Тропарь святителю Иоасафу Белгородскому, гл. 3
Святителю Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людем был еси, бдением же, постом и молитвою, яко светильник пресветлый, просиял еси и прославлен от Бога явился еси: телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит нас в Православии и благочестии и спасет души наша. Кондак святителю Иоасафу Белгородскому, гл. 8 Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит? Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, во умилении сердечнем зовем ти: не лиши и нас твоея помощи и заступления, святителю Христов и чудотворче Иоасафе. Святитель Иоасаф,в миру Иоаким Горленко, родился 8 сентября 1705 года в Прилуках, Полтавской губернии в семье полковника. Образование получил в Киевском Братском училище. Родители мечтали, что сын их пойдет по стопам отца и будет военным. Но Господь готовил ему другой путь. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. 8 января 1728 г. рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. 8 ноября 1734 г. был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. 24 июня 1737 г. возведен в сан игумена Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Много сделал для благоустройства обители. 14 сентября 1744 г. был возведен в сан архимандрита. 24 января 1745 г. назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. В те годы требовалось много сил для восстановления Сергиева монастыря после пожара. 2 июня 1748 г. был хиротонисан во епископа Белгородского в соборной церкви Петропавловской крепости Петербурга. Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства св. Иоасаф предпринял поездку по епархии и затем ежегодно совершал такие поездки. Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке. Особенно зорко бдительный святитель следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой были преисполнены глубокого благоговения к службам церковным и святыням. В 1754 году, когда святитель приехал в село Замостье (ныне город в Харьковской области), в притворе местной церкви он обратил внимание на стоявшую в углу икону Богоматери, около которой были ссыпаны уголь и мусор. Владыка остановился и долго с благоговением смотрел на икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал пред образом на колени и воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих служителей, не видят бо, что творят». Песчанская икона Божией Матери «В образе сем, — сказал владыка сопровождавшему его благочинному, — преизобилует благодать Божия; в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для этого села и всей страны». Святитель вошел в храм и указал место для образа Пресвятой Богородицы позади левого клироса и велел поставить его вместо находившихся там обветшавших икон. С того времени и началось прославление иконы, именуемой по всему югу России «Песчанской». Сооружение храма для нее на Песках и перенесение ее в новый храм, предвиденное святителем, состоялось только в 1826 году. Духовенство епархии еще далеко не отвечало своему званию и иногда служило соблазном для пасомых. Поэтому святитель Иоасаф очень строго взыскивал за всякого рода проступки, допускаемые священно и церковнослужителями. Его строгость (вынужденно – по обстоятельствам того времени) доходила до применения телесных наказаний к духовенству. Поссорившимся между собой священнослужителям он запрещал приступать к совершению божественной литургии до примирения. Строгость архипастыря сочеталась с пастырской любовью, с заботливостью о нуждах духовенства, с горячим желанием защищать его от произвола различных светских лиц. Любовь святителя простиралась не только на духовенство. Он с милосердием относился ко всем страждущим, притесняемым и нищим. Последнии имели свободный доступ к святителю и могли в любое время приходить к нему и находить в нем отца, заступника и благодетеля. Все доходы с вотчин архиерейского дома святитель употреблял на помощь неимущим. Милостыню он любил творить втайне. Это делалось так. Перед праздниками христианскими он посылал своего преданного келейника в жилища бедных с подаянием деньгами и одеждою. Этому келейнику он давал указание положить дар у окна или порога, три раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев, самому же поспешно удалиться. Предание уверяет, что святитель сам под покровом ночи любил разносить подаяние бедным. Сострадательный и милосердный к другим, святитель был очень строг к себе – в келейной своей жизни он сохранил нищету инока. Он был настолько нестяжателен в жизни, что по его кончине у него было найдено несколько медных монет, и погребение, по разрешению Св. Синода, пришлось совершить на запасные суммы архиерейского дома. Он был ревностным молитвенником пред Богом, с горячими слезами совершал святитель божественную литургию. И рано утром, и поздно вечером келейник святителя всегда заставал его на молитве. Однажды этот келейник (впоследствии соборный протоиерей г. Изюма) видел в сонном видении святителя Иоасафа молящимся в некоем чудном храме, исполненном благоухания, причем святитель преподал ему наставление на текст: «непрестанно молитеся». Этот призыв к непрестанной молитве выразился у него в написании ежечасной молитвы, которую он каждый час читал сам и советовал другим: «Буди благословен день и час…» Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил на одре болезни: «излишняя святость в начале не дает мне ныне веку дожить». Чувствуя приближение кончины, святитель испросил разрешение Св. Синода навестить своих родителей. 