Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня вы узнаете, как понимают добро и зло в буддизме. Сразу стоит сказать, что в буддийском учении отсутствует противопоставление этих двух понятий, в отличие от других мировых религий. Акцент делается больше на благих и неблагих деяниях.
Содержание:Цепочка перерожденийКорни злаМараПуть добраКармаЗаключение
Цепочка перерождений
Постигая учение, можно понять, что такое самое большое зло для его приверженцев. Это сансара – наш мир, полный страданий, в котором тем, кто не достиг просветления, приходится бесконечное количество раз умирать и рождаться вновь.
В зависимости от накопленной кармы, можно в следующий раз воплотиться в:
- бога,
- асуру,
- человека,
- животное,
- духа,
- обитателя ада.
Все эти существа населяют Сансару, но из шестерых только человеку дана возможность вырваться из этого омута – колеса перерождений. Поэтому родиться человеком считается очень удачным знаком.
Редкость такого счастливого случая подчеркивается буддийской метафорой о незрячей черепахе, всплывающей раз в столетие со дна океана, и её возможности попасть в круг, плавающий на поверхности. Скорее черепахе удастся это сделать, чем родится новый человек в сансаре. Поэтому неразумно не использовать возможность освободиться от череды новых рождений, раз уж находишься в теле человека.
И вот, несмотря на такую редкостную удачу – быть гомо сапиенс — новый член общества со временем понимает, что будь он даже святым праведником, происхождение не избавляет его от страданий в этой жизни. Он может испытывать их в силу ряда причин сам, или ему причиняют их другие.
Корни зла
Каковы бы ни были страдания, происходят они от желаний. А так как всё в этом мире взаимосвязано, то желания одних причиняют страдания другим. Например, утоление голода причиняет страдания тем животным, птицам, водным обитателям, чья плоть пошла в пищу. Таким образом, желания – это тоже своего рода зло, с буддийской точки зрения.
Наряду с ними ещё два атрибута приводят к появлению страданий. Вместе в буддийском учении они называются «Три корня зла»:
- гнев приводит к страданию в чистом виде;
- желание – к боли от изменчивости мира, когда приходиться расставаться с тем, что заканчивается, или от утомления в связи с длительным однообразием;
- невежество заставляет внутренне мучиться от неверной идеи, представляющей самостность и абсолютность бытования вещей.
Это три основные неблагие характеристики человека, которые в буддизме образно представляются агрессивной змеёй, любострастным петухом и недалёкой свиньёй. Но злом всех зол из этих трёх является, конечно, невежество.
Все человеческие проблемы, в конечном итоге, возникают из названых пороков и их различных комбинаций. Например, гнев и неведение порождают ревность, когда кажется, что счастье в том, что тебе принадлежит кто-то другой. Вера в своё «я», происходящая от невежества, и неукротимое желание самоутвердиться приводят к возникновению гордыни.
Мара
Есть ещё один пример проявления зла в буддизме – это демон Мара. Он воплощает в себе гибель духовности, так как не даёт людям сосредоточиться на религиозных практиках, подменяя положительное отрицательным, вовлекая их в мир страстей, чувств и желаний, которые преобладают над всем остальным.
Область чувственности (Камадхату) – это место его обитания. В эту сферу входят все перечисленные выше шесть миров. Их обитатели обуреваемы чувственными переживаниями, поэтому подвластны Маре и бесконечно страдают.
Путь добра
Итак, первые две из четырёх буддийских истин: всё есть страдание, и оно является следствием вожделения, невежества и ярости, подводят черту под негативными проявлениями в жизни адепта учения. Далее появляется лучик надежды: это можно прекратить. Более того, дорога к освобождению от мучений сансары изведана и доступна каждому.
Путь к нирване или избавлению от сансары содержит восемь аспектов, за что его и назвали восьмеричным. Кратко излагая его суть, отметим его основные аспекты :
- знания,
- размышление,
- слова,
- действия,
- источник существования,
- усердие,
- памятование,
- сосредоточение
И они должны быть правильными. Более подробно весь порядок пути описан в «Ламриме». Начинающий буддист в процессе духовного обучения приобретает истинные знания о себе и окружающем мире, проявлениях в нём зла, подлинной сущности добра, ответственности за свои действия, воздаянии за них и прочем.
Затем он практикуется в том, чтобы творить десять благих деяний. Здесь имеются в виду не только действия тела, но и мысли, и речь. Адепт учится и не совершать десять зол. После он усердно старается избавиться от всевозможных клеш или омрачений ума.
Достаточно продвинувшись на пути, послушник принимается воспитывать в себе шесть добродетельных качеств:
- дану – щедрость и сострадание;
- шилу – дисциплину и самоконтроль;
- кшанти – кроткость и невозмутимость;
- вирью – усердие в совершении добрых дел и выполнении духовных практик;
- самадхи – сосредоточение;
- мудрость – праджню.
Памятование развивает мудрость, когда человек осознанно воспринимает все сигналы, поступающие извне и изнутри. Совершаемое во время медитации, оно носит название випассана.
А концентрация усиливает сосредоточение. В медитации это шаматха. Випассана и шаматха – основные виды медитации в буддийском учении.
Карма
Успехи или неудачи в продвижении на пути спасения самого себя (в тхераваде) или других (в махаяне) приводят к накоплению той или иной кармы.
Карма, что означает действие, – это следствие тех поступков, которые совершил или не совершил человек в своей жизни. Буддизм учит, что всё в этом мире взаимообусловлено, и за любой причиной возникнет её следствие.
Некоторые понимают карму, как возмездие за неблагие и поощрение за нравственные поступки. Это верно, но нуждается в уточнении:
- Наказывает и награждает себя сам адепт учения, так как Бога в буддизме нет. Карма – это результат его поступков (даже в мыслях).
