Апостол симон кананит в евангелии и предании, храм и пещера в новом афоне, версии жития из википедии

Апостол Симон Кананит в Евангелии и Предании, храм и пещера в Новом Афоне, версии жития из Википедии

В одном из потаённых уголков Абхазии, между двух горных туннелей, находится железнодорожная станция Псцырха, названная так по имени протекающей рядом реки. Прямо от неё, вверх по течению, отходит тенистое ущелье. Длина его не более километра, а история, связанная с деятельностью человека, насчитывает около 15 веков.

Главным историческим объектом, ради которого сюда стремятся туристы и паломники, является грот святого апостола Симона Кананита. Тесная и глубокая ниша в скале стала отправной точкой, откуда учение Христа распространилось по всей Абхазии.

Обратите внимание

Народные легенды, связанные с житием Св. Симона, старые абхазы пересказывали ещё первым европейцам, поселившимся здесь в XIX веке.

Многое не было похоже на правду, но несомненным оставалось одно: таинственное ущелье Псцырхи хранит великую христианскую святыню.

Симон Зелот — один из 12 Апостолов

Божий промысел скрыл подробности жизни святого апостола Симона Кананита: в Евангелиях его имя лишь упоминается в перечислении двенадцати учеников Христа. Прозвище «Кананит» может означать, что он происходил из города Каны (Израиль, недалеко от г. Назарет), где Христос совершил два чуда — превращение воды в вино на браке и исцеление сына царедворца.

В Св. Писании упоминается и другое прозвище апостола — Зелот. Зелотами называли иудеев, посвятивших себя борьбе с римским владычеством.

Эти люди дерзали публично выступать против властей, устраивали восстания и сбивали с городских зданий и стен Храма римских «орлов».

Желая направить ревность Симона на путь христианской проповеди, Господь призвал его в число ближайших учеников.

Скудость евангельских сведений об апостолах дополняет церковное Предание — собрание древних устных и письменных источников, признанных Церковью истинными.

Предание сообщает, что Кананит был одним из сыновей Иосифа, «названного» отца Иисуса Христа. Поначалу Симон противился сводному брату, огорчившись решением Иосифа поровну разделить между ними наследство.

Прошло много лет прежде, чем в его настроении произошла перемена.

Именно на свадьбе Своего сводного брата в Кане Галилейской Христос превратил воду в недостающее вино, что окончательно утвердило будущего апостола в вере.

После смерти и Воскресения Христа Его ученики собрались, чтобы бросить жребий, кому в какие края отправляться на проповедь. Симону и Андрею выпала Иверия и Скифия — земля Кавказа.

Проповедь Симона Кананита в Абхазии

Короткая речка Псцырха выходит на поверхность земли из глубокой пещеры, находящейся под гротом — жилищем Святого апостола. Питаясь из подземных озёр, она никогда не пересыхает и несёт чистую питьевую воду.

Справа от истока возвышается символ Абхазии — Иверская гора, на вершине которой расположены руины большого по античным меркам города и крепости.

Сейчас его называют Анакопией, а в древности он носил имя Трахеи (по-гречески «сурово-каменистая»).

Важно

В первые века н. э. здесь поселились греки, решившие обжить новые просторы на берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря). Возможно, именно с ними прибыли на землю язычников-абазгов два ближайших апостола Христа — Андрей и Симон.

Сначала они остановились в г. Севасте (Сухум), где их проповедь была принята с благодарностью, так как жители портового города находились под культурным влиянием греков и римлян.

Андрей вскоре отправился далее на север, путешествуя с проповедью в скифских степях до Крыма, Симон же остался в уютной долине близ города Трахеи, поселившись в уединённом гроте, чтобы иметь возможность молиться перед каждым путешествием.

Проповедь Христа среди язычников в те времена была опасным предприятием, тем более что некоторые племена сохраняли обычаи человеческих жертвоприношений, были крайне воинственны и отказывались слушать другие учения.

Предполагается, что одно из «людоедских» племён обитало в окрестностях нынешнего Нового Афона. Согласно местному преданию, апостол Симон Кананит был убит по настоянию языческих вождей там, где и жил — на берегу Псцырхи.

И сегодня местные жители указывают на камни с красными пятнами в русле реки. Это запечатлелась кровь Святого, напоминая о жестоких временах безверия.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

Предание о том, что останки Св. Симона находятся под зданием храма, возвышающегося на правом берегу Псцырхи, насчитывает несколько столетий.

До конца XVIII века, несмотря на упадок христианства, у абхазов и грузин сохранялся обычай совершать паломничества к древним руинам, связанным с именем апостола.

Затем почти на столетие эта традиция была забыта и появилась только после начала строительства Новоафонского монастыря, взявшего почти уже разрушенный временем храм под опеку.

Совет

К тому времени здание храма заросло деревьями, но ещё внушало трепет местным жителям. Прибывшим на место будущей обители монахам они рассказывали, что не могли пасти скот на лужайке перед руинами, так как неведомая сила заставляла овец бежать оттуда.

Одного мусульманина, решившего брать камни от храма для постройки дома, постигла печальная участь: внезапно умер перевозчик камней, а после, так и не успев пожить в новом доме, сам хозяин с семьёй был вынужден бежать в Турцию, где также погиб.

Другому рассказчику во сне явился «старец с посохом», повелевший освободить земельный участок близ храма для будущей монастырской стройки.

Вместе с реставрацией и освящением церкви была освящена и пещера Симона Кананита, где установили иконы обоих просветителей Кавказа. После революции отстроенный храм был закрыт.

В 2011 году в результате церковного раскола, вновь переданный Абхазской Православной церкви храм оказался во власти раскольников.

В настоящее время в нём проводятся богослужения, но русским паломникам их посещение не рекомендовано.

Помолиться Святому просветителю Кавказа можно в других храмах, посвящённых его имени:

  • Храм в пос. Лоо (Сочи, Краснодарский край).
  • г. Кана (Израиль), церковь «Венчания» на месте, где стоял дом Симона Кананита.
  • церковь Св. Симона Кананита в память о погибших в грузино-абхазском конфликте (Тбилиси, лавра Самеба).
  • римско-католическая церковь Св. Симона Зелота в Сухуме.

Интересные факты из Википедии

Желая приобщиться к славе святого Симона Кананита, Западная Церковь излагает другие версии жизни и подвигов апостола.

