Горицкий монастырь в Переславле-Залесском – обитель, парящая над городом
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Музейный переулок, д. 4
Дата основания: начало XIV века
Дата упразднения: 1744 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Всех Святых, церковь Богоявления Господня, звонница
Координаты: 56°43'16.3″N 38°49'26.3″E
Иногда Горицкий монастырь ошибочно называют кремлем. Действительно, небольшие стены и башни этой обители придают ей вид крепости. Благодаря своему расположению на возвышенности, она самая заметная в Переславле-Залесском – его архитектурная доминанта. Сейчас монастырь недействующий, и в нем находятся коллекции историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Горицкий монастырь с высоты птичьего полёта
История создания Горицкого монастыря
Как давно основали эту христианскую обитель неизвестно, потому что пожар, случившийся в первой половине XVIII в., уничтожил все ее архивы. Ясно, что в начале XIV в., во времена Ивана Калиты, монастырь в Переславле уже был. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появился он двумя веками ранее и был построен на месте языческого капища – Шутовой рощи.
Все другие монастыри Переславля расположены на равнине, а этот возведен на возвышении у южного берега Плещеева озера, за что и получил свое название – Горицкий или Успения на Горице.
В его стенах принял постриг сподвижник Сергий Радонежского Дмитрий Прилуцкий. Случилось это в 1371 году.
Здесь начинал свой монашеский путь особо почитаемый в Переславле преподобный Даниил, который в 1508 году основал собственную обитель – Троицкий Данилов монастырь.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Как и многие монастыри, Горицкий служил своего рода крепостью и участвовал в военных сражениях. Так, в 1382 г. во время нашествия хана Тохтамыша в его стенах пряталась супруга Дмитрий Донского Евдокия Дмитриевна. В критический момент, когда татары жгли Переславль, княгине со слугами удалось отплыть на середину Плещеева озера, где густой туман спас их от врагов.
По преданию, так же удалось спастись еще части местных жителей. После того, как Переславль освободили, благодарная Евдокия поспособствовала восстановлению монастыря. И в память об этом историческом событии в городе существует традиция водного крестного хода. В шестое воскресенье после праздника Пасхи верующие от стен Горицкого монастыря и устья Трубежа плывут по озеру на лодках.
Пережила мужская обитель и непростое для России Смутное время. Но, к сожалению, ничего от построек, старше XVI века, на ее территории до наших дней не сохранилось. В это время монастырь был очень влиятелен, он владел множеством сел и имел в подчинении около 5 тыс. крестьян. Его часто посещали цари и члены их семей, оставляя в монастырской ризнице богатые подарки.
Восточные (Проездные) ворота
История Горицкого монастыря в XVIII – начале XX века
В 1744 году в жизни монастыря наступили большие перемены. На 44 года город стал центром отдельной Переславской епархии, которой подчинялись 600 храмов и 20 монашеских обителей в Дмитрове, Александрове, Можайске и Волоколамске.
И Горицкий монастырь, как самый богатый на тот момент, перестал служить пристанещем для монахов, а сделался архирейской резиденцией – местом постоянного проживания главы епархии.
В 1788 году епархию упразднили, поделив ее территорию между соседними – Владимирской, Ярославской и Московской. Позже, в XIX веке в бывшем монастыре построили духовное училище.
К началу XX века монастырь находился в упадке и запустении – пруд зарос, территория была полна мусора, а строения значительно обветшали.
После 1917 года его здания были национализированы, и в 1919 году в них разместили первые музейные коллекции.
Стены Горицкого монастыря
Монастырские храмы и строения
Обнесенный невысокой стеной, монастырский комплекс очень красив и возвышаясь над крышами Переславля, словно парит над городом. Самые старые его постройки сохранились с XVI-XVII века.
Это белокаменная крепостная стена с бойницами и караульными переходами, служившая для защиты обители от неприятеля, три башни и двое ворот, Палаты привратника, церкви Николая и Всех Святых, а также трапезная палата.
Святые ворота с возведенной над ними одноглавой Никольской церковью являются выдающимся памятником древнерусского зодчества. И специалисты многократно описывали их в различных изданиях, как образец слияния двух существовавших в те времена стилей — узорочья и очень популярного московского барокко.
Проездные ворота также считают настоящим архитектурным шедевром. Они сделаны в восточной монастырской стене и служили для хозяйственных целей. По сравнению с простыми и гладкими стенами, их нарядное убранство нельзя обойти вниманием. Ворота обрамляют большие арки, над которыми установлены фигурки вставших на дыбы коней. Надстройку над этими воротами сделали позже — ближе к концу XIX века.
Звонница
Главный монастырский храм – пятиглавый Успенский собор возводили в 50-60-е годы XVIII века по проекту архитектора И.Я. Яковлева. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде этой церкви. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх.
Скупое наружное оформление контрастирует с богатым барочным внутренним убранством — пышной белой лепниной на голубом фоне, роскошными паникадилами и живописными настенными панно.
Над этой красотой трудились лучшие мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Многоярусный покрытый позолотой иконостас сделан руками мастера из Москвы Якова Жукова.
А иконы для него изготовлены живописцами из Нового Иерусалима.
Самой высокой на монастырской территории является Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней. Со смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни виден весь Переславль-Залесский. Она, как и главный собор, с XVIII века не была достроена. После того как епархию упразднили, колокола с этого храма сняли и перевезли в тогдашнюю столицу, на колокольню в Петропавловской крепости.
Панорама Горицкого монастыря
С XIX века осталось здание, которое занимало Духовное училище, баня и звонница. В качестве строительного материала при возведении Духовного училища использовались кирпичи обветшавшей церкви Гефсимания.
Колонну этого разобранного древнего храма поместили в музейную экспозицию. А как домовый храм Духовное училище использовало пятиглавую отремонтированную церковь Всех Святых, возведенную в XVI веке.
На монастырской территории стоят также деревянные часовни (XIX в.), которые перевезли сюда в 80-х годах прошлого века из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденскими». Их возводили всей деревней, или, как тогда говорили, «миром».
В времена архиерейский резиденции, на ее территории выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. А в 20-е годы прошлого века вокруг этого пруда разбили фруктовый сад.
Слева направо: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Богоявления Господня
Осенью 2014 года в судьбе монастыря произошли новые перемены. Его исторические помещения получила в пользование Ярославская епархия Русской православной церкви. И сейчас ведутся работы по освобождению помещений от музейных коллекций и восстановлению его как монашеской обители, которые планируется завершить за 4 года.
Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Этот музейный комплекс считается одним из самым крупных музеев России. Во многом его богатые коллекции сформировались, благодаря усилиям основателя музея, известного историка и исследователя переславских земель Михаила Ивановича Смирнова (1864-1949).
Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Сейчас коллекция насчитывает более 80 тыс. экспонатов, большинство из которых уникальные. Их можно увидеть ежедневно, кроме последнего вторника месяца.
На территории монастыря и в музейных залах разрешена бесплатная фото- и видеосъемка. Естественно-исторический раздел экспозиции рассказывает о богатой природе национального парка «Плещеево озеро».
Здесь выставлены чучела животных и птиц, обитающих в окрестностях Переславля и озера.
Переславский музей гордится своими коллекциями русских икон, живописи и деревянной резной скульптуры, мемориальными разделами, посвященными Ф.И. Шаляпину и Д.Н. Кардовскому, редкими экспонатами, относящимися к эпохе Петра I, а также уникальными произведениями, выполненными серебряниками, златокузнецами и искусными золотошвеями.
Слева направо: церковь Всех Святых, собор Успения Пресвятой Богородицы
Как добраться до Горицкого монастыря
Монастырь расположен по адресу: Музейный переулок, 4. При въезде в Переславль-Залесский со стороны Москвы, его стены и купола церквей сразу же видны с левой стороны. По городу до монастыря можно подъехать на рейсовом автобусе № 1 (остановка «Музей»).
Монастыри Переславля-Залесского
Рейтинг достопримечательности
Горицкий монастырь на карте
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/646-goritskij-monastyr
Горицкий Успенский мужской монастырь
Горицкий Успенский мужской монастырь
Горицкий монастырь. Фото нач. ХХ века
Горицкий Успенский мужской монастырьГорицкий Успенский мужской монастырь был основан при Иване Калите в 1362 году. Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево Переславском районе Ярославской области. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.
Дмитрий Прилуцкий
В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского.
Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.
Свое наиболее известное название монастырь получил от расположения на возвышенности – «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего.
В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь.
Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г.
восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.
В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря (1508 г.). Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525 гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному.
Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров. С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян.
Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника.
Святые врата с надвратной Никольской церковью
Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.
Проездные ворота монастыря
Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене.
Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен.
Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.
Стена монастыря
Башни монастырской ограды Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.
Колокольня с Богоявленской церковью
Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе.
Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости.
Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.
Памятник Юрию Долгорукому (1090-1157гг.) основателю Переславль-Залесского
В 1963 г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь.
В 1744 г. была образована Переславская епархия.
В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа.
Было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых.
Трапезная палата с Всехсвятской церковью (слева) и Успенский собор
Всехсвятская церковь Церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище.
Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах.
Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны.
Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.
Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище
Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.
Колокол Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского.
В 1788 году последовало закрытие Переславской епархии и перенесение кафедры в город Суздаль. В силу Синодального распоряжения часть ризницы Переславского архиерейского дома и некоторые домовые предметы, «по снабжении неоскудно всем необходимым Переславского Успенского собора», отправлены были с особою описью Преосвященному Платону, митрополиту Московскому, и здесь приняты для хранения в ризницу кафедрального Чудова монастыря. См. Перевозка Переславских колоколов в Петербургский Петропавловский собор в 1790 году.
Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима.
Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима.
Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря.
Звонница
В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро.
Монастырский пруд
В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.
Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788 г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881 г.
, и вовсе разобрали.
Трапезная палата
Здание духовного училища В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918 г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.
Пушки отбиты переславцами у поляков во время осады города в июле 1611 года.
Ядра для осадных орудий XV-XVI вв.
Экспозиции и выставки в здании Духовного училища
Иконопись XV — XVIII вв.
Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля и Переславского района. Сохраненные для потомков усилиями нескольких поколений искусствоведов, историков и реставраторов, они ныне составляют гордость музейной коллекции.
В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры.
С момента присоединения в начале XIV столетия Переславского удела к Московскому княжеству старые культурные связи постепенно ослабевали, но влияние древней традиции еще долго сохранялось в местном изобразительном искусстве. Среди переславских иконописцев были и монастырские иконники, и посадские художники, которые зарабатывали на жизнь своим искусством.
Местные мастера писали иконы не только для храмов Переславля и окружавших его сел, но и для церквей Москвы и близлежащих городов. В экспозиции имеется также несколько первоклассных памятников, связанных своим происхождением с московской иконописной школой.
Так, около 1557 года по заказу царя Ивана Грозного столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: «Федор Стратилат в житии», «Богоматерь Одигитрия», «О тебе радуется», «Троица Ветхозаветная», «Иоанн Златоуст», «Николай Чудотворец».
Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву. В экспозиции музея можно увидеть работы представителей иконописной династии Казариновых, Федота Протопопова и других местных мастеров.
Преподобный Даниил Переславский
Деревянная скульптура и резьба XVI — XIX вв.
Постоянная выставка русской деревянной скульптуры находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в. Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом — традиционный промысел населения Переславского края.
Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, трудились над украшением кораблей петровской потешной флотилии, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. Удивительное мастерство переславских умельцев отмечал выдающийся исследователь русской деревянной скульптуры Н.Н. Померанцев.
В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района. Большинство из них было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций.
После длительной реставрации эти уникальные художественные памятники заняли достойное место в музейном собрании. Широкую известность у специалистов и ценителей деревянной скульптуры в России и за рубежом приобрели изображения Спаса Полунощного («Христос в темнице»), композиция «Тайная вечеря» и «Никола Можайский».
Самый любопытный экспонат — это фигура «Мужичок» из имения Бектышево — единственное сохранившееся до настоящего времени скульптурное украшение ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв.
Музейная коллекция деревянной скульптуры — это наглядное свидетельство талантливости местного населения, наделенного природным чувством прекрасного и художественным вкусом, сдобренным тонким юмором и самоиронией.
Русская живопись XVIII — XX вв.
Неизменно большой интерес среди посетителей музея и специалистов вызывает коллекция провинциального портрета XVIII-XIX веков. Эти произведения поступили в музей в первые годы его существования из дворянских и купеческих усадеб.
В основу собрания русской живописи второй половины XIX века была положена часть коллекции картин Ивана Петровича Свешникова (1834-1910). Среди них картины художников-передвижников: пейзажи И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова, жанровые полотна П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского.
Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Благодаря его усилиям, в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников «Мира искусства» и Союза Русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина. В 1910-е годы К.А.
Коровин написал много пейзажей в окрестностях Переславля, близ деревни Охотино, где у него была дача. К ним принадлежит небольшой этюд «Охотино. Река.»(1920). В 1931 году по рекомендации Кардовского Союз советских художников подарил музею картины современных авторов (П.И. Котова, М.И. Авилова, А.А. Рылова).
К этому же времени относятся поступления произведений художников «Бубнового валета» — И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Н.А. Удальцовой. В 1952 году О.С. Малютина подарила музею «Портрет скульптора С.Д. Эрьзя» (1926) работы своего отца С.В. Малютина. Особенностью коллекции современного искусства музея является ее тематическая направленность.
Одним из первых художников, много работ которого посвящены Переславлю, был А.А. Осмеркин. Летом 1948 года на реке Трубеж в Рыбной слободе он написал серию пейзажей. ( «Дом Ниткина».)
В 1956 году в Переславле-Залесском открылся Дом творчества художников и скульпторов, который носит имя Д.Н. Кардовского.
Переславль с его уютом старинного русского города, богатой историей, архитектурными памятниками на долгие годы определил творческие привязанности многих художников. Здесь плодотворно работали ярославцы, владимирцы, художники Поволжья, Сибири, Москвы, Подмосковья.
Постепенно сформировался круг живописцев с определенными творческими интересами, тематикой и стилистикой произведений. Тут начинали свой путь в искусстве ныне широко известные мастера: Э.Г. Браговский, В.И. Иванов, В.Е. Попков, И.А. Попов, И.В. Сорокин. «Дивным старинным русским городом», «землей обетованной» назвал Переславль А.А. Тутунов.
Любят наш город и более молодые художники. Их, как и предшественников, привлекают своеобразие старинных улиц, тихие воды Трубежа, укрытые роскошными кронами старых деревьев, голубые просторы Плещеева озера, на высоких берегах которого покоятся величественные ансамбли монастырей.
Часовня св. Георгия XIX в. перевезена из д. Фонинское Переславского уезда.
В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района.
Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром».
Внутри часовни из деревни Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.
Деревянная часовня из Старово Переславского района (касса музея)
В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей — один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.
Музеи Владимирской области.
Переславль-Залесский
Городище Клещино.
Основание Переславля-Залесского. Спасо-Преображенский собор.
Переяславско-Залесское княжество.
Свято-Никольский женский монастырь
Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/pereslavl/gorickij_uspenskij_muzhskoj_monastyr/67-1-0-1673
Успенский Горицкий монастырь (Переславль-Залесский)
Успенский монастырь был основан в первой половине XIV века, при владимирском князе Иване Даниловиче Калите (ок.1283—1340 или 1341 гг.). Построили обитель на возвышенности – «горице», что и дало название Горицкий.
Поначалу здания были из дерева. Разумеется, ни одно их них не дошло до наших дней — пожары и войны в старину не щадили деревянное зодчество. Первое разорение монастырю принес в 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш (умер в 1406 г.).
И с этим драматическим событием связано предание о чудесном спасении супруги Дмитрия Донского Евдокии. Накануне нападения татарского войска княгиня прибыла в Горицкую обитель на богомолье.
По счастью, женщину успели увезти на плоту в центр Плещеева озера, где ее надежно скрыл плотный туман.
В 1392 году в благодарность за сохранение жизни Евдокия сделала щедрое пожертвование на восстановление Переславского монастыря. Кроме того, она ввела традицию каждое шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Успенской обители к середине озера, которое так заботливо уберегло великую княгиню от безжалостного врага.
В дальнейшем обитель пребывала в благополучии и богатстве. В XVI веке на территории стали возводить каменные сооружения. Во второй половине XVII столетия ее обнесли каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, а также палатой привратника. В тот период монастырь владел обширными землями и пятью тысячами душ крестьян.
Святые врата с надвратной Никольской церковью возводились в XVIII веке, и сочетают в своей архитектуре узорочье и московское барокко.
В середине столетия был построен щедро декорированный фигурным кирпичом нижний ярус с проездной аркой. Верхнюю часть с храмом сооружали ближе к концу века.
Два маленьких убывающих восьмерика с небольшой главкой стоят на массивном четверике с четырехскатной кровлей. По бокам церкви устроена галерея.
Нарядные Проездные ворота восточной стены относят к шедеврам русского зодчества XVII. На более ранних фото в овальной нише верхней части ворот, сооруженной во второй половине XIX века, можно увидеть хорошо сохранившуюся фреску. Очень жаль, что теперь она исчезла. Видимо, роспись закрыли перед реставрацией.
Проходим через ворота, чтобы попасть на территорию обители, точнее музея-заповедника. Монастырь упразднили еще в 1744 году.
Время было ранее, около 10 утра, поэтому нас встречали только разомлевшие местные собаки. Посетителей почти не наблюдалось. В стенах обители царили тишина и покой.
Недалеко от Проездных ворот можно увидетьчасовню из деревни Фонинское. Такие образцы строились «всеми миром», то есть на собранные верующими средства. Возводили их всего за один день местные крестьяне или заезжие плотники.
Направляемся по центральной дорожке к Успенскому собору.
Вдоль тропинки замечаем несколько интересных объектов. Дерево желаний.
Трогательная скорбная скульптура на надгробии.
Веселая парочка, устроившаяся на бревнах в тени пышной растительности.
Слева от центральной дорожки монастыря установлен памятник Юрию Долгорукому.
Бюст великого князя и основателя Переславля передали музею в 1963 году.
За памятником находится искусственный пруд, выкопанный в середине XVIII столетия на всякий пожарный случай. В 1925 году вокруг него посадили деревья. Сейчас они значительно подросли.
Заполняли пруд по трубам из водоема у монастырских стен. Берега укреплены бревнами.
Справа от центральной дорожки расположенавпечатляющая размерами четырехъярусная колокольня смаленькой Богоявленской церковью на нижнем ярусе. Купол венчает главка на узорчатом барабане. Сооружение возводилось, с перерывами, в 1760-1780-х годах.
Трапезная палата с пятиглавой церковью Всех святых была построена, предположительно, в последние десятилетия XVII века. Под карнизом сделан фриз с ложными закомарами. Окна украшены фигурными наличниками. В XVIII -XIX веках сооружение подвергли существенной реконструкции, чем лишили нас возможности увидеть первоначальный облик храма.
Здание духовного училища с квартирами для преподавателей пристроили к западной части Трапезной палаты на излете XIX столетия. В 1918 году помещение занял музей, а в настоящее время в нем действует картинная галерея.
Рядом с бывшим духовным училищем установили две старинные пушки — трофеи, отбитые переяславцами во время осады их родного города польской армией.
Наконец, мы дошли до главного здания монастыря — Успенского собора. Строительство масштабного пятиглавого храма началось в 1750-х годах.
В нише церкви установлен массивный колокол.
К сожалению, внутрь собора мы не попали, он почему-то был закрыт. Говорят, несмотря на то, что в помещении летнего храма за долгие годы от холодов сильно пострадали лепнина и росписи в стиле барокко, убранство по-прежнему впечатляет.
Многоярусный золоченый иконостас, декорированный барочными колоннами, фигурами и растительным орнаментом, создавался под руководством талантливого московского мастера Якова Жукова. Образы для него писали иконописцы из Нового Иерусалима.
После упразднения Переславской епархии в 1788 году Горицкий монастырь был закрыт, а Успенская церковь на некоторое время стала центральным собором города. Но затем этот статус передали более удобному для горожан, с точки зрения расположения, храму. Сейчас Успенский собор — музейная ценность.
В целях сохранения внутреннего убранства летняя церковь в зимний сезон закрыта для осмотра.
Стены монастыря, уже не имевшие оборонительного значения, достраивались в XVIII веке. Их сделали невысокими, а бойницы и вовсе несли лишь декоративную функцию.
Башни, возведенные с северной стороны монастырской стены, тоже скорее были украшением, нежели служили фортификации.
Непременно стоит забраться на звонницу, сооруженную в северной стене в XIX веке.
В 1887 году значительный урон стоящему на холме монастырю принес сильный ураган. Реставрационные работы башен прошли в 1950-1960 годах.
Из часовни открываются живописные виды на русские просторы.
Горицкий монастырь уже давно является не действующим. На его территории сейчас Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
В Успенской обители был рукоположен преподобный Даниил, основатель Переславского Свято-Троицкого Данилов монастыря, который мы тоже посетили в рамках нашего маршрута по Золотому кольцу России. Здесь он прожил с 1495 по 1525 годы.
Источник: http://www.za7verst.ru/blog/uspenskij_gorickij_monastyr_perejaslavl_zalesskij/2014-08-29-256
Горицкий монастырь в Переславле Залесском
Горицкий монастырь в Переславле Залесском, пожалуй, самый посещаемый музей города — именно здесь расположена главная экспозиция Переславского музея-заповедника. Несмотря на церковное название, монастыря в этих стенах нет уже 280 лет.
Основанный в начале XIV века при Иване Калите, Горицкий Успенский монастырь в Переславле-Залесском был упразднен в 1744 году. Удивительно, но из пяти сохранившихся монастырей города только Горицкий монастырь до сих пор не передан церкви — вот уже почти 100 лет в нем размещается музей.
Об этом необычном месте (как архитектурном, так и историческом) и будет наша сегодняшняя статья.
История Горицкого монастыря
Как мы уже писали выше, Горицкий монастырь был основан при Иване Калите в XIV веке. Судя по всему, это был один из крупнейших монастырей региона, который владел многочисленными селами и деревнями в округе.
В некоторых источниках можно встретить информацию, что монастырь является Переславским кремлем, но это неверно, так как кремль в Переславле находился совсем в другом месте. Довольно забавно, но это уже третий город Золотого кольца, где главный монастырь называют кремлем.
Такая же история со Спасо-Преображенским монастырем в Ярославле и с Ипатьевским в Костроме.
Название монастыря напрямую связано с его местоположением — находящийся на возвышенности, он получил имя «Успения на Горице», что позже трансформировалось в Горицкий Успенский монастырь.
Кстати, монастырь с таким названием не единственный в центральной России. В Вологодской области в селе Горицы есть женский Горицкий Воскресенский монастырь, основанный в середине XVI века.
Но в отличие от вологодского монастырь в Переславле был мужским.
В 1722 году во время пожара был полностью уничтожен архив Горицкого монастыря, поэтому исторических данных об обители не так много. Например, ученые спорят даже о дате его основания: согласно большинству версий, монастырь был основан в начале XIV века, но некоторые исследователи утверждают, что уже в XII столетии на этом месте жили монахи.
Историки говорят, что в 1382 году в Горицком монастыре укрывалась жена Дмитрия Донского, спасаясь от татар.
Княгиня Евдокия вместе с детьми ранним утром вышла из монастыря и отплыла на плоту на середину Плещеева озера, где ее скрыл туман — именно так ей удалось спастись.
Позднее устоял монастырь и в Смутное время, но, несмотря на то, что обитель смогла устоять против всех невзгод, до наших дней не сохранилось ни одного здания.
Весь комплекс Горицкого монастыря строился в XVII-XVIII веках. Что произошло между XVI и XVII столетиями, и почему обитель была полностью перестроена, доподлинно не известно, на этот счет ученые строят лишь догадки. Известно только, что в 1744 году монастырь был упразднен, а его помещения передали под архиерейские Переславской епархии, которую в 1788 тоже упразднили.
В начале XIX века Горицкий монастырь представлял собой типичную «заброшенность»: полуразрушенные крепостные стены, горы мусора, заросшая территория.
Лишь в конце XVIII столетия в одном из зданий монастыря разместилось духовное училище.
В начале 1900х годов монастырь постепенно стали приводить в порядок, и после революции в его стенах разместился Переславский музей-заповедник, который действует и в наши дни.
Святые ворота и Церковь Николая Чудотворца
Одной из самых древних построек монастыря считаются Святые ворота. Точная дата постройки их неизвестна, но ученые склонны предполагать, что появились они уже в XVII столетии.
Церковь Николая Чудотворца над Святыми воротами была построена позже, в конце XVII века.
После упразднения Переславской епархии в церкви не проводились богослужения, а сейчас там находится одна из экспозиций музея.
Напротив проездных ворот, через которые осуществляется вход на территорию Горицкого монастыря, можно увидеть небольшую деревянную часовню. Она была привезена в Переславль в 1983 году из деревни Старово, расположенной неподалеку. Сейчас здесь касса музея-заповедника, здесь приобретаются билеты во все экспозиции, а также билет на колокольню.
Именно с колокольни мы и начнем свое знакомство с архитектурными памятниками Горицкого монастыря.
Церковь Богоявления Господня с колокольней
Богоявленская церковь расположилась на нижнем этаже четырехъярусной колокольни, построенной в 1768-1777 годах.
После упразднения Переславской епархии колокол отсюда демонтировали и отправили в Санкт-Петербург в Петропавловскую крепость.
В наши дни здесь разместился методический отдел музея, а на самом верху организована смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на Переславль-Залесский и Плещеево озеро.
Подъем наверх осуществляется сначала по каменной, а затем по деревянным лестницам. Все перекрытия между ярусами выглядят совершенно новыми, создается впечатление, что совсем недавно в колокольне Богоявленской церкви делали ремонт.
На одном из уровней окна закрыты фанерными листами, на которых многие туристы зачем-то оставляют свои автографы. Много записей 2005-2006 годов, видимо, ремонт в колокольне был лет десять назад.
С высоты открывается действительно великолепный вид на город. Вход сюда платный, и мы не заметили толпы желающих, как это обычно бывает на смотровых площадках, но надо сказать, что люди многое теряют — виды очень красивые.
Справедливости ради стоит отметить, что подниматься на колокольню стоит для того, чтобы посмотреть, как выглядит Горицкий монастырь с высоты, потому что остальными видами можно насладиться и от крепостных стен, при этом платить за это не нужно. Кстати, попасть в колокольню, можно только в теплое время года, зимой для осмотра она закрыта.
Успенский Горицкий собор
От церкви Богоявления мы отправились к собору Успения Пресвятой Богородицы — главному зданию Горицкого монастыря. Известно, что Успенская церковь построена в 1750х годах на месте древнего храма, который был возведен в 1520м году.
До 1838 года именно этот храм был главной церковью Переславля Залесского. Собор, как и колокольня, открыт только в теплое время года, и это сделано для того, чтобы сохранить росписи на стенах.
Напротив собора можно увидеть большое количество надгробий.
На плитах в основном даты смерти, относящиеся к первой половине XIX века, но есть и более «молодые». Например, здесь погребен художник Дмитрий Николаевич Кардовский, который был родом из этих мест.
У западной стены Успенского собора в нише можно увидеть массивный колокол, но никаких поясняющих табличек у него нет.
Церковь Всех Святых
Рядом с Успенским собором находится еще один архитектурный памятник Горицкого монастыря — церковь Всех Святых с трапезной палатой.
Храм, построенный во второй половине XVII века, простоял пустым сто лет с 1780 по 1880 год. В 1883 году церковь отремонтировали, и она стала выполнять функции домового храма при духовном училище.
Вплотную к церкви пристроено здание духовного училища, построенное в конце XIX века. Перед входом можно увидеть трофейные пушки и ядра XV-XVI века. В наши дни здесь разместилась картинная галерея.
Между Успенским собором и церковью Всех Святых находится небольшая звонница, построенная, как и духовное училище, в XIX веке.
На втором уровне звонницы находится смотровая площадка, откуда открывается отличный вид на Плещеево озеро и Переславль-Залесский, при этом вход сюда совершенно бесплатный.
Помимо деревянной часовни из деревни из деревни Старово, которую мы видели на входе, в Горицком монастыре есть еще два привезенных памятника.
Один из них — бюст Юрию Долгорукову, основателю Переславля-Залесского, а второй — часовня святого Георгия из деревни Фонинское Переславского района.
Горицкий монастырь в Переславле-Залесском оставил о себе очень неоднозначное впечатление: с одной стороны понимаешь, что это музей и летний театр — сувенирные ряды и прочие развлечения воспринимаются нормально, с другой стороны, никак не удается отделаться от впечатления, что это монастырь, и все эти внешние атрибуты начинают раздражать. В общем, немного странно и непривычно.
Переславль славится своими музеями и переславский музей-заповедник самый классический из всех музеев города.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
В этом месте нет представлений, как в музее утюга и чайника, не найдете вы и необычных экспонатов, как в музее паровозов, на наш взгляд здесь немножко скучновато, но ради видов, которые открываются со смотровых площадок монастыря, стоит побывать здесь хотя бы раз.
Горицкий монастырь на карте
Горицкий монастырь в Переславле Залесском 2015-01-10T10:10:37+00:00 2015-12-28T21:34:59+00:00 Natalya 'Poznamka'
Источник: https://poznamka.ru/russia/goritskiy-monastyr-v-pereslavle
В стенах горицкого монастыря. экспозиции переславского музея-заповедника
Отношение к провинциальным краеведческим музеям у меня сложное. Чаще всего они бедные, достаточно скудные на экспонаты и очень похожие друг на друга. Поэтому в глубинке последнее время мы ходим в них крайне редко.
А зачем тратить время, если один дублирует по сути другой?Переславский музей-заповедник стал в этом плане приятным исключением. Очень хороший музей, интересный. Здесь есть что посмотреть и порассматривать.
Много достойных экспонатов, есть и шедевры, отлично подобранная разнообразная коллекция древнерусского искусства XV-XVIII вв. (икон) и русской живописи. Когда я ходила по залам музея, я уже знала, что обязательно напишу о нем. Во-первых, очень хочу показать вам все, что увидела. Подробно показать, потому что есть такая возможность.
Здесь разрешают фотографировать во всех залах.
Во-вторых, хочу пригласить вас побывать здесь лично. Переславский музей-заповедник располагается на территории бывшего Горицкого монастыря. Здесь особенная атмосфера, и все воспринимается по-другому.
Согласны, что музеи, располагающиеся на территории монастырей, кремлей и других исторических мест, имеют особенные? Прочитала, что к 2018 году монастырь передадут церкви. Недавно такую же новость услышала и про Рязанский кремль. У меня к этому отношение сложное. С одной стороны, храм, в котором располагается музей, вызывает внутреннюю боль. Особенно, когда находится в плачевном состоянии. В Переславском музее-заповеднике, к сожалению, так. С другой стороны, мне нравится, что я могу просто купить билет и смотреть старинную архитектуру спокойно. В Переславле-Залесском и так монастырей хватает, из некоторых выгоняют тех, кто пришел без юбки, в очень грубой форме. Создается впечатление, что история (а монастыри — это наша история) только для избранных.
Впрочем, я отклонилась от темы. Сейчас вы можете приехать в Горицкий монастырь, в стенах которого располагается музей, со спокойным сердцем. Купите билеты и ходите, сколько хотите. Будут вопросы, обращайтесь к смотрителям. Редко в каком музее я видела более приятных, открытых, гостеприимных смотрителей, чем в Переславском музее-заповеднике (ну если только в музее-заповеднике в Юрьеве-Польском, который также, как этот, находится в бедственном положении на территории Михайло-Архангельского монастыря). Смотрители — лицо музея. Они тоже играют роль в том впечатлении, которое в результате оказывает на посетителей музей.Итак, Переславский музей-заповедник располагается в бывшем Успенском Горицком монастыре. Подробно о его истории и архитектуре я рассказывала в статье «Переславль-Залесский. Горицкий монастырь…». Поэтому сегодня покажу вам музейные экспозиции и выставки. Располагаются они в нескольких постройках монастыря: Трапезной палате и здании Духовного училища, Всехсвятской церкви и Никольской надвратной церкви. Мы посетили их все. Представляю вам свои фотографии.
Первое место, куда мы пошли, это музей, расположенный в Трапезной и в здании Духовного училища. Вот они на фотографии ниже.
Здания красивые, но их состояние оставляет желать лучшего.
Музею уже почти 100 лет. По ощущениям, вывеска на музее не многим младше.
Сразу при входе в музей на полу расположилось чучело Масленицы. Мы приехали сюда на масленичной неделе. Гулянья идут вовсю. Здесь, в Горицком монастыре, они тоже проводятся.
Первая экспозиция, на которую мы попадаем — Иконопись. С удивлением обнаруживаю, что здесь разрешают фотографировать.
Все иконы музея собраны в первые годы советской власти из разоренных храмов и монастырей. Это уникальные экземпляры переславской иконописи. Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим ростово-суздальскую школу.
Иконы на фото ниже — из Федоровского монастыря г. Переславль-Залесский. Иконы очень старые — XVI век, уникальные. «Одигитрия», «Троица», «Федор Стратилат», «Никола».
На стене слева — первая икона апостолы Петр и Павел (XV век). На стене справа — «Иоанн Златоуст», «О тебе радуется», «Одигитрия» (XVI век).
Царские врата несохранившегося Введенского храма, который стоял в устье реки Трубеж напротив храма Сорока Мучеников. Это настоящий шедевр ажурной резьбы по дереву.
Следующая экспозиция — живопись XVIII — XIX оставляет также очень приятное впечатление. Этими полотнами пополнился музей еще в первые годы советской власти, когда старинные дворянские усадьбы «освобождались» от всего ценного.
Коллекция музея представляет большую художественную и историческую ценность. Есть здесь полотна Шишкина, Поленова, Коровина, Маковского, Бенуа, Семирадского, Дубовского и др.
Основу этой экспозиции положила коллекция купца Свешникова.
На этих картинах (1844 г.) изображены дети одной семьи — Темериных — Николай, Александра, Петр. Автор — Павел Колендас.
Есть и картины неизвестных художников.
Генрих Семирадский «Опасный урок».
Константин Маковский «Дети».
В переславских лесах великий певец Федор Шаляпин построил себе дачу, настолько он был покорен красотой здешней природы. В музее устроена небольшая экспозиция, посвященная Шаляпину. Все вещи подлинные, предоставлены музею дочерью певца.
Часть живописной коллекции музею перешла от уроженца переславской земли академика живописи Д.Н. Кардовского. Здесь и его картины, и его жены О.Л. Делла-Вос-Кардовской, и все то, что он собирал всю жизнь.
Еще несколько экспозиций.
Христос в темнице.
Экспозиция, посвященная истории Переславля и его жителям, мне очень понравилась.
Экспонаты замечательно передают советскую эпоху. Здесь можно с детьми изучать историю.
Афиша Летнего театра фабрики № 5. 22 июня 1941 года — спектакль «Сентиментальный вальс».
Извещение-похоронка.
Перед уходом из этого музейного здания сделала вот такой снимок. Пригодится.
Идем дальше. В Всехсвятской церкви также есть экспозиции.
Здесь собрано то, что смогли спасти из разоренных переславских дворянских усадеб — мебель, книги, фарфор, картины, исторические документы.
Картины из усадьбы Самсоновых в Бектышево Переславского уезда.
Взгляд вверх, и над нами звездное небо, откуда на нас смотрят удивленные глаза Всевышнего. Становится не по себе…
Выходим из церкви и идем в следующую.
Здесь, в надвратном Никольском храме располагается… некая зоологическая экспозиция. Честно говоря, самая странная и не очень интересная.
Сама я смотреть чучела животных не пошла. Не люблю я ходить по таким вот высоким крутым лестницам.
Но то, что находится при входе и внутри я увидела. Вот фотографии моего мужа.
Честно говоря, нисколько не пожалела, что туда не пошла.
Переславский музей-заповедник — крупнейший провинциальный краеведческий музей России. Количество экспонатов здесь — выше 80 тысяч. Многие из них — уникальные. Искренне рекомендую музей посетить. Смотрите все внимательно, фотографируйте, запоминайте, обращайте внимание на детали.
К сожалению, найти нужную информацию об экспонатах вы не сможете больше почти нигде. Если вы без экскурсии, то спрашивайте смотрителей. Они охотно вас сориентируют, расскажут, объяснят.
Помимо самих экспозиций музей-заповедник интересен своим расположением — стены Горицкого монастыря хранят много загадок и тайн.
Кроме этого территория обители — по сути парк, по которому и просто погулять приятно.
Замечательный музей! Приезжайте!
С мая по сентябрь — с 10.00. до 18.00 (касса до 17.30). С октября по май — с 10.00. до 17.00 (касса до 16.30).
Выходной день — понедельник.
Стоимость единого входного билета: 300 руб. Подробнее по экспозициям читайте здесь. Колокольня и Успенский собор Горицкого монастыря — закрыты для посещения.
Цена часовой экскурсии — 500 руб. При заказе экскурсии на входные билеты скидка 20%.
Источник: https://galina-lukas.ru/article/720