Богадельня: значение слова и история, богадельни в москве

Богадельня: значение слова и история, богадельни в Москве

Современное значение слова богадельня не всегда хорошее, таким словом обозначают учреждения, где много неспособных, нетрудолюбивых и безынициативных людей. Ещё понятие характеризуется косностью, отсталостью. Есть много устойчивых выражений, например «развести богадельню» или «отправить в богадельню» и они не сулят ничего хорошего. Изначальное же значение этого слова совсем другое.

Понятие и значение слова

Значение слова на самом деле не негативное, как думают, многие.

Богадельня — это заведение на благотворительных началах, в котором содержатся нетрудоспособные лица, например, инвалиды, престарелые, немощные. Само слово буквально означает «ради Бога».

Такие заведения также называют богоугодными. Существенным признаком такого заведения является полный уход и содержание живущих в нём людей.

История богоугодных заведений

В Россию богоугодные заведения пришли из Византии, уже в уставе князя Владимира упоминается о них. Управление ими было поручено церкви. В Древней Руси при каждом храме имелись такие заведения.

Однако тогда церковь принимала всяких людей, без разбору, и часто в таких заведениях содержались ненастоящие нищие.

Из-за этого на Стоглавом соборе царь приказал выделить настоящих нищих, сделать их перепись, и устроить мужские и женские богоугодные заведения, которые будут содержаться на деньги от милостыни.

Во времена Петровской и Екатерининской эпохи богадельня была больше местом, где могли решить острую социальную проблему. Увеличение маргинальных слоёв общества тогда являлось делом недопустимым и власть сама была заинтересована в поддержке таких заведений.

После городской и Земской реформ обязанность спонсирования богоугодных заведений легла на местное самоуправление, тогда как раньше этим занималось правление. Это было большим шагом вперёд. Начали появляться новые организации, отстаивающие острые социальные проблемы, а нацеленность предотвратить нищету была довольно сильной.

Обратите внимание

Таким образом, тогда покровительство над такими заведениями было разделено между царской семьёй, церквями, министерствами и общественными организациями. Начала XX века можно назвать самым благоприятным временем для богоугодных заведений.

В 1900 году в таких заведениях в Москве содержалось около 10,5 тыс. человек, все заведения были разбросаны по городу и различались количеством обитателей. Самых крупных, в которых содержалось около 1 тыс.

человек было 8 штук, при этом было 18 средних, 63 небольших и около 120 маленьких (там содержалось меньше 20 человек).

Самыми населёнными и большими были сословные богадельни, например, в Покровской мещанской богадельни содержалось 977 человек, а в Андреевской богадельни Московского купеческого общества 951 человек.

Очень много было приходских богоугодных заведений, около 125, но, как правило, они были маленькие. Всего в них было 453 человека.

Существовали тогда и так называемые ведомственные богоугодные заведения:

  • для бывших сиделок;
  • купеческих приказчиков;
  • сестёр милосердия;
  • военных;
  • лиц духовного звания и других.

Примером одной из таких военных богаделен может служить Николаевская Измайловская военная богадельня.

Измайловская Николаевская военная богадельня

Николай 1 решил создать это заведение в 1814 году. Бывшая царская резиденция была тогда печальным зрелищем: вырубленные рощи, иссякшие воды, разрушенные мосты и запустение.

В 1837 году началось строительство заведения, а указ вышел уже в 1838 году.

Она была предназначена для содержания отставных солдат и офицеров, которые отслужили свой срок службы и при этом не владеют каким-либо имуществом и не работают.

Первыми жителями заведения были ветераны войны 1812 года, а также Кавказской войны, солдаты, служившие в Преображенском, Семёновском и других полках. Вместимость была рассчитана на 20 офицеров и 400 солдат.

Сам Николай 1 присутствовал на её освящении в 1849 году, а открытие первого корпуса состоялось в 1850 году. Было организовано безвозмездное лечение и питание военных лиц, они также не платили за проживание и форму.

Они также получали пенсии.

Руководство очень заботилось об окружении, считалось, что деревья, кустарники, цветы, чистая вода в прудах и даже свежая вкусная зелень и натуральные овощи на столе очень важны и помогают инвалидам и престарелым. При этом заведении также было кладбище, сейчас на его месте лес, а недалеко находится станция метро «Измайлоская».

Важно

К сожалению, в 1918 году, Измайловская Николаевская военная богадельня осталась без финансирования, так как был упразднён Александровский комитет о раненых и другие учреждения, финансировавшие академию.

Для обитателей этого дома появилось много новых социальных учреждений, но не все получили возможность пользоваться услугами советской власти. Сейчас сохранены главные корпуса, офицерский корпус, канцелярия, мастерские, баня, прачечная и прочие здания.

С 2007 года здание является музеем-заповедником, объектом культурного наследия города Москвы.

Богадельни сегодня

В сегодняшнее время в России есть несколько десятков действующих богаделен. Эти церковные дома престарелых отличаются друг от друга видом деятельности, типом помещениями и имеющимися ресурсами.

Так, помещение для богадельни может представлять собой обычную квартиру, а может являться специально построенным зданием.

В таких заведениях могут просто заниматься уходом за престарелыми, а могут заниматься также лечением и реабилитацией.

Свято-Спиридоньевская богадельня относится как раз к тем, которые располагаются в обычном жилом доме. В этой богадельне старикам и тяжелобольным людям обеспечивается качественный уход. Здесь постоянно дежурят сестры милосердия, а также есть врач, повара, прачки и социальный работник.

Сама богадельня открылась в 1999 году, а её учредителем является Свято-Димитриевское сестричество. Главным плюсом этой богадельни является домашняя уютная обстановка, живут здесь все, почти как в семье. Конечно же, большое внимание уделяется качеству ухода, каждое утро всех пациентов подмывают, а также есть банный день.

Большое значение уделяется профилактике пролежней.

При Алексеевском монастыре действует богадельня имени Цесаревича Алексия для пожилых женщин. Открыта она была в 1994 году. Для лежачих женщин организовано круглосуточное дежурство, а условия стараются создать здесь домашние, чтобы все чувствовали себя хорошо. Численность персонала вдвое превышает численность женщин.

Те из постояльцев, кто может передвигаться, ходят на богослужения в храм Всех Святых, а остальных священники из монастыря причащают в здании по воскресным дням.

По уставу, чтобы попасть в это заведение, надо являться православной психический здоровой москвичкой.

От государственного дома престарелых богадельня отличается тем, что все люди, приходящие сюда, знают, что она под рукой Господа, которая никогда не обманывает.