Существует предание, что Св. Апостол Симон проповедовал в Бретани. Англоязычная Википедия упоминает древний город Гластонбери как место его подвигов и современный Линкольншир как место казни через распятие, осуществлённой местными язычниками. Несмотря на сомнительное происхождение этой легенды, в Англии почитают Апостола, одна из англиканских церквей Лондона посвящена его имени.

Обратите внимание

Областью проповеди Симона Кананита википедия Германии называет Эдессу и Вавилон (Ирак). В последнем он был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем. На католических иконах святой изображается с пилой, изображающей орудие его казни. Это обстоятельство породило традицию на Западе почитать Симона как покровителя пильщиков.

Немецкая Википедия упоминает базилику Св. Андрея Первозванного в Кёльне, где паломники могут видеть частицу мощей Св. Апостола Симона. Русская Православная Церковь придерживается мнения, что мощи апостола покоятся под спудом храма в Абхазии и никогда не были обретены.

Служба и молитвы апостолу Симону

Для домашней молитвы Св. Апостолу можно использовать следующие песнопения:

  • Акафист — продолжительное, торжественное песнопение, повествующее о жизненном пути святого на основе церковного Предания, где упоминается брак в Кане Галилейской и проповедь в Иверии. Автор акафиста называет Симона покровителем Пицунды и Нового Афона. (http://interactive-bible.narod.ru/index/0-38)
  • Молитва, где превращение воды в вино на браке сравнивается с обращением души от греха к благочестию, испрашиваются вечные блага в небесном царстве. Эту же молитву читают супруги, прося благословения Апостола на брачную жизнь.
  • Тропарь, составленный по образцу общего тропаря Св. Апостолам.

День памяти Симона Кананита совершается 23 мая и 13 июля по новому стилю.

Источник: https://pravoslavie.guru/bibliya/simon-kananit-apostol-kavkaza.html

Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита

Многое в Новом Афоне связано с именем Симона Кананита, одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Перед Рождеством особенно трогательно оказаться на святых местах, расслабиться, почувствовать благодать и умиротворение. В этой статье я покажу, как выглядит грот-келья Симона Кананита, расскажу, как подняться до пещеры и поделюсь интересными фактами об апостоле и святой земле Нового Афона.

Об апостоле Симоне Кананите

Перед поездкой обязательно почитайте житие Симона Кананита или дочитайте эту статью до конца, я постараюсь рассказать самое важное. Иначе апостола называют Симон Зилот — это имя встречается в евангелие от Луки. Симон — один из сыновей Иосифа, а значит, сводный брат Иисуса Христа.

Прозвище Кананит исследователи связывают с Канами Галилейскими, когда Иисус превращает воду в вино на свадьбе Симона, который от увиденного уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Служители церкви апостола называют покровителем супружества и семьи. Симон проповедовал в Иудее, Сирии, Ливии, Египте, Армении и Абхазии — об этом свидетельствуют народные предания.

Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды.

Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка.

К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду.

Насколько долго находился апостол в Анакопии неизвестно, но по преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство.

Но у Симона появились ненавистники — языческий царь Грузии Адеркий был против христианизации соседних народов, поэтому приказал убить апостола.

Важно

До сих пор доподлинно неизвестно, как был замучен Кананит, но существует две версии, опирающиеся на предания древних абхазов. По одной из них Симон был усечен мечом, по другой — распилен пилой.

Существует даже легенда о том, как апостола распяли на кресте.

Похоронен Симон недалеко от пещеры в Новом Афоне, ныне неподалеку находится искусственный водопад, а на мощах святого в  IX веке выстроен храм Симона Кананита из известняковых плит.

Несмотря на многочисленные гонения (арабскую и турецкую экспансию), абхазы сохранили свою веру в Христа и почитают святого Симона Кананита, проповедовавшего христианство вопреки гонениям. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался, сейчас в нем не проводятся службы.

Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.

Христиане чтят память апостола Симона Зилота (Кананита) 23 мая.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции.

Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья.  Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно).

Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь.

Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

Совет

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого.

Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов).

Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

Храм Симона Кананита

Является памятником VIII века, выполнен в византийском стиле. Ранее была главной абхазской христианской церковью до разрушения мусульманами. В настоящее время от величественного храма осталась только форма и несколько настенных изображений на фасаде.

Читайте также:  Что такое в россии помолвка и по каком сценарию она обычно проходит

В XIV веке церковь была украшена фресковой росписью, на стенах были изображены Симон Кананит, Андрей Первозванный и Успение Богоматери. Несколько веков храм разрушался во время мусульманской экспансии.

А уже после 1875 году Александр III издал указ о передачи церкви во владение Новоафонского монастыря, тогда монахи начали восстанавливать поврежденные участки строения, немного изменилась форма храма.

В настоящее время в храме ежегодно проводится литургия с крестным ходом 23 мая в день памяти апостола Кананита. В остальные дни попасть в церковь нельзя, так как она находится на реставрации.

Сонник Симона Кананита

В интернете вы можете встретить сонник Симона Кананита в онлайн-режиме, мне это показалось странным, учитывая, что об апостоле известно очень мало, в официальных источниках ничего не говорится о том, что Симон занимался интерпретацией снов (ему точно было не до этого).

 Создатели такого ресурса рассказывают, что послужил основой для создания сонника Кананита древнегреческий памятник литературы «Книга снов», который найден на Кавказе (где именно не уточняется).

И вот в 18 веке книгу перевели на русский язык и подарили Екатерине II (об этом тоже никакой официальной информации).

Но собственно непонятно, какое отношение к этой книге имеет Симон Кананит, да и вообще я так и не смогла ничего найти об этом древнем литературном памятнике. Так что на сайты, предлагающие почитать сонник Симона Кананита, можете даже не заходить. А вот приехать в Новый Афон и посетить памятные места апостола нужно обязательно!

Источник: http://writervall.ru/simon-kananit/

По святым местам Симона Кананита в Абхазии

Всем привет. В прошлой статье о Псырцхинском заповеднике в Абхазии я обещала рассказать вам о двух достопримечательностях на его территории. Эти достопримечательности – Келья (грот) Симона Кананита и След Симона Кананита (место его казни). Раз обещала – рассказываю.

Содержание статьи:

Перед тем, как начать рассказ о святынях, давайте сначала узнаем историю апостола Симона Кананита.

Симон Кананит был одним из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа. По некоторым данным, являлся сводным старшим братом Иисуса, сыном Иосифа от первого брака.
Во время Свадьбы Симона Иисус сотворил свое первое чудо — превратил воду в вино. Тогда тот уверовал в него и стал одним из ревностных его последователей.

