Молитва келейная

В Священном Писании сказано о двух видах молитв: келейной и общественной.

В православной церкви с первого дня существуют два вида молитвы: общественная и келейная и обе имеют обоснование в Евангелие.

Молитва келейнаяКелейная книжица архимандрита Иоанна Крестьянкина. Это один из почитаемых старцев Русской православной церкви в конце ХХ — начале XXI вековневно

Келейная молитва имеет гораздо больше допусков, чем общественная. То, что не совершается в некоторые дни в  церкви, например, поклоны или заупокойные молитвы, вполне допустимо дома – по желанию и настроению.

Келейная Общественная
Где молятся Дома В церкви
Что говорит Евангелие «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 18, 19 – 20) «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 6, 6)
Молитвы, которые читают «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже» «Ангеле Христов»,  от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»
На каком языке молятся На родном (перевод с церковнославянского) На церковнославянском языке

Келейная молитва — чтобы молиться дома, общественная — на богослужениях

Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами.

Применительно к мирянам келейная молитва — молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.

Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно.

Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.

Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила — собрание молитв, называемое утренними молитвами.

Утренние молитвы:

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Богородице Дево».
  5. «От сна восстав».
  6. «Помилуй мя, Боже».
  7. «Верую».
  8. «Боже, очисти».
  9. «К Тебе, Владыко».
  10. «Святый Ангеле».
  11. «Пресвятая Владычице».
  12. Призывание святых молитва за живых и усопших.

Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) — собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим.

Вечерние молитвы:

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Помилуй нас, Господи».
  5. «Боже вечный».
  6. «Благаго Царя».
  7. «Ангеле Христов».
  8. От «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Так же написано собрание молитв, которое  называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.

Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося. Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы.

Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные. Полагаются поклоны перед чтением молитв.

Смотрите также статью Можно ли молиться за самоубиенных?

Только в келейных молитвах церковь разрешает молиться за самоубийц

Молитва келейнаяТекст молитвы Льва Оптинского за самоубиенных

  • Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов.
  • Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.
  • Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу.

Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.

Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.

Молитва келейнаяИкона Покрова Пресвятой Богородицы

Составляющая келейных молитв — чтение акафистов, часто –  в честь  Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.

Неопалимая Купина Защита от пожара

Так, например, обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» защитит от пожара. Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» поможет в исцелении болезней, покровительствует христианскому браку.

Молиться за других людей — участвовать в их судьбе

Неотъемлемая часть молитвословия — молитва за других людей. Некоторые сомневаются, стоит ли молиться за своих близких, знакомых и незнакомых людей, или тех, кто нас попросит. Об этом так сказал Силуан Афонский:

«Молиться за других — кровь проливать».

А Антоний Сурожский добавляет:

  1. “И пролитие это идет до истощания всех жизненных сил в любви и сострадании.
  2. Но молиться за других означает также идти путем Христовым, стать выражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Его Воплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в наших сердцах.
  3. И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мы отождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее наше общение с Премилосердным Господом…»

Молиться за людей — значит принимать активное участие в их судьбе, разделять не только их радости, но и проблемы, боль и слезы. Моление за близких людей — проявление христианской любви.

Одни священники считают, что домашние молитвы можно произносить своими словами, другие — что только по молитвослову

Отношение священнослужителей к домашним молитвам неоднозначно: некоторые считают, что келейно молиться можно, произнося свои просительные и благодарственные слова. Важно, чтобы они шли от чистого сердца и искренне:

«Избегайте бессмысленности. Если вы хотите молиться своими словами, то немного подумайте, о чем именно вы хотите попросить Бога. Сумбур мыслей, бессвязные слова приведут к тому, что Господь может вас и не услышать».

Другие же считают, наши личные слова Бог может не услышать:

«Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они – произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий».

Но в одном они едины: сила молитв неоспорима, верующим необходимо говорить с Богом не только в храмах, но и дома, наедине.

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением»

Молитвы для домашнего моления

О самоубийцах:

Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя. Аминь.

Утренняя и вечерняя молитвы «Отче наш»:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет  воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

«Боже очисти» (молитва первая, Святого Макария (из утреннего правила)):

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукавого, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вечерняя молитва ко святому Ангелу Хранителю:

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Источник: https://hranitel.club/156-kelejnaya-molitva

Молитва и келейное правило

Молитва Иисусова требует от совершающего ее внутреннего сосредоточения и покаяния. По своей краткости она удобна для непрестанного произнесения, что помогает удерживать ум от рассеянности, а плоть — от пагубного воздействия страстей.

07.12.2017 Трудами братии монастыря  6 979

Молитва келейная

Главное делание монаха — это молитва: «Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы». Основой процветания монашеской жизни являлось развитие в монастырях аскетической практики внутреннего молитвенного делания, возрождению которой игумены обителей должны уделять особое внимание.

Молитва келейная Молитва соединяет с Богом, выражает благодарность и покаянное чувство, открывает возможность испросить у Господа все благое и спасительное, полагает начало каждому делу и освящает его. Через постоянное молитвенное обращение к Богу сохраняется непрестанное памятование о Нем и благоговейное пребывание перед Его очами во всякое время.

Келейное правило

По словам святых отцов, у каждого монаха есть жизненно важная потребность — предстоять в своей келье одному пред Лицом Единого Бога.

Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «существенное делание монаха — молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом».

Поэтому каждому монашествующему назначается личное келейное правило, включающее в себя определенное количество молитв Иисусовых и поклонов, а также другие молитвословия.

Келейное правило определяется сообразно с духовным устроением брата, телесными силами и исполняемыми послушаниями. На исполнение келейного правила необходимо выделять определенное время в течение дня, согласно уставу обители.

Правило, исполняемое ежедневно в одно и то же время, «обращается в навык, в необходимую естественную потребность» и закладывает прочный фундамент, на котором строится духовная жизнь монашествующего. Благодаря постоянному правилу монах приобретает мирный дух, память о Боге, духовную ревность и внутреннее радование.

Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой. Время уединения посвящается совершению молитвенного правила, чтению Священного Писания, прежде всего Евангелия, Апостола, Псалтири, святоотеческих толкований и аскетических творений.

При совершении келейного правила насельнику необходимо придавать значение не только количеству прочитанных молитвословий, но и их совершению с сокрушенным и смиренным сердцем, неспешностью и внимательностью.

Игумен должен тщательно заботиться о гармоничном сочетании телесных трудов и келейных молитвенных занятий братьев, придавая особое значение внутреннему молитвенному деланию каждого брата, его усердию и постоянству в совершении молитвы.

О молитве иисусовой

Особое место в молитвенном общении с Богом занимает Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Молитва Иисусова требует от совершающего ее внутреннего сосредоточения и покаяния.

По своей краткости она удобна для непрестанного произнесения, что помогает удерживать ум от рассеянности, а плоть — от пагубного воздействия страстей.

Являясь важной частью келейного монашеского правила для всех насельников обители, она должна быть совершаема и вне чтения правила, во всякое время и на всяком месте.

  • ПОЛОЖЕНИЕ О МОНАСТЫРЯХ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ
  • ***
  • «СИДИ В КЕЛЬЕ ТВОЕЙ, И ТА ВСЕМУ ТЕБЯ НАУЧИТ» Старческое наставление игумена Назария Валаамского: «О пребывании в келии и о исхождении» “Береги себя прилежно и в следующем: не выходи безвременно из келии твоей, кроме необходимой нужды, например, чтобы послушать, любви ради, ближнего, или чтобы немощному послужить, или если от Настоятеля куда послан будешь и скорее в келию свою возвращайся с покойным духом”.

Источник: https://valaam.ru/publishing/40236/

«Подводные камни» келейных молитв

Молитва келейнаяНе ищи высших даров Божиих, пока молишься Богу о помощи, да приидет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет для него уготовано место нескверное и чистое. Преподобный Исаия (370).

Никто из не наученных тайнам или из требующих млека, услышав высокое учение о благодатном действии молитвы, да не осмелится прикоснуться к нему. Возбранена такая несвоевременная попытка.

Покусившихся на нее, и взыскавших преждевременно того, что приходит в свое время, усиливающихся взойти в пристанище бесстрастия в несоответствующем ему устроении, Отцы признают не иначе, как находящимися в умопомешательстве.

Невозможно читать книг тому, кто не выучился грамоте. Святитель Каллист, патриарх Константинопольский (705).

Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные.

Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтоб ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтоб оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтоб оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние.

Наслаждение в молитве исключительный удел святых избранников Божиих, обновленных Святым Духом. Кто, увлекаемый порывами крови, увлекаемый тщеславием и сладострастием, сочиняет сам себе наслаждения, тот находится в горестном самообольщении. К такому сочинению очень способна душа, омраченная жительством по плоти, душа, обманутая и обманываемая своей гордостью.

Другие, занимаясь Иисусовой молитвой, хотят немедленно ощутить ее духовное действие, хотят наслаждаться ею, не поняв, что наслаждению, которое подает один Бог, должно предшествовать истинное покаяние.

Надо поплакать долго и горько прежде, нежели явится в душе духовное действие, которое благодать, которое, повторяю, подает един Бог в известное Ему время.

Надо прежде доказать верность свою Богу постоянством и терпением в молитвенном подвиге, усмотрением и отсечением всех страстей в самых мелочных действиях и отраслях их.

Когда человек сподобится ощутить что-либо духовное, то есть ощущение от Бога, тогда он поймет, что все собственные духовные ощущения ничтожны, сопряжены с самообольщением. К земле обетованной надобно пройти через пустыню.

Идя по этой пустыне, надо знать, что она пустыня, а не земля обетованная, чтоб не принять какого-либо оазиса пустынного с роскошною и богатою природою за землю обетованную и по этой причине не лишиться земли обетованной. Оазисы суть те утешения и особенно ясные самовоззрения, которые даются по временам новоначальному в подвиге молитвы.

Читайте также:  Новодевичий монастырь: что говорит википедия, как доехать на метро и расписание работы

На них не должно обращать особенного внимания. Первый духовный дар есть благодарное внимание при молитве, какового при одном собственном усилии невозможно иметь.

Неосторожные, особливо упорные, водимые самомнением и самочинием искатели высокого молитвенного состояния всегда бывают запечатлены печатью отвержения, по определению духовного закона. Снятие этой печати очень затруднительно по большей части невозможно.

Какая тому причина? Вот она: гордость и самомнение, вводящие в самообольщение, в общение с демонами и в порабощение им, не дают видеть неправильности и опасности своего положения, не дают видеть ни горестного общения с демонами, ни бедственного, убийственного порабощения им.

Брат! Неполезно тебе преждевременное получение сердечной, благодатной молитвы! Неполезно тебе преждевременное ощущение духовной сладости! Получив их преждевременно, не приобретя предварительных сведений, с каким благоговением и с какой осторожностью должно хранить дар благодати Божией, ты можешь употребить этот дар во зло, во вред и погибель души твоей. Притом собственными усилиями раскрыть в себе благодатную, умную и сердечную молитву невозможно: потому что соединить ум с сердцем и душой, разъединенные в нас падением, принадлежит единому Богу.

Будь бескорыстен пред Богом. Никак не позволь себе ожидания благодати: это состояние и учение находящихся в самообольщении, отпавших от Истины. Стремись узреть грех твой и возрыдать о нем: это твое дело.

  • Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
  • Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей.
  • Преподобный Иоанн Лествичник (649).
  • Во время молитвы не полезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только вникать в смысл произносимых слов, внимательно молиться…
  • Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Ведь и так бывает, что стоишь, стоишь в церкви, а будто внутри не сердце, а так, деревяшка-то неоструганная… Ну что ж, и за это, т. е. за деревяшку, спаси, Господи. Значит, надо так было.

Ведь иная душа, пережив высокие восторги, и возомнить о себе может, а такое состояние окамененного нечувствия смиряет ее.

И вообще мы не можем требовать от Бога молитвенных восторгов от нас требуется молитвенный труд, а радости посылаются от Бога, когда это Богу угодно и нам на пользу.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

…Если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает.

…Других бес иначе донимает. Молясь и видя в себе некий духовный прогресс, они начинают кичиться им и всех прочих считать низшими и недостойными, а себя видеть избранным сосудом Божиим. Такие молитвенники обычно всех осуждают, легко раздражаются при укорении, всегда в какой-то смуте.

Хотя и говорится у апостола Павла, что взывающий ко Господу Иисусу Христу о спасении и исповедующий Его Сыном Божиим спасен будет (см. Рим. 10, 13), но Сам Спаситель нас поучает, что не всякий взывающий Господи, Господи, будет услышан, только тот, кто исполняет волю Отца Небесного (ср.: Мф. 7, 21).

А эти люди, хотя и взывают, сердце их отстоит далеко от Господа.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/podvodnye-kamni-kelejnyx-molitv/

Православные молитвы которыми молились подвижники келейно

Молитвы с тремя поклонами, как встанешь с постели утромГосподи, благослови ми день сей прейти без греха и во вся дни живота моего не остави меня, да не погибну аз окаянный. (Поклон)
Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, не остави мя от заступления Твоего, да в день сей, и во все дни живота моего, аз окаянный не погибну. (Поклон)

Ангеле Божий, Хранителю мой святый, сохрани мя в день сей без греха и во все дни живота моего от всякого злоключения, да за беззакония моя аз окаянный не погибну. (Поклон)

Когда проснешься, скажи: Слава Тебе Христе Боже мой, что Ты не погубил меня с беззакониями моими, но до сего времени еще Ты терпишь грехам моим. Дай мне, Господи, положить начало доброе, дабы в этот наступивший день ни делом, ни мыслию, не прогневать Тебя, Создателя моего, но чтобы все дела, желания, советы и мысли были во славу Пречистого Твоего Имени.

Перед молитвами: Господи, благослови меня принести Тебе молитвы и моления моя Твоему благоутробию о моем ничтожестве.

Утренняя молитва: Тебе Богу и Творцу моему в Троице Святей славимому Отцу и Сыну и Святому Духу, поклоняюся и вручаю душу и тело мое, и молюся: Ты мя благослови, Ты мя помилуй, и от всякого мирского, диавольского, и телесного зла избави. И даждь в мире без греха прейти день сей, во славу Твою, и во спасение души моея, Аминь.

Начало молитв (преп. Симеона Нового Богослова): Я недостоин, Господи, говорить перед Тобою, потому что весьма грешен.

О тех, которые тебе сделали зло: Молю Тебя, Господи, особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили или какое-либо зло сделали, не наказывай их меня ради грешного, но пролей на них благодать Твою.

О тех, которым ты сделал зло: Господи, молю Тебя о всех, которых я, грешный опечалил, обидел или соблазнил словом, делом, помышлением, ведением или неведением, не остави их Твоею милостью, помоги им и спаси их.

Молитва по призванию святых: Боже Святый и на Святых почивая, воспоминая Святых Твоих и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самого, в них действовавшего, прилежно молю Тя: даждь мне грешному последовать их учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, и их молитвенным пособием, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобиться славы и хвалить Пресвятое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Пред чтением Слова Божиего: Открой, Господи, очи мои, и уразумею чудеса от Закона Твоего. Странник я на земле, не скрывай от мене заповедей Твоих.

Перед входом в храм Божий: Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, во страсе Твоем.

При начатии всякого дела: Господи, благослови мне дело сие начатии, пошли помощь Твою святую, да возмогу его свершить.

По назидательной беседе: Господи! Не осуди меня говорившего сие!

  • О человеке, который оскорбил: Господи, святыми молитвами его даждь мне смирение и терпение.
  • О том, кто говорил худо о тебе: Господи, Иисусе Христе, помилуй сего брата и меня непотребного раба Твоего и покрый нас от лукавого молитвами святых Твоих;
    Или: Господи, помоги мне исправиться.
  • Против вражьего страха: Господи, от страха вражьего изми душу мою.
  • На блудные помыслы: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.
  • Во время искушения: Господи, избави мя от всякого искушения.
  • При успехе в работе и при радостном известии о чем-либо: Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже, Благодетелю мой, во веки веков.
  • При выходе из дома в путешествие или на работу, обращая лицо к иконам: Господи, направи ко благу путь мой.

В скорби (Духовный рецепт свт. Игнатия Брянчанинова): Слава Тебе, Боже мой за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю; помяни мя Господи во Царствии Твоем!

Когда приносишь молитву за других: Господи, благослови меня принести молитвы и моления Твоему Благоутробию о моем ничтожестве и о всех моих родных и знаемых, как здравствующих, так и почивших, за коих Ты умер на кресте.

За прошедший день или ночь: Владыко Господи! Прости мне все имени ради святаго Твоего и исцели душу .мою, яко согреших Тебе.

Святителю Николаю: Святителю Божий, Угодниче Христов Николае! За нас не премолчи, вопия ко Владыце всех, Емуже предстоиши со всеми святыми.

Молитва схимницы: Господи, спаси всех от первого до последнего, введи в Царствие Небесное всех питающихся пречистою Кровью Твоею, помилуй создание Твое и прости мои грехи и верующих во имя Твое святое.
Преп. Силуана Афонского: Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему.

О молитве: Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовию, без которых молитва не бывает услышана. Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне.

В начале молитвы: Боже, милостив буди мне грешному и непотребному рабу Твоему.

Молитва старца Феодора Санкаретского: Господи, отпусти мне мои согрешения и не лиши меня Твоего милосердия, даруй мне победу и одоления на врага и на все страсти.

Молитва Свт. Иоасафа Белгородского: Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися: распятие претерпе и смертию пострада.

Когда уныние найдет на душу: Господи, Боже мой, изми мя от уст пагубного змия, зияющего пожрети мя и совести во ад жива.

Во время душевных волнений: Сыне Божий, помилуй мя грешного! Пресвятая Богородице, помози ми! Не остави мене! Умоли Сына Твоего о мне грешном!

Когда что сделаешь доброе: Слава долготерпению Твоему, Господи! Слава человеколюбию Твоему, Владыко! Слава благости Твоей, Святый!