- Карма слепа и беспристрастна, она не обладает разумностью или нравственностью, поэтому для кого-то она объективно может стать добром, а для кого-то и злом.
- Карма хранится в сознании, а не где-то извне. Как это происходит и почему, можно узнать в Абхидхарме.
Несмотря на то, что место кармы – в сознании, её невозможно изменить или прекратить её действие, решив однажды думать по-другому. Поступки и осознанные решения формируют её семена, биджу, являющиеся достаточно устойчивыми.
Карма накапливается не всякий раз после совершения поступка. Например, умышленное убийство принесёт убийце увечья или смерть от руки насильника. Но убийство по неосторожности, без злого умысла, не запишет негативную карму в сознание.
Ламрим и Абхидхарма подробно объясняют, какая бывает карма, и как она связана с нравственностью человека.
Заключение
На этом, друзья, прощаемся с вами. Давайте будем добрее, и зло отступит. Буддисты верят, что даже Мара властен над каждым ровно настолько, насколько тот позволяет ему это сделать.
- Если статья оказалась для вас полезной, рекомендуйте ее к прочтению в социальных сетях своим друзьям.
- И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать свежие статьи себе на почту!
Источник: http://o-buddizme.ru/filosofiya-buddizma/dobro-i-zlo-v-buddizme
Добро и зло в буддизме | Исторический документ
В камме добро и зло неразрывно связаны, поэтому, если люди берутся обсуждать камму, то это включает в себя и обсуждение добра и зла. Но определение этих понятий имеет свои проблемы.
Что в себя включает понятие «хорошо» и как это определить? Но проблемы эти на самом деле связаны с языком.
Учение Будды написано на палийском языке, и поэтому имеет немного другое значение, чем, например, на английском или русском.
Особенно часто применяется слово «добро». По сравнению с ним слово «зло» используется гораздо реже. Например, нравственного бескорыстного человека называют хорошим. Таким же словом можно назвать и крепкое бревно, и многие добротные вещи. Вкусную еду тоже называют хорошей.
Но вопрос заключается в том, что если какую-то вещь можно считать добром для одного человека, может быть злом для другого.
Даже если рассматривать что-то под одним углом, то это может показаться хорошим, но сменив угол обзора, вещь начинает казаться в другом виде, не таком хорошем, как раньше, и наоборот.
Поэтому существует и некоторое несоответствие. Поэтому слово «добро» надо рассматривать с разных сторон, например, хороший в экологическом смысле, хороший в эстетическом смысле, хороший в поведенческом смысле. И причина этого диссонанса – вопрос ценности. Понятия добра и зла используются в разных системах ценностей, что делает их в английском или русском языке в расширенном смысле.
Исследуя добро и зло в буддизме нужно опираться на некоторые моменты. Изучать их надо с точки зрения закона каммы. Для этого используются специальные термины «кусала» и «акусала», обозначающие «умелые» и «неумелые». В буддийской этике – это качественные законы каммы. Они основаны не на социальных ценностях, которые в других языках определяю понятия добра и зла.
Некоторые переводчики трактуют кусала и акусала, как «добро» и «зло». Но это, конечно же, заблуждение. Вещи, которые называются кусала, не всегда считаются добрыми, а акусала, в свою очередь, не всегда обозначают что-то нехорошее.
Например, если у человека начинается лень, депрессия или хандра, то это совсем не зло, в русском понимании этого слова. Но это состояние – акусала. Но и спокойствие тела и духа – не всегда добро.
У буддистов кусала и акусала возникают в уме, там же достигают результата и оттуда же переносятся к внешним действиям и признакам. Эти значения всегда отображают состояние, содержание и события ума как фундамент.
Кусала представляет собой умение, ум, довольство, благотворительность, добро, устранение страданий. А акусала – полная противоположность – неумение, глупость, недовольство и так далее. Кусала содержит четыре коннотации. Первая из них – арогья, то есть, отсутствие болезней, трезвый ум. Также в неё входят и состояния факторы психики, которые делают ум устойчивым.
Следующая коннотация – это анаваджа. Она делает ум чистым и ясным, без мутных пятен. А косаласамбхута основывается на мудрости и интеллекте, на знании и понимании истины. Для этого есть предвестник – ясное мышление.
Сукхавипака – вознаграждение благосостоянием. Кусала является таким состоянием, при котором появляется удовлетворение. Если это возникает в мозгу, то наступает и чувство благополучия.
Испытав предыдущие коннотации, вы получаете чувство благополучия.
Акусала нужно воспринимать в строго противоположном значении. Во-первых, это нездоровый неустойчивый разум, опирающийся на невежество и приводящий к страданию. Это предполагает такие условия, которые заставляют ум деградировать качественно. При них снижается эффективность разума, что отличает его от кусала, способствующего развитию качества мысли.
Поэтому, когда вы захотите назвать что-то плохим или хорошим, то это надо рассматривать с разных сторон. Например, приносит ли это пользу обществу с одной стороны и психическому спокойствию – с другой.
Но даже в случае соглашения, что от определённого явления есть польза обществу и развитию человечества, то это может не соответствовать законам каммы. Польза должна соответствовать и социальному предпочтению, и закону каммы.
Это должно быть полезно и для человека, и для общества в материальном и психическом смысле.
Многие в мире считают, что приобретение материальных ценностей – это и есть счастье, и начинают направлять все свои силы в это развитие. Но последствия часто бывают невосполнимыми. Например, технический прогресс часто наносит большой урон экологии в глобальном масштабе.
