Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье будут рассмотрены основы такого распространенного восточного учения как дзен-буддизм. Это самостоятельная религия, целью которой является постижение природы ума и мудрости. Мы рассмотрим ее основные принципы и как на практике можно постичь истину при помощи этого древнего знания.
СодержаниеКратко об ученииПринципыПервый принципВторой принципТретий принципЧетвертый принципПрактическое применениеДзен-буддизм в современном миреЗаключение
Дзен зародился в Китае на заре VI века. Однако, только попав в Японию, учение получило широкое распространение. Произошло это лишь в VII- VIII. Главным основоположником этого направления считается Бодхидхарма, олицетворяющий просветление и буддийскую мудрость.
Основной формулой постижения природы ума является медитация, которая позволяет достичь совершенно нового уровня самосознания и просветленности.
Кратко об учении
Дзен-буддизм – симбиоз китайских и индийских верований, помноженный на японскую традицию. Он содержит в себе следующие элементы:
- цзинту (буддизм Чистой Земли);
- мадхьямаки и махасангхики;
- тэндай, сингон и кэгон (японские учения).
Несмотря на смешение стилей и различных школ, учение Бодхидхармы имеет свои отличия. Для этого религиозного течения свойственно «легкое» отношение к священным текстам. На первое место выходит постоянная практика, именно поэтому он так популярен, в отличие от других верований.
Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (18.10.1870-12.07.1966). Японский философ и главный популяризатор дзен-буддизма
«Сатори – душа дзен и без него ничего не существует». (Д. Т. Судзуки)
Центральной сутью учения является постижение сатори. Для нее свойственны следующие черты:
- нерациональность, необъяснимость;
- интуитивное ощущение природы вокруг;
- чувство восторга, эйфории как следствие реализации чего-то неуловимого;
- краткость и внезапность.
Принципы
Дзен-буддизм нельзя подвести под какую бы то ни было формальность. Это путь освобождения, но никак не философия, не психология и не наука. Дзен проявляется во всем, что окружает человека. Это роднит его с даосизмом, йогой и некоторыми другими восточными знаниями.
Основные принципы дзен-буддизма можно сформулировать следующим образом:
- Становление «буддой» через созерцание своей природы.
- Человеческое сознание – вершина всего.
- Неприемлемость священных текстов, их особая трактовка.
- Отказ от слов и текстов, применимых в качестве базы знания.
Эти четыре идеи описывают философию религии в мировой традиции и четко ограничивают учение от других направлений буддизма.
Первый принцип
Это положение предполагает созерцание собственной природы для достижения особого уровня сознания. Основываясь на священных текстах, человек, практикующий этот принцип, не стремится стать Буддой, так как это не является конечной целью учения.
Однако Будда не воспринимается высшим разумом, как Господь или Аллах, он не стоит сверху человека, он «рассеян по миру». Его частичка находится в каждом из живущих людей, растений, животных и любых окружающих предметах.
Дзен-буддизм призывает видеть природу «открытым сознанием», воспринимать себя и окружающее пространство как часть великого целого организма. Главная цель – достижение сатори, как особого состояния ума, посредством медитации.
Второй принцип
Внутренняя гармония и спокойное состояние ума – постоянная индивидуальная работа над своим разумом. Дзен учит, что у каждого человека свой путь избавления и своя дорога, пройдя которую можно достигнуть просветленного сознания.
Избавляясь от внутренних конфликтов и противоречий, последователь постепенно обретает дар отличать «зерна от плевел» и перестает беспокоиться о мелочах, живет более осознанно, созерцая мир вокруг и внутри себя.
Третий принцип
Тексты и книги применяются только на первом этапе обучения последователя. Они помогают узнать основные интеллектуальные моменты буддийской философии. Дальнейшее углубленное изучение специальной литературы, по мнению учителей, напротив, помешает ученику постигать знания.
Однако не стоит считать, что цель – намеренное совершенствование себя и своего характера. Все изменения, происходящие с последователем, случаются спонтанно, в свое время.
Четвертый принцип
Дзен – ветвь буддизма. Она отличается большой практической направленностью, поэтому так важно общение ученика и учителя. Концепция претендует на связь с буддизмом, однако, его последователи не изучают сутры и шастры, считая их не более чем ненужными бумагами.
Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности). Очень важно, что дзен не практикует уход от мира, а помогает жить и взаимодействовать с окружающими.
Практическое применение
Духовный опыт и рост в дзен-буддизме не привязан к изучению специальной литературы. Практика в этой религии – основа всех изменений сознания человека. Именно поэтому дзен так популярен во всем мире, ведь для того, чтобы стать последователем этого учения не важна страна проживания, политические взгляды и социальное положение.
Практиковать учение могут как адвокаты, юристы из США, так и бедные рыбаки во Вьетнаме. И каждый из них имеет все шансы достичь просветления и гармонии.
В качестве психотренинга учителя частенько предлагают последователям истории из жизни известных патриархов (коаны). Их цель – поставить под сомнение рациональность размышлений, тем самым делая ум более гибким.
Медитация – ведущая практика в дзен-буддизме, настоящий символ освобождения. Эти занятия позволяют решить следующие проблемы:
- Избавиться от злости и ненависти. Человек учится не творить плохие поступки, поддаваясь негативным эмоциям. Медитация позволяет искоренить источник зла внутри себя и сохранять спокойствие в любых ситуациях.
- Карма. Цель практических занятий – смириться с нынешним положением вещей и принять все обстоятельства, происходящие с человеком. Такой подход позволяет грамотнее «отработать» свою карму.
