам святого за утешением и поддержкой.

В монастыре хранится много свидетельств об исцелениях и чудесах, совершаемых по молитвам к святому. Он никого не оставляет не утешенным. Постоянные монастырские прихожане рассказывают, как их жизнь освящена его подвигами и добрыми делами.

По примеру своего святого, они (а чаще всего, несмотря ни на какие православные молодежные движения, это бабушки) скоры на помощь,  всегда приходят первыми.

Например, недавно был брошен клич о заготовке овощей, консервировании того, что вырастили на монастырских огородах, – и все дружно делали соленья, закрывали бесчисленные банки, многие из  которых будут открыты для угощения паломников зимой, когда в последний день года вспоминают прославление праведного Симеона в лике святых.

Мощи Симеона Верхотурского

Сейчас в Верхотурском монастыре в разгаре  подготовка к осеннему Симеонову дню, вновь едут со всех концов России паломники. Многое надо успеть приготовить, обустроить. Но не заметно суетности.

Всё неспешно, по-простому, по-доброму. И есть время подумать, и в большом храме побыть наедине с собой. В провинции, в маленьком городке Верхотурье, сохраняется трепетная русская душа.

Обо всех позаботится святой праведный Симеон.

 Юлия Стихарева

http://www.ekaterinburg-eparhia.ru, http://orthodox-newspaper.ru, http://www.monastyr.org

Мощи Симеона Верхотурского Мощи Симеона Верхотурского Мощи Симеона Верхотурского Мощи Симеона Верхотурского

25 Сентября 2016

Источник: https://monasterium.ru/publikatsii/stati/k-svyatomu-pravednomu-simeonu-za-pomoshchyu-i-utesheniem/

Меркушино: дорога Симеона Верхотурского

Храмовый комплекс в Меркушино

Святыни: Источник святого праведного Симеона Верхотурского, Мощи священномученика Константина Богоявленского, камень и Поклонный крест на месте молитвенного подвига Симеона Верхотурского

Земной путь Симеона. Памятный комплекс на месте молений Симеона праведного

В XVIII веке с началом промыш­ленного освоения Урала Верхотурье остается в стороне от нового Сибирского пути. Город ждало забвение, но волею судьбы ему было предназна­чено стать духовным цен­тром Урала и Сибири. А случилось это так.

В 1620 году в 60 километрах от Верхотурья на оживленной Государевой дороге возникло село Меркушино. Село было многолюдным: кроме обычных сельских занятий его жители выполняли важные транспортные работы. Рядом с Меркушино на Туре действовала верфь, где строились суда, и работал причал, откуда эти суда с грузом одно за другим отправлялись в Сибирь.

Именно в этих местах в середине 1620-х годов появился человек по имени Симеон. По преданию, был он дворянского происхождения и прибыл на Урал из центральной России, покинув родные земли то ли от невзгод Смутного времени, то ли в поисках каких-то духовных горизонтов.

Мощи Симеона ВерхотурскогоХрам Михаила Архангела в Меркушино в наши дни

Странничество Симеона, неизвестность его происхождения породили в конце XIX века интересную легенду о том, что святой Симеон это не кто иной, как сын Ивана Грозного и Марии Нагой царевич Дмитрий.

Царица, будто бы зная о коварных планах Бориса Годунова, подменила сына похожим ребенком. После известной угличской трагедии, которая произошла в 1591 году, настоящий царевич навсегда покинул Московию, вскоре превратившись в скромного странника.

Многие верили в эту легенду, несмотря на то, что по официальной версии Симеон на целое поколение моложе царевича Дмитрия.

Читайте также:  Что такое дхарма в буддизме, суть

Если же доверять записям по сбору оброка за 1626 год, то по ним в Меркушиной отмечен лишь один человек с именем Симен и его прозвище говорит о его северорусском происхождении – Семейка (Семен) Пинежанин (то есть приехавший с северной реки Пинеги).

 По преданию, дома своего Симеон не имел, не было у него и семьи. На пропитание зарабатывал тем, что шил шубы в Меркушино и окрестных деревнях, переходя от одного заказчика к другому. В домах заказчиков на время работы он получал кров и пропитание.

Часто, не испытывая острой необходимости в средствах, он, выполнив заказ, скромно покидал хозяев, не взяв с них за работу денег. Для того чтобы не смущать заказчиков, уходил Симеон, не дошив на шубе какую-нибудь мелочь: пуговицы или петли.