Поэтому материальный прогресс не должен разрушать ясность мышления. Будда в своём учении дал кусала и акусала, чтобы люди могли оценивать природу добра и зла на практике. Это ещё можно назвать совестью, мудростью и скромностью.
Он настраивает людей думать о своих действиях и оценивать их не только с материальной стороны.
Поэтому оценивать добро и зло буддисты стараются в соответствии с каммой и потом уже принимать решение. Для этого они придерживаются некоторых правил.
Сначала они размышляют о том, можно ли винить себя или нет, что можно назвать обращением к совести. Дальше они рассматривают результат своего действия, примеряя к нему мудрые учения.
Затем учитывается результат содеянного по отношению к себе и к окружающим.
Добро и зло в буддизме рассматривается с точки зрения полезных или вредных последствий. Затем польза или вред оцениваются по отношению к себе, и затем – обществу.
Следующий этап, это оценка со стороны совести – осудят или нет данные действия. Затем рассматривается отношение религии, традиций, социальных законов к данному действию.
Например, при входе в буддийский храм или мечеть нужно снимать обувь, а в церковь – головной убор. Поэтому может ещё возникнуть и чувство стыда.
Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться
Источник: http://history-doc.ru/dobro-i-zlo-v-buddizme/
Зло в буддизме — как буддисты понимают зло — 2020
Зло — это слово, которое многие люди используют, не задумываясь о том, что оно означает. Сравнение общих представлений о зле с буддийскими учениями о зле может способствовать более глубокому размышлению о зле. Это тема, в которой ваше понимание со временем изменится. Это эссе является снимком понимания, а не совершенной мудрости.
Думая о зле
Люди говорят и думают о зле несколькими разными, а иногда и противоречивыми способами. Два наиболее распространенных из них:
- Зло как внутренняя характеристика. Распространено думать о зле как о внутренней характеристике некоторых людей или групп. Другими словами, некоторые люди говорят быть злой. Зло — это качество, присущее их бытию.
- Зло как внешняя сила. С этой точки зрения, зло скрывается и заражает или соблазняет неосторожных на плохие поступки. Иногда зло персонифицируется как сатана или какой-то другой персонаж из религиозной литературы.
Это общие, популярные идеи. Вы можете найти гораздо более глубокие и детальные идеи о зле во многих философиях и теологиях, восточных и западных. Буддизм отвергает оба эти распространенных способа думать о зле. Давайте возьмем их по одному.
Зло как характеристика противоречит буддизму
Сортировка человечества на «добро» и «зло» несет в себе ужасную ловушку. Когда другие люди считаются злыми, становится возможным оправдать причинение им вреда. И в этом мышлении семена истинного зла.
Человеческая история полностью пропитана насилием и злодеяниями, совершаемыми от имени «добра» против людей, относящихся к категории «зла».
Большинство массовых ужасов, которые человечество причинило себе, возможно, произошло из-за такого мышления.
Люди, опьяненные собственной самоуверенностью или верящие в свое внутреннее моральное превосходство, слишком легко дают себе разрешение совершать ужасные поступки с теми, кого они ненавидят или боятся.
Сортировка людей по отдельным категориям и категориям очень небуддистская. Учение Будды о Четырех Благородных Истинах говорит нам, что страдание вызвано жадностью или жаждой, но также и то, что жадность коренится в заблуждении изолированного, отдельного я.
С этим тесно связано учение о зависимом происхождении, которое говорит о том, что все и вся являются сетью взаимосвязей, и каждая часть сети выражает и отражает любую другую часть сети.
А также тесно связано учение махаяны о шуньяте, «пустоте». Если мы пусты от внутреннего бытия, как мы можем быть внутренне что-нибудь ? У нас нет внутренних качеств, которых можно придерживаться.
По этой причине буддисту настоятельно рекомендуется не впадать в привычку думать о себе и других как о хороших или плохих. В конечном счете, есть только действие и реакция; причина и следствие. И это приводит нас к карме, к которой я скоро вернусь.
Зло как внешняя сила чужды буддизму
Некоторые религии учат, что зло — это сила вне нас, которая соблазняет нас во грех. Считается, что эта сила порождается сатаной или различными демонами. Верующим рекомендуется искать силы вне себя, чтобы бороться со злом, взирая на Бога.
Учение Будды не могло быть более другим:
«Самим собой, на самом деле, совершается зло; самим собой оскверняется. Самим собой зло остается необузданным; на самом деле оно само очищается. Чистота и нечистота зависят от самого себя. Никто не очищает другого». (Дхаммапада, глава 12, стих 165)
Буддизм учит нас, что зло — это то, что мы создаем, а не то, чем мы являемся или какая-то внешняя сила, которая заражает нас.
Карма
Слово карма как слово злой часто используется без понимания. Карма — это не судьба и не космическая система правосудия. В буддизме нет Бога, который мог бы направить карму, чтобы вознаградить некоторых людей и наказать других. Это просто причина и следствие.
Ученый Тхеравады Вальпола Рахула написал в Чему учил Будда ,
«Теперь, палийское слово каммой или санскритское слово карма (от корня kr делать) буквально означает «действие», «делать». Но в буддийской теории кармы это имеет особое значение: оно означает только «волевое действие», а не все действия.
Это также не означает результат кармы, так как многие люди ошибочно и свободно используют его. В буддийской терминологии карма никогда не означает ее эффекта; его эффект известен как «плод» или «результат» кармы ( каммой-пхала или же камма-випак ).
'
Мы создаем карму преднамеренными действиями тела, речи и ума. Только действия, чистые от желания, ненависти и заблуждения, не производят карму.