Также богадельни имеются:

Не только в Москве, но и в других городах все чаще открываются такие заведения.

Источник: https://pravoslavie.guru/slovar-terminov/chto-takoe-bogadelnya-znachenie-v-nastoyashhee-vremya-i-bogadelni-v-moskve.html

Что такое богадельня? Значение слова :

Что такое богадельня? Это благотворительное заведение, в котором содержатся нетрудоспособные лица — престарелые, инвалиды. Подобные дома есть в каждом государстве. Одно из самых старинных расположено в Люблине, основано еще в четырнадцатом столетии.

Значение слова «богадельня»

Даль составлял свой словарь тогда, когда русская речь значительно отличалась от современной. Поэтому определение, данное им, сегодня довольно странно звучит.

Итак, что означает слово «богадельня» по Далю? Заведение для призора увечных, дряхлых, неисцелимых, нищих. Синонимы – божий дом, приют. Всем известна народная мудрость, согласно которой, от сумы и от тюрьмы не стоит зарекаться. Это упрощенный вариант.

Совет

В оригинале фразеологизм звучит несколько иначе: «за тюрьму, суму, богадельню не ручись».

В происхождении слова легко разобраться. Что такое «богадельня»? Существительное, которого когда-то образовалось от «бог» и «дел». То есть для Бога сделано. Еще одно понятие, близкое по значению – «дом престарелых» – звучит менее милосердно. Православные верили и верят в то, что доброе дело приближает к Богу. Отсюда и происхождение слова, значение которого мы рассматриваем.

Первые приюты в России

Что такое богадельня? Это прежде всего архаизм. Сегодня это слово используется в иронической или грубой форме. Богадельни в России появились давно — с принятием христианства. Долгое время подобные заведения курировала церковь. Богадельня при монастыре была обычным явлением. Церковь покровительствовала всякому без разбора.

В приютах проживали не только немощные и престарелые. Нередко здесь обитали и относительно здоровые люди, не имеющие крова. Встречались и мошенники.

Правда, со временем один из русских царей заподозрил, что в домах призрения содержатся не только нищие. Здесь жили люди, оплачивающие помещения приказчикам.

Определить, кто из обитателей богадельни является настоящим нищим или немощным, а кто лишь выдает себя за такового, должны были опять же церковнослужители.

Богадельни существовали за счет частной милостыни, кроме того, цари поддерживали такие заведения за счет казны. Во второй половине XVII столетия в столице существовало около семи богаделен. Самой известной была Моисеевская, рассчитанная на сто человек. Были также богадельни Боровицкая, Покровская, Петровское, Кулиженская.

О приютах до конца XVII столетия в России правительство все же слабо заботилось. До тех пор, пока Федор Алексеевич не приказал организовать подобные заведения по европейскому образцу. Приюты были открыты в Китай-городе, на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. Как сказано было в одном из официальных документов, «впредь по улицам лежащих и бродячих нищих не было».

При Петре I

Великий Реформатор запретил не только нищенство, но и всякую частную благотворительность. В 1712 году царь велел в каждой губернии открыть дополнительные приюты для увечных и престарелых, то есть людей, неспособных к работе. Богадельни основаны были, как всегда, на территории монастырей. Однако церковных средств оказалось недостаточно.

Стоит сказать, что и последователи Петра издавали заказы о преследовании нищенства и открытии новых домов призрения. Но людей, лишенных крова и неспособных к работе, почему-то не становилось меньше.

В конце XVIII века, согласно новому закону, в богадельнях содержались не только старики и инвалиды, но и преступники, которых следовало сослать в Сибирь, в том случае, если по состоянию они не могли туда следовать.

XIX век

Итак, состояние в приютах в России находилось в плачевном состоянии, несмотря на всяческие усилия властей.

В XIX столетии земские собрания заботились о помещении в дома призрения только беспомощных нищих, при этом настаивали на отмене содержания в таких заведениях обычных бродяг. В то же время рассматривался вопрос о заботе над сиротами.

Значительные преобразования были проведены в Санкт-Петербурге. В остальных городах все так же часто можно было видеть на улицах «бродячих или лежащих» нищих.

Что такое богадельня, мы выяснили. Как уже было сказано, слово это больше не употребляется, по крайней мере в официальных документах. За исключением одного из благотворительных проектов, основанных не так давно.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Заведение основано в 1999 году. Находится в Москве. Первоначально богадельня была ориентирована для тяжелобольных и занимала всего две четырехкомнатных квартиры.

В 2014 году под нужды приюта выделили отдельное здание на юге столицы. Свято-Спиридоньевскую богадельню финансируют Департамент труда, социальная защита населения.

Поддержка осуществляется также за счет благотворительных пожертвований.

Дом престарелых

Богадельня – заведение, существовавшее в дореволюционной России. В советское время подобные дома называли иначе – домами престарелых. В таких заведениях содержатся, конечно, не только люди, не имеющие жилья.

В доме престарелых пожилой человек освобождается от необходимости готовить себе пищу, совершать уборку. Здесь находятся те, у кого нет родственников.

Либо дети и внуки имеются, но не выражают желания позаботиться о своем близком.

Дома престарелых бывают как государственными, так и частными. Пожилые люди, содержащиеся в заведениях первой категории, не всегда получают должное внимание и качественное медицинское обслуживание. Здесь находятся не только старики, но и молодые люди с ограниченными возможностями, проведшие детство в специальных интернатах.

Обратите внимание

Для того чтобы получить представление об отечественных в домах престарелых, стоит прочитать книгу Рубена Гальего «Черное на белом». Согласно рассказам автора этого автобиографического произведения, подростки и молодые люди, не имеющие физической возможности обслуживать себя, находились в таких заведениях в ужасных условиях.

Европа

Во Франции уже несколько столетий приюты для инвалидов и престарелых составляют одно ведомство наряду с госпиталем. В конце XIX века здесь было более полутора тысяч подобных заведений.

Некоторое время взамен пребывания в приюте престарелый бедняк мог получать пенсию в размере ста франков. Однако такую замену допускали лишь в том случае, если частные благотворители брали на себя 40% расходов.

В Англии с 1834 года приюты входят в состав работных домов.

Источник: https://www.syl.ru/article/367104/chto-takoe-bogadelnya-znachenie-slova

Что такое богадельня: как туда попасть, для чего она существует и каково значение слова

Сегодня многие люди хотят узнать, что такое богадельня и какова ее задача. На попечительство принимают нищих и больных людей, которые не могут вылечиться по разным причинам. Сюда часто приходят лица без отдельного места жительства, которым нужен дом и особый уход.