Многие удивлялись таким поступкам, были даже такие, что поносили Симеона, но постепенно до людей доходил смысл поведения праведника.

Мощи Симеона ВерхотурскогоСимеоновский храм на месте могилы праведного в Меркушино

По одному малоизвестному преданию, однажды Симеон выполнил какой-то заказ в Ирбитской слободе, вернулся в родное Меркушино и вдруг вспомнил, что нечаянно прихватил с собой хозяйскую портняжную иглу. Чувствуя, что может причинить хозяевам пусть даже малую неприятность, Симеон возвращается в Ирбит, отстоящий от Меркушино на десятки верст, чтобы вернуть иглу заказчикам.

Летом, когда не было необходимости укрываться от морозов, любимым занятием Симеона было ужение рыбы. Рыбалка давала необходимое пропитание и помогала заниматься размышлениями.

По преданию, для этого Симеону полюбился один камень на Туре, в нескольких верстах от Меркушино в сторону Верхотурья. Тот камень, очень удобный для сидения, был защищен от солнца развесистой елью. Здесь Симеон мог проводить помногу часов подряд.

Эти камень и ель, начиная с XVIII, но особенно с XIX века, почитаются паломниками, их изображения можно увидеть на многих иконах, посвященных Симеону праведному.

Мощи Симеона ВерхотурскогоХрам в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших вблизи Симеонова камня

Еще лет сто назад от ели той оставался пенек и остатки корней. Говорят, что богомольцы, благоговея перед елью, которую освятило присутствие Симеона, отламывали от нее ветви. От этого дерево засохло, а в середине XIX века его сломало бурей и унесло вниз по течению Туры.

Мощи Симеона ВерхотурскогоУ любимого камня Симеона Верхотурского в окрестностях Меркушино

В XIX веке вблизи любимого Симеоном камня на Туре была поставлена деревянная часовня, разрушенная в годы советской власти. Уже в наше время, в 1997 году, это место было отмечено возведением Поклонного креста.

Говорят, осенью 2002 года здесь побывал заместитель министра внутренних дел страны, главнокомандующий внутренних войск России генерал-полковник Вячеслав Тихомиров. По преданию, он долго стоял на туринском камне, о чем-то думал, а потом сказал, что принял решение от имени МВД России построить на этом месте храм.

6 ноября 2002 года состоялась церемония закладки первого камня, а осенью 2005 года строительство деревянного храма в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших было закончено.

Мощи Симеона ВерхотурскогоУ Поклонного креста на месте молитвенных уединений Симеона Верхотурского

 Существуют сведения, что Симеон был инициатором строительства первого меркушинского храма, который освятили во имя архангела Михаила. Говорят, именно потому после смерти похоронен был Симеон на самом почетном месте возле церкви. А умер праведник предположительно в 1642 году в возрасте 35 лет от какой-то внутренней болезни, возникшей возможно от чрезмерного воздержания.

Мощи Симеона ВерхотурскогоИкона Симеона Верхотурского с меркушинским храмовым комплексом на заднем плане

Меркушинское чудо

Прошло 50 лет, память о праведнике среди меркушинцев уже почти угасла. И вдруг зимой 1692 года земля на старой могиле вдруг начала подниматься, а через некоторое время из земли показался массив гроба, из-под которого вскоре начал бить ключ.

Каково же, говорят, было изумление людей, когда сквозь щели от гробовой крышки они рассмотрели нетленные останки праведника, жившего в начале столетия. Вскоре от мощей Симеона последовали первые случаи исцелений. Над могилой установили деревянную надгробицу-«голбчик» в виде сруба.

О меркушинском чуде стало известно в Верхотурье.

Воевода Андрей Нарышкин

С 1692 по 1694 год верхотурским воеводой был назначен Андрей Федорович Нарышкин, двоюродный брат царицы Натальи Нарышкиной и двоюродный дядя Петра I. Именно в его правление в Меркушино из земли поднялся гроб Симеона праведного и произошли первые случаи исцеления от мощей святого.

Близкий слуга воеводы Илья Головачев в это время страдал глазной болезнью. Глаза его не могли переносить света, налились кровью, а на веках образовались гигантские мясные наросты. По совету друга, Илья отслужил панихиду и на ночь повязал на глаза землю с гроба Симеона. Ночью он почувствовал облегчение: из глаз вышла вязкая мокрота, дикое мясо отвалилось, вскоре болезнь отступила.

