Святые мощи александра невского, где хранятся

12 сентября Русская православная церковь отмечала большой праздник – день перенесения мощей великого князя Александра Невского.

У этих мощей довольно интересная история. Александр Ярославич скончался от болезни 14 ноября 1263 года в Городце, когда возвращался на Русь из Орды.

После смерти тело князя перевезли во Владимир, а уже в 1724 году по приказу Пётр I» href=»https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I»>Петра I мощи благоверного князя были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

Это произошло вскоре после заключения Ништадтского мира между Россией и Швецией, который положил конец Северной войне, начатой Петром еще в 1700 году. Вполне понятно, почему император захотел почтить память великого князя: ведь Невский знаменит своей победой над шведским войском в 1240 году.

Это то, о чем известно большинству.

Однако немногие знают, что мощи князя сильно пострадали при пожаре, главный проспект Петербурга назвали в его честь, а не в честь Невы, Александро-Невскую лавру построили благодаря путанице Невского с его сыном, а в эпоху СССР считалось, что в гробнице князя вообще нет его мощей, а вместо них хранятся кости разных людей. Об этом и многом другом «Истории.РФ» рассказал насельник Александро-Невской лавры иеромонах Пимен (Шевченко).

«Крестный ход из 100 тысяч человек»

– Отец Пимен, здравствуйте и с праздником! Расскажите, как отмечают православные день перенесения мощей князя в Петербург?

– Обычно ко дню торжества перенесения мощей благоверного князя Александра Невского у нас всегда приурочен фестиваль колокольных звонов, он прошел у нас накануне, в воскресенье. Он всегда проходит в воскресный день для удобства людей, и в том числе для звонарей, которые приезжают со всех регионов страны.

В сам день праздника совершается праздничная литургия: и в Троицком соборе Александро-Невской лавры, и в Казанском соборе – сегодня божественную литургию здесь возглавил митрополит Варсонофий в сослужении сонма архиереев и духовенства.

Оттуда уже идет крестный ход, и проходит торжественный молебен на площади Александра Невского.

– Сколько человек приняли участие в крестном ходе в этом году?

– Сегодня владыка-наместник на обеде сообщил (ему поступили сведения из МВД), что [на крестный ход пришло] порядка 100 тысяч человек. Конечно, это радостно, что есть люди, которые приходят и в рабочий день посещают это молитвенное шествие.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

– Это правда, что крестный ход долгое время не проводился из-за запрета советского руководства и стал вновь проводиться совсем недавно?

– Да, эта традиция у нас возобновилась пять лет назад. Она была как раз приурочена к 300-летию Александро-Невской лавры, и с этого года мы уже ежегодно в день памяти Александра Невского идем по улице, по главной артерии нашего города, которая, кстати, ведь и была названа в честь благоверного князя.

Петр I именно в 1724 году переименовал Монастырский тракт в Невский проспект – в честь Невского. А уже при Екатерине II, когда он был объединен с центральной перспективой, Невский проспект получил свое продолжение до Адмиралтейства. Таким образом, Невский проспект имеет свое название от благоверного князя, а не от Невы.

Кроме того, в этом крестном ходе встречаются две самые важные святыни, которые Петр I положил в основание этого города: это Казанская икона Божией Матери и мощи Александра Невского.

Эти два покровителя встречались и продолжают встречаться сейчас на площади Александра Невского, пройдя, по сути, через весь исторический Санкт-Петербург.

«Благодарность за отмену крепостничества»

День перенесения мощей князя является не только церковным, но еще и государственным праздником. Когда он приобрел всероссийское значение?

– Действительно, со времен Елизаветы Петровны день перенесения мощей Александра Невского стал государственным, а тем более после вступления в должность императора Александра I этот праздник превратился во всероссийское торжество. Считалось, что это государев день, и по всем храмам служили молебны.

Очень ярко этот праздник стал отмечаться после того, как императором Александром II был подписан указ об отмене крепостного права. По многим уголкам России в благодарность Богу за отмену крепостного права люди писали иконы Александра Невского.

В то время появляется образ Александра Невского, который держит в руке хоругвь – это была некая благодарность императору Александру.

Когда писали иконы его небесного покровителя, на многих из них даже были дарственные надписи – благоверному князю Александру Невскому за его военные подвиги и императору Александру II. Многие храмы в России стали освящать как раз в честь Александра Невского.

Было две волны: первая – после отмены крепостного права, когда в России стали строить много часовен и храмов в честь Александра Невского, освящать приделы, и вторая волна – уже после убийства императора, когда также многие храмы стали освящать в честь благоверного князя.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

– Почему Петр решил перевезти мощи Невского в Северную столицу? Он почитал князя, поскольку тот, как и сам Петр, одержал славную победу над шведами?