29 мая 1754 г. он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощение и всех разрешил. Он ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы все постарались сделать к осени. Побыв у родителей до осени, святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в с. Грайворон – вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь. Перед самой кончиной святитель принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Христовых Таин и 10 декабря 1754 г. скончался. О кончине святителя было извещено свыше игумену Хотмыжского монастыря Исаии и отцу святителя. Тело святителя Иоасафа в декабре было привезено в Белгород и оставалось непогребенным до середины февраля 1755 г., так как назначенный на погребение святителя преосвященный Иоанн Переяславский задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего святителя не потеряло обычного своего цвета и вида. 23 февраля 1755 г. было совершено погребение святителя Иоасафа. Через два года его тело и одежды были найдены нетленными, несмотря на сырость в склепе. С этого времени началось благоговейное почитание епископа Иоасафа. Все притекавшие к его гробу получали по вере своей исцеления. По ходатайству Питирима, еп. Курского через 156 лет после кончины святителя Иоасафа, он был причислен к лику святых. Открытие его мощей было совершено 4(17) сентября 1911 г.
В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи св. Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву и выставлены в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма. В 1991 году мощи святителя были возвращены в Белгородский Преображенский собор, где и находятся в настоящее время.
Преображенский собор г. Белгород
Ковчег с мощами свт. Иоасафа Обретение мощей свт. Иоасафа 4(17) сентября 1911 года Официальное прославление святителя Иоасафа Белгородского состоялось лишь спустя полтора века после его кончины, всего за несколько лет до искалечившей жизнь России революционной катастрофы. Перед началом Русско-японской войны благоверный царь Николай II спускался в склеп святителя Иоасафа и молился у его гроба. Война была для России неудачна, но множество офицеров и солдат, призывавших в минуты страшнейшей опасности имя святого Иоасафа, свидетельствовали о своем чудесном избавлении от смерти. Все больше становилось адресованных Святейшему Синоду прошений от архиереев, благочестивых дворян, духовенства и паствы о прославлении Белгородского архипастыря в лике святых Русской Православной Церкви.
Торжества прославления святителя Иоасафа начались в Белгороде 4 сентября 1911 года. Один из очевидцев этого всколыхнувшего всю Православную Русь пиршества веры, Г. Булгаков, вспоминает: Жажда и ревность подвига веры и благочестия во имя святителя Иоасафа особенно ярко выражалась массами паломников во время стояния в очереди у врат и в ограде Белгородского Свято-Троицкого монастыря. Кафедральный храм святителя Иоасафа не может вместить в себя более 500–600 человек. Пещерка святителя может вместить не более 40–50 человек.
Пещерка святителя (наше время) А в преддверии торжеств и в дни торжеств ежедневно прикладывались к мощам святителя Иоасафа по 16–20 тысяч паломников и даже более. Естественно, что паломники могли поклониться мощам святителя не иначе, как соблюдая строгую очередь. Еще задолго, за несколько недель до начала торжеств, установилась эта очередь. Накануне прославления святителя Иоасафа она разрослась до огромнейших размеров и благоговейно, безропотно сохранялась самими паломниками. Они, стоя попарно в монастырской ограде, трижды или четырежды опоясывали непрерывной лентой кафедральный собор святителя Иоасафа. А начало этой ленты выходило за ограду. Она тянулась по улицам почти до самых палаток и бараков. Сутки нужно было стоять в очереди без пищи и отдыха, чтобы припасть с мольбой к мощам святого угодника Божия. А ведь и в очередь попасть было трудно. В очередь допускались паломники крестных ходов дальних, потом ближних и затем уже частные лица. Неизбежный, но какой трудный подвиг. Как легко ослабеть под его бременем. Как легко потерять душевное равновесие. Но у громадного большинства паломников не было на устах ропота неудовольствия. Свой подвиг они несли в дар святителю-подвижнику. За оградой монастыря, по дороге к палаткам, в очереди совершалось с недолгими перерывами «неседальное пение». Передвигалась очередь – передвигался и аналой со святыми иконами, передвигались и священнослужители. Пел стройно народный импровизированный хор. Каждый Крестный ход в очереди вел и нес своих больных. Священники читали молитвы и Святое Евангелие над беснующимися. В ограде монастыря паломники, стоя в очереди, не только не шумели. Но даже не разговаривали громко. Близость святыни и сознание ценности религиозного подвига погружали всех в глубокую благоговейную тишину. Особенно трогательна была картина, развертывавшаяся в монастырской ограде ночью. В синем, темном, далеком небе ярко горят звезды. Ветер тихо шелестит в верхушках высоких деревьев. В окнах пещерки святителя – отблеск огней горящих светильников. Доносятся отголоски священных песнопений. А в ограде, медленно подвигаясь вперед, в глубокой благоговейной тишине идут, едва заметно, паломники. И как отблеск небесных звезд, горят у них в руках свечечки, как горят они в руках верующих в святую Пасхальную ночь. И тихо шепчут уста слова веры, хвалы, пламенной молитвы к угоднику Божию… Чуткий к правде, милосердый к горю людскому, близкий всем, кто понял и оценил высоту христианского жизненного подвига, великий подвижник святитель Иоасаф не отвернулся от собравшихся на его праздник потомков его паствы, детей родной ему Святой Руси. Он был среди них. От мощей святителя Иоасафа в дни торжества особенно обильно изливалась благодать чудесных исцелений, прозрели слепые, заговорили немые от рождения, поднялись с одра расслабленные, избавились от своих мучений бесноватые… Вот как вспоминает об этом событии, чудесно повлиявшем на его жизнь, архимандрит Досифей: “Когда я учился в Санкт-Петербургской Духовной академии, у нас было некое соревнование среди соучеников: кто лучше скажет проповедь. Хорошо говорили, многим слушавшим и нам самим нравилось, а вера настоящая мало у кого была. Все холодно говорили, выхолощенно, хотя и красиво. Учеба многих отвращала от живой веры (в академии латинская схоластика примешивалась к православному учению, внушались отвлеченные знания вместо опыта общения с Богом). И как характерно, что, когда предложили направить преподавателя на торжества по случаю открытия мощей святителя Иоасафа, — все отказались, — зачем, мол, ехать смотреть на темный народ, жаждущий чуда, — какие могут быть чудеса в наше время? Бросили жребий! — Пришлось ехать мне. Ехал с неохотой — выполнял послушание. Приехал — и зашевелилось что-то внутри — такое увидел, что невозможно было оставаться спокойным. Со всех концов России съехались больные, калеки — столько страданий и боли — трудно смотреть. И еще — такой общий настрой, ожидание чего-то чудесного поневоле передавалось и мне, несмотря на мое скептическое отношение к происходящему. Наконец, прибыл император со своей семьей, и было назначено торжество. Я стоял на торжествах уже с глубоким волнением, не верил и все же ждал чего-то. Трудно нам сейчас представить себе это зрелище: тысячи и тысячи больных, скрюченных, бесноватых, слепых, калек — лежали, стояли по обеим сторонам пути, по которому должны были пронести мощи святителя. Особенное мое внимание обратил один скрюченный: на него нельзя было смотреть без содрогания: все части тела срослись — какой-то клубок мяса и костей на земле. Я ждал: что же сможет получить этот человек? Можно ли ему чем помочь? И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа — такого никогда не видел и вряд ли уже увижу — почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены. С трепетом, ужасом и благоговением смотрел я на все происходящее — и не выпускал из виду того скрюченного. Когда гробница с мощами святителя поравнялась с ним, он раздвинул руки — раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри его, и он стал выпрямляться с усилием — и встал на ноги. Какое потрясение было для меня! Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, стал рассказывать ему все, просил записать… В Петербург я вернулся другим человеком — верующим”.
Святителю отче Иоасафе, моли Бога о нас.
По материалам сайтов: http://azbyka.ru; http://zaozernaya.ru
Возврат к списку
Мы в Социальных сетях
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают
сведения о чудесной помощи по молитвам прп.
Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой — кто получил благодатную помощь при молитвенном
обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.monastery@ya.ru или sezmon.
rf@gmail.com
История монастыря
Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского.
Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые…
Читать далее
Источник: http://sezenovo-mon.ru/novosti/17-sentyabrya-obretenie-moshchey-svt-ioasafa-belgorodskogo/
17 сентября — обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского
17 (4) сентября 1911 г. состоялось первое обретение мощей свт. Иоасафа Белгородского, именно тогда, через полтора века после своей кончины святитель Иоасаф был прославлен Церковью. Инициатором канонизации святителя Иоасафа был император Николай II.
Прославление назначили на 4 сентября, предполагалось, что в этот день царская семья будет в Белгороде, однако из-за ухудшения обстановки на фронтах царь не смог присутствовать на торжествах канонизации. Лишь в декабре 1911 г.
августейшая семья побывала в Белгороде и приложилась к мощам святителя.
В сентября же 1911 г. в Белгороде состоялись великие торжества, они длились целую неделю.
В город приходили крестные ходы из сопредельных епархий, Белгород, население которого насчитывало 40 тысяч человек, посетили 200 тысяч паломников!
Чтобы их разместить, за городом был организован целый «паломнический стан», с палатками, временными деревянными бараками, амбулаториями, столовыми и даже временным водопроводом. Его посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна (она с великим князем Константином Константиновичем представляла на торжествах в Белгороде царскую семью).
Чтобы поклониться вновь открытым мощам, люди стояли в очереди около суток (пещерка, где находились мощи, вмещала не более 50 человек).
С приходом к власти большевиков, как известно, был организован фактический разгром Церкви. Была проведена кампания «по разоблачению мощей». Мощи святых «конфисковывались» из храмов и монастырей, выставлялись на всеобщее обозрение, затем передавались на хранение в музеи, захоранивались или уничтожались.
Во время этой богомерзкой кампании из Белгорода были вывезены мощи святителя Иоасафа, и никто не знал, что с ними стало — не было никаких архивных записей, нельзя было найти никаких следов, что «разоблачители» сделали с мощами.
Однако промыслом Божиим в 1991 г. мощи святителя были чудесным образом обретены в Казанском соборе Санкт-Петербурга. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II они были привезены в Белгород, положены в Спасо-Преображенском соборе, где и почивают поныне.
Мы приводим рассказ человека, который стал очевидцем чудесного обретения мощей святителя 28 февраля 1991 г.:
Мы жили напротив Казанского собора. В соборе тогда еще музей был. Но и службы тоже уже шли, скромно, близ алтаря. Я там исповедовалась, причащалась.
Муж работал в кооперативе ПИК. С двумя друзьями они реставрировали орнамент под главным куполом Казанского собора.
Рядом с выходом к куполу была каптерка, где они переодевались. А между каптеркой и выходом к куполу — комнатенка, заваленная всяким хламом. Они постоянно через нее взад-вперед ходили.
И вот в тот день один из приятелей мужа вдруг среди щебенки, камешков и всякого мусора внезапно увидел — лежит что-то черное, длинное, завернутое в черный бархат. Мой муж Толя и старший в кооперативе подошли, и они все вместе стали смотреть, что это такое. Откинули краешек бархата, и Толя первый увидел: нога! Желтоватая, высохшая, но все-таки светлая, не черная, не сгнившая, не кости!
Они были поражены случившимся. Не стали, конечно, дальше распаковывать — испугались. Мы тогда уже немного воцерковлялись, поездили по монастырям, понимали про мощи кое-что.
У них было обеденное время. Толя прибежал домой — я дома сидела, беременная, — и говорит: «Ира, мы нашли мощи! Кого — не знаем. Нетленные. Мы как сказали про них, сразу прибежали из музея и забрали. Отрезать, может, сходить кусочек бархата?»
Я испугалась: «Куда нам такую святыню в дом. Мы недостойны».
Мощи взяли сразу в Александро-Невскую лавру. Их не выставляли, не знали, чьи они. Потом уже комиссия пришла к единому мнению, что это свт. Иоасаф Белгородский. Когда их передавали в Белгород, в Спасо-Преображенском соборе была торжественная служба. (Ирина Я., Санкт-Петербург)
На фото: 17 сентября 2011 г. в праздник 100-летия обретения мощей и прославления свт. Иоасафа, епископа Белгородского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной Литургии на Соборной площади Белгорода.
Другие статьи раздела «Листая православный календарь»
Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого — установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!
Назад к списку
Источник: http://dommil.com/articles/listaya_pravoslavnyy_kalendar/149/
Обретение мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского
Седмица 14-я по Пятидесятнице. Глас 4. Сегодня святая Церковь чтит память обретения мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского
Просмотров публикации 211
Родился святитель в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малоросийского рода Горленковых.
В 1712 году 7-летнего Иокима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг.
Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии.
Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Забороский.
Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.
В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одно-временно он был назначен членом Киевской духовной консистории.
Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей.
В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки. епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами.
Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена.
В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией.
В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители Преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского.
Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения И особенно за нравственностью паствы.
Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья.
Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет дьяконом, сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось.
10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось в 1911 году.
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, моли Бога о нас!
Вы можете поаплодировать автору1
Источник: https://pravoslavie.fm/zhitiya-svyatykh/obretenie-moshhej-svyatitelya-ioasafa-episkopa-belgorodskogo/
Церковь чтит память святителя Иоасафа Белгородского — Православный журнал "Фома"
Память святителя Иоасафа Белгородского, посвятившего свою жизнь служению Богу и людям, празднует Православная Церковь в понедельник 23 декабря 2019 года.
Будущий святитель Белгородской земли родился 8 сентября 1705 года в селении Прилуки, Полтавской губернии в семье древнего малороссийского рода Горленковых.
Его отец Андрей Дмитриевич был полковником Прилуцкого казачьего полка, а мать Мария была дочерью гетмана Войска Запорожского Даниила Апостола. В крещении мальчик был назван Иоакимом. С самых ранних пор он воспитывался в благочестии и послушании. Когда Иоакиму было 7 лет, отец отдал его в Киевскую духовную академию.
Материал по теме
Святые – кто они?
Откуда берутся святые? Как они помогают людям? Действительно ли это возможно, и зачем нам нужны такие Божьи проводники
В 1727 году, уже в Киево-Братском монастыре, он был пострижен в мантию с именем Иоасаф. В том же году он окончил духовную академию.
Главное служение святителя Иоасафа было связано с Белгородской землей, епископом которой он был рукоположен 2 июня 1748 года.
Вступив в управление Белгородской епархией, святитель Иоасаф развернул широкую административную, просветительскую и духовную деятельность. В частности, он строго следил за благочестием духовенства, состоянием храмов и правильностью совершения богослужений.
От священников владыка требовал правильного соблюдения церковного устава и традиций, много прилагал сил для их образования. В тоже время святитель заботился и о духовно-нравственном состоянии своей паствы: помогал бедным, вразумлял преступников, занимался благотворительностью. Много времени святой Иоасаф уделял и внутреннему подвигу, ежедневно и усиленно молился.
Часть своего служения владыка посвятил литературной деятельности. Так, помимо «Брани», он составил краткую автобиографию, фамильные записки, одно поучение (Слово) и несколько окружных посланий и писем.
Еще при жизни святителя вокруг него сложился кружок его почитателей. В дальнейшем он оформился в Братство во имя самого святителя Иоасафа, которое работало в Санкт-Петербурге. В 1917 году оно закрылось, и было восстановлено только в конце XX века.
Активная деятельность владыки подорвала его физические силы, однако Господь даровал ему иное – дар прозорливости.
В 1754 году владыка Иоасаф посетил свой родной город, где повидался с родителями. На обратном пути, остановившись в слободе Грайворон, бывшей его вотчиной, архипастырь заболел. Более двух месяцев он пролежал больной и 10 декабря 1754 года в возрасте 49 лет отошел ко Господу.
Ныне мощи святого пребывают в Преображенском соборе Белгорода. Память святителя Иоасафа Белгородского также отмечается 4 (17) сентября (обретение мощей).
О святых подвижниках православной веры разных эпох и стран читайте здесь
Изображение (фрагмент) с сайта pravoslavie.ru
(2 votes, average: 5,00
Источник: https://foma.ru/tserkov-chtit-pamyat-svyatitelya-ioasafa-belgorodskogo.html
Мощи Святителя Иоасафа Белгородского
Мощи святителя Иоасафа Белгородского — главная святыня Преображенского собора и всей Белгородчины. Правда, прежде чем упокоиться своими мощами в нынешнем соборном храме, святому пришлось пройти через многое — от довольно позднего и «трудного» официального прославления до поругания и пребывания «под спудом» в северной российской столице.
Первое обретение мощей
Епископ Белгородский Иоасаф (Горленко) отошел ко Господу в декабре 1745 года.
В феврале 1746 года его погребли в специально устроенном в Троицком соборе склепе («пещерке») — столь долгая задержка объяснялась тем, что назначенный Синодом для совершения погребения архиерей не мог пробраться в Белгород из-за разлива рек. Все это время на теле святителя не появилось ни одного признака тления.
Чудесные исцеления у гроба святого начались сразу же после погребения, что понудило духовенство спустя два года вскрыть гроб — при этом выяснилось, что мощи епископа Иоасафа по-прежнему совершенно не подверглись тлению.
Распространившаяся об этом, равно как и о благодатной помощи, подаваемой святителем, молва вызвала столь многолюдный поток паломников к гробнице, что епископ Белгородский Феоктист (Мочульский) даже приказал закрыть «пещерку» на замок, но вскоре, вразумленный в тонком видении самим святителем Иоасафом, отменил это распоряжение.
Началом XIX века датируются первые попытки подвигнуть Святейший Синод к прославлению епископа Иоасафа. Увы, на протяжении ста лет все подобные попытки оставались безуспешными.
Чтобы понять, почему так происходило, следует вспомнить о том, что при Петре I фактически была запрещена канонизация новых святых. «Духовный регламент» 1721 года мотивировал это решение необходимостью борьбы с народными суевериями.
До конца XVIII века канонизировали лишь двух святых (святителя Димитрия Ростовского и преподобного Феодосия Тотемского).
В XIX столетии мало что в этом смысле изменилось. Отметим, что с развивавшимися «явочным порядком» культами местночтимых святых Святейший Синод вел жестокую борьбу.
Эта борьба непосредственно коснулась и мощей святителя Иоасафа — в 1860-х годах, «во избежание соблазнов», они были облечены поверх архиерейских одежд в «глухой саван», с сокрытием главы святого, до того пребывавшей открытой.
Это действие вызвало непонимание и ропот среди паломников, а обращенные в Синод просьбы канонизировать епископа Иоасафа с тех пор стали еще более настойчивыми.
Дело сдвинулось с мертвой точки в царствование Николая II. Специально созданная Синодом комиссия, призванная так или иначе решить вопрос канонизации, работала в Белгороде в мае 1910 года и по результатам своей работы приняла положительное решение. Ликованию белгородцев тогда не было предела.
Торжественное прославление епископа Иоасафа (Горленко) в лике святителей состоялось 4/17 сентября 1911 года.
Столь широких и «общенародных» празднеств Белгород до того не видел — одних гостей со всех уголков России к этой дате собралось около ста тысяч человек! Царскую семью на торжестве представляли великий князь Николай Николаевич и великая княгиня Елисавета Федоровна.
Вынесенные из «пещерки» и переоблаченные мощи святителя с тех пор пребывали в богатой раке под «древнерусской» сенью, поставленной в северной части Троицкого собора. «Пещерку» же превратили в своеобразный музей, открытый для свободного посещения.
Второе обретение мощей Иоасафа Белгородского
Всё изменилось после большевистского переворота. В августе 1920 года власти приняли постановление «О ликвидации мощей», и уже в декабре нетленные мощи святителя Иоасафа были вскрыты, подвергнуты кощунственному «исследованию» и вывезены в Москву — в Анатомический музей при Наркомздраве.
Там они некоторое время выставлялись на всеобщее обозрение в качестве экспоната, с топорными «научными» объяснениями поразительной сохранности тела, а в 1930-х годах были перемещены в ленинградский Музей истории религии и атеизма, занявший к тому времени здание Казанского собора.
В 1970 году музейные рабочие спрятали святыню на чердаке, выкопав для того яму в сухом шлаке. Там святые мощи и были обретены на излете зимы 1991 года.
11 марта того трудного для России года их перенесли в стоящий на Литейном Спасо-Преображенский собор.
К июлю специальная комиссия установила, что обретенные в Казанском соборе мощи бессомненно есть мощи святителя Иоасафа Белгородского.
До 10 августа они оставались в Петербурге; с 11 августа — пребывали в московском Богоявленском соборе, что в Елохове; с 4 сентября — в Сергиево-Казанском соборе Курска.
16 сентября, накануне дня памяти святителя Иоасафа, его мощи прибыли в Белгород. В этот же день в Белгород приехал Патриарх Алексий II, возглавивший торжества по поводу возвращения в город святых мощей небесного защитника Белгородской земли. С тех пор они пребывают в новоустроенной раке, установленной в южной части Преображенского собора.
Источник: https://posmotrim.by/article/moshi-svyatitelya-ioasafa-belgorodskogo.html