Читайте также:  Что дарят на крестины девочке крестные и родственники?

Важно знать значение слова «богадельня». В подобных учреждениях работают сестры милосердия, которые занимаются приготовлением пищи, кормлением людей с ограниченными возможностями, проводят ежедневные гигиенические процедуры лежачим больным.

Значение слова

Многие люди знают, что означает слово, а другие связывают его с негативными моментами.

Это заведение, которое осуществляет благотворительную деятельность, оказывает помощь нетрудоспособным лицам, которые не могут самостоятельно ухаживать за собой.

Значение слова богадельня — «ради Бога». Такие заведения чаще называют богоугодными.

Попадающие в них люди могут рассчитывать на полный уход и комплексное содержание.

В большинстве случаев в заведения определяют нетрудоспособных лиц. Это могут быть престарелые люди, немощные граждане, инвалиды, калеки, пациенты, которым требуется реабилитация после длительного лечения.

Человек, который попадает в такое благотворительное заведение, может рассчитывать на полное содержание. Некоторые учреждения работают с древних времен.

Дом приюта в Люблине открыли еще в начале 1342 года, но и сегодня он продолжает свою деятельность, помогает людям, которым нужна помощь.

Важно

В Варшаве есть дом Святого Духа и девы Марии. Он работает с 1388 года, и здесь оказали помощь уже огромному количеству престарелых и нуждающихся.

Богадельни в Москве имеют несколько характерных отличий от скудельниц и древнерусских убогих домов, поэтому не стоит их путать между собой.

Заведения при монастыре

На территории России сегодня действует несколько десятков благотворительных учреждений, которые работают при монастырях. Желающие могут купить новую книгу, которую выпустил Синодальный отдел по церковной благотворительности и осуществлению социальной деятельности.

Каждый дом престарелых имеет свои отличия: ресурсы, возможности, тип помещения. Некоторые из них расположены в городских квартирах, но при этом действуют от лица определенного монастыря.

Также для помощи престарелым людям строят отдельные помещения. Особое внимание нужно обратить на вид деятельности, потому что в некоторых домах постояльцам могут предлагать только уход, лечение или реабилитацию.

В городе Рязани работает геронтологический центр «Мальшинская богадельня при монастыре», который осуществляет свою деятельность под патронажем святой обители.

Прихожане и добровольцы помогают социально незащищенным и немощным людям, которым требуется уход.

Финансирование осуществляется из муниципального бюджета. Здесь помогли огромному количеству людей, которые быстро поправились после длительного лечения.

Немощные люди приобрели второй дом и смогли прожить жизнь в заботе и любви.

Википедия предлагает свою трактовку понятия богадельня. Это любое благотворительное учреждение, где помогают нетрудоспособным лицам: престарелым людям, немощным, инвалидам, калекам или выздоравливающим гражданам, которые прошли длительное лечение и не имеют родственников.

В России такие заведения начали открывать христиане. В Древней Руси возле каждой церкви был дом для престарелых. Рядом с монастырем образовывались целые поселения нищих. Церковь принимала каждого человека, который обращался за помощью. В те времена такие заведения содержались за счет царской казны.

Как попасть

Огромное количество людей интересуется, как попасть в такой дом. По уставу многие благотворительные организации принимают на попечение верующих православных людей, которые психически здоровы. На территории работают священники, обслуживающий персонал.

Нередко такие организации прикрепляют к больнице, поэтому нуждающиеся люди могут получить помощь терапевта, психиатра, других специалистов.

Это особая форма социальной защиты граждан преклонного возраста. Чтобы попасть в богадельню, необходимо обратиться в церковь и заполнить бланк прошения.

Совет

Сотрудники патронажной службы делают звонки возможным кандидатам. Дополнительно оговаривают все вопросы, человек получает юридическую консультацию.

Сотрудники должны убедиться в том, что гражданин, действительно, нуждается в помощи, длительной реабилитации и поддержке.

Попасть в богадельню могут не только люди преклонного возраста.

За помощью часто обращаются:

  • нуждающиеся, у которых нет близких или родственники не берут их на попечительство по разным причинам;
  • люди, которые получили травму, но им нужна реабилитация;
  • старики без жилья;
  • бомжи.

Именно эти категории граждан нуждаются в особой заботе и попечительстве.

Дома престарелых в Москве

Из-за того, что в древние времени церковь принимала на попечение людей, которые имитировали нищету, был принят отдельный закон.

На Стоглавом соборе царь приказал выделить только настоящих нищих. Для этого выполнили перепись всех постояльцев, устроили разделение женских и мужских богоугодных заведений.

Таких людей содержали на деньги, которые получали от милостыни.

В период Екатерининской и Петровской эпохи это были большие по территории места, где служащие могли решить любые социальные проблемы.

Постепенно начали увеличиваться маргинальные слои общества, поэтому деятельность приостановили. Власть заинтересовалась поддержкой таких заведений, поэтому начали активно выделять финансы на обеспечение благотворительности.

Когда приняли городскую и Земскую реформы, спонсированием занималось местное самоуправление. Начали активно открываться новые организации, задача которых заключалась в том, чтобы решить острые социальные проблемы.

Главная цель – искоренение нищеты. Покровительство в конечном результате разделили между царскими семьями, монастырями, общественными организациями. В начале 20 века активно строились богоугодные заведения.

Заведения располагались в разных районах столицы. Наиболее известные и активные организации – Андреевская и Покровская.

В те времена существовали и другие учреждения, в которые могли обращаться люди за помощью:

  • для сиделок;
  • купеческих приказчиков;
  • сестер милосердия;
  • военных людей;
  • лиц, которые имеют духовное звание.

Еще несколько столетий назад люди могли написать прошение, чтобы их определили в заведение под названием Николаевская Измайловская военная богадельня, которая активно развивалась и осуществляла свою деятельность, имела богатую историю.

Строительство ее началось в 1814 году. Николай первый принял такое решение, чтобы обеспечить и дать покров людям, которые не имеют достатка и нуждаются в оказании срочной помощи.

Территория бывшей царской резиденции имела печальный вид. Здесь можно было увидеть вырубленные и запущенные рощи, иссякшие родники, озера, а также разрушенные мосты.

Обратите внимание

Проект остался без внимания, поэтому строительные работы решили приостановить. Активное возведение здания началось ближе к 1840 году. В этот период вышел и официальный указ.

Богадельню планировалось сделать для отставных солдат и офицеров, которые в силу возраста закончили несение службы. У людей, большую часть жизни проводящих на военной службе, после увольнения, как правило, не было дома, имущества и средств на пропитание.

Первыми жителями богадельни стали ветераны, принимавшие участие в Кавказской войне. На обеспечение взяли также людей, которые несли службу в Семеновском и Преображенском полках. Территория была маленькой, здесь трудилось небольшое количество рабочих, поэтому принять смогли только 20 офицеров и порядка 450 солдат.

Спустя 10 лет открыли второй корпус богадельни. Люди смогли получить бесплатное лечение, питание.

Им не нужно было платить за форму и проживание на территории благотворительной организации. Дополнительно их обеспечили пенсией.

Руководители заботились о своих подопечных. Территория облагораживалась, высаживались деревья, кустарники, цветы.

Воду в прудах очищали, на обед и ужин давали зелень, натуральные овощи. Рядом располагалось кладбище.

Сейчас здание богадельни частично разрушено. Рядом расположена станция московского метрополитена «Измайловская». В 1918 году это учреждение перестали финансировать.

Теперь престарелые и нуждающиеся люди могут устроиться в другие учреждения. До нашего времени сохранилась баня, мастерская, канцелярия, корпус для офицеров. С 2007 года здание считается музеем-заповедником. Теперь это культурное наследие столицы.

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/dlya-chego-nuzhna-i-chto-eto-takoe-bogadelnya.html

Что такое церковная богадельня и ее значение в современном мире

К сожалению, многие пожилые люди в конце своей жизни остаются обделенными вниманием родных и близких, а некоторые просто не имеют родственников.

Что делать старому человеку, если он не может жить один? Многие уходят жить в дома престарелых. Конечно же, наша Православная Церковь не могла пройти мимо проблемы одинокой старости.

Для помощи престарелым людям в духе христианской любви к ближнему и создаются церковные богадельни.

Что такое богадельня?

По своей форме, богадельня мало чем отличается от обыкновенного дома престарелых. Это такое место, где могут найти приют и уход одинокие старики. Но вот отличий внутренних очень много.

Важно! Главное, чем отличается богадельня от любого другого пункта социальной помощи — это духом жизни во Христе.

Формально это выражается в том, что живут в богадельне насельники, как называют проживающих в монастыре. Комнаты принято называть келиями, а столовую — трапезной.

Чаще всего богадельни располагаются недалеко от храмов, поскольку участие проживающих в богослужениях обязательно, а далеко ездить старым людям тяжело.

Церковные богадельни создаются для помощи престарелым людям

Но конечно же, главные различия не в формальных названиях, а во внутреннем устроении и организацией жизни стариков.

Важно

Не стоит противопоставлять государственные учреждения и церковные — и там, и там может быть хорошо и комфортно человеку в возрасте. К сожалению, и там, и там могут попадаться не очень хорошие и добрые люди.

Но в церковных приютах сама атмосфера такова, что вытесняет людей со злыми помыслами.

Главное отличие церковной богадельни от общественной или государственной организации — цель работы. Если обычный, даже самый хороший, дом престарелых ставит целью максимально комфортные условия проживания, то в богадельне упор делается на духовную жизнь.

Говоря о преклонных годах, часто используют фразу «пришло время думать о душе». На самом деле, верующий человек должен думать о своей душе ежедневно, вне зависимости от возраста. Но все же чем солиднее возраст, тем заботы о душе должны становиться важнее.

Вне церкви забота о стариках сводится к тому, чтобы обеспечить их всем необходимым для комфортной земной жизни. Это и жилье, и еда, и медицинский уход, и многое другое. Это, безусловно, очень важно в конце жизни, но это все земное, временное. Ничто из сегодняшней комфортной жизни человек не сможет унести с собой в Вечность, к Богу.

Поэтому очень важно, чтобы в конце своих дней у человека была возможность оставить все земные попечения и направить свой ум исключительно к Господу. Именно к этому стремятся все насельники богаделен. Поэтому и не имеет смысла «сдавать» пожилого человека в такое заведение насильно — если нет желания посвятить остаток жизни Богу, то заставить человека не удастся.

О жизни в богадельне

Человеку в возрасте, который имеет желание закончить свою жизнь в богоугодном месте, необходимо найти такую организацию в приходе своего храма или какого-либо монастыря. Как правило, в богадельне есть специальный человек, который занимается приемом новых жильцов, организацией переезда.

В богадельне старикам и тяжелобольным людям обеспечивается профессиональный уход

Конечно же, если человек находится в силах, ему будет дано какое-либо трудовое послушание. Праздная жизнь совершенно противоречит православной вере, и пока человек может — он должен трудиться на благо себя и своих ближних.

Организационно жизнь в церковном приюте похожа на жизнь большой семьи. Все насельники стараются по мере сил помогать друг другу как физически, так и духовно. Много времени уделяется молитве, чтению Священного Писания, творений святых отцов.

Важно! В каждой богадельне обязательно будет священник, который окормляет свою пожилую паству. Важнейшей частью жизни в таком заведении является участие в богослужениях, регулярная исповедь и причастие.

Среди насельников церковных приютов можно найти поистине удивительных людей. Многие из них еще помнят войну, годы гонений на Церковь, многие прошли тяжелый путь от неверия к познанию Бога.

Живя бок о бок с такими людьми, можно почерпнуть много полезного для своей души.

С другой стороны, жизнь пожилого человека практически всегда сопряжена с болезнями, немощами, тяготами. Поэтому даже глубоко верующие люди в конце своих дней могут впадать в уныние, у них портится характер, могут появляться необоснованные претензии и требования к окружающим.

Совет

Персонал богадельни должен с особой деликатностью работать с такими сложностями стариков. Это требует огромного терпения, выдержки и любви к ближнему. Конечно же, больше всего этих качеств у людей верующих, церковных. В обычных государственных домах престарелых очень сложно ухаживать за большим количеством стариков, не имея в душе христианских ценностей.

Для многих верующих стариков уход в богадельню — это не вынужденная мера, а духовное стремление быть ближе к Богу. Замечательно, если удастся найти хорошее заведение с настоящим духом любви Христовой. В таком месте человеческая душа исцеляется, а телесные недуги облегчаются.

История становления

Первые богоугодные заведения появились с самым началом распространения христианской веры. Как правило, они организовывались при больницах, или даже в составе больниц.

Например, в Польше издавна богадельни именовались «приходскими госпиталями», и лишь к середине ХІХ века сформировались как отдельные благотворительные организации.

Примечательно, что до сих пор открыты и функционируют старинные польские дома престарелых, а ведь некоторым из них уже более V столетий.

Блохинская богадельня с домовой церковью в Суздале

Россия переняла опыт организации богаделен у Византии, и в церковном уставе было прописано попечение о немощных и стариках. Царская казна щедро одаривала такие заведения помощью, что привело к тому, что в богадельнях стали жить не только настоящие нищие, но и те, кто покупал там места за деньги.

Для наведения порядка и истребления мошенничества Стоглавый собор принял решение о переписи всех страждущих и реформировании всех столичных богаделен с разделением на мужские и женские.

Самое большое количество богаделен было в Петербурге и крупных городах России. Приходы, которые опекали эти заведения, получали значительные суммы как из государственной казны, так и от частных благотворителей и меценатов.

Богадельни современного мира

Сегодня, как и в былые времена, церковные приходы продолжают ухаживать за одинокими и немощными стариками. Рассмотрим деятельность таких организаций на конкретных примерах.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Это небольшой приют в Москве, который организован в обыкновенном жилом доме в 1999 году. Для размещения насельников имеется две квартиры по 4 комнаты каждая.

Читайте также:  Молитва от злого начальника на работе

Богадельня может вместить 10-12 человек, за которыми ухаживают сестры Свято-Димитриевского сестричества.

Важно, что данное сестричество имеет разрешение проводить медицинские манипуляции, что позволяет выхаживать насельников с серьезными заболеваниями.

Обратите внимание

Очень большое значение сестры придают качеству ухода за больными. В богадельне нельзя работать механически и просто выполнять какие-либо действия по уходу за человеком. Необходимо помогать морально и духовно, разделять с человеком его боль и немощь. Это очень облегчает последние дни жизни пожилого человека.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Большим плюсом этого приюта является домашняя атмосфера, отсутствие больничных стен. Для проживающих тут все, как дома. К тому же такие домашние небольшие организации в меньшей степени подвергаются проверкам контролирующих органов. Духовное окормление совершает священник сестричетва, который постоянно приезжает и совершает Таинства исповеди и причастия.

Богадельня при приходе во имя святой княгини Елизаветы Федоровны

Данная организация работает в Екатеринбурге с 2007 года, занимая первый этаж двухэтажного жилого дома. Очень удобно, что в этом же помещении функционирует домовая церковь. Возраст насельников самый разный — от молодых студентов до стариков. В этом месте может найти приют любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию.

Медицинской лицензией этот приют не обладает, может оказывать только лишь уход, без лечения. Но сестры наладили тесный контакт с местной поликлиникой, откуда по вызову приходят все необходимые специалисты. Кроме того, ухаживать за насельниками помогают несколько десятков волонтеров. Даже небольшая помощь или просто слова утешения для немощных стариков — это уже много.

Несмотря на то, что приют организован при храме, попасть в него может любой человек, вне зависимости от вероисповедания. Но атмосфера пребывания и общения ориентирована на христианское мировоззрение. Все насельники регулярно принимают участие в храмовых богослужениях, лежачих больных привозят прямо на кроватях.

Важно! Рассматривая каждую конкретную богадельню, можно найти множество отличий организационного и внешнего характера. Однако объединяет эти все организации единый дух христианской веры, милосердия и любви к ближнему.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-tserkovnaya-bogadelnya.html

БОГАДЕЛЬНЯ

БОГАДЕЛЬНЯ, в дореволюционной России поддерживаемое государством благотворительное заведение, имеющее целью «давать постоянный приют и содержание лицам, которые по нетрудоспособности или по другим причинам не в состоянии добывать себе средств к жизни». Название «богадельня» происходит от слов «Бога деля», т. е. «Бога ради».

В России о богадельнях упоминается уже в церковном уставе Владимира Святого. Призревались в них больные, убогие, нищие. Такие богадельни-больницы, по-видимому, устраивались при каждой приходской церкви, при каждом монастыре. Довольно рано встречаем мы упоминания о злоупотреблениях призрением людей, искавших в богадельне легкой жизни.

Так, на Соборе 1561 говорилось, что «милосердие христианское устроило во многих местах богадельни для недужных и старых», а злоупотребление ввело туда молодых и здоровых тунеядцев, поэтому «надлежит изгнать последних и на место их ввести первых, поручив смотрение за богадельнями священникам, людям градским и целовальникам, а к недужным приставить здравых строев и баб стряпчих». Вообще нужно заметить, что до царя Федора Алексеевича заботы государства о богадельнях были крайне незначительны: оно полагалось на нищелюбие и деятельность духовенства. Все расходы падали на церковь, а то, что давали царь и вел. князь, играло роль милостыни, на которую были так щедры московские государи. Московские богадельни получали часть своих расходов из Приказа Большого дворца, при Михаиле Федоровиче богадельни ведались Патриаршим приказом (см.: Приказы). При Алексее Михайловиче «богаделенные люди» считались как бы приписанными к разным церквам и монастырям и даже составляли особенные разряды чудовских, архангельских богаделенных людей. В 1670-х в Москве было 7—8 богаделен-больниц; в них призревалось 412 чел., что обходилось ежегодно в 1780 руб., 412 четвертей ржи и 200 пудов соли.

Здание богадельни И. А. Тугаринова в Дмитрове, начало XIX века

Важно

В указе 1682, изданном Федором Алексеевичем, впервые высказывается, что общественное призрение и устройство богаделен должны быть делом государства.

«По примеру Еуропских стран» предписывалось построить «две шпитальни или богадельни, а на их пропитание дать им вотчины, которые были за Архангельским Владыкой и за Знаменским монастырем».

Проектируемая организация была такова: богадельни находились под наблюдением «доброго дворянина» и подьячего, при них состояли «дохтура», аптекари, повара. На улицах нищие забирались стрельцами и приводились в Аптекарский приказ, и когда там убеждались в их недужности, то помещали в богадельню.

При Петре I наряду с репрессиями против нищих государство обращало внимание и на устройство богаделен. Главному магистрату предписывалось устраивать госпитали ради призрения сирых, убогих и изыскивать для этого средства. В 1724 и городовым магистратам было приказано, чтобы «обеднелые, престарелые в богадельне были пристроены».

Предполагалось всю Россию покрыть сетью богаделен, но это осталось в области прожектов. Учреждение о губерниях 1775 возложило заботы об устройстве богаделен на «приказы общественного призрения», деятельность которых дала незначительные результаты.

Органы земского, как и городского, самоуправления получили от приказов весьма скудное наследство — на всю Россию до 1863 было 107 богаделен. Заслуги земства особенно рельефно выступают, если сравнить число призреваемых в губерниях земских и неземских, в которых с незначительными изменениями продолжали действовать дореформенные «приказы».

В каждой из 28 земских губерний в 1891 призревалось в среднем 38 291 чел., а в неземских — 4034 чел.