– Вы знаете, один из историков указывает, что еще в 1703 году Петр I осматривал территорию будущего [Александро-Невского] монастыря и у него уже тогда появилась идея именно здесь создать монастырь в честь Александра Невского и сюда перенести его останки.

Дело в том, что среди местных жителей смешались два события, которые были связаны с Александром Невским. Первое – это, конечно, победа на Неве. Но, как мы знаем, она произошла не здесь, не в устье Черной речки и Невы, где располагается сейчас Александро-Невская лавра. Было также еще одно событие.

Князь Андрей, сын Александра Невского, разбил шведскую крепость, которая располагалась на Неве, неподалеку отсюда. Скорее всего, два этих события сплелись в сознании народа, и местные жители указывали, что это именно то самое место, где Александр Невский одержал победу.

Хотя, я думаю, Петр знал истинное место в Усть-Ижоре, но, так или иначе, так как место было связано с именем Александра Невского через его сына, то и было решено именно здесь устроить монастырь и перенести сюда мощи благоверного князя.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

– Историки и богословы пишут, что мощи Невского «были открыты» в 1380 году накануне Куликовской битвы. Что это значит? До этого их никто не видел?

– Дело в том, что князь Александр Невский был похоронен в усыпальнице одного из храмов Рождественского монастыря во Владимире, и многие почитали и знали его.

А вот поводом для такого общероссийского почитания стала как раз Куликовская битва. Невский был явлен для многих людей как некий предстатель, молитвенник за Россию.

То есть были открыты даже не мощи, а сам Александр Невский. Впервые громко прозвучало его имя как святого.

«Советские слухи о “не тех” мощах»

– Что было с мощами князя, пока они находились во Владимире?

– Мощи долгое время находились под спудом, то есть были в земле: делалась каменная гробница, туда опускался гроб, сверху ставилась каменная плита. Потом храм горел. Уже после пожара мощи были подняты на поверхность и обрели привычный нам вид, когда они находятся не в земле, а в раке.

– Мощи пострадали при пожаре?

– Очень сильно пострадали. Петр I уже привез мощи [в Петербург] в относительно небольшом ковчеге – это уже то, что от мощей осталось. Есть их описание – правда, очень своеобразное.

Когда в 1922 году было изъятие церковных ценностей и большевики вскрывали мощи Александра Невского, были даже некоторые врачи, которые составили акт, где говорилось, что там отнюдь не мощи, а 12 костей от разных людей и тому подобное.

Но нужно понять, что эпоха диктовала свои условия, и необходимо было всеми силами принизить важность Александра Невского. В этот момент шла очень обширная дискуссия по поводу здания Александро-Невской лавры, и, безусловно, унизив останки Александра Невского, можно было внести долю сомнения и раскола в православное общество.

Поэтому, когда уже в 1989 году мощи были обнаружены в запасниках нынешнего Казанского собора (тогда Музея истории религии и атеизма), они были вскрыты и освидетельствованы, и никаких подобных высказываний со стороны тех специалистов, которые там присутствовали, не было.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

– Значит, можно сказать, что мощи Невского не утратили своего значения?

– Ведь мы говорим о том, что мощи – это останки святого человека. Вне зависимости от того, нетленное ли это тело или кости, мы все равно признаем это мощами. К примеру, привозили мощи святителя Николая – это часть мощей, но мы все равно называем их «мощи». Это то, через что мы соприкасаемся с той благодатью, которую стяжал святой в своей жизни на протяжении лет пребывания на земле.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/nievskogho-pierieputali-s-synom-pravda-o-moshchakh-vielikogho-kniazia

Передача мощей Александра Невского: как это было

Петербург был основан как дом Александра Невского. Почти на том же месте, где святой благоверный князь когда-то разбил шведов, и ровно для того, чтобы та же угроза с запада была предупреждена, чтобы Россия никогда не осталась отрезанной от Балтики, чтобы русское православие не замыкалось в московской культурной обособленности.

Когда советская власть украла у Церкви и у России останки князя, сам смысл существования Петербурга был поставлен под вопрос. Зачем нужен город, в котором не почитают его главного святого, который забыл о том, для чего был построен? Но Бог сохранил Петербург, и 3 июня 1989 года, тридцать лет назад, князь вернулся.

И городу снова есть ради чего жить.

Воспоминаниями делится насельник Александро-Невской лавры архимандрит Нектарий (Головкин). В 1989 году, будучи еще священником Николаем, он участвовал в перенесении мощей святого Александра Невского из Музея истории религии, где они тогда хранились, обратно в Лавру.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

В 1985 году меня рукоположили во пресвитера, мне было 30 лет. Рукополагал 1 октября митрополит Антоний (Мельников), в Старой Руссе — тогда ведь была Ленинградская и Новгородская епархия. Назначили меня настоятелем храма Покрова Божией Матери в селе Борисово.

Практика в Новгороде продолжалась недолго: на престольный праздник я уже уехал в Борисово и служил там. Уполномоченный по делам религий строго-настрого запретил что-то ремонтировать и реставрировать в храме, выходить в облачении на улицу, кроме крестного хода на Пасху.

Чтобы провести крестный ход в другое время, нужно было получить резолюцию уполномоченного. И проповедь — только по Евангелию, других тем нельзя было касаться.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

Но вскоре после приезда, на Димитриевскую родительскую субботу, я решил служить панихиду на кладбище. До этого узнал историю этих мест: там были страшные бои, целая дивизия полегла, много братских захоронений. Я всегда чтил память наших воинов, мой отец вое­вал, два деда — один из них погиб.

 Я родился к западу от Москвы, эта местность переходила то к немцам, то к нашим, повсюду следы войны, и с детства это в душу запало. И вот объявляю после богослужения: «Сейчас пойду служить панихиду на братскую могилу».

Прихожане руками замахали: «Батюшка, нельзя, под запрет отправят!» А я и говорю: «Теперь можно!», пошел и отслужил. Потом стал смотреть, в каком состоянии храм: пол качается, балки сгнили. В 1946 году он был открыт, а я начинал служить в 1980-е, и за это время не было никакого ремонта.

Кстати, в 1954 году в этом храме начинал служить прото­иерей Иоанн Миронов. Приехали ко мне друзья — один псаломщик, другой священник. Говорю: «Помогите половицы оторвать!» Мы начали — и всё оторвали. На неделе служб не было, заказали другие балки и заново собрали полы.

Потом приглашал то маляров, чтобы стены покрасить, то реставраторов, чтобы очистить иконы от многолетней копоти. Иконостас сделал новый.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

На второй год моего служения приехал секретарь, протоиерей Михаил Елагин. У нас было два секретаря — один за Ленинградскую область отвечал, другой за Новгородскую. Посмотрел он на плоды моих трудов, ничего не сказал, но, думаю, передал митрополиту Алексию (Ридигеру), что есть такой ревностный батюшка, его могут под запрет отправить.

И владыка Алексий меня из Новгородской области — раз! — перевел в Тихвин, служил я два года в храме «Крылечко». Было это в 1987–1988 году. В 1988-м отметили 1000-летие Крещения Руси и, хотя уполномоченные были до начала 1990-х, обстановка стала быстро меняться.

Стали Церкви передавать монастыри и храмы — Киево-Печерскую лавру, Оптину пустынь, а у нас — храм Архистратига Михаила в Ломоносове.

Владыка Алексий однажды вызвал меня к себе и сказал: «Скоро будет передан Софийский собор в Пушкине, хочу назначить тебя настоятелем. Переведу из Тихвина поближе — в шуваловский Александро-Невский храм».

В Софийский собор я съездил — он стоял тогда без окон, без дверей, подвал был затоплен, никаких дренажных работ не производилось. Стал думать, что можно сделать, пока документы еще оформляются.

И пришла мне в голову идея обратиться в Музей истории религии и атеизма, чтобы узнать, не передадут ли мне из запасников иконы, утварь — ничего ведь не было. Пришел на прием к директору Станиславу Кучинскому.

Когда заговорил о передаче икон и утвари из запасников, он замахал руками: «Нет, меня снимут с должности! Обратитесь лучше на таможню!» Я говорю: «На таможню попадают иконы, которые контрабандой хотят вывезти из страны, они маленькие, потому что большие тайком не вывезешь. А нам нужны большие храмовые образа». Но в первый раз ушел я ни с чем.

Пришел во второй раз и завел такую речь: «Хотя наши цели и задачи противоположны, но сотрудники вашего музея спасли много икон, и за это мы им благодарны». В общем, директор обещал поговорить с тогдашним министром культуры РСФСР.

Читайте также:  Cовременные чудеса ксении петербургской

Сказал, чтобы я пришел после 8 марта, когда как раз должен был приехать министр. Я прихожу, директор и говорит: «Вы знаете, министр в порядке исключения разрешил. Но это прецедент — никогда Музей истории религии храмам ничего не передавал.

 Мы вам отобрали уже 65 единиц хранения, списочек вот посмотрите».

До разговора с директором митрополиту я ничего не говорил — вдруг не получится. Звоню ему, рассказываю, он приглашает приехать в резиденцию на Каменном острове. Приезжаю — и тут владыка говорит: «Попробуй узнать, где у них мощи Александра Невского хранятся. Но осторожно — вдруг они возьмут их и уничтожат!»

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

После Литургии в Александро-Невском храме я попросил прихожан остаться, потому что хотел совершить молебен, чтобы нам вернули мощи. Очень волновался перед тем, как обратиться снова к директору музея, не нанесу ли я вред. Когда служил молебен, даже плакал от волнения.

Но разговор получился доброжелательным — директор признался, что мощи в музее есть, а на мой вопрос, не могут ли они передать их Церкви, ответил: «Знаете, этим обращением вы нас просто опередили. Мы уже думаем об этом».

 Я предложил Станиславу Алексее­вичу встретиться с митрополитом.

Поговорил с владыкой, и мы решили, что митрополиту идти на прием в музей не подобает, надо предложить директору приехать в резиденцию.

Директор окончательно сказал, что возражений по мощам нет и что он готов при­ехать. Как сейчас помню — в одиннадцать утра я встретил Кучинского у резиденции, и мы вместе прошли к митрополиту.

Прошли переговоры успешно, они договорились о дате передачи мощей — это было в апреле.

У меня сохранились архивные фотографии тех лет. На одной из них видно: рядом с захоронением Михаила Кутузова стоял стол, на нем находился ковчег.

Там же, в стороне, лежали облачения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — они были переданы позже.

От епархии нас было несколько человек: владыка пригласил настоятеля Свято-Троицкого храма Александро-Невской лавры протоиерея Игоря Мазура, а я — протоиерея Василия Лесняка, он был моим духовным отцом.

Мощи, которые были изъяты в 1922 году, 3 июня были перенесены в Александ­ро-Невскую лавру. 4 числа, на следующий день, митрополит совершил Литургию, на которой наградил меня сразу двумя наградами — наперсным крестом и камилавкой. Владыка не любил давать две награды сразу, то тут сделал исключение.

Уполномоченный по делам религий после этого сказал, что настоятелем Софийского собора мне не бывать. И действительно не назначили — настоятелем стал протоиерей Геннадий Зверев. Он и забрал те самые иконы, утварь и облачения из Музея истории религии. Какое-то время, до перенесения в собор, они хранились в Духовной академии.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

Митрополит Алексий с представителями епархии и директор Музея истории религии Станислав Кучинский с сотрудниками в день передачи мощей

Остался я служить в Александ­ро-Невском храме, но мне понравилось храмы реставрировать. Я знал про заброшенный храм апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке: от него остались только стены. Попросил правящего архиерея — это был уже митрополит Иоанн (Снычёв) — назначить меня туда. И восстановил храм из руин.

На Северном кладбище восстановил храм с нуля: он был разрушен, ничего не осталось. В поселке Агалатово раньше храма не было. Там размещался вертолетный полк, и командир полка Николай Майданов предложил построить храм. Это было году в 1996-м. Пригласили меня туда, собрали всех летчиков и техников.

Только один, коммунист, был против строительства храма, а остальные были «за». Я решил посвятить храм страстотерпцам Борису и Глебу. На Богословском кладбище храм восстановил, при 2-й больнице на улице Сикейроса.

Сейчас пытаюсь построить храм на территории яхт-клуба «Балтиец»: там установили и освятили поклонный крест на месте высадки первого десанта в годы Великой Отечественной войны. Я убедил руководство клуба, что необходимо возвести храм-памятник в честь святого Феодора Ушакова.

Я не считаю передачу мощей святого Александра Невского какой-то своей личной заслугой. При Брежневе, Андропове, Черненко патриарх Пимен пытался говорить о необходимости отпраздновать 1000-летие Крещения Руси, но услышан не был.

Горбачев затеял перестройку, пытался использовать Церковь в своих интересах, поэтому и разрешил устроить празднование — чтобы приблизить к себе электорат.

Он не собирался давать свободу Церкви, но стоило ослабить давление, пошла такая лавина, что её уже было невозможно остановить.

Источник: http://aquaviva.ru/journal/peredacha_moshchey_kak_eto_bylo

Источник: https://sv-petr-fevroniya.ru/peredacha-moshhej-aleksandra-nevskogo-kak-eto-bylo/

12 сентября — обретение мощей святого благоверного князя Даниила Московского, перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского / Исторические справки / Патриархия.ru

12 сентября 2007 г. 08:47

Святые мощи Александра Невского, где хранятсяСвятой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, скончался 4 марта 1303 года. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения. Так, во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Рцы великому князю Иоанну: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвенна мя имать. Бог же мой несть мене забыл никогдаже». Узнав об этом, Иоанн III повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших.

При сыне Иоанна III великом князе московском Васи­лии Иоанновиче (1505-1533) произошло событие, описанное в Степенной книге. Однажды великий князь с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила.

Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости не­кий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже! Не дерзай с камни сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил». Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, хотел сесть на коня.

Неожиданно конь вздыбился и упал мерт­вым на землю, подмяв седока, едва оставшегося в живых после падения.

Святые мощи Александра Невского, где хранятсяВ царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584) на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя Даниила и служить о нем панихиды. Он же издал указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келлий, пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645-1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений.

Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса.

Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетленных мощей.

Святые мощи Александра Невского, где хранятсяПеренесение мощей благоверного князя Александра Невского состоялось 30 августа 1724 года из Рождественского монастыря г. Владимира в Троицкий монастырь г. Санкт-Петербурга.

Край, где была основана новая столица Российской империи г. Санкт-Петербург (1703 г.), в XI веке находился под властью Новгорода Великого. Нева разделяла земли Карелии и Ингрии (Ижоры).

С середины XII века за эту землю шла упорная борьба новгородцев со шведами и немецкими рыцарями. В 1323 году новгородцами в истоке Невы была основана крепость Орешек, ныне Шлис­сельбург.

В Смутное время Карелия и Ингрия временно отпали от России, но в начале XVIII века при Петре I были отвоеваны русскими.

В июле 1710 года, вскоре после взятия Выборга, Петр I осматривал окрестности города. По его указанию было выбрано место для будущего монастыря во имя Живоначальной Троицы и святого благоверного князя Александра Невского на берегу Черной речки (впоследствии Монастырки).

20 февраля 1712 года Петр I приказал объявить архимандриту Феодосию (Яновскому), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». 25 марта 1713 года в деревянном храме, освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, была совершена Божественная литургия.

Монастырь связывала с городом дорога, устроенная в 1712 году по распоряжению архимандрита Феодосия (будущий Невский проспект).

Когда новая столица обстроилась и основанная в ней обитель во имя святого Александра Невского обзавелась приличным храмом и достаточным составом братии, возникла мысль о перенесении в нее святых мощей ее небесного покровителя.

В феврале 1722 года, исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий был во Владимире, в Рождественском монастыре, где находились мощи святого князя Александра Невского. Вместе с архимандритом монастыря Сергием он произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Святейший Синод 30 июня 1723 года постановил: «Святые мощи в Александро-Невский монастырь перенести, по примеру перенесения из Соловецкого монастыря в Москву святых мощей Филиппа митрополита».

Ковчег с балдахином для мощей, с «носилом» (шириной 7 аршин, длиной 11 аршин, высотой более 5 аршин) был доставлен из Москвы во Владимир 10 августа. Несли его около 150 человек, а иногда и более. Перенесение святых мощей началось 11 августа 1723 года.

После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Так как из ворот обители выйти было затруднительно, частично разобрали забор; при шествии через тесную торговую площадь города пришлось сломать несколько прилавков.

Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи. Жители ближайших сел встречали и провожали мощи «со многими народными людьми».

17 августа подошли к Москве, а 18-го состоялась торжественная встреча святых мощей архимандритом и братией Симоновского монастыря, архиепископом Сарским и Подонским Леонидом, епископом Суздальским и Юрьевским Варлаамом, сонмом священнослужителей и множеством верующих. В Москву шли Мещанской улицей и по Сретенке, Введенской и Петровской улицами; не заходя в Кремль, по Тверской вынесли мощи за Ямскую Тверскую улицу и поставили в поле. При большом стечении верующих всю ночь совершались молебны святому Александру Невскому.

23 августа мощи были в Клину, 26-го — в Твери, 28-го — в Торжке, 31-го — в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. У Софийского собора был совершен молебен. 10 сентября продолжили путь с мощами по Волхову с остановкой у Хутынского монастыря.

13 сентября их доставили в Старую Ладогу. В Шлиссельбурге 19 сентября святые мощи были встречены и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года.

24 июля Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

К тому времени был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года, в котором постановлялось: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских».

В Шлиссельбурге с раки святого был снят его образ (в монашеском одеянии, поскольку он преставился в схиме) и вместо него был помещен новый, писанный живописцем столичной типографии Иваном Одольским. Тогда же для печатания гравюр знаменитым гравером Пикаром была выполнена медная доска с видом Александро-Невского монастыря.

В титул святого князя Александра Невского было добавлено слово «великий».

Святые мощи Александра Невского, где хранятсяВ самом монастыре для встречи мощей была изготовлена особая лестница для внесения мощей в верхний храм во имя святого Александра Невского. Утром в воскресенье 30 августа 1724 года тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день.

Читайте также:  Почему беременным нельзя ходить на похороны, приметы и мнение церкви

После окончания перенесения мощей святого князя Александра Невского Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23-го числа службе, отныне праздновать 30 августа». Составление новой службы Синод поручил обер-иеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографии протектору архимандриту Гавриилу (Бужинскому).

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века.

В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долго­ждан­ный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру.

Вновь составленное житие святого Алек­сандра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В перенесении мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург Промысел Божий усматривал небесное покровительство городу. В годы первой и второй мировых войн героизм русских людей, соединенный с молитвенным предстательством небесного покровителя города на Неве, продолжает свидетельствовать о небесной помощи благоверного князя Александра Невского.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/141045.html

Археология и палеонтология

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петрограде в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре).

Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке.

Эта рака возможно крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

В 1919 г. по инициативе одного из идеологов атеизма П. А. Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского. Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что: «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 г. весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому – это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги».

(Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10).

Эти бренные останки нескольких покойников, были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов — так и не воссоздал облик Александра Ярославича – черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.

Откуда вообще взялись «мощи Александра Невского»?

То, что выдали за мощи Александра Ярославича (тогда еще не святого и не Невского) впервые явлено почтенной публике в 1380 г. в Рождественском монастыре Владимира, где князь был похоронен после смерти в 1263 г.

Этот монастырь был основан в 1192 году Великим князем Всеволодом Большое Гнездо как главная обитель Владимиро-Суздальской Руси. Монахи Рождественского монастыря, находясь под личным покровительством самого Великого князя (и, что тоже не маловажно, по соседству от его двора), могли не заботиться о хлебе насущном.

Об этом за них заботились Великие князья Владимирские, прилагавшие все усилия для того, что бы Рождественский монастырь соответствовал своему высокому положению и во всем превосходил другие монашеские обители Руси. В отличие от их коллег, монахам Рождественского монастыря не нужно был трудиться в поте лица или думать о привлечении паствы.

Именно поэтому этот монастырь несколько столетий прекрасно обходился без чудотворных святынь…

Стоило княжескому двору переехать из Владимира в Москву, и Рождественский монастырь стал терять свое влияние. Во второй половине XIV века началось стремительное возвышение Троице-Сергиева монастыря.

Для того, что бы сохранить статус первого монастыря теперь уже не Владимиро-Суздальской, а Московской Руси, монахам Рождественского монастыря надо было найти достойный ответ на вызов, брошенный Троице-Сергиевой обителью.

Самый убедительный и эффективный способ — явить чудо. Но, чудо происходит не само по себе, а из творящей его святыни. А таких в монастыре не было.

Зато была могила Александра Ярославича, прямого предка Дмитрия Ивановича — самая подходящая реликвия для явления «чудотворной святыни» и способ услужить Великому князю.

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

В 1380 году монахи Рождественского монастыря объявляют о том, что обрели нетленные мощи Александра Ярославича. Произошло это «чудо» не абы как, а прямо в момент Куликовской битвы.

Согласно сочиненной в стенах монастыря легенде пономарь, спавший в церкви, проснулся от яркого света и увидел как при зажегшихся самих по себе свечах, два старца (идентифицированных им как святые Борис и Глеб) обращаются к Александру со словами призывающими оказать помощь правнуку Дмитрию. Естественно, на утро монахи обнаружили и нетленные мощи Ярославича.

Несмотря на усилия монахов Рождественского монастыря, широкого хождения культ Александра Ярославича до Ивана Грозного не получил. В том числе потому, что главным врагом Московской Руси после Куликовской битвы стали татары, с которыми Александр не только никогда не воевал, но и крепко дружил.

После отказа Москвы платить дань Орде главным ее противником становиться католический запад в лице Польско-Литовского государства и Новгород земли и богатства которого пытались прибрать к своим рукам все московские князья, начиная с Ивана Колиты.

Тут-то и оказался востребован созданный в стенах Рождественского монастыря миф об Александре Ярославиче.

Правда, праздник длился не долго. 23 мая 1491 года в монастыре случился пожар. Воскресенская летопись и Степенная книга сообщают о том, что в огне погибла рака с мощами Александра Ярославича. Но рака, в которой якобы покоятся нетленные мощи князя, вновь оказалась на своем месте. И монахи, как ни в чем не бывало, продолжают фиксировать происходящие от них чудеса.

Иван Грозный внес личный вклад в придание Александру Ярославичу статуса святого защитника русских земель.

В 1551 году перед походом на Казань он провел неделю во Владимире, в молитвах в Рождественском монастыре, где произошло очередное чудо от святых мощей.

Иван Грозный объявил о том, что он исцелил от раки князя больную руку (по другой версии во время молебна у раки о даровании победы получил исцеление рук приближенный царя – Аркадий). Кто бы мог в этом усомниться?

Самый грандиозный спектакль с псевдо мощами разыгрался при Петре I, которому нужно было поднять статус новой столицы государства. Собутыльник императора архимандрит Феодосий лично освидетельствует мощи. Больше года Петр раздумывает как бы покрасившее обставить перенос раки в которой вместо нетленных чудотворящих мощей груда костяшек.

30 августа 1724 года раку с мощами перенесли на галеру, гребцами на которой были высшие государственные сановники. Петр занял место рулевого. На берегах Невы выстроились войска, столпился народ. Под артиллерийский салют и колокольный звон ковчег, перенесли на берег.