- Отказ от лишнего. Большинство окружающих вещей, предметов, людей, исходя из концепции дзен-буддизма, непременно приносят страдания, поэтому целью каждого последователя учения является достижение независимости от всего этого.
- Гармония со своим Дао. Путь, который предначертан человеку высшей силой, ученик в дзен-буддизме воспринимает как неотвратимый. Он является частью духовного роста и его неприятие значительно усложнит достижение сатори.
Ежедневная практика, проходящая под ненавязчивым руководством учителя, а также отсутствие упора на изучение специальной литературы, позволяет дзен-буддизму уверенно шагать по земному шару.
Дзен-буддизм в современном мире
Повышенный интерес Запада к японской культуре после второй мировой войны приоткрыл для американцев и европейцев загадочный и манящий мир Востока. Влияние этой религии можно отследить в киноиндустрии, музыке, скульптуре и искусстве.
Мировое сообщество, опустошенное войнами и стремительным развитием технологий, стремилось найти островок свободы и безмятежности. Этому и учит дзен-буддизм. Также западного человека привлекает быстрый результат просветления, отсутствие изнурительных тренировок и многолетнего изучения специальной литературы.
Заключение
Дзен-буддизм – не религия в классическом понимании этого слова. Это спонтанность, естественность и гармония, которая достигается работой с собственным сознанием. Взгляд внутрь себя – это то, чего так не хватает современному человеку для того, чтобы прекратить бессмысленную гонку за вещами и осознать истинную ценность окружающего мира.
Если информация в статье, уважаемые читатели, показалась вам интересной, поделитесь ею в социальных сетях. Дзен-буддизм многогранен и каждый сможет найти себя, последовав этому знанию.
Источник: http://o-buddizme.ru/napravleniya-buddizma/osnovnye-principy-dzen-buddizma
10 правил дзен – философия дзен-буддизма для повседневной жизни
Дзен — это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении. Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад. Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как «непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты».
Считается, что истина дзен живет в каждом из нас. Нужно просто заглянуть внутрь и найти ее там, не прибегая к посторонней помощи. Практика дзен останавливает любую мыслительную деятельность при помощи концентрации мысли на том, чем вы заняты в настоящий момент, здесь и сейчас.
Жизнь в стиле дзен
— Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?- Все потому, что я не прекращаю практику дзен.- Дзен – что это?- Ничего особого. Познать дзен – это просто.
Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать — сплю. А в остальном — следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.
— Но разве не все делают то же самое?
— Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть — ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать — ты пытаешься решить все мировые проблемы.
Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю.
У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.
Задача для практикующего дзен-буддизм — увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.
Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет.
Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно.
Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.
Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.
Что такое дзен? 10 правил дзен-буддизма для достижения гармонии
— Будьте внимательны ко всему, что вы делаете в настоящий момент. Если вы моете чашку, мойте чашку. Вкладывайтесь на 100% разумом и сердцем в то, чем занимаетесь прямо сейчас, и тогда вы достигнете по-настоящему хороших результатов. Ум всегда будет острым и свежим, если вы научитесь концентрироваться на настоящем моменте. Это несложно, надо просто напоминать себе о том, чтобы быть внимательным. Когда вы едите, осознавайте вкус и фактуру пищи – кстати, так очень легко похудеть, потому что вы больше не будете автоматически съедать лишнего. Когда спускаетесь по лестнице, сосредоточьтесь на спуске, не думайте о бумагах, которые ждут вас в офисе, или о человеке, живущем в другом городе. Монахи практикуют медитацию при ходьбе, – они осознают, как их ступни касаются или отрываются от земли. Отличный способ избавиться от мыслей – слушать свое дыхание. А когда такая внимательность войдет в привычку, ваш КПД возрастет в несколько раз. Вы научитесь легко сосредотачиваться, ни на что не отвлекаться. Станете великим переговорщиком, тонко чувствующим собеседника. И вообще, в работе вам не будет равных. (Но для вас, дзенствующего, амбиции не имеют значения.)
— Действуйте, а не только рассуждайте. Вот настоящий секрет успеха. На Востоке слова без практики не имеют цены: мастерства можно достичь, если каждый день класть кирпичи, но не чтением книг об этом.
Бодхидхарма просил своих учеников сжигать писания, чтобы они не становились рабами слов вместо того, чтобы практиковать учение, выраженное словом.
Знание – это карта, на которой указана конечная цель, но, чтобы ее достигнуть, нужно самому пройти весь маршрут.
— Совершайте прямые действия. Многочасовые раздумья на тему «что будет, если…» – это не про дзен. Он простой, прямой и непосредственный.
Поэтому, если вы хотите что-то сказать или сделать, просто скажите или сделайте, не усложняя. Например, обнимите отца со словами: «Знаешь, папа, я очень тебя люблю». Или скажите начальнику, что вам нужно повысить зарплату.
(Или обнимите начальника со словами: «Знаешь, папа, тебе нужно повысить мне зарплату».)
— Расслабьтесь. Это самое приятное в повседневном дзен. Правда, если мир иллюзорен, стоит ли напрягаться? Зачем беспокоиться, если события нельзя изменить? А если можно – беспокоиться тем более не о чем.
Позвольте себе немножечко пожить, как трава, поплыть по течению… Примите себя и свои проявления: недостатков не существует, это люди их придумали. Вы совершенны. И перестаньте себя за все укорять. Укоряя себя, вы укоряете божественное начало, Абсолют в себе, как будто он может быть несовершенен.