В общем составе призреваемых женщины составляли 76%. По сословиям наибольший процент давали отставные военные (40%) и мещанство (35%). Средняя стоимость содержания каждого призреваемого равнялась приблизительно 40 руб.; в столицах цифра эта возрастала до 95 руб.

Законодательство русское н. XX в. о богадельнях состояло гл. обр.

в Уставе об общественном призрении, где устанавливалось, что в богадельне должны помещаться бродяги, которые, по свидетельству местного начальства, найдены неспособными к следованию в Сибирь, исключаемые из духовного ведомства за пороки, дряхлые лица, высылаемые из столиц под надзор полиции; фактически постановления эти нигде не применялись. В приложении к ст. 290 Устава об общественном призрении содержалась чрезвычайно подробная регламентация не только условий приема в богадельни, управления ими, но и их внутреннего распорядка.

Источник: http://russiahistory.ru/bogadelnya/

Что такое богадельня и чем она отличается от дома престарелых — православный журнал «фома»

– Что такое богадельня и чем она отличается от дома престарелых? – Ничем не отличается, но мы надеемся, что это будет богоугодное заведение, то есть обитель христианского духа.

Так ответил священник, настоятель храма при котором такая богадельня существует. А как думаете вы, должна ли быть какая-то разница? И в чем именно проявляется богоугодность этого заведения?

Богадельня, учрежденная осенью 1994 года православным братством святителя Филарета Московского и общиной храма Всех святых, что в Красном Селе, имеет вполне светское официальное наименование – центр социальной защиты. Да и внешне она выглядит совсем обычно – пятиэтажное кирпичное здание в центральной части Москвы.

Внутри тоже ничего необыкновенного не обнаруживается – все чистенько и просто. На каждого человека – жилая комната и полный санузел. В комнате столик, кровать, стул, полочка для книг. Работают здесь сестры, повара, есть директор, комендант. В общем, так вполне мог бы выглядеть нормальный дом престарелых.

Совет

Хотя, если быть точным, различия все-таки есть: живущие здесь бабушки именуются насельницами, матушками, комнаты – кельями, повсюду иконы, а до храма – от силы сотня шагов.

Но многое ли меняется от того, что столовую назовут трапезной? Конечно, все эти названия – только форма, но форма, выражающая реальное и очень глубокое отличие богадельни от любого другого подобного заведения типа дома инвалидов или престарелых. Именно подобного.

Потому что дело не в противопоставлении: здесь хорошо, там плохо; здесь персонал добрый и внимательный, там – все бессердечные хапуги; здесь покормят, помоют и поговорят, там – разве что оборут бесплатно. Есть масса замечательных государственных и частных заведений.

И все-таки… Любой самый лучший дом престарелых ставит задачу обеспечить своим жильцам нормальное существование, достойную старость, окружить их заботой, которую, быть может, отказались взять на себя их родные.

И поэтому так или иначе, во главе угла оказывается материальное благополучие, комфорт, возможность как можно дольше радоваться жизни, быть кому-то нужным, сохраняя активность и независимость. А для человека, ограничившего себя только этими ценностями, старость – жестокое время.

Ведь в этом списке нет ничего такого, чего нельзя было бы потерять! Легко можно лишиться всего, а взамен…? Впрочем, в доме престарелых и не обещают вечного, того, что остается с человеком навсегда, того, что невозможно отнять. При создании богадельни цель ставилась иная.

Настоятель храма Всех святых отец Артемий Владимиров сформулировал ее так: «Дать возможность православным старичкам подготовиться к вечности под сенью Храма Божия, что для большинства пожилых людей в наше время является несбыточной мечтой». На первый взгляд такие слова могут даже слегка шокировать, но посмотрите, как это выглядит на деле. Выражение «пора о душе подумать» не на пустом месте родилось. И хотя «думать о душе» надо всегда, наступает в жизни человека момент, когда это становится просто-таки жизненной необходимостью. Нужно разорвать этот круг постоянных потерь и почувствовать впереди жизнь вечную. Кроме того, забота о душе вовсе не исключает заботы о теле. Просто как-то само собой разумеется, что в богадельне должно быть чисто, уютно, что насельницы должны быть сытно накормлены, ухожены, что в разговоре нет грубости и хамства. По-другому и быть не может. А высокая духовная цель формирует духовные отношения между людьми и не дает «опускать планку».

И поэтому в богадельню никто никого не «сдает». Старушки сами сюда стремятся. И поэтому приходят сюда работать сестрами и выкладываются на все сто [женщины].

Обратите внимание

Не за зарплату (200-250 рублей), не оттого, что больше некуда пойти. Спрашивают: «Нужна ли я? Что надо делать?», проверить себя хотят. Поэтому внутри этого пока небольшого мира все ощущают себя одной семьей.

Так и обращаются друг к другу: матушка, сестра, батюшка.

ТЕРПЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРУДА

Елена Александровна, директор богадельни:

«Рано еще о нас писать. Если посмотреть беспристрастно, то организационно и финансово мы находимся в тяжелой ситуации. На одном порыве далеко не уйдешь, ситуация часто складывается так, что ничего не удается, и так в течение долгого времени. Чувствуешь, что доходишь до точки. Иногда хочется все бросить, забыть. Но если сможешь пережить этот рубеж, то наступает облегчение. Как будто все разрешается само собой. А ведь в нашей работе терпение является самым необходимым инструментом труда. Если не научишься прощать и мириться со старческими немощами – данностью, и от которой никуда не денешься, то не сможешь здесь работать. Никогда не думала, что мне придется работать в богадельне. А вообще сначала пришел сюда муж. Он -военный. Закончил службу. Мы услышали отца Артемия по радио и очень захотелось его увидеть. Муж пришел и просто стал помогать восстанавливать храм. А потом и сын с дочкой сюда стали ходить в церковноприходскую школу. Потом уже и мои знания понадобились. По специальности я техник-организатор гостиничного хозяйства. Начинала здесь как начальница патронажной службы, организовывала уход на дому. Там, на патронаже мы чаще всего и узнаем наших будущих насельниц. Мы берем тех, кто нисколько не может жить самостоятельно, кому просто помочь некому, ни родственников, никого.»

Елизавета Васильевна, возглавляет патронажную службу:

«Прежде всего это старые и немощные люди. Чтобы вы поняли, о чем идет речь, расскажу такой случай. Ухаживали мы за одной бабушкой, которая жила в коммунальной квартире одна, совсем больная. Однажды приходим к ней, а дверь никто не открывает. Прошло несколько часов. Чувствуем, надо взламывать.

А сразу ломать не будешь, так как могут обидеться, да и врываться как-то неудобно. Мы ведь люди новые. Когда мы все же взломали дверь, то увидели старушку, беспомощно лежавшую на середине комнаты. Должно быть, она пошла открывать, но потеряла сознание и упала.

Мы подняли ее, помыли, уложили в постель…»

НАСЕЛЬНИЦЫ В богадельне проживают пока тринадцать женщин и лишь один мужчина – престарелый монах о.Алексий.

Елена Александровна, директор:

«Самой первой в богадельню попала Анастасия Михайловна. Она узнала через других людей, что сюда можно устроиться. Тогда все только строилось. Ей сначала помогали на дому. Ведь она, слепая, ходила с палочкой в Ильинский храм на Преображенке. Как она ходила – смотреть было страшно. Каждый день, пока могла утром и обязательно вечером. Я не знаю, как машина ее не задавила. Она же не видела, где идет. Но постоянно с ней находиться никто не мог и провожать ее каждый день в церковь не было никакой возможности. А у нее настолько крепкое желание было попасть в богадельню, что она каждый день спрашивала: «Ну что там? Что там еще сделали? Окна застеклили? Я буду там жить! Навесили двери?» Настал наконец такой день, когда она это узнала, (она из меня это выпытала) собрала свои вещи в узелок. Мы ехали даже не на машине, мы «ехали на себе», просто на трамвае приехали.»

Читайте также:  Молитва богородице геронтисса чем помогает и о чем просят

Лена, сестра:

«Меня зовут Лена, по профессии я медсестра. Работаю здесь недавно, год. Приехала из Тверской области. Мне очень нравится моя профессия, а у нас там безработица, поэтому пришлось уехать в Москву. И один знакомый, он здесь при храме работает, привел меня сюда. Мне понравилось. Я работала дежурной сестрой и еще медсестрой подрабатывала. Есть у нас матушка Серафима, она монахиня, ей 97 лет. У нее болезни, я бы сказала, совсем не легкие, но она их так мужественно переносит и благодарит Бога за все. (И Он дает ей силы, поддерживает.) Она работает еще, вместе с помощниками составляет «толстенький» православный календарь. С помощниками, ведь она сама писать уже не может, ничего не видит, плохо слышит, но голова у нее светлая… Она два института закончила: медицинский и литературный, была членом Пушкинского общества. К ней народ все время ходит за советом, за поддержкой. Вот я, например, очень хотела поступить в медицинский институт, но думала, что это нереально. А она меня просто заставила сдавать экзамены и я ей благодарна за это, потому что все получилось. Матушка Серафима всегда веселая, жизнерадостная. С ней, может быть, физически работать тяжело, она практически неподвижная, но она духовно как-то поддерживает, разговором, шуткой. Говорить с ней легко, а физический труд – его и не замечаешь. Некоторые старушки погружены в свои болезни. И вот они себя накручивают: и то у меня болит, и это -получается, что болезнь еще обостряется. И когда заходишь к таким людям, чувствуешь, что и тебе как-то тяжело становится от их болезней. И надо с ними поговорить, выслушать все, даже если они повторяют это по десять, может быть, раз за день. Спокойно надо все это воспринимать и как-то все-таки им помогать. Они поговорят и им становится лучше, они даже про болезни свои забывают.»

Анна Кузьминична, насельница:

«Я сразу предупредила, что буду работать, поскольку силы есть. Александр Федорович, староста, поручил мне распределять гуманитарную помощь. Раньше я работала лаборанткой на деревообрабатывающем заводе, что через забор от храма. После смены в храм заходила. Потом у меня супруг заболел. Мы были с Игорем не венчаны, и отец Артемий приехал к нам и на дому нас венчал. Первый раз Игорь причастился, говорит: «Мне так хорошо, не могу сказать как». Встал на ноги. Потом у Игоря случился инсульт. Он умер. У меня осталась двухкомнатная квартира, я отдала ее храму. А сама – в богадельню, только я просила, чтобы дали самую большую комнату, а то у меня будут гости. Я никогда не представляла, как должна богадельня выглядеть. Когда сюда пришла, увидела помощь и чисто человеческую, душевную, и телесную. Не знаю, как дальше будет. Конечно, у всех характеры разные. Есть у нас больная старушка Елена Ивановна. Она причитает: «Зачем я здесь появилась? Лучше бы я сюда не приезжала». Она недовольна, как за ней ухаживают. Или N.N. С ней бывает трудно сестрам, она сейчас разбаловалась. Она старая, у нее моча не держится. Как-то раза два я к ней в комнату заходила, удивилась, какая у нее белоснежная постель. Каждый день ее меняют. И хотя ей предлагали взрослые памперсы, она отказалась от них. «Зачем мне памперсы – это же синтетика? Вам все равно делать нечего. Постираете». Но вообще-то она очень добрый человек. [Эта женщина потеряла в финскую войну мужа, а в Отечественную – двух детей. Осталась одна. Несмотря на слабое здоровье, почти каждый день ездила из пригорода в храм.] Получается парадокс. Ведь, казалось бы, у нас, старых, должно быть больше любви. А у нас ее нет. И больше любви как раз у молодых сестричек, что за нами ухаживают.

Надо ухаживать за бабушками, которые капризные, которые хотят только себе внимания. И если спокойно, с любовью будешь с ними обращаться, эти бабули меняются. Наша Елена Ивановна меняется. Сегодня она уже говорит: «Слава Богу. Благодарю Господа, что сюда попала. Как здесь хорошо!»- она ест и сама с собой разговаривает.»

ЧЕМУ УЧАТ БАБУШКИ

Татьяна, сестра:

«Насельниц у нас не так много, поэтому не так много физической работы. Гораздо больше уходит душевных сил. Однажды моя приятельница меня пожалела. Раньше она работала в доме престарелых. По ее словам, там они проще обходились с бабушками и ставили их сразу «на место». Здесь такого обхождения себе не позволишь, нужно действовать с любовью и вниманием. Ради этого дела люди бросили свою прежнюю работу, хотя она их одевала, обувала, кормила. Ведь те, кто только приходит в храм, очень хотят быть полезными, делать какое-нибудь конкретное дело. Я сама все время спрашивала отца Артемия о том, что я могу делать. Теперь я работаю в богадельне. Бабушки здесь, как дети, требуют особого внимания. Но к ним сильно привязываешься. И у них есть свои привязанности. Например, они любят, чтобы их мыла совершенно определенная сестра. У нее выходит по-матерински, с заботой. А они это ценят. Бабушки с трудом изменяют свои привычки.»