Обратите внимание

Прозвание Кананит в переводе с арамейского означает «ревнитель». Второе прозвище Симона Кананита – Симон Зилот, что значит то же самое на греческом.

После распятия и вознесения Иисуса Христа на небеса, Симон Кананит также, как и остальные апостолы, начал путешествовать по миру, проповедуя веру в Господа.

Спусть 20 лет Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матвем добрались до территории нынешней Осетии и Абхазии.

В городе Себастополисе (Сухум) их пути разошлись, и Симон Кананит обосновался в пещере рядом с устьем горной реки. В пещеру он спускался по длинной веревке.

Симон Кананит жил и проповедовал учения Иисуса Христа. Благодаря его проповедям многие мстные жители, которые были на тот момент язычниками, а также придерживались каннибализма и приносили в жертву людей, начали принимать христианскую веру и просили апостола крестить их.

Но нашелся у апостола главный враг – грузинский царь Адеркий объявил охоту и гонения на апостола Симона Кананита и его последователей. Вскоре апостол был пойман, и после долгих истязаний принял мученическую смерть.

Во время прогулки по Псырцхинскому заповеднику первое Святое Место, которое нам встречается — Наскальный След Симона Кананита. Именно здесь по приданию он принял смерть. По приказу грузинского царя Адеркия Симон Кананит был живьём распилен пилой.

Рядом с Наскальным Следом Симона Кананита в реке Псырцха можно увидеть большое количество камней красного оттенка. По легенде, на эти камни попала несмываемая кровь Симона Кананита.

Важно

Продолжая путь вдоль устья реки Псырцха, придется преодолеть порядка 200 скользких каменных ступенек прежде чем мы доберемся до пещеры, в которой и жил Симон Кананит.

Апостол спускался вниз в пещеру через узкое отверстие при помощи веревки. Новоафонские монахи в конце XIX века обустроили Грот Симона Кананита: прорубили вход в пещеру, расчистили проход и выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.

На входе в Келью Симона Кананита вы сможете приобрести свечи, чтобы помолиться внутри. Внутри пещеры, как правило, кто-то дежурит, чтобы не допустить осквернения и вандализма. На стенах грота вы увидите изображения крестов, церковные надписи, иконы и лампады.

Грот Симона Кананита в Новом Афоне — Святое место для паломников не только из Абхазии, но и других уголков планеты.

Booking.com

По легенде, после мучительной казни тело Симона Кананита была захоронено его последователями, а на месте его захоронения в период расцвета Абхазского царства (IX-X века) был построен храм.

Храм Симона Кананита является ярким примером абхазского церковного зодчества, в котором хорошо просматривается влияние Византийской культуры. Хотя и нынешний облик храма сильно отличается от его первозданного вида.

Влияние греческого стиля прослеживается в надписях, фрагментах резьбы и средневековых фресок. После реконструкции большинство надписей было закрашено, и на сегодняшний день осталась лишь одна надпись над входом в храм, которая переводится как: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита»

За свою историю храм Симона Кананита не раз подвергался нападениям и разрушению. Так турки разрушили часть храма во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Александр III передал храм в ведение Новоафонского монастыря, и монахи начали восстановление и реставрацию. Храм был восстановлен к началу 1882 года.

Совет

После революции 1917 года храм не проводил службы, долгое время внутри располагалась библиотека. Работа храма возобновилась только в 1996 году, и на сегодняшний день храм принадлежит Абхазской Православной Церкви и является одним из старейших действующих храмов.

Храм Симона Кананита в Абхазии расположен в центре Нового Афона с правой стороны от Новоафонского водопада.

Источник: https://vabkhaziizhit.ru/goroda_abhazii/novui-afon/hram-simona-kananita.html

Житие святого Апостола Симона Зилота, Кананита

Этот преподобный святитель был одним из 12 апостолов, принявших учение Спасителя Иисуса Христа. Житие апостола Симона Зилота рассматривается с трех разных точек зрения. О его мученичестве писали ближневосточные летописцы, кавказские и английские исследователи.

Священное Писание утверждают, что апостол приходился сводным братом Божьего Сына. Прозвище Симона переводится с арамейского на русский как «ревнитель». Апостол Лука называл его в своих сочинениях по-гречески, — Зилотом, что означает то же самое.

История святого Апостола

В Священных Писаниях история этого ученика Мессии начинается с сюжета, повествующего о его свадьбе. Бракосочетание Симона знаменито тем, что Христос совершил на празднике свое первое чудо после Его Крещения и сорокадневного поста в пустыне.

  • Событие произошло в небольшом городе Кана, находящемся в восьми верстах от Назарета. Здесь же присутствовала и Дева Мария, а также ученики Спасителя. Новобрачные не имели большого достатка, и вскоре обнаружился недостаток в вине. Многочисленные гости нуждались в добром изобилии, чтобы прославить брачующихся.Икона Брак в Кане Галилейской
  • Сострадательная Богоматерь, не желающая снижать радостное настроение, решила поддержать Симону и его невесте. Она знала, что Мессия всегда помогает нуждающимся и готов исполнить благочестивую просьбу. Однако Христос, выслушав Деву Марию, сказал, что время для чудесного свершения еще не пришло.
  • Матерь Божья предупредила слуг, чтобы они с точность исполняли повеления Сына. Когда вино закончилось, Мессия наказал наполнить кувшины простой водой. Пришедшие удивились необыкновенному вкусу только что принесенного напитка. Они недоумевали, почему самое вкусное вино подали после того, как худшее закончилось, ведь традиция требует обратного. Вскоре всем стало известно о чуде, которое совершил Христос, желавший порадовать собравшихся и утвердить их в истинной вере во Всемогущество Отца.
  • Ни один ученик или гость не сомневался в мистических способностях Христа, они приняли Его как своего Мессию. Симон Кананит также последовал за спасителем, бросив жену, дом и прошлую жизнь. Иисус официально признал этого ревностного («Зилот») святителя одним из двенадцати апостолов.

Интересно! Так как среди учеников Спасителя уже был проповедник по имени Симон (Петр), то нового апостола прозвали Кананитом.

Это имя указывало на происхождение его из Каны, что в Галилее. Точное нахождение этого древнейшего города остается неизвестным. Некоторые исследователи полагают, что он располагался на том месте, где сегодня стоит израильская деревня Кафр-Кана. Этот населенный пункт известен своим большим монастырем, которые именуют Церковью венчания.

Проповедническая деятельность Кананита

После наступления Дня Святой Троицы (Пятидесятницы), Симон Зилот, следую завету Мессии, распространял христианское учение в некоторых уголках мира. В основном это были регионы Средиземноморья и близлежащие земли: израильская Иудея, африканские Египет и Ливия, а также Мавритания, располагающаяся на дальнем западе африканского континента.

Апостол Симон Зилот

Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию.

Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у Кавказа, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи.

В этот небольшой грот святитель Зилот спускался с помощью веревки.

Читайте еще об апостолах Христа:

Симон совершал множество чудес и ознаменовывал важнейшие события, привлекая людей на сторону христианства. В летописях описывается, как с помощью легкого прикосновения преподобный исцелял тяжелые недуги, читая молитву на древнем языке.

Существует три версии, которые рассказывают о его последних мученических днях.

  1. В англоязычном житии апостола упоминается, что он проповедовал на Британских островах. Однако ортодоксальные христиане подвергают это мнение большому скепсису, не объясняя свою точку зрения. Остается только предполагать, связано ли такое утверждение с удаленностью Великобритании или тем, что эти земли были заселены еретиками. Английские исследователи подтверждают, что Кананит читал Евангелие в публичных местах города Гластонбери, а был казнен безбожными язычниками в Кейсторе (Линкольншир).
  2. Вторая версия чрезвычайно распространена на Ближнем Востоке. Здешние летописи утверждают: в последние годы апостол Симон Зилот распространял христианское учение в древнем Вавилоне, который сегодня называется Ираком. Сюда Кананит пришел из Иерусалима через город Эдесса для того, чтобы публично читать Священное Писание. Вместе с Иудой Фаддеем его казнили в Вавилоне.
  3. Исключительно в пределах Российской империи распространена третья версия проповеднического пути святителя Кананита. Она повествует о том, что после чтения Евангелия в Эдессе, апостол Симон Зилот ушел в кавказские пределы и поселился в уединенном месте, где совершал служения и ежедневно молился Всевышнему. Абхазские проповеди святителя подавили языческие обычаи (принесение человеческих жертв) этой местности.

В настоящее время здесь функционирует Ново-Афонский храм, а рядом реставрируется пещера самого апостола Зилота. По этой версии святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного проповедника.

Интересно! Останки преподобного Симона находятся в нескольких областях. Некоторые части захоронены в разрушенном абхазском монастыре, построенном в честь святителя Кананита.

Паломники могут прикоснуться к его мощам в церковных комплексах Рима и германских обителях Кёльна, Госпара и Херсфельда.

О наличии останков (верхних конечностей) также говорят и священнослужители монастыря города Кобленц, что на западе Германии. Однако эта информация никак не подтверждена.

Абхазский монастырь в честь апостола Симона

Храм построили в IX столетии рядом с тем местом где, по одной из версий, ученики похоронили преподобного Кананита. Спустя два века, христианская вера окончательно утвердилась в Абхазии, которая процветала в религиозной набожности: государство обогатилось цветущими городами и благочестивыми монастырями, а близлежащие горные цепи укрепились замками и церквями.

Новоафонский мужской монастырь Святого Апостола Симона Кананита

  • Однако в конце XII столетия местность завоевали турецкие войска, абхазы сменили христианство на мусульманство. Монастырь апостола Симона подвергся разрушению, как и большинство подобных построек.
  • В XIX столетии древний храм восстановили насельники соседнего церковного комплекса. Эта деятельность стала возможной благодаря распоряжению императора Александра III, который передал братии права на эту территорию, а также разрешил ловить рыбу в реке Псырцха.
  • Восстановленная обитель являлась центральным местом религиозного просвещения юга Российской империи. В здешнем Пантелеймоновском соборе — культовом строении Абхазии — могли разместиться тысячи прихожан. Прекрасно расписанные стены сооружения демонстрировали истинное изящество русской иконописи.
  • Александр III подарил обители паровоз, электростанцию и музыкальные куранты, которые поместили на самой высокой колокольне. На территории обители действовало несколько заводов, вокруг были засеяны виноградники, картофельные поля, экзотические растения и т.д.
  • Чтобы пробраться в грот святителя Симона, братия прорубила удобный вход и пристроила лестницу из камня. На стенах пещеры мозаичным образом выложили лики Христа, Богородицы и самого апостола Зилота.
  • Внутренне убранство грота практически не претерпело изменений. Паломники, стремящиеся посетить это место, могут наблюдать вблизи источник с целебной водой и небольшой валун с отпечатками ног преподобного апостола.

Читайте о других православных монастырях:

Келья апостола Симона Кананита

Образ Зилота и почитание

Общей иконографии Симона не существует: чаще его изображают как старца, который держит в своих десницах книгу или свиток — обязательные атрибуты для апостолов.

Такие полотна символизируют деятельность проповедника и распространение христианского учения. На некоторых иконах святитель изображен с ручной пилой, напоминающей о мученической кончине преподобного старца.

Предание гласит, что именно от этого инструмента он принял собственную кончину.

День памяти апостола Кананита, которого многие почитают в качестве покровителя плодородия, приходится на 23 мая. В этот церковный праздник сажают лишь те растения, которые не требуют обработки. Традиция предостерегает от тревог и труда, верующим рекомендуется просто отдохнуть. После празднования сельскохозяйственные работы возобновляются с великой силой.

В церквях 23 мая поется продолжительный акафист, повествующий о бракосочетании в Кане и апостольской проповеди в Иверии. В молитве символично сравнивают превращение воды в вино с обращением православной души к истинному благочестию.

На заметку! Православная Церковь вспоминает святителя 23 мая, когда нельзя совершать никаких работ на земле, и 13 июля, в день совершения особенного праздника — Собора всех двенадцати апостолов. Избрание последних произошло после второй Пасхи, а их список дается в общих Евангелиях и Деяниях.

Читайте также:  Самые сильные молитвы господу, ангелу-хранителю и николаю чудотворцу на удачу в делах и работе

Став свидетелем чуда, которое сотворил Мессия, Симон Зилот отринул свою прошлую жизнь и пошел вслед за учителем, чтобы проповедовать истинную веру. Апостол совершил великое путешествие вдоль побережья Черного моря и приобщил к религии даже отъявленных безбожников.

Симон Кананит принял мученическую смерть за свои подвиги и обрел колоссальную славу среди православного населения.

Видео о святом апостоле Симоне (Зилот) Кананите

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-svyatogo-apostola-simona-zilota-kananita.html

Апостол Симон Кананит: где находится его пещера в Новом Афоне и какую молитву читать святому

Весьма интересной фигурой в христианстве и в православной традиции в частности является Симон Кананит – апостол, который проповедовал учение на территории нынешней Абхазии, а также, вполне возможно, в России и Иране. История этого человека весьма интересна, и об этом следует рассказать подробнее.

Первое чудо Христа

С наступлением тридцатилетия Христос начинает свою проповедь. Он странствует по территории Ближнего Востока, в частности по пространству, которое сейчас занимает Израиль, и творит разнообразные чудеса, передает собственное учение.

В Евангелии описано и первое чудо, сотворенное Спасителем публично.

Дева Мария была приглашена на бракосочетание в Кану Галилейскую, был там и Христос, который как раз достиг возраста проповеди.

Обратите внимание

В середине празднования вино кончилось, и Богородица попросила Христа как-то помочь новобрачным, в связи с чем Он сказал принести сосуды с водой, которые благословил. После этого распорядитель пира попробовал из этих сосудов и отметил высокое качество вина.

Таковым было первое чудо Христа – превращение воды в вино, а женихом на той церемонии выступал именно святой апостол Симон Кананит, который восхитился сотворенным чудом и уверовал во Христа. Он стал Его учеником и отправился с Ним странствовать.

Был ли Симон из Каны?

Как правило, Симону Кананиту предписывают и второе имя – Зилот, которое является в большей степени нарицательным, наподобие того как Иисуса могли, к примеру, называть Плотник или Павла называли Фарисеем, так как он относился к этому сословию.

На самом деле даже само слово кананит (на арамейском) также является синонимом слова зилот (на греческом).

Эти слова означают нечто наподобие фанатика или особо преданного ревнителя какой-либо веры, религии.

Поэтому до сих пор даже Википедия может включать в себя различные мнения о том, был ли святой апостол родом из Каны или получил свое имя, исходя из принадлежности к определенному классу людей.

Так или иначе, нужно кратко сказать о зилотах (также допустимая форма написания – зелотах), которые представляли собой нечто наподобие полутайного союза в Израиле времен Христа. Они:

  • стремились освободить землю от римской оккупации;
  • верили в приход нового времени и нового царства, когда уйдут правители-захватчики и Израиль станет свободным;
  • могли различаться по своему поведению: некоторые превращались в религиозных террористов, другие более акцентировались на духовном аспекте и работали, как бы сейчас сказали, в сфере пропаганды.

Как говорят некоторые исследователи, зилотом также был Иуда Искариот, а помимо этого, могли быть и другие апостолы. Этот факт не является удивительным, ведь такие люди были духовными искателями и также радеющими за освобождение своего народа. Понятное дело, этих людей непременно бы заинтересовал Христос хотя бы как проповедник.

Помимо этого, некоторые исследователи, которые изучали житие Иосифа Обручника (номинальный супруг Богородицы), говорят о возможном его отцовстве Симона и Иуды Фаддея, который тоже стал апостолом.

Речь идет о первом браке Иосифа, от которого у него было (согласно наиболее распространенной версии) шестеро детей. Таким образом, между апостолом Симоном Кананитом и Христом даже может прослеживаться некоторая родственная связь.

Проповедь святого апостола

Многие сведения о том, где проповедовали апостолы, собраны церковными историками спустя многие годы после самого служения апостолов. Поэтому некоторые данные могут различаться. Касательно того, где нес Благую Весть святой апостол Симон Кананит, чаще всего указывают:

  • Грузию,
  • Мавританию (или, возможно, Британию),
  • Иудею,
  • Египет,
  • Персию,
  • Ливию.

Эти сведения могут подвергаться сомнению, но известно о прибытии Симона и Андрея Первозванного в город Сухум. Они приехали туда после путешествия по странам Малой Азии. Симон начал свою проповедь в Себастополисе (современный Сухум), но там вызвал недовольство и уехал в Анакопию – город, который теперь называется Новым Афоном.

В храме апостола Симона Кананита

Таким образом, Зилот проповедовал в Абхазии предкам нынешних абхазцев – абазгам. Эти люди принимали христианское учение и не противились проповедям святого, хотя сами принадлежали к языческой вере.

Важно

Конечно, такое принятие связано и с особенностями самой проповеди, ведь по большей части апостол занимается служением и молитвами. До сих пор сохранилась пещера Симона, в которой он совершал свое молитвенное служение. Теперь туда есть возможность отправиться с паломничеством, грот располагается поблизости от Нового Афона.

Многого сумел достичь Симон Кананит за годы своего служения, благодаря его усилиям на территории современной Абхазии люди:

  • получали проповедь и лечение не только души, но и тела, он исцелял многих молитвой;
  • перестали совершать жестокие религиозные ритуалы, которые включали в себя в том числе и казни людей;
  • примкнули к христианскому учению и стали основой для современной православной церкви на этой территории.

По сути, Симон Кананит был горным отшельником, к которому приходили люди из ближайшего поселка, для того чтобы помолиться или получить лечение. Они снабжали его скромным провиантом и постепенно примыкали к христианству, отказываясь от языческих учений.

Интересным фактом является наличие сохранившихся преданий об апостоле, который обитал в пещере, в абхазских легендах. Народная память хранила многие века образ подвижника, который читал молитвы на другом языке и мог лечить людей произнесением особых слов и брызгами воды.

Тем не менее, не всем угоден был этот проповедник. Его искали, и в итоге римские легионеры узнали, где несет свое служение этот ученик Христа. Симона казнили там, где сейчас стоит Новый Афон у реки Псырцха.

Сведения о погребении тела святого передавали друг другу ученики апостола, и только к 9 веку эти сведения были обнародованы и в Абазгии (современная Абхазия) поставили храм Симона там, где были захоронены мощи. До сих пор здание стоит, как и город, они сохранялись удивительным образом на протяжении многих лет.

Согласно одной из версий (считается канонической в православии) Зилота казнили усекновением головы, а по другой – распиливанием пилой, поэтому на изображениях его часто пишут с пилой.

Паломничество к храму

Для того чтобы лучше узнать этого святого, лучше всего посетить храм Симона на территории Абхазии. Как говорят верующие, в пещере Зилота до сих пор сохраняется удивительная и воодушевляющая атмосфера.

Туда и сейчас приходят молиться, у многих в руках небольшая икона – такова традиция, приносить в пещеру святой образ Симона Кананита и оставлять там.

Многие паломники купаются в реке Псырцха, некоторые получают исцеление от своих недугов. Вода считается животворящей. Когда-то сам апостол считали молитвы и именно этой водой кропил предков современных абхазцев, и позволял людям исцеляться божьей милостью.

Если вы хотите приехать туда, то вполне интересным днем может быть 23 мая – день памяти. Совершается крестный ход, особые службы. В другие дни практически всегда есть возможность побывать в гроте, набрать воды в святом источнике.

Молитвы апостолу

Для веры не существует какой-либо пространственной привязки. Поэтому молитва святому может быть услышана, где бы вы ни были, главным требованием тут является искренность и устремленность души. Святой помогает:

  • отыскать «вторую половинку», согласно преданию он — покровитель супружеских отношений, которые укрепляет, создает и развивает;
  • обрести здоровье;
  • укрепиться в вере;
  • сохранить верность;
  • вразумить заблуждающихся.

Помимо этого его пример является вдохновляющим для многих подвижников, которые выбирают для себя монашеский путь или просто строгое соблюдение религиозных предписаний.

Молитва апостолу Симону Зилоту

Зилот на протяжении существенного времени совершал духовные подвиги в собственной пещере и при этом совершал миссионерское служение. Безусловно, такое возможно только при наличии крепкой веры и значительных личных усилий.

Русский проповедник

Многие считают особым проповедником для Руси Андрея Первозванного, который нес учение Христа на территории современного Крыма и был там, где сейчас стоит Киев.

Тем не менее, некоторые исследователи также называют первым «русским» апостолом именно Симона Зилота. 

Есть даже сведения о его погребении ни в Абхазии, а на территории современного Краснодарского края.

Если эти сведения сохранились до нынешних дней и передавались между поколениями, вероятно, для этого есть основания. Вполне возможно, многие просто помнили путешествующего проповедника, который бывал на южных просторах Руси.

Источник: https://religiya.guru/svyatye/gde-nahoditsya-peshhera-simona-kananita-i-komu-on-pokrovitelstvuet.html

Храм Симона Кананита

Для меня важным моментом в путешествии всегда является знакомство со святынями, почитаемыми в тех местах, где я бываю. Так лучше постигается душа народа, его культура и традиции.

Наверное, не буду оригинальна в том, что существуют такие святые места или храмы, которые не оставляют равнодушными не только приверженцев той конфессии, к которой они принадлежат, но и других людей, в том числе и атеистов.

Разве не замрёт сердце перед нежной красотой русской лебёдушки – храма Покрова на Нерли?

Совет

А строгий белокаменный храм Георгия Победоносца в Старой Ладоге? Этот шедевр древнерусской архитектуры, несмотря на простоту и строгость своих линий, оставляет очень сильное впечатление! В один ряд с ними по праву можно поставить и православный новоафонский храм в честь апостола Симона Кананита.

Симон Зилот (ревнитель) был одним из двенадцати Апостолов, тем учеником Христа, на свадьбе которого в Кане Галилейской Сын Божий сотворил первое чудо, претворив воду в вино.

Потому и именуется он также Кананитом.

Почему же на абхазской земле так почитаем этот святой? Дело в том, что по церковному преданию именно он нёс здесь свой миссионерский просветительский подвиг, живя в небольшой пещере в скале над рекой Псырцхой,

именно в этом краю он претерпел мученическую кончину, был распилен римскими язычниками. Жители села Псыртцха, глубоко почитавшие этого молитвенника и чудотворца, сами похоронили его(около 55 г. н. э.).

История храма

Храм Симона Кананита как раз и располагается над местом его захоронения. Вначале, в IV веке здесь появилась небольшая деревянная церковь, а затем, в X веке, во время процветания Абхазского царства у утверждения христианства, её заменил прекрасный бело-известняковый храм.

Это трехапсидная крестово-купольная композиция, где центральная апсида является пятигранной, а боковые выступы полукруглые. Данный храм по праву можно считать шедевром церковного зодчества Абхазии времён раннего Средневековья, архитектурной школы Кавказа, впитавшей в себя греческие (византийские) традиции.

Грозные события истории не раз оставляли свой разрушительный след и на стенах этого дивного памятника архитектуры. Так случилось и в XVII веке во время турецкого господства в Абхазии.

С грустью об этом замечал в 1840 году наш известный духовный писатель, путешественник А. Н. Муравьев.

А по воспоминаниям архимандрита Леонида (Кавелина) эта «заветная святыня Абхазии» к концу IXX века начинала походить «на живописную развалину».

Но вместе с началом создания Новоафонского монастыря в 1875 году эта жемчужина церковного зодчества была передана во владение молодой обители, и монахи немедленно приступили к её реставрации.

И вот, 10 мая 1882 г. восстановленный храм с новым прекрасным дубовым иконостасом был торжественно освящен. Начались церковные службы, возродилась молитва. К югу от храма теперь располагалось монастырское кладбище, где упокоились впоследствии также видные церковные деятели – епископ Сухумский Геннадий и архимандрит Иерон – настоятель новоафонского монастыря.

Обратите внимание

Новые тяжелые испытания обрушились на храм во время советской власти. Роспись стен была забелена, кладбище поругано и разрушено, внутри самого здания долгое время находилась библиотека дома отдыха «Водопад», а в конце восьмидесятых — еще и видеозал, что, по-видимому, и спасло его от окончательного разграбления.

Сегодня эта уникальная церковь вновь действует и юридически принадлежит Абхазской Православной Церкви.

К сожалению, полностью восстановить внутренние фрески не получилось. Но здесь чудом сохранились две надписи раннего средневековья, одна из них расположена над южными вратами вместе с изображением креста внутри начертанного круга.

23 мая в Новом Афоне особо отмечается день апостола Симона Кананита. В этот день служат литургию, проходит торжественный крестный ход. И тысячи верующих самой Абхазии, а также приезжие паломники участвуют в этих торжествах.

Симон Кананит по преданию – покровитель супружества.

В удивительном белом храме испрашивают счастья в семейной жизни, молятся о встрече с «суженым-ряженым» или «красой ненаглядной», чтобы создать прочную семью, о здоровье своих близких.

Нам посчастливилось несколько раз побывать в этой древней абхазской святыне. Вот стоишь перед алтарём и понимаешь, что здесь только с конца IXX века до революции побывали тысячи паломников из разных стран: и русские цари, и путешественники А. Н. Муравьев и француз Фредерик Дюбуа де Монперэ, и генерал А. Л.

Читайте также:  Икона святого пантелеймона целителя, как молиться, в чем помогает

Муравьев, и видные церковные иерархи, а со времён своего основания этот храм помнит горячие молитвы тех, чью память уже поглотили века И вот тогда ты внезапно всей душой ощущаешь радостную сопричастность истории, общей молитве, доверия этому удивительному святому, который и сегодня ходатайствует о нашем счастье.

И от всего этого ты делаешься немножечко светлее, немножечко чище душой,

и уже обновлённым выходишь из храма, с которым встретился в удивительной стране души – в Абхазии.

Можно ли попасть внутрь?

К сожалению, в настоящее время храм закрыт на реставрацию. При существующем с 2011 года церковном расколе в Абхазии он, тем не менее, принадлежит именно Абхазской православной церкви, а не раскольникам, прибравшим к рукам Новоафонский монастырь.

Будем надеяться, что все недоумения и разбирательства улягутся, а пока вы можете обойти этот чудесный храм, и позади, в наружную нишу в его стене в районе алтаря поставить свечу с просьбой к великому Святому Симону о его молитвенной помощи за вашу семью.

Как добраться до храма

Если вы отдыхаете в самой Абхазии или на российском черноморском побережье Кавказа, то добраться до Нового Афона очень просто.

В Сочи или в Адлере можно купить экскурсионный тур, включающий в себя посещение новоафонской пещеры, монастыря, грота Симона Кананита и его храма.

Если вы хотите посмотреть эти достопримечательности за один день и едете в Абхазию впервые, то очень советую этот самый простой и вполне интересный вариант. При пересечении границы вам понадобиться только ваш российский паспорт.

Важно

Если вы любите также, как я, вне экскурсионных рамок и людных компаний разведывать этот мир, то можно и самостоятельно посетить этот замечательный курортный городок. От Адлера до Нового Афона чуть более 90 км. На своём автомобиле от Адлера вы доезжаете до пограничного пункта у реки Псоу, а далее, после его прохождения, просто едете по Сухумскому шоссе,

обозревая по дороге прекрасные природные виды.

Если машины у вас нет, то доезжаете от Адлера до границы на автобусах 125 и 125С, а также маршрутках 100 и 125 до Казачьего рынка. Проходите границу (возникнут вопросы о местонахождении КПП, вспомните поговорку про «язык, который доведёт», обратитесь к кому-то из местных, любой человек вас сориентирует).

На абхазской стороне вас уже поджидает масса маршруток, частников и рейсовые автобусы. Я бы выбрала последнее – самое надёжное на абхазских дорогах.

Так как манера езды местного населения, по моему мнению, несколько холеричная, а с большим икарусом не поспоришь. Ну, и маршрутка (150 рублей) тоже вполне подойдёт. Частники же могут заломить весьма высокую цену (больше 1000), а о темпераменте местных водителей я только что намекнула.

Но если вы обожаете дорогой экстрим, то можно рискнуть. На ветровом стекле автобусов и маршруток всегда написано направление их следования, потому просто ищите табличку «Новый Афон».

Городок очень мал, и, выйдя в Новом Афоне на остановке «Площадь Боевой славы», вам останется лишь спросить, как дойти до храма, а также добраться до других новоафонских достопримечательностей,

которые непременно надо увидеть пытливому глазу настоящего путешественника!

Источник: http://travelask.ru/Abkhazia/stantsiya-novyy-afon/hram-simona-kananita

Жизнь и смерть Симона Кананита

Сегодня в Абхазии праздничный выходной, разделивший рабочую неделю на две половинки по два трудовых дня, – День Святого Апостола Симона Кананита.

Выходным в стране он стал более четырех лет назад, когда 30 апреля 2014-го абхазский парламент после доклада депутата Саида Харазия единодушно проголосовал за расширение перечня праздничных и памятных дат, в основном за счет православных праздников.

Впрочем, и до того, как 23 мая стало выходным, в этот день в постсоветское время из года в год в Новом Афоне проводились торжества при большом стечении народа, в частности, многочисленных паломников из России.

Из-за затянувшихся реставрационных работ храм Симона Кананита закрыт для посещения. Он построен на мощах Симона Кананита в IX веке, в период расцвета древней столицы Абхазии Анакопии. (Новый Афон).

Совет

Ежегодно в этот день председатель Церковного совета Абхазской православной церкви иерей Виссарион Аплиаа проводит праздничное богослужение у стен храма. Нынче в нем приняли участие президент Абхазии Рауль Хаджимба, вице-президент Виталий Габния и премьер-министр Геннадий Гагулия.

Не в первый раз приехал сюда в этот день и атаман Всевеликого войска Донского Николай Козицин.

Священная Митрополия Абхазии (СМА) проводит богослужение неподалеку, в верхнем соборном храме великомученика Пантелеймона Новоафонского монастыря. Наиболее посещаемым в этот день становится грот в ущелье реки Псырцха, где по преданию жил и молился апостол.

Симон Кананит стал, можно сказать, национальным абхазским святым и основателем одной из самых древних в мире христианских общин. В связи с сегодняшней датой во всех действующих православных приходах Абхазии прошли божественные литургии.

В православном мире Абхазия считается последним пристанищем апостола. Симон Кананит – один из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа – сын святого праведного Иосифа от первого брака и сводный (единокровный) брат самого Христа.

Статья «Симон Кананит – Апостол Кавказа» на российском интернет-ресурсе «Энциклопедия веры. Православие» начинается так: «В одном из потаенных уголков Абхазии, между двух горных туннелей, находится железнодорожная станция Псцырха, названная так по имени протекающей рядом реки.

Прямо от нее, вверх по течению, отходит тенистое ущелье. Длина его не более километра… Главным историческим объектом, ради которого сюда стремятся туристы и паломники, является грот Святого апостола Симона Кананита.

Тесная и глубокая ниша в скале стала отправной точкой, откуда учение Христа распространилось по всей Абхазии».

Обратите внимание

В Евангелиях, говорится в этой статье, его имя лишь упоминается в перечислении двенадцати учеников Христа, апостолов. Прозвище «Кананит» может означать, что он происходил из города Каны (Израиль, недалеко от г. Назарета), где Христос совершил два чуда – превращение воды в вино на свадьбе и исцеление сына царедворца. В Св.

Писании упоминается и другое прозвище апостола – Зелот. Зелотами называли иудеев, посвятивших себя борьбе с римским владычеством. Эти люди дерзали публично выступать против властей, устраивали восстания и сбивали с городских зданий и стен храма римских «орлов». Желая направить рвение Симона на путь христианской проповеди, Христос призвал его в число ближайших учеников.