Это все равно что упрекать луну за то, что она недостаточно желтая, а солнце чересчур горячее.
— Отдыхайте. Используйте тихие мгновения, возникающие в течение дня, как время самонаблюдения и спокойствия, медитации или непродолжительного сна. Даже молодым людям пойдет на пользу короткий послеобеденный отдых. Выучите какое-нибудь из упражнений цигун или научитесь дышать животом. Созерцайте что-нибудь приятное. Не забывайте перезаряжать внутренние батареи.
— Слушайте свое сердце. Каждый раз обращайтесь к нему, когда принимаете важное решение. Дон Хуан предупреждал: если у твоего Пути нет сердца, он убьет тебя.
Перестаньте заниматься тем, что вам не нравится, и займитесь любимым делом. Если до сих пор вы не выбрали Путь, вспомните о своих мечтах. О самых сокровенных детских желаниях.
Может, это как раз то, что вам сейчас нужно?
— Принимайте вещи такими, какие они есть. Приспосабливайтесь к ним. События происходят так, как происходят, а мы делим их на плохие и хорошие вместо того, чтобы взглянуть на факты прямо.
Знаете, все что угодно может стать источником конфликта, угрозы или насилия. Но может – сострадания, любви и радости. Все зависит от угла зрения.
Наблюдайте за жизнью и двигайтесь согласно ее течению: это поможет вам жить и развиваться.
— Будьте открыты. Слушайте людей не только головой, но всем сердцем, и не ради того, чтобы продолжить свой монолог, когда возникнет пауза. Воспринимайте новые идеи и принципы независимо от того, каким умудренным и опытным вы себя чувствуете.
Откройтесь навстречу переменам и неожиданным возможностям – иногда то, что кажется отклонением от пути, оказывается кратчайшей тропой к вашей цели.
Продолжайте искать новых друзей, не отгораживайтесь от незнакомцев – кто-то из них может изменить вашу жизнь и оказать огромную помощь.
— Находите смешное в повседневной жизни. Дайте волю своему чувству юмора, не относитесь ко всему слишком серьезно. Серьезность – это способ сделать простые вещи сложными.
Почитайте руководство для начинающего медитатора: «Вас подставили. Вас кинули на все ваши бабки до цента. Все деньги – иллюзия. У вас ничего нет. И не было». Или: «Не бойтесь остаться наедине с собой.
Вы не кусаетесь».
— Просто будьте. Войдите в свое чистое существование без границ. Дзен не содержит ничего, что сковывает человеческую природу. Среди историй о дзене есть такая: ученик приходит к Учителю и просит показать ему путь к освобождению. «Кто же тебя неволит?» – спрашивает Учитель. «Никто», – отвечает ученик и тут же достигает просветления.
Философия дзен-буддизма в притчах: 101 дзенская история
Источник: https://resheto.net/raznosti/174-10-pravil-dzen
Дзен-буддизм: основные идеи кратко
Дзен-буддизм — школа буддизма Махаяны, широко распространённая в Китае. Само слово «дзен» происходит от термина «дхьяна», который в йоге и буддизме означает в широком смысле совершенную медитацию, а в более узком — сосредоточение ума на совершенном объекте. Другое название школы дзен-буддизма — «Сердце Будды», или «Буддхахридайя».
Парампара школы дзен-буддизма берёт своё начало от самого Будды Шакьямуни. Он передал это учение одному из своих самых талантливых учеников — Махакашьяпе. В Китай же учение принёс буддийский монах Бодхидхарма в пятом веке нашей эры. Сердцем школы дзен-буддизма считается монастырь Шаолинь.
После ухода Бодхидхармы учение дзен-буддизма раскололось на северную и южную школу. Южная также раскололась на пять школ, из которых сегодня сохранились только две: Цаодун и Линьцзи. В седьмом веке дзен-буддизм пришёл в Корею, а в девятом веке дзен-буддизм стал распространяться в Японии.
Дзен-буддизм: основные принципы
Дзен-буддизм отрицает многие буддийские концепции, считая их иллюзорными.
К примеру, концепция нирваны не рассматривается всерьёз, потому что Будда не давал чёткого пояснения о том, что это такое, лишь иногда говоря своим ученикам, чем нирвана не является.
Поэтому в силу своей практичности дзен-буддизм не уделяет внимания изучению концепций, которые не связаны с конкретными практическими аспектами.
Медитативные практики дзен-буддизма включают в себя медитации с концентрацией на каком-либо объекте или мысли. «Состояние одной мысли» — это основная практика в дзен-буддизме.
Точнее, это не совсем практика — это состояние, которого практикующие дзен-буддизма стремятся достичь путём концентрации на объекте медитации.
Концентрируясь на каком-либо особенном утверждении, человек эволюционирует по принципу «О чём ты думаешь — тем ты и становишься».
Есть такое психическое расстройство — ипохондрия. Это заболевание, когда человек силой своей мнительности придумывает себе болезнь и настолько себе это внушает, что эта болезнь начинает у него проявляться.
Таким образом, можно сделать вывод, что наш ум — мощнейший инструмент, который может нас как воскресить, так и убить. И если дать ему волю, то он может довести нас до полного безумия, а вот если подчинить его себе, — результаты будут просто потрясающими.
На этой идее и основаны практики дзен-буддизма.
Школа дзен-буддизма включает в себя четыре базовых аспекта:
- Передача знания от сердца к сердцу, то есть напрямую, на тонком уровне от учителя к ученику.