Елена Александровна, директор:

«Сестры работают сутки через трое. И ночь, и день. Дают лекарства, измеряют давление, ставят клизмы. Всем, кто здесь работает, очень достается. Сил много надо. Терпения много надо. Кто общается со старенькими людьми, тот знает, как тяжело с ними. Надо лавировать, чтобы чувствовать, что человек не обижается, а это очень сложно. Нужно этому учиться. И бабушки нас учат. Мы с них пример берем, и не только в этом. Главное, у них удивительная сила духа. Вот чему поучиться!

Это не просто работа, это – служение. У меня ощущение бывает, что это проверка себя.

Бабушка мне какая-то неприятна, а смогу ли я себя пересилить? Вот я стою в храме, слушаю проповедь, а смогу ли я жить так, как мне говорят? Сам себя познаешь, душа работать начинает. Многие за этим приходят.

Не отработать, нет, душа просит отдать. Не брать – отдавать. Потребность отдавать любовь. Вот так, чтобы приходили за зарплату, такого не было.»

УНЫНИЕ

Лидия Павловна, сестра:

«Я лично с работой обычного дома престарелых не сталкивалась, но по рассказам могу представить. Там тяжело. Вот у меня сейчас 5 человек – и это уже какие сложности. А там все тяжелобольные, и их там человек 80 на одного дежурного. Там намного тяжелее. И поэтому нет возможности столько внимания каждому уделять. А здесь все налажено. Белья хватает, две прачки работают. Мы, сестры, обед старушкам носим, обихаживаем их, моем. Они у нас ухоженные. Главная проблема, с которой я сталкиваюсь в работе, – это не физическое, а их душевное состояние. Многие находятся в глубоком унынии. Кто-то от семьи оторвался, кто-то, как говорится, уже вообще старенький, дряхленький. И вот это «унынное» состояние действует не только на них, но и на нас. Мы вечером буквально выжатые – не физически, а морально. Но у нас-то, конечно, есть выход, мы здоровы, идем в храм, ко Христу, к чудотворным иконам, – вот этим и спасаемся. А как спасти наших бабушек от уныния – это проблема.

Это не у всех, конечно. Вот есть у нас матушка Лаврентия и матушка Серафима. Они монахини, всегда с молитвой. К ним настолько приятно войти, они всегда веселые, всегда приветливые. Несмотря на то, что они совершенно больные, очень старенькие. Матушка Лаврентия, когда разболеется, всегда приговаривает: «Притворенная я старуха», что значит: «Я только притворяюсь».»

ДУША НЕ РАБОТАЕТ

Монахиня Лаврентия, насельница:

Лет мне немножко, только 83 года. Родилась в Рязани. Потом я переехала в Жуковский под Москву. Там вышла замуж. Я никогда не думала быть монахиней. Я была от мала до велика: пионерка, комсомолка, коммунистка. В 40 лет я сильно заболела – к Богу пришла, потому что болезнь душу пробудила. С мужем мы прожили 24 года.

Важно

У нас был сын, но во время эвакуации в войну он умер. Мужу меня хороший был: не пил, не курил. Когда стала звать его венчаться, он не пошел. А потом подал на развод. Был суд. Одна женщина выскочила и крикнула: «Мужа сменяла на Бога!» А муж правильно сказал: «Я ей буду только мешать».

Жила в Мытищах одна.

С 1962 года я уже на II группе инвалидности. Из райсобеса ко мне стали ходить, два раза в неделю приходили. Но кто меня там в церковь отведет, а осенью скользко – я совсем не могу ходить. Здесь же все рядом: встала – пошла. Тут кормят, обслуживают меня, убирают в комнате. Все хорошо, одно плохо: нет скорбей.

У меня нет скорбей – душа не работает.»

ИЗ СМЕРТИ В ЖИЗНЬ

Елена Александровна, директор:

«Батюшка Алексий, наш насельник, говорит, что в этих стенах молитва должна быть постоянной. Это защищает, объединяет, шероховатости между людьми сглаживает. Есть стремление жить церковной жизнью. Можно ведь и дома за нашими старичками ухаживать, но если человек живет церковной жизнью, то ему надо сходить в храм хотя бы раз в неделю. Москва – не деревенька какая-то с храмиком, куда они могли бы до последнего ходить! И вот такая бабушка где-нибудь на 15-м этаже обитает, даже до лифта дойти не может. А здесь человек, можно сказать, живет в храме. Сейчас они уже в том возрасте, когда готовятся к смерти. Ведь не только живут по-христиански, но и умирают тоже. Сегодня культура этого уже потеряна. Раньше человек перед смертью причащался, исповедовался, словом, проходил все необходимые этапы. Он очень спокойно встречал смерть, не боялся смерти, ждал этого момента. Здесь стараются поддержать человека, чтобы не было, как сейчас хотят иногда, сделайте мне укол – и все. Это сложно, но есть у нас несколько человек, которые ждут смерти как освобождения, как встречи с Богом, не боятся. А остальные пытаются им подражать, тянутся за ними. Они как такой критерий.»

Елена Александровна:

«Поскольку патронажные сестры работают в больницах, в коммунальных квартирах, приходится сталкиваться с людьми неверующими. Представьте ситуацию. Живет в коммунальной квартире бабушка. Соседи ждут ее скорой смерти, намереваясь занять ее комнату. Когда мы там появляемся, они встречают нас буквально как своих врагов. Но в дальнейшем отношение изменяется. Некоторые даже сами начинают заботиться о своей пожилой соседке и помогать ей.

Или еще другой случай. Лежала одна наша монахиня в больнице, в отделении гнойной хирургии. Часто там в полном одиночестве умирают забытые всеми тяжело больные. А к нашей пациентке приходили, ухаживали за ней, принесли иконы, молились вместе с ней.

Сначала соседям это казалось диким, странным. Через некоторое время привыкли. В большинстве своем это люди пожилые, неверующие. Здесь же для них приоткрылось совершенно иное жизненное измерение.

Так порой наш уход за одними людьми превращается для других в открытие новой жизни.»

СТАТЬ БЕРЕЗОЙ В РОЩЕ…

Марина, сестра:

«Богадельня – это прежде всего семья. Здесь действительно нужно становиться сестрой. Скажем, в больнице чувство локтя несомненно есть, но главное -профессионально делать свою работу. Здесь же решается совсем не легкая проблема, как говорил один мой друг, – стать не сосной над обрывом, а березой в роще.»

Источник: https://foma.ru/chto-takoe-bogadelnya-i-chem-ona-otlichaetsya-ot-doma-prestarelyix.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector