Молитва “вечери твоея тайныя”

После того, как духовенство причастилось святых Тайн, верующие призываются к трапезе Господней: «Со страхом Божиим и верою приступите!»

Верующие приступают и вместе с причащающим епископом или священником читают молитву:

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз.Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и Сия есть Самая Честная Кровь Твоя.

Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.Вечери Твоея тайныя днесь.

Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя. Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела.

Потом все делают земной поклон и встают, говоря про себя: «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему». Перед святой чашей каждый называет свое имя, так чтобы священник его слышал. Священник говорит: «Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

Причастившись, каждый целует край чаши, как бы пронзенное ребро Христово, из которого истекли кровь и вода (Ин.19:34). После этого принимается немного разбавленного водой вина и кусочек просфоры, которые находятся на отдельном столике. Это не всегда возможно, когда причастников очень много.

После причащения в тот день больше не встают на колени, так как слово Божие осуществилось: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:56).

  • После того, как все причастились, священник благословляет народ, провозглашая: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое».
  • И как бы осмысляя, что присутствующий народ Божий испытал в свое спасение, поется:Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся, та бо нас спасла есть.
  • Когда Святые Дары, при перенесении их с престола, выносятся пред народом, слышатся слова священника: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков».
  • С этих слов начинается последняя часть Литургии, благодарение за участие в Тайнах Божиих. Продолжая благодарственный возглас священника, община поет:
  • Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, божественным, безсмертным и животворящим тайнам.Это песнопение заканчивается прошением:

Соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Следующая за песнью благодарственная ектения заканчивается славословием того же содержания: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

Далее священник читает посреди общины заамвонную отпустительную молитву, которая как бы объединяет молитвенные темы Литургии:«Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое…»

Благословение Господне и т.н. отпуст, в котором поминают имена близких нашей Церкви святых и святых того дня, завершают Литургию.

Верующие идут поклониться кресту, который держит в руке священник, давая им облобызать этот символ нашего искупления.

Так верующие, приняв участие в святой Евхаристии, несут святость в свои семьи и всю свою жизнь повторяют про себя молитву: «Соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя».

Так продолжается жизнь от Евхаристии к Евхаристии, стремясь к «мужу совершенному, к мере полного возраста Христова» до тех пор, пока «мы не увидим Его лицем к лицу». (Еф.4:13, 1Кор.13:12). О Пасха велия и священнейшая Христе! О мудросте, и Слове Божий, и Сило! подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего.

В четверг страстной седьмицы во время последней трапезы с апостолами Христос установил Таинство Святого Причастия. Сын Божий угощал сотрапезников хлебом и вином. Они символизировали плоть и кровь Христа, его жертву во имя всех грешников, живущих на земле. Эта снедь вскоре превратилась в основу для проведения церковного таинства Причащения.

Молитва

Во время Божественной Литургии верующие произносят речи раскаяния и прошения Господу. Молитва Вечери Твоея Тайныя перед причастием из покон веков является традиционной для проведения обряда. Сие песнопение помогает очистить душу и обрести покаяние, столь необходимое христианину для проведения таинства Причастия.

На Тайной Вечере

В этот день, стоя в храме, и мы пребываем на Тайной Вечере вместе с апостолами, с учениками. Литургия не повторяется, она – единая Господом сотворенная.

Бог так захотел. Почему? Мы могли бы сказать: «Господи, вот как было бы хорошо: мироносицы, апостолы – так всё было тогда замечательно, ну может быть, я не отрекся бы, может быть, я бы тоже при кресте стоял… Но это ж было так давно, а я ведь живу после».

Господь говорит: «Нет, вы присутствуете на этой же самой Вечере». Любой храм является горницей, в котором произошла Тайная Вечеря. И эта множественность православных храмов по всей Земле, и часовые пояса, и время, которое в каждом часовом поясе отдельное, не имеют для вечности никакого значения.

Господь благоволил так. Как и апостол Павел на мозаике в Софии Киевской и на иконах «Причащение апостолов» во многих храмах, так и мы все – там же, на Тайной Вечере присутствуем. Имейте это в виду. Страшитесь и бойтесь.

Молитва

Богослужение и Литургия – это не игрушки! Если уж Перельман в затвор ушел от того, что он познал пространство с восемью вариантами Вселенной, и дай Бог ему удержаться в своем уме…

Восемь вариантов вселенной – они все, возможно, почти одинаковые, и разнообразие в этих восьми вариантах, как в восьми гласах Октоиха. Трудно даже пространство понять, а как постичь Бога и Божественное!? Как страшно и ужасно, как нам самим сохранить ум?

Господи, помилуй и сохрани ум наш, чтоб нам со страхом и трепетом совершать Твою Литургию. Херувимы и Серафимы взирают и не понимают, почему Бог так милостив к нам, почему Он нас позвал на ту самую Тайную Вечерю. Мы, оставаясь в Москве, в пространстве социума, при этом присутствуем там, рядом с Господом, и участвуем в Вечере! За что такое? Почему так благоволил Бог?

Херувимы и Серафимы не понимают, закрывают лица

И вот тут мы все будем безответны. Мы скажем: «Господи, нас там не было». А Он скажет: «Да? Как это вас не было? Я вас причащал. Учеников, апостолов и всё Троицкое-Голенищево».

Скажете: «О, что это такое в голове у отца Сергия?» Да у меня просто не хватает ума на старости лет это хорошо объяснить богословским и четким твердым языком. А люди трепещут, страшатся и боятся. А руки священника горят и ужасаются.

И Серафимы не понимают, лица закрывают, что там творят, как могут люди это делать?

Молитва

Известны такие явления: один священник, как пишет владыка Антоний Сурожский, говорит: «Господи, я не могу сегодня пред Престолом стоять, я грешный, я этого осудил, это сказал, это не то, и покаяться не успел. Как я могу стоять у престола?»

И, как пишет владыка Антоний: и тогда как бы Некто властный его отодвинул и стал впереди него, и свершил эту Евхаристию. Господь всегда совершает Евхаристию Сам.

Так было показано тому священнику: «Дорогой мой, соображай, кайся, проси у Бога прощения, чтоб ты мог присутствовать и исполнять свои обязанности, и словом Господа звучащим колебать воздух в этом храме – как Господь, так и священник». Это очень страшно. И вот эта страшная Тайная Вечеря, она настолько сильна, и так воздействует, что люди, которые понимают, они и сами ужасаются.

Слезы иезуита

И вот тут-то, я бы даже сказал, снимается даже древняя вражда… Несколько лет назад я имел возможность слушать лекции отца Мигеля Арранца, когда он был еще жив. Колоссальный ученый ум, баск, испанец, отец-иезуит, не могущий терпеть русской рясы, русского Православия, вскипавший негодованием, когда видел православного священника, я этому свидетель.

Однажды он напал на меня страшно, как – не буду объяснять, долго. Я регулярно ходил на его лекции в Андреевский монастырь. Ибо он литургист и магистр богословия, и я – магистр богословия. Ведь я тоже, хоть маленький, но литургист, я должен был слышать этого человека.

Молитва

Иеромонах Михаил (Мигель) Арранц

И вот, со всей нелюбовью к Православию, к православному духовенству он, когда говорил о Великом Четверге, вдруг вспомнил свой приезд в Троице-Сергиеву Лавру как раз в православный Великий Четверг. И рассказывал, как он был там в самый разгар советского времени и видел, как причащаются православные русские женщины, старушки и крестьяне, и мужчины.

И у него, у иезуита, прожженного иезуита, даже в рассказе, когда он говорил о Троице-Сергиевой Лавре и Успенском соборе, слеза появилась. «Как причащались эти люди, – говорит. – Какое было Причастие!..

» Когда такое звучит из уст иезуита – это особенно важно.

Он увидел, понял, как Господь верующим православным людям дает это участие в Тайной Вечере и причащает их всех, не обзывая схизматиками и всякими другими нехорошими словами.

Православное восприятие святых Христовых Таин прожигало даже иезуита до того, что он прослезился. Я это запомнил хорошо, потому что я знаю его личное отношение к православному духовенству и вообще к Православию. А вот он вдруг смог оценить главное.

Осознать и пережить

Хочу отметить вот еще какую вещь. Во время служения этой Литургии есть одна очень важная особенность. Кстати, мы очень легко смотрим на текст богослужения, слишком хорошо переносим свой школьный подход к богослужению, к Церкви.

Мы спокойно стоим, слушаем, выходит батюшка, говорит молитву перед причащением, а нам, как говорится, всё равно, нам в голову-то не приходит – вслушаться в текст. «Не-а. А ладно, так вот и всё, ну значит, так».

А в Великий Четверг вместо Херувимской песни поется древнейшее песнопение, которое сложилось в глубокой древности и которое прекрасно вспоминается именно в этот день, да и не только в этот день, в каждый любой день Литургии выходит священник с Чашей и говорит: «Верую, Господи, и исповедую», – молитва святителя Иоанна Златоуста.

И заканчивает какими словами? «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Вы понимаете?! Это ни в коем случае не просто воспоминание или «образное» восприятие. Здесь четкие слова-формулы. Греческий язык способствует этому. Он не дает, как говорится, просунуть лезвие ножа и сказать: «Ах, это фантазия, это я, конечно, только вспоминаю. Ах, мне кажется, вот так».

Молитва

«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими» – слова глубочайшей ответственности! «Днесь» – то есть сегодня! «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими. Это то, что я вам говорил, показывал на пальцах, что Литургия совершилась только одна, и всегда она одна совершается.

И это особое песнопение поется с особым переживанием и проникновением внутрь этого смысла. Днесь! «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими» – прими меня, вместе с апостолом Павлом и всей Церковью!

И дальше какие важные, ответственные слова:

«Не бо врагом Твоим тайну повем,/ ни лобзания Ти дам, яко Иуда,/ но яко разбойник исповедаю Тя:/ помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»

Очень важно осознать это песнопение, эти слова. Осознать и пережить их.

Тайна

Эти слова настолько актуальны для нашего времени! «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; Не бо врагом Твоим тайну повем». Какую тайну? Тайну Царства Божия. Тайну личности человеческой. Тайну отношений человека с Богом, где никто другой не может влезть поперек!

Читайте также:  Молитва матроне о здоровье мамы, о выздоровлении

Как отрекся апостол Петр? Без всякой торжественности, как-то бледно, просто, без всякого пафоса: «Не знаю этого Человека…» А крестик на шее? Ведь так легко стесняться его где-нибудь на пляже.

Поведание христианской тайны, некоторое злословие или сплетни о храме и прихожанах своего храма, соседнего, про своих иерархов – это же незаметные, кажется, грехи, привычное рассуждение с постоянным осуждением, походя.

А в принципе это есть предательство, отход от Церкви, поведание кому-то тайны о прихожанах, о храме, о своих ближних.

«Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда», – какой ответственности слова! Что же мы в игрушки играем всегда? Детская у нас непосредственность – часто дети стоят, спешат побыстрей причаститься: быстрей-быстрей-быстрей.

Молитва

«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда»: никогда не предам никого! Никогда! «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Это самое важнейшее в жизни, самое главное. Вся программа.

Вот откройте, посмотрите, как себя вести, как ваши дети должны себя вести, как ваши внуки должны себя вести, как они должны соблюдать эти слова. И ни в коем случае с легкостью не относитесь к этим словам: Вечери Твоея Тайныя днесь.

От Голгофы и до наших дней

Нынешняя вечерняя служба, Стояние двенадцати Евангелий – это почти вершина всего богослужения. Я сейчас к вечерней службе только общее вступление сделаю, а потом отдельно о ней поговорим.

Как не зря я вспомнил католика-иезуита, отца Мигеля Арранца, так же я с трепетом вспоминаю женщину, бывшую протестантку – профессора Эрлангенского университета Фэри фон Лилиенфельд, в православии – Веру.

Тоже приехала к нам в Россию, пришла на стояние Двенадцати Евангелий. Стояла в церкви и слушала. Служба ее пронизывала насквозь. Поразительные вещи: она увидела и услышала, что это богослужение Двенадцати Евангелий вечернее сохранилось c IV века, одной путешественницей в Иерусалиме оно описано и рассказано, так оно прошло сквозь века, прошло сквозь страны, прошло сквозь Европу.

Иоганн Себастьян Бах написал «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», где структура та же самая. И когда Фэри фон Лилиенфельд это услышала, увидела, поняла, пережила, она перешла в Православие.

Она поняла, сколь удивительно, дивно и прекрасно в Православии сохранились – от Голгофы и до наших дней – переживание, суть и даже структура древняя, которая вдохновляла и Баха, других великих художников и прошлого, и европейского, и нового времени.

Для нее было поразительно, что это предстояние, оно есть, и то, что оно сохранилось наиболее ярко в Православной Церкви – и она приняла Православие.

От Агнца Великого Четверга

В Великий Четверг совершается не только само Причащение многих людей, но и, как это называется, заготавливается Агнец, то есть часть Тела Христова, – заготавливается, дробится на мелкие частицы, пропитывается Святой Кровью, высушивается и хранится весь год.

И когда священника вызывают к больному, он берет частицу от Великого Четверга из Дарохранительницы на Престоле, кладет ее в специальную Дароносицу, то есть в металлическую коробочку и в сумочку с крестиком, в которую можно положить частицу, довезти до больницы.

Молитва

Любая Евхаристия имеет такую же ценность, как и Литургия Великого Четверга. Тайная Вечеря – это событие, к которому хочется как можно больше приблизиться, и поэтому в сам Великий Четверг мы поем особенные песнопения, читаем паремии и Евангелие.

И от Великого Четверга каждый год запасаемся Святыми Дарами, чтобы целый год от Агнца Великого Четверга можно было причащать болящих в больницах и в их домах. Такова традиция нашей Церкви.

По материалам аудиодиска «Богослужения Великого поста. Беседы протоиерея Сергия Правдолюбова». (Редактор и звукорежиссер – Николай Бульчук.

Диск рекомендован к публикации Издательским Советом РПЦ МП; протокол № 20 от 31 октября 2013 г. (ИС 13-320-2512)).

В основу аудиодиска легли беседы отца Сергия Правдолюбова с прихожанами храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в январе-марте 2011 года.

Подготовка текста: прот. Сергий Правдолюбов, Алиса Струкова

Источник: https://kanal21.ru/vecheri-tvoeya-tajnyya/

Икона "Тайная Вечеря": история, описание, значение, в чем помогает и от чего защищает + где вешать образ в доме

Событие, произошедшее более 2000 лет назад, послужило вдохновением для многих деятелей искусства. Мировым шедевром стала фреска «Тайная Вечеря», созданная Леонардо да Винчи. Появившаяся в XVI веке картина выделяется уникальной техникой написания. Спаситель расположен в центре, а по бокам его окружают апостолы, которые разбиты на группы.

Молитва Появившаяся в XVI веке картина выделяется уникальной техникой написания

Христианская икона и фреска да Винчи отличны по смысловой нагрузке, заложенной в основе их сюжета. Художник хотел передать реакцию последователей Христа на новость о предательстве своего учителя. Однако ни одному художнику не удалось в точности воссоздать место, в котором проводилась вечеря.

Изучая исторические записи тех времен, искусствоведы пришли к выводу, что длинных столов и стульев еще не существовало. Пищу расставляли на лавках, а люди сидели на подушках.

Это родило предположение, что обеденный стол – символ ритуала Евхаристии, которую Спаситель преподнес своим ученикам в последний вечер.

Православная церковь использует длинный стол, как прообраз церковного престола, который расположен в алтарной части храма.

Видео «Икона «Тайная вечеря» – описание»

В этом видеосюжете представлено описание святого образа и его значение.

Описание иконы «Тайная Вечеря»

История насчитывает множество созданных изображений «Тайной Вечери», все они призваны показать разные аспекты произошедшего деяния. Однако существуют каноны, которые прослеживаются на всех полотнах. Христос расположен в центре стола, а по обе стороны от него собрались все его ученики. На столе расположена чаша с вином и хлеб, которые они разделили в канун Пасхи.

Христос и его последователи часто изображены с нимбами, в то время как у Иуды его нет. Все апостолы обращены к своему учителю и внимают его словам. Выделяется только Иуда, который тянется за бокалом вина, что символически показывает его вульгарность и отречение от слов Спасителя. Иногда он изображен с кошельком в руках, в котором находятся монеты, полученные за предательство.

Молитва Витражное изображениеМолитва Старинные гобеленыМолитва Каменные барельефы

Значение иконы и срытый символизм

Сюжет, отображенный в картине, понятен даже тем, кто поверхностно знаком со Священным Писанием. Понимание значения таинства, происходящего на вечере, рано или поздно приходит к каждому человеку. Христиане знают, что круглогодично в церкви проводят определенное таинство, которое носит название Евхаристия.

Оно было передано Спасителем своим апостолам на последнем ужине, который состоялся 2000 лет назад. Пасха в те времена праздновалась в честь освобождения еврейского народа от египетского гнета.

В канун праздника Иисус Христос собственноручно омыл ноги ученикам и разделил с ними последнюю трапезу. На ней он преломил хлеб со своими последователями, который стал символом его страждущего тела.

После преподнес в качестве угощения вино, символ его крови и очищения от грехов.

Описание случившихся в тот вечер деяний не отражает полноту глубинного смысла, заложенного в иконе. В момент совершения таинства Иуда уже предал своего учителя, для которого это не было тайной.

Сюжет призван показать, что каждый человек способен свернуть с праведного пути и предать Всевышнего. Однако искренне раскаяться в своих деяниях могут не все.

Икона наполняет ощущением того, что Бог ждет каждого человека к себе с раскаянием до последнего вздоха.

В чем помогает и о чем молятся

Православному христианину икона служит проводником к Всевышнему, который слышит мольбы своего раба. К ней обращаются с мольбами о помощи и раскаянии в совершенных деяниях. Храмы и церкви размещают ее в непосредственной близости от алтаря, подчеркивая особую символичность изображения.

Икона помогает в таких деяниях:

  • служит проводником между Всевышним и молитвами верующих, которые открывают ему свои тревоги и пытаются обрести душевное спокойствие;
  • при приготовлении пищи хозяйка просит наставления, чтобы еда получилась вкусной;
  • до и после трапезы возносятся благодарственные молитвы;
  • неподалеку от святого образа люди получают причастие;
  • согрешившие просят о прощении своих деяний.

Местонахождение божественного образа

Изображение находится в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Фреска размером примерно 4×8 находится в трапезной этого монастыря, на одной из стен.

Молитва Святыня находится в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Где расположить святой образ в доме

Месторасположение в доме не меняет глубинный смысл святого образа. Образ может находиться в кухне или гостиной комнате. Обращаются к святому облику в любой момент, когда хочется поведать о своих мыслях. Хозяйкам, занимающимся приготовлением еды, изображение посылает благословение на удачное завершение дел.

Христиане считают, что вешать икону в спальне неприемлемо. Конкретных запретов на это церковь не дает. Дом православного человека наполнен иконами, которые располагаются практически везде.

Единственным исключение служит ванная комната, где размещение святых образов является неприемлемым.

Празднование и народные приметы

Событиям Тайной вечери отведен специальный день в страстную неделю, а именно Великий Четверг. В этот день весь православный мир вспоминает таинство, совершенное на вечере и сопереживает страданиям, пережитым спасителем на Голгофе. Верующие проливают слезы по предсказанной кончине и радуются воскресенью. В конце богослужения они приобщаются к учению Христа, исповедуясь и причащаясь.

Традиции, соблюдающиеся в «Чистый» четверг:

  • праведные христиане должны посетить баню и принять ванну, чтобы очиститься;
  • в древней Руси крестьяне ходили на реку и набирали ведро чистой воды. Она считалась освященной и помогала смыть все грехи;
  • вернуть здоровье в этот день можно было добровольно отдав реке личную вещь, вместе с которой уносились болезни и невзгоды;
  • русским женщинам не удавалось посетить реку, поскольку они занимались готовкой еды и накрывали большой стол для гостей. Дети делали крашенки, поскольку до пасхи оставалось мало времени;

Молитва Православному христианину икона служит проводником к Всевышнему

Молитва и акафист иконе «Тайная Вечеря»

Молитва иконе «Тайная Вечеря»:

«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь. Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь».

Тропарь на Великий Четверг глас 8:

«Егда славнии ученицы / на умовении вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый, / сребролюбием недуговав, омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. / Виждь, имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: / Иже о всех благий, Господи, слава Тебе».

Кондак на Великий Четверг глас 2:

«Хлеб прием в руце предатель, / сокровенно тыя простирает, / и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, / и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец».

Икона «Тайная Вечеря» олицетворяет переломный момент, после которого ученикам откроется божественная природа Иисуса Христа и пример жертвенной любви к Всевышнему. События того вечера помогают праведным христианам укреплять свою веру в сложных ситуациях, превращая печаль в надежду.

Читайте также:  Сколько дней надо закрывать зеркала на похороны и почему их завешивают?

Источник: https://MoiMolitvy.ru/ikony/tajnaya-vecherya-1811/

Вечери твоея тайныя молитва перед причастием

Молитва

Особое внимание христиан всегда привлекали события последних земных дней Спасителя. Каждый из них специальным богослужением вспоминается в Церкви перед наступлением Пасхи.

Особо торжественным днем является Страстная Пятница, а накануне, в Великий Четверг большинство православных стремится исповедаться и причаститься. Ведь Таинство Причастия установлено было именно в этот день.

Это одно из событий, отраженных на иконе «Тайная вечеря».

Почему трапеза была тайной? Потому что Иисуса уже разыскивали, чтобы ложно обвинить и подвергнуть жестокой казни. Это была последняя совместная трапеза Христа с учениками, Он об этом прекрасно знал. Поэтому в этот вечер установил самое главное церковное таинство.

О чем повествует икона

События того вечера интересовали не только иконописцев, но и мастеров живописи. Всем известна фреска Да Винчи, по поводу нее ведутся споры до сих пор. Но церковная живопись имеет другие цели, она глубоко символична, даже цвета имеют определенное значение. О чем же должна говорить икона «Тайная вечеря» верующему?

  • Сначала надо понять, почему трапеза именно вечерняя? Евреи отмечали Пасху — ветхозаветный праздник, исход их предков из Египта. Решающие события его произошли именно ночью. Заколов ягненка, надо было пометить двери кровью ягнят, чтобы их обошел гнев Господень, направленный на египтян. А сами евреи должны были оставаться в домах до утра. В ту ночь умерли в Египте все первенцы, а фараон сдался и отпустил рабов во главе с Моисеем.

В перспективе становится более понятным установление Христом нового обряда. Больше не нужны кровавые жертвы, ведь Агнцем теперь является Сын Божий.

Поэтому икона «Тайная вечеря» означает начало новой эры для человечества, нового этапа в отношениях Бога со своим народом. Поэтому изображение той трапезы находится в каждом православном храме над входом в алтарь.

И сегодня, как в ту ночь, в жертву приносится хлеб и вино, потому что кровь больше не проливается, она искуплена Христом.

События, произошедшие в Страстной четверг:

  • Омовение ног ученикам.
  • Установление Евхаристии.
  • Моление о чаше (в Гефсиманском саду).
  • Предательство Иуды.
  • Взятие под стражу.

Богословское значение святого образа

Но не только это свершилось в тот вечер. Один из учеников оказывается потерян — он решает предать своих соратников, уже существует договоренность, измена оплачена. Число монет даже входит в пословицу.

И здесь тоже речь идет не о конкретном человеке — предать Бога может любой, но не любой находит в себе силы для раскаяния. А Господь его ждет, до последнего вздоха.

Значение для каждого участника «Тайной вечери» икона передает красками, расположением персонажей, жестами.

Фигура Иуды на некоторых образах выделяется особо — он тянется к центру стола, выдавая себя, как предателя. Его поза выглядит нелепо и даже вызывающе. Так иконописцы подчеркивают всю дерзость и глубину падения Иуды. Даже имя его стало нарицательным.

Место секретной трапезы евангелисты в деталях не описывают. Но вряд ли там были стулья и привычный нам широкий длинный стол. В те времена стульев не было даже у римлян, иудеи если и имели их, то в ограниченном количестве. Использовались они редко, в других случаях. Тогда во время еды лежали на лавках или прямо на полу, подстелив подушку.

Стол же на иконах символизирует совсем другое. Богословское значение иконы «Тайная вечеря» — напоминание о Евхаристии, которая тогда была совершена впервые.

Поэтому стол — тут вовсе не обеденный, это прообраз Престола в алтаре. Конкретный момент превращается здесь в момент церковной истории, который сегодня повторяется в каждом храме.

Участие в Евхаристии — главная цель христианской жизни, поскольку так происходит соединение с Богом.

Однако на иконах греческого происхождения, как и на русских, можно увидеть очень описательные изображения трапезы: здесь и большая чаша с мясом, рыба, куски хлеба, даже травы. Разной может быть сама форма стола, обстановка горницы. Но всегда фигура Христа выделяется — либо размером, либо одеждой, либо позой.

Место в квартире

Церковные правила оставляют довольно большую свободу для формирования домашнего иконостаса. Основными должны быть образы Христа и Богородицы, другие подбираются исключительно по воле верующего. Икону «Тайная вечеря» можно вешать над другими, как это делается в храме. Но это исключение — в других случаях так поступать не стоит.

Отличным местом будет кухня или столовая — молитва перед приемом пищи обязательна, хотя бы краткая («Господи, благослови!»). Но лучше прочесть «Отче наш». Уместно и достойно. Ничто не мешает разместить данный образ и в других комнатах, если в столовой нет места. Главное, чтобы он не соседствовал с мирскими картинами, фотографиями, вырезками из газет, прочими неуместными вещами.

  • Иконы необходимо содержать в чистоте, протирать на них пыль, следить за сохранностью.
  • Обветшалые, поврежденные образа не стоит выкидывать — их надо отнести в храм и отдать на сжигание. Либо самостоятельно сжечь в печи, если такая возможность имеется.
  • Также следует поступать с остатками освященной еды, огарками церковных свечей, бумагой, в которую были завернуты иконы.

Смысл данного обычая в том, чтобы освященные предметы не попадали в обычный бытовой мусор.

О чем молиться иконе святая вечеря

Основным действующим лицом в композиции образа является, конечно, Христос. Он центр всего евангельского повествования. Поэтому любые молитвы Господу могут читаться перед иконой «Тайная вечеря», она помогает сосредоточиться во время утреннего и вечернего правила.

  • Если образ в кухне, хозяйка должна помолиться перед тем, как начинать приготовление пищи. Освященная добрым словом еда будет полезной.
  • Ежедневно вечером следует исповедовать Христу свои грехи, совершенные за день. Попросить прощения, поблагодарить за милость и терпение Господа, который не наказывает грешников так, как они того заслуживают.
  • Перед причастием в храме, глядя на этот образ, следует с сердечным вниманием помолиться о том, чтобы достойно приступить к таинству.
  • Можно перед иконой читать покаянный канон, акафисты Христу.

Молитвы необязательно должны быть продолжительными, важней регулярность. Прибавлять их количество следует постепенно. При этом наблюдать за тем, чтобы в сердце не появилась гордость («вот какой молитвенный подвиг совершил!»). Общение с Богом — святая обязанность каждого христианина.

История о художнике

Интересная притча связана с созданием фрески «Тайная вечеря». Когда художник уже составил композицию, оставалось лишь найти моделей, но эта часть оказалась очень трудной. Как среди людей отыскать кого-то, похожего на Христа? Но однажды Леонардо Да Винчи увидел прекрасного юношу, который пел псалмы в церковном хоре. Его лицо сияло добротой. Полдела было сделано.

Только поиски воплощения зла в лице Иуды оказались тщетными. Заказчик уже терял терпение, завершить работу надо было любой ценой. И вот в канаве мастер увидел бродягу. Сильное ожесточение, греховные страсти, злоба — все это так исказило лицо бедняги, что он постарел раньше времени. Бродягу притащили прямо в мастерскую. Немного протрезвев он заявил, что уже видел эту картину.

Оказалось, что всего несколько лет назад именно с него Леонардо писал Христа. Вот как быстро грех может уничтожить человека. Поучительная история, которая, тем не менее, не имеет ничего общего с православными иконами Иисуса. Их стиль весьма далек от европейской духовной живописи, хотя под ее влиянием возникло несколько образов Богородицы.

Разнообразие форм

В древней церкви существовали особые традиции в Великий Четверг.

  • В этот день освящали миро, готовясь ко крещению, которое тогда проводилось по субботам и воскресеньям.
  • Проводился чин омовения ног — этот урок смирения преподал Сам Христос.
  • В византийских церквях также омывали престол, вспоминая, как апостолы готовили трапезу.
  • Существовали особые чины покаяния, которые помогали верующим приготовиться к Пасхе.
  • Некоторые церкви разрешали послабление поста в этот день.

В России существуют свои народные обряды, которые соблюдаются до сих пор.

  • Четверг перед Пасхой называется «чистым» — в этот день надо было не только помыться, но и подготовиться к светлому празднику. Хозяйки пекут куличи, другую праздничную снедь, делают уборку в доме. В деревнях в этот день старались омыться водой из источника — считалось, что она смывает грехи.

Великая жертвенность

На иконе «Тайная вечеря» изображен поистине переломный момент в Евангельском повествовании. Скоро Учитель явит апостолам Божественную природу. А затем и многие из них примут такую же мучительную смерть.

И хотя Церковь будет основана в день Пятидесятницы, здесь, в этой горнице, совершилась главная жертва — Господь сначала моет ноги ученикам, потом и тело свое отдает, и кровь, пусть пока в символическом виде, но скоро Он взойдет на Голгофу.

Пусть же память об этом событии помогает терпеть трудности временной жизни.

Молитва иконе Тайная Вечеря

«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем»

Тропать Великого четверга

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

Псалом 50, покаянный

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.

Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

  • Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
  • Что нужно знать про икону тайная вечеря
  • Икона Тайная Вечеря — значение, история, в чем помогает was last modified: Июнь 9th, 2017 by Bogolub
  1. /
  2. Описание икон
  3. /
  4. Икона Тайная Вечеря —…

Источник: https://molitvaglas.ru/vecheri-tvoeya-tajnyya-molitva-pered-prichastiem.html

Читать онлайн Краткий православный молитвослов с пояснениями страница 5. Большая и бесплатная библиотека

Молитвы разные

Молитва Иисусова

  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя гре́шнаго ( или: гре́шную ).
  • Или кратко:
  • Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.

Иисусова молитва соединяет нас с Богом ближайшим образом, в Нем делает нас причастными вечной жизни.

Эта молитва – основа молитвенного делания, крепкая опора в духовной жизни всякого христианина. В ней звучит имя Господне, имеющее огромную силу: произнося эту молитву, мы исповедуем, что Иисус Христос есть наш Господь и Владыка, что Он – Сын Божий и Бог, исповедуем свою греховность и просим милости и прощения от Господа.

Молитву Го́споди, поми́луй можно считать самым кратким вариантом Иисусовой молитвы.

Читайте также:  Как паломникам доехать в псково-печерский монастырь из москвы и где остановиться, официальный сайт и отзывы

Молитвы перед причащением

Молитва святого Иоанна Златоустого

Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты еси́ вои́стину Христо́с, Сын Бо́га жива́го, прише́дый в мир гре́шныя спасти́, от ни́хже пе́рвый есмь аз [197] . Еще́ ве́рую, я́ко сие́ есть са́мое пречи́стое Те́ло Твое́, и сия́ есть са́мая честн́ая Кровь Твоя́.

Молю́ся у́бо [198] Тебе́: поми́луй мя, и прости́ ми прегреше́ния моя́, во́льная и нево́льная, я́же сло́вом, я́же де́лом, я́же ве́дением и неве́дением [199] , и сподо́би [200] мя неосужде́нно причасти́тися пречи́стых Твои́х Та́инств, во оставле́ние грехо́в, и в жизнь ве́чную.

Ами́нь.

Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь [201] , Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м [202] , ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя [203] : помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.

Молитва перед вкушением пищи

  1. О́тче наш…
  2. Или:
  3. О́чи всех на Тя, Го́споди, упова́ют, и Ты дае́ши им пи́щу во благовре́мении [204] , отверза́еши [205] Ты ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тное [206] благоволе́ния.

Молитва после вкушения пищи

Благодари́м Тя, Христе́ Бо́же наш, я́ко насы́тил еси́ нас земны́х Твои́х благ; не лиши́ нас и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, мир дая́й им, прииди́ к нам и спаси́ нас.

Слова молитвы отсылают нас к Евангелию от Луки (24, 36–43). Когда ученики обсуждали поразительное свидетельство Луки и Клеопы о встрече с воскресшим Господом, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: “Мир вам”, – а затем, чтобы убедить их в подлинности Своего Воскресения, взял поданные учениками рыбу и соты с мёдом и ел пред ними.

Молитвы перед началом всякого дела

  • Начиная любое дело, надо вслух или мысленно помолиться хотя бы самой краткой молитвой:
  • Го́споди, благослови́!
  • Или:
  • Царю́ Небе́сный…
  • Или тропарь, глас 2-й
  • Тво́рче и Созда́телю вся́ческих [207] , Бо́же, дела́ рук на́ших, к сла́ве Твое́й начина́емая, Твои́м благослове́нием спе́шно испра́ви, и нас от вся́каго зла изба́ви, я́ко еди́н всеси́лен и Человеколю́бец.

Благодарение за всякое благодеяние Божие

  1. Все доброе, что мы получаем, – от Бога, поэтому надо за все воссылать благодарность и хвалу Ему:
  2. Сла́ва Тебе́, Го́споди!
  3. Или:
  4. Сла́ва Бо́гу!
  5. Или тропарь, глас 4-й
  6. Благода́рни су́ще [208] недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Перед учением

Преблаги́й Го́споди, низпосли́ нам благода́ть Ду́ха Твоего ́Свята́го, да́рствующаго и укрепля́ющаго душе́вныя на́ша си́лы, дабы́, внима́юще преподава́емому нам уче́нию, возросли́ мы Тебе́, на́шему Созда́телю, во сла́ву, роди́телем же на́шим на утеше́ние, Це́ркви и Оте́честву на по́льзу.

После учения

Благодари́м Тебе́, Созда́телю, я́ко сподо́бил еси́ нас благода́ти Твоея́, во е́же [209] внима́ти уче́нию. Благослови́ на́ших нача́льников, роди́телей и учи́телей, веду́щих нас к позна́нию бла́га, и пода́ждь нам си́лу и кре́пость к продолже́нию уче́ния сего́.

О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы

Тропарь, глас 4-й

Сою́зом любве́ апос́толы Твоя́ связа́вый, Христе́, и нас Твои́х ве́рных рабо́в к Себе́ тем кре́пко связа́в, твори́ти за́поведи Твоя́ и друг дру́га люби́ти нелицеме́рно сотвори́, моли́твами Богоро́дицы, еди́не Человеколю́бче.

О ненавидящих и обидящих нас

Тропарь, глас 4-й

О распе́нших Тя [210] моли́выйся, любоду́шне [211] Го́споди, и рабо́м Твои́м о вразе́х [212] моли́тися повеле́вый, ненави́дящих и оби́дящих нас прости́, и от вся́каго зла и лука́вства к братолю́бному и доброде́тельному наста́ви жи́тельству, смире́нно мольбу́ Тебе́ прино́сим, да в согла́сном единомы́слии сла́вим Тя, еди́наго Человеколю́бца.

О путешествующих

Тропарь, глас 2-й

Путь и И́стина сый, Христе́, спу́тника А́нгела Твоего́ рабо́м Твои́м [213] ны́не, я́коже Тови́и иногда́ [214] , посли́ сохраня́юща, и невреди́мых, к сла́ве Твое́й, от вся́каго зла во вся́ком благополу́чии соблюда́юща, моли́твами Богоро́дицы, еди́не Человеколю́бче.

О болящих

Тропарь, глас 4-й

Ско́рый в заступле́нии еди́н сый [215] , Христе́, ско́рое свы́ше покажи́ посеще́ние стра́ждущему рабу́ Твоему́, и изба́ви от неду́г и го́рьких боле́зней; и воздви́гни во е́же [216] пе́ти Тя и сла́вити непреста́нно, моли́твами Богоро́дицы, еди́не Человеколю́бче.

Во время бедствия и при нападении врагов

Молитва Кресту

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся [217] врази́ [218] Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́.

Я́ко [219] исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́ [220] , та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га, и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих [221] : ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй [222] бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго [223] Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшаго [224] си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ [225] , Крест Свой Честны́й [226] , на прогна́ние вся́каго супоста́та [227] . О Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

  • Начало молитвы – из псалма 67-го.
  • Сила Креста Господня неотрывна от Воскресения Христова; смерть и Воскресение Христово делают Крест знамением победы; оттого так и сильна эта молитва отгонять от нас силы зла.
  • Псалом 90-й

Живы́й в по́мощи Вы́шняго [228] , в кро́ве Бо́га Небе́снаго [229] водвори́тся. Рече́т Го́сподеви [230] : Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.

Я́ко Той [231] изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма [232] осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися [233] : ору́жием обы́дет [234] тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща [235] , и бе́са полу́деннаго [236] .

Паде́т от страны́ твоея ́ [237] ты́сяща, и тьма одесну́ю тебе́ [238] , к тебе́ же не прибли́жится, оба́че [239] очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́ [240] .

Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть [241] о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́зьмут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска [242] насту́пиши, и попере́ши [243] льва и зми́я.

Я́ко на Мя упова́ [244] , и изба́влю и [245] ; покры́ю и́, я́ко позна́ [246] имя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню [247] его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.

Псалом 90-й читается для защиты души и тела от всякого нападения вражией силы, при натиске зла. Смысл этого псалма коротко можно передать так: “Если Бог с нами – то кто (или что) против нас?” В надежде на Бога, целиком вверяя себя Ему, человек становится непобедим.

От чародейства и волхвования

Кондак священномученику Киприану и мученице Иустине, глас 1-й

От худо́жества волше́бнаго обрати́вся, богому́дре, к позна́нию Боже́ственному, показа́лся еси́ ми́ру врач мудре́йший, исцеле́ния да́руя честву́ющим тя, Киприа́не со Иусти́ною: с не́юже моли́ся Человеколю́бцу Влады́це спасти́ ду́ши на́ша.

Священномученик Киприан – бывший чародей, обращенный ко Христу примером пламенной веры девушки Иустины, против которой оказалось бессильным всё его колдовство. Впоследствии Киприан был избран епископом Антиохии и в 304 г. принял мученическую смерть за Христа.

О в темницах и в заточении сущих

Тропарь, глас 2-й

Манасси́ю [248] от уз и го́рькаго заточе́ния моли́тв ра́ди свободи́вый, всеще́дрый Бо́же, и рабы́ Твоя́ ( или: раба́ Твоего́, рабу́ Твою́), на́ми ны́не моля́щияся [249] ( или: моля́щагося, моля́щуюся), от уз и заточе́ния свободи́, и от вся́каго зла́го обстоя́ния изба́ви, я́ко еди́н Человеколю́бец.

Источник: https://dom-knig.com/read_262906-5

С верою и любовью приступите

После того, как духовенство причастилось святых Тайн, верующие призываются к трапезе Господней: “Со страхом Божиим и верою приступите!”

Верующие приступают и вместе с причащающим епископом или священником читают молитву:

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз.
Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и Сия есть Самая Честная Кровь Твоя.

Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Вечери Твоея тайныя днесь.

Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя. Господи, во Царствии Твоем.


Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела.

Потом все делают земной поклон и встают, говоря про себя: “Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему”. Перед святой чашей каждый называет свое имя, так чтобы священник его слышал. Священник говорит: “Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную”.

Причастившись, каждый целует край чаши, как бы пронзенное ребро Христово, из которого истекли кровь и вода (Ин.19:34). После этого принимается немного разбавленного водой вина и кусочек просфоры, которые находятся на отдельном столике. Это не всегда возможно, когда причастников очень много.

После причащения в тот день больше не встают на колени, так как слово Божие осуществилось: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин.6:56).

  • После того, как все причастились, священник благословляет народ, провозглашая: “Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое”.
  • И как бы осмысляя, что присутствующий народ Божий испытал в свое спасение, поется:
    Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся, та бо нас спасла есть.
  • Когда Святые Дары, при перенесении их с престола, выносятся пред народом, слышатся слова священника: “Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков”.
  • С этих слов начинается последняя часть Литургии, благодарение за участие в Тайнах Божиих. Продолжая благодарственный возглас священника, община поет:
  • Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, божественным, безсмертным и животворящим тайнам.
    Это песнопение заканчивается прошением:

Соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Следующая за песнью благодарственная ектения заканчивается славословием того же содержания: “Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков”.

Далее священник читает посреди общины заамвонную отпустительную молитву, которая как бы объединяет молитвенные темы Литургии:
“Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое…”

Благословение Господне и т.н. отпуст, в котором поминают имена близких нашей Церкви святых и святых того дня, завершают Литургию.

Верующие идут поклониться кресту, который держит в руке священник, давая им облобызать этот символ нашего искупления.

Так верующие, приняв участие в святой Евхаристии, несут святость в свои семьи и всю свою жизнь повторяют про себя молитву: “Соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя”.

Так продолжается жизнь от Евхаристии к Евхаристии, стремясь к “мужу совершенному, к мере полного возраста Христова” до тех пор, пока “мы не увидим Его лицем к лицу”. (Еф.4:13, 1Кор.13:12). О Пасха велия и священнейшая Христе! О мудросте, и Слове Божий, и Сило! подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего.

Источник: https://www.molitvoslov.com/content/s-veroyu-i-lyubovyu-pristupite

Ссылка на основную публикацию