- Отсутствие абсолютной авторитетности текстов. Первичным признаётся лишь опыт и практика.
- Передача учения несимволическим методом, то есть словами или действиями, которые для непосвящённых будут казаться бессмыслицей.
- Обретение состояния Будды путём созерцания своего внутреннего мира.
Формально являясь школой и ответвлением классического буддизма Махаяны, дзен-буддизм в корне от него отличается. Школа дзен-буддизма не признаёт авторитетность писаний — дзен-буддизм не опирается на классические буддийские сутры.
Первичным в дзен-буддизме считается личный опыт и практика, а философские концепции и различные тексты практически не имеют никакого веса. Известная поговорка «Встретил Будду — убей Будду» относится именно к школе дзен-буддизма.
Речь, разумеется, не идёт о призыве к насилию, речь идёт о некой здравой доле нигилизма на духовном пути, то есть о том, что слова любого, даже самого авторитетного, учителя надлежит ставить под сомнение и проверять их на личном опыте.
Именно поэтому в дзен-буддизме полностью отсутствует догматизм или какие-то устоявшиеся философские концепции, а само направление считается максимально практичным и эффективным.
В дзен-буддизме последователи следуют таким принципам действия и восприятия реальности:
- Пребывать в состоянии «здесь и сейчас» — максимально концентрироваться на том, что делаешь в данный момент, а не предаваться пространным размышлениям, фантазиям или беспокойству о прошлом и будущем.
- Действовать, а не только философствовать, — призывал своих учеников Бодхидхарма, чтобы не уподобляться древним философам, которые много рассуждали, а воз, как говорится, оставался и ныне там.
- Действовать так, как велит сердце, не подвергая его порывы длительному анализу и бесплодным мудрствованиям.
- Не напрягаться и не беспокоиться. Мир совершенен, и лишь в силу собственного несовершенства мы видим в нём иллюзорные изъяны. Важно правильно понимать подобную концепцию — речь не идёт о бездействии и праздном образе жизни. Речь о равностном и рациональном восприятии действительности.
- Нейтральное восприятие происходящего. Все события нейтральны по своей природе, и лишь наш ум делит их на приятные и неприятные.
- Быть открытым ко всем новому — не превращаться в фанатика и догматика, который убеждён, что уже познал Истину, а все, кто с ним не согласны, априори заблуждаются.
Это общие принципы, которых придерживаются последователи дзен-буддизма. Если подытожить, то в дзен-буддизме три краеугольных камня:
- Медитация. Концентрация на совершенном объекте — визуализации или мысли, ведёт к успокоению ума, непривязанности, спокойствию и контролю над собой.
- Радость от процесса действия. Цель всех деяний — радость. Страдания нам причиняет именно то, что мы привязываемся к плодам действий — ожидаем от реальности того или иного результата, а у реальности порой свои планы. Последователи дзен-буддизма учатся получать удовольствие от самого процесса действия, чтобы они ни делали.
- Состояние «здесь и сейчас». Есть такая шутка: жизнь прекрасна, если не вспоминать прошлое, не думать о будущем и не переживать о настоящем. На самом деле так и есть. Наш ум — источник бесконечного беспокойства. Мы вспоминаем прошлые неприятности, беспокоимся о том, как всё сложится дальше и переживаем о том, что сейчас всё происходит не так, как мы ожидали. Дзен-буддизм предлагает отпустить прошлое — ведь оно уже прошло, равностно относиться к текущим событиям, ведь они все нейтральны по своей природе, и не переживать о будущем, ведь в это самое будущее ещё надо уметь попасть. А ведь можно попасть в такое будущее, в котором просто не будет пугающих вас событий, а можно попасть в такое будущее, в котором уже не будет вас. Поэтому переживания о будущем — самое бессмысленное в мире занятие.
Ценность дзен-буддизма в том, что он максимально практичен. В нём нет никаких странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее.
Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах, которые каждого могут сделать счастливым и привести к эволюции.
Для практики дзен-буддизма вовсе не обязательно на полжизни закрываться в монастыре, эта школа предлагает вполне реальные простые практики, которые может практиковать каждый в условиях мегаполиса и обычной социальной жизни.
Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/dzen-buddizm-osnovnye-idei-kratko/
Дзен буддизм
Наш сегодняшний разговор пойдет о тонком, как аромат цветка, полноводном, словно Амазонка, и очень изящном направлении буддизма – о Дзен буддизме, а также о философии, истории, сути и принципах этого удивительного и наверно самого необычного учения на земле.
Суть Дзен Буддизма
Его сила и глубина всегда впечатляет, особенно если человек только начинает знакомиться с основами и затем с самой сутью Дзен Буддизма, глубокого как море и бескрайнего как небо ДЗЕН.
Вряд ли суть этого учения о «пустоте» вообще можно выразить хоть какими-то словами. Но его состояние философски можно выразить так: если взглянуть в небо – там птицы в полете не оставляют следов, а природу Будды можно понять лишь тогда, когда сможешь вынуть отражение луны из воды.
История возникновения Дзен буддизма
Не менее интересна, и сама история возникновения Дзен Буддизма, как одной из самых мудрых ветвей, этой мировой религии.
Когда-то в Индии Будда Шакьямуни передавал свое учение. И люди, собравшись, ждали первого слова Будды, который держал цветок в своей руке.
Однако Будда многозначительно молчал, а все застыли в ожидании, когда же начнется проповедь. И все же, нашелся один монах, который неожиданно стал улыбаться глядя на цветок.
Это было внезапное просветление Махакашьяпы, ученика Будды. Будда Шакьямуни сказал, что Махакашьяпа, один из всех присутствующих, понял смысл его учения, учения за пределами мыслей и форм, и стал просветленным, а также стал держателем этого великого учения.
Распространение учения Дзен
Можно сказать, что Дзен начал свое шествие по миру, когда в Китай прибыл из Индии великий мастер Бодхидхарма, которого многие считают первым патриархом или основателем всего Буддизма. После него это учение разделилось на школы.
Бодхидхарму встретил сам китайский император и задал вопрос, какова его заслуга, ведь он построил много храмов и заботится о монахах.
На что Бодхидхарма ответил, что нет у того никакой заслуги, что все чем он занимается иллюзия и в дополнение сказал, что настоящая суть всего пустота и пустота — это единственный путь, чем немало смутил императора. Из Китая Дзен Буддизм распространился в Японию, Вьетнам и Корею.
Происхождение и значение слова Дзен
Дзен переводится с санскрита (древнеиндийского) как дхьяна – созерцание.
Следует так же знать, что в разных странах оно имеет разное название. Так, в Японии оно называется – дзен; в Китае – чань; Корее – сон; Вьетнаме – тхиен.
Суть учения дзен буддизма
Учение дзен буддизма по сути опирается на пустую природу, природу ума, которую невозможно как-то выразить, но можно лишь осознать.
Причем осознать не умом, а той частью ума, которая знает обо всем без размышления и анализа. Такое сознание называется пробужденным, в отличие от обычного человеческого сознания, которое все делит на плохое и хорошее, на нравится и не нравится, и которое постоянно выносит суждения.
Несмотря на то, что учение дзен буддизма за пределами слов и понятий, на относительном уровне практики Дзен следуют общепринятым нравственным понятиям буддизма: отказ от ненависти и плохих поступков, а также следует другим знаниям традиционного буддизма.
Следовательно, и других знаниях из традиционного буддизма: понятию о карме – не привязываться к потере и прибыли; не иметь привязанности к внешнему, поскольку они являются источником страданий; и конечно следовать принципам Дхармы – все явления свободны от «я» и в них нет сущности.
Согласно учению Дзен, все вещи пусты по природе. А эту пустоту, как нашего ума, так и всех явлений, можно постичь, лишь созерцая их.
Ведь как можно понять, сам ум постичь пустоту не может, ведь он постоянно движется, одна мысль цепляется за другую.
Обычный ум слеп, и это называется неведение. Ум постоянно делит на хорошее и плохое, приятное и неприятное – это двойственное видение и оно приносит страдание и следующие перерождения. Вот обычный ум – он видит приятное и радуется, а видя неприятное мы страдаем. Ум разделяет и это причина страданий.
Философия Дзен буддизма
Дзен не опирается на интеллект, философию, и тексты, а прямо указывает на природу Будды и просветленного в каждом из нас. Иногда мастера дзен предают смысл учения весьма своеобразно.
Например, ученик может спросить у мастера в чем суть Дзен, на что мастер может ответить примерно так: «а спроси вон у того дерева» или может схватить ученика за горло и душить его говоря: «а я у тебя хочу узнать», или даже дат ему по голове табуреткой для медитации. В таком состоянии ум человека останавливается и наступает мгновенное просветление.
Не стоит, однако думать, что это будет надолго, но повторяя такие короткие состояния просветления или сатори, как иногда называют такое состояние – оно углубляется и становиться более продолжительным.
И вот, когда человек находится все 24 часа в этом состоянии за пределами мыслей – тогда в соответствии с философией дзен буддизма и наступает полное просветление.
Принципы дзен буддизма
Главный принцип дзен буддизма говорит, что по своей природе каждый человек является Буддой и каждый может открыть в себе эту просветляющую основу. Причем открыть без усилий и без деяний со стороны обычного ума. Поэтому дзен – это прямой путь, где Будда внутри, а не снаружи.
Так же один из важнейших принципов дзен в том, что состояния просветления можно достичь лишь в состоянии не-деяния.
Имеется в виду, что только когда обычный ум не вмешивается во внутреннюю природу человека, природу Будды – только тогда можно обрести счастливое состояние, за пределами сансары и нирваны. Поэтому путь Дзен иногда называют путь не-деяния. Что интересно – в тибетском бонском Дзогчене также говорится о не-деянии. Таков особый путь двух великих учений.
Дзенская притча
Здесь мы можем привести одну Дзенскую притчу — историю про Дзенского мастера и ученика.
Жил один мастер дзен и одновременно мастер стрельбы из лука и к нему пришел учиться один человек. Он хорошо освоил стрельбу из лука, но мастер сказал, что этого недостаточно и что его не интересует стрельба из лука, а интересует сам ученик.
Ученик не понял и сказал, я научился стрелять в десятку, и я ухожу. Он уже собрался уходить, когда мастер целился из лука в мишень и тут он все понял без ума.
Он подошел к мастеру, взял лук из его рук, прицелился и выстрелил. Мастер сказал: «очень хорошо, до сих пор ты стрелял, концентрируясь на луке и мишени, а сейчас ты концентрировался на самом себе и обрел просветление, я рад за тебя».
Практика Дзен буддизма
В Дзен – все практики являются только вспомогательными. Например, там есть практика поклонов: учителю, дереву, собаке – так выражается практика для самого себя, практика укрощения своего эго.
Ведь, когда нет эгоизма, человек поклоняется уже своей сути, сути Будды внутри себя самого.