Когда забылся, спохватившись, говори: Не остави мене, Господи Боже мой, ниже отступи от мене: я отвратил духовные очи от Тебе, Ты, Создателю мой, не отврати лица Твоего от мене, призри на мя и помилуй мя.

Молитва за новопреставленную: Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя) и прости ей всякое согрешение вольное и невольное.

На благословение пищи и пития: Господи Иисусе Христе Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (Крестить пищу и питие)

Об избавлении от искушений (преп. Симеона Нового Богослова): Не попусти на меня Владыко Господи, искушение, или скорбь, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них, или даруй мне крепость перенести их с благодарением.

  1. Когда нападет уныние или ожесточение сердца перед молитвой: Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться достодолжно.
  2. Об упокоении: Помяни, Господи, во Царствии Твоем Небесном, усопших раб Твоих (имена) и прости им вся согрешения и сподоби их вечной жизни.
  3. За усопших Молитва преподобного Антония Оптинского: Призри благосердием, Всепетая Богородице, на душу усопшего раба Твоего (имя) и моли Сына Твоего и Бога нашего грехов юности и неведения его не помянути и святыми Твоими и всесильными молитвами сподоби его со святыми в вечной славе царствовать, ибо Ты еси спасение рода христианского и Тебе дана благодать молиться за ны.
  4. Молитва за болящего: Господи, сотвори, чтобы болезнь эта была в очищение многих грехов моих.

Молитва за заблудших: Господи! Просвети заблудших (имена), обрати их в Святую Церковь Твою и спаси их всесильною Твоею благодатию! Нас же в православии и истинной вере соблюди, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Молитва за детей: Владыко Господи Вседержителю, буди милостив к детям моим, приведи их к вере и спасению, сохрани их под кровом Твоим, покрый их от всякого лукаваго похотения, отжени от них всякого врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечные, даруй умиление и смирение сердцам их.

Если кто непослушлив (Старца Силуана Афонского): Господи, вразуми раба Твоего, Ты любишь его.

Молитва самоукорения: Господи! Видишь, как я согрешила, осуждаю других, вижу более чужие недостатки, нежели свои.

  • Когда во тьме греха: Помоги мне, Господи Боже мой, скоро помоги и не оставляй меня более в этой тьме греховной.
  • О даровании молитвы за обидящих: Даждь убо нам молитву о ненавидящих и обидящих нас, даждь Господи.
  • Худые мысли надо отгонять молитвой: Господи, помилуй мя, яко немощен есмь.
  • О скорбех надо говорить: Благо мне, яко смирил мя еси, Господи.

Когда идешь спрашивать духовного отца: Господи Боже мой! Сотвори со мною милость и внуши отцу дать мне ответ.

Чтобы сказать на пользу: Господи Иисусе Христе! Благослови слова сии и что нужно, внуши сказать к славе Твоей.

За все скорбное: Слава Тебе, Господи!

Во время оставления тебя благодатью Божией, при туге душевной: Ты, Господи, меня оставляешь за грехи, но я не отойду от Тебя и неотступно буду молить о помиловании.

20 февраля, Четверг(7 февраля по ст.ст.)

Прп. Парфения, еп. Лампсакийского (IV). Прп. Луки Елладского (ок. 946).

Мчч. 1003 Никомидийских (303).

Сщмч. Александра Талызина пресвитера (1938); сщмч. Алексия Троицкого пресвитера (1942).

@1 Ин., 74 зач., IV, 20 – V, 21. Мк., 66 зач., XV, 1–15.@

Архивы Выберите месяц Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Январь 2013 Молитва келейная Выделите текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter или ссылку ниже
ссылка Сейчас в эфире:

Источник: http://krestovayapustin.cerkov.ru/2015/08/07/pravoslavnye-molitvy-kotorymi-molilis-podvizhniki-kelejno/

Что такое «келейная молитва» и «молитвенное правило»?

Я только недавно пришла в Церковь, пока еще мало знаю о духовной жизни. Что такое «келейная молитва» и «молитвенное правило»? Для чего они нужны? Объясните, пожалуйста.

Инна Сердюк

Отвечает иерей Алексий Малюков:

– Молитва – одна из важнейших духовных практик. Евангелие говорит нам о молитве общественной: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф.

18:20),  и частной, домашней, келейной молитве: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). Эти две молитвы идут параллельно, и одна может усиливать другую.

Читайте также:  Молитва остробрамской божьей матери в чем помогает, текст

Если человек усердно молится дома, то это усердие проявляется и в храме. Вдохновленный же от молитвословий в храме человек может принести этот огонь в свою домашнюю молитву.

Поговорим о келейной, домашней молитве. Здесь очень важно понимать, перед Кем я нахожусь, Кому молюсь, Кого призываю. Так как мы видели из приведенного выше евангельского текста, молитва домашняя – это личное предстояние пред Богом, где кроме вас и Бога никого нет.

Для чего вообще нужна эта тайная встреча?

Когда никто тебя не видит, есть возможность проявить свою искренность, быть честным и испытать себя. Можно сказать все, что думаешь – плакать, кричать и при этом не бояться показаться смешным. Ведь есть такие слова, которые никому, кроме Бога, не скажешь.

«Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс 93:9) Бог все знает, видит и слышит. Поэтому духовную жизнь нельзя скрыть, она или есть, или ее нет. Молитва не должна быть актерством или чем-то мнимым. Молитва – это взаимное проникновение нашего желания познать Господа, приблизиться к Богу – и Божьего откровения о Себе.

Как регулярные тренировки делают из музыканта виртуоза, так и постоянное упражнение в молитве меняет и преображает жизнь христианина. Заменить эту духовную практику невозможно ничем.

Святые отцы напрямую связывали жизнь человека с его молитвой, они говорили так: «Как человек молится, так и живет, а как живет, так и молится». Привычка молиться дает не только жизнь духу, но и налаживает внешнюю, мирскую жизнь.

С утра человек просит благословить новый день, дать всякое устройство в делах, а вечером благодарит Бога, и успокаивается в молитве от дневной суеты.

Для помощи новоначальным и укрепления их молитвенной практики Церковь установила vолитвенное правило.

Молитвенное правило – это минимальный набор необходимых ежедневных утренних и вечерних молитв. Это молитвы угодников Божьих, которые были близки к Богу, и передают нам свой духовный опыт через молитвы, ими составленные.

Конечно, к утренним и вечерним молитвам можно присоединять чтение Евангелия, Псалтыри и добавлять свои личные, сокровенные желания и просьбы.

Важно помнить, что нужно заключать ум в слова молитвы, или по-другому, читать внимательно с благоговением. Потому что любое, даже хорошее дело можно испортить. Можно читать молитву на автоматизме, не вникая в суть прочитанного. Представлять молитву как закон, не как мое желание сказать что-то Богу, а вычитывание ради «галочки».

Святые отцы говорят довольно много о качестве молитвы.

«Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца и оставило на душе глубокое и сильное впечатление» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

«Молитвенное правило домашнее… не имеет неизменности, а может быть изменяемо и во времени, и в длительности, и в составе. Одно нужно иметь во внимании – чтобы все делалось не в угоду лености, и чтобы молитва шла от души…

Не грешите против себя, позволяя себе рассеивать доброе впечатление от молитв механическим дочитыванием положенных молитв… Всякий может определять по своим обстоятельствам – увеличивать, умалять, передвигать время и место…

все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует» (свт. Феофан Затворник).

Итак, молитва домашняя, келейная, есть незаменимая духовная практика, в которую входят утренние и вечерние молитвы.

Правило может меняться согласно духовному состоянию христианина, но главное, чтобы оно не потеряло своей глубины, чтобы из поля зрения не вышел сам Бог, к Которому обращены наши молитвы.

Только бы наша молитва не стала религиозной отметкой духовной жизни, но была как огонь, пусть и небольшой, –  но который рассеивает тьму и показывает направление движения нашей жизни в Боге.

Источник: https://spzh.news/ru/vopros-svyashhenniku/60724-chto-takoje-kelejnaja-molitva-i-molitvennoje-pravilo

Келейное правило

Начало правилу келейному

Подобает ведати, како начати правило свое в келии. Став убо на обычном
своем месте, сотвори со смирением сердца и сокрушенным помыслом
поклоны до земли, глаголя сице:

  1. Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).
  2. Создавыи мя, Господи, помилуй мя (поклон).
  3. Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
  4. Боже, милости буди мне, грешному (поклон).
  5. Боже, прости беззакония моя и согрешения (поклон).
  6. Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй мя и спаси мя, и помози ми ныне в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  7. Непобедимая и божественная сила, честнаго и животворящаго Креста Господня, не остави мя, грешнаго, уповающаго на тя (поклон).
  8. Вся небесныя силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне, грешнем, ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  9. Ангеле Христов, хранителю мой святыи, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  10. Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече Господень, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  11. Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии и вси святии, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  12. Господи, или словом, или делом, или помышлением, согреших во всей жизни моей, помилуй мя и прости мя милости Твоея ради (поклон).

Посем, молитва святаго Макария, 1-я

Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже благо сотворих пред
Тобою, но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да
неосужденно отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое
святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком.
Аминь.

Молитва 2-я, святаго Исаака Сириянина

Господи Исусе Христе Боже мой, посещаяи тварь Свою, Тебе явлены
страсти моя, и немощь естества моего, и крепость супостата моего. Ты Сам,
Владыко, покрый мя от злобы его, занеже сила его крепка и естество мое
страстно, и сила немощна.

Ты убо Благии, ведыи немощь мою, иже нося неудобьство безсилия моего, сохрани мя от помысла смущена, и потопа
страстей, и достойна мя сотвори, сея службы святыя, да не како в
страстех моих растлю сладость ея, и обрящуся безстуден пред Тобою и
дерзостив.

Но милостию Си помилуй мя, яко благословен еси во веки.
Аминь.

Молитва 3-я, святаго Стефана Фивейскаго

Владыко Господи Исусе Христе, Боже мой, Ты Помощник ми буди, в
руку Твоею аз, да не оставиши мене согрешати, яко прельщен есмь, да не
оставиши мене последовати хотению моему лукавому, да не оставиши
мене погибнути во гресех моих, ущедри создание Свое, не отверзи
мене от лица Твоего грех ради моих, яко к Тебе прибегох, исцели
душу мою, яко согреших Ти, пред Тобою суть вси оскорбляющие
мя, и ищущие дущу мою изъяти ю, и несть ми прибежища иного,
токмо к Тебе Господи, Господи, спаси мя милости Твоея ради, яко Ты
еси Господи, сильныи во всяческих. Яко Твое есть Царство и сила и
слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком.
Аминь.

Молитва 4-я, святаго Иоанна Златоустаго

Господи, аще хощу, аще не хощу, спаси мя, понеже бо аз яко кал
любовещныи, греховную скверну желаю, но Ты яко Благ и Всесилен,
можеши ми возбранити.

Аще бо праведнаго помилуеши, ничтоже велие, ащи
чистаго спасеши, ничтоже дивно, достойни бо суть милости Твоея.

Но на мне
паче Владыко, окаяннем и грешнем и сквернем удиви милость Свою, покажи
благоутробие Свое, Тебе бо оставлен есмь нищии, обнищав всеми благими
делы. Господи, спаси мя милости Твоея ради, яко благословен еси во веки.
Аминь.

Молитва 5-я

Владыко, помилуй мя благости Твоея ради, и не остави мене заблудити
от Твоея воли.

И не отверзи убогия молитвы моея от Твоего лица, но
услыши Господи, глас молитвы моея, егда молюся Тебе во дни и в нощи, и
приими яко избранно кадило, и не возбрани грехов моих ради благости
Твоея, но спаси мя имене Твоего ради святаго. Твое бо есть единаго, еже
миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому
Духу, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.

  • Таже, помолився, и предочистив себя, целуй крест свой, иже носиши на
    персех своих, и знаменаяся им, глаголи:
  • Господи Исусе Христе, Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя,
    силою Креста живоноснаго Ти.
  • Посем:

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради. (трижды).

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии,
помилуй нас. Аминь. Таже:

Царю Небесныи…

Трисвятое. По Отче наш…

Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне.