Кроме того, на нас влияет созданная нами карма, которая может показаться вознаграждением и наказанием, но мы сами «награждаем» и «наказываем». Как однажды сказал учитель дзен: «То, что вы делаете, это то, что происходит с вами». Карма не является скрытой или таинственной силой. Как только вы поймете, что это такое, вы сможете наблюдать это в действии для себя.
Не отделяй себя
С другой стороны, важно понимать, что карма не единственная сила в мире, и с хорошими людьми действительно случаются ужасные вещи.
Например, когда стихийное бедствие наносит удар по сообществу и приводит к смерти и разрушению, кто-то часто предполагает, что пострадавшие от этого стихийного бедствия перенесли «плохую карму», или, как сказал бы монотеист, Бог их наказывает. Это не умелый способ понять карму.
В буддизме нет Бога или сверхъестественного агента, который вознаграждает или наказывает нас. Кроме того, силы, кроме кармы, вызывают много вредных состояний. Когда что-то ужасное поражает других, не пожимайте плечами и думайте, что они «заслужили» это. Это не то, чему учит буддизм. И, в конечном итоге, мы все страдаем вместе.
Кусала и Акусала
Что касается создания кармы, Бхиккху П.А. Пайутто пишет в своем эссе «Добро и зло в буддизме», что палийские слова соответствуют «добру» и «злу». кусала а также акусала , не имею в виду то, что англоязычные обычно подразумевают под «добром» и «злом». Он объясняет,
«Хотя кусала и акусала иногда переводятся как« добро »и« зло », это может вводить в заблуждение. Вещи, которые кусала, не всегда можно считать добрыми, в то время как некоторые вещи могут быть акусалами и, тем не менее, вообще не считаться злыми.
Депрессия, Например, меланхолия, лень и отвлечение внимания, хотя и являются акусалами, обычно не считаются «злыми», как мы знаем это по-английски. В том же духе некоторые формы кусалы, такие как спокойствие тела и разума, могут не с готовностью прийти.
в общее понимание английского слова «хорошо». …
«… Кусала может быть названа« умным, умелым, довольным, благотворным, добрым »или« тем, что устраняет страдания ». Акусала определяется противоположным образом, как «неразумный», «неумелый» и так далее ».
Прочитайте все это эссе для более глубокого понимания. Важным моментом является то, что в буддизме «добро» и «зло» не столько о моральных суждениях, сколько о том, что вы делаете, и последствиях, которые вы делаете.
Посмотри глубже
Это краткое изложение некоторых трудных тем, таких как Четыре Истины, Шуньята и Карма. Не отклоняйте учение Будды без дальнейшего изучения. Эта беседа о дхарме о «зле» в буддизме учителя дзен Тайгена Лейтона — это богатая и проницательная беседа, которая первоначально была дана через месяц после нападений 11 сентября. Вот только образец:
«Я не думаю, что полезно думать о силах зла и силах добра. В мире есть добрые силы, люди, заинтересованные в доброте, такие как реакция пожарных, и все люди, которые делают пожертвования в фонды помощи пострадавшим.
«Практика, наша реальность, наша жизнь, наша жизненность, наша не-злоба — это просто уделять внимание и делать то, что мы можем, реагировать так, как мы чувствуем, что можем прямо сейчас, как в примере, который Джанин дала о том, чтобы быть позитивным и не поддавайтесь страху в этой ситуации.
Дело не в том, что кто-то там, или законы вселенной, или как мы хотим сказать, заставят все это работать. Карма и заповеди — это принятие ответственности за сидение. на вашей подушке, и для того, чтобы выразить это в своей жизни любым возможным способом, любым способом, который может быть положительным. Это не то, что мы можем выполнить, основываясь на какой-то кампании против зла.
Мы не можем точно знать, делаем ли мы это правильно.
Можем ли мы быть готовы не знать, что делать правильно, но на самом деле просто обратить внимание на то, каково это сейчас, реагировать, делать то, что мы считаем лучшим, продолжать уделять внимание тому, что мы делаем, чтобы оставаться в центре всего беспорядка? Вот как я думаю, что мы должны реагировать как страна , Это сложная ситуация. И все мы действительно боремся со всем этим, индивидуально и как страна «.
Источник: https://ru.lifehackk.com/45-buddhism-and-evil-449720-1029
△ Что такое добро и зло?
Добро и зло
Добро и зло — это противоположные взаимоисключающие понятия. Это как болезнь и здоровье.
В то же время, они относительны.
Рассуждения индивидуума о том, что такое добро и зло в современном обществе, могут быть бессмысленными и не давать результата по той причине, что он будет основываться, прежде всего, на общественное мнение то, что в обществе считается нравственным. Но вся проблема в том, что любой человек, когда будет совершать какое – либо действие, он постарается по мере возможности не создать проблем, прежде всего себе.
ТЕНЬ запрещённый мультфильм
Что такое добро?
Учитывая нюансы того, какой оценке может подвергнуться его поступок, даже в том случае если он крайне негативный, все равно постарается сделать так, чтобы со стороны он казался в наилучшем свете.
Эгоизм некоторых людей меняет в их сознании понятия о добре и зле, и они считают, что добро это то, когда им хорошо, а зло – наоборот.
Например, есть такая фраза «Если я украду у соседа банан — это добро, а если он у меня — это зло».
Есть более широкое понятие добра. Мир, подобно человеческому организму, состоит из клеточек. Если произойдет разрушение, какой либо клетки, то она будет продолжать разрушать весь организм.
То же самое происходит и в мире – если человечество хочет добра, то нужно, чтобы все его системы взаимодействовали между собой, не разрушая друг друга.
Получается, что добро – это гармония всех частей мира.