В чем отличие медитаций в Дзен буддизме
А медитации дзен буддизме отличаются от обычных тем, что сам контакт с действительностью и познание своей сути через этот контакт и есть смысл медитации.
Так мастер Тит Нат Хан говорил: «когда я ем – я просто ем, когда иду, то просто иду». Здесь присутствует только чистое наблюдение за процессом всего, что происходит, не вовлекаясь в мыслительный процесс. Так же и вы дорогие читатели, можете приобщиться к этой медитации, и сама ваша жизнь станет идеальной медитацией.
Обычный ум это просто сон
То, что нужно понять каждому из нас – это то, человек спит. Человек спит ночью и днем тоже спит. Он спит, потому что не видит внутреннего света, внутреннего состояния Будды.
Эта жизнь просто сон, и вы тоже есть сон, каждый человек это еще не реальность, а настоящая реальность внутри. Поэтому все мастера говорили — проснись и стань пробужденным, то есть Буддой.
Дзадзен медитация
Медитация, которая поможет нормализовать кровяное давление: называется она дзадзен – это когда вы смотрите, например, на точку на стене в течение длительного времени, или концентрируетесь на своем дыхании или каком-то звуке, к примеру, произнося мантру. Тогда ум сам собой останавливается, и вы постигаете себя.
Коаны в Дзен буддизме
ActionTeaser.ru — тизерная реклама Коаны это небольшие истории в дзен буддизме – которые основаны на парадоксальном мышлении, которое подобно шоковой терапии помогает остановить ум.
Например, мастер спрашивает: «какого цвета ветер?», а ученик отвечает «тем, что дует мастеру в лицо».
Ведь в повседневной жизни мы всегда обусловлены своим умом и то, как он думает по поводу чего-то внешнего. И вот представьте, что ум на мгновение не понимает, что уму сообщили и что ему сказали.
Допустим если на вопрос ученика, «откуда пришел Бодхидхарма», мастер ответит «а спроси вон у того дерева» — ум ученика или просто человека придет в замешательство и на некоторое время возникнет только внутренняя глубина без опоры и за пределами мышления.
Так может возникнуть так называемое сатори или просветление. Пусть и на короткое время, но человек уже будет ознакомлен с этим состоянием и встанет на путь дзен.
Практика боевых искусств в Дзен
Согласно легенде боевые искусства, в известный всему миру монастырь Шаолинь принес индийский мастер Бодхидхарма.
Он говорил, что нужно быть готовым ко всему. Конечно, это было связано с тем, что монахам дзен приходилось много перемещаться по стране, а в Китае было неспокойное время и нужно было постоять за себя.
Тем не менее, настоящим мастерам в боевых искусствах приходиться иногда действовать не логично, больше интуицией и внутренним чутьем, когда обычный ум уже не работает или его недостаточно для победы с намного более сильным противником.
Выходит, что действия в боевых стилях основанных на философии дзен буддизма опережают ум, и боец движется скорее за счет тела и «внутреннего ума», что помогает ему прочувствовать состояние дзен или созерцание.
Многие знают, что путь самурая – это смерть. Как можно понять, самурайское воинское искусство также основано на дзен.
Ведь, когда для человека неважно, когда он умрет – ведь он умер уже при жизни, тогда важно лишь состояние ума или сознания, которое не зависит и не колеблется из-за внешнего.
Как выполнять медитацию Дзен?
Обычно, когда вы идете по улице, вы замечаете все, что можете увидеть, но не замечаете самого главного – того, кто наблюдает это.
Итак, каждодневная медитация из дзенского буддизма очень проста – когда вы идете, то просто идете, наблюдая того, кто идет (наблюдаете себя). Когда что-то делаете: копаете, стрижете, моете, сидите, работаете – наблюдайте за собой, наблюдайте, кто это работает, сидит, ест, пьет.
Вот высказывание просветленного мастера дзен: «когда я хожу, то просто хожу, когда я ем – я просто ем». Поэтому даже только так можно развить ясность ума и стать просветленным.
Как остановить свой ум?
Когда вы наблюдаете свой ум, вы начинаете замечать интервалы между двумя мыслями. Ум заставить остановить невозможно, он останавливается сам собой, наблюдай и не пытайся остановить свой ум.
Просто наблюдай свой ум, будь свидетелем. Ведь ум постоянно занят обдумывая прошлые события или занимается фантазиями о будущем.
Наблюдая за умом человек просыпается ото сна, от долгой спячки в нереальном мире. Индуизм говорит о колесе, о колесе перевоплощений и это все ум, который создает повторения.
Как достичь просветления в Дзен?
Философия Дзен утверждает, что бы ты ни делал в это жизни – обычная ходьба, прием пищи или просто лежите на травке или на берегу моря – никогда не забывайте, что вы наблюдатель.
И даже если мысль уводит тебя куда-то, снова вернитесь к наблюдателю. Вы можете наблюдать каждый шаг – вот вы на пляже лежите, наблюдайте себя, вы поднимаетесь и идете к морю, наблюдайте себя, вы входите в море и плывете – наблюдайте себя.
Через некоторое время вы будете изумлены, как внутренний диалог начнет замедляться и исчезать. Можно наблюдать свое дыхание или, когда идешь, наблюдай, что ты идешь.
Просто будь внутренним свидетелем. Ум и чувства будут останавливаться и останется лишь великая глубина, глубина внутреннего молчания, ты почувствуешь, что касаешься всей вселенной изнутри.
Настанет день, когда наблюдая, как ты засыпаешь ночью — твое наблюдение продолжится и во сне – тело спит, а вы наблюдаете.
Наши мысли бессознательны, наши действия бессознательны – мы как роботы движемся в этом мире. Пора становится сознательными и осознанными. И путь этот без усилий и вне деяния – просто будь свидетелем, просто будь наблюдателем.
Даже, когда придет смерть – ты просто будешь наблюдать, как растворяются элементы тела, из который состоит человек. А далее, наступает бардо ясного света, и просто наблюдая этот свет ты останешься в нирване, ты получишь просветление и освобождение во время смерти.
Три ступени созерцания Дзен
- Условно мастерами дзен буддизма состояние просветленного ума разделено на 3 уровня.
- Первый – это когда, подобно испугу от чего-то наш ум останавливается.
- Вторая ступень – это когда человек утвердился в состоянии внемыслия и когда все явления равны для пустого ума.
- А 3 ступень – это совершенство в Дзен, где нет уже страха перед любыми явлениями мира, когда ум просто течет за пределами мышления в состоянии Будды.
Эпилог
Несомненно, жизнь полна загадками и самая главная загадка или тайна в человеке – это его внутренняя природа или природа Будды. Оказывается, существует более счастливое состояние ума, когда находишься за пределами мыслей и чувств.
И одну из дверей, за которой находится счастье просветленного состояния и открывает такое замечательное и изысканное учение как Дзен Буддизм, который мы еще на нашем портале Обучения и Саморазвития будем изучать более детально, как одно из самых просветляющих учений на планете. Также вы можете прочесть о философии и смысле настоящего традиционного буддизма в отдельной статье и даже о еще более интересном и необычном тантрическом ответвлении буддизма (Ваджраяне), так называемой тантре.
Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/dzen-buddizm/
Основные принципы и императивы творчества в дзэн-буддизме
В конце 12 века в Японии, на основе проникшего из Китая чань буддизма, созрело самобытное учение дзэн, которое было представлено двумя школами Риндзай и Сото, первая из которых была создана Эйсаем (1141–1215) на основе чань-буддистской школы Линьцзи, основоположником которой выступил Линьцзи Исюань (810815 — 866867), а вторая Догэном (1200–1253), который опирался на чань-буддистское учение Цаодун, заложенное Дуньшанем в IX веке. Таким образом японский дзэн, как и предшествующий ему чань-буддизм были самым тесным образом связаны с даосизмом, с его фундаментальными идеями динамичной порождающей пустоты, гармонии с природой и спонтанности.По мнению Генриха Домулена: «практически все религиозные течения Восточной Азии, особенно даосизм, так или иначе перекликались с дзэн и, безусловно, также повлияли на его становление и развитие. Взаимосвязь даосизма и дзэн очевидна и проявляется в схожести подходов и концептуального осмысления мироздания».
Дзэн является вершиной и квинтэссенцией развития восточной философии, результатом взаимообогащения индийской, китайской и японской культур, творческим синтезом высших достижений индуизма, буддизма, даосизма и конфуцианства.
Так, он гармонично сочетает в единое целое имплицитную концепцию абсолютной реальности и живую практику просветления, идею спонтанной порождающей пустоты и приоритетность реальной, обыденной жизни.
При этом на дзэновское искусство оказала влияние самобытная религия и мифология синтоизма, особенно его представления об одушевлении всех объектов и приоритетности пользы и практичности, как в искусстве так и в обыденной жизни.
Таблица 1. Дзэн-буддизм как квинтэсенция восточной философской мысли и практики
Символический мирТрансцендентность ИНДУИЗМБрахман –Абсолют ипервооснова мира,Атман –наивысшее Я,Атман есть Брахман | Социальный мирЧеловечностьКОНФУЦИАНСТВОГармоничное общество,справедливость,рациональность,искренность | |
ОБЪЕКТ | КУЛЬТУРА Дзэн СаториВидение собственнойтворческой природы.Единство учения, жизни и искусства | СУБЪЕКТ |
Предметный мир Имманентность ДАОСИЗМПорождающая сущность Дао, единство и гармония с природой, естественность,спонтанность, «у-вэй» | СИНТОИЗМПрактичность — Анимизм | Внутренний мирПросветленность БУДДИЗМИзначальная природа будды.Таковость и пустотаабсолютной реальности |
Дзэн понимается не как религия, философия и тем более не наука, а как концепция и практика просветления. Это скорее особое, прямое и чистое видение реальности, своеобразная культура и образ жизни, основанные на достижении просветления, на открытии и реализации своей истинной творческой природы.
Смысл, сущность и цель дзэн-буддизма в достижении просветления и обретении изначальной природы, мудрости и видения Будды.
Этимологически дзэн (дхьяна) означает созерцание, глубокое сосредоточение, что позволяет определить сущность дзэна как высший уровень созерцания, осуществляющийся в состоянии просветления и открывающий в себе и в мире абсолютную реальность или изначальную природу Будды.«Сам термин «дзэн», — пишет Е.Е.
Малинина, — означает «созерцание», не просто «наблюдение», «смотрение», но именно «созерцание, как попытка духовного общения с миром и духовного проникновения в его смысл, иррационального его постижения.
Созерцание подразумевает утверждение иной реальности, чем при наблюдении, когда внешняя оболочка предмета всегда оказывается второстепенной перед скрытой сутью, недоступной простому зрению».Термин «гэндзо» (драгоценная зеница), напрямую связан с «прозрением», просветлением или сатори, выражающем саму суть дзэнского учения. И. Г.