  1. Приидите поклонимся… трижды.
  2. Псалом 50: Помилуй мя, Боже…
  3. Символ Веры: Верую во единаго Бога…
  4. Таже, или каноны глаголи, или молитвы Исусовы, или поклоны.
  5. По завершении канонов глаголи:

Достойно есть… Трисвятое. По Отче наш… тропари канонов. Господи,
помилуй, 40.

  • Таже: Честнейшую херувим…
  • Слава, и ныне, Господи, помилуй, дважды, Господи, благослови
    поклонами)
    .
  • И отпуст, по обычаю.

Неции же глаголют последи, Господи помилуй, 40. Молитвы канонов. И
исповедание.

Таже: Честнейшую… И отпуст.

Источник: https://www.molitvoslov.com/text1001.htm

Молитвы, которыми молились подвижники келейно

  • Молитвы, которыми молились
  • подвижники келейно
  • Молитва святителю Николаю

Святитель Божий, Угодниче Христов Николае! За нас не промолчи, вопия ко Владыце всех, Ему же предстоиши со всеми святыми.

Молитва преподобного Силуана Афонского

Господи Милостивый, Духом Свя­тым научи нас смирению Твоему. Господи, не дай мне возмечтать о себе, как бы о лучшем кого из людей, но думать, как о худшем всех и никого не осуждать, а судить строго.

Молитва на благословение пищи и пития

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молит­вами Пречистый Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (Крестить пищу и пи­тие).

  1. Молитва об избавлении от искушений
  2. преп. Симеона Нового Богослова
  3. Не попусти на меня, Владыко Гос­поди, искушение, или скорбь, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них, или даруй мне крепость пере­нести их с благодарением.
  4. Молитва за умирающего
  5. Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, заступи, спаси, помилуй и сохра­ни Боже, Твоею благодатию душу раба Твоего (имя), грехи юности и неведения его не помяни, и даруй ему кончину христианскую, непостыдну и мирну, и да не узрит душа его мрачного взора лукавых демонов, да приимут в Ангели Твои светлии и просветлии, и на Страшном Суде Тво­ем милостив ему буди, ибо Твое есть единого Господа, еже миловати и спасати нас.
  6. Молитва болящего первая
  7. Господи, сотвори, чтобы болезнь эта была в очищение многия грехов моих.
  8. Молитва болящего вторая
  9. Господи, Ты видишь мою болезнь, Ты знаешь, как я грешен и немощен, помози мне терпеть и благодарить Твою благость.
  10. Молитва за заблудших

Господи! Просвети заблудших (име­на), обрати их в святую Церковь Твою и спаси их всесильною Твоею Благодатию! Нас же в Православии и истинной вере соблюди, яко благосло­вен еси во веки веков. Аминь.

  • Молитва Владычице Богородице
  • Владычице, приими молитвы раб Твоих за недугующих неверием (име­на) и избави их от слепоты душев­ной, да узрят свет Веры Божествен­ной, да вси обратятся в недра Матери Церкви и избавятся всякия нужды и печали.
  • Молитва за детей
  • Владыко Господи Вседержителю, буди милостив к детям моим, приведи их к вере и спасению, сохрани их под кровом Твоим, покрый их от всякого лукавого похотения, отжени от них всякого врага и супостата, отверзни им уши и очи сердечные, даруй уми­ление и смирение сердцам их.
  • Молитва, если кто непослушлив,
  • св. преподобного Силуана Афонского
  • Господи, вразуми раба Своего, Ты любишь его.
  • Молитва во время искушений
  • Господи, избави мя от всякого искушения.
  • Молитва при выходе из дома в путешествие
  • или на работу
  • Обращая лицо к иконам.
  • Господи, направи ко благу путь мой.
  • Молитва при прохождении мимо церкви, часовни,
  • икон и Св. Креста на пути
  • Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, помилуй мя грешного.
  • Молитва против помыслов тщеславия и гордости
  • Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, помилуй мя грешного.
  • Молитва прежде, чем выйти из дома

«Богородице»… и «Достойно есть»

  1. Молитва за клеветников и обидчиков
  2. Господи, помилуй их, не ведают бо, что творят.
  3. Молитва за гонителей и презрителей веры

Господи! Обрати к Тебе и сердца врагов наших, и, если не возможно уже ожесточенным обратиться, то по­ложи преграду зла их и защити от них избранных Твоих.

  • Молитва, когда согрешишь или ошибешься
  • Оскорбил Тебя, Спасителя моего, прости меня.
  • Молитва об отпущении грехов юности

Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, ради благости Твоея, Господи.

Молитва к Божией Матери от преждевременной смерти

О, Пресвятая Госпоже Владычице, Дево Богородице! Приими недостой­ную молитву нашу, и сохрани нас от наглыя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние.

  1. Молитва Господу об избавлении от внезапной смерти
  2. Помышляю день судный и сокры­тый от меня час моего исхождения из тела, плачу о содеянных мною грехах и, взирая на ожидающую меня землю, как из предверия гроба моего, вопию: Ты, Всеблагий Господи Иисусе, в час исхода моего из жизни сей и в последующие за оным часы, о, Иису­се, Сыне Божий, живых и мертвых упование, Иисусе Сладчайший не остави меня, но помилуй меня.
  3. (Полез­но произносить на каждом часе).
  4. Молитва о примирении находящихся в ссоре людей
Читайте также:  Молитвы николаю чудотворцу о здравии близких, как написать записку о здравии

Благодарим Тя, Владыко человеколюбче. Царя веков и Подателю бла­гих, разрушившего вражды средосте­ния, и мир подавшего роду человече­скому, даровавшего и ныне мир рабом Твоим (имярек).

Вкорени в них страх Твой, и друг к другу любовь утверди.

Угаси всякую распрю, отьими вся разногласия, соблазны, яко ты еси Мир наш, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва за злобного

Господи, благосотвори раба Твоего (имярек) благодатию Твоею.