Мощи Симеона ВерхотурскогоХрамовый комплекс в Меркушино в начале XX века

В это же время болезнью глаз начала страдать и дочь Нарышкина, троюродная сестра Петра I. Узнав об избавлении от болезни Ильи Головачева, Андрей Федорович вместе с несчастной девушкой отправляется в Меркушино. Здесь случилось новое чудо.

После панихиды над гробом праведного дочь воеводы получила исцеление, как только приложила землю, взятую с гроба святого.

Возможно, во многом благодаря этим событиям произошло освидетельствование мощей святого митрополитом Сибирским и Тобольским Игнатием.

Мощи Симеона ВерхотурскогоСимеоновская церковь в Меркушино

Митрополит Игнатий: прославление Симеона

Митрополит Игнатии представитель древнего дворянского рода Римских-Корсаковых. Известный церковный писатель XVII столетия, активный противник прозападных реформ и засилья иностранцев в России.

Пользовался покровительством царевны Софьи, после ее падения вступил в конфликт с окружением молодого Петра I, в первую очередь с Нарышкиными.

Это привело Игнатия к почетной ссылке в Сибирскую епархию.

Мощи Симеона ВерхотурскогоСвято-Косминская пустынь по дороге из Верхотурья в Меркушино

В феврале 1693 года он пребывает в Тобольск. В декабре 1695 года по пути в Верхотурье митрополит остановился в Меркушино, где освидетельствовал святые мощи: кости и плоть были абсолютно целы, кожа прильнула к костям, истлело лишь несколько пальцев да погребальные одежды.

Выступая перед собравшимися, Игнатий произнес свою знаменитую фразу: «Это, точно, некоторый новый святой, как Алексий или Иона, митрополиты российские, или чудотворец Сергий Радонежский». После этого митрополит обратился к людям с вопросом, не знает ли кто о жизни этого праведника.

Лишь один меркушинский крестьянин Афанасий Чашегоров оказался свидетелем жизни Симеона, но совсем забыл его имя.

На основе слов этого крестьянина позднее Игнатий написал первую повесть о жизни святого Симеона праведного. Лишь благодаря чудесному сновидению, в котором Игнатий видел толпу крестьян, из которой кричали: «Симеоном зовут его», удалось вспомнить имя нового святого.

Мощи Симеона ВерхотурскогоСвято-Косминская пустынь с храмом во имя Космы Верхотурского, на месте одной из остановок во время перенесения мощей Симеона Верхотурского в 1704 году

Перенесение мощей Симеона праведного. Памятные часовни

В 1704 году, после того как молва о чудесах Симеона праведного распространилась далеко за пределы Меркушино, было решено мощи его перенести в стольный град Верхотурье. Рассказывают, что переносили мощи несколько дней, процессию составляли сотни людей.

По преданию, за гробом на коленях полз юродивый Косма: у него были больные ноги, и потому он мог передвигаться лишь на коленях. Когда Косма изнемогал, то обращался к Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем!»  Тогда гроб с мощами становился неподъемным, и все останавливались и отдыхали.

Лишь по молитве юродивого могли продолжить движение.

Храм Николая Чудотворца в Путимке на месте одной из остановок во время перенесения мощей Симеона Верхотурского в 1704 году

Позже на месте этих остановок были выстроены часовни. Сегодня в деревне Путимка восстановлена Николаевская церковь, перестроенная в 1904 году из Николаевской часовни, а деревне Костылевой в старом здании бывшей часовни освящен храм во имя святого Космы Верхотурского, вокруг которого создан живописный ансамбль Свято-Косминской пустыни.  

Часовня над могилой Космы юродивого в Верхотурском кремле, фото начала XX века

Сам Косма жил в заречном конце города Верхотурья, но большую часть времени проводил в молитвах в верхотурском Свято-Троицком соборе либо рядом с ним.

Именно потому, говорят, похоронен был блаженный на территории кремля, вблизи Троицкого храма. В начале XX века над могилой Космы построили часовню.

Рассказывают, что одним из жертвователей на эту часовню был известный подвижник православной церкви Иоанн Кронштадтский.