Линхучжай писал, что в слове гэндзо, «гэн» означает «глаз, взгляд», отражает, тот факт, что в состоянии сатори происходит видение вещей и явлений в их истинном свете, в свете абсолютной реальности.
Вторая часть слова «дзо», означает «хранилище, вместилище, сокровищница, сокровище», отражает то, что сатори вмещает в себя все вещи и явления и является самой «истинной реальностью».Таким образом суть дзэна состоит в обретении нового, творческого видения, путем расширения и утончения сознания, углубления непосредственного созерцания реальности и достижения состояния сатори.В то же время дзэн это не только мистическое созерцание, но и проникновение внутрь феноменальных миров, живое переживание и воплощение в обыденной жизни их высших ценностных оснований. «Когда божественность, истина и красота составляют единство, писал Р.Х. Блис, — в этом есть дзэн».
Достижение просветления и обретение внутренней свободы не означает отстранения от миров и уход в себя, но оно с необходимостью предполагает спонтанное воплощение высшего состояния в обыденной жизни, практической деятельности, в различных церемониях и видах искусств. «Что такое дзэн? – пишет Р.Х. Блис.- Дзэн означает все делать совершенно».
Философские и эстетические принципы дзэн буддизма
Дзэн буддизм по своей сущностной природе отрицает любые принципы, но это не значит, что он их не содержит и ими не структурируется. Фундаментальные мировоззренческие представления дзэна свободно воплощают и конкретизируют его предельные категории, которые, в свою очередь, последовательно развертываются в философско-эстетические принципы, эстетические категории и идеалы.
При этом, поскольку истинная, абсолютная реальность в дзэне лишена разделений и ценностных иерархий, а «все дхармы истинно реальны и равностны», то любая эстетическая категория, например саби, может превращаться в первопринцип и служить центром и местом пребывания абсолютного смысла.
Дзэн утверждается в отрицании любых вербальных и символических репрезентаций, а тем более категорий и принципов, его интересуют только живые факты, предельная полнота существования в настоящем моменте.
Каждый момент живого присутствия, приобретает универсальное значение, свободно вмещая в себя все действительное и возможное, все факты и смыслы, в том числе принципы и категории, которые используются как средства достижения просветления, предельной мудрости и нового, истинного видения.
Кроме этого, данные принципы, категории и эстетические идеалы выступают универсальными механизмами, каналами и живыми нитями, связывающими экстатические переживания, повседневную жизнь, само просветление и искусство, которые взаимопорождают и взаимообогащают друг друга.
И хотя дзэн-буддизм отличается резким пренебрежением к методу, в рамках его практики вырабатываются особые методы преодоления метода, принципы отречения от принципов.
Перефразируя слова шестого патриарха чань Хуэйнэна: «Отсутствие признаков это когда, находясь среди признаков, отрешаешься от них», можно утверждать, что в теории дзэна необходимо выявить стройную систему принципов, что-бы не только следовать, но и свободно отрекаться, отталкиваться от них и укрепляться ими.
Таким образом, все философские категории, принципы и термины преодолеваются дзэн-буддизмом, хотя со свойственным ему практицизмом и свободной открытостью, используются им в качестве подручных, искусных средств (упайя), приближающих просветление.
Так, усвоив основные принципы и правила китайской живописи, основывающиеся преимущественно на даосизме и чань буддизме, японские художники свободно применяли их для выражения самобытности своего видения мира и утверждения своего индивидуального духа.
Ключевые мировоззренческие представления японцев, послужили фундаментом, на котором выстраивались философские и эстетические принципы, определившие особенности их восприятия мира, мышления и саму уникальную самобытность дзэнского искусства.
Идеи изначальной просветленности всего сущего и совершенной природы Будды, присущей всем существам, доктринальные положения о единстве мира, о непостоянства, изменчивости и взаимосвязи всех вещей, а также заимствованные из даосизма императивы созерцательности, гармонии с природой, естественности и спонтанности, и, в то же время, такие базовые принципы конфуцианства как человечность, искренность и практичность и определили самобытные творческие принципы дзэна-буддизма.Так как сущностной характеристикой дзэна является единство трансцендентного и имманентного, духовного и повседневного, умозрительного и практического, а также естественное слияние культуры и природы, искусства и повседневности, то сама творческая активность выступала в нем как живая и прямая форма выражения его исходных философских положений и мировоззренческих принципов. При этом дзэнское искусство, как никакое другое, было тесно связано с философией, а вернее являлось ее продолжением, своеобразной формой художественного моделирования и выражения универсальных космических законов.Источниками становления основных эстетических и творческих принципов дзэнского искусства послужили классические законы китайской эстетики, фундаментальные постулаты чань-буддизма, а также самобытные положения дзэнском философии, окрашенные живыми представлениями мифологии и философии синтоизма.
Так, особое влияние на японское искусство оказало родившееся в мифологии синтоизма понятие ками, которое обозначало всеобщую одухотворенность всех вещей во вселенной, а также существование индивидуальных душ у всех объектов, в том числе и искусственно созданных. Осознание художниками одушевленности материала, вызывало у них бережное, мягкое и трепетное отношение к вещам, обязывало их к созданию совершенных, эстетически безупречных форм, понимаемых как пристанищ и мест обитания живых душ или даже божественных сущностей.
Источник: https://geniusrevive.com/osnovnye-printsipy-i-imperativy-tvorchestva-v-dzen-buddizme/