Молитва есть вопль и плач смирения. Основание молитвы – глубочайшее смирение.
- Святитель Игнатий (Брянчанинов)
- Преподобный Исаак Сирин
Что мне делать… я не знаю, как приобрести смирение совести?
Но скажешь ты: «Что мне делать, ибо я не знаю, как приобрести смирение совести? Это, — дескать, — не в моих силах, и познание об этом слишком возвышенно, чтобы я мог обрести его». Я тоже знаю, что ты слишком немощен, чтобы открыть это, но то, что невозможно для людей, вполне может случиться у Бога.
Вместо того чтобы молиться о тех или иных предметах и делах, оставь все это и уповай на одно, молясь так: «Боже, даруй мне смирение, чтобы мне освободиться от бича и чтобы благодаря смирению приблизился я даже к тем наслаждениям разума, о которых, пока нет у меня смирения, я не знаю, как ни хотелось бы мне узнать о них!» И даст Он тебе дар Духа Своего — дар, о котором не можешь ты ни сказать, ни помыслить, насколько он велик. Благодаря ему сокровенным образом сделаешься ты смиренным, если только Он видит, что не хочешь ты отойти в сторону или вообще прекратить неустанно просить об этом, и если не утомляешься ты неизменно приносить эту молитву свою.
Поверь, брат мой, что смирение есть некая сила, которую невозможно описать языком и приобрести человеческим усилием. Но по молитве дается оно тому, кому дается, и среди бдений с молениями и горячими прошениями приобретают его.
Внутреннее смирение
Если хочешь этого, слушай об этом также из Отцов наших: «Внутреннее смирение не приобретает человек, если, будучи наедине в молитве, не пребывает он в мысли об этом.
Нет у него смирения, потому что не просил о нем и не принуждал себя к молитве об этом.
Не имеет он покоя, ибо не бодрствовал у врат Господа нашего, не просил и не умолял со слезами и страданием, чтобы это было дано ему».
- Смиренномудрый не изумляется, не смущается и только так говорит: «По воле Твоей, Господи, да будет со мною».
- Преподобный Силуан Афонский
Молитвенные прошения
Господи, дай мне смиренного духа Твоего, дабы не потерял я Твою благодать и не стал бы рыдать о ней, как рыдал Адам о рае и Боге. Господи, Ты Милостивый, скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя? Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения.
Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого, как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою. Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа.
Все Святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш, – молитесь, чтобы и нам быть с вами.
Преподобный Иоанн Кронштадтский
Молитва о даровании кротости и смирения в служении ближним
О, кроткий и смиренный сердцем Творче, Жизнодавче, Искупителю, Кормителю и Хранителю наш, Господи Иисусе! Научи Ты нас любви, кротости и смирению Духом Твоим Святым и укрепи нас в сих достолюбезнейших Тебе добродетелях, да не надмевают нашего сердца дары Твои богатые, да ни мним мы, что мы питаем, довольствуем и поддерживаем кого-либо: Ты – общий всех Кормилец – питаешь, довольствуешь и хранишь, все под крылами Твоея благости, щедрот и человеколюбия довольствуются и покоятся, а не под нашими, ибо мы сами имеем нужду укрываться в тени крыл Твоих, – каждое мгновение нашей жизни. Наши очи устремлены к Тебе, Богу нашему, якоже очи раб в руку господий, очи рабыни в руку госпожи своея, дондеже ущедриши нас. Аминь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Молитва есть вопль и плач смирения
При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести.
Основание молитвы – глубочайшее смирение. Молитва есть вопль и плач смирения.
Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/smireniya-molitva.html
Молитва о даровании терпения
Думаю,что многим из нас не хватает терпения не только ко всем окружающим,но даже к ближним своим.Хочу предложить вам всего лишь несколько высказываний святых отцов. Как правильно….!
«Без терпения и снисхождения к ближним жить невозможно.»
«Наблюдая события и своей жизни, и других людей, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение обстоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не могли и не могут предупредить совершающего, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо смириться и терпеть. Иначе погрешим против Бога»
Прп. Никон Оптинский
«Доброе дело легко не делается, а все с трудом и терпением» Прп. Моисей Оптинский«Надо терпеть не только находящие скорби, но себя терпеть надо»Прп. Никон Оптинский«Что терпения мало, может быть следствием некрепкого здоровья и впечатлительности. И это надо терпеть, то есть то, что терпения мало»
Свт. Феофан Затворник
«Все грехи от любви к себе. Начало добра – отвергнуть себя, распять плоть со страстьми, терпеть огорчения, обиды, напасти»Схииг. Савва (Остапенко)«Где искушения, там треба быть и терпению, а где терпение, там и заступление благодати и милость»
Прп. Лев
- «Крещение пусть остается с вами как щит; вера – как шлем; любовь – как копье; терпение – как полное вооружение»
Сщмч. Игнатий Богоносец - «Надобно учиться терпению не тогда, когда мы бываем за вину порицаемы, но когда невинно поносимы и укоряемы»Прп. Макарий Оптинский«Кто приобрел чувство или навык неутомимого терпения, то не убоится страдания, ни трудов»
(Лествица 26:77) - «Нет меры терпению, если только оно растворено любовью»
Прп. Ефрем Сирин
«Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению»Прп. Исаак Сирин«…Будем же терпеливы, возвеликодушествуем, немного стесним себя и тело свое придавим, порабощая его…»
Исп. Феодор Студит
С этой статьёй так же читают: Молитвы об усопших
«Долготерпение есть матерь всех благ»
(Из книги «Руководство к духовной жизни»)
«…Но Иисус лучше нас знает, что полезно человеку и что ему помогает,- чтобы одному получить награду за терпение, подобно Иову, а другим – за послушание, как Евлогию схоластику. Не проси же ничего у Бога через рабов Его кроме как помощи и терпения. «Претерпевший же до конца спасется
(Мф. 10:22) …»
«Он печется о нас (1 Пет.5:7)»
Прп. Варсонофий Великий
«Молчание — лучше всего, многоречие – хуже всего, рассуждение — выше всего, терпение – нужнее всего»
Оптинский Цветник
«Терпеть заушения есть высший подвиг, нежели быть кротким»
Свт. Иоанн Златоуст
Молитва
О Дивный создателю Человеколюбивый Владыко, многомилостивый Господи! С сердцем сокрушенным и смиренным сице молю Тя: не возгнушайся грешнаго моления моего, не отрини слез моих и воздыхания, услыши мене, якоже Хананею, не презри мене, якоже блудницу, яви и на мне, грешнем, великую милость человеколюбия Твоего, ризою Твоею честною защити, помилуй и подкрепи мя, да вся посылаемыя от Тебе беды и напасти со благодарением в надежде вечных благ претерплю: изряднее же печаль мою на радость претвори, да не в отчаяние впаду и погибну аз, оканный. Ты бо еси источник милости и непостыдная спасения нашего надежда, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Источник: https://www.charovni.ru/pravoslavnye-molitvy/molitva-o-darovanii-terpenija.html
Молитвы о смирении
veda-journal.ru/view_post.php?id=65
Мудрый человек кроток в общении. Духовная жизнь учит нас усмирять свои притязания, больше проникаясь потребностями и чувствами других людей.
Нас окружают живые существа, такие же как мы. И точно так-же как и у нас — у них есть свои эмоции, они так-же страдают, они в чём-то нуждаются… И духовная жизнь на протяжении всего её пути сплетена из трёх этих нитей — кротости, смирения и терпения.
Кроткие не притязают, не сражаются за свою долю в любом деле. Кротость означает — “Я буду стараться для блага других, а мою долю Господь мне и так пошлёт, ровно столько, сколько мне надо, ведь Он — господин и друг всех живых существ…”
Смирение означает — “Я себе эту цель поставил, так как я сердцем понимаю, что эта цель — верная. И хоть подобно лодке в бушующем океане, ум мой сбивается иногда с этого пути, я буду вновь и вновь смирять его, возвращаясь к верному курсу.”
И терпение… Это значит, что мы понимаем, что плыть в такую погоду будет отнюдь не легко. Этот век — век пороков и лицемерия, и наше сердце тоже переполнено этими вещами… И чтобы доплыть, нам лучше и вовсе не отлучаться от штурвала.
Капитан не бросает штурвал корабля в штормовую погоду даже на мгновение, он постоянно следит за тем, чтобы корабль шел по курсу и не сбивался.
Подобным образом и мы будем терпеливо продолжать направлять свой разум и свои усилия на кротость, смирение и сострадание по отношению к другим, как бы сложно это иногда ни было, и с особым усердием как раз в те моменты, когда это наиболее сложно…
Это — терпение.
И если мы будем стараться поддерживать все эти составляющие — корабль будет идти по заданному курсу, и мы будем приближаться к цели.
И у этого прогресса будет индикация — духовная жизнь, духовное общение, практика, всё это будет становиться для нас значительнее, ценнее. Всё это будет становиться ближе, понятнее, естественнее.
Как научиться смирению?
Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби – не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала “Православие и мир” – беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.
– Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».
Ведь мы в молитве Ефрема Сирина каждый день именно об этом просим Великим постом, а потом удивляемся, почему с нами Великим постом случаются искушения.
– О смирении мы слышим тогда, когда получаем совет: «А ты смирись!»
– Так и хорошо бы смириться, так и надо. Правильно.
– Смирение – принятие воли Божией?
Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе.
Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного.
Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!
- – Так кто ж себя считает дураком?
- – Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.
- – Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?
– Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все.
Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак.
И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.
– А если тебе это говорит тоже дурак?
– Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.
Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный.
Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему Заповеди блаженства начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).
? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим.
Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.
А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь.
Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой.
Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.
Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.
А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен.
Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.
– Еще смирение часто путают с равнодушием.
– Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.
– Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.
– Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние уныния, с этим жить тяжело.
– Критерий – мир, радость?
– Да, то, что в Евангелии написано. В Послании апостола Павла к галатам: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость…» (Гал. 6–7).
- – Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?
- – Если Вы христианка, то не можете
- – Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …
– Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.
Как сказал архиепископ Иоанн Шаховской: «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».
– Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способны простить, преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?
– Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?
– Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.
– Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста.
Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.
Священник Георгий Чистяков пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».
Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.
Беседовала Тамара Амелина
Что же такое пост?
- Пост – это добровольное или вынужденное воздержание от пищи, а в некоторых случаях и от воды, на определённое время. Евреи очень ответственно относились к постам (Исайи 22:12), всем своим видом они показывали что постятся, смиряя души свои (Левит 23:27-37). Смирять душу согласно Библейской Симфонии означает ее «угнетать, покорять, смирять, притеснять, уничижать, обесчестить».
- То есть пост — это смирение души перед Богом. От еврейского слова «тсувим», что означает «сомкнуть уста». Что такое уста? Через уста мы совершаем две вещи: принимаем пищу и питье, и разговариваем. Наши разговоры могут обладать созидающей силой и разрушительной (Притчи 18:21). Таким образом, поститься — значит остановить любое действие негативных слов, которые могут разрушить постящегося, либо других людей. Наши уста и слова, которые мы говорим, напрямую очень сильно связаны с сердцем (Иеремия 17:9, Марка 7:21-22). Если во время поста мы начинаем злиться и говорить плохие слова, это говорит о том, что нужно разбираться не с последствиями, а с причиной. Ведь источник того, что исходит из наших уст, находится в нашем сердце. Перед объявлением поста исследуйте свое сердце, чтобы говорить об этом Господу и чтобы Бог мог освободить вас.
- Пост — это отделение своего сердца для Господа. И прежде чем отделить, мы смотрим, что в нём и говорим об этом Богу (Исаия 58:1). Во время поста должно быть задействовано наше сердце, иначе это будет просто религиозная голодовка.
Бог хочет, чтобы мы разобрались со своим сердцем.
Если вы знаете, что в вашем сердце есть различные вещи, но закрываете или прикрываете их, то Бог такой пост не благословляет. Вы можете смирять свою душу, но результата не будет, так как Вы закрыли свое сердца от Бога.
Слово «беззаконие» согласно библейской симфонии означает «восстание, бунт, преступление, отступление, проступок». То есть мы, как бы, поступаем по своему произволу.
Пост это также воздержание от пищи. У каждого из нас есть выбор. Адам осуществился как душа живущая, а Иешуа стал духом животворящим (1-е Кор. 15:45; Матфея 4:1-2). Иешуа знал историю падения Адама и знал, что Ему также предстоит искушение, чтобы выйти из него победителем.
Дух Святой повёл Его в пост. Иешуа смирял свою плоть 40 дней и 40 ночей, тем самым показывая, что Он послушен Богу Отцу, признает Его верным и истинным, смиряется перед Ним, готов исполнить Его волю, не подчиняясь плоти.
Иешуа был искушаем в тех же вопросах, в которых были искушены Ева и Адам: похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская.
За 40 дней Его плоть обессилела и не диктовала свои условия, а дух взял полный контроль над естеством Иешуа.
Аналогично, когда мы постимся, то наш ветхий человек с его делами постепенно умирает (Галатам 5:19-21). И когда пришло искушение, в Его сердце не осталось ничего ненужного, никаких эмоций, всплесков, только Слово Божье.
И в конце концов, Он одержал победу и стал совершенной жертвой. Когда Он шёл на крест, Он уже одержал эту победу и показал то совершенство, которое может быть использовано Его телом как совершенная жертва.
Он вышел победителем.
В Евреям 5:7-9 Он молился, чтобы не поступить так, как поступил Адам. И в результате Его победы над своей плотью, мы сейчас имеем победу и жизнь вечную через веру в Иешуа.
Бог также хотел, чтобы Израиль перед входом в обетованную землю постился. Бог хотел, чтобы они смиряли души свои, но они не захотели и в итоге не вошли в обетованную землю.
Пост всегда сопровождается молитвой Ис.66:2. Когда мы смиряем свою душу, Бог нас слышит. Цель поста — чтобы наш голос был услышан на высоте Мф.6:16.
Отделяйте себя, желайте познать Его и услышать Его сердце, чтобы Бог услышал вас (Ис.58:6-7).
Подписывайтесь:
Источник: https://kanal21.ru/molitvy-o-smirenii/
Как молитва о смирении помогает православным христианам
Смирение — это та добродетель, которую можно противопоставить гордости. Можно даже сказать, что человек, который постоянно смиряет себя или хотя бы старается это делать, находится на пути спасения своей души. Смирение — великая сила, потому что в основном все грехопадения берут свое начало от проявления гордыни.
Каждый из нас когда-то в жизни проявлял гордость, высокомерие. Пусть это происходило не явно, а в мыслях, все равно уже считалось грехом. Но православный человек всегда должен работать над собой и бороться за чистые помыслы и доброе сердце. А в этом ему помогает молитва о смирении.
Почему в трудных ситуациях или чувствуя немощь, христиане молятся? Потому что молитва — это разговор с Богом. А без диалога с ним мы сможем понять, как нам быть в той или иной ситуации и получить ответ на вопросы?
Святые отцы учат, что молиться надо с успокоенным чувством и сердцем, для того, чтобы ненужные мысли не мешали молитве и для того, чтобы в конце диалога понять какой ответ дал Спаситель на наш вопрос.
Молитва о смирении призвана напомнить душе о том, что все, что мы имеем в этой жизни, дано нам от Бога, что ничего сами мы не можем и ничего плохого или хорошего не произойдет без попущения Всевышнего.
Смиренным людям проще жить на этой земле. Ведь запросы у них совсем не те, что у людей амбициозных, а когда не угнетает мысль о том, что чего-то тебе не хватает, такой человек не испытывает зависти и ненависти к окружающим, душа его спокойна и открыта для добра и мира.
Известно, что с молитвой о смирении православные часто обращаются к Иоанну Кронштадтскому. Этот святой прославился при своей жизни добрыми поступками, он помогал нищим людям и вел добропорядочный образ жизни.
С молитвой о смирении надо прежде всего обращаться к Господу нашему Иисусу Христу. Своей жизнью на земле в человеческом облике Он показал подвиг великого смирения всем нам и заповедал повторить его.
Великим смирением отличалась Богородица, которая приняла, как должное мученическую смерть своего Сына и благодаря праведной чистой жизни вошла в Царство Небесное вместе с нетленным телом. Ее иконе «Призри на смирение» православные христиане возносят свои молитвы.
Смирение — это путь к Царствию Небесному, это начало благ, надежда, украшающая каждого, кто прибегает к нему. Грешные очищаются, смиряясь, возвращаются на праведный путь, погибшие — спасают свои души. Пусть молитва о смирении будет искренней и Господь услышит молитву и дарует нам то, о чем просим мы.
Источник: http://megapoisk.com/kak-molitva-o-smirenii-pomogaet-pravoslavnym-hristianam
Молитвы отца Александра Меня
Молитвы, составленные отцом Александром Менем
Утренняя молитва
Господи, благослови молитву мою.
Помоги мне всей душой и телом
предстать без рассеяния пред Тобою.
Научи меня молиться Тебе.
Утверди меня в вере.
Даруй мне пламенную любовь к Тебе.
Освяти, Господи, все помышления мои,
чувства и дела мои.
Научи меня в каждом событии
распознавать волю Твою
и дай мне силы исполнять ее.
Замкни уста мои
для слова злого и пустого
и удержи руку мою от дурного дела.
Если случится беда,
дай силы принять ее с твердостью
и превратить в жертву Тебе.
Источником добра сделай меня.
Господи,
для всех, с кем встречусь сегодня.
Прими молитву мою за тех,
кто не знает Тебя,
И избавь их от неверия.
Благодарю, Господи, за душу,
за все, что окружает меня:
за близких и дальних, за небо и землю
и превыше всего
за животворящую любовь Твою.
Дай мне.
Господи, весь день
помнить и благодарить Тебя.
Аминь.
***
Господи, да будут все дела
мои сегодня во славу Твою!
Да будут все мысли и
желания мои по воле Твоей!
***
Люблю Тебя, Господи,
люблю Тебя более всего на свете,
ибо Ты — истинная радость, душа моя.
Ради Тебя, Господи, люблю ближнего моего,
как самого себя.
Молитва о смирении
Господи, помилуй! Христос, помилуй!
Иисусе кроткий и смиренный сердцем,
услышь и помилуй меня!
Отче Небесный, Боже, помилуй нас!
Сыне, Искупителю мира, помилуй нас!
Душе Святый Боже, помилуй нас!
От желания избежать обиды
— избавь меня, Иисусе!
От желания утвердить свое мнение
— избавь меня, Иисусе!
От желания, чтобы мои советы принимались
—избавь меня, Иисусе!
От желания быть восхваляемым
— избавь меня, Иисусе!
От желания быть уважаемым
— избавь меня, Иисусе!
От желания быть первым
— избавь меня, Иисусе!
От желания быть любимым
— избавь меня, Иисусе!
От боязни быть забытым
— избавь меня, Иисусе!
От боязни быть подозреваемым
— избавь меня, Иисусе!
От боязни быть неизвестным
— избавь меня, Иисусе!
От боязни быть неправильно понятым
— избавь меня, Иисусе!
От боязни быть отвергаемым
— избавь меня, Иисусе!
От боязни быть оклеветанным,
— избавь меня, Иисусе!
От боязни быть униженным
— избавь меня, Иисусе!
От боязни быть осмеянным
— избавь меня, Иисусе!
Когда других ценят более, нежели меня,
— помоги, Иисусе, с любовью это перенести!
Когда других принимают, а меня не замечают
— помоги, Иисусе, с любовью это перенести!
Когда первенство дают другим
— помоги, Иисусе, с любовью это перенести!
Когда других почитают более праведными, чем меня,
— помоги, Иисусе, с любовью это перенести!
Когда других любят более, чем меня,
— помоги, Иисусе, с любовью это перенести!
Дабы я не стяжал высокого положения
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы ради Славы Твоей я охотно исполнял неприятные
обязанности
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы в приказаниях старших я видел волю Божью
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы на деле, как и на словах, я прощал обиды
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы я с любовью относился ко всем, а особенно к тем, кто
меня осуждает,
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы я был скор на сокрушение
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы я любил бедность и унижение
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,
—прости нас, Господи!
Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,’
— услыши нас, Господи!
Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,
— помилуй нас. Господи!
Иисусе, кроткий и смиренный сердцем,
услышь просьбы мои и дай по милости Твоей,
Чтобы я с радостью согласился быть незаметным на земле,
и чтобы моей радостью были бы Слава и Любовь Твоя!
Аминь.
Молитва учеников Христовых
Иисусе Христе, сыне Божий, явивший нас Отца Небесного,
да будем мы учениками Твоими.
Ты обещал даровать мир душам нашим.
Но Ты не хочешь рабов нерадивых.
Дай нам силы стоять на страже и бодрствовать.
Да будем мы верны Тебе и только Тебе.
Научи нас делать все перед лицом Твоим.
Сделай нас детьми Твоими.
Даруй нам силы исполнять волю Твою и завет Твой.
Научи нас делать добро.
Огради нас от закваски фарисейской.
Научи нас видеть главное в жизни, единое на потребу.
Помоги нам избавиться от греха, от праздности,
от дряблости духа.
Пусть все доброе и прекрасное в мире напоминает нам о Те
Пусть зло мира служит нам предостережением.
Да видим мы в грешниках зеркало наших прегрешений.
Научи нас видеть братьев в тех, кто мыслит иначе, чем мы, в
иноверцах и неверующих.
Дай нам помнить о краткости жизни, чтобы память смертная
была для нас силой трудолюбия и служения.
Вложи в нас умение прощать, любить и отдавать.
Научи нас жить в молитве.
Дай нам ныне быть причастниками Царства Твоего.
Научи нас ненавидеть грех, а не грешника.
Даруй нам силу свидетельствовать о Тебе.
Не дай нам быть суетными, мелочными, пустыми.
Да будешь Ты нам альфой и омегой в этой жизни и в вечности
Аминь.
Молитва общины
Господи, Иисусе Христе!
Ты сказал нам: где двое или трое собраны во имя Мое,
Я там среди них.
Ты не хотел, чтобы люди шли одиноко по жизни,
Ты собрал нас, чтобы мы были единой семьей.
Дай нам исполнить Твою новую заповедь,
чтобы мы любили друг друга, как Ты возлюбил нас.
Дай нам терпение, снисхождение и власть над собой.
Да будем едины мы, как Ты един со Отцом и Духом,
по Твоей молитве и заповеди.
Чтобы в этом темном мире просветился наш свет,
от Тебя идущий,
И люди познали любовь Твою в любви Отца, в спасении Сына
и в причастии Святого Духа.
Аминь.
Вечерняя молитва
Господи Иисусе Христе!
В этот вечерний час, в этом городе,
где почило Твое благословение,
среди всех страданий, грехов и бед,
Ты, страдавший и принявший на Себя
язвы человеческого рода,
потому что возлюбил нас,
Ты, пришедший сюда,
Будь с нами.
Господи, ты нес Крест,
научи нас нести ради близких страдания и труд.
Господи Иисусе Христе,
Ты видишь наши язвы и наши немощи,
влей в нас силу, сделай нас твердыми, мужественными,
достойными свидетелями
Твоего Божественного Евангелия.
Господи Иисусе Христе,
Дай нам в те дни, которые Ты нам отпустил»
пронести как знамя Твой Крест.
Господи Иисусе Христе, помоги нам.
Благодарим Тебя за все чудесное,
что Ты даешь нам в природе, в храме,
в Таинстве, в Твоем Священном Писании,
в том, что написали люди, вдохновленные Тобой,
в наших близких, в наших любимых,
во всем том, что нас увлекает, волнует, удивляет.
За все благодарим Тебя, Господи.
Дай нам быть истинными носителями Твоего Имени.
Аминь.
- Молитвы в праздник Сретения Господня
- Матерь Божия
Молись о нас,
скорбящих, удрученных, грешных,
у которых также выбор стоит:
или будет нам Господь для падения,
или для восстания. - ***
Господи!
Как Матерь Твоя,
Идя за Тобой в твердости и уповании,
слагала в сердце Своем священные слова,
так и мы эти слова будем слагать,
чтобы они нас в темной ночи жизни
укрепили и дали нам силы.
Аминь
Молитва для воскресных дней Великого Поста
Верую, Господи, но Ты утверди веру мою.
Уповаю, Господи, но Ты укрепи надежду мою.
Я возлюбил Тебя, Господи, но Ты очисти любовь мою и
воспламени ее.
Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай,
да приумножу покаяние мое.
Чту Тебя, Творца моего, воздыхаю о Тебе, призываю Тебя.
Ты же направь меня мудростью Твоею, защити и укрепи.
Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои,
да исходят они от Тебя.
Дела мои да будут по воле Твоей.
Освети ум мой, укрепи волю, очисти тело, освяти душу.
Да узрю мои прегрешения, да не прельщусь гордостью,
помоги мне побеждать искушения.
Да славлю Тебя во все дни жизни, которые Ты даровал мне.
Аминь.
Молитва о даре мудрости и любви
Из проповеди в день памяти
преп. Андрея Критского
Господи!
Сколько в нас
безумия, глупости
и ограниченности,
а мудрость и любовь
у Тебя!
Дай нам хоть искру
Твоей мудрости и любви,
в слове Твоем запечатленных.
Если вам была полезна эта статья, то пишите ниже комментарии и поделитесь с друзьями в соц. сетях! Заранее благодарна, Фатеева Елена
Источник: https://dar-slova.ru/duxovn-i-lichnostnii-razvitie/molitvi-biblija-o-samorazvitii/molitvyi-ottsa-aleksandra-menya
О смирении в молитве
Глава 19. О смирении в молитве
Однажды Джибрил (а.с.) пришел к Пророку (с.а.с.) и сказал: «О, Посланник Аллаха! Я видел на небе ангела, восседающего на троне, а вокруг него было семьдесят тысяч ангелов, стоящих рядами и прислуживающие ему, и из каждого его вздоха Аллах создавал ангела.
А сейчас увидел того ангела на горе Каф, с обломанными крыльями, плачущим.
Увидев меня, он спросил: «Заступишься ли ты за меня?» А я спросил: «Какой грех ты совершил?» Он ответил: «Я был на троне в ночь Перенесения, и Мухаммад (с.а.с.) проходил мимо меня, но я не встал, и Аллах наказал меня таким образом и поместил меня тут, как ты видишь».
Он сказал: «И я умолял Аллаха и просил простить того ангела, и Всевышний Аллах сказал: «Джибрил! Скажи ему, чтобы он молился за Мухаммада», — этот ангел помолился за тебя, и Аллах простил его и вернул ему крылья»».
Знай, что первое дело, на которое будут смотреть, — это молитва, и если она будет совершенной, то будут приняты он и все его дела, а если несовершенной, то не будут приняты ни он, ни его дела.
И сказал Пророк (с.а.с.): «Предписанная молитва – как весы, кто совершит ее как надо – получит сполна свою награду».
И сказал Йаззид ар-Раккаши: «Молитва Посланника Аллаха (с.а.с.) была ровной и размеренной».
И сказал Пророк (с.а.с.): «Поистине, два человека из моей общины встают на молитву, и их поясные и земные поклоны похожи друг на друга, но поистине, между их молитвами такое же расстояние, как между небом и землей», указав на смирение.
И сказал он (с.а.с.): «В Судный день Аллах не посмотрит на раба, который не выпрямлял свою спину между поясным и земным поклонами»79.
И сказал он (с.а.с.): «Если кто-то совершает молитву своевременно, правильно делает омовение, делает поясной и земной поклоны так, как надо, и со смирением, его светлая молитва поднимается ввысь и говорит: «Да сохранит тебя Аллах, как ты хранил меня». А если кто совершает молитву не вовремя, неправильно берет омовение, не делает так, как надо поясной и земной поклоны, его темная и черная молитва поднимается ввысь и говорит: «Да потеряет тебя Аллах, как ты потерял меня!» И свернут ее, как сворачивают старое изношенное платье, и будут бить ею его по лицу».
И сказал Посланника Аллаха (с.а.с.): «Самый худший из воров – тот, кто крадет от своей молитвы».
Ибн Масуд (р.а.) сказал: «Молитва – весы, кто отдает сполна, получает сполна, а кто обманывает и обвешивает, познает истину слов Аллаха: «Горе обвешивающим» (83:1)».
Один из ученых сказал: «Совершающий молитву – как торговец, который не получает выгоду, пока не заканчивается его первоначальный капитал, и от совершающего молитву не принимаются дополнительные, пока он не выполнит обязательные».
Абу Бакр (р.а.) говорил, когда приходило [время] молитвы: «Идите к огню вашего Господа, который вы разожгли, и потушите его!»
И сказал Пророк (с.а.с.): «Поистине, молитва – это спокойствие и смирение».
И сказал Посланника Аллаха (с.а.с.): «Тот, кого молитва не удерживает от непристойностей и порицаемого, становится лишь дальше от Аллаха». А молитва небрежного не удерживает его от непристойностей и порицаемого.
И сказал Пророк (с.а.с.): «Как много выстаивающих [молитву], в стоянии которых нет ничего, кроме напряжения и усталости»80. Под этими словами он подразумевал лишь небрежного. И еще: «Рабу от его молитвы – лишь то, что он осознает».
Один знающий человек сказал: «Молитва – это четыре вещи: начинание со знанием, стояние со смирением, выполнение с возвеличиванием и завершение со страхом».
Сказал один шейх: «У того, кто не собирает свое сердце так, как надо, нарушается его молитва».
И сказал Посланника Аллаха (с.а.с.
): «В Раю есть река под названием аль-Афйах, в ней гурии, которых Аллах создал из шафрана, они играют с жемчугами и яхонтами, они прославляют Аллаха на семидесяти тысячах языков, голоса их прекраснее, чем голос Дауда (а.с.
), и они говорят: «Мы [будем принадлежать] тому, кто выполняет свою молитву со смирением и присутствием сердца». И говорит Всевышний Аллах: «Поистине, Я поселю его в своей Обители и сделаю его Своим гостем»».
И Всевышний Аллах внушил Мусе (а.с.): «Муса! Если ты вспоминаешь Меня, то вспоминай, чтобы части твоего тела дрожали, и будь при этом смиренным и спокойным. Когда ты вспоминаешь Меня, делай так, чтобы твой язык следовал за твоим сердцем, и, представая предо Мной, делай это как презренный раб и обращайся ко Мне со страхом в сердце и искренними словами».
Всевышний Аллах внушил ему: «Скажи грешникам из твоей общины, чтобы они не поминали Меня, ибо Я поклялся, что буду вспоминать того, кто вспоминает Меня, и если они станут вспоминать Меня, Я вспомню их с ненавистью».
Это касается грешника, который не забывает о зикре, что же говорить о том человеке, который одновременно и грешен, и беспечен к зикру?
Один из сподвижников сказал: «Люди в Судный день будут воскрешены такими, какими они были в молитве, — спокойными, умиротворенными, наслаждающимися ею, радующимися ей».
Однажды Пророк (с.а.с.) увидел человека, который в молитве гладил свою бороду, и сказал: «Если бы боялось и было смиренным его сердце, то и части тела его были бы смиренными».
И сказал он: «У того, чье сердце не смиренно, не примется его молитва».
И знай, что Всевышний Аллах в нескольких аятах восхвалил тех, кто смиренен и скромен в молитве, и сказал: «Которые смиренны во время своих молитв» (23:2); «Которые регулярно совершают молитвы» (23:9, 70:23).
И сказано: «Поистине, совершающих молитву много, но смиренных в молитве мало, совершающих хадж много, но благочестивых мало. Птиц много, но соловьев мало, знающих много, а тех, кто применяет свои знания, мало, и молитва – место для покорности, смирения и страха, это и есть условие принятия. Ведь, поистине, есть условия совершения молитвы – это выполнение обязательного из него, а условие принятия – смирение, ибо Всевышний сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» (23:1-2), и богобоязненность, ибо Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных»» (5:27).
И сказал Пророк (с.а.с.): «Кто совершает два ракяата, искренне обращаясь в них к Аллаху своим сердцем, тот избавляется от своих грехов и становится таким, каким он был в день, когда его родила мать».
Знай, что от молитвы отвлекают лишь мимолетные мысли, и нужно стараться избавиться от них. Это можно сделать так: совершать молитву в темноте или там, где ничего не отвлекает – ни звуки, ни пестрые ткани, надо отказаться от цветастой одежды, которая может отвлечь, если посмотреть на нее во время намаза. Рассказывают, что Пророк (с.а.с.) надел принесенную Абу Джахмом одежду, на которой были вышиты узоры, и пошел молиться. А после молитвы он снял ее и сказал: «Верните ее Абу Джахму, потому что она только что отвлекла меня от моего намаза»81. Также он попросил поменять ремешки на своих сандалиях, потом посмотрел на них, ведь они были новыми, и сказал, чтобы их убрали и вернули старые ремешки. У него еще до запрета [на золото] был на пальце золотой перстень, и, стоя однажды на минбаре, он бросил его, сказав: «Это отвлекает меня – один взгляд на него и один взгляд на вас»82.
Абу Талха однажды совершал молитву в своем пальмовом саду, и ему понравилась птичка, которая летала средь деревьев. Абу Талха, около часа наблюдал за ней и забыл, сколько [ракяатов] он сделал. Он рассказал Посланнику Аллаха (с.а.с.) о том искушении, что постигло его, потом сказал: «О, Посланник Аллаха! Этот [сад] – милостыня, и поступай с ним, как пожелаешь!» (в достоверных источниках передается, что Абу Талха пожертвовал сад после ниспослания аята: «Не достигнете вы благочестия, пока не расходуете из того, что любите»).
Один человек совершал молитву в своем саду, а пальмы были увешаны плодами, он посмотрел на них, и они завладели его вниманием настолько, что он забыл, сколько молился. Он рассказал об этом Усману (р.а.) и сказал: «Этот [сад] милостыня, используй его на пути Аллаха, Всемогущий Он и Великий», и тот продал сад за пятьдесят тысяч.
Один из праведных предков (саляфа) сказал: четыре [вещи] лишают человека награды за молитву: когда человек отвлекается, трогает лицо, выравнивает поверхность [перед собой] и когда он совершает молитву, а перед ним кто-то ходит.
Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах смотрит на молящегося, пока тот, не отвлекается»83. И ас-Сыддик84 (р.а.), когда совершал молитву, становился похожим на столб. И если кто-то стоит как неживой, и птицы садятся на него, и такое поведение почему-то считается нормальным и обычным перед великими сынами этого мира, то почему не считать это нормальным перед Правителем всех правителей?
И в Торе написано: «О, сын Адама! Не скупись передо Мной на мольбу и плач, и, поистине, я Господь, близкий к твоему сердцу, и ты увидишь Мой свет в том мире».
Рассказывают, что Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сказал, стоя на минбаре: «Поистине, есть человек, борода которого седеет в Исламе, а он ни одной молитвы не совершил искренне ради Всевышнего Аллаха». Его спросили: «Как это?» Он ответил: «Его смирение, страх и обращение к Всевышнему аллаху не выполняются так, как надо».
Абу Алию спросили о словах Всевышнего: «Которые небрежны к своим молитвам» (107:5), и он разъяснил: «Это тот, кто небрежен в своей молитве и не знает, сколько ему сейчас надо читать: читает ли он четный или нечетный ракяат». И аль-Хасан сказал: «Это тот, кто небрежен в своей молитве, пока не завершит ее».
И сказал Пророк (с.а.с.): «Всевышний Аллах сказал: «Мой раб не спасется от Меня ничем, кроме исполнения того, что Я предписал ему»». 79 Хадис достоверный, передали Ахмад и ат-Табарани с достоверным иснадом.
80 Ибн Маджа передал достоверный хадис с достоверными словами.
81 Передали Малик, аль-Бухари и Муслим.
82 Вывел ан-Насаи со слов Ибн Аббаса с достоверным иснадом. См.: аль-Ираки аль-Ихьйа, 1/164.
83 Достоверный хадис со схожим текстом передали Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Хузайма, аль-Хаким, посчитавший его достоверным. См.: ат-Таргиб, 353.
84 Ас-Сыддик (Правдивейший) — прозвище Абу Бакра (р.а.), первого праведного халифа и сподвижника Пророка (с.а.с.).
Источник: http://islam-vera.ru/biblioteka/knigi/440-2/glava-19-o-smirenii-v-molitve/
О смирении и терпении (преподобный амвросий оптинский)
«Если кто тебя обидит, — говорил старец одной монахине в назидание, — не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми.
Если мы не совершили преступлений, какие совершали другие, то это, может быть, потому, что не имели к тому случая: обстановка и обстоятельства были другие.
Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего не видим».
Говоря о том, что без смирения нельзя спастись, старец приводил такой пример: «Одна госпожа видела во сне Господа Иисуса и пред Ним толпу народа. На Его зов первою подошла к Нему девушка крестьянка, а потом мужик в лаптях и еще все люди крестьянского сословия. Госпожа подумала, что и ее за простоту, доброту и вообще за все добродетели Господь позовет к Себе.
Каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь перестал уже звать. Она решилась было сама напомнить о себе Господу, но Он отвратился от нее. Тогда госпожа упала на землю и начала смиренно сознаваться, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном». Затем старец прибавил: «А вот такие-то и годятся, таких-то там и надо».
Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую.
В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а разуметь это нужно так: если кто на тебя будет клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, это будет значить ударение в десную ланиту.
Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невиновен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.
Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю же и я.
«Батюшка! Научите меня терпению», — сказала одна сестра. «Учись, — ответил старец, — и начинай с терпения находящихся и встречающихся неприятностей». — «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями». Ответ старца: «Будь сама справедлива и не обижай никого».
Если кто-то из братии по малодушию и нетерпеливости скорбел о том, что его долго не представляют к мантии или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время. Все дадут; добрых дел никто не даст».
Памятозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроются внутри и рождаются, и произрастают от внутреннего корня самолюбия. Ветви снаружи как ни обрубай, пока корень этот будет сыр и свеж и не будет употреблено средств подсечь внутренние разветвления этого корня, через которые проникает зловредная влага и произращает наружные отпрыски, — труд будет напрасен.
Секира к истреблению корня самолюбия — вера, смирение, послушание и отсечение своих хотений и разумений.
Однажды старец сказал на общем благословении: «Бог посещает Своею милостью только смиренных». После этого, немного помолчав, вдруг прибавил: Бдите убо, яко не весте дне, ни часа (Мф. 25:13)… Через несколько минут тут же, на общем благословении, известили батюшку о кончине одного скитского послушника (Алексея Кронштадтского).
На слова одной паломницы, стоявшей около старца, что гордость мешает всем, он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда если и небо к земле прильнет, не страшно будет».
Помни и сказанное в псалме: Все пути Господни — милость и истина (Пс. 24:10). То есть должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение. А от себя самих требовать всякой истины — исполнения заповедей Господних.
Старайся подражать и той преподобной матери, которая, видя к себе зависть и ненависть и слыша разные клеветы, говорила себе самой: «Я недостойна любви их».
А когда находит на тебя смущение по этим причинам, повторяй псаломское слово: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118:165).
Вопрос: «Можно ли желать совершенствования в жизни духовной?» Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари».
Говорил и еще старец Амвросий в назидание своим ученикам о смирении: «Пришел было к настоятелю о. архимандриту Моисею один посетитель, но, не застав его дома, отправился к его родному брату, о. игумену Антонию. Среди разговора гость спросил о. игумена: «Скажите, батюшка, какого вы держитесь правила?» О.
Антоний отвечал: «Много было у меня правил, жил я в пустыни и по монастырям, и все разные были правила, а теперь осталось одно мытарево: «Боже, милостив буди мне грешному!» При этом батюшка добавил еще рассказ о том, как одна все хотела странствовать туда и сюда — и в Киев, и в Задонск, а старец один и говорит ей: «Все это тебе не на пользу, а сиди-ка лучше дома и твори мытареву молитву».
«Лишь только смирится человек, — говаривал старец, — как тотчас же смирение поставляет его в преддверие Царства Небесного», которое, прибавим к сему апостольские слова, несть брашно и питие, но правда и мир и радость о Духе Святе (Рим. 14:17).
«Царствие Божие, — говорил еще старец, — не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение».
Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/633