После революции 1917 года монахи тайно вынесли мощи Космы и захоронили их возле Успенской кладбищенской церкви. Говорят, к этому месту на поклонение украдкой ходили многие местные жители.

А часовню в кремле снесли, даже следов от нее не осталось.

Уже в наши дни, в 1990-е годы, мощи Космы юродивого вновь были обретены и переданы в верхотурский Покровский женский монастырь, став одной из главных святынь обители.  

Храмовый комплекс в Меркушино в начале XX века

Храмовый комплекс в Меркушино

После прославления святого и перенесения его мощей в Верхотурье, основной реликвией церкви Михаила Архангела долгое время был гроб Симеона Праведного.

Но впоследствии гроб сгорел вместе с храмом во время пожара. В начале XIX века на этом месте  построили каменную церковь, которая не раз перестраивалась.

В годы советской власти храм был разрушен, уцелела лишь колокольня, рядом с которой уже в наше время возвели новый храм.

Меркушинский храмовый комплекс в советские годы

Над святым источником, что бил из могилы Симеона Праведного была установлена часовенка, несколько раз она перестраивалась, а в 1886 году на этом месте возвели каменную Симеоновскую церковь, которая была соединена с Михайловским храмом светлой просторной галереей. Симеоновская церковь, несмотря на осквернение, выстояла в XX веке, а вот галерею в 1945 году разобрали на кирпичи. Лишь в наше время весь храмовый комплекс был заново восстановлен.

Меркушинский храмовый комплекс в наше время

Источник: https://svyatural.com/2019/11/22/merkushino-doroga-simeona-verhoturskogo/

Святой праведный Симеон Верхотурский

Мощи Симеона Верхотурского

Дни памяти св. Симеона Верхотурского: 31 (18) декабря — день прославления, 25 (12) сентября — первое перенесение мощей, 25 (12) мая — второе перенесение мощей, 11 февраля (29 января) — Собор Екатеринбургских святых, 23 (10) июня — Собор Сибирских святых.

Житие св. праведного Симеона Верхотурского

Святой праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян.

Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение.

Читайте также:  Молитва апостолам петру и павлу

Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие.

С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни.

В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения.

Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков.

За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу.

Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли.

Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов.

Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета.

Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» — явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

Молитва святому праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 4

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Тропарь на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе.

/ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием :/ слава Дающему тобою всем исцеление!

Кондак на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник.

/ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.

Святый праведный Симеоне, моли Бога о нас!

Заказать молебен св. Симеону Верхотурскому

Источник: https://1.sv-luka.ru/31-dekabrya-den-pravednogo-simeona-verxoturskogo-2/

Симеон Верхотурский – Святой Русской православной церкви – Биография

Святой Русской православной церкви. Почитается в лике праведных.Почитается как небесный покровитель уральской земли.

Симеон Верхотурский родился около 1607 года. Рос в знатной боярской семье в Европейской России. После смерти родителей в период Смутного времени пришел на Урал и поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино. Именно там и провел большую часть жизни, скрывая свое происхождение.

     В селе Семеон посещал местную деревянную церковь святого Архангела Михаила. Летом на берегу реки Туры, уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой занимался пошивом шуб для крестьян в селах Верхотурского уезда. Отличался нестяжанием, и чтобы не получать платы оставлял одежду недошитой и уходил из села. 

     Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Вел проповедь христианства среди вогулов. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. Проповедовал покорность и еще при жизни заслужил подвижничеством и честностью славу праведного. 

     Скончался Симеон Верхотурский в 1642 году. Похоронен на кладбище при церкви.

     В 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нем стали видны его останки. Местные жители расценили это как признак святости умершего, но его имя вспомнить не смогли.

После этого появились сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном.

В 1693 году в Меркушино направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах, который сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой небольшой голбец.

     По указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия 18 декабря 1694 года совершено освидетельствование мощей и опрос о имевших место исцелениях.

 На следующий день прибыл сам митрополит, но, выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически.

Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и, решив, что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи.

     В гробе, поднятом из могилы, найдены костные останки, плотно покрытые плотью, и истлевшая одежда.

Игнатий объявил их нетленными, а затем, по сообщению жития, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божиим праведным Симеоном.

Вторично освидетельствовал мощи 30 декабря, перенес их в церковь и покрыл гроб шелковой пеленой, а также дал указание собрать сведения о жизни святого.

     Впоследствии мощи Симеона 25 сентября 1707 года с разрешения митрополита Филофея перенесены в Николаевский монастырь города Верхотурье, где их поместили в монастырской церкви у правого клироса.

 В 1716 году церковь уничтожена при пожаре, но рака с мощами не пострадала.

 В 1838 году после восстановления храма ее установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который переименован во имя Симеона Верхотурского.

     После революции 1917 года власть в Верхотурье перешла к большевикам, и 17 августа 1918 года по требованию председателя Чрезвычайной следственной комиссии Сабурова проведено первое вскрытие мощей праведного Симеона.

В мае 1929 года мощи изъяли из монастыря и передали в Тагильский музей для антирелигиозной работы. Затем в конце 1935 года мощи передали в Уральский антирелигиозный музей.

После расформирования фондов музея 7 октября 1946 года мощи перешли в запасники Областного краеведческого музея.

     Мощи Симеона Верхотурского вернули Русской православной церкви 11 апреля 1989 года и поместили в свердловском храме Спаса Всемилостивого. Основную часть 25 сентября 1992 года перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освященный Крестовоздвиженский собор.

  • Память о Симеоне Верхотурском
  • Память совершается:
  • 31 декабря – день прославления
  • 25 сентября – первое перенесение мощей
  • 25 мая – второе перенесение мощей
  • 11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
  • 23 июня – Собор Сибирских святых
  • В Екатеринбурге в 1886 году было организовано Братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, имевшее целью духовное просвещение. При нём в 1901 году был образован миссионерский фонд для поддержки обездоленных и лиц, вернувшихся из раскола и сектантства

Источник: https://ruspekh.ru/people/simeon-verkhoturskij-simeon-merkushinskij

Мощи святых

Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе. Митрополит Тобольский Филофей (Лещинского) благословил перенести мощи в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь.

Читайте также:  Молитва богородице геронтисса чем помогает и о чем просят

Перенесение назначено было на 8 сентября 1704 года, но стоявшая тогда ненастная погода побудила отложить это торжество до более благоприятного времени. Состоялось оно 12 сентября, когда небо очистилось от дождевых туч и наступила хорошая погода.

Старый гроб, в котором был похоронен праведный Симеон, оставили в селе Меркушино, в тамошней церкви (к великому сожалению, в прошлом столетии церковь эта сгорела, а вместе с ней – и гроб праведника).

В 1798 году титулярный советник Алексей Феодорович Турчанинов с супругою Фелицатою Стефановной пожелали соорудить для мощей праведного Симеона новую, более ценную раку. По их заказу на Троицком Соликамском заводе изготовили медную раку с крышкою.

В некоторых местах она была посеребрена, украшена резьбою и пятью клеймами, в которых вычеканены были различные надписи: даты явления святых мощей и их перенесения, имя Государя, в царствование которого совершилось перенесение, а также имя Верхотурского градоначальника того времени и имена соорудителей раки. Мощи праведного Симеона в том же самом кедровом гробе, в котором они перенесены были из Меркушино, положили в новую раку и оставили на прежнем месте. А находились они на возвышенном, с двумя ступенями, помосте, под аркою, особо устроенной в стене, которая отделяла Николаевский храм от Симеоно-Аннинского придела.

Теперь обратим внимание благочестивого читателя на то, что сталось с могилою праведного Симеона в селе Меркушино после перенесения оттуда его мощей.

Над могилой этою долго стояла деревянная часовня, которая наконец пришла в ветхость. Тогда верхотурский житель Феодор Курбатов в 1808 году подал духовному начальству прошение о дозволении построить ему на месте упомянутой деревянной часовни каменную.

Епископ Пермский Иустин удовлетворил его просьбу, и вскоре на месте обретения мощей праведного Симеона Курбатов выстроил каменную часовню с железною кровлею.

Сверху водружен был святой крест, а в самой часовне, в восточной стороне, устроен приличный иконостас с несколькими иконами.

Из могилы праведника истекает источник чистой воды. Находясь в сосуде, она в течение нескольких лет не подвергается никакой порче. Множество богомольцев посещают это святое место, служат молебны, берут с собою немного земли с могилы праведника, а также и воду из источника. Земля и вода эти часто проявляют свою чудодейственную силу и исцеляют различные недуги.

Между тем благоговейное почитание мощей Симеона Верхотурского сибирскими жителями укреплялось все более и более. Различные приношения, иногда очень ценные, стекались отовсюду к раке праведника. Наконец, среди жителей Верхотурья и иных ближайших к этому городу местностей возникла мысль устроить вместо медной новую, серебряную раку для мощей праведного Симеона.

Новая рака имела в длину три аршина, а в ширину – 1 аршин и 4 вершка. На ее изготовление пошло 10 пудов 8 фунтов чистого серебра. Общая стоимость раки равнялась 14573 рублям серебром. На верхней крышке изображен во весь рост праведный Симеон, у его главы находятся два ангела, держащие в руках свиток с надписью: «Святый Симеон, Верхотурский чудотворец».

На четырех сторонах раки вычеканены различные изображения.

На одной – перенесение мощей из Меркушино в Верхотурье, на другой – сам праведник, молящийся в чаще леса, сети и неводы, закинутые для ловли рыбы, и другие рыболовные принадлежности святого Симеона, на третьей – надпись: «Сие честные мощи святаго праведнаго Симеона Верхотурского чудотворца, обретены нетленными, Верхотурскаго уезда, в селе Меркушине, 1682 года», и, наконец, на четвертой – таже надпись, гласящая, что «сие честные мощи угодника Божия Симеона праведного, Верхотурского чудотворца, принесены в обитель верхотурскую в 1704 году, сентября 12 дня, при царе Петре Алексеевиче и настоятеле архимандрите Израиле». Вся рака утверждена на 6-ти серебряных вызолоченных ножках.

Переложение святых мощей праведного Симеона в серебряную раку было совершено 12 сентября 1848 года.

Более двухсот лет почивали в Верхотурской Николаевской обители нетленные мощи праведного Симеона, и столько же лет не переставал он являть чудесные знамения благодатного своего предстательства пред престолом Божиим за страждущих людей, с теплою верою и усердною молитвою прибегающих к его святому покровительству. Правильно и достойно в акафисте сему святому угоднику Божию сказано: «Возсиял еси велие просвещение светлостию чудес твоих, праведный Симеоне, от святаго гроба твоего непрестанно истакающих…»

Целая книга, после должных проверок, была составлена из свидетельств и сообщений о чудесных явлениях помощи Божией по молитвам праведного Симеона. А сколько, должно быть, неизвестных случаев чудесной помощи праведника, которые останутся неизвестными навсегда или, по крайней мере, дотоле, пока Господу угодно будет явить их миру для прославления угодника Своего и утверждения православия.

Утрата Святых Мощей

В 1917 году мирное течение благочестивых лет в России было нарушено. Части красной армии под командованием И.В.Борева в 1919 году заняли Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь, всех монахов, во главе с архимандритом Ксенофонтом, выселили из братских корпусов и всячески притесняли.

Закрыты были все храмы, кроме Крестовоздвиженского, где находились мощи праведного Симеона Верхотурского. Вместо крестов на куполах церквей появились красные флаги.

За Божественной Литургией архимандрит Ксенофонт с высоко поднятым крестом громогласно провозгласил: «Насильникам-большевикам – Анафема! Анафема! Анафема! Будь они во веки веков прокляты!»

25 сентября 1920 года, в день памяти Симеона Верхотурского, власти решили провести вскрытие его святых мощей. Для вскрытия была назначена комиссия, в которую вошли: председатель Екатеринбургской ЧК Тунгусков, председатель Верхотурского уездного исполкома Ларичев, доктор Петров и другие лица.

Вскрытие наметили примерно на час дня – сразу по окончании Божественной Литургии. 15 тысяч человек собралось в этот день в монастыре. Крестовоздвиженский храм был переполнен, люди стояли на соборной площади. Монахи и священники, возглавляемые архимандритом Ксенофонтом, затягивали службу.

Торжественно, нарочито медленно они служили Литургию, вслед за ней акафист и т.д., богослужениям не виделось конца. Стали слышны вздохи, плачи, отдельные выкрики – чем дальше, тем больше. Начало вскрытия запаздывало уже на два часа. Власти потребовали прекратить богослужение и начать вскрытие мощей, на что последовал отрицательный ответ.

Тогда вооруженные красноармейцы бросились решительно, по-военному выталкивать всех из собора и пробиваться к раке с мощами, где плотной стеной стояли монахи и монахини. Потеснив монахов, красноармейцы с большим трудом подняли мощи, вынесли их на паперть и установили на столе.

Перед собором, вдоль всей площади, были выстроены в две шеренги, лицом друг к другу, вооруженные красноармейцы, чтобы прекратить возможные эксцессы и защитить, в случае необходимости, комиссию. Вскрытие начал сам архимандрит Ксенофонт. Он снял покров с мощей, но дальше действия вести отказался.

Тогда, после короткого совещания с членами комиссии, председатель Екатеринбургской ЧК Тургусов подошел к гробу, опустил туда руку, вынул голову праведного Симеона и высоко поднял ее, чтобы всем было видно. По толпе пронесся вздох.

Так началось надругание над мощами Верхотурского чудотворца, исцелявшего от недугов и болезней всех, с верою приходивших к нему с просьбой о помощи и заступлении. Его святые мощи были подвергнуты расчленению, их вынимали частями и раскладывали на столе, после чего гроб был перевернут и все содержимое вывалено на стол.

Это был лебяжий пух, который положил в 1704 году в селе Меркушино архимандрит Израиль перед тем, как мощи праведного Симеона переложили в гроб, специально изготовленный для перенесения в Верхотурье. Проходящие мимо верующие, плача и крестясь, одновременно успевали скрытно ухватить со стола лебяжью пушинку и спрятать ее в складках одежды. Стояла тишина. Только кое-где было слышно всхлипывание с сопение.

Не успела комиссия по вскрытию мощей закончить свою работу, как за ее спинами у главных дверей собора монастырский архидиакон Вениамин во всеуслышание заявил: «А мы верили и будем верить угоднику Божьему».

Красногвардейцы быстро подскочили к архидиакону и, закрутив ему руки за спину, расталкивая народ, повели в один из корпусов.

Председатель исполкома Ларичев, указав на столпившихся плачущих монахов и монахинь в черных одеждах (плакали почти все верующие), сказал: «Вот эта стая черных воронов триста лет обманывала народ». Монахам было разрешено сложить мощи обратно в гроб.

Они вместе с отцом Ксенофонтом, обливаясь слезами, складывали поруганную верхотурскую святыню. Народ долго не расходился. Мощи вновь внесли в храм и положили в раку. Было разрешено по-прежнему продолжать богослужение в соборе.

На другой день архимандрит Ксенофонт после проповеди, обличающей «власть имущих», которую произнес он в соборе, был посажен в тюрьму за «антисоветсткую пропаганду». Были арестованы настоятельница женского Покровского монастыря и другие высшие духовные особы.

Известно, что единственный монах, который вернулся из ссылки обратно в Верхотурье, – иеромонах Игнатий, принявший перед смертью схиму с именем Иоанн. Скончался он в шестидесятых годах и похоронен около Успенской церкви города Верхотурья.

Всех остальных арестованных и высланных из города монахов больше никто никогда не видел.

Второе обретение Святых Мощей

Мощи праведного Симеона находились в Крестовоздвиженском соборе до 1926 года. В 1926 году собор был закрыт, а мощи отправлены в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась.

Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Вскоре, когда началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции, увезены в г. Свердловск и выставлены в Ипатьевском доме (месте расстрела Царской Семьи), где и находились продолжительное время.

Затем мощи убрали в запасники краеведческого музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), с тех пор среди православных они считались безвозвратно потерянными.

Но, к счастью, во время празднования 1000-летия крещения Руси, 25 мая, святые мощи были переданы Свердловской епархии, архиепископу Мелхиседеку, и торжественно, при огромном стечении духовенства и верующих, внесены в храм Всемилостивого Спаса в г. Свердловске (название «Екатеринбург» городу возвращено позже).

А 24 сентября 1992 года, через 63 года после изъятия, в канун празднования перенесения мощей святого праведного Симеона были возвращены в Верхотурский Николаевский монастырь, в котором почивают и поныне. Вновь, как в былые времена, к раке с мощами Верхотурского чудотворца едут паломники со всех концов матушки-России. И, по милости Божией, как и прежде, получают чудесные исцеления и помощь от святого угодника Божия.

Источник: https://tainadiveevo.ru/simeon-verhoturskiy-istoriya-moshey

Ссылка на основную публикацию