Скудость евангельских сведений об апостолах дополняет церковное Предание – собрание древних устных и письменных источников, признанных Церковью истинными. Оно сообщает, что Кананит был одним из сыновей Иосифа, «названного» отца Иисуса Христа. Поначалу Симон противился сводному брату, огорчившись решением Иосифа поровну разделить между ними наследство.

Прошло много лет, прежде чем в его настроениях произошла перемена.

Именно на свадьбе сводного брата в Кане Галилейской Христос, когда на ней закончилось вино, превратил в него воду, что окончательно утвердило будущего апостола в вере.

После смерти и Воскресения Христа его ученики собрались, чтобы бросить жребий, кому в какие края отправляться на проповедь. Симону и Андрею выпала земля Кавказа.

«Сначала, – говорится в названной статье, – они остановились в г. Севасте (Сухум), где их проповедь была принята с благодарностью, так как жители портового города находились под культурным влиянием греков и римлян.

Андрей вскоре отправился далее на север, путешествуя с проповедью в скифских степях до Крыма, Симон же остался в уютной долине близ города Трахеи (Анакопия, нынешний Новый Афон), поселившись в уединенном гроте, чтобы иметь возможность молиться перед каждым путешествием.

Проповедь Христа среди язычников в те времена была опасным предприятием, тем более что некоторые племена сохраняли обычаи человеческих жертвоприношений, были крайне воинственны и отказывались слушать другие учения. Предполагается, что одно из «людоедских» племен обитало в окрестностях нынешнего Нового Афона.

Согласно местному преданию, апостол Симон Кананит был убит по настоянию языческих вождей там, где и жил, – на берегу Псцырхи. И сегодня местные жители указывают на камни с красными пятнами в русле реки. Это запечатлелась кровь Святого, напоминая о жестоких временах безверия».

Прочитав такое, я был шокирован. Вообще-то в середине первого века нашей эры в крепости города Себастополис (на месте древнегреческой Диоскуриады) стоял римский гарнизон, а тогдашние римские власти жестоко преследовали первых христиан.

Важно

В документальном фильме Сергея Язвинского «История христианства в Абхазии», который обсуждался в марте 2016 года в центре им. Юрия Воронова в Сухуме (я рассказывал тогда об этом на «Эхе Кавказа»), излагается совсем другая версия убийства апостола.

А именно: проповедуя в Себастополисе, Симон Кананит вызвал негодование начальника римского гарнизона и укрылся от преследований римлян в пещерном гроте в Анакопии, начал крестить там абасгов – предков современных абхазов – и принял затем мученическую смерть от римских легионеров… Такая версия со стороны абхазских историков, собравшихся на просмотр фильма, возражений не вызвала… Ну, а главное, конечно, – информация о «людоедском племени», обитавшем в окрестностях нынешнего Нового Афона две тысячи лет назад. Откуда она взялась в головах у безымянных авторов статьи?

Хотя версия, что апостола предали смерти жившие в окрестностях грота язычники-абасги, всегда была достаточно распространена. При этом во времена воинствующего атеизма в СССР данное деяние, надо полагать, трактовалось как нечто прогрессивное, чуть ли не как борьба с «опиумом для народа».

И неудивительно, что известный советский писатель Георгий Гулиа в начале 60-х в новелле «Смерть святого Симона Кананита» изображал апостола довольно насмешливо (абазгские старейшины уличили его, в частности, в незнании даже имен древнегреческих философов) и принявшим смерть «на берегу веселой горной речки» от абазгов.

За истекшие после этого полвека отношение к религии вообще и к Симону Кананиту в частности на постсоветском пространстве кардинально изменилось. Поэтому подобная трактовка обстоятельств смерти апостола крайне непопулярна в Абхазии,

После моей публикации позапрошлого года на «Эхе Кавказа» «Так кто же убил Симона Кананита?», где излагалась версия Язвинского, вспоминалась новелла Г. Гулиа и т.д., одни знакомый, что называется, «прикопался»: «А ты сам как думаешь: кто убил?».

Меня сперва такая постановка вопроса насмешила: «Перечитай мою публикацию. Там же сказано, что это уже невозможно установить, как и виновников многих других убийств прошлых веков. Что я могу «думать»? Я не знаю!»).

Но потом, по размышлении, понял, что этот собеседник, как и многие другие люди, явно путал понятия «как думаешь?» и «как бы тебе хотелось, чтоб было?».

Совет

И это совсем не удивительно, ибо сплошь и рядом мы видим вокруг себя, как люди, не имея в распоряжении никаких доказательств, начинают тем не менее с пеной у рта излагать ту версию, которая им просто наиболее выгодна.

В данном случае мне, конечно, не хотелось бы, чтоб убийцами Симона были абазги. Но это нежелание основано не на каких-то религиозных чувствах, а просто на том, что убийство в мирное время, не на поле брани и не в целях самозащиты, а тем более лишь за то, человек излагает отличные от твоих взгляды, это всегда отвратительно.

Из статьи «Симон Кананит – Апостол Кавказа» я узнал следующее. «Желая приобщиться к славе святого Симона Кананита, Западная Церковь излагает другие версии жизни и подвигов апостола. Существует предание, что Св. Апостол Симон проповедовал в Бретани.

Англоязычная Википедия упоминает древний город Гластонбери как место его подвигов и современный Линкольншир как место казни через распятие, осуществленной местными язычниками. Несмотря на сомнительное происхождение этой легенды, в Англии почитают апостола, одна из англиканских церквей Лондона посвящена его имени.

Областью проповеди Симона Кананита Википедия Германии называет Эдессу и Вавилон (Ирак). В последнем он был казнен вместе с апостолом Иудой Фаддеем. На католических иконах святой изображается с пилой, изображающей орудие его казни. Это обстоятельство породило традицию на Западе почитать Симона как покровителя пильщиков.

Русская православная церковь придерживается мнения, что мощи апостола покоятся под спудом храма в Абхазии и никогда не были обретены».

В последние десятилетия в мире появилось много художественных фильмов, снятых по библейским мотивам. В этой связи пришло в голову: насколько динамичной, похожей чуть ли не на боевик была бы лента про единокровного брата Христа – Симона Кананита.

Но, с другой стороны, учитывая, сколько различных версий существует о его жизни и смерти, можно не сомневаться, что любой вариант вызвал бы возражения.

Обратите внимание

Не говоря уже у том, что с точки зрения атеистов часть вина на его свадьбу просто кто-то подвез с опозданием.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Источник: https://www.ekhokavkaza.com/a/29245851.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector