Духовные наставления и житие Амвросия Оптинского
На российской земле появлялось много святых — они становились учителями веры и примерами благочестия для современников, последующих поколений. Великий духовник, живший в XIX в., родился в Тамбовской губернии в 1812 г.
Родители, Михаил и Марфа Гренковы, нарекли сына Александром, в честь святого князя А. Невского. Но больше он известен как преподобный Амвросий Оптинский. Прославился своими духовными наставлениями, наполненными юмором и глубоким смыслом.
Молитвенной защиты у праведного старца просят сегодня тысячи верующих, получая в ответ исцеление от физических и духовных недугов.
Краткая биография святого
В семье Гренковых дед был священником, отец — пономарем. Глава семьи рано умер, поэтому Саша с братьями и сестрами (было еще семеро детей) проживал у дедушки. В 12 лет мальчика отдали в Тамбовское духовное училище. Успешно закончив его, он был отправлен в Семинарию.
Александр обладал живым нравом, остроумием, за что его любили товарищи. Будущее энергичного и талантливого юноши представлялось довольно радужным. Получил прекрасное образование, мог рассчитывать на хорошую должность.
Но Господь распорядился по-другому. Как говорил святитель Филарет, Бог избирает будущих своих слуг от материнской утробы, но призывает в определенное время.
Случается, что люди не сразу подчиняются Его воле, но рано или поздно все равно следуют туда, куда велит Создатель.
Подобная история есть и в житии Амвросия Оптинского. Перед окончанием семинарии юноша тяжело захворал — здоровье часто подводило его и в дальнейшем. Он пообещал Господу, что если поправится, уйдет в монастырь. И выздоровел.
Однако, обет свой исполнять не торопился. Молодому человеку было тяжело отказаться от мирского. Устроился педагогом к богатому помещику, получал хорошее жалование. Затем поступил в Духовное училище г.
Липецка — преподавал греческий язык.
Однако, высшее призвание напоминало о себе. Вместе с другом Алексей поехал в паломническое путешествие: побывал в келье у старца Иллариона, насельника Троице-Сергиевой лавры. Именно этот благочестивый духовник посоветовал юноше идти в Оптину пустынь. Встреча оказала большое влияние на дальнейшую судьбу молодого человека.
Сразу после завершения поездки он тайно бежал в обитель. Вероятно, опасался, что поддастся на уговоры родни и друзей, побоялся не исполнить данный Богу обет. Так осенью 1839 г. в Оптиной появился новый послушник. Поначалу жил в гостинице, вскоре перешел в обитель. Служил чтецом у знаменитого старца Льва, нес послушание на монастырской кухне, в пекарне. Помогал также преподобному Макарию.
Основные вехи духовного пути:
- Ноябрь 1842 г. — пострижение в мантию с именем Амвросий.
- Декабрь 1845 г. — рукоположение в священника (иерея).
- 1846 г. — принятие схимы.
Господь забрал к себе старца 23 октября 1891 г. — сегодня это официальный день памяти преподобного. Святые мощи Амвросия Оптинского были обретены летом 1998 г.
Состояние здоровья
Высоко ценили смиренного монаха в обители — сделали помощником старца Макария в духовном послушании. Однако, здоровье инока сильно пошатнулось. Настолько, что опасались внезапной кончины. Поэтому батюшку благословили на принятие великой схимы — обычно в нее постригают перед смертью. Нового схимника вывели за штат и оставили без послушаний на иждивении монастыря.
Господь проявил милость, и преподобному понемногу стало лучше. После кончины св. Макария на него легло послушание старчества. Болезни полностью не оставили праведника — приступы гастрита, нервные болезни, простуда постоянно давали знать о себе. Усугубил положение вывих руки. С 1862 г. старец перестал посещать богослужения в храме, почти не выходил из своей кельи.
В 1862 г. открылось геморроидальное кровотечение, положение было очень тяжелое. Братия привезла чудотворную икону Царицы Небесной «Калужскую». Возле постели больного отслужили молебен.
Старцу стало легче, но болезнь периодически возвращалась. К своим недугам относился с большим терпением. Считал, что каждому требуется очищение от грехов, помимо покаяния.
Поэтому скорби он принимал как милость, благодаря которой духовно возрастал.
Служение праведника
Амвросий Оптинский не удостоился церковных должностей, много лет был просто иеромонахом. При обители также не сделал карьеру игумена или архимандрита, принял смерть в сане иеросхимонаха. Но народ его очень любил, потому что он ценил не звания, а добрую душу. Простые люди всегда могли прийти в келью преподобного за советом, никто не получал отказа.
Для любого посетителя имелось у старца нужное слово — и для простой крестьянки, которая ухаживает за барской птицей, и для образованных господ, приехавших из больших городов. Жил монах по такому расписанию:
- Подъем — в 4 ч. утра. Начиналось монашеское правило (у иноков оно другое, чем у мирян) совместно с келейниками.
- Молитва в уединении.
- Прием насельников монастыря начинался в 9 утра, затем следовали приезжие.
- Вечерние молитвы читались довольно поздно — уже в 11 вечера. Только к полуночи преподобный оставался наедине со своими мыслями, мог недолго отдохнуть.
Подобным образом святой прожил три десятилетия. Не чуждался преподобный принимать женщин. До этого такие беседы в обители не проводились. Но Амвросий Оптинский никому не отказывал, в 1884 г. даже основал женский монастырь в с. Шамордино, что недалеко от обители.
Чудеса и святые места преподобного
В основе монашеской жизни лежит молитвенное служение Богу и людям. Оно незаметно окружающим, но плоды иноческого труда проявляются в виде особых духовных даров, которые имел Амвросий Оптинский.
В чем помогает молитва преподобному, нельзя сказать однозначно, ведь каждое чудо дается по вере конкретного человека. Но известно о многих случаях исцелений. Лечил недуги иногда простым прикосновением, благословлял пить травяные сборы. Но главное, обучал людей молитве, общению с Богом:
- Вылечил женщину, страдавшую язвой желудка, после чего хирургическое вмешательство стало ненужным.
- Помогал крестьянам преодолеть тягу к алкоголю, курению.
- Исцелил на расстоянии подростка, который мучился воспалением ушей и горла.
- По молитвам святого бесплодные женщины рожали здоровых детишек.
Последний час праведник встретил в основанной им Казанской пустыни, где находили приют бедные женщины, которым некуда было податься. После кончины тело перенесли в Оптину.
Мощи издавали приятное медовое благоухание, во время похорон шел дождь, но свечи, стоящие возле гроба, не погасли.
На похороны пришло очень много людей, погребли останки около храма — так принято в монастырях.
На могилке также стали происходить чудеса, свидетельства о которых хранятся в летописи обители.
Церковная память иеросхимонаха совершается трижды в году: 10 июля (обретение мощей), 23 (день кончины) и 24 октября (собор старцев Оптинских).
Мощи ныне покоятся во Введенском Соборе монастырской пустыни, в приделе, который освящен во имя преподобного. Есть храмы имени святого в Санкт-Петербургской, Кировской, Тверской епархиях.
Скит преподобного Амвросия Оптинского в Белоруссии стал еще одним святым местом, которое связано со старцем. Находится он в Гродненской области, с. Русаково. Основан по благословению архиепископа Гурия в 2005 г.
Начинать приходилось с нуля. Сегодня в скиту есть храм, гостиница для паломниц. Насельницы ведут хозяйство, работают на огороде, выращивают травы. Они изготавливают лекарственные сборы и мази.
Скит поддерживает дружеские связи с Оптиной пустынью.
Обращение к иконе
Необязательно совершать паломничество, чтобы помолиться Амвросию Оптинскому. Икону можно поставить дома. Святой услышит обращение независимо от того, где находится верующий.
На иконе изображают старца, убеленного сединами, в монашеских одеяниях. Как правило, лик бывает весьма похож на прижизненные фотографии и портреты праведника. В руках у монаха — четки, что символизирует обретение молитвенного дара.
Говорят, что мир еще стоит только благодаря службам, которые совершают в обителях.
Обращаться к праведникам принято после прочтения молитв к Господу и Божией Матери. Читают акафисты, совершают молебны. Разрешено молиться своими словами, поверяя духовные и житейские проблемы. Важна искренность, вера в то, что помощь будет оказана.
Духовные наставления святого
Хотя преподобный был хорошо образован и обладал острым умом, говорил с духовными чадами очень просто. Его поучения известны краткостью, меткостью, юмором. Они легко запоминаются, служат верующим руководством во многих житейских ситуациях. Часто приходящие спрашивали о том, как нужно жить. Батюшка отвечал с долей иронии: «Жить — не тужить».
Если вдуматься, то здесь не просто шутка, а указание на то, чтобы человек избегал лени и уныния. Последнее старец считал опасным как для души, так и для тела. Унылый человек ничего не хочет делать — не молится, не ходит в храм, работает спустя рукава. Так христианин поддается дьявольским наветам и начинает скатываться в бездну грехов.
Наказывал никого не осуждать и никому не досаждать. Ведь для многих подобное поведение привычно. А схимник призывал воспитывать в душе смирение, считать себя последним из людей. По его словам так жить намного проще. Только взращивая в сердце смирение, можно стяжать добродетели, необходимые для спасения.
Полезны наставления схимника в любой ситуации. Они вне времени, потому что человеческая натура остается неизменной. Гордыня и страсти властвуют над людьми, заставляя их совершать грешные поступки. Мудрый старец сумел подыскать такие слова, что самые сложные духовные истины становятся понятны каждому.
Проповедник Амвросий Оптинский
Источник: https://molitva.guru/zhitiya-svyatyh/duhovnye-nastavleniya-i-zhitie-amvrosiya-optinskogo.html
Житие оптинского старца Амвросия Агапит (Беловидов), схиархимандрит 978-5-86594-224-5
Аагапит (Беловидов), схиархимандрит, составитель житий.
Схиархимандрит Агапит (Андрей Иванович Беловидов) родился в 1842 году в семье священнослужителя.
После окончания Тамбовской Духовной Семинарии в 1865 году он поступил в Оптину пустынь и еще послушником был привлечен преподобным Макарием к переводу святоотеческих творений.
В скиту послушник Андрей стал письмоводителем и учеником преподобного Амвросия, исполнял клиросное послушание, канонаршил в Предтеченском храме.
В 1872 году он был пострижен в мантию, а в 1876 году — рукоположен в иеромонаха. Отец Агапит был назначен настоятелем Покровского Доброго монастыря, затем Мещевского Георгиевского монастыря. В 1890 году возведен в сан игумена, а в 1896 году — в сан архимандрита. В 1897 году архимандрит Агапит по состоянию здоровья ушел на покой в Оптинский Иоанно-Предтеченский скит.
Основным его занятием в скиту стали духовно-литературные труды. Однажды отец Агапит пришел к преподобному Амвросию спросить совета: взяться ли ему за составление жизнеописания старца Илариона Троекуровского, о чем просили его монахини, или нет? Старец отец Амвросий на это с ласковой улыбкой ответил: «Возьмись, возьмись, да и поучись, как надо будет писать жизнеописание-то!».
А сам все улыбался и улыбался… «Точно он предвидел, что приведет Господь мне писать его жизнеописание»,— вспоминал потом отец Агапит. Духовным окормлением отца Агапита пользовались все последние старцы «старой» Оптины: преподобные Варсонофий, Анатолий младший, Нектарий и Никон.
При этом, будучи современником и учеником преподобного Амвросия, архимандрит Агапит стал как бы связующим звеном между поколениями обители.
Когда в 1912 году преподобного Варсонофия перевели в Старо-Голутвин монастырь, старшая братия хотела выбрать отца Агапита братским духовником, но тот наотрез отказался.
По свидетельству преподобного Нектария, архимандрит Агапит, прозревая грядущие страшные события и будущее разорение обители, решил, что не в силах будет перенести столь тяжкой скорби.
Пять лет спустя отец Агапит предсказывал и закрытие Шамординского женского монастыря монахини Амвросии (Оберучевой). Отец Агапит был старцем высоко духовной жизни, сильным молитвенником, обладал даром прозорливости.
«Архимандрит Агапит — одна из таинственных фигур истории Оптиной,— писала Н. А. Павлович.— Он был исключительно образован (в мирском смысле) и вместе духовно одарен». О случаях прозорливости отца Агапита и о силе его молитвы сохранились свидетельства знавших его лиц.
В 1907 году из-за болезни ног архимандрит Агапит выбыл из скита и перешел в монастырскую больницу, куда к нему продолжали приходить за окормлением и советами братия монастыря и его духовные чада. Когда именно он принял схиму — осталось неизвестным; скорее всего, это произошло незадолго до кончины.
Под конец жизни отец Агапит временами стал впадать в легкое слабоумие, хотя в просветы сохранял прозорливость и духовную высоту. Преподобный Нектарий Оптинский говорил, что это было попущено ему за уклонение от общественного служения (отец Агапит, кроме старчества, отказывался и от предлагаемого ему архиерейства).
Схиархимандрит Агапит скончался 23 февраля /8 марта 1922 года и был погребен за алтарем Введенского собора монастыря.
Книги схиархимандрита Агапита:
Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия
Житие молдавского старца Паисия Величковского
Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария
Жизнеописание старца Илариона Троекуровского
Источник: https://zyorna.ru/catalog/item/zhitie-optinskogo-starca-amvrosiya-70215
Святой Амвросий Оптинский
Старец Амвросий Оптинский — один из самых почитаемых на Руси святых. Казалось, его жизнь была сплошным страданием — он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же — благодарить Бога и любить ближних.
Он утешал скорбящих, исцелял больных. О глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке — за что его и полюбил народ. За свою жизнь Амвросий Оптинский стал одним из самых почитаемых в народе старцев, а после смерти — святым.
Когда жил святой Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году — в возрасте 78 лет.
XIX век — какое это было для российского общества время? Возможно, чем-то оно напоминало нынешнее. Западное влияние, влияние времени в целом — и общество, некогда более или менее цельное по взглядам и убеждениям, оказывалось все более разобщено.
У интеллигенции, которая считала себя передовой частью общества, появлялись и укреплялись новые разнообразные течения. Марксисты, славянофилы, западники.
Кругом искания, упоение творчеством, и всё — большей частью — отодвигающее Церковную жизнь на задний план.
В результате многие видные люди общества и культуры (писатели, музыканты, художники) могли ничего не знать про чудесных старцев и святых, которые в то же самое время жили и собирали тысячи паломников вокруг себя. Серафим Саровский, Макарий, Лев и Амвросий Оптинские. Почти как сейчас…
Но в стране продолжалась живая Церковная жизнь. Простой люд, сельские жители, жители деревни (и многие горожане) и не думали забывать Бога. И пока интеллигенция была в исканиях, большая часть народа последний свой оплот по-прежнему находила во Христе, советах священников и старцев. Например, тех, что жили в Оптиной пустыни — одном из оплотов старчества на Руси.
Старец Амвросий Оптинский: кратко житие
Конкретных фактов о жизни Амвросия Оптинского сохранилось немного. Известно, что он родился или в 1812, или в 1814 году. Известно, что он много болел. Известно, что болел он, по сути, всю свою жизнь, страдая от самых разных недугов.
Житие Амвросия Оптинского рассказывает, что впервые он серьезно заболел в 23 года и тогда пообещал в случае выздоровления уйти в монастырь. Обещание не сдержал, устроился работать преподавателем в какой-то богатый дом, так бы, может, и работал дальше, но заболел снова. И только после этого выполнил данный когда-то обет — стал иноком.
Кто такой монах и почему люди уходят в монастырь
Одна из сторон духовного пути старца Амвросия — это путь болезней. Он продолжал болеть почти всю свою жизнь. У него то усиливался гастрит, то открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка. Это лишь часть его болезней. Иногда он был на грани жизни и смерти.
Преподобный Амровсий Оптинский часто и тяжело болел.
К концу жизни физическое здоровье святого стало таким слабым, что он не мог уже ни ходить на службу, ни выходить из своей кельи.
Но преподобный Амровсий Оптинский не только не скорбел о своих болезнях, но и считал их необходимыми для своего духовного укрепления. (В принципе, уже тогда, в XIX веке, укоренилась мысль о том, что наступило время, когда только болезнями человек и может спастись — настолько все устроение общества в самих его основополагающих принципах стало далеко от Церкви.)
Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, — учеником преподобных Льва и Макария, и в результате стал самым известным и прославленным из всех.
В житии говорится, что преподобный Макарий, послушником у которого с самого начала был Амвросий, быстро понял, что перед ним будущий великий монах, и видел в нем своего «преемника». Так оно и случилось. Труд старчества святой Амвросий взял на себя в 1860 году — после смерти преподобного Макария, и — не оставлял его почти до самого последнего издыхания.
Чудеса преподобного Амвросия Оптинского
Паломники к преподобному Амвросию стекались со всей страны. Одним нужно было наставление, другим утешение, иные жаловались на болезнь. И старец Амвросий — одним давал совет, других утешал, а иных — мог исцелить.
Молва об Амвросии Оптинском распространилась очень быстро. И простые крестьяне, и люди из интеллигенции говорили о старце, как об удивительно простом и светлом монахе, который излучает Любовь и мир.
У его была своя «особенность» — манера изъясняться. Его слова по форме были просты, если не сказать простонародны. А от того — легко понятны любому: и горожанину, и писателю, и сапожнику, и портному.
Он говорил:
«Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».
или:
«Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».
или:
«Жить — не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение».
Людей поражало, как он умел так просто говорить о сложных, казалось бы, вещах из духовной жизни.
«Я эту простототу у Бога всю жизнь вымаливал», отвечал преподобный Амвросий.
Или:
«Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного».
Или:
«Где нет простоты, там одна пустота».
Амвросий оптинский Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — один из самых известных классиков русской литературы — был при жизни отлучен от Церкви. Случай из ряда вон выходящий, но был вызван не только и не столько взглядами самого писателя (в своих искания он фактически пошел по пути протестантизма), сколько его известностью и популярностью.
Свои размышления о духовной жизни, о Церкви и отрицание многих ее догматов и традиций — он либо перекладывал на страницы книг, которые читали тысячи, либо в любом случае увлекал за собой множество людей. «Великий Толстой, его философия — это же интересно!»
Лев Толстой.
Известно, что Лев Толстой трижды был в Оптине, а также встречался со старцем Амвросием Оптинским. Тот пытался образумить писателя. Известно также, что у святого о Толстом остались очень нехорошие впечатления. Он назвал его «воплощением гордыни».
Лев Толстой тоже — как будто бы восхитился красотой Оптины и духовной силе преподобного. Но с другой стороны, сохранились строки — в которых писатель отзывается о старце весьма высокомерно.
Известно, что прямо перед смертью Лев Толстой приезжал в Оптину (Амвросий Оптинский к тому времени уже умер), но не решился переступить порог обители — боясь, наверное, что не будет никем там принят.
Амвросий Оптинский: в чем помогает
Мы писали о блаженной Ксении Петербургской, и о святителе Спиридоне Тримифунтском. Мы не только рассказывали про жизнь этих замечательных святых, но и пытались объясниить, что никакой святой не помогает в чем-то одном.
С одной стороны, принято считать, что Спиридон Тримифунтский слышит молитвы тех, кто не может решить вопросы с жильем, а Ксения Петербургская — тех, кто не может устроить личную жизнь. А Николай Чудотворец, допустим, «помогает устроиться человеку в работе».
Но истина в том, что святые слышат любые молитвы, и помогают в любых вещах. Говорить о том, что Амвросий Оптинский помогает избавиться от курения — это значит бесконечно умалить и величие самого святого, и величие той части Церковной жизни, как помощь святых нам: через расстояния и через время.
Поэтому на вопрос «В чем помогает Амвросий Оптинский», нужно отвечать — «во всем». Во всем помогает сейчас, и во всем помогал тогда, при жизни. Больным — обрести выздоровление или крепость. Здоровым физически — обрести и здоровье духовное.
Мощи Амвросия Оптинского: где находятся
Мощи преподобного хранятся сейчас в Оптиной Пустыни (Калужская область) — во Введенском соборе.
Официальный сайт монастыря
День Амвросия Оптинского
Православная Церковь трижды в году празднует память преподобного Амвросия Оптинского.
- 23 октября — это день смерти святого
- 24 октября — это день памяти всех Оптинских святых
- 10 июля — в этот день были обретены мощи старца Амвросия
Кроме того, к преподобному Амвросию напрямую относятся еще два празднования:
- 10 августа — день памяти Тамбовских святых
- 23 сентября — день памяти Липецких святых
Икона преподобного Амвросия Оптинского
Преподобный отче Амвросие, моли Бога о нас!
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
И еще в Фейсбуке!
Присоединяйтесь!
Источник: http://uznavay.pro/svyatoy-amvrosiy-optinskiy/
Ольга Глаголева. Преподобный Амвросий Оптинский / Православие.Ru
В истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы «верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября.
Преподобный Амвросий ОптинскийБудущий великий оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился 4 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова и его жены Марфы Николаевны.
В 12 лет Сашу (так его звали) отдали в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Через шесть лет учеба была успешно окончена, но Александр не стал поступать в духовную академию. Не стал он и священником.
Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.
В 27-летнем возрасте, мучаясь укорами совести о невыполненном им обете, данном Богу в последнем классе семинарии — постричься в монахи, если выздоровеет от тяжелой болезни, — Александр Михайлович тайно, даже не спросив разрешения епархиального начальства, бежит в Оптину Пустынь, бывшую тогда «огненным столпом во мраке окружающей ночи, который привлекал к себе всех мало-мальских ищущих света».
По преданию, эту обитель, находившуюся в трех верстах от города Козельска, и окруженную с трех сторон непроходимыми девственными лесами, а с четвертой — речкой Жиздрой, основал раскаявшийся разбойник по имени Опта, сподвижник атамана Кудеяра.
В основу жизни обители было положено неукоснительное соблюдение трех правил: строгая иноческая жизнь, сохранение нищеты и стремление всегда и во всем проводить правду, при полном отсутствии какого-либо лицеприятия. Насельники были великими подвижниками и молитвенниками за православную Русь.
Александр Михайлович застал при жизни, можно сказать, самый цвет ее монашества, таких столпов, как игумен Моисей, старцы Лев и Макарий.
В апреле 1840 года, практически через год после прибытия, Александр Михайлович Гренков принял монашество. Он активно включился в будничную жизнь обители: варил дрожжи, пек булки, целый год был помощником повара. Через два года он был пострижен в мантию и наречен Амвросием. Через пять лет жизни в Оптиной Пустыни, в 1845 году, 33-летний Амвросий стал уже иеромонахом.
Здоровье его в эти годы сильно пошатнулось, и в 1846 году он был вынужден выйти за штат, будучи неспособным к выполнению послушаний, и стал числиться на иждивении обители.
Вскоре состояние его здоровья стало угрожающим, ждали конца, и по древнерусскому обычаю отец Амвросий был пострижен в схиму. Но неисповедимы пути Господни: через два года неожиданно для многих больной стал поправляться.
Как говорил впоследствии он сам: «В монастыре болеющие скоро не умирают, пока болезнь не принесет им настоящую пользу».
Не только телесными немощами воспитывал Господь в эти годы дух будущего великого старца. Особенно важным для него было общение со старцами Львом и Макарием, которые, провидя в Амвросии избранный сосуд Божий, говорили про него не иначе как: «Амвросий будет великий человек».
Прислушиваясь к мудрым наставлениям старца Льва, он в то же время очень привязался к старцу Макарию, часто беседовал с ним, открывая ему свою душу и получая важные для себя советы, помогал ему в деле издания духовных книг. Молодой подвижник, наконец, нашел то, чего давно жаждала его душа.
Он писал друзьям о духовном счастье, которое открылось для него в Оптиной Пустыни.
«Как на вершине горы сходятся все пути, ведущие туда, так и в Оптиной — этой духовной вершине — сошлись и высший духовный подвиг внутреннего делания, и служение миру во всей полноте, как его духовных, так и житейских нужд».
К старцам в Оптину шли за утешением, исцелением, за советом… К ним шли те, кто запутался в своих житейских обстоятельствах или в философских исканиях, туда стремился тот, кто жаждал высшей правды, в этом «источнике живой воды» всякий утолял свою жажду.
Выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели не раз и не два были там: Гоголь, Алексей и Лев Толстые, Достоевский, Владимир Соловьев, Леонтьев… — всех не перечесть. Ведь для русского человека старец — это человек, посланный Самим Богом. По словам Ф. М.
Достоевского, «для души русского человека, измученной трудом и горем, а главное, всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть перед ним и поклониться ему.
Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно, есть на земле там-то, где-то святой и высший — у него, зато, правда. Значит, не умирает она на земле, а стало быть, когда-нибудь и к нам придет и воцарится по всей земле, как обещано».
С. Ивлева. Преподобный Амвросий Оптинский. 2002 г.Именно Амвросию Божиим Промыслом полагалось стать одним из звеньев в ряду 14 оптинских старцев: после смерти старца Макария он стал на его место и в течение 30 лет окормлял страждущие души.
Старец Амвросий появился в Оптиной Пустыни и приковал к себе внимание исключительно интеллигентных кругов в тот момент, когда эта интеллигенция была охвачена западной философской мыслью.
Бывший ранее сам душой общества, любивший все светское (он хорошо пел и танцевал), для которого «монастырь был синонимом могилы», он лучше чем кто-либо другой понимал духовные искания интеллигенции и самой своей жизнью свидетельствовал, что избранный им путь есть идеал того счастья, к которому должны все стремиться.
Недаром сказано: «Сила Божия в немощи совершается».
Несмотря на свои телесные страдания, приковывавшие его почти всегда к постели, старец Амвросий, к тому времени уже обладавший целым рядом духовных даров — прозрения, исцеления, дара духовного назидания и прочее — принимал ежедневно толпы людей и отвечал на десятки писем. Такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими человеческими силами, здесь явно присутствовала животворящая Божественная благодать.
Среди духовных благодатных дарований старца Амвросия, привлекавших к нему многие тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости: он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. А благотворительность была просто его потребностью: старец Амвросий щедро раздавал милостыню и самолично заботился о вдовах, сиротах, больных и страждущих.
В последние годы жизни старца в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская Пустынь. Строй обители, ее порядки — все установил сам старец Амвросий, многих сестер обители он собственноручно постригал в иночество. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигало тысячи. Здесь же были детский приют, школа, богадельня и больница.
Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины — в октябре 1891 года, на 79-м году жизни.
Поучения и афоризмы старца Амвросия:
- Мы должны жить так, как колесо вертится – чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.
- Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!
- Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать никакого внимания.
- Правда груба, да Богу люба.
- От ласки у людей бывают совсем иные глазки.
- Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение.
- Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет.
- Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
- Лицемерие хуже неверия.
- Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.
- Самолюбие наше – корень всему злу.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/2626.html
«ЖИТЬ — НЕ ТУЖИТЬ, НИКОГО НЕ ОСУЖДАТЬ, НИКОМУ НЕ ДОСАЖДАТЬ И ВСЕМ МОЕ ПОЧТЕНИЕ»
Схиархимандрит Агапит (Беловидов)
10 / 23 октября – память великого старца ХIX века, преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Публикуем отрывок из книги издательства Сретенского монастыря: «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия».
Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия / Схиарх. Агапит (Беловидов). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 440 с.
Советы и наставления свои, которыми старец Амвросий пользовал души приходивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой.
Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи старца был его характерной чертой.
***
«Как жить?» — слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей.
Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить» — т.е.
чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной — Богу; чрез что человек при бесчисленных и разнообразных невзгодах может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать».
— Ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большей Старец Амвросий частью и за грех не считаются.
«Всем мое почтение» — указывает на заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреждайте (Рим 12, 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось старцем главным образом смирение, эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению святого Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.
***
На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» — иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».
***
«Мы должны, — еще говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».
***
На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец». «Потому, — прибавлял он, — спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно».
***
Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари».
***
О терпении: «Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай — зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Так, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую.
В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, — это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е.
вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания».
***
Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии, или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — всё дадут; добрых дел никто не даст».
***
О раздражительности: «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев человека, по слову святого апостола Иакова,не творит правды Божией (Иак 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».
***
Беседуя о зависти и памятозлобии, старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожным, что- бы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
***
«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».
***
«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце.
Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит.
Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».
***
О милостыне старец Амвросий говорил: «Святой Димитрий Ростовский пишет: если придет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».
***
Еще: «Святитель Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, а наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь».
***
На вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии (Мф 10, 16), — старец объяснил: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».
***
«Я говорила как-то батюшке, — пишет его духовная дочь, — об одной семье, что мне всех их очень жаль, — они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины.
Батюшка закачал головой и так гневно сказал: “Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться? Конечно, молиться за всех можно”.
“Батюшка! — говорила я вслед за тем. — Ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?” А батюшка на это сказал: “Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене.
Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла — взяла билет (по которому отвечать), про все забыла”».
***
Пришел к старцу какой-то господин, не верящий в существование бесов. Господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует».
***
О лености и унынии: «Скука — унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».
***
О нечувствии и бесстрашии, по поводу внезапной смерти С., батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши».
***
Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут».
***
О силе покаяния рассказывал следующее: «Один все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: он мой. Господь же говорит: нет, — он каялся.
“Да ведь хоть каялся, опять согрешал”, — продолжал диавол.
Тогда Господь ему сказал: “Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ”».
***
«Бывает, — так говорил батюшка, — что хотя грехи наши чрез покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан: боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести».
***
«Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания.
Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23, 48); а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное.
Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи».
***
«Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: «Древо при исходищах вод, — бурлят там воды (страсти)».
***
«Когда человек, — говорил еще старец, — идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».
***
«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь — и значит страдать за ближних».
***
Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: кто тебя обучил молитве Иисусовой? А тот отвечает: бесы. — “Да как же так?” — “Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык”».
***
Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»
***
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». А Т.
сказала: «Батюшка! Чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспомни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».
***
Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами.
Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху.
Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: “Скворушка, Христос воскресе!” А скворец отвечает: “Вот то-то и беда наша, что воскрес”, — и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».
***
Что Бог главнее всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, об этом старец говорил: «Пришел как-то к упомянутому выше отцу игумену Антонию один больной ногами и говорит: “Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает”. Отец Антоний ответил ему: “Да уж в Писании сказано: Сыне, даждь ми сердце, а не ноги”».
***
«Отчего люди грешат?» — задавал иногда старец вопрос и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают.
Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения.
Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение, — от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.
Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…».
Схиархимандрит Агапит (Беловидов)
23 октября 2016 г.
Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/biblioteka/dukhovnaya-zhizn/1931-nastavleniya-startsa-amvrosiya-optinskogo
Книга «Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления»
«Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих отец наших… Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества.
Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым останкам». Так говорил об Оптиной Пустыни преподобный старец Иосиф, слова которого стали заветом для каждого верующего человека.
Причисление к лику святых Русской Православной Церкви целого сонма преподобных отцов и старцев Оптинских состоялось в год двухтысячелетия христианства, что дает нам, современным христианам, радость с сыновним дерзновением обращаться к ним с молитвою об Отечестве и спасении душ наших.
И сегодня, в день памяти святых отцов прославленной обители, мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая вышла в свет в Издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптиной Пустыни и называется – «Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления». ***
В этой книге собраны жития всех 14 Оптинских преподобных: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Амвросия, Анатолия, Исаакия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия, Нектария, Никона исповедника, преподобномученика Исаакия. После каждого отдельно взятого жития даны соответствующие поучения и изречения.
Завершают книгу молитвы Собору этих удивительных светильников веры. А предваряется книга вступительной статьей об истоках оптинского старчества, к которой мы сейчас и обратимся.
По словам автора этой статьи, священника Николая Ненарокова, «C обор преподобных отцов и старцев Оптиной Пустыни, прославленных Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых летом 1996 года и в лике общероссийских святых в 2000 году, — особенное явление милости и благодати Божией.
Оно побуждает вникнуть в смысл того, что же собственно есть старчество. Вопрос этот по справедливости всегда считался и считается одним из наиболее важных в деле нашего спасения.
Прежде всего, — пишет отец Николай, — старчество, как всеобъемлющее делание, соединяет в себе все добродетели преподобных подвижников. „ Плод же духовный, -учит Апостол,- есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердия, вера, кротость, воздержание.» (Гал. 5, 22-23).
Эти плоды Духа Святаго в изобилии принес дивный вертоград Оптинского старчества. Наивеличайший дар — любовь, ибо Любовью именуется Сам Бог (1 Ин. 4,8,16). Старцы Оптиной, „ земли Российской утешители, любовь Христову стяжавшие и души своя за чада полагавшие» , показали, что любовь Божия, которая излияся в сердца наша Духом Святым (Рим.
5, 5), — есть сама сущность старчества. Ее полноту явили нашему времени преподобные старцы Оптинские».
Как отмечает автор, «в истории православной Церкви особенным вертоградом старчества стала Святая Гора Афон. На ней устраивал общежитие великий Афанасий Афонский; на ней подвизались духоносные старцы-исихасты Максим Капсокаливит и Григорий Синаит.
Оттуда, из монастыря Эсфигмен, вернулся преподобный Антоний Киево-Печерский — основатель старчества на Руси. Старчество стало драгоценным наследием православных народов Иверии, Сербии, Моравии, Болгарии и, конечно, Руси.
«С принятием Русью святого христианства тотчас вошло в ее духовную жизнь и… старчество, и глубокое понимание его в святоотеческом духе и смысле начиная с Киево-Печерского монастыря и кончая… Оптиной Пустынью… ».
Первыми старцами Святой Руси можно считать преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. От преподобного Феодосия заимствовали устав и образ духовного руководства все русские монастыри.
Далее автор статьи перечисляет всех подвижников, которые явились продолжателями этого подвига, и наконец, доходит до Оптиной Пустыни, которая, как и многие другие обители, явилась преемницей духовного наследия преподобного Паисия.
Ни в одном из русских монастырей старчество не было поставлено так твердо, так прочно, нигде оно не пустило так глубоко корней, как в Оптине. Здесь соединились многочисленные нити духовного влияния старца Паисия через его различных учеников.
От сочетания многообразных духовных воздействий и получился замечательный расцвет Оптинского старчества. Не случайно Оптину Пустынь сравнивают с «чашей, куда сливалось все драгоценное духовное вино». Святой вертоград Оптинского старчества принес дивные духовные плоды.
Ведь союз любви Евангельской, который лежит в основе старчества, возникал в общежительных монастырях далеко не так часто, особенно в такое позднее время, как XIX век и начало XX столетия.
Основными чертами, которыми можно характеризовать Оптину Пустынь, по словам отца Николая, являются непрерывная и продолжительная преемственность старческого служения, соборность и народность. Говоря о преемственности, можно отметить: в Оптиной существовало убеждение, что в обители не оскудеет старчество.
Преподобный старец Варсонофий, ученик преподобного Анатолия (Зерцалова), поведал скитской братии, что „когда умирал батюшка отец Макарий, то предсказал, что после него будут старцами отец Амвросий, отец Иларион и отец Анатолий и что в Скиту не оскудеет старчество.
Среди последующих старцев будут люди еще выше по духовным дарованиям, чем великие старцы отцы Лев, Макарий, Амвросий и Анатолий».
И действительно, Оптинское старчество, подобно могучему древу, дало много плодоносных ветвей. Учениками преподобного Анатолия (Зерцалова) были великий прозорливец, истинный духовный воин преподобный Варсонофий и дивный тайнозритель Божественных откровений старец Нектарий.
Преданный ученик старца Варсонофия, отец Никон, прославлен Церковью не только как старец-духовник, но и как исповедник веры Христовой в годину гонений на Церковь. Преподобный старец Иосиф воспитал старца Анатолия (Потапова), получившего первые уроки духовного делания от преподобного Амвросия.
Отеческая любовь старца Анатолия, особенная пасхальная радость, изливавшаяся на всех приходящих под тяжестью скорбных событий во время лихолетья, а также его особенные пророчества о судьбах народа и Церкви были и остаются великим утешением всем, кому не безразлично будущее Святой Руси и Вселенского Православия.
Под соборностью автор подразумевает «особое единство в Духе, таинственное единение во Христе единовременно несущих послушание старчества подвижников Оптиной Пустыни. „Поучительны и назидательны были отношения между старцами отцом Леонидом и отцом Макарием, — пишет агиограф. Умилительно было видеть…
единодушие и взаимную любовь двух старцев «. Игумения Павлина, ученица преподобных Льва и Макария, вспоминает: «… Сидят они, как Ангелы Божий, рядом, а мы стоим пред ними на коленях и двум открываем свои души — как бы одному… Поистине в них бе сердце и душа едина…».
Одно из проявлений такого внутреннего духовного единодушия между подвижниками — это те взаимно уважительные и по-настоящему искренние отношения, которые были в Оптиной между старцами и настоятелями обители. Плодом такого единодушия было то, что „ все скитяне составляли тогда одну духовную семью. Мир и любовь царствовали в ней.
Все отличались глубоким смирением. Даже взглядом боялись друг друга оскорбить, испрашивая прощение при малейшем оскорблении брата».
О понятии «народность», отец Николай пишет, что оно включает в себя очень многое: и особенное попечение старцев об окормлении и просвещении простого народа; и широкую благотворительность обители во время голода, неурожаев, эпидемий; и болезнование Оптинских старцев за свое Отечество, скорбь по причине несчастий, его постигающих; и деятельное стремление оказать ему помощь, как молитвами, так и благотворениями… Так, например, преподобный старец Амвросий «скорбел и болезновал душою и о всем дорогом ему Отечестве, и о благочестивых царях русских». Одним из главных предметов его переживаний было ослабление православных устоев в жизни российского общества. А преподобный Лев говорил, что он ничего более не желал бы, как возможности сидеть тихонько в своей келлии, но только жалость к народу заставляла его вечно быть на людях. Такими словами он точно выражал настроение и всех других старцев, жития и наставления которых содержит данная книга.
*** Все Оптинские старцы, следуя духовному наследию преподобного Паисия, шли путем трезвения и делания умно-сердечной молитвы, совершаемой в чувствах смирения, сокрушения и покаяния.
И, как усердные и смиренные труженики, они сподоблялись великих духовных дарований, которые помогали им быть верными сынами Церкви и вести своих духовных детей тем же путем, ко спасению их душ.
Без преувеличения можно сказать, что Оптинское старчество было и до сих пор является училищем благочестия и веры. И это сокровище духовного знания мы обретаем, читая жития и наставления преподобных старцев Оптинских.
Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/kniga-prepodobnye-startsy-optinskie-zhitiya-i-nastavleniya