Петр открыл раку с мощами ключом, посмотрел на них, потом закрыл и выбросил ключ в реку — чтобы никто другой больше не мог ее открыть. Это был финальный аккорд грандиозной мистификации. После такого убедительного аргумента в подлинности мощей мог сомневаться только самоубийца.

А чтобы не провоцировать слухи церковь перестала объявлять о происходящих от мощей Александра Ярославича чудесах.

Суповой набор каннибала под названием «мощи святого благоверного князя Александра Невского» возвращены в лаврский Троицкий собор в 1989 году. В место раки, экспонирующейся в Эрмитаже, — скромный ящик по виду из нержавейки. Народ подходит, приклоняется. Интересно чему?

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

Сегодня части тела «Александр Невского» — одни из самых «популярных» реликвий РПЦ. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей «АН» поставлено РПЦ на поток.

Насколько именно частей было расчленено прагматичными служителями культа тело покойного (или то, что выдают за его мощи), доподлинно не известно.

Вполне возможно, что если бы удалось собрать все частицы мощей святого, то выяснилось, что они принадлежат даже не двум, а значительно большему количеству усопших. Впрочем, церковь такие условности никогда не смущали.

tvister1.livejournal.com

Источник: http://apxeo.info/rossiya/moshhi-aleksandra-nevskogo.html

Мощи «александра невского» самый наглый обман века (ч.1)

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

 Святые мощи Александра Невского, где хранятся    

 К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петрограде в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре).

Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке.

Эта рака возможно крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

 Святые мощи Александра Невского, где хранятся

В 1919 г. по инициативе одного из идеологов атеизма П. А. Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского. Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что: «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 г. весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому — это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе»  обман.  

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги».

(Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10).

Эти бренные останки нескольких покойников, были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе. 

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов  —  так и не воссоздал облик Александра Ярославича – черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.

    Святые мощи Александра Невского, где хранятся         

Откуда вообще взялись «мощи Александра Невского»?

То, что выдали за мощи Александра Ярославича (тогда еще не святого и не Невского) впервые явлено почтенной публике в 1380 г. в Рождественском монастыре Владимира, где князь был похоронен после смерти в 1263 г.  

Этот монастырь был основан в 1192 году Великим князем Всеволодом Большое Гнездо как главная обитель Владимиро-Суздальской Руси. Монахи Рождественского монастыря, находясь под личным покровительством самого Великого князя (и, что тоже не маловажно, по соседству от его двора), могли не заботиться о хлебе насущном.

Об этом за них заботились Великие князья Владимирские, прилагавшие все усилия для того, что бы Рождественский монастырь соответствовал своему высокому положению и во всем превосходил другие монашеские обители Руси. В отличие от их коллег, монахам Рождественского монастыря не нужно был трудиться в поте лица или думать о привлечении паствы.

Читайте также:  Молитва чтобы забыть человека, выбросить из памяти навсегда

Именно поэтому этот монастырь несколько столетий прекрасно обходился без чудотворных святынь…

 (продолжение следует)

Источник: https://tvister1.livejournal.com/12545.html

Мощи святого благоверного великого князя Александра Невского

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса.

В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г.

в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской — Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя.

Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.

) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

В 1790 году по окончании строительства главного соборного храма в честь Святой Троицы, мощи святого благоверного князя Александра Невского были торжественно перенесены в собор, в нишу за правым клиросом.

Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации. Но эвакуация не была осуществлена.

12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. Вскрытие мощей провели публично. Для этого были приглашены работники райкомов партии, коммунисты, представители воинских частей, общественность.

Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма.

Вскрытие мощей большевики отсняли на кинопленку, и в 1923 году в кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского».

В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году.

Источник: https://lavra.spb.ru/about/saints-and-shrines/reliquary.html

Вскрытие мощей св.блгв.вел.кн. Александра Невского в Петрограде 12 мая 1922 г

Святые мощи Александра Невского, где хранятся

По учению православной церкви, «мощи – оставшиеся нетленными после смерти тела христианских святых, которые должны чтиться также, как и иконы, но не должно воздавать им честь, приличную одному Богу». Дни обретения и перенесения мощей церковь отмечает как особые праздники. Однако нетленность тел «почивших святых людей» не является главным или даже обязательным атрибутом почитаемых мощей. В православном катехизисе содержится следующее разъяснение: «Тела некоторых усопших святых сохраняются в сравнительной или даже полной целостности. Но почитаются они отнюдь не за их всегда бывшую нетленность, а за то, что по причине святости почивших тел их и по смерти являются хранителями Божественной благодати, силою которой подаются верующим дары исцелений и другие духовные дарования». [2]

Почитание этих священных реликвий уходит своими корнями в далекое время зарождения христианской религии, гонений на первых христиан. Тогда же стало обязательным строить храмы на мощах мучеников. Святые останки, обычно находившиеся в приходской или домовой церкви, помещались частицами в крестах запрестольных и напрестольных, в крестах-мощевиках, в серебряных ковчегах.

Во вселенском православии почитаемы также костные останки святых. Согласно традиции, принятой в монастырях Афонской горы, к мощам можно относить и выкопанные из земли по прошествии трех лет после погребения костные останки подвижников. Русской православной церковью с древнейших времен в равной степени почитались святые мощи как в виде нетленных тел, так и в виде костей.

Например, опубликованный в 1903 г. в некоторых газетах отчет с подробным описанием результатов обследования духовенством останков Серафима Саровского, которые были обнаружены в виде костей, не помешал его канонизации. Выдающийся церковный историк Е.Е. Голубинский писал в начале XX в.

, что церковь в своем учении о нетленности мощей отнюдь не предлагала понимать нетленность их в смысле ненарушенности, сохранности тел. [3]

Все эти обстоятельства, важные для церковного почитания мощей, не учли организаторы антирелигиозной кампании, поскольку исходили из того, что осмотр содержимого рак выявит тленность останков святых и тем самым «разоблачит перед массами вековой обман церковниками трудового народа».

Кроме того, антирелигиозники рассматривали святые мощи как «средство извлечения монастырями и храмами огромных доходов». Поэтому «разоблачение мошеннических проделок церковников с мощами», по замыслу П.А.

Красикова, руководившего в то время религиозной (точнее – антирелигиозной) политикой советской власти и являвшегося одним из главных организаторов кампании, должно было привести к подрыву материального положения церкви. [4]

Конфискация у церкви мощей грозила затруднить ее богослужебную деятельность. Со времен первого Карфагенского собора (около 220 г.), определившего, что ни один храм не должен строиться иначе, как на мощах мучеников, до настоящего времени каждый православный храм имеет частичку мощей какого-нибудь святого.

Частичка эта зашивается в антиминс – особый, возлагаемый на освященный престол храма плат, без которого нельзя совершать божественной литургии. Это обстоятельство позволяет лучше уяснить позицию духовенства и, в частности, патриарха Тихона, который в письме к председателю ВЦИК М.И. Калинину от 9 августа 1920 г.

оценил кампанию по вскрытию мощей как неприкрытое вмешательство государства во внутренние дела церкви, непосредственно относящиеся к области культа. [5]

16 февраля 1919 г. коллегия Народного комиссариата юстиции приняла постановление об освидетельствовании, публичной демонстрации и изъятии мощей. Согласно этому документу, само вскрытие, т.е. снятия с мощей покровов и т. п.

, должны были производить священнослужители в обязательном присутствии представителей местных органов советской власти, ВЧК и медицинских экспертов.

После оформления протокола вскрытия, подписанного духовенством и медицинскими экспертами, к осмотру мощей рекомендовалось привлекать «самые широкие массы».

Губисполкомам рекомендовалось «для устранения возможности использовать в дальнейшем обман с мощами по истечении некоторого времени, достаточного для того, чтобы массы могли убедиться в обмане, открытые раки со всем содержимым передать… в местные музеи, или захоронить». [6]

Источник: http://gosudarevsobor.cerkov.ru/vskrytie-moshhej-svyatogo-knyazya-aleksandra-nevskogo-v-petrograde-12-maya-1922-g/

Память перенесения мощей князя Александра Невского. Справка

2010-09-12T09:00+0400

2010-07-15T18:30+0400

https://ria.ru/20100912/255155730.html

Память перенесения мощей князя Александра Невского. Справка

https://cdn25.img.ria.ru/images/15500/24/155002453_0:0:1340:3000_1036x0_80_0_0_c4b9a850e9b73a196ae2ef659136f25b.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

12 сентября (30 августа по ст.ст.) Русская Православная Церковь празднует память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из города Владимира в Санкт Петербург, которое произошло в 1724 году.

12 сентября (30 августа по ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из города Владимира в Санкт‑Петербург, которое произошло в 1724 году.

Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий), сын князя Ярослава Всеволодовича, князь новгородский, великий князь владимирский, известный своими победами над шведами (Невская битва 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242 г.) был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года по пути из Орды в Городце, на Волге, а 23 ноября 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира. Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения. Его нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой ‑ в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.

30 августа 1721 г. (12 сентября по новому стилю) Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу Санкт‑Петербург.

В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь Санкт‑Петербурга началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи.

17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26‑го ‑ в Твери, 28‑го ‑ в Торжке, 31‑го ‑ в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года.

24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

Утром 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла.

При пушечном салюте и колокольном звоне мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы и перенесены в Санкт‑Петербург в Александро‑Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал небесным покровителем северной столицы России.

Указом Петра I от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе.

В 1730 году празднество снова было восстановлено).

Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века.

В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру.

Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится и ныне. В 1989 году мощи святого были возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников Музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро‑Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20100912/255155730.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector