Молитва очищения, читаемая священнослужителем над человеком после того, как совершен какой-либо обряд, называется разрешительной. Считается в православной вере, что разрешительная молитва очищает человеческую душу, снимает тяготу собственных грехов, избавляет от «нечистоты». Что значит «нечистота» в церковном понятии, разъясним ниже.
Когда читают разрешительную молитву?
Бог, посредством священника, отпускает человеческие грехи через «формулу» очищения. Этой «формулой» и является разрешительная молитва.
Произносить ее следует только в тех случаях, когда верующий христианин действительно осознал свои совершенные грехи, ошибки и возненавидел их.
Только в том случае человек не может раскаяться, если молитва эта читается при отпевании. Так когда же читается разрешительная молитва?
В православной церкви есть всего три случая, когда прощение грехов происходит с использованием разрешительной молитвы:
- при отпевании;
- после родов;
- после исповеди.
Разрешительная молитва на отпевании
Каждый, кто считает себя христианином, должен исполнить свой религиозный долг и проводить своих близких и родных в последний путь достойно. О прощении грехов умерших церковь молится не только на заупокойных службах, панихидах. При отправлении человека в вечность священнослужитель совершает обряд отпевания, затем происходит погребение.
В конце отпевания священником прочитывается разрешительная молитва. Текст ее пишется на листе, который обязательно должен включаться в любой погребальный набор. После того как молитва прочтена, ее нужно вложить усопшему в правую руку.
В тексте такой молитвы прошения от всех молящихся и от лица священника о прощении умершему грехов его. Этим выражается надежда на то, что Господь освободит, простит человека от земных грехов и примет умершего в рай. Кроме этого, в молитве просится избавить усопшего от различных проклятий, которые могли быть наложены на него недоброжелателями в жизни.
Таким образом, при обряде отпевания разрешительная молитва является очень важной его составляющей. Священники называют это молитвословие главным для отошедшего в мир иной. В церкви также разрешительная молитва называется «подорожной».
Беременность и роды
В современном мире, как и прежде, к беременной женщине относятся с трепетом и любовью. Защищают ее, стремятся не вступать в конфликты, уступают во всем. Но вот для храма и религии женщина, ждущая чадо свое, и молодая мамочка – это запрет.
Чтобы посетить церковь, обязательно читается очистительная или разрешительная молитва матери после родов, проводится определенный ритуал. Удивлены? Но это так. Даже при крещении своего младенца, прежде чем пойти в храм, женщина проходит подобный обряд.
Молодые христианки, которые чтут законы церкви, должны не только воспользоваться разрешительной молитвой, но также совершить обряд, который в современности зачастую содержит различные ошибки.
Чтобы их избежать, обратитесь к батюшке, он разъяснит, что нужно сделать женщине после родов и что — перед крещением малыша.
Нечистота женщины
В соответствии с Новым Заветом, человек может оскверниться только душой, он не может иметь физическую нечистоту. Но, к сожалению, это касается мужчин. Женщина в православии подвержена ритуальной физической нечистоте. Благодарить нужно за это прародительницу нашу Еву, которая таки поддалась змею-искусителю, а потом «впарила» запретное яблоко Адаму.
- Нечистота «циклическая». В критические дни женщина не допускается в церковь. В это время ей запрещено прикасаться к святым иконам и причащаться. Как исключение позволяется это тем, кто во время таких дней лежит на смертном одре.
- Родовая нечистота. В течение сорока дней после разрешения от бремени (то есть после родов) женщины считаются нечистыми. От походов в церковь они должны воздерживаться. Как и при первом случае, им также запрещено причащаться и касаться священных предметов.
Откуда в христианстве вообще возникло понятие нечистоты, когда необходима к прочтению разрешительная молитва после родов?
Концепцию этого православие позаимствовало еще из иудаизма. В книге Левит поясняется, что в период менструации женщина нечиста, а также в течение 40 дней после того, как разродится.
О предубеждениях к женщине в этом вопросе свидетельствует и то, что после рождения мальчика женщина нечиста 40 дней, а если родилась девочка – все 80.
Из-за первородного греха Евы преследует в христианстве женщин такая дискриминация.
Законы посещения храма
Большинство молодых женщин не может смириться и понять, почему же запрещено входить в храм «нечистыми», а также с младенцем после родов. На это существуют свои религиозные законы и причины, которые истинные христианки должны соблюдать. Запреты идут в следующей последовательности:
- Во-первых, женщина после родов с кровянистыми выделениями относится к нечистой. В этот момент организм ее и она сама очищаются от последствия грязи сексуальных контактов, так считает Библия.
- Во-вторых, великий закон — в церкви грех проливать кровь в любом виде. Ранее не имелось современных средств гигиены, и на посещения храма появился запрет.
- В-третьих, на здоровье мамы и ее малыша может негативно сказаться скопление людей в церкви. Особенно это касается эпидемиологических периодов.