Источник: http://mihail-arhangel-hram.ru/index.php/molitvy/82-molitvy-kotorymi-molilis-podvizhniki-kelejno

«Вниди в клеть твою и помолись втайне»: создание условий для возможности келейной молитвы братии – Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Доклад настоятельницы ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия игумении Елисаветы (Поздняковой) на круглом столе «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях» (Санкт-Петербург, 8–9 августа 2017 г.)

Тайная, келейная молитва установлена в Евангелии Самим Господом: Вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне, и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6:6).

Из Евангелия мы знаем, что Христос во время Своей земной жизни часто прибегал к уединенной молитве: И отпустив я, иде в гору помолитися (Мк. 6:46);  …изыде в гору помолитися: и бе об нощь в молитве Божии (Лк. 6:12) и др.

Гефсиманский сад был одним из излюбленных мест Христа, куда Он уединялся для молитвы, и даже последние часы перед предательством Иуды и Крестным страданием Спаситель проводит там, посвящая их уединенной молитве. Мы знаем о том, что Христос молился на коленях (Лк.

22:41), молился с усилием, до кровавого пота. Призывая нас к молитве, Господь Своим примером учит нас, что молитва – это подвиг, для совершения которого необходим немалый труд.

Заповедь о молитве дана всем людям, но в особенности она относится к нам, монахам. По учению Православной Церкви, монашество – это распятие себя миру, отсечение своей воли и полная обращенность к Богу. Настроить свою душу для молитвы очень трудно. Монастырь – это место, где созданы специальные условия, необходимые для духовного возрастания монаха. Монах всегда предстоит один пред Богом.

По словам святителя Феофана Затворника, «…монах – тот, у кого так устроено внутреннее, что только есть Бог да он, исчезающий в Боге» [1]. Преподобный Макарий Египетский определяет монашество как непрестанное призывание Бога в молитве «один на один»: «Во-первых, монах называется монахом потому, что он – один . Во-вторых, он называется монахом потому, что в непрерывной молитве призывает Бога .

И его ум сам в себе также становится монашествующим, один на один обращаясь к истинному Богу» [2]. Из этих определений видно, что святые отцы особенно подчеркивают обращенность монаха к Богу, осуществляемое в молитве общение с Богом, предстояние Богу один на один.

Такое предстояние может заключаться во всякой молитве, в том числе и в церковной, но ярче всего оно выражается в частной, келейной молитве.

Можно заметить, что многие преподобные сподоблялись особенных духовных дарований именно во время совершения келейного правила. Так из жития преподобного Антония Великого мы знаем о том, что во время правила он сподобился Божественного откровения [3]; также преподобному Сергию Радонежскому Пресвятая Богородица явилась во время уединенной молитвы [4].

О важной роли келейной молитвы говорят многие учители монашества, как древние, так и близкие нам по времени, подчеркивая, что келейное монашеское правило внесено отцами Церкви в церковный устав по откровению свыше [5].

Святые отцы учат, что келейное правило необходимо для поддержания иноческого настроения [6] и нравственных сил души так же, как ежедневное употребление пищи необходимо для поддержания сил телесных [7], – замечая, что качество келейной молитвы может достигать более высокого уровня, чем совместной, поскольку молитвенник находится наедине с самим собой [8].

Все труды монаха строго подчинены распорядку его духовной жизни и не должны чрезмерно отвлекать его, занимая ум и сердце.

Преподобный Никон Оптинский говорит о том, что среди трудов и душеспасительных дел обязательно должно оставаться место для келейной молитвы: «Как бы ни был занят человек даже самыми душеспасительными делами, даже за послушание, он должен все-таки иметь постоянное келейное молитвенное правило» [9].

В святоотеческой литературе есть много указаний на то, что келейное правило не должно быть одинаковым для всех, но должно назначаться индивидуально, смотря по духовному и физическому состоянию монаха.

«Богоносные отцы наши , – пишет преподобный Макарий Оптинский, – установили и еще правила келейные, против силы и возможности и произволения каждого, и проходили: иные много , иные меньше, другие еще меньше, смотря по мере сил своих и по усмотрению наставников их…» [10].

ПреподобныйМакарий особенно подчеркивает важность того, чтобы правило было назначаемо духовником, который знает духовное состояние монаха [11].

В Патерике мы встречаем суждения о том, что лучше регулярно выполнять небольшое правило, чем иметь большое, но часто его оставлять: «Предпочитаю непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому» [12].

  • Святитель Игнатий Брянчанинов в «Слове о келейном молитвенном правиле» говорит о том, какую пользу оно приносит спасающимся: «Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, служит большим пособием для подвизающегося о спасении своем» [13].
  • Церковный опыт показывает, что для беспрепятственного выполнения монахом или послушником келейного правила необходимо соблюдение нескольких внешних условий:
  • – насельники должны иметь возможность выполнять свое келейное правило наедине;
  • – для келейного правила должно быть выделено строго определенное время, свободное от всех других дел;
  • – важно, чтобы при совершении правила насельник или насельница не были объективно уставшими.
  • Необходимо, чтобы правило назначалось каждому по силам – в соответствии с духовным состоянием и душевным устроением.
  • Несмотря на множество трудностей и препятствий, которые ставит перед нами современная жизнь, наша главная задача – расположить свои дела так, чтобы мы могли выполнять свои монашеские обязанности.

К сожалению, в России большинство действующих ныне монастырей восстанавливались из руин, в связи с чем не было возможности предоставить насельникам отдельные кельи. Это обстоятельство затрудняло возможность келейной молитвы. Также большое количество физической работы, необходимой на этапе восстановления монастыря, часто не оставляло времени для келейного правила.

Монастыри, расположенные в городах, имеют также и другие факторы, мешающие монашеской жизни. Это и шум, и суета, и непрерывный поток людей, вынуждающий сестер постоянно находиться «на людях».

Выполняя послушания, сестры зачастую вынуждены одновременно отвечать на всевозможные вопросы, выслушивать людей с их историями и проблемами, рассказывать им о вере, проводить экскурсии по храму и по монастырю. Всё это чрезмерно утомляет и препятствует внутренней молитве.

Городские монастыри часто вынуждены взаимодействовать со светскими организациями, принимать на работу мирских сотрудников и вследствие этого оказываются подчинены светскому графику работы. Кроме того, в городе существует больше возможностей и соблазнов заняться какой-либо активной деятельностью, способствующей увеличению суеты.

Самое главное при этом не забыть, для чего мы ушли из мира. Если центром жизни монастыря будет Христос, тогда всё в ней будет выстраиваться правильно. И тогда станет очевидным, что келейная молитва – одна из важнейших составляющих духовной жизни монаха.

На опыте мы знаем, что окружающий нас мир, да и сама монастырская деятельность всячески стремятся отнять у нас молитву, поэтому за возможность совершения келейного правила приходится постоянно вести борьбу.

Для прохождения келейного правила желательно, чтобы у каждого насельника была отдельная келья. Но если нет такой возможности, нужно, чтобы каждая сестра могла где-то уединиться.

Важно, чтобы в распорядке дня было выделено специальное время для совершения правила.

Представляется неприемлемым, чтобы сестра вынуждена была самостоятельно искать себе время для молитвы, поскольку в этом случае неотложные послушания или же наша неорганизованность могут полностью «поглотить» его.

Если по своему послушанию сестра не может выполнять правило в положенное для всех время, необходимо установить для нее другое время, которое не будет занято послушанием.

Ко времени совершения келейного правила сестра должна иметь силы на его выполнение, то есть она не должна быть уставшей. Для этого необходимо строго выдерживать баланс между временем послушания, отдыха и молитвы.

Неприемлемым является «фиктивный» распорядок дня, из которого бывает больше исключений, чем следований ему.

Иногда бывает, что мы скрываемся за лукавыми формулировками распорядка дня, говоря, что на богослужении молятся все сестры, кроме занятых на срочных послушаниях, тогда как на самом деле все сестры, кроме церковниц и певчих, находятся в это время на послушаниях, признанных срочными.

Если сестра пришла в монастырь молиться и служить Богу, то не должно получаться так, что во все время от посева до уборки урожая сестра попадает на службы только в воскресенье и праздники.

Немного расскажу об опыте нашей обители.

Особенность условий, в которых находится Марфо-Мариинская обитель милосердия, заключается в ее расположении в самом центре Москвы и в осуществляемой здесь обширной социальной деятельности.

Вследствие этого в обители постоянно находится много мирских людей, и даже после закрытия ворот на территории остаются дети детского дома и другие подопечные, а также ухаживающие за ними сотрудники.

Архитектурный ансамбль обители некогда представлял собой городскую усадьбу, здания которой впоследствии были приспособлены Великой княгиней Елисаветой Феодоровной под нужды обители, поэтому их планировка изначально не предполагала какой-либо выделенной территории для сестер. Выходя из сестринского корпуса, насельницы попадают в гущу событий.

Очевидно, что без молитвы жизнь обители, как и вообще любого монастыря, теряет всякий смысл. Если жизнь обители не будет основана на молитве, не будет иметь смысла также и осуществляемое ею социальное служение.

Чтобы этого не произошло, мы посчитали важным, чтобы монашествующие сестры не принимали активного участия в социальном служении.

Основательница обители, святая преподобномученица Елисавета, также считала, что сестры, принимая монашество, должны жить более уединенной и строгой жизнью.

Жизнь сестер строго регламентирована и подчинена особому распорядку, который дает возможность сочетать три составляющие: молитву, послушание и отдых. Монашествующие сестры должны в меру трудиться и отдыхать и хорошо молиться.

От соотношения этих составляющих зависит, насколько сестра будет готова к молитве, сколько сил у нее будет для того, чтобы молиться. Монашествующие сестры неопустительно посещают все богослужения суточного круга. У сестер есть обязательное время для келейного правила.

Каждой сестре правило назначается индивидуально, в зависимости от ее духовного состояния и физических возможностей.

Если по своему послушанию сестра не может выполнять келейное правило в отведенное для этого в распорядке дня время, то ей назначается другое время в течение дня. Если сестры живут в келье вдвоем, одна из них может на время келейного правила уйти в какое-либо из свободных в это время помещений.

В распорядке дня сестер молитва в среднем занимает восемь часов, включая богослужения, а также общее и келейное правило.

В обители постоянно ведется борьба за время молитвы, поскольку по опыту мы знаем, что если не будем постоянно бороться за это время или будем что-то ему предпочитать, то оно очень быстро утратится.

У обители есть монашеское подворье, которое не занимается социальной деятельностью. На подворье более размеренная жизнь, строже устав, уставные богослужения. Сестрам обители прививается понимание того, что лучший отдых – поездка на подворье. Если сестра устала, хочет передохнуть, прийти в себя, она может на неделю поехать на подворье и там в тишине помолиться, набраться душевных сил.

Подводя итог сказанному, можно еще раз отметить, что келейная молитва – очень важная часть жизни монаха, и если мы всегда будем думать об этом, если оставление келейного правила будет болью нашего сердца, то Господь призрит на наше усердие и, по слову преподобного Исаака Сирина, «сии (правила), представляющиеся тебе малыми, вменятся тебе в стену, ограждающую от пленяющих нас» [14].

[1] Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М., 2003. С. 259–260.

[2] Преподобный Макарий Великий. Духовные беседы. М., 2004. Беседа 56. 1.

[3] Жития святых на русском языке. Книга пятая, январь. М., 2003. С. 547–548.

[4] Житие и подвиги преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия, игумена Радонежского, и всея России чудотворца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С.199–200.

[5] Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижническия. М., 1993. Слово 71. С. 362.

[6] Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. В 2 т. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2003. Т. 1. С. 336.

[7] Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. М., 2009. Т. 2. Слово о келейном молитвенном правиле. С. 222.

[8] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т.6. О молитве. М., 2013. С. 196.

[9] Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. В 2 т. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2003. Т. 1. С. 335.

[10] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. В 6 т. М., 1862. Т. 3. С. 11.

[11] Там же.

[12] Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. М., 2009. Т. 2. Слово о келейном молитвенном правиле. С. 221.

[13] Там же. С. 220–221.

[14] Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижническия. М., 1993. Слово 71. С. 362.

Просмотры (72)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=27727

Ссылка на основную публикацию