Можно ли доверять рассуждениям человека о том, что такое добро? Конечно, нет, потому что человек это не совершенное существо. Он даже часто сам не совсем понимает, что для него хорошо или плохо. Например, курение в обществе считается злом. Но курильщик будет утверждать, что сигареты это хорошо, потому что они помогают расслабиться, успокоить нервы.
Получается что сигареты для него – это добро, они дают ему свободу. В результате получаются желтые зубы, бронхит или даже рак. Ни один болеющий раком не скажет что болезнь это благо и добро. То же происходит и в других случаях, связанных с человеческими особенностями и привычками, не смотря на то, что никто не заинтересован в том, чтобы разрушить себя.
В мире существуют разные группы людей и социальные общности, поэтому в разных кругах один и тот же поступок, какого то человека может трактоваться по разному.
Зло в руках добра
Если, например, спросить отдельно взятого человека, что же такое добро? Он, скорее всего, ответит что добро – это мир во всем мире, это когда хватает денег на какие либо нужды, когда слушаются дети и т.д. А если задать такой же вопрос большим сообщностям людей, таким, как страна или государство, религиозные объединения, то ответ будет другим. Например, власти посчитают добром процветание страны.
Проф. А.И. Осипов: Добро и зло
Добро и религия
С точки зрения христианства добро это, прежде всего, божий промысел, который человек проносит в жизнь. Дело в том, что культура добра призывает к победе над злом, то есть к тому, что со злом и плохими деяниями нужно бороться.
Агрессия добру в таком случае не чужда. В то же время нужно полагаться на волю Господа, потому, что он не может быть не прав. Высший разум освободит от страданий, если человек будет ему служить и следовать его заветам и наставлениям.
Иисус Христос учил прощать врагов несмотря ни на что.
Но так ли добра эта мораль? Есть такое выражение» «Не наказывая плохих людей, мы тем самым наказываем хороших». Получается, что иногда молчаливым согласием добра можно провоцировать и привести к жизни настоящее зло.
В буддизме терминов «Добро и зло» не существуют. У буддистов есть понятие «Сансара», то есть земные страдания, которые тесно связаны с физическим существованием, и от которых по возможности должен избавиться человек. Страдания вызываются желаниями, например, желанием есть. Для осуществления этого желания в пищу употребляется мясо животных или птиц, и тем самым причиняет им страдание.
В принципе, в этом есть своя правда, потому что желание человека может часто сыграть против него. Если человек хочет получить много денег. Он может стать алчным, заниматься воровством или даже ограбить банк, что приведет к злу.
В иудаизме добро символизирует ответственность человека за свои поступки, свободу выбора. Проблему отсутствия справедливости наказания зла и поощрения добра Талмуд трактует как ограниченность человеческого ума и сознания. Некоторые верующие считают, что зло создано для того, чтобы научить странствующего больше вере в господа.
Сказка о добре и зле. С. Н. Лазарев
Противоречие понятий
Вечный вопрос о смысле жизни трактуется всеми по-разному, так же как и понимание добра и зла.
Добро или зло зависит от системы, которая существует в определенный период времени. Например, при советской власти злом считалось заниматься спекуляцией, торговать на рынке и менять валюту. В наше время это считается добром. Это и говорит о том, что в разное время такие понятия относительны.
Где та грань, которая разделяет добро со злом? Или ее не существует?
Добро должно иметь свою силу, чтобы оно могло называть себя благом, нести заряд положительной энергии и продолжать жизнь. Но здесь есть явная противоречивость. То, что для одного добро, для другого может быть злом. Волчица, которая загрызла ягненка для того, чтобы прокормить волчонка поступила хорошо или плохо?
Выражение «Победа зла силами добра» также немного водит в противоречие христианскую оценку добра, которая призывает прощать врагов. Дело в том, что культура добра призывает к победе над злом, то есть к тому, что со злом и плохими деяниями нужно бороться. Агрессия добру в таком случае не чужда. Есть такое выражение «Не наказывая плохих людей, мы тем самым наказываем хороших».
С молчаливого согласия и робости «доброго» человека могут совершаться чудовищные поступки. В то же время нужно полагаться на волю Господа, потому, что он не может быть не прав. Высший разум освободит от страданий, если человек будет ему служить и следовать его заветам и наставлениям.
Зло в лице Антихриста
Jon Hopkins — Emerald Rush
Зло – что это такое?
Зло – это смерть, потрясения или боль, которую наносят человеку какие либо факторы, но чаще всего человек наносит их сам себе или ближним.
С точки зрения философии, неприятности могут возникать по той причине, что человек сам несовершенен, оттого их и провоцирует. Это правда, ведь высшее зло на планете – человек.
Религия говорит о том, что зло приносит дьявол, против которого часто не может устоять человек. Демон создает человечеству благоприятную среду для пороков, а оно, в свою очередь все тщательнее использует ее. Поощряет тем самым темные силы и зло.
О человеческих пороках можно разговаривать долго, и напоминание о них никого не удивит. Но пороки чаще всего, – зло направленное на самого человека, а уже потом на его окружение. К ним относятся алчность, подлость, ненависть, пьянство, наркомания, курение, либо еще какой то вид зависимости.
В общем понятии зла выделяются разные прослойки, например космическая прослойка, человеческая и социальная. Зло в космическом или вселенском понимании этого слоя выражается как хаос, угрожающий мировому порядку, духовная сущность, которая угрожает человеку, вызывает различные природные катастрофы.
На социальном уровне зло представляет собой некую силу, которая разрушает социум, разлагает его.
В человеческом плане зло это нарушение духовных, телесных и моральных качеств. В философской этике и религии эти понятия совмещены. Античная этика трактовала зло как начало хаоса в микросхеме и макросхеме.
Аристотель утверждал, что зло представляет собой зверство, порочность, невоздержанность. Также что зло – это не только переизбыток каких то качеств, но также их недостаток, потому что и то и другое ввергает в хаос.
Быть злым – это значит уподобиться животному или поднимать себя до демонического уровня.
Христианство трактовало зло как отречение от божественного порядка и отречение от бога.
На сегодняшний день к безусловному злу, направленному именно на общество и массы, можно отнести культуру, которая призывает к низменным инстинктам и примитивному удовольствию своих потребностей.
Например, мания потребления, когда человек уделяет очень большое внимание вещам. Ставя их на первый план в своей жизни.
Каждая вещь имеет, какую то свою определенную цену, у нее есть определенный вес – грамм или тонна веса, польза, или какая-то функция. Но человек научился делать вещи разными, потребляя из них больше выгоды и высасывая больше возможностей или даже практически воодушевляя их.
Изобретения и новомодные приспособления значительно облегчают жизнь и делают ее ярче. В этом принципе нет ничего плохого, пока не наступает вещизм. Человек забывает о том, что вещи созданы, для того чтобы служить ему, а не наоборот. Наконец он заболевает, и не может понять причину своего плохого самочувствия.
Их много, этих людей со слабым иммунитетом, которых уже поработил вещизм и шопоголизм.
В общем понятии зла выделяются разные прослойки, например космическая прослойка, человеческая и социальная. Зло в космическом или вселенском понимании этого слоя выражается как хаос, угрожающий мировому порядку, духовная сущность, которая угрожает человеку, вызывает различные природные катастрофы.
На социальном уровне зло представляет собой некую силу, которая разрушает социум, разлагает его.
В человеческом плане зло это нарушение духовных, телесных и моральных качеств. В филосовской этике и религии эти понятия совмещены. Античная этика трактовала зло как начало хаоса в микросхеме и макросхеме.
Аристотель утверждал, что зло представляет собой зверство, порочность, невоздержанность. Также что зло – это не только переизбыток каких то качеств, но также их недостаток, потому что и то и другое ввергает в хаос.
Быть злым – это значит уподобиться животному или поднимать себя до демонического уровня.
Христианство трактовало зло как отречение от божественного порядка и отречение от бога.
Ефимов В. А. Основы мировоззренческой безопасности
Зло и научно-технический прогресс
Многие люди проводят у телевизора значительную часть времени. Без него сейчас никуда – ведь нужно быть в курсе всех событий. Но по голубому огоньку показывают чаще информацию, которая имеет негативный смысл, нежели познавательный. Человек сам того часто и не подозревая, впитывает в себя кучу негатива и повреждает свою энергетику.
Любое негативное предсказание, даже в том случае если оно тут же забывается, накладывает отпечаток на психику человека и сохраняется в его подсознании. Проще воздействовать на нее в размягченном и расслабленном состоянии. Чаще всего в таком положении и находиться человек, когда он смотрит телевизор.
Особенно подвержены его информации люди с неокрепшей или неустойчивой психикой. Даже мозг здоровых людей способен как губка впитывать в себя телевизионный негатив и заряжаться аморальными и разрушающими идеями.
Часто информация, которая имеет негативное воздействие, хорошо замаскирована, и необязательно это могут быть триллеры и боевики.
Даже пресловутая рекламная пауза, которая отнимает кучу времени и энергетических сил человека может буквально зомбировать.
Ученые рекомендуют смотреть телевизор, но при этом не попадать под его воздействие. Не стоит включать его для фона, нужно тщательно выбирать передачи, которые вы хотите посмотреть, если вы не настроены на то, чтобы катаклизмы, акции террористов, и мировой экономический кризис просочились в вашу квартиру, нарушили ее энергетику. Ведь она вам этого не простит.
Существует такое понятие как энергетический вампиризм. Энергетическим вампиром может быть как надоедливый человек, так и лишняя информация, которая поступает извне и начинает давить на психику и самоощущение человека.
Известный психолог утверждает, что многие пациенты жалуются на то, что в конце телевизионного просмотра ощущают себя выжатым лимоном. Один из пациентов, после того, как долго слушал рок-концерты, впал в измененное состояние, напоминающее зомбирование.
Он приехал домой и сжег свою квартиру.
Источник: https://www.13min.ru/psixologiya/chto-takoe-dobro-i-zlo/
Тема 8. добро и зло как ключевые категории этики
1. Сущностные черты добра и зла.
Природа добра
Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий, добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.
Понятие добра в культуре
В русской культуре слово «добро» изначально означает материальное имущество. «Добрый человек» — богатый человек.
Полный человек, который смог набрать вес благодаря тому, что мог позволить себе покупать продукты, называется «добрым», «раздобревшим» (располневшим).
«Доброта» — это черта характера, которая позволяет человеку делиться своим добром, имуществом. С приходом христианства слово приобрело другие значения, в том числе не имеющие никакого отношения к материальным благам.
Одна из расхожих фраз, касающихся добра: «Добро должно быть с кулаками». Фраза приписывается М. Светлову, который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку [2]. Самое известное стихотворение написал Станислав Куняев:
- Добро должно быть с кулаками
- Добро суровым быть должно,
- Чтобы летела шерсть клоками
- Со всех, кто лезет на добро…
- Другим примером является фраза «победа сил добра над силами разума», отражающая скепсис по отношению к христианской оценке добра.
Добро является критерием оценивания, абстракцией. Под добром мы понимаем стремления человека, его культуру. Культура и понятия добра и зла тесно связаны. Если культура — это «возделывание» — а сейчас мы понимаем под этим богатство результатов человеческого труда и развития, то одно из направлений этого развития — это добро, другое — зло.
Основной культурный конфликт в понимании добра состоит в том, что одни верят или полагают, что Бог сам освободит полностью и навсегда человека от страданий и зла, если тот будет терпеливо и смиренно служить ему верой и правдой, и, следовательно, добру чужда агрессия.
Другие верят или полагают, что-либо Бога вообще не существует и поэтому необходимо самому бороться со злом и следовательно добро — это не только воля к созиданию блага, но и также агрессивная воля к уничтожению вреда и зла, либо что Бог сам призывает человека к битве со злом.
Добро в буддизме
В буддизме нет привычного европейцам антагонизма «Добро — Зло». Высшее «зло» для буддиста — Сансара, цепочка перевоплощений богов, людей, животных… (в безначально существующей Сансаре есть шесть видов существ — боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки).
Какой бы праведной ни была жизнь, она всё равно так или иначе складывается из страданий (собственных или причиняемых), вызываемых желаниями. Например, желание есть становится причиной страдания животных, рыб, птиц, мясо которых употребляется в пищу. Преодоление же страданий возможно посредством освобождения от желаний.
Таким образом, человеческие желания (а также желания богов, животных) можно назвать злом для буддиста.
В писаниях о жизни Будды Гаутамы есть упоминание о персонифицированном зле — это демон Мара, который назван «духом Любви и Смерти». В принципе, в Маре воплощены все земные желания.
Добро в даосизме
Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.
Из учения о инь и ян следует идея о том, что добро и зло равны и равнозависимы. А значит, добро есть естественное состояние мира, как, впрочем, и зло. Даос, стремящийся к добру, вызывает к жизни зло. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.
Добро в индуизме
В индуизме за умение отличать Добро от зла ведает сердечная чакра Анахата. С точки зрения индуизма, величина развития этой чакры (относительно остальных чакр) определяет ту крайнюю планку, которая разделят добро и зло.
При слаборазвитой чакре в поступках человека присутствует меньше доброты («Радуйся, что не убил, а только ограбил»).
При чрезмерно развитой чакре изо всякого действия и ситуации человек стремится извлечь и принести в мир больше доброты («Если бьют по правой щеке, надо подставить левую»).
Обе крайности в индуизме не одобряются, но могут одобряться в других религиях.
Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательстве, когда чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве.
Тогда для открытия чакры вновь надо найти способ как сделать кому-нибудь добро.
Если это невозможно, то человек отказывается от пищи, через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания — Муладхару
Добро в исламе
Согласно исламской традиции добро это внутреннее качество человека, которое порождается с самого рождения (сущности), а зло является последствием его же грехов, то есть зло исходит от него самого же, а не от Аллаха. Доказательством этого можно привести аяты Корана: «все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (4:79).
- Добро в конфуцианстве
- Конфуций считал, что добром является то, что человек сам для себя считает добром
- Не делай другому того, чего себе не пожелаешь
- Совершенствование же субъективного понимания добра, приближение его к коллективному, Конфуций отдаёт на откуп социальным взаимоотношениям через соответствующие воздаяния.
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
В конфуцианстве чаще затрагивается не вопрос добра и зла, а качества «благородного мужа»
Добро в христианстве
Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. В христианстве самым главным представителем и источником добра считается Бог.
Объективным критерием добра (также, как и блага) является соответствие его воле Божией. Состояние или чувство, из которого творится добро — это любовь. Совершенная любовь свойственна только Богу.
А, значит, и совершенное добро, без малейшей примеси зла, может творить только Он или существа, выполняющие Его волю.
- Христианство рассматривает зло не как самостоятельную сущность, но как умаление добра.
- В трактате «Оправдание добра» русский христианский философ конца XIX века Владимир Соловьев определял добро как «действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому» и отождествлял его с Царством Божиим[3].
- Евангельское добро
В Евангелии добро — это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф. 25:35-36). А также милости духовной: обратить грешника от его ложного пути (спасти душу) (Иак. 5:20).
- Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога.
- Общее представление
- Различные религиозные культуры, например, авраамические, манихейские, зороастризма, а также подверженные духовному влиянию буддизма, как правило, воспринимают дихотомию добра и зла в качестве антагонистического дуализма, в котором зло должно побеждаться[1].
В любом языке имеются слова, выражающие понятие добра и зла, своего рода культурная универсалия объединяющая моральные суждения вроде хорошо — плохо, правильно — неправильно, желательно — нежелательно[3].
В наше время суть этой дихотомии, являясь широким понятием, обычно касается, в части добра — любви, справедливости, счастья, добродетели, благих дел, созидания, а в части зла — разрушения, порока, умышленного причинения вреда, дискриминации, унижения, актов не избирательного насилия[4].
Особенностью человеческого поведения является способность одновременного выполнения и добрых, и злых действий[5].
Некоторые исследователи, например, Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал рассматривают вопросы морали, в частности, понятия добра и зла, как вполне применимые и в биологии[6][7].
- Причины существования
- Начиная с древности, имеется множество точек зрения на причины существования добра и зла. Их можно рассмотреть в зависимости от отношения к двум определениям:
- объективно и действительно необходимое для существования человечества
- необходимое для существования с точки зрения людей
- При таком подходе, причины добра и зла укрупнённо делятся на материалистические и идеалистические.
- Материалистические причины[править | править вики-текст]
Материалистические причины связывают понятия добра и зла с законами человеческой природы, которые возникают на самых ранних стадиях развития личности. В частности, с естественным устремлением людей, так называемым, натурализмом; с наслаждением-страданием (гедонизмом); счастьем-несчастьем (эвдемонизмом) и т. п.[4].
Эти понятия тесно связаны с социальными условиями, то есть, с конкретными противоречиями жизни общества, их влиянием на мораль определённых эпох и общественных систем. Более того, как полагал Ф.
Энгельс: «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому»[8]:94. В.
Ленин, в свою очередь, дополнял, что идея добра и зла всегда совпадает с текущими требованиями людей к действительности[9]:195.
Идеалистические причины[править | править вики-текст]
Идеалистические причины исходят из божественного замысла, что придаёт соперничеству добра и зла либо метафизический смысл, либо сводит эти понятия к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека.
В свою очередь, религиозные учения отождествляют добро со знанием истины — человеческой ценности, святости, божественности, а зло рассматривают, как следствие неведения этой истины или относят к ненормальным отклонениям в поведении, что является результатом человеческого несовершенства (см., например, «Грехопадение»)[10].
Дихотомия добра и зла в культуре[править | править вики-текст]
Дихотомия добра и зла давно стала, своего рода, мемом общечеловеческой культуры. Широко встречается в искусстве, в частности, в литературе (см., например, у А. Фета[11] или Ф. Ницше[12]), и живописи, особенно религиозного содержания (см. иллюстрацию статьи).
Кроме того, добро и зло — популярный предмет дискуссии разных слоёв общества[13] и, как следствие, является одной из тем высказываний известных людей. Например:
Всякое в мире добро можно во зло обратить. — Овидий[14].
Нет худа без добра. — Плиний Старший[15].
Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред. — Микеланджело[16].
Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. — Ларошфуко[17].
Когда Добро бессильно, оно — Зло. — О. Уайльд[18].
Зло не может позволить себе роскоши быть побежденным; Добро — может. — Р. Тагор[19].
Зло, равносильно, как и добро являются основополагающими понятиями этики. Согласно многим религиозным доктринам, эти два понятия стояли у истоков сотворения мира. Только зло является как бы поворотной стороной добра, меньшей его частью.
В религии добро – это прерогатива Бога, его могущество в творении добра неоспоримо. Напротив, зло находится в руках у Дьявола (в переводе это значит противник), который слабее Бога. Все религии мира учат, что со злом будет покончено волевым актом Бога.
Все явления этого мира проходят через борьбу категорий добра и зла.
Понятие зла – это действия человека или многих людей, направленные на разрушение или игнорирование принятых в обществе моральных принципов, причинение вреда другим людям и себе, оно несет с собой нравственные страдания и ведет к разрушению личности.
Моральное зло являет собой качества противоположные тем, к чему в идеале стремится общество. Качества подкрепляются наличием соответствующих мотиваций, чувств и устремлений. Моральное зло представлено 2-мя основными категориями: враждебность и распущенность.
Враждебность – это внешняя категория, которая, как правило, имеет сильный посыл. Она направлена на достижение господства любыми методами и ведет к разрушению. В своих проявлениях враждебность опирается на самые отрицательные человеческие качества: ненависть, жестокость, агрессия, желание погубить.
Распущенность – внутреннее качество, направленное на разрушение собственной личности. К числу качеств, характеризующих распущенность, относятся: лень, трусость, неумение держать себя в руках, приоритет собственных склонностей и желаний. Распущенность разрушает личность физически и духовно и может привести к полной деградации.
Зло бывает преднамеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное зло предполагает наличие у человека соответствующей мотивации, разработку и исполнение задач, связанных с добровольным причинением ущерба другой личности с целью ее уничтожения, подчинения своей воле, морального и физического насилия. Преднамеренное зло – категория, наиболее порицаемая в обществе, для совершающих преднамеренное зло в любом обществе существует система самых серьезных наказаний, вплоть до отнятия жизни.
Существует также непреднамеренное зло, когда оно происходит вследствие необдуманных поступков, под действием возникших неправильных мотиваций, а также, когда личность не отдает отчет в совершаемых действиях.
К непреднамеренному злу, например, следует относить действия людей, имеющих психические отклонения или находящихся под действием наркотических препаратов.
Человек, совершающий непреднамеренное зло, как правило, сильно раскаивается в совершенных действиях и система наказаний, в отношении его, действует мягче.
Зло, как моральная категория предполагает в человеке полное отсутствие или низкий порог совести.
2. Исторические представления о добре.
Добро и зло в древности
С развитием общества происходили изменения в культуре и мировоззрении. Представления о понятиях «добро» и «зло» также менялись.
Например, в древние времена для жертвоприношений использовали и животных, и людей. Это было обычным явлением.
При первобытнообщинном строе польза и вредность рассматривали, исходя из мнения коллектива. Члены племени зло представляли как то, что мешало им выживать и удовлетворять потребности.
Нападения на другие племена, и даже каннибализм считались добром, поскольку с помощью этого исполнялись желания.
Добродетельные качества приписывали не только мужеству и храбрости, но и хитрости, коварству, порой, жестокости, то есть всему, что влияло на выживание рода.
Постепенно уменьшается зависимость людей от природы. Вместе с изменением потребностей человека другой становится система ценностей. По причине расслоения общества разделяется содержание понятий добро и зло.
Они становятся различными дл разных слоев населения. Для рабовладельцев труд рабов воспринимался в качестве добра, ведь результат их работы давал богатства и жизнь в роскоши.
Для рабов труд на господина представлялся злом, тяжким и изнуряющим бременем.
Древние философы античности, в частности, Аристотель, считали наивысшим благом разум. Но мыслитель подчеркивал, что достоверные знания человеку недоступны.
По Платону, злом считалась «хора» (материальный мир), а добром – «гиперуранию» (мир идей). Сократ считал, что осознание добра и зла способствует добропорядочному существованию и познанию себя.
Также греки отдавали предпочтение мужеству, гордости, беспристрастности и выполнению долга.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s46276t7.html