Как видно из вышесказанного, не только религиозные причины запрещают посещать церковь в такие дни. Лучше прислушаться к советам, чтобы избежать проблем.
Разрешительная молитва на исповеди
Таинство покаяния – церковный ритуал, при котором перед священником человек признается в своих грехах и просит ему их отпустить. После одностороннего монолога кающегося священник прощает все прегрешения, происходит незримое прощение от Бога. По своей сути исповедование – это тяжелый душевный труд. Человек обнажает душу свою перед священником — «слугой Господа». Как проходит покаяние?
- Священником произносятся определенные молитвы, которые побуждают кающегося чистосердечно признаться в грехах.
- Человек, встав на колени пред аналоем, где лежит Евангелие, озвучивает свои грехи как перед Господом.
- По окончании исповеди голову раскаявшегося священник покрывает епитрахилью (расшитой тканью).
- Читается разрешительная молитва таинства исповеди, благодаря которой священник именем Христовым освобождает раскаявшегося от грехов его.
Раскаяние в грехах способствует тому, что душа человека очищается, за счет этого происходит сближение и примирение с Господом.
Источник: https://autogear.ru/article/296/319/chto-takoe-razreshitelnaya-molitva-v-kakih-sluchayah-ona-neobhodima/
Сергиевский храм г. Воскресенска — <
Представляем Вашему вниманию образец «прощальной» молитвы, читаемой над усопшим, для печати на принтере
Скачать/печатать в формате pdf (637 Кб.)
Разрешительная молитва
После возглашения усопшему вечной памяти “архиерей, аще приключится тамо быти, или иерей чтет молитву прощальную велегласно”. (Требник. Последование погребения мирских человек.)
“Господь Иисус Христос, Бог наш, Иже Божественныя заповеди святым Своим учеником и апостолом давый, во еже вязати (здесь: не прощать) и решити (и прощать) падших грехи, и от оных паки (от них вновь, опять) мы приемше вины (причину, повод) тоежде (то же) творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце, вольное или невольное, ныне и присно, и во веки веков. Аминь”.
Ныне вместо краткой прощальной молитвы обычно читается другая, пространная, печатаемая особо (на отдельном листе), она называется “разрешительной молитвой”. (Начиная с 1950-х гг. в изданиях Московской Патриархии (также отдельным листом) эта молитва называется “разрешательной”. – Ред.) Вот эта молитва:
“Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго; ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его [ю]; елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему [ей], человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь”.
Разрешительная молитва обычно читается священником и дается в правую руку усопшему не после отпуста отпевания, но во время отпевания, после чтения Евангелия и самой молитвы. Чтение ее сопровождается (по крайней мере, должно сопровождаться) тремя земными поклонами всех молящихся.
Если ныне разрешительная молитва читается над всеми умирающими в покаянии, то это, с одной стороны, потому, что всякий православный христианин имеет в ней нужду, а с другой стороны, дабы этого благодеяния (как замечает блаженный Августин о молитве за умерших) не был лишен никто из тех, к кому оно может относиться. Ибо лучше преподать его и тем, которым оно ни пользует, ни вредит, нежели отнять у тех, коим оно полезно.
Обычай нашей Православной Церкви давать разрешительную молитву в руки умершему, получил начало при святом Феодосии Печерском. В княжение Ярослава I пришел в Русскую землю из земли Варяжской некто Симон. Впоследствии он принял православную веру и отличался благочестием и особой любовью к святому Феодосию.
Однажды Симон просил святого Феодосия молиться о нем и о сыне его Георгии. Преподобный отвечал благочестивому Симону, что молится не только о нем, но и обо всех, любящих обитель Печерскую.
Но Симон не переставал просить святого Феодосия о том, чтобы он молился о нем и о сыне его Георгии, говоря святому Феодосию: “Отче! Не изыду тощь (здесь: без ответа) от тебе, аще написанием не известиши ми”.
Тогда преподобный Феодосий написал Симону разрешительную молитву такого содержания:
“Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и святых сил Безплотных…
да будеши прощен в сем веце и будущем, егда приидет Праведный Судия судити живым и мертвым”.
“Юже молитву, – замечается в Патерике Печерском, – оттоле начаша влагати умершим в руце, якоже первый Симон вложити себе повеле” (Печерский патерик, с. 68 – 78).
Из Лавры Печерской обычай давать разрешительную молитву умершим легко мог распространиться по всей земле Русской, если вспомним, что монастырь Печерский пользовался большим авторитетом в Русской земле и в Церкви.
Из смиренных келлий Киево-Печерской обители выходили святители Русской Церкви, переносившие в свои епархии священные обычаи своей духовной воспитательницы… (“Загробная жизнь, или Последняя участь человека”. Е. Тихомиров. Изд. 2-е. СПб.
Издание книгопродавца Т.Ф. Кузина, 1893.)
Православный кабинет. Молитвы Православный кабинет. Книги богослужебные Назад к списку
Источник: http://www.voskresensk.prihod.ru/pravoslavnyjj_kabinet/view/id/1153158
Текст разрешительной молитвы на отпевании в Православии
Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день. При этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, то есть для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник. Для отпевания тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на дому. Перед выносом тела из дома служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг умершего. Кадило приносится в жертву Богу для умилостивления о почившем, в знак выражения его благочестивой жизни — жизни благоуханной, как святой фимиам. Каждение означает, что душа умершего христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх, восходит на небо, к Божию Престолу. Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный и торжественный характер — здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежному отчаянию; вера, надежда и любовь — вот главные чувства, содержащиеся в последовании отпевания. Если родственники усопшего иногда (хотя и не обязательно) бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника — всегда светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами. Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совершается только один раз (даже если осуществляется перезахоронение).
Поминальную кутью со свечой посредине ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик. Кутью (коливо) варят из зерен пшеницы или рисовой крупы, смешивают с медом или сахаром и украшают сладкими плодами (например, изюмом). Зерна заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее воскресение умершего.
Как зерна, чтобы дать плод, должны сами оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Мед и прочие сладости знаменуют духовную сладость райского блаженства.
Таким образом, значение кутьи, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усопшего, состоит в видимом выражении уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа Иисуса Христа — как Христос, умерев плотью, воскрес и жив, так и мы, по слову апостола Павла, воскреснем и будем живы в Нем. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают. Иногда усопших отпевают заочно, но это не норма, а скорее отступление от нее. Заочное отпевание получило большое распространение в годы Великой Отечественной войны, когда родственники убитых на фронте получали извещения о смерти и отпевали их заочно.
Согласно церковным правилам, человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, лишается православного погребения.
Для того, чтобы отпеть человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение, к которому обычно прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.
Служба отпевания состоит из многих песнопений. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву.
Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними.
Текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими.
Обычай Русской Православной Церкви давать разрешительную молитву в руки умершему получил начало еще в XI веке, когда преподобный Феодосий Печерский написал разрешительную молитву для принявшего православную веру варяжского князя Симона, а тот завещал вложить эту молитву в его руки по смерти.
Особенно содействовал распространению и утверждению обычая давать разрешительную молитву в руки усопшему случай с отпеванием святого благоверного князя Александра Невского: когда приблизилось время вкладывать в его руки разрешительную молитву, усопший князь, как говорит летопись, сам простер свою руку для принятия ее.
После разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
© Михаил Чернов vsemolitva.ru
Источник: https://vsemolitva.ru/tekst-razreshitelnoj-molitvy-na-otpevanii-v-pravoslavii.html
Освобождает ли усопшего от грехов читаемая над ним разрешительная молитва
После Канона и пения стихир, завершающегося стихирой Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, над гробом почившего читается Евангелие, а затем священник произносит разрешительную молитву.
Смысл ее — в том, что ею священник разрешает усопшего от бывших на нем запрещений и епитимий за те грехи, в которых он раскаялся в Таинстве покаяния, или забыты, либо не осознаны.
Однако эта молитва не разрешает от тех грехов, в которых покойный не каялся или которые были им сознательно утаены, поэтому ее действие нельзя сравнивать с разрешительной молитвой священника на исповеди.
Священник берет с аналоя заранее приготовленный текст молитвы. Читает её. Сворачивает листок с молитвой и вкладывает его в правую руку усопшего. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся и которые при покаянии он не мог вспомнить, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Собственно, на этом чин отпевания завершается.
Молитва очень древняя, взята из текста литургической службы апостола Иакова. Но обычай для христианской истории достаточно поздний, возникший на Руси в XI веке. Его появление и включение в церковный обиход настолько вписаны в русскую историю, что об этом стоит рассказать подробно.
…К великому князю киевскому Ярославу Мудрому явился из Варяжской земли на службу молодой человек по имени Шимон. И привел ещё «три тысячи своих людей». Это и по нынешним временам много.
Допустим, что «тысяча» в летописном тексте не число, а обозначает (такое бывает), что Шимон привел три отряда, три отборные, пусть и не тысячные, дружины. Тоже немало.
Особенно если учесть, что это сделал сын варяжского конунга (военного вождя), выгнанный после смерти отца со своей земли родным дядей.
Этот шведский Гамлет, не ставший затевать очередную смуту-свару на родной земле, на Руси сам и потомки его были в большом доверии у великих князей — служили наставниками-воспитателями княжичей, а когда те вырастали, становились их доверенными лицами в делах военных и судебных, управляли отдельными землями, городами. Боярские роды Воронцовых, Вельяминовых, Сабуровых, Аксаковых и другие восходят к Шимону. Но почему именно сказанием о Шимоне начинается «Киево-Печерский патерик«, то есть история Киево-Печерской лавры, её подвижников?
Да потому, что Шимону в моменты смертельной опасности дважды являлась в видении церковь дивная каменная и понял он, что этот храм будет построен в только зачинавшейся тогда Печерской обители, и принес он преподобному Антонию драгоценный вклад — золотой венец и золотой пояс, снятый им со статуи Христа у себя на родине. И пояс тот стал мерилом, по которому высчитывались пропорции будущего храма, соборной Успенской церкви. И после Шимон большие вклады делал в обитель.
Годы спустя пришел Шимон, переиначенный на Руси в Симона, к игумену Печерской обители преподобному Феодосию, наставнику и другу. И попросил: сделай мне, отче, дар. «Ты же ведаешь, чадо, — отвечал искренне и предусмотрительно Феодосий, — ведаешь убожество наше. Иногда в избытке и хлеба не имеем на день, иного же не знаю, что и имею».
Симон объяснил, что имеет Феодосий: благодать от Бога. И просил одного — обещания, что душа Феодосия будет благословлять Симона и близких его при жизни и после смерти.
Преподобный Феодосий отвечал ему разно — что не ведает пока, доходит ли до Бога молитва его, ещё не свершил он задуманных святых дел на земле, а молится о тех, кто любит «сие место святое» — Печерский монастырь, и так, без просьб и обещаний.
Но все-таки Симон настоял не только на словесном обещании Феодосия молиться о нем на земле и на небесах, но и умолил «написанием» то подтвердить. Так явилась первая «отпустительная грамота» — «разрешительная молитва». «И с тех пор утвердилось таковое написание влагать умершим в руку, прежде же никто не сотворял того на Руси», — сказано в «Киево-Печерском патерике».
Трудно сказать, когда именно и как стал тот частный случай непременным обычаем в русском православном обряде отпевания. Совершенно точно, что к началу XIII века так оно уже было, когда писался «Патерик».
И вот как завершается «Житие Александра Невского«, составленное его современником, — речь идет о смерти князя в 1263 году: «Когда святое тело его уже было положено в раку (гроб), тогда эконом Севастьян и митрополит Кирилл захотели разжать ему руку, чтобы вложить в неё духовную грамоту. А он, будто живой, протянул руку и взял грамоту из руки митрополита. И их охватил ужас, и они едва сумели отступить от раки. Об этом все слышали от господина митрополита Кирилла и от его эконома Севастьяна. Кто не подивится этому, ибо тело было бездушным и везено было из дальнего города в зимнее время. Так вот прославил Бог угодника своего».
Само действие по вложению в руку усопшего грамоты с молитвой никак не объясняется, то есть уже было обыкновенным. Чудо — в руке, протянутой навстречу «разрешительной молитве».
Сообщается в «Житии» и другое: перед смертью князь Александр принял иноческий постриг, а затем и больший монашеский чин — схиму. Пострижение перед смертью — если такое успевалось сделать — стало обыкновением у русских князей.
Традиция эта византийская, давняя, но на Руси воспринятая всего лет за сто до кончины Александра Невского.
Сначала как частный случай и даже в своем роде исключительный: черниговский князь Святослав Давыдович оставил жизнь светскую и семейную — постригся в монахи Киево-Печерской обители.
Около сорока лет он вел жизнь смиренного послушника, выполнял самые утомительные работы, питался скудно.
Средства, которые имел, вступая в монастырь, и потом получал от родственников и почитателей, отдавал на строительство Печерских храмов, на приобретение книг для монастырской библиотеки, на милостыню больным и нищим.
Говорят, что его молитвами исцелялись, и князь Святослав Давыдович вошел в русские святцы как инок Николай Святоша, преподобный.
Александр Невский умирал с новым именем, принятым им вместе со схимой, — как Алексий, во имя святого Алексия, человека Божьего. Почему избрал он это имя, этого небесного покровителя? Что общего между деятельным князем — воином и дипломатом — и сыном знатных римлян-христиан (IV в.
), который оставил дом, семью, родину в канун свадьбы своей, удалился за море, на Восток, где жил при храме нищим помощником? А когда начали почитать его в городе как «человека Божьего», отмеченного благодатью, бежал подальше, дабы не коснулась его мирская слава. Судьба привела его вновь в родные места.
И долгие годы жил он нищим при родительском доме, никем не узнанный, унижаемый слугами. В день кончины Алексия услышали папа римский и император глас Божий, повелевающий найти святого человека с указанием где.
Но нашли его уже мертвым, а в руке Алексия чудесным образом находилась грамота описание его праведной жизни…
Опять — грамота, опять — рука. Круг чудес и обрядов как-то странно сомкнулся. Никто на это не обращал внимания — само собой вышло, сложилось.
Добавим, однако, что избрание Александром Невским в свои небесные покровители Алексия, человека Божьего, может быть, объясняется тем, что победительный и грозный князь носил в себе, в душе своей образ нищего смиренника. Словом и хитростью выгораживал и защищал он Русскую землю от монголо-татар.
А ведь то была вторая половина его жизни. Первая принесла скорую и верную славу защитника русских земель, великую прижизненную славу. Ничто не заставляло его — непобедимого прежде — ходить за ханским ярлыком на Волгу и в Монголию, добиваться великого княжения унижением.
Жил бы в своем уделе, не подвергаясь риску быть обвиненным в потакании вчерашним разорителям Руси, а ныне… Надев «рубище дипломата», князь убедил ханов в покорности русских земель, чем от многого их оградил.
Но, видно, не убедил до конца, ибо, в очередной раз возвращаясь из ханской ставки на Русь, умер по дороге — как подозревают, от медленно действующей отравы. По сути он умер, держа в руках собственное житие как одного из прославленнейших русских святых. Ибо стало оно составляться тут же после смерти его.
И одним из знаков того, что «повесть о мужестве и житии» князя не что иное, как прославление нового святого, явился рассказ о том, как Александр-Алексий протянул свою длань за «разрешительной молитвой».
Разрешительная молитва обыкновенно читается и дается в правую руку усопшему во время отпевания, по чтении Евангелия и самой молитвы. Чтение её сопровождается (по крайней мере, должно сопровождаться) тремя земными поклонами всех молящихся. Разрешительная молитва читается над всеми умирающими во покаянии.
С одной стороны, потому, что всякий православный христианин имеет в ней нужду, а с другой — дабы этого благодеяния (как замечает блаженный Августин о молитвах за умерших) не был лишен никто из тех, к кому оно может относиться.
Ибо лучше преподать его и тем, которым оно не несет пользы, но и не вредит, нежели отнять у тех, коим оно полезно.
«Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость»
При обряде отпевания крайне обострены чувства прощающихся, осознающих горе утраты. Вот что писал об этом митрополит Сурожский Антоний (Блум):
«В службе отпевания есть трудные моменты. Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость, чтобы начать эту службу словами: «Благословен Бог наш…» Порой это предельное испытание для нашей веры.
«Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно», — сказал Иов.
Но это нелегко сказать, когда мы раздираемся сердцем, видя, что тот, кого мы любим больше всего, лежит мертвым перед нашим взором.
А затем следуют молитвы, полные веры и чувства реальности, и молитвы человеческой хрупкости; молитвы веры сопровождают душу усопшего и приносятся перед лицом Божиим как свидетельство любви.
Потому что все молитвы об усопшем являются именно свидетельством перед Богом о том, что этот человек прожил не напрасно. Как бы ни был этот человек грешен, слаб, он оставил память, полную любви: все остальное истлеет, а любовь переживет все.
Вера пройдет, и надежда пройдет, когда вера станет видением и надежда — обладанием, но любовь никогда не пройдет.
Поэтому когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим: «Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле; примеру мы будем следовать; любовь никогда не умрет».
Провозглашая перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искушением и его славой.
Мы можем жить, воплощая своей жизнью все то, что было в ней значительного, высокого, подлинного, так, что когда-то, когда придет и нам время со всем человечеством стать перед Богом, мы сможем принести Господу все плоды, всю жатву семян, посеянных его примером, его жизнью, которые проросли и принесли плод благодаря нашей неумирающей любви… Его пример, его слово, его личность были словно семя, брошенное в почву, и этот плод принадлежит ему…»
- И с другой стороны, есть вся боль, все горе, которое мы ощущаем совершенно справедливо, скорбь, которая от лица умирающего выражена в одном из тропарей «Канона на исход души»: «Плачьте, воздохните, сетуйте: се бо от вас ныне разлучаюся».
- И вместе с тем есть несомненная уверенность, что смерть, которая для нас — потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она — начало, а не конец; что смерть — величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге».
- По материалам книги Людмилы Никеевой «Долгие проводы» и Азбука.ру
Источник: http://dishupravoslaviem.ru/osvobozhdaet-li-usopshego-ot-grexov-chitaemaya-nad-nim-razreshitelnaya-molitva/
Читать онлайн Служебник (цсл) страница 27. Большая и бесплатная библиотека
Молитва разрешительная от иерея над преставльшимся чадом чтомая
Госпо́дь наш Иису́с Христо́с, Боже́ственною Свое́ю благода́тию, да́ром же и вла́стию, да́нною святы́м Его́ ученико́м и Апо́столом, во е́же вяза́ти и реши́ти грехи́ челове́ков (рек им: приими́те Ду́ха Свята́го, и́хже отпустите́ грехи́, отпу́стятся им; и́хже удержите́, удержа́тся; и ели́ка а́ще свя́жете и разрешите́ на земли́, бу́дут свя́зана и разреше́на и на Небеси́); от о́нех же и на ны друг другоприима́тельно прише́дшею, да сотвори́т чрез мене́, смире́ннаго, проще́но и сие́ по ду́ху ча́до (имярек) от всех, ели́ка я́ко челове́к согреши́ Бо́гу сло́вом или́ де́лом, или́ мы́слию, и все́ми свои́ми чу́вствы, во́лею или́ нево́лею, ве́дением или́ неве́дением; а́ще же под кля́твою или́ отлуче́нием архиере́йским или иере́йским бысть, или а́ще кля́тву отца́ своего́ или́ ма́тере своея́ наведе́ на ся, или́ своему́ прокля́тию подпаде́, или́ кля́тву преступи́, или́ ины́ми не́киими грехи́ я́ко челове́к связа́ся, но о всех сих се́рдцем сокруше́нным пока́яся, и от тех всех вины́ и ю́зы да разреши́т его́ [или ю́]; ели́ка же за не́мощь естества́ забве́нию предаде́, и та вся да прости́т ему́ [или ей], человеколю́бия ра́ди Своего́, моли́твами Пресвяты́я и Преблагослове́нныя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, и всех святы́х, ами́нь.
Молитва над кутиею (коливом) в память усопших
Го́споди Бо́же наш, упова́ние всех призыва́ющих Тя и почита́ющих и́мя Твое́ Пресвято́е, и́же в па́мять почи́вшаго раба́ Твоего́ (имярек) во святе́й це́ркви Твое́й предложе́нное ко́ливо и приноше́ния сия́ благослови́.
И его́же ра́ди сия́ принесе́нна суть, во стране́ живы́х всели́, ослабле́ние тому́ и согреше́нием проще́ние пода́ждь. Ей, Влады́ко, челове́ческую не́мощь све́дый, не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, и́же с ве́рою и наде́ждею к Тебе́ пресе́льшемуся.
Даждь нам твори́ти во святы́ни за́поведи Твоя́ и помина́ти всех от ве́ка Тебе́ преста́вльшихся в наде́жди воскресе́ния и жи́зни ве́чныя.
Я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й усо́пших рабо́в Твои́х, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва во еже благословити брашна мяса, во Святую и Великую неделю Пасхи
Творит иерей: Благослове́н Бог наш: Христо́с воскре́се: трижды. Таже: Го́споду помо́лимся. Го́споди поми́луй.
При́зри Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, на бра́шна мяс, и освяти́ я́, я́коже освяти́л еси́ овна́, его́же Тебе́ приведе́ ве́рный Авраа́м, и а́гнца, его́же Тебе́ А́вель во всепло́дие принесе́: подо́бне и тельца́ упита́ннаго, его́же жре́ти повеле́л еси́ сы́нови Твоему́ заблу́ждшему, и па́ки к Тебе́ возвра́щшемуся: да я́коже той сподо́бися Твоея́ бла́гости наслади́тися, си́це и освяще́нных от Тебе́, и благослове́нных наслади́мся в пи́щу всех нас.
Ты бо еси́ и́стинная пи́ща, и пода́тель благи́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва во еже благословити сыр и яица во Святую и Великую неделю Пасхи
Го́споду помо́лимся. Го́споди поми́луй.
Влады́ко Го́споди Бо́же наш, зижди́телю и соде́телю всех, благослови́ млеко́ огусте́вшее, с ни́мже и я́ица, и нас соблюди́ во бла́гости Твое́й, я́ко да причаща́ющеся их, Твои́х незави́стно пода́тельных даро́в испо́лнимся, и неизглаго́ланныя Твоея́ бла́гости.
Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва на благословение артоса во Святую неделю Пасхи
Принесен бывает артос, сиесть хлеб на сие приуготовленный, и на нем крест написанный обычно, к иерею в олтарь, по совершении Божественныя Литургии и по заамвонней молитве, рекшу диакону:
Го́споду помо́лимся. И клиру: Го́споди, поми́луй.
Чтет над ним иерей молитву сию:
Бо́же всеси́льный и Го́споди Вседержи́телю, и́же рабо́м Твои́м Моисе́ом во исхо́де Изра́илеве от Еги́пта, и в освобожде́нии люде́й Твои́х от го́рькия рабо́ты фарао́новы, а́гнца закла́ти повеле́л еси́, прообразу́я на кресте́ закла́ннаго во́лею нас де́ля А́гнца, взе́млющаго всего́ мiра грехи́, возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́. Ты и ны́не, смире́нно мо́лим Тя, при́зри на хлеб сей, и благослови́, и освяти́ его́. И́бо и мы, раби́ Твои́, в честь и сла́ву, и в воспомина́ние сла́внаго воскресе́ния того́жде Сы́на Твоего́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́, И́мже от ве́чныя рабо́ты вра́жия и от а́довых нереши́мых уз разреше́ние, свобо́ду и преведе́ние улучи́хом, пред Твои́м вели́чеством ны́не во всесве́тлый сей, пресла́вный и спаси́тельный день Па́схи, сей прино́сим: нас же сего́ принося́щих, и того́ лобза́ющих, и от него́ вкуша́ющих, Твоему́ небе́сному благослове́нию прича́стники бы́ти сотвори́ и вся́кую боле́знь и неду́г от нас Твое́ю си́лою отжени́, здра́вие всем подава́я. Ты бо еси́ исто́чник благослове́ния и цельба́м пода́тель, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Лик: Ами́нь.
Абие же кропит артос священною водою, глаголя: Благословля́ется и освяща́ется а́ртос сей, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь. Трижды.
И посем исходит, и полагает его на аналогии, людие же приемлюще антидор, лобзают артос.
Молитва на раздроблeние артоса в субботу Светлыя недели
По Божeственной литургии, принесeну бывшу артосу обычно в трапeзу, и отпевше трижды, Христо́с воскре́се: с поклонeнием, прочeтшу, О́тче нaш: и трапeзу благословившу обычно, диaкон глаголет:
Го́споду помо́лимся. И брaтия: Го́споди поми́луй.
Иерeй глаголет молитву сию над артосом:
Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же нaш, Хле́бе а́нгельский, Хле́бе живота́ ве́чнаго, сошeдый с Небесе́, напитaвый нaс во всесве́тлыя сия́ дни пи́щею духо́вною Твои́х Боже́ственных благодея́ний, триднeвнаго рaди и спаси́тельнаго воскресе́ния, при́зри и ны́не, смирeнно мо́лим Тя, на мольбы́ и благодаре́ния на́ша.
И я́коже благослови́л еси́ пять хле́бов в пусты́не, и ны́не благослови́ хлеб сeй, я́ко да вси вкушaющии от него́, телeснаго и душeвнаго благословeния и здрaвия сподо́бятся благодaтию и щедро́тами Твоего́ человеколю́бия.
Ты бо еси́ освящeние нaше, и Тебе́ слaву возсылaем со безначaльным Твои́м Отцо́м, и всесвяты́м, и благи́м, и животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Брaтия: Ами́нь.
Раздробив же артос обычно, раздаeт всем прeжде обеда. Может же раздробить его и на литургии по заамвонной молитве, и раздавaть верующим вместо антидора.
Молитва на благословение новаго меда в первый день августа
Необыме́нный в ми́лости и неизрече́нный во щедро́тах, Го́споди Иису́се Христе́, ди́вен Сый во сла́ве и творя́й чудеса́.
Ты, де́йством Свята́го Ду́ха иногда́ благослови́вый Изра́иля и его́ ме́дом насы́тивый от ка́мене, Сам и ны́не при́зри свы́ше на созда́ние Твое́ сие́, и благослове́нием Твои́м Небе́сным благослови́ и освяти́ со́ты пчел и от них мед, и пода́ждь ему́ де́йственну благода́ть, па́че всех соверше́нну, да всяк от него́ вкуша́яй, прие́мляй и яды́й обря́щет благополу́чное здра́вие, и пи́щею се́ю насы́тится, и испо́лнится вся́каго бла́га.
Я́ко Ты еси́ подава́яй вся́ческая блага́я и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со безнача́льным Твои́м Отце́м и пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
И кропит священною водою.
Молитва на благословение гроздия в шестый день августа
Подобает ведати: Яко предание имамы от святых отец, от спасительнаго сего праздника Преображения снедати гроздие, идеже обретается, благословение приемше от иерея. Принесену бывшу гроздию в церковь и по анафоре раздроблену.
Глаголется же сия молитва на благословение гроздия от святителя или от иерея:
Го́споду помо́лимся. Го́споди поми́луй.
Бо́же, Спаси́телю наш, благоволи́вый виногра́д нарещи́ Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Тем плод безсме́ртия нам дарова́, Сам и ны́не пло́дный сей виногра́д благослови́ и нас, рабы́ Твоя́, вкуша́ющия от него́, И́стиннаго Виногра́да прича́стники сотвори́, неврежде́нну жизнь на́шу сохрани́, и мир нам всегда́ да́руй, и ве́чными Твои́ми неотъе́млемыми дарова́нии жизнь на́шу украси́, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и и всех Твои́х святы́х, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших, я́ко Благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва о приносящих начатки овощей
Влады́ко Го́споди, Бо́же наш, Твоя́ от Твои́х приноси́ти Тебе́ по предложeнию комyждо повеле́вый, и ве́чных Твои́х благ воздая́ние сим дaруяй, и́же вдовы́ по си́ле приношeние благоуго́дно приeмый, приими́ и ны́не принесе́нная от раба́ Твоего́ [или рабы́ Твоея́] имярек, и в ве́чных Твои́х сокро́вищах возложи́тися сим сподо́би. Дaруй ему́ [ей] и мирски́хъ Твои́х благ оби́льное восприя́тие, со все́ми полeзными ему́ [ей].
Я́ко благослови́ся и́мя Твое́, и просла́вися Твое́ Ца́рство, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Молитва над всяким плодом
Го́споди, Бо́же наш, положи́вый ве́рующим в Тя по́льзование творе́нии Твои́ми, Сам благослови́ предлежа́щия плоды́ сия́ сло́вом Твои́м, мо́лимся Тебе́, ми́лостию и человеколю́бием Единоро́днаго Сы́на Твоего́, с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Источник: https://dom-knig.com/read_264302-27
А кто-нибудь знает текст разрешительной молитвы, той которой священник отпускает грехи?
+ Андрей + Мудрец (17178) 6 лет назад Молитва после исповедания Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе, каяйся о наших злобах, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему.
Сам и ныне умилостивися о рабе Твоем [или рабе Твоей] имярек, и подаждь ему образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая ему всякое согрешение, вольное же и невольное. Примири и соедини его святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем, с нимже Тебе подобает держава и великолепие, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
По молитве же разрешает иерей кающагося , сице глаголя. Совершение тайны святаго покаяния.
(Молитва разрешительная)
Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя ), вся согрешения твоя. И аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тяот всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
Комментарий удален
Человек Мира Оракул (52565) 6 лет назад Баян Немиров Искусственный Интеллект (114553) 6 лет назад Любовь Ермилова Мудрец (12741) 6 лет назад пастор Александр Лапоченко Искусственный Интеллект (139182) 6 лет назад V. КАК ПРОСТЫХ МИРЯН СЛЕДУЕТ УЧИТЬИСПОВЕДЫВАТЬСЯ16 [Что такое ИСПОВЕДЬ? ]Исповедь включает в себя две основные части. Во-первых мы при-знаем свои грехи. Во-вторых, мы принимаем отпущение грехов, —то есть их прощение, — от пастора, как от Самого Бога и нискольконе сомневаемся, но твердо веруем, что тем самым наши грехи про-щены пред Богом на Небесах.17 Какие грехи должны быть исповеданы?18 Пред Богом нам следует признавать себя виновными во всех грехах,— в том числе и в тех, которые мы не осознаем, — также, как мыделаем это в Молитве Господней. Но перед пастором нам следуетисповедовать лишь те грехи, которые мы осознаем и чувствуем всердце своем.19 Что же это за грехи?20 Кем бы ты ни был, — отцом, матерью, сыном, дочерью, хозяином,хозяйкой, или слугой, — разберись в своем поведении, в соответст-вии с Десятью Заповедями: Не впадал ли ты в ложь, неверие, илилень? Не оскорбил ли преднамеренно другого человека словом, илиделом? Не крал ли? Не упустил ли чего? Не был ли небрежен и непричинил ли вреда кому-нибудь?21 Пожалуйста, расскажи о том, как я должен исповедываться.Ты должен сказать исповеднику:“Преподобный отец, умоляю тебя выслушать мою исповедь и объя-вить мне прощение грехов ради Бога”.Далее произнеси такие слова:22 “Я, бедный грешник, исповедую пред Богом свою вину во всех гре-хах. В частности я исповедую перед тобой, что я — слуга, служанкаи т. п. Но, увы, я служу своим господам неверно, ибо тут и там я неисполнял того, что они велели мне. Я досаждал им, вызывая их раз-дражение и гнев. Я был нерадив [во многом] и допускал нанесениеущерба своему господину. Я был также неумерен в словах и делах,препирался с теми, кто равен мне по положению, роптал и поносилсвою госпожу и т. д. Обо всем этом я сожалею и молю о милосер-дии. Я хочу исправиться и поступать лучше”.23 Господин или госпожа могут исповедываться так:“В частности, я исповедую пред тобой, что я не проявил должногоусердия при наставлении своих детей, домочадцев и жены [семьи]во славу Божью. Я ругался и грубил, показывал дурной пример гру-быми словами и некрасивыми поступками, наносил ущерб ближне-му своему и говорил о нем плохо, обсчитывал, обманывал и обве-шивал”.И [он должен перечислить] другие свои деяния, совершенные в на-рушение заповедей Божьих, и т. п.24 Однако если кто-то не считает, что он отягощен такими великимигрехами, то ему не следует тревожиться, выискивать свои грехи,или выдумывать какие-то другие проступки, превращая исповедь впытку, но ему нужно упомянуть несколько своих грехов, которыеон осознает. Так, [например] : В частности, я исповедую, что однаж-ды я сквернословил. И еще раз как-то я произносил неприличныеслова и пренебрежительно отнесся к тому-то и тому-то, и т. д. И это-го достаточно.25 Если же вы вообще не осознаете ни одного своего греха (что,впрочем, едва ли возможно) , то не упоминайте никаких частностей,но примите прощение на основании общей исповеди, которую выпроизносите перед исповедником.26 Затем исповедник должен сказать: “Бог явит Свою милость к тебе иукрепит твою веру! Аминь”.27 И дальше: “Веришь ли ты, что мое прощение — это прощение Бо-жье? ”Ответ: “Да, уважаемый господин”.28 И тогда пусть исповедник скажет: “Да будет тебе по вере твоей. И,по заповеди Господа нашего, Иисуса Христа, я прощаю тебе твоигрехи, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Иди с миром”.29 Тех же людей, чьи сердца обременены или огорчены и искушаемы,исповеднику следует утешать и побуждать к вере фрагментами изСвященного Писания. Это является всего лишь общей формой ве-
роисповедания для простых и непросвещенных мирян.
Источник: Кр. Катехизис д-ра. Мартина Лютера.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/97765570